|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Для корректной работы двигателя необходимо соблюдение теплового режима. Двигатель по своей конструкции не обладает способностью к саморегулированию температуры, что в процессе работы может вызвать перегрев или переохлаждение всей системы. Перегрев двигателя может привести к повышенному угару масла, образованию нагара и быстрому износу цилиндров. Регуляция температурного двигателя осуществляется с помощью специальных жидкостей (антифриза).
Раньше для регулировки температурного режима двигателя в систему охлаждения заливали обычную воду, вместо специальных растворов. Практика на сегодняшний день вынудила отказаться от этого метода охлаждения в виду его неэффективности. Стоит отметить, что вода не подходит для охлаждения системы, в первую очередь, из-за низкой температуры кипения – 100%, при том, что работа двигателя происходит при более высоких температурах, вода попросту начинает закипать и перестает выполнять свою функцию. Охлаждающая жидкость (антифриз) имеет более высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания, что в свою очередь очень актуально в зимний сезон. Еще одним достоинством можно выделить, что антифриз исключает образование накипи и ржавчины в системе охлаждения, в отличие от воды. Но стоит отметить, что для долговечности и правильной работы двигателя имеет большое значение качество самой охлаждающей жидкости. Антифриз следует покупать только известных марок, при наличии всех необходимых сертификатов.
СПРАВКА! В большинстве сомнительных охлаждающих жидкостей имеются агрессивные кислоты, которые могут разъедать систему охлаждения и в конечном итоге приводят ее в негодность.
Качественные антифризы имеют в своем составе флуоресцентные добавки, которые позволяют выявить течи в системе охлаждения, если она не герметична.
Состав концентрата антифриза следующий:
Все антифризы схожи по своему составу и на 90% состоят из этиленгликоля и 3-5% воды, отличия составляют лишь присадки.
Признаками неисправности системы охлаждения является протекание охлаждающей жидкости, что приводит в конечно итоге к перегреву мотора. Причин протекания антифриза может быть много, например, таких как:
Если вы замечаете снижение уровня антифриза в бачке ниже норм, то первым делом следует проверить, герметична ли система охлаждения. Антифриз в герметичной системе кипит при температуре 130 градусов, а в обычных условиях, при нормальном давлении закипает уже при 103 градусах Цельсия. Пробои в герметичности могут выявить специальные добавки, входящие в антифриз – благодаря им малейшие трещины можно выявить ультрафиолетовой лампой. Проверка герметичности осуществляется специальным прибором, который устанавливается вместо пробки расширительного бачка, и создает избыточное давление в системе охлаждения равное примерно 0,05-0,07 МПА. При таком давлении, в исправной системе охлаждения, протекание жидкости невозможно. При неисправности уровень охлаждающей жидкости начинает падать, а по наличию мокрых следов обнаруживается место утечки. В случае не герметичности соединений шлангов и фланцев патрубков, следует подтянуть их крепления. Если же причина утечки происходит из-за повреждения краников, пробок и шлангов, то следует их заменить. Трещины в баке или радиаторе можно запаять. Протекание жидкости в радиаторе можно устранить специальным герметическим веществом, который добавляется в радиатор, но стоит помнить, что герметик временно устраняет протекание и в дальнейшем оказывает вредное влияние на всю систему в целом. Утечка через дренажное отверстие жидкостного насоса устраняется его ремонтом или заменой. Так же эта проблема может возникнуть во время обкатки автомобиля после покупки, это может быть следствием незаконченной приработки деталей уплотнения, обычно в таких случаях протечка устраняется сама по себе через определенное время.
ВАЖНО! Запрещается устранять протечку путем закрытия дренажного отверстия, так как это может привести к попаданию антифриза в подшипники насоса и разрушению их в дальнейшем.
По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола.
От правильного технического обслуживания системы охлаждения зависит экономичность работы и исправность двигателя. Необходимость ремонта может возникать в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости, снижения ее уровня или возникновение шума при работе жидкостного насоса. В первую очередь следует знать, из каких составляющих состоит система охлаждения у разных типов моторов:
При доливании жидкости нужно использовать тот же антифриз, который в ней находится, это во многом зависит от нормальной работы двигателя при низкой температуре. При диагностике системы охлаждения следует обратить внимание на следующее:
Ремонт системы охлаждения следует проводить, если возникают следующие сбои:
При перегреве двигателя из-за проблем с системой охлаждения нарушается процесс горения топливно-воздушной смеси, увеличивается расход топлива и снижается мощность двигателя. Поэтому важно, особенно перед длительной поездкой, проверять исправность охладительной системы.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
jrepair.ru
Категория:
Текущее обслуживание
Техническое обслуживание системы охлажденияСистема охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. На рис. 10 показана система охлаждения двигателя ЯМЗ-240. Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.
При работе двигателя охлаждающая жидкость подается циркуляционным насосом через наружную водяную трубу и каналы в блоке в водяные рубашки блока цилиндров, затем в головки цилиндров и собирается в водосборных трубопроводах, из которых нагретая жидкость подается через термостаты в радиатор, после чего снова поступает к водяному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, термостаты автоматически направляют ее непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.
Для регулировки циркуляции воздуха через сердцевину радиаторов служат жалюзи радиаторов, управляемые из кабины водителя. На автомобилях в северном исполнении установлены электромагнитные муфты отключения вентиляторов.
Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентиляторов и компрессора. В средней части проверяемой ветви ремня привода вентилятора устанавливают линейку перпендикулярно к проверяемой, ветви, нажимают на ремень с усилием 4 даН и определяют его прогиб.
Рис. 10. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240: 1 — водяной радиатор, 2 — пароотводные трубки, 3 — расширительный бачок, 4 —.пробка заправочной горловины, 5 —радиатор отопителя кабины, 6 — компрессор, 7 — кран отключения радиатора отопителя кабины, 8 — термостаты, 9 — указатель температуры жидкости, 10 — рубашка системы охлаждения, 11 — водяной насос, 12 — сливные краны, 13 — пусковой подогреватель двигателя
Прогиб ремней привода должен быть в пределах 8 14 мм. Если величина прогиба отличается от приведенной, необходимо отвернуть на 2—3 оборота контргайку тяги двуплечего рычага натяжного ролика и, вращая ключом регулировочную гайку, установить требуемое натяжение ремня.
При регулировке натяжения ремня привода компрессора нужно отвернуть гайки и контргайки крепления компрессора и, вращая регулировочные гайки и перемещая компрессор, установить требуемое натяжение ремня.
Удаление накипи из системы охлаждения. Накипь рекомендуется удалять с помощью специального раствора, в состав которого входят: соляная кислота (синтетическая) 31% (ГОСТ 857—69) — или соляная кислота (техническая) 27,5% (ГОСТ 1382—69) — ингибитор ПБ-5 — 0,1 кг, уротропин технический (ГОСТ 1381— 73) — 2,5 кг, пеногаситель (сивушное масло или амиловый спирт) — 0,1 л, вода — до 100 л.
Удаление накипи следует производить в такой последовательности: тщательно промыть систему чистой подогретой водой и слить воду; снять термостаты с двигателя; залить через расширительный бачок раствор, запустить двигатель и дать раствору прогреться до 70 °С; через 10 мин остановить двигатель, слить раствор и промыть систему чистой водой 2 раза в течение 5 мин, затем 1 раз в течение 15 мин чистой подогретой водой с добавлением 5 г безводной соды и 5 г хромпика на 1 л воды и окончательно чистой подогретой водой в течение 10 мин. При большом количестве накипи все операции рекомендуется повторить.При удалении накипи необходимо соблюдать меры предосторожности, так как кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.
Накипь из системы охлаждения можно удалять также с помощью раствора технического трилона (20 г трилона на 1 л воды), для чего в систему охлаждения заливают раствор и двигатель работает в течение смены в нормальном режиме. Операцию повторяют 4—5 раз. После промывки в систему добавляют раствор трилона 2 г на 1 л воды.
—
Конструктивные и эксплуатационные параметры системы охлаждения должны обеспечивать двигателю оптимальный температурный режим, равный 75…98 °С, независимо от режима его работы. При оптимальном тепловом режиме в двигателе создаются условия по развитию максимальной мощности, минимальному расходу топлива и наименьшему износу трущихся деталей. Однако от технического состояния системы охлаждения и своевременного ее обслуживания в значительной мере зависят экономичность, надежность работы и срок службы двигателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения заключается в своевременной ее заправке охлаждающей жидкостью, промывке, проверке работы термостатов и герметичности заправленной системы и регулировке натяжения ремней.
В качестве охлаждающей жидкости для автомобилей КамАЗ и Урал применяют морозостойкую антикоррозионную жидкость Тосол А-40 или А-65. Для приготовления жидкости применяют концентрированную жидкость Тосол А и мягкую чистую воду в соотношениях по объему для жидкости Тосол А-40 соответственно 56 и 44%, для жидкости Тосол А-65 — 65 и 35%.
Заполнение системы охлаждения автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 низкозамерзающей жидкостью проводится через заливную горловину расширительного бачка при открытом кране ото-иигеля, при этом жидкость заливается до 2/3 объема бачка. Полное Удаление оставшегося в системе воздуха происходит автоматически при работе двигателя после открытия термостатов. После удаления воздуха уровень жидкости в системе понизится, но останется несколько выше уровня контрольного крана. Проверка уровня низко-замерзающей жидкости в системе охлаждения выполняется только
на холодном двигателе ввиду значительного объемного расширении при повышении ее температуры. Для проверки уровня жидкости от-крывается кран контроля уровня на расширительном бачке. Отсутствие течи из крана говорит о недостаточном ее уровне.
Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен быть не более 1/2 его объема.
Слив охлаждающей жидкости из системы проводится через сливные краны нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящий трубы отопителя кабины при открытом кране отопителя кабины и снятой паровоздушной пробке расширительного бачка.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя для удаления остатков жидкости, так как это может вызвать повреждение уплотнительных резиновых колец, прогорание прокладок, коробление блока и попадание жидкости в масло.
Использование воды допускается в случае крайней необходимости и кратковременно. Однако опыт эксплуатации показывает, что на практике вода зачастую используется постоянно, причем без периодической промывки системы охлаждения. В результате тепло-отвод от двигателя ухудшается вследствие забивания накипью и продуктами коррозии мелких проходных сечений рубашек охлаждения в блоке и головках цилиндров двигателя.
Для заправки системы охлаждения надо использовать чистую, мягкую, лучше кипяченую воду. Перед заправкой в холодное время регулировочный кран отопителя следует закрыть. При необходимости открывать его не более чем на половину хода рукоятки только после прогрева двигателя до температуры не менее 80 °С.
Заполнение жидкостью системы охлаждения автомобиля Урал-4320 производится через заливную горловину радиатора при открытой пробке заливной трубы подогревателя и крана отопителя кабины. Уровень жидкости должен быть доведен до верхней кромки охлаждающих трубок радиатора. В процессе первоначальной заправки системы охлаждения в горловину радиатора рекомендуется засыпать 30 г герметизирующего порошка НИИСС-1 с последующим пуском и работой двигателя с частотой вращения 130… 150 рад/с (1300…1500 об/мин) в течение 1…2 мин и доливкой системы при остановленном двигателе до указанного уровня.
Во время заправки системы охлаждения водой уровень жидкости доводится до нижнего края горловины (на 20…30 мм выше верхней кромки трубок радиатора). В холодное время во избежание замерзания воды соединительный шланг с расширительного бачка снимается и закрепляется болтом крепления кожуха вентилятора отсоединенным концом вниз.
Для слива охлаждающей жидкости автомобиль устанавливается на горизонтальной площадке (наклон автомобиля назад недопустим). Пробки горловин радиатора и подогревателя должны быть сняты, краны котла подогревателя, насосного агрегата подогревателя, нижнего бачка радиатора и нижнего патрубка жидкостного насоса двигателя открыты.
Если для охлаждения использовалась вода, то после ее слива из системы охлаждения и пускового подогревателя на 10… 15 с включается насосный агрегат (для удаления воды из насоса во избежание примерзания крыльчатки), а после полного слива воды закрываются все четыре сливных крана. Закрывать пробками горловину радиатора и заливную трубку котла подогревателя после слива воды из системы охлаждения не рекомендуется, так как не исключена опасность их примерзания.
Пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы не допускается, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладок головок блока цилиндров и короблению головок.
При работе с низкозамерзающей жидкостью необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности, так как жидкость Тосол А и ее смеси с водой ядовиты.
Во избежание образования трещин в рубашке блока цилиндров не допускается заливка холодной жидкости в горячий двигатель.
Следует периодически проверять состояние клапанной пробки, ее уплотнения, воздушных каналов сердцевины радиатора. При значительной засоренности каналов сердцевины радиатора производится ее чистка струей воды или сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины со стороны вентилятора.
В случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды промывка системы охлаждения проводится весной при сезонном обслуживании с целью удаления накипи, ржавчины, осадков.
Когда отложения накипи незначительны, систему охлаждения промывают чистой водой. При этом двигатель и радиатор промывают раздельно в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе.
При промывке двигателя с него снимаются термостаты, выворачиваются из блока цилинаров, по одному с каждой стороны, сливные краны, открывается или выворачивается сливной кран радиатора, отсоединяются трубопроводы, идущие к расширительному бачку, и отверстия закрываются пробками. Вода для промывки подается в отверстие патрубка коробки термостата до тех пор, пока выходящая через сливные краны вода не станет чистой.
Для промывки радиатора необходимо надеть на верхний патрубок шланг, отводящий воду. Затем в нижний патрубок подавать воду под напором до тех пор, пока выходящая из верхнего патрубка вода не станет чистой.
Для удаления отложений накипи система охлаждения заправляется водой с добавлением 20 г технического трилона на один литр воды. В последующем в течение 4…5 дней в конце каждого рабочего Дня отработанный раствор из системы охлаждения сливается и в систему заливается свежий раствор.
Рис. 2.28. Регулировка натяжения приводных ремней двигателей:а — автомобилей КамАЗ-5320 и К.амАЗ-4310: 1 — шкив генератора; 2 — шкив жидкостного иасоса; 3 — шкив гидромуфты; б — автомобиля Урал-4320: 1 — шкив генератора; 2 — шкив жидкостного насоса; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — натяжное устройство; 5 — натяжной ролик; 6 — шкив гидромуфты
Работоспособность термостатов проверяется на температуру начала открытия клапанов и величину их полного хода в сосуде с нагретой водой. При этом после нагрева воды до температуры 70 °С ее дальнейший нагрев проводится при постоянном перемешивании. Начало открытия клапана должно происходить при температуре 78….82 °С, полное открытие — при 90…95 °С. Полный ход клапана находится в пределах 6,8…8,5 мм. Неисправные термостаты заменяются.
Регулировкой натяжения приводных ремней обеспечивается работоспособность водяного насоса вентилятора, генератора и привода гидромуфты вентилятора (Урал-4320).
Регулировка натяжения ремней на автомобилях КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 обеспечивается изменением положения генератора (рис. 2.28,а) с первоначальным ослаблением гаек крепления его и последующим их закреплением. Проверка натяжения ремней осуществляется нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс). Правильно натянутый ремень при этом нажатии должен иметь прогиб 15…22 мм.
На автомобиле Урал-4320 натяжение ремней привода гидромуфты вентилятора производится роликом 5 натяжного устройства (рис. 2.28, б). Для регулировки необходимо ослабить гайку крепления рычага, вставить в отверстие на торце рычага вороток, перемещая рычаг с роликом, натянуть ремни и затянуть гайку. Прогиб ремней при усилии 40 Н (4 кгс) со стороны водяного насоса должен быть в пределах 15…22 мм.
Регулирование натяжения ремней привода водяного насоса 2 и генератора производится смещением генератора. Прогиб вертикальной ветви ремня должен быть в тех же пределах.
В случае повреждения или вытягивания ремней заменять их следует в комплекте из одной размерной группы по длине. Номер группы обозначен на ремнях несмываемой краской. Разница в длине для ремней не должна превышать 3 мм.
Регулировка регулятора-выключателя гидромуфты производится последовательным уменьшением числа шайб между корпусом и датчиком, при условии, что температура жидкости при работе вентилятора в автоматическом режиме (положение рукоятки — «В») превышает 105 °С.
Читать далее: Устройство трансмиссии автомобилей БелАЗ
Категория: - Текущее обслуживание
stroy-technics.ru
При ЕО проверяют герметичность системы охлаждения тщательным осмотром всех соединений. При необходимости подтягивают соединения. Уровень жидкости в радиаторе должен быть на 20-30 мм, ниже верхней кромки заливной горловины. При необходимости жидкость доливают.
При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу. Проверяют натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и при необходимости регулируют. Проверяют работу парового и воздушного клапанов, пробки радиатора. Смазывают подшипники водяного насоса и шкива вентиляторного устройства (у двигателей ЯМЗ-236 и ГАЗ-53А). Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод.
При ТО-2 подтягивают крепления гайки ступицы шкива вентилятора. Проверяют работу датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости. Проверяют работу гидромуфты или электромуфты включения вентилятора.
При СО (через 40-60 тыс. км пробега) для удаления шлама систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды.
Проверка уровня охлаждающей жидкости. Откройте (на холодном двигателе) контрольный кран на расширительном бачке (см. рис. 6) Если из крана жидкость не вытекает, значит, уровень недостаточен. Восстановите уровень жидкости, для чего: закройте контрольный кран, снимите пробку заливной горловины расширительного бачка и долейте жидкость до уровня верхней кромки горловины, закройте заливную горловину расширительного бочка пробкой.
В качестве охлаждающей жидкости применяют концентрированный низкозамерзающий Тосол – А по ТУ 6-09-550-73, разбавленный мягкой и чистой водой в требуемой пропорции в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобилях при температурах воздуха до -40 или -65˚С (см.табл. 2).
Таблица 2.
Температура окружающего воздуха, ˚С | Наименование жидкости | Состав жидкости (по объему), % | Плотность жидкости при температуре смеси +20˚С, г/см3 | |
Тосол – А концентр. | Вода чистая | |||
До – 40 | Тосол А-40 | 56 | 44 | 1,077 – 1,085 |
До - 65 | Тосол А-65 | 65 | 35 | 1,085 – 1,095 |
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения отопления. Охлаждающая жидкость сливается из системы охлаждения и отопления через сливные краны: нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины.
Установите автомобиль с видимым креном на правую сторону для более полного слива охлаждающей жидкости из котла и насосного агрегата предпускового подогревателя.
Откройте краны системы отопления кабины, нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата подогревателя. Снимите пробку расширительного бачка.
Запрещается пускать двигатель и давать ему кратковременно работать после слива охлаждающей жидкости (такой прием часто используется для удаления остатков жидкости из системы), так как это может привести к перегреву деталей цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.
Проверка термостата. Температура начала открытия и величина хода клапана термостата определяется следующим образом (см. рис.6). Погрузите термостат ниже фланца в ванну с водой вместимостью 3 литра и начните подогревать ее и ртутный термометр с ценой деления не более 1˚С.
Рис. 6. Схема прибора для проверки термостата
1 — кронштейн для крепления термостата и измерительных приборов; 2 — термометр;
3 — индикатор контроля начала открытия клапана и величины его полного хода;
4 — испытуемый термостат; 5 — ванна с водой; 6 — электронагреватель ванны
Проверьте индикатором начало открытия клапана термостата: при температуре 80±2˚С ход клапана должен быть равен 0,1 мм, а полностью он открывается при температуре 93±2˚С. Полный ход клапана должен быть равен менее 8,5 мм.
Допускается температура начала открывания 80±3˚С, полного открытия 93±3˚С, потеря хода клапана не более 20%.
Регулирование натяжения ремней привода насоса. Ослабьте гайки крепления генератора, стяжной болт кронштейна, болт крепления балки; переместите генератор и натяните ремни. Затяните болт крепления планки, гайку крепления генератора и стяжной болт кронштейна генератора (см. рис. 7).
Проверьте натяжение ремня, правильно натянутый ремень при натяжении в середине ветви с усилением 4 кгс должен иметь 15 – 22 мм.
Заменять ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно. Заменяемые ремни должны быть одной размерной группы по длине, номер которой обозначен на ремне несмываемой краской.
Рис. 7. Схема проверки натяжения ремней привода
1 - болт; 2 - болт крепления пленки; 3 - генератор; 4 - ремни привода; 5 - шкив водяного насоса;
6 — шкив гидромуфты
Регулировка режимов работы вентилятора. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения поддерживается в пределах 80 - 95˚С, кран включателя гидромуфты установлен в положение “В” (метка на корпусе включателя). Вентилятор отключен – кран в положение “О”, при этом вентилятор может вращаться с небольшой частотой.
Вентилятор включен постоянно (заблокирован). Использование такого режима допустимо лишь кратковременно в случае неисправностей гидромуфты или ее включателя. Кран установлен в положение “П”.
Если при работе вентилятора в автоматическом режиме температура охлаждающей жидкости в системе поднимается свыше 150˚С, необходимо произвести регулировку хода штока включателя перекладыванием регулировочных шайб. На новом включателе все шайбы расположены над термосиловым датчиком; при нарушениях режима их надо последовательно перекладывать под датчик, а после перекладывания всех шайб термосиловой датчик следует заменить. Момент затяжки гайки крепления термосилового датчика не должен превышать 2 – 2,3 кгс∙м.
Проверка герметичности системы охлаждения и отопления двигателя. При полностью заправленной системе охлаждения установите приспособление (см. рис. 8) на заливную горловину расширительного бачка вместо резьбовой пробки.
Рис. 8. Проверка герметичности системы охлаждения
Создайте давление воздуха ручным насосам и проконтролируйте его по манометру: оно не должно превышать 0,65 кгс/см2. Если давление в системе охлаждения сохранится постоянным в течении не менее 5 мин. или снизится не более чем на 0,1 кгс/см2 в течении одного часа, значит, система герметична. При необходимости устраните течь, заполните систему охлаждающей жидкостью до нормы и снова проверьте ее герметичность.
studfiles.net
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнить следующие правила.
Заливать в систему охлаждения чистую, желательно мягкую воду. Внешним признаком мягкой воды является способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется использовать воду, слитую из системы охлаждения так как в
ней меньше содержится известковых солей. Жесткую воду можно смягчить кипячением течение 30 мин, а также добавив в нее стиральной соды или тринатрийфосфата. В зависимости от степени жесткости растворяют 10 — 20 г тринатрийфосфата или стиральной соды на 10 л горячей воды.
Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака, а во время работы не допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.
Нельзя работать при температуре воды в радиаторе выше 100° С.
Проводя техническое обслуживание трактора, тракторист обязан ежесменно проверять уровень воды в радиаторе. При этом, открывая крышку заливной горловины радиатора, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. При испарении антифриза доливают воду, устраняют подтекание воды. Сильная течь воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились, их следует заменить. Если наблюдается большой расход воды при отсутствии течи, проверяют состояние паровоздушного клапана.
Через каждые 60 ч работы смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать 3 — 4 нагнетания литола - 24 шприцем. Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в средней его части с усилием 30 — 40 Н образуется прогиб 10 — 15 мм (у двигателей с воздушным охлаждением 15 — 20 мм). Силу натяжения и прогиб приводных ремней следует измерять специальным приспособлением. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора (см. рис. 35, б) или специальным натяжным роликом.
Следует иметь в виду, что чрезмерное натяжение ремня вентилятора вызывает преждевременный износ подшипников, а слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя и повышенному износу ремня.
Замасленные ремни необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Через каждые 960 ч работы необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором для удаления накипи (например, 100 г стиральной соды и 50 г керосина на 1 л воды). Проработав на тракторе с залитым раствором одну смену, слить его и промыть систему охлаждения чистой водой.
У двигателей с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и их головок.
При сезонном техническом обслуживании проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться и при температуре 85 °С оно полностью откроется. Полный ход клапана около 9 мм.
Показания дистанционного термометра сравниваются с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора. Если термостат или дистанционный термометр неисправны, их необходимо заменить.
Неисправность системы охлаждения заключается обычно в перегреве двигателя. Причины перегрева воды в радиаторе следующие: недостаток воды в системе охлаждения, закрытые жалюзи или шторка радиатора, отложения накипи или загрязнение в водяной рубашке, ослабление или замасливание ремня вентилятора, перегрузка двигателя, неисправность термостата, срез штифта крыльчатки водяного насоса (у некоторых двигателей).
Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к размораживанию его деталей, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого происходит разрыв стенок блоков цилиндров, головки и трубок радиатора. Поэтому воду из системы охлаждения необходимо на ночь слить. Желательно в зимнее время заливать в систему охлаждения антифриз.
В последнее время рекомендуется в качестве охлаждающей жидкости применять антифриз «Тосол А - 40». Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет с последующей заменой. Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.
Причины перегрева двигателя с воздушным охлаждением — слабое натяжение, замасливание или износ ремня вентилятора, засорение защитной сетки вентилятора, межреберного пространства цилиндров и их головок.
Контрольные вопросы. 1. Перечислите основные части системы жидкостного охлаждения двигателя. 2 Используя рис. 33, расскажите, как работает воздушная система охлаждения. 3. Каково назначение термостата? 4. Для какой цели в крышке заливной горловины радиатора смонтирован паровоздушный клапан? 5. Как проверить и отрегулировать натяжение ремня вентилятора? 6. Назовите способы смягчения жесткой воды. 7. Как удалить накипь из системы охлаждения? 8. Как проверить работу термостата и дистанционного термометра? 9. Назовите причины перегрева воды в системе жидкостного охлаждения. 10. Расскажите об устройстве и схеме действия предпускового подогревателя.
studfiles.net
В двигателе внутреннего сгорания до 25…30 % энергии топлива поглощается системой охлаждения, моторным маслом, стенками цилиндров. При исправной системе охлаждения обеспечивается нормальный тепловой режим (85…95 °С).
Основными неисправностями системы охлаждения являются ее негерметичность и недостаточная эффективность, заключающаяся в повышении или понижении рабочей температуры двигателя.
Герметичность системы охлаждения оценивают визуально по наличию подтеканий из соединений, шлангов, прокладки или сальника жидкостного насоса и т.д. Также ее можно оценить методом опрессовки, создавая в верхней части радиатора давление 0,06…0,1 МПа, поддерживаемое пневматическим редуктором 1.
Рис. Схема проверки системы охлаждения опрессовкой: 1 — пневморедуктор; 2 — манометр; 3 — герметизирующий насадок; 4 — радиатор
Если подтеканий нет, то показания прибора стабильны. При негерметичности прокладки головки блока или наличии трещин в двигателе, куда будет уходить жидкость, наблюдается колебание стрелки манометра и снижение давления.
При изменении теплового режима проверяют натяжение ремня привода жидкостного насоса, его производительность, охлаждающую способность радиатора, исправность термостата и других деталей.
Натяжение ремня влияет на производительность насоса и определяется по величине прогиба при нажатии на середину ведущей ветви ремня с требуемым усилием. Для легковых автомобилей нормальным считается прогиб 8…12 мм при усилии 20…30 Н, для грузовых —10…20 мм при усилии 30…40 Н. Прогиб ремня определяется с помощью динамометрического устройства. Его с помощью захвата устанавливают на середину ветви ремня и нажимают на рукоятку 1 до достижения требуемого усилия, фиксируемого по шкале 2. Прогибающийся ремень воздействует на подвижные лепестки 5, закрепленные на одной оси 6, заставляя их складываться. Устройство снимают и по шкале лепестков 5 (выбирается в зависимости от межцентрового расстояния ременной передачи: 150—250 мм, 250—350 мм и т.д.) считывают величину прогиба в миллиметрах.
Рис. Схема динамометрического устройства для измерения натяжения ремня: I — динамометрическая рукоятка; 2 — шкала динамометра; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — складывающиеся лепестки; 6 — ось лепестков; 7 — захват; 8 — ремень
Охлаждающую способность радиатора проверяют по разности температур верхнего и нижнего бачков радиатора. Для исправного радиатора она должна быть не менее 8… 12 °С.
Техническое состояние термостата проверяют в случае замедленного прогрева двигателя или его быстрого перегрева. При проверке его опускают в ванночку с нагреваемой водой и фиксируют температупу. Клапан исправного термостата должен начинать открываться при температуре 75—80 °С. За температуру открытия принимается та, при которой ход клапана составляет 0,1 мм. Полное открытие (ход клапана 6…8 мм) должно осуществляться при температуре 90…95 °С. Допускается потеря хода клапана не более 20 %. Если термостат не соответствует указанным требованиям, его заменяют на новый.
Рис. Схема установки для проверки термостата: 1 — кронштейн; 2 — термометр; 3 — индикатор перемещений; 4 — термостат; 5 — ванна с водой; 6 — электронагреватель
Пробка радиатора (расширительного бачка) должна герметично закрывать систему охлаждения. Паровой клапан, предназначенный для предохранения радиатора от повышенного давления паров охлаждающей жидкости, должен открываться при избыточном давлении 45…70 кПа. Воздушный клапан пробки, предохраняющий радиатор от снижения давления при остывании и конденсации жидкости, должен впускать воздух в систему охлаждения при разрежении 5… 10 кПа.
В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), представляющими собой смесь этиленгликоля с водой (плотность раствора 1067… 1085 кг/м3) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Также возможно использование и воды, но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей кальция, магния и других металлов, содержащихся в воде.
Накипь обладает низкой теплопроводностью и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, затрудняет циркуляцию воды. Например, накипь толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла — до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %. Для уменьшения накипи в систему охлаждения заливают «умягченную» воду с малым содержанием солей. Ее получают электромагнитной обработкой воды, когда она многократно прокачивается через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном силовым линиям. При этом вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок. Смягчать воду можно также кипячением, добавлением соды, извести, нашатырного спирта или очисткой воды от солей путем пропускания ее через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.
Если накипь все же есть, то ее удаляют специальными веществами. Они подразделяются на щелочные и кислотные. Основой щелочных составов является каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 л воды). Их заливают в систему на 5… 10 ч, затем запускают двигатель на 15…20 мин и раствор сливают. После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов: алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки.
В качестве кислотных используют 5… 10% -й водный раствор соляной кислоты с добавкой 3…4 г на 1 л утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.
Герметичность латунных радиаторов восстанавливают пайкой, а их поврежденные трубки заменяют на новые или заглушают. Места установки пропаивают мягким припоем ПОССу 30-2. Небольшие повреждения бачков радиатора тоже восстанавливают наложением заплат. Поврежденный участок зачищают, лудят и припаивают. Допускается заменять не более 20 % трубок и заглушать не более 5 %. Если повреждена большая их часть, то радиатор меняют.
Радиаторы из алюминиевых сплавов тоже восстанавливают пайкой. Для этого используют газовые горелки (температура пайки должна быть 450…550 °С). В качестве расходных материалов используют прутковый припой 34А, проволоку СВАК5 и порошкообразный флюс Ф-34А.
Перед установкой на автомобиль герметичность радиатора оценивают опрессовкой: в течение 3…5 мин к одному из патрубков радиатора (остальные заглушают резиновыми пробками) подают воздух под давлением 0,1 МПа. При этом радиатор помещают в ванну с водой и визуально определяют выход пузырьков воздуха в местах повреждений радиатора или плохой пайки.
Радиаторы, имеющие пластмассовые бачки и сердцевины из алюминиевых сплавов, как правило, не ремонтируются. Небольшие трещины на поверхности расширительного бачка, изготавливаемого из пластмассы, заваривают, используя паяльник. При больших повреждениях бачок заменяют.
Жидкостные насосы ремонтируются при подтекании охлаждающей жидкости через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой шайбы, износа подшипников, повреждения манжеты или разрушения крыльчатки. Поврежденные элементы заменяют.
На ряде моделей автомобилей устанавливаются неразборные насосы. Поэтому при возникновении утечек их заменяют полностью.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Категория:
Тракторы-2
Техническое обслуживание системы жидкостного охлажденияНезависимо от температуры окружающего воздуха, нагрузки и скоростного режима работоспособная система охлаждения поддерживает температуру охлаждающей жидкости 85…95 °С.
Работоспособное состояние системы охлаждения обеспечивается достаточным количеством охлаждающей жидкости, интенсивной и регулируемой ее циркуляцией, хорошей теплопроводностью стенок охлаждаемых деталей и трубок радиатора, интенсивным и регулируемым потоком воздуха сквозь сердцевину радиатора.
Если они полностью открыты, а двигатель все же перегревается, его надо остановить, проверить натяжение ремня вентилятора и уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Чтобы из-за понижения давления в системе не было мгновенного вскипания и выбрасывания воды из горловины радиатора, ее крышку можно снимать только после того, как двигатель несколько остынет. Делают это в рукавицах, встав с наветренной стороны. Доливают воду тонкой струей и обязательно при работающем двигателе, чтобы не допустить попадания холодной воды в головку цилиндров.
Особо важное значение имеет предупреждение отложения накипи в водяных рубашках и трубках радиатора. Она плохо проводит теплоту и поэтому резко ухудшает действие системы охлаждения. Образуется накипь вследствие выпадения в осадок минеральных солей. Вода, содержащая много солей, называется жесткой, что приблизительно определяется по плохому пенообразованию мыла.
В системах охлаждения лучше всего применять дождевую или снеговую воду (в ней нет солей). Если же все-таки приходится использовать жесткую воду, ее нужно предварительно умягчить. Наиболее простой способ — кипячение в течение 30…40 мин. За это время большая часть солей выпадает в осадок. Воде дают отстояться и заливают в систему. Слитая из двигателя вода равноценна кипяченой, поэтому ее собирают для повторного пользования. Умягчают воду и различными химическими препаратами, например тринатрийфосфатом. Будучи растворенным в воде, он не только умягчает ее, но постепенно разрушает старую накипь и образует на стенках прочную пленку, предохраняющую металл от коррозии. Сначала 3 кг тринатрийфосфата растворяют в 10 л воды, дают раствору отстояться в течение 3…5 ч, а затем добавляют его (на ведро воды — 100…600 г) в зависимости от жесткости.
Лучше всего систему охлаждения заполнять низкозамерзающей жидкостью — антифризом. Применение его исключает разрушение двигателя и радиатора от размораживания, в системе не образуется накипь и уменьшается коррозия деталей. Для некоторых двигателей заводы-изготовители предписывают всесезонное использование антифриза, допуская применять воду лишь кратковременно, например при утечке антифриза из-за неисправной системы.
Антифриз — это смесь этиленгликоля и воды с добавкой антикоррозионной присадки. Выпускают антифризы марок ТОСОЛ-А40 и ТОСОЛ-А65. Цифра в маркировке обозначает минусовую температуру, при которой происходит застывание антифриза. От нагревания он расширяется больше, чем вода, поэтому 2…4 л в систему не Доливают. В процессе работы уровень может понижаться из-за испарения из антифриза воды. Именно ее и надо доливать, если не было утечки через неплотности.
Антифриз ядовит. Работая с ним, надо надевать резиновые перчатки, использовать исправную тару, осторожно переливать и ни в коем случае не засасывать ртом через шланг.
При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) проверяют плотность соединений, чтобы не допустить утечек из системы охлаждения, а также уровень жидкости в радиаторе. Если постоянно наблюдается большой расход жидкости при отсутствии утечек, то надо проверить паровоздушный клапан.
Периодически систему охлаждения промывают водой для удаления ржавчины и других осадков. Сердцевину радиатора снаружи продувают сжатым воздухом, промывают сильной струей воды и снова продувают.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) проверяют натяжение ремня вентилятора и при необходимости его регулируют. Одновременно смазывают подшипники водяного насоса, делая три-четыре нагнетания шприцем через масленку, если конструкцией не предусмотрено иного смазывания.
При третьем техническом обслуживании (ТО-3) систему охлаждения промывают и при необходимости удаляют из нее накипь. Для промывки систему заполняют раствором, состоящим из 150 г тринатрийфосфата, 20 г едкого калия, 25 г каустической соды на 10 л воды. Двигатель прогревают до 80…85 °С, после чего раствор сливают и еще раз промывают систему водой.
Накипь удаляют сразу же после промывки системы, руководствуясь инструкцией завода-изготовителя. Один из существующих способов удаления накипи в двигателях с чугунными блоками и головками цилиндров сводится к следующему. Составляют раствор: 750…800 г каустической соды и 0,25 л керосина на 10 л воды. Заполняют им систему и работают в течение 8… 10 ч. Затем раствор сливают, заполняют систему чистой водой, после работы двигателя в течение 3…5 мин ее вливают. Промывку повторяют несколько раз.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) проверяют работу термостата и правильность показаний указателя температуры.
Основные причины возникновения неисправностей. Неисправность системы охлаждения проявляется в виде перегрева двигателя. Происходит это вследствие недостаточного количества охлаждающей жидкости, слабого натяжения или обрыва ремня вентилятора, наружного загрязнения сердцевины радиатора, повреждения механизма управления шторкой (жалюзи), отложения грязи и накипи в трубках радиатора, неполного открытия клапана термостата, а также при поломке водяного насоса. Переохлаждается двигатель при повреждении термостата и механизма управления шторкой (жалюзи).
Читать далее: Система воздушного охлаждения
Категория: - Тракторы-2
stroy-technics.ru
Категория:
Техническое обслуживание дорожных машин
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателейЗалог нормального функционирования жидкостной системы охлаждения двигателей — применение в ней чистой и мягкой воды. При заполнении системы загрязненной и жесткой водой ее примеси засоряют сердцевину радиатора, а соли, содержащиеся в ней, образуют накипь на стенках водяной рубашки, в результате чего ухудшается теплоотвод и двигатель перегревается.
Смягчить воду можно кипячением перед ее заправкой в систему. Мягкой является дождевая вода и вода, использованная в системе охлаждения двигателей. ‘Поэтому воду, сливаемую из системы, следует собирать в чистую посуду и после фильтрования использовать для долива и заправки системы охлаждения.
Жесткую воду можно смягчить также каустической содой (6—7 г на 10 л воды) или тринатрийфосфатом (10—20 г на 10 л воды). Необходимое для одного двигателя количество соды или тринатрийфосфата высыпают в ведро с водой, тщательно перемешивают до полного их растворения, затем раствор отстаивают 10—20 мин. После этого выливают раствор в бочку с водой, перемешивают его и после 2—3 ч отстаивания заливают в систему охлаждения.
Смягчают воду также путем процеживания ее через глауко- нитовый фильтр или пролива через аппарат-воронку для магнитной обработки воды.Воду в систему охлаждения заливают через воронку с мелкой сеткой и уложенной на нее полотняной тканью. Не рекомендуется использовать в системе охлаждения воду, содержащую хлор или сернистые соли, потому что они разрушают латунные трубки. В случае необходимости использования такой воды в нее добавляют жидкое стекло из расчета 10 г на 10 л воды.
Зимой вместо воды в систему охлаждения двигателей заливают антифриз А-40 или А-65, представляющий собой смесь этилен- гликоля и воды. Цифры в марке антифриза указывают температуру его замерзания. В последние годы находит применение антифриз Тосол А-40 и Тосол А-50. Кроме этиленгликоля в его составе есть композиции противокоррозионных и антипенных присадок.
В связи с тем что антифриз имеет больший коэффициент расширения, чем вода, уровень его в радиаторе должен быть ниже на 10—12 мм по сравнению с уровнем воды.
Следует помнить, что этиленгликоль ядовит, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с антифризом.
В качестве охлаждающей жидкости некоторые предприятия, эксплуатирующие машины в северной зоне страны, применяют дизельное топливо. Оно вредно влияет на соединительные шланги, которые под его воздействием быстро разрушаются. Снизить разрушительное действие можно нагреванием топлива до 130— 150 °С с добавкой к нему медной или латунной стружки (2—4% от массы топлива). После охлаждения перед заливкой в систему топливо необходимо профильтровать. По окончании зимнего сезона топливо сливают из системы охлаждения и промывают ее раствором каустической соды.
В состав работ по техническому обслуживанию системы охлаждения двигателей входят контроль температуры и уровня охлаждающей жидкости и герметичности системы, очистка сердцевины радиатора, проверка состояния уплотнений водяного насоса, смазывание его подшипников, удаление накипи из системы, проверка исправности действия термостата и термометра.
При нормальной загрузке машины температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается 80—95 °С. Если она не находится в указанных пределах, необходимо проверить, достаточно ли охлаждающей жидкости в системе, нет ли ее утечек, не засорены ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремня привода вентилятора, полностью ли открыта шторка или жалюзи радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением проверяют крепление кожуха и при необходимости подтягивают его, очищают от загрязнений оребрение цилиндров, их головок, проверяют правильность натяжения ремней вентилятора.
Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе не должен быть ниже 80 мм от верхней плоскости заливной горловины. В перегретый двигатель не допускается заливать холодную воду, а в холодный двигатель — горячую, чтобы не появились трещины в блоке и головке цилиндров.При понижении уровня антифриза в радиаторе (из-за испарения этиленгликоля) в него доливают воду. Но прежде чем долить воду, необходимо проверить плотность антифриза ареометром или его состав гидрометром. При плотности антифриза А-40 более 1,07, а А-65 — 1,084 г/см3 следует доливать воду, при меньшей плотности — добавлять антифриз.Правильность натяжения ремней вентилятора и водяного насоса проверяют простейшим способом и с помощью приспособления КИ-13918.
Суть простейшего способа заключается в следующем. Нажимают рукой на ремень и по величине его прогиба судят о правильности натяжения.
Рис. 40. Проверка натяжения ремней вентилятора устройством КИ-13918: 1 — левый сектор, 2 — правый сектор, 3 — кольцо, 4— шток, 5 — контрольная риска, 6 — ремень вентилятора
Приспособление КИ-13918 (рис. 40) имеет два сектора и шток с рукояткой. На секторе нанесена шкала в виде двух наклонных линий, на одной из которых находятся цифры (1,2, 3, 4, 5, 6), условно обозначающие типоразмер ремня. Между линиями имеется надпись «Норма», обозначающая зону нормального натяжения ремня. На секторе нанесена справочная табличка, на которой указано, какие типы ремней применяют на отдельных двигателях. Буква В на ней означает вентилятор, Г — генератор, К — компрессор. Типы ремней обозначены так же, как и на секторе.
Для проверки натяжения приспособление прикладывают к ремню перпендикулярно его поверхности в середине между шкивами, так чтобы основания секторов упирались в ремень. После этого нажимают на рукоятку штока до совмещения риски с торцом кольца. Это положение соответствует усилию сжатия пружины приспособления, равному 40 Н. При нажатии на рукоятку поворачиваются связанные со штоком секторы , при этом меняется положение контрольной грани сектора относительно шкалы сектора. В точке их пересечения и определяется усилие натяжения ремня. Если грань перекрывает линию шкалы, то ремень требуется натянуть, а если не доходит до линии без цифр, — ослабить.
У двигателей Д-65, СМД-14 и Д-240 для натяжения ремня вентилятора необходимо ослабить крепление генератора к кронштейну, отвернуть немного гайку крепления генератора к планке и, поворачивая рукой генератор, добиваться требуемого натяжения ремня. Когда оно достигнуто, удерживают одной рукой генератор, а второй закрепляют его.
Натяжение ремня вентилятора двигателей А-41 и А-01М достигается перемещением натяжного ролика регулировочным болтом при ослаблении гайки крепления оси ролика и контргайки регулировочного болта.
Для натяжения ремня вентилятора двигателя Д-108 отпускают три гайки крепления кронштейна вентилятора, отвертывают на два-три оборота контргайку регулировочного болта и, вращая болт, перемещают кронштейн, а с ним и вентилятор, добиваясь требуемого натяжения ремней. По окончании регулировки необходимо затянуть контргайку болта и гайки крепления кронштейна.
У двигателя Д-160 ремень вентилятора натягивают вращением регулировочного винта, в результате чего вместе с натяжным роликом перемещается кронштейн, на котором он закреплен. По завершении регулировки следует завернуть контргайку винта.
Степень загрязнения сердцевины радиатора проверяют по эффективности действия радиатора путем измерения температуры воды на входе и выходе из него. Если разность температур менее 10 °С, то сердцевину требуется прочистить. Проверяют радиатор при температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения 85—96 °С.
Крупные наружные загрязнения между пластинами и трубками радиатора удаляют сначала деревянными чистиками, а затем струей воды или сжатым воздухом. Внутри сердцевину промывают раствором одновременно со всей системой.
Наличие накипи в системе охлаждения двигателя определяют по времени нагрева в ней охлаждающей жидкости. Если при закрытой шторке или жалюзях радиатора вода нагревается до температуры 50—60 °С более чем за 8 мин, значит, в системе есть накипь. О наличии ее в системе охлаждения можно судить и по разности температур охлаждающей жидкости и масла в картере прогретого двигателя. Чем меньше разность температур, тем больше накипи. Температуру масла и охлаждающей жидкости измеряют эталонными термометрами, датчики которых устанавливают в заливную горловину радиатора и картер двигателя.
Накипь на стенках водяной рубашки двигателей чаще всего удаляют растворами кальцинированной или каустической соды. Первый из них готовят из расчета 100—150 г соды и 50 г керосина, а второй — 50—60 г каустика и 25 г керосина на 1 л воды. Заполнив систему охлаждения двигателя одним из названных растворов, работают на машине 10—12 ч, после работы раствор сливают, промывают систему два-три раза чистой водой и заправляют соответствующей охлаждающей жидкостью.
Термостаты для проверки снимают с двигателя, очищают от накипи и осматривают целостность сильфона. Затем помещают термостат в прозрачную банку с водой и подогревают воду, фиксируя по термометру ее температуру, при которой начал открываться и полностью открылся его клапан. У исправного термостата клапан начинает открываться при температуре 78—80 °С, а полностью открывается при температуре воды 88—90 °С. Допустимая температура начала открытия клапана 85 °С, а полного — 93 °С. Если клапан открывается при температурах, превышающих допустимые, термостат заменяют.
Правильность показаний термометра проверяют, помещая его датчик в банку с водой, которую подогревают, и наблюдают за показаниями проверяемого и эталонного термометров. При несовпадении их показаний термометр заменяют.
Читать далее: Техническое обслуживание смазочной системы двигателей
Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин
stroy-technics.ru