|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Пожарные машины создаются на шасси грузовых автомобилей. На каждый вид ПА обосновываются требования к шасси грузовых автомобилей, на которых они будут обустроены. При этом учитывается, развиваемая двигателем мощность, колесная формула, устойчивость автомобиля, его грузоподъемность. Это составляет первую группу требований. Вторую их группу составляют требования к пожарной надстройке. Их обосновывать необходимо, исходя из условий и особенностей применения ПА.
Общие требования к ПА
Область применения пожарных автоцистерн определяется условиями развития пожаров, которые можно разделить на два вида. На объектах, в которых температура при возникновении пожара может нарастать подобным образом, рекомендуется внедрять автоматические установки пожаротушения.
Вторую группу составляют такие пожары, в которых имеется начальная стадия развития пожара. В этих случаях рекомендуется использовать пожарные автоцистерны.
Нормальный период пожара сопровождается развитием температуры до 200-3000 С, при которой начинается термическое разложение многих материалов и их возгорание. Этот период обычно находится в пределах 10-12 минут, после чего, естественно, интенсивно увеличивается температура. С ее увеличением будет возрастать и ущерб, наносимый пожаром. Поэтому, чем раньше поступит сообщение о пожаре и начало его тушения, тем меньше будет ущерб, наносимый им.
Таким образом, важнейшим требованием к пожарным автомобилям любого назначения является приспособленность их к выезду и следованию на пожар с минимальными затратами времени.
Частота использования пожарных автомобилей устанавливается по выездам пожарных автомобилей на пожары. В течение суток пожарные автомобили могут не вызываться на пожары или вызываются несколько раз (рис.5.2). Потоки выездов ПА на пожары описываются распределением Пуассона. В соответствии с этим вероятность Р(τ) того, что в любой промежуток времени произойдет К выездов ПА равна:
где: λ - среднее число выездов в единицу времени; τ - любой промежуток времени; e - основание натуральных логарифмов, 2,72; К = 1,1,2 … К выездов. Для приведенного распределения на рис.5.2 в течение 33 суток в году не было ни одного выезда, 78 раз было по одному выезду и т.д. Таким образом, ПА должны быть приспособлены к использованию в любые случайные промежутки времени суток. Это требует содержания их в постоянной боевой готовности, что осуществляется как конструкцией ПА, так и организацией их содержания.
Особенности использования ПА определяются характером боевых действий, проводимых при тушении пожаров. В общем виде последовательность их реализации можно представить в виде временной характеристики пожаротушения.
Боевые действия – выезд и следование на пожар осуществляются в период после обработки вызова от начала выезда tв до прибытия в район вызова tпр . В период от tпр до начала тушения tнт производится боевое развертывание. Ликвидация горения осуществляется в период от tнт до ликвидации горения tл.
После ликвидации горения осуществляется сбор и возвращение (tвозвр) ПА в пожарную часть. В период tвозв - tгот производится обслуживание ПА и постановка его на стоянку в парк в готовности к следующему вызову. Период времени tв - tгот характеризует продолжительность занятости пожарного автомобиля.
В период tпр - tпт и тушения могут производиться ряд боевых действий: разведка пожара, спасание людей или материальных ценностей, вскрытие конструкций и др. В этот период боевых действий могут использоваться специальные ПА, различное ПТВ. Порядок боевых действий и содержание работ в них регламентируются БУПО.
Из анализа временной характеристики пожаротушения следует, что минимизация одного какого-либо боевого действия не приведет к существенному сокращению времени занятости ПА. Необходимо, чтобы ПА был приспособлен для минимальных затрат времени на проведение любых боевых действий.
Общие требования к ПА сводятся к ряду положений.
Пожарная надстройка ПА не должна снижать технических возможностей базовых шасси. Все ПА должны быть приспособлены для тушения пожаров, т.е. для работы на открытом воздухе в любой климатической зоне страны при содержании в гаражах пожарных частей при температуре воздуха не ниже +120С.
Размещение агрегатов, ПТВ и систем на базовом шасси должно быть таким, чтобы их приведение в действие требовало малых затрат времени. При этом должно обеспечиваться безопасное ведение, как боевых действий, так и обслуживания ПА и его ремонта.
В целях охраны окружающей среды должно быть исключено вытекание технических жидкостей (топлива, охлаждающие и тормозные, а также смазочные масла, пенообразователя) из емкостей агрегатов и механизмов. Дымность и содержание оксида углерода в отработавших газах двигателей ПА не должны превышать их значений в двигателях базовых шасси.
Сооружаемая на АЦ пожарная надстройка, должна быть приспособлена к человеку. Кабины-салоны для личного состава и рабочие места операторов должны соответствовать требованиям эргономики по удобству размещения, доступности по использованию и обеспечивать управление агрегатами с минимальными усилиями.
Требования к ПА общего и целевого применения, а также к специальным ПА имеют свои особенности. Поэтому, кроме общих требований, необходимо учитывать и специфические требования. Для этих типов ПА они будут дополняться раздельно.
Требования к ПА основного применения
Эти требования должны формулироваться на основании особенностей применения ПА. Они должны предъявляться как к конструкции АЦ, так и к условиям организации их содержания в пожарных частях.
Следование на пожар определяется по среднестатистическим данным. Так, за период 1994…1999 гг. получены следующие результаты, приводимые в табл.5.1.
Таблица 5.1
Показатель | Продолжительность, мин |
По всем пожарам В городах В сельской местности Крупные пожары | 11…12 8…8,5 18,5…19,5 12…13 |
Представление о продолжительности следования на пожары можно получить по данным рис.5.4. Из его анализа следует, что в 33…47% всех случаев следования на пожар не превышает 5 минут, а до 70% - в течение до 10 мин. Следовательно, в большинстве случаев автоцистерны прибывают на пожар в первый период его развития.
Продолжительность следования АЦ на пожар зависит, прежде всего, от ее удельной мощности, т.е. от отношения номинальной мощности двигателя к массе:
Nуд = , кВт/т (5.2)
где: Nном - номинальная мощность двигателя, кВт; G - масса АЦ, тонн.
Для АЦ значение удельной мощности должно быть более 11 кВт/т. Наряду с этим требуется, чтобы полная масса АЦ не превышала 95% величины массы базового шасси.
Реализация Nуд зависит от интенсивности дорожного движения, дорожных условий и теплового состояния двигателя. Дорожные условия характеризуются коэффициентом сцепления j колеса с дорожным покрытием и величиной коэффициента f сопротивлению движения колес.
Суммарная тяговая сила Рк на колесах АЦ, которую обеспечивает двигатель, реализуется при условии
Rj ³ Rк ³ Rψ (5.3)
где: Rj сила сцепления шины колеса с дорожным покрытием, Н; Rψ - суммарная сила сопротивления качению колес, Н.
В зависимости от характеристики дорог и их дорожного покрытия силы Rjи Rψ изменяются в очень широких пределах. Поэтому для уменьшения времени следования на пожар необходимо не только правильно выбирать базу для АЦ, но и выбирать наиболее рациональный маршрут следования на пожар.
Мощность, развиваемая двигателем внутреннего сгорания, во многом зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе его охлаждения. Наиболее эффективно они работают при нагреве ее до tохл0С, равной 80…900С. Однако уже при tохл= 50…660С двигатель развивает мощность, близкую к максимальной. При длительной стоянке в гаражах, особенно зимой tохл= 10 – 120С. Поэтому при движении по одной и той же дороге летом и зимой АЦ с tохл = 100С и tохл = 500С режим прогрева двигателя до tохл= 800С будет различным, различной будет и скорость движения (рис.5.5). Поэтому становится значимым температурный режим двигателя при содержании АЦ в гарнизонах пожарных частей.
Боевое развертывание заключается в снятии с АЦ пожарно-технического вооружения и подготовке его к использованию по назначению. Поэтому размеры отсеков для ПТВ должны быть согласованы с антропометрическими данными пожарных.
При условии неизменности позы пожарного у отсека верхний предел досягаемости определяется длиной руки пожарного низкого роста, а нижний – пожарного высокого роста.
ПТВ в отсеках должно размещаться в соответствии с логикой деятельности человека. Применительно к АЦ руководствуются рядом принципов. Прежде всего, ПТВ целесообразно группировать в соответствии с его назначением (прокладка рукавных линий, подъем на высоту и т.д.). Важно учитывать частоту его использования, массу, конфигурацию. Возможны различные варианты его размещения, однако необходимо соблюдать принцип минимальных затрат времени на боевое развертывание.
Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование АЦ следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
Продолжительность ликвидации горения изменяется в очень широких пределах. До 10 минут ликвидируется около 20% пожаров. Это время соизмеримо со временем следования на пожар. От 30 до 60 мин тушат до 20% пожаров и т.д. Однако около 14% пожаров тушат более 2-х часов. Тушение крупных пожаров может производиться в течение 5…6 часов и более в случае затяжных пожаров.
При тушении пожара двигатели ПА работают в стационарных условиях. При этом ухудшаются условия их охлаждения, так как отсутствует натекающий поток воздуха на радиаторы. Поэтому двигатель, насос и его трансмиссия должны эффективно работать в течение не менее 6 часов.
Виды ПТВ и их возимый запас на АЦ обосновываются на основании опыта тушения пожаров. Так, в соответствии с НПБ 163-98 вместимость цистерны для воды рекомендуется выбирать из ряда от 0,8 до 8 м3 и подаче лафетного ствола 20…40 л/с. Вместимость бака для пенообразователя предлагается равной 6% от вместимости цистерны (0,08…1 м3).
Пожарные автоцистерны практически применяются для тушения подавляющего большинства пожаров. При этом с участием 1 АЦ тушат до 50% всех пожаров, с участием 2 АЦ – около 35%, а 3-х АЦ – тушат около 10% всех пожаров.
Стволы РС-50 применяют при тушении около 7,5%, а на 70% используют от 1 до 3 стволов. Стволами РС-70 тушат около 2% пожаров.
При тушении одним стволом РС-50 1 м3 воды расходуется за время не более 5 минут, а тремя стволами – за время, не превышающее 1,5 минут. Сопоставляя эти результаты со временем продолжительности тушения пожаров, легко приходим к выводу, что возимые на АЦ запасы воды, не обеспечат тушение всех пожаров. Поэтому на АЦ, кроме возимого запаса воды должен быть предусмотрен забор воды от водопроводной сети и из различных водоемов.
Читайте также:
lektsia.com
Предназначены для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, пенообразователя, а также для забора и подачи воды и пены на тушение пожара.
У автонасосов, в отличие от автоцистерн, отсутствуют цистерны для воды, но большая емкость бака для пенообразователя, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, а во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных автомобилей могут использоваться для подачи воды перекачкой от удаленных водоисточников. Вместимость бака пенообразователя в зависимости от марки автомобиля колеблется от 350 до 1000 л.
Автомобиль первой помощи (АПП)предназначен для доставки боевого пожарно-спасательного расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, средств индивидуальной защиты, специального оборудования с целью тушения локальных и неразвившихся пожаров, а также проведения первоочередных аварийно-спасательных работ. Данный автомобиль используется как самостоятельная боевая единица.
АПП должен применяться для:
- спасания и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах или аварии;
- ликвидация пожара в начальной стадии его развития или его сдерживания до прибытия основных сил и средств;
- ликвидация горения различных веществ и материалов, в том числе на электроустановках под напряжением;
- при авариях на транспорте, промышленных объектах и т.д.
Наличие специального оборудования позволяет более эффективно проводить тушение пожаров и выполнять связанные с ним первоочередные аварийно-спасательные, работы.
По своим тактико-техническим показателям (скорости и маневренности) а также оснащенности различным оборудованием данный автомобиль имеет некоторые преимущества перед другими видами основных пожарных автомобилей это:
- сокращение времени прибытия к месту пожара или аварии;
- снижение время общей локализации и дальнейшей ликвидации пожаров в жилых и общественных зданиях;
- снижение среднего значения расхода топлива;
- время, затраченное на боевое развертывание и подачу огнетушащих веществ на тушение пожара, а также применение аварийно-спасательного оборудования меньше времени, затраченного на те же операции основными силами;
- при работе на пожарах насоса высокого давления позволяет подавать ствол-распылитель с расходом 2 л/с на значительную высоту, при этом обеспечивает быстрое снижение температуры в горящих помещениях, что значительно сокращает время локализации и резко снижает количество израсходованного огнетушащего вещества, а также величину потерь от излишней пролитой воды;
- применение ранцевых установок пожаротушения снижает расход огнетушащего вещества в сравнении с ручными пожарными стволами и убытки от излишне пролитой воды.
В настоящее время данные автомобили выпускают на базе автомобилей «Газель», ЗИЛ 5301 (Бычек). В зависимости от модификации данные автомобили вывозят воды от 300 до 800 л., пенообразователя от 30 до 80 л.
АЦ-0,8-40/2 (530104) "Бычок"
Вода л | Пенообра-зователь л | № | Специальное оборудование |
1. | Насос НЦПК-40/100-4/400 В 1 Т | ||
2. | Установка пожаротушения ранцевая РУПТ 1-0,4 - воды – 10 л - расход – 0,4 л/сек. - время работы – 30 сек. | ||
3. | Гидрокомплект "Спрут" | ||
а) | насосная станция СГС-1-80 ДХ привод "HONDA" GXH 50 | ||
б) | насос ручной НРС 2/80 | ||
в) | ножницы комбинированные НКГС-80 | ||
г) | расширитель дверной РДС-80 | ||
д) | отрыватель петель ОПС-80 | ||
е) | катушка удлинительная КУС 1/15 | ||
4. | Электроагрегат "Вепрь" АПБ 2,7-230 ВХ - мощность – 2,7 кВт - напряжение – 230 В - двигатель HONDA GX 200 6.5 л/с | ||
а) | Прожектора 2х500 W |
АПП-0,5-2 (33023) "Газель"
Вода м3 (л) | Пенообра-зователь, л | № | Специальное оборудование |
1. | Высоконапорная мотопомпа производительностью не менее 2 л/с. | ||
2. | Установка пожаротушения РУПТ-1-04 - объем жидкости – 10 л - расход – 0,4 л/сек. - время непрерывной работы – 30 сек. - баллон с воздухом – 2 л - предохранительный клапан – 13 атм. - редуктор – 9 атм. | ||
3. | Гидрокомплект "Спрут" | ||
а) | насос гидравлический НРС 2/80 | ||
б) | ножницы комбинированные НКГС-80 | ||
в) | расширитель дверной РДС-80 РЭ | ||
4. | Огнетушители: ОУ-5 ОП-10 | ||
5. | Веревка спасательная ВПС-30 | ||
6. | Бензорез дисковый к 700 АСТIVE 3 - топливный бак – 0,7 л - режущий диск – 14 " | ||
7. | Генератор LX 4000 с бензомоторным приводом - мощность - 4 кВт B g S (intek 1/c OHV) 10 л/с - напряжение – 230 В | ||
а) | Электродисковая пила к 3000 EL - напряжение – 230 В - мощность – 2,7 кВт - режущий диск – 12", 14" | ||
б) | 2 прожектора – мощность 2х1000 W | ||
8. | Мачта осветительная - высота – 4 м |
Пожарно-спасательный автомобиль (ПСА 2.0-40/2. модель 008-МИ) на базе Урал.
Данный автомобиль можно использовать как:
- основной т.е подачи на тушение пожаров огнетушащих веществ (оборудован двухступенчатым пожарным насосом, цистерной для воды ёмкостью 2000 л, баком для пенообразователя ёмкостью 120 л.
- специальный пожарный автомобиль для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места пожара, проведения химической и радиационной разведки.
Вода л | Пенообразователь л | № | Специальное оборудование |
1. | Натяжное спасательное полотно НСП | ||
2. | Канатно - спусковое устройство | ||
3. | Лодка резиновая надувная "Омега 21" – 250 кг | ||
4. | Круг спасательный | ||
5. | Жилет спасательный | ||
6. | Насос НИПК-40/100-4/400 В1Т | ||
7. | Гидрокомплект "Спрут" | ||
а) | насосная станция СГС-1-80 ДХ | ||
б) | ножницы комбинированные НКГС | ||
в) | расширитель средний РСГС-80 | ||
г) | цилиндр двухсторонний ЦГС-2/80 | ||
8. | Лебедка ручная – МТМ 3,2 | ||
9. | Генератор электрический переносной АПБ S-230 ВХ - мощность 5 кВт | ||
а) | Машинка шлифовальная угловая МШУ-2-230 - мощность 2 кВт - диск 230 мм | ||
б) | Электрическая пила "Парма" - мощность 2,1 кВт - шина 420 мм | ||
в) | Прожектор выдвижной мачты 2х1000 Вт | ||
10. | Приборы химической и радиационной разведки | ||
а) | дозиметр ДРГ-01Т1 | ||
б) | измеритель мощности ИМД-2И | ||
в) | газоанализатор-сигнализатор "Комета-4" | ||
г) | ВПХР |
studopedya.ru
|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР)
(табл. 3.5) предназначены для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и оборудования, а также запаса пенообразователя. Автонасосы отличаются от автоцистерн отсутствием бака для воды, увеличенным запасом рукавов и другого пожарно-технического вооружения, большей емкостью бака для пенообразователя, а также большим числом мест для боевого расчета. Высокие ходовые качества, повышенный запас рукавов, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, наличие бензомоторной пилы “Дружба” позволяют успешно тушить пожары и проводить аварийно-спасательные работы. Подразделения, вооруженные автонасосами и насосно-рукавными автомобилями, способны осуществлять боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной различной кратности с установкой машин на водоисточники, а во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных машинах могут быть использованы в перекачке воды с удаленных водоисточников. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями при подаче воды н воздушно-механической пены различной кратности, приведены па рис. 3.2 и 3.3. ТАБЛИЦА 3.5. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ НА ПОЖАРНЫХ АВТОНАСОСАХ И АНР
Примечание. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный раствор ПО-1 в воде; напоры СПВ-4 и ГПС-600 равны 60 м.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|
zinref.ru
Автоцистерны пожарные лёгкого типа предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, подачи воды (из цистерны, открытого водоёма, гидранта) и воздушно-механической пены к очагу пожара.
В зависимости от емкости цистерн для воды все автоцистерны делятся на:
-легкого типа, с вместимостью цистерны до 2000 л.
-среднего типа, с вместимостью цистерны от 2000 л. до 4000 л.
-тяжелого типа, с вместимостью цистерны более 4000 л.
Таблица 23
Показатели | АЦ-20 (66)104 | АЦ-30 (157)27А | АЦ-40 (131)137 | АЦС-30 (157К)42 | АЦ-30 (130)63А | АЦ-40 (130)126 | АЦ-40 (375)Ц1 |
Марка шасси | ГАЗ-66 | ЗИЛ-157К | ЗИЛ-131 | ЗИЛ-157К | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130Е | Урал-375 |
Максимальная скорость, км/час | 85 | 65 | 80 | 65 | 85 | 85 | 75 |
Количество мест | 2 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6/7 | 7 |
Масса в боевой готовности, кг | 5890 | 9900 | 10885 | 10300 | 9100 | 9525 | 14200 |
Габариты автомобилей - Длина, м
| 5,655 2,34 2,64 | 6,94 2,185 2,82 | 7,28 2,41 2,85 | 7,192 2,185 2,82 | 7,715 2,44 2,7 | 6,83 2,47 2,63 | 8,24 2,52 3,0 |
Наименьший радиус поворота, м | 9,5 | 11,2 | 10,5 | 11,2 | 8 | 8 | 10,5 |
Мощность двигателя, Вт (л.с.) | 84640 (115) | 80224 | 110400 | 80224 | 110400 | 110400 | 128800 (175) |
Расход горючего, л/100км | 24/34 | 42 | 40 | 42 | 26 | 28/44 | 50/55 |
Емкость бака для горючего, куб.м | 0,21 | 0,15 | 0,17 | 0,15 | 0,17 | 0,17 | 0,17 |
Марка насоса | ПН-20К | ПН-30КФ | ПН-40У | ПН-30КФ | ПН-30КФ | ПН-40К ПН-40У | ПН-40К ПН-40У |
Производительность насоса, л/с | 20 | 30 | 40 | 30 | 30 | 40 | 40 |
Напор на насосе, м | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90/100 |
Емкость цистерны, куб.м | 1,6 | 2,1 | 2,4 | 2,1 | 2,1 | 2,15/2,4 | 4 |
Емкость бака пенообразователя, л | - | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 180 |
Количество напорных рукавов - 51(мм)
| 6/51 10 - - | 6 12 - - | 7 2 - 13 | 5 12 - - | 7 12 - - | 6 6/7 5 2 | 10/6 13 - 10/8 |
Количество пожарных стволов : - “А” - “Б” - ГПС - лафетных | 2 2 - - | 2 4 2 1 стацион. | 2 3 2 2 | 2 4 2 - | 2 3 2 - | 2 3 2 2 | 2 3 2 2 |
Количество : - пеногенераторов - гидроэлеваторов | - - | 2 - | 2 1 | 2 1 | 2 1 | 2/- 1 | 2 -/1 |
studfiles.net
Cтраница 1
Пожарный автонасос ( рис. 33, б) предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета и противопожарного оборудования, а также для подачи воды ( от водоисточника) или воздушно-механической пены. [1]
Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили применяются в комплексе с пожарными автоцистернами. Однако они могут быть использованы и самостоятельно при тушении пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения. [2]
Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили отличаются от автоцистерн большим количеством противопожарного оборудования, большим числом мест для боевого расчета, увеличенной вместимостью пенообразователя. Кроме того, в них отсутствуют баки для воды. [3]
Пожарный автонасос ( рис. 33, б) предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета и противопожарного оборудования, а также для подачи воды XOT водоисточника) или воздушно-механической пены. [4]
Пожарный автонасос не имеет водобака, поэтому требуется обязательно устанавливать его на водоисточ ник, что увеличивает время введения в действие первого ствола. [6]
Пожарные автонасосы предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета и противопожарного оборудования, а также для быстрого обеспечения подачи воды или воздушно-механической пены. [7]
От пожарного автонасоса прокладывают 1 - 2 магистральные линии, на конце которых через разветвления подсоединяются по 2 - 3 рабочих линии. [8]
Кузов пожарного автонасоса, как и автоцистерны, состоит из кабины, собственно кузова, бака для пенообразователя. Кабина состоит из двух частей; кабины водителя и кабины боевого расчета. Кабина боевого расчета цельнометаллическая, бескаркасная, сварена из стальных холоднокатаных профилей, панелей, штампованных элементов. В состав кузова входит две цельнометаллические бескаркасные тумбы. Тумбы разделены на отсеки. Пространство между тумбами и задним днищем цистерны используется под насосное отделение. [9]
Выключение пожарного автонасоса характеризует переходный процесс водоподачи, который рассматривают в зависимости от изменения расхода воды в водопроводе. [10]
От пожарного автонасоса прокладывают 1 - 2 магистральные линии, на конце которых через разветвления подсоединяются по 2 - 3 рабочих линии. [12]
В водопроводах низкого давления передвижные пожарные автонасосы или мотопомпы забирают воду через пожарный гидрант и подают ее под необходимым напором к месту тушения пожара. [14]
Все площадки для размещения пожарных автонасосов у водозаборных устройств должны быть связаны с кольцевой системой дорог и не иметь тупикового расположения. [15]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
Пожарные автоцистерны являются самым популярным и эффективным типом пожарного транспортного средства. По сути, такое узкоспециализированное оборудование является одной из разновидностей автоцистерн с определенными техническими особенностями для конкретной сферы использования.
Пожарная автоцистерна представляет собой конструкцию на базе определенного автомобиля, которая оборудована дополнительными устройствами и аксессуарами. Основными составляющими частями являются емкости для транспортировки огнетушащих жидких веществ, таких как вода или пенообразователь.
Помимо этого для использования автоцистерны при тушении пожаров дополнительно предусмотрены пожарное насосное оборудование с различными техническими характеристиками, средства подачи воды или пенообразующего вещества к очагу горения, а также отдельными инструментами и оборудованием, необходимым для качественного и оперативного тушения огня и его локализации.
Основное назначение автоцистерны любого типа заключается также в оперативной доставке пожарного расчета к месту пожара. В зависимости от типа базового автомобиля, на основе которого сконструирована пожарная автоцистерна, количество экипажа может варьироваться от 3 до 7 человек, включая водителя.
Эффективность и рациональность использования пожарных автоцистерн особенно актуальны при выезде на тушение пожаров в безводные районы или при локализации возгораний в загородной местности при отсутствии источников водоснабжения или водозабора.
Учитывая технические особенности пожарной автоцистерны, ее использование может выражаться в трех направлениях:
Пожарные автоцистерны классифицируются на несколько категорий в зависимости от вместительности баков:
При конструировании пожарных автоцистерн различных модификаций и типов используются базы или платформы грузовых автомобилей, которые продемонстрировали наилучшие эксплуатационные и технические характеристики при серийном производстве.
На сегодняшний день среди пожарных автомобилей наиболее распространены автоцистерны на базе таких автомобилей, как ЗИЛ, КамАЗ, Урал, ГАЗ, МАЗ и т.д. При этом используются как полноприводные грузовые автомобили, так и транспортные средства с другой конфигурацией ведущих колес и осей.
За все время эксплуатации различных пожарных автомобилей наиболее эффективными и надежными оказались автоцистерны на базе грузового автомобиля ЗИЛ – АЦ 40.
Эта пожарная автоцистерна отличается повышенной проходимостью за счет полного привода на все три оси. Экипаж этой пожарной машины рассчитан на семь человек, включая водителя. Общий вес этой пожарной машины составляет 11 тонн, при этом его динамические качества, учитывая массу, достаточно приемлемы как для автомобиля быстрого реагирования.
Максимальная скорость составляет 80 км/ч. Вместительность бака для воды также достаточная для эффективного тушения пожаров любой сложности и составляет 2400 или 2500 литров, в зависимости от модификации автомобиля. Вместительность бака для пенообразующего вещества составляет 170 литров.
При подключении пожарного автомобиля к определенному источнику водоснабжения командир экипажа озвучивает определенную команду в зависимости от типа водоисточника.
Так, при подключении пожарной автоцистерны к пожарному гидранту дается команда «Автоцистерну на гидрант ставь», после чего боевой расчет осуществляет комплекс действий по подключению рукавной магистрали к подающему гидранту.
Использование водных ресурсов с открытого водоема предполагает другую последовательность действий и при развертывании пожарного расчета его командиром дается команда «Автоцистерну на водоем ставь».
Установка автоцистерны на гидрант может осуществляться тремя возможными способами, а именно:
В первом случае необходимо от всасывающих рукавов отсоединить заглушку и на ее место надежно закрепить двойник. После этого, 4-метровые рукава, которыми укомплектован пожарный автомобиль, необходимо раскрутить в направлении гидранта и подключить к двойному разъему.
По нормам и стандартам эту операцию должен выполнять водитель пожарного автомобиля, в то время как пожарный проводит комплекс мероприятий по подготовке гидранта и колонки к работе.
Затем он принимает патрубки от водителя и подсоединяет их подающей колонке. После подключения и формирования окончательной магистрали происходит включение воды и расчет приступает к тушению пожара. Такой способ допускается лишь в том случае, когда выходное давление подачи воды из колонки не ниже 2 атмосфер.
При подключении на всасывающие линии процедура отличается от вышеописанной лишь тем, что водитель готовит к использованию не напорные, а всасывающие рукава. Предельный показатель минимального давления на выходе из колонки в этом случае немного и составляет от 2 до 3 атмосфер.
Третий комбинированный способ чаще всего используется в том случае, когда водителю пожарного расчета неизвестны показатели давления воды в водонапорной системе, а пуск первый воды осуществляется только через напорную магистраль.
При данном способе подключения к двойнику подключаются параллельно один всасывающий и один напорный рукав. Приэтом к двойнику присоединяется ближняя головка всасывающего рукава.
Правила подключения пожарной автоцистерны к гидрантам предусматривают возможность использования нестандартных напорных рукавов с диаметром 66 мм при длине в 20 метров. Также допускается соединение нескольких рукавов для обеспечения оптимальной длины магистрали.
Эти описываемые случаи имеют место при большом удалении гидрантов от проезжей части или невозможности разместить пожарную цистерну в непосредственной близости к ним ввиду неблагоприятных погодных условий (снежные заносы) или других факторов. Особое внимание в этом случае следует уделять напору воды и динамике его изменения в зависимости от параметров полученной магистрали.
Описанные способы должны выполняться в соответствии с нормативными требованиями и стандартами, которые задекларированы в законодательных и регламентированных актах.
В том случае, когда нижний уровень воды в водоеме находится ниже показателя 7 метров от основной оси насосного оборудования или подъезд в берегу водоема затруднен из-за топей, большого количества водорослей или ила, применяется специальный гидроэлеватор.
В этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне, которая должна быть постоянно заполнена до максимального показателя. Также следует избегать залома рукавов или передавливания их посторонними предметами.
При установке пожарного автомобиля на водоем для забора воды могут использоваться всасывающие шланги диаметром 125 или 150 мм. Установке на 2 всасывающих клапана должно предшествовать снятие заглушки с патрубка насосного оборудования машины, который осуществляет всасывание воды.
После этого один из пожарных расчета присоединяет сетку всасывающего механизма к рукаву. По такому же принципу формируется вторая линия рукава, они обе соединяются между собой.
Соединительные головки уплотняются предусмотренным способом и общий рукав подсоединяется к насосу. Тот конец рукава, на котором закреплена сетка, погружается в воду и включается насосное оборудование
Обязательным условием является наличие веревки, один конец которой закреплен на рабочем рычаге клапана обратного действия (расположен перед всасывающей сеткой), а второй закреплен за сам рукав или другой надежно закрепленный предмет. Кроме автоцистерны при заборе воды из открытых водоемов, также могут быть использованы различные мотопомпы (прицепные или переносные).
Загрузка...protivpozhara.com
Основные пожарные автомобили – автомобили тушения – предназначены для доставки к месту вызова личного состава, огнетушащих веществ и тушения пожаров. К ним относятся пожарные автоцистерны, автонасосы, автомобили первой помощи, мотопомпы, приспособленная техника предприятий.
Подразделения ГПС оснащаются только автоцистернами, автонасосами, пожарными автомобилями первой помощи и мотопомпами. Остальная пожарная техника используется в соответствующих министерствах и будет рассмотрена специально.
Пожарные автоцистерны (АЦ) предназначены по вызову для тушения пожаров доставлять боевые расчеты, огнетушащие вещества (ОТВ) и пожарно-техническое вооружение (ПТВ). На них в качестве ОТВ используется вода и пенообразователь для тушения пеной.
Пожарные АЦ используются как самостоятельные боевые единицы с подачей воды из собственной цистерны, открытого водоема или водопроводной сети. На ней может использоваться пенообразователь как из бака, так и из постороннего источника.
Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают такие элементы, как цистерны для воды и баки для пенообразователя, пожарные насосы с трансмиссиями к ним, водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.
Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтированных на шасси грузовых автомобилей (рис.8.1).
В ГПС используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них используются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут быть по-разному скомпонованными. Поэтому становится целесообразным изучение типичных элементов пожарных надстроек различных АЦ.
Цистерны и баки дляогнетушащих веществ.
Цистерны для воды изготовляют вместимостью от 0,8 до 9 м3. Их вместимость является основой для классификации АЦ. При вместимости цистерн до 2 м3 АЦ называют легкими. При вместимости от 2 м3 и до 4 м3 – средними, а при вместимости 4 м3 и более – тяжелыми.
Для конструирования цистерн используются углеродистые стали. Внутренние их поверхности защищают от коррозии специальными антикоррозионными покрытиями. На некоторых АЦ для этой цели используется анодная защита.
Для предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерны могут оборудоваться обогревом. Он может осуществляться автономными теплогенераторами, теплом отработавших газов двигателя или электрическими обогревателями. На некоторых АЦ устанавливаются цистерны, изолированные теплоизоляционным слоем, например, полиуретаном.
Заводы также изготовляют цистерны из стеклопластика. Такие цистерны не требуют защиты от коррозии, они легче цистерн из углеродистой стали. Кроме того, они характеризуются хорошими теплозащитными свойствами.
К конструкциям цистерн предъявляется ряд общий требований. Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь люки диаметром более 450 мм. Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы. Они, цистерны, должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или сторонним насосом. В них необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении, а также обеспечиваться полный слив воды. Цистерны должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими непрерывный или дискретный контроль степени их заполнения.
В поперечном сечении цистерны могут иметь эллиптическую форму или форму, близкую к квадратной, но с закругленными углами. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях на шасси ГАЗ и др. Установка таких цистерн позволяет более полно использовать ширину шасси и способствует снижению центра массы автомобиля.
Цистерны различаются размерами, размещением люков, отстойников, деталей крепления и т.д., но все же они имеют много общих элементов. На рис.8.2 показано устройство цистерны АЦ-40(131)137, АЦ-40(130)63Б и др. Обечайка 15 с обеих сторон закрыта приваренными днищами. Над верхней частью обечайки из отверстия выходит установленная в цистерне контрольная труба 2 через днище. Сверху она закрыта крышкой 1. При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет выливаться.
На верхней части цистерны имеется горловина 3. Она обеспечивает доступ внутрь цистерны для ее осмотра и ремонта. Горловина закрывается крышкой 4 с резиновым уплотнением.
В днище имеется отстойник 9. Слив отстоя производится через кран 11, который открывается с помощью рычага 10.
Забор воды осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на кронштейне 5 установлен тахометр. Штуцер 7 и труба 6 служит для подсоединения водопенных коммуникаций.
В переднем днище имеется горловина горизонтального люка 14. Для уменьшения силы удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости движения автомобиля установлены волноломы. Для измерения уровня заполнения цистерны водой установлены гидроконтакты 22.
Цистерна закрепляется в трех точках. В передней части опора 16 шарнирная, к ней болтами 18 закреплены амортизаторы 17. В задней части двумя опорами 19 через амортизаторы 20 на брусках 21 цистерна устанавливается на раму и крепится стремянками 12.
Цистернами такого типа оборудованы многие АЦ на шасси ЗИЛ, Урал и др.
Другой тип цистерн используется на АЦ-3-40(4326), АЦ-5-40(4925) и др. Основой их является (рис.8.3) корпус 4 с ребрами жесткости 5 и скругленными углами. В верхней части цистерны имеется люк, предназначенный для осмотра и очистки внутренней полости. Люк закрывается крышкой 6, к которой приварен патрубок 7 для наполнения цистерны водой.
В нижней части цистерны имеется патрубок 9 для соединения ее с насосом, сливной патрубок 10 и нижний конец переливной трубы 11.
Цистерна имеет пять датчиков 8 уровня воды, представляющих собой пластмассовую пробку с впаянными в нее электродами. При достижении воды уровня датчиков, происходит замыкание электрической цепи и на щите приборов загорается соответствующий светодиод. Световоды сигнализации уровня воды в цистерне расположены на панелях приборов, установленных в насосном отсеке и кабине водителя.
Цистерна 4 установлена на кронштейнах 2, прикрепленным к балкам 4 рамы шасси. Крепление цистерны осуществляется хомутами 3, закрепленными болтами с гайками на кронштейнах 2.
Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью ль 0,08 до 1 м3 и должны составлять не менее 6% от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких, по отношению к пенообразователям, материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.
На современных АЦ пенобаки могут иметь разную конструкцию. На рис.8.4 представлен пенобак цилиндрической формы с окружностью в поперечном сечении. Бак состоит из обечайки 2 с двумя днищами 1. Бак щаполняют пенообразователем через горловину 3, закрываемую крышкой 4. Отстой из отстойника 6 сливают через отверстие, закрываемое пробкой 7. Внутри бака имеются волноломы 5. Пенообразователь поступает в насос по трубопроводу, подсоединенному к штуцеру 8.
На АЦ нового поколения баки в поперечном сечении имеют форму квадрата с округленными углами (рис.8.5). На верхней части бака 4 установлена заливная горловина 5 с присоединенной к ней рукавной головкой 6. Внизу закреплен вентиль 7 для поступления пенообразователя к насосу.
Бак крепится хомутами 3 гайкой 2 к подрамнику 1.
Пенобаки размещают, как правило, в насосном отсеке.
Приводы пожарных насосов. Кинематические схемы приводов ПН одинаковы на всех АЦ. Они включают соединенные последовательно с двигателем шасси коробку отбора мощности, карданную передачу и промежуточную опору. В приводах пожарных насосов автоцистерн на шасси КамАЗ используются дополнительные зубчатые передачи в качестве мультипликаторов.
В карданных передачах используется от одного до трех карданных вала базового шасси, соединяемых промежуточными опорами.
Коробка отбора мощности, промежуточные опоры и редукторы специально разработаны для автоцистерн.
Коробки отбора мощности (КОМ). Они, как правило, механические, одноступенчатые.
КОМ АЦ на шасси ГАЗ установлена на боковом люке раздаточной коробки. От КОМ крутящий момент передается на насос через два карданных вала, соединенные промежуточной опорой. Ее конструкция представлена на рис.8.6.
Промежуточная шестерня 8 находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала раздаточной коробки. Шестерня 8 вращается на двух подшипниках 11, закрепленных на оси 10. Ось фиксируется стопорной пластиной 9. На шлицах вала 5 может с помощью штока 6 перемещаться шестерня 6. При положении ее, как показано на рисунке, мощность будет передаваться на фланец 13 соединительной муфты. Передний конец штока 3 соединен тягой с рычагом включения, который находится в кабине.
Перед включением пожарного насоса рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение и включить прямую передачу на коробке передач.
На крышке люка 1 смонтирован змеевик (на рисунке не показан) для охлаждения коробки отбора мощности во время ее работы на пожарный насос. Змеевик включен в дополнительную систему охлаждения АЦ. Охлаждение осуществляется водой из пожарного насоса.
Конструкция КОМ, установленных на ряде пожарных автомобилей, имеет некоторые особенности (рис.8.7). Ведущий вал 1 соединен с первичным валом коробки передач. На нем закреплена шестерня 10, на которой находится зубчатая муфта 7. На роликовом подшипнике установлено зубчатое колесо 2. С ним в зацеплении постоянно находятся зубчатые колеса 4 и 5. В положении, указанном на рисунке, КОМ выключена. При перемещении штока 11 механизма управления в левую сторону ведущей зубчатой муфтой 7 будет соединен с зубчатым колесом 2. Таким образом, крутящий момент будет передаваться зубчатыми колесами 4 и 5 к ведомому валу 6 с муфтой к потребителю. При перемещении штока 11 в правую сторону зубчатая муфта 7 соединит зубчатые колеса 10 и 8. При этом вращающий момент будет подведен к ведущему валу 9 с муфтой и к трансмиссии автомобиля.
Охлаждение КОМ осуществляется водой от пожарного насоса, подводимой к теплообменнику 12, установленному в масляной ванне.
В некоторых конструкциях АЦ-0,8-30/2(530104) теплообменник в виде радиатора устанавливают на коробке передач, к которой присоединены КОМ. Теплообменник и коробка передач разделены разделительной ребристой перегородкой. Нагретое масло в коробке передач постоянно отбрасывается вращающимися шестернями на охлажденную перегородку радиатора и, тем самым, снижает его температуру.
КОМ АЦ на шасси ЗИЛ. Механическая, одноступенчатая с передаточным числом 1,176 (рис.8.8).
Детали КОМ заключены в чугунный корпус 2. Он же является крышкой коробки передач. Включение требуемой передачи производится перемещением вилок переключения 13 на штоках 1 рычагом 3. Основные детали КОМ: ось 17, промежуточная шестерня 14, ведомая шестерня 5, первичный вал 18 и вторичный вал 8, зубчатая муфта 7, подшипники 6, сальник 10, фланцевая муфта 11. Ось 17 закреплена в корпусе КОМ. На ней на роликовых конических подшипниках установлена промежуточная шестерня 14. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала 18 шестерней коробки передач.
Осевой зазор в конических роликовых подшипниках должен находиться в пределах 0,04…0,11 мм. Его измеряют индикатором по осевому люфту промежуточной шестерни 14. Устанавливается требуемый зазор с помощью картонных прокладок под фланец, крепящий ось.
Ведомая шестерня 5 с помощью шпонки закреплена на первичном валу 18. В шестерне имеется радиальное отверстие, совмещенное с отверстиями в теле вала. По ним подводится масло к подшипнику. Масло выдавливается при контакте боковых поверхностей зубьев промежуточной 14 и ведомой 5 шестерен.
В КОМ используются цилиндрические шестерни с косыми зубьями. Возникающие при их вращении осевые усилия воспринимаются коническими роликовыми подшипниками 15 и шариковыми подшипниками. Осевое смещение первичного и вторичного валов предотвращается стопорными кольцами 21, состоящими из двух половин 21. Они вставляются в канавку внешнего кольца подшипника и закрепляются крышкой, прижимающей их к корпусу.
Вторичный вал 8 опирается на подшипники. Соединение первичного и вторичного валов осуществляется зубчатой муфтой 7. Ее включение производится вилкой 4, закрепленной на стержне включения насоса 16, перемещаемого рукояткой 12. Фиксирование положения вилки включения насоса производится стопором. Таким образом, предотвращается самопроизвольное включение и выключение соединительной муфты.
На выходном конце вторичного вала закреплена на шлицах фланцевая полумуфта. С ее помощью этот вал соединяется карданным валом привода насоса. Предотвращение вытекания масла осуществляется резиновой манжеткой (сальником) 10, закрепленной на крышке 9.
КОМ фиксируется двумя установочными штифтами, размещенными на верхнем фланце коробки передач. Осевой зазор между вершинами зубьев и впадинами зацепляющихся шестерен обеспечивается подбором толщины картонных прокладок между фланцами КОМ и коробки передач. При правильно подобранной толщине прокладок шестерни должны свободно вращаться.
Обкатку КОМ производят в течение 10 ч при частоте вращения вала насоса 2000 мин-1. Воду подают насосом из открытого водоема двумя стволами с насадкой 19 мм. Затем еще в течение 10 ч работают при частоте вращения вала насоса 2400 мин-1.
Порядок включения КОМ при установке пожарного автомобиля на водоисточник следующий: выжать педаль сцепления; рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение; рычаг КОМ перевести «на себя»; отпустить педаль сцепления.
При движении пожарного автомобиля необходимо: выжать педаль сцепления; перевести рычаг КОМ «на себя».
Коробка отбора мощности КОМ-ПМ принципиально не отличается от КОМ-68. Она устанавливается на пожарных автомобилях АЦ-40(43202). Конструктивные особенности заключаются в следующем. Корпус КОМ состоит из двух частей. В нижней части размещены механизм переключения передач, а также ось, на которой установлена промежуточная шестерня.
В верхней части корпуса на подшипниках установлен ведомый вал. На этом валу размещена ведомая шестерня. Она вращается на подшипнике скольжения и находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней. На шлицах ведомого вала установлена соединительная муфта. При перемещении рычага «на себя» ползун вилкой соединяет муфту 7 с венцом шестерни. Фиксатор предотвращает самовыключение муфты.
Смазывание поверхностей трения деталей осуществляется разбрызгиванием масла. К подшипникам качения со стороны, противоположной выходу ведомого вала , масло подается шестеренчатым насосом коробки передач.
Обкатка КОМ производится в течение 4 ч под нагрузкой и 2 ч без нагрузки. Включение ее аналогично включению КОМ-68.
КОМ АЦ на шасси КамАЗ механические, одноступенчатые, одинаковые на всех модификациях шасси.
В отличие от ранее рассмотренных валы и оси этих КОМ расположены не в вертикальной плоскости, а как схематически показано на рис.8.9. Особенностью их является также то, что на них предусмотрен отбор мощности двум потребителя: пожарным насосом и приводу, например, насоса в гидравлических системах управления.
На рис.8.9 представлена кинематическая схема КОМ в развернутом виде. На ее оси 5, закрепленной в корпусе, свободно вращается на шариковых опорах шестерня 4. Она находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом первичного вала коробки передач и двумя ведомыми шестернями 3 и 6, свободно вращающиеся на валах 2 и 7. Валы 2 и 7, в свою очередь, свободно вращаются на шариковых опорах, закрепленных в корпусе КОМ. Кроме того, за одно целое с валами изготовлены и зубчатые колеса. Соединение зубчатых венцов шестерен 4 и 6 с зубчатыми колесами валов передвижной муфтой с помощью скалки обеспечит передачу мощности от коробки передач через КОМ и фланец 9 муфты к карданному валу, а затем к пожарному насосу.
Привод управления КОМ – электропневматический.
Пневмоклапан с электрическим управлением предназначен для включения и выключения КОМ. При включении тумблера «КОМ» на панели управления, электромагнит клапана включит поступление воздуха из пневмосистемы в пневмоцилиндр КОМ. Штоки пневмоцилиндров соединены со скалкой 8 и 1. При включении КОМ загорается светодиод на панели управления в насосном отсеке и в кабине водителя.
Все КОМ смазываются трансмиссионными маслами, используемыми в коробках передач шасси базовых автомобилей. На поверхности трения масло поступает в виде масляного тумана или в каплеобразном состоянии, образующимся диспергированием масла при вращении зубчатых колес.
Промежуточные опоры. Промежуточные опоры предназначены для сопряжения карданных валов в карданных передачах. Они бывают с длинными и короткими валами.
Промежуточные опоры с длинными валами устанавливаются на всех АЦ, за исключением АЦ на шасси ГАЗ. Устройство промежуточной опоры показано на рис.8.10. вал опоры 6 вращается на двухрядных радиально-сферических подшипниках 4. Применение этих подшипников допускает некоторый перекос валов, что облегчает монтаж приводов.
В приводах АЦ на шасси ГАЗ применяются промежуточные опоры с короткими валами (рис.8.11). Вал 2 установлен в корпусе опоры 1 на двух однорядных шариковых подшипниках 3. Карданные валы фланцами муфт соединяются с фланцами 6 опоры.
Промежуточные опоры не применяются только на АЦ со средним расположением пожарного насоса. При этом мощность от двигателя внутреннего сгорания передается на вал пожарного насоса одним карданным валом.
Дополнительные зубчатые передачи. Дополнительные передачи применяются только на АЦ, сооружаемых на шасси КамАЗ. На АЦ с пожарными насосами ПЦНВ 4/400 для повышения частоты вращения вала насоса применяется двухступенчатый мультипликатор, изображенный на рис.8.12. В корпусе 1 установлены два кронштейна 2 шариковых подшипников качения. На этих подшипниках и таких же подшипниках, установленных в корпусе 1, установлены валы 3 и 9 с фланцами муфт. С валом 3 соединяется карданный вал от КОМ, а с валом 9 – вал пожарного насоса. Зубчатые колеса на валах закреплены шпонками. На валу 5 установлены два зубчатые колеса 6 и 7. Каждая пара зубчатых колес имеет передаточное отношение близкое к 1,7. Это позволяет повышать обороты вала насоса до 6400 об/мин. Расположен механизм в заднем отсеке кузова автоцистерны.
На АЦ с другими типами пожарных насосов в систему привода входит шестеренчатый механизм мультипликатор с паразитным колесом (рис.8.13). К фланцу муфты на валу 2 присоединяется карданный вал от КОМ, а к фланцу муфты 8 – карданный вал к насосу. Передаточное число механизма равно 1,7. Зубчатые колеса 3 и 7 закреплены на валах 2 и 6 шпонками. Ось 4 закреплена в корпусе 1. Паразитное зубчатое колесо 5 вращается на оси 4. В качестве опор использованы роликовые конические подшипники качения. Этот механизм применен для экономичности работы двигателя шасси. Это обусловлено тем, что на шасси КамАЗ установлены дизели. Частота вращения вала дизеля близка к требуемой частоте вращения вала пожарного насоса. Поэтому применение механизма с повышением частоты вращения (мультипликатора) обеспечит потребление мощности при более низких и, следовательно, более экономичных скоростных режимов эксплуатации двигателя.
studfiles.net