Камаз 44108 тягач В наличии!
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
евро3, новый, дв.КАМАЗ 740.55-300л.с., КПП ZF9, ТНВД ЯЗДА, 6х6, нагрузка на седло 12т, бак 210+350л, МКБ, МОБ
 
карта сервера
«ООО Старт Импэкс» продажа грузовых автомобилей камаз по выгодным ценам
+7 (8552) 31-97-24
+7 (904) 6654712
8 800 1005894
звонок бесплатный

Наши сотрудники:
Виталий
+7 (8552) 31-97-24

[email protected]

 

Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
+7 (904) 6654712

[email protected]

 

Фото техники

20 тонный, 20 кубовый самосвал КАМАЗ 6520-029 в наличии
15-тонный строительный самосвал КАМАЗ 65115 на стоянке. Техника в наличии
Традиционно КАМАЗ побеждает в дакаре

тел.8 800 100 58 94

Техника в наличии

тягач КАМАЗ-44108
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
2014г, 6х6, Евро3, дв.КАМАЗ 300 л.с., КПП ZF9, бак 210л+350л, МКБ,МОБ,рестайлинг.
цена 2 220 000 руб.,
 
КАМАЗ-4308
КАМАЗ 4308-6063-28(R4)
4х2,дв. Cummins ISB6.7e4 245л.с. (Е-4),КПП ZF6S1000, V кузова=39,7куб.м., спальное место, бак 210л, шк-пет,МКБ, ТНВД BOSCH, система нейтрализ. ОГ(AdBlue), тент, каркас, рестайлинг, внутр. размеры платформы 6112х2470х730 мм
цена 1 950 000 руб.,
КАМАЗ-6520
Самосвал КАМАЗ 6520-057
2014г, 6х4,Евро3, дв.КАМАЗ 320 л.с., КПП ZF16, ТНВД ЯЗДА, бак 350л, г/п 20 тонн, V кузова =20 куб.м.,МКБ,МОБ, со спальным местом.
цена 2 700 000 руб.,
 
КАМАЗ-6522
Самосвал 6522-027
2014, 6х6, дв.КАМАЗ 740.51,320 л.с., КПП ZF16,бак 350л, г/п 19 тонн,V кузова 12куб.м.,МКБ,МОБ,задняя разгрузка,обогрев платформы.
цена 3 190 000 руб.,

СУПЕР ЦЕНА

на АВТОМОБИЛИ КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) 2 220 000
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) 2 300 000
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) 2 200 000
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 2 350 000
44108 (дв.740.30-260 л.с.) 2 160 000
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) 2 200 000
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 1 880 000
6460 (дв.740.50-360 л.с.) 2 180 000
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) 2 180 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) 2 190 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) 2 295 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.) 2 610 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) 2 700 000
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) 3 190 000


Перегон грузовых автомобилей
Перегон грузовых автомобилей
подробнее про услугу перегона можно прочесть здесь.


Самосвал Форд Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02.

КАМАЗы в лизинг

ООО «Старт Импэкс» имеет возможность поставки грузовой автотехники КАМАЗ, а так же спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг. Продажа грузовой техники по лизинговым схемам имеет определенные выгоды для покупателя грузовика. Рассрочка платежа, а так же то обстоятельство, что грузовики до полной выплаты лизинговых платежей находятся на балансе лизингодателя, и соответственно покупатель автомобиля не платит налогов на имущество. Мы готовы предложить любые модели бортовых автомобилей, тягачей и самосвалов по самым выгодным лизинговым схемам.

Контактная информация.

г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».

тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда



Урал – что такое? Регион Урал. Урал расшифровка


Маркировка автомобилей «Урал» | УралМобиле

Отметим, что до 1985 года маркировка автомобилей «Урал» осуществлялась согласно ОН 025 281-66. Далее до 1889 года по ОСТ 37.001.269-83. Согласно ОСТ 37.001.269-87 она производилась вплоть до 1992 года. С 1996 в соответствии с ОСТ 37.001.269-96. И уже с 2002 года маркировка определялась в соответствии с ГОСТ Р 51980 – 2002.

Места маркировки автомобилей серийного выпуска указаны на рис.1

Маркировка автомобилей УРАЛ-4320

(модели 4320, 43202, 43203, 43204, 43206, 4420, 44202, 5557, 55571, 3255, 32551, 32552)

Заводская табличка, которая была закреплена на правой панели кабины, в месте где находится порог правого дверного проема (рис. 2а, б) имеет такие данные, как:

  1. Наименование и товарный знак завода-изготовителя
  2. Модель изделия
  3. Идентификационный номер (код) V1N
  4. Модель двигателя

На заводской таблице маркировка сделана ударным способом, использован шрифт 5-ПрЗ, ГОСТ 26.008-85. Фотографическим способом нанесены товарный знак и наименования завода-изготовителя.

Маркировка автомобилей УРАЛ-375

На автомобилях УРАЛ-375 заводская табличка находится на подставке пассажирского сидения с правой стороны. И несет следующие данные:

  1. Товарный знак
  2. Модель изделия
  3. Порядковый номер автомобиля, который совпадает с номером шасси
  4. Порядковый номер двигателя
  5. Год выпуска

На заводской табличке маркировка транспортного средства нанесена при помощи клеймения в одну строку, без пробелов, ограничительных и разделительных символов . Она содержит идентификационный номер (код) VIN, который состоит из международного идентификационного кода изготовителя WM1, включающего 3 знака, описательной части VDS из 6 знаков, и указательной части VIS из 8 знаков.

Пример маркировки

X         1  Р  5  5  5  7  0  0   2    1     2    3    4    5    6    7

1          2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

1-3 – международный код завода-изготовителя

4-9 – индекс модели

10 – условное обозначение года, в котором выпустили шасси

11-17 – производственный номер автомобиля

 10-17 – составляют VIS кода VIN автомобиля

Если наносилась неправильная маркировка, то на расстояние 3-5 мм, смещенная ниже первой, производилась новая маркировка. Информация об этом заносилась в ПТС (ПШТС).

Маркировка шасси соответствует VDS и VIS маркировки VIN. Она идет в одну строку без пробелов и других символов разделения. Всего включает 14 символов. После 2003 года ограничивающие символы были в виде квадратных скобок.

Пример маркировки номера шасси

 5  5  5  7  0  0  2  1   2    3    4     5     6     7

 1  2  3  4  5  6  7  8   9   10  11  12   13   14

1-6 – индекс модели

7 – условное обозначение года выпуска шасси

8-14 – производственный номер шасси, который совпадает с символами 8-14 номера V1N автомобиля, если завод выпустил автомобиль

Маркировка номера шасси на лонжероне рамы не производилась до 1983 года.

Маркировка шасси производится клеймением на правом лонжероне рамы в зоне, которая на 1000-1250 мм назад по ходу движения от оси балансирной тележки, на расстоянии 200-300 мм назад от оси заднего моста для двухосных транспортных средств, и на 40-60 мм вниз от верхней плоскости лонжерона. Во всех случаях используется шрифт 8-ПрЗ.

Пример маркировки кабины

4    3    2     0   0     0   2     0   0     0   5     4   3     1

1    2    3     4   5     6   7     8   9    10  11  12  13  14

1-6 – аналогичны VDS составляющей номера VIN. Эта совокупность цифр зависит только от типа кабины, которая установлена.

7 – условное обозначение года, в котором была выпущена кабина. Следует отметить, что год выпуска автомобиля может отличаться от того года, в котором выпущена кабина.

8-14 – порядковый номер кабины

Производственный номер кабины, также не соответствует порядковому номеру шасси.

Маркировка кабины автомобиля расположена в правой панели боковины кабины в ее нижней части, между передними отверстиями с межцентровым расстоянием 170 мм, и производится клеймением, при этом используется шрифт 8-ПрЗ. Очень часто номер может быть закрыть уплотнителем, чтобы его увидеть нужно отогнуть уплотнитель . Это характерно для всех кабин семейства 4320. Маркировочная структура аналогична VDS и VIS номера VIN. До 2002 года маркировка производилась с разрывом номера в две строки. В первой – 10 цифр, во второй – 4. С 2002 года выполнялась уже в одну строку и без символов ограничения.

Маркировка номера кабины осуществляется на всех кабинах, даже тех, что поставляются в запчасти.

До 1983 года на табличке в кабине можно было найти только производственные номера кабины и самого автомобиля.

После 2003 года к этому стали делать маркировку при помощи лазера. Лазерным лучом левее заводской таблички стал выполнятся и номер кабины. По своему внешнему виду маркировка выглядит как последовательность микролунок, глубина которых 0,4-0,5 мм.

uralmob.com

Машины УРАЛ: маркировка | ТД «УралВал»

На рисунке ниже указаны места, где ставится маркировка серийных авто.

Маркировка моделей семейства УРАЛ-375

Табличка со всеми данными (заводская) закреплена на правой панели боковины кабины, около порога дверного проема (см. рис.2а; рис.2б). Ее обозначение:

  1. Заводской знак товарный производителя.
  2. Версия продукции (к примеру, 5557-0010-10).
  3. Номер идентификационный (код) VIN.
  4. Модель мотора.

Маркировка на табличке нанесена ударным способом, шрифт имеет маркировку 5-ПрЗ, ГОСТ 26.008-85. Знак товарный и название завода-производителя наносятся фотографическим способом.

На машинах семейства УРАЛ-375 табличка всегда размещалась на подставе сиденья для пассажиров, с правой стороны. Табличка имела следующие данные:

  1. Знак производителя.
  2. Версия изделия.
  3. Порядковый номер машины (он идентичен номеру шасси).
  4. Номер мотора.
  5. Дата производства.

Маркировка автомобиля (ТС)

Маркировка ТС — номер идентификационный VIN (VIN-код), состоящий из кода международного производителя WMI, части описательной VDS, части указательной VIS. Делается клеймением без пробелов и в одну строку, ограничивающих и разделительных символов на табличке.

Пример маркировки машины:

X 1 P 5 5 5 7 0 0 2 1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Обозначение:

Символы с первого по третий обозначают международный код WMI. С четвертого по девятый (VDS, цифры) — индекс модели (например, УРАЛ-5557-0010-10). Десятый символ (буква латинского алфавита или цифра) — условное обозначение года производства шасси (пример: 2002 г.). Символы с одиннадцатого по семнадцатый (только цифры) указывают на производственный номер машин. С десятого по семнадцатый — VIS кода VIN автомобиля.

Маркировка шасси

Способ нанесения:

На шасси клеймо ставится на лонжероне рамы. Примечательно, что до 2002 г. при ошибочной маркировке шасси выполнялась повторная маркировка, которая была смещена на 3-5 мм ниже первой. Данные об исправлении записывались в ПТС.

До 1 октября 2003 г. номер шасси маркировался без ограничивающих символов. После этой даты в начале и конце номера шасси выполнялась маркировка символов ограничивающих.

Пример маркировки шасси:

5

5

5

7

0

0

2

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Обозначение:

Символы с первого по шестой (цифры) — это сокращенное обозначение модели (УРАЛ-5557-00-10-10, например). Седьмой номер в последовательности (буква латинского алфавита или цифра) — условное обозначение года создания шасси (в примере 2002 г.). Символы с восьмого по четырнадцатый (цифры) — производственный номер шасси.

Маркировка номера шасси на лонжероне рамы машины до 1983 г. не выполнялась.

Маркировка кабины

Способ нанесения:

Маркировка кабины осуществляется способом клеймения — нанесения символов в нижней части панели боковины кабины справа. Номер, как правило, прикрывают уплотнителем. Чтобы увидеть номер, нужно отогнуть край материала. Структура маркировки подобна VIS и VDS номера VIN. До сентября 2002 г. маркировка делалась с разрывом номера в две строки. Первая строка содержала первые десять цифр, вторая — остальные четыре цифры. С 1 сентября 2002 г. маркировка делается в одну строку. Здесь отсутствуют ограничивающие символы в начале строки и в конце.

На автомобилях, выпущенных позже 1 октября 2003 года, маркировка идентификационного номера VIN либо номера шасси, а также кабины, наносится дополнительно лазерным лучом слева от таблички заводской. Это производится в том случае, если шасси будет поставляться органи­зациям, производящим спецтехнику на базе шасси. Внешне маркировка напоминает собой микролунки (глубиной 0,4-0,5 мм) в определенной последовательности.

Маркировка кабины, пример:

4 3 2 0 0 0 2 0 0 0 5 4 3 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Обозначение:

Символы с первого по шестой (цифры) обозначают VDS номера VIN. Эти цифры зависят от типа кабины (на УРАЛ-5557-0010-10 эти цифры будут 432000, например).

Седьмой по счету символ (это цифра или буква латинского алфавита) — это год выпуска компонента (здесь в примере — 2002 г.). Примечательно, что год выпуска кабины может отли­чаться от года выпуска самого шасси.

Символы с 8-го по 14 (цифры) — номер кабины производственный. Он отличается от производственного номера шас­си (автомобиля).

 

 

 

Вернуться к списку статей>>>

 

uralval.ru

Урал – что такое? Регион Урал

Часто люди оказываются в плену некоторых слов, часто употребляемых в общении и книгах (энциклопедиях, учебниках студенческих и школьных), не особо вдумываясь в их значение.

Например, казалось бы, слово «Урал»... Оно такое привычное и всем кажется ясным и понятным. Но значение у него, скорее всего, неоднозначно. Что такое Урал? Попытаемся выяснить это в данной статье.

Урал как горная страна

Немногим известно, что такое Урал. Это горная цепь протяженностью более 2000 метров. Какое она имеет географическое положение? Простирается она с севера на юг, разделяя между собой Европу и Азию и две крупнейшие равнины – низменность Западно-Сибирскую и Русскую степь.

Урал что такое

Описание гор

Уральские горы – древнейшие скалы, сильно разрушенные временем. Каменный пояс этих гор вместе с примыкающими равнинами Приуралья протягивается с севера (от берегов Северного Ледовитого океана) на юг до полупустынных территорий Казахстана. Так что такое «урал»? Что знаменует это слово, если перевести его с тюркского языка? Означает оно «пояс» (более подробно о значении слова чуть ниже). Удивительная природа, завораживающая своей неприступной суровой красотой – все это Урал. Где еще можно увидеть такое великолепие?

Многие территории Урала представляют собой природные заповедники, среди которых самыми известными являются следующие: Зюраткуль, Таганай, Аркаим, Аракуль, Денежкин камень, Кунгурская пещера, Кваркуш, Оленьи ручьи. Какой еще смысл скрыт в слове «Урал»? Что такое это на самом деле и что представляется всем нам, когда мы встречаемся с этим термином?

Что такое Урал

Урал как регион

Официально Урал – регион географический. Основную часть этой российской области представляет Уральская горная система. В южную зону её входит часть бассейна реки Урал, которая впадает в Каспийское море. Находится регион, как отмечалось выше, на стыке Азии и Европы. Начинается с берегов Карского моря, а заканчивается у Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане).

С Уралом экономически и исторически тесно связаны Зауралье и Предуралье. Это территории, прилегающие к нему с востока и запада. На всех этих участках в совокупности расположены следующие республики, области и края России: Башкортостан, Курганская, Челябинская, Свердловская и Оренбургская области, Пермский край и Удмуртия, восточные части Архангельского региона и Республики Коми, западная часть области Тюменской. В Казахстане к Уралу относятся две области: Кустанайская и Актюбинская.Урал регион

Значение региона

Урал – что такое? Что он представляет собой для России в плане экономическом? С самых давних времен Урал поражает многих исследователей изобилием самых разнообразных минералов, что и является главным богатством этих краев.

Огромное множество полезных ископаемых хранят в своих недрах Уральские горы. Есть в них медные и железные руды, никель и хром, цинк и кобальт, нефть и каменный уголь, золото и прочие драгоценные камни. Эти места издавна представляют собой крупнейшую горнорудную и металлургическую базу России. Кроме всего, к богатствам здешних мест можно отнести и огромные лесные ресурсы. Средний и Южный Урал обладают обширными возможностями для развития земледелия. Этот природный регион – важнейший для всей России и её граждан.

Урал это гдеНемного о топониме

Существует огромное множество версий возникновения топонима (собственное название географического объекта) «Урал». По результатам исследований языков народностей, проживающих в регионе, существует основная версия о происхождении названия местности – такое наименование образовано из башкирского языка. И на самом деле из всех народностей, живущих в этих местах, это название с давних времен существует только у башкир и поддерживается легендами и традициями этого народа (к примеру, эпос «Урал-батыр»).

Многонационален Урал. Что такое он являет собой для других народов? Помимо башкир, остальные коренные народы этих горных мест (коми, ханты, удмурты, манси) имеют другие названия Уральских гор. Также известно, что русские узнали о таком названии, как Уралтау, именно от башкир в середине 16-го столетия, переведя его как Аралтова гора. В связи с этим и принято считать, что название гор связано с тюркским словом «арал» (переводится как «остров») или с «уралмак» (переводится как «опоясывать» или «огораживать»).

Об этой удивительной «стране», называемой Урал, можно говорить бесконечно долго. Ей посвящены произведения великих писателей и поэтов, известными художниками нарисованы замечательные картины. По Уралу путешествует огромное количество любителей природы, а его вершины покоряют смелые и мужественные альпинисты. Все народности, проживающие в этом регионе, имеют свою уникальную историю и культуру, заслуживающую внимания и уважения.

fb.ru

Урал - это... Что такое Урал?

   особый географический, ист.-культ. и экономический регион России. Его название, как и определение границ, менялось во времени. В древности он назывался Рифейскими (Рипейскими) горами. Ср.-век. географы именовали его Поясом, Каменным Поясом, Земным Поясом, а русские первопроходцы - просто Камнем. И те, и другие, как правило, ограничивали его тер. гл. водораздельным хребтом. По мнению большинства историков и лингвистов, слово "Урал" - тюркского происхождения. Оно встречается в древнебашкирском эпосе. Первоначально его использовали для обозначения юж. ч. современного У. Остальной У. называли рус. словом "Камень". Во второй пол. XVII в. появляется понятие "Ур. горы". А со времени В.Н.Татищева, термин "Урал" становится общеупотребимым для обозначения всей тер., занимаемой Ур. горами, с прилегающими к ним р-нами. Согласно современным геогр. представлениям, У. - это тер. между Вост.-Европейской и Зап.-Сибирской равнинами. В его состав входит Ур. горная система, вытянутая почти меридионально с С. на Ю. от берегов Карского моря до ср. течения р.Урал. Ее длина более 2000 км, ширина от 40 до 130 км. Она включает гл. водораздельный и несколько боковых хребтов. У. делится на Полярный, Приполярный, Сев., Ср. и Юж. Его зап. предгорья носят название Предуралье, а вост. - Зауралья. По вост. склону гл. водораздельного хребта проходит граница между Европой и Азией. У. отличает чрезвычайное разнообразие природных условий. На его тер. имеются вечные снега и тундра, вековая тайга и обширные степи. Край изобилует озерами и реками, к-рые принадлежат басс. Северного Ледовитого океана и Каспийского моря. Недра У. славятся неповторимым сочетанием различных полезных ископаемых.

   В соответствии с концепцией районирования Ур. регион включает Перм., Свердл., Челяб., Оренб., Кург. обл., Респ. Башкортостан и Удм. Респ. Их общая пл. - 824,4 тыс. кв. км (4,8% всей тер. Российской Федерации ), а число жителей - 20,5 млн чел. (13,8% общей числ. нас. страны). Особенности положения и природно-климатические условия сыграли важную роль в формировании в геогр. границах У. единого в составе России ист.-культ. ареала. Начало этого процесса уходит в глубокую древность. Являясь естественной границей и связующим "звеном" между Европой и Азией, У. оказался ареной интенсивных контактов племен и народов, принадлежавших к различным цивилизационным мирам. Его заселение нач. ок. 200 тыс. лет назад. Первые обитатели региона - охотники и рыболовы древнекаменного века (палеолит) - уже шир. использовали каменные и костяные орудия, сооружали искусственные жилища, создавали мифы о мироздании.

   Ок. 10 тыс. лет назад в Сев. Евразии устанавливается климат современного типа. Это привело к заметным изменениям в х-ве и быте нас. края, его духовной культуре. В лесной полосе У. осваиваются новые способы и средства охоты - лук и стрелы, бумеранг, лодка, лыжи, сани и т.д. Их использование обеспечило повышение устойчивости присваивающего х-ва, способствовало быстрому росту народонас. К III тыс. до н.э. охотники и рыболовы лесной зоны края входят в обширное этно-языковое образование, простиравшееся от Скандинавии до Зап. Сибири. Их объединило сходство форм хозяйствования, близость яз., единство мифологических представлений.

   На Ю. региона, в Приур. степи в это время с З. проникают племена скотоводов. С их появлением связано становление в крае производящего х-ва. Именно здесь, в Урало-Иртышском междуречье, на вост. периферии древнеямной индо-иранской общности, складывается один из древнейших р-нов приручения лошади.

   Начиная со II тыс. до н.э. У. становится одним из ведущих очагов мет. произв. Сев. Евразии. Отсюда получали оружие кочевники-савроматы, снабжались медными слитками земледельческое нас. Приуралья, охотники лесной полосы Зауралья и Зап. Сибири. По водным дорогам юж.-таежной зоны края шел путь престижной торговли бронз. изделиями от Байкала до Крито-Микенского мира. С развитием металлургии было связано становление на Ю. У. протогородской цивилизации древних индоариев.

   В I тыс. н.э., в эпоху Великого переселения народов, с В. по степям Юж. У. прокатилась волна кочевников разл. этно-языковой принадлежности: угорской, самодийской, тюркской. Большинство из них прошло в степи Причерноморья и далее на З. вплоть до Паннонии. Однако ч. мигрантов осела в лесостепной полосе региона и продвинулась дальше на С. Активно воздействую на культуру местного населения, они приняли участие в формировании устойчивых этнических образований: в лесном Приуралье - древних удмуртов и коми, в юж. Приуралье - протобашкир, а в лесной полосе Зауралья - предков соврем. манси. В XIII-XIV вв. край подвергся нашествию монголов, к-рые также вне-сли вклад в этногенез его народов.    Еще до монгольского нашествия на У. стали проникать представители древнерус. (русские) народности. В XI в. это были эпизодические походы за данью. Затем, после освоения рус. в XII-XV вв. басс. р.Вятки, верхнего и ср. течения р.Камы -переселенческое движение. Со второй пол. XVI в., с присоединением к России Казанского и Сибирского ханств, оно приобретает массовый характер. Осн. поток переселенцев направляется в лесостепную и степную полосу края: на Ср. У. и в Зауралье, в глубь Башк. К концу XVII в. на У. уже насчитывалось ок. 200 тыс. рус. Наряду с рус., в колонизации края участвовали казанские татары, мари, чуваши, мордва и др. народы Ср. Поволжья.

   Вхождение У. в состав Российского гос-ва стало поворотным пунктом в истории региона. Оно дало мощный импульс соц.-экономическому и культ. развитию края. Возникли города, стали быстро развиваться ремесла и торговля, расширились масштабы с/х освоения земель, появилась промышленность. У. превратился в форпост освоения рус. обширных тер. Сев. Азии. Отсюда Россия шагнула в Сибирь и вышла к берегам Тихого океана.

   Начиная с XVIII в. У. становится одним из ведущих пром. районов страны. Богатые рудные месторождения, избыток топлива в виде огромных массивов девственных лесов, значительные гидроресурсы, судоходные реки, удобные для транспортировки готовой продукции в ц. р-ны страны, создавали благоприятные условия для стр. здесь чугуноплавильных, железоделательных, медеплавильных з-дов. В осн. они размещались на Ср. У. Это предопределило смещение ц. экономической активности в крае с С. на Ю. В результате значительно уменьшилось значение таких городов, как Чердынь, Соликамск, Верхотурье. Гл. торг.-пром. ц. региона стали Екат., Пермь, Кунгур, Уфа, Оренб. Ур. металлургия развивалась исключительно высокими темпами. Уже в сер. XVIII в. на ее долю приходилось 2/3 произв. российского чугуна и 9/10 российской меди. А к концу столетия У. стал ведущим мир. производителем металлов. Его железо в большом количестве вывозилось в страны Зап. Европы и даже за океан, в США. Однако уже в первой пол. XIX в. ур. горнозаводская пром. утратила свои позиции на мир. рынке. Основанная на крепостном труде, она не смогла выдержать конкуренции с пром. передовых капиталистических стран. Но для России У. продолжал оставаться осн. металлургической базой.

   Одноврем. с пром. освоением шла мощная земледельческая колонизация края. В Оренбуржье, Башк. были распаханы большие массивы земель. Это позволило обеспечить регион собственным хлебом, другими продовольственными культурами.

   Отмена крепостного права в 1861 больно ударила по экономике края: коренная ломка старой феод.-крепостнической структуры требовала иной социальной орг-ции пром. произв., внедрения принципиально новых, индустриальных технологий. Однако этот процесс шел медленно. Многочисл. пережитки крепостничества тормозили технико-технологическое обновление произв., затрудняли его приспособление к условиям рыночного х-ва. В результате ур. горно-мет. пром. была отодвинута по уровню техн. оснащенности и масштабам произв. на второе место новым индустриальным р-ном страны - Ю. России.

   Аграрный сектор экономики края развивался в это время более успешно. В пореформенный период активно вводятся в с/х оборот свободные пространства Башк., Предуралья и Зауралья. Освоение новых земель и определенный прогресс в агротехнике способствовали превращению У. в крупный р-н товарного зернового хозяйства. Стимулирующее воздействие на развитие с. х-ва, межрегиональную торговлю и на всю экономику края оказало стр. ж. д., развернувшееся в последней четв. XIX в. Они в значительной мере ослабили былую обособленность региона от ц. р-нов страны, создали реальные предпосылки для укрепления его позиций в общерос. экономике.

   На рубеже XIX-XX вв. в экономике края намечаются заметные позитивные сдвиги. Ускоряется процесс техн. перевооружения пром. Реконструируются действующие и строятся новые предприятия. Такие ур. з-ды, как Перм. пушечный, Ижевский оружейный, Надеждинский, Лысьвенский, Чусовской мет., по уровню техн. оснащенности и орг-ции произв. процессов становятся вполне сопоставимыми с самыми передовыми предприятиями Ю. России и Зап. Европы. Одноврем. происходят значительные изменения в социальном строе ур. пром. Разворачивается процесс преобразования традиционной для У. частновладельческой горнозаводской собственности в акционерные общества. Фактически хозяином большинства з-дов становится финансовый капитал.

   Первая мир. и гражд. войны нанесли тяжелый урон экономике региона. Остановились мн. з-ды и ф-ки, сократилось произв. с/х продукции, были нарушены внутри- и межрегиональные экономические связи. На восстановление х-ва ушло неск. лет.

   Только к концу 1920-х экономика края вышла на довоенные рубежи. Тогда же У. оказался в эпицентре второй волны рос. индустриализации. Она проходила в специфических условиях установившегося в стране после революции режима и потребовала огромных материальных затрат и неимоверного напряжения сил всего народа. Тем не менее, 1930-40-е стали для экономики У. в XX в. временем наиб. динамичного развития. Край превратился в гигантскую стр. площадку. Были реконструированы сотни действующих предприятий, возведены такие флагманы отечественной индустрии, как Магнитогорский металлургический, Красноуральский медеплавильный, Челяб. тракторный, Ур. вагоностроительный, Березниковский химический, Уралмашзавод. Значительно увеличила экономическую мощь региона эвакуация сюда в годы ВОВ 667 предприятий. В результате тяжелая индустрия У. стала осн. военной экономики страны, гл. арсеналом Великой Победы. А после окончания военных действий сыграла выдающуюся роль в восстановлении нар. х-ва пострадавших р-нов.

   В последние десятилетия существования Советского Союза У. по общему объему пром. произв. прочно удерживал третье место после Ц.-Пром. и Донецко-Приднепровского экономических р-нов. В структуре его пром. увеличивается удельный вес самых передовых отраслей. В частности, здесь формируется крупнейший в мире атомный пром. комплекс. Появляется ракетостроение и произв. электроники военного назначения. Ускоренными темпами развиваются приборостроение, химическая и нефтехимическая пром. Одноврем. усиливается отраслевая интеграция произв., нарастает хоз. взаимодополняемость отдельных тер. региона, завершается процесс формирования У. как единого экономического р-на.

   В то же время, наряду с очевидными успехами, в экономическом развитии постепенно нарастали кризисные явления. Особенно масштабный характер они приобрели в 70-е - 80-е, когда сов. полит.-экономическая система, утратив былой динамизм, практически полностью исчерпала себя. Для ур. экономики это обернулось свертыванием инвестиционной активности, старением произв. аппарата, стагнацией с. х-ва, нарастанием отраслевых диспропорций, нерациональным использованием производственных ресурсов (ростом так называемой бесхозяйственности), общим снижением эффективности нар. х-ва. Ситуацию усугубляла несоразмерность в уровне развития произв. и непроизв. сфер, тяжелая экологическая обстановка. С грузом этих проблем регион подошел к последнему десятилетию XX в.

   Особенности экономического развития У. в последние триста лет оказали решающее воздействие на демографические процессы в регионе. Значительно превышая общерос. темпы, росло его нас. С 618 тыс. в 1719 оно увеличилось до 6198 тыс. в 1900 и достигло 20 млн 300 тыс. в 1990. Удельный вес У. в общей числ. нас. России (в соврем. границах) вырос за это время с 4,7% до 13,7%.

   Столь высокие темпы роста оказались возможными благодаря шир. переселенческому движению, принимавшему в периоды интенсивного хоз. освоения края массовый характер. Так, в XVIII в. для обеспечения ур. горнозаводской пром. раб. силой из Ц. России переселяли крепостных крестьян и мастеровых. На з-ды направляли солдат и рекрутов, ссылали преступников и бродяг.

   В это же время шла и интенсивная земледельческая колонизация края. С З. на В., из Ср. Поволжья в Оренбуржье и с С. на Ю., из ранее обжитых р-нов Прикамья и Ср. У. в Башк. направлялись мощные потоки переселенцев. Заселение новых тер. осуществлялось преимущественно мирным путем, в форме освоения свободных земель. Вновь прибывшие размещались черезполосно. Нередко рядом селились предст. неск. национальностей. Следующий всплеск крест. колонизации пришелся на конец XIX в.

   Размежевание башк. земель и разрешение их продажи, упрощение порядка переселения способствовали интенсивному заселению еще неосвоенных тер. Башк., Предуралья и Зауралья.

   В сов. время наиб. значительный приток нас. на У. наблюдался в 1930-50-х. Он состоял из нескольких миграционных волн и был вызван целым рядом причин соц.-экономического и полит. порядка: ускоренной индустриализацией региона, массовой ссылкой сюда так называемых спецпереселенцев, эвакуацией нас. из прифронтовой полосы в ВОВ, депортациями. Эти миграции в значительной мере носили принудительный характер и состояли из предст. разных регионов и национальностей: рус., украинцев, татар, немцев Поволжья, жителей Сев. Кавказа, Прибалтики и т.д. К концу 1950-х миграционый приток в регион значительно сократился и вплоть до нач. 1990-х на У. прибывало меньше людей, чем его покидало.

   Переселенческое движение кардинально изменило этническую картину в крае. Если в конце XVII в. рус. составляли меньшинство, то уже в сер. XIX в. на их долю приходилось почти три четверти его нас. Сложившаяся к этому времени этническая структура сохранилась в осн. до 1990-х. Согласно переписи 1989 г., к рус. себя относили 73% нас. У. На долю татар приходилось 9,7%, башкир - 5,9%, удмуртов- 2,9%, украинцев - 2,2%. Остальные 6,3% составляли чуваши, мордва, немцы, коми, предст. других народов.

   Длительное, преим. мирное взаимодействие народов У. имело важные последствия. Несмотря на этническую разнородность, языковые и конфессиональные различия, совместное проживание, сходные хоз. занятия, чисто человеческие контакты способствовали формированию у нас. региона ряда общих культ.-бытовых черт. На этой осн. происходило сближение ценностных ориентаций, стереотипов и норм поведения. Особенно благоприятные условия для межэтнической интеграции создавала ускоренная урбанизация тер. Именно в городах сближение образа жизни и менталитета представителей различных народов шло наиб. интенсивно.

   Огромное влияние на этнические процессы оказал общекультурный прогресс тер. С одной стороны, он способствовал консолидации регионального сообщества, а с другой - осознанию отдельными национальными группами своей специфики. Причем эти, в значительной мере разнонаправленные тенденции, уравновешивали друг друга. В результате на протяжении всех последних трехсот лет возникавшие время от времени межнациональные противоречия практически ни разу не перерастали в крупные этнические конфликты.

   Ключевое значение для развития многонациональной культуры края имело распространение образования. Уже в нач. XVIII в. на У. появляются первые общеобразовательные школы, открываются горнозаводские учебные зав. В следующем столетии сеть образовательных учреждений охватывает всю тер. региона. В XX в. на У. складывается система общего, среднего специального и высшего образования. Это обеспечило прогрессирующее повышение образовательного уровня нас. и в конечном счете способствовало экономическому развитию края, обогащению его духовной, культ. жизни. Особенно благотворное влияние оно оказало на развитие лит-ры, иск-ва, науки. Не случайно многие ур. писатели, ученые, художники, артисты, архитекторы получили всерос. признание. Их деятельность во многом способствовала становлению общеур. самосознания, консолидации регионального сообщества.

   Сложившееся исторически экономическое и культ. единство ур. региона продолжает существовать в конце XX в. Геогр. целостность, устойчивые социокульт. и полит. связи и отношения, общность инфраструктурных систем, взаимодополняемость отд. звеньев х-ва, предопределяющая интенсивный внутрирегиональный обмен готовой продукцией, сырьем, энергией, создают реальные осн. для дальнейшей интеграции региона.

   Как и в прошлом, он является одним из ведущих пром. р-нов страны. В сер. 1990-х его удельный вес в общем объеме пром. произв. России достигает 16%. В этом отношении У. уступает только Ц.-Пром. экономическому р-ну. Осн. отрасли специализации пром. Ур. региона - горнодобывающая, черная и цветная металлургия, металлообработка и машиностр., основная химия и нефтехимия. У. дает половину всего рос. произв. черных и почти четверть цветных металлов, покрывает значительную ч. потребности страны в современной технике произв. и военного назначения. Регион уверенно сохраняет свои позиции "опорного края державы", продолжает играть интегрирующую роль во взаимодействии экономик европейской и азиатской ч. России.

   У. по праву считается одним из осн. ц. концентрации научно-техн. и образовательного потенциала страны. Здесь действуют десятки высших учебных заведений, мн. из к-рых хорошо изв. за пределами региона, работает Ур. отделение Российской акад. наук, сотни иссл. и проектных орг-ций. Идеи и разработки ур. ученых соответсвуют самым высоким мир. стандартам.

   Богата и разнообразна духовная жизнь У. Несмотря на растущее стремление к этно-лингвистическому, конфессиональному и локальному самоопределению, ур. региональное сообщество сохраняет свою идентичность. Это позволяет ему активно участвовать в поиске путей стр. новой рос. государственности. В 1990-е опыт У. в налаживании взаимодействия федерального ц., региональных властей и местного самоуправления шир. использовался в общегосударственном масштабе. Чувства общности ист. судьбы и собственной специфики, прочно укоренившиеся в сознании уральцев, являются реальной осн. устойчивого развития регионального сообщества.

   Артемов Е.Т., Бакунин А.В., Викторова В.Д., Гаврилов Д.В.

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.

ural.academic.ru

Значение слова «урал»

Урал

   особый географический, ист.-культ. и экономический регион России. Его название, как и определение границ, менялось во времени. В древности он назывался Рифейскими (Рипейскими) горами. Ср.-век. географы именовали его Поясом, Каменным Поясом, Земным Поясом, а русские первопроходцы - просто Камнем. И те, и другие, как правило, ограничивали его тер. гл. водораздельным хребтом. По мнению большинства историков и лингвистов, слово "Урал" - тюркского происхождения. Оно встречается в древнебашкирском эпосе. Первоначально его использовали для обозначения юж. ч. современного У. Остальной У. называли рус. словом "Камень". Во второй пол. XVII в. появляется понятие "Ур. горы". А со времени В.Н.Татищева, термин "Урал" становится общеупотребимым для обозначения всей тер., занимаемой Ур. горами, с прилегающими к ним р-нами. Согласно современным геогр. представлениям, У. - это тер. между Вост.-Европейской и Зап.-Сибирской равнинами. В его состав входит Ур. горная система, вытянутая почти меридионально с С. на Ю. от берегов Карского моря до ср. течения р.Урал. Ее длина более 2000 км, ширина от 40 до 130 км. Она включает гл. водораздельный и несколько боковых хребтов. У. делится на Полярный, Приполярный, Сев., Ср. и Юж. Его зап. предгорья носят название Предуралье, а вост. - Зауралья. По вост. склону гл. водораздельного хребта проходит граница между Европой и Азией. У. отличает чрезвычайное разнообразие природных условий. На его тер. имеются вечные снега и тундра, вековая тайга и обширные степи. Край изобилует озерами и реками, к-рые принадлежат басс. Северного Ледовитого океана и Каспийского моря. Недра У. славятся неповторимым сочетанием различных полезных ископаемых.

   В соответствии с концепцией районирования Ур. регион включает Перм., Свердл., Челяб., Оренб., Кург. обл., Респ. Башкортостан и Удм. Респ. Их общая пл. - 824,4 тыс. кв. км (4,8% всей тер. Российской Федерации), а число жителей - 20,5 млн чел. (13,8% общей числ. нас. страны). Особенности положения и природно-климатические условия сыграли важную роль в формировании в геогр. границах У. единого в составе России ист.-культ. ареала. Начало этого процесса уходит в глубокую древность. Являясь естественной границей и связующим "звеном" между Европой и Азией, У. оказался ареной интенсивных контактов племен и народов, принадлежавших к различным цивилизационным мирам. Его заселение нач. ок. 200 тыс. лет назад. Первые обитатели региона - охотники и рыболовы древнекаменного века (палеолит) - уже шир. использовали каменные и костяные орудия, сооружали искусственные жилища, создавали мифы о мироздании.

   Ок. 10 тыс. лет назад в Сев. Евразии устанавливается климат современного типа. Это привело к заметным изменениям в х-ве и быте нас. края, его духовной культуре. В лесной полосе У. осваиваются новые способы и средства охоты - лук и стрелы, бумеранг, лодка, лыжи, сани и т.д. Их использование обеспечило повышение устойчивости присваивающего х-ва, способствовало быстрому росту народонас. К III тыс. до н.э. охотники и рыболовы лесной зоны края входят в обширное этно-языковое образование, простиравшееся от Скандинавии до Зап. Сибири. Их объединило сходство форм хозяйствования, близость яз., единство мифологических представлений.

   На Ю. региона, в Приур. степи в это время с З. проникают племена скотоводов. С их появлением связано становление в крае производящего х-ва. Именно здесь, в Урало-Иртышском междуречье, на вост. периферии древнеямной индо-иранской общности, складывается один из древнейших р-нов приручения лошади.

   Начиная со II тыс. до н.э. У. становится одним из ведущих очагов мет. произв. Сев. Евразии. Отсюда получали оружие кочевники-савроматы, снабжались медными слитками земледельческое нас. Приуралья, охотники лесной полосы Зауралья и Зап. Сибири. По водным дорогам юж.-таежной зоны края шел путь престижной торговли бронз. изделиями от Байкала до Крито-Микенского мира. С развитием металлургии было связано становление на Ю. У. протогородской цивилизации древних индоариев.

   В I тыс. н.э., в эпоху Великого переселения народов, с В. по степям Юж. У. прокатилась волна кочевников разл. этно-языковой принадлежности: угорской, самодийской, тюркской. Большинство из них прошло в степи Причерноморья и далее на З. вплоть до Паннонии. Однако ч. мигрантов осела в лесостепной полосе региона и продвинулась дальше на С. Активно воздействую на культуру местного населения, они приняли участие в формировании устойчивых этнических образований: в лесном Приуралье - древних удмуртов и коми, в юж. Приуралье - протобашкир, а в лесной полосе Зауралья - предков соврем. манси. В XIII-XIV вв. край подвергся нашествию монголов, к-рые также вне-сли вклад в этногенез его народов.

   Еще до монгольского нашествия на У. стали проникать представители древнерус. (русские) народности. В XI в. это были эпизодические походы за данью. Затем, после освоения рус. в XII-XV вв. басс. р.Вятки, верхнего и ср. течения р.Камы -переселенческое движение. Со второй пол. XVI в., с присоединением к России Казанского и Сибирского ханств, оно приобретает массовый характер. Осн. поток переселенцев направляется в лесостепную и степную полосу края: на Ср. У. и в Зауралье, в глубь Башк. К концу XVII в. на У. уже насчитывалось ок. 200 тыс. рус. Наряду с рус., в колонизации края участвовали казанские татары, мари, чуваши, мордва и др. народы Ср. Поволжья.

   Вхождение У. в состав Российского гос-ва стало поворотным пунктом в истории региона. Оно дало мощный импульс соц.-экономическому и культ. развитию края. Возникли города, стали быстро развиваться ремесла и торговля, расширились масштабы с/х освоения земель, появилась промышленность. У. превратился в форпост освоения рус. обширных тер. Сев. Азии. Отсюда Россия шагнула в Сибирь и вышла к берегам Тихого океана.

   Начиная с XVIII в. У. становится одним из ведущих пром. районов страны. Богатые рудные месторождения, избыток топлива в виде огромных массивов девственных лесов, значительные гидроресурсы, судоходные реки, удобные для транспортировки готовой продукции в ц. р-ны страны, создавали благоприятные условия для стр. здесь чугуноплавильных, железоделательных, медеплавильных з-дов. В осн. они размещались на Ср. У. Это предопределило смещение ц. экономической активности в крае с С. на Ю. В результате значительно уменьшилось значение таких городов, как Чердынь, Соликамск, Верхотурье. Гл. торг.-пром. ц. региона стали Екат., Пермь, Кунгур, Уфа, Оренб. Ур. металлургия развивалась исключительно высокими темпами. Уже в сер. XVIII в. на ее долю приходилось 2/3 произв. российского чугуна и 9/10 российской меди. А к концу столетия У. стал ведущим мир. производителем металлов. Его железо в большом количестве вывозилось в страны Зап. Европы и даже за океан, в США. Однако уже в первой пол. XIX в. ур. горнозаводская пром. утратила свои позиции на мир. рынке. Основанная на крепостном труде, она не смогла выдержать конкуренции с пром. передовых капиталистических стран. Но для России У. продолжал оставаться осн. металлургической базой.

   Одноврем. с пром. освоением шла мощная земледельческая колонизация края. В Оренбуржье, Башк. были распаханы большие массивы земель. Это позволило обеспечить регион собственным хлебом, другими продовольственными культурами.

   Отмена крепостного права в 1861 больно ударила по экономике края: коренная ломка старой феод.-крепостнической структуры требовала иной социальной орг-ции пром. произв., внедрения принципиально новых, индустриальных технологий. Однако этот процесс шел медленно. Многочисл. пережитки крепостничества тормозили технико-технологическое обновление произв., затрудняли его приспособление к условиям рыночного х-ва. В результате ур. горно-мет. пром. была отодвинута по уровню техн. оснащенности и масштабам произв. на второе место новым индустриальным р-ном страны - Ю. России.

   Аграрный сектор экономики края развивался в это время более успешно. В пореформенный период активно вводятся в с/х оборот свободные пространства Башк., Предуралья и Зауралья. Освоение новых земель и определенный прогресс в агротехнике способствовали превращению У. в крупный р-н товарного зернового хозяйства. Стимулирующее воздействие на развитие с. х-ва, межрегиональную торговлю и на всю экономику края оказало стр. ж. д., развернувшееся в последней четв. XIX в. Они в значительной мере ослабили былую обособленность региона от ц. р-нов страны, создали реальные предпосылки для укрепления его позиций в общерос. экономике.

   На рубеже XIX-XX вв. в экономике края намечаются заметные позитивные сдвиги. Ускоряется процесс техн. перевооружения пром. Реконструируются действующие и строятся новые предприятия. Такие ур. з-ды, как Перм. пушечный, Ижевский оружейный, Надеждинский, Лысьвенский, Чусовской мет., по уровню техн. оснащенности и орг-ции произв. процессов становятся вполне сопоставимыми с самыми передовыми предприятиями Ю. России и Зап. Европы. Одноврем. происходят значительные изменения в социальном строе ур. пром. Разворачивается процесс преобразования традиционной для У. частновладельческой горнозаводской собственности в акционерные общества. Фактически хозяином большинства з-дов становится финансовый капитал.

   Первая мир. и гражд. войны нанесли тяжелый урон экономике региона. Остановились мн. з-ды и ф-ки, сократилось произв. с/х продукции, были нарушены внутри- и межрегиональные экономические связи. На восстановление х-ва ушло неск. лет.

   Только к концу 1920-х экономика края вышла на довоенные рубежи. Тогда же У. оказался в эпицентре второй волны рос. индустриализации. Она проходила в специфических условиях установившегося в стране после революции режима и потребовала огромных материальных затрат и неимоверного напряжения сил всего народа. Тем не менее, 1930-40-е стали для экономики У. в XX в. временем наиб. динамичного развития. Край превратился в гигантскую стр. площадку. Были реконструированы сотни действующих предприятий, возведены такие флагманы отечественной индустрии, как Магнитогорский металлургический, Красноуральский медеплавильный, Челяб. тракторный, Ур. вагоностроительный, Березниковский химический, Уралмашзавод. Значительно увеличила экономическую мощь региона эвакуация сюда в годы ВОВ 667 предприятий. В результате тяжелая индустрия У. стала осн. военной экономики страны, гл. арсеналом Великой Победы. А после окончания военных действий сыграла выдающуюся роль в восстановлении нар. х-ва пострадавших р-нов.

   В последние десятилетия существования Советского Союза У. по общему объему пром. произв. прочно удерживал третье место после Ц.-Пром. и Донецко-Приднепровского экономических р-нов. В структуре его пром. увеличивается удельный вес самых передовых отраслей. В частности, здесь формируется крупнейший в мире атомный пром. комплекс. Появляется ракетостроение и произв. электроники военного назначения. Ускоренными темпами развиваются приборостроение, химическая и нефтехимическая пром. Одноврем. усиливается отраслевая интеграция произв., нарастает хоз. взаимодополняемость отдельных тер. региона, завершается процесс формирования У. как единого экономического р-на.

   В то же время, наряду с очевидными успехами, в экономическом развитии постепенно нарастали кризисные явления. Особенно масштабный характер они приобрели в 70-е - 80-е, когда сов. полит.-экономическая система, утратив былой динамизм, практически полностью исчерпала себя. Для ур. экономики это обернулось свертыванием инвестиционной активности, старением произв. аппарата, стагнацией с. х-ва, нарастанием отраслевых диспропорций, нерациональным использованием производственных ресурсов (ростом так называемой бесхозяйственности), общим снижением эффективности нар. х-ва. Ситуацию усугубляла несоразмерность в уровне развития произв. и непроизв. сфер, тяжелая экологическая обстановка. С грузом этих проблем регион подошел к последнему десятилетию XX в.

   Особенности экономического развития У. в последние триста лет оказали решающее воздействие на демографические процессы в регионе. Значительно превышая общерос. темпы, росло его нас. С 618 тыс. в 1719 оно увеличилось до 6198 тыс. в 1900 и достигло 20 млн 300 тыс. в 1990. Удельный вес У. в общей числ. нас. России (в соврем. границах) вырос за это время с 4,7% до 13,7%.

   Столь высокие темпы роста оказались возможными благодаря шир. переселенческому движению, принимавшему в периоды интенсивного хоз. освоения края массовый характер. Так, в XVIII в. для обеспечения ур. горнозаводской пром. раб. силой из Ц. России переселяли крепостных крестьян и мастеровых. На з-ды направляли солдат и рекрутов, ссылали преступников и бродяг.

   В это же время шла и интенсивная земледельческая колонизация края. С З. на В., из Ср. Поволжья в Оренбуржье и с С. на Ю., из ранее обжитых р-нов Прикамья и Ср. У. в Башк. направлялись мощные потоки переселенцев. Заселение новых тер. осуществлялось преимущественно мирным путем, в форме освоения свободных земель. Вновь прибывшие размещались черезполосно. Нередко рядом селились предст. неск. национальностей. Следующий всплеск крест. колонизации пришелся на конец XIX в.

   Размежевание башк. земель и разрешение их продажи, упрощение порядка переселения способствовали интенсивному заселению еще неосвоенных тер. Башк., Предуралья и Зауралья.

   В сов. время наиб. значительный приток нас. на У. наблюдался в 1930-50-х. Он состоял из нескольких миграционных волн и был вызван целым рядом причин соц.-экономического и полит. порядка: ускоренной индустриализацией региона, массовой ссылкой сюда так называемых спецпереселенцев, эвакуацией нас. из прифронтовой полосы в ВОВ, депортациями. Эти миграции в значительной мере носили принудительный характер и состояли из предст. разных регионов и национальностей: рус., украинцев, татар, немцев Поволжья, жителей Сев. Кавказа, Прибалтики и т.д. К концу 1950-х миграционый приток в регион значительно сократился и вплоть до нач. 1990-х на У. прибывало меньше людей, чем его покидало.

   Переселенческое движение кардинально изменило этническую картину в крае. Если в конце XVII в. рус. составляли меньшинство, то уже в сер. XIX в. на их долю приходилось почти три четверти его нас. Сложившаяся к этому времени этническая структура сохранилась в осн. до 1990-х. Согласно переписи 1989 г., к рус. себя относили 73% нас. У. На долю татар приходилось 9,7%, башкир - 5,9%, удмуртов- 2,9%, украинцев - 2,2%. Остальные 6,3% составляли чуваши, мордва, немцы, коми, предст. других народов.

   Длительное, преим. мирное взаимодействие народов У. имело важные последствия. Несмотря на этническую разнородность, языковые и конфессиональные различия, совместное проживание, сходные хоз. занятия, чисто человеческие контакты способствовали формированию у нас. региона ряда общих культ.-бытовых черт. На этой осн. происходило сближение ценностных ориентаций, стереотипов и норм поведения. Особенно благоприятные условия для межэтнической интеграции создавала ускоренная урбанизация тер. Именно в городах сближение образа жизни и менталитета представителей различных народов шло наиб. интенсивно.

   Огромное влияние на этнические процессы оказал общекультурный прогресс тер. С одной стороны, он способствовал консолидации регионального сообщества, а с другой - осознанию отдельными национальными группами своей специфики. Причем эти, в значительной мере разнонаправленные тенденции, уравновешивали друг друга. В результате на протяжении всех последних трехсот лет возникавшие время от времени межнациональные противоречия практически ни разу не перерастали в крупные этнические конфликты.

   Ключевое значение для развития многонациональной культуры края имело распространение образования. Уже в нач. XVIII в. на У. появляются первые общеобразовательные школы, открываются горнозаводские учебные зав. В следующем столетии сеть образовательных учреждений охватывает всю тер. региона. В XX в. на У. складывается система общего, среднего специального и высшего образования. Это обеспечило прогрессирующее повышение образовательного уровня нас. и в конечном счете способствовало экономическому развитию края, обогащению его духовной, культ. жизни. Особенно благотворное влияние оно оказало на развитие лит-ры, иск-ва, науки. Не случайно многие ур. писатели, ученые, художники, артисты, архитекторы получили всерос. признание. Их деятельность во многом способствовала становлению общеур. самосознания, консолидации регионального сообщества.

   Сложившееся исторически экономическое и культ. единство ур. региона продолжает существовать в конце XX в. Геогр. целостность, устойчивые социокульт. и полит. связи и отношения, общность инфраструктурных систем, взаимодополняемость отд. звеньев х-ва, предопределяющая интенсивный внутрирегиональный обмен готовой продукцией, сырьем, энергией, создают реальные осн. для дальнейшей интеграции региона.

   Как и в прошлом, он является одним из ведущих пром. р-нов страны. В сер. 1990-х его удельный вес в общем объеме пром. произв. России достигает 16%. В этом отношении У. уступает только Ц.-Пром. экономическому р-ну. Осн. отрасли специализации пром. Ур. региона - горнодобывающая, черная и цветная металлургия, металлообработка и машиностр., основная химия и нефтехимия. У. дает половину всего рос. произв. черных и почти четверть цветных металлов, покрывает значительную ч. потребности страны в современной технике произв. и военного назначения. Регион уверенно сохраняет свои позиции "опорного края державы", продолжает играть интегрирующую роль во взаимодействии экономик европейской и азиатской ч. России.

   У. по праву считается одним из осн. ц. концентрации научно-техн. и образовательного потенциала страны. Здесь действуют десятки высших учебных заведений, мн. из к-рых хорошо изв. за пределами региона, работает Ур. отделение Российской акад. наук, сотни иссл. и проектных орг-ций. Идеи и разработки ур. ученых соответсвуют самым высоким мир. стандартам.

   Богата и разнообразна духовная жизнь У. Несмотря на растущее стремление к этно-лингвистическому, конфессиональному и локальному самоопределению, ур. региональное сообщество сохраняет свою идентичность. Это позволяет ему активно участвовать в поиске путей стр. новой рос. государственности. В 1990-е опыт У. в налаживании взаимодействия федерального ц., региональных властей и местного самоуправления шир. использовался в общегосударственном масштабе. Чувства общности ист. судьбы и собственной специфики, прочно укоренившиеся в сознании уральцев, являются реальной осн. устойчивого развития регионального сообщества.

   Артемов Е.Т., Бакунин А.В., Викторова В.Д., Гаврилов Д.В.

how-to-all.com

Как расшифровывается УРАЛ, НеФАЗ, ЛИАЗ?

ЛиАЗ - Ликинский Автобусный Завод (г. Ликино-Дулёво) НефАЗ -Нефтекамский Авто Завод. (г. Нефтекамск) Урал - это Урал !!!) Никак не расшифровывается (Уральский Автозавод в городе Миасс.)

Выше. А Нефтекамский автозавод вроде...

Урал - УралАЗ - Уральский автозавод... гор. Миасс, Челябинской обл. НефАЗ - Нефтекамский автозавод (завод, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ»), Нефтекамск, Башкортостан ЛиАЗ - Ликинский автобусный завод... гор. Ликино-Дулево, Московская обл.

Раньше были машины УралАЗ, Уральский авто завод. Чем то напоминали ЗИЛ 164. Потом военные захотели вездепролазную машину и ЗИЛовскую разработку отдали а Миасс. Так и получился просто УРАЛ. НеФАЗ, это Нефтекамский автозавод, ЛиАЗ - г. Ликино Московской области.

Урал-Условная Река Абсолютной Любви

touch.otvet.mail.ru

Урал - это... Что такое Урал?

Урал

Урал — географический регион в России и Казахстане, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система.

Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

Исторически и экономически с Уралом тесно связаны Предуралье и Зауралье — территории, прилегающие к нему с запада и востока. На Урале, а также в Предуралье и Зауралье расположены Республика Башкортостан, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Пермский край, составляющие Уральский экономический район, восточные части Республики Коми и Архангельской области, входящие в Северный экономический район, и западная часть Тюменской области, входящей в Западно-Сибирский экономический район. В Казахстане географически к Уралу можно отнести Актюбинскую и Костанайскую области.

Значение региона

Урал богат минералами и полезными ископаемыми. В недрах Уральских гор есть железные и медные руды, хром, никель, кобальт, цинк, каменный уголь, нефть, золото, драгоценные камни. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. К богатствам уральской природы относятся и лесные ресурсы. Южный, приполярный и Средний Урал обеспечивают возможность земледелия.

Особенности природы

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше 1200—1500 м, располагаются в Приполярном (гора Народная — 1895 м), Северном (гора Тельпосиз — 1617 м) и Южном (гора Ямантау — 1640 м) Урале. Массивы Среднего Урала много ниже, обычно не выше 600—650 м. Западные и восточные предгорья Урала и подгорные равнины нередко рассечены глубокими речными долинами, на Урале и в Приуралье много рек.

Озёр на Урале много, так же здесь находятся истоки Печоры и Урала. На реках создано несколько сотен прудов и водохранилищ.

Уральские горы — старые (возникли в позднем протерозое) и находятся в области герцинской складчатости.

Климат

Климат Урала — типичный горный; осадки распределяются неравномерно не только по областям, но и в пределах каждой области. Западно-Сибирская равнина — территория с суровым континентальным климатом; в меридиональном направлении его континентальность увеличивается намного менее резко, чем на Русской равнине. Климат горных районов Западной Сибири менее континентальный, чем климат Западно-Сибирской равнины. Интересно, что в пределах одной и той же зоны на равнинах Предуралья и Зауралья природные условия заметно отличаются. Объясняется это тем, что Уральские горы служат своеобразным климатическим барьером. К западу от них выпадает больше осадков, климат более влажный и мягкий; к востоку, то есть за Уралом, осадков меньше, климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.

Фауна

Пару столетий назад животный мир был богаче, чем сейчас. Распашка, охота, вырубка лесов вытеснили и уничтожили места обитания многих животных. Исчезли дикие лошади, сайгаки, дрофы, стрепеты. Вглубь тундры откочевали стада оленей. Зато на распаханных землях распространились грызуны (хомяки, полевые мыши) На севере можно встретить обитателей тундр — северных оленей, а на юге типичных жителей степей — сурков-байбаков, землероек, змей и ящериц. Леса населены хищниками: бурыми медведями, волками, росомахами, лисицами, соболями, горностаями, рысями. Водятся в них копытные (лоси, олени, косули и др.) и птицы различных видов например такие как орлы или снегири (зимою). По речным долинам встречаются выдра и бобр. В ильменском заповеднике удачно была проведена акклиматизация пятнистого оленя, расселены также ондатра, бобр, марал, выхухоль, енотовидная собака, американская норка, баргузинский соболь.

Флора

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Различия в ландшафтах заметны при подъёме. На Южном Урале, например, путь к вершинам наиболее крупного хребта Зигальга начинается с пересечения полосы холмов и оврагов у подножия, густо заросшего кустарниками. Затем дорога идёт через сосновые, берёзовые и осиновые леса, среди которых мелькают травянистые поляны. Выше частоколом поднимаются ели и пихты. Сухостоя почти не видно — он сгорает при частых лесных пожарах. На пологих местах могут встретиться болота. Вершины покрыты каменными россыпями, мхом и травой. Редкие и чахлые ели, кривые берёзки, которые здесь попадаются, ничем не напоминают ландшафт y подножия, c разноцветными коврами из трав и кустарников. Пожары на большой высоте уже бессильны, поэтому путь то и дело преграждают завалы из упавших деревьев. Вершина горы Ямантау (1640 м) — сравнительно ровная площадка, однако она почти неприступна из-за нагромождения старых стволов.

Природные ресурсы

Из природных богатств Урала важнейшее значение имеют его минеральные ресурсы. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. Ещё в XVI веке на западной окраине Урала были известны месторождения каменной соли и песчаника, содержащие медь. В XVII столетии стали известны довольно многочисленные месторождения железа и появились железоделательные заводы. В горах были найдены россыпи золота и месторождения платины, на восточном склоне — драгоценные камни. Из поколения в поколение передавалось мастерство искать руду, выплавлять металл, изготавливать из него оружие и художественные изделия, обрабатывать самоцветы. К сожалению, основные запасы полезных ископаемых Урала (в частности, драгоценных камней) в настоящее время истощены.[источник не указан 367 дней]

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое). Есть на Урале нефть (Ишимбай), природный газ (Оренбург), уголь, асбест, драгоценные и полудрагоценные камни.

Значителен и не полностью освоен гидроэнергетический потенциал уральских рек (действуют Павловская, Юмагузинская, Широковская, Ириклинская и несколько малых ГЭС).

Реки и озёра

Реки принадлежат бассейнам Северного Ледовитого океана (на западном склоне — Печора с Усой, на восточном — Тобол, Исеть, Тура, Лозьва, Северная Сосьва, относящиеся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой; река Урал).

Города Урала

Крупнейшие города Урала (с населением более 250 000 чел.):

Происхождение топонима

Существует множество версий происхождения топонима «Урал». Анализ языковых контактов первых русских поселенцев в регионе указывает, что топоним, по всей вероятности, был усвоен из башкирского языка[1]. Действительно, из всех автохтонных народов Урала это название издревле существует только у башкир, и поддерживается на уровне языка, легенд и традиций этого народа (эпос Урал-батыр). Другие коренные народы Урала (ханты, манси, удмурты, коми) имеют иные традиционные названия Уральских гор, усваивая название «Урал» только в XIX—XX веках из русского языка.

В башкирском языке топоним «Урал» осознается как весьма древний, вероятно восходящий к пратюркскому состоянию. Его следует связывать с башк. үр ~ др.-тюрк. *ör «высота, возвышенность»[2].

Легенда

«Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет тому назад, можно прочесть о далеких «Рифейских горах», где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища.

Более пристального внимания заслуживает башкирский народный эпос «Урал-батыр», повествующий о прародителях народов Урала, выживших после Потопа, возникшем конфликте и последующей борьбе Урала со старшим братом Шульганом, выбравшим путь зла и заселении их потомками прилегающих земель. Основные топонимы Южного Урала напрямую связаны с событиями эпоса. Рассматриваются конфликт жизни, милосердия и природного принципа «сильный поедает слабого», тема поиска Живой воды и олицетворённой Смерти для последующего уничтожения её, ради вечной жизни, идея бескорыстного служения людям, равноправия и самопожертвования во благо других.

Урал в искусстве и культуре России

Своеобразен вклад Урала в искусство и культуру России.

Фундамент, на котором выросло декоративно-прикладное искусство Урала, - это промышленность. Урал является центром отечественной промышленной обработки мрамора. Известен Урал также промышленным производством различных чугунных предметов домашнего обихода. В начале XVIII века на заводе в Екатеринбурге отливали чугунные горшки, котлы и чугунные заслонки к печам. Позднее чугунное литьё стали применять более широко, в том числе, в архитектуре и промышленности.

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

Урал в политике

Центр уральского автономизма — Свердловская область. Здесь с 1993 года постоянно создаются региональные политические движения: Преображение Урала, «МАЙ», а с 2011 года Бажовское общество.

Примечания

Литература

  • Архипова Н. П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы: Очерки истории открытия и изучения природы Урала. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1982.
  • Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Реж: Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0
  • Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. 1-е изд. — М., Мысль, 1984.
  • Мурзаев Э. М. Тюркские географические названия. — М., Вост. лит., 1996.
  • Алешин Б. М., Иванов Ю. К., Ковальчук А. И., Коротеев В. А., Прокин В. А. Месторождения полезных ископаемых Урала. — Екатеринбург: Институт геологии и геохимии УрО РАН, 1999. — 184 с.
  • Урал — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

  Урал

biograf.academic.ru


© 2007—2018
423800, Набережные Челны , база Партнер Плюс, тел. 8 800 100-58-94 (звонок бесплатный)