|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Самым популярным методом покрытия дорог и тротуаров, отвечающим современным понятиям о качественном покрытии и цена которого, к тому же, сравнительно невысока, можно назвать асфальтирование. Но помимо самой смеси надёжность и эффективность укладки примерно, на 50% зависит от подготовительных работ, то есть от подушки, служащей черновым основанием для лицевого слоя.
Ниже мы поговорим о технологии данного производства, а также обратим внимание на демонстрацию тематического видео в этой статье, касающегося нашей темы.
Укладка асфальтобетонного покрытия асфальтоукладчиком
Примечание. Название происходит от греческого ἄσφαλτος что подразумевает горную смолу, где 60%-75% битума смешаны с минералами. В искусственном варианте битум ограничен количеством от 13% до 60%, а наполнителем служит гравием/щебнем, песком и минеральным порошком.
Земляные работы
Щебневое основание
Примечание. Для того чтобы ускорить усадку подушки перед укладкой асфальта, её обильно поливают водой. Когда подсыпка усаживается, она, к тому же, приобретает дополнительную прочность. Утрамбовка производится виброплитами, катками, а в домашних условиях это можно даже делать своими руками с помощью какой-либо биты.
Бетонные плиты для основания
Примечание. Закладка основания (бетонной или песочно-щебневой подушки) подразумевает наличие отбортовки, которая выполняется из камней или специальных железобетонных бордюров — это позволяет формовать будущее покрытие. Кроме того, формовки также требует и укладка асфальта, следовательно, высота бордюра должна быть рассчитана на лицевое покрытие.
Укладка асфальта на основание
В настоящее время укладка асфальта в Российской Федерации производится в согласии с ГОСТ 9128-2009 по асфальтобетонным дорожным и аэродромным смесям, причём инструкция, данная в этом документе применима и для укладки подобных покрытий в частном порядке (на дачных и загородных участках). Обычно асфальтобетон заказывают на ближайшем пункте его изготовления — это предпочтительнее кустарного производства.
Асфальтных заводов, в том числе и небольших, достаточно много, так что покупка готовой смеси обойдётся гораздо дешевле, нежели её самостоятельное изготовление, к тому же, пропорции Госстандартов проще соблюдать при поточном производстве, нежели при разовом изготовлении.
Важно учитывать, что температура воздуха на улице, должна быть не ниже 5ᶛC, причём производственный процесс должен осуществляться в сухую погоду — монтаж во время дождя категорически запрещён! При нарушении данных условий уже на следующий год после укладки будет наблюдаться растрескивание и эрозия покрытия, к тому же износостойкость асфальта значительно понизится.
Чтобы вычислить количество расходуемого материала на определённом объекте, вам нужно будет вычислить площадь участка и определиться с его толщиной — для слоя асфальта высотой 10 см и площадью 10м2 понадобится одна тонна раствора.
Укладка асфальта на щебневую подушку
Технология укладки асфальта на бетонное основание или на песочно-щебневую подушку подразумевает выполнение работ без малейшего промедления после того, как самосвал с раствором прибыл на строительный участок — это одна из важнейших граней требований ГОСТов и СНиПов.
Для большого объёма, например, автомобильной дороги, при монтажных работах применяются специальные автоукладчики и большие самоходные катки, но при обустройстве тех же тротуаров приходится использовать лопаты и швабры. Кроме того, малые участки не всегда можно утрамбовать даже маленьким самоходным катком, поэтому, в таких случаях используются вибрационные плиты.
Если вы производите подобные работы на приусадебном участке, то вряд ли вы станете приглашать туда проектировщика, но, тем не менее, вам придётся придерживаться определённых параметров толщины покрытия. Поэтому, для садовых дорожек можете выдерживать слой высотой 3-4 см, в то время как для подъездных путей (если там не предусмотрена стоянка тяжёлых автотранспортных средств) потребуется толщина 5-7 см.
Использование ручного катка
Качество укладки асфальтобетона и его эксплуатационный ресурс во многом зависят от правильного и вовремя сделанного уплотнения покрытия. Такой процесс можно осуществить тремя методами, это вибрация, укатка и трамбовка. Для этого можно использовать автоматический или ручной каток, вибрационный каток и вибрационную плиту.
По ГОСТ 9128-2009 температура укладки асфальтобетонной смеси должна выдерживаться не ниже 105ᶛC — это одна из предпосылок хорошего уплотнения укладываемого слоя — чем холоднее асфальтобетон, тем сложнее его утрамбовывать (больше проходов катком). Чтобы избежать налипания раствора на каток или вибрационную плиту, их можно смочить водой.
Чтобы вся поверхность получилась одинаковой, вам придётся следить за количеством проходов катка — оно должно быть одинаковым, к тому же, следует избегать реверсных движений, чтобы не нарушить целостность монолита.
Примечание. Если вам приходится производить укладку асфальта на склоне, то движение катка при уплотнении должно осуществляться только снизу вверх и никак иначе. Для разравнивания (ликвидации) образующихся в таких случаях швов движение катка осуществляется почти перпендикулярно — с тем же преимуществом движения снизу вверх.
Ремонт асфальтного покрытия
Категорически запрещено допускать заезд тяжёлой гусеничной техники на такие покрытия — оно достаточно мягкое и траки обязательно оставят вмятины, которые, в свою очередь, будут способствовать разрушению. Кроме того, в жаркое время года противопоказан заезд тяжёлой колёсной техники, так как при таких температурах асфальт размягчается и опять-таки будет разрушен.
При необходимости следует вовремя заделывать все выбоины и трещины, чтобы они не вызывали дальнейшее разрушение структуры.
Производство асфальтобетона
Все асфальтобетонные смеси можно разделить на три основные группы, по виду минерального наполнителя — щебневые, гравийные и песочные. Кроме того, в соответствии с вязкостью используемого и укладочной температуры растворы могут быть горячими и холодными.
Так, горячие производятся с использованием дорожных вязких и жидких битумов и стелятся при температуре не менее 120ᶛC, в то время как холодные, с использованием тех же битумов — при температуре не менее 5ᶛC.
Асфальты могут быть крупнозернистыми, когда фракция наполнителя достигает 40 мм, мелкозернистыми, с фракцией до 20 мм и песочными, с фракцией наполнителя до 5 мм. При этом холодные смеси бывают только мелкозернистыми или песочными (крупный речной песок).
В соответствии с величиной остаточной пористости горячая асфальтовая смесь может быть: а) высокоплотным — остаточная пористость 1-2,5%; плотным — 2,5-5%; пористым — 5-10%; высокопористым — 10-18%. Для холодного асфальтобетона остаточная пористость допускается от 6% до 10%.
В зависимости от содержания щебня и гравия в горячей смеси их можно классифицировать по типам:
Кроме того, холодные мелкозернистые асфальтобетоны, в зависимости от содержания гравия классифицируются на типы Бх и Вх. Горячие и холодные растворы могут быть типа Г и Гх, то есть, это песок из отсевов дробления или смесь с натуральным песком, если последнего не менее 30%. Типы Д и Дх основаны на натуральном песке или если он смешан с отсевом дробления, но при этом, его содержание не менее 70%.
Смеси и асфальтобетоны | Марка |
Горячие высокоплотные | I |
Горячие плотные типа А | I, II |
Горячие плотные типа Б, Г | I, II, III |
Горячие плотные типа В, Д | II, III |
Пористые и высокопористые | I, II |
Холодные типа Бх, Вх | I, II |
Холодные типа Гх | II |
Холодные типа Дх | II, III |
Таблица маркировки смесей и асфальтобетонов
Примечание. Обработка застывшего асфальта практически идентична таким действиям, как резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне. Но в этом случае лучше ориентироваться на прохладную погоду, так как при жаре битум будет налипать на круги, свёрла и корончатые фрезы, что создаст определённые неудобства в работе.
Если укладка асфальтобетонной смеси производится у вас дома — на участке или возле него, то, скорее всего, вам не понадобятся высокоплотные асфальты первой марки. Тем не менее, как мы уже упоминали об этом выше, чтобы максимально продлить эксплуатационный ресурс, важно уделить особое внимание укатке и трамбовке не застывшего раствора.
masterabetona.ru
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ» МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ТЕПЛЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ
Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.
В технологической карте предусмотрено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия из теплых асфальтобетонных смесей. Толщина нижнего слоя-5 см., верхнего слоя - 3,5 см.
Длина сменной захватки принята при условии доставки теплой асфальтобетонной смеси с асфальтобетонного завода, имеющего смесительную установку Д-645-3 со сменной производительностью не менее 500 т мелкозернистой и песчаной смеси или 700 т крупнозернистой смеси.
При другой производительности смесительных установок длину сменной злхватки при устройстве покрытия определяют с учетом фактической сменной производительности смесительных установок по формуле:
L = ,
где L - длина сменной захватки, м;
Q - сменная производительность смесительных установок, т;
b - ширина покрытия, м;
q - норма расхода смеси, кг/м2.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы.
Асфальтобетонные покрытия из теплых смесей укладывают в сухую погоду при температуре воздуха не ниже -10 °С.
Асфальтобетонная смесь должна удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-76 «Смеси асфальтобетонные (горячие и теплые) дорожные и аэродромные. Технические требования».
Подготовка основания
Основание должно отвечать требованиям СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию».
Перед устройством асфальтобетонного покрытия основание очищают от пыли и грязи щеткой за 1 - 2 прохода по одному месту. Если этих мер недостаточно, основание промывают поливомоечной машиной и полностью просушивают.
В весенний и осенний периоды особое внимание обращают на удаление воды с основания и его просушку. Ледяную корку удаляют россыпью поваренной соли с последующей очисткой и просушкой основания специальными нагревателями или горячим песком.
Чистое и сухое основание за 2 ч до начала укладки смеси равномерно обрабатывают жидким битумом класса СГ или МГ любой марки в количестве 0,5 - 0,7 л/м2или битумной эмульсией в количестве 1 - 1,5 л/м2при помощи автогудронатора.
Если устраивают нижний слой покрытия по новому основанию из материалов, обработанных битумом, или верхний слой покрытия по накануне уложенному нижнему слою, то ограничиваются очисткой основания (нижнего слоя) от пыли.
После подготовки основания намечают линию кромок покрытия.
Укладка асфальтобетонной смеси
Теплые асфальтобетонные смеси, предназначенные для устройства верхнего слоя покрытия, готовят в смесителях, оборудованных лопастными мешалками с принудительным перемешиванием.
Смеси для нижнего слоя покрытия (крупнозернистые) готовят в смесителях с лопастными мешалками и мешалками барабанного типа.
Температуру асфальтобетонной смеси при выпуске из мешалки (табл. 1) устанавливают в зависимости от ее состава и погодных условий.
Таблица 1
Температура асфальтобетонной смеси при выпуске из мешалки
Температуру смеси в каждом автомобиле-самосвале проверяют термометром. При укладке смеси в покрытие ее температура не должна быть ниже указанной в табл. 2.
Таблица 2
Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие
Укладку асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком Д-699 ведут последовательно полосами шириной по 3,5 м (рис. 1).
Рис. 1. Схема движения асфальтоукладчика (римскими цифрами обозначен порядок укладки покрытия, толстыми стрелками - рабочий ход, тонкими - холостой ход асфальтоукладчика):
l - длина одной полосы; 1 - асфальтоукладчик; 2- готовое покрытие
Техническая характеристика асфальтоукладчика Д-699
Толщина укладываемого слоя, мм 30 - 150
Ширина укладываемой полосы, мм 3030; 3530; 3780
Производительность, т/ч . до 200
Емкость бункера, т 10
Скорости передвижения, м/мин:
рабочие вперед 1,95; 2,5; 4,65; 7,6; 9,8; 17,1
транспортные вперед 65,9; 85,5; 157,5
задний ход 2; 7; 9; 17; 55; 67,8
Наибольшая транспортная скорость, км/ч 9,7
Мощность двигателя, л. с. 90
Длину полос в зависимости от температуры окружающего воздуха устанавливают такой, чтобы к моменту укладки смежной полосы смесь на уложенной и укатанной полосе не успела остыть (табл. 3).
Таблица 3
Длина укладываемой полосы покрытия в зависимости от температуры окружающего воздуха
Температура воздуха, °С |
Длина укладываемой полосы, м |
От +10 до +20 |
70 - 250 |
Более +20 |
500 |
От 0 до +10 |
40 - 70 |
От 0 до -10 (-15) |
20 - 40 |
Примечание. Теплую смесь разрешается укладывать, если скорость ветра при температуре воздуха от +10 до 0 °С не превышает 7 м/сек, при температуре воздуха от 0 до -5 °С - 5 м/сек, а при температуре воздуха от -5 до -10 °С - 3 м/сек. При этом толщина укладываемых слоев покрытия должна быть увеличена по сравнению с проектной на 0,5 - 1 см и для верхнего слоя составлять не менее 4 см.
В начале смены рабочие устанавливают шлагбаумы и ограждения и кладут свой инструмент на жаровню для подогрева.
Перед укладкой асфальтобетонной смеси на обочине дороги натягивают металлическую копировальную струну для работы укладчика в автоматическом режиме. Степень натяжения струны контролируют динамометром, а высотное положение - нивелиром.
Машинист подводит укладчик к началу участка работ, тщательно выравнивает его по отношению к краю дороги, устанавливает копир-датчик на струну, а выглаживающую плиту - в рабочее положение и включает систему подогрева выглаживающей плиты.
Для установки выглаживающей плиты в рабочее положение под нее на основание укладывают доску или рейку, толщина которой на 15 - 25 % превышает проектную толщину укладываемого слоя, и регулировочными винтами опускают выглаживающую плиту так, чтобы между плитой и доской не было просветов и был выдержан необходимый поперечный профиль покрытия.
Затем убирают доску, осматривают рабочие органы укладчика, удаляют куски застывшего асфальтобетона и устанавливают шиберные заслонки на задней стенке бункера в положение, обеспечивающее необходимую толщину слоя асфальтобетонной смеси.
Асфальтобетонную смесь подвозят к асфальтоукладчику автомобилями-самосвалами МАЗ-503 или КрАЗ-256Б. Автомобиль-самосвал подают к приемному бункеру укладчика задним ходом до касания колесами упорных роликов, закрепленных на поперечной балке впереди бункера. Смесь выгружают в приемный бункер укладчика, в процессе выгрузки автомобиль-самосвал перемещается вместе с укладчиком.
Для облегчения выгрузки смеси к бункеру асфальтоукладчика приваривают стойку с короткой цепью. Перед выгрузкой надевают звено цепи на нижний крючок заднего борта автомобиля-самосвала.
При опускании задней части кузова цепь открывает задний борт без помощи рабочего. Асфальтобетонщик очищает кузов автомобиля-самосвала от остатков смеси лопатой с удлиненной ручкой, снимает цепь с борта и подает сигнал на отход водителю автомобиля-самосвала.
Недоброкачественную смесь (жирную, пережженную, плохо перемешанную - со сгустками битума или сухую) укладывать в покрытие не допускается.
Выгруженная в бункер укладчика смесь подается двумя скребковыми питателями, расположенными в нижней части рамы, в среднюю часть асфальтоукладчика, а затем распределяется по всей ширине рабочих органов специальным шнеком. Количество смеси, подаваемое питателями, регулируют заслонками, установленными на вертикальной стенке бункера.
Трамбующий брус, размещенный за шнеком, оборудован отражательным щитом. При движении укладчика вперед трамбующий брус срезает лишнюю смесь и оставляет за собой слой частично уплотненной смеси требуемой толщины. Смесь, срезанная трамбующим брусом и отражательным щитом, перемещается впереди отражательного щита, обеспечивая необходимый запас смеси для заполнения пустот и пропусков. Поверхность слоя, срезанная и уплотненная трамбующим брусом, выравнивается плитой, шарнирно закрепленной на несущих рычагах.
Скорость передвижения асфальтоукладчика машинист устанавливает в зависимости от особенностей смеси, темпа ее подвоза и погодных условий. Хорошее качество укладки смеси (достаточное уплотнение смеси трамбующим брусом, ровная поверхность) обеспечивается при малых скоростях передвижения укладчика.
Для получения непрерывной и ровной полосы смесь к укладчику нужно подавать равномерно. При кратковременных перерывах в доставке смеси асфальтоукладчик останавливают, оставляя часть смеси в бункере до подхода следующего автомобиля-самосвала со смесью.
При больших скоростях движения асфальтоукладчика в уложенном слое могут появиться разрывы, трещины, неровности поверхности, пустоты по краям полосы. В этих случаях необходимо снизить скорость движения укладчика.
Машинист укладчика следит за тем, чтобы в прохладную погоду (при температуре воздуха ниже 15 °С) выглаживающая плита периодически прогревалась.
После прохода укладчика проверяют толщину слоя, поперечный уклон и ровность поверхности. Устраняют дефекты и подготовляют уложенную смесь к уплотнению катками, заполняют пустоты или удаляют излишки смеси на краях полосы, обрабатывают сопряжения полос (заделывают швы), исправляют неровности поверхности, задиры, раковины. В отдельных местах, где при укладке смесь расслоилась (по краям полосы отложился щебень, а в середине полосы - мелкие фракции), асфальтобетонщики граблями распределяют щебень равномерно по поверхности полосы.
Толщину слоя контролируют мерником. Если толщина слоя смеси имеет отклонения от заданной, изменяют положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика регулировочными винтами и одновременно регулируют положение заслонок на задней стенке бункера. Регулированием положения выглаживающей плиты устраняют также отклонения поперечного профиля от заданного.
Ровность покрытия проверяют после прохода укладчика, а также после одного-двух проходов катка, когда обнаруживаются просадки и неровности. Ровность проверяют дюралюминиевой 3-метровой рейкой, укладываемой вдоль и поперек полосы. На возвышениях смесь слегка разрыхляют граблями, излишки смеси срезают лопатой. Во впадины добавляют смесь, рассыпая ее тонким слоем. Места значительных просадок слегка разрыхляют граблями, а затем заполняют горячей смесью. При обработке поверхности покрытия асфальтобетонщики должны добиваться такой ровности, чтобы под рейкой, положенной в любом месте, в продольном и поперечном направлениях не было просвета.
Внутренний край уложенной смежной полосы выравнивают при помощи лопаты по прямой линии, пока смесь не остыла. Перед проходом укладчика выровненный край смежной полосы прогревают разогревателями, а затем смазывают горячим жидким битумом. В жаркую погоду, когда смесь в местах сопряжений остается горячей, прогревание ее не обязательно.
После укладки смеси асфальтоукладчиком асфальтобетонщики досыпают смесь так, чтобы по линии шва образовался валик смеси шириной 10 - 15 см и толщиной 1,5 - 2 см (запас на уплотнение).
После одного-двух проходов пневмокатка на расстоянии 25 - 30 см от линии шва пропускают тяжелый каток, который делает 4 - 5 проходов. Затем асфальтобетонщики срезают излишки смеси и заглаживают шов горячим утюгом.
После уплотнения покрытия катками шов становится незаметным.
В конце рабочего дня или при перерывах в работе на длительное время делают рабочий шов. Поперек полосы закрепляют доску, укладывают до доски смесь, после чего укатывают ее.
При возобновлении работы доску убирают, торец полосы прогревают разогревателями или горячей смесью и смазывают горячим битумом. Дальнейшую обработку поперечного шва осуществляют так же, как и продольного.
При укладке верхнего и нижнего слоев покрытия в условиях пониженных температур не следует допускать значительного разрыва во времени между их укладкой. Укладку верхнего слоя желательно вести одновременно двумя асфальтоукладчиками, перемещающимися уступом на расстоянии не более 30 м друг от друга. В этом случае асфальтобетонщик граблями разравнивает смесь на сопряжении полос, продольный шов отсутствует.
Уплотнение смеси
Теплые асфальтобетонные смеси сначала уплотняют за 3 - 5 проходов по одному следу легких катков, а затем - за 15 - 20 проходов тяжелых катков.
Наиболее эффективное уплотнение теплых асфальтобетонных смесей достигается укаткой пневмоколесными катками массой до 35 т. В этом случае после прикатки легкими катками (перед окончательным уплотнением тяжелыми) смесь уплотняют за 6 - 8 проходов по одному следу пневмокатка с плоскими резиновыми шинами.
При пониженной температуре воздуха (от 0 до +10 °С) укатку начинают, осуществляя 5 - 7 проходов по одному следу легких катков, и заканчивают после 15 - 20 проходов тяжелых катков.
При температуре воздуха от 0 до -15 °С укатку выполняют только тяжелыми катками за 15 - 20 проходов по одному следу, а количество катков увеличивают в 1,5 раза по сравнению с количеством катков при обычных температурных условиях.
В течение смены катки должны иметь минимальные перерывы в работе, что предотвратит их остывание и налипание смеси на вальцы.
Количество проходов уточняют пробной укаткой и испытанием в лаборатории вырубок из уложенного слоя или из покрытия.
Укатку начинают продольными проходами катков от края полосы с постепенным смещением проходов к середине покрытия, а затем от середины к краям с перекрытием следов на 20 - 30 см. В начале уплотнения рекомендуемая скорость передвижения катков должна находиться в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее увеличивают для моторных катков с гладкими вальцами до 3 - 5 км/ч, на пневматических шинах - до 5 - 8 км/ч.
Первые проходы тяжелых катков осуществляют в местах сопряжений полос. Движение катков должно быть равномерным, переключение скоростей - плавным. Нельзя останавливать каток на укатываемой полосе. При вынужденной остановке каток следует отвести на укатанную и уже остывшую полосу. В процессе укатки вальцы катков смазывают водно-керосиновой эмульсией или водным 1-процентным раствором соабстока. Для этого над вальцами катков устанавливают приспособления для смазки.
Состав водно-керосиновой эмульсии в весовых частях
Вода 49
Керосин осветительный 50
Асидол мылонафт 0,75
Жидкое стекло 0,15
Едкий натр 0,1
В горячей воде, имеющей температуру 50 - 70 °С, растворяют асидол мылонафт, жидкое стекло и едкий натр. Этот раствор и холодный керосин в равных частях подают в диспергатор. Полученную эмульсию хранят в бочках, перед употреблением перемешивают. Смазывать вальцы катков соляровым маслом или мазутом запрещается.
Укатку заканчивают после установленного числа проходов катков, когда будет достигнута заданная плотность.
В местах, недоступных уплотнению катками (у бортовых камней), смесь уплотняют горячей стальной трамбовкой (с перекрытием следа от трамбовки на 1/3 его ширины) до тех пор, пока после удара трамбовки не остается заметного следа.
Отдельные дефектные места на полосе асфальтобетонного покрытия (вспучивание слоя, трещиноватость) очерчивают прямыми линиями и вырубают так, чтобы борта лунки были отвесными, после чего обрабатывают борта и поверхность лунки горячим битумом, заполняют поверхность лунки горячей смесью и укатывают катком.
Затем срезают наплывы смеси, зачищают швы, заглаживают их горячим утюгом и снова укатывают.
Покрытие должно иметь ровную поверхность, выровненные по шнуру кромки, хорошо заделанные сопряжения полос и не выходить за пределы допускаемых отклонений.
При производстве работ мастер должен пользоваться картой операционного контроля качества работ.
Указания по технике безопасности
До начала работ по устройству покрытия необходимо обставить ограждениями участок работ. При наличии движения по дорогам перевести его на объезд. Наметить безопасную для людей, занятых на укладке, схему захода в зону работы автомобилей-самосвалов, подвозящих смесь, и выхода из нее.
При работе в ночное время необходимо осветить весь участок работ, всем самоходным машинам включить лобовой и задний сигнальный свет.
Рабочие, обслуживающие машины, должны иметь установленную спецодежду, обувь и рукавицы.
Моторные катки, применяемые для укатки асфальтобетонного покрытия, должны быть технически исправными и иметь навес над рабочим местом машиниста. Работа катков при неисправном звуковом сигнале запрещается. Катки должны быть оборудованы устройством для смазки вальцов. Смазка вальцов вручную запрещается. При работе с водно-керосиновой эмульсией необходимо соблюдать противопожарную безопасность.
При совместной работе нескольких самоходных машин (асфальтоукладчиков, катков), идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 10 м.
Во время работы асфальтобетонщикам запрещается приближаться к работающим каткам и укладчикам ближе чем на 5 м, проходить между работающими катками и другими движущимися машинами.
При загрузке бункера асфальтоукладчика смесью из автомобиля-самосвала воспрещается находиться вблизи его боковых стенок во избежание получения ожогов.
При изменении направления движения катка или асфальтоукладчика необходимо подать предупредительный сигнал.
Инструмент, применяемый для отделки асфальтобетонного покрытия из горячей смеси, должен быть подогрет в передвижной жаровне. Подогревать инструмент на кострах запрещается. Производить отделку (затирку) пористых мест покрытия перед движущимся катком запрещается.
При длительных перерывах в работе (6 ч и более) асфальтоукладчики и катки надлежит очистить, осмотреть, установить в одну колонну и затормозить. Асфальтоукладчики должны стоять в той последовательности, в какой они начнут работать. С обеих сторон колонны машин должны быть поставлены ограждения с красными сигналами (днем - флажки, ночью - фонари).
При строительстве асфальтобетонных покрытий из теплых смесей следует руководствоваться следующей технической литературой:
Строительные нормы и правила, часть III, раздел Д, глава 5 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию». М., Стройиздат, 1973;
«Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий», , М., «Транспорт», 1973;
«Технические указания по устройству дорожных покрытий из теплого асфальтобетона», ВСН 153-68. М., Оргтрансстрой, 1969;
«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1969;
СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Госстрой, 1970;
«Типовая инструкция по технике безопасности для асфальтобетонщика». М., Оргтрансстрой, 1975;
«Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог». М., Оргтрансстрой, 1974.
Работы по устройству асфальтобетонного покрытия (рис. 2), как правило, ведут в две смены бригадами в следующем составе:
Машинист асфальтоукладчика 6 разр. - 1
Помощник машиниста асфальтоукладчика 5 » - 1
Машинисты катков: 6 » - 1
5 » - 3
Асфальтобетонщики: 5 » - 1
4 » - 1
3 » - 1
2 » - 1
1 » - 1
В начале смены машинист и помощник машиниста асфальтоукладчика подготавливают асфальтоукладчик к работе, отлаживают автоматику копировального устройства. В процессе укладки смеси машинист укладчика управляет машиной, регулирует подачу смеси к шнеку, следит за тем, чтобы трамбующий брус был всегда в работе и выглаживающая плита при необходимости прогревалась.
Помощник машиниста находится у приемного бункера. Он подает сигнал на подход автомобилей-самосвалов, принимает смесь в бункер, очищает кузова автомобилей-самосвалов и визуально проверяет качество смеси.
В конце рабочей смены он помогает машинисту в очистке машины.
Асфальтобетонщики 1, 2 и 3 разр. натягивают металлическую копировальную струну по нивелирным отметкам и закрепляют ее металлическими штырями через каждые 10 м, выполняют работы по обрубке кромок в местах сопряжений, прогревают их горячей смесью, смазывают горячим битумом и выполняют другие вспомогательные работы.
После начала работы укладчика асфальтобетонщики следуют за ним и окончательно обрабатывают поверхность уложенного слоя, кромки и швы, а также заделывают дефекты покрытия.
Асфальтобетонщик 4 разр. контролирует ровность покрытия и поперечные уклоны, заделывает места сопряжения полос.
Асфальтобетонщик 5 разр. является старшим в бригаде и отвечает за качество выполнения работ. Он принимает участие в отделке поверхности покрытия и проверяет качество асфальтобетонной смеси, правильность обработки основания битумом, контролирует толщину слоя и регулирует положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика, дает указание машинистам катков о режиме укатки. После укатки покрытия осматривает готовый участок и дает указание на исправление обнаруженных дефектов.
Машинисты катков должны знать правила укатки и режим работы катков в каждом периоде укатки. Подготовку машин к работе, заправку их горючим и уход за ними рекомендуется производить во время технологических перерывов.
Катки готовят к работе в начале первой смены, когда еще не создан необходимый фронт работ для укатки.
Асфальтоукладчик готовят к работе и заправляют горючим в конце второй смены, когда за 30 - 40 мин до конца смены прекращается укладка смеси с тем, чтобы к концу смены можно было укатать уложенный слой смеси.
Рабочим в течение смены с разрешения бригадира поочередно предоставляется отдых: асфальтобетонщикам - 10 %, машинистам - 12 % продолжительности работы.
Работы по укладке смеси должны быть увязаны с работой асфальтосмесительных установок.
К асфальтоукладчикам смесь следует подвозить непрерывно в необходимом количестве по графику (табл. 4).
Таблица 4
Почасовой график подвоза асфальтобетонной смеси к асфальтоукладчику (в тоннах) при темпе укладки 830 м (5810 м2) одного слоя в смену
Вид смеси |
Рабочие часы |
Всего за смену, т |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Крупнозернистая для нижнего слоя толщиной 5 см |
56 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
42 |
686 |
Мелкозернистая для верхнего слоя толщиной 3,5 см |
49 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
28 |
497 |
Примечание. Расход смеси на 1 м2 принят равным: для нижнего слоя - 1,20 кг, для верхнего слоя - 84 кг.
Последний автомобиль-самосвал со смесью должен уходить с асфальтобетонного завода с таким расчетом, чтобы к месту укладки он прибыл не позднее чем за 30 мин до конца смены, работающей на укладке.
Количество автомобилей-самосвалов для доставки смеси определяют по формуле:
С = шт.,
где Т - продолжительность одного рейса (сумма времени погрузки, транспортирования груза, выгрузки, хода порожняком), мин;
t - большее из значений времени, необходимого для приготовления смеси в количестве, достаточном для загрузки одного автомобиля-самосвала, или необходимого для разгрузки автомобиля-самосвала у асфальтоукладчика, мин.
Эти данные получают при пробных рейсах и замерах времени.
Расчетное количество автомобилей-самосвалов следует увеличить на 10 - 15 % для компенсации неравномерности движения и отдыха водителей в течение смены.
Окончательное количество потребных автомобилей-самосвалов уточняют на месте работ.
На участке работ должны быть установлены передвижные вагончики для отдыха рабочих и приема ими пищи, вагон-душевая или умывальники, бачки с питьевой водой, аптечка, передвижные туалеты, а также лари для хранения инструмента и средства для ограждения участка работ (шлагбаумы, предупредительные знаки).
Для стоянки машин должно быть отведено удобное место.
files.stroyinf.ru
Трудности при устройстве верхних слоев покрытия в ходе укладки и уплотнения горячей смеси возникают по причине множества различных факторов:
— большого количества различных типов асфальтобетонных смесей и входящих в его состав различных по своей структуре (физико-химическим характеристикам) минеральных и органических материалов;
— огромного разнообразия при выборе строительной техники;
— степени квалификации компании-производителя работ;
— текущего состояния дорожной одежды (основания и земляного полотна) – в первую очередь климатических (разница между условиями полярного Севера Норильска и Сочинскими субтропиками очевидна) грунтово-гидрологических (болота Ленинградской области и скальные грунты Карачаево-Черкесии), условий объекта текущего ремонта/строительства, а также сезона в течение, которого и проводятся ремонтные работы (качество работ, проведенных в летний период будет выше, чем в осенний период).
Основная задача – устройство как можно более долговечного покрытия с заданными дорожно-эксплуатационными характеристиками. Это достигается путем соблюдения необходимого температурного режима и определенного количества проходов катка в процессе укладки и уплотнения.
Распределенная асфальтобетонная смесь (далее АБС) достаточно быстро остывает. Продолжительность остывания зависит от текущей температуры, погодных условий и толщины слоя (чем он тоньше, тем выше скорость остывания), поэтому начинать процесс уплотнения необходимо как можно быстрее.
Для обеспечения необходимого температурного режима при уплотнении АБС настоятельно рекомендуем осуществлять процесс уплотнения при следующих температурах:
Увеличение содержания щебня и применение более вязких битумов может привести к увеличению жесткости смеси, она становится менее удобоукладываемой. В таком случае температуры начального и окончательного этапов уплотнения смещаются большую сторону.
roadtm.com
1. Схема организации работАсфальтобетонное покрытие укладывается в один или два слоя. Технологическая последовательность состоит из:
1. Подготовительных работ;2. Укладка асфальтобетонного покрытия асфальтоукладчиком;3. Уплотнения уложенной смеси катками;
2. Порядок работ по подготовке основания
- Асфальтобетонная смесь укладывается на высушенное, чистое и не остывшее основание при температуре окружающей среды не ниже 5 С° весной и при 10 С° осенью. - Для обеспечения хорошего сцепления покрытия с основанием последнее перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть очищено от пыли и грязи механическими щетками, путем продувки сжатым воздухом от передвижного компрессора или при помощи других средств.Влажные основания можно высушить нагретым до 250-300 С° песком или мелким щебнем, а также с помощью специальных обогревающих устройств. - Для обеспечения наилучшего сцепления с основанием, а также между слоями асфальтобетонной смеси необходимо до укладки асфальтобетонной смеси произвести первичную обработку поверхности разжиженным либо жидким битумом, или же битумной эмульсией.В этих случаях расход разжиженного битума должен составлять 0,2-0,3 л на кв. метр. - Предварительное нанесение связующих веществ можно не производить, если основание является свежим и было использовано одно из этих связующих веществ, а после укладки подстилающего асфальтобетонного слоя прошло не более двух дней и по нему не проезжали транспортные средства. 3. Подготовка оборудования
- Машинист асфальтоукладчика при подготовке машины к работе осматривает питатель и шнеки укладчика, бункер и убеждается в том, что там нет остатков застывшей смеси или иных недостатков, затем проводит соответствующее регулирование находящихся в кормовой части асфальтоукладчика устройств, регулирующих толщину питающего слоя питателя, включает нагревающие устройства и выглаживающую виброплиту, убеждается в общей работоспособности машины. - Выглаживающая плита приводится в рабочее состояние, под нее для получения проектных значений подкладывается брус, которым регулируется толщина укладываемого слоя.Этот параметр должен составлять путем добавления 15-20% к проектному, поскольку в результате прохода катками смесь уплотняется и достигает проектной толщины.
4. Укладка асфальтобетонной смеси
- Используемая в горячем виде асфальтобетонная смесь типа А марки I должна соответствовать требованиям ГОСТА 9128-97.- Не разрешается его укладка на основания или на подстилающий а/б слой без разрешения инженеров-контролеров.- Инженеры-контролеры должны проверять чистоту, гладкость основания и подстилающего а/б слоя, обработку трещин, недостатки по широте, сухость поверхности, соответствие окружающей температуре и иные недостатки, которые могут помешать укладке асфальтобетонной смеси или повлиять на ее качество. - При укладке асфальтобетонной смеси ее температура должна составлять 130 С° для горячей смеси типа А и 115 С° для горячей смеси с использованием поверхностно-активных веществ. А/б смесь должны быть однородной, рыхлой, не должна прилипать к кузову машины. При возникновении сомнений проба направляется в лабораторию.
- При укладке а/б смеси ее минимальная температура должна составлять
Вид смеси | Марка битума | Температура смеси перед укладкой, в С° | |
Типа А, Б, когда содержание гравия выше 40% | В, Г, Д, когда содержание гравия меньше 40% | ||
Горячая | БНД: 40/60, 60/90 90/130 БН: 60/90, 90/130 | 120-160 | 100-130 |
Холодная | БНД: 130/200 200/300 БН:. 200/300 | 100-140 | 80-110 |
АГ: 130/200 МГ: 130/200 | 70-100 |
- Укладка а/б смеси производится асфальтоукладочными машинами. Оптимальна укладка по всей ширине дорожного полотна, поскольку в таком случае исключается наличие боковых швов. В исключительных случаях при строительстве подстилающего слоя допустимо производить укладку смеси автогрейдером.5. Уплотнение асфальтобетонной смеси
- Уплотнение а/б смеси С° следует начинать немедленно после ее укладки, сохраняя требуемый для укладки тепловой режим. - Уплотнение а/б смесей типа А и Б, в которых содержание щебня выше 40%, производится гладкими катками весом 10-13 т, после чего – резиновыми катками весом 16 т, а окончательную укатку – гладкими катками весом 11-13 т, во всех случаях делая 4-6 проходов. - Уплотнение а/б смесей, в которых содержания щебня ниже 40%, первоначально производится гладкими катками весом 6-8 т. в 2-3 прохода, затем гладкими катками весом 10-13 т в 6-8 проходов, после чего пневмошинами весом 16 т в 4-6 проходов, а окончательную укатку – гладкими катками весом 11-18 т в 4 прохода по каждому участку. Скорость катков в начале не должна превышать 5 км/ч, пневмошинами – 10 км/ч и виброплитами – 5 км/ч. - Во время первых проходов ведущие катки должны находиться впереди. - Если а/б смесь укладывается параллельными полосами, если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край следует прогреть на ширину 10-20 см.- Если а/б смесь укладывается по всей ширине дорожного полотна двумя укладчиками, то по всей длине первой полосы вдоль осевой линии смесь на ширину до 10 см не уплотняют: она уплотняется при укладке второй полосы. Стык полос должен быть уплотненным и ровным. - Поперечные швы полос должны быть перпендикулярны осевой линии дороги. - Если работа по укладке а/б смеси производится поверх ранее существовавшего покрытия, то оно должно быть предварительно отремонтированным, а работы по уплотнению покрытия должны производится с соблюдением всех вышеперечисленных требований.
6. Требования, предъявляемые к покрытию
- При строительстве а/б покрытий необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Автомобильные дороги».- Готовое а/б покрытие должно соответствовать положениям действующего порядка «Приемка работ во время строительства автомобильных дорог».- Ширину и поперечный профиль покрытия проверяют через каждые 100 м.- Ровность покрытия в продольном и поперечном направлениях проверяют через каждые 20—30 м шаблоном (рейкой).- Просвет между рейкой и покрытием должен составлять не более 5 мм.- Допустимые отклонения от проекта могут составлять:1) по ширине покрытия – не более 5 мм;2) по толщине покрытия - ± 10% от проектного;3) по поперечному уклону - ± 0,5% от проектного.
berma.am
Вид смеси | Температура смеси, °С, в зависимости от показателя битума | ||||||
глубины проникания иглы при 25°С, 0,1 мм | условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с | ||||||
40…60 | 61…90 | 91…130 | 131…200 | 201…300 | 70…130 | 121…200 | |
Горячая | От 150 до 160 | От 145 до 155 | От 140 до 150 | От 130 до 140 | От 120 до 130 | - | От 110 до 120 |
Холодная | - | - | - | - | - | От 80 до 100 | От 100 до 120 |
Примечания.
При использовании ПАВ и активированных минеральных порошков допускается снижать температуру горячих смесей на 20°С.
Для высокоплотных асфальтобетонов и асфальтобетонов на полимерно-битумных вяжущих допускается увеличивать температуру готовых смесей на 20°С.
Перед загрузкой смеси в автомобиль-самосвал со дна кузова удаляют весь мусор, оставшийся от предыдущей ездки. Дно кузова не должно иметь углублений, в которых могли бы скапливаться вещества, применяемые для смазывания внутренней поверхности кузова, или асфальтобетонная смесь.
После того, как кузов будет очищен, его следует обработать специальным раствором, предотвращающим прилипание смеси к его внутренней поверхности. В качестве таких веществ применяют различные материалы, не содержащие нефть например известковую суспензию, мыльный раствор, сульфитно-спиртовую барду.
Для смазки кузова нельзя использовать дизельное топливо, соляровое масло или топочный мазут. В случае применения одного из этих веществ может произойти изменение характеристик транспортируемой смеси.
Необходимым условием для достижения требуемого качества устраиваемого слоя наряду с обязательным соблюдением технологических режимов является грамотная организация работ.
1. Укладку асфальтобетонной смеси производить при благоприятных погодных условиях (табл.5.6).
Таблица 5.6
Вид асфальтобетонной смеси | Температура воздуха в сухую погоду, °С | |
весной и летом | осенью | |
Горячая Холодная | Не ниже +5 Не ниже +5 | Не ниже +10 Не ниже +10; до начала осенних дождей с учетом времени на формирование |
Примечание. Работу организуют, как правило, в две смены; причем, в дневное время укладывают верхний слой и в любую смену – нижний слой покрытия.
2. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду. Для укладки смеси должны быть сформированы механизированные звенья, включающие самоходный асфальтоукладчик (одни, два или три в зависимости от ширины проезжей части), моторные катки, вспомогательные машины и приспособления. Наиболее эффективно применение современных широкозахватных асфальтоукладчиков с активными рабочими органами - трамбующим брусом и виброплитой, позволяющими за один проход укладывать смесь на всю ширину [20] проезжей части, что исключает продольные сопряжения, являющиеся слабым местом при устройстве и эксплуатации асфальтобетонного покрытия (рис. 5.1).
Рис.5.1. Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия на проектную ширину при работе в одну смену:
1 - автомобиль-самосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - каток на пневматических шинах; 4 - каток тяжелый гладковалъцовый массой 11-18 т; 5 - поливочно-моечная машина
При невысоких темпах и объемах допускается осуществлять работу сопряженными полосами (табл.5.7) одним асфальтоукладчиком. В этом случае длина полосы укладки (в пределах сменной захватки), позволяющая обеспечить хорошее сопряжение смежных полос, зависит от погодных условий (температуры воздуха и наличия или отсутствия ветра), а также от температуры самой смеси и от рабочей и транспортной скорости асфальтоукладчика [20].
Таблица 5.7
studfiles.net
5.12. Минимально допустимая температура смесей при укладке в зависимости от вида смеси и температуры воздуха должна соответствовать приведенной в табл. 13.
Таблица 13
Вид асфальтобетонной смеси | Толщина слоя, см | Минимальная температура смеси в асфальтоукладчике, °С, при температуре воздуха, °С | |||||||
30 | 20 | 15 | 10 | 5 | 0 | -5 | -10 | ||
Горячая | До 5 | 115 120 | 125 135 | 130 140 | 135 145 | 140 150 | 145 155 | - | - |
5-10 | 105 110 | 115 120 | 120 125 | 125 130 | 130 135 | 135 140 | - | - | |
Теплая | До 5 | 90 100 | 95 105 | 100 110 | 105 115 | 110 120 | 115 125 | 120 130 | 125 135 |
5-10 | 90 95 | 95 100 | 95 105 | 100 110 | 105 115 | 110 115 | 115 125 | 120 130 |
Примечание. Над чертой - при скорости ветра до 6 м/с, под чертой - 6-13 м/с.
Доставка смеси должна быть организована таким образом, чтобы до минимума сократить количество остановок асфальтоукладчика. Смесь загружают постепенно, по мере ее расхода, в бункер асфальтоукладчика, который должен работать без остановок и изменения скорости движения; при этом упоры бункера толкают снятый с тормозов автомобиль-самосвал с поднятым кузовом.
При выгрузке необходимо следить за тем, чтобы смесь не просыпалась на нижележащий слой. Просыпавшуюся смесь следует убрать лопатами, особенно с мест прохода гусениц или колес асфальтоукладчика.
5.13. Асфальтобетонные смеси следует доставлять к месту укладки бесперебойно автомобилями-самосвалами соответствующей грузоподъемности с учетом вместимости бункера асфальтоукладчика и высоты разгрузки кузова самосвала.
5.14. При непродолжительных перерывах в доставке смеси последнюю не рекомендуют полностью вырабатывать из бункера асфальтоукладчика (во избежание остывания питателя и затвердения на нем смеси), бункер с оставшейся смесью закрывают до возобновления доставки смеси. В конце смены и при продолжительных перерывах необходимо расходовать всю смесь, находящуюся в бункере, шнековой камере и под плитой, во избежание поломки асфальтоукладчика.
5.15. Толщина слоя из горячих и теплых асфальтобетонных смесей, укладываемых асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, должна быть больше проектной на 15-20%, при использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и виброплитой - на 10-15%.
При укладке холодной асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком с выключенными уплотняющими рабочими органами и при укладке вручную толщина слоя должна быть больше проектной на 60-70%.
5.16. Скорость движения асфальтоукладчика должна быть постоянной и не превышать 2,5 - 3,0 м/мин. В экстренных случаях, когда смесь доставляют к месту укладки после длительного перерыва большим количеством автосамосвалов, можно на непродолжительное время увеличить скорость укладчика до 5 м/мин.
5.17. Горячие и теплые асфальтобетонные смеси укладывают асфальтоукладчиком с включенным трамбующим брусом, холодные - с выключенным во избежание нарушения сплошности уложенного слоя.
5.18. При вынужденной остановке укладчика необходимо за 10 м до остановки выключить привод рабочего органа, чтобы на поверхности слоя не образовался уступ.
В процессе укладки при переполнении смесью шнековой камеры необходимо отрегулировать лопатки датчиков уровня.
После прохода асфальтоукладчика на поверхности уложенного слоя не должно быть трещин, раковин, разрывов и т.п., что связано с неточной регулировкой рабочих органов по высоте, недостаточной температурой прогрева выглаживающей плиты, неравномерным заполнением смесью шнековой камеры. Замеченные дефекты необходимо исправить вручную до начала уплотнения слоя катками.
5.19. Участки продольных и поперечных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Края ранее уложенной полосы необходимо разогреть с помощью инфракрасных излучателей либо путем укладки на полосу горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки неуплотненную смесь следует сдвинуть на смежную полосу, при этом толщина укладываемого (неуплотненного) слоя не должна быть меньше толщины ранее уплотненного слоя у сопряжения полос.
Поперечные сопряжения покрытия должны быть перпендикулярны оси дороги. Края ранее уложенной полосы обрубают (пневмомолотами или перфораторами) вертикально по шнуру и смазывают битумом или битумной эмульсией.
Обрубать или обрезать края целесообразно сразу после уплотнения покрытия, особенно в случае использования горячих и теплых асфальтобетонных смесей типов А, Б и Г.
5.20. Если при работе асфальтоукладчика остается неуложенной узкая полоса на покрытии (например, на виражах и т.п.), то смесь разрешается укладывать вручную (одновременно с асфальтоукладчиком). Кроме того, вручную ведутся работы в местах, недоступных для асфальтоукладчика. Горячую асфальтобетонную смесь выгружают на проезжую часть, укладывают на подготовленную поверхность совковыми лопатами, тщательно прорабатывают граблями, а затем разравнивают металлическими движками. Инструмент должен быть нагрет в специальных передвижных нагревателях (жаровнях). При укладке холодных смесей отдельные слежавшиеся комья необходимо тщательно разрыхлять граблями.
5.21. Толщина слоя при укладке вручную или автогрейдером должна быть на 20-25% больше проектной. Для соблюдения требуемой толщины рекомендуется устраивать специальные "маяки".
studfiles.net
Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения
Вид смеси (содержание щебня, % по массе) | Тип | Температура, °С |
Щебеночная (от 50 до 60) | А | 130-150 |
Щебеночная (от 40 до 50) | Б | 120-140 |
Щебеночная (от 30 до 40) | В | 100-130 |
Песчаная на дробленом песке | Г | 130-140 |
Песчаная на природном песке | Д | 110-130 |
Смеси для основного (нижнего) слоя | - | 120-150 |
5.6.4.2 Для уплотнения асфальтобетонных покрытий применяют самоходные дорожные катки легкого и тяжелого типа, статического и вибрационного действия, пневмоколесные и комбинированные (Приложение 10).
В зависимости от типа катков, степени предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика выполняется следующее:
- предварительное уплотнение гладковальцовым катком массой 6-8 т (до 6 проходов по одному следу),
- катком на пневматических шинах (8-10 проходов),
- окончательная укатка гладковальцовым катком массой 10-18 т (4-6 проходов).
Многощебеночные смеси рекомендуется уплотнять сначала катками на пневматических шинах (10-12 проходов), затем гладковальцовым катком массой 10-18 т (2-4 прохода).
5.6.4.3 Рабочая скорость движения катков должна быть в начале уплотнения 1,5-2 км/ч, после 5-6 проходов по одному следу - 3-5 км/ч для гладковальцовых катков, 2-3 км/ч - для вибрационных катков и 5-8 км/ч - для катков на пневматических шинах.
5.6.4.4 При двухскатном профиле катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 200-300 мм. При устройстве покрытий односкатного профиля уплотнение следует начинать с нижней стороны, а на участках улиц и дорог с продольным уклоном более 30 % - снизу вверх.
При уплотнении первой полосы необходимо следить, чтобы вальцы катка не приближались менее чем на 100 мм к кромке, обращенной к оси дороги. Оставшаяся неуплотненная полоса закатывается позже, одновременно с последующей устраиваемой полосой асфальтобетонного покрытия.
Первые проходы при уплотнении следующей полосы выполняют по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой, при этом каток массой 10 т должен двигаться вперед ведущими вальцами.
По окончании укладки или при вынужденных перерывах в работе, при уплотнении в концах уложенной полосы, необходимо следить за тем, чтобы катки заходили на брус, установленный поперек проезжей части.
5.6.4.5 При ширине проезжей части более 14 м, а также на площадях и перекрестках улиц уплотнение производят по взаимно перпендикулярным направлениям или по диагонали.
5.6.4.6 В процессе уплотнения после первых 2-3 проходов катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблоном и трехметровой рейкой. Места, не поддающиеся поверхностному исправлению, следует вырубать и заменять новым асфальтобетоном. После уплотнения поверхность отделывают, устраняя мелкие неровности, применяя утюги, использующие тепловую энергию инфракрасного излучения.
5.6.4.7 В процессе устройства покрытия запрещается:
- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки следует выводить механизмы на обочины, боковые выезды или за ворота;
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии; при аварийной остановке срочно вывести каток из рабочей зоны;
- переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии;
- производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;
- оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.
5.6.4.8 Чтобы предотвратить налипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или однопроцентным раствором отходов мыловаренной промышленности. Не разрешается применять для этих целей соляровое масло и топочный мазут.
5.7 Устройство поперечных и продольных швов сопряжений полос укладки
Поперечные швы сопряжений полос устраивают при значительных перерывах в работе (как правило, в конце рабочей смены). Способ устройства шва зависит от того, будет ли осуществляться движение транспорта по полосе до начала следующей смены или нет. Во втором случае можно устраивать простой стык с подрубкой пневмомолотами, перфораторами или с применением холодной фрезы готового покрытия под прямым углом по шаблону (предпочтительно в конце смены). В первом случае устраивают клиновой стык для возможности плавного съезда автотранспорта в конце полосы с последующей его подрубкой по той же схеме и обработкой эмульсией или битумом в начале следующей смены.
Продольные швы устраивают при невозможности уложить покрытие сразу на всю ширину проезжей части. Если соседняя полоса укладывалась без скользящей опалубки и опорного бруса, в местах расползания смеси края уложенной полосы целесообразно подрубить на 2-5 см по шаблону фрезой или режущим диском. Образовавшаяся кромка позволяет повысить плотность стыка. При сопряжении смежных полос могут применяться также линейки - инфракрасного излучения, разогревающие полосу глубиной 30-40 мм до температуры 80-100 °С. На смежной полосе, перед укладчиком разогревают участки шириной 100- 150 мм, которые, как правило, имеют меньшую, чем основная полоса плотность. При этом линейку перемещают со скоростью, обеспечивающей температуру в зоне стыка 70-80 °С к моменту подхода укладчика. Продольные швы уплотняют со стороны «горячей» полосы и наоборот. При укатке стыка первым способом каток заезжает на соседнюю полосу примерно на 15 см. Это создает лучшие условия формирования стыка, т.к. основная часть массы катка давит на смесь в стыке. Иногда укатывают стык, не доходя до края «горячей» полосы на 15 см.
За рубежом долгое время считалось, что укатка со стороны «холодной полосы» позволяет «сжать» стык. Однако отечественный опыт показывает, что предпочтительней использовать первый способ уплотнения стыков.
При невозможности укладки покрытия за один проход лучшие результаты дает параллельная укладка двумя или более укладчиками, идущими уступом. При этом основной особенностью уплотнения сопряжения полос является то, что катки, работающие на первой полосе, не должны приближаться ближе 10-15 см к краю второй полосы, второй ведомый укладчик укладывает смесь внахлест на первую полосу, а катки, работающие на второй полосе, уплотняют неостывший стык с двух сторон.
При устройстве продольных стыков распространенным дефектом является захват выглаживающей плитой укладчика краев смежной полосы (особенно, если они неровные и не подрублены) с последующей переброской смеси вручную на укладываемую полосу, что может существенно снизить качество стыка.
Температура начала уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве слоя покрытия и требуемое число проходов катков установлены СНиП 3.06.03-85. Нормы СНиП рассчитаны для средних расчетных условий и технических возможностей парка дорожных машин начала 80-х годов, поэтому требуют уточнения и привязки к конкретным условиям работ на объектах в зависимости от типа смеси, толщины слоя, температуры подвозимой смеси, погодных условий.
Режимы работ по укладке и уплотнению покрытий приведены в таблицах 7-9.
Интервалы рабочих температур смеси (°С) на отдельных этапах работ по уплотнению покрытия
Тип асфальтобетона | Предварительный | Основной | Окончательный | |||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
А | 140-145 | 120-125 | 120-125 | 95-100 | 95-100 | 80-85 |
Б | 125-130 | 105-110 | 105-110 | 85-90 | 85-90 | 70-75 |
В | 115-120 | 100-105 | 100-105 | 80-85 | 80-85 | 60-65 |
Г | 125-130 | 105-110 | 105-110 | 85-90 | 85-90 | 70-75 |
д | 105-110 | 85-90 | 85-90 | 70-75 | 70-75 | 55-60 |
Таблица 8
Допустимое время (мин.) укладки и уплотнения смеси в зависимости от погодных условий
Толщина слоя, см | Максимальное время укладки и уплотнения покрытия при скорости ветра 3-4 м/сек. и температуре воздуха °С | |||||
0-2 | 4-5 | 8-10 | 13-15 | 18-20 | 23-25 | |
3-4 | 13-15 | 16-18 | 19-21 | 22-24 | 25-27 | 30-32 |
5-6 | 18-22 | 24-27 | 28-30 | 32-35 | 37-40 | 42-45 |
8-10 | 43-46 | 52-58 | 63-68 | 71-77 | 80-90 | 95-110 |
Примечание:При скорости ветра 7-8 м/сек. время уменьшается на 1/3, а в безветренную солнечную погоду увеличивается соответственно на 1/3.
Изменение времени уплотнения смеси в зависимости от условий работы
Факторы | Диапазон величин | увеличение (+) или уменьшение (-) времени уплотнения, мин |
Скорость ветра, км/ч | 0-20 | -26 |
Температура воздуха, °С | 0-20 | +19 |
Солнечная погода, °С | 0+10 | +15 |
Толщина слоя, мм | 35-45 | +57 |
Температура укладываемой смеси, °С | 140-160 | +40 |
Минимальная температура уплотнения, °С | 90-100 | +30 |
5.8 Особенности уплотнения холодных асфальтобетонных смесей
Холодные асфальтобетонные смеси следует уплотнять самоходными катками на пневмошинах в среднем за 6-10 проходов по одному следу.
При отсутствии пнемокатков уплотнение можно проводить легкими гладковальцовыми моторными катками за 4-6 проходов по одному следу. При толщине слоя более 4 см холодную смесь можно уплотнять более тяжелыми моторными катками, но при появлении трещин уплотнение немедленно прекратить.
При наличии в составе холодной смеси активированного минерального порошка допускается уплотнение тяжелым гладковальцовым катком, но при появлении трещин его следует заменить более легким катком.
Окончательное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей в покрытиях достигается за счет движения транспорта, при этом в течение первых 10 сут. после укладки ограничивают скорость движения до 40 км/ ч.
5.9 Способы повышения шероховатости дорожных асфальтобетонных покрытий
Шероховатость покрытия, обеспечивающая при его увлажнении сопротивление скольжению автомобиля по поверхности, является важнейшим, наряду с ровностью показателем транспортно-эксплуатационных свойств дорожных асфальтобетонных покрытий. Шероховатость покрытий принято характеризовать показателем коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
Этот показатель нормируется в зависимости от сложности дорожных условий, разделяемых на легкие, затрудненные и опасные. Сложность дорожных условий для движения транспорта определяется сочетанием геометрических параметров дороги, степени загрузки и прочих факторов.
Коэффициент сцепления нормируется для влажных условий, поскольку в сухую погоду все покрытия без дефектов обеспечивают нормативные коэффициенты сцепления. В таблице 10 приведены коэффициенты сцепления для различных условий движения.
Шероховатость поверхности покрытия обеспечивается для асфальтобетонов типа:
- А - применением щебня из твердых изверженных пород;
- Г - и 1-й марки Дх за счет применения дробленого песка из твердых изверженных пород;
- Б и Бх - за счет применения щебня из твердых изверженных пород и замены природного песка дробленым из твердых изверженных пород;
- Б, Бх, В, Вх, Д, Дх - за счет устройства шероховатого коврика методом поверхностной обработки или втапливания черного щебня в процессе уплотнения.
При этом асфальтобетоны типа Вх и Дх при втапливании и сам черный щебень должны иметь температуру не менее 70-80 °С.
При выборе способа устройства шероховатой поверхности покрытия необходимо учитывать категорию дороги, климатические условия района строительства, наличие материалов и механизмов.
Коэффициент сцепления замеряют приборами ПКРС-2у и МП-3 (только мелкозернистые асфальтобетоны). Значения коэффициентов сцепления поверхности дорожного покрытия для разных участков дорог и способы повышения шероховатости приведены в таблице 10.
textarchive.ru