|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Схема работы насоса | Насос роторного типа |
роторного типа |
|
Неполнопоточные фильтры (тонкой очистки)
Назначение: удержание частиц нагара. Большинство из них имеет волокнистые заполнители
мелкодисперсной структуры. В связи с этим имеют большое сопротивление и не могут быть использованы как полнопоточные. Их включают параллельно главной масляной магистрали. Масло, проходя через фильтр и очищаясь, возвращается в поддон. В единицу времени такие фильтры через себя пропускают в 10-20раз меньший объем масла, нежели его расходуется через полнопоточный фильтр.
1 – чашки;
2,6 – крышки;
4 – картонные диски;
3 – прокладки;
5 – соединительные планки;
а, б – поверхностные бумажные; в – поглощающий полнопоточный;
г – комбинированный полопоточный; д,е – центрифуги; 1,2 – элемент грубой и тонкой очистки;
1 – корпус;
2 – ротор;
3 – жиклёры;
4 – канал в магистраль; 5 – перепускной клапан;
6 – впускной канал;
7 – канал в картер;
Назначение: удержание абразивных частиц, продуктов износа и относительно крупных частиц загрязнений.
Полнопоточные фильтры
| Фильтрация через тело | Центробежные |
| дисперсной структуры | |
|
| |
Щелевые | Ячеистые | Сетчатые |
В настоящее время, в основном, используются бумажные фильтры, в виду высоких показателей очистки и относительно небольшого сопротивления.
Жидкостно – масляные
Воздушно – масляные
Преимущества: меньшая масса, относительно простое и надёжное устройство, возможность получения большего температурного напора.
Недостатки: применение специального перепускного клапана.
Параметры подбора радиатора:
-циркуляционный расход масла через радиатор, м3/с;
-плотность, теплоёмкость масла;
-разность температур масла в радиаторе и воздуха;
studfiles.net
Cтраница 1
Двухсекционный масляный насос имеет две пары шестерен. [1]
Двухсекционные масляные насосы имеют два клапана, отрегулированные на разные давления. Клапан основной секции отрегулирован на большее давление, а дополнительный - на меньшее. Редукционный клапан может располагаться в насосе, в корпусе фильтра или в другом месте масляной магистрали. [3]
Двухсекционный масляный насос укреплен внутри картера. Маслопри-фмник насоса плавающий, соединен с корпусом насоса шарнирно при помощи Трубки. Нижняя секция насоса нагнетает масло из поддона в масляную магистраль двигателя, имеющую фильтры. [4]
Двухсекционный масляный насос приводится в работу от коленчатого вала. Кроме того, масло от этой секции насоса через регулятор-выключатель 12 подается в гидромуфту 13 привода вентилятора. Цилиндры двигателя, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала и другие детали смазываются разбрызгиванием и стекающим маслом. [5]
Система смазки состоит из двухсекционного масляного насоса ( с откачивающей и нагнетательной секциями), установленного на приводе крупных вспомогательных механизмов, двух сетчатых фильтров и холодильника масла, установленных вне дизеля. [6]
В систему смазки двигателя входят: двухсекционный масляный насос шестеренчатого тина, два фильтра грубой очистки сетчатого типа, фильтр юнкой очистки с фильтрующими элементами ДАСФО-1, холодильник масла трубчатого типа. [7]
На двигателях ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236 применены двухсекционные масляные насосы. Масляный насос двигателя ЗИЛ-130 ( рис. 23) расположен с правой стороны блока цилиндров. В корпусе 5 верхней секции насоса размещены ведущая шестерня 6, укрепленная на валу 4 при помощи шпонки и стопорного кольца 7, и ведомая шестерня 12, свободно вращающаяся на оси. В корпусе / нижней секции также установлены две шестерни: ведущая 9 закреплена на шпонке и ведомая 10 имеет свободную посадку. Крышка / / масляного насоса является одновременно и разъединительной пластиной, с обеих сторон которой образуются две отдельные секции насоса. В крышке корпуса расположен редукционный клапан 3 верхней секции, подающей масло в систему смазки двигателя и в центрифугу. [8]
В системе смазки двигателя А-01 применен двухсекционный масляный насос с нагнетательной ( основной) и радиаторной секциями. Масляный радиатор в отличие от рассмотренных конструкций не соединяется с корпусом фильтров. Масло в него поступает от отдельной радиаторной секции и после охлаждения сливается в поддон картера. Нагнетательная секция насоса подает масло из поддона картера к масляному фильтру и далее ко всем трущимся сопряжениям двигателя. Своеобразно решен подвод масла к механизму газораспределения. По каналам в поперечных перегородках от третьей и пятой коренных опор масло подается к осям толкателей, отсюда по специальным сверлениям в кронштейнах толкателя подводится к роликам толкателя, смазывает их и по отверстиям в штангах попадает в головку цилиндров для смазки клапанного механизма. [9]
На двигателях ЯМЗ-236, ЗИЛ-375 и ЗМЗ-672 применяются двухсекционные масляные насосы. Такой насос состоит из нагнетающей 15 и радиаторной 14 секций. Каждая секция имеет ведущую и ведомую шестерни. Ведущие шестерни обеих секций приводятся от одного общего вала. В нижней части корпуса нагнетающей секции насоса установлен редукционный клапан 13, он ограничивает давление в системе смазки, которое не должно превышать у двигателя ЯМЗ-236 7 кГ / см2, во избежание повреждения отдельных участков системы при непрогретом двигателе, когда масло обладает большой вязкостью. [10]
В систему смазки двигателя входит: 1) двухсекционный масляный насос шестеренчатого типа, установленный на переднем торце фундаментной рамы и имеющий шестеренчатый привод от переднего конца коленчатого вала; 2) два двухсекционных фильтра грубой очистки сетчатого типа; 3) сдвоенный фильтр тонкой очистки с фильтрующими элементами ДАСФО-1; 4) холодильник масла трубчатого типа. Масло омывает трубки, в которых течет охлаждающая вода. [11]
Основное отличие двигателя ЗИС-121 заключается в усовершенствованной системе смазки, включающей двухсекционный масляный насос с плавающим маслоприемником и масляный радиатор. [12]
Принудительная циркуляция масла сначала через центрифугу, а затем через подшипники достигается часто применением двухсекционного масляного насоса; нижняя секция насоса подает масло из картера двигателя к центрифуге, а верхняя - от центрифуги в главную масляную магистраль. [13]
В отличие от серийной тракторной центрифуги, ЦМО включен в систему смазки не на ответвлении, а на полный поток, что достигается применением двухсекционного масляного насоса. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Cтраница 2
Система смазки включает: 1) масляный насос шестеренчатого типа; 2) фильтр грубой очистки; 3) центробежный фильтр тонкой очистки; 4) холодильник масла с пакетом плоских трубок, охлаждаемый воздухом; 5) маслопрокачивающий насос с приводом от электромотора. [16]
В систему смазки двигателя входят: масляный насос шестеренчатого типа с приводом от коленчатого вала, фильтры грубой и тонкой очистки, холодильник масла, сетчатый приемный фильтр. [17]
В двигателях внутреннего сгорания преимущественно устанавливаются масляные насосы шестеренчатого типа. [18]
Циркуляционная система смазки включает: 1) масляный насос шестеренчатого типа, установленный на торце фундаментной рамы, имеющий шестеренчатый привод от коленчатого вала. Масляный насос реверсивного двигателя отличается от насоса стационарного двигателя дополнительными клапанами, обеспечивающими работу насосов независимо от направления вращения шестерен; 2) холодильник масла трубчатого типа. [19]
В системах смазки современных тракторных двигателей применяются масляные насосы шестеренчатого типа. [20]
Подача смазки под давлением осуществляется с помощью масляных насосов шестеренчатого типа. [21]
В систему смазки двигателя входит: 1) масляный насос шестеренчатого типа, установленный внутри фундаментной рамы и имеющий шестеренчатый привод от коленчатого вала; 2) сдвоенный фильтр основной очистки; каждая секция фильтра состоит из трех сетчатых стаканов, расположенных концентрично и имеющих сетки различной плотности; 3) фильтр тонкой очистки центробежного типа; 4) масляный холодильник трубчатого типа, вмонтированный в общий корпус с водо-водяным холодильником; 5) распределительная коробка, закрепленная в боковой стенке рамы. [22]
В систему смазки двигателя входит: 1) масляный насос шестеренчатого типа, установленный у переднего торца рамы имеющий привод от коленчатого вала при помощи пары конических шестерен и вертикального валика; 2) масляный холодильник, установленный вне двигателя; 3) двойной фильтр грубой очистки пластинчато-щелевого типа, установленный в корпусе привода масляного насоса; каждый фильтр состоит из трех патронов; 4) двойной фильтр тонкой очистки сетчато-набивного типа, установленный вне двигателя. [23]
В систему смазки двигателя входит: 1) масляный насос шестеренчатого типа, имеющий шестеренчатый привод от коленчатого вала; 2) холодильник масла трубчатого типа. Горячее масло омывает снаружи медные трубы, внутри которых протекает охлаждающая вода; 3) фильтры: приемный фильтр сетчатого типа; два фильтра нормальной очистки масла сетчатого типа, состоящие каждый из двух секций, три секции фильтра тонкой очистки масла, состоящие из набора картонных элементов. [24]
В большинстве современных автомобильных и тракторных двигателей применяют масляные насосы шестеренчатого типа. Коловратные и плунжерные масляные насосы встречаются в этих двигателях в очень редких случаях; в частности, плунжерные насосы устанавливали на калоризаторных тракторных двигателях. Насос представляет собой две расположенные Б его корпусе спаренные шестерни, одна из которых является ведущей, а другая - ведомой. Ведущая шестерня насажена на приводном валике на шпонке; ведомая - свободно вращается на оси. Обе шестерни устанавливают в корпусе насоса с небольшими радиальными и торцевыми зазорами. Во время работы вращающиеся в разные стороны шестерни захватывают масло из полости 1 впуска и переносят его во впадинах между зубьями в полость 2 нагнетания. Из полости 2 масло поступает в маслопровод. При вращении шестерен между зубьями, вступающими в зацепление, сжимается небольшое количество масла, вследствие чего создается значительное распорное усилие между шестернями и перегружаются подшипники осей шестерен. [26]
В большинстве современных автомобильных и тракторных двигателей применяют масляные насосы шестеренчатого типа. Коловратные и плунжерные масляные насосы встречаются в этих двигателях в очень редких случаях. Шестеренчатый масляный насос ( рис. 438) представляет собой две расположенные в его корпусе спаренные шестерни, одна из которых является ведущей, а другая - ведомой. Ведущая шестерня насажена на шпонке на приводном валике; ведомая свободно вращается на оси. Обе шестерни устанавливают в корпусе насоса с небольшими радиальными и торцевыми зазорами. Из полости 2 масло поступает в маслопровод. При вращении шестерен между зубьями, вступающими в зацепление, сжимается небольшое количество масла, вследствие чего создается значительное усилие между шестернями и перегружаются подшипники осей шестерен. [27]
В систему смазки двигателя входит: 1) масляный насос шестеренчатого типа, установленный на крышке крепления агрегатов и приводимый в действие от коленчатого вала через шестеренчатую передачу; 2) фильтр основной очистки сетчатого типа; 3) масляный холодильник диафрагмен-ного типа ( на судовых дизель-генераторах) установленный на общем корпусе с фильтром основной очистки; 4) фильтр тонкой очистки с картонным патроном ДАСФО-2; 5) сетчатый приемный фильтр в поддоне. [28]
В систему смазки двигателя входит: 1) масляный насос шестеренчатого типа, состоящий из трех секций; установлен на нижнем картере и приводится в действие цилиндрическими шестернями от нижнего вертикального валика, связанного с коленчатым валом парой конических шестерен; 2) холодильник масла, не поставляемый с двигателем; 3) фильтр грубой очистки щелевого типа и фильтр тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом в одном корпусе; 4) ручной маслопрокачи-вающий насос. [29]
В систему смазки двигателя входит: 1) масляный насос шестеренчатого типа, состоящий из трех секций, установлен на нижнем картере и приводится в действие цилиндрическими шестернями от нижнего вертикального валика, связанного с коленчатым валом парой конических шестерен; 2) холодильник масла, не поставляемый с двигателем; 3) фильтр грубой очистки щелевого типа и фильтр тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом в одном корпусе; 4) ручной масло-прокачивающий насос. [30]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Масляный насос Lada Largus: 1 – ведомая звездочка привода; 2 – корпус насоса; 3 – крышка корпуса насоса с маслоприемником
Масляный насос в каталоге запасных частей - [16 кл] [8 кл]
Шестеренчатый масляный насос создаёт давление в системе смазки. Он расположенн спереди в поддоне картера и прикреплен к блоку цилиндров и приводится в действие цепной передачей от коленчатого вала.
Привод масляного насоса (поддон картера снят): 1 – шкив привода вспомогательных агрегатов; 2 – крышка блока цилиндров; 3 – ведущая звездочка привода насоса; 4 – цепь привода; 5 – масляный насос; 6 – коленчатый вал; 7 – блок цилиндров
Снятие масляного насоса
Операция не сложная и проводится яме, или на подъёмнике.
Снять поддон картера.
Головкой «на 13» отворнуть два болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (для наглядности показано на снятом двигателе)…
вывести звездочку насоса из зацепления с цепью привода и снять насос
Принцип работы масляных насосов в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания
Все серийные автомобильные двигатели оснащаются системой смазки под давлением. Давление масла в системе поддерживается масляным насосом.
Рис. 3.9. В большинстве двигателей привод масляного насоса осуществляется от шестерни привода распределителя зажигания через промежуточный вал
В большинстве двигателей, оснащенных распределителем зажигания, ведомая шестерная привода распределителя находится в зацеплении с ведущей шестерней, установленной на распределительном валу, как показано на рис. 3.9. Масляный насос приводится в движение посредством промежуточного вала, зачастую шестигранной формы, соединенного с концом вала привода распределителя зажигания. В одних двигателях для привода распределителя зажигания и масляного насоса используется короткий вал, шестерня которого находится в зацеплении с шестерней распределительного вала. В этом случае масляный насос вращается со скоростью вдвое меньшей скорости вращения коленчатого вала. В других двигателях привод масляного насоса осуществляется непосредственно от коленчатого вала, через механизм, аналогичный механизму привода насоса автоматической трансмиссии — в этом случае скорость вращения масляного насоса совпадает со скоростью вращения коленчатого вала. Пример масляного насоса с приводом от коленчатого вала показан на рис. 3.10-3.12.
Рис. 3.10. Масляный насос, монтируемый на передней крышке двигателя. Он приводится во вращение коленчатым валом
Рис. 3.11. Масляный насос шестеренно-роторного типа с приводом от коленчатого вала
Рис. 3.12. Разрез масляного насоса, установленного в восьмицилиндровом V-образном двигателе автомобиля модели Northstar компании General Motors. Болт крепления гасителя крутильных колебаний должен быть затянут с требуемым моментом затяжки, потому что именно за счет силы прижима, создаваемого этим болтом, обеспечивается работоспособность масляного насоса
В автомобильных двигателях используются, как правило, насосы двух типов — шестеренные и роторные (рис. 3.13). Все масляные насосы являются насосами вытеснительного типа — при каждом обороте насос нагнетает одинаковый объем масла. Таким образом, все масло, поступившее в насос, вытесняется из него. Шестеренный насос состоит из двух прямозубых цилиндрических зубчатых колес, вращающихся в плотно подогнанном к ним корпусе. Одно из зубчатых колес соединено с приводом, а другое свободно вращается. Зубья колес, выходя из зацепления, расходятся, захватывая масло, поступающее через впускной канал насоса. Масло гонится по внешнему кругу зубчатой передачи — в пространстве между стенками корпуса и зубьями колес, как показано на рис. 3.14.
Когда зубья снова входят в зацепление, захваченное ими масло выдавливается в выпускной канал насоса — таким образом создается давление в системе смазки. Масляный насос роторного типа состоит из специального зубчатого колеса с зубьями лепестковой формы, которое находится в зацеплении с внутренней поверхностью ротора с выемками лепестковой формы. Центральное зубчатое колесо соединено с приводом, а охватывающий его ротор вращается свободно. Когда лепестки расходятся, пространство между ними заполняется маслом — точно так же как в шестеренном насосе. При вращении насоса масло переносится по кругу между лепестками. Когда лепестки сближаются, масло вытесняется из пространства между ними под давлением, таким же образом, как в шестеренном насосе. Параметры насоса подбираются таким образом, чтобы он поддерживал в масляной магистрали прогретого двигателя, работающего на холостом ходу, давление не ниже 10 фунтов/кв. дюйм (70 кПа). При повышении скорости вращения двигателя давление будет возрастать примерно на 10 фунтов/кв. дюйм на каждую тысячу оборотов в минуту, поскольку скорость вращения насоса с приводом от двигателя также растет.
Рис. 3.13. Масляный насос роторного типа (трахоидной конструкции) (слева) и шестеренного типа (справа)
Рис. 3.14. В масляном насосе шестеренного типа масло прокачивается по внешнему кругу зубчатой передачи. Это — пример насоса вытеснительного типа, все масло, поступающее в такой насос, вытесняется из него
largus-mcv.ru
Cтраница 1
Шестеренчатый маслонасос 10, приводной вал которого вращается со скоростью вторичного вала коробки ft передач, перекачивает масло из картера 13 двигателя с производительностью, пропорциональной скорости вращения его приводного вала, а следовательно, и скорости движения автомобиля. Масло перекачивает через питающую магистраль 12 и магистраль 9 в диафраг-менный преобразователь 8, где создает избыточное давление относительно перепускной магистрали 14, величину которого можно регулировать жиклером 15 переменного сечения в зависимости от характера покрытия ( ф 0 2 - гололед, р 0 7 - сухой цементобетон), от типа и конструктивного исполнения тормозов ( / С - - 1 3 для легковых автомобилей, / ( - 1 6 - грузовые, К - 1 8 - автобусы), меняя гидродинамическое равновесие в системе управления диафрагмой. Эта регулировка может просто осуществляться при помощи дополнительных приспособлений из кабины водителя. [1]
Резервный шестеренчатый маслонасос 10 с приводом от электродвигателя постоянного тока имеет две ступени. Первая ступень производительностью 6 9 кг / с при давлении в нагнетании 0 1 МПа подключена к маслопроводу смазки низкого давления 0 08 - 0 12 МПа. Вторая ступень производительностью 0 8 кг / с подает масло с давлением 0 5 МПа на смазку опорно-упорного подшипника нагнетателя. [2]
Дополнительный шестеренчатый маслонасос 5 типа НШ-46У установлен на коробке отбора мощности и расположен над маслобаком. Картер коробки отбора мощности закреплен на коробке передач бурового станка и имеет рукоятку включения маслонасоса. Аварийный ручной маслонасос поршневого типа 2 установлен на нижней поперечине основания рамы. Приводная рукоятка ручного маслонасоса может качаться в продольном направлении. [3]
Резервный шестеренчатый маслонасос 10 с приводом от электродвигателя постоянного тока имеет две ступени. Вторая ступень производительностью 0 8 кг / с подает масло с давлением 5 кгс / см2 на смазку опорно-упорного подшипника нагнетателя. [4]
На рис. 1 изображен шестеренчатый маслонасос. [5]
Такие установки состоят из шестеренчатого маслонасоса производительностью 50 л / мин, асинхронного двигателя ТМГ-61 мощностью 2 2 кет, напряжением 220 / 380 вис числом оборотов 1440 об / мин. Маслонасосная установка МСА-0202 состоит из шестеренчатого насоса производительностью 125 л / мин. А-51-4 мощностью 4 5 кет, напряжением 220 / 380 в i с числом оборотов 1440 об / мин. [6]
Смазка механической части осуществляется шестеренчатым маслонасосом. Доступ к механизму привода насоса и заливка масла в картер идут через люк в корпусе. Отработанное масло сливается через специальное отверстие с пробкой. [7]
Маслосистема работает следующим образом: главный шестеренчатый маслонасос засасывает масло из масляного бака и через охладитель подает его к подшипникам компрессора и в редуктор. Отработанное масло свободно сливается обратно в масляный бак. Для обеспечения снабжения агрегата чистым маслом на пути его следования устанавливаются сетчатые фильтры. Для обеспечения смазки в период пуска и остановки компрессора агрегат комплектуется пусковым насосом, обычно шестеренчатого типа. На случай аварийного отключения электроэнергии главного двигателя компрессоры снабжаются резервными масляными насосами с приводом от специального источника питания. Резервные насосы включаются автоматически при аварийной остановке машины. [8]
Работа маслосистемы происходит следующим образом: главный шестеренчатый маслонасос засасывает масло из масляного бака и через охладитель подает его к подшипникам компрессора и в редуктор. Отработанное масло свободно сливается обратно в масляный бак. Для обеспечения снабжения агрегата чистым маслом на пути его следования устанавливаются сетчатые фильтры. [9]
Смазка механизма движения - циркуляционная от шестеренчатого маслонасоса; цилиндров и поршней I и II ступеней, крейцкопфов и крейцкопфпых цилиндров - разбрызгиванием. [10]
Подача масла в систему регулирования обеспечивается шестеренчатым маслонасосом 17 маслонапорной установки. [11]
Регулятор имеет независимую масляную систему с шестеренчатым маслонасосом. Положение его деталей соответствует постоянной нагрузке. [12]
Гидравлическая система установки УКБ-200 / ЗООС работает от двух шестеренчатых маслонасосов НШ-10Е с подачей 14 7 л / мин и НШ-46У с подачей 40 л / мин. На рис. 12 приведена гидравлическая схема установки УКБ-200 / ЗООС. [13]
Управление производится теми же рукоятками, что и при работе от шестеренчатого маслонасоса. Ручной маслонасос НЗ постоянно подключен к гидросистеме. Другой обратный клапан КО4, установленный на линии основного маслонасоса, исключает возможность прохода масла в маслобак через основной маслонасос при подаче масла в гидросистему с помощью ручного маслонасоса. [14]
Подвод масла к камере над пояском 8 золотника регулятора скорости и к поршню 15 осуществляется от шестеренчатого маслонасоса регулятора скорости. На линии нагнетания насоса установлен аккумулятор 6, который выравнивает пульсации давления масла при увеличении его расхода, а также выполняет функцию предохранительного клапана, выпуская избыток масла в ванну на линии всасывания насоса при повышенном давлении в системе. Установленная скорость вращения поддерживается задатчиком, представляющим собой золотник 13, которым регулируют давление над поршнем 19, Последний воздействует на пружину регулятора скорости, изменяя ее предварительное натяжение. [15]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Шестерни масляного насоса — ведомая 7 (рис. 209) и ведущая 8 — вместе с подвижными бронзовыми втулками 4 и 10 помещены в корпус насоса 9 и закрываются крышкой 6. Каждая пара втулок шестерен соединена между собой пружинящей проволокой 11, входящей в их сверления.
Когда насос работает, масло из всасывающего патрубка 9 (рис. 210) перекачивается в нагнетательный патрубок 10 и далее идет к распределителю. Часть масла из нагнетательной полости насоса поступает в полость А, (рис. 209), прижимая втулки 4 к торцам шестерен.
Благодаря этому достигается автоматическое регулирование зазора между шестернями и втулками, вследствие чего торцовый износ их не влияет на работу насоса. Масло может перетекать из нагнетательной полости во всасывающую через радиальные зазоры между зубьями шестерен и корпусом насоса, а также через зазоры между валами шестерен и их втулками. Но указанные зазоры невелики и возрастают с износом деталей незначительно. Поэтому давление масла и производительность насоса описанной конструкции остаются длительное время почти постоянными.
Масло, находящееся между зубьями шестерен, тоже давит на втулки, но па несколько меньшей площади, чем в полости А. Это противодавление предохраняет трущиеся поверхности деталей от повышенного износа.
Рис. 209. Масляный шестеренчатый насос:1 и 5—уплотнительные кольца; 2—самоподжимные сальники; 3—отверстие в крышке; 4—втулки; б—крышка насоса; 7—ведомая шестерня насоса; 8—ведущая шестерня насоса; 9—корпус насоса; 10—втулки; 11—пружинящая проволока; 12—резиновое уплотнение; 13—пластина.
Рис. 210. Установка и привод насоса гидросистемы тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М:1—корпус подшипников; 2—шестерня привода гидронасоса; 3—шестерня ведомая; 4—крышка распределительных шестерен; 5—валик вилки; 6—вилка; 7—рукоятка вилки; 8—шпилька; 9—всасывающий патрубок; 10—нагнетательный патрубок.
Давление масла на втулки из полости между зубьями шестерен неравномерное: во всасывающей полости масло совсем не давит па втулки, по чем ближе к нагнетательной полости, тем больше это давление.
Чтобы избежать перекоса втулок, масло в полости А давит на них преимущественно в зоне нагнетательной полости, так как зона всасывания изолирована от масла резиновым уплотнением 12. Вытекание масла из полости А наружу предотвращается резиновыми уплотнительными кольцами 1 и 5.
Масло, просочившееся по цапфам шестерен, поступает через отверстие 3 в крышке и сверление в ведомой шестерне 7 в полость В, которая соединена с полостью всасывания. Таким образом, все просочившееся масло попадает во всасывающую полость.
Выходящий конец цапфы ведущей шестерни 8 уплотняется самоподжимным сальником 2, запрессованным в крышку 6 насоса. Последняя прикреплена к корпусу насоса и служит привалочной плоскостью, которой насос крепится на двигателе. Вал насоса может иметь левое или правое направление вращения.
Чтобы изменить направление вращения, нужно поменять местами ведущую и ведомую шестерни, повернуть крышку насоса на 180° и повернуть втулки одну относительно другой в противоположную сторону, чтобы сохранить возможность выхода запертого между зубьями масла в нагнетательную полость.
На тракторах МТЗ-5Л (МТЗ-5М) и Т-28 насос приводится во вращение от распределительных шестерен двигателя. Насос включается рукояткой. У трактора МТЗ насос включается при помощи соединительной муфты, изображенной на рисунке 210. Эта муфта может перемещаться по шлицевому концу вала насоса вилкой 6, закрепленной на валике 5. На конце валика насажена рукоятка выключения 7. Нижнее положение рукоятки соответствует выключенному положению насоса, верхнее — включенному. Во избежание поломок деталей привода насос включается либо перед запуском двигателя, либо на очень малых оборотах.
В соединительной муфте насоса трактора Т-28 в отличие от аналогичной муфты трактора ДТ-24 движение передается валу насоса от шестерни привода через шлицевую втулку валика и шарики. При включении насоса под действием центробежных сил шарики выходят из своих гнезд во втулке и разобщают шестерню привода с шлицевой втулкой и, следовательно, с валом насоса. Благодаря такому соединению эта муфта позволяет производить включение масляного насоса гидросистемы без остановки двигателя.
На тракторах ДТ-14Б насос установлен на задней стенке картера двигателя и приводится во вращение правым валиком уравновешивающего механизма. Муфта привода перемещается по шлицевому валу насоса и при включении входит в зубчатый фланец, закрепленный на заднем противовесе правого валика уравновешивающего механизма. Муфта насоса включается рычагом, который поворачивает ось с закрепленной на ней вилкой. Во включенном и выключенном положениях рычаг удерживается шариковым стопором.
www.traktora.org
Шестеренные насосы являются объемными роторными гидромашинами с вытеснителями в виде зубчатых колес. Из всех роторных насосов они имеют наиболее простую конструкцию.
Шестеренные насосы бывают с внешним и внутренним зацеплением. В насосах с внешним зацеплением, получивших наибольшее распространение, при вращении шестерен жидкость, заключенная во впадинах шестерен, переносится из полости всасывания в полость нагнетания и затем выдавливается в напорную линию зубьями шестерен, вступающими в зацепление. Число зубьев у шестерен принимают обычно равным 6…12. В полости всасывания зубья выходят из зацепления, и освобождаемый объем заполняется жидкостью. Процесс имеет циклический характер и повторяется непрерывно с вращением шестерен.
Величина объемного КПД шестеренного (зубчатого) насоса в основном зависит от утечек жидкости через зазоры, образованные головками зубьев и корпусом насоса, а также между торцовыми поверхностями шестерен и боковыми стенками насоса. Кроме того, дополнительно возникают утечки по линии контакта зубьев. Максимально объемный КПД таких насосов не превышает 0,8…0,95. Для уменьшения утечек стремятся подогнать сопрягаемые детали насоса и сделать минимальными зазоры между шестернями и корпусом насоса. При изготовлении зубьев с высокой точностью утечки по линии их контакта могут быть сведены к нулю. Шестеренные насосы с внутренним зацеплением применяют значительно реже, чем насосы с внешним зацеплением из-за высоких требований к точности изготовления. Основное их преимущество в сравнении с шестеренными насосами внешнего зацепления – компактность.
Перечисляя технические особенности шестеренных насосов, стоит отметить, что в такого рода насосах применяются только прямозубые шестерни.
***
Зубчатым (или шестеренным) насосам присущи все достоинства и недостатки объемных насосов, которые описаны здесь. Отдельно следует отметить, что шестеренные насосы - самые простые по конструкции и самые дешевые из объемных насосов. Они отличаются компактностью, высокой надежностью работы, относительно высоким КПД (до 80%), низкими требованиями к очистке рабочей жидкости (насосы работоспособны, если тонкость фильтрации не хуже 100 мкм). В этих машинах отсутствуют элементы, подверженные неуравновешенному действию центробежных сил или движущиеся с ускорением, что позволяет эксплуатировать их при частоте вращения до n = 30 с-1.
С технической точки зрения очень удобным является то, что большинство шестеренных насосов не нуждаются в смазке, так как роль её выполняет рабочая жидкость.
Существенный недостаток шестеренных насосов – пульсация жидкости на выходе, вызываемая конструктивными особенностями зубчатого зацепления. Пульсация потока приводит к пульсации давления и повышенному шуму (до 90 дБ). Кроме того, при работе шестеренных насосов возникает большая по величине и постоянная по направлению нагрузка на опоры шестерен, вызванная разностью давлений в напорной и всасывающей камерах. Эта сила вызывает повышенное изнашивание опор, что снижает долговечность насоса.
Полный КПД большинства шестеренных насосов обычно не превышает 0,6…0,75, эта величина является наименьшей по сравнению с полным КПД объемных насосов других типов. Кроме того, шестеренные насосы характерны небольшим сроком службы при работе с высоким давлением. Поэтому их рекомендуется применять в тех гидромашинах и гидроприводах, где величина КПД не имеет существенного значения.
***
Шестеренные насосы применяют в приводах технологического оборудования при сравнительно небольших давлениях (до 2,5 МПа). Такие насосы применяются чаще всего для перекачивания вязких жидкостей: масла, нефти, мазута, дизельного топлива, легко застывающих жидкостей (например, битума, парафина или вискозы), не содержащих механических примесей. Они широко распространены в машиностроении, нефтяной и химической промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве, строительстве.
***
Простейший шестеренный насос состоит из пары одинаковых шестерен - ведущей и ведомой, находящихся в зацеплении и помещенных в корпусе насоса (статоре) с малыми торцовыми и радиальными зазорами. Ведущая шестерня приводится во вращение двигателем. При вращении шестерен жидкость, заполняющая впадины между зубьями, перемещается из полости всасывания в полость нагнетания. Так как крышка корпуса насоса достаточно плотно прилегает к торцам шестерен, то жидкость выжимается из впадин, когда зубья входят в зацепление на противоположной нагнетательной стороне насоса. Перетеканию жидкости в обратном направлении препятствует плотное сцепление зубьев шестерен.
Вследствие разности давлений на всасывающей и нагнетательной сторонах шестерни подвергаются воздействию радиальных сил, что может привести к заклиниванию ротора. Чтобы предотвратить чрезмерное увеличение давления в области нагнетания и образование вакуума на противоположной стороне при отходе зуба из впадин, в корпусе насосов выполняют разгрузочные каналы для выравнивания давления. Для этих же целей могут служить каналы и в роторных шестернях, полученные сверлением отверстий во впадинах зубьев. В насосах высокого давления (свыше 10 МПа) торцовые зазоры уплотнены специальными "плавающими" втулками, которые прижимаются к шестерням при повышенном давлении. Для повышения давления жидкости применяют многоступенчатые шестеренные насосы, в которых подача каждой последующей ступени меньше подачи предыдущей. Они развивают давление до 20 МПа.
Шестеренный (или зубчатый) насос, представленный на рис. 1, состоит из корпуса 1, в цилиндрических расточках которого с минимальными радиальными зазорами располагаются зубчатые колеса 2 и 3. Корпус закрыт с двух сторон крышками. Рабочие камеры всасывания В и нагнетания H образованы поверхностями корпуса, крышек и зубчатых колес. Одно из колес приводится во вращение от приводного электродвигателя, второе вращается за счет зубчатого зацепления (является ведомым).
При вращении шестерен зубья выходят из зацепления в камере В, освобождающиеся впадины увеличивают объем камеры, что приводит к образованию в ней вакуума рвак. За счет разности давлений в баке насосной станции (рa > рвак) и камере В жидкость заполняет освободившийся объем – происходит процесс всасывания. Во впадинах вращающиеся шестерни переносят масло из камеры В в камеру нагнетания Н.
При входе зубьев в зацепление жидкость вытесняется из впадин под избыточным давлением ризб в напорную линию привода или системы – происходит процесс нагнетания.
Теоретическую производительность шестеренного насоса определяют по формуле:
Qm = 2πm2zbn, м3/с (1)
где: m, z, b – модуль, число зубьев, ширина венца ведущего зубчатого колеса; n – частота вращения вала насоса.
Анализ формулы (1) показывает, что производительность (подачу) данного насоса можно изменить только за счет регулирования частоты вращения вала приводного двигателя, следовательно, сам по себе шестеренный насос представляет собой нерегулируемую гидравлическую машину.
***
Буквенные и цифровые обозначения в маркировке шестеренных насосов означают следующее:
Группы цифр и чисел, проставляемые через дефис:
После цифровых групп может присутствовать буквенное обозначение материала, из которого изготовлена проточная часть (корпус) насоса:
Шестеренные насосы выпускают как правого, так и левого вращения, о чем есть указание на их корпусах знаками "Правый" или "Левый" (или буквами "Л", "П").
Кроме перечисленных выше обозначений насосов в их маркировке могут присутствовать и некоторые другие знаки, поясняющие конструктивные особенности.
В конце маркировки обычно проставляются технические условия на изготовление насоса.
Пример маркировки шестеренного насоса:
НМШГФ 0,6-25-0,25/25 Ю ТУ26-06-1558-89
здесь:НМШГФ - насос масляный шестеренный с обогревом корпуса и фланцевым креплением;0,6 - подача насоса в литрах на 100 оборотов;25 - наибольшее давление насоса, кгс/см2;0,25 - подача насоса в агрегате, м3/ч;25 - давление на выходе из насоса в агрегате, кгс/см2;Ю - материал проточной части насоса - алюминиевый сплав;ТУ 26-06-1558-89 - обозначение технических условий.
В технических и графических характеристиках масляных насосов могут применяться следующие условные обозначения:
Надёжность шестеренного насоса во многом обеспечена использованием предохранительного клапана. Срабатывая, он должен обеспечивать сброс лишнего давления. Предел срабатывания клапана устанавливается производителем и указывается в сопроводительной документации. Наиболее часто устанавливаемый предел срабатывания составляет примерно 1,5 величины рабочего давления насоса.
***
В таблице ниже приведены основные рабочие характеристики некоторых типов шестеренных насосов, часто применяющихся в машиностроении. Здесь же приведены параметры приводных двигателей для этих насосов.
Марка насоса |
Подача, м3/час |
Давление насоса,кгс/см2 |
Потребная мощность двигателя, кВт |
Частота вращения, об/мин |
НМШ 12-25-10/10-1 | 10 |
10 |
11 |
1450 |
НМШ 12-25-10/4-1 | 10 |
4 |
5,5 |
1450 |
НМШ 2-40-1,6/16-1 | 1,6 |
16 |
2,2 |
1450 |
НМШ 2-40-1,6/16-10 | 1,6 |
16 |
2,2 |
1450 |
НМШ 2-40-1,6/16-15 | 1,6 |
16 |
3 |
1450 |
НМШ 2-40-1,6/16-5 | 1,6 |
16 |
1,5 |
1450 |
НМШ 32-10-18/10-1 | 18 |
10 |
7,5 |
980 |
НМШ 32-10-18/10-5 | 18 |
10 |
7,5 |
980 |
НМШ 32-10-18/4-5 | 18 |
4 |
5,5 |
980 |
НМШ 32-10-18/6-1 | 18 |
6 |
5,5 |
980 |
НМШ 32-10-18/6-33 | 18 |
6 |
7 |
980 |
НМШ 32-10-18/6-5 | 18 |
6 |
5,5 |
980 |
НМШ 5-25-2,5/6-1 | 2,5 |
6 |
2,2 |
980 |
НМШ 5-25-2,5/6-10 | 2,5 |
6 |
2,2 |
980 |
НМШ 5-25-2,5/6-5 | 2,5 |
6 |
1,5 |
980 |
НМШ 5-25-4,0/10-5 | 4 |
10 |
3 |
1450 |
НМШ 5-25-4,0/25-1 | 4 |
25 |
5,5 |
1450 |
НМШ 5-25-4,0/25-5 | 4 |
25 |
5,5 |
1450 |
НМШ 8-25-6,3/10-1 | 6,3 |
10 |
4 |
1450 |
НМШ 8-25-6,3/2,5-5 | 6,3 |
2,5 |
1,5 |
1450 |
НМШГ 20-25-14/10-1 | 14 |
10 |
7,5 |
980 |
НМШГ 8-25-6,3/10-5 | 6,3 |
10 |
4 |
1450 |
НМШФ 0,6-25-0,25/25Ю-5 | 0,25 |
25 |
0,75 |
980 |
НМШФ 2-40-0,8/16Б-13 | 1,6 |
16 |
2,2 |
980 |
Ш 40-4-19,5/4-1 | 19,5 |
4 |
5,5 |
980 |
Ш 80-2,5-37,5/2,5-1 | 37,5 |
2,5 |
11 |
980 |
***
Пластинчатые насосы
k-a-t.ru