|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
В этой статье я хотел бы поделиться опытом ремонта КПП автомобиля КАМАЗ, а именно КПП модели 152. Данная модель КПП практична и достаточно вынослива, но в процессе эксплуатации из за нарушений связанных с её обслуживанием, она выходит из строя. Первое с чем приходится сталкиваться при ремонте это отсутствие необходимого уровня трансмиссионного масла в картере коробки, вместо положенных 12 литров, с трудом обнаруживаешь 3 литра масла. А уже о том, что это масло менялось в положенный срок и говорить не приходится. Некоторые где-то находят нигрол, а если к нему добавить качество продаваемых запасных частей, долго о причине поломок раздумывать не приходится. Всё это ведет к разрушению подшипников, осколки и ролики которых попадают между зубьев шестерен, ломают их, или в виду отсутствия правильно работающего сцепления разрушаются сами шестерни.
Вы решили отремонтировать КПП, не прибегая к услугам ремонтного завода. Если поломка КПП не повлекла за собой механических повреждений корпуса или износ посадочных мест подшипников не превышает нормативного значения, то замену подшипников синхронизаторов , шестерен можно произвести самостоятельно, в условиях обычной мастерской. Большой сложности это не составляет и не требует применения специальных технологий. Единственное, хочу вас предостеречь от замены шестерен промежуточного вала. Шестерни посажены с посадкой и чтобы их демонтировать необходимо применять гидравлический пресс и соответствующие приспособления, при их отсутствии, это может либо не дать никаких результатов либо привести к травматизму.
Разбираем КПП, в первую очередь снимаем крышку КПП, затем снимаем первичный вал. Для этого необходимо снять крышку заднего подшипника первичного вала и выбить подшипник, вал вместе с ним выходит из корпуса КПП, при снятии крышки, поосторожнее, со стопорами крепёжных болтов, как правило, их тяжело найти в магазинах запчастей. Сняв первичный вал нам необходимо раскрутить стяжную гайку, имейте ввиду у неё левая резьба, раскрутив гайку, снимаем шайбу и прижимную обойму синхронизатора, затем снимаем подшипник и меняем его на новый.
Снимаем вторичный вал в сбое, для этого необходимо снять крышку подшипника вторичного вала, и через технологические отверстия шестерни первой передачи, выбить задний подшипник вторичного вала, задача не очень простая, следите за тем, чтобы не повредить шестерню и корпус КПП. Сняв подшипник, мы можем вынуть из корпуса вторичный вал в сборе. Удобнее всего это сделать при помощи не жесткой проволоки, один конец которой необходимо закрепить за шестерню первой передачи, просунув её через технологическое отверстие, второй конец закрепляем за обойму синхронизатора. Вал тяжёлый осторожнее лучше всего его вынимать вдвоём, так как необходимо направлять шестерню первой передачи, что бы она не цепляла за корпус КПП.
Сняв вторичный вал мы имеем возможность замены шестерён : первой передачи, заднего хода, второй передачи и синхронизатора второй- третьей передач. Для того чтобы заменить шестерню третьей передачи, шестерню четвёртой передачи и синхронизатор четвертой – пятой передач необходимо снять опорный роликовый подшипник, для чего снимаем стопорное кольцо, подшипник снять удобнее всего при помощи съёмника.
Снимаем блок шестерен заднего хода, для этого откручиваем болт крепления стопора и снимаем стопор, затем с внутренней стороны КПП выбиваем вал наружу и вынимаем блок шестерён.
Для снятия промежуточного вала необходимо раскрутить крышку сферического роликового подшипника, расстопорить болты крепления опорной шайбы раскрутить болты и снять шайбу. Сферический подшипник находится в стакане его удобнее всего снять из корпуса вместе со стаканом. После этого вал легко можно извлечь.
Мы полностью разобрали КПП теперь можно сделать деффектовку деталей и при необходимости заменить их на новые. На что необходимо обратить внимание:
-все шлицевые соединения не должны иметь видимого износа и сколов
— роликовые подшипники шестерён желательно заменить, осмотрев внимательно места их качения, нет ли износа или мест продавленных роликами
-подшипники валов тоже желательно заменить, так как в связи с поломкой и попаданием в масло металлической стружки и осколков места качения подшипников, скорее всего имеют повреждения, которые в последствии приведут к повторной поломке КПП.
— Внимательно осмотрите все шестерни на предмет сколов , раковин, недопустимого пятна контакта и износа зубьев шестерен, хочу повториться не желательно самостоятельно менять шестерни промежуточного вала у вас это скорее всего не получится, в лучшем случае вы испортите вал в худшем нанесёте себе травму.
-конические обоймы синхронизаторов не должны быть подожжены и изношены, направляющие валы не должны болтаться и на шлицах не должно быть следов износа и сколов.
Собирать КПП необходимо в обратном порядке. Помещаем промежуточный вал в корпус КПП, устанавливаем подшипники передний роликовый и задний сферический со стаканом. Прикручиваем опорную шайбу, стопорим её и закрываем заднюю крышку крепления сферического подшипника, установив предварительно прокладки. Вал должен вращаться легко по инерции, при этом не должно быть даже малейших заеданий и закусываний вала.
Если промежуточный вал вращается легко и свободно, переходим к установке блока шестерен задней передачи. Устанавливаем шайбы осевого смещения таким образом, чтобы находящиеся в них стопора, попали в пазы корпуса КПП, направляем блок шестерен по ходу вала и вставляем вал, стопорим его стопорной пластиной.
Собираем первичный вал. На вал насаживаем подшипник, обращая внимание на проточку стопорного кольца в подшипнике, она должна быть расположена от корпуса КПП. Одеваем обойму,. Одеваем шайбу. Закручиваем гайку. Вал готов к установке.
Собираем вторичный вал. В первую очередь устанавливаем шестерню третьей передачи, предварительно установив роликовый подшипник, затем устанавливаем шестерню четвёртой передачи в сборе со стаканом и наборными роликами.
Устанавливаем стопор с пружиной в специальный паз на вале и опорную шайбу. Шайбу проворачиваем по канавке в шлицах вала, предварительно утопив стопор, до щелчка стопора. Здесь обратите внимание на то, что стопор не заклинило, он свободно выжимается и возвращается пружиной обратно, становясь в своё посадочное место. Если стопор ходит туго, это может привести к тому, что он сможет освободить опорную шайбу, и она провернется по шлицам и шестерня четвертой передачи начнет свободно двигаться по шлицам, что приведет к выпадению роликов, в связи с чем, КПП выйдет из строя.Устанавливаем синхронизатор четвертой пятой передачи. Обратите внимание на то, что с разных сторон у него разный диаметр шлицевой части, поставьте его шлицевые части правильно, согласно шлицам сопрягаемых деталей.Устанавливаем опорный роликовый подшипник , так чтобы его опорная шайба была прижата к шлице вой части вала, после чего установите стопорное кольцо.
С другой части вала устанавливаем синхронизатор второй-третьей передачи, обратите внимание на то чтобы, выступающая часть его шлицов, была направлена в сторону первичного вала.Устанавливаем роликовый подшипник и шестерню второй передачи, следим за тем, чтобы коническая часть шестерни была направлена в сторону синхронизатора.
Устанавливаем стакан и роликовый подшипник шестерни заднего хода, при этом отверстия масляного канала на валу и стакане должны совпасть, устанавливаем муфту и стакан с роликовым подшипником шестерни первой передачи, устанавливаем шестерню первой передачи. Устанавливаем опорную шайбу.
Вторичный вал в сборе помещаем в корпус КПП. Устанавливаем задний подшипник вторичного вала в корпус КПП. Ставим первичный вал в сборе.
Теперь наша задача установить крышки заднего подшипника первичного вала и заднего подшипника вторичного вала, они должны плотно прижимать подшипники к корпусу КПП, что подшипники не имели возможность вращаться в корпусе. Для этого используем регулировочные прокладки. Подбирая регулировочные прокладки учитываем толщину уплотнительных прокладок крышек так, чтобы прижав подшипник, крышка плотно прижалась к корпусу КПП.
Установив заднюю крышку, устанавливаем фланец крепления карданного вала и затягиваем гайку.
Перед установкой верхней крышки КПП проверяем: не болтаются ли вилки переключения передач на валах, и в каком состоянии находятся сухари, без необходимости их лучше не трогать, в магазине вы приобретёте, как правило, самодельные изделия непонятного качества. Да и вообще запчасти в недобросовестных магазинах рассчитаны на уровень камазиста , который сам ремонтирует свою машину, и о качестве запасной части самостоятельно судить не может, а поэтому процветает брак.
Как видите ни с чем сложным, при сборке КПП, мы не столкнулись, здесь важнее внимание и аккуратность, проверяйте за собой каждый шаг, спешка выльется в неисправность.
И не экономьте на хорошем трансмиссионном масле, то что КПП КАМАЗ должны работать на нигроле это дедовское заблуждение.
avto-mechanik.ru
Коробка передач КПП 154 Камаз механическая, десятиступенчатая применяется для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605 и состоит из основного редуктора, максимально унифицированного с КПП 14 и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Применяются для автомобилей с двигателями, имеющими крутящий момент до 1100 Нм включительно. Основное отличие от КПП Камаз модели 152 — это конические подшипники в опорах первичного, промежуточного и вторичного валов коробки передач.
Комплектация коробки передач Камаз-154
Обозначение: КПП - 154.1700050
Вид сцепления, картер сцепления Камаз 17.1600010-01 (диафрагменное), 17.1601008-10
Крышка первичного вала - 14.1701039-40 (в КПП Камаз установлена муфта 17.1601180)
Вилка выключения сцепления, вал вилки, рычаг вала вилки - 16.1601203, 14.1601215, 53215-1601217 под ПГУ 5320- 1609510
Обозначение КПП Камаз 154 без делителя - 154.1700150
Опора рычага переключения передач - 530-1702200 боковой вывод
Фланец - 154.1701240 с торцовыми шлицами (max. Ø180)
Делитель КПП Камаз, первичный вал делителя - 154.1770010, 154.1770044 (шлицы 1 ¾ ‘)
Первичный вал КПП 154, промежуточный вал КПП - 154.1701027 с муфтой, 154.1701048
Крышка подшипника вторичного вала - 154.1701201
Основная пятиступенчатая коробка передач Камаз-154 состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.
Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера делителя.
Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера КПП-154 Камаз и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В приливах правой стенки картера коробки передач Камаз 154 выполнена расточка, в которую запрессована ось 19 (Рис.1) блока шестерен заднего хода.
Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.
Масло в КПП 154 Камаз заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.
В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности.
Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.
В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Шестерни КПП 154 Камаз скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
КПП 154 Камаз-65115, 43118 (рис.1)
1 - вал ведущий делителя; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала делителя; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 - вал ведущий КПП; 6 - гайка кольцевая; 7 -шайба; 8 - муфта синхронизатора; 10 - крышка заднего подшипника ведущего вала КПП;11 - роликовый подшипник; 18 - опора рычага переключения передач; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20 - шайбы упорные; 21 блок шестерен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт со штифтом; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верхняя; 26 - прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 - роликоподшипник задний ведомого вала; 31 - червяк привода спидометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 36 - крышка подшипника; 37 - роликоподшипник; 40 -вал промежуточный; 41 - картер коробки передач; 42 - вал ведомый; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления.
Ведущий вал коробки передач Камаз 154 выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является роликовый подшипник, наружное кольцо 4 которого запрессовано во внутреннюю полость вала.
Промежуточный вал выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 третьей и четвертой передач и шестерня привода промежуточного вала.
На переднем конце вала установлен подшипник, наружная обойма которого установлена в ведущий вал. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора.
Шестерни четвертой и третьей передач КПП 154 Камаз в осевом направлении закреплены упорным кольцом с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой.
По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.
Механизм переключения передач КПП 154 Камаз-65115, 43118 смонтирован в верхней крышке коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков.
Замок штоков состоит из двух пар шариков и штифта. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Делитель КПП Камаз 154 - механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего и промежуточного валов, синхронизатора и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточками разделены на три венца.
Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе.
Шестерня ведущего вала КПП 154 Камаз вращается на двух роликовых подшипниках. Маслонагнетающее кольцо подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач Камаз 154.
Промежуточный вал делителя КПП 154 Камаз-65115, 43118 с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике.
Механизм переключения делителя КПП Камаз 154 закреплен на картере делителя слева.
Дистанционный привод управления коробкой передач Камаз- 154 состоит из качающегося рычага переключения передач, опоры рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги и реактивной тяги.
Вилка тяги крепится к опоре рычага посредствам оси втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами. Ось шплинтуется на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы, стальная втулка; шайбы и гайки.
Опора рычага переключения передач КПП 154 Камаз-65115, 43118 состоит из кронштейна, гофрированного уплотнителя люка, пружины уплотнителя, укороченного рычага переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной.
Кран управления делителем КПП 154 Камаз в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полости силового цилиндра.
Предварительный выбор передачи в делителе КПП 154 Камаз-65115, 43118 производится перемещением рычага переключателя крана в одно из двух положений, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
spezz.ru
КамАз – это как автомат Калашникова, матрешка или тульский самовар. То есть одна из тех вещей, которыми Россия по праву может гордиться. Конечно, грузовики из Набережных Челнов не лишены недостатков, но слава их заслужена. Она добыта в многочисленных ралли-рейдах и увенчана ежедневным тяжелым трудом на благо страны. Как и любая другая машина, КамАз имеет свои варианты трансмиссии. В этой статье мы постараемся рассказать об особенностях некоторых из них. Давайте посмотрим, какие коробки можно встретить внутри исконно российской техники. Итак, поехали!
Любой уважающий себя производитель крупнотоннажной техники предлагает для своих изделий разные виды КПП. Для автомобилей КамАзсуществуют следующие:
Каждый из представленных вариантов имеет свои характерные черты, позволяющие успешно работать с тем или иным видом грузового транспорта.
Модель 14 чаще всего устанавливают на самосвалах и прочих машинах, которые принято называть одиночными. Она представляет собой стандартную пятиступенчатую «механику», проста в эксплуатации, износостойка и весьма неприхотлива. В основе работы с данной КП лежит трехходовый механизм переключения. Коробка имеет модификации 141, 142 и 144 и продолжает быть одной из самых массовых в линейке КамАз.
Модель 15 (модификации 152 и 154) – еще одна популярная вещь, но более сложная. Она представляет собой пятиступенчатую коробку, спаренную с двухступенчатым редуктором-делителем. Редуктор позволяет каждой передаче работать в двух диапазонах – верхнем и нижнем. Таким образом номинальное число ступеней в КПП 15-й модели достигает 10-ти. Такая трансмиссия гораздо лучше обычной «пятиступки» подходит для тягачей, работающих в составе автопоезда.
Модель 161 – первое совместное детище Камского автозавода и легендарного немецкого производителя автокомпонентов ZF Friedrichshafen AG. Эта коробка создана на совместном производстве ZF-КАМА в Набережных Челнах и предназначается для установки на тяжелых грузовиках. Модель 161 – восьмиступенчатая «механика», в которой «скрещены» четырехдиапазонная КПП и двухступенчатый планетарный демультипликатор (говоря по-простому, «планетарка»).
Такая конструкция позволяет оптимально распределять ресурсы двигателя, благодаря чему трак бодро преодолевает подъемы. А это критически важно, особенно при большой снаряженной массе транспорта.Модели ZF – линейка самых продвинутых и технологичных трансмиссий. Она содержит несколько вариаций КПП, среди которых:
Первая цифра в названии модели ZF-трансмиссий отражает количество ступеней (9S – девять, 6S – шесть и т.д.). Так что в серии найдется КП на любой вкус и вид техники. Данные трансмиссии, как и модель 161, изготовляются на совместном русско-немецком предприятии ZF-KAMA в Республике Татарстан. В производстве используются лучшие элементы и материалы, а корпуса коробок отливаются из сверхпрочного алюминиевого сплава.
Коробки ZF, стоящие на современных КАМАЗах, отличаются впечатляющей надежностью, простотой в использовании и наличием полезных опций. Например, у ZF-9S109 присутствует добавочная пониженная передача, которой нет у модели 161.
На сегодняшний день КПП ZF признаны лучшими из всех, что стоят на автомобилях Камского автозавода. Удивляться нечему, ведь подобные трансмиссии выбирают такие признанные автогиганты, как DAF, Renault, MAN, Iveco и многие другие. К слову, именно коробки ZF входят в оснащение грузовиков знаменитой команды «КАМАЗ-Мастер», многократно выигрывавшей ралли-рейды «Дакар».
Модели Fast-Gear - читайте подробнее по ссылке.
Все трансмиссии автомобилей КамАз схожи в одном – они надежны и эффективны. Правильный уход и грамотная эксплуатация – твердый залог того, что они прослужат Вам много лет. Если же назрел ремонт или замена – не откладывайте его на потом. Доверьте свою технику профессионалам, знающим толк в грузовых КПП. Компания «ШАФТ» обладает богатым опытом в этой сфере и с удовольствием поможет выбрать коробку, которая необходима именно Вам. Мы сотрудничаем с топовыми производителями и делаем свою работу с неизменным качеством!
www.shaft-gear.ru
Механизм переключения передач (рис. а) собран в верхней крышке 2 картера коробки передач и состоит из трех штоков включения передач, вилок 3, 5, 6 переключения передач, замкового механизма, трех фиксаторов положения штоков, предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода, рычага 20 (см. рис. 1 ) и штока.
Внутри крышки имеются приливы для прохождения штоков, а в передней ее части — три вертикальных отверстия для установки фиксаторов штоков и одно горизонтальное отверстие для монтажа шариков замкового механизма.
В передней части крышки справа расположен сапун 12 (рис.1 б) коробки передач.
Для предохранения от случайного включения первой передачи и передачи заднего хода спереди справа выполнено верхнее горизонтальное отверстие, имеющее два диаметра.
В отверстие малого диаметра установлены толкатель 15 предохранителя и предохранитель.
Отверстие большого диаметра имеет резьбу для закрепления стакана 13.
В глухое отверстие стакана установлена пружина 14.
Каждый шток предназначен для включения двух передач: шток 18 для четвертой и пятой передач, шток 17 для второй и третьей передач, шток 20 для первой передачи и передачи заднего хода.
Для фиксации штоков на каждом из них имеются три лунки, куда под действием пружин заходят шарики 7 (рис. 1 в).
Для предотвращения одновременного включения двух передач предназначено замковое устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 10, 19.
Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Диаметры шариков и расстояние между штоками выбраны так, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.
На каждом штоке установлены вилки переключения соответствующих передач. Вилки зафиксированы на штоках установочными винтами, которые застопорены шплинтовочной проволокой. Вилка переключения первой передачи и заднего хода имеет обработанные лапки, которыми она входит в канавку каретки переключения первой передачи и передачи заднего хода. На концах вилки переключения второй и третьей передач имеются отверстия, в которые установлены сухари; сухари входят в канавку каретки синхронизатора переключения второй и третьей передач. Концы вилки переключения четвертой и пятой передач заканчиваются обработанной поверхностью, в которой имеются канавки. В канавки вилки входит кольцо каретки синхронизатора переключения четвертой и пятой передач.
Для перемещения штоков и включения требуемой передачи на штоке первой передачи и передачи заднего хода и на штоке второй и третьей передач установлены головки штоков, зафиксированные установочными винтами; вилка переключения четвертой и пятой передач выполнена заодно с головкой. В головках штоков и в головке вилки переключения четвертой и пятой передач имеются пазы, которые в нейтральном положении совпадают и обеспечивают беспрепятственное качание рычага в поперечной плоскости относительно осей штоков.
В нейтральном положении рычага переключения коробки передач рычаг 20 (рис. 2) находится в среднем положении и его лапка входит в паз головки штока переключения второй и третьей передач. При перемещении рычага переключения передач из нейтрального положения вправо и влево рычаг 20 поворачивается относительно оси штока и входит в паз головки штока первой передачи и передачи заднего входа. При перемещении рычага 4 переключения коробки передач вперед или назад перемещается шток 19, который, в свою очередь, перемещает рычаг 20. Рычаг 20 перемещает тот шток механизма переключения передач, в пазу головки которого он находится.
Чтобы предотвратить случайное включение первичной передачи и передачи заднего хода, в отверстие головки 23 штока вилки первой передачи и передачи заднего хода установлен толкатель 25 предохранителя, который под действием предохранителя 24 и пружины постоянно упирается в рычаг 20 при нахождении его в нейтральном положении. Предохранитель 24 входит в отверстие головки и препятствует ее перемещению в продольном направлении. При включении первой передачи или заднего хода рычаг 20, поворачиваясь, воздействует на толкатель 25 предохранителя, который, в свою очередь, перемещает предохранитель 24, сжимая пружину и выводя его из зацепления с головкой 23.
Рычаг 20 имеет разрезную головку и установлен на штоке 19 с помощью шпонки и стянут стяжным болтом. Шток 19 с наружной стороны заканчивается фланцем, предназначенным для соединения с фланцем 18 тяги 17 дистанционного привода. Шток перемещается в сферической опоре. С правой стороны опоры ввернут установочный винт 21, которым фиксируют рычаг 20 в нейтральном положении при регулировочных работах. В рабочем положении винт должен быть ввернут на 21 мм и законтрен гайкой 22.
Дистанционный привод управления механизмом переключения передач состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага, передней 10 и промежуточной 17 тяг с регулировочным фланцем 18.
Опора 2 рычага установлена на четырех болтах на переднем торце блока двигателя. Снизу в тело опоры 2 ввернут установочный винт 9, застопоренный контргайкой 8. Винт 9 предназначен для правильной установки и регулирования привода управления механизмом переключения передач. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 31 мм и законтрен.
Передняя тяга 10 установлена на двух сферических опорах в развале двигателя вдоль левого ряда цилиндров. Передняя опора тяги размещена в опоре рычага переключения передач, задняя — в картере маховика. Полости опор заполнены смазкой. Передняя и задняя опоры конструктивно выполнены одинаково и состоят каждая из двух втулок 13 с внутренними уплотнительными кольцами 12, двух сухарей и распорной пружины 14. Передняя и задняя части тяги заканчиваются цилиндрическими шейками, на которые на сегментных шпонках установлены: спереди — рычаг 7 наконечника, сзади — рычаг 16 с шаровой головкой для соединения с цилиндрическим отверстием рычага промежуточной тяги.
Промежуточная тяга 17 выполнена заодно с рычагом, в цилиндрическую расточку которого входит шаровая головка рычага 16. На резьбовую часть тяги навинчен регулировочный фланец 18, с помощью которого четырьмя болтами тяга соединена с фланцем штока 19. Тяга в сборе со штоком установлена на двух сферических опорах: одна опора тяги расположена на картере сцепления, другая — на коробке передач. Сферическая опора тяги конструктивно выполнена одинаково с опорами передней тяги,их элементы взаимозаменяемы.
autoruk.ru
Шестнадцатиступенчатая коробка передач КПП ZF 16s151 Камаз устанавливается на шасси, самосвалы, магистральные автомобили Камаз-6350, 6450, 6520, 65221, 65225, 5460 тяжелого семейства.
Коробка передач ZF-16 состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора.
Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Высшая передача — повышающая.
Демультипликатор КПП ZF 16s151 планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач КПП ZF-16 Камаз-6520 — механический, состоит из двух пар цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое. Масса коробки передач составляет 290 кг. Максимальный крутящий момент 1850 Н/м.
Рис. 1. Схема присоединения пневматического управления КПП ZF 16 Камаз-6520 для делителя и демультипликатора
1 - бачок сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода; 5 - клапан включения демультипликатора; б - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 - датчик первой передачи; 10 - воздухораспределитель делителя; 11 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 - датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления.
Коробка передач ZF-16s151 состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача - зубчатой муфтой.
Демультипликатор КПП ZF 16 Камаз-6520 - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач КПП ZF-16 Камаз — механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.
Включение передач КПП ZF 16s151 производится механически, через двойное включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится нейтральное положение рычага.
Пружинные фиксаторы КПП ZF 16 Камаз-6520 постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в одном из положений.
Передача в делителе КПП ZF 16 Камаз переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем.
Сервоусилитель КПП ZF 16 Камаз состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пневматическом усилением. Преимущество: снижение усилия переключения передач.
Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.
Коробка передач Камаз КПП ZF-16 в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.
Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:
- повреждение в пневматической системе.
- Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами (конденсат или загрязнения).
Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).
Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно буксировать автомобиль.
Эксплуатация автомобиля Камаз с КПП ZF при низкой температуре.
Коробка передач ZF-16 Камаз заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка передач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты:
- при внешней температуре до -20°С - после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.
- при внешней температуре до -30°С - перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Также надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С.
Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизаторов, необходимо безупречное функционирование сцепления.
Работа сцепления должна проверяться следующим образом:
- На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;
- Не более чем через 20 сек. медленно включить заднюю передачу).
Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепление или произвести его проверку.
Прежде чем делитель КПП ZF-16 Камаз будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.
В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разрушения синхронизатора при переключении передач делителя.
Проверка сцепления автомобиля Камаз для КПП ZF-16
- Отрегулировать сцепление
- Установить регулировочный винт на педаль сцепления так, чтобы клапан открывался и закрывался на участке.
- В положении сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали зазор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.
Обслуживание пневматической установки КПП ZF 16
В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы конденсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим регулярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедельно, а зимой ежедневно.
Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотделителя, если он не работает автоматически.
Комплектация КПП ZF 16
Обозначение КПП - ZF 16s151
Номер спецификации - 1341.002.073/1341.002.074
Фланец – торцевые шлицы 1297.333.110
Крышка заднего подшипника первичного вала, картер сцепления, рычаг и вилка (если не серийные) - 1315.302.136 крышка, 1315.368.025 вилка, 1316.301.064 картер
Первичный вал КП (шлицы) и вторичный вал - 1315.302.153 SAE10C 2'' 1315.304.131
Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе и деталь - 1315.231.004, 1315.301.220
Примечание – стандартное исполнение.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
spezz.ru
_______________________________________________________________________________________
Коробка передач КПП 154 Камаз механическая, десятиступенчатая применяется для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605 и состоит из основного редуктора, максимально унифицированного с КПП 144 и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Применяются для автомобилей с двигателями, имеющими крутящий момент до 1100 Нм включительно. Основное отличие от КПП Камаз модели 152 — это конические подшипники в опорах первичного, промежуточного и вторичного валов коробки передач.
Комплектация коробки переключения передач Камаз-154
Обозначение: КПП - 154.1700050
Вид сцепления, картер сцепления Камаз 17.1600010-01 (диафрагменное), 17.1601008-10
Крышка первичного вала - 14.1701039-40 (в КПП Камаз установлена муфта 17.1601180)
Вилка выключения сцепления, вал вилки, рычаг вала вилки - 16.1601203, 14.1601215, 53215-1601217 под ПГУ 5320- 1609510
Обозначение КПП Камаз 154 без делителя - 154.1700150
Опора рычага переключения передач - 530-1702200 боковой вывод
Фланец - 154.1701240 с торцовыми шлицами (max. Ø180)
Делитель КПП Камаз, первичный вал делителя - 154.1770010, 154.1770044 (шлицы 1 ¾ ‘)
Первичный вал КПП 154, промежуточный вал КПП - 154.1701027 с муфтой, 154.1701048
Крышка подшипника вторичного вала - 154.1701201
Коробка передач Камаз-65115, 43118 (КПП 154)
Устройство КПП 154
Десятиступенчатая коробка передач Камаз 154 (Рис.1) состоит из основной пятиступенчатой коробки 43 передач и переднего двухступенчатого редуктора делителя 46 передач.
Основная пятиступенчатая коробка передач Камаз-154 состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.
Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера делителя.
Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера КПП-154 Камаз и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В приливах правой стенки картера коробки передач Камаз 154 выполнена расточка, в которую запрессована ось 19 (Рис.1) блока шестерен заднего хода.
Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.
Масло в КПП 154 Камаз заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.
В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности.
Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.
В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Шестерни КПП 154 Камаз скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Рис.1. КПП 154 Камаз-65115, 43118
1 - вал ведущий делителя; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала делителя; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 - вал ведущий КПП; 6 - гайка кольцевая; 7 -шайба; 8 - муфта синхронизатора; 10 - крышка заднего подшипника ведущего вала КПП;11 - роликовый подшипник; 18 - опора рычага переключения передач; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20 - шайбы упорные; 21 блок шестерен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт со штифтом; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верхняя; 26 - прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 - роликоподшипник задний ведомого вала; 31 - червяк привода спидометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 36 - крышка подшипника; 37 - роликоподшипник; 40 -вал промежуточный; 41 - картер коробки передач; 42 - вал ведомый; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления.
Ведущий вал коробки передач Камаз 154 выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является роликовый подшипник, наружное кольцо 4 которого запрессовано во внутреннюю полость вала.
Промежуточный вал выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 третьей и четвертой передач и шестерня привода промежуточного вала.
На переднем конце вала установлен подшипник, наружная обойма которого установлена в ведущий вал. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора.
Шестерни четвертой и третьей передач КПП 154 Камаз в осевом направлении закреплены упорным кольцом с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой.
По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.
Механизм переключения передач КПП 154 Камаз-65115, 43118 смонтирован в верхней крышке коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков.
Замок штоков состоит из двух пар шариков и штифта. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Делитель КПП Камаз 154 - механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего и промежуточного валов, синхронизатора и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточками разделены на три венца.
Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе.
Шестерня ведущего вала КПП 154 Камаз вращается на двух роликовых подшипниках. Маслонагнетающее кольцо подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач Камаз 154.
Промежуточный вал делителя КПП 154 Камаз-65115, 43118 с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике.
Механизм переключения делителя КПП Камаз 154 закреплен на картере делителя слева.
Дистанционный привод управления коробкой передач Камаз- 154 состоит из качающегося рычага переключения передач, опоры рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги и реактивной тяги.
Вилка тяги крепится к опоре рычага посредствам оси втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами. Ось шплинтуется на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы, стальная втулка; шайбы и гайки.
Опора рычага переключения передач КПП 154 Камаз-65115, 43118 состоит из кронштейна, гофрированного уплотнителя люка, пружины уплотнителя, укороченного рычага переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной.
Кран управления делителем КПП 154 Камаз в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полости силового цилиндра.
Предварительный выбор передачи в делителе КПП 154 Камаз-65115, 43118 производится перемещением рычага переключателя крана в одно из двух положений, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
specautotex.ru
Коробка передач КПП Камаз-5320 бывает двух видов— пятиступенчатая и десятиступенчатая, которая состоит из основной пятиступенчатой коробки передач Камаз-5320 и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.
Делитель КПП Камаз-5320 имеет высшую и низшую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Коробка передач КПП Камаз-5320 пятиступенчатая (рис.1) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления.
Рис.1. Коробка передач Камаз-5320
1 - вал ведущий; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 - прокладки регулировочные; 4 - шток рычага; 5 - кольцо защитное; 6 - крышка опоры рычага; 7 - сухарь опоры рычага; 8 - кольцо уплотнительное; 9 - опора штока; 10 - пружина; 11 - опора рычага переключения передач; 12 - ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 - блок шестерен заднего хода; 15 - роликоподшипник: 16 - болт со штифтом; 17 - шайба стопорная; 18 - крышка верхняя; 19, 32, 36 - прокладки уплотнительные; 20 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 - кольцо стопорное; 22 - шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 - червяк привода спидометра; 25, 39 - манжеты уплотнительные; 26 - гайка крепления фланца; 27 - фланец крепления карданного вала; 28 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 - крышка подшипника; 30 - роликоподшипник сферический: 33 - вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления; 40 - вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 - муфта выключения сцепления
Подшипники валов КПП Камаз-5320 закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 2 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.
Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку.
Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания.
В верхней части крышки КПП Камаз-5320 имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.
Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки коробки Камаз-5320 установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик, выполненный заодно с шестерней 10 (рис.2) червячной пары привода спидометра. На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары спидометра.
Ведомая цилиндрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются консистентной смазкой, закладываемой при сборке.
От вытекания смазка удерживается маслосгонной резьбой, выполненной на валике, и манжетой. Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи.
В приливах правой стенки картера коробки передач Камаз-5320 выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис.1) блока шестерен заднего хода.
Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.
Рис.2. Коробка передач КПП Камаз-5320 (Вид сзади)
1 - рычаг переключения передач; 2 - штифт уплотнительный; 3 - винт установочный; 4 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 - крышка люка отбора мощности; 6 - прокладка уплотнительная; 7 - пробка с указателем уровня масла; 8 - пробка сливная с магнитом; 9 - пробка сливная; 10 - шестерня привода спидометра; 11 - втулка шестерни; 12 – шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 - шестерня ведомая привода датчика спидометра; 14 - валик привода спидометра; 15 - манжета уплотнительная; 16 – фланец датчика спидометра
Масло в коробку передач КПП Камаз-5320 заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.
В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис.2), в пробку 8 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле.
С двух сторон картера КПП Камаз-5320 имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323–66.
Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.
Во внутренней полости картера в передней части левой стенки КПП Камаз-5320 отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.
В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Шестерни коробки передач Камаз-5320 скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Ведущий вал КПП Камаз-5320
Рис.3. Ведущий вал КПП Камаз-5320 в сборе
1 - вал ведущий; 2 -подшипник шариковый; 3 - кольцо стопорное подшипника; 4 - гайка кольцевая; 5 - кольцо маслонагнетающее; 6 - шарик стопорный
На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, которое от проворачивания на валу застопорено шариком 6.
Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 4, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала. Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, которая закачивает масло в полость нагнетания.
Осевой ход ведущего вала КПП Камаз-5320 регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис.1) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки ведущего вала и наружной обоймой подшипника.
Промежуточный вал КПП Камаз-5320
Рис.4. Промежуточный вал КПП Камаз-5320 в сборе
1 - вал промежуточный; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - шестерня привода промежуточного вала; 4 - кольцо стопорное; 5 -втулка распорная; 6 - шестерня IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - шпонка сегментная
Промежуточный вал КПП Камаз-5320 (рис.4) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 третьей и четвертой передач и шестерня 3 привода промежуточного вала. Ведомый вал КПП Камаз-5320
Рис.5. Ведомый вал КПП Камаз-5320 в сборе
1 - кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 - пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая
Ведомый вал коробки передач Камаз-5320 (рис.5) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом.
На переднем конце вала КПП Камаз-5320 посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора.
Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач КПП Камаз-5320 в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21.
По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.
Механизм переключения передач Камаз-5320
Механизм переключения передач Камаз-5320 (рис.6) смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов (рис.7), предохранителя 2 (рис.8) включения первой передачи и заднего хода а также замка штоков.
Рис. 6. Механизм переключения передач Камаз-5320
1 - заглушка; 2 -крышка верхняя коробки передач; 3 - вилка переключения IV и V передач; 4 - винт установочный; 5 - проволока шплинтовочная; 6 - вилка переключения II и III передач; 7 - вилка переключения I передачи и заднего хода
Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рис.7) и штифта. 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.
Рис. 7. Замок и фиксаторы механизма переключения Камаз-5320
1 - шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 - шарик стопорный
Сверху на крышку механизма переключения Камаз-5320 установлена опора 11 рычага (см. рис.1) со штоком 4, перемещающимся в сферической опоре.
С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (см. рис.2), который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.
Рис. 8. Предохранитель механизма переключения передач Камаз-5320
1 - пружина предохранителя; 2 - предохранитель; 3 толкатель
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
spezz.ru