|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Устройство и детали заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 46) передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и карданный вал к ведущим колесам автомобиля и с помощью дифференциала позволяет ведущим колесам вращаться с разной угловой скоростью.
Рис. 46. Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — колесная передача; 2 — ступица заднего колеса; 3 — тормоза задних колес; 4 — стопорный штифт кожуха полуоси; 5 — направляющее кольцо полуоси; 6 — кожух полуоси; 7 — полуось; 8 — центральный редуктор; 9 — спаренный сальник полуоси; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимный кулак тормозов.
Принятые конструктивная и кинематическая схемы передачи крутящего момента позволяют разделить его в центральном редукторе, направив к колесным передачам, и тем самым разгрузить дифференциал и полуоси от увеличенного момента, который передается при двухступенчатой схеме главной передачи заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Применение колесных передач позволяет, кроме того, путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора и сохранения межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования на разных модификациях автомобилей.
Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 47) — одноступенчатый, состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями и межколесного дифференциала.
Детали редуктора монтируются в картере 21, изготовленном из ковкого чугуна. Положение картера относительно балки определяется центрирующим буртиком на привалочном фланце картера редуктора и, кроме того, установочными штифтами.
Ведущая коническая шестерня 20, изготовленная как одно целое с валом, крепится не консольно, а имеет, кроме двух передних конических роликовых подшипников 8, еще дополнительную заднюю опору, представляющую собой цилиндрический роликовый подшипник 7.
Конструкция редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с тремя подшипниками является более компактной, при этом значительно снижается максимальная радиальная нагрузка на подшипники по сравнению с консольным креплением, повышается нагрузочная способность подшипников и стабильность регулировки зацепления конических шестерен, что значительно увеличивает их долговечность.
Возможность приближения в этом случае конических роликовых подшипников к зубчатому венцу ведущей конической шестерни уменьшает длину ее хвостовика и позволяет тем самым увеличить расстояние между фланцем редуктора и фланцем коробки передач, что очень важно при небольшой базе автомобиля для лучшего расположения карданного вала.
Наружные кольца конических роликовых подшипников расположены в картере 9 и запрессованы до упора в буртик, сделанный в картере. Фланец картера подшипников шпильками прикреплен к картеру редуктора заднего моста.
Эти подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении пары конических шестерен при передаче крутящего момента.
Рис. 47. Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — крышка подшипника; 2 — стопор гайки подшипника; 3 — левая гайка подшипника-4 — шестерня полуоси; 5 — сателлит дифференциала; 6 — крестовина дифференциала; 7 — цилиндрический подшипник ведущей шестерни; 8 — конический подшипник ведущей шестерни; 9 — картер подшипника ведущей шестерни; 10 — распорное кольцо; 11 — регулировочная шайба; 12 — маслоотражатель; 13 — крышка сальника; 14 — фланец; 15 — гайка фланца; 16 — шайба; 17 — сальник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — прокладка; 20 — ведущая шестерня; 21 — картер редуктора; 22 — ведомая шестерня; 23 — сухарь; 24 — контргайка; 25 — ограничитель ведомой шестерни; 26 — правая чашка дифференциала; 27 — демонтажный болт картера редуктора; 28 — упорное кольцо втулки; 29 — правая гайка подшипника; 30 — конический подшипник; 31 — левая чашка дифференциала; 32 — стальная шайба; 33 — бронзовая шайба.
Внутренний подшипник имеет плотную посадку на валу, а наружный — скользящую, что позволяет регулировать натяги в этих подшипниках.
Между внутренними кольцами конических роликовых подшипников установлены распорное кольцо 10 и регулировочная шайба 11.
Подбором толщины регулировочной шайбы обусловливается необходимый предварительный натяг в конических роликовых подшипниках.
Цилиндрический роликовый подшипник 7 ведущей конической шестерни установлен в расточке прилива картера редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по ходовой посадке и зафиксирован от осевого смещения стопорным кольцом, входящим в канавку на цилиндрической части конца ведущей шестерни.
Этот подшипник воспринимает только радиальные усилия, появляющиеся при передаче крутящего момента коническими шестернями, и уменьшает деформацию ведущей шестерни, возникающую при этом.
На передней части вала ведущей конической шестерни на поверхности меньшего диаметра нарезана резьба, а на поверхности большого диаметра — шлицы, на которые установлены маслоотражатель 12 и фланец 14 карданного вала.
Все детали, расположенные на валу ведущей шестерни, затянуты корончатой гайкой 15.
Для облегчения снятия картера подшипников в его фланце имеются два резьбовых отверстия, в которые могут быть ввернуты демонтажные болты; при ввертывании болты упираются в тело картера редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, вследствие чего картер подшипников выходит из картера редуктора.
В качестве демонтажных болтов могут быть использованы болты того же назначения, ввернутые во фланец картера редуктора.
Ведомая коническая шестерня 22 преклепана к правой чашке дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Из-за ограниченности места между шестерней и приливом в картере редуктора под дополнительную опору ведущей шестерни заднего моста заклепки, соединяющие ведомую шестерню с чашкой дифференциала с внутренней стороны, имеют плоскую головку.
Ведомая шестерня центрируется по наружной поверхности фланца чашки дифференциала.
При работе ведомая шестерня в результате деформации может быть отжата от ведущей шестерни, вследствие чего будет нарушено зацепление шестерен.
Для ограничения такой деформации и сохранения правильного контакта в зацеплении конических шестерен в картере редуктора установлен ограничитель 25 ведомой шестерни, выполненный в виде болта в торец которого вставлен латунный сухарь.
Ограничитель ввертывают в картер редуктора моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 до тех пор, пока его сухарь не коснется торца ведомой конической шестерни, после чего ограничитель отвертывают для создания необходимого зазора и контрят гайки.
Зацепление конических шестерен главной передачи можно регулировать изменением набора регулировочных прокладок 18 различной толщины, изготовленных из мягкой стали и установленных между картером подшипников и картером редуктора заднего моста.
Коническая пара шестерен при заводской сборке проходит предварительный подбор (спаривание) по контакту и шуму. Поэтому в случае замены одной шестерни другая шестерня тоже должна быть заменена.
Дифференциал и картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Дифференциал заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — конический, имеет четыре сателлита 5 и две полуосевые шестерни 4.
Сателлиты надеты на шипы крестовины, изготовленной из высокопрочной стали и термически обработанной до высокой твердости.
Точность изготовления крестовины 6 обеспечивает правильное взаимное расположение на ней сателлитов и правильное зацепление их с полуосевыми шестернями.
Сателлиты дифференциала заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 опираются на шейки крестовины через свертные втулки из бронзовой ленты. Между сателлитами и основаниями шипов крестовины установлены стальные упорные кольца 28, надежно фиксирующие втулки сателлитов.
Наружный торец сателлитов, прилегающий к чашке дифференциала, прошлифован по сферической поверхности.
Опорой сателлитов в чашке является бронзовая штампованная шайба также сферической формы.
Сателлиты представляют собой конические прямозубые шестерни, изготовленные из высокопрочной цементуемой легированной стали.
Крестовина четырьмя шипами входит в цилиндрические отверстия, образованные в плоскости разъема чашек при совместной их обработке.
Совместная обработка чашек обеспечивает точное расположение в них крестовины. Центрирование чашек достигается наличием на одной из них буртика, а на другой — соответствующей проточки и штифтов.
Комплект чашек маркируется одинаковыми номерами, которые при сборке должны быть совмещены для сохранения полученной при совместной обработке точности расположения отверстий и поверхностей.
В случае необходимости замены одной чашки дифференциала следует заменять и вторую, т. е. комплектно.
Чашки дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изготовлены из ковкого чугуна. В цилиндрических расточках ступиц чашек дифференциала установлены прямозубые конические полуосевые шестерни.
Внутренние поверхности ступиц полуосевых шестерен выполнены в виде отверстий с эвольвентными шлицами для соединения с полуосями.
Между полуосевой шестерней и чашкой имеется зазор, соответствующий широкоходовой посадке, что необходимо для сохранения масляной пленки на их поверхностях и предотвращения задиров этих поверхностей.
Кроме того, между опорной поверхностью торцов полуосевых шестерен и чашками установлены две шайбы: стальная 32, зафиксированная от проворачивания, и бронзовая 33 плавающего типа.
Последняя расположена между стальной шайбой и полуосевой шестерней.
К чашкам дифференциала заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 приварены черпаки, обеспечивающие обильную подачу смазки к деталям дифференциала.
На наружные обработанные поверхности ступиц чашек дифференциала установлены конические роликовые подшипники 30, с помощью которых дифференциал опирается на отверстия картера редуктора, образованные приливами в картере и двумя разъемными крышками.
Крышки для правильного положения их относительно картера редуктора отцентрированы в нем с помощью втулок и закреплены к нему шпильками.
Отверстия картера и крышек под подшипниками дифференциала обрабатывают совместно.
Предварительный натяг конических роликовых подшипников дифференциала регулируют гайками 3 и 29.
Регулировочные гайки, изготовленные из ковкого чугуна, на внутренней цилиндрической поверхности имеют выступы для ключа, с помощью которого гайки завертывают и фиксируют в нужном положении входящим во впадину между выступами усом стопора 2, прикрепляемого к обработанной торцовой плоскости крышки подшипников.
Смазываются детали редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 маслом, разбрызгиваемым зубчатым венцом ведомой конической шестерни.
В картере редуктора отлит масляный карман, в который отбрасывается масло, разбрызгиваемое ведомой конической шестерней, и оседает масло, стекаемое со стенок картера редуктора.
Из масляного кармана масло по каналу подводится к картеру подшипников ведущей шестерни. В буртике этого картера, разделяющем подшипники, имеется отверстие, через которое масло поступает к обоим коническим роликовым подшипникам.
Подшипники, установленные конусами навстречу друг другу, смазываются поступающим маслом и вследствие насосного действия конических роликов перекачивают его в разные стороны: задний подшипник возвращает масло в картер, а передний — в сторону фланца карданного вала.
Между фланцем и подшипником на заднем мосту Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлена маслоотражательная шайба из малоуглеродистой стали, цианированная и закаленная.
На наружной поверхности шайба имеет левую резьбу с большим шагом, т. е. направление резьбы противоположно направлению вращения шестерни; кроме того, шайба установлена с малым зазором в расточке крышки сальника.
Все это препятствует поступлению смазки от подшипника к сальнику, уплотняющему наружную поверхность фланца.
Со стороны фланца картер подшипников закрыт литой чугунной крышкой, в которую заподлицо с наружным торцом запрессован армированный самоподжимный резиновый сальник с двумя рабочими кромками.
В посадочном буртике крышки сделан паз, который совмещен с наклонным отверстием картера подшипников.
Уплотнительная прокладка между крышкой и картером подшипников и регулировочные прокладки 18 устанавливают таким образом, чтобы вырезы в них совпадали соответственно с пазом в крышке и отверстием в картере подшипников Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Избыток проникшего в полость крышки масла по пазу в крышке и наклонному клапану в картере подшипников возвращается в картер редуктора.
Армированный резиновый сальник рабочими кромками прижимается к отполированной и закаленной до высокой твердости поверхности фланца 14, изготовленного из углеродистой стали.
Цилиндрический роликовый подшипник дополнительной опоры ведущей шестерни смазывается только разбрызгиваемым маслом. Аналогично смазываются и конические роликовые подшипники чашек дифференциала.
Наличие колесных передач хотя и снизило нагрузки на детали дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, но привело к повышению относительных скоростей вращения шестерен при повороте или буксовании автомобиля.
Поэтому, кроме мер, принятых для защиты трущихся поверхностей (введение опорных шайб и втулок), предусмотрено также улучшение системы смазки деталей дифференциала.
Приваренные к чашке дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 черпаки захватывают смазку из картера редуктора и направляют ее к деталям, расположенным в чашках дифференциала.
Обилие поступающей смазки способствует охлаждению трущихся деталей, проникновению ее в зазоры, что уменьшает возможность заедания и износа деталей.
Для лучшего поступления смазки ко втулкам сателлитов на шипах крестовины сделаны лыски, а для лучшей смазки опорных шайб полуосевых шестерен во впадинах их зубьев просверлены отверстия.
Полностью собранный центральный редуктор устанавливают в большое отверстие картера заднего моста и крепят шпильками и гайками к его вертикальной привалочной плоскости.
Привалочные фланцы центральной части картера заднего моста и картера редуктора уплотняются прокладкой. В картере заднего моста резьбовые отверстия под шпильки крепления картера редуктора сделаны глухими, что улучшает герметичность этого соединения.
Картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — стальной, литой. Наличие отверстий в вертикальной плоскости практически не отражается на жесткости картера заднего моста.
Его соединение с редуктором является жестким и не нарушается при эксплуатации автомобиля.
Такое крепление в вертикальной плоскости имеет большое преимущество по сравнению с соединением редуктора с картером заднего моста в горизонтальной плоскости, где значительные деформации открытого сверху картера нарушали его соединение с картером заднего моста.
Картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с обоих концов оканчивается фланцами, к которым приклепаны суппорты задних колесных тормозов.
На верхней стороне как одно целое с ним отлиты рессорные площадки, а против этих площадок снизу сделаны приливы, которые являются направляющими для стремянок задних рессор и опорой для гаек этих стремянок.
Рядом с рессорными площадками имеются небольшие площадки под резиновые ограничители хода рессор.
Внутри картера с каждой стороны сделано по две перегородки; в расточки этих перегородок цилиндрических концов картера запрессовывают кожухом 6 (см. рис. 46) полуосей 7.
Кожухи полуосей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в связи с наличием колесных передач, кроме изгибающего момента от сил веса груза и собственного веса автомобиля, нагружены еще и реактивным крутящим моментом, воспринимаемым чашкой колесной передачи, неподвижно закрепленной на шлицевом конце кожуха.
Вследствие этого к прочности кожуха предъявляются повышенные требования.
Кожух изготовлен из толстостенной трубы из легированной стали, термически обработанной для обеспечения высокой прочности.
Усилия запрессовки кожуха в картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 недостаточно для удержания его от проворачивания, поэтому кожух еще дополнительно стопорится в картере заднего моста.
В перегородках картера, расположенных около рессорных площадок, после запрессовки кожуха просверливают по два отверстия, проходящих одновременно сквозь картер заднего моста и кожух полуоси.
В эти отверстия вставляют стальные каленые стопорные штифты 4, привариваемые к картеру заднего моста. Стопорные штифты препятствуют проворачиванию кожуха в картере заднего моста.
Чтобы не ослабить картер и кожух Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 при действии вертикальных изгибающих нагрузок, стопорные штифты устанавливают в горизонтальной плоскости.
На наружных концах кожухов полуосей нарезаны эвольвентные шлицы, на которые надета чашка колесной передачи.
С той же стороны кожуха нарезана резьба для крепления гаек подшипников ступиц колес.
С внутренних концов кожухов сделаны расточки под сальники 9 полуосей 7 и направляющие центрирующие кольца 5.
Центрирующие кольца направляют полуось при ее установке, предохраняя сальники полуоси от повреждения.
Сальники полуоси представляют собой два отдельных резиновых армированных самоподжимных сальника, установленных в стальную штампованную обойму рабочими кромками навстречу друг другу.
Установка двойного сальника на полуоси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 препятствует перетеканию смазки из картера колесной передачи в картер центрального редуктора и наоборот.
Чтобы исключить возможность возрастания давления в полостях картеров центрального редуктора колесной передачи при нагреве масла, сверху на картере заднего моста установлены три клапанных сапуна — один с левой стороны верхней части среднего расширения картера заднего моста и два около рессорных площадок.
При возрастании давления в картерных полостях клапаны сапунов открываются и сообщают эти полости с атмосферой.
Колесная передача редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Колесная передача (рис. 48) является второй ступенью редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
От ведущей конической шестерни центрального редуктора через ведомую коническую шестерню и шестерни дифференциала крутящий момент передается на полуоси 1 (рис. 49), которые подводят момент к центральной, так называемой солнечной шестерне 2 колесной передачи.
От солнечной шестерни вращение передается на три сателлита 3, равномерно расположенных по окружности вокруг солнечной шестерни.
Сателлиты колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 вращаются на осях 4, закрепленных в отверстиях неподвижного водила, состоящего из наружной 5 и внутренней 10 чашек, в сторону, противоположную направлению вращения солнечной шестерни.
От сателлитов вращение передается коронной шестерне 6 внутреннего зацепления, присоединенной к ступице заднего колеса. Коронная шестерня 6 вращается в ту же сторону, что и сателлиты.
Передаточное число кинематической схемы колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 определяется отношением числа зубьев коронной шестерни к числу зубьев солнечной шестерни.
Свободно вращающиеся на осях сателлиты не влияют на передаточное число, поэтому изменением чисел зубьев шестерен колесной передачи при сохранении их межосевого расстояния может быть получен ряд передаточных чисел, который даже при тех же конических шестернях центрального редуктора может обеспечить большую избирательность для передаточных чисел заднего моста.
Рис. 48. Колесная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — коронная (ведомая) шестерня; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — стопорный болт оси сателлита; 4 — подшипник сателлита; 5 — ось сателлита; 5 — сателлит; 7 — малая крышка; 8 — упорный сухарь полуоси; 9 — стопорное кольцо; 10 — шпилька; 11 — солнечная (ведущая) шестерня; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — наружная чашка водила; 14 — большая крышка; 15 — болт большой крышки и коронной шестерни; 16 — прокладка; 17 — болт чашек водила; 18 — гайка; 19 — ступица колес; 20 — наружный подшипник ступицы; 21 — внутренняя чашка водила; 22 — полуось; 23 — упор ведущей шестерни; 24 — кожух полуоси; 25 — гайка подшипника ступицы; 26 — стопорное кольцо; 27 — контргайка подшипников ступицы.
Конструктивно колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнена следующим образом.
Все шестерни — цилиндрические, прямозубые. Солнечная шестерня 11 (см. рис. 48) и сателлиты 6 — внешнего зацепления, коронная шестерня — внутреннего зацепления.
В солнечной шестерне имеется отверстие с эвольвентными шлицами, которые сопрягаются со шлицами соответствующего конца полуоси.
Противоположный, внутренний конец полуоси также имеет эвольвентные шлицы, которые сопрягаются со шлицами в отверстии ступицы полуосей шестерни дифференциала.
Осевое перемещение солнечной шестерни на полуоси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 ограничено пружинным стопорным кольцом 9. Осевое перемещение полуоси 22 в сторону центрального редуктора ограничено закрепленной на ней солнечной шестерней.
В противоположную сторону перемещению полуоси препятствует упорный сухарь 8, запрессованный в гнездо малой крышки 7 колесной передачи.
Сателлиты посажены на оси, зафиксированные в разъемном водиле, состоящем из двух чашек. Внутренняя чашка 21 — кованая из углеродистой стали, имеет ступицу, наружная часть которой цилиндрическая, а внутренняя представляет собой шлицевое отверстие.
Наружная чашка 13 более сложной конфигурации, изготовлена из стального литья. Чашки водила соединены между собой тремя болтами.
Рис. 49. Схема колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и ее детали 1 — полуось; 2 — солнечная шестерня; 3 — сателлит; 4 — ось сателлита; 5 — наружная чашка водила; 6 — коронная шестерня; 7 — стопорный болт оси сателлита; 8 — стяжной болт чашки водила; 9 — подшипник сателлита; 10 — внутренняя чашка водила.
В собранных чашках водила одновременно обрабатываются (растачиваются) три отверстия под оси сателлитов, так как от точности взаимного расположения сателлитов относительно солнечной и коронной шестерен зависит правильность зацепления зубчатой передачи, а также долговечность шестерен.
Совместно обработанные чашки колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 невзаимозаменяемы другими чашками, и поэтому их метят порядковым номером.
В приливах наружной чашки под расточки для осей сателлитов имеются резьбовые отверстия под стопорные болты 3 осей сателлитов.
Поверхности чашек водила со стороны сателлитов около расточек под оси сателлитов закалены т. в. ч. для уменьшения износа при трении этих поверхностей с торцами сателлитов.
Собранные чашки (водило колесной передачи) устанавливают на внешнюю шлицевую часть кожуха полуоси.
До посадки водила на кожух полуоси устанавливают ступицу 19 внутреннего колеса на двух подшипниках.
Внутренний двойной конический роликовый подшипник ступицы смонтирован непосредственно на кожухе полуоси, а наружный цилиндрический роликовый подшипник — на водило колесной передачи.
Между двойным коническим роликовым подшипником и водилом колесной передачи устанавливают литую распорную втулку.
Затем собранное водило крепят на кожухе полуоси гайкой 25 и контргайкой 27. Между гайкой и контргайкой устанавливают стопорное кольцо 26, которое внутренним выступом должно входить в паз на кожухе полуоси.
Собранные чашки колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 образуют три отверстия, в которые свободно вставляются сателлиты.
Сателлиты имеют тщательно обработанные цилиндрические отверстия для установки цилиндрических роликовых подшипников 4, не имеющих ни наружного, ни внутреннего колец.
Поэтому внутреннее цилиндрическое отверстие сателлита представляет собой беговую дорожку для роликов подшипника. Аналогично поверхность оси сателлита играет роль внутреннего кольца подшипника.
Учитывая, что долговечность подшипников находится в непосредственной зависимости от твердости дорожек качения, оси сателлитов изготовляют из легированной стали и подвергают термической обработке для получения высокой твердости поверхностного слоя (HRC 60—64).
Поверхности отверстий в сателлитах также имеют высокую твердость.
При сборке колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 вначале в отверстие сателлита устанавливают подшипники, а затем, опустив шестерню в отверстие, образованное чашками, в подшипник вставляют ось сателлита.
Ось сателлита устанавливается в чашки по ходовой посадке и фиксируется в них от проворачивания и осевого смещения стопорным болтом 3, конусный хвостовик которого входит в коническое отверстие на конце оси сателлита.
Для облегчения демонтажа этой оси на ее торце имеется резьбовое отверстие.
Ввертывая в это отверстие болт через какую-либо втулку при опоре ее на наружную чашку водила, можно легко вынуть ось сателлита.
На внутренней и наружной чашках водила со стороны торцов подшипников сделаны радиальные прорези для улучшения подачи смазки к подшипникам.
Сателлиты колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 входят в зацепление как с солнечной, так и с коронной шестернями.
Крутящий момент на коренную шестерню передается всеми тремя сателлитами, находящимися с ней в зацеплении, поэтому зубья коронной шестерни менее нагружены в сравнении с зубьями шестерен колесной передачи.
Опыт эксплуатации также показывает, что внутреннее зацепление коронной шестерни является наиболее долговечным.
Коронная шестерня устанавливается и центрируется буртиком в проточке ступицы заднего колеса. Между шестерней и ступицей установлена прокладка.
С наружной стороны на буртике коронной шестерни центрируется большая крышка 14, закрывающая колесную передачу. Между крышкой и шестерней также установлена уплотнительная прокладка.
Крышка и коронная шестерня общими болтами 15 привернуты к ступице заднего колеса, которая установлена на подшипник, посаженный на водило колесной передачи, обеспечивает необходимую взаимную точность расположения сателлитов, опирающихся на оси, размещенные в точно обработанных отверстиях того же водила, и правильное зацепление сателлитов с коронной шестерней.
С другой стороны, солнечная шестерня не имеет специальной опоры, т. е. является «плавающей», и центрируется по зубьям сателлитов, благодаря чему выравнивается нагрузка на сателлиты, так как они с достаточной точностью равномерно расположены по окружности.
Солнечная шестерня колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и сателлиты изготовлены из высококачественных легированных сталей 20ХНЗА и термически обработаны.
Твердость поверхности зубьев шестерен достигает HRC 58—62, а сердцевина зубьев сохраняется вязкой с твердостью HRC 28—40. Коронная шестерня как менее нагруженная изготовлена из стали 18ХГТ.
Шестерни и подшипники колесной передачи смазываются разбрызгиваемым маслом, залитым в полости колесных передач.
Так как полость колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 образована большой крышкой и ступицей заднего колеса, вращающейся на конических подшипниках, масло в полости колесной передачи постоянно перемешивается, что обеспечивает подачу смазки ко всем шестерням и подшипникам колесной передачи.
Масло заливают через малую крышку 7, прикрепленную к большой крышке колесной передачи тремя шпильками и уплотняющуюся по центрирующемубуртику резиновым уплотнительным кольцом 12.
При снятой малой крышке нижний край отверстия в большой крышке определяет необходимый уровень масла в колесной передаче.
На большой крышке для слива масла имеется отверстие, закрытое цилиндрической пробкой.
Для предотвращения перетекания масла из полости колесной передачи в центральный редуктор, как это отмечалось выше, на полуоси установлен сдвоенный сальник.
Масло из полости колесной передачи поступает также в полость ступицы заднего колеса для смазки цилиндрического и сдвоенного конического роликовых подшипников колес.
С внутренней стороны ступицы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 к ее торцу через резиновую уплотнительную прокладку привернута крышка сальника, в которой размещен резиноармированный самоподжимный сальник.
Рабочая кромка сальника уплотняет полость ступицы по съемному кольцу, напрессованному на кожух полуоси. Поверхность кольца отшлифована до высокой степени чистоты, закалена до большой твердости и отполирована.
Крышка сальника в ступице колеса центрируется по буртику, который одновременно упирается в наружное кольцо сдвоенного конического подшипника, ограничивая его осевое перемещение.
В крышке сальника фланец, имеющий значительные размеры, служит маслоотражателем, так как между ним и съемным кольцом сальника имеется небольшой зазор.
Кроме того, на цилиндрической поверхности фланца нарезаны маслосгонные канавки, которые наклонены в направлении, противоположном направлению вращения ступицы. Для предотвращения попадания смазки в тормозные барабаны сальник закрыт маслоотражателем.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
spezz.ru
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Устройство и детали заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 46) передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и карданный вал к ведущим колесам автомобиля и с помощью дифференциала позволяет ведущим колесам вращаться с разной угловой скоростью.
Рис. 46. Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — колесная передача; 2 — ступица заднего колеса; 3 — тормоза задних колес; 4 — стопорный штифт кожуха полуоси; 5 — направляющее кольцо полуоси; 6 — кожух полуоси; 7 — полуось; 8 — центральный редуктор; 9 — спаренный сальник полуоси; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимный кулак тормозов.
Принятые конструктивная и кинематическая схемы передачи крутящего момента позволяют разделить его в центральном редукторе, направив к колесным передачам, и тем самым разгрузить дифференциал и полуоси от увеличенного момента, который передается при двухступенчатой схеме главной передачи заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Применение колесных передач позволяет, кроме того, путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора и сохранения межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования на разных модификациях автомобилей.
Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 47) — одноступенчатый, состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями и межколесного дифференциала.
Детали редуктора монтируются в картере 21, изготовленном из ковкого чугуна. Положение картера относительно балки определяется центрирующим буртиком на привалочном фланце картера редуктора и, кроме того, установочными штифтами.
Ведущая коническая шестерня 20, изготовленная как одно целое с валом, крепится не консольно, а имеет, кроме двух передних конических роликовых подшипников 8, еще дополнительную заднюю опору, представляющую собой цилиндрический роликовый подшипник 7.
Конструкция редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с тремя подшипниками является более компактной, при этом значительно снижается максимальная радиальная нагрузка на подшипники по сравнению с консольным креплением, повышается нагрузочная способность подшипников и стабильность регулировки зацепления конических шестерен, что значительно увеличивает их долговечность.
Возможность приближения в этом случае конических роликовых подшипников к зубчатому венцу ведущей конической шестерни уменьшает длину ее хвостовика и позволяет тем самым увеличить расстояние между фланцем редуктора и фланцем коробки передач, что очень важно при небольшой базе автомобиля для лучшего расположения карданного вала.
Наружные кольца конических роликовых подшипников расположены в картере 9 и запрессованы до упора в буртик, сделанный в картере. Фланец картера подшипников шпильками прикреплен к картеру редуктора заднего моста.
Эти подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении пары конических шестерен при передаче крутящего момента.
Рис. 47. Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — крышка подшипника; 2 — стопор гайки подшипника; 3 — левая гайка подшипника-4 — шестерня полуоси; 5 — сателлит дифференциала; 6 — крестовина дифференциала; 7 — цилиндрический подшипник ведущей шестерни; 8 — конический подшипник ведущей шестерни; 9 — картер подшипника ведущей шестерни; 10 — распорное кольцо; 11 — регулировочная шайба; 12 — маслоотражатель; 13 — крышка сальника; 14 — фланец; 15 — гайка фланца; 16 — шайба; 17 — сальник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — прокладка; 20 — ведущая шестерня; 21 — картер редуктора; 22 — ведомая шестерня; 23 — сухарь; 24 — контргайка; 25 — ограничитель ведомой шестерни; 26 — правая чашка дифференциала; 27 — демонтажный болт картера редуктора; 28 — упорное кольцо втулки; 29 — правая гайка подшипника; 30 — конический подшипник; 31 — левая чашка дифференциала; 32 — стальная шайба; 33 — бронзовая шайба.
Внутренний подшипник имеет плотную посадку на валу, а наружный — скользящую, что позволяет регулировать натяги в этих подшипниках.
Между внутренними кольцами конических роликовых подшипников установлены распорное кольцо 10 и регулировочная шайба 11.
Подбором толщины регулировочной шайбы обусловливается необходимый предварительный натяг в конических роликовых подшипниках.
Цилиндрический роликовый подшипник 7 ведущей конической шестерни установлен в расточке прилива картера редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по ходовой посадке и зафиксирован от осевого смещения стопорным кольцом, входящим в канавку на цилиндрической части конца ведущей шестерни.
Этот подшипник воспринимает только радиальные усилия, появляющиеся при передаче крутящего момента коническими шестернями, и уменьшает деформацию ведущей шестерни, возникающую при этом.
На передней части вала ведущей конической шестерни на поверхности меньшего диаметра нарезана резьба, а на поверхности большого диаметра — шлицы, на которые установлены маслоотражатель 12 и фланец 14 карданного вала.
Все детали, расположенные на валу ведущей шестерни, затянуты корончатой гайкой 15.
Для облегчения снятия картера подшипников в его фланце имеются два резьбовых отверстия, в которые могут быть ввернуты демонтажные болты; при ввертывании болты упираются в тело картера редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, вследствие чего картер подшипников выходит из картера редуктора.
В качестве демонтажных болтов могут быть использованы болты того же назначения, ввернутые во фланец картера редуктора.
Ведомая коническая шестерня 22 преклепана к правой чашке дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Из-за ограниченности места между шестерней и приливом в картере редуктора под дополнительную опору ведущей шестерни заднего моста заклепки, соединяющие ведомую шестерню с чашкой дифференциала с внутренней стороны, имеют плоскую головку.
Ведомая шестерня центрируется по наружной поверхности фланца чашки дифференциала.
При работе ведомая шестерня в результате деформации может быть отжата от ведущей шестерни, вследствие чего будет нарушено зацепление шестерен.
Для ограничения такой деформации и сохранения правильного контакта в зацеплении конических шестерен в картере редуктора установлен ограничитель 25 ведомой шестерни, выполненный в виде болта в торец которого вставлен латунный сухарь.
Ограничитель ввертывают в картер редуктора моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 до тех пор, пока его сухарь не коснется торца ведомой конической шестерни, после чего ограничитель отвертывают для создания необходимого зазора и контрят гайки.
Зацепление конических шестерен главной передачи можно регулировать изменением набора регулировочных прокладок 18 различной толщины, изготовленных из мягкой стали и установленных между картером подшипников и картером редуктора заднего моста.
Коническая пара шестерен при заводской сборке проходит предварительный подбор (спаривание) по контакту и шуму. Поэтому в случае замены одной шестерни другая шестерня тоже должна быть заменена.
Дифференциал и картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Дифференциал заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — конический, имеет четыре сателлита 5 и две полуосевые шестерни 4.
Сателлиты надеты на шипы крестовины, изготовленной из высокопрочной стали и термически обработанной до высокой твердости.
Точность изготовления крестовины 6 обеспечивает правильное взаимное расположение на ней сателлитов и правильное зацепление их с полуосевыми шестернями.
Сателлиты дифференциала заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 опираются на шейки крестовины через свертные втулки из бронзовой ленты. Между сателлитами и основаниями шипов крестовины установлены стальные упорные кольца 28, надежно фиксирующие втулки сателлитов.
Наружный торец сателлитов, прилегающий к чашке дифференциала, прошлифован по сферической поверхности.
Опорой сателлитов в чашке является бронзовая штампованная шайба также сферической формы.
Сателлиты представляют собой конические прямозубые шестерни, изготовленные из высокопрочной цементуемой легированной стали.
Крестовина четырьмя шипами входит в цилиндрические отверстия, образованные в плоскости разъема чашек при совместной их обработке.
Совместная обработка чашек обеспечивает точное расположение в них крестовины. Центрирование чашек достигается наличием на одной из них буртика, а на другой — соответствующей проточки и штифтов.
Комплект чашек маркируется одинаковыми номерами, которые при сборке должны быть совмещены для сохранения полученной при совместной обработке точности расположения отверстий и поверхностей.
В случае необходимости замены одной чашки дифференциала следует заменять и вторую, т. е. комплектно.
Чашки дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изготовлены из ковкого чугуна. В цилиндрических расточках ступиц чашек дифференциала установлены прямозубые конические полуосевые шестерни.
Внутренние поверхности ступиц полуосевых шестерен выполнены в виде отверстий с эвольвентными шлицами для соединения с полуосями.
Между полуосевой шестерней и чашкой имеется зазор, соответствующий широкоходовой посадке, что необходимо для сохранения масляной пленки на их поверхностях и предотвращения задиров этих поверхностей.
Кроме того, между опорной поверхностью торцов полуосевых шестерен и чашками установлены две шайбы: стальная 32, зафиксированная от проворачивания, и бронзовая 33 плавающего типа.
Последняя расположена между стальной шайбой и полуосевой шестерней.
К чашкам дифференциала заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 приварены черпаки, обеспечивающие обильную подачу смазки к деталям дифференциала.
На наружные обработанные поверхности ступиц чашек дифференциала установлены конические роликовые подшипники 30, с помощью которых дифференциал опирается на отверстия картера редуктора, образованные приливами в картере и двумя разъемными крышками.
Крышки для правильного положения их относительно картера редуктора отцентрированы в нем с помощью втулок и закреплены к нему шпильками.
Отверстия картера и крышек под подшипниками дифференциала обрабатывают совместно.
Предварительный натяг конических роликовых подшипников дифференциала регулируют гайками 3 и 29.
Регулировочные гайки, изготовленные из ковкого чугуна, на внутренней цилиндрической поверхности имеют выступы для ключа, с помощью которого гайки завертывают и фиксируют в нужном положении входящим во впадину между выступами усом стопора 2, прикрепляемого к обработанной торцовой плоскости крышки подшипников.
Смазываются детали редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 маслом, разбрызгиваемым зубчатым венцом ведомой конической шестерни.
В картере редуктора отлит масляный карман, в который отбрасывается масло, разбрызгиваемое ведомой конической шестерней, и оседает масло, стекаемое со стенок картера редуктора.
Из масляного кармана масло по каналу подводится к картеру подшипников ведущей шестерни. В буртике этого картера, разделяющем подшипники, имеется отверстие, через которое масло поступает к обоим коническим роликовым подшипникам.
Подшипники, установленные конусами навстречу друг другу, смазываются поступающим маслом и вследствие насосного действия конических роликов перекачивают его в разные стороны: задний подшипник возвращает масло в картер, а передний — в сторону фланца карданного вала.
Между фланцем и подшипником на заднем мосту Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлена маслоотражательная шайба из малоуглеродистой стали, цианированная и закаленная.
На наружной поверхности шайба имеет левую резьбу с большим шагом, т. е. направление резьбы противоположно направлению вращения шестерни; кроме того, шайба установлена с малым зазором в расточке крышки сальника.
Все это препятствует поступлению смазки от подшипника к сальнику, уплотняющему наружную поверхность фланца.
Со стороны фланца картер подшипников закрыт литой чугунной крышкой, в которую заподлицо с наружным торцом запрессован армированный самоподжимный резиновый сальник с двумя рабочими кромками.
В посадочном буртике крышки сделан паз, который совмещен с наклонным отверстием картера подшипников.
Уплотнительная прокладка между крышкой и картером подшипников и регулировочные прокладки 18 устанавливают таким образом, чтобы вырезы в них совпадали соответственно с пазом в крышке и отверстием в картере подшипников Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Избыток проникшего в полость крышки масла по пазу в крышке и наклонному клапану в картере подшипников возвращается в картер редуктора.
Армированный резиновый сальник рабочими кромками прижимается к отполированной и закаленной до высокой твердости поверхности фланца 14, изготовленного из углеродистой стали.
Цилиндрический роликовый подшипник дополнительной опоры ведущей шестерни смазывается только разбрызгиваемым маслом. Аналогично смазываются и конические роликовые подшипники чашек дифференциала.
Наличие колесных передач хотя и снизило нагрузки на детали дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, но привело к повышению относительных скоростей вращения шестерен при повороте или буксовании автомобиля.
Поэтому, кроме мер, принятых для защиты трущихся поверхностей (введение опорных шайб и втулок), предусмотрено также улучшение системы смазки деталей дифференциала.
Приваренные к чашке дифференциала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 черпаки захватывают смазку из картера редуктора и направляют ее к деталям, расположенным в чашках дифференциала.
Обилие поступающей смазки способствует охлаждению трущихся деталей, проникновению ее в зазоры, что уменьшает возможность заедания и износа деталей.
Для лучшего поступления смазки ко втулкам сателлитов на шипах крестовины сделаны лыски, а для лучшей смазки опорных шайб полуосевых шестерен во впадинах их зубьев просверлены отверстия.
Полностью собранный центральный редуктор устанавливают в большое отверстие картера заднего моста и крепят шпильками и гайками к его вертикальной привалочной плоскости.
Привалочные фланцы центральной части картера заднего моста и картера редуктора уплотняются прокладкой. В картере заднего моста резьбовые отверстия под шпильки крепления картера редуктора сделаны глухими, что улучшает герметичность этого соединения.
Картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — стальной, литой. Наличие отверстий в вертикальной плоскости практически не отражается на жесткости картера заднего моста.
Его соединение с редуктором является жестким и не нарушается при эксплуатации автомобиля.
Такое крепление в вертикальной плоскости имеет большое преимущество по сравнению с соединением редуктора с картером заднего моста в горизонтальной плоскости, где значительные деформации открытого сверху картера нарушали его соединение с картером заднего моста.
Картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с обоих концов оканчивается фланцами, к которым приклепаны суппорты задних колесных тормозов.
На верхней стороне как одно целое с ним отлиты рессорные площадки, а против этих площадок снизу сделаны приливы, которые являются направляющими для стремянок задних рессор и опорой для гаек этих стремянок.
Рядом с рессорными площадками имеются небольшие площадки под резиновые ограничители хода рессор.
Внутри картера с каждой стороны сделано по две перегородки; в расточки этих перегородок цилиндрических концов картера запрессовывают кожухом 6 (см. рис. 46) полуосей 7.
Кожухи полуосей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в связи с наличием колесных передач, кроме изгибающего момента от сил веса груза и собственного веса автомобиля, нагружены еще и реактивным крутящим моментом, воспринимаемым чашкой колесной передачи, неподвижно закрепленной на шлицевом конце кожуха.
Вследствие этого к прочности кожуха предъявляются повышенные требования.
Кожух изготовлен из толстостенной трубы из легированной стали, термически обработанной для обеспечения высокой прочности.
Усилия запрессовки кожуха в картер заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 недостаточно для удержания его от проворачивания, поэтому кожух еще дополнительно стопорится в картере заднего моста.
В перегородках картера, расположенных около рессорных площадок, после запрессовки кожуха просверливают по два отверстия, проходящих одновременно сквозь картер заднего моста и кожух полуоси.
В эти отверстия вставляют стальные каленые стопорные штифты 4, привариваемые к картеру заднего моста. Стопорные штифты препятствуют проворачиванию кожуха в картере заднего моста.
Чтобы не ослабить картер и кожух Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 при действии вертикальных изгибающих нагрузок, стопорные штифты устанавливают в горизонтальной плоскости.
На наружных концах кожухов полуосей нарезаны эвольвентные шлицы, на которые надета чашка колесной передачи.
С той же стороны кожуха нарезана резьба для крепления гаек подшипников ступиц колес.
С внутренних концов кожухов сделаны расточки под сальники 9 полуосей 7 и направляющие центрирующие кольца 5.
Центрирующие кольца направляют полуось при ее установке, предохраняя сальники полуоси от повреждения.
Сальники полуоси представляют собой два отдельных резиновых армированных самоподжимных сальника, установленных в стальную штампованную обойму рабочими кромками навстречу друг другу.
Установка двойного сальника на полуоси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 препятствует перетеканию смазки из картера колесной передачи в картер центрального редуктора и наоборот.
Чтобы исключить возможность возрастания давления в полостях картеров центрального редуктора колесной передачи при нагреве масла, сверху на картере заднего моста установлены три клапанных сапуна — один с левой стороны верхней части среднего расширения картера заднего моста и два около рессорных площадок.
При возрастании давления в картерных полостях клапаны сапунов открываются и сообщают эти полости с атмосферой.
Колесная передача редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Колесная передача (рис. 48) является второй ступенью редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
От ведущей конической шестерни центрального редуктора через ведомую коническую шестерню и шестерни дифференциала крутящий момент передается на полуоси 1 (рис. 49), которые подводят момент к центральной, так называемой солнечной шестерне 2 колесной передачи.
От солнечной шестерни вращение передается на три сателлита 3, равномерно расположенных по окружности вокруг солнечной шестерни.
Сателлиты колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 вращаются на осях 4, закрепленных в отверстиях неподвижного водила, состоящего из наружной 5 и внутренней 10 чашек, в сторону, противоположную направлению вращения солнечной шестерни.
От сателлитов вращение передается коронной шестерне 6 внутреннего зацепления, присоединенной к ступице заднего колеса. Коронная шестерня 6 вращается в ту же сторону, что и сателлиты.
Передаточное число кинематической схемы колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 определяется отношением числа зубьев коронной шестерни к числу зубьев солнечной шестерни.
Свободно вращающиеся на осях сателлиты не влияют на передаточное число, поэтому изменением чисел зубьев шестерен колесной передачи при сохранении их межосевого расстояния может быть получен ряд передаточных чисел, который даже при тех же конических шестернях центрального редуктора может обеспечить большую избирательность для передаточных чисел заднего моста.
Рис. 48. Колесная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — коронная (ведомая) шестерня; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — стопорный болт оси сателлита; 4 — подшипник сателлита; 5 — ось сателлита; 5 — сателлит; 7 — малая крышка; 8 — упорный сухарь полуоси; 9 — стопорное кольцо; 10 — шпилька; 11 — солнечная (ведущая) шестерня; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — наружная чашка водила; 14 — большая крышка; 15 — болт большой крышки и коронной шестерни; 16 — прокладка; 17 — болт чашек водила; 18 — гайка; 19 — ступица колес; 20 — наружный подшипник ступицы; 21 — внутренняя чашка водила; 22 — полуось; 23 — упор ведущей шестерни; 24 — кожух полуоси; 25 — гайка подшипника ступицы; 26 — стопорное кольцо; 27 — контргайка подшипников ступицы.
Конструктивно колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнена следующим образом.
Все шестерни — цилиндрические, прямозубые. Солнечная шестерня 11 (см. рис. 48) и сателлиты 6 — внешнего зацепления, коронная шестерня — внутреннего зацепления.
В солнечной шестерне имеется отверстие с эвольвентными шлицами, которые сопрягаются со шлицами соответствующего конца полуоси.
Противоположный, внутренний конец полуоси также имеет эвольвентные шлицы, которые сопрягаются со шлицами в отверстии ступицы полуосей шестерни дифференциала.
Осевое перемещение солнечной шестерни на полуоси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 ограничено пружинным стопорным кольцом 9. Осевое перемещение полуоси 22 в сторону центрального редуктора ограничено закрепленной на ней солнечной шестерней.
В противоположную сторону перемещению полуоси препятствует упорный сухарь 8, запрессованный в гнездо малой крышки 7 колесной передачи.
Сателлиты посажены на оси, зафиксированные в разъемном водиле, состоящем из двух чашек. Внутренняя чашка 21 — кованая из углеродистой стали, имеет ступицу, наружная часть которой цилиндрическая, а внутренняя представляет собой шлицевое отверстие.
Наружная чашка 13 более сложной конфигурации, изготовлена из стального литья. Чашки водила соединены между собой тремя болтами.
Рис. 49. Схема колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и ее детали 1 — полуось; 2 — солнечная шестерня; 3 — сателлит; 4 — ось сателлита; 5 — наружная чашка водила; 6 — коронная шестерня; 7 — стопорный болт оси сателлита; 8 — стяжной болт чашки водила; 9 — подшипник сателлита; 10 — внутренняя чашка водила.
В собранных чашках водила одновременно обрабатываются (растачиваются) три отверстия под оси сателлитов, так как от точности взаимного расположения сателлитов относительно солнечной и коронной шестерен зависит правильность зацепления зубчатой передачи, а также долговечность шестерен.
Совместно обработанные чашки колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 невзаимозаменяемы другими чашками, и поэтому их метят порядковым номером.
В приливах наружной чашки под расточки для осей сателлитов имеются резьбовые отверстия под стопорные болты 3 осей сателлитов.
Поверхности чашек водила со стороны сателлитов около расточек под оси сателлитов закалены т. в. ч. для уменьшения износа при трении этих поверхностей с торцами сателлитов.
Собранные чашки (водило колесной передачи) устанавливают на внешнюю шлицевую часть кожуха полуоси.
До посадки водила на кожух полуоси устанавливают ступицу 19 внутреннего колеса на двух подшипниках.
Внутренний двойной конический роликовый подшипник ступицы смонтирован непосредственно на кожухе полуоси, а наружный цилиндрический роликовый подшипник — на водило колесной передачи.
Между двойным коническим роликовым подшипником и водилом колесной передачи устанавливают литую распорную втулку.
Затем собранное водило крепят на кожухе полуоси гайкой 25 и контргайкой 27. Между гайкой и контргайкой устанавливают стопорное кольцо 26, которое внутренним выступом должно входить в паз на кожухе полуоси.
Собранные чашки колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 образуют три отверстия, в которые свободно вставляются сателлиты.
Сателлиты имеют тщательно обработанные цилиндрические отверстия для установки цилиндрических роликовых подшипников 4, не имеющих ни наружного, ни внутреннего колец.
Поэтому внутреннее цилиндрическое отверстие сателлита представляет собой беговую дорожку для роликов подшипника. Аналогично поверхность оси сателлита играет роль внутреннего кольца подшипника.
Учитывая, что долговечность подшипников находится в непосредственной зависимости от твердости дорожек качения, оси сателлитов изготовляют из легированной стали и подвергают термической обработке для получения высокой твердости поверхностного слоя (HRC 60—64).
Поверхности отверстий в сателлитах также имеют высокую твердость.
При сборке колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 вначале в отверстие сателлита устанавливают подшипники, а затем, опустив шестерню в отверстие, образованное чашками, в подшипник вставляют ось сателлита.
Ось сателлита устанавливается в чашки по ходовой посадке и фиксируется в них от проворачивания и осевого смещения стопорным болтом 3, конусный хвостовик которого входит в коническое отверстие на конце оси сателлита.
Для облегчения демонтажа этой оси на ее торце имеется резьбовое отверстие.
Ввертывая в это отверстие болт через какую-либо втулку при опоре ее на наружную чашку водила, можно легко вынуть ось сателлита.
На внутренней и наружной чашках водила со стороны торцов подшипников сделаны радиальные прорези для улучшения подачи смазки к подшипникам.
Сателлиты колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 входят в зацепление как с солнечной, так и с коронной шестернями.
Крутящий момент на коренную шестерню передается всеми тремя сателлитами, находящимися с ней в зацеплении, поэтому зубья коронной шестерни менее нагружены в сравнении с зубьями шестерен колесной передачи.
Опыт эксплуатации также показывает, что внутреннее зацепление коронной шестерни является наиболее долговечным.
Коронная шестерня устанавливается и центрируется буртиком в проточке ступицы заднего колеса. Между шестерней и ступицей установлена прокладка.
С наружной стороны на буртике коронной шестерни центрируется большая крышка 14, закрывающая колесную передачу. Между крышкой и шестерней также установлена уплотнительная прокладка.
Крышка и коронная шестерня общими болтами 15 привернуты к ступице заднего колеса, которая установлена на подшипник, посаженный на водило колесной передачи, обеспечивает необходимую взаимную точность расположения сателлитов, опирающихся на оси, размещенные в точно обработанных отверстиях того же водила, и правильное зацепление сателлитов с коронной шестерней.
С другой стороны, солнечная шестерня не имеет специальной опоры, т. е. является «плавающей», и центрируется по зубьям сателлитов, благодаря чему выравнивается нагрузка на сателлиты, так как они с достаточной точностью равномерно расположены по окружности.
Солнечная шестерня колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и сателлиты изготовлены из высококачественных легированных сталей 20ХНЗА и термически обработаны.
Твердость поверхности зубьев шестерен достигает HRC 58—62, а сердцевина зубьев сохраняется вязкой с твердостью HRC 28—40. Коронная шестерня как менее нагруженная изготовлена из стали 18ХГТ.
Шестерни и подшипники колесной передачи смазываются разбрызгиваемым маслом, залитым в полости колесных передач.
Так как полость колесной передачи редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 образована большой крышкой и ступицей заднего колеса, вращающейся на конических подшипниках, масло в полости колесной передачи постоянно перемешивается, что обеспечивает подачу смазки ко всем шестерням и подшипникам колесной передачи.
Масло заливают через малую крышку 7, прикрепленную к большой крышке колесной передачи тремя шпильками и уплотняющуюся по центрирующемубуртику резиновым уплотнительным кольцом 12.
При снятой малой крышке нижний край отверстия в большой крышке определяет необходимый уровень масла в колесной передаче.
На большой крышке для слива масла имеется отверстие, закрытое цилиндрической пробкой.
Для предотвращения перетекания масла из полости колесной передачи в центральный редуктор, как это отмечалось выше, на полуоси установлен сдвоенный сальник.
Масло из полости колесной передачи поступает также в полость ступицы заднего колеса для смазки цилиндрического и сдвоенного конического роликовых подшипников колес.
С внутренней стороны ступицы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 к ее торцу через резиновую уплотнительную прокладку привернута крышка сальника, в которой размещен резиноармированный самоподжимный сальник.
Рабочая кромка сальника уплотняет полость ступицы по съемному кольцу, напрессованному на кожух полуоси. Поверхность кольца отшлифована до высокой степени чистоты, закалена до большой твердости и отполирована.
Крышка сальника в ступице колеса центрируется по буртику, который одновременно упирается в наружное кольцо сдвоенного конического подшипника, ограничивая его осевое перемещение.
В крышке сальника фланец, имеющий значительные размеры, служит маслоотражателем, так как между ним и съемным кольцом сальника имеется небольшой зазор.
Кроме того, на цилиндрической поверхности фланца нарезаны маслосгонные канавки, которые наклонены в направлении, противоположном направлению вращения ступицы. Для предотвращения попадания смазки в тормозные барабаны сальник закрыт маслоотражателем.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
autotextrans.ru
От надежности и исправности агрегатов зависит безопасность движения. Универсальные конструкции отвечают за проходимость, устойчивость и мощность грузового автомобиля. О том, как ухаживать за мостами на МАЗ, как выбирать конструкции и на какие технические характеристики обращать внимание при покупке, расскажет АвтоРесурс.
Рассмотрим конструкции на примере МАЗ 5335 и его модификаций.
Основные характеристики моста представлены в данной таблице.
Рассмотрим подробнее устройство задних мостов на МАЗ. В автотехнике конструкция является ведущей.
Мост включает в себя 2 передачи и редуктор. Крутящий момент разделяется в редукторе благодаря продуманной схеме. Далее момент направляется к колесным передачам.
Получение разных передаточных чисел реализуется через внедрение колесных передач.
Принцип следующий: сначала происходит изменение числа зубьев в шестернях редуктора. Однако при этом сохраняется межцентровое расстояние у шестерен КП.
Именно поэтому задние мосты на МАЗ 5335 используются в различных моделях грузовиков от «Минского автомобильного завода».
Задние мосты по своему устройству не имеют кардинальных отличий.
Обычно МАЗ выпускает мосты с 3 разными общими передаточными числами в зависимости от:
Как правило, на грузовиках МАЗ 64227 и его модификаций монтируются 2 ведущих моста (задний и средний). На модели МАЗ 54322 внедряется один ведущий мост – задний.
Для большего срока службы за ведущими узлами необходимо ухаживать, а именно:
Также если заметили поломку одно из элемента конструкции, советуем срочно делать ремонт. Все необходимое для ТО мостов на МАЗ есть в нашем каталоге.
mazprice.ru
Для этого потребуется отсоединить кардан от фланца редуктора, расшплинтовать крепежные гайки, отвернуть их и снять фланец и шайбу. Затем отворачиваются гайки шпилек, которые держат крышку, и с использованием демонтажных болтов снимается крышка. После этого сальник можно легко заменить новым, кстати, не забудьте перед сборкой наполнить его внутренние полости консистентной смазкой.
Если проблемы с сальником полуоси, то его замена проводится в такой последовательности:
При необходимости разобрать колесную передачу сначала сливаем масло, снимаем малую крышку, затем большую. Используя демонтажный болт, достаем полуось вместе с ведущей шестерней, после вытягиваем шестерню ведомую. Открепляем оси сателлитов, достаем их через окна в чашках. Отворачиваем крепление чашек и снимаем чашки. Кстати, эти же процессы придется повторить и тогда, если требуется снять ступицу.
Естественно, что замена любых комплектующих несущих-ведущих систем автомобиля должна учитывать специфику «профессии». Поэтому, ремонтировать МАЗы стоит исключительно с использованием качественных комплектующих, таких, например, как может предложить наш торговый дом «СпецМаш».
www.kspecmash.ru
Для того чтобы сделать правильную регулировку заднего моста МАЗ необходимо проверить наличие осевого зазора всех подшипников. Поэтому советуем проверять зазор через шестьдесят - восемьдесят километров пробега автомобиля.
При выполнении ремонта не забудьте демонтировать кардан МАЗ.
Благодаря индикаторному приспособлению проверьте наличие зазора так: из самого крайнего положения передвиньте шестерню.
Однако если у вас нет индикатора, сделайте следующее.
Возьмитесь за фланец кардана.
Затем покачайте шестерню.
При появлении даже небольшого зазора (более 0,05 миллиметров), советуем сделать регулировку редуктора заднего моста для МАЗ.
Для этого вам необходимо отрегулировать положение таких агрегатов как:
Перед этим рекомендуем демонтировать редуктор с моста МАЗ, предварительно проверив наличие зазора между шайбой и полуосевой шестерней. для этого используйте специальное приспособление - щуп.
Расстояние должно быть не больше 1,3 и не меньше 0,5 миллиметров.
В подшипниках шестерни также необходимо проверять наличие зазора. При выполнении регулировки редуктор МАЗ демонтируем. Снимаем и механизм для блокировки дифференциала МАЗ, вал (на фото деталь обозначена номером 30), крышку сальника.
При этом необходимо вал 30 проворачивать до установки съемки на чашках агрегата против шестерни.
При регулировке редуктора заднего моста МАЗ снимается и картер 7. Для этого аккуратно отворачивайте гайки крепления. Затем достаньте картер под номером 8 с шестерней под номером 3. Более подробно о замене редуктора в МАЗ прочитайте здесь. Все необходимые запчасти для ремонта вы можете купить в каталоге МАЗ.
mazprice.ru
Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ (рисунок 2) включает в себя стальную литую балку, двойную главную передачу, конический дифференциал и бесфланцевые полуоси.
К центральной части балки 14 моста прикреплен картер 10 главной передачи и дифференциала. В полуосевые рукава балки моста запрессованы стальные толстостенные трубы 8, на которых на двух роликовых подшипниках установлены ступицы ведущих колес автомобиля.
Рисунок 1 - Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ
а - продольный разрез; б - редуктор; в - схема; 1 - крышка; 2, 15 - чашки; 3, 6, 11, 13 - шестерни; 4 - сателлит; 5 — ось; 7 - ступица; 8 — труба; 9 — полуось; 10 — картер; 12 — корпус; 14 — балка
Двойная главная передача — разнесенная. Она состоит из центральной и колесных передач.
Центральная передача выполнена в виде пары конических шестерен со спиральными зубьями и вместе с дифференциалом размещена в литом картере 10. Ведущая коническая шестерня 11 с валом установлена на трех роликовых подшипниках, а ведомая коническая шестерня 13 прикреплена к корпусу 12 дифференциала. Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный.
Колесная передача — планетарная и состоит из ведущей (солнечной) шестерни 3, трех сателлитов 4, наружной 2 и внутренней 15 чашек и ведомой (коронной) шестерни 6. Все шестерни колесной передачи цилиндрические, прямозубые.
Солнечная шестерня и сателлиты имеют наружные зубья, а коронная шестерня — внутренние зубья. Солнечная шестерня установлена на шлицах полуоси, а сателлиты — на роликовых подшипниках на осях 5, закрепленных в наружной и внутренней чашках колесной передачи, которые соединены болтами и жестко связаны балкой моста. Коронная шестерня и крышка 1 прикреплены к ступице 7 колеса автомобиля.
Передача крутящего момента от полуоси на ступицу колеса осуществляется через солнечную шестерню, сателлиты икоронную шестерню. Крышка 1, коронная шестерня 6 и ступица 7 колеса образуют вращающийся картер, в который заливают масло смазывания шестерен передачи и подшипников ступицы колеса. Внутренняя полость колесной передачи связана через сапун с окружающей средой.
studfiles.net
Проездив более полугода на автомобиле МАЗ-500 седельный тягач, я выявил следующие недостатки. Малая скорость при достаточной мощности и вибрация свыше 65 км/час. Автомобиль уже оборудовал двигателем ЯМЗ-238 с турбонадувом.
По справочникам было в этом мосту еще передаточное число 7.24 но никто из моих знакомых не видел бортовой передачи с таким передаточным числом. Осталось только постараться найти мост от другого автомобиля. На пост советском пространстве больше всего было универсальных мостов Раба-Ман. В автобусных предприятиях их была масса. Они применялись на всех автобусах Лиаз, на части автобусов ЛАЗ и поголовно на всех автобусах Икарус. Также применялись они и на троллейбусах Энгельсовского завода ЗИУ.
Внешний вид моста РАБА-МАН
Скорости автомобиля МАЗ-500 на всех передачах с мостом передаточным числом 8.21 и на шинах ИД-304 статистическим радиусом=0.526. (главный редуктор =2.666, а бортовая 3.11 )
Таблица 1
Получилась такая скоростная характеристика с максимальной скоростью 76.71 км/час.
На автобусах марки ЛиАЗ мост переживал автобус.
Центральные редуктора
Поговорив с водителями узнал, что на МАЗ ставят в основном мосты с ЛиАЗа и ЛАЗа. При том, что первый мост имеет крепление колеса с помощью клиньев , а второй на футорках. Начал искать мост с ЛиАЗа. Через некоторое время представилась возможность приобрести такой мост со списанного автобуса. Единственным условием было то, что надо было нанять автокран и вырезать мост самому, а также отрезать и передний мост. Этот списанный автобус переделывали под холодный склад. Вот так вырезав мост и погрузив его в машину, стал обладателем рабовского моста. Заглянув под щитки колодок убедился в достаточной толщине накладок и приступил к снятию флянца редуктора. Также нашел еще один флянец МАЗ -500 заднего редуктора. Отдал два флянца токарям и они подогнали на флянец автобусного моста флянец кардана. Стянули новый флянец шпильками с гайками и я его еще дополнительно сварил электросваркой.
Мост по толщине в районе крепления рессор гораздо толще МАЗовского. Поэтому пришлось выточить новые удлиненные стремянки с запасом резьбы и согнуть их в кузнице. На низ моста изготовил площадки из 20 мм пластин и сверлил их на сверлильном станке. На верхние подкладки моста под рессоры также изготовил новые и просверлил их под гайки стяжных болтов рессор.
После всех этих подготовительных условий приступил к замене моста. Для этого вывесил заднюю часть автомобиля. Затем открутил стремянки и снял их. Открутил карданный вал от моста и тормозные шланги от тормозных камер. После этого поднял заднюю часть автомобиля и добился того, чтобы рессоры еле касались моста, после этого замерил расстояние от центра хвостовика до земли и записал его. Затем поднял заднюю часть автомобиля еще выше и выкатил задний мост полностью из под машины в сборе с колесами. Снял задние колеса с моста и начал устанавливать их на автобусный мост. Используя клинья и гайки вместе с промежуточным кольцом от автобуса. После установки колес сразу не понравилось уменьшенное расстояние между покрышками.
После установки колес закатил мост под машину и опустил заднюю часть машины на мост с таким расчетом, чтоб влезли между мостом и рессорами подкладки рессорные. После этой операции провернул мост с таким расчетом, чтоб расстояние от земли до хвостовика стало сантиметра на три больше чем с МАЗовсим мостом. После этого начал собирать стремянки подкладки снизу моста и гайки наживлять. По памяти вспоминая сейчас пришлось еще подрезать крепления на мосту в которые входили автобусные стремянки. после легкой подтяжки начал приваривать верхние площадки моста под рессоры.
После этого затянул стремянки, поставил на место карданный вал и подсоединил тормозные камеры. Поездив некоторое время пришел к мнению, что прирост скорости был почти не заметный. Шум от моста, конечно стал тише, а вот тормоза стали более эффективные. Площадь тормозных колодок Рабовского моста, больше площади колодок МАЗ-500, но вот крепление колес не понравилось. Во первых, чтоб заменить болт под клинья нужно было снимать корону Кто придумал такую не практичную конструкцию остается загадкой. . (А вот само крепление короны понравилось. Корона крепилась не только через шайбы гравера и гайки, а под шайбами были установлены конусные сухари) Кстати сказать на супермазе короны крепяться без конусных сухарей и большое их число можно увидеть в металлоломе. Второе, промежуток между покрышками мал, при стандартной загрузке и 320 резине постоянно между колес появляется черная полоса. Что говорит о соприкосновении колес при движение. Передаточное число моста было такое.Редуктор 2.08* бортовая 3.66=7.61 Задний мост имеет табличку с задней части моста напротив редуктора.
Таблица 2
Скорости автомобиля немного изменились, добавилось максимальной скорости 7 км/час и достигла 83.57 км/час.
Для того чтобы еще убыстрить автомобиль посоветовался в головном автобусном парке с агрегатчиками. И попал на специалистов. Они как услышали, что надо побыстрей редуктор на МАЗ сразу сказали, что надо определенный редуктор стольки то зубовый.(как впоследствии выяснилось редуктор с передаточным числом 1.79) и желательно к нему еще найти короны от троллейбуса. Тогда можно спокойно ездить на 320 резине, ведь в троллейбусе промеожуточное кольцо одинаковой толщины с МАЗовским. Также сказали что редуктор (1.79) идет на городской Икарус и ЛАЗ с ЗИловским или Ураловским мотором. Вот так нашел быстроходный редуктор 1.79 и поехал в троллейбусный парк искать троллейбусные короны. Короны также нашел в сборе с клиньями и гайками вместе с болтами.
К перестановке приступил сразу же. Сначала редуктор. Редуктор меняется без больших усилий, он не тяжелый.. Единственная сложность вытащить его с моста. Есть у него одна хитрость, чтоб вытащить редуктор его надо повернуть на 90 градусов (планетарка должна быть параллельна мосту, тогда планетарка пройдет в вырезы моста и редуктор снимется).
Соответственно редуктор также вставляется в мост, а затем проворачивается в рабочее положение. Смена корон также не представляет никаких особенных проблем. Костыли правда своеобразные в троллейбусном мосту, но вставляются легче всех тех которые я видел на других автомобилях.
Вид на бортовую с передаточным числом=3.66 и тролейбусную корону, видны также своеобразные прижимы колес.
Общее передаточное число моста у меня получилось редуктор 1.79/ бортовая 3.66=6.55,а передаточное число моста МАЗ было 8.21.
8.21/6.55=1.25 То есть скорость автомобиля возросла на 25 %, также снизилась на 25% тяга.
Таблица 3
После замены центрального редуктора скорости стали такими с максимальной в 97.09 км/час.
Автомобиль с 20 тоннами легко шел по асфальту 80 км/час. Трогаться, груженым лучше всего было с 1-й передачи. Груженым более 25 тонн пройти Урал на нем видимо было бы очень сложно. С 25 тоннами на очень крутых подъемах нужно было включать 1-ю передачу и машина чувствовалось шла на пределе своих сил. На таком мосту отъездил около 2-х лет. Крайние точки по карте были Алтай и Тамань. На асфальте легко оставлял за собой автопоезда КАМАЗ (210 сил).
Но в процессе работы были две неисправности, которые заставили задуматься. Появился шум в мосту. Вскрытие бортовых, ничего не выявило, за исключением того, что не вытаскивалась одна полуось. После долгих консультаций и догадок пришел к выводу, что причина в редукторе. Когда все съемники для снятия полуоси были сломаны, а полуось так и не сдвинулась с места, пришлось приступить к хирургической операции. Напротив выхода полуоси с редуктора с задней стороны редуктора было прорезано отверстие электросваркой диаметром 15 мм. И через это отверстие перерезана полуось электродом. Больше чем на треть электрод не сжигался. После проворачивания редуктора и его выемки с моста стала понятна неисправность. Полетели подшипники на планетарке и одна полуось приварилась к полуосевой шестерне дифференциала. Корпус редуктора имеет неразъемные бугеля, и вытащить обоймы с дифференциальной коробки не простая задача. С трудом, но разобрал. Пока не снимешь внутренние обоймы подшипника, не вытащишь и планетарку с дифференциалом. Так что редуктор компактный, но в ремонте требует специфического инструмента. Самое о примечательное заключалось в том ,что шестерни имели неповрежденные зубья.
Используя старый, Лиазовский редуктор, в виде запчастей восстановил редуктор 1.79,но ставить его поостерегся. Нашел другой такой же редуктор и полуось и все это установил на машину.
После ремонта мост никаких подарков больше не приносил. Но посоветовали мне автослесаря перейти на бортовой редуктор 3.9 для того чтоб снизить нагрузку на центральный редуктор. Нашел я такие бортовые редуктора с Лаза на футорках. При замене колодок хотел даже поменять их. Но не получилось. Оказывается на Лиазе и Лазе разная ширина мостов из, за этого, Лазовские полуоси короче Лиазовских. Сама полуось под шестерню бортовых шестерен имеет еще и различную шлицевую часть. Правда, много позже встретил такую бортовую на автобусе Икарусе-255. Он был старый рессорник, имел КПП 5 центральный редуктор 1.47 и бортовые передачи =3.9.Если заменить на этом мосту центральный редуктор с 1.47 на 1.79 то при бортовых 3.9 будет само то, на тягаче с полуприцепом. 1.79*3.9=6.981 (на МАЗ-54329 мост имеет передаточное число=7.14) Он и бегать будет чуть побыстрее чем МАЗ-54329 и двигателю будет не так тяжело.
Сколько после ремонта отходил мост точно не вспомнить уж, но второй редуктор также полетел. Полетели опять подшипники дифференциала и опять пришлось проводить операцию по вырезке полуоси. К тому времени работать стал по месту и поставил в него редуктор от Лиаза.
Встречал такой мост и на супер Мазе, разговаривал с водителями. Вместе пришли к выводу. Мост не плохой, но не для двигателей ЯМЗ-238 с наддувом. Не ходят они долго под турбиной. А вот для не турбовых моторов не плохой выбор. Но все же суперовский мост вне всякой конкуренции крепче.
Таблица возможных передаточных чисел на мостах РАБА-МАН
www.capfa.ru