|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
________________________________________________________________________
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.
Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг МТЗ-82.1, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.
Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют специальный прибор.
Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25—30°, допустимый — 35°.
Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора.
По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30—50 Н.
Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля (ГУР) МТЗ-82.1. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 12) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3.
Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой, который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.
Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.
Рис. 12. Регулировка зазора в зацеплении червяк— сектор поворотом регулировочной втулки МТЗ-82.1
1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк
Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.
Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом МТЗ-82.1 заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана.
Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор (дроссель-расходомер).
Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7 L
При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 13) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1.
Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости.
Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют. Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 14).
Рис. 13. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУР МТЗ-82.1
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУР
Рис. 14. Определение утечек масла в распределителе ГУР МТЗ-82.1
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУР; 4 — распределитель ГУР
Основные показатели работы распределителя гидроусилителя рулевого управления МТЗ-82.1
Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
- номинальная - 2,0- допустимая - 1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
- номинальное - 7,5- допустимое - 7,0-8,5
Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы.
Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленвала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания.
Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.
Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки.
Для проверки пускают дизель трактора и при (номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес).
По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.
Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.
Резкие толчки при повороте трактора МТЗ-82.1 указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.
Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях.
В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.
К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 15—18.
Перед снятием гидроусилителя рулевого управления МТЗ-82.1 слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4.
При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.
Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУР, который должен быть в пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.
Рис. 15. Гидроусилитель руля (ГУР) МТЗ-82.1
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей, 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка
Рис.16. Спрессовка рулевой сошки МТЗ-82.1
Рис. 17. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала МТЗ-82.1
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран
Рис. 18. Снятие трубки подвода масла от распределителя
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУР; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
techspez.ru
________________________________________________________________________
Для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен привод рулевого механизма. Привод рулевого механизма и гидроусилитель (ГУР) МТЗ-80, МТЗ-82 включает рулевой 16 (рис, 1), промежуточный 18, средний 5 и передний 2 валы, соединенные карданными шарнирами 7 и 3.
Рис. 1. Привод рулевого механизма трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 - шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 - карданные шарниры; 4 - промежуточная опора; 5 - средний вал; 6 - стойка; 8 - штифт; 9, 12 - гайки; 10 - втулка; 11 - амортизатор; 13 - контргайка; 14 - рулевое колесо; 15 -маховичок; 16 - рулевой вал; 17, 21 - винты; 18 - промежуточный вал; 19 - труба рулевой колонки; 20 - серьга; 22 - правая стенка стойка; 23 - фиксатор; 24 - пружина; 25 - рукоятка
От рулевого колеса усилие передается валом 16 и гайкой 9 через штифт 8 промежуточному валу 18 и далее через валы 5, 2 и шарниры 3, 7 - шлицевой втулке 1, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 и закрепляют стяжным болтом. Это усилие частично передается непосредственно валу 18 прижатым к нему валом 16.
Вращение промежуточного вала 18 в трубе 19 рулевой колонки трактора МТЗ-80, МТЗ-82 обеспечивается капроновыми втулками 10. Последние для уменьшения вибрации рулевого колеса установлены в резиновые амортизаторы 11. Втулки 10 смазывают солидолом при сборке. В процессе эксплуатации смазка не требуется. Осевое перемещение промежуточного вала 5 ограничено гайкой 12 и контргайкой 13. Затяжка гайки 12 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.
Положение рулевого колеса (для удобства управления) можно менять по вертикали до 120 мм. Регулировку выполняют с помощью клинового зажима, расположенного в трубе 19 рулевой колонки трактора МТЗ-80, МТЗ-82.
Чтобы изменить положение рулевого колеса, маховичок 15 поворачивают против хода часовой стрелки на 3-5 оборотов, устанавливают рулевое колесо в удобное положение и заворачивают маховичок по ходу часовой стрелки до стопорения рулевого вала 16 клиновыми зажимами гайки 9.
Кроме того, предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора с целью обеспечения удобного входа и выхода из кабины. Для этого рукоятку 25, расположенную справа под рулевым колесом, перемещают вверх (на себя) до отказа и подают рулевую колонку вперед по ходу трактора до отказа. Затем, сидя на сиденье, подают рулевое колесо на себя до срабатывания автоматического фиксатора.
Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80, МТЗ-82 объединен с рулевым механизмом. Их назначение - передавать и увеличивать усилие от рулевого колеса и привода к сошке и поворотным рычагам рулевой трапеции и тем самым снижать усилие на рулевом колесе.
Рулевой механизм трактора МТЗ-80, МТЗ-82 представляет собой двухзаходный червяк и косозубый сектор. Его передаточное число 17,5. Гидросистема усилителя автономна. Она включает в себя насос, распределитель с золотником, цилиндр с поршнем и датчик гидроуправляемой блокировки дифференциала заднего моста, поскольку включение-выключение блокировки дифференциала связано с углом поворота рулевого колеса.
Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР МТЗ-80, МТЗ-82
1 - пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 - болт крепления регулировочной втулки; 6 - регулировочная втулка; 7 - сектор; 8 - гайка; 9 - рейка; 10 - регулировочный болт; 11 - верхняя крышка; 12 - гайка; 13 - сливной фильтр; 14 - редукционный клапан; 15 - кран управления АБД; 16 - золотник датчика блокировки дифференциала; 17 - маховичок крана управления; 18 - сошка; 19 - гайка сошки; 20 - сливная пробка; 21 - поворотный вал; 22 - корпус; 23 - упор рейки; 24 - регулировочные прокладки; 25 - шток; 26 - поршень; 27 - передняя крышка цилиндра; 28 - упорный подшипник; 29 - шайба; 30 - сферическая гайка; 31 – золотник
Рулевой механизм МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из червяка 4 (рис. 2) и сектора 7, ступица которого установлена на конических шлицах поворотного вала 21. На конические шлицы нижнего конца поворотного вала посажена сошка 18. Сектор и сошку затягивают и стопорят от осевых перемещений гайками 8 и 19.
Сектор имеет два зубчатых венца, один из которых зацепляется с червяком, а другой - с рейкой 9, связанной пальцем со штоком 25 поршня 26 гидроусилителя. Запрессованный в шток палец установлен в отверстия проушин рейки с небольшим зазором, что позволяет рейке перемещаться.
Поворотный вал 21 установлен на трех опорах: двух втулках в корпусе и одной в крышке 11. Червяк 4 размещен на двух шариковых подшипниках в эксцентриковой регулировочной втулке 6. Он может перемещаться в осевом направлении относительно втулки благодаря подвижной посадке в ней наружных колец подшипников. На конце червяка закреплен золотник 31 распределителя.
Корпус распределителя закреплен в корпусе гидроусилителя ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 болтами. С двух сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28, которые затягивают сферической гайкой 30. Червяк 4 и золотник 31 перемещаются в осевом направлении как одно целое. При этом благодаря наличию радиальных и упорных подшипников червяк может свободно вращаться вокруг своей оси.
Рис. 3. Схема работы гидроусилителя рулевого управления ГУР и блокировки дифференциала МТЗ-80 и МТЗ-82
а - среднее положение золотника; б - положение золотника при повороте направо; в - при повороте налево; А - бесштоковая полость; Б - штоковая полость; 1 - редукционный клапан; 2 - крышка распределителя; 3 - гайка, 4 - золотник; 5 - ползун; 6 ~ центрирующая пружина; 7-предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - насос; 10 - эксцентриковая втулка; 11 - червяк; 12 - сектор; 13 - сошка; 14 - рейка; 15 - упор рейки; 16 - цилиндр блокировки; 17 -маслопровод датчика; 18 - маховичок крана; 19 - кран датчика; 20 - щуп; 21 - золотник датчика; 22 - корпус гидроусилителя; 23 - задняя крышка цилиндра; 24 - шток; 25 - поршень; 26 - передняя крышка цилиндра; 27 - маслопровод крана блокировки; 28 - поворотный вал
При затяжке гайки 3 червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 внутренние кольца упорных подшипников сжимают пружины 6 (рис. 3) трех пар ползунов 5, равномерно расположенных по окружности вокруг золотника 4. Кроме того, каждая пара ползунов с одной стороны упирается в корпус гидроусилителя, с другой - в крышку 2 распределителя.
Для перемещения золотника осевое усилие на червяке должно обеспечивать сжатие всех трех пружин 6 ползунов, что имеет место, когда сопротивление повороту колес увеличивается и в работу включается гидроусилитель. Если сопротивление повороту колес небольшое, то усилие на червяке невелико и пружины ползунов удерживают золотник в среднем (нейтральном) положении и поворот колес обеспечивается только рулевым механизмом без включения в работу гидроусилителя МТЗ-80, МТЗ-82.
В этом случае вращение от рулевого колеса передается на сошку 18 (см. рис. 2) червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21, а поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 22 гидроусилителя, внутренняя полость которого служит баком гидросистемы рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82. При увеличении сопротивления повороту колес осевое усилие на червяке превышает усилие предварительного сжатия пружин ползунов, центрирующих золотник распределителя.
Внутренние кольца упорных подшипников перемещают золотник в осевом направлении, и поток масла направляется в одну из полостей цилиндра, передвигая поршень со штоком и рейкой, которая и поворачивает зубчатый сектор 7 и поворотный вал 21. Когда воздействие на рулевое колесо прекращается, золотник возвращается пружинами в нейтральное положение и поворот колес прекращается.
В корпусе ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 установлен фильтр 13. Сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 20. Часть масла, поступающего на слив в корпус гидроусилителя, отводится через подводящий маслопровод - верхнюю крышку 2 для смазывания верхней опоры поворотного вала 21. В клапанной крышке 2 распределителя находится предохранительный шариковый клапан, ограничивающий давление в гидросистеме.
В обычных условиях работы давление масла в гидросистеме рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 находится в пределах 2-4 МПа. При больших вертикальных нагрузках на передние колеса, например при агрегатировании трактора с машинами фронтальной навески, давление в системе может повышаться до величины срабатывания предохранительного клапана. Тогда масло, минуя цилиндр, поступает в сливную магистраль.
Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен для включения/выключения блокировки дифференциала заднего моста трактора МТЗ в зависимости от угла поворота рулевого колеса, а также принудительного включения/выключения независимо от поворота направляющих колес.
Датчик автоматической блокировки дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82 установлен в упоре 23 рейки. В гидросистему АБД входят золотник 16, кран 15, маховичок 17, щуп 20 (см. рис. 3), с помощью которого определяют среднее положение рейки и соответственно устанавливают среднее положение передних колес и редукционный нерегулируемый клапан 1, который должен обеспечивать давление масла в пределах 0,7-1,0 МПа при температуре 40-70°С.
АБД трактора МТЗ-80, МТЗ-82 управляют с помощью рукоятки, расположенной в кабине и соединенной тросом с краном 15 (см. рис. 2) датчика. Рукоятка и кран могут находиться в трех положениях.
Первое положение - "Блокировка дифференциала выключена". Рукоятка расположена в крайнем переднем положении по ходу трактора, а прорезь маховичка крана совпадает с риской "Выкл." на крышке датчика. Второе положение - "Блокировка дифференциала автоматическая". Рукоятка перемещена назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на угол 90° по ходу часовой стрелки, а прорезь маховичка крана совпадает с риской "Вкл." на крышке датчика,
Масло под давлением поступает в диафрагменную полость цилиндра 16 (см. рис. 3) ГПМ блокировки, блокируя дифференциал трактора МТЗ-80, МТЗ-82. При повороте передних колес на угол более 13° от среднего положения рейка 14 перемещается так, что золотник 21 датчика выходит из паза рейки, соединяя диафрагменную полость цилиндра 16 ГПМ блокировки со сливом и разблокируя дифференциал.
Третье положение - "Блокировка дифференциала принудительная". Рукоятка выдвинута в крайнее заднее по ходу трактора не фиксируемое положение, маховичок крана повернут против хода часовой стрелки до упора. В этом положении кран соединяет напорную магистраль редукционного клапана с диафрагменной полостью цилиндра 16 ГПМ блокировки независимо от положений рулевого колеса и рейки 14. Если рукоятку отпускают, то она и кран под действием пружины возвращаются в первое положение, разблокируя дифференциал МТЗ-80, МТЗ-82.
С помощью щупа 20, при техническом обслуживании, определяют среднее положение рейки 14. Рейка находится в среднем положении, когда щуп максимально приближен к плоскости упора 15 рейки. При этом направляющие колеса должны располагаться в положении, строго соответствующем прямолинейному движению трактора. Тогда повороты колес в левую и правую стороны будут одинаковыми.
Насос гидроусилителя НШ10Л-У2 шестеренный. Он установлен на дизеле с правой стороны по ходу трактора и приводится в действие от шестерни распределения. Насос постоянно включен и соединен маслопроводами с цилиндром поршня и масляным баком гидроусилителя.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
techspez.ru
________________________________________________________________________
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) МТЗ-1221 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора. ГОРУ МТЗ-1221 состоит из насоса-дозатора рулевого управления (6) (рис. 1), двух гидравлических цилиндров (9, 13), осуществляющих поворот, насоса питания (16) с приводом от двигателя и гидравлической арматуры. Масляной емкостью является автономный масляный бак (2).
Рис. 1. Схема гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ) МТЗ-1221
1 - шланг всасывающего маслопровода; 2 - масляный бак ГОРУ; 3 - шланг; 4 - колонка рулевая; 5 -кронштейн колонки; 6 - насос-дозатор; 7 - рукав высокого давления; 8 - маслопровод; 9, 13 - гидроцилиндры поворота; 10 - переходник; 11 - рукав высокого давления; 12 -тройник; 14 - передний ведущий мост; 15 - кронштейн; 16 - насос питания; 17 - маслопровод всасывающий; 18 - маслопроводы
Устройство и работа ГОРУ
Насос-дозатор (гидроруль) рулевого управления трактора МТЗ-1221 героторного типа (6) установлен на кронштейне рулевой колонки (5), гидроцилиндры поворота (9, 13) — на переднем ведущем мосту (14) спереди трактора, насос питания (16) — на двигателе. Насос-дозатор соединен маслопроводами (8, 17, 18) и шлангами (1, 7, 11) с гидроцилиндрами поворота, насосом питания и масляным баком (16).
При прямолинейном движении полости цилиндров заперты поясками золотника насоса-дозатора и масло от насоса питания, поступая к гидрорулю, возвращается в масляный бак ГОРУ. При повороте рулевого колеса золотник (3) насоса-дозатора смещается относительно гильзы (5), обеспечивая подачу масла в гидроцилиндры поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.
Рис.2. Насос-дозатор (гидроруль) рулевого управления МТЗ-1221
Гидроруль (насос-дозатор) рулевого управления МТЗ-1221 (рис. 2) включает в себя качающий узел (I), распределитель (II), обратный клапан (9), два противоударных клапана (7), предохранительный клапан (6) и два противо вакуумных клапана (8). Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора (1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через приводной вал (4). Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3), соединенного шлицами с хвостовиком привода вала рулевой колонки.
Предохранительный клапан (6) ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах 14... 15 МПа (140...150 кгс/см2). Противоударные клапаны (7) ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов — 20...21 МПа (200...210 кгс/см2). Противовакуумные клапаны (8) позволяют обеспечить необходимую подачу рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании противоударных клапанов.
Рекомендации по эксплуатации ГОРУ МТЗ-1221
При сборке гидрообъемного рулевого управления:
- выполните правильный монтаж маслопроводов и рукавов в соответствии с гидросхемой;- не допускайте попадания грязи в соединительные отверстия насосов-дозаторов, гидроцилиндров, маслопроводов и рукавов высокого давления;- перед запуском дизеля проверьте затяжку всех соединений гидросистемы ГОРУ,- произведите затяжку крепежа требуемым моментом;- заполните маслобак до верхнего предела по указателю уровня;- прокачайте гидросистему для удаления воздуха в следующем порядке:
Запустите дизель. При холостых оборотах дизеля вращайте рулевое колесо 3-4 раза в обоих направлениях, не доворачивая управляемые колеса в крайние положения до упора. Долейте масло в бак до уровня. Поверните колеса 2-3 раза от упора до упора. В крайних положениях удерживайте рулевое колесо по 4...5 секунд. При необходимости устраните течи масла и долейте масло в бак до верхнего уровня. Проедьтесь по «восьмерке» для проверки функционирования рулевого управления.
Гидроцилиндр рулевого управления трактора МТЗ-1221
Два поршневых гидроцилиндра рулевого управления МТЗ-1221 (9, 13) (рис. 3) обеспечивают поворот направляющих колес трактора и установлены спереди переднего ведущего моста (ПВМ) (14). Штоки гидроцилиндров через конические пальцы соединены с корпусами редукторов передних колес, а корпуса гидроцилиндров соединены с кронштейнами (15) на корпусе ПВМ, имеющими ряд отверстий для перестановки корпуса гидроцилиндра при изменении колеи передних колес. В проушинах корпуса цилиндров и в головках штоков установлены сферические шарниры, требующие периодической смазки через предусмотренные пресс-масленки.
Рис.3. ПВМ МТЗ-1221 с двумя гидроцилиндрами в рулевой трапеции и поперечной рулевой тягой
1 - конический палец; 2 - рычаг редуктора; 3 - гидроцилиндр; 4 - поперечная рулевая тяга; 5 - сферический шарнир; 6 - пресс-масленка
Гидроцилиндр рулевого управления трактора МТЗ-1221 (рис.4) состоит из корпуса (3) штока (4), поршня (1), крышки (6), гайки накидной (8). Поршень крепится на штоке гайкой (15), которая стопорится кернением пояска в пазы штока (4).
В проушинах корпуса и штока установлены шарнирные сферические подшипники (7), имеющие каналы на внутреннем кольце для смазки поверхностей трения через масленку в пальце. В крышке (6) установлены манжета (9) (грязесъемник), направляющие штока (13), исключающие трение штока и крышки, и уплотнения штока (10). На поршне установлено комбинированное уплотнение (14), исключающее трение поршня и гильзы корпуса.
Рис.4. Гидроцилиндр рулевого управления МТЗ-1221
1 - поршень; 2, 12 - кольцо уплотнительное; 3 - корпус; 4 - шток; 5 - винт стопорный; 6 - крышка передняя; 7- подшипник сферический; 8- гайка накидная; 9- манжета штока; 10- уплотнения штока; 11- защитное кольцо, 13- направляющая штока, 14- уплотнение поршня; 15- гайка поршня.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
techspez.ru
>> Вернуться к содержанию
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.
Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.
Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют прибор НИИАТ-402 (рис. 2.3.1).
Рис. 2.3.1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора: 1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка
Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25—30°, допустимый — 35°.
Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30—50 Н.
Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.
Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк— сектор поворотом регулировочной втулки: 1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк | |
Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУРа: 1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУРа | |
Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой: 1 — рейка; 2 — щуп; 3 — упор | |
Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк— сектор установкой прокладок: 1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные прокладки |
Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.
Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер).
Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7 L
При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.
Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).
Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУРа: а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа | |
Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУРа: а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель ГУРа |
Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473
Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин: | |
номинальная | 2,0 |
допустимая | 1,2 |
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа: | |
номинальное | 7,5 |
допустимое | 7,0-8,5 |
Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.
Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).
Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана: 1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой
Для проверки пускают дизель трактора и при (номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.
Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.
Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.
Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Н*м и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.
К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности пред охранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9—2.3.30.
Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.
Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.
Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР): а — общий вид; б — взаимное расположение деталей1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка
Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки: 1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала | |
Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала: 1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран | |
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя: 1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан | |
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала: 1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором | |
Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу | |
Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала | |
Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала | |
Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала | |
Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки | |
Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа | |
Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня | |
Рис. 2.3.21. Снятие распределителя | |
Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе | |
Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка | |
Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка | |
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала: 1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника | |
Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка | |
Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе: 1 — метки; 2 — поворотный вал; 3 — сектор | |
Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке: 1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор | |
Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня | |
Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала: 1 — регулировочный болт; 2 — контргайка |
>> Вернуться к содержанию
mtz1.ru