|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
На складах вместо мостовых кранов и других подъемно-транспортных машин часто используют краны-штабелеры. Краны-штабелеры разделяются на две группы — мостовые краны-штабелеры и стеллажные краны-штабелеры. Обе эти группы охватывают ряд разновидностей кранов-штабелеров.
Наиболее широкое распространение краны-штабелеры получили на складах, оборудованных высокими стеллажами.
Мостовой кран, у которого на грузовой тележке вместо лебедки с тросом и грузовым крюком укреплена жесткая рама с поворотной колонкой, по направляющим которой в вертикальном направлении перемещается каретка с захватами (вилками), называется мостовым краном-штабелером.
У стеллажного крана-штабелера тележка перемещается по рельсам над проходом между двумя стеллажами, которые он обслуживает. Реже кран-штабелер обслуживает один стеллаж.
Краны-штабелеры, по сравнению с другими подъемно-транспортными машинами (ПТМ), имеют ряд преимуществ. Они позволяют наиболее экономно использовать складскую площадь, вследствие уменьшения ширины проходов и увеличения высоты складирования. Для мостовых кранов-штабелеров ширина проходов может не превышать 1,5 м, а для стеллажных кранов-штабелеров — 1..1,3 м. Высота складирования для стеллажных кранов-штабелеров может быть доведена до 30 м и более. Краны-штабелеры создают широкие возможности для наиболее полной механизации и автоматизации подъема, транспортировки и складирования грузов, обеспечивая при этом доступность грузов и быстроту нахождения и доставки грузов.
Кроме стеллажных и мостовых кранов-штабелеров применяют также и напольные рельсовые штабелеры типа электрокар или автокар, отличающиеся от них тем, что перемещаются по рельсам и имеют поворотные захваты (вилки).
В СССР выпускались краны-штабелеры грузоподъемностью, т:
www.mtomd.info
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ СТЕЛЛАЖНЫЕ
ОСНОВЫ РАСЧЕТА
ГОСТ 28710-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ СТЕЛЛАЖНЫЕ Основы расчета Rack stacker cranes. Basis far calculation |
ГОСТ 28710-90 |
Дата введения 01.01.92
Настоящий стандарт устанавливает основы расчета кранов-штабелеров стеллажных (далее - краны-штабелеры) исполнений СА и САД по ГОСТ 16553 на стадии проектирования.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.1. Расчет крана-штабелера выполняется для проверки:
безопасности крана-штабелера в работе;
безопасности крана-штабелера при испытаниях;
соответствия расчетных параметров крана-штабелера требованиям технического задания и нормативно-технических документов;
обеспечения нормального взаимодействия крана-штабелера с тарой и стеллажом.
1.2. Безопасность крана-штабелера должна быть обеспечена для следующих случаев:
нормальной работы с номинальным грузом;
статических испытаний с грузом, превышающим на 25 % номинальную грузоподъемность;
динамических испытаний с грузом, превышающим на 10 % номинальную грузоподъемность;
аварийного наезда движущегося на полной скорости крана-штабелера на тупиковый упор;
аварийного упора в препятствие телескопическим захватом при его выдвижении;
аварийного упора грузоподъемника при подъеме (опускании) в крайнем верхнем (нижнем) положении (нижнее положение рассматривается для механизмов подъема с цепным органом при замкнутой схеме запасовки).
1.3. Исходные данные для расчета должны соответствовать параметрам, указанным в конструкторской документации на кран-штабелер. При этом размеры элементов крана-штабелера должны определяться по проектной геометрической схеме его конструкции без учета деформаций.
Номинальная масса элементов должна быть вычислена по их номинальным размерам; расчетная масса оператора крана-штабелера назначается равной 80 кг.
1.4. Расчетные скорости механизмов крана-штабелера должны находиться в пределах, указанных в ГОСТ 16553.
1.5. Расчетные ускорения (замедления) механизмов крана-штабелера должны находиться в пределах, указанных в табл. 1.
Таблица 1
м/с2
1.6. Прочность кранов-штабелеров достаточна для использования их в сейсмических районах без ограничений (т.е. учет сейсмических нагрузок не требуется).
2.1. Общие положения
2.1.1. Расчетные характеристики режима работы механизмов в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
__________
* Для таких сочетаний параметров крана-штабелера и проектной длины стеллажа, при которых время подъема груза на полную высоту равно или превышает время передвижения в конец стеллажа.
2.1.2. 90 %-ный ресурс механизмов должен быть не менее указанного в табл. 2 общего времени работы механизма.
Если для механизма предусматривается капитальный ремонт, то указанный ресурс исчисляется до капитального ремонта.
2.1.3. Циклограммы для расчета механизмов приведены на черт. 1, где по оси абсцисс отложено относительное количество циклов, по оси ординат - относительное значение нагрузки.
Черт. 1
Абсолютное значение количества циклов определяется как частное от деления необходимого ресурса (п. 2.1.2) на длительность одного цикла при установившемся движении (для вращающихся элементов циклом является один оборот).
Абсолютное значение наибольшей ординаты нагрузки для механизма передвижения соответствует моменту при разгоне с расчетным ускорением; для механизма подъема - моменту при установившемся движении подъема с номинальным грузом; для механизма выдвижения - при взятии номинального груза из ячейки стеллажа, т.е. на наибольшем вылете захвата, но без учета сил инерции.
2.1.4. Электродвигатели должны быть проверены по наибольшим нагрузкам пусковых и тормозных режимов, а также на нагрев с учетом данных табл. 2 и черт. 1.
2.1.5. Элементы механизмов должны быть проверены на прочность по наибольшим нагрузкам пусковых и тормозных режимов, а также на выносливость (или долговечность) с учетом п. 2.1.2 и черт. 1.
При этом расчет цилиндрических эвольвентных зубчатых передач внешнего зацепления следует выполнять по ГОСТ 21354, выбор зубчатых муфт - по ГОСТ 5006. Коэффициент запаса прочности и выносливости валов должен быть не менее 1,5; необходимые для расчета характеристики сопротивления усталости следует определять по ГОСТ 25.504.
2.2. Механизм передвижения крана-штабелера
2.2.1. Сопротивление передвижению крана-штабелера определяется как сила, необходимая для преодоления трения качения ходовых колес и подшипников, умноженная на коэффициент 1,1, учитывающий трение в боковых роликах. Уклон пути не учитывается. Коэффициент трения шариковых и роликовых подшипников назначается равным 0,015. Коэффициент трения качения назначается равным 0,4 мм для колес диаметром не более 320 мм; 0,6 мм - для колес диаметром более 320 мм и не более 560 мм; 0,8 мм - для колес диаметром более 560 мм и не более 700 мм; 1,0 мм - для колес диаметром более 700 мм.
2.2.2. Коэффициент запаса сцепления приводных колес крана-штабелера с грузом и без груза в режимах разгона и торможения должен быть не менее 1,1.
При этом грузоподъемник устанавливается в крайнее верхнее положение; горизонтальные инерционные силы, соответствующие расчетному ускорению (замедлению), вводятся в расчет без динамического коэффициента, а их направление назначается соответствующим разгрузке приводных колес. Коэффициент сцепления колеса с рельсом принимается равным 0,20.
Для кранов-штабелеров с гибким токоподводом следует дополнительно учесть воздействие усилий статического натяжения и сопротивления передвижению кабельной подвески, если эти усилия вызывают разгрузку приводного колеса. При этом кабельную подвеску следует рассматривать в наиболее растянутом положении.
2.2.3. При расчете коэффициента запаса сцепления массы крана-штабелера и груза принимаются в своем номинальном значении.
Все прочие расчеты выполняются при значении массы-штабелера 1,05 от номинальной и массы груза 1,1 от номинальной.
2.2.4. Динамический коэффициент пусковых и тормозных моментов при расчете прочности передаточных звеньев механизма принимается равным 2,0.
2.2.5. Расчетные усилия на ходовые колеса крана-штабелера для проверки контактных напряжений определяются в режимах разгона и торможения при крайнем верхнем положении грузоподъемника с грузом. Инерционные силы, соответствующие расчетному ускорению (замедлению), вводятся в расчет без динамического коэффициента, а их направление назначается соответствующим догрузке ходовых колес. Случай наезда на конечные упоры не рассматривается.
2.2.6. Наибольшие усилия на валы, подшипники и буксы ходовых колес кранов-штабелеров, снабженных только нижними буферами (т.е. расположенными на уровне нижнего рельсового кранового пути), определяются для случая наезда на конечные упоры с замедлением 4 м/с2. При вычислении горизонтальных инерционных усилий вводится динамический коэффициент 1,8; грузоподъемник с грузом устанавливается в крайнее верхнее положение. Полученные значения усилий применяются для расчета прочности.
Если кран-штабелер снабжен также и верхними буферами, то определение упомянутых усилий выполняется в процессе расчетов согласно пп. 3.2.1; 4.1.2.
2.2.7. При расчете выносливости динамический коэффициент (п. 2.2.4), а также нагрузки (п. 2.2.6) не учитываются.
2.3. Механизм подъема груза
2.3.1. Коэффициент запаса прочности стального каната или цепи определяется по ГОСТ 28433. При определении усилия в канате или цепи масса грузоподъемника, груза, кабины и оператора принимается по ее номинальному значению и учитывается трение в блоках полиспаста и роликах грузоподъемника. Динамические нагрузки не учитываются.
2.3.2. Диаметры блоков и грузовых барабанов должны удовлетворять требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР.
2.3.3. В нижнем положении грузоподъемника на грузовом барабане должно оставаться не менее 1,5 витков каната, не считая каната, находящегося под зажимным устройством.
2.3.4. Коэффициент запаса торможения должен соответствовать ГОСТ 28433. При этом масса грузоподъемника, груза, кабины и оператора принимается по ее номинальному значению и учитывается разгружающее действие сил трения. Динамические нагрузки в механизме не учитываются.
2.3.5. При расчете пускового режима электродвигателя, а также при расчете прочности передаточных звеньев механизма, масса грузоподъемника, кабины и оператора принимается равным 1,05, а груза - 1,25 от ее номинального значения; при этом учитываются силы трения и инерционные нагрузки, соответствующие расчетному ускорению (замедлению).
2.3.6. При расчете нагрева электродвигателя, а также при расчете выносливости (долговечности) передаточных звеньев механизма масса грузоподъемника, груза, кабины и оператора принимается по ее номинальному значению и учитывается трение в передачах, блоках, роликах грузоподъемника и на барабане.
2.3.7. Прочность передаточных звеньев механизма должна быть проверена на статическое действие наибольшего момента электродвигателя при упоре грузоподъемника в крайнем положении.
2.4. Механизм выдвижения грузозахватного органа
2.4.1. Сопротивление движению верхней секции телескопического захвата определяется с учетом одновременного движения с соответствующими скоростями остальных его выдвижных секций.
Наибольшая величина сопротивления соответствует начальному моменту движения груза из ячейки стеллажа. При этом учитывается сила, необходимая для преодоления трения качения роликов и подшипников, умноженная на коэффициент 1,1, учитывающий трение в боковых роликах. Учитывается также влияние уклона криволинейной траектории движения центра масс груза в указанной позиции, вычисленного с учетом проектных уклонов, зазоров, допусков и жесткостей телескопического захвата, грузоподъемника и колонны крана-штабелера (см. приложение 1).
Коэффициент трения шариковых и роликовых подшипников принимается равным 0,015, коэффициент трения качения роликов - 0,3 мм.
При наличии группы роликов по длине секции захвата в расчете учитываются только крайние ролики в нагруженной группе или же крайние пары роликов, если последние установлены на балансирах.
2.4.2. При расчете пускового режима электродвигателя, а также при расчете прочности передаточных звеньев и роликов, масса груза принимается равной 1,25 от номинальной. При этом учитывается сопротивление движению (п. 2.4.1), инерционные нагрузки и трение в передачах.
2.4.3. Прочность передаточных звеньев механизма должна быть проверена также на статическое действие наибольшего момента электродвигателя при упоре порожним захватом в препятствие. При этом если на кране-штабелере установлено два или более захватов, усилие упора считается приложенным полностью к одному из них.
2.4.4. При расчете нагрева электродвигателя, а также при расчете выносливости (долговечности) передаточных звеньев механизма, масса груза принимается равной номинальной, инерционные нагрузки не учитываются.
2.5. Расчетные значения КПД
2.5.1. В расчетах принимаются следующие значения КПД: блоков и грузовых барабанов - 0,98; промежуточных валов - 0,98; открытых цилиндрических зубчатых передач в сборе с валом - 0,96; закрытых цилиндрических зубчатых передач в сборе с валом - 0,98; закрытых конических зубчатых передач - 0,96; зубчатых муфт - 0,99; шарнирных муфт - 0,98; звездочек для цепей - 0,97; клиноременных передач - 0,95; стандартных редукторов - по документации поставщика.
3.1. Общие положения
3.1.1. При расчете металлоконструкций проверяется прочность, устойчивость, жесткость, выносливость и затухание колебаний конструкций в целом и отдельных элементов.
3.1.2. Проверка прочности, устойчивости и выносливости стальных конструкций и их элементов выполняется по методике СНиП II-23-81 «Нормы проектирования. Стальные конструкции», а алюминиевых конструкций - по методике СНиП 2.03.06-85 «Алюминиевые конструкции», утвержденных Госстроем СССР, с учетом требований настоящего стандарта.
3.1.3. Проверка прочности проводится по формулам для упругой стадии работы материала. Пластические деформации элементов не допускаются.
3.2. Расчет прочности и устойчивости
3.2.1. Прочность и устойчивость металлоконструкций колонн и ходовой балки, а также верхней балки двухколонных кранов-штабелеров проверяется для расчетного случая торможения крана-штабелера при наезде на конечные упоры с замедлением 4 м/с2. При этом учитываются силы тяжести масс конструкции с коэффициентом перегрузки 1,05, груза с коэффициентом 1,1 и соответствующие им горизонтальные силы инерции при динамическом коэффициенте 1,8. Грузоподъемник с грузом располагается в крайнем верхнем положении, если кран-штабелер снабжен только нижними буферами (т.е. расположенными на уровне наземного рельсового пути). Если же кран-штабелер снабжен также и верхними буферами, то расчет динамических напряжений в металлоконструкции выполняется методом математического моделирования совместно с выбором оптимальных характеристик буферов (п. 4.1.2).
При проверке прочности устанавливаемых на ходовой балке рельсовых подхватов (п. 5.2) коэффициент условий работы материала и соединений принимается равным 0,5.
3.2.2. Прочность и устойчивость металлоконструкций колонн, грузоподъемника и телескопических захватов проверяется на статическое действие силы тяжести груза массой 1,25 от номинальной на наибольшем вылете захватов и сил тяжести масс конструкций с коэффициентом 1,05. При этом для расчета колонн грузоподъемник устанавливается в нижнее рабочее положение.
При подъеме груза двумя отдельными захватами расчетная нагрузка на один захват принимается равной 0,6, а на второй 0,4 от полной нагрузки на захватах.
При подъеме длинномерного груза на трех и более захватах расчетная нагрузка на захватах при расчете рамы грузоподъемника распределяется равномерно между всеми захватами. При расчете прочности конструкции захвата и его крепления к раме грузоподъемника, полученная указанным способом нагрузка на один захват умножается на коэффициент неравномерности 1,4 при трех захватах; 1,3 - при четырех захватах и 1,2 - при пяти захватах по длине груза.
3.2.3. Прочность и устойчивость металлоконструкций колонн, грузоподъемника и телескопических захватов проверяется на действие нагрузки по п. 2.4.3. При этом для расчета колонн грузоподъемник устанавливается в среднее положение по высоте.
3.2.4. Прочность грузоподъемника, останавливаемого ловителями при превышении допускаемой скорости опускания, проверяется на статическое действие четырехкратной силы тяжести улавливаемых масс, включая массу груза в их номинальном значении. Положение захватов - среднее.
3.2.5. Прочность подхватов кабины или элементов ее крепления к собственным кареткам, снабженным ловителями, проверяется на статическое действие четырехкратной силы тяжести масс кабины и оператора в их номинальном значении. При этом коэффициент условий работы материала и соединений принимается равным 0,5.
3.2.6. Прочность направляющих одноколонных кранов-штабелеров, снабженных грузоподъемником по п. 3.2.4, проверяется на действие усилий роликов каретки грузоподъемника при нагрузках по п. 3.2.4.
3.3. Расчет выносливости
3.3.1. При расчете выносливости металлоконструкций масса груза принимается равной 0,8 от номинальной; масса конструкций учитывается с коэффициентом 1,05.
3.3.2. При расчете колонн, ходовой балки, а также верхней балки двухколонных кранов-штабелеров, наибольшие и наименьшие по абсолютной величине напряжения в рассчитываемом элементе определяются анализом расчетов простого цикла работы крана-штабелера (перемещение к заданной ячейке, взятие груза, перемещение с грузом в исходную позицию, выдача груза на загрузочное устройство). При этом учитываются горизонтальные инерционные усилия при разгоне и торможении крана-штабелера с расчетным ускорением (замедлением) и коэффициентом динамичности 1,8 при крайнем верхнем положении грузоподъемника с грузом. Инерционные усилия при подъеме груза и выдвижении захватов не учитываются.
3.3.3. При расчете грузоподъемника и телескопических захватов наибольшие и наименьшие по абсолютной величине напряжения в рассчитываемом элементе определяются анализом расчета цикла работы механизмов подъема и выдвижения. При этом учитываются инерционные усилия при подъеме, принимаемые равными 0,1 от соответствующих сил тяжести. Инерционные усилия при выдвижении захватов не учитываются.
Распределение нагрузки между телескопическими захватами при их числе два и более принимается равномерными.
3.3.4. Необходимый для расчета выносливости стальных конструкций коэффициент α принимается равным 0,77 для элементов 1-й и 2-й групп по СНиП II-23-81 и 0,74 - для прочих элементов.
3.4. Требования к жесткости
3.4.1. Для одноколонных кранов-штабелеров исполнения СА полная величина ƒ упругого статического горизонтального (вдоль пути) перемещения невыдвинутого телескопического захвата с грузом массой 1,25 от номинальной в крайнем верхнем положении грузоподъемника по отношению к позиции ненагруженного захвата в нижнем рабочем положении не должна превышать 16 мм; доля этой величины, обусловленная только упомянутым грузом (т.е. без учета сил тяжести грузоподъемника и кабины), не должна превышать 8 мм (черт. 2).
3.4.2. Для кранов-штабелеров исполнений СА и САД полная величина упругого статического вертикального перемещения конца выдвинутого телескопического захвата с грузом массой 1,25 от номинальной в крайнем верхнем положении грузоподъемника по отношению к позиции невыдвинутого ненагруженного захвата в том же положении грузоподъемника не должна превышать 20 мм (черт. 3).
3.5. Расчет затухания колебаний
3.5.1. Для кранов-штабелеров исполнения СА при остановке крана-штабелера с номинальным грузом (грузоподъемник в верхнем положении) амплитуда горизонтальных (вдоль пути) колебаний груза в момент включения выдвижения захватов не должна превышать 2 мм. Расчетное значение логарифмического декремента колебаний принимается равным 0,2. Методика расчета затухания колебаний приведена в приложении 2.
Черт. 2
Черт. 3
4.1. Буферное устройство
4.1.1. Буферное устройство, устанавливаемое на кране-штабелере для ограничения перемещения крана-штабелера в конце пути и поглощения его кинетической энергии, рассчитывается на торможение крана-штабелера с замедлением 4 м/с2 с включенным приводом передвижения при начальной скорости передвижения, равной наибольшей расчетной скорости. Учитываемые в расчете массы крана-штабелера и груза принимаются по их номинальным значениям.
4.1.2. Если буферное устройство состоит из нижних и верхних буферов, устанавливаемых соответственно на уровне наземного и надземного рельсовых крановых путей, то силовые характеристики буферов должны быть подобраны таким образом, чтобы в процессе аварийного торможения достигалось наименьшее возможное значение амплитуды напряжений изгиба колонн для всей совокупности возможных положений по высоте грузоподъемника с грузом и без груза.
Тормозное воздействие в группе одинаковых верхних или нижних буферов считается равномерно распределенным между буферами группы.
4.1.3. Возвратное устройство буфера должно обеспечивать автоматическую установку буфера в исходное положение после обратного отката крана-штабелера. При этом наименьшее усилие возвратного устройства должно находиться в пределах 1,1-1,2 от необходимого усилия возврата.
4.1.4. Если тормозное усилие буфера монотонно изменяется в процессе торможения, то замедление 4 м/с2 должно соответствовать наибольшему значению тормозного усилия.
4.1.5. Если тормозное усилие буфера представляет собой периодически изменяющуюся функцию, то требование п. 4.1.4 должно соблюдаться для сглаженной осредненной функции. При этом относительная амплитуда пульсаций усилия на первых 90 % хода буфера не должна превышать 20 %.
4.1.6. Методика расчета рекомендуемой конструкции гидравлического буфера приведена в приложении 3.
4.2. Ограничитель грузоподъемности
4.2.1. Расчетное усилие срабатывания ограничителя грузоподъемности, включенного в ветвь грузового каната или цепи, принимается равным статическому усилию в этой ветви, когда на грузоподъемнике помещен груз массой 1,25 от номинальной грузоподъемности крана-штабелера. Массы элементов конструкции учитываются по их номинальным значениям.
4.2.2. Напряжения растяжения, сжатия и изгиба элементов ограничителя грузоподъемности, соответствующие расчетному усилию срабатывания, должны иметь не менее чем двукратный запас по отношению к пределу текучести материала.
4.3. Ограничитель скорости
4.3.1. Расчетная скорость срабатывания ограничителя скорости должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.053.
4.3.2. Усилие, создаваемое ограничителем скорости, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.053.
4.3.3. Расчетный запас прочности тягового органа ограничителя скорости должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.053. При этом расчетное усилие в тяговом органе принимается как наибольшее в процессе срабатывания ограничителя скорости и ловителей.
4.4. Ловители
4.4.1. Расчетное замедление, создаваемое ловителями при аварийном торможении кабины с оператором, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.053.
4.4.2. Прочность ловителей и их крепления проверяется на статическое действие четырехкратной силы тяжести улавливаемых масс, принимаемых по их номинальным значениям. При этом должен быть обеспечен не менее чем трехкратный запас прочности по отношению к разрушающей нагрузке.
5.1. Расчетное давление на каждое из неприводных ходовых колес крана-штабелера с грузом и без груза в режимах разгона и торможения должно быть не менее 20 % соответствующего статического давления на колесо.
При этом массы крана-штабелера и груза принимаются в своем номинальном значении, грузоподъемник устанавливается в крайнее верхнее положение; горизонтальные инерционные силы, соответствующие расчетному ускорению (замедлению), вводятся в расчет с динамическим коэффициентом 1,8.
Для кранов-штабелеров с гибким токоподводом следует дополнительно учесть воздействие усилий от токоподвода (п. 2.2.2), если эти усилия вызывают разгрузку неприводного колеса.
5.2. Устойчивость крана-штабелера при наезде на конечные упоры обеспечивается рельсовыми подхватами (п. 3.2.1).
6.1. Правильность позиционирования телескопических захватов крана-штабелера при загрузке и разгрузке стеллажа и загрузочных устройств в автоматическом и полуавтоматическом режимах обеспечена в направлениях вдоль и по высоте стеллажа при условии соблюдения норм жесткости (п. 3.4) и затухания колебаний (п. 3.5), а также при соблюдении значений допусков на изготовление и монтаж крана-штабелера и стеллажа и зазоров в ячейке стеллажа, значения которых приведены в приложении 1.
6.2. Правильность позиционирования в направлении выдвижения телескопических захватов проверяется по формуле
Δ1 - Δ2 - Δ3 > 0, (1)
где Δ1 - номинальный зазор между тарой и стеллажом в глубину ячейки, мм;
Δ2 - наиболее неблагоприятная сумма допусков и зазоров крана-штабелера, стеллажа и тары в направлении выдвижения захватов, мм (см. приложение 1
aquagroup.ru
УДК 621.874.7 621.869.72 КРАН-ШТАБЕЛЕР СТЕЛЛАЖНЫЙ С ДВУМЯ ЗАХВАТАМИ ГРУЗА [c.49]
УДК 621.874.7 621.869.72 КРАН-ШТАБЕЛЕР СТЕЛЛАЖНЫЙ [c.55]
Специальный кран-штабелер стеллажного типа изготовлен во Франции для механизации работ по загрузке стеллажей на складе бунтов катаной проволоки. Кран обслуживает один проход между двумя стеллажами штыревого типа (каждый пакет бунтов хранится на двух штырях). [c.78]
К раны-штабеле ры мостовые и стеллажные Ю.29, О..47, 51 используют для обслуживания складов. Режим работы управляемых из кабины и автоматических кранов относится к группе 6К, а управляемых с пола — к группе 5К по ГОСТ 25546—82. Типы конструкций кранов-штабелеров, устанавливаемые ГОСТ 16553—82, приведены в табл. IV.2.8, а основные их параметры — в табл. IV.2.9 и IV.2.10. Основными элементами кранов-штабелеров (рис. iV.2.8) являются мост, движущийся по подкрановым конструкциям, и тележка с вертикальной колонной или рамой, по которой перемещается каретка, несущая грузозахватный орган и в необходимых случаях кабину крановщика. Подвес- [c.39]IV.2.10. Технические характеристики опорных стеллажных кранов>штабелеров (см. рис. IV.2.9) [c.42]
Рис. IV.2.9. Схемы стеллажных кранов-штабелеров а типа СК S — типа САД |
Большие склады могут иметь в своем составе одну или несколько ТСС, служащих для механизации и автоматизации ПРТС работ внутри склада. Эти системы помимо складских механизмов (краны-штабелеры, стеллажные штабелеры) содержат различные конвейеры, перегрузочные устройства, кантователи, устройства упаковки грузов, весоизмерительные механизмы. [c.6]
Материал Вид упаковки Способ хранения Нагрузка аа I м2 пощади складирования при высоте укладки 1 м, т кранов-штабелеров мостовых, подвесного и OПQpHOГO типов, управляемых кранов-штабелеров стеллажных авто- электропогрузчиков и электрошта-белеров фронтальных и с поворот- ил та1 тттои 1 ж ж [c.280]
Разновидность крана-штабелера — стеллажный кран, опирающийся на рельсы, уложенные сверху на стеллажи, и имеющий вертикальную раму, перемещающуюся вдоль стеллажных проходов и оборудованную грузовой кареткой с грузозахватным приспособлением и каби-биной управления. Стеллажные краны рассчитываются на большие грузоподъемности при больших высотах подъема груза. [c.154]
Краны-штабелеры стеллажного типа (рис. 7.13) исключают этот недостаток. Различают два вида опирания таких кранов на стеллаж и на пол. В первом случае (рис. 7.13, а) на верхнем ярусе стеллажей устанавливают рельсы 10, по которым передвигается четырехколесная тележка 3. Рельсы устанавливают так, чтобы тележка перекрывала ширину проезда между стеллажами. Тележка снабжена механизмами подъема / и передвижения 2. [c.138]
Кран-штабелер стеллажного типа имеет две вертикальные колонны, по которым перемещается кабина оператора, выполненная полуоткрытой. Кран перемещается вдоль прохода между стеллажами с помощью четырехколесной рельсовой тележки, на которой крепится также и полочный элеватор. Механизмы подъема и перемещения крана —гидравлические. Скорость перемещения регулируется в широких пределах и достигает 30 м/мин. Кран и элеватор проходят по проходу над ленточным транспортером, расположенным на полу склада. Элеватор оборудован в своей нижней части сбрасывающим устройством, обеспечивающим необходимую сохранность передаваемых грузов. Три работе грузы вручную берутся оператором со стеллажа и устанавливаются на полки элеватора, после чего транспортирование их к месту выдачи происходит без участия оператора. Такая система позволяет оператору стеллажного крана производить непрерывную отгрузку товаров, перемещаясь по проходу между стеллажами от одной ячейки к другой и не тратя времени на транспортирование каждой едиг ницы груза к месту выдачи. Необходимым условием эффективности такой системы является четкая организация работы по передаче грузов с накопителя на месте выдачи на транспортные средства. [c.102]
Расчет стеллажных кранов-штабелеров. Стеллажный кран-шта-белер, если он перемещается по одному напольному рельсовому крановому пути, проложенному между двумя стеллажами, по конструктивному исполнению близок к велосипедному крану. Прп расчете механизма передвижения этого краиа необходимо учитывать, что при достаточно большой высоте его колонны на ее верхнем конце должны быть предусмотрены ролики, которые бы удерживали ее в вертикальном положении. Сопротивление, которое возникает при перемещении этих роликов по рельсам, должно учитываться при расчете. Определение реакций в местах опирания крапа на ролики не представляет затруднений. Онн возникают от момента в вертикальной плоскости вследствие эксцетрнчиого приложения веса крана с грузом. [c.108]
Модификацией мостовых кранов-штабелеров являются стеллажные краны (рис. 44). Они состоят из рамы, движущейся вдоль прохода между стеллажами, и вертикально перемещающейся по раме грузовой платформы с грузозахватным устройством и кабиной управления. Стеллажные краны-штабеллеры могут быть подвесными, опирающимися на стеллажи. Подвесные стеллажные краны (рис. 44, а) перемещаются по подвесному пути, укрепленному на конструкциях перекрытия здания. [c.66]
Группа 5К- приводные краны мостового типа с лебедочными грузовыми тележками, используемые на перегрузочных работах средней интенсивности краны для технологических работ в механических цехах, на складах металлолома контейнерные краны на железнодорожных станциях, складах промышленных предприятий, занятые на перегрузке различных грузов, в том числе и контейнеров мостовые и стеллажные краны-штабелеры с управлением с пола на складах тарных грузов. [c.92]
Группа 6К- грейферные, магнитные и магнитногрейферные приводные краны мостового типа, работающие на складах с разнообразными грузами, преимущественно при сезонном использовании контейнерные краны для перегрузки только контейнеров мостовые и стеллажные краны-штабелеры с управлением из кабины и автоматического действия на складах тарных грузов крюковые перегрузочные портальные краны на транспортных складских объектах грейферные портальные краны на складах промышленных предприятий и в портах при сезонной работе портальные краны, лесопогрузчики с приводным грейфером на складах круглого леса консольные передвижные краны в литейных цехах. [c.92]
Для выполнения перечисленных операций служит транспортно-накопительное и загрузочно-разгрузочное оборудование. К транс-портно-накопительному оборудованию относятся стационарные вертикальные подъемники разных типов и исполнений подвесные пе-регрузчики с разным числом степеней подвижности много позиционные полноповоротные и неполноповоротные столы стоечные кантователи разных типов поворотные многопозиционные барабаны шаговые напольные конвейеры с подъемом и без подъема грузоне-сзоцего элемента шаговые подвесные конвейеры с подъемом грузонесущего элемента транспортные системы с подвесными программируемыми тележками грузонесущие напольные конвейеры для возврата спутников электроробокары пластинчатые стационарные накопительные конвейеры стеллажные накопители (с краном штабелером) верхние цепные накопители. [c.206]
При оснащении складов штучных грузов (рассыпных в таре) средствами механизации следует ориентироваться на штабелирующие краны и погрузчики с повышенной высотой складирования и малыми габаритами и рекомендуются следующие средства механизации стеллажные краны-штабелеры для складов высотой 8—18 м штабелеры комплектовщики для складов высотой до 6 м при выдаче многономенклатурных комплектов [c.484]
К этому типу относятся краны со специальными грузозахватными устройствами, грейферами, магнитами, клещами, лапами, а также краны, имеющие особенности конструкции в связи со спецификой обслуживаемого технологического процесса или оборудования, в частности кольцевые краны для обслуживания доменных печей, закалочные, литейные. В этом же параг >афе дана краткая информация о близких к ним по конструкции машинах, таких как стеллажные краны-штабелеры, мульдозавалочные машины, хотя они и не относятся к мостовым кранам. [c.38]
На мостовых кранах-штабелерах (см. п. IV,6) применяют вилочные захваты, в том числе для стандартных поддонов по упомянутым ГОСТам. Стеллажные краны-штабелеры имеют теле скопические выдвижные захваты 10.28, 0.29, 0.471. [c.348]
Проектировочный расчет механизма производят в соответствии с данными табл. 1.4.5 в т. 1 (см. аналогичные пояснения для механизмов вращения в п. VI. 11). Общие положения расчетов на прочность, надежность и жесткость см. в т. 1, разд. 1, гл. 3, расчет механизмов и металлических конструкций на прочность от действия постоянных и перем йных напряжений — Bf т. 1, разд. Iv гл. 4, 5 Определение нагрузок см. в т. 1, разд. I, гл. 2 при расчёте максимальных динамических нагрузок можно использовать фЬрмулы табл. 1.4.2 в т. I, для строительных баше№ ных кранов—ГОСТ 13994—81 Краны башенные строительные/ Нормы расчета , для мостовых и козловых кранов — работу [23], для кранов-щтабелерОв —ОСТ 24.090.-68- -82 Краяы штабе-леры стеллажные. Нормы расчета и ОСТ 2 4.091.14 — 85 Краны-штабелеры мостовые. Нормы расчета , для кабельных кранов — работу [141. [c.431]
Шую высоту и обслуживаются электропогрузчиками или кранами-штабелерами. На соврс.мснны.х утгаерсальных складах большой емкости используются металлические стеллажи с высотой хранения грузов до 12 м п более. Такие стеллажи обслуживаются кранами-штабелерами или стеллажными кранами-штабелерами. На рис. 13 показан поперечный разрез склада тарно-штучных грузов, хранение которых осуществляется в высотных металли- [c.52]
По конструкции краны-штабелеры подразделяются на три группы мостовые, стеллажные и специальные (для длиномеров). Краны-штабелеры управляются крановщиком с пола или из кабины (при этом кабина обычно выполняется подъемной) или днетационно. Применение кранов-штабелеров на складах дает возможность [c.95]
Специализированные комплектовочные стеллажные краны-щтабелеры представляют собой разновидность мостовых кранов штабелеров и предназначены для механизации внутрпскладских работ на складах с щирокой номенклатурой грузов, хранимых на поддонах. Эти краиы перемещаются в проходе между двумя стеллажами. [c.98]
Стеллажные краны-щтабелеры имеют автоматическое управление и оборудованы выдвижными захватами поддонов. Конструкция стеллажных кранов-штабелеров бывает различная. Краны небольшой грузоподъемности имеют конструкцию, нодвеш енную к однорельсовому пути, который в свою очередь крепится к металлоконструкции, опирающейся на стеллажи. [c.98]
Широко применяются стеллажные краны-штабелеры напольного тина, в которых опорой является крановый рельс, ироходящ и 1 по полу склада. В верхней части стеллажей расположены направляющий рельс для удержания крана-штабелера в вертикальном положении и подвески кабеля. Приводы подъема и перемещения крана размещаются на нижке опорной балке д.тя удобства обслуживания. Краны грузоподъемностью 0,5 и 1 т — одноколонные, а 2 т — дв хко юнные. [c.98]
Основное применение кранов-штабелеров — обслуживание складов со штабельным и стеллажным хранением грузов в таре. Однако они могут быть применены и в производственных цехах для внутрицеховых и межоперационных подъемно-транспортных работ. Преимущества кранов-штабелеров высокая производительность, простота управления, возможность обслуживания помеще- [c.71]
Краны-штабелеры, по сравнению с другими подъемно-транспортны-ми устройствами, имеют ряд преимуществ. Они позволяют наиболее экономно использовать складскую площадь, вследствие уменьшения ширины проходов и увеличения высоты складирования. Для мостовых кранов-штабелеров ширина проходов может не превышать 1,5 м, а для стеллажных кранов-штабелеров 1...1,3 м. Высота складирования для стеллажных кранов-штабелеров может быть доведена до 30 м и более. Краны-штабелеры создают широкие возможности для наиболее полной механизации и автоматизации подъема, транспортировки и складирования грузов, обеспечивая при этом доступность грузов и быстроту нахождения и доставки грузов. [c.129]
Кроме мостовых и стеллажных кранов-штабелеров применяют также и напольные рельсовые щтабелеры типа электро- или автокар, отличающиеся от них тем, что перемещаются по рельсам и имеют поворотные захваты (вилки). [c.129]
Различают три основных типа оборудования промежуточных складов 1) бесстеллажный склад 6 хранением деталей в металлических или деревянных контейнерах на ножках, устанавливаемых друг на друга в несколько ярусов вилочными погрузчиками или штабелерами 2) многоярусный в клеточных стеллажах с хранением в контейнерах ящичного типа, устанавливаемых в ячейках стеллажа и вынимаемых из них посредством специальных машин, так называемых кранов-штабелеров мостового, подвесного или стеллажного типа 3) многоярусный со стеллажами гравитационного типа с роликовыми дорожками с хранением деталей в контейнерах, перемещающихся в каждом ярусе от прохода загрузки к проходу выдачи под действием силы тяжести. Клеточные ячейковые стеллажи изготовляются в соответствии с типажом по ГОСТ 1457—69 и ГОСТ 16141—70 по чертежам ЦКБАМ сборно-каркасными из гнутых перфорированных профилей завода За-порожсталь с нагрузками 200, 500 и 800 кг. Более просты каркасные стеллажи сварной конструкции стойки стеллажа соединяются между собой в поперечном направлении — уголками с шагом, по высоте Л равным = / к + Ло (где / к — высота контейнера, Лд — зазор по высоте не менее 50 мм), на которые опираются контейнеры в продольном направлении стойки соединяются между собой ригелями через несколько ярусов. [c.266]
Для обслуживания современных комплектовочных складов создано несколько типов машин (табл. П.1 и 11.2) 1) мостовые краны-штабелерысвилочным захватом с нижним (с пола) и верхним управлением (из подъемной кабины) (рис. 11.2) для комплектации на комплектовочных столах применяются преимущественно краны-штабелеры с централизованным автоматическим управлением, для комплектации в кабине — с верхним местным 2) стеллажные краны-штабелеры также с вилочным захватом (см. рис. 11.1), отличающиеся тем, что они перемещаются по рельсам, уложенным на полу или на верхних обвязках стеллажей они также могут выполняться с централизованным автоматическим управлением (табл. 11.1) [c.272]
mash-xxl.info
Изобретение относится к области промьшшенного транспорта, в частности к кранам-штабелерам, предназначенным для механизации работ на высотных складах длинномерных грузов. Цель изобретения - снижение металлоемкости и повьшение производительности кранаштабелера. Стеллажный кран-штабелер содержит две ходовые тележки,, соединенные шарнирно нижней связью и имеющие буферы на свободных концах две колонны, жестко закрепленные каждая f .на своей ходовой тележке, верхнюю связь, шарнирно закрепленную одним концом к верхнему концу одной из колонн , другим - с возможностью перемещения по верхней части второй колонны , две грузовые каретки 15, перемещающиеся по направляющим колонн, грузоподъемник 17, подвешенный к одной из кареток 15 на двух серьгах 16. В центре грузоподъемника 17 установлен по крайней мере один равноплечий рычаг 22, концы которого посредством тяг 23 и вспомогательных рычагом 24 связаны с грузовыми каретками 15. Второй конец верхней связи связан с верхними шарнирами по край-, ней мере двух одинаковых параллельно расположенных равноплечих рычагов, к средним шарнирам которых прикреплено общее основание пары верхних буферов, а нижние шарниры связаны с верхним концом второй колонны. 1 з.п. ф-лы, 4 кл. е
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„ЯО„„ИО2521 (51)4 В 65 С 61/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
gppc";;
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к АВТорсКоМУ свидеткльствм
/7 . 21 22 25 23 (21) 4169129/25-11 (22) 29. 12.86 (46) 15.06.88. Бюл. Ф 22 (71) Всесоюзный проектно-конструкторский институт автоматизированных транспортно-складских систем (72) И.И.Бененсон и А.В.Денисов (53) 621.869(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 802t48, кл. В 65 G 61/00, 1979. (54) СТЕЛЛАЖНЫЙ КРАН-ШТАБЕЛЕР (57) Изобретение относится к области промышленного транспорта, в частности к кранам-штабелерам, предназначенным для механизации работ на высотных складах длинномерных грузов. Цель изобретения - снижение металлоемкости и повышение производительности кранаштабелера. Стеллажный кран-штабелер содержит две ходовые тележки,. соединенные шарнирно нижней связью и имеющие буферы на свободных концах, две колонны, жестко закрепленные каждая. на своей ходовой тележке, верхнюю
1 связь, шарнирно закрепленную одним концом к верхнему концу одной из ко.лонн, другим — с возможностью неремещения по верхней части второй колонны, две грузовые каретки 15, перемещающиеся по направляющим колонн, грузоподъемник 17, подвешенный к одной из кареток t5 на двух серьгах
16. В центре грузоподъемника 17 установлен по крайней мере один равноплечий рычаг 22, концы которого посредством тяг 23 и вспомогательных рычагом 24 связаны с грузовыми каретками 15. Второй конец верхней связи связан с верхними шарнирами по край-. ней мере двух одинаковых параллельно расположенных равноплечих рычагов, к средним шарнирам которых прикреплено общее основание пары верхних буферов, а нижние шарниры связаны с верхним концом второй колонны. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1402521
Изобретение относится к промышленному транспорту, в частности к кранам-штабелерам, предназначенным для механизации работ на высотных складах длинномерных грузов.
Цель изобретения — уменьшение металлоемкости и повышение производительности.
На фиг. 1 показан кран-штабелер, общий вид; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1.
Стеллажный кран-штабелер для длин- 15
1 номерных грузов содержит ходовые тележки 1 и 2, соединенные шарнирно нижней связью 3 и имеющие буферы 4
1 ; на своих свободных концах, колонны 5
: и 6, жестко закрепленные на ходовых 20 тележках 1 и 2, верхнюю связь 7, прикрепленную к верхним шарнирам 8 одинаковых параллельно расположенных тяг
9, нижние шарниры 10 которых соединены с верхним концом колонны 6, верх- 25 ние буферы 11, общее основание кото рых 12 закреплено на средних шарнирах
13 параллельных тяг 9, направляющие
14, установленные на колоннах 5 и 6, по которым перемещаются грузовые 30 каретки 15, к которым на серьгах 16 подвешен грузоподъемник 17 снабженный приводными телескопическими захватами 18, приводы передвижения 19 и подъема 20. В центре рамы грузоподъемника 17 установлен шарнир 21 равноплечего рычага 22, к свободным концам которого шарнирно прикреплены тяги 23, свободные концы которых взаимодействуют со вспомогательными 40 рычага а 24, концы которых шарнирно закреплены: один на раме грузоподъемника 17, другой — к проушинам грузовых кареток 15. Тяги 23 снабжены талрепами 25 для регулировки их длины, а также промежуточными опорами 26, состоящими из втулки 27, тонкостен ных пластин 28 и стопорного винта 29.
Устройство работает следующим образом.
При разгоне (торможении) крана50 штабелера горизонтальные инерционные силы масс грузоподъемника с грузом воспринимаются центральным шарниром
21 равноплечего рычага 22 и далее в равных долях
15 на колонны 5 и 6. В то же время система элементов 22-24 не препятствует возможным взаимным смещениям кареток 15 по горизонтали вследствие неровностей направляющих 14 или кранового пути.
В зависимости от оссбенностей конструкции рамы грузоводъемника 17 на ней может быть установлен не один (фиг. 2), а два комплекта элементов
22-24 симметрично относительно продольной вертикальной плоскости симметрии грузоподъемника. Расположение элементов 22-24 (фиг. 2) в горизонтальной плоскости может быть заменено на расположение их в вертикальной плоскости.
При аварийном наезде крана-шта" белера на тупиковые упоры горизон" тальные силы инерции масс груэоподъемника и груза распределяются поровну Между колоннами 5 и 6 таким же образом, как описано выше для процесса разгона (торможения) кранаштабелера.
При аварийном наезде крана-штабе.— лера на тупиковые упоры, имеющего верхние буферы 11 замедляющие усилие буфера, воздействуя на средние шарниры
13 тяг 9,делится пополам,при этом одна половина усилия передается непосредственно на колону 6,а другая — через верхнюю связь 7 на колонну 5.Комплект верхних буферов 11 и их оснований 12 при необходимости может быть удвоен, т.е. установлен с обеих сторон верхней балки 7.
В результате горизонтальные нагрузки, дающие основную долю напряжений в колоннах, оказываются одинаковыми для колонн 5 и 6, которые поэтому могут быть выполнены одинакового сечения. При этом уменьшается суммарная масса колонн и затраты на их изготов" ление вследствие унификации. Уменьшаются амплитуды динамических давлений на ходовые колеса тележки 1, вследствие чего колеса, их валы и подшипники могут быть уменьшены. Уменьшаются амплитуды динамических напряжений в тележке 1, вследствие чего тележки и 2 могут быть выполнены одинаковых размеров. При этом уменьшается суммарная масса ходовых тележек.
Уменьшается влияние инерционных сил на приводное колесо тележки 1.
Формула изобретения
1. Стеллажный кран-штабелер, пре- имущественно для длинномерных грузов, 21 з 14025 содержащий две ходовые тележки, установленные на каждой тележке колонны, верхнюю и нижнюю горизонтальные связи, первая из которых шарнирно соеди- нена с верхними частями колонн, а вторая " с рамами ходовых тележек, грузоподъемник, включающий в себя грузонесущую платформу, подвешенную посредством серег на каретках, уста" новленных в вертикальных направляющих колонн, и буферы, попарно связанные по крайней мере с одной из горизонтальных связей, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и повышения производительности, грузоподъемная платформа снабжена по крайней мере одной рычажной системой для распределения нагрузок между колоннами, включающей в себя размещен- 2О ный в средней части платформы, равноплечий рычаг, концы которого посредством тяг шарнирно соединены с другими рычагами системы, каждый из которых одним концом шарнирно прикреплен к раме платформы, а другим — к раме соответствующей каретки этой платформы.
2. Кран-штабелер по и. 1, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью снижения металлоемкости при использовании буферов, связанных с верхней связью, один из концов последней шарнирно соединен с верхней частью соответствующей колонны посредством попарно размещенных в вертикальной плоскости параллельных тяг, верхние концы которых прикреплены к концу этой связи, а нижние — к верхней части колонны, при этом пара буферов смонтирована.на общем основа- нии, шарнирно прикрепленном к средней части тяг.
7 У Уf2
140252 1
Редактор Л. Повхан
Заказ 28 t8/13
Тирам 787 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
fl3035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Нроиэнодствепно-полиграфическое предприятие, F, Ужгород, ул. Проектная, 4
27
23
/Г
Составитель Г, Сарычева
Техред Л.Сердюкова. Корректор С.Шекмар
www.findpatent.ru