Камаз 44108 тягач В наличии!
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
евро3, новый, дв.КАМАЗ 740.55-300л.с., КПП ZF9, ТНВД ЯЗДА, 6х6, нагрузка на седло 12т, бак 210+350л, МКБ, МОБ
 
карта сервера
«ООО Старт Импэкс» продажа грузовых автомобилей камаз по выгодным ценам
+7 (8552) 31-97-24
+7 (904) 6654712
8 800 1005894
звонок бесплатный

Наши сотрудники:
Виталий
+7 (8552) 31-97-24

[email protected]

 

Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
+7 (904) 6654712

[email protected]

 

Фото техники

20 тонный, 20 кубовый самосвал КАМАЗ 6520-029 в наличии
15-тонный строительный самосвал КАМАЗ 65115 на стоянке. Техника в наличии
Традиционно КАМАЗ побеждает в дакаре

тел.8 800 100 58 94

Техника в наличии

тягач КАМАЗ-44108
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
2014г, 6х6, Евро3, дв.КАМАЗ 300 л.с., КПП ZF9, бак 210л+350л, МКБ,МОБ,рестайлинг.
цена 2 220 000 руб.,
 
КАМАЗ-4308
КАМАЗ 4308-6063-28(R4)
4х2,дв. Cummins ISB6.7e4 245л.с. (Е-4),КПП ZF6S1000, V кузова=39,7куб.м., спальное место, бак 210л, шк-пет,МКБ, ТНВД BOSCH, система нейтрализ. ОГ(AdBlue), тент, каркас, рестайлинг, внутр. размеры платформы 6112х2470х730 мм
цена 1 950 000 руб.,
КАМАЗ-6520
Самосвал КАМАЗ 6520-057
2014г, 6х4,Евро3, дв.КАМАЗ 320 л.с., КПП ZF16, ТНВД ЯЗДА, бак 350л, г/п 20 тонн, V кузова =20 куб.м.,МКБ,МОБ, со спальным местом.
цена 2 700 000 руб.,
 
КАМАЗ-6522
Самосвал 6522-027
2014, 6х6, дв.КАМАЗ 740.51,320 л.с., КПП ZF16,бак 350л, г/п 19 тонн,V кузова 12куб.м.,МКБ,МОБ,задняя разгрузка,обогрев платформы.
цена 3 190 000 руб.,

СУПЕР ЦЕНА

на АВТОМОБИЛИ КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) 2 220 000
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) 2 300 000
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) 2 200 000
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 2 350 000
44108 (дв.740.30-260 л.с.) 2 160 000
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) 2 200 000
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 1 880 000
6460 (дв.740.50-360 л.с.) 2 180 000
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) 2 180 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) 2 190 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) 2 295 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.) 2 610 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) 2 700 000
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) 3 190 000


Перегон грузовых автомобилей
Перегон грузовых автомобилей
подробнее про услугу перегона можно прочесть здесь.


Самосвал Форд Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02.

КАМАЗы в лизинг

ООО «Старт Импэкс» имеет возможность поставки грузовой автотехники КАМАЗ, а так же спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг. Продажа грузовой техники по лизинговым схемам имеет определенные выгоды для покупателя грузовика. Рассрочка платежа, а так же то обстоятельство, что грузовики до полной выплаты лизинговых платежей находятся на балансе лизингодателя, и соответственно покупатель автомобиля не платит налогов на имущество. Мы готовы предложить любые модели бортовых автомобилей, тягачей и самосвалов по самым выгодным лизинговым схемам.

Контактная информация.

г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».

тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда



Дорожная одежда автомобильных дорог. Дорожная одежда


Дорожная одежда

Дорожная одежда является основным элементом дорожной конструкции, предназначенным для укрепления проезжей части дороги и состоящая из нескольких слоев различных материалов, обладающих разной прочностью. Дорожная одежда должна обладать надлежащей прочностью и ровностью, не должна деформироваться под влиянием климатических факторов, и не должна неравномерно изнашиваться. Вследствие того, что разные типы дорог предназначены для различных транспортных средств дорожные одежды имеют разные конструкции.

Верхний слой дорожной одежды, на который непосредственно опираются колеса транспортных средств называется покрытием. Это сравнительно тонкий слой прочного материала, лежащий на более толстых и менее прочных слоях основания покрытия. Отдельные слои дорожной одежды работают в различных условиях нагружения, наибольшую нагрузку воспринимает покрытие, по мере перехода к более глубоким слоям дорожной конструкции, давление создаваемое транспортным средством, падает и на глубине 60-100см составляет не более 5-10% от собственного веса конструкции. Поэтому верхние слои дорожной одежды сооружаются из достаточно прочных материалов. По мере углубления прочность дорожной одежды может уменьшаться.

Дорожная одежда своим нижним слоем опирается на поверхность, образованную земляным полотном дороги, называемую грунтовым основанием дорожной одежды.

Под воздействием веса проходящего транспорта дорожная одежда будет прогибаться. Важно, чтобы этот прогиб был упругим (обратимым), так как в противном случае необратимые деформации будут вести к разрушению дороги.

Дорожные одежды бывают жесткими и нежесткими.

Жесткие —(цементобетонные покрытия). Нежесткие — все остальные, создаваемые из несвязных или малосвязных материалов, пропитанных органическим вяжущим составом. Тип покрытия и конструкцию основания выбирают в зависимости от интенсивности движения, типа и тяжести транспортных средств и назначения дороги.

При малой интенсивности движения до недавнего времени применяли простейшие дороги так называемые грунтовые, у которых дорожным покрытие служит верхний уплотненный слой земляного полотна. Эти дороги строятся путем выравнивания дневной поверхности, придания поперечного уклона, создания кюветов по бокам от проезжей части и укатки самой дороги. Качество таких дорого зависит от грунтов, в которых они проложены и существенно меняется в зависимости от сезона года.

Основание дорожной одежды может создаваться в виде насыпи из местных грунтов. Для этого могут использоваться любые грунты, но для верхней части земляного полотна непосредственно подстилающей дорожную одежду они должны обладать мало изменяющимися свойствами при увлажнении и попеременном промерзании.

Сезонные изменения состояния грунта составляют водно-тепловой режим земляного полотна дороги и происходят по следующей схеме.

Осень — в виду сильных дождей и связанных с ними подъемом уровня грунтовых вод, в порах грунта происходит накопление влаги.

В первую половину зимы происходит медленное промерзание земляного полотна с поверхности, сопровождающиеся передвижением воды в порах грунта по направлению к границе мерзлого грунта. Вода замерзает прежде всего в крупных порах, превращаясь в лед, увеличиваясь в объеме, создает давление на соседние массы грунта и отжимает из них еще не замерзшую в мелких порах воду. Эта вода передвигается к центрам замерзания, присоединяется к ранее замерзшей воде и еще больше увеличивает объем образующегося льда. В результате чего образуются ледяные прослойки или линзы, которые вызывают поднятия покрытия, называемое пучением. Если поднятие идет неравномерно, то на дороге образуются бугры (пучины), нарушающие нормальную эксплуатацию дороги и приводящие к ее разрушению.

Во второю половину зимы промерзание идет быстрей и нового льдообразования не происходит. Поэтому в это время деформация дорожного полотна как правило не происходит. Глубина промерзания максимальна в этот период под проезжей частью где нет снега. Весной наиболее интенсивно сказывается вредное влияние осенне-зимнего периода в верхней части земляного полотна. Таяние идет более интенсивно под проезжей частью дороги чем под обочинами. Поскольку ей некуда уходить она размягчает грунтовое основание дорожной одежды. Особенно интенсивно этот процесс идет в пределах пучин и может сопровождаться выдавливанием разжиженного грунта из-под покрытия. Летом восстанавливается обычный водный режим, производится ремонт дорог.

Образование пучин в результате накопления льда в виде прослоек идет в разных грунтах по разному. Этот процесс почти не развивается в песках, поры которых велики и при охлаждении незамерзшая вода успевает отжаться без образования льда. Жирные глины, также мало пучиноопасны, поскольку поры у них очень малы и движение воды затруднено. Наиболее опасны пылеватые грунты, в которых поры весьма неоднородны по размерам.

Для борьбы с интенсивным пучинообразованием применяют поднятие дорожного полотна на достаточную величину над уровнем грунтовых вод, отсыпку морозоустойчивого (песчаного) грунта в верхнюю часть земляного полотна, изоляцию грунтового основания от источника увлажнения.

Отвод вод от дорожных сооружений осуществляется с помощью специальных водоотводящих систем, а пропуск — с помощью водопропускных, так называемых искусственных сооружений. К числу водопропускных относятся мосты, трубы, лотки и фильтрующие насыпи.

Мосты различают по их длине: большие свыше 60м), средние (от 60 до 20м) и малые (менее 20м). Большие мосты мы рассмотри при рассмотрении темы «Мосты», а малые мосты представляют обычно простую конструкцию балочного моста, изготовленного в виде железобетонного пролетного строения, опирающегося на бетонные или каменные устои. В случае когда расход воды, который необходимо пропустить под земляным полотном, невелик и может ограничиться отверстием менее 20 м, сооружают трубы и лотки.

Лотки представляют собой открытые русла обычно прямоугольного сечения.

Фильтрующие насыпи выкладываются из камня на участке пересечения водотока дорогой. Пропуск воды осуществляется через отверстия между камнями

Акведуки — это мосты-водоводы, сооружаемые для перехода канала через дороги, овраги, реки.

Дюкеры представляют собой напорные водоводы, укладываемые под дорогой, руслом канала или реки и по дну глубокой долины.

Путепроводом называется сооружение, предназначенное для пропуска одного потока движения под другим. Их строят при пересечении на разных уровнях железной и автомобильной дорог.

Эстакады служат для проведения дорог на некоторой высоте над поверхностью земли. Виадуки — это мосты, сооружаемые взамен железнодорожных насыпей при пересечении глубоких долин, ущелий, оврагов.

studfiles.net

определение, конструкция. Типовые конструкции дорожных одежд городских дорог

Внешний вид обычных дорожных покрытий, по которым осуществляется транспортное движение, скрывает под собой сложную конструкцию из нескольких слоев. Каждый пласт имеет свои правила устройства, характеристики и технологическое назначение. При условии качественного выполнения всех слоев можно получить безопасное и долговечное покрытие. Это и будет дорожная одежда, которая таким образом формирует базовую инфраструктуру для движения автомобилей.

дорожная одежда

Основное понятие дорожной одежды

Основу дорог чаще всего составляет асфальтобетон и цементобетон. В обоих случаях могут варьироваться характеристики связующих компонентов, фракции щебня, песка, а также других наполнителей. Собственно, готовая структура таких покрытий может рассматриваться, как полноценная дорожная одежда. Определение предусматривает общий комплекс пластов данного покрытия, но каждый слой выступает отдельным технологическим компонентом, для устройства которого предъявляются специальные требования. Для обеспечения надежности покрытия необходимо обеспечить условия, при которых возникающее в конструктивных элементах напряжение от движения транспорта не оказывает разрушительного воздействия на структуру. Добиться этого позволяет рациональный расчет характеристик конструкции, который производят технологи до начала дорожных работ.

Что учитывается в проекте дорожной одежды?

Типовые конструкции разрабатываются как универсальные покрытия и для городских дорог, и для загородных трасс. При этом не имеет значения, магистраль это или улица. В разработке проекта в расчет берется уровень интенсивности движения, свойства используемых материалов, нагрузки, гидрологические и грунтовые условия, а также другие факторы, оказывающие влияние на эксплуатацию дорожных покрытий и основ. В дорогах с нежесткими покрытиями предусматриваются конструкции с небольшим объемом укладываемых слоев. В частности, проектирование дорожных одежд этого типа предполагает расчет допустимого прогиба покрытия в неблагоприятные, с точки зрения внешних условий, периоды года. Обратимый прогиб рассчитывается по одной базовой характеристике – модулю упругости.

конструкция дорожной одежды

Также учитывается сопротивление верхних слоев земляного грунта, на который в дальнейшем будет уложена основа. Для этого параметра технологи вводят величину сдвигающего напряжения. Если в одном из слоев отклонения от нормы равновесия, с точки зрения сдвига, могут привести к остаточным деформационным процессам, то конструкция дорожной одежды может предусматривать изменение состава путем добавления новых пластификаторов и технических компонентов, способствующих повышению жесткости базового полотна.

Разновидности дорожной одежды

Все типовые конструкции дорожных одежд разделяются на две категории – жесткие и нежесткие. При этом каждая технологическая модель устройства покрытия предусматривает использование конкретных показателей увлажнения, толщины, размеров песчаной фракции, щебня и в целом свойств цементно-песчаной основы. Так, модуль упругости грунтовой основы в зависимости от применяемой конструкции может составлять в среднем 300-500 кгс/см2. В качестве исключения можно привести конструкции, не предполагающие устройство песчаного слоя для дренажа. В этом случае осуществляется проектирование нежестких дорожных одежд, рассчитанных на укладку в условиях супесчаных и песчаных грунтов. Модуль упругости такой основы может достигать 1200 кгс/см2. Различаются конструкции и по количеству технологических пластов. Это может быть и уплотненная двухслойная одежда, и покрытие на 5-6 слоев. В зависимости от внешних условий разработчики проекта могут добавлять и дополнительные слои, например, с функцией изолятора.

типовые конструкции дорожных одежд

Типовые конструкции тротуаров

Важным компонентом в деле благоустройства городской инфраструктуры является и тротуар. Его покрытие также относится к разновидностям дорожной одежды, но, конечно, с другими технико-эксплуатационными характеристиками, рассчитанными на пешеходное движение. Конструкции тротуаров в разных регионах не так сильно отличаются между собой, так как климатические условия оказывают на их покрытия меньшее воздействие. Тем не менее в проектировании учитывается категория улицы, ее назначение, интенсивность пешеходного трафика, характеристики грунтовой основы, а также отношение тротуара к проезжей части. В стандартном виде конструкция дорожной одежды может быть реализована в условиях укрепленного грунта с применением асфальтовых и цементных растворов. В некоторых случаях используются керамические и асфальтобетонные плиты, а также слабы на основе природного камня. При этом укладка может выполняться в несколько слоев, как и в случае с обычными дорогами.

Основа дорожной одежды

дорожные одежды городских дорог

Пожалуй, это наиболее ответственная часть общей конструкции, поскольку на нее ложится функция связки верхнего покрытия с грунтом, а также распределение нагрузок. На практике применения основа обеспечивает снижение напряжения от воздействия колес, переводя силовой потенциал в грунт. Таким образом, основа за счет земляного покрова создает в некотором роде амортизационный эффект. Но не всегда дорожная одежда располагает подходящими характеристиками основания, с точки зрения защиты, от внешних воздействий. К примеру, нижний пласт может обладать оптимальными рабочими качествами, но под действием воды будет постепенно размываться. И напротив, он может демонстрировать стойкость к климатическим воздействиям, но при этом плохо выполнять распределение нагрузок. С целью оптимизации разных характеристик строители выделяют и функциональные пласты в структуре основания. Так, отдельно рассматривается несущая часть и вспомогательные слои. В такой структуре базовое покрытие отвечает за механическую стойкость, а дополнительные покрытия противодействуют тем же осадкам.

Верхняя часть

Внешняя поверхность также выполняет целый ряд ответственных функций, главной из которых является непосредственный прием нагрузок от автомобилей. Прямой контакт имеет место и по отношению к климатическим осадкам, поэтому защитные качества в верхней части можно назвать универсальными. Достигается многофункциональность наружного покрытия за счет нескольких слоев, как и в случае с базовой частью. Так, с целью повышения стойкости к трещинам в покрытии применяются специальные прослойки, в состав которых может входить геосетка и геотекстиль, а также модифицированные вяжущие компоненты. На поверхности дорожная одежда имеет специальную обработку, которая также уберегает покрытие от влаги и снега. А кроме защитных качеств практикуется и усиление адгезивных свойств поверхности. Специальные обработки, к примеру, используют также для повышения шероховатости и улучшения сцепки дорог с колесами.

Дополнительные слои

нежесткие дорожные одежды

В зависимости от условий эксплуатации на дорожное покрытие могут воздействовать различные негативные факторы. Не каждая типовая конструкция может отвечать повышенным нагрузкам, с точки зрения теплового, гидрологического и механического воздействия. К примеру, нежесткие дорожные одежды отличаются высокой способностью к дренажу и не нуждаются в дополнительных песчаных настилах, однако их прочностные качества могут требовать усиления. Для этого создаются прослойки между несущей частью и верхними пластами, а также прокладываются технологические слои полимерной пленки промеж основы и грунта.

Морозостойкий пласт

В плане неблагоприятного климатического воздействия наиболее разрушительным является мороз. Защита на случай эксплуатации в условиях отрицательных температур предусматривает использование зернистых материалов, среди которых песок, песчано-гравийные смеси, шлак и щебень. Своего рода утеплением может выступать и грунтовая основа, на которой формируется дорожная одежда с базовыми пластами. Однако, для предотвращения промерзаний земельного покрытия мало – оно дополняется укрепленными вяжущими элементами, а также гидрофобизированными насыпями и непучинистыми материалами.

Дренажная прослойка

проектирование дорожных одежд

Технологические слои этого типа применяются на участках с земляными полотнами из недренирующего грунта. В обязательном порядке включение таких пластов рассматривается в регионах с обильным выпадением осадков. Основная функция дренажной прослойки заключается в обеспечении водоотвода. Кроме того, типовые конструкции дорожных одежд городских дорог, у которых слой дренажа оказывается выше по отношению к глубине промерзания, должны выполняться только из прочных и морозостойких материалов.

Технологические дефекты

Наиболее опасным явлением, которое может повлечь неправильное использование технологии устройства дорожной одежды, считаются проломы. В таких случаях есть риск полного разрушения полотна по всей толщине с проявлением резких искажений профиля конструкции. Менее опасны процессы шелушения и выкрашивания, которые предполагают поверхностные разрушения в результате отслаивания вяжущих элементов и утраты отдельных частиц минерального наполнения. Распространенные ошибки, с которыми укладываются типовые конструкции дорожных одежд, также могут спровоцировать сдвиги и образование выбоин. Формирование открытых пучин также приводит к выдавливанию грунта на поверхность, что делает покрытие непригодным для эксплуатации.

Заключение

проектирование нежестких дорожных одежд

За последние годы технологии устройства дорожных покрытий мало изменились. Внедрение в отрасль новых решений затрагивает преимущественно техническое обеспечение в виде появления современных машин, инструментов и оборудования для приготовления и укладки разных слоев. Материалы же, из которых устраиваются дорожные одежды городских дорог, остаются прежними. Основу покрытий также составляют цементные наполнения, песок с гравием и связующие. Конечно, все чаще вносятся и новые модифицирующие компоненты с добавками, но они носят точечный характер повышения эксплуатационных свойств и радикально не меняют характеристики типовых конструкций.

fb.ru

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА - это... Что такое ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА?

 ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА - укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожесткие, полужесткие (цементно-бетонные) и нежесткие (из щебня, песка, битума и др.) дорожные одежды.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • ДОРОДНИЦЫН Анатолий Алексеевич
  • ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Смотреть что такое "ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА" в других словарях:

  • Дорожная одежда — многослойное искусственное сооружение, ограниченное проезжей частью автомобильной дороги, состоящее из дорожного покрытия, слоев основания и подстилающего слоя, воспринимающее многократно повторяющееся воздействие транспортных средств и погодно… …   Официальная терминология

  • дорожная одежда — 3.11 дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунт или элемент конструкции тоннеля. Источник: СП 122.13330.2012: Тоннели железнодорожные и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • дорожная одежда — укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожёсткие, полужёсткие (цементно бетонные) и нежёсткие… …   Энциклопедический словарь

  • Дорожная одежда —         совокупность конструктивных слоёв дорожного покрытия, выполненных из различных материалов. Д. о. укладывают на подготовленное земляное полотно, обычно на ширину проезжей части. Основное назначение Д. о. придать проезжей части дороги на… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА — многослойная конструкция проезжей части дороги, предназнач. для движения трансп. средств и передающая нагрузку от них на поверхность земляного полотна. Различают нежёсткую Д. о., отд. слои к рой обладают малым сопротивлением изгибу; полужёсткую,… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Дорожная одежда — Инженерная конструкция из нескольких слоев различных дорожно строительных материалов, предназначенная для движения автотранспорта. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов многослойная конструкция в пределах проезжей части… …   Строительный словарь

  • Дорожная одежда — Инженерная конструкция из нескольких слоев различных дорожно строительных материалов, предназначенная для движения автотранспорта …   Словарь строителя

  • Дорожная одежда — укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожесткие, полужесткие (цементно бетонные) и нежесткие… …   Автомобильный словарь

  • Дорожная одежда с покрытием из плит/камней мощения — многослойная конструкция, воспринимающая внешнюю нагрузку и передающая ее на подстилающий грунт. Дорожная одежда состоит из покрытия, выполненного из камней мощения (плит), несущего и (при необходимости) дополнительного слоя основания, а также… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Дорожная одежда жесткая — дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями; со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

dic.academic.ru

Дорожная одежда автомобильных дорог

 

Дорожная одежда представляет собой искусственно созданную конструкцию, укладываемую на поверхность земляного полотна (или пролетное строение мостовой конструкции) из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию движения и природных факторов. На дорогах высоких категорий ее стоимость составляет до 60 % общей стоимости дороги.

Под воздействием вертикальных и горизонтальных сил в дорожной одежде возникают напряжения, быстро затухающие по глубине. Такое распределение напряжений в дорожной одежде позволяет делать ее многослойной с уменьшающейся сверху вниз прочностью слоев (рис.3.16).

В классическом варианте дорожная одежда состоит из верхнего слоя -дорожного покрытия, нижнего слоя - дорожного основания и дополнительных слоев.

Дорожное покрытие - это одно- или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная обеспечивать заданные эксплутационные требования и защищать дорожные основания от воздействия атмосферных факторов.

Дорожное основание - это нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от автомобилей совместно с покрытием и предназначенный для ее распределения на дополнительные слои или непосредственно на грунт земляного полотна.

Дополнительный слой - это конструктивный слой основания, выполняющий защитные функции слоев дорожной одежды (дренирующие, морозозащитные, противозаиливающие и др.).

Все дорожные одежды делят по степеням их капитальности и степени обеспечения требований автомобильного движения на три группы:

- усовершенствованного типа - покрытия, укладываемые на прочных основаниях; подразделяются на капитальные - цементобетонные и

асфальтобетонные на прочных каменных основаниях, и облегченные

- покрытия из щебня или гравия, обработанного органическими вяжущими материалами на основаниях из камня или укрепленного грунта;

- переходного типа - щебеночные, гравийные, шлаковые покрытия, булыжные мостовые и покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими материалами;

- низшего типа - грунтовые, укрепленные гравием или щебнем.

Примеры конструкций типовых дорожных одежд с различными покрытиями показаны на рис.3.17.

 

3.17. Примеры конструкций дорожных одежд

с различными покрытиями:

а - цементобетонное покрытие; б - асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании; в — асфальтобетонное покрытие на бетонном основании; г - асфальтобетонное покрытие на цементогрунтовом основании; д - черное щебеночное покрытие по способу пропитки; е - черное гравийное покрытие по способу смешения на дороге; ж - гравийное покрытие; з - булыжная мостовая; 1 - цементобетон; 2 - битумопесчаная прослойка; 3 - слой щебня, гравия и грунта, обработанный вяжущими; 4 - морозозащитный песчаный слой; 5 - мелкозернистый асфальтобетон; 7 - щебеночный слой; 8 - цементогрунт; 9 - щебеночный слой по способу пропитки; 10 -гравий, обработанный вяжущим; 11- гравий; 12-мостовая

 

Наиболее распространённая в нашей стране дорожная одежда усовершенствованного типа - это дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием на щебёночном или гравийном основании (см. рис.3.17, б).

Асфальтобетонные покрытия строят из двух или трёх слоев асфальтобетонной смеси, уложенной на прочное основание и тщательно уплотнённой проходами катков.

Асфальтобетон - искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности каменного остова (щебня или гравия) и песка, связанных между собой смесью минерального порошка с битумом.

 

Битум - органический вяжущий материал, вырабатываемый из остаточного продукта перегонки нефти. В зависимости от состава асфальтобетонной смеси его вводят в количестве 3,5-9 %.

Порошок минеральный - механически измельчённый минеральный материал, в значительной мере (не менее, чем на 75%) состоящий из частиц размером меньше 0,07 мм, вводимый в состав асфальтобетонной смеси в целях повышения тепло- и водоустойчивости битума, увеличения плотности минерального скелета и повышения механической прочности асфальтобетона.

Асфальтобетонную смесь готовят в специальных установках, в которых нагретый каменный материал тщательно перемешивается с расплавленным битумом и минеральным порошком.

Готовую смесь в горячем состоянии слоями толщиной 4-5 см укладывают на подготовленное твёрдое основание из щебня, гравия и уплотняют катками.

Более износостойкой дорожной одеждой усовершенствованного типа является дорожная одежда с цементобетонным покрытием (см. рис 3.17,а).

Цементобетон - это рационально подобранная смесь из цемента, песка, щебня (или гравия), воды, образующая после твердения прочный искусственный материал - бетон.

Для устройства так называемых монолитных цементобетонных покрытий бетонную смесь приготавливают в бетономешалках и подвозят на место работ в автомобилях-самосвалах или бетоновозах. Укладывают смесь равномерным слоем при помощи комплектов бетонораспределительных и отделочных машин. Для компенсации деформаций из-за колебаний температуры устраиваются швы расширения и сжатия. Считается, что для набора расчётной прочности бетону требуется около месяца (28 дней).

Применяются и сборные цементобетонные покрытия из железобетонных плит.

Срок службы цементобетонных покрытий примерно в два раза выше, чем у асфальтобетонных. Но они более жёсткие и требуют во избежание появления трещин прочных, качественных оснований из каменных материалов.

Усовершенствованные облегчённые покрытия представляют собой слой из щебня или гравия, в который для повышения сцепления отдельных щебёнок между собой вводят органические вяжущие битумы или дёгти (дёготь - продукт перегонки без доступа воздуха, каменного угля, торфа, сланцев, древесины).

Органическое вяжущее объединяет каменные материалы в монолитное целое, что повышает сопротивление одежд воздействиям автомобилей и придаёт одеждам водонепроницаемость.

Вяжущее вводят способом смешения на дороге или пропиткой.

Смешение на дороге - технологический процесс устройства слоев усовершенствованных покрытий из каменных материалов (щебень, гравий, шлак), обрабатываемых органическими вяжущими обычно без подогрева путём их перемешивания в установке на месте работ или непосредственно на земляном полотне, или на основании дорожной одежды дорожными фрезами или автогрейдерами с дальнейшим уплотнением разложенной и предварительно разровненной смеси.

Пропитка - технологический процесс устройства или восстановления слоев усовершенствованных покрытий облегчённого типа, заключающийся во введении обычно разогретых вязких битумов в покрытие путём розлива по поверхности слегка прикатанного слоя щебня одинаковых размеров. После просачивания вяжущего в глубь россыпи покрытие засыпается мелким щебнем и уплотняется тяжёлыми катками.

Частный случай пропитки - поверхностная обработка, представляющая собой технологический процесс создания слоев износа или шероховатой поверхности асфальтобетонных покрытий путём розлива на поверхности дорожной одежды разогретого вязкого битума с последующими россыпью по нему прочных каменных подобранных материалов (от 5 до 20 мм) и прикаткой. Поверхностная обработка - наиболее быстрый и надёжный способ повышения безопасности дорожного движения в местах, где причиной дорожно-транспортных происшествий является скользкость покрытия (на кривых малых радиусов, на подъёмах, на участках, где автомобилям приходится часто тормозить).

К дорожным одеждам усовершенствованного типа с капитальными покрытиями относятся также усовершенствованные мостовые (естественная, изготовленная из природного камня, или искусственная, получаемая из специальных глин путём обжига при высокой температуре, брусчатка).

Наиболее распространённые дорожные одежды с покрытием переходного типа - щебёночные и гравийные.

Щебёночные покрытия устраивают из необработанных искусственно дроблёных каменных материалов, укладываемых с целью расклинки слоями (сначала слой крупного щебня с частицами размером 50-75 мм, затем слой более мелкого щебня - клинец размером 15-25 мм и слой мелочи размером 5-15 мм) и уплотняемых послойно катками.

Гравийное покрытие устраивается из гравийной смеси с расклинкой и уплотнением. Гравийная смесь укладывается в один или два слоя обычно по всему поперечному профилю земляного полотна (от бровки до бровки), сводя толщину слоя к нулю на обочинах.

Гравийная смесь представляет гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием фракций гравия размером более 5 мм в количестве от 50 до 80% (остальное - более мелкие частицы и песок).

Гравий - осадочная, обломочная, рыхлая горная порода, образовавшаяся в результате естественного разрушения горных пород и состоящая из различных по крупности обломков этих пород и минералов с различной степенью окатанности.

К дорожным одеждам с покрытием переходного типа относятся также дорожные покрытия и основания из грунтов, улучшенных добавками вяжущих.

Наибольшее распространение получило укрепление грунтов неорганическими вяжущими - цементом (цементогрунт) и известью (используется только в основаниях дорожных одежд). Смешение грунта с вяжущими и водой производится грунтосмесительными машинами или непосредственно на дороге или в стационарных установках. В заключение так же, как и другие, это покрытие уплотняется катками.

К дорожным одеждам с покрытием низшего типа относятся грунтовые дороги, не имеющие искусственного покрытия и лишь в крайних случаях для обеспечения проезда укрепляемые гравием или щебнем. На грунтовых дорогах для обеспечения водоотвода могут устраиваться боковые водоотводные канавы, а проезжая часть для повышения ровности профилируется автогрейдерами. Движение по грунтовым дорогам обеспечивается только в сухие периоды года.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

5 Дорожная одежда

5.1 Конструкции одежды проезжих частей дорог на участках между населенными пунктами, про­ходящих по незастроенным и не подлежащим в ближайшие годы под застройку территориям, проек­тируются по требованиям ДБН В.2.3-4.

5.2 Конструкции дорожной одежды улиц, дорог, площадей, автостоянок и проездов в населенных пунктах должны определяться на основе технико-экономических сравнений нескольких вариантов дорож­ных одежд с учетом категории улицы (дороги), перспективной интенсивности движения и состава транс­портного потока, климатических и геолого-гидрологических условий, наличия строительных материалов, подземных коммуникаций и сооружений, требований безопасности дорожного движения, охраны окружа­ющей природной среды, указанных в п.9.3 настоящих норм особенностей их строительства и эксплуата­ции.

5.3 Конструктивные слои дорожной одежды должны назначаться, исходя из условий деформирова­ния, прочности, осушения, морозостойкости всей конструкции и включать покрытие (верхний слой одеж­ды), основу (несущая часть одежды) и подстилающие слои основы.

Количество и состав конструктивных слоев определяется конструкцией дорожной одежды.

Примечание 1. В случаях реконструкции или капитального ремонта улицы (дороги) при разработке конструкций должно учитываться фактическое состояние существующей дорожной одежды.

Примечание 2. Покрытие, основа и подстилающие слои проезжей части улиц и дорог, являющихся продолжением внешних дорог, не должны уступать по прочности конструкциям, принятым на смежных участках автомобильных дорог.

5.4 Конструирование дорожной одежды улиц и дорог, строящихся в районах массивной жилой зас­тройки, должно предусматривать возможность пропуска строительного транспорта в период интенсив­ного строительства с последующим усилением одежды до расчетных показателей и параметров после завершения застройки района.

5.5 Предварительный выбор конструкций дорожной одежды допускается осуществлять по каталогам или альбомам типовых конструкций, а тип покрытия и основные его материалы принимать по таблице 5.1.

Таблица 5.1

Тип покрытия

Основные материалы покрытий

Капитальный

Цементобетонные монолитные, сборные железобетонные, асфальтобетонные (из горяче­го плотного мелкозернистого I, II марок; теплого I марки) на стойких основах, брусчатые, сборные из малоразмерных бетонных плит на основах из бетона, асфальтобетонных смесей, щебня и дробленого гравия, обработанных цементом, щебня высоких марок, уложенного методом заклинки

Облегченный

Асфальтобетонные (из горячего плотного мелкозернистого II, III марок, горячего пористого или высокопористого с поверхностной обработкой), брусчатые, сборные из малоразмерных бетонных плит на основах из щебня и гравия, обработанных вяжущими

Переходной

Щебеночные и гравийные, из грунтов и местных материалов и камня, обработанного вяжущими, и фракционированных каменных материалов

5.6 При конструировании дорожной одежды строительные материалы должны рационально распо­лагаться по толщине и ширине проезжей части (с учетом распределения проездов колес с различными по ширине нагрузками), по длине улицы или дороги (перегон, остановка общественного транспорта, зона перекрестков).

Конструкции дорожной одежды должны обеспечивать пропуск транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками независимо от времени года, изменений водно-теплового и ветрового режимов и отвечать статистическим нагрузкам, приведенным в таблице 1.3.

При наличии в транспортном потоке тяжелых автомобилей в количестве более 5 % и с нагрузкой, на 20 % превышающих расчетную, для многополосных проезжих частей допускается устройство дорожной одежды, равнозначной наиболее загруженной полосе.

5.7 На магистральных улицах и дорогах, перед узлами в разных уровнях, а также на мостах и путе­проводах, независимо от их плана, профиля и условий движения, перед пешеходными переходами необ­ходимо предусматривать устройство покрытий с коэффициентом сцепления не менее 0,6. Данный коэф­фициент обеспечивается устройством покрытий из асфальтобетонных смесей согласно ГОСТ 9128 с использованием щебня, дробленого песка или отсева дробления изверженных горных пород, специальной обработкой (рыхление, обработка щетками и пр.) поверхности цементобетонных покрытий.

На улицах и дорогах местного значения коэффициент сцепления должен быть не менее 0,5 и обеспе­чиваться использованием в покрытиях материалов, удовлетворяющих требованиям действующих стан­дартов и других нормативов на дорожно-строительные материалы.

5.8 Тип конструкции нежесткой дорожной одежды определятся по таблице 5.2.

Таблица 5.2

Категория улиц и дорог

Тип конструкции нежесткой дорожной одежды

1 Магистральные улицы и дороги общегородского значения в крупнейших, крупных и больших городах

1.1 Капитальный. Покрытие - из асфальтобетона горячего плотного мелкозер­нистого I марки. Верхний слой основы - крупнозернистый или мелкозернис­тый пористый или высокопористый асфальтобетон, фракционированный щебень, обработанный вязким битумом в смесителе (черный щебень) и уло­женный методом заклинки. Мостовая - на основе, укрепленной неорганичес­ким вяжущим

2 Магистральные улицы и дороги районного значения в крупнейших, крупных и больших городах; магистральные

2.1 Капитальный. Покрытие - из асфальтобетона горячего плотного мелкозер­нистого I, II марки. Верхний слой основы крупнозернистый или мелкозернис­тый асфальтобетон; крупнозернистый плотный асфальтобетон, черный щебень, уложенный способом заклинки, укатанный бетон. Мостовая - на щебеночной или гравийной основе, укрепленной неорганическим вяжущим

улицы и дороги в средних и малых городах; площади

2.2 Облегченный. Покрытие - из асфальтобетона горячего плотного мелкозер­нистого II марки. Верхний слой основы - каменные материалы, обработан­ные битумом методом смешения в установке или методом пропитки или смешения на улице (дороге). Мостовая - на песчаной основе

3 Улицы и дороги мест­ного значения во всех населенных пунктах: а) жилые улицы, дороги в промышленных и коммунально-складских зонах

3 1 Капитальный. Покрытие - из асфальтобетона горячего плотного мелкозер­нистого I, II марки. Шумопоглощающее покрытие - из высокопористого горячего мелкозернистого асфальтобетона марки I (для жилых улиц). Верхний слой основы - крупнозернистый или мелкозернистый пористый асфальтобетон, крупнозернистый плотный асфальтобетон, плотный пористый и высокопористый песчаный асфальтобетон, регенерированный асфальтобетон; старый асфальтобетон, обработанный цементным раствором, черный щебень, уложенный способом заклинки, каменные материалы, обработанные битумом методом смешения в установке либо методом пропитки или смешения на улице (дороге), укатанный бетон

3 2 Облегченный. Покрытие - из асфальтобетона горячего мелкозернистого I, II марки, из асфальтобетона горячего пористого или высокопористого с поверхностной обработкой вяжущими. Верхний слой основы - из щебня или гравия, обработанных органическим вяжущим; щебень фракционирован­ный, уложенный методом заклинки, плотные щебеночные смеси, обрабо­танные цементо-песчаной смесью методом пропитки, каменная мостовая пакеляж; щебень из активного металлургического шлака

3.3. Переходной. Покрытие - из фракционированного щебня горной породы или металлургического шлака с поверхностной обработкой вяжущим; мостовая - из глыбового или колотого камня

б) проезды: основные

3.4 Капитальный (см. п.3.1) 3.5 Облегченный (см. п.3.2)

второстепенные

3.6 Облегченный (см. п.3.2) 3.7 Переходной (см. п.3.3)

5.9 Дорожная одежда нежесткого типа конструируется и рассчитывается на прочность согласно ВСН 46 с учетом требований ДБН Б.2.3-4 и настоящих норм.

Независимо от результатов расчета на прочность толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии при условии создания стойкой структуры материалов следует назначать не менее приведенных в таблице 5.3.

Таблица 5.3

Материалы слоев дорожной одежды

Минимальная толщина в плотном состоянии, см

1 Асфальтобетонные смеси Крупнозернистые Мелкозернистые Песчаные

6 54

2 Щебень или гравий, обработанные органическим вяжущим смешением на месте укладки

8

3 Щебень, обработанный органическим вяжущим методом пропитки (полупропитки)

8(4)

4 Щебень, гравий или песок, обработанные неорганическими вяжущими

8

5 Малопрочный каменный материал или грунт, обработанный вяжущим

10

6 Щебень и гравий, не обработанные вяжущими: На слое из щебня, содержащего вяжущее На слое из щебня или гравия На песчаном слое

8 10 15

Примечание 1.

Толщина слоя должна в 1,5 раза и более превышать размер крупнейшей фракции зерен этого материала.

Примечание 2.

На тротуарах, на которых не предусматривается проезд грузовых автомобилей, поливочных и снегоуборочных машин, допускается толщина асфальтобетонного покрытия 3,0 см.

Примечание 3.

В расчетах прочности и морозостойкости одежды верхний слой поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий допускается не учитывать.

5.10 Нежесткую дорожную одежду на остановках автобусов и троллейбусов, на подъездах к пере­кресткам, пересечениям с железнодорожными и трамвайными линиями следует рассчитывать на повтор­ное действие кратковременной и действие неподвижной статической нагрузки продолжительностью 600 с и по результатам этих расчетов принимать конструкцию с более повышенной устойчивостью против сдвига.

5.11 Жесткая дорожная одежда (цементобетонные монолитные покрытия, сборные из цементобетонных и армобетонных плит, асфальтобетонные на основах из цементобетона) конструируется и рассчи­тывается на прочность согласно ВБН В.2.3-218-008.

5.12 Цементобетонные монолитные покрытия устраиваются на магистральных улицах и дорогах с интенсивным движением грузового и общественного пассажирского транспорта, на дорогах промышлен­ных и коммунально-складских зон с движением особо тяжелых автомобилей, на остановках и перекрест­ках, а также улицах и дорогах, на которых по условиям эксплуатации невозможна быстрая очистка проез­жей части от грязи.

5.13 Покрытие из цементобетонных и армобетонных плит следует использовать в районах со слож­ными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями или при высоких насыпях, где слож­но обеспечить стабильность земляного полотна, при отсутствии местных дорожно-строительных мате­риалов, пригодных для устройства равностойких покрытий иного типа.

5.14 Толщину цементобетонных покрытий и основ в зависимости от категории улиц и дорог следует принимать по таблице 5 4.

Таблица 5 4

Материалы основ (нижние слои основ)

Магистральные улицы

Улицы и дороги местного значения

общегородского значения

районного значения

Бетон низких марок при прочности на сжатие и растяжение при изгибе В 12,5 и ниже

20-22

18-20

-

Щебень и гравий, обработанные неоргани­ческим или органическим вяжущими

21-23

18-21

16-18*

Щебень высоких марок, уложенный методом заклинки

22-24

19-22

16-18*

* Значение толщины относится к покрытиям. Толщина приведена для цементобетонов, используемых: в покрытиях - при прочности на сжатие В30 и прочности на растяжение при изгибе Rbt 4,0; в основах - при прочности на сжатие В15 и прочности на растяжение при изгибе Rbt 2,4.

5.15 В цементобетонных покрытиях и основах из бетона В12,5 и выше следует проектировать попе­речные и продольные деформационные швы расширения и сжатия. Расстояние между швами определяется расчетом согласно ДБН В.2.3-4.

5.16 На высоких насыпях, сложенных из разнородных грунтов, грунтов повышенной влажности, на участках с большой мощностью культурного слоя, на насыпях в местах пересечения ими болот, торфя­ников, на подъездах к мостам и путепроводам, в местах прокладки подземных коммуникаций, сопряжения с горловинами колодцев и других случаях, когда предполагается неравномерная осадка грунта, необхо­димо устраивать цементобетонные покрытия с армированием сетками или применять сборные железобе­тонные покрытия.

Укладка железобетонных плит выполняется с обязательным штыревым соединением и заполнением швов мастикой на основе органических вяжущих.

Конструкции одежды из сборных железобетонных покрытий должны учитывать конструкцию плит и нагрузки согласно ГОСТ 21924.0 - ГОСТ 21924.3.

5.17 Брусчатые мостовые и покрытия из малоразмерных бетонных плит, устраиваемых на улицах и площадях районов исторической планировки городов, на тротуарах, садово-парковых и пешеходных до­рожках, остановках, автостоянках, проектируются на гравийной, щебеночной или бетонной основах.

Между основами и брусчатым камнем устраивается цементо-песчаные (в соотношении 1:3) или пес­чаный слой толщиной 3-5 см. Швы брусчатых покрытий, в зависимости от условий отвода поверхностных вод, также заполняют сухой песчано-цементной смесью состава 1:5, цементо-песчаным раствором или битумной мастикой.

5.18 Конструирование дорожной одежды в случае совместного движения автотранспорта и трамвая осуществляется согласно настоящим нормам и СНиП 2.05.09.

5.19 Покрытие и основы для одежд тротуаров и их конструкции назначают по типовым проектам, раз­работанным для населенных пунктов, с учетом наличия местных дорожно-строительных материалов:

- асфальтобетонные - из песчаного, литого или мелкозернистого асфальтобетона в один шар толщи­ной 3 или 4-5 см,

- монолитные цементобетонные - из бетона М300 и больше толщиной 10-12 см - на магистральных улицах, 8 см - на улицах местного значения;

- сборные - из бетонных плит.

Покрытие тротуаров из различных искусственных каменных и бетонных материалов (железобетон­ные плитки, фигурные элементы мощения) проектируются по индивидуальным проектам.

5.20 Дорожную одежду велосипедных дорожек, автостоянок и проездов следует проектировать как для улиц и дорог облегченного и переходного типов. Конструкции дорожной одежды должны обеспечи­вать пропуск уборочной техники, а пожарные проезды - разовый пропуск на протяжении суток 2-3 по­жарных машин.

5.21 Сопряжение дорожной одежды проезжей части с тротуаром или газоном на улицах осуществля­ется установкой бортового камня, типы которого принимаются по действующим государственным стан­дартам.

5.22 Покрытие укрепительных полос и обочин следует предусматривать из цементо- или асфальто­бетона с использованием крупного щебня (фракции 40-70 мм), а также с обработкой вяжущими местных каменных, гравийных и шлаковых материалов.

Поверхность оставшейся части обочин следует укреплять в зависимости от интенсивности и харак­тера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата, посевом трав, отсыпкой щебнем, гравием, шлаком и другими местными материалами.

Для предотвращения размыва обочин и откосов земляного полотна на участках дорог с продольными уклонами более 30 ‰, с насыпями высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле следует предусматривать устройство продольных лотков и других сооружений для сбора и отвода стека­ющей с проезжей части воды.

5.23 Дорожную одежду в местах сопряжения с горловинами смотровых колодцев следует выполнять с использованием специальных плит, разгружающих и распределяющих нагрузки от транспорта с подъемом чугунных люков до отметок верха покрытия.

5.24 Количество и толщину слоев основы определяют исходя из условий обеспечения прочности покрытий и всей дорожной одежды.

На магистральных и жилых улицах, дорогах в промышленных и коммунально-складских зонах круп­нейших, крупных и больших городов следует предусматривать верхний слой основы из крупнозернистого асфальтобетона или каменного материала, обработанного органическим вяжущим.

Для улиц и дорог местного значения в верхнем слое основы может использоваться регенерированный асфальтобетон.

На участках с усложненным поверхностным водоотводом верхний слой основы следует устраивать из крупнозернистого пористого или высокопористого асфальтобетона с обязательным отводом с него воды

5.25 Цементобетонные основы толщиной плит 16-20 см проектируются на магистральных улицах и дорогах с устройством швов сжатия, швы расширения в основах не устраиваются.

5.26 Щебеночные основы проектируются под асфальтобетонные покрытия на магистральных улицах всех категорий, а гравийные применяют на улицах и дорогах местного значения, внутриквартальных проездах, автостоянках.

Под двух -трехслойное асфальтобетонное покрытие следует укладывать щебеночную основу с пред­варительной обработкой вяжущими материалами или гравийные с устройством верхнего слоя - основы из дробленого гравия.

При устройстве однослойных асфальтобетонных покрытий щебеночная основа должна быть обрабо­тана битумом, а сверху гравийных основ следует предусматривать укладку толщиной 6-8 см черного гра­вия или щебня.

5.27 Основы под покрытие тротуаров устраивают из щебня, гравия, стабильных шлаковых и местных материалов толщиной: под асфальтобетонные - 10-12 см, цементобетонные и сборные - по 10 см

5.28 Для осушения песчаного подстилающего слоя и обеспечения прочности дорожных покрытий на глубине, зависящей от конструкций дорожной одежды, но не менее глубины промерзания, устраивают с учетом требований раздела 4 и п. 5.3 дренажи мелкого заложения.

В населенных пунктах со слаборазвитой водосточной сетью или без нее вместо дренажа мелкого зало­жения устраивается песчаный дренирующий подстилающий слой, работающий по принципу объемного компенсатора (удаление проникшей в основание проезжей части воды производится с помощью коротких трубчатых дренажных выпусков в водосточную сеть, в канавы или в пониженные места продольного про­филя).

5.29 Дренаж мелкого заложения проектируется в виде уложенных по краям корыта (непосредственно под лотком или бортовым камнем) продольных трубчатых дрен (при двухскатной проезжей части шири­ной более 7 м под обоими лотками, при ширине менее 7 м, а также при односкатной проезжей части - под одним лотком) с дренажной обсыпкой и выпусками непосредственно в колодцы водосточной канализации, а при их отсутствии -в водосборный коллектор с дренажными колодцами через 50 м. Продольный дренаж проектируют на участках с уклоном проезжей части менее 30 ‰ с уклоном, соответствующим уклону лотков, но не менее 4 ‰. Если продольный уклон дна корыта больше поперечного, вместо продольного дренажа мелкого заложения устраивается поперечный дренаж с размещением трубчатых дрен под углом 60-70о к оси проезжей части. В этом случае допускается вместо трубчатых дрен устраивать в дренажном слое фильтрующие валики из щебня на расстоянии, в зависимости от грунтов основания и продольного уклона, не более 50 м один от другого.

5.30 Для устройства продольных и поперечных дрен применяют керамические, асбестоцементные, пластмассовые (полиэтиленовые) трубы или трубофильтры диаметром не менее 200 мм.

Керамзитобетонные дренажные трубофильтры применяются при неагрессивной к бетону грунтовой воде.

5.31 Для понижения уровня подземных вод, а также осушения земляного полотна при условии высо­кого уровня грунтовых вод, когда применение других способов (отсыпка насыпей, замена грунтов, устрой­ство теплоизоляционных и водонепроницаемых слоев и т.п.) является нецелесообразным, устраиваются дренажи глубокого заложения.

Наименьший диаметр труб уличных дренажей глубокого заложения - 200 мм.

5.32 Скорость течения воды в трубчатых дренажах допускается в пределах от 0,15 до 1 м/с (оптималь­ная 0,5-0,7 м/с), а наибольшие уклоны принимают исходя из максимально допустимой скорости 1 м/с.

Минимально допустимые уклоны дренажа принимают в глинистых грунтах - 2 ‰, песчаных - 3 ‰, а скорости - соответственно 0,15-0,2 м/с и 0,3-0,35 м/с.

5.33 Согласно общей схеме осушения городских территорий на улицах используется, главным обра­зом, однолинейная система (совершенного и несовершенного типа), при которой трассу дренажа прокла­дывают со стороны притока грунтовых вод

В некоторых случаях при большой ширине улицы и неблагоприятных гидрогеологических условиях прокладываются две линии дрен.

5.34 Дренажи на улицах, дорогах и площадях, как правило, прокладываются совместно с водостоками (в зависимости от глубины заложения водостоков над ними, параллельно им или на них) с выпуском воды в водостоки или в водоемы.

5.35 Для отсыпки дренажей используют гравий и щебень различных изверженных пород, для засыпки дренажных траншей - песок с коэффициентом фильтрации не менее 5 м/сутки.

5.36 Основные конструкции дренажей (как правило, асбестоцементные безнапорные трубы с водо­приемными отверстиями и дренажной отсыпкой и сборные железобетонные смотровые колодцы) вы­полняются по типовым проектам.

5.37 При устройстве дренажных слоев следует учитывать дополнительный эффект осушения за счет использования геотекстильных прослоек, сопутствующих дренажей подземных сооружений, дренажных прорезей, воронок и наоборот-дополнительное увлажнение водой канализационных сетей, водопроводов и теплосетей при их работе в напорном режиме или аварийном состоянии.

5.38 Морозозащитный слой дополнительной основы должен предусматриваться, если это необходи­мо, при условии обеспечения морозостойкости дорожной одежды и земляного полотна, и устраиваться из щебня, песчано-гравийной смеси, шлака, укрепленного вяжущим, из грунта или песка с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 5 м/сутки. Такой морозозащитный слой выполняет также функцию дренажного.

5.39 При реконструкции либо капитальном ремонте улиц и дорог осуществляется усиление сущест­вующей дорожной одежды или ее расширение.

Усиление проектируется в случае непригодной для использования через деформации или разрушение дорожной одежды. Повышение ее общей прочности предусматривается путем увеличения толщины или замены одного или нескольких слоев более прочными. При этом существующая дорожная одежда остается под новой или полностью снимается с повторным, при возможности, использованием дорожно-строительных материалов.

В первом случае проезжая часть покрывается новыми конструктивными слоями, во втором - прово­дятся все мероприятия, необходимые для устройства новой дорожной одежды.

Расширение проезжей части осуществляется с целью увеличения пропускной способности и повы­шения безопасности движения транспорта с устройством новой дорожной одежды. Дно нового корыта создается не менее чем на 5 см ниже существующего, при необходимости предусматривается продольный дренаж мелкого заложения с выпусками в запроектированную или существующую водосточную сеть.

Покрытие на расширении должно быть аналогичным материалу покрытия на существующей проезжей части, прочно и ровно с ним спрягаться. Если покрытия резко отличаются по цвету, следует предус­матривать слой износа по всей ширине проезжей части.

5.40 Материалы дорожной одежды и изделия, используемые для строительства, реконструкции и ре­монта улиц и дорог, должны удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов.

5.41 При соответствующих, в том числе санитарно-эпидемиологических, обоснованиях для улиц и дорог местного значения, пешеходных улиц, тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок и проездов допускается в основах и подстилающих слоях использовать золы, металлургические шлаки, золошлаковые смеси ТЭС и ГРЭС, фосфогипсы и фосфополугидраты, нефелиновые и бокситовые шлаки и прочие материалы.

Примечание. В пределах населенных пунктов, а также в курортных и рекреационных районах и зонах отдыха не допускается использование для верхних слоев дорожной одежды вяжущих материалов с отхо­дов и побочных продуктов коксохимического производства. Применение таких материалов может быть допущено на участках дорог, находящихся не менее чем за 1,5 км до жилых и общественных домов.

5.42 Местные материалы и отходы промышленности, используемые в конструкциях покрытий, основ и подстилающих слоев, должны отвечать требованиям обычных строительных материалов, взамен кото­рых они используются.

5.43 Показатели и характеристики материалов для магистральных улиц и дорог общегородского зна­чения следует принимать как для автомобильных дорог I и II категорий; для магистральных улиц и дорог районного значения - по III категории; улиц и дорог местного значения - по IV категории.

studfiles.net

Конструкция дорожной одежды

В этой статье описывается конструкция дорожной одежды и применяемые материалы.

Слои дорожной одежды, их расположение и толщина.

Материалы, которые применяются для каждого слоя дороги.

 

материалы для слоев дороги

Материалы, из которых выполняются слои дорожной одежды.

Дорожная одежда обеспечивает условия для движения автомобилей вне зависимости от рельефа и состояния грунта, и равномерно распределяет вес автомобилей, горизонтальные и вертикальные нагрузки по большой площади грунта.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Обычно это земляное корыто, песчаная подушка, основание, железобетонное покрытие, асфальтобетонное покрытие и слои износа, сцепления и гидроизоляции.

Земляное корыто

Для того, чтобы поверхность покрытия не выступала над окружающим грунтом, или при необходимости приданию грунту нужных свойств, перед началом работ сооружают земляное корыто(ЗК). ЗК представляет собой траншею достаточной глубины и ширины, чтобы в ней поместились все элементы дорожной одежды.

Обычно ЗК делают с помощью бульдозеров или грейдеров. После подготовки ЗК, грунт в нем уплотняется тяжелыми катками.

земляное корыто

Земляное корыто — это траншея, которую делают с помощью бульдозеров или грейдеров.

 

Дренирующий слой

Самый нижний слой дорожной одежды обеспечивает дренирование

Дренирующий слой

Дренирующий слой — самый низший слой дорожной одежды.

Проникающих дождевых вод. В зависимости от доступности и стоимости материалов, дренирующий слой делают из песка или щебня крупных(70-100 мм) фракций. При использовании песка, уплотнение дренирующего слоя не требуется. Если же используется щебень крупных фракций, необходимо уплотнение с увлажнением. Уплотнение осуществляется тяжелыми катками массой не меньше 18 тонн в несколько проходов. Для увлажнения применяют поливальные машины.

Слой щебня средних фракций

Использование щебня фракций(40-60мм) позволяетпровести расклинцовку – меньший по размерам щебень заполняет пустоты более крупного щебня, что обеспечивает распределение нагрузки по большей площади. Как и дренирующий слой, этот слой тоже должен быть уплотнен с увлажнением за несколько проходов.

слой щебня

Слой щебня средних фракций для расклинцовки.

Верхний слой основания

Для этого слоя используют щебень фракций 15-30 мм.

Мелкая фракция щебня позволяет лучшим образом поддерживать асфальтобетонное покрытие, равномерно распределяя нагрузки на нижние слои.

Весь использующийся в любых слоях основании щебень, должен быть прочным, из твердых горных пород, имеющий минимальное количество примесей. Все требования к песку и щебню, применяемы для строительства основания, изложены в ГОСТ, СНиП и различных нормативных документах. Материал для щебенчатых слоев высыпается из самосвалов, и разравнивается грейдерами. После этого уплотняется катками массой выше 6 тонн.

Верхний слой основания

Верхний слой основания состоит из щебня мелких фракций.

 

Железобетонные слои

На дорогах с большой интенсивностью движения автотранспорта, используют слои из железобетона. Они укладывается на верхний слой щебня, и обеспечивают большую жесткость и прочность дорожной одежды. Для устройства железобетонного слоя, по всей длине дорожной одежды укладывается и перевязывается металлическая или стекловолоконная арматура, после чего заливается слой бетона. Железобетонные слои из тощих бетонов служат так же теплоизолятором.Такие слои после укладки уплотняются легкими катками.

Чтобы все дорожное покрытие было качественным, материалы, используемые для приготовления бетона, должны соответствовать требованиям ГОСТ и СНиП. Железобетонное основание заливается без перерывов. Перерыв в заливке может привести к образованию трещин в процессе эксплуатации, и преждевременному выходу дорожной одежды из строя. В этом случае потребуется капитальный ремонт одежды.

Асфальтобетонные слои

Асфальтобетонные слои обеспечивают достаточную прочность не только для дорог общего пользования, но даже для применения на взлетных полосах аэродромов. Нижние асфальтобетонные слои делают с использованием щебня фракции 25-40 мм. Все основные слои асфальтобетонного покрытия делают только из горячего асфальтобетона с последующим уплотнением катками.Поверхность щебенчатого основания обрабатывают битумными эмульсиями или праймерами, чтобы усилить адгезию асфальтобетонных слоев.

Каждый последующий слой асфальтобетона имеет щебень меньшей фракции, чем нижний. Вплоть до фракции 5-10 мм на верхнем слое, выше которого только защитные слои – износа, сцепления, гидроизоляции.

Асфальтобетонные слои

Асфальтобетонные слои обеспечивают прочность для дорог.

Каждый слой асфальтобетона, согласно ГОСТ и СНиП, имеет толщину 5-6 см и укладывается с соблюдением требований нормативных документов. Это обеспечивает должное качество дорожной одежды.

Слои износа, сцепления, гидроизоляции

Слой износа это тонкий слой асфальтобетона, задача которого – защитить основные слои покрытия от износа. Для него выгодней использовать литые асфальтобетоны. Литьевая технология позволяет сделать покрытие, не уступающее по прочности традиционному горячему асфальтобетону, стойкое к воде, способное играть роль гидроизоляции, и очень простое и дешевое в ремонте.

Обочины

Если дорога проходит по мягким изобилующим глиной грунтам, то покрытие дорожной одежды необходимо защитить асфальтированной, бетонированной или щебенчатой обочиной. Это позволит защитить от грязи и улучшить сцепление колес с покрытием дорожной одежды. Такая защита особенно важна на мокрой дороге.

roadmasters.ru

Дорожная одежда — WiKi

Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности на капитальные, облегчённые, переходные и низшие. Каждому типу дорожной одежды соответствуют определённые виды покрытий, применяемые в соответствии с СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». По сопротивлению от расчётных нагрузок и по реакции на климатические воздействия дорожные одежды подразделяют на жёсткие и нежёсткие. К жёстким относят одежды, имеющие в покрытии или основании монолитный цементобетон или сборный железобетон. К нежёстким относят дорожные одежды, не имеющие в слоях вышеперечисленных материалов.

Напряжения, возникающие в дорожной одежде при проезде автомобилей, затухают с глубиной. Это обстоятельство позволяет проектировать дорожную одежду как многослойную конструкцию, используя в её слоях материалы различной прочности в соответствии с величиной действующих усилий и влиянием природных факторов. Толщина каждого слоя дорожной одежды определяется расчётом, однако не должна быть ниже величин, указанных в нормативной документации.

Принято различать следующие элементы дорожной одежды: покрытие, основание и дополнительные слои основания.

Покрытие

Покрытие или Дорожное покрытие — верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких единообразных по материалу слоёв, непосредственно воспринимающая усилия от расчётной нагрузки и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов. Покрытие может быть одно-, двух- или трёхслойным. Для повышения трещиностойкости покрытия могут быть предусмотрены специальные трещинопрерывающие прослойки, в том числе на основе геосеток и геотекстиля, использование модифицированных вяжущих в материале покрытия и другие специальные решения.

По поверхности покрытия может быть устроен слой поверхностной обработки, защищающий покрытие от проникновения в него влаги от дождей или таяния снега, а так же способствующий повышению прочности и сохранению её постоянной в течение года. Поверхностная обработка применяется так же для повышения шероховатости гладких покрытий в процессе эксплуатации.

Покрытие автомобильной дороги подвержено непосредственному воздействию эксплуатационных и природно-климатических факторов, в связи с чем именно покрытие является самой уязвимой частью дорожной одежды. Основные дефекты покрытия подразделяют на две группы:

  • Дефекты прочностного характера:
    1. Трещины одиночные — поперечные и косые трещины, расположенные на расстоянии более 15 — 20 метров друг от друга.
    2. Трещины отдельные — поперечные и косые трещины, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между соседними трещинами — 10 — 15 метров.
    3. Трещины редкие — поперечные и косые трещины (нередко с ответвлениями), не связанные между собой. Среднее расстояние между соседними трещинами — 4 — 10 метров.
    4. Трещины частые — поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур. Среднее расстояние между соседними трещинами — 1 — 4 метра.
    5. Сетка трещин — поперечные и продольные трещины, развитые в зоне полос наката и образующие замкнутые, преимущественно четырехугольные фигуры с расстоянием между сторонами менее 1 метра. Нередко сопровождаются просадками, колейностью и волнообразованием.
    6. Колейность — плавное искажение поперечного профиля дорожного покрытия, локализованное вдоль полос наката. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, обычно сопровождается продольными трещинами и сеткой трещин.
    7. Просадки — резкое искажение профиля покрытия, имеющее вид впадины с округлыми краями. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, просадки сопровождаются сеткой трещин, нередко охватывающей также и зоны покрытия, непосредственно к ним прилегающие.
    8. Волны — закономерное чередование (через 0,5 — 2,0 метра) на покрытии впадин и гребней, в поперечном направлении по отношению к продольной оси дороги. Как правило, имеют место на дорогах с переходными типами покрытий.
  • Дефекты, обусловленные влиянием нарушений в технологии производства работ:
    1. Проломы — полное разрушение дорожной одежды на всю её толщину с резким искажением профиля покрытия.
    2. Выкрашивание и шелушение — поверхностные разрушения покрытия за счет потери отдельных зерен минерального материала и отслаивания вяжущего.
    3. Выбоины — местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями.
    4. Сдвиги — смещение покрытия, наблюдающееся обычно на крутых спусках, в местах остановок и торможения автомобилей. Иногда в местах сдвига наблюдаются разрывы покрытия.
    5. Открытые пучины — взбугривание покрытия с сеткой трещин. Сопровождается выдавливанием грунта на поверхность покрытия в момент проезда под колесом автомобиля.
Основание

Основание — часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также обеспечивающая морозоустойчивость и осушение конструкции. Различают несущую часть основания (несущее основание) и дополнительные слои основания. Несущая часть основания должна обеспечивать прочность дорожной одежды и быть морозоустойчивой.

Дополнительные слои основания

К дополнительным слоям основания относят слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые при наличии неблагоприятных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий. Эти слои совместно с покрытием и несущей частью основания должны обеспечивать необходимые морозоустойчивость и дренирование конструкции и создавать условия для снижения толщины вышележащих слоев из дорогостоящих материалов.

В соответствии с основной функцией, которую выполняет дополнительный слой основания, его называют морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим. К дополнительным слоям и прослойкам относят также гидро- и пароизолирующие, капилляропрерывающие, противозаиливающие и другие.

Дополнительные слои строят из песка и других местных материалов в естественном состоянии или укрепленных органическими, минеральными или комплексными вяжущими, из местных грунтов, обработанных вяжущими, из укрепленных смесей с добавками пористых заполнителей и так далее, а также из различного рода специальных индустриально выпускаемых материалов (геотекстиль, пенопласт, полимерная плёнка и тому подобное).

Морозозащитные слои устраивают из стабильных зернистых материалов, таких как песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень, шлаки и др., а также из грунтов, укреплённых вяжущими, или гидрофобизированных грунтов, или из других непучинистых материалов. Показателем пригодности материала по морозоустойчивости является степень пучинистости материала, определяемая в лабораторных условиях.

На пучиноопасных участках, где технически невозможны или экономически нецелесообразны традиционные мероприятия по обеспечению морозоустойчивости конструкции, следует предусматривать теплоизоляционные слои из специальных материалов для частичного или полного предотвращения промерзания земляного полотна. Для устройства теплоизоляционных слоев в особо неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях следует рассматривать вариант применения пенопластов. В качестве теплоизолятора могут быть использованы также лёгкие бетоны, теплоизоляционные композиции из укрепленных вяжущими местных материалов (грунтов) или отходов промышленности и пористых заполнителей (керамзит, перлит, аглопорит, гранулы полистирола, измельченные отходы пенопласта) и др.

Дренирующие слои устраивают на участках с земляным полотном из недренирующих грунтов во всех случаях при 3-ей схеме увлажнения рабочего слоя земляного полотна; при 1-й и 2-й схемах увлажнения в районах с большим количеством осадков (во II и III дорожно-климатических зонах), а также на участках, в основании проезжей части которых возможно скопление воды, проникающей с поверхности. Дренирующие слои следует устраивать из песка, гравийных материалов, отсортированного шлака и других фильтрующих материалов. В конструкциях, где дренирующий слой оказывается выше глубины промерзания, материалы слоя должны быть морозостойкими и достаточно прочными. Требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя определяют расчётом, с учетом геометрических параметров проезжей части и других условий. Независимо от результатов расчета он должен быть не менее 1 м/сут и 2 м/сут соответственно на участках дорог, проходящих в насыпи и в низкой насыпи или выемке.

ru-wiki.org


© 2007—2018
423800, Набережные Челны , база Партнер Плюс, тел. 8 800 100-58-94 (звонок бесплатный)