|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Одноковшовый экскаватор — это тоже средство передвижения, хотя и созданное для копания, подъема и разгребания грунта и материалов. Ходовая часть этих машин очень похожа на ходовую часть танка: такой же двигатель и такая же гусеничная лента.
У экскаватора есть несколько стрел, и последняя кончается ковшом для зачерпывания земли. Многие экскаваторы, вроде того что изображен ниже на рисунке, имеют впереди мощный стальной щит для выравнивания территории. Так же как и на подъемном кране, в экскаваторе применяются гидравлические цилиндры для приведения в движение его стрел и ковша. Другие гидравлические двигатели и клапаны управления, находящиеся в кабине, позволяют управлять движением гусениц и бульдозерного щита. Гидроцилиндры приводятся в действие тем же двигателем внутреннего сгорания, что передвигает гусеницы экскаватора.
Основной двигатель приводит в действие насосы, которые создают избыточное давление масла в гидроцилиндрах, и при этом вытягивается стрела. Водитель в кабине с помощью рычагов управляет движениями ковша и щита.
Стрела поднимается и удлиняется, когда поршень в цилиндре идет вверх. А когда поршень опускается, стрела укорачивается и тоже опускается.
Поршень плечевого цилиндра управляет движением плеча.
Ковш черпает или высыпает, когда поршень его цилиндра вытягивается или втягивается.
Работая в открытом карьере, экскаватор с легкостью перетаскивает камни и валуны.
Погрузчик пользуется огромным ковшом, который при погрузке и разгрузке может поворачиваться под любым углом.
Бульдозер разгребает и выравнивает строительные площадки при помощи укрепленного спереди щита.
Землеройная машина зачерпывает землю отвалом, смонтированным под прицепом, и перевозит свой груз в любое место.
information-technology.ru
Экскаваторы, ведущие разработку грунта путём последовательного повторения рабочих операций, называют машинами циклического (прерывного) действия. К подобным машинам отнесены одноковшовые устройства.
При одновременном выполнении операций, агрегат определяют как машину непрерывного действия. В исполнительных органах таких экскаваторов используются несколько ковшовых устройств, режущие и перемещающие породу скребки, фрезерные устройства выемки.
Многоковшовый экскаватор непрерывного действия
Энергоустановка современного экскаватора относится к дизельному или электрическому (с внешним питанием) типу, одномоторного или многомоторного исполнения.
Силовой момент на исполнительные органы, ходовую часть передаётся приводом:
Ходовая система используется гусеничного, пневмоколесного, шагающего типа. Достаточно редко применяются железнодорожная платформа на рельсах и плавающие водные средства.
Экскаватор цикличного действия – обратная лопата, гидравлический, на гусеничном шасси
Основой конструкции является рама машины с закреплённым опорно-поворотным устройством, на котором монтируются: платформа с силовой установкой, кабина оператора, трансмиссионные узлы и стреловое оборудование с ковшовым устройством.
К раме крепится механизм хода, обеспечивающий перемещение и манёвры машины.
Эффективное использование экскаватора определяется типом его шасси, силового привода, рабочего оборудования, возможностями поворота стрелового оборудования относительно рамы.
По типу исполнения механизм может быть полноповоротным, обеспечивающим полное вращение платформы по оси, или неполноповоротным с углом отклонения до 90°.
Опорно-поворотное устройство экскаватора
Платформа опирается на раму через роликовый опорно-поворотный круг (ОПК). Конструкция которого воспринимает разнонаправленные нагрузки и позволяет управлять направлением перемещения.
Неполноповоротные устройства применяются для установки навесного экскаваторного оборудования на тракторные, автомобильные шасси и выполняются в виде поворотной колонки с жёстко закреплённой на раме носителя осью.
Наиболее применяемый тип экскаватора — с рабочим органом в виде подвижного ковша, закреплённого на стреле, её рукояти, тросах. Загрузка ковшового устройства производится его перемещением при резании грунта.
У большинства универсальных экскаваторов ориентация зубьев ковша на машину определяет её как обратную лопату.
Агрегаты, с направлением зубьев ковша от машины и с механизмом открытия днища ковша, называют прямой лопатой.
В качестве силового привода рабочего ковша, стрелы и её рукояти используются:
Для разработки грунтов ниже опорной поверхности ходовой части используют комплект оборудования драглайн, подвешиваемого на канатах к стреле.
Экскаватор цикличного действия – обратная лопата, гидравлилический, колесная платформа
Экскаваторы полноповоротного исполнения не предназначены для использования на обводнённых и слабых грунтах. Для повышения устойчивости на всех этапах рабочего цикла применяются аутригеры. Перемещаются самостоятельно со скоростью до 30 км/час, могут буксироваться к месту проведения работ. Ковшовое устройство типа обратная лопата с ёмкостью от 0,04 до 1,5 м3. Как дополнительное оборудование используют погрузочный грейфер, захваты, гидромолот. Привод на ходовую часть от общей силовой установки экскаватора или от отдельного двигателя.
Как база используется автомобиль повышенной проходимости. Стрела, её рукоять и ковш управляются гидравликой. Телескопический узел стрелы и регулируемая гидросистемой установка ковша позволяют использовать машину в качестве экскаватора-планировщика, в режимах прямой и обратной лопаты.
Экскаватор-планировщик цикличного действия – обратная лопата, гидравлический, на автомобильном шасси
Устройство одноковшового экскаватора на гусеничной платформе в значительной мере упрощает работы по балансировке машины, обеспечение её устойчивости. По сравнению с колёсным исполнением почти на порядок снижается давление на почву, улучшается проходимость агрегата. Тип исполнительного оборудования прямая и обратная лопата, драглайн. Ёмкость ковша от 0,04 до 26 м3.
Экскаватор цикличного действия – прямая лопата, троссовый, на гусеничной платформе
Экскаватор цикличного действия – драглайн, шагающий
Используется на тяжёлых карьерных драглайнах с ёмкостью ковша до 40 м3 и вылетом стрелы до 165 м. Опорно-поворотное устройство экскаватора устанавливается непосредственно на грунт. Шагающие лапы монтируются на поворотной платформе машины, путём поочередной перестановки двигают экскаватор вперёд.
РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Вконтакте
Одноклассники
Похожие статьи:
mastertraktor.ru
Экскаваторы предназначены для работы с замерзшими или нет грунтами, а также с предварительно размельченными скальными породами. Температурный диапазон работы техники — -40…+40°С. В устройство экскаватора входит несколько узлов, обеспечивающих работу машины.
Экскаваторы, оборудованные рабочим органом с одним ковшом, подразделяются на категории:
Общее устройство землеройного экскаватора включает в себя:
На поворотной платформе смонтирован двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Мотор имеет систему жидкостного охлаждения. Привод вентиляторов охлаждения автоматический, но имеется клавиша принудительного включения. Для увеличения мощности и снижения расхода топлива применяется установка турбокомпрессоров. Двигатель приводит в действие рабочие механизмы экскаватора посредством гидравлической или электрической трансмиссии. Механические трансмиссии применяются на устаревшей технике.
Поворотная часть смонтирована на шасси через погон, обеспечивающий поворот на 360°. На платформе размещена кабина оператора, гидравлическая и электрическая системы, стрела с механизмами привода и управления. Экскаваторная стрела может оснащаться ковшами различной конструкции или канавокопателем, который сокращает время, необходимое для создания траншей. Возможна установка гидравлических молотов или другого оборудования, необходимого при ведении землеройных работ.
На экскаваторах с механическим приводом применяются лебедки, которые непосредственно управляют движением стрелы. На машинах встречаются лебедки с 1 или 2 валами. 1-вальным считается узел, у которого подъемный и тяговый барабаны установлены на единый вал. Если барабаны лебедки разнесены по валам, то она называется 2-вальной. Подобные механизмы устанавливаются на больших экскаваторах.
Привод лебедок выполняется валами через редуктор или цепью, осуществляется от главного вала трансмиссии. Для включения применяются многодисковые фрикционные муфты, для остановки — ленточные тормоза. Трос укладывается на барабан в один или несколько слоев в зависимости от длины.
Конструкция мини-экскаватора не отличается от принципов, заложенных в полноразмерной технике. Разница заключается в упрощении конструкции гидравлики и применении малогабаритного дизельного двигателя. Рабочее место оператора расположено в закрытой кабине, оборудованной системами вентиляции и обогрева.
Устройство экскаватора погрузчика отличается от вышеописанного механизма. Рабочий ковш расположен на шарнирной стреле в передней части стандартного колесного трактора. Погрузочное оборудование имеет гидравлический привод, управление которым осуществляется из кабины оператора.
Трактор построен по классической схеме — двигатель и коробка передач являются частью несущей конструкции. Спереди установлен подрамник, служащий для опоры двигателя и переднего моста. На задней части машины устанавливается экскаваторная стрела или иное землеройное оборудование, оснащенное гидравлическим приводом. Стрела может поворачиваться на фиксированный угол. При рытье котлованов и траншей техника перемещается своим ходом.
Экскаваторы, смонтированные на шасси тракторов, поворачиваются при помощи гидравлических цилиндров. На полноповоротной технике имеется гидравлический или электрический привод, выполняющий поворот платформы с рабочим оборудованием вокруг неподвижной ходовой части.
Опорно-поворотное устройство экскаватора обеспечивает вращение платформы вокруг вертикальной оси. К прочности узла предъявляются повышенные требования, поскольку оно обеспечивает удержание платформы на ходовой части в процессе работы экскаватора. В конструкции поворотного устройства применяются тела вращения в форме катков или шариков.
Катки применяются на старых моделях экскаваторов. Недостатком конструкции является зазор между телом вращения и рабочей поверхностью погона, который приводит к раскачиванию платформы в процессе поворота. Шариковые устройства лишены этого недостатка. Кроме того, шариковый поворотный погон имеет меньший вес и сниженное сопротивление вращению. Тела вращения устанавливаются в шариковой конструкции в 1 или 2 ряда.
Поворотный механизм представляет собой 2 кольца, которые зафиксированы между собой болтовыми соединениями. Механизм жестко прикреплен к поворотной платформе. Расположенные внутри шарики разделены сепаратором, который предотвращает заклинивание узла в ходе работы.
На поворотной части устанавливается зубчатый венец, предназначенный для поворота платформы. Для поворота применяется аксиально-поршневой двигатель, оснащенный зубчатым рабочим валом. Возможно применение механических редукторов, увеличивающих крутящий момент. Регулировка скорости вращения осуществляется изменением давления масла, подаваемого в гидравлический двигатель. Платформа удерживается от случайного поворота тормозами с механическим и гидравлическим приводом.
Гусеничные экскаваторы разворачиваются при помощи гусениц и тормозных механизмов. В зависимости от радиуса поворота используется подтормаживание одной гусеницы с различным усилием.
Гидросистема экскаватора работает от аксиально-поршневых или шестеренных насосов, установленных на двигателе машины. Привод насосов выполняется через повышающий редуктор. На двигателе может иметься небольшой насос, используемый для работы гидравлических усилителей управления. Насос имеет привод от шестерен газораспределительного механизма.
Запас рабочей жидкости расположен в расходном баке, оборудованном системой очистки масла от примесей. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло, приспособленное к работе в аксиально-поршневых установках и не разрушающее резиновые элементы магистралей. Различают летнее и всесезонное масла, отличающиеся температурой застывания.
Жидкость подается из бака в насос, а затем поступает к гидравлическому распределителю. Для связи узлов гидросхемы применяются гибкие шланги и металлические трубопроводы. Установленные на них муфты соединяют узлы в общую магистраль, обеспечивая герметичность конструкции. Распределитель оснащен золотниковыми клапанами, которые подают жидкость к гидрооборудованию. Отработавшее масло поступает в радиатор, а затем, пройдя через фильтры, возвращается в бак.
В гидравлике установлены предохранительные клапаны, защищающие систему от повышенного давления. Применяются перепускные клапаны, которые отводят часть жидкости в емкости с пониженным давлением. Регулировка потока выполняется дросселями и золотниками, которые перекрывают сечение магистралей. На некоторых механизмах применяется гидравлический замок, предотвращающий обратный отток жидкости. Такие клапаны применены на выносных опорах.
Для работы стрелы применяются гидравлические цилиндры 2-стороннего действия. Цилиндры применяются для разворота стрелы, изменения угла установки рукояти, управления движением ковша. На штоках цилиндров имеется проушина, которая соединяется с управляемыми узлами.
Гидравлика используется в качестве трансмиссии экскаватора. На ведущих колесах или звездочках установлены аксиально-поршневые двигатели. Скорость движения машины зависит от рабочего давления в гидросистеме. Давление регулируется числом оборотов двигателя, а также гидрораспределителем. Рулевое управление оснащено усилителем, подключенным к общей или к отдельной магистрали. С помощью гидравлики функционируют тормозные механизмы на колесах и рабочих органах.
Ходовая часть предназначена для движения техники и передачи нагрузок от узлов и рабочего оборудования на опорные поверхности.
Существует 2 варианта ходовой части:
Колесная ходовая часть состоит из 2 мостов, оснащенных приводом. Передняя ось оборудована подвижными кулаками, обеспечивающими поворот экскаватора при движении. В конструкции управляемого моста применяются стабилизаторы, обеспечивающие поперечную устойчивость машины. Преимуществом машин на пневматическом ходу является высокая скорость движения, позволяющая перемещать экскаватор между строительными площадками без дополнительного транспорта.
На колесной технике встречаются тормоза, оборудованные пневматическим приводом. В качестве источника сжатого воздуха используется компрессор, установленный на двигателе. От пневматики работают механизмы блокировки дифференциала и подключение переднего моста. При буксировке экскаватора пневматическая система подключается в выводу тормозной системы тягача.
Привод колес выполняется индивидуальными гидромоторами или от единого двигателя и раздаточной коробки. Коробка связана с мостами карданными валами. Подвеска колес отсутствует. В приводах мостов используются дифференциалы с возможностью принудительной блокировки. В ступицах колес установлены планетарные редукторы, позволяющие увеличить крутящий момент.
Гусеничные машины оснащаются механизмами для изменения колеи, позволяющими увеличить устойчивость машины. Для работы на болотистой местности применяются расширенные гусеницы, которые устанавливаются на штатные катки и ведущие колеса. Гусеничные экскаваторы имеют малую скорость движения, поэтому их перевозят на специальных трейлерах.
На устаревших экскаваторах для привода ведущих звездочек используется цепная передача, которая не отличается надежностью. В качестве двигателей на такой технике могут применяться электроустановки. Источником электроэнергии является тяговый генератор или внешнее устройство. Индивидуальные гидравлические двигатели обеспечивают повышенную маневренность и надежность в работе.
Электрическая схема экскаватора использует в качестве отрицательного проводника корпус машины. Рабочее напряжение электрооборудования в цепи составляет 12 или 24 В. Источниками тока являются генератор, установленный на двигателе, и аккумуляторная батарея.
Главным назначением электрической системы служит запуск двигателя и освещение рабочего пространства вокруг машины в темное время суток.
Электрические приводы имеют система вентиляции кабины машиниста, контрольно-измерительные приборы и внешняя световая сигнализация. На экскаваторах, работающих в условиях низких температур, устанавливаются автономные подогреватели. Устройства прогревают двигатель и кабину до комфортной температуры.
Техника, оснащенная одним ковшом, выполняет работу циклично, из-за этого деятельность осуществляется прерывисто. При этом обеспечивается универсальность машины, экскаватор может применяться для погрузочных и разгрузочных работ. Установленный на экскаваторах цилиндр стрелы может работать от гидравлики, а также переключаться в плавающий режим, позволяющий нагружать ковш весом оборудования. Активация плавающего режима выполняется машинистом по необходимости путем нажатия на педаль.
Схема работы экскаватора выглядит следующим образом:
Принцип работы экскаватора с непрерывным действием основан на движении нескольких ковшей, которые автоматически отбрасывают грунт в сторону, формируя отвал. Рабочие элементы установлены на ротор или цепь. Цепные экскаваторы используют навесной или полуприцепный рабочий орган. Привод цепной звездочки выполняется механическим или гидравлическим способом. Глубина копания и усилие создаются при помощи гидравлического механизма. Выкопанный грунт подается на конвейерную ленту, которая отводит его в сторону.
Дополнительно на экскаваторе установлен бульдозерный нож, управляемый гидравлическим цилиндром. Нож применяется для разравнивания рабочей площадки.
specmahina.ru
Устройство гусеничного экскаватора можно назвать довольно простым: его конструкция предельно экономична и позволяет решать разнообразные задачи с минимальными затратами на обслуживание техники и обучение персонала. Такие машины используются в различных отраслях промышленности. Гусеничные экскаваторы работают на лесозаготовке, в сельском хозяйстве, в добывающей сфере и в коммунальном хозяйстве, активно применяются в дорожном строительстве и при проведении аварийно-спасательных действий, в процессе сноса старых зданий.
Сегодня гусеничные экскаваторы можно отнести к числу наиболее востребованных машин в мире. Высокая популярность объясняется просто: ими легко управлять, они обладают высокими показателями мощности, комплектуются экономичными силовыми установками, обеспечивают прекрасную обзорность для оператора, имеют комфортную панель управления и высокие параметры производительности.
Технические характеристики гусеничных экскаваторов позволяют применять их в самых сложных условиях, в экстремальном климате, на местности с разным рельефом. Управление гусеничным экскаватором освоить довольно легко. Современные модели таких машин обладают всеми возможностями, чтобы оператор мог без особых усилий и долгой подготовки выполнять разные виды работ.
Как устроен гусеничный экскаватор? Видео на эту тему можно найти на многих ресурсах в Интернете. Конструкция состоит из тележки, оборудованной ходовой рамой, выполненной из стали высокой прочности. Рама служит основой, на которой размещаются особые гусеничные траки, состоящие из последовательно соединенных между собой звеньев. Может применяться стандартный тип ленты или же с увеличенными по ширине и длине параметрами. Более широкие ленты повышают проходимость и устойчивость машины. Для натяжения гусеничной ленты и работы приводных цепей используются привод механический или же гидравлические цилиндры. Характеристики экскаватора гусеничного включают тип двигателя: он может быть либо дизельным, либо электрическим. Гидравлическая система обеспечивает возможность разворота платформы в процессе работы– экскавации. Гидравлические модели начали производить в середине 1950 годов. В 1954 году в Германии был разработан первый экземпляр полноповоротного гидравлического экскаватора. А в 1980-х этот тип получил наибольшее распространение.
В движение гусеницы экскаватора приводятся с помощью ведущих и опорных колес, роликов поддерживающих, устройства натяжного и направляющего колеса.
Экскаватор карьерный гусеничный: описание, модельный ряд, фото, цены.
Узнать об экскаваторах гусеничных Volvo вы можете здесь.
КамАЗ 65115 технические характеристики и описание читайте в статье.
Сверху на тележке монтируется поворотная платформа. На ней помещаются ковш, двигатель, кабина водителя, узлы приводной системы и противовес. По отношению друг к другу эти составляющие у разных производителей могут располагаться по-разному. Платформа может поворачиваться при помощи планетарных редукторов.
Современная тенденция в производстве гусеничных машин – режим двух скоростей. На более низкую переключение предусматривается автоматическое – в случае, когда тяговая нагрузка привода увеличивается.
Машина может комплектоваться еще и дополнительными видами оборудования: челюстями грейферными, гидромолотами, сменными зубьями, ковшами большего объема и другими. От этого зависит, какие работы сможет выполнять гусеничный экскаватор, характеристики, цена и размер техники. Вес гусеничного экскаватора варьируется в зависимости от модели.
В зависимости от того, сколько ковшей входит в комплектацию, гусеничные экскаваторы делятся на классы. Машины с одним ковшом (одноковшовые) используются в любых типах работ, где требуется грузить материал или копать грунт. Второе их название – техника промежуточного действия: грунт извлекается и перемещается в несколько этапов. Экскаваторы гусеничные с двумя или большим числом ковшей называются многоковшовыми. Чаще всего их можно встретить в котлованах. Эти машины способны выполнять сразу не одну операцию: они одновременно копают грунт и тут же производят его извлечение. Поэтому называются экскаваторами постоянного действия.
Ковши могут иметь разную форму, что имеет значение при выборе техники для проведения разных видов работ. Например, экскаватор с прямой лопатой может при заборе породы разворачивать ковш. Это снижает цикл копания и улучшает показатель заполняемости ковша.
Ковши экскаваторов строительного типа отличаются тем, что имеют сварные двойные стенки, которые нередко усилены накладками в форме полутруб с наружной стороны ковша. Все эти особенности можно увидеть на фото. Гусеничный экскаватор с таким типом ковша отличается повышенной надежностью.
Важное значение отводится углу, под которым заострены зубья или режущая кромка экскаватора. Чем он меньше, тем лучше грунт отделается от массива. Оптимальным вариантом считаются углы в 25-27 градусов для грунтов легкого типа, и в 32-35 градусов – для тяжелых грунтов.
Сегодня особенно популярны сварные без зубьев, режущая кромка которых закруглена. От формы и качества ковша напрямую зависит производительность гусеничного экскаватора. Фото на сайтах производителей наглядно демонстрируют характерные особенности того или иного варианта. Экскаватор на гусеничном ходу, цена которого в настоящее время может быть весьма приемлемой – удобный и экономичный вариант для выполнения разных видов работ.
Ремонт гусеничных экскаваторов: Volvo, Komatsu, описание, фото.
Прочитайте о полноповоротных гусеничных экскаваторах в этой статье.
Так же узнайте про гусеничный мобильный экскаватор Liebherr тут.
Если поставить перед собой задачу отыскать оборудование максимально простое в использовании и ремонте, то в получившийся список обязательно войдет гусеничный экскаватор. Характеристики этой техники, заложенные в процессе ее производства, обеспечивают минимальную потребность в обслуживании и ремонтных работах. Простои машин практически равны нулю, что благоприятно отражается на такой характеристике, как производительность гусеничного экскаватора. Цена на модели разных производителей и мощности может отличаться в разы. Сегодняшний рынок предлагает множество вариантов.
Производителей такой техники в мире довольно много. Компании постоянно работают над совершенствованием своего оборудования, улучшая управляемость и повышая производительность гусеничного экскаватора.
spectechzone.com
Категория:
Эксплуатация экскаваторов
Устройство и эксплуатация экскаваторовС помощью кронштейнов, приваренных к рукояти, устанавливают в разных положениях гидроцилиндры, ковш и крановую подвеску.
Сварной ковш с усиленной передней стенкой используют для работы как прямой, так и обратной лопатой.
Поворотная колонна экскаватора Э-153 показана на рис. 173. Поворотный корпус установлен в .конических роликоподшипниках на опорном цилиндре и приводится во вращение от цепной звездочки через поворотный вал. Звездочка вращается от цепи, соединенной со штоками цилиндров поворота.
Для передачи движения от поворотного вала на поворотный корпус в верхней части колонны смонтирована зубчатая муфта, подвижная полумуфта которой установлена на шлицах на поворотном валу, а неподвижная полумуфта изготовлена заодно с крышкой поворотного корпуса. При поворотах зубчатая муфта постоянно включена.
На рис. 174 приведена кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-153. Насосы нагнетают масло из бака в гидрораспределители. При включении рукояток на пульте управления масло от гидрораспределителей поступает в цилиндры и, развивая давление в 75 АТМ, перемещает стрелу, рукоять, ковш и т. п. После установки рукояток управления в нейтральное положение масло из цилиндров возвращается к гидрораспределителям, а затем по сливной линии попадает сначала в фильтры, а затем в бак.
На экскаваторе применены цилиндры двойного действия, благодаря чему штоки можно принудительно перемещать в ту или другую сторону. Принятая схема дает возможность совмещать операции. Так, например, при работе прямой лопатой одновременно можно поворачивать колонну, поднимать рукоять и открывать, а при работе обратной лопатой — поворачивать колонну, поднимать стрелу и рукоять.
Цилиндр стрелы, кроме включения «Вперед», «Назад» и «Заперто» (стрела неподвижна), имеет также «Плавающее» положение. В последнем случае стрела может опускаться под действием собственного веса, создавая тем самым напор на грунт.
В «Плавающее» положение цилиндр переводится при нажатии машинистом на педаль. Во время копания при запертом положении в цилиндре ковша может развиваться давление, намного превосходящее нормальное при рабочем перемещении штока.
Для того чтобы не произошла поломка деталей рабочего оборудования, в гидравлической системе установлены предохранительные клапаны.
Насосы (рис. 174) приводятся в движение от двигателя трактора через ускоряющий редуктор с цилиндрическими шестернями. От надежной работы насосной группы зависит работа всего экскаватора. Особенно строго необходимо контролировать масло, заливаемое в систему, так как находящиеся в нем механические примеси и влага могут вывести насосы из строя.
Гидрораспределители распределяют рабочую жидкость, поступающую от насосов по цилиндрам 7—12. За счет особой конструкции так называемых дроссель-золотников поток масла изменяется как по величине, так и по направлению. В гидрораспределителях, кроме того, установлены специальные пружинные устройства для возвращения дроссель-золотников в нейтральное положение после выключения рукояток управления.
В сварном масляном баке сделаны перегородки, встречаясь с которыми поступающая жидкость останавливается. В это время в ней отделяется образовавшаяся эмульсия. В крышке бака монтируют бачок фильтров и сапун (воздушный фильтр из латунной сетки), соединяющий бак с атмосферой.
Рис. 173. Поворотная колонна экскаватора Э-153:1 — поворотный корпус. 2 — опорный цилиндр, 3— поворотный вал, 4 — цепная звездочка, 5 — зубчатая полумуфта
Рис. 174. Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора 3-153
Масло, поступающее от гидрораспределителей, очищается в проволочном фильтре, установленном в специальном бачке, а затем уже перетекает в масляный бак. Фильтры надо периодически продувать и очищать. Вскрывать бак и промывать детали, находящиеся в нем, можно только в помещении, свободном от пыли.
Все цилиндры, за исключением цилиндров поворота, устроены одинаково. В цилиндрах поворота масло поступает только в полости под поршнями, а полости над поршнями соединены через сапун с атмосферой и связаны между собой трубкой.
После постановки цилиндрок на машину они должны быть заполнены маслом, а весь воздух, находившийся в них, следует удалить через запорную иглу штуцеров, подводящих жидкость в полости цилиндров. После окончания работы на экскаваторе штоки цилиндров нужно по возможности глубже втянуть внутрь цилиндров, а оставшиеся открытыми поверхности штоков густо смазать тавотом.
Гидропроводы экскаватора состоят из стальных бесшовных труб, резиновых армированных рукавов высокого давления и уплотняющих штуцерных соединений. После пайки все трубы испытывают на герметичность маслом под давлением 200 кг/см2. Трубы и рукава нужно менять в закрытом помещении.
В качестве рабочей жидкости на экскаваторе рекомендуется применять следующие сорта минеральных масел: веретенное АУ, индустриальное (веретенное) и трансформаторное, которые по своему качеству должны соответствовать стандартам.
Гидросистему заправляют маслом в закрытом помещении. Вся промежуточная тара (бачки, ведра) должна быть тщательно промыта в бензине и насухо вытерта. Таким же образом надо подготовить и воронку. После заливки масляного бака следует включить привод питающих насосов и заполнить маслом цилиндры, а затем долить масло в бак до уровня высшей черты смотровых окон и завернуть заливную горловину бака.
В гидросистеме экскаватора масло первый раз сменяют после 10 ч работы с начала эксплуатации, второй раз — через 100 ч, а в дальнейшем через каждые 500 ч работы, но не реже одного раза в год.
Под особым наблюдением должна находиться поворотная цепь, соединяющая штоки цилиндров поворота со звездочкой (см. рис. 173), так как в случае ее обрыва во время раооты поворотная колонна может продолжать вращаться по инерция, что очень опасно для машиниста.
Рис. 175. Экскаватор Э-153А в транспортном положении
Рис. 176. Экскаватор Э-1514:1 — бульдозер, 2 — масляный бак, 3 — привод насосов, 4 — рама, 5 — кабина, 6 — сиденье машиниста, 7— гидрораспределитель, 8—поворотная колонна, 9— цилиндр стрелы, 10 — стрела, 11 — опорные башмаки
При работе экскаватора рабочее оборудование можно поворачивать в горизонтальной плоскости на 180°. Для перевода в транспортное положение его дополнительно поворачивают на 78° и устанавливают над трактором вдоль продольной оси (рис. 175).
Экскаватор Э-153А представляет собой модернизированный образец машины Э-153, в которую внесены следующие основные изменения.
Гидрораспределители и предохранительные клапаны заменены двумя унифицированными гидрораспределителями, смонтированными в одном корпусе с предохранительными клапанами; рукава высокого давления на цилиндрах опорных башмаков, бульдозера и ковша заменены бесшланговой гидроразводкой из стальных труб и шарнирных соединений; введен перепускной клапан на цилиндрах механизма поворота.
Экскаватор Э-1514 (рис. 176) отличается от экскаваторов Э-153 и Э-153А применением двух самостоятельных гидравлических систем, повышенной надежностью в работе, большим сроком службы, использованием шестеренных насосов более высокой производительности, улучшением условий работы машиниста за счет установки кабины.
Как и у экскаватора Э-153, основным несущим узлом машины является рама, на которой устанавливают поворотную колонну с рабочим оборудованием. В передней части рамы закреплено оборудование бульдозера, а в задней части — выносные опоры. Снизу рамы прикрепляют два цилиндра механизма поворота.
Поворотная колонна экскаватора Э-1514 по своей конструкции аналогична поворотной колонне экскаватора Э-153. Основное отличие заключается в том, что у экскаватора Э-1514 крышка поворотного корпуса жестко с помощью шлицев соединена с поворотным валом.
Рис. 177. Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-1514:1, 15, 18, 19 — насосы, 2 — двигатель, 3, 14 — масляные баки с фильтрами, 4, 13— гидрораспределители, 5 — цилиндр стрелы, 6 — цилиндры рукояти, 7 — цилиндр ковша, 8 — кран для спуска воздуха, 9 — цилиндры поворота, 10 — цилиндры выносных опор, 11 — цилиндр бульдозера, 12 — перепускной клапан, 16, 17 — редукторы
Экскаватор Э-1514 выпускают с унифицированным рабочим оборудованием и с оборудованием бульдозера; ширина отвала 2 м.
Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-1514 приведены на рис. 177. На экскаваторе работают две самостоятельные гидравлические системы: одна из них является принадлежностью трактора, а вторую устанавливают дополнительно для привода узлов рабочего оборудования.
Гидросистема трактора включает шестеренный насос типа НШ-32ЭЛ, который приводится в движение от вала дизеля через редуктор 16 и при 1600 об/мин развивает производительность 47 л/мин.
Насос монтируют на двигателе с левой стороны; его можно отключать отдельной рукояткой.
Масляный бак на 20 л установлен на кронштейне, прикрепленном к картеру маховика дизеля. К баку приварены заливная горловина, трубка маслоизмёрительного стержня и стакан фильтра, состоящего из восемнадцати сетчатых элементов.
Пробка заливной горловины имеет сапун. В верхней части трубки фильтра помещен предохранительный клапан, который открывается при засорении сетчатых элементов, когда давление достигает 3,0—3,5 кг/см2. В этом случае часть масла попадает в бак без фильтрации.
Гидрораспределитель смонтирован на баке и соединен маслопроводами с насосом, баком и силовыми цилиндрами. Каждый из трех золотников парораспределителя может быть устан, у лен в три положения: нейтральное и два рабочих.
В нейтральном положении золотника масло, подаваемое насосом, перепускается через гидрораспределитель в бак. При этом полости цилиндров закрыты и механизм поворота, выносные опоры и отвал бульдозера удерживаются в заданном положении. В рабочих положениях золотника масло поступает в одну из полостей цилиндра и вытекает из второй его полости через гидрораспределитель в бак.
Одно из этих положений золотника соответствует выполнению движения в одну сторону, например повороту рабочего оборудования вправо или подъему опор и отвала, а второе положение соответствует выполнению движения в другую сторону (поворот влево, опускание опор и отвала).
В корпусе гидрораспределителя, кроме золотников, расположены перепускной и предохранительный клапаны. Предохранительный клапан отрегулирован на рабочее давление в системе 75 кг/см2.
Для устранения резких остановок рабочего оборудования во время перекрытия слива масла из цилиндров поворота между ними поставлен перепускной клапан. При повышении давления под влиянием инерционных сил он соединяет обе полости цилиндров; тем самым достигается плавное торможение оборудования.
В корпусе перепускного клапана (рис. 178) смонтированы два одинаковых клапанных устройства, каждое из которых включает шарик, пружину, направляющий стержень, регулировочный винт, колпачок и контргайку.
В зависимости от повышения давления в каком-либо из цилиндров поворота срабатывает (перепускает масло) то или другое клапанное устройство. Под давлением масла шарик перемещается, сжимая через направляющий стержень пружину. Обе полости разгрузочного клапана соединяются и масло перетекает из одного цилиндра поворота в другой.
Рис. 178. Перепускной клапан гидропривода поворота экскаватора Э-1514:1 — направляющий стержень, 2—.пружина, 3 — шарик, 4 — колпачок, 5 — регулировочный винт, 6 — контргайка. 7 — корпус
Гидросистема экскаватора состоит из трех шестеренных насосов типа НШ-32ЭЛ; бака для рабочей жидкости; гидрораспределителя, цилиндров и гидропроводов.
Рабочая жидкость, всасываемая из бака насосами, подается в гидрораспределитель и в зависимости от положения рычагов управления поступает в цилиндры или непосредственно на слив в бак через встроенный в него фильтр. Насосы приводятся в действие через специальный редуктор, который крепят болтами к корпусу трансмиссии трактора.
Валы насосов присоединяют к валам шестерен через зубчатые муфты и с помощью фланца прикрепляют болтами к корпусу редуктора. Валы насосов вращаются со скоростью 1600 об/мин, что соответствует производительности насосов 47 л/мин. Скорость вала насоса 18 706 об/мин, производительность— 21 л/мин.
Емкость сварного бака, состоящего из двух частей, — 70 л. В верхней части бака установлено смотровое окно, через которое наблюдают за уровнем и состоянием рабочей жидкости.
К торцовой стороне бака прикреплено болтами запорное устройство, состоящее из всасывающего штуцера, клапана с винтом и колпачковой гайки. В рабочем положении клапан открыт. Для перекрытия слива рабочей жидкости нужно снять колпачковую гайку и отвернуть винт клапана до отказа. При этом клапан плотно садится в конусное гнездо. Бак сообщается с атмосферой через сапун с набивкой из латунной сетки. Во время работы насосов масло сливается из системы через штуцер в фильтре. Фильтр включает в себя стакан, в который вставлена трубка с набором фильтрующих элементов. Стакан вмонтирован в корпус фильтра и прижимается крышкой.
Рабочая жидкость, поступающая в корпус фильтра, протекает через отверстия в стакан и, проникая через фильтрующие элементы, проходит по пазам в трубку, а оттуда сливается в бак. Отфильтрованные частицы остаются на наружной поверхности фильтрующих элементов и постепенно спадают на дно стакана.
Для предохранения фильтрующих элементов от деформации в случае резкого увеличения давления слива, в трубку вмонтирован предохранительный клапан.
Гидрораспределитель (рис. 179) состоит из чугунного корпуса, двух крышек, трех золотников с возвратными пружинами и трех штуцерных пластин.
В корпусе гидрораспределителя собраны перепускной клапан, в который входят плунжер, демпфер и пружина, а также предохранительный клапан, состоящий из корпуса, гнезда, шарика, направляющего стержня, пружины, регулировочного винта, контргайки и колпачка.
Рис. 179. Гидрораспределитель экскаватора Э-1514: 1, 17— крышки, 2— регулировочный винт, 3— колпачок, 4— контргайка, 5 — пружина предохранительного клапана, 6 — направляющий стержень, 7— шарик, 8 — гнездо предохранительного клапана, 9 — корпус предохранительного кла‘пана, 10 — пружина перепускного клапана, 11 — демпфер, 12 — плунжер перепускного клапана, 13 — штуцерная пластина, 14 — корпус распределителя, 15 — золотник, 16 — возвратная пружина золотника
В корпусе гидрораспределителя сделано большое количество различных полостей, соединенных между собой каналами. В сочетании с золотниками и перепускным клапаном эти полости и каналы дают возможность направлять поток рабочей жидкости от насоса в цилиндры рабочего оборудования, а затем возвращать обратно в бак.
В нейтральном положении золотников поток масла от насоса, пройдя через гидрораспределитель, направляется под небольшим давлением в бак. Золотники устанавливают в нейтральное и рабочие положения рычагами управления.
В нейтральном положении золотников масло, поступившее в гидрораспределитель из напорной линии насоса, преодолевает сопротивление пружины и перемещает плунжер вверх, соединяя с пивную полость с нагнетательной. Плунжер перемещается вверх за счет разности давлений, так как давление в полости над плунжером будет всегда меньше вследствие потерь в демпфере, встроенном в плунжер.
Если золотник находится в верхнем или нижнем рабочем положении, то одновременно с открытием каналов, соединяющих гидрораспределитель с цилиндром, перекрывается отверстие слива в полости над плунжером.
Давление на плунжер сверху и давление снизу уравновешиваются и под действием пружины он перемещается вниз, перекрывая сливную полость.
Масло от насоса поступает в соответствующую полость цилиндра, а из другой его полости вытесняется через определенные каналы гидрораспределителя в бак. Свободные полости над золотниками и в нижней крышке заполнены маслом, проникающим через зазоры. Эти полости связаны между собой отверстиями в корпусе и через дренажную трубку соединены с баком, что исключает самопроизвольное перемещение золотников.
Золотники возвращаются в нейтральное положение под действием пружин.
Предохранительный клапан вступает в работу в случае превышения рабочего давления, на которое он отрегулирован. При увеличении давления свыше 75 кГ/см2 шарик поднимается вверх и часть жидкости из полости над перепускным клапаном сбрасывается на слив. Давление в полости понижается, плунжер перемещается вверх и открывает сливную линию в бак.
Предохранительный клапан регулируют в следующем порядке:1) выключают насосы, вывертывают пробку из штуцера нагнетательной линии гидрораспределителя и ввертывают на это место штуцер приспособления для измерения давления;2) снимают пломбу клапана и колпачок, отпустив контргайку,3) включают насосы и выдвигают один цилиндр рабочего оборудования (стрелы, рукояти или ковша) до упора;4) регулировочным винтом натягивают пружину так, чтобы стрелка на манометре показывала давление 75—80 кГ/см2.
После регулирования на колпачке снова ставят пломбу. Предохранительный клапан гидрораспределителя (см. рис. 177) регулируют таким же образом. Для измерения давления манометр присоединяют к трубопроводу цилиндров поворота с левой стороны по ходу экскаватора. До упора необходимо выдвигать только цилиндры поворота.
На экскаваторе Э-1514 применены цилиндры двух типоразмеров. В цилиндре стрелы установлен поршень диаметром 120 мм и шток диаметром 55 мм, в остальных цилиндрах — поршни диаметром 80 мм и штоки диаметром 55 мм; различаются они только по длине.
Цилиндр (рис. 180) состоит из цилиндрической трубы, на концы которой навинчены передняя и задняя крышки. Герметичность соединения достигается установкой уплотнительных колец.
Рис. 180. Гидроцилиндр рукояти экскаватора Э-1514: 1 — штуцер, 2, 3, 12 — уплотнительные кольца, 4, 5, 20 — гайки, 6 — крышка грязесъемника, 7 — проушина, 8 —- грязесъемник, 9 — втулка, 10, 17 — манжеты, 11, 21 — крышки, 13 — труба, 14 — шток, 15 — конус, 16 — упор, 18 — поршень, 19 — шайба
В трубе помещен шток с поршнем. Поршень крепят гайкой и стопорят шайбой. Уплотнением поршня служат два манжета, удерживаемые упорами и конусом. Шток уплотняют также манжетом.
В концевой части штока установлен грязесъемник с крышкой. Крышки фиксируют от поворота круглыми гайками. На передней и задней крышках закреплены угловые штуцера для подсоединения трубопроводов.
Разгрузочный клапан, аналогичный по конструкции перепускному клапану (см. рис. 178), предохраняет от поломок шток цилиндра стрелы. При давлении в поршневой полости цилиндра стрелы свыше 140 кГ/см2 разгрузочный клапан перепускает масло в што-ковую полость. В связи с тем, что рабочие объемы поршневой и штоковой полостей разные, часть масла сбрасывается через разгру. зочный клапан на слив.
Гидропроводы на экскаваторе Э-1514 представляют собой либо бесшовные стальные трубы, либо шланги высокого давления.
В большинстве случаев их присоединяют с помощью накидной гайки и конических медных или алюминиевых прокладок. К распределителю гидропроводы присоединяют с помощью винта и уплотнительных колец.
Экскаватор Э-157А на уширенном гусеничном ходу предназначен для строительных, погрузочно-разгрузочных и мелиоративных работ.
Экскаватор снабжен унифицированным рабочим оборудованием с ковшом емкостью 0,15 м3. Кроме того, с экскаватором может быть поставлено по особому заказу различное сменное рабочее оборудование: грейфер и подгребающий грейфер, драглайн и боковой драглайн, кран, планировщик.
Экскаватор может быть оснащен ковшом полукруглой формы емкостью 0,2 м3 и профильным ковшом.
Кинематическая схема экскаватора Э-157А приведена на рис. 181. От вала двигателя через главную муфту сцепления вращение передается главной трансмиссии экскаватора, в которую входят: двухрядная цепная передача, шестерни, главный трансмиссионный вал, вал главной лебедки, а также ведущая и сателлитные шестерни планетарного редуктора, с помощью которых приводится в движение лебедка подъема решетчатой стрелы.
Подъем (тяга) ковша осуществляется при включении ленточной фрикционной муфты наружного типа, управляемой сервофрик-ционом. Муфта соединяет вал с барабаном, торможение которого после выключения муфты производится ленточным тормозом наружного типа.
Подъем стрелы прямой лопаты или стрелы, рукояти и ковша обратной лопаты происходит при включении ленточной фрикционной муфты такой же конструкции, что и муфта. Тормоз удерживает стрелу в поднятом положении и снижает скорость движения при ее опускании.
Решетчатую стрелу поднимают при помощи барабана, установленного свободно (в шарикоподшипниках) на валу. Вращение барабану передается через цилиндрический планетарный редуктор, состоящий из жестко закрепленной на валу ведущей шестерни, изготовленного вместе с барабаном зубчатого венца с внутренними зубьями и шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестерней и венцом. Оси, на которых свободно вращаются шестерни, укреплены на шкиве-водиле, свободно установленном на валу. Барабан и шкив-водило соответственно затормаживаются управляемыми ленточными тормозами.
Рис. 181. Кинематическая схема экскаватора Э-157А:1 — двигатель, 2 — цепная передача, 3, 5 — шестерни привода главной лебедки, 4 — вал главной лебедки, 6 — главный трансмиссионный вал, 7—.шестерня привода вертикального вала механизма хода, 8, 9 — кулачковые муфты, 10 — тормоз механизма поворота, 11 — конические шестерни механизма хода, 12 — кулачковые муфты механизма хода, 13 — горизонтальный пал механизма хода, 14 — цепные передачи, 15 — ведущие колеса гусеничного хода, 16 — зубчатый венец механизма поворота, 17 — обегающая шестерня, 18 — шестерня привода механизма поворота, 19, 20 — блоки шестерен двухскоростного редуктора, 21, 22 — шестерни привода двухскоростного редукто ра, 23 — вертикальный вал, 24 — конические ше стерни, 25 — двухконусные муфты механизма ре верса, 26 — тормоз барабана, 27 — ведущая (сол нечная) шестерня, 28 — сателлитные шестерни 29 — тормоз водила, 30 — зубчатый венец, 31 — ба рабан подъема решетчатой стрелы, 32, 37 — муф ты, 33 — барабан подъема ковша, 34, 35 — тормоза главной лебедки, 36 — барабан подъема унифи цированной стрелы
Если барабан остановлен тормозом, а тормоз отпущен, то при вращении шестерни шестерни свободно обкатываются по неподвижному венцу барабана. Шкив-водило также свободно вращается на валу.
Для подъема стрелы нужно включить тормоз и отпустить тормоз. При этом оси шестерен, закрепленные в шкиве-водиле, останавливаются, а движение передается с вращающейся шестерни, через шестерни на зубчатый венец барабана, который вращается, навивая стрелоподъемный канат и поднимая стрелу.
Для опускания стрелы выключают оба тормоза. Стрела спускается под действием собственного веса. Скорость опускания регулируют тормозом она ограничивается роликовым противо-обгонным устройством, смонтированным внутри барабана и не допускающим вращения барабана со скоростью, большей скорости вала. Более детально конструкция этой стрело-подъемной лебедки будет рассмотрена ниже.
Механизм реверса состоит из трех конических шестерен и двухконусных муфт (их две). С вертикального вала механизма реверса движение передается через шестерни к двухско-ростному редуктору, состоящему из двух блоков шестерен, обеспечивающих две скорости поворота платформы и хода экскаватора. Скорости переключают, перемещая блок шестерен в верхнее (1-я скорость) или в нижнее (2-я скорость) положение.
Механизм поворота платформы включается кулачковой муфтой, соединяющей шестерню с поворотным валом, на нижнем конце которого жестко закреплена обегающая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом (с внутренними зубьями), приваренным к ходовой раме.
Во время передвижения или транспортирования экскаватора поворотную платформу стопорят ленточным тормозом, воздействующим на шкив, жестко закрепленный на верхнем конце поворотного вала.
Механизм передвижения экскаватора включают кулачковой муфтой, соединяющей шестерню с вертикальным валом. При включении муфты сблокированная с ней муфта выключается.
Горизонтальному валу, состоящему из трех частей, движение передается через конические шестерни. Если включить обе кулачковые муфты, то цепными передачами будут приведены во вращение оба ведущих колеса гусеничного хода. Движение экскаватора вперед или назад обеспечивается включением той или другой двухконусной фрикционной муфты механизма реверса. Для поворота гусениц на месте выключают одну из муфт, подвижная полумуфта которой соединяется при этом с неподвижным стопором на ходовой раме.
Рис. 182. Поворотная платформа экскаватора Э-157А с механизмами и силовым оборудованием:1 — поворотная рама, 2 —силовая установка. 3 — двуногая стойка, 4 — блоки полиспаста подъема стрелы, 5 — кабина машиниста, б — рычаги системы управления, 7 — тормоз, 8 — опорно-поворотный круг, 9 — главный трансмиссионный вал, 10 — вал главной лебедки, 11 — цепная передача
Основой поворотной платформы экскаватора Э-157А (рис. 182) является поворотная рама коробчатой конструкции. На поворотной платформе монтируют: силовую установку, главный трансмиссионный вал с механизмом реверса и цепную передачу и с натяжным устройством.
Внутренняя часть поворотной рамы представляет собой картер, в котором размещены механизмы привода поворота платформы и передвижения экскаватора. На верхнем конце поворотного вала установлен тормоз механизма поворота.
В проушинах, находящихся в передней части поворотной рамы, укреплена телескопическая двуногая стойка, на которой смонтированы блоки полиспаста подъема стрелы.
С правой стороны поворотной платформы расположена изолированная от механизмов экскаватора кабина машиниста, в которой сосредоточены рычаги механической системы управления машиной. К нижней стороне поворотной рамы на приваренном фланце прикреплена подвижная (внешняя) обойма шарикового опорно-поворотного круга, неподвижная часть которого (внутренняя обойма) установлена на ходовой раме экскаватора.
Двигатель размещен в задней части поюротной платформы на трех опорах. Передней опорой является кронштейн, опирающийся через массивный резиновый амортизатор на балку поворотной рамы.
Со стороны приводной звездочки цепной передачи двигатель прикреплен горизонтальной осью к двум кронштейнам-угольникам, установленным на поворотной раме.
Цепная передача состоит из ведущей и ведомой цепных звездочек, двухрядной втулочно-роликовой цепи и ее натяжного устройства, включающего звездочку, ось и кронштейн. Звездочка вращается в подшипниках качения, которые установлены на оси. Ось может перемещаться в пазу кронштейна и фиксируется в нужном положении гайкой и контргайкой.
Главный трансмиссионный вал экскаватора (рис. 183) установлен в двух шарикоподшипниках, имеющих опоры в поворотной раме. На левом (по ходу экскаватора) конце главного трансмиссионного вала жестко на шлицах закреплена ведомая звездочка цепной передачи, от которой приводится в движение главная трансмиссия машины. Шестерня 5, также жестко закрепленная на валу, передает вращение на приводную шестерню вала главной лебедки.
Конические шестерни вместе с прикрепленными к ним дисками свободно установлены на валу на роликоподшипниках. К этим дискам крепят болтами двухконусные пластмассовые колодки.
Ведущие шкивы фрикционов через шлицевые втулки жестко соединены с валом, но могут перемещаться по ним в продольном направлении. На ступицах втулок, кроме шкивов, на резьбе установлены диски рычажных систем управления с подвижными обоймами. В проушинах дисков закреплены нажимные рычаги, связанные с подвижными обоймами серьгами.
Рис. 183. Главный трансмиссионный вал экскаватора Э-157А: 1,3 — конические шестерни механизма реверса, 2, 6 — опорные подшипники, 4 — вал, 5 — шестерня привода главной лебедки, 7 — звездочка цепной передачи, S — ведущий шкив фрикциона, 9 — ведомый диск фрикциона, 10 — возвратная пружина, 11 — нажимной рычаг, 12 — серьга, 13 — втулка, 14 — диск системы управления, 15 — подвижная обойма, 16 — кнопка фиксатора
При перемещении обоймы в сторону двухконусных фрикционов рычаги нажимают на шкив, включают фрикцион, передавая вращение от главного трансмиссионного вала к одной из конических шестерен механизма реверса.
Фрикцион выключается при отводе подвижной обоймы в обратную сторону (от фрикциона), а также под действием возвратных пружин, находившихся в период включения в сжатом состоянии. Фрикционы механизма реверса регулируют при перемещении дисков по резьбовым ступицам втулок. Для этого необходимо оттянуть на себя кнопку фиксатора и вывести его запорный палец из отверстия шкива, после чего, не отпуская кнопки фиксатора, повернуть диск по резьбе ступицы втулки на требуемую величину смещения. Затем нужно отпустить кнопку в и завести запорный палец фиксатора в ближайшее отверстие шкива.
При правильном регулировании обойма во избежание еамо-выключения муфты не должна отходить от своего крайнего положения в период включения. В этот момент усилие на рычаге включения фрикциона реверса не должно превышать 6 кг.
На рис. 184 показана главная лебедка экскаватора Э-157А. Вал лебедки опирается на два шарикоподшипника, установленных в кронштейнах поворотной рамы. Вал приводится в движение от шестерни, жестко закрепленной на валу и находящейся в зацеплении с шестерней главного трансмиссионного вала.
Подъемный и стрелоподъемный барабаны смонтированы на шарикоподшипниках в средней части вала. Эти барабаны приводятся во вращение посредством сервофрикционов и ленточных фрикционов, соответственно установленных крестовине и шестерне. Барабаны тормозятся при помощи ленточных тормозов наружного типа, смонтированных в средней части вала
На консольном конце вала помещены водило и барабан, свободно установленные на шарикоподшипниках. Вместе с тем барабан связан с валом через роликовую противообгонную муфту. На внутренней части тормозного шкива барабана нарезан зубчатый венец, с которым находятся в зацеплении сателлитные шестерни планетарного редуктора, свободно вращающиеся на осях, закрепленных в водиле.
С другой стороны сателлитные шестерни находятся в зацеплении с шестерней, жестко закрепленной на валу. Водило, так же как и барабан, оснащено тормозным шкивом. При оборудовании решетчатой стрелой барабан — стрелоподъемный. Во время подъема стрелы водило заторможено. От вала через шестерню и сателлитные шестерни вращение передается зубчатому венцу стрелоподъемного барабана, который начинает вращаться в сторону, противоположную вращению вала.
Стреловой канат при этом будет наматываться на барабан, поднимая стрелу. Муфта вращается вхолостую и не препятствует вращению барабана, так как ролики не заклинены.
При выключении обоих тормозов стрелоподъемный барабан под натяжением стрелового каната приводится в движение и вращается в ту же сторону, что и вал. Если барабан начинает вращаться несколько быстрее, чем вал, то муфта включается, то есть ролики заклиниваются, жестко соединяя вал с барабаном, скорость вращения которого становится теперь равной скорости вращения вала. Таким образом стрелу опускают на режиме двигателя. При включении только одного стрелоподъемного тормоза барабан неподвижен. В этом случае сателлитные шестерни, получая вращение от шестерни, свободно обкатываются вхолостую вокруг неподвижного зубчатого венца, увлекая за собой водило.
Рис. 185. Ходовое оборудование и механизм передвижения экскаватора Э-157А:1 — ведущее колесо гусеничного хода, 2 — рама гусеничной тележки. 3— гусеничная лента, 4—поддерживающие полозья, 5 — направляющее колесо, 6 — натяжные винты, 7 — опорный каток, 8 — нижняя часть вертикального ходового вала, 9— зубчатая полумуфта, 10 — ходовая рама, 11 — стопоры, 12 — ведущие цепные звездочки, 13 — кронштейн, 14 — концевые части горизонтального вала, 15 — ведомые кулачковые полумуфты, 16 — ведущие кулачковые полумуфты, 17 — коническая шестерня вертикального вала, 18 — средняя часть горизонтального вала, 19 — корпус, 20 — коническая шестерня горизонтального вала, 21 — подшипник средней части горизонтального вала, 22 — гусеничное звено, 23 —поперечная балка
Уширенное ходовое оборудование экскаватора (рис. 185) состоит кз двух гусеничных тележек, ходовой рамы и механизма привода гусеничных лент. Каждая гусеничная тележка включает ведущее колесо , гусеничную раму, гусеничную ленту, два поддерживающих полоза, направляющее колесо, два натяжных винта и семь опорных катков.
Гусеничные рамы сварной конструкции соединены между собой поперечными балками из труб, В вилкообразных концах гусеничных рам размещены подвижные корпуса подшипников валов с ведущими и направляющими колесами гусеничных лент. При помощи натяжных винтов гусеничные колеса и могут быть установлены в положение, соответствующее оптимальному натяжению приводных ходовых цепей и гусеничных лент.
На поперечных балках (трубах) четырьмя хомутами укреплена ходовая рама с механизмом привода гусеничных лент. В верхней части ходовой рамы сделана проточка, в которой монтируют внутреннюю обойму шарикового опорно-поворотного устройства.
В центре ходовой рамы по оси вращения поворотной платформы расположена нижняя часть вертикального ходового вала, соединенного зубчатой полумуфтой с верхней его частью, установленной в картере поворотной рамы.
На горизонтальный ходовой вал движение передается коническими шестернями, которые помещают в корпус, залитый маслом. Средняя часть горизонтального вала опирается на два подшипника ходовой рамы. Опорами для концевых частей горизонтального вала служат втулки в кронштейнах ходовой рамы и втулки, запрессованные в торцы средней части вала.
Кулачковые полумуфты при движении экскаватора по прямой находятся во включенном положении, соединяя среднюю часть горизонтального вала с концевыми его частями. При повороте экскаватора на месте одну из ведомых кулачковых полумуфт перемещают по шлицам вдоль оси и вводят в зацепление со стопором, укрепленным на ходовой раме.
На выступающих за ходовую раму концах вала укреплены ведущие цепные звездочки, которые через втулочно-роликовые цепи передают вращение на ведущие колеса гусеничного хода.
Поскольку размеры гусеничного хода увеличены, а ширина гусеничного звена составляет 0,7 м, среднее удельное давление на грунт при передвижении экскаватора составляет всего 0,14 кг/см2, в результате чего обеспечивается хорошая проходимость в любых условиях, в том числе по болотистой местности.
Читать далее: Экскаваторы с ковшами емкостью 1,0 м3
Категория: - Эксплуатация экскаваторов
stroy-technics.ru
Экскаваторы занимают одно из ведущих мест среди спецтехники, которую можно встретить практически в любой отрасли. Везде, где требуется выемка, транспортировка и выгрузка грунта или пород, экскаватор является незаменимой машиной. Современная экскаваторная техника имеет некоторые различия в конструкции, которые делают ее максимально эффективной для выполнения определенного вида задач. Несмотря на то, что основная функция – землеройные работы, назначение и область применения у экскаваторов может существенно различаться.
Особенности устройства той или иной модели экскаваторной техники, определяют ее назначение. Экскаваторы принято классифицировать согласно некоторым параметрам технических характеристик, базовому устройству и принципу действия рабочих установок. Экскаваторную технику принято делить на основные группы:
Вся экскаваторная техника делится на две главные функциональные группы – одноковшевые и многоковшевые машины. Одноковшевые экскаваторы выполняют заданный алгоритм задач с определенной периодичностью, затрачивая на разработку, перемещение и выгрузку грунта или породы отдельные отрезки времени. Многоковшевая техника работает по принципу непрерывного действия, одновременно осуществляя все три основные операции.
Многоковшевые экскаваторы принято использовать для непрерывного выполнения большого объема работы, учитывая их высокую производительность. Одноковшевые машины более универсальны и подходят для использования в разных условиях, и выполнения принципиально-различных функций, помимо землеройного назначения.
Плавучие экскаваторы имею узкое назначение – работы, выполняемые на воде. Сухопутная техника делится еще на несколько категорий, каждая их которых функциональна и предназначена для эксплуатации в разных отраслях. Она делится на шагающие экскаваторы и машины на колесной и гусеничной базе. Ходовая экскаватора определяет способ передвижения по поверхности и приспособленность для выполнения работ в условиях рельефа разного типа.
Экскаваторы на колесной базе считаются универсальной техникой, которая способна выполнять работы городского цикла и самостоятельно перемещаться с одного объекта на другой. Гусеничные экскаваторы менее мобильны, но обладают повышенной проходимостью и способностью работать в труднодоступных местах. Шагающие экскаваторы обладают еще большей проходимостью, чем гусеничная техника, основное их назначение – работа в карьерах по добыче полезных ископаемых и разработке вскрышных пород.
Оснащение экскаватора электрическим двигателем дает возможность эксплуатировать технику на работах, где есть доступ к электроэнергии и работы приходится долго выполнять на одном месте. Гибридные и ДВС силовые установки делают экскаваторы автономными, и позволяет осуществлять самостоятельное передвижение без дополнительного транспортного средства.
В зависимости от устройства и принципа работы рабочих органов, различают экскаваторы с механическим, гидравлическим, гидродинамическим, электрическим приводом. Также рабочие агрегаты могут быть сконструированы на жесткой, телескопической или канатной подвеске.
Одноковшевые экскаваторы делятся на группы по видам рабочих органов и основному назначению. По назначению принято делить на:
По типу рабочего оборудования различают следующие группы:
Универсальные экскаваторы выполняют землеройные, погрузочные и очистные работы в различных отраслях хозяйственной деятельности. Специальные экскаваторы применяются на крупных строительных объектах, в горно-добывающей промышленности и мелиоративной отрасли.
Гусеничные экскаваторы принято относить к наиболее востребованной технике специального назначения. Ее можно встретить на строительных площадках, в лесозаготовочном и сельском хозяйстве, на коммунальных и дорожно-строительных работах. Это техника с хорошей проходимостью и высокими показателями мощности, что позволяет ее эксплуатировать в самых сложных климатических условиях для выполнения тяжелых операций.
Устройство гусеничных экскаваторов отличается достаточно простой конструкцией, состоящей из:
В качестве основы служит рама, которая связывает гусеничную базу, тележку с поворотной платформой. На платформе размещается трансмиссия, силовой агрегат, рабочие органы и кабина машиниста. Гусеничные экскаваторы разных производителей и моделей отличаются между собой техническими характеристиками и конструктивным соотношением размеров и расположения оборудования. При этом принцип действия гусеничных экскаваторов остается практически одинаковым.
Гусеничные экскаваторы отличаются наибольшей приспособленностью к самостоятельному обслуживанию и ремонту. Характеристики такой техники настолько упрощены, что она работает длительное время без простоев и непредвиденных сбоев. Производители гусеничных экскаваторов постепенно совершенствуют соотношение технических и эксплуатационных характеристик этих машин, оставляя базовую несущую конструкцию в первоначальном виде.
traktorspec.ru
ЭКСКАВАТОРОВ
Одноковшовый экскаватор является основной землеройной машиной в строительстве. Этими машинами выполняется около половины объемов земляных работ. Их используют при строительстве промышленных и гражданских зданий и сооружений, автомобильных и железных дорог, аэродромов, гидротехнических систем и нефтепроводов, в карьерах при добыче строительных материалов и других полезных ископаемых. С их помощью отрывают котлованы, траншеи, каналы, а также разрабатывают выемки и насыпи и отделывают откосы и стенки.
Одноковшовые экскаваторы могут успешно работать в грунтах различной прочности. При разработке грунтов I...IV категорий они не нуждаются в предварительном рыхлении забоя. И только при работе в тяжелых мерзлых и скальных грунтах требуется проводить предварительное рыхление забоя взрывом или с помощью рыхлителей.
Одноковшовыми экскаваторами можно разрабатывать грунт как выше, так и ниже уровня площадки их установки. Они могут работать в стесненных условиях и разрабатывать грунт под водой, выгружая его в транспортные средства или в отвал.
Для эффективного выполнения разнообразных земляных и других работ в строительстве экскаватор может быть снабжен несколькими видами сменного рабочего оборудования. Это послужило основанием называть их универсальными.
Одноковшовый экскаватор в большинстве случаев состоит из ходового устройства и поворотной части, связанных между собой опорно-поворотным устройством. Поворотная часть выполнена в виде ра-
мы. На ней установлено рабочее оборудование - стрела и привод, который с помощью силовой установки и трансмиссии приводит в движение рабочее оборудование и ходовое устройство. В передней части на раме размещена кабина с органами управления машиной.
Одноковшовые экскаваторы делятся на гидравлические и канатные.
У гидравлического экскаватора рабочее оборудование выполнено из шарнирно связанных элементов, которые могут поворачиваться как один относительно другого, так и относительно поворотной платформы в вертикальной плоскости. Передача энергии от силовой установки к элементам рабочего оборудования осуществляется посредством жидкости, перемещающейся по трубопроводам. Конечные звенья привода в этом случае обычно представляют собой гидроцилиндры с поршнями и штоками. Исполнение привода в таком виде позволяет упростить трансмиссию, благоприятно скомпоновать оборудование на платформе, обеспечить регулирование скоростей в широком диапазоне, надежно защитить от перегрузок, увеличить эффективность использования мощности двигателя, автоматизировать управление и расширить технические возможности экскаваторов, применяя большое количество видов сменного рабочего оборудования.
Все эти положительные свойства, получающиеся при применении гидропривода, открывают возможности для создания экскаваторов малых размеров и массы при высоких усилиях на режущей кромке их рабочего органа и большой производительности. Однако изготовление элементов 'и гидроагрегатов привода требует применения высокоточного станочного оборудования и специальных измерительных и других приспособлений. Это обусловливает более высокую стоимость машин с таким приводом.'
В канатных экскаваторах энергия от силовой установки - двигателя к элементам рабочего оборудования передается посредством механических передач. Конечные звенья их выполнены в основном в виде канатов. Механические передачи требуют разветвленной кинематической связи между элементами передач и значительного места для их размещения на платформе. В связи с этим по сравнению с гидравлическими экскаваторами при равной вместимости ковша машина получается большего размера и массы. Однако элементы привода и органов управления просты в изготовлении, что определяет более низкую стоимость канатных экскаваторов.
К существенным достоинствам канатных экскаваторов по сравнению с гидравлическими можно отнести также возможность их работы при оборудовании прямой лопаты в более высоком, без образования навеса, забое и использование их с оборудованием драглайна, которое получило широкое применение в строительстве и при добыче полезных ископаемых.
Одноковшовые экскаваторы являются землеройными машинами цикличного действия. Основная часть из них относится к универсальным машинам. Их можно оснащать оборудованием для разработки грунта, подъема грузов, забивки свай и производства других работ. Незначительное число их работает с каким-либо одним видом оборудования. В основном это бывает на машинах большой мощности.
По назначению одноковшовые экскаваторы бывают:
строительные и строительно-карьерные, имеющие обычно ковш вместимостью 0,015...10 м3 и массу 0,25...250 т;
карьерные с ковшом вместимостью 2...20 м3 и массой 40...900т;
вскрышные с ковшом вместимостью 4... 160 м3 и массой 170... 13000 т, предназначенные для добычи полезных ископаемых в горной промышленности и выполнения земляных работ больших объемов, например, в гидротехническом строительстве;
туннельные и шахтные с уменьшенными размерами рабочего оборудования, с ковшами вместимостью 0,5...1 м3 и массой 15...30 т, предназначенные для подземных работ.
По числу установленных двигателей экскаваторы бывают одно- и многодвигательными. В первом случае энергия от одного двигателя передается к элементам рабочего оборудования и механизмам через несколько разветвляющихся трансмиссий. Во втором случае элементы рабочего оборудования и механизмы приводятся от нескольких двигателей. Причем, если каждое рабочее движение элементов оборудования или механизмов осуществляется от отдельного двигателя, то экскаватор называют экскаватором с индивидуальным приводом, а если каждый из двигателей машины приводит в движение несколько ее основных механизмов - экскаватором с групповым приводом.
По типу привода различают экскаваторы с гидравлическим, механическим, гидромеханическим, электрическим и смешанным приводами. Название привода обычно соответствует типу примененной передачи.
По степени подвижности поворотной части экскаваторы делятся на полноповоротные, когда поворотная платформа относительно ходового оборудования может вращаться на 360°, и неполноповоротные.
По типу механизма передвижения экскаваторы разделяют на- гусеничные, пневмоколесные, шагающие, на специальном шасси, на базе тракторов, автомобилей и плавучие. К экскаваторам на специальном шасси относят машины, имеющие колесный движитель автомобильного типа.
По типу подвески рабочего оборудования различают экскаваторы с жесткой (гидравлические) и гибкой (канатные) подвеской.
По видам рабочего оборудования на строительных экскаваторах применяют рабочее оборудование: прямая лопата, обратная лопата, драглайн, планировочное, погрузочное, грейферное, крановое, копер
и др. Помимо этого при каждом виде оборудования экскаваторы можно различать еще и в зависимости от формы или назначения рабочего органа или приспособления. Например, в зависимости от назначения и формы ковша их называют экскаватор с зачистным, профильным и т.п. ковшом. Строительные экскаваторы могут быть снабжены рабочим оборудованием и рабочими органами до 30...35 видов.
Экскаватором непрерывного действия называют машину, непрерывно разрабатывающую грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал. Рабочий орган машины может быть оборудован несколькими ковшами, скребками и резцами, поочередно отделяющими грунт от массива. Их закрепляют на едином рабочем органе - роторе или на замкнутой цепи, располагая на одинаковом расстоянии один от другого.
Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений: относительного - многократного непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их элементов вместе с рабочим органом по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного - перемещения рамы вместе с рабочим органом, называемого также подачей. При этом, в отличие от одноковшового экскаватора, все операции рабочего процесса которого выполняются последовательно при обязательном участии ковша, у экскаватора непрерывного действия те же операции совмещены во времени и функционально разделены между ковшами и транспортирующим устройством.
Как и в одноковшовых экскаваторах, каждый ковш экскаватора непрерывного действия работает в цикличном режиме, последовательно выполняя операции отделения грунта от массива и выноса его из зоны забоя. Одноименные операции и их характерные этапы для всех смежных ковшей равномерно смещены во времени. В любой фиксированный момент времени одни ковши отсыпают грунт на транспортирующее устройство, другие находятся на пути к месту отсыпки, третьи,
располагаясь на разных участках забоя, заполняются отделяемым от массива грунтом, четвертые занимают положения возврата в забой, находясь на различных расстояниях от его начала и т.д. В целом многоковшовый рабочий орган одновременно выполняет все перечисленные операции.
Транспортирующее устройство, чаще в виде ленточного конвейера, принимая от ковшей порции грунта (ссыпки), перемещает и отсыпает его непрерывным потоком в отвал или перегружает на другие транспортирующие или транспортные устройства.
Однотипность рабочих движений экскаватора непрерывного действия предопределяет определенную автоматизацию рабочего процесса и, как следствие, облегчение управления.
Важным преимуществом этих экскаваторов перед одноковшовыми является также более полное использование во времени установленной мощности энергосиловой установки и, как следствие, при прочих равных условиях более высокая техническая производительность. Известно, что наибольшая мощность затрачивается одноковшовым экскаватором в конце копания. При поворотных движениях на выгрузку и возврат в забой установленная мощность используется не полностью.
Наиболее целесообразно применять экскаваторы непрерывного действия на массовых земляных работах в однородных грунтах. -В то же время для широкого внедрения этих машин в строительную практику следует решить задачу повышения их надежности.
Экскаваторы непрерывного действия классифицируют по назначению, типу рабочего органа, способу копания, типу привода и типу ходового устройства.
По назначению или виду выполняемых работ различают экскаваторы для рытья и засыпки выемок большой протяженности по сравнению с размерами поперечного сечения (траншей), карьерные для добычи строительных материалов в карьерах и карьерно-строительные,
используемые для тех же целей, а также для выполнения массовых земляных работ в строительстве.
В группе траншейных экскаваторов выделяют машины собственно для рытья траншей и траншеезасыпатели для разработки грунта в уложенном вдоль траншеи бруствере и засыпки им траншеи после укладки в нее коммуникаций.
В отличие от упомянутых машин, непрерывно перемещающихся в одном направлении по мере рытья или засыпки траншеи, карьерные экскаваторы длительное время работают в ограниченной рабочей зоне, чем предопределяются особенности их энергоснабжения, конструктивного решения ходовых устройств и др.
Карьерно-строительные роторные экскаваторы непрерывного действия предназначены для выполнения однотипных земляных работ как в карьерах, так и на строительных площадках. Их конструкция должна обеспечивать автономное передвижение экскаватора при смене объекта.
По типу рабочего органа различают роторные и цепные экскаваторы. У роторных экскаваторов ковши закреплены на рабочем колесе - роторе, вращающемся на раме, а у цепных - на бесконечной цепи, перемещающейся по направляющим роликам ковшовой рамы. Для разработки узких траншей ковши могут быть заменены скребками.
По способу копания различают экскаваторы продольного и поперечного копания. По первой схеме выполнены траншейные экскаваторы, вектор переносного движения у которых находится в плоскости относительного движения ковшей. У карьерных и карьерно-строитель-ных экскаваторов, выполненных по второй схеме, этот вектор составляет с плоскостью относительного движения ковшей прямой или близкий к нему угол. Переносное движение у этих экскаваторов обеспечивается вращением поворотной платформы с установленной на ней стрелой, на конце которой вращается ротор, или, как и у экскаваторов продольного копания, передвижением всей машины.
Тип привода экскаватора непрерывного действия определяется прежде всего его назначением, требованиями к рабочим движениям, обеспечиваемым отдельными исполнительными механизмами, удаленностью последних от источника энергии, а также типом базовой машины. Карьерные цепные экскаваторы поперечного копания, работающие в ограниченной зоне, питаются электроэнергией от внешнего источника, а их исполнительные механизмы имеют индивидуальный электрический привод. Принципиально такая схема пригодна и для роторных строительных экскаваторов. Однако с целью обеспечения автономности для выполнения работ по назначению строительно-карьерных экскаваторов их оборудуют дизель-генераторной или дизель-гидравлической энергосиловой установкой с сохранением, как и в первом случае, индивидуального электрического или гидравлического привода исполнительных механизмов.
На всех экскаваторах продольного копания в качестве первичного двигателя применен дизель с механической, электрической или комбинированной трансмиссиями. Для привода ходовых устройств все чаще применяют гидравлический привод, обеспечивающий бесступенчатое регулирование скоростей передачи. Рабочий орган обычно приводится через механическую подачу, известен также его электрический привод. Для привода транспортирующего устройства применяют все перечисленные приводы.
По типу ходовых устройств экскаваторы непрерывного действия делятся на гусеничные (большая часть экскаваторов продольного копания, строительные роторные экскаваторы), пневмоколесные (малые модели экскаваторов продольного копания на базе пневмоколесных тракторов) и рельсоколесные (цепные экскаваторы поперечного копания) для работы в ограниченной зоне.
studfiles.net