|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Категория:
ТО трактора
Cистема очистки и подачи воздуха трактораВлияние состояния системы очистки и подачи воздуха на работу дизеля
Система очистки и подачи воздуха в цилиндр включает воздухоочиститель, впускной патрубок и турбокомпрессор, применяемый на дизелях некоторых типов для повышения их мощности и экономичности за счет нагнетения в цилиндры дополнительных порций воздуха.
Воздухоочиститель — один из основных агрегатов, предохраняющих двигатель внутреннего сгорания от преждевременного износа. Особенно велико его значение для тракторных дизелей, работающих в облаке пыли. При выполнении сельскохозяйственных работ пылесо-держание колеблется в значительных пределах. Например, на пахоте оно может составлять от 0,005 до 0,5 г пыли на 1 м3 воздуха, на бороновании — от 0,03 до 1,5 г на 1 м3. В отдельных случаях содержание пыли достигает 2 г на 1 м3, причем размеры пылинок, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии, могут быть от десятых долей микрометра до сотен микрометров.
В процессе эксплуатации трактора рабочие характеристики воздухоочистителя изменяются по мере накопления в нем пыли, уноса и испарения масла в поддоне, изнашивания и уплотнения фильтрующих элементоз. При этом степень и тонкость очистки воздуха от пыли резко ухудшаются, в результате увеличивается и количество пыли, поступающей на трущиеся поверхности деталей дизеля. По мере засорения воздушного фильтра возрастает сопротивление движению воздуха. Вследствие этого в фильтре и во впускном патрубке возникает дополнительное разрежение, которое, с одной стороны, создает опасность подсоса в камеры сгорания неочищенного, запыленного воздуха (через неплотности системы), с другой — снижает массу, температуру и давление воздушного заряда, поступающего в камеры сгорания.
В результате резко повышается интенсивность изнашивания дизеля и одновременно с этим из-за недостатка воздуха -снижается мощность и экономичность его. При подсосе запыленного воздуха через неплотности системы значительно повышается не только количество, но и размер пылинок, попадающих в камеры сгорания.
Эффективность работы инерционно-масляных воздухоочистителей во многом зависит от состояния масла в поддоне. По мере насыщения частицами пыли оно густеет, на поверхности масляного слоя образуется плотная пленка, и степень очистки воздуха снижается.
Абразивные частицы (твердые пылинки), проникшие из камер сгорания в картер, попадают в смазочное масло и, циркулируя вместе с ним многократно, оказывают вредное действие, изнашивая зеркала цилиндров, поршневые кольца, поршни, шейки коленчатого вала, вкладыши и другие детали дизеля до тех пор, пока абразивы не будут задержаны масляными фильтрами. Интенсивность изнашивания перечисленных деталей зависит от размеров и свойств абразива. Наиболее опасны в этом отношении частицы, имеющие высокую твердость (кварцевую пыль). В смеси с маслом эти абразивы действуют подобно наждаку.
Чтобы обеспечить нормальную работу системы очистки и подачи воздуха, необходимо своевременно и качественно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя, периодически очищать и промывать его составные части, своевременно заменять масло в поддоне, подтягивать крепления и проверять герметичность соединений. Масло в поддон следует заливать до нормального уровня. Избыток масла в поддоне засасывается вместе с пылью в дизель; а недостаток его влечет за собой ухудшение процесса очистки воздуха от пыли.
Определение засоренности воздухоочистителя
Согласно правилам технического обслуживания тракторов сельскохозяйственного значения, состояние воздухоочистителя следует проверять при ТО-1, а в случае работы в условиях повышенной запыленности — через каждые три смены. При отсутствии средств безразборного контроля для проверки засоренности воздухоочистителя его разбирают частично, но это сопряжено с высокой трудоем костыо.
Засоренность воздухоочистителя можно определить по разрежению во впускном воздушном тракте: чем сильнее засорен воздухоочиститель, тем больше разрежение. Для этой цели применяют сигнализатор засоренности воздухоочистителя ОР-9928-ГОСНИТИ. Состоит: из корпуса со смотровым окном, камеры атмосферного давления, рабочей камеры, поршня-указателя с нажимным стержнем, диафрагмы п обратного клапана с нажимной пружиной.
Сигнализатор устанавливают на впускном трубопроводе. При нерабочем состоянии сигнализатора рабочая камера разобщена со впускным воздушным трактом дизеля, так как под действием пружины клапан находится в закрытом состоянии.
Чтобы проверить засоренность воздухоочистителя, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала и нажимают пальцем на стержень, открыв обратный клапан. При этом рабочая камера сообщается со впускным воздушным трактом и под действием избыточного давления над диафрагмой поршень-указатель переместится вниз, сжимая пружину. Чем больше разрежение, тем ниже опустится поршень-указатель, нижняя часть которого окрашена в зеленый цвет, а верхняя — в красный.
Появление в смотровом окне красной полосы свидетельствует о предельном засорении воздухоочистителя н необходимости очистки и промывки фильтрующих элементов.
Рис. 1. Установка сигнализатора засоренности воздухоочистителя ОР-9928- ГОСНИТИ на дизеле: 1 —нажимной стержень; 2 — смотровое окно; 3 — впускной воздушный патрубок
Для кратковременного подключения сигнализатора к впускному воздушному тракту (при ТО) его снабжают резиновой присоской, а для постоянного — штуцером с резьбой.
Очистка и промывка воздухоочистителя
Инерционный фильтр грубой очистки воздуха. При периодическом техническом обслуживании следует прочищать защитную сетку, через которую поступает неочи-щенный воздух, и щели для автоматического выбрасывания пыли. При очистке щелей нельзя допускать изменения их ширины, так как от этого снижается эффективность очистки воздуха.
Инерционно-масляный воздухоочиститель. Следует своевременно проверять и при засорении прочищать пылесборные щели и сетку воздухоочистителя (фильтра грубой очистки воздуха), а также центральную трубу воздухоочистителя.
Необходимо периодически (при ТО-1) проверять уровень масла в поддоне второй ступени воздухоочистителя, а также его засоренность. При наличии большого количества отложений следует заменить масло, предварительно промыв поддон и прочистив отверстия в чашке масляной ванны. Поддон заполнять до средней линии кольцевого пояска дизельным маслом. При температуре ниже 0°С масло следует разбавлять дизельным топливом на 1/3 объема.
При сильном засорении воздухоочистителя необходимо снять съемные кассеты и фильтрующие элементы и промыть их в бензине или керосине. После промывки элементы из пенополиуретана следует отжать и просушить, а сетчатые и капроновые элементы слегка смочить дизельным маслом.
При наличии в воздухоочистителе различных типов фильтров тонкой очистки воздуха необходимо следить за правильностью сборки и постановки их на место. В верхней части устанавливают фильтры более тонкой очистки. Например, у инерционно-масляного воздухоочистителя дизелей А-01М, А-41 сначала устанавливают пенополиуретановую пластину с мелкими порами (толщина 25 мм), затем с более крупными (толщина 40 мм) и внизу — кассету с капроновыми элементами.
Для полной очистки и промывки воздухоочистителя с него снимают фильтр грубой очистки и поддон, вышн мают съемные фильтрующие элементы (кассеты). Снимают корпус воздухоочистителя с трактора. Очищают и промывают водой фильтр грубой очистки. Очищают специальным скребком центральную трубу воздухоочистителя. Устанавливают корпус воздухоочистителя в ванну заборной трубой вниз. Промывают трубу с закрепленными фильтрующими элементами до тех пор, пока из головки не будет вытекать чистый керосин. После того как керосин стечет, сетчатые и капроновые фильтрующие элементы слегка смачивают дизельным маслом, а пенополиуретановые просушивают.
Воздухоочиститель собирают в последовательности, обратной разборке. При постановке сетчатых элементов в корпус воздухоочистителя следят за тем, чтобы гофры соседних кассет перекрещивались, а планки находились одна над другой.
Мультициклонный воздухоочиститель. Чтобы обеспечить нормальную работу воздухоочистителя, следует проверять состояние воздухозаборника, кассет и циклонов. При загрязнении их необходимо тщательно очищать и протирать, особенно внутреннюю часть циклонов. Если внутренняя часть циклонов покрыта налетом масла с пылью, циклоны нужно промыть в керосине или дизельном топливе.
При сборке воздухоочистителя следует не забыть присоединить отвесную трубу, в противном случае неизбежна авария дизеля. У трактора Т-130 тщательно проверяют плотность соединений циклонного воздухоочистителя с инерционно-масляным.
Бумажный воздухоочиститель. Для тонкой очистки воздуха от пыли широко применяют бумажные фильт-ры-патроны (кассеты), изготовленные из высокопористого картона, которые обслуживают в следующем порядке.
Вынимают фильтры-патроны (кассеты) из корпуса воздухоочистителя и продувают сжатым воздухом до полного удаления пыли. Во избежание повреждения бумажной “шторы давление воздуха должно быть не более 3 кгс/см2 (при продувке кассет воздухоочистителя дизеля ЯМЗ-240Б — не более 7 кгс/см2). При этом струю воздуха следует направлять под углом к боковой поверхности фильтра-патрона (кассеты) и регулировать давление воздуха изменением расстояния от наконечника шланга до поверхности фильтра-патрона.
В процессе обслуживания необходимо оберегать фильтр-патрон от механических повреждений и замасливания.
Если при продувке пыль удаляется неэффективно, что возможно при замасленных или закопченных фильтрах-патронах, их следует промыть в растворе моющих средств. Для этого растворяют мыльную пасту поверхностно-активного вещества ОП-7 или ОП-10 в воде, нагретой до температуры 40…60 °С (из расчета 20 г пасты на 1 л воды). Погружают фильтры-патроны в приготовленный раствор на 2 ч, после чего прополаскивают в растворе 10…20 мин. Затем промывают фильтры-патро-ны в чистой воде, имеющей температуру 35…40 °С, и просушивают на воздухе.
Если нет пасты ОП-7 или ОП-Ю, допускается промывка фильтров-патронов каким-либо универсальным моющим средством.
Во избежание прорыва бумажной шторы после промывки и просушки фильтров-патронов дизель должен работать 20…60 мин при частоте вращения коленчатого вала не свыше 1000 об/мин.
Первую продувку новых фильтров-патронов допускается проводить при ТО-2 — через 480 мото-ч, а первую продувку после промывки — через 360 мото-ч. Во избежание снижения фильтрующей способности картона число промывок в течение всего срока службы фильтра-патрона должно быть не более трех.
Нельзя промывать картонные фильтры-патроны в дизельном топливе и керосине.
При сборке воздухоочистителя следует тщательно проверять состояние уплотнений. Поврежденные прокладки необходимо заменять. После сборки убеждаются в отсутствии неплотностей в местах соединений составных частей воздухоочистителя и всего впускного воздушного тракта, обратив особое внимание на состояние соединительных шлангов и надежность их креплений.
Для обнаружения мест подсоса воздуха в воздушном тракте применяют жидкостный индикатор КИ-4870-ГОСНИТИ. В корпусе индикатора имеется П-образный канал, заполненный водой. Канал с одной стороны закрыт пробкой, а с другой к нему присоединен резиновый шланг со сменным наконечником для поиска мест подсоса воздуха.
Места подсоса воздуха выявляют при работе дизеля на максимальном скоростном режиме. Для этого вывинчивают пробку настолько, чтобы через сверление в ней левый канал сообщался с атмосферой. Удерживая корпус в вертикальном положении и прижимая наконечник к местам возможного подсоса воздуха, наблюдают за уровнем воды в стеклянной трубке. Понижение уровня воды в трубке свидетельствует о негерметичности системы.
После устранения обнаруженных неисправностей герметичность проверяют повторно. По окончании проверки необходимо ввинтить пробку до отказа; это предохранит жидкость от выливания.
Проверка работы турбокомпрессора (К-700, Т-150, Т-150К, Т-130). От технического состояния турбокомпрессора в значительной мере зависят мощность и топливная экономичность дизеля. Одной из частых причин ухудшения мошносгных и топливных показателей является загрязнение проточных частей компрессора, влекущее за собой снижение частоты вращения ротора (давления наддува) и, как следствие этого, коэффициента наполнения цилиндров воздухом. Частота вращения ротора может быть заниженной также по причине недостаточной смазки подшипников при чрезмерном загрязнении фильтра турбокомпрессора.
Причиной снижения турбонаддува может быть также чрезмерное засорение воздухоочистителя и неисправность топливной аппаратуры, что объясняется ухудшением процесса сгорания топлива. Кроме того, в этом случае из-за догорания топлива на линии расширения и возрастания температуры отработавших газов повышается температура деталей турбокомпрессора, а следовательно, снижается его надежность и долговечность,
Чтобы обеспечить длительную и бесперебойную работу турбокомпрессора, необходимо строго соблюдать правила эксплуатации и технического обслуживания дизеля.
В первую очередь необходимо своевременно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя и топливной аппаратуры, выявлять и устранять неисправности, ухудшающие процесс горения топлива.
Согласно правилам технического обслуживания при ТО-1, ТО-2 и ТО-3 заменяют фильтрующий элемент фильтра турбокомпрессора трактора К-700, а при ТО-2 и ТО-3 — промывают элемент фильтра турбокомпрессора тракторов Т-150, Т-150К, Т-130. При ТО-2 и ТО-3 проверяют и, если необходимо, подтягивают гайки крепления турбокомпрессора к впускному коллектору.
Перед остановкой дизеля после длительной работы под нагрузкой необходимо в течение 3… 5 мин проработать на холостом ходу (с целью охлаждения деталей турбокомпрессора смазочным маслом), в противном случае ротор может заклиниться в подшипниках, покоробятся корпусные детали и выйдут из строя уплотнитель-ные резиновые кольца.
Турбокомпрессор работает нормально, если после остановки дизеля прослушивается характерный звук высокого тона (свист).
Работу турбокомпрессора можно также проверить по выбегу ротора после остановки дизеля. Для этого после 3…5 мин работы дизеля вхолостую при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала устанавливают максимальный скоростной режим, после чего, выключив подачу топлива, прослушивают с помощью автостетоскопа выбег ротора турбокомпрессора. Ровный, постепенно затухающий звук от вращения ротора, прослушиваемый не менее 5 с, свидетельствует о нормальной работе турбокомпрессора.
При наличии признаков неудовлетворительной работы турбокомпрессора и исправном состоянии системы питания следует проверить легкость вращения ротора ири неработающем дизеле. Для этого, открыв доступ к колесу компрессора, вращают рукой колесо сначала в одну сторону, а затем в другую, выбирая осевой зазор.
Если ротор вращается туго, необходимо промыть компрессорную часть, разобрав турбокомпрессор частично. Если же ротор совсем не вращается или вращается туго и задевает за неподвижные детали, турбокомпрессор следует отправить на специализированное ремонтное предприятие.
Читать далее: Cистема питания дизеля трактора топливом
Категория: - ТО трактора
stroy-technics.ru
Влияние состояния системы очистки и подачи воздуха на работу дизеля. Система очистки и подачи воздуха в цилиндры состоит из воздухоочистителя (впускного патрубка и турбокомпрессора), применяемого на многих современных дизелях для повышения их мощности и экономичности за счет нагнетания в цилиндры дополнительных порций воздуха.
Современные тракторные дизели выпускаются с турбонад- дувом. При среднем наддуве мощность дизеля повышается на 50-70 %, а вообще мощность двигателя может быть увеличена в несколько раз. В целях обеспечения прочности и допускаемой тепловой напряженности при применении наддува в дизелях их мощность увеличивают не более чем в два раза.При применении наддува не только увеличивается мощность 142 двигателей, но и решаются не менее важные вопросы развития двигателей — снижаются токсичность и удельный расход топлива.
По давлению наддува турбокомпрессоры делятся на группы: низкого давления со степенью повышения давления от 1.3 до 1,9 включительно; среднего давления — от 1,9 до 2,5 включительно; высокого давления — от 2,5 до 3,5.
Воздухоочиститель — один из основных агрегатов, предохраняющих двигатель внутреннего сгорания от преждевременного износа. Велико его значение для тракторных дизелей, работающих в облаке пыли. При сельскохозяйственных работах пылесодержание колеблется в значительных пределах. Например, на пахоте — от 0,005 до 0,5 г пыли на 1 м3 воздуха, на бороновании — от 0,03 до 1,5 г/м3. Иногда содержание пыли достигает 2 г/м3. Размеры пылинок, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии, могут быть от десятых долей микрона до сотен микрон.
В процессе эксплуатации трактора рабочие характеристики воздухоочистителя изменяются по мере накопления в нем пыли, уноса и испарения масла в поддоне, изнашивания и уплотнения фильтрующих элементов (ФЭ). При этом степень и тонкость очистки воздуха от пыли резко ухудшаются, а количество пыли, поступающей на трущиеся поверхности деталей дизеля, увеличивается. По мере засорения воздушного фильтра возрастает сопротивление движению воздуха. В результате в фильтре и во впускном патрубке возникает дополнительное разрежение, которое создает опасность подсоса в камеры сгорания неочищенного, запыленного воздуха (через неплотности системы), снижает массу, температуру и давление воздушного заряда, поступающего в камеры сгорания. Это резко повышает интенсивность изнашивания двигателя и снижает его мощность и экономичность. При подсосе запыленного воздуха через неплотности системы значительно повышается количество и размер пылинок, попадающих в камеры сгорания.
Эффективность работы инерционно-масляных воздухоочистителей зависит от состояния масла в поддоне. По мере нассыщения частицами пыли оно густеет, на поверхности масляного слоя образуется плотная пленка, и степень очистки воздуха 143 снижается.
Абразивные частицы, проникающие из камеры сгорания в картер, попадают в моторное масло и, циркулируя вместе с ним многократно, оказывают вредное действие. Они изнашивают зеркала цилиндров, поршневые кольца, поршни, шейки коленчатого вала, вкладыши и другие детали двигателя до тех пор, пока не будут задержаны масляными фильтрами. Интенсивность изнашивания деталей зависит от размеров и свойств абразива. Очень опасны в этом отношении частицы с высокой твердостью. В смеси с маслом абразивы действуют подобно наждаку.
Для обеспечения нормальной работы системы очистки и подачи воздуха необходимо своевременно и качественно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя, периодически очищать и промывать его составные части, своевременно заменять масло в поддоне, подтягивать крепления и проверять герметичность соединений. Масло в поддон следует заливать до нормального уровня. Избыток масла в поддоне засасывается вместе с пылью в двигатель, а недостаток ухудшает процесс очистки воздуха от пыли.
belagrotorg.ru
1. Уточнить факторы, влияющие на качество работы топливной аппаратуры.
2.Изучить операции технического обслуживания системы питания двигателя.
3.Проверить засоренность воздушного фильтра, его герметичность и выявить места подсоса воздуха,
4.Проверить состояние топливоподкачивающего насоса, перепускного клапана и фильтра тонкой очистки топлива
5.Проверить и отрегулировать форсунки без снятия их с дизеля и то же со снятием.
6.Проверить состояние прецизионных пар топливного насоса.
7. Проверить и отрегулировать угол начала нагнетания топлива на дизеле.
8. Обсудить значения замеренных показателей и дать заключение о состоянии системы питания дизеля.
Очищают и промывают фильтры, воздухоочиститель, форсунки щетинной щеткой, скребками, предупреждающими повреждение кожи рук абразивами и заусенциями, а также загрязнение ее смолистыми веществами, вызывающими тяжелые последствия.
При проверке давления впрыскивания и качества распыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как распыленные частицы топлива пробивают, кожный покров и проникают в организм. Недопустимо также попадание паров топлива в зону дыхания.
В таблице 11.1 приведены основные операции технического обслуживания.
Таблица 11.1 -Операции технического обслуживания
Наименование операции | Вид ТО |
Проверить наличие подтекания топлива, уровень масла в корпусах топливного насоса и регулятора. | ЕТО |
Провести обслуживание воздухоочистителя | ТО-1 |
Слить отстой из топливного бака и фильтра грубой очистки топлива (ФГО) | ТО-1 |
Слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива (ФТО) и промыть противотоком, промыть ФГО | ТО-2 |
Проверить герметичность воздухоочистителя и воздушного тракта | ТО-2 |
Очистить распылители форсунок, заменить фильтрующие элементы ФТО | ТО-3 |
Проверить и при необходимости отрегулировать топливный насос и форсунки, а также угол начала подачи топлива | ТО-3 |
Для повышения мощности и экономичности двигателя система очистки и подачи воздуха имеет большое значение. От преждевременной износи двигателя предохраняет воздухоочиститель, рабочие характеристики которого изменяются по мере накопления на нем ныли, испарения масла и поддоне, изнашивания фильтрующих элементов, появления неплотностей и других неисправностей. По мере засорения воздушного фильтра возникает дополнительное разрежение, которое создает опасность подсоса неочищенного воздуха, что резко повышает интенсивность изнашивания.
В настоящее время на многих тракторах и автомобилях на впускном трубопроводе установлен индикатор засоренности воздухоочистителя-ОР-УУ28 (Рис.11.1).
Рис. 11.1 Схема индикатора засоренности 1- Стержень; 2 - камера атмосферного давления; 3 - диафрагма; 4 - поршень; 5 - прозрачный корпус прибора; 6 - шток; 7 - пружина; 8 - рабочая камера; 9 – обратный клапан.
Нажимая на стержень 1, открываем клапан 9, При атом рабочая камера сообщается со впускным воздушным трактом и под действием избыточного давления над диафрагмой 8 поршень 4 перемещается вниз, сжимая пружину. Чем больше разрежение, тем ниже опустится поршень. Появление в смотровом окне красной полосы свидетельствует о предельном загрязнении воздухоочистителя.
Дня проверки герметичности воздушного тракта дизелей предназначен индикатор герметичности КИ-13948-ГОСНИТИ (Рис.11.2,). При замере герметичности воздушного тракта снимают пылеуловитель. устанавливают на горловину,. индикатор Прокручивают коленчатый вал дизеля пусковым двигателем (декомпрессор выключен). Дождавшись падения разрежения до -0,05МПа включают секундомер и когда стрелка вакуумметра станет на нуле, секундомер выключают. При герметичности соединений время падения разрежения не должно быть менее 30с.
Рис. 11.2. Схема индикатора гермегичности КИ-13048 1- накладная шайба с резиновой прокладкой; 2 переходной штуцер; 3- вакууметр Герметичность впускного воздушного тракта можно проверить прибором КИ-4870 (Рис.11.3.)
Рис. 11.3. Схема прибора КИ-4370
1 - корпус; 2 - стеклянная трубка; 3 -
пробка; 4 -резиновыйшланг; 5 - соедини тельная муфта; б -сменный наконечник
Устанавливают максимальный скоростной режим, выворачивают винт прибора до нижней кромки отверстия и, удерживая прибор в вертикальном положении, прижимают наконечник к местам стыков и соединений воздушного тракта. Изменение уровня жидкости в стеклянной трубке свидетельствует о подсосе воздуха в проверяемом месте.
studfiles.net
Система питания воздухом служит для очистки его от пыли и подвода к цилиндрам двигателя.
Основная функция рассматриваемой системы — очистка воздуха от пыли, поскольку, попадая в цилиндр двигателя, ее частицы вызывают интенсивное абразивное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма, в основном стенок цилиндров, поршневых колец, шеек и подшипников коленчатого вала. Износ приводит к снижению мощности двигателя, сокращению срока его службы, увеличению расхода топлива и смазочного масла. Если воздух, поступающий в цилиндры, не очищать, то срок службы двигателя резко уменьшается. Например, при движении по проселку гусеничной машины без воздухоочистителя выход из строя двигателя происходит после 15… 20 ч работы.
В систему питания воздухом входят воздухозаборник, воздухоочиститель и впускной коллектор, по которому очищенный воздух поступает из воздухоочистителя к цилиндрам двигателя. В некоторых случаях система питания может включать в себя устройства отсоса пыли из пылесборников воздухоочистителей.
Экспериментально установлено, что практически безвредны для работы двигателя пылинки размером 0,001 мм. Однако такая степень очистки воздуха связана со значительными потерями мощности, поэтому допускается попадание в двигатель частиц большего размера, но в очень малой концентрации.
Параметр воздуха, характеризующий концентрацию пыли в нем, называется запыленностью. Под запыленностью воздуха понимают массу пыли в граммах, содержащейся в 1 м3 воздуха. Если запыленность не превышает 0,001 г/м3, то пыль практически не влияет на работу двигателя. На входе в воздухоочиститель запыленность воздуха изменяется в широких пределах и зависит в основном от следующих факторов: климатические и дорожные условия, конструкция ходовой части, скорость движения и высота воздухозаборника над уровнем дороги. Особенно существенно она меняется по высоте.
Воздухоочиститель ТС должен удовлетворять следующим требованиям:
Конструкции воздухоочистителей современных колесных и гусеничных машин отличаются многообразием. Однако среди них можно выделить следующие основные типы: инерционные, инерционно-центробежные, фильтрующие, комбинированные, т.е. имеющие не менее двух ступеней очистки.
В инерционных воздухоочистителях используется сила инерции движущихся с большой скоростью пылинок. При резком изменении направления движения воздуха в этих очистителях частицы пыли продолжают двигаться по инерции в первоначальном направлении и, вылетая из воздушного потока, поступающего в двигатель, удаляются наружу либо задерживаются в пылесборниках или специальных масляных ваннах.
В инерционно-центробежных воздухоочистителях наряду с силами инерции, возникающими при резком изменении направления потока воздуха, используются также центробежные силы: воздух, проходя через такой очиститель, закручивается с помощью спиральных направляющих, тангенциального (расположенного по касательной к цилиндрической стенке) входа или другими способами. Частицы пыли отбрасываются центробежным силами к стенке корпуса воздухоочистителя и скатываются по ней в пылесборник.
Инерционно-центробежные воздухоочистители без вращающихся деталей называются циклонами. Существуют также инерционно-центробежные воздухоочистители роторного типа, в которых очистка воздуха от пыли осуществляется за счет действия центробежных сил, вызванных вращающимся ротором. В таком очистителе ротор вращается обычно вследствие взаимодействия его лопастей с потоком воздуха, стремящимися попасть во впускную трубу из-за разрежения, создаваемого работающим двигателем.
Серьезным преимуществом инерционных и инерционно-центробежных воздухоочистителей является возможность выброса сухой пыли из их пылесборников в атмосферу путем отсоса. Это особенно важно при сильной запыленности воздуха, когда необходимо непрерывное удаление пыли. Возможность отсоса сухой пыли из пылесборника обусловлена разрежением, создаваемым в выпускной трубе двигателя с помощью эжекционного устройства. Основной недостаток инерционных и инерционно-центробежных воздухоочистителей — недостаточно высокая эффективность при очистке воздуха от мельчайших частиц.
Фильтрующие воздухоочистители при очистке воздуху от пыли обеспечивают его фильтрацию в пористых материалах или адсорбцию пылевых частиц на смоченных маслом поверхностям В качестве фильтрующего элемента могут применяться смоченные маслом металлические сетки, промасленные кассеты с капроновой ,или проволочной набивкой, пропитанная маслом полиуретановая пена, синтетические материалы на перфорированном каркасе и т.д. Однако в настоящее время наиболее широкое распространение получили сухие фильтрующие элементы из картона, уложенного «гармошкой». Картонные фильтры, эффективные при любом режиме работы двигателя, задерживают более 99 % частиц размером свыше 2 мкм.
Относительно недавно на некоторых ТС начато использование так называемого марлевого фильтра, в котором помимо обычных принципов фильтрации в пористых материалах реализуется принцип удержания пылевых частиц на поверхности фильтрующего элемента за счет статического электричества. Дело в том, что двойной каркас из алюминиевой сетки и пропитанная специальным силиконовым составом марлевая набивка такого фильтра образуют своеобразный конденсатор, который заряжается статическим электричеством при трении между пылинками. В результате пылинки как бы налипают на наружную поверхность фильтра, образуя подобие «шубы». Ресурс такого фильтрующего элемента значительно больше, чем у обычного картонного, так как пыль не остается внутри фильтра, а скапливается на его поверхности и может быть легко удалена при очередном техническом обслуживании.
Достоинством фильтрующих воздухоочистителей является их способность задерживать мельчайшие частицы пыли, а недостатком — необходимость периодической очистки, промывки или замены фильтрующих элементов.
Комбинированные воздухоочистители сочетают в себе преимущества очистителей рассмотренных типов. Они широко используются как на колесных, так и на гусеничных машинах. Чаще всего применяют две ступени очистки. На первой ступени (действует инерционный очиститель или циклон) из воздуха удаляются наиболее крупные и тяжелые частицы, на второй (фильтрующий очиститель) — мелкие пылинки.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Грамотно организованная приточная вентиляция в квартире – основа комфортного микроклимата в жилом помещении. Очень часто естественный воздухообмен не обеспечивает достаточное поступление свежего воздуха и приходится искать альтернативные способы улучшения приточной вентиляции.
Попытаемся разобраться в существующих вариантах организации воздухообмена и выбрать оптимальный метод.
Содержание статьи:
Для нормальной эксплуатации квартиры достаточно однократного воздухообмена в час. Выполнение этой нормы обеспечивается прокладкой вентканалов естественной вытяжки. Поступление свежего воздуха при неорганизованном воздухообмене осуществляется через неплотности оконных рам, щелевые отверстия в дверных конструкциях, форточки и паропроницаемый стеновой материал.
После установки герметичных стеклопакетов схема вентилирования дает сбой – перекрывается канал приточки воздуха в квартиру, разница давлений сокращается и отработанные пары застаиваются в помещении.
Схема естественной циркуляции: 1 – приток воздуха сквозь щели оконных рам, 2 – перемещение воздушного потока через зазоры порога, 3 – удаление отработанного воздуха посредством вентканалов. Естественная циркуляция основана на разнице температурных режимов и давлений внутри и снаружи здания
Многие жильцы квартир сталкиваются с негативными факторами, свидетельствующими о проблемах вентиляционной системы:
Если вовремя не позаботиться о беспрепятственной и регулярной подаче уличного воздуха, то повышается вероятность аллергических и вирусных заболеваний.
Необновляемая затхлая атмосфера стимулирует развитие болезнетворных грибков, клещей-паразитов и бактерий. На ухудшение воздуха очень быстро реагируют люди пожилого возраста и маленькие дети
Восстановление интенсивности движения воздушных потоков решает перечисленные проблемы. Независимо от выбранного способа организации приточной вентиляции, необходимо обеспечить следующие стандарты воздухообмена из расчета на одного проживающего:
Требования к приточке воздуха для кухни зависят от вида установленной плиты. Точные нормы по санузлу определяются исходя из совместного или раздельного использования туалетной и ванной комнаты.
Параметры актуальны, если максимальная концентрация вредных компонентов в атмосфере не превышает установленные нормативные показатели для населенных пунктов
Если помещение не эксплуатируется для постоянного жилья, то кратность минимального воздухообмена для жилых и нежилых комнат снижается на 0,2 ч-1 и 0,5 ч-1 соответственно.
Различные методики, направленные на улучшение работоспособности приточной вентиляции, подразделяются на две основные категории:
К первой группе относятся: ручное или автоматическое проветривание, монтаж оконного или стенового клапана.
Ручное проветривание. Открывание окна на 15 минут с периодичностью в 3 часа. Реализовать метод на практике практически нереально – постоянно открывать и закрывать окно некогда или некому. Альтернативный вариант – открытие створки окна в режиме микропроветривания.
Недостаток способа – через щель в квартиру проникает пыль с улицы и шум. В зимнее время при микропроветривании комната постепенно охлаждается
Автоматическое проветривание. На откидную створку окна устанавливается сервопривод. Устройство программируется на открытие фрамуги через заданные промежутки времени или комплектуется погодным датчиком. «Интеллектуальный» механизм реагирует на перепады влажности и изменения в атмосфере – во время дождя, сильного ветра или снега сработает датчик, и окно самостоятельно закроется.
Возможно подключение электропривода автоматики к общей системе пожарной безопасности. В случае задымления помещения сработает привод и оконная створка откроется
Автоматическому способу проветривания присущи те же недостатки, что и ручному методу.
Оконный и стеновой клапан. Накладные и встраиваемые приточники выполняют одинаковую функцию – открывают доступ свежим воздушным потокам в помещение. Разновидности клапанов отличаются между собой характеристиками и технологией монтажа.
Стеновые модели клапанов более продуктивны, их целесообразно использовать в просторных помещениях. Оконные приточники подойдут для компактных комнат
Монтаж стенового агрегата сложнее, чем установка приточника на оконную створку, так как требует сверления сквозного отверстия через несущий конструктивный элемент здания. Изделия для окон дешевле стеновых аналогов.
Бесканальные устройства для притока воздушных струй в принудительном порядке:
Перечисленные устройства монтируются без прокладки воздуховода и работаю на подачу воздуха в одну комнату. Для комплексного восстановления приточной функции вентиляции сразу в нескольких комнатах используют канальные системы.
О проведении воздуховодов необходимо позаботиться еще на стадии ремонта. В противном случае придется демонтировать отделку или создавать фальш-короб для прокладки вентканалов
Особенности канальных приточных систем:
Канальная вентиляция редко устанавливается в квартирах. Приоритетные сферы применения: офисы, коттеджи и помещения общественного назначения.
В стеновых и оконных клапанах нет вентилятора. Приток воздуха происходит благодаря разности уличного и «домашнего» давления. Обязательное условие работоспособности накладных приточников – исправная вытяжная вентиляция.
Конструкция всех оконных климатических устройств очень проста. Типовой клапан состоит из воздухозаборника, телескопического канала и внутреннего блока.
Воздухозаборник устанавливается снаружи рамы. Внешний блок оснащен козырьком и решеткой, предупреждающей попадание насекомых вовнутрь. Телескопический канал врезается в раму, образуя сквозную щель для беспрепятственного поступления воздушной струи.
Внутренний блок монтируется со стороны комнаты. Некоторые модели приточников комплектуется фильтром и клапаном, регулирующим пропускную способность устройства
Исходя из особенностей конструкции и способа установки, различают следующие климатические устройства:
Щелевые модели. Пропускная способность агрегата достигает 20-ти куб.м/ч – приток воздушных масс осуществляется через микро-отверстие высотой до 1,6 см и шириной до 4-х см. Прибор состоит из двух блоков, что усложняет его монтаж – требуется фрезеровка оконной рамы.
Фальцевые клапаны. Это самый доступный и простой способ проветривания комнаты. Приток воздуха осуществляется через прорези в притворе. Основной плюс моделей – возможность установки на эксплуатируемое окно без фрезеровки паза.
К числу дополнительных плюсов фальцевых моделей относятся: невысокая стоимость, сохранение звукопоглощающих и теплоудерживающих свойств ПВХ-стеклопакета и возможность автоматизации.
Пропускная способность клапана не превышает 5 куб.м/ч. Для обеспечения подачи воздуха в большем объеме допустима установка нескольких клапанов на одно окно
Накладные климат-изделия. Этот вариант редко реализуется в бытовых условиях из-за сложности монтажа – врезка клапана происходит на этапе сборки стеклопакета. Кроме того, изделие ухудшают тепло- и шумоизоляцию окна. Накладные модификации нашли свое применение в производственных и складских помещениях. Производительность климатических устройств около 100 куб.м/ч.
В простейших моделях оконных приточников размер щели, а, следовательно, и интенсивность воздухопотока, выбирается вручную – регулируется положение задвижки. Высокотехничные приборы оснащаются датчиками влажности и атмосферных колебаний.
Внешне стеновой клапан напоминает цилиндрическую колбу или широкую трубу, диаметром около 10-16 см. Пластиковый воздуховод укомплектован следующими элементами:
В некоторых моделях перед фильтром размещается уплотнительное (силиконовое) кольцо с заслонками. Предназначение детали – выравнивание воздушного потока в ветряную погоду.
Со стороны улицы стеновой воздуховод закрывается металлической решеткой и антимоскитной вставкой, а с внутренней стороны – декоративной крышкой с регулирующей ручкой
При выборе приточника прежде всего оценивается мощность и «рабочая» температура агрегата. В среднем, производительность стенового климат-изделия составляет 40 куб.м/ч. Этой величины достаточно для проветривания комнаты площадью 13 кв.м.
Диапазон значений температуры эксплуатации указывается производителем на упаковке или в инструкции к прибору. Для суровых климатических условий разработаны специальные модели, предупреждающие образование конденсата и появление ледяной пробки в канале.
Технология монтажа стенового клапана включает три основных этапа.
Этап 1. Определение места. При выборе стены следует учесть некоторые нюансы:
Производители клапанов обозначили рекомендуемые и нежелательные участки монтажа прибора. При установке важно учитывать вектор воздушного потока.
В первом варианте свежий воздух, попадая в квартиру, прогревается вверху и опускается вниз. Второй вариант – воздушные массы нагреваются от радиатора отопления
Этап 2. Подготовка и бурение стены. На внутренней стене разметить место под сквозное отверстие и начертить диаметр клапана. Порядок бурения канала:
Работу лучше выполнять с помощником, который периодически будет смачивать участок бурения. Увлажнение снизит уровень пыли и убережет инструмент от перегрева.
Этап 3. Установка комплектующих клапана. Паз очистить от пыли и разместить в канал теплоизоляционный «рукав». Ввинчивающими движениями установить цилиндрический корпус прибора, а на нем закрепить мелкоячеистую решетку.
Изнутри стены фиксируется панель, кольцо с заслонками и фильтр. Финишный этап сборки – монтаж крышки с регулирующей ручкой
Приточники данной категории считаются оптимальным решением проблем с подачей свежего воздуха в квартиру многоэтажки и частный дом. Они достаточно мощные, независимы от изменений погоды, а их монтаж не вызывает особых трудностей.
Настенный проветриватель с побуждением воздушной струи – модернизированный аналог стенового приточного клапана. Принципиальное отличие конструкции – наличие вентилятора, осуществляемого нагнетание воздушной струи.
Производительность механического притока определяется скоростью работы вентилятора. От выбранного режима зависит количество потребляемой энергии и шумовые характеристики
Принцип работы проветривателя:
Степень очистки подаваемого воздушного потока зависит от встроенной системы фильтрации. Оптимально, если проветриватель оснащен разными типами фильтров.
Проветриватель с вентилятором работает даже при слабоэффективной вытяжной системе. Принудительная подача увеличивает давление воздуха, что позитивно сказывается на производительности вытяжки.
Бризер предназначен для поддержания циркуляции воздуха внутри помещений площадью 10-50 кв.м. Прибор решает одновременно несколько задач: подача чистого воздуха и его нагрев до заданных температурных значений.
Основная область применения бризеров – жилые помещения, то есть коттеджи, дома частного типа и квартиры. Востребован прибор и в небольших офисах
Бризер – технически сложный прибор с опцией климат-контроля и системой управления. Составляющие элементы приточной установки:
Компактная установка оснащена полноценной система фильтрации. Каскад фильтров реализует три степени очистки.
Грубый фильтр – удаление средних и крупных частиц (шерсть, пыль, пыльца растений). НЕРА-фильтр – задержание частиц размером 0,01-0,1 микрон, в том числе спор плесневых грибков и бактерий. АК-фильтр – угольная фильтрация дыма, запахов и промышленных выбросов
Бризер – оптимальное решения создания вентиляции в квартире с фильтрацией, обеспечивающее до 80-90% очистки воздушных масс от атмосферной пыли.
95 % сплит-систем, представленных в продаже, работают со статическим воздухом. В них непрерывно рециркулирует атмосфера замкнутого помещения. Типовые кондиционеры выполняют свою главную задачу и в комнате становиться прохладней. Однако свежего воздуха от их работы не прибавляется.
Производители сплит-систем предложили свой вариант решения вопроса нехватки свежего воздуха и разработали кондиционеры с подмесом воздуха извне.
Особенности конструкции сплит-системы с приточкой:
Некоторые модели вентустановок оборудованы кислородным концентратором, а уровень кислорода в помещении контролируется специальными датчиками.
Кислородный концентратор пропускает уличный воздух сквозь мембранную перегородку, отделяющую кислородные молекулы от прочих газообразных веществ. В результате концентрация кислорода увеличивается
Принцип действия «сплит-системы с подмесом»:
Несмотря на неплохую задумку технологов, такие модели климатических систем мало востребованы. Кондиционеры с приточкой громко работают и не в состоянии обеспечить полноценную вентиляцию квартиры. Кроме того, стоимость усовершенствованного оборудования на 20% превышает цену обычного кондиционера.
Канальная вентиляция – это комплекс воздуховодов, проложенных во всех комнатах. Сердце системы – приточное оборудование, размещенное на входе. Схема построения и работы вентиляции определяется типом вентустановки. Обозначим особенности двух наиболее экономичных и эффективных способов организации подачи воздуха: вентиляции с рекуперацией и применения VAV-агрегатов.
Рекуператор является составляющим элементом приточно-вытяжной установки. Теплообменник позволяет значительно снизить потребление энергоресурсов, обеспечивая передачу тепла от разогретого вытяжного воздуха холодным поступающим потокам.
Для функционирования рекуператора помимо приточного воздуховода требуется монтаж вытяжных каналов, что сказывается на стоимости системы. Эффективность работы некоторых теплообменников достигает 95%
В вентиляционных системах устанавливаются теплообменники двух типов: пластинчатые и роторные.
Пластинчатые рекуператоры. Конструктивно представляют собой кассету, установленную в воздуховод. Воздушные потоки «разрезаются» блоком из пластин. Теплый воздух проходит с одной стороны пластины, а холодный с другой. Вследствие теплообмена образуется конденсат, подлежащий удалению.
Особенности работы пластинчатых рекуператоров:
Однако срок службы такого оборудования ограничен десятью годами.
Роторные рекуператоры. Принцип перераспределения тепла базируется на вращении барабана, через который двигаются разносторонние воздушные струи. Постепенно, вращаясь в барабанной установке, отработанный воздух «делится» теплом с сектором ротора. Когда разогретый участок ротора попадает в холодный приточный поток, воздух нагревается, а ротор охлаждается.
Роторные рекуператоры отличаются компактными размерами и высокой энергоэффективностью. Недостаток устройства – частичное смешивание грязного и свежего воздуха. В холодное время выключение роторных моделей нежелательно
Variable Air Volume (VAV) установка –эффективная вентиляционная система, обеспечивающая приток и подогрев воздуха с минимальным расходом энергии. Комплекс позволяет регулировать параметры и режим вентиляции для каждой комнаты отдельно.
Стандартная вентсистема подает воздух без учета времени суток, назначения помещения и количества проживающих. Производительность VAV-системы выбирается пользователем исходя из конкретных условий эксплуатации.
Пример работы VAV-вентиляции. Допустим, что комплекс с максимальной производительностью в 300 куб.м/ч обслуживает два помещения: спальню и гостиную. Если бы зимой для подогрева воздушного потока до комфортной температуры мощности калорифера не хватило, то в случае с обычной вентиляцией пришлось бы снизить суммарную производительность. Как результат, в обеих комнатах стало бы душно.
Работу VAV-системы можно скорректировать: в течение дня подавать воздух в гостиную, а в ночное время – в спальню. К каждой комнате подведен отдельный выключатель вентиляции
Регулировка производительности позволяет сэкономить до 25-50% энергии по сравнению с традиционной вентиляцией. Помимо снижения счетов за электроэнергию VAV-система имеет и другие преимущества:
Недостаток VAV-вентиляции – высокая цена оборудования и трудности при сборке и наладке работоспособности комплекса. Проектирование и монтаж должны выполнять специалисты.
Технология установки приточника Aereco на эксплуатируемую оконную конструкцию:
Принцип функционирования приточной вентиляции с фильтрацией на примере бризера Тион:
Схема работы VAV-системы вентиляции в разных режимах:
При выборе способа организации воздухообмена в учет берутся многие параметры: ценовая политика оборудования, эффективность установки, особенности работы при разных погодных условиях, наличие опций фильтрации и нагрева воздушных масс. Среди множества агрегатов оптимальный баланс стоимости и качества демонстрируют бризеры, специально разработанные для бытового применения в квартире.
sovet-ingenera.com
просмотров - 177
Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздушной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом, выходной трубы, патрубка отсоса пыли. В качестве фильтрующего элемента используется гофрированный картон.
При работе двигателя воздух через сетку в колпаке проходит по трубам в воздухоочиститель. По входному патрубку корпуса воздух попадает в первую ступень очистки с инерционной решеткой и резко изменяет направление. Крупные частицы отсасываются отработавшими газами и выводятся в окружающую среду. Для этого в выпускной трубе двигателя установлен эжектор. Воздух проходит через микропоры картона второй ступени и очищенный по выходной трубе поступает во впускной трубопровод.
Система выпуска отработавших газов автомобилей марки «КамАЗ» состоит из выпускных трубопроводов, приемных труб, которые соединены в тройнике, гибкого металлического рукава, по которому газы поступают в глушитель. Глушитель состоит из корпуса с днищами. Внутри имеются две перегородки, которые образуют три резонаторные камеры, где газы расширяются, их давление и скорость уменьшаются и далее они выводятся в окружающую среду.
Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздушной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом,... [читать подробенее]
Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздушной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом,... [читать подробенее]
oplib.ru
просмотров - 44
Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздушной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом, выходной трубы, патрубка отсоса пыли. В качестве фильтрующего элемента используется гофрированный картон.
При работе двигателя воздух через сетку в колпаке проходит по трубам в воздухоочиститель. По входному патрубку корпуса воздух попадает в первую ступень очистки с инерционной решеткой и резко изменяет направление. Крупные частицы отсасываются отработавшими газами и выводятся в окружающую среду. Для этого в выпускной трубе двигателя установлен эжектор. Воздух проходит через микропоры картона второй ступени и очищенный по выходной трубе поступает во впускной трубопровод.
Система выпуска отработавших газов автомобилей марки «КамАЗ» состоит из выпускных трубопроводов, приемных труб, которые соединены в тройнике, гибкого металлического рукава, по которому газы поступают в глушитель. Глушитель состоит из корпуса с днищами. Внутри имеются две перегородки, которые образуют три резонаторные камеры, где газы расширяются, их давление и скорость уменьшаются и далее они выводятся в окружающую среду.
Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздушной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом,... [читать подробенее]
Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздушной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом,... [читать подробенее]
oplib.ru