|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Сцепление служит для передачи мощности от двигателя к трансмиссии, разъединения на короткое время двигателя от трансмиссии и дальнейшего плавного соединения при начале движения трактора с места, смене передач и торможении. Кроме всего прочего, сцепление трактора МТЗ 82 защищает детали трансмиссии и двигателя от поломок и повреждений во время резкого повышения оборотов вращения коленвала двигателя или скорости движения трактора.
В одном корпусе со сцеплением установлены редуктор заднего вала отбора мощности и понижающий редуктор.
Корзина сцепления
Сцепление находится в сухом отсеке корпуса, соединяющий коробку передач и двигатель. Ведущими элементами сцепления являются нажимной диск, маховик двигателя и штампованный опорный диск, соединенный с маховиком при помощи пальцев, гаек и дистанционных втулок. На чугунном нажимном диске предусмотрено три равномерно размещенных по окружности ушка, входящие в прорези диска. К ушкам присоединены отжимные рычаги. Между нажимным и опорным диском смонтировано двенадцать нажимных пружин. С одной стороны пружины упираются в литые гнезда нажимного диска, с другой — в стаканы, установленные в опорном диске.
Схема устройства сцепления МТЗ 82, понижающего редуктора и независимого привода ВОМ: 1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины, 5 — нажимная пружина; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 8 — демпфер; 9 — поддерживающий диск; 10 — пластинчатая пружина; 11 — фрикционная накладка; 12 — ограничительный диск, 13 — отжимной рычаг; 14 — опорный штифт; 15 — ось; 16 — палец; 17 — втулка; 18 — гайка; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — регулировочный винт; 22 — отжимной подшипник; 23 — отводка сцепления; 24 — кронштейн отводки; 25 — промежуточная шестерня; 26 — ведущий вал привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28 — кронштейн отводки тормозка; 29 — вал включения тормозка; 30 — вилки; 31 — отводка тормозка; 32 — ведущий диск тормозка; 33 — пружины фиксатора; 34 — шарик; 35 — рычаг переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка; 37 — рычаг вилки; 38 — ведущая шестерня понижающего редуктора; 39 и 41 — игольчатые подшипники; 40 —зубчатая муфта; 42 — ведомый вал привода ВОМ; 43 — соединительная муфта; 44 — поводок; 45 — валик переключения привода ВОМ; 46 — вилка; 47 — втулка; 48 — крышка; 49 — ведомая шестерня II ступени привода ВОМ; 50 — ведомая шестерня I ступени привода ВОМ; 51 — вилки; 52 — рычаг сцепления; 53 — вал; 54 — гибкий шланг; 55 — масленка; 56— корпус сцепления.
Диск сцепления МТЗ 82
Ведомый диск состоит из демпферного устройства, ступицы и соединенного диска с присоединенными к нему фрикционными накладками. В соединительном диске имеются специальные пазы для уменьшения его жесткости и улучшения прилегания фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения нажимного диска и маховика.
Фрикционные накладки изготавливаются из асбеста и оснащаются вентиляционными канавками для очистки поверхностей в области трения от продуктов износа и улучшения теплоотвода. Накладка, сопрягающаяся с маховиком, приклепляют к соединительному диску. Накладка, сопрягающаяся с нажимным диском, первоначально оснащается шестью пластинчатыми пружинами, а затем данные пружины соединяют с диском при помощи стальных заклепок. Данное соединение обладает более мягким включением сцепления. При выключенном сцеплении пластинчатые пружины имеют плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.
Ведомый диск связан со ступицей при помощи восьми резиновых демпферов, которые установлены в пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице. Таким способом, ведомый диск присоединен к своей ступице, установленной на валу силовой передачи, не жестким образом, а посредством гибкого демпферного устройства, что обеспечивает плавное и мягкое включение сцепления, а также снижение нагрузок в трансмиссии.
Педаль сцепления: 1 — педаль; 2, 7 и 18 — болты; 3 — рычаг педали; 4 — ось; 5 и 15 — пружины; 6 — упорный болт; 8 — кронштейн; 9 — масленка; 10 и 14 — тяги; 11 и 13— вилки; 12 — рычаг; 16 — контргайка; 17 — рычаг.
Сцепление МТЗ 82 оснащено тормозком, служащий для замедления вращения при выключении сцепления и остановки вала сцепления, а также связанного с ним первичного вала КПП, что обеспечивает более легкое включение передач и увеличению срока эксплуатации шестерен. Ведущий диск тормозка с присоединенной фрикционной накладкой установлен на валу и зафиксирован при помощи стопорного кольца и шпонки. Торможение вала сцепления происходит при сжатии дисков тормозка.
Выключение сцепления осуществляется путем нажатия отжимного подшипника на концы рычагов, которые при помощи пальцев соединяются с нажимным диском. Регулировочные винты, вкрученные в отжимные рычаги, под влиянием пружин регулярно прижимаются к опорным штифтам диска. В первоначальное положение нажимной диск возвращается под действием пружин.
Отжимной подшипник вместе с отводкой может передвигаться вдоль крепления отводки во время поворачивания вилок и вала выключения, установленный во втулках, запрессованных в корпусе сцепления. С левой стороны вал уплотнен войлочным кольцом, с правой — отверстие закрыто заглушкой. Наружный рычаг и вилки отводки зафиксированы на валу при помощи клеммовых зажимов и шпонок.
Вал включения тормозка смонтирован в отверстиях корзины сцепления МТЗ 82 над силовым валом. На валу также установлены вилки, служащие для перемещения отводки тормозка, и наружный рычаг, соединенный тягой с рычагом включения муфты сцепления.
Управление тормозком и сцеплением сблокировано и осуществляется одной педалью. В первоначальном положении, когда сцепление включено, педаль фиксируется пружиной, при этом ее усилие направлено по часовой стрелки относительно оси педали. Во время нажатия на педаль, пружина поворачивается относительно неподвижного упора и сжимается до тех пор, пока не дойдет до нейтральной линии. Когда ось пружины окажется ниже оси педали, пружина начнет разжиматься и создавать усилие направленное против часовой стрелки относительно оси педали, тем самым облегчая выключение сцепления. Далее, усилие передается от педали сцепления посредством тяги к рычагу вала выключения, соединенный подпружиненной телескопической тягой с рычагом тормозка.
Техническое обслуживание сцепления трактора МТЗ 82
Состоит в периодическом контроле за надежностью резьбовых соединений, смазке, регулировке и своевременном устранении обнаруженных неисправностей.
Отжимной подшипник необходимо смазывать солидолом при помощи масленки и гибкого шланга, который вкручивается в цапфу отводки, из которой смазка подается к подшипнику и по специальному отверстию к месту сопряжения кронштейна с отводкой. Для того, чтобы получить доступ к масленке — отверните пробку на левой стенке корзины сцепления мтз 82 и вставьте в данное отверстие шприц. Смазывание рекомендуется выполнять каждые 60 часов работы.
19.08.2018tractor-mtz82.ru
Специалисты производящие трактора МТЗ, главной своей задачей ставят — производство таких машин, с такими конструкционными деталями, которые будут комфортны и удобны в управлении.
Приспособление, являющееся одним из компонентов трансмиссии (силовой передачи), предназначенное для соединения или разобщения соединения коробки передач с двигателем — называется сцеплением. При включении механизма сцепления, под воздействием силы трения скольжения, происходит передача крутящего момента на ведущий вал коробки передач. Сцепление позволяет технике плавно трогаться с места, а при включении режима торможения, выполнять плавное разъединение коленвала двигателя с трансмиссией, вплоть до ее полной остановки.
Конструкционную основу механизма сцепления составляют плотно прижатые пружинами друг к другу фрикционные диски, собранные во фрикционные тормоза либо муфты. Мягкость и размеренность выключения и включения передачи обеспечивается проскальзыванием вращающегося ведущего диска, относительно ведомого диска, соединенного шлицевым соединением с коробкой передач. При включении сцепления (отпускание педали), ведомый и ведущий диски плотно сжимаются, при его выключении (нажимании на педаль) происходит разведение дисков, с образованием свободного пространства между ними.
Механизм сцепления МТЗ-82 — постоянно-замкнутый, однодисковый, однопоточный, сухой. К ведущим частям сцепления относятся: маховик двигателя, опорный и нажимной диски. Нажимной диск имеет три расположенные по окружности ушка с присоединенными отжимными рычагами, которые входят в специальные прорези опорного диска. Между дисками сцепления установлены двенадцать нажимных пружин, которые с одной стороны — упираются в стаканы опорного диска, а с другой — во влитые пазы нажимного диска.
К ведомой части муфты сцепления МТЗ-82 относятся установленные на силовом валу ведомые диски со специальными гасителями крутильных колебаний. Конструкционные части ведомого диска: ступица, соединительный диск с демпферным устройством и фрикционными накладками. Радиальные прорези соединительного диска уменьшают его жесткость, прилегание фрикционных накладок при этом улучшается. Фрикционные накладки муфты сцепления МТЗ-82 приклепываются к соединительному диску, выполняются из сырья на основе асбеста, и имеют канавки для очистки поверхностей трения и отвода тепла.
Мягкое включение сцепления МТЗ-82, малые динамические нагрузки в трансмиссии, обеспечиваются гибким устройством — 8-ю резиновыми демпферами, которые гарантируют не жесткое сцепление ведомого диска со ступицей. Полное замедление и остановка вала (связанного с коробкой передач)обеспечивается тормозком, ведущий диск которого закреплен на валу. Окончательное торможение вала сцепления происходит при сжатии дисков тормозка.
Механический усилитель привода сцепления (сервомеханизм), позволяет не только уменьшить необходимую человеку силу прилагаемую для управления, но и создать на трехплечем рычаге поворачивающий момент, для легкого выключения сцепления.
Для регулировки сцепления необходимо произвести ряд действий:
— регулировка свободного хода педали управления муфты сцепления. Ход регулируется длиной тяги (равен 4-5 см), которая обеспечивает зазоры между отжимным рычагом и отжимным подшипником (равен 3-4 мм). При зависании педали трактора в положении»свободный ход», необходимо сжать упорным болтом пружину;
— регулировку длины блокировочной тяги тормозка. Для регулировки она отсоединяется от рычага отводки, затем тяга соединяется с рычагом и удлиняется. Тягу необходимо укоротить на 7 мм и зафиксировать ее контргайкой;
— регулировка отжимных рычагов сцепления. Она выполняется после установки муфты сцепления на маховик, с помощью специальной оправки с торцевой поверхностью, для установки необходимого размера, между пятками на отжимных рычагах, и торцом ступицы опорного диска.
agromania.com.ua
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Трансмиссия трактора МТЗ-82 служит для передачи крутящего момента от дизеля к ведущим колесам трактора, валам отбора мощности, а также для изменения по величине и направлению оборотов и передаваемого крутящего момента.
На тракторах МТЗ-82 применяется ступенчатая трансмиссия, которую составляют следующие основные механизмы: сцепление; коробка передач; задний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами.
В трансмиссию трактора МТЗ-82 входит также передний ведущий мост с главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом и колесными редукторами, для привода которых дополнительно применяются раздаточная коробка и карданная передача.
Сцепление МТЗ-82 предназначено для передачи мощности от дизеля к трансмиссии, кратковременного отъединения дизеля от трансмиссии и последующего плавного их соединения при трогании трактора с места, переключении передач и торможении. Кроме того, сцепление предохраняет детали дизеля и трансмиссии от повреждений и поломок при резком увеличении частоты вращения дизеля или скорости движения трактора.
Вместе со сцеплением в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и редуктор заднего вала отбора мощности. На тракторе установлено фрикционное, сухое, однодисковое, постоянно замкнутое сцепление (рис. 27), управляемое педалью. Передача крутящего момента в таком сцеплении осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.
Рис. 27. Сцепление, понижающий редуктор и привод независимого ВОМ МТЗ-82
1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - нажимной диск; 4 - стакан пружины; 5 - нажимная пружина; 6 - опорный диск; 7 - ступица ведомого диска; 8 - демпфер, 9 - поддерживающий диск; 10 - пластинчатая пружина; 11 - фрикционная накладка; 12 - ограничительный диск. 13 - отжимной рычаг; 14 - опорный штифт: 15 - ось; 16 - палец, 17 - втулка; 18 - гайка; 19 - пружина; 20 - контргайка; 21 - регулировочный винт: 22 - отжимной подшипник; 23 - отводка сцепления; 24- кронштейн отводки; 25 - промежуточная шестерня, 26 - ведущий вал привода ВОМ; 27 - вал силовой передачи; 28- кронштейн отводки тормозка; 29 - вал включения тормозка; 30 - вилки; 31 - отводка тормозка; 32- ведущий диск тормозка; 33- пружины фиксатора; 34 - шарик, 35 - рычаг переключения понижающего редуктора; 36 - крышка люка; 37 - рычаг вилки; 38 - ведущая шестерня понижающего редуктора, 39 и 41 - игольчатые подшипники, 40- зубчатая муфта; 42 - ведомый вал привода ВОМ; 43 - соединительная муфта; 44 - поводок; 45 - валик переключения привода ВОМ; 46 - вилка; 47 - втулка; 48 - крышка; 49 - ведомая шестерня II ступени привода ВОМ; 50 - ведомая шестерня 1 ступени привода ВОМ, 51 - вилки; 52 - рычаг сцепления; 53 - вал, 54 - гибкий шланг; 55 - масленка; 56 - корпус сцепления.
Сцепление МТЗ-82 расположено в сухом отсеке корпуса 56, соединяющего двигатель и коробку передач. Ведущими частями сцепления служат маховик 1 двигателя, нажимной диск 3 и штампованный опорный диск 6.
Опорный диск соединен с маховиком при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и гаек 18. На чугунном нажимном диске сделаны три равномерно расположенных по окружности ушка, которые входят в прорези опорного диска. К ушкам присоединяются отжимные рычаги 13.
Между опорным и нажимным диском (корзиной) сцепления МТЗ-82 установлено двенадцать нажимных пружин 5. С одной стороны пружины упираются в стаканы 4, установленные в опорном диске, с другой - в литые гнезда нажимного диска.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, соединенного диска с прикрепленными к нему фрикционными накладками 11 и демпферного устройства. В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези), что уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.
Фрикционные накладки изготовлены на основе асбеста, они снабжены вентиляционными канавками для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа. Накладку, сопрягаемую с маховиком, приклепывают непосредственно к соединительному диску.
К накладке, сопрягающейся с корзиной сцепления МТЗ-82, сначала приклепывают шесть пластинчатых пружин 10, а затем пружины стальными заклепками соединяют с диском. Такое соединение обладает осевой податливостью и обеспечивает более плавное мягкое включение сцепления.
При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска примерно на 1...1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.
Ведомый диск сцепления МТЗ-82 связан со ступицей 7 восемью резиновыми демпферами 8, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.
Таким образом, ведомый диск сцепления соединен со своей ступицей, установленной на шлицах вала 27 силовой передачи, не жестко, а через гибкое демпферное устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.
Сцепление трактора МТЗ-82 снабжено тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления замедление вращения и остановку как вала 27 сцепления, так и связанного с ним первичного вала коробки передач, что способствует облегчению переключения передач и повышению срока службы шестерен.
Ведущий диск тормозка 32 с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 27 при помощи шпонки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отводки тормозка 31 может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки 28.
Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка. Сцепление выключается от нажатия отжимного подшипника 22 на концы рычагов 13, которые пальцами соединены с нажимным диском 3. Регулировочные винты, ввернутые в отжимные рычаги, под действием пружин постоянно прижимаются к опорным штифтам 14 диска.
При нажатии отжимного подшипника 22 рычаги, упираясь регулировочными винтами 21 в штифты опорного диска, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого, выключая сцепление. В исходное положение корзина сцепления МТЗ-82 возвращается под действием пружин 5.
Отжимной подшипник с отводкой 23 может перемещаться вдоль кронштейна 24 отводки при поворачивании вилок 51 и вала выключения 53, который установлен во втулках, запрессованных в корпусе сцепления.
С правой стороны отверстие под вал 53 закрыто заглушкой, с левой - вал уплотняется войлочным кольцом. Вилки отводки и наружный рычаг 52 закреплены на валу 53 при помощи шпонок и клеммовых зажимов. От осевых перемещений вал удерживается вилками, охватывающими цапфы отводки.
Вал включения тормозка 29 установлен в отверстиях корпуса 56 над силовым валом. На валу 29 при помощи шпонок и клеммовых зажимов закреплены вилки 30, перемещающие отводку тормозка, и наружный рычаг 17 (рис. 28), связанный тягой 14 с рычагом 13 (см. рис. 27) выключения муфты.
Рис. 28. Управление сцеплением трактора МТЗ-82
1 - педаль; 2, 7 и 18 - болты; 3 - рычаг педали; 4 - ось; 5 и 15 - пружины; 6 - упорный болт; 8- кронштейн; 9- масленка; 10 и 14 - тяги; 11 и 13 - вилки; 12 - рычаг; 16 - контргайка; 17 - рычаг.
Таким образом, управление сцеплением и тормозком МТЗ-82 сблокировано и осуществляется одной педалью 1 (см. рис. 28). На стержне педали выполнены две лунки для регулировки положения подушки педали относительно полиса кабины.
В исходном положении (сцепление включено) педаль удерживается пружиной 5 механического сервоустройства, при этом усилие пружины направлено по часовой стрелке относительно оси 4 педали. При нажатии на педаль пружина поворачивается относительно неподвижного упора 6 и сжимается, пока не дойдет до нейтральной линии.
Как только ось пружины окажется ниже оси 4 педали, пружина, разжимаясь, создает усилие, направленное против часовой стрелки относительно оси педали, чем облегчает выключение сцепления.
От рычага педали усилие передается через тягу 10 к рычагу 12 вала выключения, который связан подпружиненной телескопической тягой 14 с рычагом 17 тормозка. При передаче усилия пружина 15 тяги сжимается, способствуя плавности включения тормозка.
Техническое обслуживание сцепления трактора МТЗ-82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений, проведении регулировок и устранении выявленных неисправностей.
Отжимной подшипник 22 смазывают солидолом через масленку 55 и гибкий шланг 54, ввернутый в цапфу отводки, откуда смазка поступает к подшипнику, а также по специальному отверстию к сопряжению отводки с кронштейном 24.
Когда не ставят гибкий шланг 54, то масленку вворачивают непосредственно в цапфу отводки. Для доступа к масленке отворачивают пробку на левой стенке корпуса сцепления и вставляют в это отверстие шприц. Периодичность смазки - через каждые 60 ч работы.
Свободный ход педали - основной показатель правильности регулировки сцепления тормозка. Свободный ход подушки педали должен составлять 40...45 мм, что соответствует зазору 3 мм между подшипником 22 отводки и отжимными рычагами. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска свободный ход педали уменьшается (допустимо до 30 мм). Проверяют свободный ход через каждые 240 ч работы;
Поскольку управление сцеплением МТЗ-82 сблокировано с управлением тормозка, регулировка свободного хода педали и длины тяги 14 тормозка производится одновременно в такой последовательности:
- отъединить тягу 14 тормозка от рычага 12;
- освободить педаль от воздействия пружины 5, для чего завернуть упорный болт 6 в кронштейне 8 и отпустить болты 7, крепящие его к корпусу коробки передач, для возможности перемещения кронштейна;
- изменяя длину тяги 10, установить свободный ход подушки педали в пределах 40...45 мм;
- повернуть кронштейн 8 против часовой стрелки вокруг оси 4 до упора в болт 7 и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач;
- выворачивая упорный болт 6 из кронштейна 8, вернуть педаль в исходное положение (до упора в полик кабины).
Для регулировки длины тяги 14 нужно рычаг 17 тормозка вместе с освобожденной от рычага 12 тягой повернуть против часовой стрелки до упора и в этом положении, изменяя длину тяги при помощи резьбовой муфты, соединить ее с рычагом 12. Замерив длину тяги, отъединить ее от рычага 12 и укоротить на 7 мм.
При правильной регулировке пружина 15 тяги при выключении сцепления трактора МТЗ-82 должна дополнительно сжиматься на 3...4 мм, имея в сжатом состоянии длину 35 мм.
Положение отжимных рычагов 13 (см. рис. 27) регулируют винтами 21 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с отжимным подшипником до торца ступицы опорного диска было 12 ±0,5 мм. Отклонение этого размера для отдельных рычагов не должно превышать 0,3 мм. Эта регулировка проводится при сборке, чтобы обеспечить полное выключение сцепления.
Включать сцепление нужно плавно, не задерживая педаль в промежуточном положении, выключать - быстро, выжимая педаль до отказа. Не рекомендуется долго держать сцепление выключенным, а также держать ногу на педали при движении трактора.
Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-82 - двухскоростной независимый. Он расположен в корпусе сцепления и рассчитан на передачу заднему ВОМ частоты вращения 545 и 1000 об/мин.
Ведущая часть привода представляет собой удлиненный полый вал 26 (рис. 27) с двухвенцовой шестерней, соединенный шлицами со ступицей опорного диска 6 сцепления, что обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление.
Задний ВОМ МТЗ-82 вращается на двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в кронштейне отводки сцепления, второй - в кронштейне отводки тормозка.
Зубчатые венцы шестерен ведущего вала 26 постоянно зацеплены с двумя ведомыми шестернями 49 и 50, свободно установленными на ведомом валу 42. Шестерня 50 первой ступени может вращаться Относительно вала 42 на бронзовых втулках, а шестерня 49 второй ступени - на двух шариковых подшипниках, установленных на ступице шестерни 50 первой ступени.
Передача крутящего момента от ведомых шестерен к ведомому валу 42 осуществляется посредством соединительной зубчатой муфты 43, установленной на шлицах ведомого вала. Муфта 43 вводится в зацепление с одной из ведомых шестерен механизмом переключения привода ВОМ МТЗ-82, расположенного в нижней крышке корпуса сцепления. Валик 45 переключения с вилкой 46 перемещается поводком 44 при помощи гаечного ключа.
Чтобы включить первую ступень (540 об/мин), нужно зубчатую муфту 43 передвинуть вперед по ходу трактора. Если муфту передвинуть назад в крайнее положение, то включится вторая ступень (1000 об/мин).
Передней опорой ведомого вала 42 служит шариковый подшипник, задней - игольчатый подшипник 41. Передний подшипник удерживает вал от осевых перемещений.
Ведомый вал 42 через шлицевую втулку передает вращение внутреннему валу привода ВОМ, который проходит через сквозное отверстие промежуточного вала коробки передач и, в свою очередь, соединяется с ведущим валом заднего ВОМ МТЗ-82. От ведущего вала 26 привода ВОМ через промежуточную шестерню 25 осуществляется также привод насоса гидросистемы.
Понижающий редуктор МТЗ-82, предназначенный для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34. Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.
На заднем шлицевом конце вала 27 (см. рис. 27) установлена на шлицах подвижно соединительная зубчатая муфта 40. Когда муфта 40 при помощи рычага 35 переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с зубьями малого венца ведомой шестерни 4 (рис. 29), установленной на шлицах первичного вала коробки передач, вал 27 (см. рис. 27) сцепления и первичный вал коробки передач соединяются напрямую - редуктор отключен.
При перемещении вперед соединительная муфта 40, оставаясь соединенной с валом 27, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей шестерни 38 понижающего редуктора, установленной на игольчатом подшипнике на валу 27, и соединяет вал 27 с шестерней 38.
Вращение от вала сцепления и шестерни 38 передается на двухвенцовую промежуточную шестерню 47 (рис. 29) редуктора и далее на ведомую шестерню 4 первичного вала коробки передач. Понижающий редуктор МТЗ-82 включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34 раза, таким образом число передач удваивается.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru
При работе трактора вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается свободный ход педали сцепления, который следует проверять через каждые 125 часов работы.
Ход рычага 5 на радиусе расположения пальца 6 должен быть 6...7 мм, что соответствует свободному ходу 40...50 мм педали сцепления 1.
Регулировку управления сцеплением МТЗ-82 Беларус выполняйте в следующей последовательности:
- отсоедините тягу 8 от рычага 5, вынув палец 6;
- вывинчивая регулировочный болт 2, верните педаль 1 в исходное положение до упора в полик;
- поверните рычаг 5 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 7 тяги 8, совместите отверстия рычага и вилки, после чего укоротите тягу 8 примерно на 5 оборотов вилки 7 и соедините с рычагом при помощи пальца; проверьте свободный ход по подушке педали сцепления;
- проведите проверку возвращения педали сцепления в исходное положение при отводе ее на величину полного хода. В случае зависания педали необходимо отпустить болты 4 и повернуть кронштейн 3 по часовой стрелке или завернуть регулировочный болт 2 на величину, обеспечивающую возврат педали в исходное положение.
Если свободный ход педали сцепления не поддается регулировке путем изменения длины тяги 8, а ход рычага 5 при измерении на радиусе расположения пальца 6 менее 4 мм, произведите регулировку положения отжимных рычагов, как указано ниже.
После регулировки механизма управления муфтой сцепления затяните контргайку и зашплинтуйте палец.
Рис. 1
После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов 3 (рис. 2) при помощи специальной оправки 4, которая базируется по внутреннему диаметру шлиц ступицы опорного диска 5 с упором в торец ступицы.
На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов.
Размеры оправки указаны на рис. 2. При помощи регулировочных гаек 2 подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и установите стопорные шайбы 1.
Рис. 2
При этом обеспечивается расстояние А=13±0,5 мм от поверхности контакта рычагов 3 с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска 5.
Разность этого размера для рычагов муфты не должна превышать 0,3 мм.
Сцепление не передает полного крутящего момента
Нет свободного хода педали - Отрегулируйте свободный ход педали.
Изношены накладки ведомого диска - Замените ведомый диск в сборе.
Сцепление выключается не полностью
Увеличен свободный ход педали - Отрегулируйте свободный ход педали.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления
Износ манжеты, уплотняющей коленчатый вал - Замените манжету.
Выдавлена крышка подшипника ведомого вала привода ВОМ при стыковке трактора после ремонта - Установите новую крышку или отрихтуйте старую.
Износ манжеты кронштейна отводки - Замените манжету.
Зазор между носками отжимных рычагов и выжимным подшипником отводки муфты сцепления, мм - 3
Разница зазора для отдельных рычагов муфты сцепления, не более, мм - 0,3
Свободный ход педали муфты сцепления, мм - 40-50 по подушке педали
Расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска, мм - 13 ±0,5
Расстояние от задней плоскости корпуса КПП до наружного торца ведущей шестерни главной передачи, мм - 58 + 0,15
Допустимое увеличение осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала КПП, не более (при контроле), мм - 0,3
Момент сопротивления проворачиванию вторичного вала КПП в конических подшипниках без учета зацепляющихся с ним шестерен (обеспечивается при регулировки зазора), КГСМ (Нм) - 0,6 - 0,7 (6 - 7)
Момент сопротивления проворачиванию дифференциала в конических подшипниках, приложенный к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи, КГСМ (Нм) - 3 - 5 (30 - 50)
Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста, мм - 0,25 - 0,55
Ход педалей тормозов, мм - 70-90 110 - 120 (для тракторов с унифицированной кабиной)
mmz52.ru
РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Сцепление трактора МТЗ-82 располагается на маховике и устанавлено между двигателем и коробкой передач.
Сцепление предназначено для следующих целей:
- надежная передача крутящего момента от двигателя в трансмиссию при работе трактора;
- кратковременное отсоединение двигателя от трансмиссии при переключении передач в последней без ударных нагрузок;
- плавное соединение неподвижного входного вала трансмиссии с вращающимся коленчатым валом двигателя в начале движения трактора и плавного нагружения их без останова двигателя;
- предохранение трансмиссии и двигателя от резких нагрузок при внешних изменениях режима работы трактора;
- кратковременная остановка трактора при работающем двигателе.
Во фрикционных сцеплениях, передача крутящего момента осуществляется посредством сил трения, возникающих между ведущими и ведомыми элементами.
Основные требования, предъявляемые к сцеплению МТЗ-82 (кроме общетехнических), следующие:
- Надежность передачи крутящего момента от двигателя в трансмиссию.
- Плавность включения сцепления, которая определяется плавностью роста нажимного усилия на парах трения.
- Полнота (или чистота) выключения сцепления, которая характеризуется отсутствием поводковых моментов.
- Малая величина момента инерции ведомых частей сцепления, что необходимо для быстрого останова вала при переключении передач.
- Хороший теплоотвод от поверхностей трения, улучшающий температурный режим работы в момент его включения и буксования при разгоне.
- Хорошая уравновешенность вращающихся частей, необходимая для уменьшения динамических нагрузок в деталях сцепления при больших частотах вращения вала двигателя.
На рисунке 2 показана принципиальная схема однодискового постоянно замкнутого сцепления с остановочным тормозком.
Ведущими частями сцепления являются все детали, связанные с валом двигателя. К ним относят маховик 1 двигателя и нажимной диск 3, связанный с маховиком поводковым устройством 6 через кожух 5.
Ведомыми частями сцепления являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками а, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными дисками в и ведомый вал 4.
Сцепление трактора работает следующим образом. При отсутствии усилия со стороны тракториста на педали управления 18 нажимные пружины 15, воздействуя на нажимной диск 3, прижимают ведомый диск 2 к маховику 1 двигателя.
При этом за счет сил трения между маховиком 1 и накладкой ведомого диска 2, а также нажимным диском (корзиной) 3 и другой накладкой ведомого диска сцепления МТЗ-82 крутящий момент через ведомый вал 4 передается в трансмиссию.
Передаваемый момент определяется размерами и фрикционными свойствами накладок ведомого диска 2 и усилием нажимных пружин 15.
Рис.2. Схема однодискового постоянно замкнутого сцепления МТЗ-82 с остановочным тормозком
1 - маховик с отверстием для удаления масла; 2 - ведомый диск в сборе с фрикционными накладками, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными дисками; 3 - нажимной диск; 4 - ведомый вал; 5 - кожух сцепления; 6 - поводковое устройство нажимного диска; 7 - отжимные болты; 8 - сферические опорные шайбы; 9 - регулировочные гайки; 10 - отжимные рычаги; 11 - оттяжные пружины рычагов; 12 - выжимной подшипник отводки; 13 - муфта отводки; 14 - задний подшипник вала; 15 - нажимные пружины; 16 - стакан крепления пружины; 17 - термоизоляционная прокладка под пружину; 18 - педаль управления сцеплением; 19 - упор положения педали; 20 - соединительная тяга; 21 - наружный рычаг привода управления; 22 -возвратная пружина привода управления; 23 - рычаг привода муфты отводки; 24 - тормозной шкив вала; 25 - тормозная колодка с пружинным приводом; 26 - рычаг привода тормозка
При включенном сцеплении между выжимным подшипником 12 отводки и отжимными рычагами 10 имеется зазор 2...4 мм.
При нажатии на педаль 18 управления сцепления усилие через соединительную тягу 20 передается на наружный рычаг 21 привода управления и далее через рычаг 23 на муфту 13 отводки, которая, перемещаясь вместе с выжимным подшипником 12 в направлении маховика 1 сначала выбирает зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами 10, а затем воздействует на отжимные рычаги.
Отжимные рычаги 10, поворачиваясь относительно неподвижной оси, через сферические опорные шайбы 8, регулировочные гайки 9 и отжимные болты 7 перемещают нажимной диск 3 в направлении от маховика 1, преодолевая усилие нажимных пружин 15.
При появлении зазоров между ведомым диском 2 и корзиной сцепления МТЗ-82 крутящий момент от двигателя на ведомый вал 4 не передается (сцепление выключено).
Однако по инерции ведомые части сцепления (ведомые диск 2 и вал 4) продолжают вращаться, что затрудняет процесс последующего переключения передачи в коробке передач. Для устранения этого недостатка применяют специальный остановочный тормозок.
В рассматриваемой схеме тормозок состоит из тормозного шкива 24, жестко связанного с ведомым валом 4 ФС, тормозной колодки 25 с пружинным приводом и рычага 26 привода тормозка, жестко связанного с наружным рычагом 21 привода управления.
Кинематика привода управления сцеплением выполнена так, что при нажатии на педаль 18 управления сначала выключается сцепление, а затем последовательно через рычаг 26 колодка 25 с пружинным приводом прижимается к тормозному шкиву 24.
В результате за счет сил трения между колодкой 25 и шкивом 24 вал 4 сцепление останавливается, что обеспечивает возможность безударного переключения передач в коробке передач.
При отпускании педали 18 управления сцеплением за счет усилия нажимных пружин 15 нажимной диск 3, перемещаясь в сторону маховика 1 двигателя, прижимает ведомый диск 2 к маховику, что приводит к включению сцепления.
Усилие нажимных пружин 15 передается на педаль управления 18 последовательно через нажимной диск 3, отжимные болты 7, отжимные рычаги 10 на выжимной подшипник 12 и муфту отводки 13, через рычаги 23 и 21 и соединительную тягу 20.
В начальный момент перемещения нажимного диска (корзины) сцепления МТЗ-82 в сторону маховика 1 освобождается тормозной шкив 24 за счет отвода тормозной колодки 25, а затем происходит включение.
В момент появления зазора между отжимными рычагами 10 и выжимным подшипником 12 все усилие нажимных пружин 15 направлено на сжатие ведомого диска 2 между ведущими дисками сцепления.
Дальнейшее перемещение педали 18 до упора 19 осуществляется за счет усилия возвратной пружины 22 привода управления.
Рис.3. Сцепление МТЗ-82 с прямой установкой разрезной тарельчатой пружины
1 - разрезная тарельчатая пружина; 2 - нажимной диск; 3 - кожух; 4 - выжимной подшипник; 5 - маховик двигателя; б - тангенциальная пластина; 7 - ведомый фрикционный диск
Для фиксации отжимных рычагов 10 в одном положении при включенном сцеплении в конструкции предусмотрены оттяжные пружины 11, усилие которых направлено в сторону противоположную усилию нажимных пружин 15.
Это исключает возможность свободного болтания рычагов вокруг своей оси и обеспечивает заданный зазор между рычагами 10 и выжимным подшипником 12.
Для обеспечения необходимой кинематики работы механизма выключения сцепления (точки контакта отжимного рычага 10 с отжимным болтом 7 через шайбу 8 и регулировочную гайку 9 при повороте рычага перемещаются по радиусу) отжимные болты 7 с нажимным диском 3 и отжимной рычаг 10 с шайбой 8 контактируют по сферам.
В процессе включения и выключения сцепления его детали нагреваются. При нагреве пружин происходит релаксация материала (потеря упругих свойств), что может привести к существенному снижению момента трения и потере ее работоспособности (не сможет передавать крутящий момент двигателя в трансмиссию).
При буксовании сцепления накладки ведомого диска 2 изнашиваются. В результате корзина сцепления МТЗ-82 перемещается в сторону маховика 1, в следствие чего уменьшается зазор между отжимными рычагами 10 и выжимным подшипником 12. Пока есть зазор, все усилие нажимных пружин передается на корзину (нажимной диск).
При упоре отжимных рычагов 10 в выжимной подшипник 12 часть усилия нажимных пружин передается на подшипник, что приводит к уменьшению момента, передаваемого сцеплением и потере его работоспособности.
Поэтому в эксплуатации тракторист следит за величиной этого зазора и регулирует его при техническом обслуживании трактора.
На нажимные пружины 15 при их вращении вместе кожухом 5 сцепления действуют центробежные силы, направленные от центра вращения по радиусу.
В результате пружины прогибаются, что приводит к уменьшению создаваемого ими усилия на нажимной диск 3. Для уменьшения влияния центробежных сил на прогиб пружин их часто устанавливают в специальные стаканы 16.
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Другая спецтехника
МТЗ-80
______________________________________________________________________________________
ЯМЗ-236
ЯМЗ-238
Т-130
Т-170
КРАЗ
texav.ru
Пробуксовка трактора либо неполное отключение передачи ведет к сильному износу и неисправностям составных частей сцепления, элементов коробки, заднего моста и фронтального моста трактора МТЗ-80 и может потребоваться ремонт. Техническое состояние сцепления определяется по ряду показателей, определяющих какую-нибудь поломку.
Завышенный гул либо свист при нажатии педали сцепления предписывают к разрушению упорного подшипника выключателя. При неправильном регулировании привода муфты сцепления трактора , что характеризуется неимением промежутка меж упорным подшипником и рычагами, подшипник все время крутится. Возникновение ненормального гула и стука, затрудненное подключение передач, пробуксовка сцепления, в особенности при повышении тягового усилия, не ликвидируемые регулированием привода сцепления, предписывают на износ либо разрушение составных частей муфты сцепления МТЗ-80.
Когда у механизма в рабочем состоянии слышаться скрежет шестеренки, который возникает при переключениях передач, то это говорит или о неверной регулировании приспособления управления сцепления, износе дисков либо об износе тормозка и поверхности в месте сопряжения вилки и отводки .
Это действие приводит к перегреванию подшипника, вытеканию смазочной жидкости и, в итоге, к разрушению подшипника. Почти всегда заклинивание сломанного подшипника сопрягается с обгоранием концов рычага, требуется ремонт.
Перед разбиранием сцепления МТЗ-80 на нажимные диски и кожух наносят мешки, устремляясь обеспечить при сборке верное обоюдное размещение составных частей и сберечь начальную балансировку . Сцепление требуется разобрать, используя особое устройство.
Некорректное регулирование привода трактора, ослабление силы пружины диска имеют все шансы привести к пробуксовке муфты сцепления, понижению тягового усилия трактора, убавлению частоты вращения вала и потере силы.
В процессе использования трактора МТЗ-80, ведомые диски сцепления скоробливаются, накладки изнашиваются, а головки заклепок могут наносить значимые кольцевые повреждения на плоскости нажимного диска. Вследствие завышенного местного нагревания на рабочей плоскости нажимного диска трактора могут появится изменения цвета и трещинки. Пробуксовка сцепления бывает следствием поступления масла на плоскости дисков в следствии утечки через уплотнение коленчатого вала двигателя либо вала коробки передач.
При короблении ведущих дисков или неправильному регулированию рычага сцепления трактора , (когда концы рычага размещены на различной вышине) тяжело включаются передачи. В данном случае выходит перекос нажимного диска, когда включается сцепление: края ведущего диска защемляются меж маховиком и диском. В следствии этого сцепление МТЗ-80 может вести.
При толщине ведущего диска наименее возможного объема подменяют накладки новыми. Утрудненное подключение передач имеет возможность вызваться заеданием шлицы и ступицы на шлице валика сцепления вследствие их поэтапного изнашивания. При разборе сцепления практически сразу с уничтожением обнаруженной поломки проводят техническую экспертизу составных частей имея цель замены их новыми либо отремонтированными запчастями.
Перед тем как снять сцепление на МТЗ-80, для ремонтных работ в маховик заворачивают особые технологические болты, обеспечивая подготовительное сжатие пружины , и выворачивают болты крепежа диска, а затем болты.
Когда толщина ведущего диска сцепления МТЗ-80, не менее возможного значения, но головка заклепок тонет ниже плоскостей накладки на 0,1 мм и меньше, то две фрикционные накладки подменяют.
Осмотреть нужно вид нажимного диска. На опоре диска не допустимы кольцевые риски на глубину наиболее 0,2 мм, отпечатки прожогов и сетка растрескивания наиболее 40% всей плоскости. Рабочую плоскость нажимного диска поправляют шлифованием либо протачиванием до выведения отпечатков износа и кропотливо зачищают маленькой наждачной бумагой.
В последствии работ по ремонту сцепление МТЗ-80 собирают при помощи устройства. Нужно сжать пружину диска нажимного и вывернуть технологические болты для фиксирования нужного положения.
Ремонт сцепления тракторов МТЗ процедура не из легких, требует особых навыков, оборудования и инструмента. Ремонт или замену неисправного сцепления вашего МТЗ – 80, в Москве и Московской области, вы можете произвести в «Трактор Сервис», опытный персонал «Трактор Сервис», в короткие сроки восстановит вашу технику.
traktorservice.ru
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Сцепление трактора МТЗ-82 располагается на маховике и устанавлено между двигателем и коробкой передач.
Сцепление МТЗ-82 предназначено для следующих целей:
- надежная передача крутящего момента от двигателя в трансмиссию при работе трактора;
- кратковременное отсоединение двигателя от трансмиссии при переключении передач в последней без ударных нагрузок;
- плавное соединение неподвижного входного вала трансмиссии с вращающимся коленчатым валом двигателя в начале движения трактора и плавного нагружения их без останова двигателя;
- предохранение трансмиссии и двигателя от резких нагрузок при внешних изменениях режима работы трактора;
- кратковременная остановка трактора при работающем двигателе.
Во фрикционных сцеплениях, передача крутящего момента осуществляется посредством сил трения, возникающих между ведущими и ведомыми элементами.
Основные требования, предъявляемые к сцеплению МТЗ-82 (кроме общетехнических), следующие:
- Надежность передачи крутящего момента от двигателя в трансмиссию.
- Плавность включения сцепления, которая определяется плавностью роста нажимного усилия на парах трения.
- Полнота (или чистота) выключения сцепления, которая характеризуется отсутствием поводковых моментов.
- Малая величина момента инерции ведомых частей сцепления, что необходимо для быстрого останова вала при переключении передач.
- Хороший теплоотвод от поверхностей трения, улучшающий температурный режим работы в момент его включения и буксования при разгоне.
- Хорошая уравновешенность вращающихся частей, необходимая для уменьшения динамических нагрузок в деталях сцепления при больших частотах вращения вала двигателя.
На рисунке 2 показана принципиальная схема однодискового постоянно замкнутого сцепления МТЗ-82 с остановочным тормозком.
Ведущими частями сцепления являются все детали, связанные с валом двигателя. К ним относят маховик 1 двигателя и нажимной диск 3, связанный с маховиком поводковым устройством 6 через кожух 5.
Ведомыми частями сцепления являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками а, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными дисками в и ведомый вал 4.
Сцепление трактора работает следующим образом. При отсутствии усилия со стороны тракториста на педали управления 18 нажимные пружины 15, воздействуя на нажимной диск 3, прижимают ведомый диск 2 к маховику 1 двигателя.
При этом за счет сил трения между маховиком 1 и накладкой ведомого диска 2, а также нажимным диском (корзиной) 3 и другой накладкой ведомого диска сцепления МТЗ-82 крутящий момент через ведомый вал 4 передается в трансмиссию. Передаваемый момент определяется размерами и фрикционными свойствами накладок ведомого диска 2 и усилием нажимных пружин 15.
Рис.2. Схема однодискового постоянно замкнутого сцепления МТЗ-82 с остановочным тормозком
1 - маховик с отверстием для удаления масла; 2 - ведомый диск в сборе с фрикционными накладками, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными дисками; 3 - нажимной диск; 4 - ведомый вал; 5 - кожух сцепления; 6 - поводковое устройство нажимного диска; 7 - отжимные болты; 8 - сферические опорные шайбы; 9 - регулировочные гайки; 10 - отжимные рычаги; 11 - оттяжные пружины рычагов; 12 - выжимной подшипник отводки; 13 - муфта отводки; 14 - задний подшипник вала; 15 - нажимные пружины; 16 - стакан крепления пружины; 17 - термоизоляционная прокладка под пружину; 18 - педаль управления сцеплением; 19 - упор положения педали; 20 - соединительная тяга; 21 - наружный рычаг привода управления; 22 -возвратная пружина привода управления; 23 - рычаг привода муфты отводки; 24 - тормозной шкив вала; 25 - тормозная колодка с пружинным приводом; 26 - рычаг привода тормозка
При включенном сцеплении МТЗ-82 между выжимным подшипником 12 отводки и отжимными рычагами 10 имеется зазор 2...4 мм. При нажатии на педаль 18 управления сцепления усилие через соединительную тягу 20 передается на наружный рычаг 21 привода управления и далее через рычаг 23 на муфту 13 отводки, которая, перемещаясь вместе с выжимным подшипником 12 в направлении маховика 1 сначала выбирает зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами 10, а затем воздействует на отжимные рычаги.
Отжимные рычаги 10, поворачиваясь относительно неподвижной оси, через сферические опорные шайбы 8, регулировочные гайки 9 и отжимные болты 7 перемещают нажимной диск 3 в направлении от маховика 1, преодолевая усилие нажимных пружин 15.
При появлении зазоров между ведомым диском 2 и корзиной сцепления МТЗ-82 крутящий момент от двигателя на ведомый вал 4 не передается (сцепление выключено).
Однако по инерции ведомые части сцепления МТЗ-82 (ведомые диск 2 и вал 4) продолжают вращаться, что затрудняет процесс последующего переключения передачи в коробке передач. Для устранения этого недостатка применяют специальный остановочный тормозок.
В рассматриваемой схеме тормозок состоит из тормозного шкива 24, жестко связанного с ведомым валом 4 ФС, тормозной колодки 25 с пружинным приводом и рычага 26 привода тормозка, жестко связанного с наружным рычагом 21 привода управления.
Кинематика привода управления сцеплением выполнена так, что при нажатии на педаль 18 управления сначала выключается сцепление, а затем последовательно через рычаг 26 колодка 25 с пружинным приводом прижимается к тормозному шкиву 24.
В результате за счет сил трения между колодкой 25 и шкивом 24 вал 4 сцепление останавливается, что обеспечивает возможность безударного переключения передач в коробке передач.
При отпускании педали 18 управления сцеплением трактора МТЗ-82 за счет усилия нажимных пружин 15 нажимной диск 3, перемещаясь в сторону маховика 1 двигателя, прижимает ведомый диск 2 к маховику, что приводит к включению сцепления.
Усилие нажимных пружин 15 передается на педаль управления 18 последовательно через нажимной диск 3, отжимные болты 7, отжимные рычаги 10 на выжимной подшипник 12 и муфту отводки 13, через рычаги 23 и 21 и соединительную тягу 20.
В начальный момент перемещения нажимного диска (корзины) сцепления МТЗ-82 в сторону маховика 1 освобождается тормозной шкив 24 за счет отвода тормозной колодки 25, а затем происходит включение.
В момент появления зазора между отжимными рычагами 10 и выжимным подшипником 12 все усилие нажимных пружин 15 направлено на сжатие ведомого диска 2 между ведущими дисками сцепления.
Дальнейшее перемещение педали 18 до упора 19 осуществляется за счет усилия возвратной пружины 22 привода управления.
Рис.3. Сцепление МТЗ-82 с прямой установкой разрезной тарельчатой пружины
1 - разрезная тарельчатая пружина; 2 - нажимной диск; 3 - кожух; 4 - выжимной подшипник; 5 - маховик двигателя; б - тангенциальная пластина; 7 - ведомый фрикционный диск
Для фиксации отжимных рычагов 10 в одном положении при включенном сцеплении в конструкции предусмотрены оттяжные пружины 11, усилие которых направлено в сторону противоположную усилию нажимных пружин 15.
Это исключает возможность свободного болтания рычагов вокруг своей оси и обеспечивает заданный зазор между рычагами 10 и выжимным подшипником 12.
Для обеспечения необходимой кинематики работы механизма выключения сцепления (точки контакта отжимного рычага 10 с отжимным болтом 7 через шайбу 8 и регулировочную гайку 9 при повороте рычага перемещаются по радиусу) отжимные болты 7 с нажимным диском 3 и отжимной рычаг 10 с шайбой 8 контактируют по сферам.
В процессе включения и выключения сцепления его детали нагреваются. При нагреве пружин происходит релаксация материала (потеря упругих свойств), что может привести к существенному снижению момента трения и потере ее работоспособности (не сможет передавать крутящий момент двигателя в трансмиссию).
При буксовании сцепления накладки ведомого диска 2 изнашиваются. В результате корзина сцепления МТЗ-82 перемещается в сторону маховика 1, в следствие чего уменьшается зазор между отжимными рычагами 10 и выжимным подшипником 12. Пока есть зазор, все усилие нажимных пружин передается на корзину (нажимной диск).
При упоре отжимных рычагов 10 в выжимной подшипник 12 часть усилия нажимных пружин передается на подшипник, что приводит к уменьшению момента, передаваемого сцеплением и потере его работоспособности.
Поэтому в эксплуатации тракторист следит за величиной этого зазора и регулирует его при техническом обслуживании трактора.
На нажимные пружины 15 при их вращении вместе кожухом 5 сцепления МТЗ-82 действуют центробежные силы, направленные от центра вращения по радиусу.
В результате пружины прогибаются, что приводит к уменьшению создаваемого ими усилия на нажимной диск 3. Для уменьшения влияния центробежных сил на прогиб пружин их часто устанавливают в специальные стаканы 16.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru