|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
В конструкции велика присутствуют не только основные элементы в виде колес, руля, седла и педалей, но и другие многочисленные не менее важные узлы. Подробные знания о том, из чего состоит велосипед, помогут в будущей диагностике и ремонте устройства, а также в подборе и установке нужных запчастей. Чтобы срок службы данного транспортного средства был максимальным, необходимо содержать в исправном состоянии каждую деталь, входящую в устройство велосипеда. А для этого следует подробно изучить составные части велосипедной конструкции и понять, какова роль каждой из них.
В строении велика есть ряд совпадений с автомобильной конструкцией. Здесь также при креплении всех рабочих узлов используется несущее основание, представленное в виде рамы. По типу рамы можно определить назначение транспортного устройства, а уровень качества рамы напрямую влияет на продолжительность его периода службы.
Характерной особенностью рамы велосипедного устройства является ромбовидная форма каркаса, к которому приварены элементы, представленные передними и подседельной трубами, а также перьями верхнего и нижнего типа. Между передними трубами есть соединение, представленное рулевым стаканом, трубой нижнего типа, перьями и подседельной конструкцией – кареточного стакана, а соединение верхних и нижних перьев происходит посредством подвижного кронштейна колеса сзади. Также соединение проходит у перьев и подседельной трубы с передними трубами с обеих сторон велика.
У задних с передними частями, представляющих подседельную трубу, есть некие внешние различия в виде неодинаковых треугольников. По их параметрам и геометрии можно определить, какого типа и назначения транспортное средство. На современном рынке различают рамы многочисленных видов, подразделяющихся на:
Все модели велосипедов можно разделить на два типа: полноразмерного и складного. Байки первого типа представляют собой не складной, а разборный механизм. Велики складного типа, благодаря возможности складывания рамы по стыку, отличаются удобством при любых перевозках и хранении. Но в отличие от моделей полноразмерного типа складные велосипеды имеют худшие ходовые показатели.
В зависимости от того, из какого материала изготовлена опорная часть устройства, срок его эксплуатации будет меньшим или большим. Среди современных решений особую распространённость получили рамы из таких материалов как сталь, алюминий и карбон.
Производители, добавляющие в устройство велосипеда стальные рамы, ориентируются в первую очередь на городских жителей. Такие модели высокопрочные, ударостойкие, но также очень тяжелые и отличаются низкой гибкостью и динамикой.
Более дорогим вариантом в конструкции велосипеда стали алюминиевые рамы, которые имеют лучшую манёвренность и пассивную амортизацию. Столь легкие и прочные рамы положительно влияют на динамику всего устройства.
Модели, основа которых выполнена из карбонового материала, как правило, применимы среди спортсменов. Данный вариант имеет самую лучшую манёвренность и долгий срок службы.
Такие составные детали как колеса представлены в виде высокопрочной и лёгкой конструкции. Их движение возможно благодаря удержанию во вращательном процессе рамы в вертикальном состоянии. Как правило, 2-колесному транспортному средству характерен задний привод, при котором в роли толкающего выступает колесо сзади устройства, а роль весомого и контролирующего процесс управления колеса выполняется передним.
Основные детали, входящие в состав колеса велосипеда, представлены втулками, ободьями, шинами и покрышкой.
Состав втулки представлен осью, подшипниками и шайбами. Задача данной детали состоит в задании и удержании вращательного состояния. Также втулки заднего колеса являются местом для крепления звезд. Если велосипед дорожной модели, то внутрь втулки заднего колеса внедрен тормозной механизм.
Роль обода, представленного в виде круглого, закрепленного к втулке кольца, направлена придание устойчивости колес к различным ударам и нагрузкам.
Состав шины представлен камерами и покрышками. Внешний вид камеры напоминает полое резиновое изделие, через ниппель которого происходит закачка воздуха во внутреннюю часть шинного элемента. Внешней шинной составляющей является покрышка из бортов, боковин и протектора. Цель предназначения велосипеда влияет на используемый тип покрышки.
Придать колесам видимости помогает катафот, представленный в виде оранжевого вставочного элемента на спицах.
Среди главных механизмов, представляющих устройство велосипеда, важная роль отведена рулевому узлу, который представляют рулевая колонка, вынос руля, а также элементы в видевилки и рулевой детали.
Задача вилки заключается в соединении руля с передним колесом. Место установки данного элемента руля посредством штока представлено в виде переднего стакана рамы. При вставке руля используется внутренняя часть вилки, а закрепление колеса происходит посредством дропаута.
Свободное вращение вилки обеспечивает рулевая колонка, для установки которой используется внутренняя часть стакана. Состав представлен верхними и нижними чашками, подшипниками и фиксирующими кольцами.
У руля велосипеда, входящего в состав системы управления, в качестве составляющих элементов выступают труба в горизонтально-изогнутом виде и шток вертикального типа. Форма руля подразделяет данный элемент устройства на:
Вынос руля выступает в качестве элемента, определяющего расстояние между рулём и рамой, для крепления которого используется регулировочная труба. В зависимости от модели может быть установлен вынос руля жёсткого и регулируемого типа. У дорожных моделей данный элемент отсутствует. В зависимости от того, насколько седло удалено от руля, посадка велосипедиста больше или меньше приближена к горизонтальному положению.
Местом фиксации такого элемента как седло является центральная труба рамы, а его средством – подседельный штырь. Высота данного составляющего системы управления подлежит регулировке. А на ширину элемента влияет тип транспортного средства. Велосипедное седло может быть различным по форме и длине.
Понятие амортизационной системы означает выполнение функций гашения колебаний и смягчения нагрузки от ударов. Местом расположения данной системы является передняя вилка. Роль составляющих амортизатора принадлежит пружинам и демпферу. Применяемые компоненты определяют тип вилки. Такой элемент как амортизатор – это то, без чего состоит велосипед дорожного и шоссейного назначения. В устройствах горного типа присутствует задний амортизатор, целью которого является сглаживание колебаний рамы. Также существуют и двухподвесные модели, имеющие два амортизатора.
Благодаря составляющим элементам трансмиссии транспортное средство может выполнять главную свою функцию – быть в движении. Данная система непроста и включает в себя многочисленные элементы, представленных в виде:
Действие кареточной детали направлено на соединение шатунов с передними звездами. Благодаря фиксированным подшипникам со сквозной осью на них, кареточный узел предоставляет возможность осуществления вращательных действий без проворачивания в свободном режиме.
Задача шатунов - соединить кареточную деталь и педали. Такие элементы по типу крепежа представлены в двух видах: шлицевом и квадратном. В комплект к двусоставным шатунам добавлена спереди звезда, местом закрепления которой является правый шатун.
Целью такого элемента как педали является предоставление опоры ногам посредством передачи усилий шатунам, каретке и передним звездам. Назначение устройства влияет на установку того или иного вида педалей:
Что касается мест крепления звезд, то их задний тип соединяется с втулкой колеса сзади. Всем передним звездам соответствует по 2 или 3 задней звезды. Контроль за высокими передачами осуществляют звезды маленького размера, за низкими передачами – большого.
Соединение задних с передними звездами осуществляется посредством цепи. Иными словами задачей цепи является передача тяги кассете от системы. Перебросить цепь помогают переключатели, для управления за которыми используются манетки руля. Данные элементы трансмиссии подразделяются на:
Посредством манеток возможно переключение передачи благодаря их соединению приводными тросами с переключателями.
У тормозной системы одна из самых важных задач, при невыполнении которой устройство не может быть использовано. Велосипеды различаются тормозными системами, представленными несколькими классами в виде:
Ободного типа тормозная система отличается зажимной конструкцией с наличием колодок. Действие таких тормозов направлено на замедление вращательных движений ободьев колес. Характерной особенностью системы тормозов клещевой модели является присутствие одного крепления. Задача клещей – обеспечить дополнительными тормозами велосипеды шоссейной модели и синглспиды.
Принцип работы модели тормозов V-brake схож с принципом функционирования клещей. Отличительной особенностью является повышенный показатель точности и силы тормоза. В составе у системы тормозов в дисковом варианте находится:
Наиболее устарелыми являются тормоза барабанно-втулочного типа, которые можно наблюдать на велосипедах дорожных моделей.
yvelo.ru
Колеса являются принимающей стороной крутящего момента от двигателя. Путем сцепления с дорогой они способствуют движению автомобиля, принимают удары и толчки из-за неровностей, а затем сглаживают их. Торможение, разгон зависят также от колес. Устройство колес представлено на рисунке 16.1. Оно включает в себя диск с ободом и шины.
Диск. К диску крепится обод, сам диск прикреплен к ступице колеса коническими болтами или гайками.
Шина. Различают два типа шин: шина камерная и шина бескамерная. Если шина камерная, то ее камера заполняется воздухом. Бескамерная шина – это покрышка авто.
В свою очередь сама покрышка состоит из каркаса, проектора, боковин и бортов.
Каркас шины - силовая основа покрышка. Каркас состоит из нескольких слоев корда (специальный материал). Этот держит давление сжатого воздуха изнутри и нагрузку от дороги наружи.
Протектор. Самый последний слой покрышки. Он непосредственно соприкасается с дорогой. На протекторе выдавлен определенный рисунок.
Рисунки протектора также бывают разных типов: дорожный, универсальный и специальный. В зависимости от условий эксплуатации автомобиля (зима, лето), выбирают покрышки с разным рисунком. Рис. 16.2. Расположение нитей корда а) диагональное б) радиальное
Тип шин также можно разделить в зависимости от корда. Нити корда могут быть расположены диагонально и радиально.
Если нити имеют диагональное расположение, угол их наклона равен 35-38о. Такое расположение позволяет соединить боковины покрышек по диагонали. Если же нити расположены радиально, то угол их наклона почти прямой. Борта покрышки соединены прямыми нитями. Различное расположение нитей представлено на рисунке 16.2.
Шины для автомобиля необходимо покупать в соответствие с рекомендациями завода-изготовителя.
Шум и стуки в подвеске. Причина: ослабление болтов крепления, износ шарниров, поломка пружины, неисправность амортизатора. Способ устранения: подтянуть болты, заменить неисправные детали.
Повышенный и неравномерный износ шин. Причина: износ шаровых шарниров подвески, дисбаланс колес, нарушение углов установки передних колес. Способ устранения: регулировка углов установки передних колес, замена изношенных деталей, восстановить баланс колес.
Увод автомобиля в сторону от прямолинейного движения. Причина: нарушение углов установки передних колес, неодинаковое давление воздуха в шинах, деформация рычагов передней подвески, разная жесткость пружин, неисправность верхней опоры одной из телескопических стоек, поломка стабилизатора. Способ устранения: регулировка углов установки передних колес, давления воздуха в шинах, замена неисправных деталей.
Повышенные вибрации при движении. Причина: дисбаланс колес, вздутие на боковине шины, повреждение дисков колес, износ подшипников ступиц колес, шаровых опор рычагов подвески. Способ устранения: восстановление баланса колес, замена неисправных механизмов.
www.prava.uz
В данной статье детально рассказано про велосипедные колеса. Какие они бывают, из чего они состоят, какие лучше, какие бывают покрышки, и многое другое.
Из чего состоит колесо велосипеда? — это втулка, содержащая внутри ось, вокруг которой вращается колесо. Это спицы, которыми втулка жёстко соединяется с ободом, непосредственно сам обод, и надетая на него покрышка. Это основные компоненты современного колеса.
Опишу каждый из них подробнее.
Задняя втулка.
И так, что же такое велосипедная втулка? — Это сложный механизм, перед которым стоит множество задач. Внутри втулки находятся подшипники, облегчающие вращения колеса. С внутренней стороны подшипник соприкасается с осью колеса. Ось может быть вставной, являясь частью рамы, а может быть частью втулки. С наружной стороны подшипник соприкасается с корпусом втулки, который предназначен для закрепления на втулке ведомых звёзд и механизма холостого хода. Также, к корпусу втулки закрепляются спицы. В случае использования дисковых тормозов, место для закрепления тормозного ротора. Механизм холостого хода (чаще всего) конструктивно исполняется как часть втулки, и представляет собой особую круговую поверхность с выемками, за которые зацепляются специальные подпружиненные упоры – «флажки».
Механизм холостого хода находится внутри «барабана» — специальной части втулки, на которую устанавливается блок ведомых звёзд — кассета. Так устроены большинство втулок для маунтинбайка и дорожного велосипеда. На недорогих велосипедах, используется другое конструктивное решение – втулка не имеет «встроенного» механизма холостого хода, а тот в свою очередь, конструктивно объединён в отдельный узел с задними звёздами (одной или несколькими) и накручивается на втулку. Встречаются конструкции, где ведомая звезда объединена конструктивно только с частью механизма холостого хода, на которой находятся упоры – «флажки», тогда как часть механизма с зубчатыми поверхностями является частью самой втулки.
Передняя втулка не имеет никаких механизмов, содержит в себе только подшипники и, при необходимости, крепление для дискового тормоза.
Для начала о задних втулках.
Крепление любой втулки можно описать двумя цифрами – первая из них будет означать ширину корпуса втулки, вторая – толщину оси.
Итак:
120х10. Этот стандарт используется только в велосипедах для трековых гонок. Крепление втулки выполняется с учётом требований 1-скоростной трансмиссии – на болтах или на гайках.
130х10. Шоссейный стандарт. Подавляющее большинство шоссейных велосипедов с клещевыми тормозами оснащаются втулками данного стандарта. Используется эксцентрик, редко – болты или гайки. Существуют специальные версии таких втулок с креплением дискового тормоза – для велосипедов, использующихся в велокроссе.
135х10. Самый распространённый стандарт, встречающийся в подавляющем большинстве горных и прогулочных велосипедов. Увеличенная по сравнению с шоссейным стандартом ширина оси необходима для того, чтобы раздвинуть задний треугольник с целью установки широкой покрышки (больше 1.5 дюйма)
В горных велосипедах втулки стандарта 135х10 устанавливаются как с помощью эксцентрикового крепления, так и с помощью вставной оси. Встречаются и специальные втулки с креплением к раме с помощью гаек, накручивающихся на ось, или с помощью специальных болтов, в ось вкручивающихся.
135х12. Этот стандарт используется в основном, в велосипедах для фрирайда, где необходима дополнительная жёсткость заднего треугольника. Эту жёсткость обеспечивает массивная 12мм вставная ось, которая является единственным вариантом крепления подобных втулок.
142х12 (х12). Новый стандарт крепления заднего колеса. Сложно сказать, что вызвало его появление, с большой вероятностью, стремление к широкой резине и новые достижения в технологиях обработки материалов, позволили создать крепление, чуть-чуть не дотягивающее до самого прочного и надёжного стандарта, но без влияния на прочность и вес. В любом случае, уже сейчас понятно, что будущее маунтинбайка за стандартом «x12»
150х12. Стандарт для даунхильных и фрирайдных байков. Ширина задней втулки обусловлена использованием самой широкой резины, начиная от 2.5 дюймов. Такая ширина покрышки накладывает необходимость увеличения каретки. Рамы под этот стандарт оснащаются широкими кареточными узлами (83 или 100мм), а в случае использования стандартной ширины каретки (68\73мм) требуют установки каретки с длинным валом.
165х12. Редко встречающийся стандарт, использование которого обусловлено желанием производителя установить или предусмотреть возможность установки плавающего крепления заднего дискового тормоза. По сути, является вариацией стандарта 150х12, где со стороны тормоза добавлена возможность установить на ось массивное крепление плавающей конструкции.
С передними втулками всё проще, существует всего три распространённых стандарта крепления переднего колеса к велосипеду.
100х9. Этот стандарт универсален, он используется как в шоссейных, так и в горных велосипедах. Втулка закрепляется в вилке с помощью эксцентрика, гаек или болтов.
100х15. Относительно новый стандарт для легких велосипедов, оснащённых длинноходными амортизационными вилками. Стандарт позволяет добиться хороших показателей в жёсткости крепления без ущерба весу и прочности, превосходя эксцентриковые крепления. Благодаря существенному прогрессу в технологиях и материалах, стандарт начинает занимать уверенные позиции и среди лёгких байков с небольшим ходом подвески.
110х20. Стандарт «де-факто» для всех экстремальных дисциплин маунтинбайка, претерпевший множество вариаций и технических решений, позволяющий использовать амортизационные вилки перевёрнутой конструкции, обеспечивающий максимальную жёсткость. Сейчас 20мм ось сдаёт позиции в категориях All-Mountain, Trail и Enduro в сторону 15мм осей, но всё равно остаётся ведущим стандартом для даунхилла, фрирайда и слоупстайла.
Есть ещё несколько разновидностей крепления переднего колеса, реализованных на велосипедах, продававшихся в розничных магазинах, но все эти разновидности – следствие экспериментов и неудачных попыток ввести новый стандарт. Так, например, всемирно известный производитель вилок Marzocchi выпускали вилки (и втулки к ним, в содружестве с компанией Formula) для использования с 20мм осью, но с креплением на эксцентрике. Компания Maverick использует оси диаметром 25мм для своих вилок, тот-же диаметр оси (но другое крепление) было использовано Specialized в течение нескольких лет для вилок велосипедов серии Enduro. Всемирно известный производитель велосипедов для даухнилла — компания Foes, в своих вилках увеличила диаметр оси до 30мм. Подобные технические решения безусловно заслуживают внимания, но их практическое использование существенно ограничивает пользователя в выборе компонентов. Так, например, выбор втулок ограничен одним производителем, а при замене вилки на аналогичную по классу, но другого производителя, требуется и замена передней втулки, что связано с недешёвыми и непростыми работами по переспицовке колеса.
Отдельно пару слов о BMX. Здесь используются всего два стандарта, отличающиеся диаметром оси: 10мм и 14мм. Ширина задней втулки на BMX – 110мм, передней – 100мм.
Толстая 14мм ось используется в дисциплинах, где нужны пеги – стрит, верт, флэт. В дёртджампинге и рэйсе используются оси 10мм. Любую раму или вилку для осей 14мм можно использовать с 10мм. осями втулок с помощью простых адаптеров. Кстати, не лишним будет заметить, что так же, как стрит-катание пришло в маунтинбайк, так и втулки с осями 14мм можно встретить и на рамах для 24-дюймовых и 26-дюймовых колёс, как в классической BMX-ширине 110мм, так и в «горной» — 135мм.
Крепление дискового тормоза.
Спицы.
Часть спицы, непосредственно закрепляющаяся во втулке, имеет загиб Г-образной формы. Несмотря на простую конструкцию, есть и недостаток – малая площадь контакта со втулкой, в связи с чем – сильные напряжения металла в месте крепления спицы. Решить эту проблемы призваны прямые спицы, где площадь контакта спицы и корпуса втулки ограничивается только головкой, за счёт чего пятно контакта распределено более равномерно. Но конструкция втулки для прямых спиц сложнее и дороже в изготовлении, поэтому прямые спицы получили своё распространение в основном в фабричных колёсах, изготавливающихся целиком силами одного производителя.
Обода.
В случае, если обод предназначен для использования с ободными тормозами, боковые стенки обода усиливаются и шлифуются для лучшего сцепления с колодками тормозов. Обода для использования с дисковыми тормозами имеют другой профиль боковой стенки, позволяющий снизить вес, но полностью исключающий возможность использования ободных тормозов. Внешний край боковой стенки имеет специальное утолщение, предназначенное для удержания на ободе корда покрышки.
Высота обода прямо влияет на необходимую длину спиц, использующихся для сборки колеса. С практической стороны, более высокий профиль позволяет сделать колесо более жёстким, что необходимо для лучшей передачи усилий от привода на покрышку, но слишком жёсткий обод не позволяет колесу «играть» и колесо будет испытывать большие нагрузки при агрессивном катании по бездорожью. Высота обода обозначается параметром ERD – EffectiveRimDiameter. Эта цифра обозначает расстояние между двумя противоположными отверстиями для спиц.
Так для колеса 26 дюймов размер обода составляет 559мм.
Для колёс 27.5 дюймов или 650b – 584мм.
Эта цифра содержится в стандарте ETRTO, который в данный момент заменён на стандарт ISO. Именно эти цифры означают реальный диаметр обода и покрышки в части их соединения между собой. Традиционные названия колёс – 26, 28, 27 и 29 дюймов на самом деле не означают ничего и основаны на приблизительном размере колеса с надетой на него покрышкой. Естественно, что при изменении размера покрышки, реальный диаметр колеса будет так-же меняться, так например колесо 700с (622мм) с покрышкой высотой в 1 дюйм будет относиться к 28-дюймовым колёсам, а с покрышкой 2.3 дюйма – к 29-дюймовым.
Речь пойдёт только о внутренней ширине. Наружная ширина не имеет определяющего значения.
Так например, если используются покрышки, шириной до 1.9 дюйма, ширина обода не должна превышать 17мм. Использование более широких ободов приведёт к тому, что профиль покрышки, надетой на обод, будет неправильным, растянутым, в результате чего боковые элементы протектора не будут работать правильно. Использование с подобным ободом более широкой резины также не приведёт ни к чему хорошему – покрышка будет сжата на ободе, будет часто подламываться, в поворотах будут работать не боковые стенки, а центральная часть протектора, для этого не предназначенная.
17мм и меньше – покрышки, шириной до 2 дюймов.
21мм – покрышки 2.3-2.5 дюйма
Естественно, что в разных условиях вы будете использовать разную резину, так например для города и асфальта есть смысл поставить узкие слики, а в горы – широкие покрышки с агрессивным протектором. Совет – выбирайте обода, ориентируясь на наиболее часто используемый размер резины. Так например, автор использует для катания по лесам покрышки шириной 2.1 дюйма, в горах используя 2.35 или 2.4. Как следствие, установлены обода шириной 19мм, сохраняющие возможность использование при необходимости, более широкой резины.
Ещё немного о размере колеса. Самым распространённым размером колеса является колесо 26 дюймов. Этот размер применяется во всех внедорожных велосипедах, во многих велосипедах для активного отдыха и путешествий, в прогулочных велосипедах. Размер поистине универсальный – колесо 26 дюймов даёт хорошую проходимость, обладает достаточной жёсткостью даже на низких и лёгких ободах, для таких колёс на рынке представлено просто огромное количество покрышек.
Компромиссом между двумя этими размерами в последние годы становится размер 650b или 27.5 дюймов. В отличие от 29 дюймов, этот размер абсолютно новый. Как подобные колёса покажут себя в деле, будет понятно в ближайшие годы. Компоненты для сборки подобных колёс, ориентированные на их использование рамы и вилки уже включены в каталоги производителей на 2013й год.
На данный момент, для самостоятельной сборки колеса используются 28, 32, 36 или 48 спиц. Колёса на 28 спицах используются преимущественно в шоссе или кросскантри. 36 спиц используются в основном в колёсах велосипедов начального уровня, где подобной спицовкой достигается компенсация недостаточной прочности недорогого обода. Также, 36 спиц устанавливается в колёса для экстремальных дисциплин маунтинбайка с целью повысить прочность колеса, хотя в последнее время спицовка 32 спицами преобладает и в таких колёсах, так как налажен выпуск достаточно прочных ободов и спиц. 48 спиц используются только в BMX и специальных колёсах для дёртджмпинга размера 24 дюйма. Иногда, исходя из эстетических предпочтений, с 48 спицами собираются колёса для круизёров.
Метод спицовки колеса определяется его назначением. Большинство колёс спицуется в три креста. Это означает, что каждая спица на протяжении от втулки до обода пересекает три другие спицы. Колёса для кросскантри и шоссе часто спицуются в два креста – каждая спица пересекает не три, а две другие. Существует также радиальная спицовка – спицовка «солнышком». Спицы при такой спицовке не пересекаются и расходятся от втулки к ободу радиально. Заспицованное радиально колесо очень требовательно к качеству спиц, обода и втулки, использование таких колёс с дисковыми тормозами невозможно.
Фабричные колёса.
Многие производители компонентов для колёс, выпускают не только отдельные детали – обода, спицы, втулки, но и самостоятельно собирают колёса. Наличие хорошей испытательной базы и большие ресурсы для разработки позволяют производителям с максимальной точностью обеспечить расчёт всех параметров жёсткости и прочности. Результат – колёса с достаточно экзотической конструкцией, с использованием нестандартных материалов, редко встречающихся среди «самосборных» колёс. Большинство фабричных колёс собирается на втулках под прямые спицы, в качестве материала для спиц используется алюминий, сталь или даже композит. Количество спиц снижается, и в зависимости от назначения составляет от 18 до 28 спиц. Профиль спиц часто плоский, аэродинамический, часто крепление спицы не стандартное – с ниппелями, расположенными не со стороны обода, а со стороны втулки. Преимущество фабричных колёс – низкий вес, высокая жёсткость и прочность, интересный внешний вид. Недостатки – плохая ремонтопригодность, необходимость использования только оригинальных запчастей для ремонта.
На данный момент, существует огромное количество самых разных покрышек для велосипеда. Разделить их можно по нескольким признакам: тип протектора, тип компаунда, плетение, материал корда, возможность использования без камер.
Слик – покрышка с протектором без рисунка.
Слики – гладкие покрышки, не оснащённые грунтозацепами. Их использование – ровный асфальт. Протектор слика может быть оснащён только канавками – водоотводами. Слики позволяют достичь хороших скоростей на гладком асфальте, но практически бесполезны на грунтовых дорогах и, теме более, на бездорожье.
Полуслик – покрышка, совмещающая в себе качества дорожной и внедорожной резины. Средняя часть протектора таких покрышек гладкая, с небольшими грунтозацепами (0.5-1мм в высоту), при этом боковые элементы развиты хорошо.
Такой рисунок призван обеспечить хороший накат на ровных покрытиях и удержать ваш велосипед в поворотах на бездорожье. В действительности, качества полуслика сильно преувеличиваются – накат по асфальту и грунту сильно уступает дорожным покрышкам, в то время как внедорожные качества практически отсутствуют.
Покрышки для использования в горах — их просто определить по ярко выраженным грунтозацепам в несколько миллиметров высотой, расположенным реже, чем грунтозацепы внедорожных покрышек.
Шипованная резина – может оснащаться любым типом протектора, но с дополнительными железными шипами.
Предназначена для катания зимой, по утоптанному снегу и льду.
Тип компаунда, из которого изготовлен протектор покрышки, напрямую влияет на три показателя: сцепление резины с поверхностью, скорость велосипеда и износ покрышки.
Средние компаунды – держат трассу лучше, чем жёсткие, но при этом оказывают сопротивление качению. Изнашиваются быстрее. 60а или 62а
Супер мягкие покрышки – используются только для гонок с большим количеством спусков. После гонки покрышки зачастую уже непригодны для использования.
Плетение покрышки
Корд покрышки – нить из особо прочного материала, идущая по краю боковой стенки покрышки. Корд не растягивается, за счёт чего покрышка прочно держится на ободе и не слетает с колеса. Материалом для изготовления корда служит стальная проволока или кевларовая нить. Покрышки со стальным кордом существенно тяжелее вариантов с кевларом, но при этом существенно дешевле. Покрышки с кевларовым кордом дороже, но заметно легче, при этом кевларовый корд позволяет сложить покрышку в рулон, делая её удобной для транспортировки.
Колёса детских велосипедов.
velobajo.ru
Вы знали, что велосипед состоит из сотни разных деталей? И так как в велосипедном мире очень часто используются все эти непонятные простому человеку термины – я решил написать данную статью. Она будет крайне полезна тем, кто только собирается купить первый велосипед. Ведь очень часто опытные продавцы, используют жаргонные слова, перечисляя компоненты велосипеда, что бы ввести Вас в заблуждение.
Вы уже наверное заметили, что чем дороже велосипед, тем более точно описываются все его компоненты, и наоборот. Это делается с той целью, что бы Вы, не впадали в ужас при покупке ашан-байка. Я имею не малый опыт в продажах, и я знаю, о чем говорю.
Из чего состоит велосипед?
Рама велосипеда состоит из таких частей:
— верхняя труба рамы;
— нижняя труба рамы;
— шарниры подвески;
— линки подвески;
— задний треугольник рамы.
Именно за счёт рамы, все велосипедные компоненты соединяются между собой. Рамы бывают разных размеров: от маленьких, и до больших. Рамы делятся по трем классам:
1. Состав рамы: хром-молибденовые, алюминиевые, титановые, карбоновые, бамбуковые.
2. Геометрия рамы: для шоссейных велосипедов, горных, гибридных.
3. Рамы бывают с подвеской и без таковой.
Кроме того рамы можно поделить на мужские и женские. Их главное отличие – это наличие, либо отсутствие верхней трубы рамы. Самыми лучшими считаются карбоновые рамы.
Подвеска создана с целью гасить колебания, которые вызваны неровным дорожным покрытием. Стоит сказать, что подвеска подвеске рознь, и если Вы собираетесь покупать дешёвый велосипед до 100 долларов, и на нем установлена передняя подвеска (тип хард-тейл), то, скорее всего такая подвеска добавит Вам проблем в процессе эксплуатации. Хорошие передние амортизаторы марки Rock Shoх стоят от 150 долларов. А если же Вы будете в основном ездить по асфальтовому покрытию, то берите велосипед с жесткой рамой.
Этот компонент представляет собой часть дискового тормоза. При торможении об диск трутся тормозные колодки, которые могут быть выполнены из разных сплавов. Сам диск может быть разного диаметра, начиная от 140-ка миллиметров, устанавливаемых на Ашан байки и заканчивает 203-мя миллиметрами, устанавливаемые на велосипеды спортивных квалификаций Down-hill. Помните, что чем больше диаметр диска, тем легче затормозить колесо.
Основная их задача заключается в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую путем расслабление либо натяжение тросика. Задний переключатель крепится двумя способами: за счет так называемого «петуха» либо болтом. Петух изготовляется из мягкого алюминия, и призван спасти сам переключатель в случае удара об любой предмет. Но я бы рекомендовал ставить защиту переключателя. Получается недорого и сердито 🙂
На рынке присутствуют два основных производителя переключателей это марка Sram или Shimano. Задний переключатель перекидывает цепь по звездам на кассете, а передней на системе (ведущие звезды).
Цепь призвана соединять передние ведущие звезды с задними ведомыми. Основные производители это KMS и Shimano. Стандартная цепь имеет 116 звеньев.
Педали бывают двух типов: платформенные (топталки) и контактные. Для использования контактных педалей нужна специальная контактная обувь. Хотя есть исключения, так называемые универсальные контактные педали где с одной стороны расположены зацепы для шипа (шип находится в контактный обуви), а вторая сторона представляет собой простую платформенную педаль. Педали изготовляются из алюминия либо из стали. Педали бывают как с внешними шипами, так и без таковых.
Есть узкие и широкие педали. Я советую присмотреться к широким и с шипами педалям — таким образом, уменьшается нагрузка на стопу. Педаль бывают как на насыпных, так и на промышленных подшипниках.
В народном обиходе получили название «система». Максимальное количество звезд равняется трем, а минимальное одной. Каждая звезда имеет разное количество зубьев самая большая звезда в среднем имеет 44-52 зуба. Изготовляется из металла либо алюминия. Шатуны бывает разной длины, но в среднем это значение равняется 170-175 мм. Они крепятся к раме при помощи каретки, которая вставляется в кареточный узел рамы велосипеда. Каретки бывает как на насыпных так и на промышленных подшипниках. К шатунам крепится педали.
Кассета представляет собой задние звезды велосипеда. Как правило, число звезд колеблется от пяти до десяти. Каждая звезда имеет разное количество зубьев. Основная задача кассеты — это уменьшение либо увеличение передаточного числа путем перебрасывание велосипедной цепи за счёт заднего переключателя и манетки.
Данный амортизатор обеспечивает эффективную работу заднего треугольника рамы, а также гасит все неровности дорожного покрытия. Есть два типа амортизаторов: воздушный пружинно-масляный. Воздушный амортизатор стоит на порядок дороже пружинно-масляного, но его эффективность в разы выше. Также не стоит забывать, что воздушный амортизатор меньше весит. Если вы не собираетесь «гасать» по колдобинам и прыгать по бордюрам не берите велосипед с задним амортизатором.
Его основное назначение прикрепить седло к раме велосипеда. Изготовляется из сплавов железа либо алюминия, карбона. По способу крепления к раме различают болтовым способом либо эксцентриком. Встречается амортизационный подседельный штырь с ходом амортизации в 30-50 миллиметров.
Седло закрепляется к раме велосипеда с помощью подседельного штыря. Седла бывают разной формы и изготовляются из разных материалов. Очень славятся седла марки Brooks за своё удобство и комфорт. Они изготовляются из натуральной коровьей кожи, а потому седло со временем принимает форму Вашего седалище. Также седла делятся на мужские и женские, наличие либо отсутствие амортизации.
Главная задача тормозов — остановка движущегося велосипеда за счет замедления инертно движущихся колес. Тормоза бывают передние и задние, ободные и дисковые, гидравлические и механические. Очень редко можно встретить тормоза барабанного типа.
В ободных тормозах используются ободные колодки, которые изготовляется из разного рода каучука иных типов резины (прижимная часть). А вот какие тормоза лучше для туризма читайте в этой статье.
Колесо состоит из следующих частей:
— втулки;
— спицы;
— камеры;
— покрышки;
— обода.
Велосипедное колесо должно быть одновременно максимально легким и прочным Чем выше качество компонентов колеса меньше теряется энергии на его раскручивание и соответственно достигается большая скорость. Колеса бывают разных диаметров, начиная от 10 дюймов и заканчивая 29-ти. Самый популярный диаметр 26 и 28 дюймов.
Втулка — это центральная часть колеса, за счет которого происходит вращение колеса. К втулке присоединяется кассета, которая обеспечивает тяговое усилие на колесо при помощи цепи и ведущих передних звезд системы. Втулки присутствуют как на передней так и на задней вилки велосипеда. Крепятся они двумя способами: болтовым способом либо эксцентриком.
Спицы — это соединительный элемент между втулкой и ободом колеса. Спицы придают жесткость колесу. Помните, что спицы не должны быть перетянуты ты либо не дотянуты, иначе появляется так называемая «восьмерка» либо «яйцо». Количество спиц в колесе колебаться от 18 до 48 штук, но чаще всего используется 32-36 спиц.
Камера — элемент колеса, которая размещается в середине покрышки. В камеру закачивается определенное давление, которая значится на покрышке «от» и «до». Камера делится по таким параметрам как: диаметр, ширина, материал изготовления, толщина стенок. Мой вам совет — лучше брать качественные камеры именитой фирмы, тем самым вы сэкономите себе нервы и время.
Покрышки — элементы колеса, которые выполняют функции безопасного и комфортного передвижения, и предотвращает от прокола камеру. Покрышки отличаются по диаметру, рисунку протектора, материал изготовления. Более детально о покрышках читайте здесь.
Обод является элементом колеса, и выполняет функции каркаса для покрышки. Обода делятся по диаметру и ширине. Обода бывают однослойные, двухслойная и даже трехслойные. В основном обода изготовляют из алюминия. Детально про обода читайте здесь.
Ниппель — это неотъемлемая часть камеры, в котором имеется клапан. Есть два вида ниппелей автомобильный (Shrader) и велосипедный (Presta). Большую популярность за универсальность использования завоевал автомобильный ниппель. Ниппель типа presta используется в основном на шоссейных велосипедах. Я иногда встречаю как у велосипедиста одна камера с автомобильным, а вторая с велосипедным ниппелем. В этом нет ничего страшного, так как все современные вело-насосы продаться с переходниками.
Вилка — это главный элемент велосипеда. Она крепится рулевому стакану на раме и соединяется внутри с выносом руля. Вилка изготовляется из хром-молибдена либо из карбона. Алюминий в данном случае не применяется так как он плохо сглаживает неровности дороги (это если говорить о ригидной вилки). Некоторые вилки снабжены амортизатором, который эффективно сглаживает все неровности дороги.
Основное ее предназначение это соединить вилку и раму велосипеда. Рулевая колонка состоит из рулевого стакана, в которым находится верхняя и нижняя чашка. В этих чашках находится промышленные либо насыпные подшипники, благодаря которым осуществляется поворот руля и вилки. Детально про вилку читайте здесь.
Руль выполняет функцию управления велосипедом. На него устанавливается тормозные ручки, грипсы, манетки, рожки, и другие вело-аксессуары. Рули бывают разных типов и ширины. Для шоссейных велосипедов использует руль типа «баран» шириной 385-460 мм. Для дисциплины даунхилл ширина руля может достигать 710 миллиметров. Руль изготавливается из хром-молибдена, алюминия, титана, либо карбона.
Он выполняет соединительную функцию между рулем и рамой. В туристических велосипедах используются регулируемый вынос руля, благодаря которому велосипедист может идеально подстроить под себя угол наклона и высоту руля.
Грипсы представляет собой резиновые накладки на руль, основная функция которых предоставить велосипедисту более удобное и надежное удержание руля. Туристы часто используют анатомические грипсы, которые при дальнем путешествие не дают запястью уставать.
Манетки выполняют функцию переключения передач. Расположены они в основном на руле. Только в старых шоссейных велосипедах они располагаются на нижней трубе. Манетки с переключателями связаны за счёт тросика, который находится в кожухе. Есть два типа манеток: рычажные (полуавтоматы) поворотные (гриф шифер).
Рычажные — переключение передач происходит с помощью двух рычагов которые находятся на каждой из манетки.
Поворотные — переключение передач происходит с помощью поворота назад-вперед определенного кольца установленного на руле. Как правило, левая манетка отвечает за переключение передач в системе (ведущих звезд), а правая за переключения передач в кассете (ведомых звезд). Самые известные производители это Sram и Shimano. Детально про монетки читайте тут.
Главная их задача управлять тормозами велосипеда. Располагается на руле. Изготовляются из алюминия, пластика, либо хром-молибдена. Левая ручка велосипеда отвечает за передний тормоз, а правая — за задний тормоз. Но это, как правило, бывают и исключения. В некоторых случаях тормозная ручка может выполнять функцию переключения передач это так называемые «дуалы», которые партиями устанавливаются на шоссейные велосипеды. Те, кто их использует, говорят про них только положительные слова.
Вот и подошла к концу данная статья, и я глубоко надеюсь, что познакомившись со статьей, вы будете знать, из чего состоит велосипед! Ребята поделитесь мнением: как Вам такой формат статьи? Старался максимально доступно донести до вас информацию.
Если вы собираетесь купить велосипед, но не знаете какой — пишите в комментариях, мы Вам поможем. Также вступайте в нашу группу Vk — будем общаться 🙂
А на этом всем спасибо и до новых встреч!
velo-travel.com
Ни для кого не секрет, что львиная доля изобретений, особенно тех, которые составляют технический базис, являются не столько продуктом напряженной инженерной мысли, сколько результатом вдумчивого наблюдения за окружающим миром. Однако есть и исключения. Так, колесо, элементарнейшее устройство, сочетающее в себе вращательное и поступательное движение, не имеет аналогов в природе. Именно это загадочное обстоятельство породило версию о внеземном происхождении колеса.
Время и место изобретения колеса точно определить сложно. Однако возможность поступательного движения круглого предмета была известна людям с глубокой древности. Амулеты в виде небольших дисков с отверстиями посередине и радиальными прорезями, обозначающие солнце и его движение по небу, принадлежность большинства ранних культур. Одна из таких находок была сделана при раскопках первобытной стоянки на реке Сунгирь. Обнаруженные «солнечные колеса» были вырезаны из кости мамонта примерно 25 тыс. лет назад, в период верхнего палеолита.
Колесо круглый, свободно вращающийся или закрепленный на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо широко применяется в транспортных целях, а также повсеместно используется в различных механизмах и инструментах. Является одним и древнейших и важнейших изобретений человечества. Первые изображения колеса, обнаруженные в Междуречье, относятся к IV тысячелетию до н. э.
Примерно к этому же времени историки относят появление прообраза колеса катков, при помощи которых люди перемещали тяжести. Было замечено, что по упавшим деревьям волочить мамонта или тяжелый камень намного легче особенно если на пути попадались прямые и гладкие кругляки, которые перекатывались по земле. Затем очищенные от сучьев бревна стали специально подкладывать под грузы, перемещая вперед по мере продвижения. Этот способ применялся при строительстве египетских пирамид для перемещения каменных плит весом несколько тонн. Первые повозки представляли собой салазки-волокуши, поставленные на несколько скрепленных между собой бревен-катков.
Фрагмент инкрустированного «Штандарта войны и мира». Ур, Междуречье.
Между катками и настоящим колесом многовековая дистанция. Сначала люди заметили, что после того, как катки в средней части истирались и становились тоньше, груз меньше соскальзывал, и его становилось удобнее транспортировать. Тогда бревна-катки начали специально обжигать или обтесывать так появился предок современной колесной пары, используемой в железнодорожном транспорте: деревянные диски, которые составляют единое целое с осью и вращаются вместе с ней.
Первое свидетельство о колесном транспортном средстве датируется IV тысячелетием до н. э. Это изображение салазок на колесиках, найденное при раскопках города Урук в Месопотамии. К 2700 г. до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Такие погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.
Следующим шагом было отделение колес от оси. Колесная пара хороша для езды по рельсам, но при движении по дороге трудности возникают при каждом повороте: тяжело груженная повозка может опрокинуться или даже развалиться. Во II тысячелетии до н. э. в Малой Азии появились колеса с центральными отверстиями ступицами, в которых закреплялась неподвижная ось. Теперь на повороте каждое колесо могло вращаться со своей скоростью, что сильно увеличивало маневренность. Чтобы колеса меньше терлись об ось, ступицы смазывали жиром или дегтем. Однако повозки с колесами из цельного куска дерева были еще очень тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, обычно в них запрягали могучих, но неторопливых волов.
«Солнечная повозка» из Трундхольма миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века. XVIII-XVII вв. до н. э.
Чтобы облегчить тяжелое дисковое колесо, в нем стали делать радиальные прорези, которые впоследствии сменились закрепленными между ступицей и ободом спицами. Число спиц обычно было четным, их количество зависело от диаметра колеса: чем больше диаметр тем больше требовалось спиц. В Египте получили распространение колеса с четырьмя спицами, в Греции и Риме с восемью. Чтобы ход колеса был более мягким, его обшивали кожей или обивали по ободу деревянным обручем. Железный обод вместо деревянного около 3 тыс. лет назад начали применять кельты. Это сделало колеса более прочными, а колесницы в целом более подвижными и легкими, что значительно помогло в освоении новых территорий.
Появление колеса дало толчок развитию ремесел. Наверно, нет такой области производства, где бы не использовалось колесо. Блоки и лебедки в строительстве, гончарный круг, прялки, водочерпальные и мельничные колеса, зубчатые передачи и шкивы служат людям многие столетия. Еще большую роль колесо сыграло в эпоху промышленной революции трудно найти механизм, который не имел бы в своем устройстве хотя бы крохотного колесика или передачи. Точные механизмы, в том числе астрономические приборы и хронометры, также не могут обойтись без этого изобретения.
С течением времени колесо находило все новые сферы применения, однако его основная функция транспортная оставалась неизменной на протяжении многих веков, и никаких революций в ней не происходило. И только XIX век принес открытия, сделавшие передвижение на колесном транспорте более удобным и приятным.
В 1846 г. Роберт Уильяме Томпсон, английский инженер-железнодорожник, получил патент на прародительницу пневматической шины, сделанную из прорезиненной ткани. Шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготовлялась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон раствором натурального каучука или гуттаперчи. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся конструкция крепилась на обод болтами, в ней был предусмотрен клапан, через который шину накачивали. Широкого практического применения «воздушное колесо» не нашло, а после смерти изобретателя было и вовсе забыто.
Через 40 с небольшим лет ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп наблюдал за своим сыном, который катался по двору на велосипеде. В те времена велосипеды были громоздкими, с металлическими ободами, они со скрежетом подпрыгивали на каждом камешке. Данлоп заметил, как мягко амортизировал толчок резиновый шланг для поливки, на который наехал велосипед. Он отрезал кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, заварил в кольцо, приспособил ниппель и... стал известным на весь мир изобретателем пневматической шины, на которую получил патент в 1888 г. Сейчас фирма Dunlop один из крупнейших производителей автошин.
Два года спустя британский инженер Чайлд Уэлтч предложил отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать ее на обод, который впоследствии получил углубление к центру. Тогда же англичанин Барлетт и француз Дидье независимо друг от друга разработали способы монтажа и демонтажа шин. Все это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле. Создатели современных покрышек постоянно меняют их химический состав и рисунок протектора, благодаря чему автомобиль становится более маневренным, увеличивается сцепление с дорогой, уменьшается износ шин.
Велосипед с пневматическими шинами Данлопа.
Деревянное колесо со спицами.
Другим важным нововведением стал шариковый подшипник. Еще в Древнем Египте при транспортировке самых тяжелых грузов катки подкладывали непосредственно под перемещаемый предмет, притапливая их в специально вырытых бороздах. В бороздах, задающих направление движения, каткам было легче вращаться. Изобретение конусного шарикоподшипника приписывают Леонардо да Винчи. В 1907 г. шведский инженер Свен Вингквист изобрел первый самоустанавливающийся сферический шарикоподшипник. В том же году новинка попала на рынок.
Подшипник это своего рода колесо в колесе. Трение между осью и ступицей возрастает с увеличением скорости, и его невозможно устранить при помощи даже самой лучшей смазки. Но если между осью и ступицей поместить гладкие стальные шарики, ступица своей внутренней поверхностью будет катиться по шарикам, а шарики, в свою очередь, по оси. Шарики в подшипнике находятся между двумя кольцами, при этом внешнее кольцо примыкает к ступице, а внутреннее к оси. Существует также роликовый подшипник, в котором между кольцами вместо шариков находятся стальные ролики, похожие на маленькие катки.
Изменилось за последние два столетия и само колесо. Деревянные спицы были заменены легкими стальными, в конструкции появилась центральная втулка. В 1920-х годах были выпущены первые колеса с дисками из легкого сплава. Сегодня колеса изготавливают из специальных очень прочных и легких алюминиевых сплавов.
Можно было подумать, что к XIX в. технический потенциал колеса и возможности его видоизменения оказались полностью исчерпаны, однако оригинально мыслящие люди нет-нет да и находили ему новое применение. Например, в 1893 г. изобретатель Джордж Феррис представил на промышленной выставке в Чикаго новый аттракцион. Вращаемое при помощи паровых машин колесо диаметром 75 м поднимало 36 прикрепленных по ободу кабин на 60 человек каждая. Первое колесо обозрения, позволявшее пассажирам полюбоваться панорамой выставки, пользовалось огромным успехом, а сегодня оно является непременной принадлежностью парка аттракционов даже небольшого провинциального городка.
Впрочем, инженеры не оставляют колесо в покое и по сей день. Например, разработка с гибким эластичным ободом помогла избавиться от существенного недостатка низкой проходимости по бездорожью и болотистой местности. Такое колесо способно изменять форму от круглой до эллиптической в зависимости от нагрузки, чем обеспечивается лучшее сцепление с поверхностью. А для езды по глубокому снегу или песку можно использовать даже квадратные колеса. Вероятно, чем проще изобретение, тем больше вариантов его использования, а значит, колесо не раз еще продемонстрирует себя в новом облике.
Колесо обозрения на Всемирной выставке в Чикаго. 1893 г.
Колесо в космосе
Первым небесным телом, на котором появилось колесо, стала Луна Произошло это 17 ноября 1970 г., когда советская беспилотная станция «Луна-17» доставила на поверхность спутника Земли первый луноход. Он двигался на восьми колесах с легким сетчатым ободом, и каждое колесо имело свой электромотор.
14.08.2018altpp.ru