|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
В компании, где задействованы транспортные средства, всегда необходимо учитывать расходы на их эксплуатацию. В статье рассмотрим, какие траты должны быть предусмотрены на горюче-смазочные материалы (или ГСМ). Норма расхода обычно рассчитывается специалистом, знающим все нюансы.
Этот вопрос стал еще более актуальным тогда, когда цены на ГСМ стремительно потянулись вверх. На предприятиях стали осваивать новые нормы расхода ГСМ и пытаться найти инструменты контроля за оборотом горюче-смазочных материалов, а также возможности свести их к минимуму, сохранив при этом эффективность деятельности компании.
Нормирование расходов — это сравнение затрат на разные ГСМ с теми, которые списаны фактически. Для этого механизма имеются две технологии.
Первая основывается на информации об использованном топливе по факту. Если все же будут учитываться базовые нормы расхода топлива, то остатки бензина должны быть подтверждены детально.
Вторая технология основывается на тех нормах, которые утвердил руководитель предприятия с учетом модели автомобиля, его степени износа и особенностей эксплуатации. Тут надо еще отметить то, что и при списании применяются нормы расхода, установленные Министерством транспорта.
Естественно, будет проще применять нормы расхода ГСМ Минтранс. Но многие компании предпочитают утверждать свои собственные. В подавляющем большинстве случаев разработкой своих нормативов занимаются компании, где используется много ТС. Эта работа является далеко не самой простой, как может показаться на первый взгляд.
Сначала руководитель подписывает указ о проведении замеров расхода топлива по всем имеющимся маршрутам следования, с учетом разных условий.
После проведенных замеров для каждого участвующего автомобиля оформляется соответствующий акт.
На основе этого издается приказ о нормах расхода ГСМ внутри компании. Данные заносят в положение о контроле над расходом горюче-смазочных материалов.
Чтобы со стороны налоговых органов не было лишних вопросов, необходимо подтвердить, что нормы, зафиксированные в учетной политике, приняты в соответствии с реальными условиями эксплуатации транспорта и состоянием используемых ТС. Подробный расчет и учет ГСМ на предприятии бывает достаточным для того, чтобы проверяющие органы понимали, что эти траты являются обоснованными. В остальном же те нормы, которые предлагает Министерство транспорта, вполне можно использовать в работе в качестве базы.
Для того чтобы списать в конкретном случае ГСМ, норма расхода должна быть обоснована экономически. Налоговые инспекторы подразумевают под этим то, что расход фактический должен соответствовать тем нормам, которые утверждены в этой же компании. Это касается в том числе и тех организаций, которые работают по упрощенной схеме налогообложения.
В Министерстве транспорта при разработке норм учли и некоторые особенности при эксплуатации.
Так, зимняя норма расхода топлива составляет от 5-ти до 20-ти процентов в зависимости от климата.
На дорогах в горной местности предполагается до 20 %, в зависимости от высоты над уровнем моря.
На разных дорогах со сложным планом повышенный расход может составлять до 30 %.
В условиях города также бывают ситуации, когда расход увеличивается до 25 %.
При частых остановках транспорта предусматривается 10 %.
При транспортировке тяжелых, больших, опасных или же хрупких грузов, когда автомобиль вынужден двигаться на малой скорости, предусматривают до 35 % перерасхода.
При работе кондиционера или режима «климат-контроль» - до семи процентов.
Так, чтобы нормы расхода ГСМ на автомобили регулировались в полной мере, необходимо предусматривать различные режимы их применения в зависимости от конкретных условий эксплуатации.
Сегодня, наверное, при ведении любого вида бизнеса используется ПО с соответствующей специализацией. Особенно это актуально для тех компаний, в которых стремятся оптимизировать процесс таким образом, чтобы получать лучший результат при минимальных затратах усилий.
Так, при эксплуатации автомобиля учет ГСМ на предприятии может производиться с помощью обычной программы Exel. Однако для обеспечения наиболее удобного контроля потребуется специализированное ПО. Утилиты позволят автоматизировать процесс поступления и расхода ГСМ по всем используемым предприятием транспортным средствам и контролировать с максимальной точностью отклонения фактических затрат от тех, что входят в нормы расхода ГСМ (Минтранс или разработанных непосредственно в компании).
Отчетность принесет реальную пользу лишь тогда, когда будут сравниваться показатели предыдущие и будущие. При установлении конкретного факта значительного превышения ГСМ ситуация должна быть подробно проанализирована. Целью является выявление причин, которые привели к такому результату. На их основании и принимается решение по данному вопросу.
Когда уровень ГСМ (норма расхода) существенно превышен, это не всегда свидетельствует о воровстве. Иногда при детальном рассмотрении разработчики приходят к выводу о необходимости пересмотра норм. К примеру, грузовики тратят различное количество топлива, в зависимости от состояния загруженности и условий работы.
Кроме того, во внимание иногда нужно принимать и другие внешние и внутренние факторы, например, особенности используемой дороги и многое другое.
Чтобы докопаться до причины, во-первых, нужно, чтобы водитель написал объяснительную, где бы обосновал превышение расходов. В зависимости от выводов, сделанных на основании предоставленного документа, принимается решение о том, учитывать с превышением расход топлива и ГСМ-нормы в налогообложении прибыли или все-таки лучше списать затраты в счет собственных средств компании. Если же будет выявлен недобросовестный расход, то он, естественно, списывается непосредственно с водителя.
Так, в компаниях осуществляется расчет ГСМ, норма расхода которого берётся в талоне, и далее определяется экономия или перерасход. Горюче-смазочные материалы всегда можно списать как фактические затраты. Однако они будут считаться обоснованными лишь в том случае, когда не превышают установленные компанией или утвержденные Минтрансом базовые нормы расхода топлива.
Необходимо точно решить, каким образом будет производиться учет приобретенного топлива. Чаще всего водители сами покупают его на заправочных станциях при необходимости, на что им специально выделяются деньги. Затем они предоставляют авансовый отчет об этом вместе с приложенными чеками с автозаправочных станций.
Другой вариант может предусматриваться тогда, когда компания заключает договор с какой-то сетью автозаправочных станций. Тогда бензин будет оплачиваться по безналичному расчету. В этом случае в конце месяца будет присылаться подробная информация о том, сколько бензина и по какой цене было отпущено по предоставленным водителями талонам или картам. Специально для такого учета иногда целесообразно открывать специальный счет.
Далее следует продумать политику списания горюче-смазочных материалов. Чаще всего нормы расхода ГСМ (Россия) предполагают списание топлива в бухучете на общехозяйственные нужды, а также на производство. Выбор в данном случае зависит от рода деятельности организации, а также от вида используемого транспорта.
ГСМ списывается на основе данных, представленных в путевых листах. Именно они являются документами, которые заполняются водителями и по которым выясняется, были ли соблюдены нормы расхода ГСМ (Минтранс РФ или те, что разработаны в компании).
Министерством транспорта предписывается указывать на документах точный маршрут и километраж, объем имеющегося топлива на момент начала пути и в его конце. Определяемая разница по параметрам покажет произведенный фактический расход, который затем списывается. Это делается по себестоимости, средней цене или технологии ФИФО. В последнем случае технология должна быть отражена в учетной политике. Следует учесть, что метод качественно отличается от того, как списываются другие материалы.
Путевые листы оформляются на один день, смену или заказ. Более длительный срок может быть предусмотрен лишь в случае командировки, когда задание выполняется более одной смены. Однако законом такое предписание обязательно для выполнения только автотранспортными организациями. Если же компания осуществляет иную предпринимательскую деятельность, путевые листы вполне могут выписываться и на более длительный срок, в зависимости от необходимости. Однако период (как и форма) путевого листа должны быть изначально регламентированы руководителем компании.
При расчете налога на прибыль ГСМ прописывается или в материальных затратах, или в прочих расходах, которые необходимы для содержания транспорта. В Налоговом кодексе не предписывается необходимость нормированных соответствующих расходов. Поэтому они вполне могут списываться в размере фактических затрат.
В то же время нельзя забывать о том, что расходы должны быть обоснованными. Поэтому для более эффективного контроля рекомендуется использовать специальную таблицу, в которой будут отражаться нормы.
Для этой же цели следует прописать, по какой статье будет производиться учет: по материальным или по другим, и как именно обеспечится контроль над расходами горюче-смазочных материалов.
Решая вопрос о том, использовать или нет нормы, определенные Министерством транспорта, нужно понимать, что они были разработаны для определенных автомобилей и при определенных условиях. Но, например, зимняя норма расхода ГСМ будет существенно отличаться от предписанной изначально. Также имеет значение наличие светофоров, необходимость технических остановок и прочее.
Поэтому, как правило, на практике получается, что разработанные нормы значительно отличаются от реальных условий. Когда учитывается низкая температура воздуха, малая скорость езды, например, в городских пробках и необходимость периодических остановок и многие другие факторы, то становится понятным, что предлагаемые изначально нормы будут существенно превышены.
С другой стороны, они вполне могут быть взяты за базу, и их данные будут потом скорректированы с учетом реальных внутренних и внешних факторов эксплуатации транспортных средств.
В заключение можно отметить, что точный учет, куда входят разные условия, например, зимняя норма расхода топлива и другое, обеспечиваются правильными документацией и документооборотом, которые установлены в компании.
В современном мире практически все контролируется различными нормами и правилами.
С одной стороны, – это усложняет жизнь и накладывает определенные ограничения на деятельность человека.
С другой – четкая регламентация основных положений позволяет в любой сфере минимизировать самоуправство. Аналогичная ситуация сложилась и с нормами расхода топлива на автомобильном транспорте.
Актуальность регулирования затрат на горюче-смазочные материалы связана с повсеместным использованием автомобилей в коммерческой деятельности. Но прежде чем преступить к непосредственному расчету нормы расхода ГСМ, необходимо разобраться с понятием и назначением нормативного параметра.
Не следует путать эксплуатационные затраты с контрольным расходом горючего, который указывается в инструкции завода-изготовителя.
В отличие от официальной цифры, эксплуатационная трата топлива рассчитывается для реальных условий работы автомобиля, учитывающих:
Кроме того, действительное потребление топлива отражает манеру езды конкретного водителя, а также, техническое состояние самой машины.
Все эти параметры носят переменный характер, а значит, и эксплуатационный расход горючего постоянно изменяется в процессе работы. По этому, министерством транспорта выведены формулы, отображающие усредненные показатели затрат на горюче-смазочные материалы, которые и получили название нормативного расхода.
А реальное значение затрат получают из расчета ГСМ по норме.
Расходы на топливо и смазочные материалы – обязательная составная общих затрат практически любого предприятия.
В идеале, каждый руководитель должен стремиться к минимизации расходов, но в то же время, завышенные показатели затрат на ГСМ снижают налогооблагаемую прибыль компании. По этому, органы налоговой инспекции требуют экономического обоснования заявленного потребления моторного масла и горючего.
При расчете чистой прибыли, подверженной обложению налогами, нужно отталкиваться от 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации. В документе прописаны далеко не все виды расходов предприятия, но затраты на служебный транспорт в нем отмечены как отдельная категория, в которую входит и пункт 11, регламентирующий приобретение горюче-смазочных материалов.
Выбор определенного сервиса для проверки контрагентов является сугубо индивидуальным решением каждого конкретного владельца предприятия. Более того, можно убедиться в надежности партнера, прибегнув к нескольким сервисам одновременно и сравнив полученные результаты.
С помощью «Контур-Фокуса» можно мгновенно получить разнообразные сведения о том или бизнес-партнере. Проверка контрагентов Контур Фокус возможна не только на компьютере, но и на других современных гаджетах: смартфонах и планшетах. Подробнее о сервисе читайте здесь.
Следует понимать, что закон не ограничивает затраты на расходные материалы определенной суммой, но в то же время, их величина должна находиться в разумных пределах. И не смотря на то, что нормы расхода ГСМ, рассчитанные транспортным ведомством, не являются догмой, в случае значительных расхождений, налоговая служба может использовать их как убедительный аргумент в суде.
Министерство транспорта предоставляет не только базовую норму затрат на горючее и смазочные материалы, но и способ, указывающий как рассчитать расход топлива по норме, включающий формулу для произведения вычислений, а также, необходимые поправочные коэффициенты.
Математическое выражение для подсчета израсходованных литров бензина (или дизельного топлива) различается, в зависимости от типа транспортных средств.
Для легковых автомобилей формула имеет вид:
[note]А = 0,01 · Б · L · K,
где А – нормативный расход;
Б – базовая норма, указанная в Руководящем документе;
L – пробег автомобиля;
K – суммарный коэффициент поправки.[/note]
Величина К зависит от нескольких факторов, таких как сезонно-климатические условия, возраст автомобиля, использование кондиционера, работа с прицепом и прочих.
В зимний период к полученному нормативному расходу прибавляют от 5% (в Южных и Центральных регионах) до 20% (в условиях Крайнего Севера).
Населенность местности также влияет на затраты горючего. При эксплуатации машины в городах с проживанием 100-250 тыс. человек, расход ГСМ увеличивается на 10%, а в мегаполисах с населением более 3 млн. – на 25%. Все нормы расхода, коэффициенты и условия эксплуатации автотранспорта происканы в специальных программах для учета ГСМ.
Автомобили старше 5 лет, или прошедшие больше 100 тыс. км пробега, расходуют на 5% больше топлива, чем их новые аналоги, а машины старше 8 лет – на 10%.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов увеличивает расход топлива на величину от 15 до 35%, а использование климат-контроля или кондиционера – на 7%.
Согласно приказу Федеральной налоговой службы РФ от 2012 года предприятие сдает отчет по ЕНВД ежеквартально в тот налоговый орган, где оно зарегистрировано. Сдача производится до 20-го числа того месяца, который следует за отчетным периодом.
Чтобы правильно составить отчетность в ПФР УСН бухгалтер должен обладать актуальной информацией о каждом работнике. Только в этом случае специалист сможет подготовить индивидуальные сведения, соответствующие действительности. Подробности о сдаче отчетов в ПФР читайте тут.
Формула для расчета затрат горюче-смазочных материалов для грузовых автомобилей и автопоездов более сложная, так как по путевым листам учитывает объем транспортных работ, норму расхода горючего на перевозку 1 тонны на 1 км, собственную массу авто, а также, массу прицепа и груза.
Для того, чтобы принцип вычисления затрат на топливо был более понятным, постараемся разобраться как рассчитать расход ГСМ на примере автомобиля ВАЗ-2109, который более 5 лет эксплуатируется на дорогах Москвы с месячным пробегом, взятым из путевых листов, в 1800 км.
Первым делом, в руководящем документе находим базовую норму затрат. Для рассматриваемой машины она равна 7,7 л на 100 км. Затем, по таблицам начинаем подбирать коэффициенты поправки:
Таким образом, увеличение расхода топлива составляет 30%, что соответствует поправочному коэффициенту 1,3.
Подставляя все значения в формулу для легковых автомобилей, получаем:
[note]А = 0,01 · 7,7 · 1800 · 1,3 = 180,2 литра[/note]
На практике, эта величина допускает отклонение до 10%, что связано со многими факторами, которые невозможно учесть при математическом подсчете.
В общем же, метод расчета нормативного расхода топлива продуман достаточно грамотно, и используется не только для контроля предприятий налоговыми органами, но также, позволяет и самим руководителям фирм планировать свои затраты на эксплуатационные материалы.
tvoi.biz
Для того чтобы правильно вести учет затрат на обслуживание автотранспорта, в том числе следить за расходованием горюче-смазочных материалов, нужны нормативы. Именно для этого и предназначены Методические рекомендации, в которых приведены нормы расхода топлива и смазочных материалов, утвержденные распоряжением Минтранса в 2008 году, и порядок их применения.
Версия актуальная для 2016 года утверждена в 2015 году.Предполагалось, что кроме вычисления нормативного расхода ГСМ и расчета предполагаемых затрат на транспорт, с его помощью будут вести статистическую отчетность, считать себестоимость, использовать для расчета налога на прибыль.
Содержатся в самом начале документа, в 1 главе. Здесь зафиксирован порядок применения норм расхода топлива и дано понятие базовой нормы (ее берут за основу при проведении расчетов).
С 2008 года автомобильный парк обновился и изменилась позиция Минфина по поводу обязательного применения норм для всех без исключения видов организаций.
В 2012 году проводилась экспертиза документа, и выяснилось, что ему необходима доработка, поэтому в 2014 и 2015 годах и были внесены изменения в утвержденные нормы расхода топлива Минтранс.В документ вошли новые пункты (7.1.1 и 7.2.1) с базовыми нормами расхода ГСМ примерно для 900 новых моделей автомобилей, запущенных в производство после 2008 года. До принятия этих поправок для расчетов для этих автомобилей приходилось использовать рекомендации производителя. После принятия изменений необходимо привести учет расходования ГСМ по этим автомобилей в соответствии с ними.
Ожидалось, что в новой редакции будет прописан рекомендательный (но не обязательный) характер применения норм расхода топлива при учете затрат в целях налогообложения. Пока эти изменения в итоговый документ не вошли.
В начале II главы описаны виды норм расхода: базовая, транспортная, эксплуатационная. При определении базовой нормы разработчики этого документа учитывали не только конструкцию, но и множество других факторов: к какому типу относится каждое транспортное средство, для чего предназначается, какова масса автомобиля вместе со снаряжением, какой вид топлива он использует и другие. Для автомобилей общего назначения приводится значение базовой нормы в литрах на 100 километров пробега.
Далее, дан алгоритм расчета транспортной и эксплуатационных норм.
Обычно все эти поправки прописывают в приказе по организации или предприятию и применяют в строгом соответствии с ним.
Их много, перечислим основные: расход топлива повышается при работе автомобиля:
В зимнее время на 5 – 20% в зависимости от региона. Например, в Свердловской области зимняя надбавка равна 10%, и применять ее можно 5,5 месяца (с 1 ноября до 15 апреля). Показатели зимних надбавок по регионам приведены в Приложении 2.
В горной местности на 5 – 20% в зависимости от положения города или района относительно уровня моря.
В городах в зависимости от числа жителей на 5 – 25%. В Екатеринбурге при работе транспорта норму увеличивают на 20% – количество населения приближается к 1,5 миллионам.
Учитывается возраст автомобиля и его общий пробег. Если эта величина составляет не менее 100 000 км, а трудится транспортное средство 5 лет и более, расход топлива можно увеличить на 5%. С 8 лет эксплуатации надбавка может составлять 10% (пробег 150 000 км).
Кроме этого, базовая норма увеличивается для городского транспорта и других автомобилей (в том числе и специальных), которым приходится делать частые остановки, при обкатке после ремонта и новых машин, при учебной езде, при перевозке грузов.
Происходит, если автомобиль выезжает за пределы городской черты и едет по дороге I, II, III категории. При этом нельзя применять городские коэффициенты.
Для удобства все транспортные средства разделены на виды: легковые автомобили (отечественные и импортные), автобусы, грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны, различные специальные автомобили. Для каждого вида имеется своя таблица.
Сначала нужно определить, к какой группе относится транспортное средство, отыскать в таблице значение базовой нормы. Применяя поправочные коэффициенты, принятые для данного автомобиля, рассчитываем эксплуатационную норму расхода. Если вид транспортного средства предполагает увеличение расхода на работу оборудования, расчет ведется по алгоритму, прописанному для данного вида.
Например, рассчитаем нормативный расход бензина для автомобиля ВАЗ 21140, возившего в июле 2014 года директора школы в небольшом городке (население 100 000 человек). Базовая норма – 7,9. Эксплуатационная норма 7,9 + 10% (100 тысяч население) + 5% (более 5лет в эксплуатации, пробег большой), получаем 9,1 литра на 100 км. Если пробег равен 700 километров, расход по норме будет равен: 9,1*700/100=63,7 литра.
Чтобы нормы были признаны в налоговых расходах можно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, нормативы Минтранса здесь необязательны.
В Приложениях 1 – 7 кроме зимних надбавок приведены нормы расходования смазочных материалов, рекомендации, данные по сезонному применению топлива, примеры расчета, расписано как нормируется расход топлива для обогрева салона, приведена классификация транспортных средств.
greenologia.ru
Работа любой компании, в которой используются автомобили или же какие-либо другие транспортные средства, в любом случае обуславливается необходимостью расходов на их эксплуатацию, и в частности это касается различных горюче-смазочных материалов. Именно по этой причине в таких компаниях всегда присутствует специалист, который понимает нормы расхода ГСМ и их детальный расчет.
С увеличением стоимости ГСМ руководители преимущественного большинства компаний начинают все более и более часто искать ответы на ряд важных вопросов. В частности, многие начинают осваивать нормы расхода ГСМ, а также стараются искать инструменты, которые предоставляли бы возможность не только детально контролировать расход топлива, но, помимо всего прочего, также минимизировать расходы на это, сохранив при этом эффективность работы всей компании.
Нормирование расходов представляет собой сравнение нормативных затрат на различные горюче-смазочные материалы с теми расходами, которые были фактически списаны.
Есть две основные технологии того, каким образом списываются ГСМ:
Конечно, гораздо проще просто использовать нормы, а также поправочные коэффициенты, которые предлагает Минтранс, но многие предпочитают разрабатывать собственные нормы для организации. В преимущественном большинстве случаев собственными нормами пользуются те компании, в которых присутствует достаточно большое количество различных транспортных средств, так как процесс разработки является далеко не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Осуществляется он следующим образом:
Для того чтобы при этом вы могли полностью исключить какие-либо вопросы со стороны налоговых служб, вам нужно будет подтвердить, что те нормы, которые принимаются в вашей учетной политике, всецело учитывают реальные транспортные условия, а также техническое состояние используемых транспортных средств. Ведь просто предоставления подробных расчетов расхода ГСМ по каждому автомобилю будет вполне достаточно для того, чтобы проверяющие не сомневались в том, что подобные затраты являются обоснованными. В остальных же случаях предлагает Минтранс нормы расхода ГСМ, которые можно будет использовать в своей работе.
Для того чтобы списать определенную статью затрат на ГСМ, вам нужно будет обосновать эти затраты с экономической точки зрения. Налоговики под этим предусматривают ситуацию, при которой фактический расход соответствует нормам расхода топлива, которые были утверждены в данной компании. При этом стоит отметить тот факт, что такой принцип работает не только в случае общей, но и с упрощенной системой налогообложения.
Также предлагает свои особенности Минтранс. Нормы расхода ГСМ предусматривают возможность повышенного расхода в следующих условиях:
Таким образом, для того чтобы обеспечить нормальное регулирование расхода ГСМ, нужно будет установить разные режимы его применения в зависимости от того, при каких условиях эксплуатируется данный автомобиль.
На сегодняшний день при выполнении практически любых бизнес-процессов можно использовать специализированное программное обеспечение, особенно если вы хотите получить максимально эффективный результат, приложив к нему возможный минимум усилий.
В частности, если вы эксплуатируете автомобиль, нормы расхода ГСМ можно будет учитывать при помощи стандартного Excel. Но если же вы хотите обеспечить максимально удобный учет и контроль, то в таком случае нужно будет использовать уже специализированное программное обеспечение. При помощи таких утилит вы сможете полностью автоматически учитывать расход и поступление горюче-смазочных материалов по транспортным средствам и автомобилям, а также обеспечить максимальный контроль отклонений фактических затрат от тех, которые были установлены в соответствии с нормативными правилами.
Ведение отчетности является актуальным только в том случае, если вы можете сравнить данные с какими-либо предыдущими или дальнейшими показателями. Если вы обнаружили, что факт расходования топлива существенно превышает нормы расхода ГСМ тракторами или другими присутствующими у вас транспортными средствами, то в таком случае вам нужно будет детально проанализировать все возможные причины, после чего принять соответствующее решение.
Не стоит забывать о том, что наличие повышенного расхода далеко не всегда говорит о том, что присутствует нелегальная утечка топлива в вашей компании. В некоторых случаях действительно нужно предпринять определенные меры, направленные на то, чтобы изменить нормы расхода ГСМ. КАМАЗ, КРАЗ и другие грузовики могут тратить разное количество топлива в зависимости от своего состояния или же изменения условий работы, поэтому при возникновении таких проблем иногда есть смысл пересмотреть используемые нормы. Помимо всего прочего, на расходы могут влиять и другие факторы, такие как особенности дороги при транспортировке, загруженность автомобиля при эксплуатации и многое другое.
В обязательном порядке вы должны добиться от водителя объяснительной о том, почему именно возник перерасход, после чего уже принимается решение о том, нужно ли будет его учитывать в процессе налогообложения прибыли или же, возможно, нужно будет списать его за счет собственных средств компании. Если же вы определили, что расход все-таки был недобросовестным, то в таком случае необходимо будет, конечно же, списать эту сумму с водителя.
Таким образом, каждая компания самостоятельно осуществляет расчет норм расхода ГСМ в качестве эталона, в соответствии с которым будет определяться перерасход или же экономия. Конечно, можно всегда списать ГСМ в размере фактических затрат, однако назвать обоснованными эти затраты можно только в том случае, если они находятся в пределах норм, установленных учетной политикой компании.
Вам следует в обязательном порядке определиться с тем, каким образом вы собираетесь вести учет купленного топлива. В преимущественном большинстве случаев водители полностью самостоятельно покупают бензин на станциях, и на это им выделяется определенная сумма подотчетных средств. После того как водителем будет предоставлен авансовый отчет, к которому будут приложены чеки АЗС, вы приходуете бензин.
Второй вариант: в соответствии с договором с определенной сетью АЗС компания будет оплачивать полученный бензин безналичными путями. Таким образом, в конце каждого месяца вам будет предоставляться детальная информация касательно того, какое количество бензина и по какой стоимости было отпущено различным сотрудникам по предоставленным ими талонам или же топливным картам. Такой бензин вами также приходуется. Для того чтобы учитывать топливо, рекомендуется выделить специализированный счет.
Следующий момент, который вам в обязательном порядке следует прописать в выбранной вами учетной политике, – это списание ГСМ. В преимущественном большинстве случаев нормы расхода ГСМ (РФ) предусматривают списание расходованного топлива в бухгалтерском счете на общехозяйственные расходы, расходы на продажу, а также основное производство, и в данном случае выбор уже будет зависеть непосредственно от того, какой деятельностью занимается ваша организация, а также каким именно транспортом осуществляется расход топлива.
Бензин должен списываться на основе информации, предоставленной в путевых листах. Именно это те первичные документы, которые должны заполняться водителями и по которым изначально определяется, соблюдаются ли нормы расхода ГСМ. Минтранс РФ предусматривает указание в этих листах километража, маршрута, а также объема топлива в баке на момент начала и конца поездки. Разница между этими параметрами и будет представлять собой фактический расход топлива, который должен быть списан. Списывать его следует в соответствии с фактической себестоимостью, средней ценой или же по технологии ФИФО, при этом выбранная технология также должна прописываться в вашей учетной политике. Стоит отметить, что в данном случае метод может быть отличным от того, каким образом вы списываете другие виды материалов.
В процессе расчета налога на прибыль цена использованных вами горюче-смазочных материалов может прописываться в материальных затратах или же относится на прочие расходы, необходимые для содержания используемого вами служебного транспорта. Ни в одной из соответствующих статей Налогового кодекса не говорится о том, что расходы на бензин в обязательном порядке должны быть нормированными или же должны использоваться нормы расхода топлива, вследствие чего вы можете списывать их в объеме фактических затрат.
Однако при этом вы должны понимать, что расходы должны иметь определенную экономическую обоснованность, и именно для того, чтобы вы могли более эффективно контролировать количество расходов, финансовым ведомством рекомендуется к использованию таблица норм расхода ГСМ.
Именно по этой причине изначально вам следует в налоговой учетной политике полностью прописать, по какой конкретной статье вы собираетесь вести учет топлива – по материальным расходам или же каким-либо другим, а также написать, каким образом вы обеспечиваете контроль надо обоснованностью расходов ГСМ.
Как говорилось выше, Минтранс РФ утвердил определенные нормы расхода ГСМ для определенных марок автомобилей, но при этом вы должны понимать, что такие нормы подготавливались в соответствии с идеальными дорожными условиями, что просто неприемлемо в условиях отечественных дорог. Другими словами, эти нормы рассчитывались при использовании абсолютно прямой трассы, а также качественного дорожного покрытия при минимальном количестве поворотов и светофоров, отсутствия пробок и умеренной температуре воздуха. Вполне естественно, что в условиях наших дорог подобная транспортировка невозможна в принципе.
Именно поэтому вы должны понимать, что если ваши автомобили передвигаются по городу на небольшой скорости, да еще и транспортируют груз при высокой или же, наоборот, низкой температуре воздуха, то в этом случае расход топлива будет значительно превышать предлагаемые нормы и вам нужно будет постоянно корректировать базовые ориентиры.
Если же речь идет об эксплуатации военных автомобилей, то там использование норм является обязательным. В частности, в обязательном порядке учитывается приказ № 65, нормы расхода ГСМ в котором расписаны предельно подробно.
Ниже представлена краткая таблица для наиболее распространенных грузовиков (количество литров на 100 км):
ГАЗ-2310 "Соболь" | 14,7 |
ГАЗ-2705 | 15,0 |
ГАЗ-330210 "Газель" | 16,0 |
ГАЗ-3302 "Газель" | 16,5 |
businessman.ru