Камаз 44108 тягач В наличии!
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
евро3, новый, дв.КАМАЗ 740.55-300л.с., КПП ZF9, ТНВД ЯЗДА, 6х6, нагрузка на седло 12т, бак 210+350л, МКБ, МОБ
 
карта сервера
«ООО Старт Импэкс» продажа грузовых автомобилей камаз по выгодным ценам
+7 (8552) 31-97-24
+7 (904) 6654712
8 800 1005894
звонок бесплатный

Наши сотрудники:
Виталий
+7 (8552) 31-97-24

[email protected]

 

Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
+7 (904) 6654712

[email protected]

 

Фото техники

20 тонный, 20 кубовый самосвал КАМАЗ 6520-029 в наличии
15-тонный строительный самосвал КАМАЗ 65115 на стоянке. Техника в наличии
Традиционно КАМАЗ побеждает в дакаре

тел.8 800 100 58 94

Техника в наличии

тягач КАМАЗ-44108
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
2014г, 6х6, Евро3, дв.КАМАЗ 300 л.с., КПП ZF9, бак 210л+350л, МКБ,МОБ,рестайлинг.
цена 2 220 000 руб.,
 
КАМАЗ-4308
КАМАЗ 4308-6063-28(R4)
4х2,дв. Cummins ISB6.7e4 245л.с. (Е-4),КПП ZF6S1000, V кузова=39,7куб.м., спальное место, бак 210л, шк-пет,МКБ, ТНВД BOSCH, система нейтрализ. ОГ(AdBlue), тент, каркас, рестайлинг, внутр. размеры платформы 6112х2470х730 мм
цена 1 950 000 руб.,
КАМАЗ-6520
Самосвал КАМАЗ 6520-057
2014г, 6х4,Евро3, дв.КАМАЗ 320 л.с., КПП ZF16, ТНВД ЯЗДА, бак 350л, г/п 20 тонн, V кузова =20 куб.м.,МКБ,МОБ, со спальным местом.
цена 2 700 000 руб.,
 
КАМАЗ-6522
Самосвал 6522-027
2014, 6х6, дв.КАМАЗ 740.51,320 л.с., КПП ZF16,бак 350л, г/п 19 тонн,V кузова 12куб.м.,МКБ,МОБ,задняя разгрузка,обогрев платформы.
цена 3 190 000 руб.,

СУПЕР ЦЕНА

на АВТОМОБИЛИ КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) 2 220 000
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) 2 300 000
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) 2 200 000
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 2 350 000
44108 (дв.740.30-260 л.с.) 2 160 000
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) 2 200 000
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 1 880 000
6460 (дв.740.50-360 л.с.) 2 180 000
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) 2 180 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) 2 190 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) 2 295 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.) 2 610 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) 2 700 000
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) 3 190 000


Перегон грузовых автомобилей
Перегон грузовых автомобилей
подробнее про услугу перегона можно прочесть здесь.


Самосвал Форд Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02.

КАМАЗы в лизинг

ООО «Старт Импэкс» имеет возможность поставки грузовой автотехники КАМАЗ, а так же спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг. Продажа грузовой техники по лизинговым схемам имеет определенные выгоды для покупателя грузовика. Рассрочка платежа, а так же то обстоятельство, что грузовики до полной выплаты лизинговых платежей находятся на балансе лизингодателя, и соответственно покупатель автомобиля не платит налогов на имущество. Мы готовы предложить любые модели бортовых автомобилей, тягачей и самосвалов по самым выгодным лизинговым схемам.

Контактная информация.

г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».

тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда



Большая Медицинская Энциклопедия. Система человек машина


Система Человек-Машина | Мир Психологии

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

Система «Человек-Машина» (англ. man—machine system) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, социотехническая система. Син. Антропотехническая система.

Система «Человек-Машина» - одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т.ч. потенциальные возможности и ограничения.

Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.

Система «Человек-Машина» (СЧМ) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности.

В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек-техника», «система «оператор-машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек-машина-среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков:

  1. по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские;
  2. по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими;
  3. по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами;
  4. по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель-автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор - ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер.

Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются:

  1. сложными и динамичными, т.е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей;
  2. целеустремленными, т.е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий;
  3. адаптивными, т.е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями;
  4. самоорганизующимися (в частном случае - саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т.е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений.

От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня.

В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Система человек-машина - часть 3

При отсутствии таких документов проведение работ по учету человеческого фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача инженерно-психологического обеспечения не может счи­таться полностью решенной.

2. Показатели качества системы «человек – машина».

Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные по­требности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые заклады­ваются при проектировании СЧМ и реализуются в про­цессе эксплуатации. Под свойством СЧМ понимается ее объективная способность, проявляющаяся в процессе эксплуатации. Количественная характеристика того или иного свойства системы, рассматриваемого применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации, носит назва­ние показателя качества СЧМ.

В нашей стране разработана определенная номенкла­тура показателей качества промышленной продукции. Она включает в себя 8 групп показателей, с помощью кото­рых можно количественно оценивать различные свойства продукции. К ним относятся: показатели назначения, на­дежности и долговечности, технологичности, стандартиза­ции и унификации, а также эргономический, эстетический, патентно-правовой и экономический показатели.

Не рассматривая подробно все показатели, остановимся лишь на тех из них, которые влияют на деятельность чело­века в СЧМ или зависят от результатов его деятельности.

Быстродействие (время цикла регулирования Tц ) опре­деляется временем прохождения информации по замкну­тому контуру «человек — машина»:

k

Тц =∑ ti

i=1

где Tц — время задержки (обработки) информации в i-м звене СЧМ; k — число последовательно соединенных звеньев СЧМ; в качестве их могут выступать как техниче­ские звенья, так и операторы.

Надежность характеризует безошибочность (правиль­ность) решения стоящих перед СЧМ задач. Оценивается она вероятностью правильного решения задачи, которая, по статистическим данным, определяется отношением

Pпр =1 – mош / N

где mош и N — соответственно число ошибочно решенных и общее число решаемых задач.

Важной характеристикой деятельности оператора яв­ляется также точность его работы. На этой характеристике следует остановиться особо, ибо в ряде случаев происхо­дит некоторое смешение ее с надежностью. В каче­стве исходного понятия для определения обеих характери­стик используется понятие «ошибка оператора», для расчета обеих характеристик предлагаются одинаковые фор­мулы и т. д. Фактически же надежность и точность пред­ставляют собой различные показатели, характеризующие разные стороны деятельности оператора. Правильное тол­кование обоих этих показателей дается в работе.

Под точностью работы оператора следует понимать сте­пень отклонения некоторого параметра, измеряемого, уста­навливаемого или регулируемого оператором, от своего истинного, заданного или номинального значения. Коли­чественно точность работы оператора оценивается величи­ной погрешности, с которой оператор измеряет, устанавли­вает или регулирует данный параметр:

Y = Iн - Iоп

где Iн — истинное или номинальное значение параметра; Iоп — фактически измеряемое или регулируемое операто­ром значение этого параметра.

Величина погрешности может иметь как положитель­ный, так и отрицательный знак. Понятия ошибки и погреш­ности не тождественны между собой: не всякая погреш­ность является ошибкой. До тех пор пока величина погрешности не выходит за допустимые пределы, она не является ошибкой, и только в противном случае ее следует считать ошибкой и учитывать также при оценке надежности. Понятие погрешности наиболее важно для тех случаев, когда измеряемый или регулируемый оператором параметр представляет непрерывную величину. Так, например, мож­но говорить о точности определения координат самолета оператором радиолокационной станции и т. д.

В работе оператора следует различать случайную и си­стематическую погрешности. Случайная погрешность опе­ратора оценивается величиной среднеквадратической по­грешности, систематическая погрешность — величиной математического ожидания отдельных погрешностей. Ме­тоды их определения приведены в работах.

Своевременность решения задачи СЧМ оценивается вероятностью того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое:

Тдоп

Рсв = Р {Тц < Тдоп} = © φ (Т) dT,

0

где φ (Т) — функция плотности времени решения задачи системой «человек — машина».

Эта же вероятность по статистическим данным оцени­вается по выражению

Рсв = 1 – mнс / N

где mнс — число несвоевременно решенных СЧМ задач.

При определении величин mош и mнс , а следовательно, и при оценке вероятностей Pпр и Рсв не имеет значения, за счет каких причин (некачественной работы машины или некачественной деятельности оператора) неправильно или несвоевременно решена задача системой «человек — ма­шина».

Поскольку большинство СЧМ работают в рамках опре­деленных временных ограничений, то несвоевременное решение задачи приводит к недостижению цели, стоящей перед системой «человек — машина». Поэтому в этих слу­чаях в качестве общего показателя надежности исполь­зуется вероятность правильного (Рпр ) и своевременного (Рсв ) решения задачи

Рсмч = Pпр Рсв ,

Такой показатель используется, например, при приме­нении обобщенного структурного метода оценки надежно­сти СЧМ [см. 31].

Безопасность труда человека в СЧМ оценивается веро­ятностью безопасной работы

n

Рсчм = 1 - ∑ Pвоз I Pош I ,

i=1

где Рвоз i — вероятность возникновения опасной или вред­ной для человека производственной ситуации i-го типа; РОШi — вероятность неправильных действий оператора в i-й ситуации; n — число возможных травмоопасных ситуаций.

Опасные и вредные ситуации могут создаваться как тех­ническими причинами (неисправность машины, аварийная ситуация, неисправность защитных сооружений), так и нарушениями правил и мер безопасности со стороны лю­дей. При этом, в условиях автома­тизированного производства, когда контакт человека с ра­бочими частями машин и оборудования сравнительно неве­лик, большая роль в возникновении опасных и вредных для человека ситуаций принадлежит психофизиологическим факторам. Их влияние также нужно учитывать при опреде­лении показателя Рбт .

Степень автоматизации СЧМ характеризует относи­тельное количество информации, перерабатываемой авто­матическими устройствами. Эта величина определяется по формуле

Ka = 1 – Ноп / Нсмч ,

где Ноп — количество информации, перерабатываемой опе­ратором; Нсчм — общее количество информации, цирку­лирующей в системе «человек — машина».

Для каждой СЧМ существует некоторая оптимальная степень автоматизации (koпт ), при которой эффективность СЧМ становится максимальной. При этом чем сложнее СЧМ, тем больше потери эффективности из-за неправильного выбора степени автоматизации. Это видно из сравнения кривых 1 и 2 на рис. Оптимальная сте­пень автоматизации устанавливается в процессе решения задачи распределения функций между человеком и ма­шиной.

Зависимость эффективности СЧМ от сте­пени автоматизации: 1 — для простых систем; 2 — для сложных систем

Экономический показатель характеризует полные за­траты на систему «человек — машина». В общем случае эти затраты складываются из трех составляющих: затрат на создание (изготовление) системы Си ,затрат на подго­товку операторов Соп и эксплуатационных расходов Сэ . По отношению к процессу эксплуатации затраты Си и Соп являются, как правило, капитальными. Тогда полные при­веденные затраты в СЧМ определяются выражением

Wсчм=Сэ + Ен (Соп + Си ),

где Ен — нормативный коэффициент экономической эффек­тивности капитальных затрат.

При заданной величине Wсчм путем перераспределения затрат между отдельными составляющими Си , Соп и Сэ можно получить различные значения общей эффективно­сти СЧМ. И, наоборот, заданная эффективность СЧМ мо­жет быть обеспечена с помощью различных затрат в зависимости от распределения их между отдельными состав­ляющими. Методы технико-экономической оптимизации СЧМ (получение заданной эффективности при минимуме Wсчм или получение максимума эффективности при задан­ной величине Wсчм ) путем перераспределения затрат Си , Соп и Сэ .

mirznanii.com

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-МАШИНА — Большая Медицинская Энциклопедия

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК — МАШИНА» — технико-биологическая система, состоящая из человека (оператора или группы операторов) и машины, посредством к-рой он осуществляет трудовую деятельность. Под машиной понимают совокупность технических средств, используемых человеком в процессе деятельности. Диапазон систем, охватываемых понятием система человек—машина (СЧМ), весьма широк, от простых (типа рабочий—станок) до сложнейших производственных комплексов.

Технические средства СЧМ включают, кроме управляемого объекта (машины), комплекс устройств автоматического контроля и управления: датчики, выдающие сигналы о значениях параметров объекта, предмета труда и среды, исполнительные устройства, устройства защиты и блокировки, а также сбора, математической и логической обработки информации, устройства, обеспечивающие взаимодействие человека и техники — пульты управления, средства отображения информации и др. Главным управляющим звеном СЧМ является человек, знающий и понимающий цели деятельности, способный ориентироваться и принимать решения в сложных и непредвиденных обстоятельствах, воспринимать и обобщать информацию, представляемую в различных формах.

Эффективность СЧМ обеспечивается решением трех главных проблем: распределением функций по управлению между людьми и автоматическими устройствами (уровень автоматизации), согласованием характеристик этих компонентов, отбором и подготовкой операторов.

При распределении функций учитывают преимущественные возможности человека и автоматических устройств, особенности их взаимодействия, экономические и социальные факторы, надежность систем и условия безопасности работы человека. По мере роста уровня автоматизации все большее число второстепенных, утомительных для человека операций передается автоматам, что меняет роль человека в СЧМ. За ним остаются функции программирования работы автоматических устройств, принятия принципиальных решений и технического обслуживания.

Согласование характеристик техники и человека подразумевает обеспечение психофизиол. комфорта людей, т. е. создание таких условий, при к-рых операторы не чувствуют себя придатками техники и не испытывают чрезмерных физических и психических нагрузок. Особое внимание уделяют при этом оптимизации информационного потока* в целях предупреждения перегрузки оператора, приводящей к стрессу (см.), или недогрузки, вызывающей полусонное состояние и снижение внимания. Одновременно должны быть ограничены и доведены до допустимых значений силовые нагрузки при пользовании рычагами управления. Необходимо также стремиться к созданию комфортных условий для операторов (компоновка рабочего места, обзор, сиденье, поза и т. д.).

В конечном счете с помощью перечисленных мероприятий решается задача оптимизации функционирования СЧМ, т. е. поиска таких соотношений в системе, к-рые обеспечивают максимальную производительность труда при условии его полной безвредности для здоровья человека.

Эффективность СЧМ существенно зависит от подготовленности персонала, от его проф. пригодности для работы в СЧМ (см. Профессиональный отбор). Обучение работающих предусматривает, наряду с про-слушивайием соответствующих курсов, и практику на специально создаваемых тренажерах (см.).

См. также Автоматизация производства, Инженерная психология, Кибернетика медицинская, Робот, Система, Труд, Эргономика.

Библиография: Введение в эргономику, под ред. В. П. Зинченко, М., 1974; JI о- мов Б. Ф. Человек и техника, М., 1966; Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем, пер. с англ., М., 1979; Монмоллен М. Системы «человек и машина», пер. с франц., М., 1973; Шеридан Т. Б. и Феррелл У. Р. Системы человек-машина, пер. с англ., М., 1980.

Д. И. Агейкин.

xn--90aw5c.xn--c1avg

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» - это... Что такое СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»?

 СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» (СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности. В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек—техника», «система «оператор—машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек—машина—среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Система (организма)
  • СИСТЕМА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ (СВИ)

Смотреть что такое "СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»" в других словарях:

  • система «человек - машина» — система «человек машина»; СЧМ: Система, включающая в себя человека оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте. [ГОСТ 26387 84 таблица, пункт 1] 8 информационная модель СЧМ;… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • система человек-машина — система «человек машина»: надежность надежность системы «человек машина» Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" — сложная Система, в которой человек оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. Система человек машина является предметом… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК — МАШИНА — СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК МАШИНА», сложная система, в которой человек оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. Система «человек машина»… …   Энциклопедический словарь

  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК—МАШИНА — (англ. man machine system) система, состоящая из человека оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син …   Большая психологическая энциклопедия

  • Система «человек— машина» — СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК МАШИНА сложная система, в которой человек оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т. д. Является предметом… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • система «человек - машина» — система «человек машина» СЧМ Система, включающая в себя человека оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте. [ГОСТ 26387 84] [ГОСТ Р 43.0.2 2006] Тематики информационные… …   Справочник технического переводчика

  • Система «человек-машина» — 1. Система «человек машина» СЧМ Система, включающая в себя человека оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте Источник: ГОСТ 26387 84: Система "Человек машина". Термины и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • система «человек-машина» — сложная система, в которой человек оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т. д. Система «человек машина» является предметом… …   Энциклопедический словарь

  • СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" — сложная система, в к рой человек оператор (группа операторов) взаимодействуете технич. устройством (напр., прокатным станом, трансп. средством, ЭВМ) в процессе произ ва материальных ценностей, управления, обработки информации и т. д. С. ч. м.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

psychology_pedagogy.academic.ru

Система человек—машина

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Методология конструирования машин

Система человек—машина

Согласно инженерной психологии конструкция машины должна рассматриваться в совокупности с оператором, управляющим этой машиной, как единая система человек — машина с учетом возможностей машины и человека. Первоначально в таких системах учитывались лишь простейшие антропологические, физиологические и гигиенические требования. По мере совершенствования конструкций машин возникла необходимость учета также и психофизиологических характеристик человека. Такой подход к проблеме конструирования машин позволяет осуществлять их более эффективное использование с минимальным числом ошибок.

Рис. 1. Принципиальная схема системы человек — машина

Известно, что работа машины и трудовая деятельность челове-ка-оператора принципиально различны. Основное качественное различие заключается в психофизиологических процессах, которые свойственны только человеку. Тем не менее современная наука находит аналогии между машиной и человеком. С точки зрения науки об управлении — кибернетики — процесс управления и регулирования в системе человек — машина протекает так же, как в живом организме, и представляется рядом преобразований информации. Эта информация циркулирует от управляемого звена (осведомительная информация) к управляющему звену и обратно (командная информация). В системе человек—машина роль управляемого звена исполняет машина, а управляющего — человек (рис. 1). Каждое из этих звеньев имеет присущие ему характеристики входа, преобразования информации и выхода (реакции). Для машины эти характеристики определяются ее конструктивным устройством, для оператора — его человеческими возможностями. О работе машины оператор получает осведомительную информацию (неверное положение рабочих органов, посторонние шум, запах и т. д.) непосредственно от машины через приборы информации и от результатов работы (качество продукции, ориентация относительно окружающих предметов, наличие нужного эффекта и т. д.). Воспринимая эту информацию органами чувств оператор в зависимости от рабочей ситуации принимает нужное решение по корректировке режима и параметров выполняемого процесса и осуществляет его через органы управления машиной.

С повышением общего технического уровня вопрос о взаимной «подгонке» машины и человека приобретает постоянно возрастаю-шее значение. Если на ранних этапах развития техники машины

ботали в привычных для человека условиях и управлять ими было просто, то в условиях сегодняшнего дня оператору все чаше при. ходится работать в совершенно необычных условиях (при высоких и низких температурах и давлениях окружающей среды, больщцх ускорениях, под водой и в космосе и т. д.). Поэтому при конструц. ровании машин, которые работают в условиях, затрудняющих ра. боту оператора, в настоящее время систему человек — машина рас. сматривают с учетом фактора, получившего название среды, С помощью комплекса человек — машина — среда решаются зада-чи по повышению эффективности системы человек — машина, где человеку отводится главная роль. Все это обеспечивает наилучшую совместимость всех элементов комплекса, т. е. приводит возможности оператора в соответствие с условиями среды и конструкцией машины во всех аспектах: техническом, психологическом, биофизическом, антропометрическом, эстетическом и т. д.

Читать далее: Распределение функций управления в современных машинах

Категория: - Методология конструирования машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Система человек-машина - Энциклопедия по экономике

Идентификацию опасностей технических систем проводят на основе качественного и количественного анализа системы человек — машина —окружающая среда .  [c.140] Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением негативных факторов. Учитывая многообразие связей в системе человек — машина — окружающая среда и соответствующее многообразие причин аварий, травматизма и профессиональных заболеваний для выявления производственных опасностей применяют метод моделирования с использованием диаграмм  [c.146]

Система "человек—машина", обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и обработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники.  [c.345]

Автоматизированные системы управления относятся к системам человек —машина и поэтому не только не исключают, а на-  [c.282]

При этом знания давно установленных закономерностей того или иного процесса часто бывает недостаточно для того, чтобы разработать рациональный режим управления этим процессом. Решение задач управления требует нового подхода, нового взгляда на процесс. В этом случае наряду с изучением его закономерностей необходимо акцентировать внимание на связи системы человек—машина. Как реагирует машина на то или иное управляющее воздействие оператора Как изменятся качественные показатели процесса при смене режимов взаимодействия органов управления  [c.15]

Подсистема оперативного управления процессом СПО на уровне буровой бригады — это система человек-—машина, где главным оператором является бурильщик, а подъемная часть буровой установки — управляемым объектом [2].  [c.216]

Система человек — машина — среда является типичным элементом в структуре современных производительных сил общества. Все или почти все виды выполняемой работы на предприятиях нефтяной и газовой промышленности реализуются посредством ЧМС разной сложности и информативности человек — инструмент, человек — машина, человек — технологический процесс, человек — машина — среда, человек — человек, человек — среда, группа людей — комплекс машин — объемно-пространственная среда, человек— орудие труда — производственная среда и т. д.  [c.13]

Системы человек — машина — среда. Состав, структура, функция  [c.38]

Исследование случаев тяжелого травматизма показало, что наибольшее число их (21—23%) происходит на постоянном рабочем месте, в системах человек — машина — среда (ЧМС) и в опасных зонах (21—23%). Это свидетельствует о наличии потенциальных опасностей в структуре рабочего пространства операторов. Последующее углубленное изучение природы и свойств этих опасностей позволит выявить конкретные причины по каждому рабочему месту.  [c.226]

Характерное рассогласование в системах человек—машина — среда (между человеком и машиной, человеком и человеком) в производственных функциях (между возможностями человека  [c.228]

Опыт проектирования АРМ аналитика и других систем позволяет обобщить требования к их функционированию своевременное удовлетворение вычислительных и информационных потребностей экономиста при проведении анализа хозяйственной деятельности минимальное время ответа на аналитические запросы возможность представления выходной информации в табличной и графической форме возможность внесения корректив в методику расчетов и в формы отображения конечного результата повторение процесса решения задачи с любой произвольно заданной точки (стадии) расчета возможность работы в составе вычислительной сети простота освоения приемов работы на АРМ и взаимодействия системы человек-машина.  [c.83]

Представленные в табл. 4.2 аналитические ПМС являются лишь небольшим фрагментом из огромного количества аналогичных средств динамичного рынка программных продуктов по компьютерному анализу финансово-хозяйственной деятельности различных организаций. Опыт использования этих и других систем позволяет обобщить основные требования к компьютерному анализу своевременное и полное удовлетворение вычислительных и информационных потребностей экономиста при проведении анализа хозяйственной деятельности минимальное время ответа на аналитические запросы возможность представления выходной информации в табличной и графической формах возможность внесения корректив в методику расчетов и в формы отображения конечного результата повторение процесса решения задачи с любой произвольно заданной точки (стадии) расчета возможность работы в составе вычислительной сети простота диалога в системе человек-машина.  [c.92]

Учебник состоит из двух книг. В настоящем, первом томе рассматриваются основные методические проблемы инженерной психологии, методы изучения деятельности оператора в системе человек-машина , психофизиологические основы деятельности оператора. 3-е издание учебника (2-е — 1986) отличается от предыдущего подбором нового нормативного и фактического материала, расширением методов, применяемых в настоящее время в инженерной психологии.  [c.575]

Представляя в самом общем виде реальную и потенциальную эффективности с учетом влияния системы человек - машина - среда (ЧМС), можно выделить следующие основные составляющие см. рис. 3.6)  [c.107]

Система "человек-машина" 391 Система комплексного планирования  [c.487]

Гантт применил аналитические методы для исследования отдельных производственных операций. Он разработал методы планирования последовательности производственных операций. Эти методы не потеряли свое значение и в современных условиях. Исследование системы человек—машина позволило Гантту связать организационный и мотивационный аспекты производства.  [c.15]

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК-МАШИНА  [c.230]

До настоящего времени еще бытует практика, когда кабина и органы управления разрабатываются лишь на последних этапах проектирования без привлечения специалистов по инженерной психологии и художественному конструированию. Такой подход был возможен до тех пор, пока техника была сравнительно проста и не предъявляла серьезных требований к ее управлению. На смену ей пришло системное проектирование, построенное на учете взаимного влияния всех составных частей разрабатываемого объекта. При системном подходе проектируемое изделие рассматривается не просто как технический объект, а как система человек—машина (СЧМ). Это обстоятельство заставляет проектировать деятельность оператора и условия его окружения наравне с конструкцией машины. Системное проектирование состоит, таким образом, из трех основных частей технического, инженерно-психологического и художественного.  [c.228]

К количественным инженерно-психологическим показателям относятся уровень профессиональной подготовки бухгалтера-оператора, надежности системы человек — машина , повышение качества продукции как результат учета инженерно-психологических требований (по балльной системе) и др.  [c.245]

ЭРГОНОМИКА — наука, изучающая взаимодействие человека и машины в конкретных условиях производственной деятельности с целью рационализации производства. При социализме цель 3.— создание для человека оптимальных условий труда. Э. тесно связана с обеспечением потребностей всестороннего развития личности в условиях ускорения научно-технического прогресса, с изменением в связи с этим характера трудовой деятельности. Учет требовании Э. при проектировании машин и оборудования предусматривает обеспечение оптимального распределения функций в системе человек— машина рациональной ор-  [c.397]

Разработан информационный подход в отношении проектирования и организации операторских видов труда, определены информационная вместимость различных средств отображения информации и методика оценки количества информации в различных сигналах и сообщениях. Разработаны также конкретные меры оценки быстродействия оператора в системах человек—машина, его пропускной способности [9]. Вместе с тем приведены методические подходы и к другим видам труда [3].  [c.346]

Оптимизация системы человек - машина" при создании новых производств, техники - это минимизация затрат живого труда путем сведения к минимуму операций, требующих затрат живого труда, и рациональное использование рабочего времени каждого участника трудового процесса. Так, в производствах с аппаратурными процессами оптимальным является такое построение технологического процесса и соответственно ему трудового, при котором обеспечивается равномерная в течение рабочей смены потребность в трудовых затратах, исключаются пиковые нагрузки и вынужденные простои.  [c.81]

Управление производством имеет две стороны социально-экономическую и организационно-техническую. Это обусловлено тем, что в сфере производства складываются различные общественные отношения. Политические, социальные, экономические, правовые, психологические, национальные, семейные отношения охватывают социально-экономическую сторону управления производством. Организационные отношения складываются в процессе совместного труда работников предприятий, в процессе соединения собственно труда, предметов труда, средств труда (здания, оборудование, инструменты). Технические отношения отражают взаимодействие технических средств между собой, взаимодействие людей и техники (системы человек—машина ). Соответственно вопросы организации производства, управления зданиями, сооружениями, транспортными, складскими операциями, эксплуатации оборудования и др. образуют вторую сторону управленческих отношений — организационно-техническую.  [c.193]

В период разработки балансов оборудования могут возникнуть непредусмотренные обстоятельства, требующие изменения объемов капитальных вложений, ввода новых мощностей, изменения пропорции при распределении отдельных видов оборудования и т. д. Все это требует, чтобы в системе расчетов была учтена возможность оперативного вмешательства человека для изменения любого исходного или расчетного показателя. Поэтому созданная система является системой человек — машина, где важнейшая или главная роль при определении любого показателя отводится человеку он может внести любые поправки на любом этапе расчетов. Машине же отводится роль советчика она проводит расчеты, определяет очередной вариант балансов и планов распределения оборудования и осу-  [c.128]

Эргономичность — оптимальное взаимодействие элементов системы человек — машина — производственная среда с целью повышения коэффициента ее полезного действия.  [c.149]

Физиологические и психологические факторы оказывают влияние на физическую и нервную утомляемость работников. При организации труда необходимо учитывать физиологию и психологию человека, его антропометрические особенности (размер тела, массу, длину рук и т. д.) с тем, чтобы лучше сочетать свойства человека, техники и производственной среды в рамках системы человек — машина — производственная среда (изучается наукой эргономикой). К основным требованиям антропометрии относятся рациональное размещение органов управления машиной (расположение рычагов, кнопок и т. д.), рациональные рабочие зоны в пределах досягаемости рук и удобные рабочие позы.  [c.242]

Автоматизированная система управления — это совокупность методов, технических средств и коллективов людей, обеспечивающих оптимальную работу предприятия на основе широкого использования теории управления, экономико-математических методов и современных средств обработки информации (ЭВМ, устройств накопления, регистрации и т. д.). АСУ относится к системам человек—машина, так как центральное место в управлении сохраняется за человеком. С внедрением АСУ достигаются оперативная обработка больших количеств информации, упорядочение инфор-  [c.334]

Система человек—машина  [c.318]

Автоматизированная система управления производством обеспечивает оптимальную работу предприятия на основе широкого использования теории управления, экономико-математических методов и современных средств обработки информации (ЭВМ, устройств накопления, регистрации и т. д.). АСУП относится к системам человек — машина, так как центральное место в управлении сохраняется за человеком. С внедрением АСУП достигаются оперативная обработка больших количеств информации упорядочение информационных потоков, научно обоснованное принятие решений. В зависимости от уровня автоматизации и участия человека в управлении АСУП подразделяют на информационно-справочные, информационно-советующие, информационно-управляющие, самонастраивающиеся и самообучающие.  [c.300]

Глубина социальных изменений, связанных с САПР, прежде всего определяется развитием системы человек — машина [18, 38, 48], в которой за человеком остаются функции генерации идей, оценки вариантов и принятия решений, а аналитическая подготовка вариантов, оптимизация и техническое исполнение решений полностью переходят к машине , в данном случае — к КСАП.  [c.135]

Однако применение научных методов (заимствованных в математике, кибернетике, психологии, ее информатике) становится возможным в условиях широкого внедрения современных средств вычи информационных технологий. ЭВМ позволяют в короткое время обрабатывать математичесю диалоговый режим в системе "человек-машина", оперативно получая ответ на вопрос "что будет, если..  [c.55]

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННАЯ СИСТЕМА [man-ma hine system] (или система "человек—машина") — система, состоящая из людей и техники, причем все ее элементы (и человек, и машина) взаимно дополняют друг друга, используя, таким образом, преимущества и того, и другого. Основное преимущество человека — в его творческом разуме, умении подходить к решаемым задачам нестандартно, эвристически. Но человек уступает машине в быстродействии, способности точно выполнять однообразные вычисления. Примеры Ч.-м.с рабочий и его станок, автоматизированная система управления предприятием.  [c.391]

ПО. Шеридан Т.Е., Феррел У.Р. Системы человек-машина модели обработки информации, управления и принятия решения человеком-оператором. — М. Машиностроение, 1980. — 400 с.  [c.201]

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМА-ЦИбННЫЕ СИСТЕМЫ — человеко-машинные системы для сбора, хранения, накопления, поиска, передачи, обработки информации с использованием компьютерной техники, информационных технологий, средств и каналов связи.  [c.14]

ЭРГОНОМИКА —наука, изучающая взаимодействие человека и машины в конкретных условиях производственной деятельности с целью рационализации производства. При социализме цель Э.— создание для человека оптимальных условий труда. Э. тесно связана с обеспечением потребностей всестороннего развития личности в условиях ускорения научно-технического прегресса, с изменением в связи с этим характера трудовой деятельности. Учет требований Э. при проектировании машин и оборудования предусматривает обеспечение оптимального распределения функций в системе человек — машина рациональной организации рабочего места соответствия технических средств психофизиологическим, биомеханическим и антропологическим требованиям создания оптимальных для жизнедеятельности и работоспособности человека показателей производственной среды при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических требований к исловиям трида.  [c.396]

Существующее ныне стандартизированное определение АСУ как системы человек — машина , обеспечивающей эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляются с применением средств автоматизации и вычислительной техники (ГОСТ 24.003 — 84), необходимо понимать с учетом функционирования в АСУ автоматизированных рабочих мест управленческого персонала и специалистов. Поэтому вопросы информационного обеспечения этих АРМ необходимо рассматривать системно в рамках интегрированной АСУ (ИАСУ), предполагая возможность функционирования распределенных баз данных, наличие как главных (центральных) баз данных ВЦ, так и локальных файловых систем АРМ различного уровня и назначения.  [c.112]

О моделировании факторов космического полета, влияющих на надежность системы человек — машина/ Ю. П. Артюхин, Л. П. Рримак, Г. М. Колесников и др. Препринт.— М.— Л. НСК, 1975.— 20 с.  [c.179]

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННАЯ СИСТЕМА, или система человек—машина . Это система, состоящая лз людей и техники, причем каждый элемент— человек и машина — выполняет свою роль. Они взаимно дополняют друг друга. Простейшие человеко-машия-ные системы — вы и ваш телевизор, милиционер и светофор, которым он управляет. Более сложная—вычислительный центр предприятия, где специалисты с помощью машин вырабатывают планы, управляют производством. Еще более сложная — автоматизированная система управлении 53  [c.53]

Имеете системы человек—машина в поле зрения экономиста оказа-г к экономическая оболочка системы трудовых отношений между людь- и игнорировавшаяся прежней экономической наукой. Мощь этой тех-  [c.481]

Г. о., имеется много процессов переработки очень больших объёмов информации, к-рые ЭВМ выполнит, тогда как человек за реальное время их выполнить не способен, но при этом есть задачи, в решении к-рых ЭВМ не может конкурировать с человеком. Это привело к появлению человеко-машинных систем обработки информации и принятия решении, в к-рых функции разумно разделены между ЭВМ н людьми. Организация системы человек — машина поставила ряд спецпфнч. задач, решаемых средствами эргономики.  [c.565]

economy-ru.info

От системы «человек—машина» к «социо­технической» системе

(конспект статьи А.А. Пископпеля и Л.П. Щедровицкого с далеко идущими выводами)

В научной литературе по различным проблемам профессиональной дея­тельности часто фигурирует термин «система человек—машина» (СЧМ). Вместе с тем, содержание этого понятия недостаточно проработано, если иметь в виду отводимую ему роль при задании предмета и объекта инженерной психологии. Подавляющее большинство определений СЧМ как объекта дисциплины актуально только в плане принципиального (онтологического) различия «человека» и «машины» и фиксирует их в качестве составляющих единой системы. Поскольку предмет — это сторона (часть) объекта, то логически предопределён набор предметов инженерной психологии: либо человек, либо машина, либо их взаимодействие. Между тем в качестве предмета в этом случае называется деятельность человека в СЧМ. Но «деятельность» актуально не вписана в систему, как в объект. В одних случаях деятельность человека противопоставляется машине, в других — рассматривается как деятельность именно с машиной. В связи с этим целесообразно рассмотреть содержание понятия СЧМ и разобраться, в какой мере это понятие задаёт объектную область дисциплины.

Корректное задание объектной области (объекта) целой дисциплины предполагает построение идеального объекта, выступающего в качестве содержания специального теоретического понятия. Это в полной мере относится к понятию СЧМ. Но большинство его определений — указание на некоторый класс эмпирических объектов.

Обретение понятием СЧМ права гражданства было необходимой предпосылкой преобразования области эмпирических разработок в относительно обособленную дисциплину. С начала 50-х годов оно выступает в форме «концепции СЧМ». Это одно из первых собственно инженерно-психологических понятий. Однако с момента возникновения инженерной психологии пройден большой путь, изменивший понятия, представления и принципы и отношения инженерной психологии со смежными дисциплинами. Расширяется область инженерной психологии как в объектном плане (не только оператор, но и руководитель), так и предметном плане (не проектирование, но организация, включающая проектирование). В какой же мере содержание понятия СЧМ соответствует современным тенденциям развития инженерной психологии?

Происхождение понятия «Система человек-машина»

Генетические корни понятия СЧМ связаны с распространением проектной установки с чисто технических устройств на системы, включающие и человека. Но до определённого момента проектировались в них только машины (машинно-ориентированная проектная парадигма). В процессе освоения новой объектной области в качестве объекта проектирования выступил человек. Это означало, что проектированием должны быть ассимилированы гуманитарные дисциплины. Но проектных способов и представлений на «человека» вызывает сопротивление со стороны последнего. Различение машины и человека стало необходимым — и появляется особое понятие СЧМ.

Проблематика «человеческого фактора» в проектировании не была привнесена в эту область извне, а естественно возникла при оформлении системотехнической парадигмы, где человек присутствует на правах компонента системы и рассматривается как «одноканальная система переработки информации с ограниченной пропускной способностью».

«Исследователь человеческих факторов, — отмечал Дж. Кристенсен, — не может быть уверен, что обычные описания — коммуникационые линии, звенья, цепи регулирования, информационное содержание, передаточная функция и т. д. — адекватны тем операциям, которые человек осуществляет в системе и которые крайне необходимо учитывать. Существует срочная необходимость осмысленного набора понятий для описания человека в системе». (Заметим в скобках, что и товарищ Сталин не называл кибернетику «продажной девкой буржуазной науки», а критиковал кибернетический подход в социологии, считая подобно Кристиансену, что человеческий социум (как и человек) — гораздо более сложные системы, чем технические).

Для преодоления возникших затруднений было два пути:

1. Признать ограниченность системотехнической парадигмы и выработать другую, более широкую, позволяющую создавать адекватные проекты систем, максимально используя специфические возможности как людей, так и машины.

2. Допустить, что при помощи системотехники описываются хотя и не все (очевидно), но наиболее существенные для проектирования аспекты человеческой деятельности и главная проблема — «измерение человеческих параметров».

Второй путь, как наиболее простой, нашёл на первых порах наибольшее признание среди специалистов по человеческим факторам. Ему мы обязаны появлением на свет понятия СЧМ. Статус этого понятия определяла точка зрения, что любая система является частным случаем кибернетических систем управления.

Системотехническое представление о СЧМ

В основе объектных представлений системотехники лежит схема «поточной» (информационной) системы. В полной мере реальным предметным моделям деятельности человека в данном случае соответствуют только стимульно-реактивные (S-R) схемы поведения, разработанные в русле бихевиоризма. Но такие модельные представления могут применяться при решении только ограниченного круга задач. Введение понятия СЧМ позволило рассматривать любую систему с теоретически единой точки зрения (системотехнической) и поставить пробему оптимизации системы в целом. Субстанцией, гомогенизирующей такие разные компоненты как «человек» и «машина» была выдвинута информация. В содержании введённого понятия СЧМ выделяются два иерархически связанных плана:

1. Объект инженерной психологии целостен и позволяет ассимилировать и человека, и машину в качестве составляющих единой системы.

2. В качестве системообразующего фактора выступает циркулирующая в системе информация. Можно сказать, что с позиций кибернетического подхода СЧМ — это такое модельное представление объекта инженерной психологии, как системы, в которой в которой человек и машина являются её звеньями, осуществляющими процесс переработки информации.

Альтернативные представления

Хотя между общесистемным и системотехническими планами существует непосредственная связь, сама по себе она не однозначна. У. Синглтон противопоставлялся самому системотехническому способу формирования понятия СЧМ и выбрал в качестве системы отсчёта не «машину», а «человека». Позиция Синглтона в том, что любая аппаратура лишь расширяет и усиливает способности (возможности), присущие человеку-оператору. Конкретно-предметным выражением этого подхода является введённое Синглтоном понятие «ключевой оператор». Однако выдвинув «человека» как прототип системы, Синглтон рассматривает его и его деятельность как «машину».

Дж. Кеннеди принадлежит попытка разработки концепции СЧМ как «развивающегося организма». В её основе — две методологические предпосылки:

1. Подведение такого объекта, как СЧМ, под понятие «организм» с последующим распространением на него концептуальных схем, связанных с этим понятием

2. Рассмотрение СЧМ как человеческой организации.

Тем самым концепция СЧМ Дж. Кеннеди тесно связана с представлениями теории организации и управления. Особенно это касается тех направлений последней, которые исходят из трактовки понятия организации через призму схемы «организм—среда». Этот подход позволил автору обсудить ряд новых для инженерной психологии понятий — «жизненный цикл» системы, «подсистема персонала» и т. п. Основным становится не процесс функционирования системы (выполнения миссии), а процесс её развития, относительно которого СЧМ рассматривается как его организованность. Неотъемлемой частью этой концепции развития СЧМ является «проектирование деятельности оператора». Это позволяет Дж. Кеннеди отнести к компетенции инженера-психолога процессы отбора, обучения и т. п., регулярно осуществляющиеся в СЧМ, другими словами — мероприятия по реализации инженерно-психологических проектов. Однако узость организмической трактовки такого социального объекта, какчеловеческая организация, требует более адекватного подхода на базе разработки категории деятельности применительно к объектам такого типа.

Изменение основного контекста рассмотрения требует и изменения взглядов на существо объекта инженерной психологии. При этом в содержании соответствующего понятия должен сохраниться общесистемный аспект как выражение требования теоретического единства этого объекта. Это единство достигается за счёт того, что гомогенизирующим фактором становится не информация, а деятельность. На языке функциональной структуры это означает, что индивидуальная деятельность является по своему строению единицей деятельности, в то время как машина может выступать только в качестве одного из элементов деятельности (в данном случае — специализированного технического средства — орудия).

Противопоставляя деятельностный и системотехнический подходы к трактовке понятия СЧМ следует иметь в виду, что в отечественной инженерной психологии деятельностный подход представлен двумя разноориентированными концепциями:

1. С позиций «субъектного» деятельностного подхода СЧМ есть модельное представление объекта инженерной психологии как системы в которой человек является субъектом труда (носителем мотивов, смыслов и целей деятельности), в то время как машина — орудие труда.

2. С позиций «системнодеятельностного» подхода СЧМ есть модельное представление объекта инженерной психологии как системы, представляющей собой форму организации кооперированной деятельности, в которой люди и машины, подчиняясь принципиально разным закономерностям, реализуют нормы профессиональной деятельности, выступая в функции её материала (носителя).

Современные определения СЧМ

Зафиксировав три принципиально различных модельных представлений СЧМ (системотехнического и двух деятельностных) сделаем несколько замечаний в адрес существующих определений СЧМ. Сам термин «система человек—машина» говорит о целостности. Но чтобы задать систему как целостность недостаточно назвать её элементы, необходимо прежде всего определить связи, отношения между элементами и основной процесс, определяющий целостность системы (иногда говорят: системообразующий фактор). Типичным можно считать следующее определение:

«СЧМ — сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т. д.»

В этом определении содержится лишь спецификация человека, как «оператора», а машины как «технического устройства». Понятие «взаимодействие» — не ключевое (если элементы не взаимодействуют — это не система). Недостаёт самого главного — не определён способ этого «взаимодействия», его онтологический смысл. Содержание термина «взаимодействие» понимается разнопланово, но чаще предполагает распространение понятия действия на функционирование машинной (технической) части системы. Но понятие действия всегда соотнесено с понятием цели. В то время как люди действуют посредством машин, а машины лишьфункционируют в соответствии с человеческими целями.

Понятие «взаимодействие» снимает в себе абсолютное противопоставление понятий «причина» и «следствие» (обе взаимодействующие стороны оказываются симметричными и равнозначными). Использование понятия взаимодействия при характеристике взаимоотношений человека и машины в СЧМ объективно (независимо от претензий авторов, использующих это понятие) есть фиксация концептуального равноправия человека и машины, их односущности.

Встречается эклектическое соединение кибернетической и деятельностной трактовок смысла термина СЧМ. С одной стороны СЧМ определяется как «система, включающая в себя человека (или группу людей) и машину, посредством которой он (или они) осуществляет трудовую деятельность», а с другой, утверждается, что основу трудовой деятельности человека в СЧМ «составляет его взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой, через посредство информационной модели и органов управления». Опять тождество человека и машины! Некорректно…

Социотехническая система

В свете этих замечаний пересмотр и корректировка нормативных определений СЧМ представляются необходимыми. Термин СЧМ тесно сросся именно с системотехнической интерпретацией природы целостности системы. На наш взгляд, в том случае, когда в качестве основных берутся деятельностные представления о функционировании человека и машины в системе, достаточно адекватным термином для выражения соответствующего понятия (замещающим термин СЧМ) является термин «социотехническая система» (СТС). Во внутреннем строении СТС является иерархическая структура организационных подразделений разного уровня, каждое из которых образовано кооперацией социальных ролей (мест) членов персонала, отправляющих посредством современных технических средств специфические индивидуальные (профессиональные) деятельности, соответствующие этим ролям. На наш взгляд, термин СТС лучше, чем термин «организация» (который к тому же употребляется в процессуальном смысле как «организовывание»), выражает то обстоятельство, что системы такого рода являются прежде всего социальными, а значит, и естественно-искусственными образованиями. Они обладают рядом черт, не нашедших отражения в рамках системотехнического понятия СЧМ.

1. В таких системах органически сплетены производственные и социокультурные факторы и отношения. Поэтому их функционирование и развитие обусловлено не законами природы, а законами социальной действительности, носящими исторический и опосредованный характер.

2. Основным процессом является не процесс их функционирования (однократного или многократного достижения заданной цели), а процесс развития. Искусственное воздействие на систему такого рода может быть успешным только тогда, когда оно «преобразуется» в естественное влияние на неё одного из собственных элементов. В противном случае это воздействие станет не организующим, а дестабилизирующим фактором.

3. Для каждой из социотехнических систем всегда можно найти другую, объемлющую данную и определяющую характер многих процессов и взаимодействий исходной системы. Поскольку таких систем обычно несколько, существует несколько целостностей и несколько «контуров» социотехнической системы.

4. СТС — это, как правило, многоуровневые образования. При этом на каждом уровне действуют свои специфические закономерности. Индивидуальные отличаются от групповых. Это определяет разнонаправленность, а зачастую и противоположность тенденций и механизмов.

5. Важной характеристикой СТС является то, что они не могут быть полностью созданы в производстве, а включают в свой состав и фрагменты материала «живой» деятельности (отдельных людей, групп, сообществ). При этом каждый из фрагментов обладает и своим «естественным» самодвижением. Их интеграция в данную систему — процесс организации и управления.

Понятия СЧМ и СТС принадлежат теоретическому слою инженерной психологии и описывают не эмпирические, а идеальные объекты. Указанные выше особености содержания понятия СТС не позволяют рассматривать такую систему в целом в качестве идеального объекта инженерной психологии, если считать именно психологию её базовой «референтной» составляющей. В этом случае инженерная психология выступает в качестве части более широкой области организационной деятельности (социотехники) и ограничивает свой предмет организацией только индивидуальной деятельности членов персонала социотехнической системы.

Полностью статья опубликована в журнале «Вопросы психологии», №3, 1982 год

Актуальность рассмотренной проблемы не исчезла. Пока в инженерной психологии сохраняется как ведущий термин СЧМ. Но и его критика авторами абсолютно обоснована (хотя они лишь рассмотрели границы применимости понятий СЧМ и СТС). Вместе с тем, обсуждение на семинарах структуры, закономерностей и перспектив социотехнических систем выявляет необходимость рассматривать предлагаемые (и вполне реальные ) объекты с позиций, изложенных в данной лекции. Развитие СТС, как живых организмов, обусловленное социальной составляющей вполне может привести в будущем к отказу, например, от личных автомобилей и широкому развитию общественного транспорта, возможному кардинальному изменению телевидения, новым подходам к интернету и т. д. Многоуровневость СТС, влияние специфических закономерностей разных уровней, включенность в них материала «живой» деятельности может позволить нам влиять на самые глобальные СТС «из любой точки», невзирая на указы президентов или разрушительную деятельность «рефломаторов». И находить, вычислять и анализировать такие механизмы и возможности — задача психолога сегодняшнего дня и, тем более, будущего. А вы на семинарах даже вопросы не задаёте. Скоро эти самые вопросы вам задаст сама Жизнь. А на её вопросы ответы в Интернете не «скачаешь»…

svblog.ru


© 2007—2018
423800, Набережные Челны , база Партнер Плюс, тел. 8 800 100-58-94 (звонок бесплатный)