|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Категория:
Бульдозеры, скреперы и грейдеры
Производство работ бульдозерамиОперации, выполняемые бульдозером. Перед тем как приступить к работе, машинист бульдозера совместно с бригадиром или прорабом участка должен ознакомиться с рельефом местности, состоянием и особенностью грунтов, объемами предстоящих работ, а также с технической документацией о возможном наличии подземных коммуникаций (кабелей, трубопроводов и др.). Все это необходимо, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся уклоны местности и выбрать наиболее производительные и экономичные способы работы в данных условиях.
При выполнении земляных работ бульдозерами могут выполняться следующие операции: зарезание и набор грунта перед отвалом бульдозера, перемещение грунта, разгрузка и укладка грунта, холостой ход и возвращение к месту зарезания. Перечисленные операции составляют полный цикл работы этого типа машин.
Разработка грунта бульдозером начинается с операций зарезания и набора грунта. Для эффективной работы бульдозера тяговое усилие трактора, на котором смонтировано бульдозерное оборудование, должно быть переменным, близким к максимальному, которое сначала расходуется на зарезание и снятие стружки, а затем на перемещение призмы волочения грунта отвалом. Начинать зарезание следует при максимальном заглублении отвала h , уменьшая это заглубление по мере образования перед отвалом достаточного количества грунта. Стружка зарезания при этом получает форму клина (рис. 3.13, а).
Рис. 3.13. Формы срезаемых бульдозером стружек грунта при работе в различных условиях (стрелкой показано направление движения бульдозера)
При разработке тяжелого грунта сопротивления резанию могут быть настолько значительными, что из-за снижения числа оборотов двигателя трактора потребуется выглубление отвала даже при недостаточном наборе грунта перед ним. В этом случае следует повторить заглубление отвала, как только двигатель трактора наберет нормальные обороты, причем повторение может быть многократным. Стружка зарезания при этом будет иметь гребенчатую форму (рис. 3.13, б).
Для бульдозеров с базовыми тракторами других классов по тяговым усилиям (меньших или больших) размеры снимаемых стружек грунта соответственно будут меньшими или большими.
Для легких грунтов, когда тяговые усилия трактора, как правило, недоиспользуются, грунт разрабатывается при постоянной максимальной глубине стружки h. Стружка зарезания при этом получается ленточной (рис. 3.13, в). Длина участка зарезания L и время набора грунта перед отвалом будут минимальными. Ленточное зарезание применяется, когда заглубление по условиям производства требуется относительно небольшим, например, при снятии растительного слоя. Заглубление отвала в этом случае не превышает 10^15 см (рис. 3.13, г). Для разработки грунта такой способ зарезания не рекомендуется.
Наиболее производительным является зарезание с образованием стружки клиновидной формы. Однако этот способ в ряде случаев не может быть применен. Так, в твердых и пересохших грунтах, особенно когда бульдозер оборудован канатно-блочной системой управления, нож отвала часто не погружается в грунт на требуемую глубину. В этих случаях резание следует выполнять по гребенчатой схеме.
Когда позволяет рельеф местности, разрабатывать грунты бульдозерами следует под уклон, так как это значительно повышает их производительность. При работе под уклон увеличивается сила тяги машины, уменьшается сопротивление перемещению грунта и увеличивается его объем перед отвалом. При разработке грунта на подъем наблюдается обратное явление — сила тяжести машины и перемещаемого грунта значительно снижает силу тяги трактора, соответственно объем перемещаемого отвала грунта резко уменьшается.
Увеличение производительности бульдозеров при работе под уклон по сравнению с работой на горизонтальном участке характеризуется следующими средними показателями:
Увеличение тягового усилия при работе под уклон позволяет вести зарезание грунта более мощной ленточной или клиновой стружкой при несколько меньшей скорости, в результате чего путь и время зарезания и набора грунта сокращаются, а производительность увеличивается. При работе под уклон наиболее часто применяют прямое зарезание с получением стружки ленточной формы, при которой первоначальная максимально возможная толщина стружки может быть выдержана на всем пути набора грунта. Это обеспечивается тем, что в результате увеличения развиваемого трактором бульдозера тягового усилия и уменьшения сопротивления грунта при перемещении его под уклон объем грунта перед отвалом увеличивается не менее чем на 50%. Бульдозер может работать на участках с уклоном до 30°, двигаясь при зарезании грунта сверху вниз и поднимаясь в гору задним ходом, без поворота, особенно на коротких участках.
На операции по зарезанию и набору грунта при работе бульдозером в среднем затрачивается 12-18 с. При разработке наиболее часто встречающихся грунтов (II-III групп) рекомендуется ступенчатый способ зарезания с получением отделяемых от массива грунта стружек (пластов) гребенчатой формы. Для повышения производительности бульдозера при зарезании и наборе грунта машинист должен стремиться к использованию всей длины ножа.
Операции по перемещению грунта к месту укладки начинают сразу же по окончании набора его перед отвалом, причем выполняют на II и III передачах базовой машины. При перемещении грунт осыпается по краям отвала, вследствие чего получаются значительные потери. Во избежание потерь и в целях повышения производительности бульдозера грунт перемещают двумя способами — по траншее в грунте (рис. 3.14, а) и по траншее, образованной из валов грунта, осыпавшегося во время предыдущих проходов бульдозера (рис. 3.14, б).
Рис. 3.14. Схемы перемещения грунта бульдозерами по траншеям
Для получения траншей в грунте зарезание выполняют бульдозером по одному и тому же следу несколько раз. В результате получается траншея глубиной 30—60 см с валиками по бокам до 20—30 см. Объем грунта, перемещаемого по траншее за один проход бульдозера, увеличивается в среднем на 20 %. Когда траншею в грунте получить почему-либо невозможно (разработка песчаных, супесчаных, насыпных грунтов), грунт перемещают по одному и тому же следу несколько раз, в результате чего из осыпающегося по краям отвала грунта образуются валики, между которыми получается траншея. Высота валиков при этом может достигать 30—60 см, что в дальнейшем при разработке и перемещении грунта почти полностью исключает его потери. Для того чтобы обеспечить постоянный объем грунта перед отвалом при перемещении грунта без траншеи, целесообразно небольшое заглубление отвала — на 1—2 см. Объем земляных работ, выполняемый бульдозерами траншейным способом, достигает 60 % от всего объема выполняемого этими машинами.
Для уменьшения потерь грунта отвал бульдозера часто оборудуют открылками, которые позволяют значительно увеличить объем грунта, перемещаемого перед отвалом за один цикл, а это дает возможность примерно в 1,25—1,5 раза повысить производительность бульдозера. Применение козырьков исключает возможность пересыпания грунта через верх отвала. К недостаткам бульдозеров, отвалы которых оборудованы открылками и другими уширителями, относится уменьшение их маневренности. Поэтому такие бульдозеры целесообразно применять при работе в нестесненных условиях и преимущественно на планировочных работах.
В целях увеличения производительности бульдозеров при перемещении грунта нередко применяют работу двух спаренных бульдозеров. Этот способ требует более высокой квалификации машинистов, так как работа двумя спаренными бульдозерами должна быть более слаженной и согласованной.
Рис. 3.15. Схемы перемещен^! грунта бульдозерами в несколько этапов.а — перемещение в два этапа; б — перемещение с одним промежуточным валом; в — перемещение с двумя промежуточными валами; В — промежуточный вал; 1—17 — порядок зарезания и укладки грунта в насыпь; I—IV — порядок разработки слоев грунта; 1-1 — I слой, первое зарезание; 1-2 – I слой, второе зарезание; 1-3 – I слой, третье зарезание; II-2 – II слой, второе зарезание; II-4 – II слой, четвертое зарезание;
Для спаренной работы бульдозеры устанавливают рядом с интервалом между внутренними щеками отвалов 0,25—0,5 м в зависимости от характера перемещаемого грунта. Для грунтов I—II категорий интервал не должен быть больше 25 см, а для грунтов III—IV категорий, т. е. связных, комковатых, этот интервал может быть увеличен до 0,5 м. Ширина перемещаемого вала грунта при спаренной работе бульдозеров достигает 6,0—7,0 м, а потери грунта в пути уменьшаются вдвое, так как грунт теряется только с наружного края каждого из отвалов. Объем грунта, перемещаемый спаренными отвалами, на 15 — 20 % больше объема грунта, перемещаемого за один прием двумя бульдозерами, работающими отдельно.
Применяют также способ перемещения грунта в два этапа, обеспечивающий увеличение производительности до 10%. При этом способе разрабатываемый грунт сначала перемещают до половины пути и оставляют в куче — I этап. По мере накопления грунта в куче (до 100—200 м3) бульдозер перемещает его до места укладки — II этап (рис. 3.15, а). Этот способ разработки обеспечивает меньшие потери грунта в пути и более высокую производительность бульдозера по сравнению с разработкой и перемещением грунта в один этап.
Такой же эффективности можно добиться, применяя способ перемещения грунта с одним или двумя промежуточными валами. Перемещение грунта с одним промежуточным валом (рис. 3.15,6) заключается в том, что машинист, разрабатывая выемку или карьер траншейным способом, перемещает грунт при первом зарезании только на 1/2 или 1/3 часть пути. При втором зарезании набранный перед отвалом грунт перемещается к месту укладки, при этом по пути захватывается также грунт, оставленный от предыдущего зарезания. В такой же почти последовательности перемещают грунт с двумя промежуточными валами (рис. 3.15, в) с той лишь разницей, что машинист первый набор грунта перед отвалом перемещает на 3/4 пути до места укладки, а второй набор — на 1/2 пути; потом при третьем наборе грунта и перемещении его к месту укладки машинист захватывает отвалом бульдозера также грунт, оставленный за первые два прохода.
Операции по укладке перемещаемого грунта могут выполняться различными способами. Наиболее распространены способ послойного размещения (рис. 3.16,а, б) и способ накапливания отдельными кучами с последующей планировкой (рис. 3.16, в, г, д).
При укладке .грунта отвал бульдозера во время движения поднимают на высоту 15—20 см, и грунт отсыпается ровным слоем. При этом уложенный грунт предварительно уплотняется гусеницами трактора и в последующем окончательно уплотняется катками или трамбующими машинами. Этот способ называется укладкой слоем “от себя” (см. рис. 3.16,а).
Рис. 3.16. Основные схемы укладки грунта бульдозерами
При другом способе послойной укладки — укладке слоем “на себя” (см. рис. 3.16, б) машинист, доставив грунт к месту укладки и не останавливая бульдозера, быстро поднимает отвал и на 1,0—1,5 м продвигается вперед, после чего останавливает машину, опускает на грунт отвал, переключает заднюю скорость и, двигаясь задним ходом, тыльной стороной отвала разрэвнивает доставленный грунт.
Применяется способ укладки грунта кучами — отдельными, вполу- прижим и вприжим. При укладке грунта отдельными кучами их доставляют к месту укладки и отсыпают на таком расстоянии, чтобы подошвы их откосов касались друг друга (см. рис. 3.16, в). При укладке грунта вполуприжим вторую и последующие кучи при отсыпке надвигают на ранее отсыпанные так, что расстояние между вершинами куч примерно равно их высоте (см. рис. 3.16, г). При укладке грунта вприжим расстояние между вершинами отсыпаемых куч должно быть 0,5—0,75 их высоты (см. рис. 3.16, д).
При укладке грунта отдельными кучами высота- их равна примерно 0,6—0,7 м, после разравнивания (планировки) получается слой толщиной около 0,25—0,30 м. При укладке грунта вполуприжим высота куч равна 0,7—0,9 м, после их разравнивания получается слой толщиной 0,4— 0,6 м. При укладке грунта вприжим высота куч достигает 1,0—1,2 м, после их разравнивания получается слой до 0,6—0,8 м.
После завершения операции по освобождению отвала от грунта машинист возвращает бульдозер в исходное положение — выполняет холостой ход. В зависимости от дальности перемещения грунта машина возвращается в исходное положение задним ходом (без разворота машины) или передним ходом (с разворотом машины). При перемещении грунта более чем на 50 м и широком фронте работ, когда имеется возможность свободного разворота машины в месте укладки и в месте зарезания грунта, холостой ход бульдозера выполняют передним ходом на IV—V передачах. При перемещениях грунта менее чем на 50 м холостой ход бульдозера выполняют задним ходом на III—IV передачах.
Основные схемы выполнения работ бульдозерами. К основным схемам выполнения работ бульдозерами относятся прямая и боковая разработки грунта, разработка грунта ступенями, срезка возвышенностей (холмов, бугров), засыпка оврагов, ям, траншей и пазух, планировка площадок, срезка откосов в выемках, возведение насыпей, устройство каналов при поперечном перемещении грунта.
При прямой разработке грунта бульдозер, двигаясь по прямой линии, срезает и перемещает грунт к месту отсыпки, после чего, подняв отвал, возвращается задним ходом в исходное положение. Грунт срезают и перемещают до тех пор, пока он не будет выбран на требуемую глубину. Работа бульдозера будет наиболее производительной при перемещении грунта на расстояние 15—25 м. Эта схема работы бульдозера применяется при разработке траншей по ширине, равной ширине отвала, при засыпке оврагов и т. п.
При боковой разработке грунта бульдозер, двигаясь сначала по прямой, срезает грунт, накапливая его перед отвалом, затем делает поворот в правую или в левую сторону, где отсыпает грунт. Оставив грунт в месте отсыпки, бульдозер возвращается задним ходом в исходное положение и повторяет ту же операцию. Эта схема применяется при срезке бугров, засыпке впадин и траншей, планировочных работах.
При разработке грунта ступенями бульдозер, двигаясь по прямой вперед, срезает и перемещает грунт в возводимую насыпь с одной позиции, а обратно возвращается для следующего забора грунта в другое место, находящееся рядом с первой позицией.
Для забора следующей партии грунта бульдозер возвращается задним ходом. Эта схема работы бульдозера наиболее распространена при возведении насыпей.
При срезке бугров, холмов и отдельных неровностей, а также при разработке выемок набор грунта осуществляется при движении бульдозера под уклон, причем общая высота срезки может достигать 3 м и больше, а уклон, под которым срезается грунт, — до 30°.
Засыпка оврагов, ям и траншей выполняется аналогично рассмотренной выше схеме по срезке холмов, бугров и различного рода неровностей. Эти работы часто совмещаются — срезая бугры и неровности, засыпают ямы, траншеи и др.
При выполнении планировочных работ проходы бульдозера должны перекрывать друг друга в среднем на 0,5 м. Машинист бульдозера обязан тщательно следить за ходом планировочных работ, срезая бугры и делая досыпки в ямы срезанным грунтом.
Кроме того, машинист должен так регулировать положение отвала, чтобы не образовывалось неровностей и волнистой поверхности. Планируемая поверхность может быть горизонтальной или иметь требуемый по проекту продольный или поперечный уклон.
После окончания планировки выполняется чистовая отделка участка, при этом бульдозер движется задним ходом со свободно опущенным отвалом для машин с канатным управлением и при “плавающем положении” — с гидравлическим управлением. Планировка откосов выполняется бульдозером, оборудованным откосником. Откосы выемок и насыпей крутизной до 35° можно планировать бульдозером при поперечных проходах под уклон.
Срезка откосов в глубоких выемках выполняется в два приема: сначала срезают откос при движении бульдозера под уклон, перемещая грунт в выемку, а затем срезанный грунт из выемки перемещают в насыпь или под откос насыпи. Уклон откоса, по которому может спускаться бульдозер, перемещая грунт, во избежание сползания не должен превышать 25°.используя возможные скорости машины, а также совмещая операции рабочего цикла: подъем отвала с разгрузкой грунта, опускание отвала с переключением передач и началом движения бульдозера.
Бульдозеры в основном применяют в комплекте с другими машинами: с экскаваторами — для различных планировочных работ (планировка основания котлованов, разравнивания грунта, планировка откосов) ; со скреперами — на планировке основания дорог и т. п. Самостоятельное применение бульдозеры находят на вскрышных, планировочных и зачистных работах.
В настоящее время идет процесс увеличения единичной мощности дорожно-строительных машин, в том числе и бульдозеров. Так, в связи с выпуском Чебоксарским заводом дорожных машин промышленных тракторов Т-220 и Т-ЗЗО мощностью 220 и 330 кВт, относящихся по тяговым показателям к классам 25 — 35, промышленность приступила к выпуску бульдозеров с базовыми тракторами указанных марок. На базе трактора Т-ЗЗО изготовляются две модели бульдозеров-рыхлителей Д3-59хл с рыхлительным оборудованием ДП-10с и Д3-124хл с рыхли- тельным оборудованием ДП-29хл (см. табл. 3.4).
Производительность указанных моделей бульдозеров-рыхлителей в 3—4 раза превышает производительность бульдозеров на базовых тракторах классов 6—15.
Современные тенденции увеличения производительности бульдозеров — увеличение единичной их мощности, что не только повышает производительность этих машин, включая выработку на единицу установленной мощности базовой машины (трактора), но и несколько снижает себестоимость бульдозерных работ. С этим связано также и увеличение мощности и давления гидропривода управления рабочим органом бульдозера: требуемая мощность гидропривода составляет в среднем 50% мощности двигателя базовой машины, а давление в системе достигает 20 МПа. Повышенная мощность и давление гидропривода обеспечивают значительное заглубление отвала в грунт, что дает возможность вести разработку более толстыми пластами, тем самым повышать и производительность бульдозеров.
К числу общих мероприятий повышения производительности бульдозеров относятся максимальное использование мощности двигателя базовой машины, а также самой машины на выполнение полезной работы;. снижение удельных сопротивлений на перемещение машины (особенно в забое) и на резание разрабатываемых грунтов; своевременное и качественное техническое обслуживание, значительно уменьшающее частоту отказов в работе машины.
К числу особо эффективных методов повышения производительности бульдозеров относится использование уклонов местности разрабатываемых участков, выполняя работу под уклон, обеспечивающую повышение производительности машин в 1,5 раза, а в отдельных случаях в 2 раза.Следует отметить, что работа бульдозерами на подъем резко сокращает их производительность. Так, при работе на подъем при 15° производительность не превышает 65% производительности на горизонтальных участках, принятой за 100%, а при работе на подъем до 30° производительность не будет превышать 35—40%.
Для повышения производительности бульдозеров каждый машинист должен всемерно сокращать время в отдельных операциях цикла, при зарезании и наборе грунта перед отвалом, при транспортировании грунта к месту его отсыпки (избегая при этом потерь грунта) и при возвращении машины в забой.
Резервами повышения производительности бульдозеров являются уменьшение потерь скоростей рабочего и обратного ходов, увеличение скоростей до возможных для работы значений, уменьшение потерь на маневрирования и остановки в конце рабочих и обратных ходов.
К мероприятиям, повышающим эффективность использования бульдозеров, относится также применение ножей отвала из износостойких сплавов. Так, если в среднем ножи бульдозера при разработке грунтов II и III групп должны меняться через 720—960 ч, а при разработке грунтов IV группы через 480—720 ч, то ножи, изготовленные из износостойких сплавов (с наплавкой твердосплавных материалов), могут меняться через 1500—2000 ч„ т. е. срок службы последних в 2 раза выше, чем первых.
В современных конструкциях бульдозеров обеспечивается возможность увеличивать перекос отвала до 6—12°, чем значительно улучшаются эксплуатационные их показатели (особенно планирующие свойства), соответственно увеличивается и их производительность.
Для более эффективного использования бульдозеров и повышения их производительности промышленность приступила к выпуску машин (в основном на базе гусеничных тракторов Т-130.1.Г-1), которые оснащаются устройством для изменения положения отвала в плане в зависимости от вида и технологии земляных работ. Причем изменение положения отвала обеспечивается машинистом посредством гидпропри- вода базовой машины, не выходя из кабины трактора.
В ранее применявшихся конструкциях бульдозеров изменение положения отвала в плане выполнялось бульдозеристом вручную, на что затрачивалось (на одну перестановку) не менее 30 мин. Машина при этом простаивала, не выполняя прямых работ, что снижало ее производительность. Применение бульдозеров с указанным выше устройством показало, что при разработке грунтов I—III групп производительность этих машин в среднем на 25% выше в сравнении с машинами с ручной перестановкой отвала.
На производительность бульдозеров значительное влияние оказывают выбранная форма отвала и принятые угловые его значения. Так, при недостаточной высоте отвала грунт в процессе копания и перемещения пересыпается за его верхнюю кромку, поэтому для устранения потерь грунта, а соответственно и уменьшения производительности бульдозеров отвалы их снабжаются козырьками. При малых значениях угла резания требуется меньше усилий на отделение грунта от основного массива, но затрудняется внедрение ножа отвала в грунт. Угол наклона положения отвала оказывает влияние как на затраты усилий при копании, так и на набор грунта перед отвалом. При меньших значениях этого угла требуется меньше усилий, но при малых углах наклона наблюдается пересыпание грунта через отвал. Кривизна отвальной поверхности также влияет на затраты усилий при копаний и наборе грунта перед отвалом; при значительной крутизне отвала требуется больше усилий.
Опытными данными для каждой группы грунтов определены оптимальные углы и другие значения отвала. В среднем указанные значения принимаются: угол резания 45-55°; угол наклона отвала 75°; радиус кривизны отвала – внизу 0,8 Н и вверху 1,1 Н (высота отвала Я принимается в зависимости от мощности базовой машины бульдозера).
Читать далее: Классификация скреперов
Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры
stroy-technics.ru
Профессия машинист бульдозера считается истинно мужской. Для успешной работы по такой специальности требуется техническая грамотность и физическая выносливость. Допускаются к работе машинистом только люди, имеющие среднее специальное образование и разряд. На ответственные или опасные работы допускается машинист бульдозера, имеющий стаж работы и соответствующую квалификацию.
В современном строительстве нельзя обойтись без тяжелой строительной техники, в частности бульдозеров. Их применяют при постройке дорог, зданий, мостов и различных коммуникаций. Одним из главнейших факторов, обеспечивающих популярность профессии, является высокая заработная плата. Но стоит учесть, что работа "машинист бульдозера" достаточно сложная, рабочий день может быть больше 8 часов. Помимо этого, на рабочего возлагается высокая ответственность.
В процессе работы машинист выполняет планировку строительной площадки, засыпку траншей, срезание грунта. Для работы в опасных или неблагоприятных условиях рабочий должен отвечать индивидуальным требованиям профессии.
Рабочее место машиниста - это кабина бульдозера. Основные операции - это подъем и опускание отвала, передвижение строительного транспорта. Ремонт и уход за доверенной техникой также осуществляет машинист бульдозера. Вахта - один из наиболее распространенных форматов такой работы, места командировок могут находиться в разных частях страны.
Для освоения профессии машиниста человек должен обладать следующими качествами:
Все эти качества помогут освоить профессию "машинист бульдозера". Вахта подразумевает длительное отсутствие дома, это тоже немаловажный фактор.
Должностная инструкция машиниста бульдозера описывает основные требования, которым должен соответствовать специалист.
Специалист должен знать:
Профессия "машинист бульдозера" противопоказана людям, имеющим следующие заболевания:
Должностная инструкция машиниста бульдозера предписывает некоторые обязанности рабочего, которые он должен качественно выполнять:
В зависимости от разряда меняются функциональные обязанности работников.
Перед началом работы.
Во время работы
После окончания работ:
Сушествует много обязанностей и требований, которые имеет машинист бульдозера. Права работников этой сферы также предусмотрены законодательством.
Машинист бульдозера имеет право:
Помимо перечисленных пунктов, рабочий имеет право на все категории, предусмотренные Трудовым Кодексом.
Машинист бульдозера-экскаватора несет на себе определенную ответственность за невыполнение условий должностной инструкции:
Как и у всех рабочих специальностей, профессиональные уровни квалификации имеет и машинист бульдозера. Разряды дают допуск к более мощной технике. Для получения профессии "машинист бульдозера", нужна специализированная подготовка.
Разряд | Допустимая мощность бульдозера | Дополнительные требования для получения разряда |
4 | До 43 кВт (60 л.с.) | |
5 | Свыше 43 кВт (60 л.с.) до 73 кВт (100 л.с.) | |
6 | Свыше73 кВт (100 л.с.) до 150 кВт (200 л.с.) | |
7 | Свыше 150 кВт (200 л.с.) до 280 кВт (380 л.с.) | |
8 | Свыше 280 кВт (380 л.с.) | профессиональное образование |
Работа "машинист бульдозера", помимо применения стандартной техники, подразумевает использование смешанного рабочего оборудования (деревовала, рыхлителя грунта, кустореза).
В условиях нашего времени, новых проектов и круглогодичного строительства профессия машиниста бульдозера остается очень востребованной и перспективной. Ведь в любой отрасли строительства требуется на каком-то этапе применение бульдозера.
www.syl.ru
Бульдозер - универсальная высокопроизводительная машина, предназначенная для выполнения различных видов землеройно-транспортных, планировочных и культуртехнических работ (возведение насыпи, разработка и уширение выемки, перемещение грунта из выемки в насыпь, перемещение и штабелирование сыпучих материалов и торфокрошки, засыпка временных оросительных каналов, разработка котлованов, планировка площадей, очистка дорог от снега, срезка и расчистка кустарника и мелколесья, корчевка небольших пней, уборка валунных камней и др.).
Особенно широко используются бульдозеры при возведении земляного полотна дорог из боковых резервов, при устройстве всех видов котлованов и на разравнивании кавальеров при строительстве открытой осушительной сети.
Бульдозеры можно применять отдельно и в комплексе с другими землеройными и мелиоративными машинами.
При работе с экскаваторами бульдозеры применяют для перемещения и укладки грунта в кавальеры. Дальность перемещения грунта бульдозером зависит от мощности базового трактора Т-74 и ДТ-75 - 25-40 м; Т-100 и Т-130 - 40-60 м, Т-180 и ДЭТ-250 - 70-100 м.
Маневренность бульдозеров позволяет эффективно использовать их на строительных объектах. При строительстве мелиоративных каналов бульдозеры используют для снятия растительного слоя грунта с полос под каналами и насыпями, а также для разработки грунта в каналах.
Планировка полотна дороги бульдозероом
Бульдозеры могут быть использованы в качестве толкачей при разработке каналов скреперами. В мелиоративном строительстве они широко применяются и в зимнее время на срезке кустарника и мелколесья, расчистке трасс и подъездных дорог от снега.
Перед выполнением работ следует очистить поверхность территории или трассы от крупных валунных камней, леса и крупных пней. Своевременно и правильно произвести разбивку местности, которая должна точно показывать расположение насыпей, выемок, резервов, кавальеров, дамб и т. д. По вехам, установленным во время разбивки, машинист должен видеть, где разрабатывают грунт для насыпи или другого земляного сооружения. Для четкой работы без простоев машинист бульдозера должен знать, какие будут размеры сооружения, куда и как транспортировать грунт.
Разработка грунта бульдозером состоит из таких операций:
-резание и набор грунта;
-перемещение грунта к месту укладки;
-укладка грунта;
-возвращение бульдозера в забой на исходное положение.
hydrotechnics.ru
Категория:
Бульдозеры, скреперы и грейдеры
Общие положения по организации работы бульдозераПроизводительность бульдозера как землеройной машины определяется следующими факторами: числом циклов в минуту, степенью наполнения отвала, применением наиболее целесообразных схем разработки грунта, максимальным использованием мощности силовой установки и обеспечением наилучшего использования машины по времени за счёт сокращения непроизводительных простоев.
Цикл работы бульдозера состоит обычно из следующих операций: резания и набора грунта, перемещения грунта, выгрузки грунта на месте укладки с разравниванием его и, наконец, обратного (холостого) хода к месту загрузки. Универсальность бульдозера позволяет использовать его на разнообразных работах, например, на планировке земляных поверхностей, корчевании пней, расчистке площадок и т. п. Естественно,что в зависимости от рода работ соответственно изменяется и состав цикла.
Схема производства земляных работ бульдозером также зависит от конкретных условий работы: категории и состояния грунта, рельефа местности, дальности перемещения грунта, высоты отсыпаемых насыпей, глубины разрабатываемых выемок. Например, при разработке бульдозером очень плотных грунтов их предварительно разрыхляют. Следует, однако, иметь в виду, что рыхление в некоторых случаях снижает общую производительность машины. Это относится к сухим и пылеватым грунтам, которые после дальнейшего размельчения плохо укладываются на отвал.
Немаловажную роль в определении схем разработки грунта играет и влажность грунта. Некоторые грунты с умеренной влажностью способствуют хорошей выработке бульдозера, но переувлажнённые связные грунты трудно поддаются разработке и перемещению отвалом. Последнее обстоятельство вынуждает при надобности устраивать специальные водоотводы, а весной и осенью стремиться к работе на возвышенных местах и в дренирующих грунтах. Зимой бульдозер, кроме расчистки снега и устройства дорог, вполне может быть использован для работы в сухих грунтах, а после рыхления—в скальных и мёрзлых грунтах.
Кроме перечисленных общих принципов работы бульдозера, его водитель должен хорошо изучить управление машиной, передовую технологию и организацию работ, а также в совершенстве овладеть приёмами выполнения производственных операций. Только при этих условиях можно обеспечить наибольшее число циклов в единицу времени и непрерывность производственного процесса, определяющих высокую производительность машины.
Читать далее: Резание грунта
Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры
stroy-technics.ru
Категория:
Механизация земляных работ
Комплексная работа бульдозеров с другими машинамиВ зависимости от характера выполняемых работ, вида земляного сооружения и принятой схемы производства работ бульдозеры работают в комплекте с экскаваторами, транспортными средствами (автомобильным, железнодорожным и конвейерным транспортом), уплотняющими машинами, грейдерами и т. д.
Комплектом машин, в состав которого входят одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, производят в основном разработку грунта в выемках с транспортировкой его в отвал или полезную насыпь на расстояние до 100 м. При этом возможно использование бульдозера в качестве вспомогательной машины для транспортировки грунта (1-я схема) или в качестве основной машины для разработки грунта (2-я схема).
При работе по первой схеме экскаватор разрабатывает грунт и отсыпает его во временный отвал. Бульдозер транспортирует грунт из временного отвала в постоянный или в полезную насыпь, а также производит зачистку дна выемки, если эта операция предусмотрена проектом. Эта схема производства работ целесообразна при разработке грунта в глубоких выемках, выполнении вскрышных работ, отсыпке насыпей из резервов и других земляных работах, когда применение транспортных средств или повторное перемещение грунта экскаватором экономически невыгодно.
На вскрышных работах и рытье широких выемок глубиной до 1 м, а также при выполнении планировочных работ грунт целесообразно разрабатывать бульдозерами. В этих случаях экскаваторы используют в качестве вспомогательных машин для отсыпки грунта в отвал или погрузки его в транспорт.
Для отсыпки грунта в отвал применяют экскаваторы-драглайны, рабочие параметры которых позволяют перемещать грунт на большее расстояние по сравнению с другими видами рабочего оборудования.
При выполнении планировочных работ погрузку грунта в транспорт целесообразно производить экскаваторами, оборудованными прямой лопатой. Для этого планируемую площадь разбивают на квадраты со стороной 40…45 м. Бульдозер срезает грунт слоями 10… 15 см и перемещает его во временный отвал, расположенный в центре каждого квадрата. Высота отвала должна быть равна 2.5…3 м, что позволит обеспечить производительную работу экскаватора. Число одновременно работающих бульдозеров и транспортных средств определяют с учетом обеспечения бесперебойной работы экскаватора. В отдельных случаях для погрузки разработанного бульдозерами грунта применяют эскаваторы, оборудованные драглайнами.
По каждому слою грунта перед его уплотнением бульдозер проходит вдоль трубы с поднятым отвалом и предварительно уплотняет грунт. Это способствует уменьшению числа проходов грунтоуплотняющих машин. Непосредственно к трубе грунт подталкивается бульдозером и уплотняется вручную пневмотрамбовками.
Послойное уплотнение грунта выполняется пневмокат-ками массой 26 т, а в некоторых случаях автомобилями-самосвалами массой с грузом соответственно 21…26 т. Движение грунтоуплотняющих катков или автомобилей-самосвалов выполняется по челночной схеме вдоль трубы.
Грунт отсыпается слоями примерно 30 см. Скорость передвижения катка не должна превышать 5 км/ч. В дальнейшем эти параметры могут изменяться по результатам контроля уплотнения грунта. Вблизи трубы толщина слоев принимается не более 15 см исходя из массы ручных пневмотрамбовок. Таким. образом, в пределах каждого слоя, уплотняемого катком, размещается два слоя, уплотняемых пневмотрамбовками.
Подсыпку грунта и послойное его уплотнение необходим мо производить одновременно с обеих сторон трубы, чтобы не нарушить целостность укладки трубы. Разница в месте засыпки с обеих сторон трубы допускается не более толщины одного слоя.
При уплотнении грунта, лежащего выше диаметра трубы, катки могут подходить к телу последней на расстояние до 10 см. Часть грунта, находящаяся непосредственно над трубой, не подлежит уплотнению и только при достижении толщины слоя грунта над трубой 50…60 см разрешается проход бульдозеров и катков над трубой.
Фильтрующие насыпи, сооружаемые из местных материалов, вместо традиционных водопропускных труб и малых мостов уже давно зарекомендовали себя как весьма прогрессивные конструкции водопропускных сооружений.
Рис. 97. Засыпка труба — схема работ; б — схема засыпки; 1 — автомобиль-самосвал; 2 — бульдозер; 3 —труба; 4 — каток; 5 — участок, уплотняемый электротрамбовками; 6 — участки грунта над трубой, не укладываемые катком (цифры в кружках указывают последовательность укладки слоев грунта)
Однако их широкое внедрение сдерживается из-за трудностей механизации отбора и сортировки фильтрующих материалов. Пока в равной степени механизированы лишь подготовка основания, рыхление породы для получения кондиционного камня дренирующей засыпки, погрузка отобранного камня на транспортные средства и транспортировка камня. Эти операции соответственно выполняют с помощью бульдозеров, взрывных методов, фронтальных тракторных погрузчиков или экскаваторов и автомобилей-самосвалов.
Как показали исследования, проведенные в ЦНИИСе, уровень комплексной механизации работ при сооружении фильтрующих насыпей составляет около 50% (по трудозатратам). Повышение уровня комплексной механизации возможно при механизации таких работ, как отсыпка тела фильтрующих насыпей, отбор кондиционных материалов (камня) и изоляция насыпей от засорения.
Перспективными для отбора кондиционного камня и погрузки его в автомобили-самосвалы могут оказаться погрузчики и экскаваторы, оборудованные ковшами с решетчатыми днищами, через которые каменная мелочь будет свободно высыпаться, что позволит заготовлять и погружать кондиционный камень в автомобили-самосвалы одной машиной.
На строительстве плотины Горловского водохранилища трестом «Укрводстрой» применялась схема погрузки грунта, щебня и гравия в карьерах по специальному лотку, устроенному на погрузочной эстакаде, по которому материал бульдозерами сгружали в транспортные средства.
На строительстве БАМа была применена технология совместной работы бульдозеров и автомобилей-самосвалов на погрузке и транспортировке грунта из карьера. Технология предусматривала погрузку грунта, гравия и щебня в автомобили-самосвалы с использованием деревянных стационарных эстакад торцового и проходного типа, по которым бульдозеры мощностью 230…300 кВт подавали породу в самосвалы грузоподъемностью 12… 14,5 т. Такая технология позволила по-новому подойти к решению вопроса использования бульдозеров как основной машины и сделать эстакадный метод одним из наиболее эффективных и экономичных при разработке песчано-гравийных, скальных и дресвянных карьеров, а также выемок объемом 80 тыс. м3 и более.
Деревянная эстакада (рис. 98, с) представляет собой скрепленную скобами рамную конструкцию из бревен диаметром 28…35 см. Для предохранения от повреждений верхний настил эстакады закрывали стальным листом и укладывали два бревна поперек настила для движения по ним отвала бульдозера.
Рис. 98. Схемы погрузочных эстакада со сквозным проездом; б — с тупиковым заездом; 1 — стойки; 2 — настил
При отсутствии грунтовых вод эстакады желательно заглублять, чтобы уменьшить угол подъема грунта бульдозерами и тем самым повысить их производительность.
Если карьер расположен на склоне сопки, можно устраивать тупиковые деревянные эстакады (рис. 98, б). По конструкции они аналогичны проходным. При тупиковой эстакаде автомобили-самосвалы подаются внутрь эстакады задом. Это увеличивает продолжительность подачи самосвалов и снижает производительность эстакады, но зато для работы требует меньше бульдозеров.
На БАМе при больших объемах работ, когда с одной стоянки грузили не менее 30 тыс. м3 грунта, применяли эстакады с двумя и тремя окнами. Как правило, такие эстакады могут быть перемещены по мере необходимости на небольшое расстояние. Для работы на такой эстакаде необходимо 5…6 тяжелых бульдозеров. При продолжительности загрузки самосвала 40…50 с производительность одного окна эстакады — 2…2,5 тыс. м8 в смену, размер окна 0,8X1,3 м.
При разработке выемок чаще применялись торцовые эстакады с одним окном, поскольку их проще перемещать. Производительность таких эстакад, обслуживаемых двумя бульдозерами при погрузке скальных грунтов, составляла до 2000 мэ в смену.
В водохозяйственном строительстве широко применяют бульдозеры в комплекте с экскаваторами. Бульдозерами разрабатывается верхняя часть канала и нижняя часть отвала. Затем экскаватором добирается полный профиль канала глубиной 2…3 м и укладывается кавальер. После этого зачистка откосов канала и кавальеров производится бульдозером с дополнительным отвалом. В дорожном строительстве часто земляное полотно осуществляется в виде врезных полок — полувыемок или насыпей, прислоненных к косогору.
Для организации работы по сооружению земляного полотна вдоль всей косогорной выемки выполняют технологическую полку минимальной ширины, на которой затем размещают землеройные машины и оборудование. При устройстве такой полки целесообразно применять бульдозеры с поворотным отвалом и разрабатывать грунт поперечно-диагональными проходками. При работе на косогоре возможна потеря устойчивости бульдозером, которая приведет к скольжению машины вниз по склону или к опрокидыванию бульдозера при просадке одной из гусениц. Оба эти вида потерь устойчивости, особенно у бульдозеров с неповоротным отвалом, могут произойти вследствие деформации присыпки, с которой обычно осуществляют врезку в косогор.
Установлено, что в талых скальных и песчаных грунтах устойчивость бульдозера по скольжению обеспечивается при косогорности не более 30°,в глинах нормальной влажности (на пределе раскатывания) при работе вдоль образующей склона с уклоном не более 38° и поперек склона — не более 30°. В случае мерзлых грунтов устойчивость по скольжению достаточна в скальных грунтах с мелкозернистым заполнителем на косогорах крутизной до 15°, а в песчаных и глинистых до 12°.
К мероприятиям, способствующим повышению безопасности работы бульдозеров на косогорах, относятся также обеспечение их типовыми шпорами противоскольжения. Шпора — это штампованная деталь уголкового сечения, прикрепляемая к башмаку гусеницы двумя болтами с выступом над гребнями башмаков примерно на 35 мм.
Читать далее: Пути повышения производительности бульдозеров
Категория: - Механизация земляных работ
stroy-technics.ru
Категория:
Механизация земляных работ
Схемы производства работ бульдозерамиРазличают три основные схемы разработки и перемещения грунта бульдозерами: прямую, боковую и ступенчатую.
Прямую схему применяют при рытье траншей и выемок, ширина которых незначительно превышает ширину отвала бульдозера; при устройстве въездов, когда допускается отсыпка грунта в одно место. Работая по этой схеме, бульдозер при разработке и перемещении грунта передвигается по прямой линии, совершая возвратно-поступательное движение без поворотов. Эту схему движения бульдозеров нередко называют маятниковой. При движении вперед бульдозер срезает грунт на определенном участке пути, а затем транспортирует его к месту отвала (рабочий ход). Затем он возвращается к месту начала резания грунта, перемещаясь задним ходом (холостой ход). Число рабочих и холостых ходов бульдозера зависит от проектной глубины выемки и толщины срезаемой при одном проходе стружки грунта.
Боковую схему работы бульдозера применяют при перемещении ранее разработанного грунта из отвалов или сыпучих материалов (песка, гравия и др.) из бункеров, при разработке легких грунтов, срезаемых толстыми слоями, а также при работе на косогорах. При этом разрабатываемый грунт располагается сбоку от пути, по которому бульдозер транспортирует его к месту отсыпки. Бульдозер захватывает отвалом грунт, делает поворотное движение, перемещая грунт на транспортный путь, а затем транспортирует его к месту отсыпки. Работать по боковой схеме может только квалифицированный бульдозерист, так как при недостаточном опыте управления бульдозером значительная часть грунта может быть потеряна во время поворота бульдозера.
Ступенчатую схему разработки и перемещения грунта применяют преимущественно при устройстве насыпей, выполнении вскрышных работ и вертикальной планировке площадей, когда допускается отсыпать разрабатываемый грунт по всей ширине выемки. Работая по этой схеме, бульдозер разрабатывает грунт параллельными проходками. Переместив грунт из одной проходки, бульдозер совершает холостой ход под углом к оси рабочего хода и начинает разработку и перемещение грунта на расположенной рядом проходке (рис. 96).
Рис. 96. Схема возведения насыпи бульдозером1 — направление рабочего хода бульдозера; 2 — разбивочные колышки; 3 — вешки-высотники; 4 — отсыпанные слои грунта; 5 — направление холостого хода бульдозера; 6 — направление рабочего хода бульдозера
Рассмотренные способы разработки и перемещения грунта в большей или меньшей степени применяются почти на всех земляных работах, выполняемых бульдозерами. Ниже рассматриваются конкретные примеры организации бульдозерных работ на различных земляных сооружениях.
При выполнении вскрышных работ с отсыпкой грунта в ранее выработанное пространство разработку грунта ведут перекрещивающимися проходками, наклонными в сторону выработки под углем 10… 12°. Разработку грунта начинают на участках, расположенных в непосредственной близости от верхней бровки откоса старой выработки. При этом толщину срезаемого слоя грунта увеличивают по мере приближения бульдозера к выработке, с тем чтобы у ее откоса она была максимальной.
Вертикальную планировку площадей с помощью бульдозеров осуществляют после разбивки всей площади с указанием глубины снятия грунта на высоких участках и высоты отсыпки его в выемках. Грунт разрабатывается параллельными проходками. В этом случае целесообразно применять комбинированную схему разработки и перемещения грунта,сочетающую прямую и ступенчатые схемы.
Возведение насыпей бульдозерами без применения других машин (катков, поливочных машин) допускается только в тех случаях, когда техническими условиями на производство работ не предусмотрено уплотнение грунта и местные данные позволяют использовать грунт из резервов.
В зависимости от ширины насыпи разработку грунта ведут в одно- или двусторонних боковых резервах. Возводят насыпь в следующей технологической последовательности. Перед началом работ производят геодезическую разбивку насыпи и боковых резервов, целью которой является наметить ось и границы основания насыпи, границы бермы и резервов. Резервы закладывают преимущественно на нагорной стороне насыпи с поперечным двусторонним уклоном дна 0,02 к середине резерва. Продольный уклон дна резерва должен составлять не менее 0,002 и не более 0,008. Для удобства работы отсыпку насыпи ведут захватками длиной 50… 100 м.
Разработку грунта начинают от полевой бровки резерва. Двигаясь на первой скорости, бульдозер срезает грунт слоями до 30 см и перемещает его в сторону насыпи. При подходе к берме отвал бульдозера постепенно приподнимают, чтобы не срезать грунт на берме. Укладку грунта в тело насыпи производят валиками, размещая их по ширине насыпи. Холостой ход бульдозера в резерв осуществляется на максимальной скорости заднего хода.
Грунт от каждой проходки в резерве укладывают в тело насыпи, размещая его по ширине насыпи, после чего бульдозер начинает разработку грунта на следующей проходке валиками. После отсыпки первого слоя насыпи на всей длине захватки бульдозер поднимается на насыпь и, перемещаясь вдоль сооружения, разравнивает уложенный валиками грунт, одновременно уплотняя его гусеницами. Отсыпку последующих слоев насыпи бульдозер производит в такой же последовательности. Закончив отсыпку насыпи до заданной высоты, бульдозер разравнивает верхний слой грунта, планирует бермы и дно резерва, доводя продольные и поперечные уклоны до проектных отметок.
Отсыпку насыпей высотой 1,5…2 м можно производить без послойного разравнивания насыпанного грунта сразу на полную высоту. В этом случае рабочая отметка насыпи должна быть увеличена против проектной на 10… 15%, так как насыпь в течение длительного времени по окончании строительства будет давать осадку.
При строительстве дорожного полотна на косогорах грунт разрабатывают и перемещают в полунасыпь продольными и поперечными ходами бульдозера. На косогорах с поперечным уклоном 8… 10° целесообразно грунт разрабатывать продольными ходами. При этом бульдозер перемещает грунт в валы, располагаемые по всей ширине полувыемки. В дальнейшем бульдозер транспортирует грунт из валов в полунасыпь, перемещаясь под углом к оси строящегося полотна Дороги. На косогорах с поперечным уклоном 12. ..20° разработку грунта ведут поперечными проходками, на которых бульдозер перемещается перпендикулярно оси строящегося полотна. Это позволяет повысить производительность бульдозера за счет увеличения толщины срезаемого слоя грунта, так как основная масса грунта перемещается под уклон.
Перед перемещением грунта в полунасыпь поверхность косогора, являющуюся основанием для полунасыпи, разрыхляют или нарезают бульдозером уступы. Для защиты дорожного полотна от воздействия поверхностных вод с нагорной стороны его канавокопателем или бульдозером, к отвалу которого крепят специальную насадку, отрывают водоотводную канаву.
Обратная засыпка траншеи бульдозером производится грунтом из отвала, расположенного вдоль траншеи, в следующей технологической последовательности. После укладки трубопровода, кабеля или устройства другого сооружения его одновременно с двух сторон засыпают вручную (чтобы не повредить или не сместить засыпаемый трубопровод или сооружение) на высоту 0,25… 0,3 м над верхом сооружения. Дальнейшую засыпку траншеи производит бульдозер, двигаясь перекрестными поперечными ходами.
Площадь отвала разбивают на отдельные участки, бульдозер подходит к отвалу грунта под некоторым углом, забирает грунт на участке I и перемещает его в траншею. После этого поперечными проходками он перемещает в траншею грунт из участка II, затем косыми проходками из участка III, поперечными из участка IV и т. д. Аналогичную схему движения бульдозера применяют и при засыпке фундаментов зданий. При таком чередовании направлений движения бульдозера уменьшается путь перемещения его с грунтом и улучшаются условия набора грунта.
Засыпку искусственного сооружения, конструкция которого не требует ручной засыпки (железобетонные коллекторы, тоннели, трубы большого диаметра и т. п.), производят в следующем порядке. Вначале присыпают сооружение с одной стороны на высоту до 0,5, затем производят присыпку его на высоту до 1 м с другой стороны грунтом, привезенным самосвалами. Окончательную засыпку сооружения на полную высоту (после того как выполнена присыпка его с двух сторон) выполняют, как указано выше. Соблюдение такой последовательности засыпки необходимо, так как при односторонней засыпке возможна деформация сооружения.
При зачистке откосов бульдозерами отвалы грунта располагают преимущественно вдоль нижней бровки зачищаемого откоса. Это позволяет перемещать грунт сверху вниз. С помощью бульдозеров зачищают откосы, крутизна которых не превышает 1 : 2,5.
В отдельных случаях допускается зачистка откосов с перемещением грунта вверх по откосу. Организация работ по этой схеме целесообразна на участках, где основной объем работ по зачистке откосов выполняют экскаваторы или иные машины, а бульдозеры только подчищают и выравнивают откосы.
Читать далее: Комплексная работа бульдозеров с другими машинами
Категория: - Механизация земляных работ
stroy-technics.ru
Категория:
Землеройные машины для подготовительных работ
Бульдозеры в землеройных работахБульдозеры предназначены для копания грунта и перемещения его на сравнительно небольшие расстояния — до 50—100 м. Они применяются для возведения невысоких насыпей, разработки выемок, выравнивания рельефа местности, разравнивания грунта и всевозможных сыпучих материалов, засыпки рвов и траншей, планировочных работ и т. п. Возможность применения бульдозеров на разнообразных работах послужила причиной весьма широкого их распространения. Они относятся к наиболее часто встречающимся землеройно-транспортным машинам.
Бульдозеры представляют собой колесный или гусеничный трактор, оборудованный отвалом (рис. 1). Отвал относится к числу сменного навесного оборудования и при необходимости может быть заменен отвалом кустореза, корчевателем-собирателем, снегоочистителем и т. п.
Бульдозер состоит из базовой машины, которой может служить гусеничный трактор или двухосный тягач, рамы, отвала и системы управления.
Рабочий процесс бульдозера состоит из операций копания, перемещения и разравнивания грунта. При копании режущая часть отвала заглубляется в грунт и одновременно бульдозер движется вперед. Вырезаемый со дна забоя грунт накапливается перед отвалом, образуя призму волочения. По достижении призмой грунта высоты отвала последний выглуб-ляется и бульдозер перемещает эту призму к месту разгрузки. Далее производится разравнивание этой призмы грунта. Для этого, не прекращая движения, отвал несколько приподнимается. Операция разравнивания может производиться и при движении бульдозера в обратном направлении. Для этого на месте разгрузки бульдозер несколько сдает назад, отвал приподнимается и затем движением всей машины вперед заводится за призму грунта, а затем опускается до нужного уровня. После этого включается задний ход, во время которого и происходит разравнивание грунта.
По назначению бульдозеры разделяются на машины общего назначения, т. е. предназначенные для выполнения разных работ, и на машины специального назначения.
Рис. 1. Универсальный бульдозер с канатным управлением:1 — лебедка; 2 — направляющий блок; 3 — трактор; 4 — подъемник; 5 — полиспаст; — боковой толкатель; 7 — отьал; 8 — толкающие брусья рамы
Последние служат для каких-либо определенных видовработ- снегоочистки, работы на торфяных разработках.
По системе управления бульдозеры разделяются на машины с канатным и гидравлическим управлением. При канатном управлении подъем отвала осуществляется канатом, который наматывается на барабан тракторной лебедки, а опускание отвала производится под действием собственного веса. Устройство канатного управления показано на рис. 1. Лебедка обычно размещается в задней части трактора и приводится в движение от вала отъема мощности. Канат пропускается через направляющие блоки и затем через блоки полиспаста. Неподвижная обойма полиспаста укрепляется на раме тягача, а подвижная — на отвале.
Гидравлическое управление позволяет производить принудительное заглубление отвала в грунт, что особенно важно при работе на тяжелых грунтах.
Рис. 2. Бульдозер с гидравлическим управлением:1 — отвал; 2 — гидроцилиндры; 3 — гидронасос; 4 — упряжной шарнир; 5 — толкающий брус рамы; 6 — лыжи
Система может включать в себя один или два гидроцилиндра двойного действия (рис. 43). Корпусы гидроцилиндров через стойки шар-нирно укреплены на раме трактора. При одном гидроцилиндре для этой цели обычно применяется универсальный шарнир. Штоки цилиндров укрепляются на раме бульдозера. Для подъема и опускания отвала используются гидроприводы с рабочим давлением 30—100 кГ/см2. Подвод масла к цилиндрам осуществляется резиновыми шлангами или металлическими трубками, свернутыми в виде компенсатора. Для ограничения опускания отвала служат лыжи.
Наклон отвала вперед или назад может осуществляться гидроцилиндрами или путем перестановки соответствующих упоров вручную.
На рис. 3 изображен профиль отвала бульдозера. Основными параметрами отвала являются: угол резания, который у существующих машин находится в пределах 40—75°; угол опрокидывания р = 30-80°; угол наклона е0 = 70-f-90°; угол установки козырька 6X; радиус кривизны отвальной поверхности R; высота отвала В; высота отвала с козырьком Вк\ длина прямой части отвальной поверхности а; длина отвала L.
Параметры отвала оказывают значительное влияние на сопротивление грунта копанию и волочению. При правильно выбранных параметрах сформированная при вырезании стружка грунта должна двигаться вверх по поверхности отвала и обрушиваться по направлению его движения, т. е. вперед. При неправильном профиле отвала могут иметь место случаи, когда грунт будет двигаться не по отвалу, а выпирать сквозь призму волочения, что значительно повысит необходимое тяговое усилие.
Сопротивления, связанные с отделением грунта от массива, снижаются с уменьшением угла резания, однако при этом возрастает сила, необходимая для заглубления отвала в грунт. Для формирования стружки грунта необходимо иметь какую-то минимальную призму волочения, поэтому на этот процесс влияет длина прямой части отвальной поверхности а. Последняя должна обеспечивать формирование стружки, после чего ее длина уже большого значения не имеет.
Обычно величина а выбирается равной высоте ножа, т. е. при проектировании ножа и крепления его к отвалу получается чисто конструктивно.
Рис. 3. Профиль отвала и схема его установки в плане
Длина отвала L должна превышать ширину машины не менее чем на 100 мм с каждой стороны. В случае бульдозеров с поворотным отвалом это требование должно удовлетворяться также и при повороте отвала на угол ср = 75°. Такая длина отвала обеспечит бульдозеру возможность работать в траншеях. Однако отвалы большей длины нежелательны, так как они приведут к снижению величины возможной удельной силы тяги, т. е. той силы тяги, которая приходится на единицу длины отвала, что затруднит работу бульдозеров на тяжелых грунтах. Вместе с тем, при проектировании отвалов следует предусмотреть возможность установки на них специальных удлинителей, что обеспечит большую производительность при работе их на легких грунтах.
Отвалы неповоротного бульдозера обычно по концам имеют приваренные щеки, которые предотвращают высыпание грунта и тем самым повышают его производительность. Эти щеки одновременно служат ребрами жесткости.
Необходимая для работы бульдозера сила тяги расходуется на преодоление следующих сопротивлений грунта: резанию Wt; перемещению его как вверх по отвалу W2, так и перед отвалом W3. В случае бульдозера с поворотным отвалом необходимо учесть также сопротивление, возникающее от перемещения грунта вдоль отвала, т. е. в сторону W4.
Удельное сопротивление грунта лобовому резанию составляет (в кГ/см2):0,7—1,01,0—1,81,8—2,0
Это постоянное заглубление отвала в грунт необходимо учитывать при движении бульдозера на уклон, который может достигать i — 0,3 = 0,4. В этом случае (при полной загрузке отвала грунтом) необходимое тяговое усилие может оказаться выше, чем при заборе грунта в забое.
Для увеличения производительности во время забора грунта в забое необходимо стремиться к полному использованию мощности двигателя.
Такой режим работы бульдозера, где резание грунта производится при постоянном заглублении отвала в грунт, не отвечает этому требованию. Здесь, в начале процесса набора грунта, мощность двигателя недоиспользуется, а в конце двигатель оказывается перегруженным. Поэтому при рациональном режиме работы отвал вначале заглубляют на большую глубину, а затем, по мере образования призмы волочения, постепенно снижают толщину стружки. При такой работе бульдозера путь набора грунта снижается в 1,5 раза и полностью используется мощность двигателя. Хорошие результаты дает спаренная работа двух бульдозеров, движущихся таким образом, чтобы их отвалы являлись как бы продолжением друг друга и зазор между ними не превышал 0,3—0,4 м. В этом случае значительно снижаются потери грунта и производительность увеличивается еще за счет того, что находящийся между отвалами грунт также уносится вместе с призмой волочения. Работу одиночного бульдозера следует организовывать так, чтобы его движение происходило по одному следу. Тогда получающиеся по бокам валики грунта образуют своеобразную траншею, что снижает потери.
Рис. 4. Схема сил, действующих на бульдозер в начале подъема загруженного грунтом отвала
Производительность бульдозера можно повысить путем увеличения размеров отвала и снижения потерь грунта. Последнее может быть осуществлено путем постановки на концы отвала открылков и лобовых щитков.
Для расчета механизма подъема и основных частей бульдозера на прочность, а также для проверки его устойчивости необходимо выявить те силы, которые воздействуют на него во время работы.
Для расчета отдельных деталей и агрегатов бульдозерного оборудования на прочность (отвала, толкающих брусьев и т. п.) должны быть выявлены те максимальные усилия, которые могут возникнуть в отдельные моменты работы машины. При этом разным агрегатам соответствуют различные опасные моменты и положения рабочего оборудования, в связи с чем приходится рассматривать несколько расчетных схем.
Рис. 5. Схема сил, действующих на бульдозер
Вначале следует рассмотреть момент соответствующий окончанию процесса копания грунта, когда призма волочения уже сформировалась, но вместе с тем отвал еще заглублен на какую-то глубину. Предполагается, что работа производится на горизонтальном участке. Этот момент соответствует наибольшему сопротивлению. Схема сил, действующих на навесное оборудование при неповоротном отвале с канатным управлением в этот момент времени, представлена на рис. 45.
Наибольшее, т. е. расчетное значение силы подъема, может быть определено по мощности двигателя трактора. На эту силу следует рассчитывать полиспаст и детали рамы бульдозера.
Бульдозер с гидравлическим управлением осуществляет принудительное заглубление отвала. Максимальная сила, действующая по штокам гидроцилиндров, определяется из условия опрокидывания бульдозера относительно точки В (рис. 46). Значение этой критической силы заглубления можно найти из условия равновесия системы относительно этой точки. По найденной таким образом критической силе рассчитывается система гидравлического управления, а рабочее оборудование бульдозера проверяется на прочность.
В случае бульдозера с поворотным отвалом при угле захвата 0 < ц> << < 90° появляется еще боковая составляющая от результирующей силы копания. Эту боковую составляющую ^оз можно найти, пользуясь схемой на рис. 12, с учетом того, что результирующая Р03 действует в плоскости, перпендикулярной плоскости отвала. Боковая составляющая Р03 стремится повернуть бульдозер относительно вертикальной оси, проходящей через его центр тяжести. Такому повороту препятствуют силы сцепления, развивающиеся между гусеницами машины и поверхностью грунта. Поэтому бульдозер следует проверить на устойчивость тем же методом, который был применен при проверке устойчивости кустореза.
Для расчета отдельных частей навесного оборудования бульдозера на прочность необходимо выбрать расчетные положения.
Основным расчетным положением может быть принято предположение внезапного наезда отвалом на непреодолимое препятствие. В этом случае полное буксование машины наступает прежде ее остановки. Поэтому максимальное тяговое усилие может быть определено по условию сцепления с учетом дополнительного действия инерционных сил. Учесть действие последних можно путем введения коэффициента динамичности. Таким образом, для определения развивающегося при таком наезде максимального усилия РВ1 — Тв может служить выражение.
При этом следуетрассмотреть два варианта: случай, когда отвал упирается в препятствие средней частью, и случай, когда отвал упирается в препятствие краем. Первое расчетное положение служит проверкой на прочность отвала, а второе — для расчета толкающих брусьев и подкосов. Схема для проверки на прочность отвала приведена на рис. 47, а. Внешняя сила Рп приложена посередине отвала в нижней его части. Поэтому следует считать, что эта нагрузка воспринимается только очерченным на схеме нижним поясом жесткости, момент инерции и момент сопротивления которого относительно осей инерции хх и гг может быть определен графоаналитическим способом.
Рис. 7. Схемы для расчета на прочность оборудования бульдозера
Если рама бульдозера с неповоротным отвалом образуется толкающими брусьями и отвалом (рис. 7, б), то рама бульдозера с поворотным отвалом состоит из двух соединенных между собой изогнутых брусьев, образующих как бы арку. Отвал присоединяется к раме с помощью имеющего сферическую головку шарнирного соединения. Положение отвала относительно шарнира фиксируется боковыми упорами. Худший случай будет соответствовать наезду на препятствие краем отвала, когда угол захвата равен 90°. Тогда этот край подвергается действию усилия, которое может быть определено по формуле.
Максимальное усилие, действующее на сферическую головку шарового шарнира рамы, найдется в предположении, что упор В не работает.
Далее раму можно рассматривать как шарнирную арку.
Читать далее: Скреперы в землеройных работах
Категория: - Землеройные машины для подготовительных работ
stroy-technics.ru