|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Все мы с вами привыкли к нашим автомобильным аккумуляторам, мы знаем что они запускают двигатель, подавая энергию на стартер, который уже вращает маховик запуская мотор. Такие АКБ получили название стартерные, но зачастую в литературе есть еще одно понятие – тяговые, они также применяются в транспорте, хотя и не всегда так, как мы с вами привыкли. Сегодня я хочу вам рассказать — чем они отличаются друг от друга, и можно ли один применять вместо другого …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Лично я видел тяговые батареи в обычном автомобильном магазине, правда раздел был совмещен с товарами для рыбалки и охоты, а именно такие АКБ продавались для лодок. Так что же это за зверь дивный такой, и почему они не продаются для обычных авто? Для начала коротко вспомним про стартерные варианты.
Это аккумуляторы, которые применяются в легковых и грузовых машинах, у них есть одна основная задача — запуск двигателя. При запусках они отдают очень большой ток – который получил название «пусковой».
На бортах батареи можно его рассмотреть, он колеблется от 250 до 1000 Ампер, это один из основных показателей батареи, наряду с напряжением (зачастую оно около 12,7Вольта), а также емкостью – измеряется в Ампер * часах (на многих авто самые популярные показатели 55 – 65 Ам*ч).
Такие АКБ очень чувствительны к глубоким разрядам, их не рекомендуется разряжать ниже 10Вольт. Если разрядили несколько раз ниже этого показателя (примерно 20 – 30 раз) – аккумулятор можно выкидывать, потому как, он потеряет большую часть своей емкости.
То есть если утрировать – стартерный АКБ запускает движок, отдавая просто фантастический ток, а дальше заряжается, восполняя затраченную энергию от генератора. Не любит глубоких разрядов и быстро выходит из строя от них.
Это совершенно другой тип батарей, хотя также применяется в автомобилях, хотя не в традиционных – электрокары, гибриды, разного рода спецтехника (погрузчики, тягачи, питание для электрических двигателей лодок).
Такие аккумуляторы не имеют высоких пусковых токов, они заточены немного на другое, а именно:
Их применяют там, где нужно питать долго и постоянно. Например, на электромобилях (или гибридах) — питание электрических двигателей, на погрузчиках – питание подъемника, на моторах лодок – питание винтов и т.д. Очень эффективно их применять и в альтернативных источниках энергии – ветрогенераторы, солнечные панели. Причем они очень устойчивы к такой нагрузке, могут работать часами или даже днями (в зависимости от потребления энергии)
Дополнительными плюсами можно назвать — устойчивость к низким и высоким температурам (от – 30 до 65 градусов Цельсия).
У них есть два важных показателя:
Напряжение – зачастую это 2 – 4 – 8 – 12 — 24Вольта
Емкость – начинается от 30 до 300 Ампер, хотя бывают батареи и больше. Важно отметить зачастую у них указывается две емкости при «2» или «5» градусах Цельсия, и при «20» «25» градусах. Как правило, они различны, при низких температурах емкость может падать на 10 – 15%.
Хочется начать с того что, устройство очень схожее с обычными стартерными АКБ, но есть и отличия.
Схожесть:
Отличия:
Знаете, когда я первый раз увидел тяговый аккумулятор, я подумал что дам должно быть примерно 100 – 150Ампер при напряжении в 12Вольт, а это оказалось всего 1 банка, с напряжением в 2Вольта и 50Ампер! Просто огромная.
Если говорить про различные технологии — существует всего два типа тяговых батарей – кислотные и щелочные.
Как становится понятно из-за таких проблем щелочные не получили большого распространения, хотя в СССР они пользовались большим спросом.
Сейчас кстати появляются тяговые АКБ, основанные на новых технологиях это AGM и GEL, как собственно и в автомобилях. Они компактные и выдают больше энергии, правда стоимость их иногда просто зашкаливает.
Гипотетически можно, но не всегда вы сможете запустить двигатель, ведь тяговые варианты отдают намного меньше энергии в пике, то есть банально не хватит тока для запуска.
А если вы найдете, скажем, тяговый с током в 300Ампер, то он банально может не поместиться у вас под капотом машины. Вед именно 300А нужно для пуска среднестатистического легкового авто.
Сейчас небольшое видео.
На этом все, думаю, информация очень полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.
avto-blogger.ru
17 декабря 2013
Среди всех современных химических источников электрического тока больше всего распространены свинцовые аккумуляторы. Популярность свинцовых аккумуляторов обусловлена их относительно невысокой ценой, а также большим разнообразием этих аккумуляторов, применяемых в самых различных областях техники. Свинцовые аккумуляторы делятся на следующие основные группы: стационарные, тяговые, портативные (герметизированные, SLA) и стартерные.
Стационарные аккумуляторы, работающие, как правило, в режиме непрерывного подзаряда, применяются в качестве аварийных (резервных) источников тока на объектах энергетики и связи.
Тяговые аккумуляторы используют как источники электроснабжения различных видов электротранспорта и специальных машин на его базе. Тяговые аккумуляторы имеют очень большой ресурс и работают в режиме многократного глубокого разряда.
Портативные герметизированные (SLA) аккумуляторы используются для электропитания различных приборов, инструментов, в системах аварийного освещения и электроснабжения. Отличаются низкой стоимостью по сравнению с другими видами аккумуляторов.
Стартерные аккумуляторы применяются в автомобилях. Главная задача этих аккумуляторов – надежный запуск двигателя внутреннего сгорания. Вторая задача – создание своего рода энергетического буфера. В современном автомобиле используется большое количество разнообразных устройств для повышения комфорта, безопасности и т.д. Но генератор не всегда может обеспечить электроснабжение этих устройств, поскольку при движении в городских условиях частые (а нередко и длительные) остановки не способствуют отдаче мощности с двигателя на генератор. Вот здесь стартерный аккумулятор и обеспечивает электропитание всех необходимых устройств. Соответственно, из этого вытекает третья задача стартерных аккумуляторов – электропитание устройств автомобилей при неработающем двигателе. Но здесь важно помнить, что продолжительное использование электрических устройств при неработающем или работающем на холостом ходу двигателе приводит к глубокому разряду аккумулятора и резкому снижению его стартерных свойств. И, наконец, четвертая задача стартерного аккумулятора – аварийное электропитание. В случае выхода из строя генератора, выпрямителя, регулятора напряжения именно аккумулятор должен обеспечить работу всех устройств, необходимых для следования к ближайшему месту, где можно провести ремонт или замену неисправного оборудования.
Стартерные аккумуляторы относятся к химическим источникам тока, в которых свободная энергия, выделяющаяся в ходе окислительно-восстановительных химических реакций, преобразуется в энергию электрическую. Аккумуляторы являются вторичными, то есть обратимыми, источниками тока – их работоспособность восстанавливается путем заряда. Для заряда через вторичный источник пропускается электрический ток в направлении, обратном тому, в котором ток протекал во время разряда. Таким образом, разряд аккумулятора – это преобразование свободной энергии химического источника тока в электрическую, а заряд – обратное преобразование электрической энергии в свободную энергию химического источника.
В процессе разрядов и зарядов аккумулятора происходит преобразование активных масс в сульфат свинца и расход кислоты путем выделения из нее водорода и кислорода. Поскольку стопроцентного восстановления электролита при зарядке аккумулятора не происходит, со временем аккумулятор вырабатывает свой ресурс – зарядка не может быть произведена. Заливка электролита и полная зарядка аккумулятора производится на заводе-изготовителе. Поэтому ресурс аккумулятора отсчитывается именно с момента его выхода с конвейера, а не с момента установки на автомобиль.
Уже довольно давно для более эффективной работы электродов в их состав добавляют сурьму и мышьяк. А снижение выделения воды достигалось добавлением кальция. В результате появились первые малообслуживаемые аккумуляторы. Впоследствии оказалось, что такие аккумуляторы плохо восстанавливаются после глубоких разрядов. Для улучшения этого показателя в свинцовый сплав стали добавлять серебро, что повысило стойкость сплава.
Затем в электролит стали добавлять двуокись кремния. Так появились гелевые стартерные аккумуляторы. Гелевые аккумуляторы полностью необслуживаемые, нет необходимости доливать в них электролит, выделение газа и кругооборот воды стали проходить по замкнутому циклу, аккумуляторные батареи стали полностью герметичными. Однако широкого распространения гелевые аккумуляторы не получили. Они имеют не очень длительный срок службы, чувствительны к сильным морозам, требуют исключительно штатной работы всей электросистемы автомобиля и при этом довольно дорого стоят.
Сегодня массовое распространение получили стартерные аккумуляторы с технологией AGM. Электролит при использовании системы AGM остается жидким, но все участвующие в процессе электролиза решетки оборачиваются в синтетическую ткань, задерживающую мельчайшую взвесь электролита. Аккумуляторы, изготовленные по системе AGM, можно размещать в разных плоскостях, они долго сохраняют работоспособность при повреждениях корпуса, устойчивы к сильным перепадам температур, вибрации, хорошо переносят глубокие разряды, имеют длительный ресурс и при всем этом отличаются относительно невысокой стоимостью.
Интересно, кстати, что продажи стартерных аккумуляторов AGM растут в основном усилиями неевропейских потребителей. Европейцы предпочитают покупать аккумуляторы, сделанные по «старым добрым» проверенным технологиям, хотя благосклонно относятся к их дополнениям и улучшениям.
Производство стартерных аккумуляторов – дело прибыльное. Поэтому на мировом рынке идет жесткая конкуренция между большим количеством компаний, производящих такие аккумуляторы. Многие производители аккумуляторов пользуются широчайшей известностью. Это A-Mega, ACDelco, American, ATLANT, ATLAS, AutoPart, Banner, Bars, Bosch, Centra, Cougar, Deka, Delkor, Delta, Dilen, Duracell, Ecostart, EXIDE, Fiamm, Furukawa Battery, H&T, Medalist, Minn Kota, Moll, Mutlu, Optima, Panasonic, President, ROYAL, Solite, Sonnenschein, Super Nova, TAB, Topla, Trojan, Tyumen Battery, Varta, Yuasa, АкТех, Зверь, Подольский аккумулятор.
Некоторые производители выпускают стартерные аккумуляторы для большого ассортимента марок автомобилей, некоторые специализируются на отдельных марках. В любом случае уровень конкуренции на рынке аккумуляторов очень высок, поэтому Вы всегда сможете выбрать аккумулятор, подходящий Вам как по техническим характеристикам, так и по стоимости.
Чтобы аккумулятор Вашего автомобиля радовал Вас исправной работой и не стал источником неприятностей, нужно соблюдать несложные правила:
Меры безопасности:
При копировании информации прямая ссылка обязательна.
другие статьи »www.autoakb.ru
К основным характеристикам стартерной батареи относятся: электродвижущая сила (э. д. е.), внутреннее сопротивление, напряжение разряда, напряжение заряда, емкость, коэффициент отдачи по емкости, саморазряд и срок службы.
Электродвижущая сила. Э. д. с. аккумулятора Е равна разности потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи.
Так, если плотность электролита составляет 1,27 г/см3, то э. д. с. аккумулятора равна 2,12 В.
Так как плотность электролита зависит от температуры, от температуры зависит и э. д. с. Однако влияние температуры на э. д. с. невелико и на практике им пренебрегают.
Э. д. с. можно измерить вольтметром с большим внутренним сопротивлением (не менее 300 Ом/В). Однако если измерить э. д. с. непосредственно после разряда и затем провести ее измерение после нескольких часов покоя, то результат будет неодинаков. Значение э. д. с. будет больше во втором случае. Это объясняется тем, что плотность электролита, уменьшившаяся у поверхности электродов при разряде, не может повыситься мгновенно после окончания разряда. Процесс выравнивания плотности определяется скоростью диффузии и идет постепенно. Для полного выравнивания плотности электролита по всему объему необходимо 10—12 ч. Э. д. с. при равенстве плотности электролита по всему объему называют равновесной электродвижущей силой.
По тем же причинам э. д. е., измеренная непосредственно после заряда, будет больше равновесной э. д. с.
Э. д. е., рассчитанная по плотности электролита, практически равна равновесной э. д. е., так как локальные изменения плотности электролита у поверхности электродов очень мало влияют на значение плотности электролита после ее выравнивания по всему объему.
Внутреннее сопротивление. Любой источник тока, в том числе и аккумулятор, имеет внутреннее сопротивление, которое противодействует прохождению через аккумулятор зарядного или разрядного тока.
Омическое сопротивление аккумулятора имеет ту же природу, что и сопротивление всех проводников. У заряженного аккумулятора оно составляет несколько тысячных долей ома. Однако по мере разряда меняется химический состав активной массы электродов и уменьшается плотность электролита, что вызывает изменение омического сопротивления аккумулятора. Удельное сопротивление губчатого свинца составляет 1,83- 104 Ом-см, двуокиси свинца — 74-Ю-4 Ом-см, а сульфата свинца — около 1,0-107 Ом-см.
Приведенные данные показывают, что продукт разряда (сульфат свинца) имеет значительно большее сопротивление, чем исходные материалы. Поэтому сопротивление электродов с увеличением разряженности аккумулятора растет.
График зависимости удельного сопротивления электролита от его плотности имеет явно выраженный минимум. При температуре электролита 20 °С удельное сопротивление имеет минимум при плотности электролита 1,22 г/см3, равный 1,35 Ом-см. Так как плотность электролита в процессе разряда изменяется примерно от 1,27 до 1,1 г/см3, то сопротивление электролита по мере разряда сначала несколько уменьшается, а затем растет.
На сопротивление электролита существенное влияние оказывает его температура, которая на остальные составляющие омического сопротивления практически не влияет. Понижение температуры вызывает повышение сопротивления электролита, особенно сильное в зоне отрицательных температур.
Таким образом, омическое сопротивление свинцового аккумулятора зависит от его разряженности и температуры электролита. Естественно, что омическое сопротивление аккумуляторной батареи зависит от тех же факторов, к которым добавляется еще сопротивление борнов и межэлементных соединений. Зависимость омического сопротивления батареи от разряженности при различных температурах электролита показывает общую тенденцию возрастания сопротивления с увеличением разряженности. При положительных температурах в зависимостях сопротивления от разряженности наблюдаются участки небольшого уменьшения сопротивления, вызванного переходом удельного сопротивления электролита через минимум. Это уменьшение сопротивления с понижением температуры исчезает.
Рис. 1. Зависимость удельного сопротивления электролита от его плотности (температура электролита 20 °С)Кроме того, с понижением температуры уменьшается значение разряженности батареи, при котором начинается резкое увеличение сопротивления.
Если омическое сопротивление аккумулятора имеет ту же природу, что и сопротивление всех проводников, то физический смысл сопротивления поляризации следует пояснить особо. При рассмотрении факторов, влияющих на э. д. с. аккумулятора при прохождении через аккумулятор зарядного или разрядного тока, отмечалось изменение плотности электролита, находящегося в непосредственном контакте с электродами. При разряде плотность электролита у электродов уменьшается и уменьшается э. д. с. аккумулятора на величину, называемую э. д. с. поляризации разряда. При заряде происходит увеличение плотности и, следовательно, э. д. с. аккумулятора — на величину э. д. с. поляризации заряда. После прекращения заряда или разряда э. д. с. поляризации не исчезает мгновенно, она уменьшается постепенно по мере того, как в результате диффузии происходит выравнивание плотности электролита. В процессе заряда и разряда э. д. с. поляризации проявляется как падение напряжения внутри аккумулятора. Поэтому условно э. д. с. поляризации выражают через сопротивление поляризации, т. е. аналогично падению напряжения на омическом сопротивлении.
Рис. 2. Зависимость удельного сопротивления электролита от его температуры (плотность 1,26 г/см3 при температуре 25 °С)
Рис. 3. Зависимость омического сопротивления аккумуляторной батареи 6СТ-90
Сопротивление поляризации увеличивается с понижением температуры и уменьшается с повышением тока (как при разряде, так и при заряде).
Таким образом, внутреннее сопротивление аккумулятора увеличивается с увеличением разряженности, при уменьшении тока и понижении температуры электролита.
Напряжение разряда и заряда. При разряде аккумулятора его равновесная э. д. с. Е распределяется между внутренним участком цепи, где она преодолевает внутреннее сопротивление, и внешним, где посредством присоединенного потребителя (нагрузки) электрическая энергия преобразуется в другой вид энергии. Та часть э. д. е., которая при разряде приходится на внешний участок цепй, называется напряжением разряда аккумулятора Uр. Потери же на внутреннем участке носят название внутренних потерь напряжения RIP.
Зная характер изменения равновесной э. д. с. и внутреннего сопротивления от ряда факторов, можно сказать, что напряжение разряда уменьшается с увеличением разряженности аккумулятора, понижением температуры электролита, увеличением разрядного тока.
Перед началом разряда равновесная э. д. с. имеет значение Ео, соответствующее определенной плотности электролита. В начале разряда постоянным по силе током происходит резкое падение напряжения разряда (участок а—б) за счет внутренних потерь напряжения на омическом сопротивлении батареи. Затем происходит быстрое, но плавное снижение напряжения (участок б—в) за счет появления э. д. с. поляризации. Нарастание э. д. с. поляризации происходит до тех пор, пока не установится определенная разность концентраций электролита (у поверхности электродов и в общем объеме), обеспечивающая поступление к электродам необходимого для реакций количества кислоты. Следующий участок в—г характеризуется относительно медленным снижением напряжения в результате уменьшения равновесной э. д. с. из-за общего снижения плотности электролита. К концу разряда, когда активные вещества на поверхности электродов превращаются в сульфат свинца, а к находящимся в глубине доступ электролита затруднен, увеличиваются омическое сопротивление и э. д. с. поляризации, а напряжение разряда быстро падает (участок г—д). При прекращении разряда напряжение повышается скачком на величину омических потерь (участок д—е). При этом происходит плавное уменьшение э. д. с. поляризации за счет выравнивания плотности электролита у поверхности электродов и в общем объеме (участок е—ж). Поэтому на этом участке происходит плавное увеличение э. д. е., значение которой приближается к значению равновесной э. д. с.
Рис. 4. Изменение напряжения свинцово-кислотного аккумулятора: а — разряд; б — заряд
Перед началом заряда равновесная э. д. с. также имеет какое-то начальное значение Ео, соответствующее плотности электролита в аккумуляторе. В начале заряда постоянной силы током наблюдаются те же процессы, что и в. начале разряда, но протекают они в обратном направлении. Сначала (участок а—б) происходит резкое увеличение напряжения заряда по отношению к э. д. с. на величину падения напряжения на омическом сопротивлении. Участок б—в характеризуется нарастанием э. д. с. поляризации, связанным с быстрым увеличением плотности электролита у поверхности электродов. Затем (участок в—г) напряжение нарастает медленно, что обусловлено ростом равновесной э. д. с. благодаря общему увеличению плотности электролита. К концу заряда, когда почти весь сульфат свинца
превратился в двуокись свинца на положительном электроде и в губчатый свинец на отрицательном, в электролите происходит главным образом разложение воды. В результате разложения воды увеличивается э. д. с. поляризации аккумулятора, что приводит к увеличению напряжения заряда (участок г—д). На участке д—е происходит уже только разложение воды, сопровождающееся появлением на поверхности электролита пузырьков газа (кислорода и водорода). На этом участке напряжение остается постоянным. Обильное газовыделение («кипение» электролита) и постоянство напряжения служат признаком конца заряда.
При прекращении заряда напряжение скачком падает на величину падения напряжения на омическом сопротивлении (участок е—ж). Затем происходит плавное уменьшение э. д. с. поляризации, которое исчезает при полном выравнивании плотности электролита во всем объеме (участок ж—з).
Напряжение батареи при разряде будет равно сумме напряжений ее аккумуляторов за вычетом падения напряжения на межэлементных соединениях. При заряде падение напряжение на межэлементных соединениях суммируется с напряжениями аккумуляторов.
В эксплуатации наиболее важно, чтобы аккумуляторная батарея обеспечивала надежное питание стартера при пуске двигателя. Однако при понижении температуры в результате действия рассмотренных выше факторов разрядное напряжение понижается (рис. 1.10). Это является одной из основных причин затрудненного пуска двигателя в холодное время года.
Емкость. В зависимости от количества активных веществ и электролита аккумулятор одним и тем же током может разряжаться различное время. Количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде, называется емкостью.
Рис. 5. Зависимость напряжения аккумуляторной батареи (на 10-й секунде разряда) от температуры электролита при стартерном режиме разряда
При определенном количестве активных веществ и электролита емкость в значительной степени зависит от коэффициента использования веществ, определяемого отношением массы расходуемых активных веществ к их полной массе.
Теоретически для получения 1А-ч электричества необходимо 4,46 г двуокиси свинца, 3,87 г свинца и 3,66 г серной кислоты. Однако у современных стартерных батарей активных веществ содержится в 2 раза больше.
Важнейшими факторами, влияющими на коэффициент использования активных веществ, являются пористость активной массы, толщина электродов, плотность и температура электролита, режим разряда.
Повышение пористости активной массы позволяет улучшить условия поступления электролита в глубь электродов и за счет этого увеличить количество веществ, участвующих в реакциях.
Уменьшение толщины электродов позволяет значительно увеличить коэффициент использования активной массы, особенно при токах разряда большой величины. У тонких электродов внутренние слои активной массы используются эффективнее, чем у толстых.
С увеличением плотности электролита коэффициент использования активной массы растет. Однако повышенная плотность приводит к снижению срока службы батарей. Поэтому плотность электролита определяют условия эксплуатации аккумуляторных батарей.
Различают длительные режимы разряда, при которых разряд производят небольшими токами в течение нескольких часов (например, 10- и 20-часовой режимы разряда), и короткие или стар-терные, при которых разряд длится несколько минут большими токами.
Увеличение тока разряда уменьшает коэффициент использования активной массы и, следовательно, емкость. При больших :токах разряда поверхностные слои электродов быстро превращаются в сульфат свинца, который закупоривает поры, и внутренние слои активной массы почти не участвуют в реакциях.
Для сравнения различных стартерных батарей введено понятие номинальной емкости. Под ней понимают емкость, которую должна отдать полностью заряженная батарея в установленном режиме разряда. Для стартерных батарей номинальная емкость С2о задается в 20-часовом режиме при температуре электролита 25 °С током такой величины, при котором через 20 ч напряжение на 12-вольтовой батарее снижается до 10,5 В.
Например, если емкость 12-вольтовой аккумуляторной батареи в 20-часовом режиме разряда 90 А-ч, это означает, что при разряде батареи током 4,5 А (0,05 С20) при температуре электролита 25 °С до напряжения 10,5 В время разряда составит не менее 20 ч.
При стартерных режимах разряда емкость не рассчитывается. Для оценки характеристик батарей в стартерных режимах пользуются напряжением и продолжительностью разряда. Разрядный ток обычно задается численно равным утроенному значению номинальной емкости.
Понижение температуры электролита приводит к уменьшению емкости. Это является следствием увеличения вязкости электролита, вызывающего повышение сопротивления поляризации и омического сопротивления. При больших токах разряда влияние температуры электролита на емкость сказывается сильнее.
Чтобы восстановить емкость аккумуляторной батареи, отданную при разряде, необходимо в режиме заряда сообщить батарее несколько большую емкость. Это объясняется тем, что часть энергии при заряде идет на побочные процессы, например на процесс разложения воды. Отношение числа ампер-часов, отданных при разряде, к числу ампер-часов, полученных батарей при заряде, называется коэффициентом отдачи по емкости. Для стартерных батарей он равен 0,85 при длительных режимах разряда.
Саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается. Такой разряд батареи называется саморазрядом.
Во время эксплуатации батарей бывают нормальный и повышенный саморазряды. Нормальный саморазряд — явление естественное и неизбежное в отличие от повышенного.
Нормальный саморазряд новых аккумуляторных батарей (кроме необслуживаемых) при температуре электролита 20± ±5°С не должен превышать 10% номинальной емкости за 14 сут. Для необслуживаемых (малообслуживаемых) батарей саморазряд не должен превышать 10 % за 90 сут.
Нормальный саморазряд аккумулятора происходит по следующим причинам. Решетка положительного электрода, состоящая из свинца, не полностью контактирует с активной массой (двуокисью свинца), и между свинцом решетки и активной массой в присутствии электролита из-за различного химического состава материалов электрода возникает разность потенциалов. Иными словами, в этих местах образуются гальванические элементы, которые сами, находясь в состоянии разряда, постепенно разряжают электрод.
Рис. 6. Зависимость емкости аккумуляторной батареи от температуры электролита: 1 — разряд номинальным током; 2 — разряд током стартерного режима
Решетка отрицательного электрода, состоящая из свинца, и его активная масса (губчатый свинец) представляют собой два электрода, между которыми также возникает разность потенциалов, вызывающая саморазряд.
Кроме этого, причинами нормального саморазряда являются трудноудаляемые примеси металлов, содержащиеся в материалах, из которых изготовляют электроды, и примеси, находящиеся в электролите. Наиболее подвержен саморазряду отрицательный электрод.
Одной из причин нормального саморазряда является также то, что плотность электролита, находящегося в нижней части аккумулятора, всегда немного больше плотности электролита, находящегося в его верхней части. Поэтому между верхней и нижней частями электродов возникает разность потенциалов, приводящая к саморазряду.
Повышенный саморазряд аккумуляторных батарей происходит по следующим причинам.
При небрежной заливке электролита в аккумуляторы, а также при бурном газовыделении наружная поверхность аккумулятора может оказаться смоченной электролитом, что значительно увеличивает саморазряд. Величина такого саморазряда в некоторых случаях превышает 5—10 % емкости батареи в сутки.
Причиной повышенного саморазряда батареи может служить также применение дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси.
Содержание в электролите даже незначительных количеств меди и особенно железа намного увеличивает саморазряд батареи.
В процессе эксплуатации саморазряд аккумуляторных батарей постепенно увеличивается и резко возрастает к концу срока их службы.
Саморазряд батарей в значительной степени зависит от температуры электролита. С понижением температуры электролита он уменьшается и при отрицательных температурах у новых батарей практически прекращается.
Срок службы. При соблюдении правил эксплуатации, определяемых инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные», заводами-изготовителями гарантируются определенные (гарантийные) сроки службы батарей. Гарантируется нормальная работа аккумуляторных батарей в течение 18 мес со дня ввода батарей в эксплуатацию. Так как срок службы зависит от пробега (интенсивности эксплуатации) автомобиля, на котором эксплуатируется аккумуляторная батарея, то в пределах гарантийного срока службы оговаривается гарантийная наработка, которая должна быть не более 60 тыс. км.
Это означает, что батарея, вышедшая из строя в пределах гарантийного срока службы и имеющая наработку более 60 тыс. км, гарантийной замене не подлежит.
Фактические сроки службы батарей, не имеющих технологических дефектов и эксплуатирующихся с соблюдением установленных правил, значительно превышают гарантийные. Минимальный срок службы зависит от наработки и считается нормальным, если составляет 24 мес при наработке не более 90 тыс. км и 12 мес при наработке от 90 тыс. до 150 тыс. км.
Читать далее: Подготовка батареи к эксплуатации
Категория: - Электрооборудование автомобилей
stroy-technics.ru
Стартерная автомобильная аккумуляторная батарея отличается от других тем, что способна выдавать очень большой ток, необходимый для прокрутки двигателя стартером при его запуске. Для сравнения возможностей стартерных аккумуляторов разных производителей нужно уметь пересчитать значение тока холодной прокрутки из одного стандарта в другой.
Стартерная аккумуляторная батарея собирается в одном моноблоке, разделенном перегородками на отдельные камеры по числу аккумуляторов в батарее. Для активной химической реакции, в результате которой выделяется электрическая энергия, необходимы два разнородных проводника-электрода, находящиеся в электропроводящей жидкости электролите.В автомобильных аккумуляторах в качестве проводников применены решетчатые пластины из сплава свинца с сурьмой.
Ячейки пластин заполнены массой из окиси свинца. После обработки окись свинца на положительных пластинах превращается в перекись свинца (темного цвета), а на отрицательных пластинах — в чистый свинец (светлого цвета). Наиболее популярна технология концерна VARTA, где один из электродов помещен в сепаратор-конверт, названный так по внешнему сходству с обычным конвертом. Эта конструкция исключает возможное в традиционных стартерных аккумуляторах замыкание электродов.
Различают автомобильные стартерные аккумуляторы с правым + выводом (Евро) и с левым его расположением, если сторона выводов обращена к наблюдателю. Разновидности автомобильных стартерных аккумуляторов по характеру обслуживания таковы.
— Традиционные автомобильные аккумуляторы, требующие периодического обслуживания.— Малообслуживаемые автомобильные аккумуляторы.— Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы.
В этой классификации под обслуживанием подразумевается, прежде всего, проверка уровня и плотности электролита. Кроме этого, автомобильные аккумуляторы требуют проверки надежности затяжки клеммных соединений, чистоты крышки корпуса и его механического закрепления на кронштейне под капотом.
Необходимость обслуживания этих стартерных аккумуляторов вызвана, в первую очередь, используемой технологией изготовления, определяющей химический состав применяемых материалов для электродов. Так, изменение уровня электролита происходит не только из-за испарения воды, но и в результате ее разложения в процессе заряда, что вызывается наличием сурьмы в составе сплава решетки электродов.
В аккумуляторах нового поколения сурьма заменена кальцием, и свинцово-кальциевый сплав не вызывает при заряде стартерных аккумуляторов газовыделения из-за разложения воды. В связи с чем не происходит и ее потерь. Для контроля уровня электролита служат пробки. Проверка уровня производится по срокам технического обслуживания автомобиля. Рекомендуется доливка дистиллированной воды хотя бы раз в месяц.
Повышенное снижение уровня является признаком перезаряда батареи. При длительном перерыве в использовании рекомендуется ежемесячно подзаряжать батарею. Конструкция этих стартерных аккумуляторов обеспечивает замену отдельной секции в батарее, впрочем, эта процедура производится крайне редко.
В решетках таких стартерных аккумуляторов существенно снижена доля сурьмы, вызывающая разложение (электролиз) воды. В аккумуляторах для контроля уровня электролита и доливки воды сохранены пробки. Но сам контроль уровня и его корректировку достаточно осуществлять раз в год или при пробеге в 50 000 километров. В мало обслуживаемых аккумуляторах, выполненных с использованием сепаратор-конверта, в который заключен один из электродов (технология VARTA), увеличен запас электролита, что также удлиняет период контроля.
Термин «не требующий обслуживания» означает лишь, что автомобильные аккумуляторы этого типа не требуют проверки уровня электролита и периодической доливки в течение всего времени эксплуатации. Это достигнуто путем совершенствования технологии и замены материалов, но еще одним обязательным условием эксплуатации такой автомобильной аккумуляторной батареи является точное регулирование напряжение заряда на выходе генератора на уровне 14,4 В.
При повышении напряжения заряда произойдет электролиз воды и выделение газов, что вызовет потерю воды. Большинство конструкций необслуживаемых стартерных аккумуляторов герметизированы и не имеют пробок, поэтому доливка воды в них невозможна. В этих видах стартерных аккумуляторов предусмотрены клапаны для выпуска газов. В других аккумуляторах пробки сохранены, так что в случае непредвиденного газовыделения в них можно долить воду.
Автомобильные аккумуляторы некоторых фирм (АС Delco Freedom, Exide, Centra Calcium) имеют встроенный ареометр, представляющий собой видимый шариковый поплавок. По его цвету можно судить о степени заряда аккумулятора и уровне электролита.
Стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) при движении автомобиля работает в режиме чередования циклов разряда и заряда, то есть в так называемом режиме циклирования. Разряд батареи происходит при запуске стартера, на обмотки возбуждения электрогенератора и на другое включенное электрооборудование. Заряд же обеспечивается, как известно, от генератора, сочлененного с двигателем.
Время заряда и разряда изменяются случайным образом в зависимости от скорости автомобиля, дорожных условий и температуры окружающей среды. Время разряда в одном цикле колеблется от 2 до 20 секунд, а время заряда от 0,1 до 20 минут. В результате циклирования величина зарядного тока может существенно превышать его среднее значение.
Сила тока зарядки является разностью сил тока генератора и включенных потребителей электроэнергии. Для того чтобы заряженность аккумулятора оставалась неизменной в процессе циклирования, должно выполняться условие, что во время заряда аккумуляторной батареи ей должно быть выдано количество электричества, израсходованное во время разряда в предыдущем цикле.
Если зарядный ток будет больше требуемого по данному условию, батарея будет подзаряжаться, если нет, то аккумуляторная батарея будет разряжаться. Следовательно, в процессе эксплуатации аккумулятора на автомобиле происходит непрерывное изменение ее степени заряженности около некоторого установившегося среднего значения.
В летнее время, когда включено меньше потребителей, чем зимой, степень заряженности будет самой высокой. Для лета допускается степень заряженности не ниже 50 %, а для зимы должна быть выше 75 %. Опытом установлено, что при соблюдении правил эксплуатации стартерные АКБ в среднем около 80 % времени имеют степень заряженности 75-100 %, 15 % времени — 50-70 % и лишь в течение 5 % времени степень заряженности может достигать 5 %.
Систематический недозаряд автомобильного аккумулятора ведет к снижению срока его службы. Таким образом, уменьшение степени заряженности аккумулятора рано или поздно заставляет прибегать к необходимости восстановления ее заряда. Заряд автомобильного аккумулятора необходимо производить по крайней мере 1—2 раза в год, а то и чаще, если аккумулятор имеет преклонный возраст.
По материалам книги «Самоучитель по установке систем защиты автомобиля от угона». Найман В. С., Тихеев В. Ю.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Cтраница 3
Дизель-генератор 26, питающий током хо-лодильно-отопительную установку, смонтирован на одной раме с отопительным прибором 27 ( обеспечивающим в холодное время года разогрев топлива, блока цилиндров и картера дизеля перед его пуском), топливным баком 35 емкостью около 0 5 м3, топливным насосом 34 с электродвигателем мощностью 0 63 кВт, стартерной аккумуляторной батареей и канистрой емкостью 0 005 м с топливом для подогревательной установки. [31]
На автомобилях применяют так называемые стартерные аккумуляторные батареи, отличающиеся малой толщиной пластин и небольшим расстоянием между ними. По ГОСТ 959 - 51 стартерные аккумуляторные батареи маркируются цифрами и буквами, причем первая цифра ( 3 или 6) обозначает число аккумуляторов в батарее, буквы СТ - стартерная, последнее двух - или трехзначное число-емкость в а-ч при десятичасовом разряде. [32]
СопротиЕление заряженных стартерных аккумуляторов и даже батареи последовательно соединенных аккумуляторов составляет от нескольких тысячных до нескольких сотых долей, ома. Стартерные аккумуляторные батареи с общими крышками и скрытыми межэлеме нтными соединениями неремонтопригодны. [33]
Так, например, для аккумулятора СК-20 зарядный ток будет равен ll - 2Q 22Q а, а емкость при 10-часопом разряде 36 - 20 720 а-час, разрядный ток 3 6 20 72 о. Переносные стартерные аккумуляторные батареи по ГОСТ 959 - 51 изготовляются с условными обозначениями; П в сосудах из пластмассы, Э в сосудах из эбонита, СТ - стартерные. [34]
Аккумуляторная батарея при зарядке от источника постоянного тока ( автомобильного генератора) накапливает ( аккумулирует) электрическую энергию, а при разрядке отдает ее, становясь источником тока. Для пуска двигателя стартером аккумуляторная батарея должна кратковременно отдавать ток большой величины при малом внутреннем падении напряжения. Таким свойством обладают стартерные аккумуляторные батареи с кислотным электролитом и свинцовыми пластинами. [35]
Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея является вторичным химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать электрическую энергию, ее необходимо зарядить - сообщить ей определенное количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами, в 3 - 5 раз превышающими их номинальную емкость. [36]
Управление компрессором производится с помощью специальных реле давления, контролирующих давление в баллонах. Компрессор приводится в движение электродвигателем типа А-51 - 4, переменного тока 220 / 380 в, мощностью 4 5 кет. Для дизелей с электростартерным пуском используются кислотные стартерные аккумуляторные батареи. [38]
В АДЭС с агрегатами АС ДА-100 и АСДА-200 теплообменники могут размещаться как в самом машинном зале, так и в соседнем отдельном от машинного зала помещении. Следует стремиться к тому, чтобы электротехническое и тепломеханическое оборудование размещалось бы в разных концах машинного зала и чтобы кабельные коммуникации по возможности не перекрещивались с трубопроводами масла, топлива и воды. Возле агрегатов должна быть достаточная свободная монтажная площадка для временного их размещения при монтаже или демонтаже. Стартерные аккумуляторные батареи должны устанавливаться в секционных аккумуляторных шкафах, имеющих естественную вытяжку наружу здания. В машинном зале должен быть умывальник. В обслуживаемых ДЭС должны быть окна с решетками, обеспечивающие нормальную естественную освещенность. В автоматизированных необслуживаемых ДЭС могут предусматриваться только фрамуги, обеспечивающие лишь минимальную освещенность. [39]
Сопротивление аккумулятора складывается из сопротивления поляризации, электродов, электролита, сепараторов, межэлементных перемычек и других токоведущих деталей. Сопротивление электродов и токоведущих деталей мало изменяется с изменением температуры. Рост сопротивления аккумуляторной батареи г0 с понижением температуры ( рис. 63.15) связан в основном с увеличением сопротивления электролита и пропитанных электролитом сепараторов. В стартерных аккумуляторных батареях применяют электроды толщиной 1 4 - 2 3 мм, шириной 143 мм и высотой ( без ножек) 119 и 133 5 мм. Сопротивление заряженных стартерных аккумуляторов и даже батареи последовательно соединенных аккумуляторов составляет от нескольких тысячных до нескольких сотых долей ома. [41]
Для пуска дизель оборудован электростартером, двумя стар-терными батареями емкостью 75 А - ч, четырьмя свечами накаливания и другими элементами схемы пуска. Пуск дизель-генератора может производиться вручную с силового щита или ящика управления, дистанционно по сигналам ТУ и автоматически. Управление автоматическим пуском дизель-генератора происходит по следующей программе. При подаче пускового импульса срабатывает контактор и подает питание от стартерной аккумуляторной батареи на свечи накала через контрольный элемент и добавочные резисторы. Через б - 15 с подается импульс на включение контактора стартера, при этом обеспечиваются три попытки пуска продолжительностью 6 - 10 с с - паузой между ними 6 - 10 с. Лгом) происходит выключение питания стартера и свечей накала. Центробежное реле скорости в дизель-генератора Э16АЗ не применяется. При достижении номинального напряжения включается нагрузка, а через 10 - 30 с - контроль за рабочим давлением масла. При поступлении сигнала на остановку агрегата отключается нагрузка и снимается контроль по давлению масла. Дизель продолжает работать на холостом ходу в течение 1 мин, после чего подается импульс в течение 18 - 20 с на включение соленоида стоп-устройства механизма выключения рейки топливного насоса. [42]
В режиме стартерного разряда не только уменьшается напряжение батареи, но и значительно падает ее емкость. На рис. 5 приведены снятые при разных температурах кривые зависимости емкости батареи 6СТ - 55ЭР от силы разрядного тока. При увеличении силы тока емкость батареи уменьшается и при относительном значении силы тока, равном 300 % ( что приблизительно соответствует режиму стартерного разряда и температуре 25 С), емкость батареи составляет лишь около 30 % номинальной. При такой силе тока батарея полностью разряжается в течение 20 ч, поэтому такой режим разряда называется 20-часовым. Действующий стандарт на стартерные аккумуляторные батареи устанавливает, что номинальная емкость определяется при 20-часовом разрядном режиме. [44]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Извиняюсь за бестактность...
Прошу Вас, уважаемый читатель, после прочтения данной статьи посетитьглавную страницу этого сайта и вдумчиво прочесть в пределах открывшегося окна
С уважением к Вам и Вашим близким, Эрлих О.А.
Назначение, устройство и принцип работыНазначение автомобильной аккумуляторной батареи понятно каждому мало-мальски сведущему в технических вопросах автолюбителю. С первой ее функцией - обеспечением запуска двигателя - мы сталкиваемся каждый день. Есть и вторая - реже применяемая, но от того не менее значимая - использование в качестве аварийного источника питания при выходе из строя генератора. Кроме того, на современных автомобилях с электроникой на борту аккумулятор выполняет роль сглаживателя пульсаций напряжения, выдаваемого генератором.
Все стартерные батареи, выпускаемые в настоящее время для автомобилей, являются свинцово-кислотными. В основу их работы заложен известный еще с 1858 г., и по сей день остающийся практически неизменным принцип двойной сульфатации.
Любая автомобильная батарея представляет из себя корпус - контейнер, разделенный на шесть изолированных ячеек - банок.
Каждая банка является законченным источником питания, напряжением порядка 2.1 В. В банке находится набор положительных и отрицательных пластин, отделенных друг от друга сепараторами. Как известно из школьного курса физики, две разнозаряженные пластины уже сами по себе являются источником постоянного напряжения, параллельное же их соединение увеличивает ток.
Последовательное соединение шести банок и дает батарею с напряжением порядка 12.6 В. Любая из пластин, как положительная, так и отрицательная, есть не что иное, как свинцовая решетка, заполненная активной массой. Активная масса имеет пористую структуру с тем, чтобы электролит заходил в как можно более глубокие слои и охватывал больший ее объем. Роль активной массы в отрицательных пластинах выполняет свинец, в положительных - перекись свинца.
Вес залитой АКБ ёмкостью 55 Ач составляет около 18 кг. Эта цифра складывается из массы электролита - 5кг (что соответствует 5,5 л), массы свинца и всех его соединений - 11 кг, а также 1,5 кг, приходящегося на долю бака и сепараторов.
Долговечность работы АКБ.Средний срок службы современных АКБ при условии соблюдения правил эксплуатации составляет 4-5 лет.
Наиболее губительными для батарей являются глубокие разряды. Оставленные на ночь включенными световые приборы, либо другие потребители способны разрядить ее до плотности 1.12 - 1.15 г/см3, т.е. практически до воды, что приводит к главной беде аккумуляторов - сульфатации свинцовых пластин.
Пластины покрываются белым налетом, который постепенно кристаллизуется, после чего батарею практически невозможно восстановить. Отсюда вытекает главный вывод - необходимо постоянно следить за состоянием батареи, периодически замерять плотность электролита. Особенно актуально это в зимнее время. Следует отметить, что сульфатация в определенных пределах - явление нормальное и присутствует всегда.
Если же разряжать батарею длительное время, не давая ей "подпитки", то падение плотности ниже критического значения неизбежно приводит к образованию кристаллов сульфата свинца, не вступающих в реакцию ни при каких обстоятельствах. А это означает, что начался необратимый процесс сульфатации.
Опасен для батареи и перезаряд. Это происходит при неисправном регуляторе напряжения. При этом электролит начинает "кипеть" - происходит разложение воды на кислород и водород и понижение уровня электролита. Вот почему необходимо следить за зарядным напряжением. Естественно, это не составляет труда, если на панели приборов присутствует вольтметр. Если его нет?
В этом случае подключите тестер (в режиме вольтметра) между "+" и "массой" аккумуляторной батареи. Нормальный зарядный режим батареи обеспечивается в диапазоне 14,2±0.7В. В более древних авто напряжение в норме было порядка 14 В, в современных ближе к верхней границе 14,5...14,8 В. Если напряжение меньше, то стоит проверить натяжение ремня, надежность контактных соединений цепей системы электроснабжения. Если же это не помогает - неисправность нужно искать в регуляторе напряжения, а это уже другая история и не без участия электрика. Также вина ложится на регулятор, если напряжение превышает 14.6...15 В.
Рекомендации по эксплуатацииОптимальным способом зарядки батареи, является ее заряд от бортовой сети автомобиля (естественно, при условии исправности последней).
При данном способе происходит постоянное перемешивание электролита и наиболее полное его проникновение во внутренние слои активной массы. Однако было бы ошибочным полагать, что заряд батареи начинается сразу же после пуска двигателя и продолжается все время, пока двигатель в работе. Исследования показывают, что батарея принимает заряд в сильной зависимости от прогрева электролита.
Именно этим и опасен довольно распространенный способ эксплуатации транспортных средств. Холодный запуск зимой с получасовым движением до работы, и затем редкие непродолжительные поездки на протяжении рабочего дня не дают прогреться электролиту и, следовательно, зарядиться Вашей батарее. Тем самым разряженность АКБ увеличивается изо дня в день и в итоге может привести к печальному результату.
Физические процессы, происходящие при пуске двигателя, отличаются от процессов при разряде батареи потребителями. При пуске участвует не весь объем активной массы и электролита, а лишь та ее часть, которая находится на поверхности пластин и соприкасающийся с поверхностью пластин электролит. Поэтому, после неудачной попытки запустить двигатель, следует подождать некоторое время для того, чтобы электролит перемешался, плотность его выровнялась, он проник в поры активной массы. Нормальный запуск двигателя при однократном вращении стартера в течении 10с забирает ёмкость 300А х 10с = 3000 Ас = 0.83 Ач, что составляет около 1.5% от ёмкости аккумулятора.
При медленном же разряде участвуют не только поверхностные слои активной массы, но и глубинные, потому и разряд происходит более глубокий. Однако это не означает, что стартерные режимы не так губительны для батареи - стартером точно также можно разрядить батарею до критической величины.
Каковы же признаки выхода из строя батареи? Батарея не заряжается, плотность низкая и не повышается в процессе заряда. Большой саморазряд - батарея зарядилась, но не держит заряд. Можно попытаться потренировать батарею, однако если произошло осыпание активной массы пластин, либо кристаллизация сульфата свинца, то это уже не исправить.
Вообще, освоить способ оценки степени возможной разрядки батареи от каких-либо действий (в том числе и осознанных) не составит большого труда. Необходимо усвоить несколько истин и запомнить несколько цифр.
1. Батарея начинает более-менее принимать заряд лишь только после прогрева электролита до положительной температуры (как вы понимаете, при температуре воздуха -20° С температура электролита в батарее хранящегося на свежем воздухе автомобиля будет примерно такой же).
2. Коэффициент полезного действия процесса зарядки составляет примерно 50%.
3. Каждый автомобильный генератор характеризуется следующими показателями:
Для многих автомобилей эти цифры имеют следующие значения:
Очень важна величина потребления энергии автомобильными приборами:
Таким образом, оставленные включенными габариты за три часа "съедят" 4А х 3ч= 12 Ач ёмкости батареи, что соответствует разряду приблизительно на 20%. Это не страшно для одного раза. Однако повторив это ещё раз, Вы уже рискуете не завести свою машину, особенно, если дело происходит зимой, т.к. разряд составит порядка 40% (тем более, что к тому же зимой батареи, как правило, эксплуатируются более разряженными).
Аналогично посчитаем, что Вы имеете при продолжительной работе двигателя на холостом ходу. Как уже показано выше, ток отдачи генератора автомобиля на холостом ходу, в среднем, составляет 24А. Вычитаем из этой величины 2А, необходимые для обслуживания системы зажигания. Остается 22А. Используя таблицу 2, нетрудно посчитать, чем стоит пожертвовать с тем, чтобы хоть немного осталось на зарядку АКБ.
Для владельцев иномарок с автоматической коробкой передач картина ещё более печальная. Обычно, стоя в пробке или на светофоре, мы не переключаемся на нейтральную передачу, а жмём ногой на тормоз. Это понижает обороты двигателя от стандартных 800-900 об./мин. до 600-700 об./мин., что, соответственно понизит ток генератора, а стоп-сигналы добавят ещё пару ампер потребления тока. Да и обогрев заднего стекла у немцев, например, существенно мощнее, чем у отечественных автомобилей.
Следует знать, что зимние условия эксплуатации автомобиля в принципе очень тяжелы для аккумуляторной батареи. Наверняка будут полезны следующие данные. Результаты исследований говорят о том, что при эксплуатации автомобиля в обычных и в то же время очень тяжелых, для АКБ, условиях (испытания в режиме эксплуатации "город-зима-ночь") аккумулятор получает порядка 1Ач в час. Следовательно, если, как в примере, приведенном выше, при запуске двигателя (зимой, при работе стартера 10 сек) расходуется 0,83 Ач энергии аккумулятора, то для восполнения этой энергии двигатель должен проработать, хотя бы 0,83*1=0,83 час=50 минут. Если же это время движения меньше, а плюс расход на дополнительные приборы отопления, обогрева, освещения и музыкального сопровождения, то получается, что Ваш АКБ хронически недозаряжается, чем неизбежно идёт к своей преждевременной кончине и обрекает Вас на риск остаться в одно прекрасное, морозное утро не у дел!!!
ТерминологияАккумуляторная батарея - один из основных элементов электрооборудования автомобиля, поскольку она накапливает и хранит электроэнергию, обеспечивает запуск двигателя в различных климатических условиях, а также питает электроприборы при неработающем двигателе.
Автомобильные свинцово-кислотные 12-вольтовые АКБ состоят из 6-ти последовательно соединенных элементов (банок), объединенных в общий корпус. Из каждой банки осуществляется газоотвод, конструкции могут существенно отличаться.
Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде (для средней полосы России плотностью 1.27-1.28 г/см3при t=+20°С). Кипение электролита - бурное выделение газа при электролитическом разложении воды с выделением кислорода и водорода. Это происходит во время заряда батареи.
Саморазряд - самопроизвольное снижение ёмкости АКБ при бездействии. Скорость саморазряда зависит от материала пластин, химических примесей в электролите, его плотности, от чистоты верхней части корпуса батареи и продолжительности ее эксплуатации.
Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки (ЭДС - электродвижущая сила) должно находиться в пределах 12.6-12.9 В. Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе несколько выше, чем на клеммах АКБ, и должно находиться в пределах 13,8-14,8 В (0,2 В от крайних значений). Значение напряжения ниже 13.8 В ведет к недозаряду батареи, а выше 14.4В - к перезаряду, что пагубно сказывается на ее сроке службы.
Полярность аккумуляторной батареи - термин, определяющий расположение токосъемных выводов на ее корпусе. На зарубежных батареях полярность может быть прямой или обратной, т. е. ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. По российскому стандарту (если смотреть со стороны выводов) отрицательный (-) должен располагаться справа, положительный (+) слева.
Емкость батареи - способность батареи принимать и отдавать энергию - измеряется в ампер-часах (Ач). Для оценки ёмкости батареи принята методика 20-ти часового разряда током 0.05С20 (т.е. током, равным 5% от номинальной ёмкости). Т.е., если ёмкость батареи 55Ач, то разряжая ее током 2.75 А, она полностью разрядится за 20 часов. Аналогично для батарей ёмкостью 60Ач полный 20-ти часовой разряд произойдет при чуть большем токе разряда - 3А.
Данная характеристика определяет возможность питать потребителей в экстремальной ситуации (при отказе генератора). Характеризуется объемом активной массы.
Значение тока холодного старта при -18°С (по DIN) - Величина тока, которую батарея способна отдать при пуске двигателя при температуре -18°С. Наиболее важная характеристика, напрямую сказывающаяся на пуске двигателя. Ведь при -20°С ток, потребляемый стартером, составляет порядка 300А. (Для пуска в летнее время горячего двигателя этот же показатель равен 100-120А.) Значение стартового тока определяется конструкцией батареи, пластин, сепараторов. Чем ниже внутреннее сопротивление батареи, тем выше стартовый ток, тем надежнее пуск двигателя при низких температурах.
Резервная ёмкость - время, в течении которого батарея сможет обеспечить работу потребителей в аварийном режиме. Величина резервной ёмкости, выраженная в минутах, последнее время все чаще проставляется изготовителями батарей после значения тока холодного старта.
Корпус современных АКБ - изготавливается из пластмассы, в большинстве случаев полупрозрачной, позволяющей контролировать уровень электролита. Необслуживаемые батареи.
Сразу следует оговориться, что этот термин не должен пониматься буквально и восприниматься как руководство к бездействию. Это название говорит об улучшенных потребительских свойствах батареи. Необслуживаемые АКБ требуют долива воды не чаще одного раза в год при условии использования их на автомобилях с исправным электрооборудованием и среднегодовым пробегом 15-20 тыс. км. Встречаются конструкции, исключающие всякое вмешательство на всем протяжении срока службы, но они особенно критичны к состоянию автомобильного электрооборудования.
Большинство необслуживаемых батарей выпускаются заводами-изготовителями, залитыми электролитом. Так как эти батареи имеют значительно меньший саморазряд, они могут храниться от 6 месяцев до 1 года без подзаряда. Саморазряд новых необслуживаемых батарей за 12 месяцев может составить до 50% от номинальной ёмкости.
Выбор и покупка АКБУбедитесь, что выбираемая батарея соответствует конструктивным особенностям вашего автомобиля (ёмкость, место установки, способ крепления, полярность, форма и размер токосъемных выводов). Специализированные торговые фирмы имеют каталоги всего ассортимента, в которых систематизирована информация о модификациях и технических характеристиках.
Нецелесообразно на автомобиль с устаревшей системой электрооборудования устанавливать батарею, исключающую долив воды. Это приведет к сокращению ее срока службы или отказу. Емкость батареи не должна существенно отличаться от указанной заводом-изготовителем автомобиля. Несоблюдение этого условия приводит к резкому сокращению службы как батареи так и стартера.
Очень неплохо знать рекомендуемую величину пускового тока стартера для Вашего автомобиля. На многих автомобилях устанавливаются стартеры с редуктором. Это позволяет существенно уменьшить величину пускового тока в первые моменты запуска, особенно в сильные морозы, а значит существенно продлить жизнь Вашего аккумулятора.
Внимательно изучите текст гарантийного талона. Обратите особое внимание на те разделы, где перечислены: случаи, исключающие гарантийное обслуживание; адреса гарантийных мастерских; условия эксплуатации.
Маркировка аккумулятора должна иметь ссылку на стандарт (DIN, SAE, En или другие). В маркировке по стандарту SAE не указывается значение ёмкости в ампер-часах (Ач). Указание ёмкости в Ач в стандарте SAE – косвенный признак подделки. Наиболее подвержены подделкам дорогие аккумуляторы известных фирм-изготовителей, поэтому приобретать их лучше в торговых фирмах, заслуживающих доверие.
Большинство фирм-изготовителей кодирует дату выпуска АКБ. Современные необслуживаемые батареи допускают достаточно длительное хранение без существенной потери своих потребительских свойств, поэтому дата изготовления менее актуальна. Предпочтительнее приобретать залитый качественным заводским электролитом аккумулятор. Он готов к работе, легко поддается проверке. Не залитый сухозаряженный аккумулятор требует дополнительного времени и затрат на подготовку к эксплуатации.
Не спешите отдать деньги! Вы вправе требовать проверки аккумулятора. Первым делом сдерите с него защитную упаковочную пленку, какой бы красивой она ни была, и убедитесь, что корпус не поврежден – такое случается довольно часто. Затем попросите продавца измерить плотность электролита – она не должна быть ниже номинальной более чем на 0,02 г/см3 и одинаковой во всех банках, что соответствует примерно 80-процентной заряженности батареи. Последнюю проверку следует провести с нагрузочной вилкой – ее вольтметр должен показать 12.5–12.9 В при отключенной нагрузке, а при включенной – не опускаться в течение 10 секунд ниже 11В.
В случае отклонения от этих значений, батарея может оказаться частично или полностью непригодной к эксплуатации. Если вам отказывают в проверке аккумулятора, не могут подтвердить качество товара сертификатом, гарантийным талоном, то лучше отказаться от покупки.
Установка АКБПеред установкой батареи обязательно полностью удалите с нее полиэтиленовую пленку. Газоотводные отверстия должны быть открытыми. Обратите внимание на правильность подключения. Клеммы АКБ рекомендуется зачистить и после закрепления смазать вазелином. Это делается для предохранения контактов от попадания влаги и окисления места контактов. Особенно это касается силовых проводов с медными (а не свинцовыми) наконечниками.
Очень важно уделить внимание проводам. Клеммы необходимо зачистить не только со стороны аккумулятора, но и с другой стороны. Место, куда крепится массовый провод (-) надо тоже тщательно зачистить от краски, масла и прочей грязи. Контакт затянуть туго. Это же касается клеммы на стартёре. Невнимание к проводам и контактам может очень сильно "выйти боком" зимой на морозе.
Обратите внимание, что на многих автомобилях батарея стоит довольно близко к выпускному коллектору. То есть летом ей будет довольно жарко, а это для батареи очень плохо! На "правильных" машинах предусмотрена термоизоляция АКБ от двигателя.
Рекомендации по эксплуатации и обслуживаниюУсловия эксплуатации оказывают существенное влияние на срок службы аккумуляторной батареи. Частые запуски двигателя и поездки на короткие расстояния, неисправности электрооборудования (стартер, генератор, реле-регулятор), дополнительные потребители электроэнергии, несвоевременное обслуживание способны сильно сократить срок ее службы.
При продолжительном движении по трассе батарея может перезаряжаться (кипеть) - в городе с малыми пробегами и "пробками" она, как правило, разряжается (см. выше).
Генератор (при холостых оборотах двигателя) зимой не обеспечивает работу большинства штатных потребителей, не говоря о дополнительных. К включенным габаритным огням, ближнему свету фар, стоп-сигналам, указателям поворота, аудиоаппаратуре добавляются обогрев заднего стекла и вентилятор отопителя. Ежедневный недозаряд батареи постепенно уменьшает ее ёмкость, что в итоге приводит к невозможности запуска двигателя стартером.
Отказ аккумуляторной батареи может быть вызван и током утечки в электрооборудовании автомобиля. Это происходит, когда при отключении всех потребителей один или часть из них остается включенным в электрическую цепь (неисправны выключатель или реле). Виновником может быть и сигнализация. После глубокого разряда АКБ может не восстановить свою первоначальную номинальную ёмкость. Батарея не сможет нормально работать, если для запуска двигателя требуется продолжительное включение стартера (неисправны системы питания, зажигания).
Продление жизни новой батарееКоротко об этом сказать трудно. В первую очередь, следует залить электролит, точно соответствующий не только климатической зоне, но и сезону эксплуатации. Если батарея будет работать только в теплое время года, то плотность электролита может быть 1.20 г/см3, а если до -15°С -- 1.24 г/см3 и т.д. Такая точность, безусловно, снизит скорость сульфатации пластин, следовательно, увеличит долговечность батареи.
На срок службы АКБ значительно влияет средняя степень заряженности, которая зависит от исправности реле-регулятора. Необходимо, чтобы эта величина поддерживалась не ниже 75%. справка:Установлено, что отклонение регулируемого напряжения на 10...12% вверх или вниз от оптимального сокращает срок службы батареи в 2...2.5 раза.
Во-первых, отрегулируйте двигатель так, чтобы он легко заводился с пол оборота. Это предохранит АКБ от глубокого разряда. При пуске двигателя стартером через аккумуляторную батарею проходит ток в несколько сот Ампер, что не способствует ее долговечности. Поэтому, чем легче пуск двигателя, тем лучше для АКБ: она прослужит дольше.
Cправка:Сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1.5 раза. Во-вторых, отрегулируйте при необходимости реле-регулятор, чтобы напряжение было в пределах 13.8...14.4В. Это одно из важнейших условий. В-третьих, никогда не позволяйте снизиться уровню электролита в банках ниже требуемого.
Cправка:Падение (выкипание при высокой температуре воздуха) уровня дистиллированной воды может снизить срок службы батареи на 30%. Эти простые советы, продлят жизнь АКБ.
Особенности эксплуатации АКБ в зимний периодПервое! Проверить напряжение генератора при заведённом моторе, которое должно соответствовать 13.8...14.4В. Это питание АКБ, без которого ей не жить!!!
Второе! Обязательно провести ревизию всех силовых проводов, клемм и контактов. Клеммы зачистить мелкой шкуркой. Контакты на АКБ тоже зачистить и затянуть. Можно затем смазать литолом, чтобы к контактам не попадала влага.. С другой стороны силовых проводов так же провести ревизию контактов.
Третье! Замерим плотность электролита во всех банках без исключения. Норма 1.27-1.28 г/см3. У Вас далеко не так!? Значит, снимаем батарею и ставим на зарядку. Ни в коем случае не пытаемся повысить плотность электролита добавлением концентрированной кислоты, какая бы низкая не была его плотность. Желаемого же результата - повышения ёмкости батареи при этом не произойдет.
Прикуривание от другого автомобиляДля российских автовладельцев нормальная ситуация, когда сосед просит "прикурить" его аккумулятор. Для этой нехитрой процедуры помимо автомобиля с заряженным аккумулятором, необходимы ещё и правильные провода. Те провода, что продаются на рынках имеют просто ужасное качество. Мало одного того, чтобы эти провода были медными и достаточно большого сечения. Необходимы очень качественные "крокодилы", обеспечивающие большую площадь контакта и большое усилие зажима, и необходим хороший контакт между проводом и "крокодилом". Не забываем, что по этим проводам у нас потечёт около 200 ампер!
Чтобы не навредить сложным электронным системам вашей собственной машины, эта, казалось бы, элементарная процедура требует соблюдения строгой последовательности действий.
Совет от Eugenijus K.Eugenijus K. :На машине, от которой прикуривают (источник) надо врубить печку (вентилятор) на полный ход - и зимой, и летом. Дело в том, что индуктивный (реактивный) характер сопротивления работающего электродвигателя практически полностью гасит тот самый бросок (фронт) напряжения, который на машинах с "звенящей" проводкой (Авдотья 100, Субару Легаси до 1996-го и многие другие) может убить бортовой компьютер.
Особенности эксплуатации АКБ в летний периодНе удивляйтесь, если однажды вам будет трудно или вообще не завести машину в жаркую погоду. Теплое время года - такое же испытание, как и холод. Тепло ускоряет химические процессы. Неисправности и дефекты электрической системы автомобиля или аккумулятора незамедлительно скажутся на состоянии батареи. Но, скорее всего, узнаете вы об этом в самый неподходящий момент. Например, ночью во время дождя, когда придется включить освещение, вентиляцию и стеклоочистители. Поэтому не расслабляйтесь. Лето - самый подходящий период для покупки нового аккумулятора.
Летом автомобилист не сразу заметит, что в аккумуляторе плотность электролита и его уровень в банках недостаточные. Но чем выше температура окружающей среды, тем активнее электрохимические процессы. В результате электролиза кислород вступает во взаимодействие с пластинами, а ставший свободным водород испаряется. Таким образом из электролита исчезает вода. Как только уровень раствора оказывается ниже уровня пластин, начинается сульфатация пластин (сульфат свинца растворяется в электролите, а затем оседает на поверхности пластин уже в виде крупных нерастворимых кристаллов и происходит изоляция пластин от электролита). Емкость батареи уменьшается. Электрохимические реакции останавливаются. Аккумулятор выходит из строя.
Имейте в виду, что во время длительного хранения аккумулятора происходит саморазряд (снижение ёмкости). Оставлять батарею в разряженном состоянии не рекомендуется: в этом случае вода испаряется и открываются пластины. А дальше все, как описано выше.
Саморазряд увеличивается от высокой температуры, грязи и электролита (воды) на крышке батареи. Еще одна причина возникновения паразитных токов - неодинаковая плотность электролита в разных банках и на разных уровнях. Это может произойти после доливки большого количества воды. Чтобы избежать неприятностей, зарядите аккумулятор или проедьте на машине, чтобы плотность раствора сравнялась.
Ускорение электролиза способствует уплотнению активной массы. Этой “болезнью” страдают отрицательные пластины, активная масса которых во время эксплуатации постепенно уплотняется, а ее пористость уменьшается. Доступ электролита внутрь отрицательных пластин затрудняется, что снижает ёмкость батареи. К тому же уплотнение активной массы может сопровождаться образованием трещин и отслаиванием.
Пластины коробятся при увеличении силы зарядного тока, при коротком замыкании, понижении уровня электролита, частом и продолжительном включении стартера, когда батарея нагружается разрядным током большой силы. Чаще короблению подвержены положительные пластины, при этом в их активной массе образуются трещины, и она (активная масса) начинает выпадать из решеток.
Причиной выпадения активной массы из решеток пластин может стать длительная перезарядка, плохое крепление пластин, вибрация и т.д. Осыпающийся активный слой в конце-концов замыкает пластины, сокращает мощность и срок службы. В современных аккумуляторах пластины помещаются в конверт-сепараторы; осадок выпадает, но короткого замыкания удается избежать. Летом вентиляционные отверстия забиваются пылью. Чтобы батарея не лопнула и не взорвалась следите за чистотой аккумулятора. Пробки заливных отверстий должны быть плотно закрыты.
Как сохранить свой аккумулятор летом?
Если вы планируете заменить аккумулятор, лучше не ждать до осени. В сезон выбор значительно меньше, цены выше, а желающих больше. В любом случае потребуется помощь подготовленного продавца-консультанта. Летом он сможет больше уделить вам времени.
Источники информации.
www.thermocase.ru
Батарея в зависимости от требуемого напряжения содержит три или шесть последовательно соединенных аккумуляторов.
Стартерная свинцовая аккумуляторная батарея обычной конструкции с межэлементными перемычками над ячеичными крышками состоит из собранных в полублоки 2 к 3 положительных и отрицательных электродов (пластин), сепараторов 7, моноблока 12 (корпуса), крышек 7 с пробками 10, межэлементных перемычек 9, полюсных выводов 11 и предохранительного щитка 5.
Рис. Стартерная аккумуляторная батарея обычной конструкции:1 — сепаратор; 2, 3 — полублоки соответственно положительных и отрицательных электродов; 4 — баретка; 5 — предохранительный щиток; 6 — мостик; 7 — крышка; 8 — заливочное отверстие; 9 — межэлементная перемычка; 10 — пробка; 11 — полюсный вывод; 12 — моноблок; 13 — опорная призма
Рис. Аккумуляторная батарея с общей крышкой:1 — решетка; 2 — сепаратор; 3,4 — электроды соответственно положительный и отрицательный; 5, 12 — полублоки соответственно отрицательных и положительных электродов; 6 — блок электродов с сепараторами; 7 — корпус моноблока; 8 — полюсный вывод; 9 — обшая крышка; 10 — пробка; 11 — мостик с борном
Рис. Аккумуляторная батарея с сепараторами-конвертами:1 — выступ моноблока: 2 — моноблок; 3 — электрод; 4 — крышка; 5 — пробка; 6 — планка; 7 — вывод; 8 — борн; 9 — мостик: 10 — перегородка; 11 — межэлементная перемычка; 12 — сепаратор-конверт
Аккумуляторная батарея с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой дана на рисунке. Положительные 3 и отрицательные 4 электроды имеют решетку 1 с нанесенной на нее активной массой.
Для предохранения от коротких замыканий электроды разделены сепараторами 2. Положительные и отрицательные электроды соединены бареткой в полублоки 12 и 5. Полублоки объединяются в блоки, которые опускаются в секции моноблока и соединяются между собой межэлементными перемычками.
ustroistvo-avtomobilya.ru