|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Коленвал двигателя ГАЗ-53
Коленвал ГАЗ-53 отлит из высокопрочного чугуна, модифицированного магнием, имеет пять опор, четыре шатунные шейки и шесть противовесов.
Коленчатый вал статически и динамически сбалансирован. Коренные и шатунные шейки полые. Полости в шатунных шейках герметически закрыты резьбовыми пробками.
Масло от коренных подшипников подается к шатунным через сверления в коленчатом валу и полости в шатунных шейках.
Эти полости используются как грязеуловители, в которых при работе двигателя под действием центробежных сил откладываются тяжелые частицы, имеющиеся в масле, в результате чего в шатунные подшипники поступает дополнительно очищенное масло.
Рис.1. Передний конец коленвала ГАЗ-53 и привод распределительного вала
1 — ступица шкива; 2 — шпонка; 3 — крышка распределительных шестерен; 4 — датчик ограничители частоты вращения; 5 — эксцентрик привода бензонасоса; 6 — балансир; 7 — упорный фланец; 8 — распорное кольцо; 9 — шестерня распределительного вала; 10 — штифт; 11, 12 — соответственно задняя и передняя упорные шайбы; 13 — упорная шайба; 14 — шпонка; 15 — шестерня коленчатого вала; 16, 17 — маслоотражатели; 18 — сальник; 19 — пылеотражатель; 20 — заглушка
Осевое перемещение коленвала ограничивается двумя шайбами, расположенными по обе стороны от опоры первой коренной шейки (рис.1).
Упорные шайбы изготовлены из стальной ленты, залитой баббитовым или алюминиевым сплавом. Задняя шайба 11 обращена залитой стороной к щеке коленчатого вала и удерживается от вращения специальным уступом, входящим в паз на крышке переднего подшипника.
Передняя шайба 12 обращена залитой стороной к носку коленчатого вала, опирается на стальную шайбу 13 и удерживается от вращения двумя штифтами 10, запрессованными в блок цилиндров и крышку переднего подшипника.
Храповик, предназначенный для проворачивания коленчатого вала ГАЗ-53 пусковой рукояткой ввернут в торцовое отверстие носка коленчатого вала.
Храповик стягивает все детали, расположенные на носке коленвала: ступицу шкива 1, маслоотражатель 16, шестерню коленчатого вала 15, упорную шайбу 13. Для предотвращения подтекания масла по шпоночному пазу ступицы в последний вставлен резиновый уплотнитель.
К фланцу ступицы коленвала привернут шкив привода водяного насоса. Один из болтов крепления шкива смещен, что позволяет устанавливать его только в одном положении.
Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновым самоподвижным сальником, расположенным в выточке крышки распределительных шестерен 3.
Задний конец коленчатого вала ГАЗ-53 (рис.2) уплотняется сальником из асбестового шнура. Отрезки асбестового шнура 3, 7, пропитанного маслографитовом смесью, укладывают в специальные канавки блока цилиндров и сальникодержателя, обжимают, а затем подрезают заподлицо с плоскостью разъема. Шейка коленчатого вала, по которой работает сальник, имеет маслосгонную накатку А.
Рис. 2. Уплотнение заднего конца коленвала ГАЗ-53
а — задний конец коленчатого вала; б — сальникодержатель и уплотняющие детали; 1— масляный картер; 2 — прокладка масляного картера; 3,7 — соответственно нижний и верхний отрезки асбестового шнура;4— сальникодержатель; 5 — крышка коренного подшипника; 6 — вкладыш коренного подшипника; 8 — блок цилиндров; 9— боковой уплотнитель; А — маслосгонная накатка; Б — гребень; В — маслоподводящая канавка
Для уменьшения количества масла, поступающего к заднему сальнику, на коленчатом валу имеется маслоотражательный гребень Б. Боковые поверхности сальникодержателя уплотняются специальными резиновыми уплотнителями 9, установленными в прорези сальникодержателя.
Задний конец вала имеет фланец для крепления маховика и гнездо для установки подшипника переднего конца первичного вала коробки передач.
Маховик ГАЗ-53 отлит из серого чугуна и имеет стальной зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Маховик крепится к коленчатому валу ГАЗ-53 четырьмя болтами, один из которых смещен, что позволяет собирать коленчатый вал и маховик в одном строго определенном положении.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготавливают из стальной ленты, залитой сплавом алюминия с оловом. Коренные и шатунные вкладыши соответственно взаимозаменяемы.
Коренные вкладыши имеют кольцевую канавку и посередине отверстие. Шатунные вкладыши ГАЗ-53 имеют отверстие для подачи масла из верхнего вкладыша через сверление в шатуне на смазку зеркала цилиндра, в нижнем вкладыше это отверстие сохранено для обеспечения взаимозаменяемости.
Весь узел (вкладыши, их постели в блоке цилиндров и в шатуне, шейки коленчатого вала) изготовлены с высокой степенью точности. Поэтому подгонка вкладышей при замене недопустима.
В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала ГАЗ-53 в результате изнашивания теряют свою первоначальную геометрическую форму.
Это снижает работоспособность как подшипников коленчатого вала, так и всего кривошипно-шатунного механизма. Перекосы, которые возникают в этом случае в кривошипно-шатунном механизме, вызывают повышенное изнашивание гильз цилиндров и поршневых колец.
Они могут служить также причиной выталкивания поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выхода поршневого пальца из поршня, что приводит к глубоким задирам зеркала цилиндра.
Изнашивание коренных шеек более интенсивное, чем шатунных. Шейки коленвала в результате изнашивания принимают форму неправильного конуса и овала.
Если в результате замеров установлено, что конусность или овальность шеек более 0,05 мм, то вал перешлифовывают на ближайший ремонтный размер. Операцию перешлифовки коленвала производят на специальном оборудовании.
Ремонтные размеры вкладышей коренных и шатунных подшипников ГАЗ-53, выпускаемых заводами-изготовителями, уменьшены по сравнению с номинальным размером: ремонтный размер I на 0,25 мм; II — на 0,5 мм; III— на 0,75 мм и т. д. до 1,5 мм.
Перешлифовывают, как правило, все шатунные или все коренные шейки на один и тот же размер. При этом ремонтный размер шатунных шеек может быть отличным от ремонтного размера коренных. После шлифовки шейки коленчатого вала полируют шлифовальной шкуркой.
После ремонта все масляные каналы в коленчатом валу и полости в шатунных шейках тщательно промывают и продувают сжатым воздухом.
Поршни и шатуны двигателя ГАЗ-53
Поршни двигателя ГАЗ-53 изготавливают из алюминиевого сплава. Головка поршня цилиндрическая с плоским днищем. На головке поршня имеются три канавки, в которых располагаются поршневые кольца — два компрессионных и одно маслосъемное.
Юбка поршня в поперечном сечении — овал, а в продольном — конус. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, а большее основание конуса — внизу юбки.
В средней части поршня выполнены бобышки с отверстиями под поршневой палец. В отверстиях проточены канавки для стопорных колец. Под бобышками имеются приливы для подгонки поршней по весу.
Во избежание стука при переходе поршня ГАЗ-53 через мертвые точки ось отверстия под поршневой палец смещена относительно оси поршня на 1,5 мм. Поверхности поршней для улучшения прирабатываемости покрыты слоем олова.
Поршни сортируют на пять размерных групп по большему диаметру юбки и на четыре группы по большему диаметру отверстия под поршневой палец.
По диаметру юбки маркировка буквенная и выбивается на днище поршня, а по диаметру под поршневой палец — цветовая и наносится на одной из бобышек на внутренней стороне поршня.
Компрессионные поршневые кольца ГАЗ-53 изготовлены из серого чугуна индивидуальной отливкой. Наружная цилиндрическая поверхность верхнего кольца хромированная, а нижнего - луженая. Замок колец прямой.
Монтажный зазор замка у компрессионных колец, установленных в цилиндр, (0,4+0,1) мм. Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных дисков и двух расширителей — осевого и радиального. Наружная цилиндрическая поверхность дисков хромирована.
Поршневые пальцы ГАЗ-53 плавающего типа, пустотелые изготовлены из стали 15Х. Их наружная поверхность подвергается цементации на глубину 1 — 1,5 мм и закаливается токами высокой частоты. От продольных перемещений палец удерживается в поршне двумя стопорными кольцами.
Шатуны из стали 45Г2. В поршневую головку шатуна запрессовывают бронзовую втулку. Кривошипная головка шатуна имеет крышку, которую обрабатывают совместно с шатуном, поэтому при переборках двигателя крышку устанавливают на тот же шатун, с которого она была снята.
Крышки и шатуны ГАЗ-53 клеймят порядковым номером цилиндра, в котором установлен данный шатун. Номера выбивают на одной из бобышек под болт шатуна. При правильной сборке эти номера должны располагаться с одной стороны шатуна.
Гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим ключом и стопорят штампованными пружинными контргайками.
В последнее время на заводе-изготовителе применяется иной способ стопорения гаек шатунных болтов без контргаек: на обезжиренную поверхность резьбы шатунного болта наносят 2 — 3 капли герметика и производится затяжка гайки вышеуказанным моментом.
При ремонте застопоренные таким образом болты требуют тщательной очистки резьбы от остатков герметика.
В месте перехода кривошипной головки в стержень имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое периодически выбрасывается струйка масла, смазывающая стенку цилиндра.
Поршни и шатуны ГАЗ-53 точно подогнаны по массе. Разница по массе одного комплекта, состоящего из шатуна, поршня и поршневого пальца, не должна превышать 8 г.
Поршневые кольца заменяют, если расход масла на угар превысит 400 г на 100 км. Устанавливать необходимо комплект колец, состоящий из первого компрессионного не хромированного чугунного кольца, второго — из набора стальных дисков и комплекта маслосъемного кольца с не хромированными стальными дисками.
При замене колец удаляют на гильзах цилиндров (шабером или другим инструментом) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части.
Одновременно с заменой поршневых колец очищают головки цилиндров и днища поршней от нагара, а клапаны притирают к седлам головок.
Необходимость замены поршней ГАЗ-53 вызывается: увеличением зазора между поршнем и цилиндром, что приводит к стукам поршней; изнашиванием отверстия под поршневой палец, что приводит к стукам поршневых пальцев; изнашиванием канавок под поршневые кольца, что приводит к потере компрессии и повышенному расходу масла.
Увеличение зазора между поршнем и гильзой цилиндра происходит в основном из-за изнашивания цилиндра. Изнашивание юбки поршня бывает обычно незначительным.
Изнашивание отверстия под поршневой палец легко устраняют развертыванием отверстия под палец ремонтного размера.
Основной причиной, определяющей необходимость замены поршней, является износ канавок под поршневые кольца. Увеличенный зазор между канавкой и кольцом способствует интенсивному перекачиванию масла в надпоршневое пространство.
При больших изнашиваниях поршневых канавок замена одних только колец не даст положительных результатов, поэтому, если зазоры между торцом кольца и канавкой в поршне больше 0,15 мм, заменяют поршни и кольца новыми.
Поршни ГАЗ-53 заменяют с подбором по гильзам, в которых они будут работать. Подбирают поршни по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм, шириной 10 мм и длиной 250 мм между поршнем и гильзой.
Упругость поршневых компрессионных колец, сжатых стальной лентой до зазора в стыке 0,4 мм, должна быть 17,5 — 25,0 Н.
С увеличением изнашивания нарушается правильная геометрическая форма гильз цилиндров, увеличиваются зазоры в стыках колец, зазоры между кольцами и кольцевыми канавками в поршне; упругость колец сильно падает.
Все это приводит к нарушению их герметизирующих свойств. С увеличением изнашивания возрастает и количество газов, проникающих в картер двигателя.
Изношенные поршневые кольца заменяют новыми. Выпускаемые за-водами для этой цели ремонтные кольца отличаются от стандартных только наружным диаметром.
Кольца ремонтного размера можно устанавливать в подношенные цилиндры ближайшего меньшего размера (в пределах 0,5 мм), подпилив их стыки до получения нужного зазора в замке (0,3 — 0,6 мм). Зазор подгоняют обязательно на том цилиндре, в котором будет работать данное кольцо.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
spezz.ru
Все поверхности трения в блоке цилиндров, кроме направляющих толкателей, снабжены легкосъёмными сменными втулками (гильзы цилиндров, вкладыши коренных подшипников, втулки подшипников распределительного вала). Такая конструкция делает блок практически неизнашиваемым. Гильзы цилиндров мокрые, непосредственно омываемые водой. Для увеличения коррозийной стойкости гильзы в верхней части её запрессована малая гильза, изготовленная из кислотоупорного легированного чугуна, наружная поверхность гильзы покрыта кадмием. В результате естественного износа поверхность зеркала гильзы приобретает по длине форму неправильного конуса, а по окружности — форму овала. Наибольшей величины износ достигает в верхней части гильзы, против верхнего компрессионного кольца; наименьший — в нижней части. Износ гильзы 0,3 мм является предельно допустимым. Для обеспечения нормального зазора между гильзой и поршнем последний подбирают к гильзам индивидуально. Все гильзы одного блока цилиндров должны иметь размер в пределах одной размерной группы. Максимальная овальность и конусность гильзы допускаются не более 0,02 мм. Гильзы после третьего ремонтного размера (табл. 3) должны быть заменены новыми, номинального размера.
Наименование размера | Увеличение размера | Диаметр гильзы |
Номинальный | 0,0 | 92,00 |
1-ый ремонтный | 0,5 | 92,50 |
2-ой ремонтный | 1.0 | 93,00 |
3-ий ремонтный | 1,5 | 93,50 |
Направляющие толкателей. Замена толкателей клапанов вызывается увеличением зазоров между толкателем и его направляющей в блоке цилиндров в результате износа. Допустимый предельный размер направляющих не должен превышать 25,05мм. В запасные части выпускают толкатели только номинального размера. Поэтому при износе направляющих в блок цилиндров необходимо вставить ремонтные втулки. Ремонтные втулки изготовляют из алюминиевого сплава АЛ4 с термической обработкой: нагрев до температуры 175±5°С, выдержка 5—15ч на охлаждение на воздухе. Размеры втулок: наружный диаметр 30+0,125-0,100 мм; внутренний диаметр (с припуском под развертку после запрессовки в блок) 24,5+0,1 мм, длина втулки 41 мм. 0тверстие в блоке под запрессовку втулки раззенковать, а затем развернуть до диаметра 30+0,03 мм. Перед запрессовкой втулок блок цилиндров нагреть до температуры 90—100°С. После запрессовки втулки развернуть до диаметра 23+0,023 мм, Втулки распределительного вала поступают в запасные части полуобработанными. Кроме развертки или расточки внутреннего диаметра они не требуют никакой обработки. При запрессовке втулок надо строго следить за совпадением отверстий в них с соответствующими масляными каналами в блоке цилиндров. 0кончательно внутренний диаметр втулок растачивают или развертывают после запрессовки в блок цилиндров. Чтобы обеспечить соосность втулок, их следует обрабатывать одновременно при помощи длинной и достаточно жёсткой борштанги с насаженными на неё по числу опор резцами или развёртками. Борштангу устанавливают с базировкой на отверстия для вкладышей коренных подшипников. При этом непараллельность осей распределительного и коленчатого валов должна быть не более 0,05мм на всей длине блока цилиндров, а расстояние между указанными осями 125±0,025 мм. Чтобы обеспечить надлежащими зазорами подшипники распределительного вала, все отверстия обрабатывать с допуском 0,025 — 0,050 мм от номинального диаметра распределительного вала. Поверхность обработанных втулок должна быть чистой и гладкой. Головки цилиндров. На двигателе устанавливают две головки цилиндров. Каждая головка центрируется двумя фиксирующими втулками-штифтами, запрессованными в блок цилиндров. В головках цилиндров запрессованы направляющие втулки и сёдла клапанов.Втулки клапанов — металло-керамические. Внутренний диаметр втулки впускного клапана 9+0,022 мм, а выпускного 11+0,022 мм. Допустимый износ отверстия направляющих втулок клапанов не должен превышать 0,05 мм. При большем увеличении внутреннего диаметра втулки её следует заменить, Для запасных частей клапаны выпускают стандартного размера, а втулки — с внутренним диаметром, уменьшенным на 0,3 мм, т. е. с припуском под развёртывание после запрессовки в головку цилиндров. Изношенную втулку выпрессовывают при помощи выколотки. Новую втулку запрессовывают при помощи упорной оправки со стороны коромысел. Втулка над плоскостью под пружину клапана должна выступать не более чем на 22 мм. После запрессовки отверстие втулки клапана развертывают до соответствующего стандартного размера. Седла клапанов изготовлены из чугуна. Мелкие дефекты рабочей поверхности седла можно устранить в процессе притирки клапана к седлу, а глубокие риски и другие большие дефекты — шлифованием седла с последующей притиркой клапана к седлу. Плотность посадки клапана в седле зависит также от концентричности рабочей фаски седла и отверстия направляющей втулки. Концентричность седла замеряют индикаторным приспособлением (рис. 19). Базой является отверстие направляющей втулки клапана, а ножка индикатора скользит по рабочей поверхности седла. Неконцентричность, допустимая без ремонта, не должна превышать 0,06 мм.
Рис.19. Замер концентричности седла и отверстия втулки клапана
При замене седла клапанов удаляют при помощи твердосплавных зенкеров. Перед установкой седла ремонтного размера его гнездо в головке цилиндров растачивают до размеров: для седла впускного клапана 49,25+0,027 мм и выпускного — 38,75+0,027 мм. Перед запрессовкой в головку цилиндров седла и направляющие втулки клапанов охлаждают в твердой двуокиси углерода (сухом льде), а головку цилиндров нагревают до 160—175°С. Холодные седла и втулки при сборке должны входить в гнезда нагретой головки цилиндров свободно или с небольшим усилием. Под лёгкими ударами молотка по оправке седло и втулка клапана должны сесть на место. Ни в коем случае нельзя заколачивагь седло или втулку с большим усилием, так как при этом нарушается посадка, и в дальнейшем при работе двигателя седло или втулка могут выпасть из своего гнезда. Операцию по установке седел и втулок в головку цилиндров необходимо выполнять быстро. При выравнивании температур в этом соединении появляются большие натяги, при которых дальнейшая запрессовка невозможна без больших усилий. Рабочие фаски вновь установленных седел прошлифовать концентрично отверстиям в направляющих втулках клапанов. Для этого используют специальное приспособление. Разжимную оправку устанавливают в обработанное отверстие втулки, и хвостовик оправки служит осью для шлифовального круга (привод от электродвигателя) с фаской под углом 45°. При шлифовке должна быть обеспечена концентричность рабочей фаски седла и отверстия втулки клапана 0,03 мм (по индикатору). После шлифования седла к нему притирают клапан.
Поршни изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава. Для лучшей приработки они покрыты тонким слоем олова. Для обеспечения индивидуального подбора поршней по цилиндрам каждый из ремонтных размеров делится на размерные группы. Поверхность юбки поршня должна быть гладкой, без забоин и рисок, Поршни по весу изготавливают с точностью ±2 г, поэтому их по весу не маркируют и не подбирают. Некруглость отверстий в поршне под палец допускается ие более 0,0025 мм. Предельный зазор в соединении палец-поршень должен быть не более 0,1 мм. Замена поршней вызывается увеличением зазора между поршнем и гильзой цилиндра. Увеличение зазора происходит в основном из-за износа стенки цилиндра. Износ юбки поршня бывает обычно незначительным. В поршне с увеличенными отверстиями ставят поршневые пальцы ремонтного размера с предварительной развёрткой отверстий под ремонтный размер. Для обеспечения необходимой посадки отверстие в поршне обрабатывать с допуском — 0,005 — 0,010 мм от соответствующего размера. При этом следует иметь в виду, что несоосность этих отверсгий не должна быть более 0,05 мм на длине 100 мм, неперпендикулярность оси поршня также не более 0,05 мм на длине 100 мм. Для получения необходимой точности отверстия развертывают последовательно. Развертывая одно отверстие, необходимо базироваться на другое и наоборот. Основным параметром, определяющим необходимость замены поршней, является износ торцов канавок под поршневые кольца. При большом износе поршневых канавок замена одних колец не дает положительного результата. Поэтому при зазорах между торцом кольца и канавкой в поршне выше 0,15 мм необходимо заменять и кольца, и поршни. Поршни заменяют с подбором их при помощи ленты-щупа по гильзам, в которых они будут работать. Ленту-щуп закладывают между гильзой и поршнем со стороны, противоположной прорези на юбке поршня, по всей его длине. Усилие протягивания ленты-щупа 3 — 4 кГ для новых гильз и поршней и 2 — 3 кГ для гильз и поршней, бывших в употреблении. Подбирают поршни без поршневых пальцев при +20°С. Если температура выше или ниже +20°С, то усилие протягивания ленты должно быть ближе к верхнему пределу при температурах +20°С и ближе к нижнему пределу при температурах ниже +20°С. После подбора поршни маркируют в соответствии с номерами цилиндров, к которым онн подобраны. Поршневые кольца изготавливают из серого чугуна индивидуальными отливками некруглой формы. Цилиндрическую поверхность верхнего компрессионного кольца покрывают пористым хромом, остальные кольца — слоем олова. Упругость компрессионных колец, сжатых стальной лентой до зазора в стыке 0,4 мм, должна быть не менее 1,75 — 2,5 кГ, а маслосъёмного кольца — 1,6 — 2,2 кГ. Выпускаемые заводом кольца ремонтных размеров отличаются от стандартных только наружным диаметром. Кольца того или иного размера предназначаются также для установки в изношенные цилиндры ближайшего меньшего ремонтного размера (в пределах 0,5 мм) путем подпиливания их стыков до получения нужного зазора в замке (0,3 — 0,5 мм). Зазор подгоняют обязательно на том цилиндре, в котором будет работать данное кольцо. При подгонке необходимо следить за тем, чтобы кольцо не было перекошено в цилиндре, а лежало в плоскости, перпендикулярной его оси. Подпиливать стыки колец надо так, чтобы их плоскости при сжатии кольца были параллельны. Поршневые кольца располагаются в поршневых канавках с достаточным зазором во избежание их заедания и пригорания. Хотя указанные зазоры обеспечиваются в процессе изготовления деталей, все же при установке на новый поршень зазоры следует проверить щупом, вводимым в боковой зазор в нескольких местах по окружности кольца и поршня при надетом на поршень кольце. Если боковой зазор недостаточен, то следует, убедившись сначала, что торцы поршневых канавок свободны от забоин и заусенцев, слегка потереть кольцо о лист мелкозернистой наждачной бумаги, положенной на проверочную плиту, и делать это до тех пор, пока между торцом кольца и стенкой канавки можно будет завести щуп толщиной 0,05 — 0,08 мм. Если же зазор между кольцами и стенками канавок будет больше допустимого (0,15 мм), то необходимо заменить как поршневые кольца, так и сам поршень. Поршневые пальцы — стальные, пустотелые. Допускаемая нецилиндричность пальца — не более 0,0025 мм. Разница в весе пальцев, входящих в один комплект, не должна превышать 2 г. В запасные части поршневые пальцы поставляют четырех размеров. Размерные группы маркируют краской на внутренней поверхности поршневого пальца, см. в табл. 2. "Детали двигателей ремонтных размеров" (см. раздел «2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель»). Стопорные кольца поршневого пальца должны сидеть в канавках поршня с некоторым натягом и не должны проворачиваться от руки. Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения. Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, и поэтому при разборке, контроле и сборке шатун и крышку сохранять в комплекте. Не рекомендуется также обезличивать комплект шатунов с одного двигателя, так как на заводе-изготовителе шатуны подбирают по весу. Разница в весе шатунов одного комплекта не должна превышать 8 г. В шатунах изнашиваются втулки верхних головок и вкладыши подшипников нижних головок. Предельный зазор в соединении поршневой палец — шатун должен быть не более 0,10 мм. Ремонт шатуна в основном сводится к замене втулки и развертыванию её отверстия до необходимого размера (номинального или ремонтного) и замене шатунных вкладышей. В запасные части втулки верхней головки шатуна поставляют со стандартным наружным диаметром, и для запрессовки их в шатун никакой предварительной обработки не требуется, необходимо лишь при запрессовке обеспечить совпадение отверстия во втулке с отверстием в головке шатуна. После запрессовки в шатун втулку прогладить гладкой брошью для обеспечения лучшего прилегания её к внутренней поверхности головки шатуна. Диаметр отверстия после этой операции должен быть 24,3+0,045 мм. Необходимая посадка пальца в шатуне получается, если обработать отверстие под палец с допуском +0,005 мм от соответствующего размера. После окончательной обработки нецилиндричность отверстия втулки допускается не более 0,0025 мм. Шатун обрабатывают в кондукторе соответствующей конструкции. Расстояние между осями отверстий верхней и нижней головок шатуна должно быть 168+0,05 мм; оспи отверстий должны быть параллельны друг другу в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в пределах 0,04 мм на длине 100 мм. В процессе эксплуатации двигателя шатун подвергается изгибу и кручению. Если непараллельность осей не превышает 0,08 мм на дливе 100 мм в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, то такие шатуны могут быть восстановлены правкой. Если непараллельность больше 0,08 мм, то такой шатун заменяют. При правке шатун сначала закручивают несколько больше того, чем это необходимо для ликвидации деформации, а затем раскручивают в обратном направлении, пока оси головок шатуна не станут параллельными. Такой метод правки повышает стойкость шатуна против деформации во время дальнейшей работы его в двигателе. Коленчатый вал отлит из магниевого чугуна. Коленчатый вал статически и динамически сбалансирован. Допустимый дисбаланс коленчатого вала — не более 15 Гсм. Диаметр коренных шеек — 70 мм, шатунных — 60 мм, Коренные и шатунные шейки выполнены полыми в литье. Полости шатунных шеек герметически закрыты пробками и используются для дополнительной очистки масла, подающегося к шатунным подшипникам. В процессе работы коренные в шатунные шейки коленчатого вала в результате износа теряют свою первоначальную геометрическую форму. Это снижает работоспособность как подшипников коленчатого вала, так и всего кривошипно-шатунного механизма. Перекосы, которые возникают в этом случае в кривошипно-шатунном механизме, вызывают повышенный износ зеркала цилиндров и поршневых колец, они могут служить также причиной выталкивания поршневым пальцем стопорных колец из своих канавок и выхода поршневого пальца из поршня. Износ коренных шеек более интенсивен, чем шатунных. Шейки коленчатого вала в результате износа принимают форму неправильного конуса и овала. Если конусность или овальность шеек коленчатого вала выше 0,05 мм, то вал необходимо перешлифовать на ближайший ремонтный размер. Ремонтные размеры шеек коленчатого вала определяются размерами вкладышей, поставляемых в запасные части. Таких размеров семь. Все шатунные или коренные шейки коленчатого вала следует перешлифовать под один ремонтный размер. При этом ремонтный размер шатунных шеек может быть отличным от ремонтного размера коренных шеек. Для обеспечения необходимого зазора в подшипниках шейки коленчатого вала как шатунные, так и коренные шлифуют с допуском — 0,013 мм от соответствующего ремонтного размера. После шлифования шейки коленчатого вала полируют до чистоты не ниже 9в класса. После ремонта все масляные каналы и полости в коленчатом валу тщательно промывают и продувают сжатым воздухом. Подшипники коленчатого вала. Коренные подшипники коленчатого вала имеют тонкостенные вкладыши, выполненные из триметаллической ленты: стальная основа, металло-керамическнй подслой (медь с никелем) и слой антифрикционного сплава СОС-6-6. Шатунные подшипники имеют тонкостенные вкладыши, изготовленные из биметаллической ленты: стальная основа и антифрикционный алюминиевый сплав. Тонкостенные вкладыши изготовлены с высокой степенью точности, в поэтому их ремонт или какая-либо подгонка с опиловкой или шабровкой недопустимы. Размеры вкладышей, поставляемых в запасные части, см. в табл. 2. "Детали двигателей ремонтных размеров" (см. раздел «2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель») Маркировка ремонтных размеров вкладышей нанесена на стальной поверхности вкладыша. Вкладыши номинальных размеров маркировки не имеют. Между шейкой коленчатого вала и вкладышем подшипника должен быть зазор: для коренных 0,026 — 0,071 мм и 0,030 — 0,067 мм для шатунных подшипников. Величину радиального зазора можно проверить при помощи контрольных щупов, выполненных из медной или латунной фольги толщиной 0,025; 0,050; 0,075 и 0,1 мм, нарезанных в виде полосок шириной 6 — 7 мм и длиной несколько меньше, чем ширина вкладыша. Кромки щупов должны быть зачищены для исключения порчи поверхности вкладыша.
Радиальный зазор проверяют следующим образом.
Толщина щупа, при котором вал проворачивается с ощутимым усилием, принимается равной фактическому зазору в подшипнике. Предельный зазор в подшипниках коленчатого вала не должен превышать 0,15 мм. Во избежание повреждения поверхности вкладыша при проверке зазора при помощи щупов коленчатый вал следует повёртывать на угол не более 60 — 90°.
vajnovsem.ru
Наименование размера детали (вала) | Размеры, мм | Наименование размера детали (отверстия) | Размер, мм | Номинальный зазор-натяг в сопряжениях, мм | ||||
номинальные | допустимые без ремонта | номинальный | допустимый без ремонта | |||||
Посадочный диаметр гильзы цилиндра | 100-0,030-0,055 | 99,96 | Диаметр отверстия под гильзу цилиндра | 100+0,054 | 100,07 | +0,030 | ||
+0,109 | ||||||||
Наружный диаметр толкателя | 25-0,008-0,022 | 24,97 | Диаметр отверстия под толкатель в блоке цилиндров | 25+0,023 | 25,04 | +0,015 | 1-я группа | |
+0,033 | ||||||||
+0,019 | 2-я группа | |||||||
+0,038 | ||||||||
Диаметр опорных шеек распределительного вала | 50-0,017 | - | Диаметр отверстий во втулках вала блока цилиндров | 50+0,050+0,025 | - | +0,025 | ||
+0,067 | ||||||||
Диаметр коренной шейки коленчатого вала | 70-0,013 | - | Диаметр постелей коренных подшипников | 74,5+0,018 | - | +0,026 | ||
+0,071 | ||||||||
Толщина вкладыша коренного подшипника | 2,25-0,013-0,020 | - | ||||||
Диаметр юбки поршня | 92+0,036 | - | Внутренний диаметр гильзы цилиндров | 92+0,060 | - | +0,012 | ||
+0,024 (индивидуальный подбор) | ||||||||
Высота компрессионного кольца | 2,5-0,012 | - | Высота компрессионного кольца в поршне | 2,5+0,070+0,050 | - | +0,050 | ||
+0,082 | ||||||||
Высота маслосъёмного кольца | 5-0,012 | - | Высота маслосъёмного кольца в поршне | 5+0,055+0,035 | - | +0,035 | ||
+0,067 | ||||||||
Наружный диаметр поршневого пальца | 25-0,01 | - | Диаметр отверстия под палец в поршне | 25-0,01 | - | +0,0025 | ||
-0,0025 (разбивка 4 группы) | ||||||||
То же | 25-0,01 | - | Диаметр отверстия под палец в верхней головке шатуна | 25+0,007-0,003 | - | +0,045 | ||
+0,095 (разбивка 4 группы) | ||||||||
Диаметр шатунной шейки коленчатого вала | 60-0,013 | - | Диаметр в нижней головке шатуна | 63,5+0,012 | - | +0,030 | ||
+0,067 | ||||||||
Диаметр шейки под ступицу коленчатого вала | 38-0,020+0,003 | 37,98 | Диаметр отверстия ступицы коленчатого вала | 38+0,027 | 38,04 | -0,020 | ||
+0,024 | ||||||||
Диаметр шейки под шестерню коленчатого вала | 40+0,020+0,003 | 39,98 | Диаметр отверстия шестерни коленчатого вала | 40+0,027 | 40,04 | -0,020 | ||
+0,024 | ||||||||
Диаметр шейки под шестерню распределительного вала | 28+0,017+0,002 | 27,98 | Диаметр отверстия шестерни распределительного вала | 28+0,023 | 28,03 | -0,017 | ||
+0,021 | ||||||||
Наружный диаметр направляющей втулки клапана | 17+0,066+0,047 | - | Диаметр отверстия под втулки клапана в головке цилиндра | 17+0,035 | - | -0,012 | ||
-0,066 | ||||||||
Диаметр стержня впускного клапана | 9-0,050-0,075 | 8,91 | Диаметр отверстия во втулке впускного клапана | 9+0,022 | - | +0,050 | ||
+0,097 | ||||||||
Диаметр стержня выпускного клапана | 11-0,080-0,105 | 10,88 | Диаметр отверстия во втулке выпускного клапана | 11+0,022 | - | +0,080 | ||
+0,127 | ||||||||
Наружный диаметр седла впускного клапана | 49+0,125+0,100 | - | Диаметр гнездо седла впускного клапана | 49+0,027 | - | -0,073 | ||
-0,125 | ||||||||
Наружный диаметр седла выпускного клапана | 38,5+0,125+0,100 | - | Диаметр гнезда седла выпускного клапана | 38,5+0,027 | - | -0,073 | ||
-0,125 | ||||||||
Наружный диаметр оси коромысел клапанов | 22-0,014 | 21,98 | Диаметр отверстия в стойке оси коромысел клапана под ось коромысел | 22+0,030+0,008 | - | +0,008 | ||
+0,034 | ||||||||
Наружный диаметр оси коромысел клапанов | 22-0,014 | 21,98 | Диаметр отверстия в коромысле клапана под ось | 22+0,020+0,007 | - | +0,007 | ||
+0,034 | ||||||||
Наружный диаметр оси ведомой шестерни масляного насоса | 13-0,064-0,082 | - | Диаметр отверстия в корпусе насоса под ось ведомой шестерни масляного насоса | 13-0,116-0,140 | - | -0,034 | ||
-0,076 | ||||||||
Наружный диаметр оси ведомой шестерни масляного насоса | 13-0,064-0,082 | 12,89 | Диаметр отверстия в ведомой шестерне масляного насоса под ось | 13-0,022-0,048 | 13,01 | +0,016 | ||
+0,060 | ||||||||
Наружный диаметр валика масляного насоса | 13-0,012 | - | Наружный диаметр отверстия в корпусе масляного насоса под ось | 13+0,040+0,016 | - | +0,016 | ||
+0,052 | ||||||||
наружный диаметр шестерни масляного насоса | 40-0,025-0,075 | - | Диаметр гнезда под шестерни в корпусе масляного насоса | 40+0,140+0,095 | 40,24 | +0,120 | ||
+0,215 | ||||||||
Высота шестерни масляного насоса (верхняя секция) | 30+0,125+0,075 | - | Глубина гнезда под шестерню в масляном насосе | 30-0,05 | - | |||
Толщина прокладки масляного насоса | 0,4-0,1 | +0,125 | ||||||
+0,325 | ||||||||
Высота шестерня масляного насоса (нижняя секция) | 20+0,125+0,075 | - | Глубина гнезда в масляном насосе под шестерню | 20-0,05 | - | |||
Диаметр валика привода распределителя | 13-0,012 | - | Диаметр отверстия в корпусе привода распределителя под валик | 13+0,040+0,016 | - | +0,116 | ||
+0,052 | ||||||||
То же | 13-0,012 | - | Диаметр отверстия в шестерне привода распределителя под валик | 13-0.019 | - | -0,019 | ||
+0,012 | ||||||||
То же | 13-0,012 | - | Диаметр отверстия в упорной втулке валика | 13+0,002-0,025 | ||||
Наружный диаметр заднего подшипника водяного насоса | 40+0,008-0,011 | - | Диаметр отверстия в корпусе водяного насоса под задний подшипник | 40+0,027 | - | -0,008 | ||
+0,038 | ||||||||
Наружный диаметр переднего подшипника водяного насоса | 47+0,008-0,011 | - | Диаметр отверстия в корпусе водяного насоса под передний подшипник | 47+0,027 | - | -0,035 | ||
+0,011 | ||||||||
Наружный диаметр валика водяного насоса | 17-0,012 | 16,98 | Внутренний диаметр подшипника водяного насоса под валик | 17-0,010 | - | -0,010 | ||
+0,012 | ||||||||
То же | 17-0,012 | 16,98 | Диаметр отверстия в крыльчатке водяного насоса под валик | 17-0,003-0,030 | - | -0,030 | ||
+0,009 | ||||||||
Диаметр болт маховика | 12-0,018 | - | Отверстие во фланце коленчатого вала | 12+0,027 | - | +0,045 | ||
-0,000 | ||||||||
Диаметр установочного штифта картера сцепления | 13-0,018 | - | Диаметр отверстия в блоке цилиндров под установочный штифт картера сцепления | 13-0,033-0,051 | - | -0,015 | ||
-0,051 | ||||||||
То же | 13-0,018 | - | Диаметр отверстия под штифт в картере сцепления | 13+0,050+0,032 | - | +0,032 | ||
+0,068 | ||||||||
Диаметр шейки ступицы шкива коленчатого вала под сальник | 55-0,06 | 54,7* | ||||||
Несоосность отверстий во втулках распределительного вала в блоке цилиндров | 0,030 | 0,050 | ||||||
Биение средних коренных шеек коленчатого вала | 0,020 не более | 0,040 не более | ||||||
Биение шейки коленчатого вала под шестерню | 0,030 не более | 0,040 не более |
Боковой зазор в зацеплении шестерен привода распределителя при межосевом расстоянии 45,26 мм Боковой зазор в зацеплении шестерен масляного насоса при межосевом расстоянии 31,5 мм |
0,05 - 0,13 | ||||
Биение торца фланца маховика | 0,040 не более | 0,060 не более | ||||||
Биение опорных шеек распределительного вала | 0,020 не более | 0,050 не более | 0,15 - 0,25 | |||||
Расстояние от корпуса водяного насоса под сальник до привалочной плоскости корпуса | 13+0,24 | 14,2* | ||||||
Длина пружина клапана под усилием: | 28-33 кГ | 46 | - | |||||
63-70 кГ | 36 | - | ||||||
Несоосность постелей коренных подшипников в блоке цилиндров | 0,020 | 0,040 | ||||||
Осевой зазор коленчатого вала | 0,075 - 0,175 | |||||||
Осевой зазор распределительного вала | 0,08 - 0,20 | |||||||
Боковое зазор в зацеплении шестерен распределительного механизма при расстоянии между центрами 125, 50 мм | 0,025 - 0,075 |
vajnovsem.ru