|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Основные эксплуатационные характеристики деталей. Важнейшими эксплуатационными характеристиками деталей машин являются износостойкость и сопротивление усталости.
Износостойкость определяет сопротивление поверхности детали изнашиванию в процессе эксплуатации. При изнашивании изменяются размеры и геометрическая форма поверхностей, что приводит к изменению характера сопряжении деталей, потере точности относительного расположения деталей и узлов и нарушениям в работе машины.
Сопротивление усталости характеризует способность детали противостоять многократно повторяющимся знакопеременным нагрузкам в процессе эксплуатации. Недостаточное сопротивление усталости приводит к быстрой поломке деталей, вызывая отказ в работе машины.
Условия эксплуатации деталей разнообразны, в связи с чем в некоторых случаях к деталям предъявляют дополнительные требования, такие как коррозионная стойкость, отражательная способность, электрические, магнитные, эстетические свойства и т. д.
При конструировании и в процессе изготовления деталей важно знать, как влияют характеристики поверхностей деталей на их эксплуатационные свойства. Это дает возможность правильно регламентировать требования к поверхностям деталей, избежать необоснованных затрат на их изготовление и уменьшить потери от брака.
Влияние шероховатости поверхности на эксплуатационные свойства деталей. Исследованиями установлено, что шероховатость поверхностей оказывает большое влияние на изнашивание деталей в процессе эксплуатации.
В процессе трения рабочих поверхностей в машинах и механизмах наблюдается начальный, более интенсивный период изнашивания, когда поверхности прирабатываются. Трущиеся поверхности вначале контактируют по вершинам микронеровностей, в результате чего происходят их срезание и пластическое деформирование. К концу приработки высота исходной шероховатости уменьшается на 65...75 %, а площадь фактического контакта возрастает, что приводит к уменьшению контактных давлений. Поэтому интенсивность изнашивания резко падает, и в дальнейшем происходит равномерное изнашивание, определяющее срок службы детали.
Рис. 11.14. Характерная зависимость износа I поверхности детали от шероховатости Rа:
и тяжелых условиях работы
Установлено, что в результате приработки на трущихся поверхностях образуется оптимальная шероховатость, характерная для конкретных условий работы соединения (давление, скорость скольжения, наличие смазочного материала, физико-механические свойства материалов деталей и т.д.). Поэтому, если в процессе обработки деталей на их поверхностях обеспечить шероховатость, близкую к оптимальной, длительность приработки и изнашивание будут наименьшими. Это положение подтверждается зависимостью интенсивности из-нашивания от исходной шероховатости трущихся поверхностей (рис. 11.14).Существование оптимальной шероховатости объясняется следующими обстоятельствами. При наличии на трущихся поверхностях неровностей, высота которых превышает оптимальные значения, возрастают их механическое зацепление, скалывание и срез, в результате чего происходит повышенное изнашивание деталей. При высоте неровностей меньше оптимального значения изнашивание возрастает вследствие более плотного соприкос-новения трущихся поверхностей, приводящего к выдавливанию смазочного вещества, молекулярному сцеплению и схватыванию.
Как отмечалось, оптимальная по износостойкости шероховатость поверхности деталей зависит от вида соединения и конкретных условий их эксплуатации. Эта зависимость определяется путем специальных исследований. Так, для рабочих поверхнос-тей беговых дорожек подшипников качения оптимальна шероховатость Rа = 0,04...0,08 мкм, для зеркала цилиндров двигателей Rа = 0,08...0,32 мкм, для пальца в соединении его с поршнем Rа = 0,16...0,63 мкм, для отверстия в бобышке поршня Rа = = 0,63...1,25 мкм.
На интенсивность изнашивания деталей оказывает влияние не только высота, но и направление неровностей исходной шероховатости трущихся поверхностей. По данным исследований следует, что при легких условиях работы и жидкостном трении лучшие результаты получаются при совпадении направления следов неровностей с направлением перемещения трущихся деталей. В этих условиях имеет место большая площадь контакта поверхностей, разделенных слоем смазочного вещества.
При тяжелых условиях работы, когда давления значительны и смазка недостаточна, рекомендуется создавать на поверхностях пересекающиеся следы неровностей, при которых не происходит полного выдавливания смазочного материала, уменьшается вероятность схватывания и появления задиров.
От шероховатости поверхности существенно зависит сопротивление усталости деталей. Усталостному разрушению металла способствуют отдельные дефекты и неровности на поверхности детали, которые являются источниками концентрации напряжений. При грубой обработке, когда на поверхности имеются глубокие риски, последние выступают в роли первичных очагов концентрации напряжений. Во впадинах неровностей при циклических и знакопеременных нагрузках возникают субмикроскопические трещины, которые в дальнейшем разрастаются и приводят к образованию усталостных трещин и разрушению детали. Имеется общая закономерность, показывающая, что сопротивление усталости выше у деталей, поверхности которых обработаны более тонкими способами и имеют меньшую высоту микронеровностей. Чем грубее шероховатость, тем больше на ней впадин и глубоких рисок, на дне которых концентрируются и собираются корродирующие вещества, и поэтому здесь коррозия поверхности происходит интенсивнее. С уменьшением шероховатости коррозионная стойкость деталей повышается.
Исследованиями установлено, что шероховатость и волнистость поверхностей деталей влияют на точность сопряжений, прочность соединений с натягом, контактную жесткость, герметичность соединений и другие эксплуатационные характеристики отдельных деталей и узлов. Так, например, наличие волнистости в 5…10 раз уменьшает опорную площадь трущихся поверхностей и, следовательно, снижает их износостойкость. Волнистость желобов подшипников качения увеличивает уровень вибраций.
Влияние микротвердости на эксплуатационные свойства деталей. В процессе трения происходит механическое (внедрение) и молекулярное (притяжение, схватывание) взаимодействие поверхностей. Молекулярное взаимодействие сопутствует механическому, и степень их относительного проявления зависит от конкретных условий изнашивания. Но для снижения изнашивания деталей необходимо уменьшить взаимное внедрение трущихся поверхностей, чтобы предотвратить их схватывание. Поэтому повышение микротвердости при механической обработке способствует уменьшению внедрения и контактного схватывания, а следовательно, увеличивает износостойкость трущихся поверхностей.
У
τ, мин
становлено, что в процессе изнашивания исходная микротвердость поверхностного слоя деталей изменяется. В период приработки на трущихся поверхностях не только формируется оптимальная шероховатость, но и создается оптимальная микротвердость поверхностного слоя детали. Исследования показали, что при трении в образцах с более высокой микротвердостью в процессе приработки она снижается до определенного значения (рис. 11.15, кривая1), а в образцах с низкой исходной микротвердостью возрастает примерно до такого же значения (кривая 2). Оптимальная микротвердость трущихся поверхностей зависит от конкретных условий изнашивания.
Рис. 11.15. Изменение микротвердости образцов из стали 20 в процессе изнашивания: 1,2 – соответственно исходная микротвердость Н = 4,0 и 1,2 ГПа
Наличие наклепа повышает эксплуатационные свойства трущихся деталей при небольших скоростях и нормальных давлениях. При высоких скоростях скольжения и давлениях наклеп незначительно влияет на износостойкость деталей, хотя в отдельных случаях может и снижать ее.
Теоретическими и экспериментальными исследованиями установлено, что при наклепе деформация поверхностного слоя детали уменьшается главным образом за счет снижения ее пластической составляющей. Поэтому наклеп поверхностного слоя металла, полученный в результате механической обработки, приводит к увеличению контактной жесткости и контактной выносливости деталей, что повышает эксплуатационные характеристики соединений.
Упрочнение поверхностного слоя оказывает большое влияние на сопротивление усталости деталей машин. При этом наклепанный слой препятствует развитию существующих и возникновению новых усталостных трещин. Возникновение новых усталостных трещин в деталях с наклепанным поверхностным слоем происходит под этим слоем, и развитие их наблюдается при более высоких напряжениях и большем числе циклов нагружения по сравнению с деталями, не имеющими наклепа. Следовательно, наклепанный слой уменьшает интенсивность влияния всевозможных геометрических и структурных концентраторов напряжений, повышая тем самым сопротивление усталости.
Наклеп поверхностного слоя деталей при механической обработке снижает в большинстве случаев их коррозионную стойкость. При пластическом деформировании поликристаллического металла в нем создаются микронеоднородности, способствующие возникновению большого количества гальванических микроэлементов. В результате неоднородного деформирования зерен металла накопленная энергия повышается неравномерно и по-разному изменяется электродный потенциал. Ферритные зерна как более наклепанные становятся анодами, а менее наклепанные перлитные зерна – катодами. При этом ускоряется адсорбция и более интенсивно развиваются коррозионные и диффузионные процессы.
Однако при некоторых видах обработки и определенных условиях протекания процесса резания происходит завальцовывание пластически деформируемым ферритом путей проникновения коррозионных сред внутрь металла. В этих условиях наклепанный поверхностный слой может обладать достаточно высокой коррозионной стойкостью.
Влияние остаточных напряжений на эксплуатационные свойства деталей. В настоящее время на основании ряда исследований установлено, что остаточные напряжения в поверхностном слое деталей независимо от их знака не оказывают заметного влияния на износостойкость деталей при трении. Объясняется это тем, что в процессе трения происходит интенсивное пластическое деформирование трущихся поверхностей. Остаточные напряжения, созданные механической обработкой, снимаются в начальном периоде изнашивания, а затем в процессе трения постепенно возникают остаточные напряжения сжатия, которые не зависят от остаточных напряжений в поверхностном слое металла, действовавших до начала трения.
Наиболее заметное влияние остаточные напряжения оказывают на сопротивление деталей усталости. При циклическом нагружении металлов наблюдается пластическая деформация отдельных, наиболее слабых зерен поверхностного слоя. Она сопровождается упрочнением металла и искажением кристаллической решетки. Если напряжения превышают предел выносливости, искажение атомной кристаллической решетки становится столь значительным, что наступает разрыв междуатомных связей по плоскостям скольжения. При этом наблюдаются субмикроскопические нарушения сплошности, т.е. разрыхление металла, которое приводит к возникновению усталостных трещин, а затем и к разрушению деталей.
Исследования показывают, что сжимающие напряжения повышают предел выносливости, а растягивающие – уменьшают его.
Рис. 11.16. Влияние СОТС и методов их подвода при точении на усталостную прочность образцов из титанового сплава ВТ4: – полив СОТС; – распыление СОТС;1– резание всухую;2– сжатый воздух;3– масло «Индустриальное 20»;4– сульфофрезол;5– Г3-3Х
И
МПа)
меются данные о том, что сжимающие остаточные напряжения в поверхностных слоях деталей повышают также надежность соединений с натягом. Нагревание деталей до сравнительно невысоких температур приводит к релаксации остаточных напряжений, и тогда они уже не оказывают влияния на предел выносливости. Из рис. 11.16 следует, что составы СОТС и методы подвода их в зону резания при точении титановых сплавов оказывают заметное влияние на предел выносливости при испытаниях на изгиб вращающихся образцов.При температуре испытаний 20 °С применение СОТС повышает предел выносливости, выраженный числом циклов нагружений N при –1 = 305 МПа:
масляные СОТС – полив в 1,7…2,3 раза, распыление в 1,4…1,9 раза;
эмульсия Р3-СОЖ8 – полив в 3,6 раза, распыление в 3,1 раза;
СОТС НИАТ – полив в 4,3 раза, распыление в 3,8 раза.
Как видно (см. рис. 11.16), водные СОТС увеличивают N в большей степени, чем масла, а полив СОТС – в большей степени, чем их распыление, т.е. наблюдается хорошая корреляция расположения СОТС по их воздействию на формирование благоприятных сжимающих остаточных напряжений и предел выносливости титановых образцов (см. рис. 11.13 и 11.16).
При температуре усталостных испытаний 300 °С воздействие СОТС, применявшихся при обработке, сказывается на повышении стойкости образцов значительно слабее, чем при нормальных температурах.
Ключевые слова и понятия
Обработанная поверхность (ОП), качество ОП, шероховатость ОП, номинальное сечение среза, действительное сечение среза, остаточное сечение среза, теоретический профиль ОП, расчетная высота неровностей поверхности, действительная высота микронеровностей, наклеп, упрочнение, разупрочнение, остаточные напряжения, износостойкость, предел выносливости.
Контрольные вопросы
Какими показателями характеризуется качество обработанной поверхности?
От каких факторов зависит расчетная высота микронеровностей?
В чем причины несоответствия расчетных и действительных значений микронеровностей обработанной поверхности?
Как режимы резания влияют на шероховатость обработанной поверхности?
Перечислите основные причины возникновения наклепа.
Каково воздействие силового и теплового факторов процесса резания на величину и знак остаточных напряжений?
На какие основные эксплуатационные характеристики детали оказывают влияние шероховатость обработанной поверхности, наклеп и остаточные напряжения?
298
studfiles.net
Оглавление
Исходные данные для расчета | |
1 Масса автомобиля и её распределение по осям | |
2 Определение внешней скоростной характеристики двигателя | |
2.1 Расчет мощности двигателя | |
2.2 Определение максимальной мощности двигателя | |
2.3 Построение графика внешней скоростной характеристики двигателя | |
3 Определение передаточных чисел трансмиссии | |
3.1 Подбор шины | |
3.2 Определение передаточного числа главной передачи | |
3.3 Определение передаточного числа первой передачи коробки передач | |
4 Мощностной баланс автомобиля | |
4.1 Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха | |
4.2 Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги | |
4.3 Полная тяговая мощность |
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рис. 1.1), которые составляют две группы, связанные и не связанные с движением автомобиля.
Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, Поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, Экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом определяют эффективность и удобство использования автомобиля.
Что же представляют собой эксплуатационные свойства автомобиля. Дадим определения этим свойствам.
тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его относительно поверхности дороги.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.
Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля отклоняться вследствие увода колес от
15
Р ис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля направления движения, заданного рулевым управлением.Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.
Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять силам, стремящимся вызвать занос или опрокидывание автомобиля.
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обеспечивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.
Экологичность — это свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумом.
Безопасностью движения называется свойство автомобиля двигаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, маневренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопасность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомобиля, грузов и других материальных ценностей.
Вместимость представляет собой свойство автомобиля, определяющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.
Прочностью называется свойство автомобиля работать без поломок и неисправностей.
Долговечность — это свойство автомобиля работать без интенсивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.
Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и трудоемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называется свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.
studfiles.net
Справочная информация
Технологические свойства металлов.Технологические свойства характеризуют способность металлов подвергаться обработке в холодном и горячем состояниях. Технологические свойства определяют при технологических пробах, которые дают качественную оценку пригодности металлов к тем или иным способам обработки. Образец, подвергнутый технологической пробе, осматривают. Признаком того, что образец выдержал испытание, является отсутствие трещин, надрывов, расслоения или излома. К основным технологическими свойствам относят: обрабатываемость резанием, свариваемость, ковкость, литейные свойства и др.
Обрабатываемость резанием - одна из важнейших технологических свойств, потому что подавляющее большинство заготовок, а так же деталей сварных узлов и конструкций подвергается механической обработке. Одни металлы обрабатываются хорошо до получения чистой и гладкой поверхности, другие же, имеющие высокую твердость, плохо. Очень вязкие металлы с низкой твердостью также плохо обрабатываются: поверхность получается шероховатой, с задира-ми. Улучшить обрабатываемость, например, ста-ли можно термической обработкой, понижая или повышая ее твердость.
Свариваемость -- способность металлов образовывать сварное соединение, свойства которого близки к свойствам основного металла. Ее определяют пробой сваренного образца на загиб или растяжение.
Ковкость - способность металла обрабатываться давлением в холодном или горячем состо-янии без признаков разрушения. Ее определяют кузнечной пробой на осадку до заданной степени деформации. Высота образца для осадки равна обычно двум его диаметрам. Если на боковой поверхности образца трещина не образуется, то и такой образец считается выдержавшим пробу; а испытуемый металл -- пригодным для обработки давлением.
Литейные свойства металлов характеризуют способность их образовывать отливки ,без трещин, раковин и других дефектов. Основными литейными свойствами являются, жидкотекучесть, усадка и ликвация.
Жидкотекучесть - способность расплава изгиб на определенный угол.
Усадка при кристаллизации - это уменьшение объема металла при переходе из жидкого состояния в твердое; является, причиной образования усадочных раковин и усадочной пористости в слитках и отливках.
Ликвация - неоднородность химического состава сплавов, возникающая при их кристаллизации, обусловлена тем. что сплавы в отличие от чистых металлов кристаллизуются не при одной температуре, а в интервале температур. Чем шире температурный интервал кристаллизации сплава, тем сильнее развивается ликвация, причем наибольшую склонность к ней проявляют те компоненты сплава, которые наиболее сильно влияют на ширину температурного интервала кристаллизации (для стали, например, сера, кислород, фосфор, углерод).
Эксплуатационные свойства. Эти свойства определяют в зависимости от условий работы машины специальными испытаниями. Одним из важнейших эксплуатационных свойств является износостойкость.
Износостойкость - свойство материала оказывать сопротивление износу, т. е. постепенному изменению размеров и формы тела вследствие разрушения поверхностного слоя изделия при трении. Испытание металлов на износ проводят на образцах в лабораторных условиях, а деталей - в условиях реальной эксплуатации. При испытаниях образцов моделируются условия трения, близкие к реальным. Величину износа образцов или деталей определяют различными способами: измерением размеров, взвешиванием образцов и другими методами.
К эксплуатационным свойствам следует также отнести хладостойкость, жаропрочность, антифрикционность и др.
yaruse.ru
Введение
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Автомбиле – и тракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и по направлениям «Наземные транспортные системы» и «Эксплуатация транспортных средств».
В процессе проектирования автомобиля его конструкции придают определенные свойства, которые называют потенциальными. Степень реализации этих свойств, а соответственно потребительское качество изделия, зависит от уровня расчетноконструкторской разработки и примененной технологии изготовления, от свойств
Различают две группы свойств автомобиля, имеющих различную природу. Первая группа - функциональные свойсва, вторая группа - свойства надежности. Функциональные свойства автомобиля обеспечивают возможность выполнить свои функции, определяемые его назначением. Эти свойства автомобиля называют эксплутационными. Свойства надежности характеризуют способность автомобиля сохранять работоспособное состояние. Они включают в себя безотказность, долговечность, сохраняемость.
Для оценки эксплуатационных свойств автомобиля применяют соответствующие измерители и показатели. Измеритель характеризует то или иное свойство с качественной стороны. Показатель дает количественное значение измерителя. Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля устанавливаются ГОСТами, стандартами и другими нормативными документами. Для определения показателей эксплуатационных свойств проводят испытания автомобиля
В данном учебном пособии рассматриваются только основные эксплуатационные свойства, т.е. свойства, связанные с движением автомобиля и реализуемые в процессе его взаимодействия с окружающей средой.
В результате изучения данного курса студент должен
знать:
- методы расчета и анализа основных эксплуатационных свойств автомобиля;
13
- направления и способы улучшения эксплуатационных свойств;
уметь:
-составлять математические модели, описывающие функциональные свойства автомобиля;
-выполнять расчеты по определению выходных характеристик автомобиля по каждому из эксплуатационных свойств;
-проводить анализ полученных характеристик эксплуатационных свойств автомобиля;
-находить пути их совершенствования;
иметь навыки:
-проведения расчетов и анализа эксплуатационных свойств автомобиля, в том числе с помощью ЭВМ;
-определения функциональных характеристик автомобиля, обеспечивающих оптимальные эксплуатационные свойства.
Изучение этого курса дает специалисту необходимый объем знаний для анализа эксплуатационных свойств автомобиля, выполнения необходимого объема расчетов на стадии проектирования как автомобиля в целом, так и отдельных его агрегатов и систем, для рационального выбора типа подвижного состава, оптимального его использования при выполнении транспортной работы.
14
1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля
Автомобиль обладает целым рядом свойств (рис. 1.1.), которые делятся на две группы:
связанные с движением автомобиля – их относят к основным эксплуатационным свойствам; не связанные с движением автомобиля.
Эксплуатационные свойства автомобиля
| Связанные с движением |
| Не связанные с движением |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тягово-скоростные |
| Вместимость |
|
|
|
|
|
|
| Тормозные |
| Прочность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Топливная экономичность |
|
|
|
|
| Долговечность |
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| Управляемость |
|
|
|
|
| Приспосабливаемость к ТО |
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| Поворачиваемость |
| и ремонту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Маневренность |
| Приспособленность к |
|
|
|
| погрузочно-разгрузочным |
|
|
|
|
| |
| Устойчивость |
| работам |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| Плавность хода |
|
|
|
|
| Приспособленность к |
| |
|
|
|
| |
|
|
| посадке – выгрузке |
|
| Проходимость |
|
| |
|
|
| ||
|
| пассажиров |
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Рис.1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля
К основным эксплуатационным свойствам автомобиля, связанным с движением, относят: тягово-скоростныесвойства, топливную экономичность, тормозные свойства,
15
управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, плавность хода, проходимость.
Тягово - скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе в тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Тормозные свойства – это совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении в различных дорожных условиях в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль надежно удерживается на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклон.
Топливная экономичность - это совокупность свойств, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.
Управляемость – это свойство управляемого водителем автомобиля сохранять в процессе движения заданное направление движения или изменять его в соответствии с воздействием на рулевое управление.
Поворачиваемость – это свойство автомобиля отклоняться от направления движения, заданного положением рулевого управления, вследствие бокового убода колес.
Маневренность – это свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в габариты дороги.
Устойчивость – это совокупность свойств, определяющих критические параметры по устойчивости движения и положения автомобиля.
Плавность хода - это совокупность свойств, обеспечивающих ограничение в пределах установленных норм вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов и элементов шасси и кузова.
Проходимость - это способность автомобиля перевозить как можно с большей средней скоростью, грузы, пассажиров и специальное оборудование в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.
В каждой главе рассматривается отдельное эксплуатационное свойство, его измерители и
показатели, влияние на них конструктивных и эксплуатационных факторов.
16
2. Тягово-скоростныесвойства автомобиля
2.1. Понятия. Оценочные показатели.
Тягово-скоростнымисвойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе в тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Эксплуатационные свойства оценивают, сравнивая их с определенными значениями, принятыми в качестве базовых. Часть показателей имеет нормированные ОСТами и ГОСТами значения, остальные определяются экспериментально или расчетным путем.
Тягово-скоростныесвойства автомобиля чаще всего оценивают следующими показателями:
максимальная скорость Vmax; определяется на высшей передаче для полностью загруженного автомобиля;
условная максимальная скорость Vmax усл; средняя скорость на последних 400м при разгоне автомобиля с места на участке 2000м с полной подачей топлива;
время разгона на заданном пути 400м и 1000м до заданной скорости;
скоростная характеристикаразгон-выбег,определяется при разгоне с места с полной подачей топлива до Vmax на пути 2000м и выбеге до остановки;
скоростная характеристика разгона на высшей передаче от Vmin | до скорости, |
соответствующей nN; |
|
скоростная характеристика разгона на дороге с переменным продольным профилем;
минимальная устойчивая скорость Vmin на высшей передаче;
максимальный подъем imax, преодолеваемый на низшей передаче;
ускорение при разгоне , максимальное и среднее на передачах.
2.2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
17
Рис.2.2. Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя с ограничителем оборотов
Рис.2.3. Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя с регулятором угловой скорости коленчатого вала
19
Зависимость мощности от угловой скорости в общем виде записывается формулой:
| max |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
| |||
| a |
| e |
|
|
| e |
|
| e | , |
| |||
Ne Ne |
|
|
| b |
|
|
|
| c |
|
|
| (2.1.) | ||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
| N |
| N |
| N |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
где а,b,с- коэффициенты, которые для бензиновых двигателей с достаточной точностью принимают равными а=b=с=1; для дизелей они имеют разные значения - например, для четырехтактных двигателей принимают: а=0,5; b=1,5 и с=1.
Крутящий момент двигателя определяется по формуле:
Me 1000 | Ne | , | H м. | (2.2) |
| ||||
| e |
|
|
Поскольку в характеристиках автомобилей даны обороты двигателя, то для перевода в угловую скорость используется формула:
2.3. Основы теории качения колеса.
На автомобильное колесо, взаимодействующее с опорной поверхностью, действуют силы, которые удерживают автомобиль на дороге, передвигают его и останавливают, заставляют изменять направление движения. Автомобильное колесо может катиться прямолинейно и или криволинейно. В процессе взаимодействия с дорогой происходит деформация колеса (шины) и деформация опорной поверхности. Поскольку на твердых покрытиях деформация колеса значительно больше, чем деформация дороги, то принимается допущение, что опорная поверхность имеет абсолютную твердость и не деформируется.
Пневматическая шина представляет собой оболочку, наполненную сжатым воздухом. При качении по дороге происходит ее деформация и проскальзывание элементов протектора относительно поверхности дороги.
Для колеса характерны следующие характеристики:
●свободный радиус колеса – половина диаметра наибольшего сечения беговой дорожки колеса, не нагруженного внешними силами, перпендикулярно оси вращения, при отсутствии контакта с дорогой; rсв = 0,5d +Нш; здесь d - посадочный диаметр шины; Нш – высота профиля шины;
●статический радиус (рис. 2.4а) - расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой, до опорной поверхности дороги:
rст = 0,5d +λZ Нш , | (2.4) |
где λZ – коэффициент вертикальной деформации; λZ =0,85…0,87 – для тороидных шин и λZ = 0,80…0,85–дляшин низкого давления.
20
studfiles.net
Категория:
Повышение эффективности эксплуатации машин
Эксплуатационные свойства машинЭксплуатационные свойства СДМ можно разделить на три группы: технологические, технико-экономические, эргономические.
Технологические свойства характеризуют приспособленность машины к выполнению технологических требований строительства. К ним относятся: производственная эффективность рабочего органа, проходимость, маневренность и плавность хода.
Производственная эффективность рабочего органа определяет целесообразность и эффективность применения машины для выполнения данного рабочего процесса и характеризуется в основном главным параметром (вместимостью ковша для экскаватора и скрепера, размерами отвала для бульдозера и автогрейдера, объемом камеры дробления для камнедробилки, вместимостью мешалки для асфальтосмесителей, шириной укатывающих вальцов и массой для катков, грузоподъемностью для автосамосвалов и кранов и др.). В настоящее время для интенсификации работ за счет совершенствования структуры парка машин увеличивается выпуск машин повышенной единичной мощности. Однако целесообразность использования машин определенного вида для конкретных условий эксплуатации определяется рациональной производительностью.
Проходимость характеризует способность машин, имеющих ходовое устройство, перемещаться в трудных дорожных условиях. Ее показателями являются: габаритные размеры, максимальный и сцепной вес, дорожный просвет, удельное давление на грунт, совпадение следов передних и задних колес, радиус поворота, углы въезда, тип движителя, тяговое усилие на низшей передаче. Проходимость машины тесно связана с ее маневренностью и плавностью хода.Маневренность определяет радиус и время поворота, а плавность хода характеризует вертикальное отклонение режущих поверхностей рабочего органа и обеспечивает постоянную глубину резания и чистоту планировки.
К важнейшим технико-экономическим показателям С ДМ относятся: надежность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность.
Надежность — один из важнейших показателей качества машин. Оценивают надежность сочетанием свойств (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), характеризуемых определенной группой показателей. Для более полной оценки надежности используют комплексные показатели, позволяющие одновременно оценивать несколько важнейших свойств. К этим показателям относятся коэффициент готовности (Кг) и коэффициент технического использования.
Изменение комплексных показателей надежности на примере самоходного скрепера ДЗ-11 показано в табл. 2.2. Наработка подконтрольных машин рассматривалась в интервалах по 1000 машино-часов. Внутри рассматриваемых интервалов плотность распределения значений Кт_к подчиняется нормальному закону распределения.
Вероятность Р критерия Пирсона%2 велика и равна 0,647 при числе степеней свободы 3 и%2=1,67. С увеличением наработки с начала эксплуатации или после капитального ремонта наблюдается значительное изменение характеристик распределения.
Топливная экономичность относится к числу актуальных проблем экономии ресурсов. Стоимость ТСМ составляет 25-30%, а в отдельных случаях — до 50% затрат на эксплуатацию машинного парка. Показателями топливной экономичности являются часовой (G4) и удельный расходы топлива на единицу эффективной мощности (qe) и на единицу выпущенной продукции (дпр0д). При оценке расхода топлива по регуляторнои характеристике рациональным является режим двигателя с использованием 90% его максимальной мощности.
Порядок разработки и утверждения норм расхода ТСМ регламентирован «Основными положениями по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве». На их основе министерства и ведомства должны разрабатывать отраслевые методики с последующим утверждением. После утверждения отраслевых методик по ним разрабатывают нормы расхода ТСМ и вводят их в действие приказом.
Совершенствование норм расхода ТСМ с учетом условий эксплуатации СДМ отвечает требованиям программы повышения эффективности топливно-энергетических ресурсов.
В настоящее время в строительстве планирование расхода и списание ТСМ осуществляется на основании действующих норм на 1 машино-час работы. Такое положение способствует неэффективному использованию дорогостоящих нефтепродуктов, так как с увеличением производительности машины увеличивается и расход топлива. Следовательно, индивидуальные нормы расхода ТСМ целесообразно устанавливать на единицу объема выполненных работ или с учетом режима работы двигателя.
Один из основных путей экономии топлива при эксплуатации СДМ — сокращение времени работы двигателя на холостом ходу и интенсификация использования машин. Анализ показывает, что 30-40% рабочего времени двигатель работает вхолостую, потребляя при этом 25% топлива, необходимого для работы двигателя с полной нагрузкой. Увеличение времени использования машин за смену снижает эти потери. Представляет интерес разработка устройств, позволяющих автоматически выключать двигатель после работы на холостом ходу определенное время. Целесообразно обеспечивать также запуск двигателя от стартера, так как легкий запуск обеспечит выключение его во время технологических, обеденных и других перерывов.
Техническое состояние машины является одним из основных факторов, влияющих на расход ТСМ. Потери ТСМ происходят в основном из-за неисправности системы питания двигателя. Так, неисправность одной форсунки приводит к увеличению расхода топлива до 20%. Из-за неправильной установки угла опережения подачи топлива потеря его может достигать 30% общего расхода. Неисправность и неправильная регулировка топливных насосов высокого давления увеличивают расход топлива до 25%. Существенное влияние на расход топлива и моторного масла оказывает состояние цилинд-ропоршневой группы и механизма газораспределения, где повышенные зазоры увеличивают расход топлива до 7% и масла до 25%. При неисправных сборочных единицах трансмиссии за счет неиспользования тяговых усилий машины перерасход доходит до 8%. Нерациональное использование тягового усилия из-за изношенных элементов движителя увеличивает расход топлива на 20-25%. Отрицательно влияет на расход ТСМ нарушение теплового режима двигателя, особенно его запуск и эксплуатация в условиях отрицательных температур. К перерасходу приводит и применение ТСМ, не соответствующих рекомендациям заводов-изготовителей.
Важным направлением снижения количественных и качественных потерь ТСМ является правильная организация получения, выдачи, транспортировки, хранения и заправки, а также учета и отчетности по использованию средств механизации.
Эргономические свойства машин определяются факторами, оказывающими влияние на функциональное состояние, работоспособность и безопасность человека.
Длительная работа машины с полной производительностью обеспечивается только тогда, когда не будут превышены возможности человека, управляющего этой машиной.
Оценить удобство и легкость управления машиной можно на основании следующих эргономических комплексных показателей: физиологических (силовые и скоростные возможности человека), психофизиологических (слух и зрение), антропометрических (компоновка рабочего места водителя), гигиенических (условия жизнедеятельности и работоспособности человека в кабине).
Физиологический комплексный показатель характеризует силовые, скоростные и энергетические возможности человека. Для экономного расходования силы мышц и предупреждения усталости оператора необходимо, чтобы усилия, прикладываемые к рычагам и педалям, и их ход находились в установленных пределах. Человек расходует свои энергетические ресурсы в двух направлениях: на себя и на производительную работу. Расход ресурсов на себя обусловливается физиологическими процессами, связанными с кровообращением, дыханием, поддержанием тела в нормальном положении и восприятием внешнего мира. На эти цели человек в сутки расходует 8400 кДж энергии. В процессе труда за смену расходуется дополнительно до 11 000 кДж. В зависимости от расхода энергии за смену труд может быть легким (до 2100 кДж), средней тяжести (2100-4200 кДж), выше средней (4200-6300 кДж), тяжелым (6300-8400 кДж), особо тяжелым (8400-10 500 кДж).
По данным А.Ф.Дергачева, из-за перегрузки человека повышается количество ошибок, снижаются производительность, коэффициент использования энергоресурсов машины.
При повышенной тяжести труда почти в 2 раза увеличивается заболеваемость.
Согласно единым требованиям безопасности к конструкции СДМ, усилия на рычагах не должны превышать 20-60 Н, на педалях — 80-120 Н, длина хода должна быть не более 300 мм.
Психофизиологический комплексный показатель характеризует соответствие машины зрительным и психофизиологическим возможностям человека. Важным условием повышения производительности СДМ является хорошая обзорность рабочего органа и фронта работ с рабочего места оператора при неподвижном его положении. Обзорность рабочего места рассматривается с точки зрения повышения производительности и безопасности.
Антропометрические показатели характеризуют машину с точки зрения обеспечения рациональной и удобной позы машиниста, правильной осанки, оптимального расположения рук на рычагах управления с учетом формы и массы человека в статике и динамике. Для определения удобства расположения органов управления в кабине пользуются плоским макетом человека среднего роста (168 см), изготовленным из прозрачного материала, с шарнирным сочленением рук и ног с туловищем. Оценка компоновки рабочего места производится путем наложения макета на схему рабочего места оператора в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При этом определяется попадание рычагов и педалей в максимальные и оптимальные зоны. Органы управления рабочим оборудованием и перемещением машины должны находиться в оптимальной зоне. Рычаги управления температурой охлаждающей жидкости двигателя, положением сиденья оператора, кнопки и рукоятки включения отопителя и вентилятора размещаются в максимальной зоне.
Экспериментальный анализ показывает, что уровень работоспособности машиниста не менее чем на 15% зависит от расположения органов управления.
Гигиенический комплексный показатель оценивается вентилируемостью, температурой, влажностью, давлением, запыленностью воздуха в кабине, уровнем радиации, шума и вибрации. Уровни шума, вибрации и загазованности на новых строительных машинах в основном отвечают санитарным нормам. Попытки заводов-изготовителей снизить эти уровни не дают существенного эффекта. Как показывает зарубежный опыт, снижение уровня шума до 75 дБ может быть произведено с помощью специальных глушителей усиленного капотирования и подвески. Снижение уровня шума позволяет значительно повышать эффективность использования машин. Так, для экскаваторов снижение шума со 110 до 80 дБ приводит к повышению производительности в 2 раза. Предельные и эквивалентные уровни звука соответствуют 85 дБ.
Вибрация вызывает снижение работоспособности машиниста и ряд изменений в организме, влияющих на здоровье. Так, вибрация частотой до 2 Гц может вызвать морскую болезнь. Наиболее опасна вибрация в диапазоне частот 4-8 Гц (частот собственных колебаний человеческого тела). Интенсивность вибрации характеризуется ускорением, значение которого нормируется в зависимости от условий, обеспечивающих комфорт, работоспособность и безопасность машиниста. Допустимые значения ускорений вертикальных вибраций в диапазоне частот 4-8 Гц составляют: 10 см/с2 — из условия комфортности, 31,5 см/с2 — из условия работоспособности машиниста, 63 см/с3 — из условия безопасности.
Температура воздуха в кабине не должна превышать более чем на 2-3 °С температуру наружного воздуха в теплый период и быть в пределах 14-26 °С. Однако при температуре свыше 22 °С должна обеспечиваться подвижность воздуха (до 1,5 м/с) на уровне груди машиниста. Температура внутренней поверхности кабины не должна превышать 35 °С.
Концентрация вредных примесей в кабине ограничивается следующими значениями: пыли — не более 10 мг/м3, углекислого газа — не более 20 мг/м3 и паров ТСМ — не более 100 мг/м3.
Читать далее: Комплексный показатель качества машин
Категория: - Повышение эффективности эксплуатации машин
stroy-technics.ru
эксплуатационные свойства — [Л.Г.Суменко. Англо-русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.]
Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.
эксплуатационные свойства — eksploatacinės savybės statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. working properties vok. Gebrauchseigenschaften, f rus. эксплуатационные свойства, n pranc. caractéristiques d utilisation, f; propriétés d emploi, f … Automatikos terminų žodynas
эксплуатационные свойства документа — Совокупность свойств, характеризующих пригодность документа для использования и хранения [ГОСТ 7.48 2002] Тематики консервация документов EN service properties … Справочник технического переводчика
эксплуатационные свойства смазочно-охлаждающей жидкости — Комплекс свойств смазочно охлаждающей жидкости, обеспечивающих возможность ее применения в условиях современного производства с учетом социальных, санитарно гигиенических, экологических, экономических требований. Пояснения Важнейшими… … Справочник технического переводчика
эксплуатационные свойства документа — 2.1 эксплуатационные свойства документа : Совокупность свойств, характеризующих пригодность документа для использования и хранения Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
эксплуатационные свойства документа на компакт-диске — 3.2 эксплуатационные свойства документа на компакт диске: Способность документа на компакт диске к воспроизведению информации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 50271-92: Гайки шестигранные стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства — Терминология ГОСТ Р 50271 92: Гайки шестигранные стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства оригинал документа: 2.4 Гайки типа LF с пониженным трением Гайки данного типа должны иметь кадмиевое покрытие с дополнительной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 2320-2009: Гайки стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства — Терминология ГОСТ Р ИСО 2320 2009: Гайки стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства оригинал документа: 3.1 гайка самостопорящаяся (prevailing torque type nut): Гайка, которая не может свободно вращаться по сопряженной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эксплуатационные предельные состояния — (serviceability limit states) – состояния, при превышении которых не выполняются установленные технические требования к эксплуатации сооружения или их элементов. [НСР ЕН 1990 2011] Рубрика термина: Теория и расчет конструкций Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Эксплуатационные условия — – температурно влажностные характеристики внутреннего микроклимата, региона строительства и установки монтажного шва. [ГОСТ30971–2012] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Эксплуатационные факторы охрупчивания — Эксплуатационные факторы охрупчивания – факторы охрупчивания, возникающие в период эксплуатации, в том числе в периоды остановов технологического процесса. [СТО 22 06 04] Рубрика термина: Конструкции металлические Рубрики энциклопедии:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
technical_translator_dictionary.academic.ru
ua\ \ [lang name="Ukrainian"]експлуатаційні властивості
en\ \ [lang name="English"]working properties
de\ \ [lang name="German"]Gebrauchseigenschaften
fr\ \ \ [lang name="French"]propriétés d'emploi
Терминологический словарь "Металлы". - Москва-Запорожье: Мотор-Сич. 2005.
эксплуатационные свойства — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN running ability … Справочник технического переводчика
эксплуатационные свойства — eksploatacinės savybės statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. working properties vok. Gebrauchseigenschaften, f rus. эксплуатационные свойства, n pranc. caractéristiques d utilisation, f; propriétés d emploi, f … Automatikos terminų žodynas
эксплуатационные свойства документа — Совокупность свойств, характеризующих пригодность документа для использования и хранения [ГОСТ 7.48 2002] Тематики консервация документов EN service properties … Справочник технического переводчика
эксплуатационные свойства смазочно-охлаждающей жидкости — Комплекс свойств смазочно охлаждающей жидкости, обеспечивающих возможность ее применения в условиях современного производства с учетом социальных, санитарно гигиенических, экологических, экономических требований. Пояснения Важнейшими… … Справочник технического переводчика
эксплуатационные свойства документа — 2.1 эксплуатационные свойства документа : Совокупность свойств, характеризующих пригодность документа для использования и хранения Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
эксплуатационные свойства документа на компакт-диске — 3.2 эксплуатационные свойства документа на компакт диске: Способность документа на компакт диске к воспроизведению информации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 50271-92: Гайки шестигранные стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства — Терминология ГОСТ Р 50271 92: Гайки шестигранные стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства оригинал документа: 2.4 Гайки типа LF с пониженным трением Гайки данного типа должны иметь кадмиевое покрытие с дополнительной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 2320-2009: Гайки стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства — Терминология ГОСТ Р ИСО 2320 2009: Гайки стальные самостопорящиеся. Механические и эксплуатационные свойства оригинал документа: 3.1 гайка самостопорящаяся (prevailing torque type nut): Гайка, которая не может свободно вращаться по сопряженной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эксплуатационные предельные состояния — (serviceability limit states) – состояния, при превышении которых не выполняются установленные технические требования к эксплуатации сооружения или их элементов. [НСР ЕН 1990 2011] Рубрика термина: Теория и расчет конструкций Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Эксплуатационные условия — – температурно влажностные характеристики внутреннего микроклимата, региона строительства и установки монтажного шва. [ГОСТ30971–2012] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Эксплуатационные факторы охрупчивания — Эксплуатационные факторы охрупчивания – факторы охрупчивания, возникающие в период эксплуатации, в том числе в периоды остановов технологического процесса. [СТО 22 06 04] Рубрика термина: Конструкции металлические Рубрики энциклопедии:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
metals_ru_uk.academic.ru