|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-2167793600289487"data-ad-slot="4187947634">
Приветствую, уважаемые коллеги. Сегодняшняя статья в большей степени будет посвящена пчеловодам. Сегодня я расскажу, как переделать механический привод медогонки на электрический.
В пчеловодстве самым физически тяжёлым считается откачивание мёда после взятка. Приходится таскать ящики переноски с рамками полные мёдом, вскрывать забрус, откачивать мёд при помощи центробежной медогонки. Хорошо, что если есть помощники. На большой пасеке без них просто не обойтись. Но если у вас маленькая любительская пасека, то приходится делать всё одному. Чтобы хоть как-то облегчить труд, приходится электрифицировать пасеку. Самое простое — это оборудовать медогонку электроприводом на 12 вольт.
Так как у меня пасека маленькая, то я пользуюсь малогабаритной трёхрамочной необоротной медогонкой. Её диаметр составляет 500 мм. Кассеты расположены хордеально. Большинство пчеловодов используют кочевое пчеловодство. В течение всего летнего медосбора пасека постоянно переезжает с одного места на другое. Поэтому главным условием было, чтобы питание медогонки осуществлялось от двенадцативольтного автомобильного аккумулятора.
Конечно, проще всего было бы купить готовый электропривод, который есть в продаже. Но, посмотрев на цены заводских экземпляров, а также их технические характеристики, я решил попробовать сделать свой. Дело в том, что у заводских электроприводов применяется высокооборотистый двигатель,который используется в автомобиле в качестве отопителя салона. Так как у моей медогонки диаметр бака небольшой, а ведомый шкив у заводских аналогов достигает диаметра 300 мм, то работать с рамками было бы крайне затруднительно. Я думаю, что ремень постоянно бы пачкался мёдом. Поэтому я твердо решил сделать электропривод для медогонки своими руками.
В сети Интернет присутствует достаточное количество готовых схем электроприводов. Они могут быть самые разные: от простых, которые в качестве управления используют переключатель от стиральной машины, до сложных — с микроконтроллерным управлением. Я же решил сделать нечто среднее по сложности. В качестве основных покупал готовые платы на АлиЭкспресс.
Для моей медогонки нужно использовать малооборотистый двигатель. Для этого подойдёт генератор Г 108. только нужно его немного переделать. Я дополнительно сделал вывод возбуждающей обмотки через изолятор на корпус генератора:
Благодаря этому появилась возможность осуществлять реверс электродвигателя. Если же вы пользуетесь радиальной медогонкой, то реверс вам не нужен, и переделывать генератор нет необходимости. В конце статьи я размещу видео, в котором можно посмотреть, как я экспериментировал с генератором Г 108.
Управление электродвигателем осуществляется при помощи двух блоков. Первый блок представляет из себя таймер работы, за основу которого был взят пульт от микроволновой печи. Во втором блоке размещается широтно-импульсный регулятор (ШИМ), при помощи которого задаются нужные обороты электродвигателя:
От того широтно-импульсного регулятора, который был показан в видео, пришлось отказаться, так как его плата имеет чуть большие размеры, а также дополнительный дисплей, который в моём корпусе просто негде было разместить. В итоге я применил другой ШИМ, более компактный и с такими же характеристиками:
Исходная схема заводского широтно-импульсного регулятора выглядит вот так:
В основе схемы лежит всего одна микросхема. Она управляет тремя мощными полевыми транзисторами, благодаря которым можно управлять токами до 30 ампер. Для нормальной работы медогонки эту схему пришлось немного доработать. Была внедрена система плавного старта электропривода, а также таймер работы:
Необходимость использования плавного старта обусловлено тем, что без него во время пуска двигателя происходит мощный бросок тока, который может достигать 20 ампер. Чтобы этого избежать, я реализовал плавный пуск, который в течение 22 секунд раскручивает барабан медогонки до нужных оборотов: приблизительно 230 оборотов в минуту. Для этого был внедрен конденсатор C4 и резистор R7. Благодаря этому пусковой ток на двигатель не превышает 4 ампер. Конденсатор C4 переключается из пускового режима в рабочий при помощи таймера плавного пуска:
Данный таймер в таком варианте обеспечивает задержку в 11 секунд. Время можно регулировать переменным резистором. Чтобы расширить время выдержки до нужных нам 22 секунд, нужно заменить электролитический конденсатор. Родной конденсатор имеет ёмкость 100 микрофарад. К этому конденсатору достаточно подпаять ещё один такой же номиналом 100 микрофарад, и мы получим 22 секунды задержки.
Также в схему были введены два переменных резистора номиналом 100 КОм R6 R8, управляемые двойным переключателем S1 S2. Благодаря этому можно управлять скоростью вращения барабана медогонки, просто переключая тумблер. Это бывает необходимо при откачивании тяжеловесных рамок, чтобы, допустим, с одной стороны выполнить вращение с меньшей скоростью, чем с другой.
Отдельно хочу рассказать о том, как я выполнил таймер для медогонки. Я считаю, что он необходим, так как вручную контролировать вращение не очень удобно, также это сэкономит электроэнергию аккумулятора. Конечно, можно было использовать такой же таймер 11-секундный, о котором я рассказывал выше. Достаточно подобрать несколько электролитических конденсаторов и вывести переменный резистор на переднюю панель. Переключая конденсаторы и подбирая необходимое время при помощи переменного резистора, можно добиться нужного времени вращения. Но мы не ищем легких путей, к тому же у меня в наличии были два блока управления от разных микроволновых печей. Эти блоки совершенно разные, один был от микроволновой печи немецкого производства. Другой — чисто китайский, но он мне больше понравился, так как его панель закрыта пленкой и он не имеет кнопок, как в первом блоке, благодаря этому можно не бояться за попадание меда внутрь устройства. К тому же этот блок имеет минимальное количество самих кнопок, что не путает взгляда и проще в настройках, как говорится, нажал, и таймер включился.
Чтобы прикрепить таймер к медогонке, пришлось немного повозиться. Дело в том, что взяв в руки блок управления микроволновкой, становится всё понятно,достаточно померить какие напряжение выходит с трансформатора, и станет ясно, как можно реализовать питание этого блока. Собственно, с этим проблем не было. В результате замера на диодных мостах оказалось, что выходит питание номиналом 14 вольт и 9 вольт. Высокое напряжение используется для управления электромагнитного реле и концевых датчиков а, более низкое — для питания микроконтроллера блока таймера.
После этого я демонтировал трансформатор, поставил по 9-вольтовой шине питания советский стабилизатор кр142ен8А, который выдает 9 вольт. Затем подал питания 12 вольт на всю схему и был приятно удивлён, схема совсем не заработала, даже не загорелся дисплей. После этого пришлось обратиться к даташиту на микроконтроллер этого таймера. Я выяснил, что для нормальной работы микроконтроллера необходимо на него подать опорную частоту, равную 50 герц, которую он брал через резистор прямо со вторичной обмотки трансформатора. Эта опорная частота необходима для того, чтобы синхронизировать работу таймера с переменной частотой сети, а также для запуска его.
Чтобы выйти из создавшейся ситуации, пришлось воспользоваться китайским мультивибратором собранном на самой распространенной микросхеме NE555:
Эту схему пришлось слегка доработать. Вооружившись осциллографом, я приступил к настройке нужной частоты в 50 Гц. Дело в том, что не удавалось выставить нужную частоту. Передвигая перемычки и подкручивая резисторы, частота получалась либо ниже, либо выше 50 Гц. Пришлось заменить один smd керамический конденсатор. В результате получилась нужная частота и таймер заработал. Но на этом приключения не закончились.
Нужно было обеспечить стабильность частоты 50 Гц в определённых рамках при изменении окружающей температуры. Так как если частота уходит плюс-минус 10 Гц, время таймера просто останавливается, и работа его прекращается. При помощи фена паяльной станции выяснилось, что дрейф частоты происходит из-за изменения ёмкости керамических конденсаторов. А именно при нагревании ёмкость уменьшается, и частота начинает расти, поднимается выше 70 Гц. Так как я с этим был знаком, как любой радиолюбитель, решил поступить следующим образом. Выпаял со старого радиоприёмника парочку конденсаторов с противоположным ТКЕ и припаял их параллельно керамическому. В итоге при изменении окружающей температуры измениться ёмкость этого бутерброда не может:
Были произведены как нагревание, так и охлаждение всей платы целиком. Чтобы меньшее влияние оказывало движение воздуха на всю плату, я её поместил на лист текстолита и накрыл стеклянной банкой. В таком виде производил нагревание и охлаждение. Контролировал уход частоты по осциллографу, результат был великолепный, частота практически не дрейфовала:
Настроенные платы были размещены в блоке управления микроволновой печи:
Широтно-импульсный регулятор оборотов и тахометр для медогонки были размещены в корпусе из-под электрического счётчика. Монтаж получился достаточно плотный. В принципе, корпус нужно было бы использовать попросторнее:
data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-2167793600289487"data-ad-slot="7590515336">
После тестовых испытаний выяснилось, что диод Шоттки нагревается значительно сильнее, чем 3 полевых транзистора. В связи с этим было принято решение поставить еще один диод (на схеме VD5) параллельно стоковом диоду VD3. Его я позаимствовал из старого компьютерного блока питания. В результате нагрев снизился значительно, на ощупь практически еле заметен:
Силовые транзисторы греются так же не сильно. При длительной эксплуатации при температуре окружающего воздуха 30 градусов транзисторы нагревались в районе 50 градусов. Это хорошо видно на электронном термометре:
Электронный тахометр был подключён по следующей схеме:
С электроникой мы покончили, теперь немного расскажу о механической части медогонки.
Прежде всего нужно убрать червячный редуктор, который вращает барабан медогонки. Вместо него нужно разместить шкив, в моём случае его диаметр равен 120 мм. Ведущий шкив, который нужно разместить на генераторе Г 108, имеет диаметр 30 мм. Шкивы я использовал готовые, от стиральных машин. Были расточены отверстия под вал генератора, также вал переходной ступицы, который крепится на медогонку. Также в токарном станке был расширен ручей под ремень:
Ремень я использовал автомобильный, который был приобретён в автомагазине. Ремень подбирал самый мягкий. Насколько помню, продавец сказал, что выбранный мной ремень был с автомобиля Волга, но импортного производства:
На ведомый шкив был размещен неодимовый магнит, который шел в комплекте с тахометром. При помощи напильника было выбрано посадочное место под магнит, а также в ребре просверлено отверстие. Впоследствии в это отверстие затечет эпоксидная смола и придаст жесткости. Благодаря этому магнит будет крепко держаться на шкиву. Чтобы эпоксидная смола не растекалась, нужно изготовить опалубку чуть больше диаметра магнита. Как правильно разместить магнит, вы можете узнать, посмотрев видео в конце статьи:
Для изготовления ступицы под ведомый шкив мне понадобилось 2 подшипника номер 202 ,распорная втулка между ними, упорная втулка под нижний подшипника, также вал. В качестве корпуса я использовал подходящую трубу, которая была слегка расточена, чтобы подшипники входили внатяг:
На конце вала была приварена трубка, на который был произведен пропил вдоль. Этот пропил будет одеваться на барабан медогонки, затем фиксироваться при помощи хомута и надежно удерживать барабан медогонки от болтания в разные стороны:
Верхний подшипник я закрыл плоской шайбой, которую зафиксировал стопорным кольцом. Шкив имеет снаружи проточку, благодаря которой он входит почти без зазора в эту шайбу. Благодаря этому подшипник будет надежно защищён от проникновения инородных частиц:
Посередине между подшипниками я разместил тавотницу для смазывания подшипников. В качестве основания ступицы была взята пластина из толстого металла,около 5 мм:
Осталось собрать всё вместе и покрасить для защиты от коррозии:
Датчик Холлаа, от тахометра, был размещен на металлическую п-образную скобу. При помощи регулировочных гаек датчик был настроен как можно ближе к магниту для его надежного срабатывания:
Для крепления двух электронных блоков и генератора Г 108 к медогонке была изготовлена переходная пластина из металла толщиной 3 мм. Сам генератор был закреплен при помощи барашков, а с другой стороны был использован талреп, благодаря которому можно регулировать натяжение ремня без ключей:
Кстати натягивать ремень сильно не нужно. Так как шкивы имеют клиновидный профиль, ремень вообще не проскальзывает. Главное сберегать ремень от попадания на него мёда. Также не стоит забывать сливать мёд с медогонки. Иначе его уровень поднимается в баке, рамки начинают задевать за мёд, сильно тормозить, и ток потребления электродвигателя возрастает. Это может вывести из строя широтно-импульсный регулятор. Готовый привод электромедогонки нужно запитать двухжильным медным проводом сечением не менее 4 квадратных миллиметров. На входе я поставил однополюсный автомат на 10 ампер. Также я забыл упомянуть о кнопке отключения пьезоизлучателя, который установлен на таймере. Он издает после отключение таймера звук. Это хорошо, когда вы подогреваете пищу,а когда он будет пищать каждые 2 минуты, можно сойти с ума. Поэтому стоит позаботиться о кнопке отключения пьезоизлучателя. На вопрос, насколько хватит аккумулятора, могу с уверенностью сказать: на два дня точно. И еще остается заряд. Так что генератор Г-108 в качестве двигателя очень экономичный.
Словами невозможно описать весь процесс изготовления привода медогонки своими руками.Поэтому лучше посмотреть видео. Это видео о тестировании генератора Г 108, а также тахометра:
Это видео было снято уже летом. Здесь показана работа электропривода на медогонке в действии на пасеке:
В заключение хочу сказать несколько слов о моих впечатлениях после работы на электромедогонке.
Во-первых, значительно облегчается труд во время откачивания мёда. Сам процесс откачивания происходит на постоянной скорости а, благодаря этому за всё лето я не сломал ни одной рамки, даже свежеотстроенные. Также из рамок лучше выкачивается мед, так как устанавливается фиксированное время, которое можно регулировать в зависимости от сорта мёда.
Во-вторых, за одно и то же время на электрической медогонке можно откачать больше рамок. Пока происходит откачивание одной стороны, за это время можно открыть забрус на рамках новой партии.
На этом всё. Надеюсь, моя статья поможет многим пчеловодам при изготовлении самодельного электропривода для медогонки.
radiobezdna.ru
Категория:
Электрооборудование автомобилей
Генератор и приборы его регулированияЭлектрическая энергия на автомобиле используется для зажигания рабочей смеси в карбюраторных и газовых двигателях; освещения и сигнализации; пуска двигателя; питания контрольных приборов.
В связи с этим в электрооборудование автомобиля входят: источники электрического тока; система зажигания рабочей смеси; система освещения и сигнализации; система электропуска двигателя; контрольные приборы с электрическим питанием.
Группа источников тока на автомобиле состоит из генератора и аккумуляторной батареи; кроме того, сюда также относятся приборы для регулировки работы генератора и контрольный прибор — амперметр или сигнальная лампа. В случае применения генератора переменного тока в группу источников тока дополнительно входит выпрямитель тока, преобразующий переменный ток в постоянный, который может быть использован для зарядки аккумуляторной батареи.
Генератор является основным источником электрического тока на автомобиле и приводится в действие от его двигателя. Однако при малых числах оборотов коленчатого вала двигателя или когда двигатель не работает генератор не может питать электрооборудование током, поэтому для обеспечения работы приборов электрооборудования в цепь генератора параллельно включен другой источник тока — аккумуляторная батарея. При средних и больших числах оборотов коленчатого вала двигателя, когда питание всех приборов происходит от генератора, батарея поглощает излишек электрической энергии, вырабатываемой генератором, т. е. заряжается. После того как генератор с помощью приборов регулирования автоматически отключается от сети, батарея отдает для питания электрооборудования запасенную в ней электрическую энергию, разряжаясь при этом.
Амперметр контролирует работу батареи, показывая ее зарядку или разрядку. Иногда для этой цели применяют сигнальную лампу.
Для питания всех приборов электрооборудования на автомобилях с карбюраторными двигателями применяют источники тока напряжением 12В. На грузовых автомобилях, оборудованных дизелями ЯМЗ-2Э6 и ЯМ8-238, применены источники тока напряжением 24В, что вызвано необходимостью иметь повышенную мощность стартера для пуска дизеля. На старых грузовых автомобилях с дизелями ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 электрооборудование имеет напряжение 12В с переключением батарей на 24В в момент пуска бусах, где имеется большое количество потребителей и необходима значительная мощность источника тока. На остальных автомобилях применяли в основном генераторы постоянного тока.
Однако с внедрением в практику полупроводниковых выпрямителей, обладающих высокой надежностью действия и компактностью, генераторы переменного тока, как более простые и надежные, начинают получать все большее распространение на автомобилях всех типов, включая и легковые автомобили (ЗАЗ-966В и др.). Описание устройства и действия генератора переменного тока приведено ниже.
Электрический ток в генераторе постоянного тока получается вследствие электромагнитной индукции, возникающей при вращении витка провода в магнитном поле магнитов.
Концы витка провода припаяны к двум изолированным пластинкам, образующим коллектор, к которому прижаты щетки, соединенные с внешней цепью. При вращении виток провода пересекает магнитное поле магнитов и в нем индуктируется электродвижущая сила, а при замыкании цепи в ней появляется электрический ток. При этом при вращении витка по часовой стрелке ток в стороне витка, проходящей у северного полюса магнита, всегда идет за плоскость чертежа, а в стороне витка, проходящего у южного полюса, — из-за плоскости чертеяжа (правило правой руки). Ток с помощью щеток постоянно отводится с коллектора во внешнюю цепь.
Рис. 1. Схема получения постоянного тока
При вращении провода вместе с ним будут вращаться и пластинки коллектора, подходя поочередно то к одной щетке, то к другой. При этом левая щетка всегда соединена со стороной витка, проходящей у северного полюса, где ток идет за плоскость чертежа. Эта щетка обозначается знаком минус. Правая щетка постоянно соединена со стороной витка, проходящей у южного полюса, где ток идет из-за плоскости чертежа. Эта щетка обозначается знаком плюс. Таким образом, при вращении витка ток по внешней цепи будет иметь постоянное направление от плюсовой щетки к минусовой. Такой ток называется постоянным.
В автомобильном генераторе постоянного тока применяется тот же принцип получения электрического тока, только мощность получаемого тока увеличивается следующими способами:1) усилением магнитного поля путем применения электромагнитов;2) увеличением числа витков провода, вращающегося в магнитном поле;3) ускорением пересечения проводами магнитных силовых линий.
Для увеличения мощности вместо одного витка провода в генераторе берется большое число витков, наматываемых на железном сердечнике; количество пластин коллектора при этом соответственно увеличивается. Сердечник с обмотками, коллектором и валом образуют якорь.
Вместо постоянных магнитов применяют электромагниты, состоящие из стальных сердечников-полюсов, на которых намотаны обмотки возбуждения. Сердечники закреплены в общем корпусе. Ток для питания обмоток возбуждения берется от щеток генератора, для чего концы обмотки возбуждения присоединяются к щеткам. Такое включение обмоток возбуждения называется параллельным, а генератор называется шунтовым. Применяют генераторы с двумя или четырьмя полюсами.
Для более быстрого пересечения проводами магнитных силовых линий якорь генератора приводится в действие от двигателя и вращается с большим числом оборотов.
Устройство генератора
В двухполюсном генераторе постоянного тока имеются: корпус с крышками; электромагниты, состоящие из двух полюсов с обмотками возбуждения; вращающийся якорь, состоящий из вала, сердечника, обмоток и коллектора; щетки; приводной шкив.
Корпус генератора изготовлен из мягкой стали и имеет цилиндрическую форму. Внутри корпуса винтами закреплены два железных полюса, на которых из изолированного медного провода намотаны обмотки возбуждения, образующие электромагниты.
С обеих сторон к корпусу присоединены две чугунные крышки, стягиваемые сквозными длинными болтами. В крышках на шарикоподшипниках установлен вал с якорем. Подшипник со стороны привода закрыт с обеих сторон крышками с сальниками и для смазки подшипника на крышке корпуса установлена масленка. Подшипник со стороны коллектора имеет сальник с внутренней стороны, а снаружи закрыт глухой крышкой на прокладке. Смазку закладывают в подшипник при сборке или при необходимости снимают для закладывания смазки крышку.
Подшипники с обеих сторон якоря закреплены на валу гайками. В некоторых моделях генераторов оба подшипника смазываются лишь при сборке и масленок не имеют.
На валу закреплен железный сердечник, изготовленный из отдельных пластин, изолированных одна от другой слоем окалины, имеющейся на пластинах. Это необходимо для того, чтобы в сердечнике, вращающемся в магнитном поле, не было циркуляции якорных токов, которые могли бы вызвать нагрев сердечника. Сердечник цилиндрической формы установлен между полюсами с небольшим зазором и служит для усиления магнитного потока между полюсами. В прямых глубоких пазах на сердечнике намотана изготовленная из изолированного медного провода обмотка 9 якоря, состоящая из отдельных секций. Концы обмотки каждой секции припаяны к коллектору в определенной последовательности. В некоторых моделях генераторов применяют косые пазы на сердечнике, что уменьшает пульсацию тока.
Для автомобильных генераторов обычно применяют петлевую намотку якоря, при которой конец одной секции обмотки и начало другой секции припаяны к одной и той же пластине коллектора. Медные пластины коллектора закреплены наглухо на ласточкином хвосте в пазах на валу и изолированы от вала и одна от другой изоляцией. Обмотки прочно закреплены в на-зах якоря, замотаны лентой по бокам n пропитаны изолирующим лаком во избежание разрыва и пробивания их током.
Рис. 2. Схема устройства и работы генератора постоянного тока
К коллектору прижаты при помощи пружин токособирающие щетки. Щетки спрессованы из угольного порошка и установлены в щеткодержателях, закрепленных на внутренней части крышки со стороны коллектора.
Рис. 3. Конструкция двухполюсного генератора постоянного тока
В двухполюсных генераторах имеются две щетки. Одна щетка — минусовая через щеткодержатель соединена с массой, а другая щетка — плюсовая установлена в щеткодержателе, изолированном от массы, и присоединена проводом к изолированной клемме на корпусе генератора. Эта клемма имеет метку Я (якорь). В случае регулирования работы генератора трехэлементным реле-регулятором один конец обмотки возбуждения, намотанной на оба полюса последовательно, соединяется с массой винтом, а другой присоединен ко второй изолированной клемме корпуса, имеющей метку Ш (шунт). В корпус генератора завернут винт с меткой М, являющийся клеммой для присоединения провода от клеммы М (масса) реле-регулятора.
В корпусе генератора против щеток сделаны окна для их осмотра. Окна закрыты защитной лентой концы ленты стянуты винтом. На наружном конце вала якоря с противоположной стороны от коллектора закреплен на шпонке гайкой с шайбой приводной шкив (литой или штампованный). Генератор ушками, имеющимися на крышках, с помощью болта шарнирно закреплен на кронштейне двигателя, и якорь генератора приводится в действие от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Натяжение ремня обычно регулируется поворотом генератора па крепящем болте. В установленном положении генератор фиксируется в кронштейне специальной планкой с болтом.
Рис. 4. Схемы соединения обмоток генератора: а — двухполюсного; б — четырехполюсного с двумя выводными клеммами; в — четырехполюсаого
На автомобилях применяются генераторы с усиленным охлаждением, обеспечиваемым наружным обдувом корпуса с помощью специальной крыльчатки, закрепленной на шкиве, или же внутренней проточной вентиляцией. В генераторах с внутренней проточной вентиляцией в обеих крышках сделаны окна, а на приводном шкиве имеются вентиляционные лопасти. При вращении шкива его лопасти просасывают через корпус генератора воздух или обдувают корпус, в результате чего обмотки охлаждаются. При наличии вентиляции допускается более сильный ток в обмотках генератора без опасности их перегрева, поэтому мощность генераторов повышается без значительного увеличения их размеров.
Работает генератор следующим образом. При вращении якоря в магнитном поле, создаваемом электромагнитами, многочисленные витки обмотки якоря с большой быстротой пересекают магнитные силовые линии поля, и в обмотках индуктируется электродвижущая сила, а при замыкании цепи генератора по обмоткам идет ток. Так как все витки обмотки соединены между собой последовательно через пластины коллектора, то общее напряжение генератора получается значительно больше напряжения каждого витка. Щетки и установлены на коллекторе так, что находятся под наибольшим напряжением, получаемым в обмотках якоря.
Основная часть электрического тока, вырабатываемого генератором, с его щеток поступает во внешнюю сеть к потребителям. Часть тока проходит в обмотки возбуждения электромагнитов 2, подключенных к главным щеткам параллельно. К обмотке возбуждения ток поступает от плюсовой щетки через приборы регулирования и через массу и минусовую щетку возвращается на коллектор. Ток, проходя по обмоткам возбуждения, намагничивает полюсы, создавая сильное магнитное поле между полюсами, в котором и вращается якорь с обмотками.
В момент пуска, когда в обмотках возбуждения тока еще нет, ток в генераторе появляется из-за наличия магнитного поля, создаваемого вследствие остаточного магнетизма полюсов и корпуса.
Применяют также четырехполюсные генераторы (рис. 192, б), которые при тех же размерах развивают большую электрическую мощность. В таких генераторах в корпусе закреплено четыре полюса с обмотками возбуждения и соответственно установлено четыре щетки. Две щетки генератора (минусовые) соединены с массой, а другие две щетки (плюсовые) соединены с выводной изолированной клеммой на корпусе с меткой Я. В случае применения трехэлементного реле-регулятора один конец обмотки возбуждения, намотанной’ на полюсах последовательно, присоединен на массу, а другой — к изолированной клемме III на корпусе.
В случае применения четырехэлементного реле-регулятора обмотки возбуждения намотаны параллельно попарно на два полюса. Один конец каждой обмотки возбуждения соединен на массу, а другой присоединен к отдельной изолированной клемме на корпусе генератора. Клеммы имеют метки Ш1 и Ш2. В остальном конструкция четырехполюсного генератора одинакова с конструкцией двухполюсного генератора.
Рассмотренная конструкция двухполюсного генератора типа Г-108 или Г-130 напряжением 12В, устанавливаемого на автомобилях «Москвич-408», «Волга», УАЗ и грузовых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, является наиболее распространенной. Аналогичное устройство имеют и другие двухполюсные генераторы типа Г-12, Г-20, Г-21 и Г-22, устанавливаемые ранее на автомобилях ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, «Москвич», а также Г-56 автомобилей КрАЗ, Г-101 автомобиля «Чайка», Г-106 автомобилей МАЗ и Г-114 автомобиля «Запорожец». Все эти генераторы отличаются в основном лишь размерами и мощностью вырабатываемого тока.
На новых грузовых автомобилях, оборудованных дизелями ЯМЗ-2Э6 и ЯМЗ-238, применяют четырехполюсные генераторы Г-105 напряжением 24 в с двумя выводными клеммами, а на автомобилях ЗИЛ-1Г1 и КрАЗ-214 и КрАЗ-221 — четырехполюсные генераторы типа Г-8В и Г-8 напряжением 12 в с тремя выводными клеммами.
На автомобилях высокой проходимости устанавливают обычно водостойкие генераторы, которые допускают в нерабочем состоянии кратковременное погружение их в пресную воду при преодолении автомобилем глубоких бродов. Так, например, на автомобиле ЗИЛ-131 установлен водостойкий генератор типа Г-51.
Читать далее: Приборы регулирования работы генератора
Категория: - Электрооборудование автомобилей
stroy-technics.ru
Категория:
1Отечественные автомобили
Генераторы постоянного токаНа рис. 1 показано устройство автомобильного генератора постоянного тока. Корпус генератора изготовлен из низкоуглеродистой стали. К корпусу с помощью винта крепятся полюса, на которых располагается обмотка возбуждения генератора.
Сердечник якоря с целью уменьшения потерь на вихревые токи набирается из штампованных пластин электротехнической стали толщиной 0,5—1,0 мм и напрессовывается на шлицы вала якоря. Пластины якоря изолируются друг от друга лаком. Обмотка якоря укладывается в пазы сердечника. Концы секций обмотки припаиваются к коллектору. Щетки служат для отвода тока от коллектора во внешнюю цепь. Они установлены в щеткодержатели, которые обеспечивают постоянную силу прижатия щетки к коллектору по мере ее износа.
Рис. 1. Генератор постоянного тока Г-108: 1 — шкив, 2 — крышка со стороны привода, 3, 16 — подшипники, 4 — корпус генератора, 5 — вал якоря, 6 — об-нотка якоря, 7 — зажин /И, 8 — сердечник якоря, 9 — зажим, 10 — зажим, 11 — коллектор, 12 — защитная лента, 13 — стяжной винт, 14 — щеткодержатель, 15 — крышка со стороны коллектора, 17 — щетка, 18 — обмотка возбуждения
Для доступа к щеткам и коллектору в корпусе сделаны окна, закрытые защитной лентой.
Якорь генератора вращается в шарикоподшипниках, установленных в крышках генератора. Для смазки подшипников в крышках генератора нет масленки, это значит, что смазка заложена в самом подшипнике. В крышках генератора имеются окна, через которые поступает воздух, охлаждающий обмотки генератора. Охлаждающий воздух движется в направлении от коллектора к вентилятору.
На корпусе генератора имеются три зажима (М — масса, Я — якорь генератора, Ш — обмотка возбуждения генератора), которыми генератор соединяется с реле-регулятором.
При вращении якоря в магнитном поле полюсов, создаваемом обмоткой возбуждения генератора, в якоре индуктируется э. д. е., создающая переменный ток, который с помощью коллектора и щеток выпрямляется в постоянный. Таким образом, коллектор со щетками является механическим выпрямителем переменного тока, вырабатываемого генератором.
Читать далее: Устройство и работа контактно-вибрационного реле-регулятора
Категория: - 1Отечественные автомобили
stroy-technics.ru