|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Категория:
Ремонт топливной аппаратуры автомобилей
Топливо для автомобильных двигателейТопливо — это горючее вещество, при сжигании которого получается тепловая энергия. Топлива бывают твердые, жидкие и газообразные. На автомобильных двигателях внутреннего сгорания применяют главным образом жидкие и газообразные топлива. В качестве жидких топлив используют автомобильные бензины и дизельные топлива, которые получают переработкой нефти или твердых горючих ископаемых (каменного угля и горючих сланцев).
В качестве газообразных топлив используют сжатые и сжиженные газы. Сжиженные газы получают переработкой нефти или газификацией в газогенераторе твердых видов топлив. Сжатые газы получают из природного газа, а также из попутных газов, которые извлекают при добыче нефти. Применение сжиженного газа в качестве топлива для автомобильных двигателей обусловлено его высокой концентрацией энергии в единице объема, хорошими антидетонационными свойствами и малой токсичностью отработавших газов. Сжатые газы применяют в меньшей степени, так как они уступают сжиженным газам по целому ряду свойств и эксплуатационных показателей.
—
Для автомобилей, эксплуатируемых в СССР, используются бензины и дизельные топлива, отвечающие определенному сортаменту.
Бензины
Топливом для автомобилей с карбюраторными двигателями яв-ляются бензины различных у.арок.
Свойства автомобильных бензинов
Автомобильные бензины должны отвечать следующим требованиям: обладать хорошей испаряемостью, оптимальной детонационной стойкостью, высокой химической стабильностью, не должны содержать воду и механические примеси, должны иметь минимальное содержание серы.
Испаряемость бензина — это способность бензина переходить при данных условиях из жидкого состояния в парообразное. Испаряемость бензина определяется его количеством, выкипающим при нагреве до определенных температур. Показателем поведения бензи! на в двигателе является температура, при которой он испаряется на 10, 50 и 90% от общего количества испытуемого бензина. 10% бензина должно выкипать при нагреве его до 80° С. Это необходимо для обеспечения легкого пуска двигателя; 50% бензина должно вы. кипать при нагреве его до 145° С, что необходимо для быстрого прогрева двигателя при бесперебойной его работе до установления требуемого теплового режима. Выкипание бензина при нагреве характеризуется температурой перегонки 90% бензина и температурой конца его кипения. Невыкипающие при этих температурах тяжелые фракции осаждаются на стенках цилиндров. Это приводит к смыванию смазки, разжижению масла и другим отрицательным последствиям. Однако слишком большое количество легких фракций в летний период может вызвать образование паровых пробок в системе питания.
Для двигателя любого типа необходимо подбирать бензин, обеспечивающий бездетонационную работу на всех режимах. Детонация — это ненормальный Процесс сгорания, происходящий с высокими скоростями и сопровождающийся резким металлическим стуком. Детонация вредно отражается на работе двигателя, вызывает повышенный износ деталей кривошипно-шатунного механизма и обгорание клапанов.
Бензин не должен содержать механических примесей и воды. В зимний период эксплуатации наличие воды создает возможность образования в топливопроводах ледяных пробок. Механические примеси способствуют более интенсивному изнашиванию жиклеров и сокращению срока службы фильтров.
Наличие в бензине серы способствует повышенному коррозийному износу двигателя и ведет к снижению его мощности и экономических показателей.
Содержание серы в бензине в зависимости от его марки должно быть не более 0,10—0,15%.
Марки бензинов
Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускает товарные бензины следующих марок: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98 и бензин автомобильный «Экстра» (октановое число 95).
Буква обозначает, что бензин автомобильный, а цифра —октановое число, определенное по моторному методу. Наличие в маркировке буквы И показывает, что октановое число определено по исследовательскому методу.
Моторный и исследовательский метод отличаются друг от друга условиями испытаний. Условия испытаний бензинов по мо-т0ЛЬКму методу более жесткие, поэтому топлива, испытанные по мо-T°PH°MV методу, получают более низкое значение октанового числа. Т0РНВсе автомобильные бензины, кроме АИ-98 и «Экстра», выпускается двух сортов: летние и зимние.
Во время перехода с летнего оензина на зимнии и наоборот в течение 1 мес. возможно применять бензины обоих видов, а также их смеси.
При эксплуатации автомобилей следует использовать бензины тех марок, которые указаны заводами-изготовителями автомобилей.
Правила обращения с этилированным бензином
Для повышения детонационной стойкости бензинов в них добавляют специальную присадку — антидетонатор. В качестве антидетонатора используют этиловую жидкость (основную часть которой составляет тетраэтилсвинец).
Бензины марок А-66, А-76, А-93, А-95, АИ-93 и АИ-98 выпускаются этилированными, т. е. с добавкой тетраэтилсвинца.
Поскольку продукты распада тетраэтилсвинца, поступающие с отработавшими газами в окружающую атмосферу, являются в известной мере токсичными, то в густонаселенных местностях с большой плотностью движения автотранспорта применяются исключительно неэтилированные бензины.
Этилированные бензины окрашивают в различные цвета (красный, оранжевый, синий, зеленый и др.).
Этилированные бензины сильно ядовиты и опасны для здоровья людей, поэтому при обращении с этилированным бензином следует соблюдать следующие правила:
1. Применять этилированный бензин следует только как топливо для двигателей.
2. Не применять этилированный бензин для мойки деталей и мытья рук.
3. Не перевозить этилированный бензин с другими грузами, вместе с людьми, а также в кузовах легковых автомобилей, автобусах, кабинах грузовых автомобилей.
4. Не допускать расплескивания этилированного бензина при заправке, перекачке и транспортировке. В случае попадания этилированного бензина на полы, стены и другие неметаллические предметы их нужно немедленно обезвредить 1,5% раствором дихлор-амина в чистом неэтилированном бензине или хлорной известью, употребляя ее в виде кашицы. Металлические предметы нужно обмыть или обтереть керосином:, i
5. Исключить возможность подтекания топлива и проникнове. ния отработавших газов в кабину автомобиля.
6. Детали двигателя и системы питания при ремонте автомоби. лей, работавших на этилированном бензине, необходимо промыть в керосине и протереть.
7. Для перекачки этилированного бензина нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами, грушами). Засасывание этилированного бензина и продувка системы питания ртом запрещаются.
8. Не приступать к работе с этилированным бензином без спец. одежды, которая должна храниться на предприятии.
9. При попадании этилированного бензина на кожу его необходимо смыть ветошью, смоченной в керосине, а затем теплой водой с мылом. При попадании в глаза необходимо обратиться к врачу.
10. Перевозка и хранение этилированного бензина допускаются только в специальной, плотно закрывающейся таре. Тара должна иметь надпись: «Этилированный бензин. Ядовит. Годен только как топливо для автомобилей».
11. Загрязненные этилированным бензином обтирочные материалы, ветошь, опилки собираются и сжигаются в установленном месте.
Лица, работающие с этилированным бензином, инструктируются о мерах предосторожности и проходят периодические медицинские осмотры.
При сгорании этилированных бензинов на горячих деталях двигателя (свечи, тарелки выпускных клапанов и пр.) скапливается много отложений, приводящих, в частности, к шунтированию электродов свечей зажигания. Поэтому при работе двигателя на этилированных бензинах надо внимательно следить за состоянием свечей зажигания.
Дизельные топлива
Для автомобилей, имеющих дизельные двигатели, предназначается специальное дизельное топливо, в состав которого входят более тяжелые по сравнению с бензиновыми нефтяные фракции.
Свойства дизельных топлив
Процесс сгорания топлива в дизельном двигателе отличен от процесса сгорания в карбюраторном двигателе, поэтому требования, предъявляемые к дизельному топливу, отличаются от требований, предъявляемых к бензинам.
Дизельное топливо должно отвечать следующим требованиям: обеспечивать легкий пуск и мягкую работу двигателей, не создавать затруднений при подаче в двигатель при помощи топливной аппаратуры, не вызывать коррозии деталей двигателя, не давать нагара, не содержать механических примесей и воды.
Период задержки воспламенения топлива оценивается цетано-числом. Цетановое число соответствует процентному содержало цетана (Ci6h44) в смеси с альфаметилнафталином (С10Н7СН3) пои условии, что эта смесь при испытании на специальном двигате-пе равноценна по воспламеняемости дизельному топливу данной марки. Следовательно, чем выше цетановое число, тем более плавно будет нарастать давление при сгорании топлива и двигатель будет работать менее жестко. Высокоцетановое топливо обладает лучшими пусковыми свойствами.
Надежная подача топлива в цилиндры зависит от вязкости топлива и температуры его застывания. Чем больше вязкость топлива, тем хуже его распыление и сгорание. Температура застывания должна быть на 10—15° С ниже температуры окружающего воздуха.
Топливо не должно вызывать коррозии деталей двигателя. Для уменьшения коррозийного действия топлива содержание в нем серы и органических кислот строго ограничивается. -Не допускается присутствие в топливе щелочей, водорастворимых кислот, активных сернистых соединений, так как эти компоненты увеличивают коррозийное действие.
Нагар в цилиндрах образуется вследствие содержания в топливе смолистых веществ. Оценка топлива на содержание смолистых веществ производится по коксовому числу. Коксовое число показывает количество кокса р процентах (от взятого для пробы топлива), образовавшегося при испытании его в специальном приборе. Чем больше коксовое число, тем больше образуется нагара и отложений при сгорании топлива. Повышенный нагар и отложения увеличивают износ деталей двигателя.
Топливо не должно содержать механических примесей и воды. Механические примеси, имеющиеся в топливе, засоряют топливную аппаратуру и фильтры и способствуют преждевременному выходу их из строя.
В зимнее время вода может привести к образованию ледяных пробок в фильтрах и топливопроводах.
Марки дизельных топлив
Нефтеперерабатывающей промышленностью СССР выпускаются товарные дизельные топлива следующих марок: А —для температуры окружающего воздуха —50 °С и выше; ЗС—30 °С и выше; 3 — —20 °С и выше и Л — 0° С и выше (ГОСТ 305—73). Выпускаются также специальные марки топлив: ДА — для температуры окружающего воздуха не ниже —30 °С; ДЗ -30 °С и выше; ДЛ — 0 °С и выше (ГОСТ 4749-73).
Нормы расхода топлива
На расход топлива для автомобилей установлены единые государственные нормы.
Для легковых автомобилей и автобусов установлены следующие линейные нормы расхода топлива в литрах на 100 км пробега.
Для автомобилей с прицепом нормы расхода топлива слагаются из линейной нормы на пробег и нормы на транспортную работу, выполняемую автомобилем и прицепом. Эти нормы увеличиваются на каждые 100 км пробега автомобиля с прицепом по сравнению с нормой для одиночного автомобиля на 2 л для автомобилей с карбюраторными двигателями и на 1,3 л, с дизельными двигателями на каждую тонну собственной массы прицепа.
Для автомобилей-самосвалов нормы расхода топлива слагаются из линейной нормы на пробег и надбавки на каждую ездку с грузом в размере 0,25 л.
Нормы расхода жидкого топлива могут быть повышены в следующих случаях:— при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °С) в южных районах —до 5%, в районах с умеренным климатом — до 10%, в северных районах —до 15% и в районах Крайнего Севера — до 20%;— при работе на дорогах в горных местностях (свыше 1500 м над уровнем моря) или на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10%;— для автомобилей, работающих с частыми остановками (автобусы, автомобили работающие на территории предприятий, автомобили для перевозки продуктов и др.) —до 10%;— при работе в тяжелых дорожных условиях (в период сезонной распутицы, и снежных заносов) как исключение — до 35% на срок не более 1 мес;— при работе в карьерах в тяжелых дорожных условиях — до 20%;— при движении по полю (сельскохозяйственные работы) — до 20%;— при учебной езде — до 25%;— при погрузочно-разгрузочных работах в пунктах, где запрещается останавливать двигатель (нефтебазы, спецсклады и др.), на 1 ч простоя автомобиля установлен дополнительный расход топлива исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега автомобиля.
При работе автомобиля на внегородских дорогах с усовершенствованными покрытиями нормы расхода снижают до 15%.
Примечание. В случае необходимости применения одновременно нескольких надбавок норму расхода топлива устанавливают по сумме или разности этих надбавок.
На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы и т. д.) разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего его количества, потребляемого предприятием.
Пути экономии топлива
Расходы на топливо составляют значительную долю в общих затратах на эксплуатацию автомобилей.
Снижения расхода топлива можно добиться следующими путями:— исключением потерь топлива при хранении, транспортировке и. раздаче;— содержанием автомобиля в технически исправном состоянии; правильной регулировкой топливной аппаратуры автомобиля; правильными приемами вождения автомобиля и уходом за ним в пути.
Топливо для автомобилей должно храниться в условиях, исключающих возможность его испарения и загрязнения.
Транспортировать топливо следует в специальных автоцистернах или в чистой таре, имеющей металлические пробки с резьбой и прокладки.
При раздаче и перекачке топлива следует следить за исправностью применяемого оборудования и инвентаря. Должна быть устранена возможность потерь топлива от подтекания кранов цистерн при опорожнении тары, из-за неисправности топливораздаточных пистолетов.
Содержание автомобиля в технически исправном состоянии оказывает большое влияние на экономию топлива. К факторам, наиболее заметно влияющим на ухудшение топливной экономичности автомобиля, относятся: подтекание топлива из системы питания, нарушение регулировки топливной аппаратуры, неправильная установка угла опережения зажигания и др. Потери на трение в узлах и агрегатах автомобилей также существенно сказываются на расходе топлива, поэтому при техническом обслуживании автомобилей особое внимание следует уделять правильной регулировке узлов трансмиссии и заправке их соответствующими сортами смазочных материалов.
Читать далее: Краткие сведения о нефти
Категория: - Ремонт топливной аппаратуры автомобилей
stroy-technics.ru
Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах; иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др.В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76,АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому. В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.
Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122-95и ТУ 38.401-58-127-95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям(ТУ 38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается.
Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице. Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля. Летние - для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.
Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", который вводится в действие с01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не более 0,01 г/дм3).
Показатели | А-72 | А-76 неэтил. | А-76 этил. | АИ-91 | АИ-93 | АИ-95 |
Детонационная стойкость: октановое число, не менее: | ||||||
моторный метод | 72 | 76 | 76 | 82,5 | 85 | 85 |
исследовательский метод | Не нормируется | 91 | 93 | 95 | ||
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более | 0,013 | 0,013 | 0,17 | 0,013 | 0,013 | 0,013 |
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже: | ||||||
летнего | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 30 |
зимнего | Не нормируется | |||||
10% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
летнего | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 75 |
зимнего | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 |
50% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
летнего | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 120 |
зимнего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 105 |
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
летнего | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 |
зимнего | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 |
Конец кипения бензина, °С, не выше: | ||||||
летнего | 195 | 195 | 195 | 205 | 205 | 205 |
зимнего | 185 | 185 | 185 | 195 | 195 | 195 |
Остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Остаток и потери, %, не более | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Давление насыщенных паров бензина, кПа: | ||||||
летнего, не более | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 |
зимнего | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 |
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 | 0,8 | 2,0 |
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более: | ||||||
на месте производства | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
на месте потребления | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее | 600 | 1200 | 900 | 900 | 1200 | 900 |
Массовая доля серы, %, не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
Цвет | - | - | Желтый | - | - | - |
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке- выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; плотность при20 °С - не нормируется, определение обязательно. 2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарнымврачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные. 3. Допускается вырабатыватьбензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу:10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С; 4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температураконца кипения не выше 205 °С - для летнего и не выше 195 °С - для зимнего. |
В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установленочетыре марки бензинов: "Нормаль-80", "Регуляр-91", "Премиум-95", "Супер-98". Бензин "Нормаль-80" предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин "Регуляр-91" предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины "Премиум-95" и "Супер-98" полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкостидопускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более - 5 мг Мn/дм3 для марки "Нормаль-80"и не более 18 мг Мn/дм3 для марки "Регуляр-91". В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель "объемная доля бензола" - не более 5 %. Установлена норма по показателю "плотность при 15 °С".Ужесточена норма на массовую долю серы - до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350- 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель "индекс испаряемости".В ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97приведены в таблице.
Показатели | Нормаль-80 | Регуляр-91 | Премиум-95 | Супер-98 |
Октановое число, не менее: моторный метод | 76,0 | 82,5 | 85,0 | 88,0 |
Октановое число, не менее: исследовательский метод | 80,0 | 91,0 | 95,0 | 98,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более | 0,010 | |||
Содержание марганца, мг/дм3, не более | 50 | 18 | - | - |
Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более | 5,0 | |||
Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 | |||
Массовая доля серы, %, не более | 0,05 | |||
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | |||
Испытание на медной пластине | Выдерживает, класс 1 | |||
Внешний вид | Чистый, прозрачный | |||
Плотность при 15°С, кг/м3 | 700-750 | 725-780 | 725-780 | 725-780 |
Примечания. 1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевымантидетонатором (МЦТМ). 2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезервеи Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин. |
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформингаили каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50%.
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40%, олефиновых - 25-35%. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.
Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.
При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, из опентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15% из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость(до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.
Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены в таблице.
Компонент | А-76 (А-80) | А-76* | АИ-91 | А-92 | А-92* | АИ-95 | АИ-98 |
Бензин каталитического риформинга: | |||||||
мягкого режима | 40-80 | 70-60 | 60-90 | 60-88 | 50-100 | - | - |
жесткого режима | - | - | 40-100 | 40-100 | 10-40 | 5-90 | 25-88 |
Ксилольная фракция | - | - | 10-20 | 10-30 | - | 20-40 | 20-40 |
Бензин каталитического крекинга | 20-80 | 10-60 | 10-85 | 10-85 | 10-85 | 10-50 | 10-20 |
Бензин прямой перегонки | 20-60 | 40-100 | 10-20 | 10-20 | 10-80 | - | - |
Алкилбензин | - | - | 5-20 | 5-20 | - | 10-35 | 15-50 |
Бутаны + изопентан | 1-7 | 1-5 | 1-10 | 1-10 | 1-7 | 1-10 | 1-10 |
Газовый бензин | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 | - | - |
Толуол | - | - | 0-7 | 0-10 | - | 8-15 | 10-15 |
Бензин коксования | 1-5 | 5-10 | - | - | - | - | - |
Гидростабилизированный бензин пиролиза | 10-35 | 10-20 | 10-30 | 10-30 | 10-30 | 10-20 | 10-20 |
МТБЭ | <=8 | - | 5-12 | 5-12 | - | 10-15 | 10-15 |
* - Этилированный. |
В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.
При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в иных целях.
К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.
Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", который вводится с 01 июля 2000г.
Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.
Наименование показателя | Значение показателя для типов бензинов | Метод испытания | |||
I | II | III | IV | ||
Детонационная стойкость: | |||||
октановое число по исследовательскомуметоду, не менее | 80 | 91 | 95 | 98 | по ГОСТ 8226 |
октановое число по моторному методу, не менее | 76 | - | - | - | по ГОСТ 511 |
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина: | |||||
неэтилированного | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | по ГОСТ 28828 |
этилированного | 0,17 | - | - | - |
|
Давление насыщенных паров, кПа | 35-100 | 35-100 | 35-100 | 35-100 | по ГОСТ 1756 |
Фракционный состав: | |||||
90% бензина перегоняется притемпературе, °С, не выше | 190 | 190 | 190 | 190 |
|
конец кипения бензина, °С, не выше | 215 | 215 | 215 | 215 |
|
остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
|
Массовая доля серы, %, не более | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 |
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | по ГОСТ 29040 |
Источник: http://www.rossibneft.ru/
Основные показатели | ГОСТ Р 51105-97 (<Евро-2>-) | <Московские> стандарты | ГОСТ Р 51866-2002 (<Евро-3>-) |
Содержание серы, не более, ppm | 500 | 150 | 150 |
Содержание бензола % об. | 5,0 | 3,0 1,0 (с 01.01.2007) | 1,0 |
Содержание ароматики % об. | не нормируется | 42,0 | 42,0 |
Содержание олефинов % об. | не нормируется | 18,0 | 21,0/18,0 |
negociant38.ru
Получение происходит при нагреве нефти и выделении из нее легко испаряющихся частиц. Нагревают при различных температурах и, соответственно, образуются продукты разного сорта. Для получения первосортного вещества необходимо производить нагрев нефти до 100°С.
Чтобы обеспечивать отличную работу двигателя, каждый вид энергоресурса должен соответствовать определенным требованиям.
Эксплуатационный параметр включает в себя такое качество, как хорошая испаряемость (когда при различных пределах температур образуется однородная смесь из топлива и воздуха с оптимальным составом).
Заправка машины бензином
Умение топлива противостоять самовозгоранию при сжатии называется детонационной стойкостью. Величина, характеризующая ее, не что иное, как октановое число. Оно показывает, какое количество изооктана содержится в его смеси с н-гептаном. Два углерода с противоположными свойствами. Изооктан тот, который горит, но не взрывается, н-гептан, наоборот, стремится к взрыву. Какой бывает бензин, если в нем содержится различное количество таких элементов?
Октановое число (ОЧ) изооктана принимают за 100%, а ОЧ другого приравнивают к нулю.
Для определения используют одноцилиндровый двигатель, в котором изменяется степень сжатия. Заливая образец топлива, с помощью измерения выявляют детонацию. Чтобы получить тот же уровень этого свойства, добавляют в различных пропорциях смесь изооктана и н-гептана. Октановое число в такой смеси и есть доля изооктана в нем.
Одноцилиндровый двигатель
Такие числа принадлежат разному виду. По способу определения их делят на исследовательское и моторное число. Различие состоит в тонкостях испытываемых нагрузок. В первом случае поведение вещества при малых и средних нагрузках, во втором же, наоборот, при больших.
Октановое число является одним из классификаторов сортов бензина.
Самые распространенные марки это АИ-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95. Маркировка их обозначает, какой метод применялся при определении величины сопротивления детонации и само октановое число. Правила обозначения были определены Государственным стандартом для верного распознавания марок. Отображается как три группы знаков:
Для моторов, у которых степень сжатия низка, подходят марки нефтепродукта с октановым числом не больше 80 единиц.
Для автомобилей с высокой степенью сжатия - не меньше 90. Цвет жидкости никак не изменяется от вида находящегося в нем различного количества октана, потому для отличия марок добавляют безопасные красители (желтый, оранжево-красный, синий).
Повысить детонационную стойкость означает улучшить качество этого продукта. Достигается это за счет увеличения высокооктановых компонентов. Из-за дороговизны такого процесса используется более дешевый метод. Он заключается в добавлении в состав специальных химических образований - антидетонаторов. Одним из самых распространенных веществ с подобными свойствами является тетраэтилсвинец (ТЭС). Обычно его добавляют вместе с выносителем для того, чтобы предупредить в двигателе нагар. Удаляются они с отработавшими газами. Попадая в окружающую среду, соединения свинца отравляют все, что возможно. Подобный антидетонатор называется этилированным и его окрашивают в разные цвета, чтобы предупредить об опасности отравления.
Антидетонатор для бензина
В противоположность - низкое качество характеризуется большим содержанием парафиновых углеводородов (атомы соединены в виде прямой цепочки). Те же углероды, но с разветвленной цепью повышают октан в смеси.
Невероятно большими требованиями к качеству получаемого продукта отличается авиационный бензин. Его октановое число намного больше. Такая смесь определяется способностью сопротивляться взрыву, фракционным и углеводородным составами.
Такой продукт производят через прямую перегонку нефти с добавками (или без них) различных присадок или этиловой жидкости.
Авиационный бензин
Маркируются они также по установленным правилам ГОСТа и записываются в виде дроби. Где ОЧ на бедной смеси в числителе, а на богатой - в знаменателе.
Продукты нагрева нефти с малым содержанием серы или легкокипящие используются в веществах, способных растворять другие, в промышленности по производству резины и лака, для извлечения вещества из раствора масел растительного происхождения. Они еще имеют название "экстракционные бензины" (температура нагрева при производстве 70-95°С). Такие же разновидности вещества, но с более низкой температурой кипения при производстве используются в жарком климате.
Часть жидкой смеси нефти с температурой выкипания до 180°С называют нафтой, в состав которой в большей мере входят нормальные парафины. Производство их свойственно, как и всем остальным видам, методам перегонки, но с добавкой малого количества вторичных частей смеси. Используется как сырье термического разложения соединений органики для получения этилена на предприятиях нефтехимического производства.
Перечисленные виды бензинов составляют малую часть от всех существующих. Классифицируется этот продукт не только по содержанию в нем октана, но и с учетом промышленно-бытовых свойств.
tuningkod.ru
Оглавление
Введение 3
1. Состав и свойства бензинов 4
2. Марки и ассортимент бензинов 6
3. Основные показатели качества 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение
Автомобильный транспорт по мере своего развития предъявлял все большие требования как к количеству, так и к качеству бензина. Актуальность темы реферата обусловлена, прежде всего, чрезвычайно важной ролью бензина в содержании и эксплуатации нашего автомобиля, а так же в надежности и сроках его эксплуатации.
Бензин - продукт переработки нефти, представляющий собой горючее с низкими детонационными характеристиками. Из сырой нефти производится до 50% бензина. Эта величина включает природный бензин, бензин крекинг-процесса, продукты полимеризации, сжиженные нефтяные газы и все продукты, используемые в качестве промышленных моторных топлив.
Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации.
Целью данной работы является изучение автомобильного бензина – его состава и свойств, марок и ассортимента, основных показателей качества.
1. Состав и свойства бензинов
Бензин - смесь углеводородов, состоящих в основном из предельных 25-61%, непредельных 13-45%, нафтеновых 9-71%, ароматических 4-16% углеводородов с длиной молекулы углеводорода от C 5 до C 10 и числом углеродных атомов от 4-5 до 9-10 со средней молекулярной массой около 100Д. Так же в состав бензина могут входить примеси - серо-, азот- и кислослородсодержащих соединений.
Бензин - это самая легкая фракция из жидких фракций нефти. Эту фракцию получают в числе разных процессов возгонки нефти. Поэтому от фракционного состава бензинов зависят легкость и надежность пуска двигателя, полнота сгорания, длительность прогрева, приемистость автомобиля и интенсивность износа деталей двигателя. Фракционный состав бензинов определяется согласно ГОСТ 2177-99.
Легкие фракции бензина характеризуют пусковые свойства топлива - чем ниже температура выкипания топлива, тем лучше пусковые свойства. Для запуска холодного двигателя необходимо, чтобы 10% бензина выкипало при температуре не выше 55 градусов (зимний сорт) и 70 градусов (летний) по Цельсию. Зимние сорта бензина имеют более легкий (чем летние) фракционный состав. Легкие фракции нужны только на период пуска и прогрева двигателя.
Основная часть топлива называется рабочей фракцией. От ее испаряемости зависят: образование горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева (перевода с холостого хода под нагрузку), приемистость (возможность быстрого перевода с одного режима на другой). Содержание рабочей фракции должно совпадать с 50% отгона. Минимальный интервал температур от 90% до конца кипения улучшает качество топлива и снижает его склонность к конденсации, что повышает экономичность и уменьшает износ деталей двигателя. Температуру выкипания 90% топлива иногда называют точкой росы.
Бензины - легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые (при отсутствии специальных добавок) жидкости, имеющие плотность 700-780 кг/м?. Бензины имеют высокую летучесть, и температуру вспышки в пределах 20-40 градусов по Цельсию. Температура кипения бензинов находится в интервале от 30 до 200 C. Температура застывания - ниже минус 60 градусов. При сгорании бензинов образуется вода и углекислый газ. При концентрациях паров в воздухе 70—120 г/м3 образуются взрывчатые смеси.
Автомобильные бензины в силу своих физико-химических характеристик должны обладать следующими свойствами:
- Однородность смеси;
- Плотность топлива - при +20 °С должна составлять 690...750 кг/м2;
- Небольшую вязкость - с ее увеличением затрудняется протекание топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от температуры. При изменении температуры от +40 до -40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20...30%;
- Испаряемость - способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя (особенно зимой), его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе;
- Давление насыщенных паров - чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом - до 670 ГПа и зимой - от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах;
- Низкотемпературные свойства - способность бензина выдерживать низкие температуры;
- Сгорание бензина. Под "сгоранием" применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500...2400 °С.
2. Марки и ассортимент бензинов
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому.
В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.
Автомобильный бензин изготовляют зимних и летних сортов, которые отличаются давлением насыщенного пара. Маркируют по октановым числам, замеренным по моторному или исследовательскому методу, или по обоим методам одновременно.
Выпускают автомобильный бензин марок А-72 (этилированный и неэтилированный, летний и зимний), А-76 (этилированный и неэтилированный, летний и зимний), А-80 (этилированный и неэтилированный), АИ-91 (неэтилированный, летний и зимний), А-92 (этилированный и неэтилированный, летний и зимний), АИ-93 (этилированный, летний и зимний), АИ-95 «Экстра» (неэтилированный летний) и АИ-95 (неэтилированный, летний и зимний).
Автомобильный бензин марки А-72 (Low octane motor gasoline)
Автомобильный неэтилированный бензин низкого качества с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин и антиокислительные присадки. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 72, по исследовательскому методу не нормируется.
Автомобильный бензин марки А-76 (Low octane motor gasoline)
Автомобильный бензин низкого качества. Самая распространенная марка бензина для использования в сельском хозяйстве. А-76 производят этилированный (желтого цвета) с содержанием свинца не более 0,17 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу не нормируется.
Автомобильный бензин марки А-80 (Low octane motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. Производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,755 г/смА-803. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу — 80.
Автомобильный бензин марки А-92 (Regular motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина в крупных городах РФ. Производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы - не более 0,05%. Плотность - не более 0,77 г/смА-923. Октановое число по моторному методу - 83, по исследовательскому метду - 92.
Автомобильный бензин марки АИ-91 (AI-91 regular motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. Производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 82,5, а по исследовательскому методу — 91.
Автомобильный бензин марки АИ-93 (AI-93 regular motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Этилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга мягкого режима, с добавлением толуола и алкилбензина. Для повышения давления паров добавляют фракцию прямой перегонки с температурой кипения до 62°С или бутан-бутиленовую фракцию. Неэтилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга жесткого режима с добавлением алкилбензина, изопентана и бутан-бутиленовой фракции. Содержит антидетонационные присадки.
АИ-93 производят этилированный (оранжево-красного цвета) с содержанием свинца не более 0,37 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 93. Специально для экспорта производился этилированный АИ-93 без добавления красителя, с содержанием свинца не более 0,15 г/л и серы не более 0,001%. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является европейский «регулар».
Автомобильный бензин марки АИ-95 (AI-95 premium motor gasoline)
Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки. Производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95.
Автомобильный бензин марки АИ-95 «Экстра» (AI-95 Extra premium motor gasoline)
Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки.
АИ-95 производят неэтилированный (бесцветный), свинец в нем отсутствует. Плотность — не более 0,720 г/см3, содержание серы — не более 0,05%, давление насыщенных паров — не менее 53,3 кПа (400 мм рт. ст.). Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум», но лучше, так как не содержит свинца.
3. Основные показатели качества
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97
|
stud24.ru
Аннотация
Целью курсовой работы является: - анализ законодательных и нормативных документов в выбранной области подтверждения соответствия; - разработка процедуры проведения сертификации выбранной продукции; - разработка методики сертификационных испытаний; - заполнение документов, необходимых для проведения процедуры сертификации. Пояснительная записка состоит из четырех частей: I. Объект сертификации; II. Анализ ситуация в области подтверждения соответствия объекта; III. Испытания с целью подтверждения соответствия; IV. Процедура сертификации. В первой части приведен обзор аналогов, присутствующих на российском рынке, указаны сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию, а также изготовитель и основные характеристики. Во второй части работы проведен анализ нормативной и нормативно-правовой документации, необходимой для проведения сертификации, указаны испытательные лаборатории и органы по сертификации, которые имеют право проводить сертификацию в данной области. В третьей части представлена методика испытаний на подтверждение соответствия и результаты испытаний. В четвертой части описаны основные этапы проведения сертификации выбранного объекта и представлены необходимые документы. Объем пояснительной записки составляет 81 лист, в том числе 3 приложения, 12 таблиц. Содержание
Введение Бензин – это основной вид топлива для двигателей внутреннего сгорания, получаемый в результате перегонки черного золота и её дальнейшей химической очистки. По химическому составу бензин состоит из углеводородов с высокой температурой кипения. В настоящее время широко используется не только, как горючее, но и как растворитель лаков и красок применяемый в строительных работах. Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли. Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом. Главным свойством, которое характеризирует бензин как топливо для инжекторных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания является его высокая летучесть. Каждый сорт бензина имеет свои показатели плотности, температуры замерзания и горения. Физические особенности бензина, кроме химической микроструктуры, зависят еще и от наличия переходящих из нефтепродуктов различных примесей. Чем больше примесей, тем ниже качество бензина. Бензины делятся на автомобильные, авиационные, бензины-растворители и бензины для нефтехимии (нафта). В данной работе объектом работы является автомобильный бензин марки АИ-92
Характеристики объекта сертификации Обзор аналогов, присутствующих на российском рынке
Бензины в зависимости от назначения делят на авиационные и автомобильные. Условия применения этих видов бензина различны, но и те и другие имеют общие показатели качества, которые в свою очередь определяют их эксплуатационные и физико-химические характеристики. Авиационные и автомобильные бензины в наше время должны удовлетворять определенным требованиям, которые обеспечивают надежную и экономичную работу двигателя. То же касается эксплуатационных параметров: бензиновое топливо должно обладать хорошей испаряемостью (это позволяет при любой температуре получить однородную топливовоздушную смесь с оптимальным составом).
Авиационный бензин Основная сфера применения авиационного бензина — поршневые авиационные двигатели. Они отличаются от двигателей автомобильных тем, что работают по принципу принудительного впрыска топлива. Это определяет отличительные характеристики авиационных бензинов от автомобильных. К качеству авиационного бензина предъявляются более высокие требования еще и потому, что условия их использования более жесткие. Существуют две основных марки авиабензина, различающиеся октановым числом и сортностью: Б-95/130 и Б-91/115. Недавно также был разработан единый бензин марки Б-92. Его применение позволяет обеспечить нормальную работу двигателя и существенно расширить ресурсную сферу авиационных бензинов. Помимо описанных марок, которые используются в поршневых двигателях, существует также авиабензин Б-70 (неэтилированный), применяющийся в качестве бензина-растворителя. Его производят путем прямой перегонки бензина с добавлением рафинадов и высокооктановых компонентов (алкибензина, изопентана, изооктана, толуола). В ходе производства авиационных бензинов осуществляется ряд технологических процессов: прямая перегонка нефти, ароматизация, алкилирование, каталитический риформинг. Конечный продукт отличается повышенной детонационной стойкостью, как на богатых, так и на бедных смесях. Причем, чем больше в нем содержание ароматических углеводородов, тем выше сортность авиационного бензина. При определении сортности (равной 100 и выше) в качестве эталонного топлива применяют технический эталонный изооктан. Следует заметить, что чем выше сортность топлива, тем выше его детонационная стойкость на богатой меси. Для безопасности в обращении, а также для маркировки эталированные авиационные бензины окрашивают в три цвета: Б-100/130 – в оранжево-желтый, Б-95/130 – в желтый, Б-91/115 – в зеленый. Неэтилированный бензин Б-70 бесцветный. Авиационные бензины должны быть химически нейтральными и не вызывать коррозию металлов и емкостей. С этой целью в бензинах ограничивают содержание серы до 0,05% и не допускают наличия в них водо-растворимых кислот и щелочей. Таблица 1 – Характеристика авиационных бензинов
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке— выдерживает; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность— прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно. 2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются: а) йодное число— 10 г йода/100 г бензина. б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина. 3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %. 4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение. 5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч. 6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157.103 (10300) Дж/кг (ккал/кг). 7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч. Автомобильный бензин Качество бензинов должно удовлетворять следующим требованиям: - обладать высокими карбюраторными свойствами, т. е. способностью образовывать такую горючую смесь, которая обеспечивает легкий пуск двигателя, полноту испарения и сгорания топлива и устойчивую работу при всех возможных режимах; -не вызывать детонации двигателя, т. е. иметь достаточную детонацисть; -обеспечивать полное сгорание и не вызывать смоло- и нагарообразование на деталях двигателя; -обладать высокой стабильностью, т. е. при длительном хранении, перекачках и транспортировке состав и свойства бензинов должны оставаться без существенных изменений; -обладать высокими антикоррозионными свойствами; -теплота сгорания горючей смеси должна быть максимально возможной.
Основные характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084-77) Таблица 2
Описание объекта Объектом декларирования соответствия является автомобильный бензин АИ-92. Расшифровка условного обозначения АИ-92: АИ-автомобильный бензин; цифра 92 обозначает октановое число автомобильного бензина, определенного исследовательским методом. Область применения АИ-92 является лучшим топливом для двигателей внутреннего сгорания, а так же одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Неэтилированный бензин марки АИ-92 предназначен для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине. Бензин АИ-92 обладает рядом физико-химических свойств, позволяющих применять его в качестве надёжного и экономичного топлива: • Высокая испаряемость; • Стойкость состава при длительном хранении; • Индифферентность к различным материалам; • Способность сгорать без детонации.
Типовые показатели Таблица 3
|
stydopedia.ru
Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры).
В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации:
иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах;
иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя;
не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др.
В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.
Ассортимент, качество и состав автомобильных бензинов
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95.
Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому. В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.
Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой.
Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт.
Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122–95 и ТУ 38.401-58-127–95.
Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86-94).
При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается.
Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице.
Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние.
Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля.
Летние - для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.
Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований.
В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105-97 “Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия”, который вводится в действие с 01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных бензинов.
В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не более 0,01 г/дм3).
Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77) |
|||||||
Показатели |
А-72 |
А-76 неэтил. |
А-76 этил. |
АИ-91 |
АИ-93 |
АИ-95 |
|
Детонационная стойкость: октановое число, не менее: |
|||||||
моторный метод |
72 |
76 |
76 |
82,5 |
85 |
85 |
|
исследовательский метод |
Не нормируется |
91 |
93 |
95 |
|||
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более |
0,013 |
0,013 |
0,17 |
0,013 |
0,013 |
||
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже: |
|||||||
летнего |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
30 |
|
зимнего |
Не нормируется |
||||||
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: |
|||||||
летнего |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
75 |
|
зимнего |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
|
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: |
|||||||
летнего |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
120 |
|
зимнего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
105 |
|
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: |
|||||||
летнего |
180 |
180 |
180 |
180 |
180 |
180 |
|
зимнего |
160 |
160 |
160 |
160 |
160 |
160 |
|
Конец кипения бензина, °С, не выше: |
|||||||
летнего |
195 |
195 |
195 |
205 |
205 |
205 |
|
зимнего |
185 |
185 |
185 |
195 |
195 |
195 |
|
Остаток в колбе, %, не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Остаток и потери, %, не более |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|
Давление насыщенных паров бензина, кПа: |
|||||||
летнего, не более |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
|
зимнего |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
|
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более |
3,0 |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
0,8 |
2,0 |
|
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более: |
|||||||
на месте производства |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
|
на месте потребления |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
|
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее |
600 |
1200 |
900 |
900 |
1200 |
900 |
|
Массовая доля серы, %, не более |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
|
Цвет - - Желтый - - - |
|||||||
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке - выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; плотность при 20 °С - не нормируется, определение обязательно. 2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные. 3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С; 4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С - для летнего и не выше 195 °С - для зимнего. |
В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-91”, “Премиум-95”, “Супер-98”.
Бензин “Нормаль-80” предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76.
Неэтилированный бензин “Регуляр-91” предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93.
Автомобильные бензины “Премиум-95” и “Супер-98” полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более – 5 мг Мn/дм3 для марки “Нормаль-80” и не более 18 мг Мn/дм3 для марки “Регуляр-91”.
В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель “объемная доля бензола” - не более 5 %. Установлена норма по показателю “плотность при 15 °С”. Ужесточена норма на массовую долю серы - до 0,05 %.
Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350 – 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель “индекс испаряемости”. В ГОСТ Р 51105–97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97 приведены в таблице.
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105–97 |
||||
Показатели |
Нормаль-80 |
Регуляр-91 |
Премиум-95 |
Супер-98 |
Октановое число, не менее: моторный метод |
76,0 |
82,5 |
85,0 |
88,0 |
Октановое число, не менее: исследовательский метод |
80,0 |
91,0 |
95,0 |
98,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более |
0,010 |
|||
Содержание марганца, мг/дм3, не более |
50 |
18 |
- |
- |
Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более |
5,0 |
|||
Индукционный период бензина, мин, не менее |
360 |
|||
Массовая доля серы, %, не более |
0,05 |
|||
Объемная доля бензола, %, не более |
5 |
|||
Испытание на медной пластине |
Выдерживает, класс 1 |
|||
Внешний вид |
Чистый, прозрачный |
|||
Плотность при 15 °С, кг/м3 |
700-750 |
725-780 |
725-780 |
725-780 |
Примечания. 1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым антидетонатором (МЦТМ). 2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.
|
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования.
Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении.
Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800–900 мин.).
По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.
Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.
При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12.
В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.
Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены в таблице.
Средние компонентные составы автомобильных бензинов |
|||||||
Компонент |
А-76 (А-80) |
А-76* |
АИ-91 |
А-92 |
А-92* |
АИ-95 |
АИ-98 |
Бензин каталитического риформинга: |
|||||||
мягкого режима |
40-80 |
70-60 |
60-90 |
60-88 |
50-100 |
- |
- |
жесткого режима |
- |
- |
40-100 |
40-100 |
10-40 |
5-90 |
25-88 |
Ксилольная фракция |
- |
- |
10-20 |
10-30 |
- |
20-40 |
20-40 |
Бензин каталитического крекинга |
20-80 |
10-60 |
10-85 |
10-85 |
10-85 |
10-50 |
10-20 |
Бензин прямой перегонки |
20-60 |
40-100 |
10-20 |
10-20 |
10-80 |
- |
- |
Алкилбензин |
- |
- |
5-20 |
5-20 |
- |
10-35 |
15-50 |
Бутаны+изопентан |
1-7 |
1-5 |
1-10 |
1-10 |
1-7 |
1-10 |
1-10 |
Газовый бензин |
5-10 |
5-10 |
5-10 |
5-10 |
5-10 |
- |
- |
Толуол |
- |
- |
0-7 |
0-10 |
- |
8-15 |
10-15 |
Бензин коксования |
1-5 |
5-10 |
- |
- |
- |
- |
- |
Гидростабилизированный бензин пиролиза |
10-35 |
10-20 |
10-30 |
10-30 |
10-30 |
10-20 |
10-20 |
МТБЭ |
<=8 |
- |
5-12 |
5-12 |
- |
10-15 |
10-15 |
* - Этилированный. |
В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.
При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в иных целях.
К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.
Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", который вводится с 01 июля 2000г.
Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.
Бензины автомобильные. Общие технические условия. |
|||||
Наименование показателя |
Значение показателя для типов бензинов |
Метод испытания |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Детонационная стойкость: |
|||||
октановое число по исследовательскому методу, не менее |
80 |
91 |
95 |
98 |
по ГОСТ 8226 |
октановое число по моторному методу, не менее |
76 |
- |
- |
- |
по ГОСТ 511 |
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина: |
|||||
неэтилированного |
0,013 |
0,013 |
0,013 |
0,013 |
по ГОСТ 28828 |
этилированного |
0,17 |
- |
- |
- |
|
Давление насыщенных паров, кПа |
35-100 |
35-100 |
35-100 |
35-100 |
по ГОСТ 1756 |
Фракционный состав: |
|||||
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше |
190 |
190 |
190 |
190 |
|
конец кипения бензина, °С, не выше |
215 |
215 |
215 |
215 |
|
остаток в колбе, %, не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Массовая доля серы, %, не более |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 |
Объемная доля бензола, %, не более |
5 |
5 |
5 |
5 |
по ГОСТ 29040 |
1avtorul.ru
По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.
Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.
petroltrade.ru