|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
При выборе провода для автомобильной проводки нужно учитывать факторы воздействия, которым он будет подвергаться при эксплуатации: перепады температур, вибрация, воздействия масел, бензина. Качественный автомобильный провод должен быть гибким, многпроволочным, с медными жилами, а его изоляция устойчива к морозам, не трескаться, не дубеть и не плавиться на жаре.
Рассмотрим характеристики отечественных марок проводов для автомобильной проводки, которые можно купить на российском рынке.
⊕ПВА | ПВА-низковольтный провод высокого класса гибкости (5-ый класс), специально предназначен для использования в автомобильной промышленности. Допустимая температура эксплуатации до +105 С, хотя предел теплостойкости значительно выше (до 96 часов при t + 135C). Провод устойчив к нефтепродуктам – маслу, дизельному и бензиновому топливу. Минимальный срок службы до 10 лет. Провод ПВАМ (М-малогабаритный) отличается от ПВА лишь толщиной изоляции, что делает его легче по общей массе, однако разница при монтаже не ощутима. Преимущественное применение в современных легковых и грузовых автомобилях для подключения оборудования бортовой сети. Кабель соответствует европейским стандартам. Заказать ПВА |
⊕ПГВАЭ | ПГВА-низковольтный провод повышенной гибкости для автомобильной электрики. Температурный диапазон ниже, чем у ПВА – от – 40 до + 70 С. ПГВА имеет класс гибкости 3, менее гибкий, чем ПВА, но визуально разница незначительна. Этот кабель чаще всего используют для бортовой сети в сельскохозяйственной технике, грузовых машин и пассажирского транспорта. При необходимости защитить передачу электрического сигнала от помех используют экранированный кабель ПГВАЭ. Заказать ПГВА Все провода из серии автотракторных проводов (ПВА, ПВАМ, ПГВА, ПГВАЭ и др.) выпускаются разноцветные, что удобно при подключении автомобильного электрооборудования и последующей идентификации. |
⊕НВ | НВ, НВМ - относятся к категории универсальных монтажных проводов и применяются для межприборных соединений, преимущественно фиксированный монтаж. Кабель рассчитан на переменное напряжение 600 и 1000 В и постоянное 840 и 1400 В.В качестве токопроводящей жилы используются однопроволочная или многопроволочная луженая медь, что улучшает качество пайки при необходимости. Температурный диапазон до + 105 С. Разница между НВ и НВМ заключается в выпускаемом классе гибкости жил. Заказать НВ |
Некоторые автомастера используют в качестве проводов для автомобильной проводки установочные провода марок ПВ3, ПВ4, ПуГВ, однако максимальная рабочая температура этих проводов не более +70С, и их можно использовать только для стационарного монтажа, а также эти провода необходимо дополнительно защищать. Также в изоляции данных проводов нет специальных пластификаторов, которые защищают от воздействия бензина и масел. Нередко марки ПВ3, ПугВ используют для питания акустики в автомобиле.
Немецкий гибкий провод марки SiHF имеет силиконовую изоляцию и также может быть использован для автомобильной проводки. Силиконовый провод выдерживает температуру до +180С, негорючий. Однако такой провод достаточно дорогой по сравнению с выше рассмотренными марками.
Чтобы правильно рассчитать сечение провода для автомобильной проводки нужны следующие данные:
Чтобы быстро подобрать сечение провода достаточно знать максимальную силу тока и воспользоваться готовой таблицей. Существуют нормы максимального тока для каждого стандартного сечения, но этот метод применим только для коротких электрических цепей.
Сечение провода, мм2 | Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С | |||||||
20 | 30 | 50 | 80 | |||||
0,5 | 17,5 | 16,5 | 14 | 9,5 | ||||
0,75 | 22,5 | 21,5 | 17,5 | 12,5 | ||||
1 | 25 | 21,5 | 15 | |||||
1,5 | 33,5 | 32 | 27 | 19 | ||||
2,5 | 45,5 | 43,5 | 37,5 | 26 | ||||
4 | 61,5 | 58,5 | 50 | 35,5 | ||||
6 | 80,5 | 77 | 66 | 47 |
Существует также негласное правила автоэлектриков, что на каждые 1мм2 сечения подключаемая нагрузка 10А.
Ниже представлена таблица с учётом максимальной длины провода от источника питания в 12В до электрооборудования при падении напряжения менее 2%
Ток, А | Сечение кабеля, мм2 | |||||||||||
1 | 1,5 | 2,5 | 4 | 6 | 10 | 16 | 25 | 35 | 50 | 75 | 100 | |
1 | 7 | 10,91 | 17,65 | 28,57 | 42,86 | 70,6 | 109,1 | 176,5 | 244,9 | - | - | - |
2 | 3,53 | 5,45 | 8,82 | 14,29 | 21,4 | 35,3 | 88,2 | 122,4 | 171,4 | - | - | |
4 | 1,76 | 2,73 | 4,41 | 7,7,14 | 10,7 | 17,6 | 27,3 | 44,1 | 61,2 | 85,7 | 130,4 | - |
6 | 1,18 | 1,82 | 2,94 | 4,76 | 7,1 | 11,7 | 18,2 | 29,4 | 40,8 | 57,1 | 87 | 117,6 |
8 | 0,88 | 1,36 | 2,2 | 3,57 | 5,4 | 8,8 | 13,6 | 22 | 30,6 | 42,9 | 65,25 | 88,2 |
10 | 0,71 | 1 | 1,76 | 2,86 | 4,3 | 7,1 | 10,9 | 17,7 | 24,5 | 34,3 | 52,2 | 70,6 |
15 | - | 0,73 | 1,18 | 1,9 | 2,9 | 4,7 | 7,3 | 11,8 | 16,3 | 22,9 | 34,8 | 47,1 |
20 | - | - | 0,88 | 1,43 | 2,1 | 3,5 | 5,5 | 8,8 | 12,2 | 17,1 | 26,1 | 35,3 |
25 | - | - | - | 1,14 | 1,7 | 2,8 | 4,4 | 7,1 | 9,8 | 13,7 | 20,9 | 28,2 |
30 | - | - | - | - | 1,4 | 2,4 | 3,6 | 5,9 | 8,2 | 11,4 | 17,4 | 23,5 |
40 | - | - | - | - | - | 1,8 | 2,7 | 4,4 | 6,1 | 8,5 | 13 | 17,6 |
50 | - | - | - | - | - | - | 2,2 | 3,5 | 4,9 | 6,9 | 10,4 | 14,1 |
100 | - | - | - | - | - | - | - | 1,7 | 2,4 | 3,4 | 5,2 | 7,1 |
150 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,3 | 3,5 | 4,7 |
200 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,6 | 3,5 |
Пример: Необходимо подключить магнитолу, длина провода 2 метра провода, ток 15 ампер.Согласно таблице ищем наиболее близкие данные для этой задачи.По таблице получается, что нам подойдет сечение 6 мм2,
Для более точного расчета сечения провода для автомобильной проводки рекомендуем обратиться к специалистам.
Компания Кабельные системы осуществляет оптово-розничную продажу проводов для автомобильной проводки.Поможем с выбором нужной марки для вашего случая!
Оставьте Ваш телефон и мы свяжемся через 15 минут!
Подберем гибкий многожильный кабель для Ваших задач.
kabel-s.ru
Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений. Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля. По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.
В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.
***
Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.
Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте. Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.
Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.
Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки. Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.
Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.
Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от -40 до +105 ˚С.
Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).
Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от -60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.
Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.
На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.
Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм2. Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм2) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм2).
Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п. Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.
Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.
Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.
Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута. Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.
Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.
Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.
Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:
ΔU = ρlI/S,
где ρ – удельное сопротивление медного провода при температуре 20 ˚С равно 0,0185 Ом/м; l – длина провода, м; I – сила тока, А; S – площадь сечения жилы, мм2.
Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.
С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.
Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.
***
Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.
Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.
Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.
***
Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси. Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи. Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.
Высоковольтные провода делятся на обычные - с металлическим центральным проводником, и специальные - с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.
Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×103 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.
Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).
Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×103 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.
Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»). Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки. Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.
Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет. Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.
Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.
Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» - 11 кОм/м). Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).
***
Защитная аппаратура автомобильных электрических цепей
k-a-t.ru
Перед монтажом дополнительной силовой проводки или при ремонте (замене) проводки в автомобилях и других транспортных средствах возникают вопросы по правильному выбору и применению необходимого для монтажа провода.
При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.
Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам. Следует помнить, что летом температура в автомобиле, стоящем на солнце c закрытыми стеклами, в средних широтах может достигать+50...60°С, а на юге +80...90°С.
Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30...40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.
Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.
Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь. При токовой перегрузке цепи или коротком замыкании, до сгорания плавкой вставки предохранителя цепи, проводник не должен нагреваться до температуры плавления изоляции кабеля.
Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.
Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.
Кабель | Назначение | Сечение, мм2 | Изоляция | Температура экспл. |
НВ, НВМ | монтажный | 0,5...2,5 | ПХВ пластикат | - 50°С…+ 105°С |
ПВА | автотракторный | 0,5…95 | ПХВ пластикат | - 40°С…+ 105°С |
ПГВА | автотракторный | 0,5…95 | ПХВ пластикат | - 60°С…+ 70°С |
ПВАМ | транспортный | 0,5…6,0 | ПХВ пластикат | - 40°С…+ 105°С |
ПВЭп-М | силовой | 2,5…70 | Каучук | - 60°С…+ 100°С |
ПВКВ | выводной | 0,75.120 | Резина | - 60°С.+ 180°С |
ПВ3 | установочный | 0,5.95 | ПХВ пластикат | - 50°С.+ 70°С |
Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.
Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие - провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.
Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable - силовой кабель
Belsis, Proleader и т.д. - торговая марка поставщика или производителя
OFC (Oxygen- Free Copper) - проволока изготовлена из бескислородной меди
№20 - No20 - Nr20 - #20 - калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.
AWG - American Wire Gauge - Американский сортамент для проволоки
SWG - Standard Wire Gauge - Стандартный сортамент BWG - Birmingham Wire Gauge - Бирмингемский сортамент
Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.
Калибр AWG | Диаметр, мм | Сечение, мм2 | Сопротивление, Ом/м | Аналог, мм2 |
20 | 0,81 | 0,52 | 0,035 | 0,5 |
19 | 0,91 | 0,65 | 0,025 | 0,75 |
18 | 1,02 | 0,82 | 0,023 | 0,75 |
17 | 1,15 | 1,04 | 0,018 | 1,00 |
16 | 1,29 | 1,31 | 0,015 | 1,5 |
15 | 1,45 | 1,65 | 0,012 | 1,5 |
14 | 1,63 | 2,08 | 0,0088 | 2,0 |
13 | 1,83 | 2,62 | 0,0074 | 2,5 |
12 | 2,05 | 3,31 | 0,0054 | 3,0 |
11 | 2,31 | 4,17 | 0,0046 | 4,0 |
10 | 2,59 | 5,26 | 0,0036 | 5,0 |
9 | 2,91 | 6,63 | 0,0031 | 6,0 |
8 | 3,26 | 8,37 | 0,0024 | 8,0 |
7 | 3,67 | 10,55 | 0,0018 | 10,0 |
6 | 4,12 | 13,3 | 0,0014 | 16,0 |
5 | 4,62 | 16,8 | 0,0012 | 16,0 |
4 | 5,19 | 21,15 | 0,00091 | 25,0 |
3 | 5,83 | 26,68 | 0,00073 | 25,0 |
2 | 6,54 | 33,6 | 0,00057 | 35,0 |
1 | 7,35 | 42,4 | 0,00047 | 35,0 |
1/0 | 8,25 | 53,5 | 0,00037 | 50,0 |
00 | 9,27 | 67,5 | 0,00029 | 70,0 |
000 | 10,41 | 85,0 | 0,00023 | 95,0 |
0000 | 11,68 | 107,2 | 0,00018 | 95,0 |
Для выбора калибра (сечения) необходимого кабеля необходимо знать:
• максимальный ток, потребляемый нагрузкой;
• длину проводов от нагрузки до аккумулятора;
• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.
Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%. Если аккумулятор имеет напряжение +12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать +1,2V (в импульсе до +1,8V), Напряжение бортсети +12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение +24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.
Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2. Среднее значение плотности тока для изолированного провода проложенного открытой проводкой в нормальных температурных условиях соответствует 6 А/мм2.
Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6
Пример 1: рассчитать калибр (сечение) кабеля, если нагрузкой аккумулятора +12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.
Расчет:
Мощность нагрузки 2x200W = 400W
Максимальный ток 400W: 6 = 67А
Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2
Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм
Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом
Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения + 12V
Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.
Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD2/4, где π = 3,14, D - диаметр жилы.
Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000. Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20...30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска). Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика. При отсутствии специальных соединительных изделий можно применять клеммные блоки, колодки и монтажные коробки для промышленной или бытовой электропроводки.
Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.
Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра. Если проводка проходит через места с острыми металлическими краями кабель необходимо пропускать сквозь резиновые или нейлоновые уплотнители (обтираторы).
Соединение нагрузки и аккумулятора необходимо производить двумя разнополярными кабелями с изоляцией разного цвета и с одинаковым калибром токопроводящей жилы.
Запрещается использовать металлические кузов или шасси автомобиля в качестве «минусового» провода питания, т.к. из- за сварных швов и плохих контактных соединений возможно падение напряжения питания нагрузки.
При сборке кузова автомобиля, детали шасси и кузова соединяются между собой с помощью сварки, клепки и резьбовых соединений. Эти соединения должны обеспечить жесткость механической конструкции и гальванический контакт между ее отдельными частями, но для силовых токов они создают кузовные суммарные переходные сопротивления.
Механические соединения в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии, ржавлению и окислению, что приводит к увеличению суммарных переходных сопротивлений, которые могут достигать величины 0,5…1,5 Ом.
Например, если нагрузка имеет ток потребления 10А, то на кузовном переходном сопротивлении в 1,0 Ом произойдет, по закону Ома, потеря напряжения +10В. Если нагрузка имеет питание от аккумулятора +12В, то для ее питания остатка напряжения в +2В будет недостаточно.
Словарик:
Электрический ток - упорядоченное движение электрического тока в проводнике.
Плотность тока - распределение электрического тока по сечению проводника.
Провод электрический - неизолированный или изолированный проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок.
Кабель электрический - один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную оболочку.
Силовой кабель - электрический кабель для передачи электроэнергии.
Поделился опытом Сарычев Владимир
www.eti.su
Рано или поздно в любом транспортном средстве начинает изнашиваться проводка, отвечающая за работу электрооборудования и соединяющая основные узлы автомобиля. Поэтому некоторым автомобилистам приходится производить ее замену в случае износа. В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать провод автомобильный монтажный и что для этого следует учесть.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Чтобы соединение проводов в зажимах автомобиля было надежным, к выбору электропроводки следует подойти ответственно. Когда покупается электропроводка автомобиля, в первую очередь следует учитывать требования пожарной безопасности. Как известно, автомобильные кабеля укладываются в кузове машины по порогам и углам, а также через соответствующие отверстия. В процессе эксплуатации транспортного средства кабеля, а также соединения проводов в зажимах подвергаются различным внешним воздействиям, в частности, низким температурам, влаге, различных кислот, масел и т.д. Кроме того, износ обуславливается также вибрациями, ударами.
Изолента на проводке автомобиляДаже в летнюю жару температура в салоне транспортного средства может достигать критических для проводки показателей. Соответственно, это сказывается на функциональности кабелей. Не менее негативно на них влияют и низкие температуры зимой. При укладке автомобильной проводки не рекомендуется использовать жесткие кабеля с плохой изоляцией, которая может быстро растрескаться. Впоследствии это может привести к замыканию и, как следствие, возгоранию.
Разумеется, для ликвидации растрескивания всегда можно использовать изоленту. Для изоляции лучше использовать тряпичную изоленту, она боле устойчива к механическим повреждениям. Но ведь не обмотаете же вы изолентой весь кабель, чтобы защитить авто? Для укладки должны использоваться только кабеля, соответствующие по току, а также эксплуатационным характеристикам в месте монтажа.
Кабеля в любом случае должны быть наиболее гибкими и иметь хорошую изоляцию, которая не будет твердеть на морозе и размягчаться при жаре. Что касается самой жилы, которая является проводником, то желательно, чтобы она была многопроволочной, а также медной. Благодаря этим характеристикам жила сможет пропускать номинальный ток без потерь. Если в бортовой сети будет перегруз, который приведет к перегоранию предохранителя электрооборудования, цепь не должна перегреваться, а изоляция не должна плавиться. Даже если замыкание приведет к возгоранию, проводка должна способствовать предотвращению распространения огня.
Пусковые провода, а также кабеля для прокладки и соединения проводов в зажимах, без проблем можно приобрести в любом автомобильном магазине. На сегодняшний день отечественный рынок предлагает автовладельцам огромное количество разновидностей проводов с различным сечением. Это могут быть как продукты российского производства, так и привезенные из-за рубежа. Как показывает практика, более дорогие кабеля иностранного производства сами по себе являются более качественными. Видео об укладке проводки по салону автомобиля Renault Fluence представлено ниже (автор ролика — Decibel).
Зарубежные продукты характеризуются полупрозрачной изоляцией, которая может быть красного либо коричневого оттенка. Что касается токопроводящей жилы, то более предпочтительнее ее многопроволочное плетение. Более дешевые варианты оснащаются обычной медью, в то время как более дорогие — бескислородной. Последняя характеризуется сниженным сопротивлением и, соответственно, более низкими потерями сигнала.
При выборе пусковых проводов или других кабелей необходимо учитывать и маркировку:
Если вам нужен автомобильный провод ПГВА или любой другой, рекомендуем прислушаться к мнению специалистов. Покупая пусковые провода с разными сечениями для установки в разные разъемы, как сказано выше, в первую очередь следует учитывать противопожарные характеристики. Изоляция в любом случае должна быть устойчивой к перегрузкам сети. При приобретении кабелей либо зажимов для соединения проводов специалисты рекомендуют учитывать несколько параметров — электрические, а также физико-механические.
Дозволенные и запрещенные действия при укладке электропроводкиНачнем с электрических — эти характеристики обеспечивают удержание сигнала от потери, а также безопасность проводки в целом. В данном случае при покупке следует ориентироваться на диаметр жилы, а также материал, из которого она изготовлена. Эти два параметра определяют показатель сопротивления на метр длины провода. Чем ниже этот показатель будет, тем лучше, поскольку меньше импульса будет потеряно на участке от АКБ к узлу или оборудованию, соответственно, проводка будет меньше греться.
По мнению специалистов, оптимально использовать медные жильные кабеля, а еще лучше — из бескислородной меди, поскольку в данном случае уровень сопротивления будет минимальным. Разумеется, это отразится и на стоимости товара. Если говорить о диаметре, то он должен быть побольше, но не слишком толстым.
В целом параметр сопротивления должен быть подобран таким образом, чтобы:
Цвета проводов в данном случае особой роли не играют.
Для того, чтобы не ошибиться при выборе, при покупке следует учитывать такие данные:
На видео ниже вы сможете ознакомиться с процедурой замены проводки транспортного средства на примере автомобиля Вольво (автор ролика — Форум Школа).
Например, если максимальный ток нагрузки составляет около 54 ампер, то сечение провода, которое позволит обеспечить лучшую плотность в районе 6 А/мм2, можно высчитать по формуле:
S=54/6=9 мм2.
Оптимальное напряжение для используемых электрических устройств и оборудование будет обеспечено благодаря правильно подобранному диаметру, а также материалу жилы. Если его подключение будет правильным, то проводка никогда не будет греться, соответственно, это значительно снижает вероятность замыкания и, соответственно, возгорания.
Что касается физико-механических параметров, то они более относятся к самой изоляции, чем к жиле. Изоляция очень важна в данном случае, поскольку она защищает проводку от оголения жилы и, соответственно, возможного замыкания. Так что изоляция, особенно в том месте, где кабеля будут соединяться, ни в коем случае не должна твердеть, трескаться или плавиться под воздействием высоких температур. При покупке автотракторных или традиционных автомобильных кабелей нужно учитывать, что изоляция всегда должна иметь нужный запас прочности, чтобы она не рвалась при натяжении или трении.
Кроме того, на изоляцию не должна воздействовать автохимия, так популярная сегодня среди наших соотечественников. В целом изоляция играет очень важную роль, поскольку она должна противодействовать различным химическим и физическим процессам, которым подвергается проводка.
Поэтому при выборе также следует уделить внимание материалу изоляции. К примеру, если приобретается проводка для монтажа акустической системы, то кабель в любом случае должен быть хорошо экранирован. Это позволит предотвратить попадание сторонних электромагнитных полей, а также снижение качества звучания магнитолы. Если вы не уверены в том, подойдет ли вашей бортовой сети тот или иной провод, перед приобретением желательно проконсультироваться с электриком.
Загрузка ...Наглядная инструкция по укладке силового кабеля на примере автомобиля Дэу Ланос представлена на видео ниже (автор — Олег Деркач).
avtozam.com
Современный автомобиль не будет работать без электричества: оно необходимо для старта двигателя, освещения дороги и салона, работы электронных систем. Навигация, кондиционирование воздуха, работа аудиосистем, сигнализации и многое другое – все это немыслимо без электричества. Соответственно количество проводов в автомобиле исчисляется даже не десятками, а сотнями метров.
Специфические условия эксплуатации проводки предъявляют к ней особые требования. Зимой автомобиль не редко подолгу стоит на морозе, а в процессе работы температура в салоне и под капотом быстро повышается. Провода для автомобильной проводки часто испытывают механическое воздействие, влияние масел и топлива. При этом к ним предъявляется особые требования по продолжительности эксплуатации, так как любой автомобилист не хочет ежемесячно тратить время и деньги на замену проводов. Именно поэтому все производители используют провода марок ПГВА, ПВА, ПВАМ, соответствующие специфическим условиям эксплуатации.
Основные преимущества автомобильных проводов
Провода для автомобильной проводки обладают следующими основными преимуществами:
Добиться подобных преимуществ позволяет использование в качестве токопроводящего кабеля медной многопроволочной жилы круглого сечения, специального материала изоляции. Большое количество жил не только обеспечивает надежность, и выступает в качестве защиты при перегрузках. Материал изоляции проводов – ПВХ пластикат, он отличается высокими эксплуатационными характеристиками, устойчивостью к старению. В качестве изоляции силовых проводов используется каучук – классический материал, не нуждающийся в дополнительной рекомендации.
Выбор автомобильных проводов
При выборе проводов для автомобильной проводки на первом плане стоят требования пожарной безопасности. Именно по этой причине необходимо отказаться от жестких проводов с изоляцией, склонной к растрескиванию в процессе эксплуатации. Прокладывать кабеля в автомобиле часто приходится через переборки, вдоль углов, где они подвергаются трению, возникающему в процессе вибрации кузова и крупных узлов. Температура под капотом на солнце достигает значительных величин, а в зимние холода двигатель остывает ночью очень быстро. Все эти разрушающие факторы не должны влиять на изоляцию используемого провода.
Жила автомобильного кабеля должна хорошо проводить электрический ток номинальной мощности, недопустимы его потери и перегревание провода во время сгорания предохранителя. Температура медной жилы в последнем случае не должна превышать ту, при которой начинается плавиться изоляция. Именно поэтому рекомендуют использовать специальные провода для автомобильной проводки, выпускаемые как отечественной, так и зарубежной промышленностью.
Большое значение имеет расцветка проводов, так как она позволяет легко ориентироваться в сложной системе энергообеспечения автомобиля. Стандартной классификации по цветовой гамме нет, но современные базы данных, получить доступ к которым сегодня может каждый автолюбитель, содержат всю необходимую информацию по отечественным и зарубежным автомобилям.
cable.ru
Для соединения в схемах электрооборудования применяют автотракторные провода, которые делятся на провода низкого напряжения (до 48 Вольт) и высокого. В качестве изоляции автомобильных проводов применяют поливинилхлоридный пластикат, который удовлетворяет следующим требованиям, предъявляемым к изоляции проводов на автомобиле: масло-, бензо- и кислотостойкости, не распространением горения, работоспособности при низких и высоких температурах. Провода марок ПВА, ПВАЭ и ПВАЛ используют для соединений при температуре от —40 до +105°С, провода остальных марок — от —40 до +70 °С. Если при соединении приборов требуется экранирование провода, то применяют провода марок ПВАЭ и ПГВАЭ, а в случае необходимости защиты проводов от механических повреждений — провода с бронированной изоляцией марки ПГВАБ. Для удобства отыскания соединений и цепей провода изготавливают следующих цветов: белого, желтого, оранжевого, красного (бордо), розового, синего (голубого), зеленого, коричневого, черного, серого и фиолетового. Сверху сплошного цвета допускается нанесение дополнительного цвета эмалью ХС5103 в виде колец или полос (белой, черной, красной и голубой). Срок службы проводов не менее 8 лет. Для соединения подвижной пластины прерывателя в распределителе зажигания используют провод марки ПЩОО сечением 0,5 мм2. В переносных лампах автомобилей применяют двухжильные провода марок ШПВУ и ПЛКТ. Соединение аккумуляторной батареи с массой автомобиля на некоторых автомобилях производят медным неизолированным плетеным проводом марки АМГ. Однако следует иметь в виду, что в случае попадания электролита на этот провод он быстро разрушается. Как определить нужное сечение автомобильного проводаПри выборе сечения провода необходимо учитывать: силу тока из условия допустимого нагрева провода, допустимое напряжение в цепи, механическую прочность провода и способ прокладки (одиночный или в пучке). В зависимости от марки автомобильного провода сечение его жилы может быть следующих размеров: 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10; 16; 25; 35; 50; 70 и 95 мм2. Ниже приведена зависимость между сечением провода и его сопротивлением.
Допустимые значения силы тока при длительных нагрузках проводов сечением 0,5—16 мм2 при одиночной прокладке должны быть не выше указанных в таблице 1. Таблица 1 номинальное сечение провода и допустимое значение тока в автомобильной проводке.
Контакт наконечника в месте соединения обладает сопротивлением, значение которого не должно превышать значений, указанных в таблице 2. Таблица 2 допустимые значения сопротивлений контактов наконечника в месте соединения проводов в автомобиле.
Штекерные соединения, у которых усилие разъема мало (1—3 Н), обладают по сравнению с обычными повышенным переходным сопротивлением (в 2—2,5 раза). Поэтому не рекомендуется без надобности производить расстыковку штекерных соединений во избежание ослабления и нарушения контакта. При прокладке проводов сечением 0,5—4,0 2 в жгутах, в поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила допустимого тока в проводе I=0,55I1 (где I1 — сила тока по таблице 1), а при наличии 8—19 проводов — I=0,38I1. Сечение проводов цепи автомобильного стартера подбирают так, чтобы падение напряжения в проводе не превышало 0,2 В на каждые 100 А потребляемого стартером тока. Автомобильные провода высокого напряженияРис. 2. Провода высокого напряжения для автомобилей: а — ПВВ; б — ПВВО; в — ПВВП Провода высокого напряжения в автомобилях, применяемые для соединения в цепях системы зажигания, подразделяются на обычные ПВВ с металлическим многожильным проводником 1 (рис. 2, а) и помехоподавительные провода марок ПВВО и ПВВП. При использовании проводов ПВВ необходимо устанавливать наконечники с подавительными резисторами у каждой автомобильной свечи. Резистивный провод ПВВО (рис. 2, б) состоит из жилы-сердечника 2 (изготовленной из хлопчатобумажной пряжи и пропитанной сажевым раствором) в хлопчатобумажной или капроновой оплетке 3 и изоляции 4 из поливинилхлоридного пластиката или одно- или двухслойной резины. Недостаток провода марки ПВВО — трудность обеспечения надежного контакта между проводом и наконечником. Реактивные провода марки ПВВП (рис. 2, в) имеют в центре льняную нить 1, на которую нанесен слой ферропласта 7 (20 % поливинилхлоридного пластиката ПДФ и 80 % ферритового порошка). Поверх ферропластового слоя намотана проволока 6 диаметром 0,12 мм из сплава 40Н, являющаяся токопроводящей жилой. На нее наложена изоляция 5 из поливинилхлоридного пластиката. Подавление помех в этом проводе осуществляется как слоем ферропласта, так и проводником — спиралью. Провода марки ПВВП соответствуют требованиям на допустимые пределы радиопомех. Провода имеют наконечники под винт или штекерные соединения. Наконечники соединяются с проводом пайкой или опрессовкой. Правила ухода за автомобильными проводамиПри эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать следующие правила ухода за проводами:
При замене плавкой вставки использовать выпускаемые промышленностью предохранители на соответствующую силу номинального тока или, в крайней, безвыходной ситуации, на проволоку только рекомендуемого сечения. Например, при силе номинального тока предохранителя 10 А медный луженый провод плавкой вставки должен иметь диаметр 0,26 мм (для силы тока 15 А соответственно 0,37 мм). Категорически запрещается применять более толстую проволоку («жучки») или выпускаемые промышленностью предохранители, рассчитанные на большей силы номинальный ток. |
www.xn--b1agveejs.su
При осуществлении выбора проводов и кабелей на самое первое место выходят требования по пожарной безопасности.
Прокладывать электропроводку в любом транспортном средстве обычно приходится в кузове по порогам и углам, через подходящие случайные отверстия и переборки. Провода в ходе процесса эксплуатации вполне могут подвергаться воздействиям низких и высоких температур, льда, кислот, воды, масла, топлива, а кроме того, трения, вибрации, ударов и тряски и прочим разрушающим факторам. Надо помнить, что в летний период температура в автомобиле, который стоит на солнце c наглухо закрытыми стеклами, в обычных средних широтах вполне может достигать плюс 50...60°С, а в южных широтах и вовсе плюс 90°С.
В зимний период, в сильные морозы, автомашина может остывать в условиях средних широт до -30 или 40°С, а на Урале и в Сибирском регионе до -50 и даже 60°С, в Якутии же и вовсе до минус 70°С.
Довольно опасно использовать жесткий провод, обладающий ненадежной, довольно легко и быстро растрескивающейся изоляцией! Подобный провод может стать причиной возникновения короткого замыкания в проводке и пожара! Следует применять кабели и провода, которые полностью соответствуют месту установки по силе тока, эксплуатационным и климатическим условиям.
Также провод обязательно должен быть довольно гибким и иметь прочную изоляцию, твердеть которая не должна даже при установлении отрицательных температур, а кроме того, не должна при нагревании размягчаться. Проводник кабеля непременно должен быть многопроволочным и медным, хорошо и без всяческих потерь осуществлять проведение тока, на который рассчитана электрическая цепь. Если возникает токовая перегрузка в цепи, либо короткое замыкание, непосредственно до момента сгорания специальной плавкой вставки предохранителя в цепи, проводник не должен ни в коем случае нагреваться до предельной температуры, с которой начинается плавление кабельной изоляции.
Если же по неким причинам вдруг возникает пожар, проводная изоляция не должна распространять горение.
На сегодняшний день российской промышленностью выпускается довольно широкий ассортимент проводов и кабелей, которые пригодны для устройства силовой проводки в самых разных транспортных средствах.
Зарубежной промышленностью изготавливаются спецкабели и провода для устройства силовой проводки в автомобилях. Эти кабели на 100% соответствуют всему спектру предъявляемых к ним требований.Друг от друга эти кабели отличаются наличием некой полупрозрачной оболочки (то есть изоляции) коричневого, либо красного цвета и довольно характерным плетением своей токопроводящей многопроволочной жилы, состоящей из свитых меж собой пучков проволоки. Недорогие кабели обладают проводами из простой меди, а те, что подороже - проводами из безкислородной меди, придающей им пониженное сопротивление и потому минимальные потери.
Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable – что означает силовой кабель
Belsis, Proleader и т.п. – означает торговую марку поставщика или же производителя
OFC – изготовленная из специальной безкислородной меди проволока
№20 - No20 - #20 – означает калибр (размер) токопроводящей кабельной жилы 20-го калибра и т.д.
AWG - сортамент американский для проволоки
SWG - стандарт сортамента
А BWG - сортамент Бирмингемский
Провода одного и того же калибра в разных сортаментах несколько отличаются друг от друга диаметром собственного провода (жилы). Главным для силовой автомобильной проводки становится сортамент AWG. Для произведения выбора калибра необходимого кабеля следует знать: • потребляемый нагрузкой максимальный ток; • длину проводов от аккумулятора до нагрузки; • минимальное напряжение батареи аккумулятора или же другого источника, что предназначен для питания нагрузки.
Каждый провод обязательно должен иметь подобное сечение (то есть толщину) проводного проводника, при коем падение напряжения на проводное сопротивление при максимальном (то есть долговременном) употребляемом токе будет составлять не более десяти сантиметров от номинального аккумуляторного напряжения. При кратковременном импульсном токовом потреблении допускается падение в напряжении на 15%. В случае если аккумулятор обладает напряжением +12V, то максимум допустимого падения напряжения не должен превышать плюс 1,2V. Напряжением бортсети плюс 12V обладают бензиновые легковые, а также грузовые автомобили, легкие дизельные авто и автобусы. Напряжение плюс 24V имеют внедорожники, автобусы и тяжелые грузовики.
Снижение напряжения непосредственно на сопротивлении проводника обычно вызывает нагревание проводника и выделение мощности. Поскольку проводник кабеля размещается в изоляционной оболочке, сама изоляция препятствует в последствие его охлаждению. С целью уменьшения нагрева следует выбрать проводниковое сечение с учетом коэффициента токовой плотности, который для разных условий проводной прокладки может иметь значение от одного до десяти А/мм2. Среднее же значение токовой плотности для изолированного провод, который проложен открытой проводкой при нормальной температуре, соответствует 6-ти А/мм2. Определить максимум тока, потребляемого нагрузкой по номиналу установленной плавкой предохранительной вставки можно по нагрузке или же сумме вставочных номиналов, если подобных нагрузок будет несколько. Можно точно также определить и максимальный ток, когда известна общая УНЧ выходная мощность, по следующей формуле: Iмах = Р:6
1 пример: нужно рассчитать калибр кабеля, когда нагрузкой аккумулятора плюс 12V становится усилитель звуковой мощности с выходной мощностью, составляющей 2x200W. Между аккумулятором и усилителем расстояние составляет 6 метров.
Ведём расчет:
Нагрузочная мощность 2x200W равно 400W
Максимум тока 400W: 6 равно 67А
Кабельное сечение 67А: 6А/мм2 равно 11,2 мм2
Близкий к сечению кабель 11,2 мм2, то есть кабель калибра номер 7 AWG, чьё сечение составляет 10 мм
Данный калибр кабеля на шесть метров сопротивления проводника обладает (см. таблицу): 6 метров х 0,0018Ом равно 0,001Ом
На проводнике кабеля падение напряжения составляет: 67А на 0,0011 Ом равно 0,74 V, это составляет 7,4процентов от напряжения плюс 12V
Из этого расчета следует - кабель 7-го калибра выбран правильно.
Сечение проводящей ток жилы определяется по следующей формуле: S равно πD2/4, где π равно 3,14, а D – это диаметр жилы.
С той целью чтобы предотвратить возникновение пожара от короткого замыкания на силовом проводе на массу, следует на «плюсовой» провод постановить держатель предохранителя (так называемой плавкой вставки). Рекомендовано устанавливать держатели предохранителя вида «колба». Они имеют характерный прозрачный корпус и позволяют зажимать провода до калибра №000. Устанавливают его в разрыв кабеля в близости от клеммы аккумулятора «плюсового» значения. Корпус предохранительного держателя должен быть высоконадежно закреплен. Обычно номинал подходящей плавкой вставки предохранителей выбирается процентов на 20 – 30 больше максимума потребляемого при нагрузке тока. Силовой же провод от нагрузки до предохранителя должен быть одним и тем же мерным отрезком (то есть из одного куска). Если есть соединения, это ухудшает надежность и даже может явиться причиной потери напряжения при увеличении потребляемой мощности. В случае если по каким-то причинам вам приходится сращивать провода, для их соединения нужно использовать особые «автомобильные» муфты, либо распределители с надежными зажимами-контактами и хорошо изолированным корпусом, сделанным из термостойкого пластика. В случае отсутствия особых соединительных изделий следует применять так называемые клеммные блоки, монтажные коробки и колодки для промышленной, либо бытовой электропроводки.
Запрещено применять изоляционную ленту из ПХВ в качестве изолятора для сращиваемых кабельных концов.
Если есть потребность установить на провод наконечник для устройства контактного болтового соединения, на зачищенный от верхней изоляции провод нужно одеть наконечник, имеющий внутренний диаметр хвостовика, который соответствует калибру провода, а хвостовик обжать специнструментом, после чего место обжима опаять припоем. При произведении прокладки кабеля рекомендуется, дабы избежать повреждения, его поместить в гофротрубку, подходящую по диаметру. Если проводка через места проходит с довольно острыми краями, то кабель следует пропускать через резиновые, либо нейлоновые уплотнители.
Соединение аккумулятора и нагрузки необходимо производить 2-умя разнополярными кабелями, имеющими изоляцию разного цвета и с единым калибром проводящей ток жилы.
Запрещено использовать металлические шасси или кузов автомобиля в роли «минусового» питательного провода, поскольку из- за сварных швов, а также неважных контактных соединений есть возможность падения напряжения нагрузочного питания.
При осуществлении сборки кузова автомобиля, части шасси и кузова между собой соединяются при помощи сварки, резьбовых соединений и клепки. Эти соединения призваны обеспечить необходимую жесткость конструкции и требуемый гальванический контакт меж ее составными частями, однако для силовых токов ими создаются кузовные переходные суммарные сопротивления.
В процессе эксплуатации автомашины механические соединения бывают подвержены воздействию коррозии, окислению и ржавлению, что приводит к возрастанию переходных суммарных сопротивлений, способных достигать величины от 0,5 до 1,5 Ом.
Словарик:
Плотность тока – это распределение электрич. тока по проводниковому сечению. Электрический ток – это упорядоченное движение электрич. тока в проводнике. Провода электрические - неизолированные или изолированные проводники электрич. тока, состоящие из одной, либо нескольких проволок.
Кабеля электрические – ряд изолированных проводников (по-другому токопроводящих жил), которые заключены в защитную оболочку. Силовые кабеля - электрические кабеля для передачи электроэнергии.
ukrelektrik.com