|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Один из самых первых в нашей стране серийных дизельных среднетоннажных грузовиков – «ГАЗ-4301» – имел очень долгий, многолетний путь к конвейеру и очень короткую историю серийного производства. Те 28 158 автомобилей данной марки, которые были, в общей сложности, произведены на Горьковском автозаводе, конечно, являются «каплей в море», имея в виду масштабы нашей страны. Но модель это, безусловно, интересная, хотя бы потому, что это был начальный шаг отечественной автомобильной отрасли в правильном направлении – от бензиновых грузовиков к дизельным.
Разработка модели грузовика «ГАЗ-4301» стартовала на Горьковском автомобильном заводе ещё в начале 80-х годов. В 1982-1983 годах опытная партия этих машин прошла серьёзные испытания. Поскольку такие грузовики предназначались в основном для сельского хозяйства, первые испытания производились в подмосковных колхозах. Затем был организован тестовый автопробег на девять тысяч километров – из Горького на Куйбышев, за тем до Аральска, Ташкента, с финишем в горах Памира.
Испытания прошли успешно, но до серийного производства дизельный «ГАЗ-4301» добрался только в 1992-м году. В стране с плановой экономикой и абсолютным господством государства во всех сферах хозяйства острой необходимости в переходе на дизельные машины не было, хотя и признавалось, что его нужно обеспечить. Бензин был ещё дёшев, заказами на бензиновые грузовики автозаводы были обеспечены стабильно.
Параллельно с постановкой на конвейер «ГАЗ-4301» организован выпуск самосвала-«сельхозника» на его шасси – под маркой «ГАЗ/САЗ-4509». Этот сельскохозяйственный самосвал-зерновоз предназначался для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда «ГАЗ-6008» (вместе с прицепом «ГКБ-8536»). В целом, перспективы у грузовика «ГАЗ-4301» в сельском хозяйстве советского образца были бы хорошие. Однако, после развала СССР в стране не стало и сельского хозяйства, во всяком случае, в его прежнем виде. Оно было полностью разрушено.
Заметка 1984 года про прототип дизельного самосвала-«сельхозника» «ГАЗ-4301», выставленный на ВДНХ.
Поскольку архаичной была сама концепция грузовика, созданного на базе «ГАЗ-3307», а экономические условия в стране коренным образом изменились (нет государственный дотаций, нет спроса на такие машины), новый дизельный грузовик уже к 1995 году был снят с производства.
Кабина и грузовая платформа у «ГАЗ-4301» являются идентичными базовой модели – «ГАЗ-3307». Но видимые различия имеются. Внешними отличительной чертами«ГАЗ-4301» является высоко выведенная труба забора воздуха; рама, которая на этом ГАЗоне мощнее и шире, чем у бензинового «собрата»; а также колёса с иными вентиляционными отверстиями, которые подходят только на эту модель.
Грузовики «ГАЗ-4301» комплектовались шестицилиндровыми 125-сильными дизельными двигателями воздушного охлаждения «ГАЗ-542 .10». Это был первый дизель, разработанный специалистами Горьковского автозавода. Для внедрения его в производство они воспользовались лицензионными технологиями немецкой фирмы «Дойтц».
Дизельный мотор для грузовика с воздушным охлаждением является достаточно редким решением, которое, кроме «Дойтц», в реальной практике использует, пожалуй, только «Татра». Однако для нашей страны, с её продолжительным холодным сезоном и достаточно умеренной жарой летом оно вполне оправдано. Что, кстати, убедительно доказали десятки тысяч грузовиков «Магирус-Дойтц», закупленных Советским Союзом в годы строительства БАМа.
Цилиндры данного мотора легкосъёмные, с наружным оребрением. Уплотнение масляной полости на стыке цилиндр-картер осуществляется медной прокладкой. Головки цилиндров – отдельные на каждый цилиндр, с наружным и внутренним оребрением для обеспечения охлаждения проходящим воздухом, со вставными чугунными сёдлами и направляющими втулками клапанов, с V-образно расположенными клапанами.
На поршнях располагаются три компрессионных и одно маслосъёмное кольца. Шатуны – с косым разъёмом нижней головки. Шатун окончательно обрабатывается вместе с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. Коленчатый вал – семиопорный, со съёмными противовесами.
На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения, с нижним расположением распределительного вала. Распредвалздесь семиопорный, на заднем конце которого располагается распределительная шестерня. С её помощью, через шестерни коленчатого вала, осуществляется привод вала распределительного.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором. Топливный насос низкого давления – поршневого типа. Топливноподкачивающий насос – плунжерный, с ручной подкачкой топлива.
В двигателе «ГАЗ-542 .10» использованы форсунки закрытого типа, давление начала подъёма иглы составляет 22 МПа (220 кгс/см2).
Система охлаждения – воздушная, с шестерёнчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту.
Для топливной системы предусмотрено два фильтра: грубой очистки (фильтр-отстойник с сетчатым элементом) и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами). Воздушный фильтр двигателя установлен со сменным элементом и сигнализатором предельной заполненности.
Для облегчения пуска двигателя в морозное время предусмотрено электофакельное устройство (ЭФУ) и воздушный дизельный пусковой подогреватель.
Технические характеристики дизельного двигателя «ГАЗ-542 .10»:
Контрольный расход горючего при замере в летнее время на обкатанном автомобиле с полной загрузкой, движущемся по ровной дороге с твёрдым покрытием со скоростью 60 км/ч, составляет 15 литров дизтоплива на 100 километров.
В составе трансмиссии грузовика «ГАЗ-4301» – однодисковое сцепление сухого трения, с диафрагментарной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пяти-ступенчатая коробка переключения передач, трёхходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на данной КПП два, инерционного типа.
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; заднего хода — 5,429.
Карданная передача – двумя валами открытого типа с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал – конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление механизмом блокировки – дистанционное, пневматическим краном.
Конструкция рулевого управления представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым роликом на шарикоподшипнике. Передаточное число – 21,3 (среднее). Рулевую систему автомобиля «ГАЗ-4301» дополняет гидравлический усилитель, совершенно не лишний для автомашины подобного класса.
Грузовик оснащается современной двухконтурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночного). Барабанные тормозные механизмы, смонтированные на каждом колесе, имеют по два автономных привода для работы с ними. Двухконтурные тормоза данного грузовика оснащены пневматическими усилителями, с гидравлическим приводом.
Бензовоз-топливозаправщик «ГАЗ-4301» 1994 года выпуска.
Тормозные барабаны каждого колеса – цельные, чугунные, литые. Передние барабаны сцентрованы и смонтированы на кромках ступиц, а задние барабаны – на кромках полуосей. Для облегчения контроля они производятся съёмными. Кроме этого, тормозная система грузовика «ГАЗ-4301» оборудована устройством автоматического регулирования величины зазора в рабочей паре «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные механизмы задних колёс, которые оборудованы механическим приводом.
На «ГАЗ-4301» использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.
Колёса на «ГАЗ-4301» установлены дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размера 8,25 R20, нормы слойности – НС-12. рекомендуемое давление в шинах составляет: передних колёс – 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; задних колёс – 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.
На автомобиле установлена двухдверная и двухместная цельнометаллическая кабина, оснащённая местами для крепления ремней безопасности. Отопитель кабины – с двумя включёнными в систему смазки двигателя радиаторами. Независимый отопитель – воздушный, двухрежимный, работающий на дизельном топливе.
Сиденья у водителя и пассажира раздельные, в отличие от общего «дивана», которыми оснащались «ГАЗ-52… -53». Водительское кресло снабжено подвеской, которая состоит из цилиндрической пружины и гидравлического амортизатора. Для обеспечения удобной посадки водителя любой комплекции. Изменение продольного положения сиденья обеспечивается салазками, которые имеют восемь фиксированных положений. Общий ход салазок составляет 136 мм. Подушка сиденья имеет три фиксированных положения, которые обеспечивают уровень её наклона в 4, 7 и 10 градусов к горизонтали. Изменение угла наклона спинки сиденья обеспечивается шарнирным механизмом, который бесступенчато изменяет степень наклона данной спинки. Пассажирское сиденье в кабине «ГАЗ-4301» выполнено откидным, с целью облегчения свободного доступа к независимому отопителю.
В целом, отзывы владельцев «ГАЗ-4301» об этих автомобилях – положительные. Грузовик выносливый, неприхотливый, обладающий большой грузоподъёмностью. «Рабочая лошадка», которая «возит всё, что угодно, и куда угодно». Подвеска мягкая, работающая эффективно. Реальный расход дизтоплива, по свидетельству владельцев, составляет 19-22 литра на 100 км пути в городском цикле и 16-17 литров на 100 км – при движении по трассе.
Двигатель «ГАЗ-542 .10» характеризуется многими владельцами как достаточно надёжный, долговечный и тяговитый: «На пробег в более 1,5 млн км, был всего один ремонт двигателя, и два ремонта топливной системы»;«Как-то ехал гружёный, и спокойно тянул за собой гружёный «ЗИЛ». Рабочая температура двигателя – до 170 градусов, но выше 120 градусов не греется никогда. Свой рабочий ресурс до «капиталки» он выхаживает без проблем, меняются только кольца и вкладыши. И – никаких проблем с системой охлаждения, поскольку оно воздушное.
Но повезло не всем. Есть также отзывы о том, что данные двигатели «долго не ходят», а также имеют чрезвычайно неприятную «болезнь»: у них лопается коленвал, причём так «удачно», что делает дыру в блоке. Любой же ремонт данного двигателя, уже только потому, что он относится к категории «автоэкзотики», становится серьёзной проблемой. Запчастей на него днём с огнём не найти, и стоят они очень дорого.
Поэтому те, кто «обжёгся» на покупке «ГАЗ-4301», «купив себе проблем», советуют выбирать другую, какую-нибудь более массовую модель грузовика и сторониться такой малораспространённой модели. Поскольку за внешним лоском и приличным состоянием может скрываться скрученный пробег и уже порядком загнанный двигатель. Немногие мастера берутся за ремонт, так как не знают данный мотор.
Очень бережного отношения к себе требуют синхронизаторы, которые установлены на КПП данной машины. Сама коробка передач работает чётко и надёжно, скорости включаются мягко. Положительных отзывов заслуживает и работа тормозной системы (тормоза на «ГАЗ-4301» – пневмогидравлические, как на «ПАЗ»ике). Гидроусилитель руля стоит как на «ГАЗ-66», хороший, но при сильных морозах (порядка -30 градусов) может работать не всегда. Металл, из которого изготовлена кабина грузовика, не отличается высоким качеством – после 5-7 лет начинает ржаветь и гнить безостановочно.
В целом, многие владельцы называют «ГАЗ-4301» «вечной машиной» – поскольку её «никогда и никому не продашь». «В 1995 году я покупал новый «ГАЗ-4301» за 5000 долларов… Вот бы сейчас такие цены на новую технику!»
Действительно, несмотря на слабую распространённость денной модели, объявлений о продаже такого грузовика на вторичном авторынке немало. Особенно много «ГАЗ-4301» почему-то продаётся на Украине. В России цена на дизельный «ГАЗ-4301» 1992-1995 годов выпуска варьируется от 75 до 250 тысяч рублей; на Украине – от 2 до 12-ти (!) тысяч долларов.
trucksreview.ru
В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.
Содержание
Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.
Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.
Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.
В качестве силового агрегата для новинки было решено использовать шестицилиндровый дизельный мотор ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., являющийся лицензионной копией двигателя фирмы Deutz. Это был первый дизельный мотор, производимый на мощностях Горьковского автомобильного завода.
Топливная система ГАЗ-542 состоит из двух видов насосного оборудования: низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Плунжерная топливоподкачивающая помпа позволяет, в случае необходимости, осуществлять подкачку дизеля в ручном режиме. Двигатель снабжен следующими топливными фильтрами: для грубой очистки – в виде фильтровального сепаратора с сетевым компонентом; для тонкой очистки – в виде сменного фильтровального бумажного компонента. Также имеется система сухого воздушного фильтрования, оснащенная сменными фильтрами и датчиком степени загрязненности. Воздушное охлаждение выполняется за счет шестеренной вентиляторной передачи с применением гидромуфты.
Трансмиссия состоит из однодискового замкнутого сцепления сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравлической установкой. Установлена механическая пятиступенчатая трехходовая коробка переключения передач, в которой осуществлена синхронизация на всех передачах, за исключением первой и задней. Карданная передача осуществляется за счет пары открытых валов, имеющих в промежутке опору и три шарнира на подшипниках.
Тормозная система ГАЗ-4301 – двухконтурная, в каждом колесе смонтированы тормозные узлы, и имеется два автономных привода, позволяющих работать с ними. Максимальную эффективность процесса торможения с сохранением высокой степени управляемости обеспечивает грамотное распределение тормозного усилия на каждое колесо. В случае оптимального соответствия этих сил производится одновременная блокировка всех колес, независимо от дорожных условий. Поэтому определение соответствия тормозных нагрузок всех колес происходит так, чтобы в случае осуществления максимального торможения предотвращалась преждевременная блокировка передних колес, ведущая к снижению управляемости, и блокировка задних колес, вызывающая занос автомобиля.
ГАЗ-4301 самосвал
При плавной остановке грузовика с замедлением 0,6 м/с осуществляется перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям в соотношении примерно 60:40. Это обусловливает необходимость повышения продуктивности передних колес в полтора раза. Поэтому ГАЗ-4301 комплектуется двухконтурными тормозами с гидроприводом и двумя пневмоусилителями. Кроме того, грузовик оснащается двухпроводным пневматическим агрегатом, управляющим тормозной системой прицепа.
Каждое колесо оснащено литым чугунным тормозным барабаном. Передние барабаны центрируют и устанавливают на кромках ступиц, а задние – на кромках полуосей. С целью упрощения контроля они изготавливаются съемными. В тормозной системе ГАЗ-4301 имеется специальный прибор, обеспечивающий автоматическую регулировку величины зазора в системе «колодка-барабан». Тормозные узлы задних колес снабжены механическим приводом и используются в качестве стояночных тормозов.
самосвал-тягач ГАЗ-САЗ 4509 на базе ГАЗ-4301
В производстве ГАЗ-4301 используются оригинальные детали, призванные улучшить потребительские характеристики автомобиля: электрофакельный механизм, обеспечивающий простоту запуска дизеля; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.
В техническом плане линейка ГАЗ-4301 и 3307 достаточно серьезно различались, а вот внешне они были практически идентичными. Одним из немногих отличий являются оригинальные колесные диски, которые, помимо четырех продолговатых вентиляционных окон, имеют еще четыре небольших отверстия, размещенных между ними. Эти диски не подходили для установки ни на один другой автомобиль, поскольку их центровка на ступице выполняется не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием.Кроме того, разницу между ГАЗ-4301 и 3307 заключается в наличии двух главных тормозных цилиндрах с пневмоусилителями, расположенными с левой стороны рамы между кабиной и топливным баком.
ГАЗ-4301 комплектуется радиальными пневматическими шинами серии 8,25Р20, имеющими класс слойности НС12. Компрессия в передних колесах составляет 370 кПа, задних – 540 кПа; величина развал-схождения составляет от 0 до 3 мм. За счет разноплановой унификации по механизмам и оборудованию снижается себестоимость производства грузовика, а также упрощает техобслуживание и проведение капитального ремонта.
ГАЗ-4301 оснащается рулевым механизмом на основе глобоидального червяка с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. Рулевой аппарат серийной модели получил гидравлический усилитель, обеспечивающий облегчение выполнения поворота, что по достоинству оценило большое количество водителей впоследствии. Использование гидроусилителя способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого механизма, благодаря чему необходимость в многократном вращении руля по направлению поворота и назад в процессе поведения маневра отпала. Это имеет особенную ценность при движении автомобиля в условиях ограниченного пространства.
За счет гидравлики сглаживаются удары на рулевой механизм от дорожных неровностей, а также улучшается управляемость грузовика при контакте с крупными булыжниками либо в случае пробития шины.
Инженеры Горьковского автомобильного завода полностью переработали конструкцию большей части узлов, обновили коробку переключения передач, заднюю ось с возможностью дистанционного управления блокировкой дифференциала посредством пневматического крана, передний мост и другие агрегаты, что положительно сказалось на устойчивости автомобиля. Для достижения этой же цели была увеличена ширина колесной колеи и понижен центр тяжести.
В основе грузовика лежит высокопрочная, износоустойчивая и долговечная рама. Передняя подвеска ГАЗ-4301 является комплексом узлов и механизмов, обеспечивающих соединение опорных частей колес с корпусом автомобиля. Ее главным предназначением является снижение уровня нагрузок и равномерное их распределение по опорным частям в процессе движения, а также улучшение тяговых показателей транспортного средства. В данной модели грузовика установлена пара фронтальных пружин полуэллиптического типа с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя пару пружин и вспомогательные рессоры.
Установленные амортизаторы обеспечивают эффективную трансформацию динамической работы в тепловую, продуктивное гашение колебаний и поглощение толчков на автомобильной раме. Гидравлические амортизаторы телескопического типа с двухсторонним эффектом устанавливаются на переднюю ось и сочетаются с упругими узлами.
В автомобиле установлено однопроводное электрооборудование, негативные выводы источников питания подключены к корпусу. Оптимальный уровень напряжений – 24 В. Силовой агрегат, вырабатывающий ток марки 5101.3701, укомплектован интегрированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Также присутствует пара аккумуляторных батарей серии 6СТ-110А емкостью по 110 Ач и устройство для пуска марки 3002.3708.
ГАЗ-4301 стал значительным шагом вперед в производственной деятельности Горьковского автозавода и всего отечественного автопрома. Однако посредственное качество дизельных силовых агрегатов и их неудовлетворительная работа сдерживали спрос и не позволяли наладить массовый выпуск данной модели. Еще одним фактором, негативно влияющим на популярность грузовика, являлась ее невысокая проходимость.
Вследствие установки более мощного и массивного силового агрегата нагрузка на переднюю ось значительно увеличилась, поэтому в раскисшем грунте грузовик нередко застревал. Кроме того, повлиял и экономический кризис девяностых годов, приведший к ликвидации государственных заказов на сельхозтехнику и, как следствие, увеличению себестоимости единицы продукции ввиду малых объемов производства. Все это привело к вынужденному прекращению выпуска собственных дизелей и снятия ГАЗ-4301 с производства в 1995 году. Общее число сошедших с конвейера автомобилей составило 28158.
gredx.ru
ГАЗ 4301 выпустили в виде экспериментальной модели (1982 г.) благодаря инженерам – разработчикам Горьковского автозавода. Причиной его появления стало следующее: ЦК КПСС постановило разработать дизельные грузовики и запустить их в производство. После представления первых образцов они были отправлены на доработку. Далее он прошел основательную проверку на больших трассах, посеве, уборке урожая, прежде чем была запущена в производство серийная модель ГАЗ 4301 (1993 г.). До 1992 года была выпущена небольшая партия грузовиков, которая эксплуатировалась только в крупных колхозах.
Эта машина стала конкурентоспособной в сфере грузоперевозок. Её преимущества по сравнению с ГАЗ 53 – новый турбодизель, использование в качестве автопоезда, новые кабина, ходовая часть, усилитель руля. Грузоподъёмность ГАЗ 4301 – 4,5 тонн. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 3 тонны, на задние – 5 тонн. Технические характеристики ГАЗ 4301 требуют особого внимания. Фото ГАЗ 4301:
Грузовик ГАЗ 4301От ранее выпущенных моделей ГАЗ 4301 радикально отличался тем, что впервые использован новый мощный двигатель – дизель. Был установлен двигатель ГАЗ 542 с шестью цилиндрами. Мощность его составляла 125 литров в секунду. Его появление было связано с купленной у Deutz лицензией. Сам же двигатель ГАЗ 542 разработала австрийская компания Steyr. Он стал пионером в производстве на советском заводе двигателей на дизтопливе. Расход дизтоплива автомобиля составляет всего 16 литров на сто километров.
Двигатель оснащен двумя насосами. Они подают дизтопливо:
При необходимости водитель может сам вручную подкачать дизель. Это возможно благодаря специальной топливоподкачивающей помпе.
При возникновении ситуации достаточно длительного функционирования мотора предусмотрено несколько видов системы очистки топлива:
Коробка передач была переделана инженерами с целью повышения качества машины. В результате повысился запас рабочего ресурса и снизился шум. Он возникал, когда переключали скорости. Коробка передач является механической, пятиступенчатой. Каждая передача синхронизирована. Исключения составили первая и задняя.
Составляющие коробки передач:
В тормозной системе есть два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя индифферентными приводами, которые не зависимы друг от друга. Тормозное действие рассредоточивается на все колеса, в ситуации плавного торможения – в соотношении приблизительно 60 на 40. Из них 60% приходится на передние колёса, а 40% – на задние. ГАЗ 4301 дизель также оснащен отдельной тормозной системой. Для прицепа предусмотрена пневматическая установка.
На каждом из колес есть съемный тормозной барабан. Это облегчает обслуживание автомобиля. Если нужно устранить какие-либо дефекты или полностью заменить цельные барабаны, можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой износостойкие и высокопрочные чугунные изделия.
Система торможения данного грузовика обладает специальным прибором. Благодаря ему автоматически регулируются зазоры в паре «колодка-барабан».
На задних колесах – тормозные узлы с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На колесных дисках имеются специальные вентиляционные люки, что обеспечивает хорошее обдувание барабанов.
Молоковоз ГАЗ 4301В рулевую систему данной серийной модели автомобиля входит гидравлический усилитель, улучшающий вождение. Он значительно облегчает усилия при выполнении поворота и снижает передаточное число рулевого механизма. В результате его применения отпала необходимость интенсивного поворота руля при необходимости. Это явилось большим достоинством автомобиля при движении в узком, ограниченном пространстве. Поворот стал энергетически менее затратным, а водитель – меньше уставать. В механизм поворота колес входит червячная передача глобоидального типа и 3-х-гребневое колесо на подшипнике. Это позволяет сгладить удары на руль при движении по неровной, ухабистой дороге, легче управлять грузовым автомобилем в сложной ситуации (пробило шину, камни и булыжники на дороге).
Подвеска автомобиля объединяет кузов, несущую раму и колёсную часть. Её предназначение состоит в равномерном распределении нагрузки во время движения и снижения отрицательного воздействия ударов. Если подвеска сделана правильно, то движение будет плавным, а грузовик – устойчивым в период езды.
В ГАЗ 4301 дизель используется подвеска двух видов:
Благодаря усовершенствованию разных узлов автомобиль стал более устойчивым. Что было доработано? Во-первых, улучшили конструкцию коробки передач, понизили центр тяжести, увеличили ширину колесной колеи, добавили дистанционную пневматическую систему.
Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, такими как нестандартные детали, элементы, направленные на повышение качества эксплуатации грузовика. Это:
Параллельно с ГАЗ 4301 на его шасси активно производилась другая модель – ГАЗ 4509 (1992 г.). Направленность этого сельскохозяйственного автомобиля-самосвала – работа в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъёмность – 4,25 тонны, двигатель дизель, расход топлива – 15,4 литра на 100 км, максимальная скорость – 85км/ч.
Данная серийная модель автомобиля выигрывает по своим характеристикам при сравнении с другими моделями аналогичного типа. Водители чаще всего дают положительные отзывы об этом грузовике.
Единственное, что на сегодня их смущает, что в силу оригинальности деталей запасные части для ремонта найти очень трудно. Может спасти только разборка автомобиля, где можно подобрать нужные запчасти, бывшие в употреблении.
Причины снятия с производства
Несмотря на популярность, ГАЗ 4301 дизель был снят с производства. Каковы причины?
Грузовик ГАЗ 4301 дизель до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он по сей день конкурентоспособен при выборе между отечественным и зарубежным производством грузовых автомобилей.
Интересное по теме:
Вконтакте
Google+
traktoramira.ru
Проектирование среднетоннажных заднеприводных самосвалов марки ГАЗ 4301 стартовало вначале 90-х гг. Начальные экземпляры появились в 1982 г., а через год они уже прошли тестовый автопробег по направлению Горький-Куйбышев-Аральск-Ташкент-Памир длительностью 9 тыс. км, до этого техника прошла испытания при посевных и уборочных работах близ Солнечногорска.
Опытно-производственная партия ГАЗ 4301 была выпущена в апреле 1984 г., а в 1992 г. на автозаводе запустили серийное производство согласно лицензии немецкого предприятия Deutz, продолжавшееся вплоть до 1994 г. За это время завод успел сделать 28158 машин этой марки. От предыдущих прототипов новый автомобиль ГАЗ 4301 существенно отличался рядом особенностей: использованием дизеля и внедренной в процессе проектировки способностью эксплуатации в комплексе автопоезда.
ГАЗ 4301 имеет шестицилиндровый 125-сильный дизель марки ГАЗ-542 с воздушной охладительной системой и мощностью 125 л.с., который является лицензионным аналогом дизеля фирмы Deutz (был приобретен разрешительный документ на весь ряд шести- и четырехцилиндровых моторов различной мощности). Двигатель ГАЗ 4301 является первым и единственным лично изготовленным дизелем на автозаводе ГАЗ. Он зарекомендовал себя довольно ходким, неприхотливым, тяговым и рациональным. Продолжительность равномерного движения машины, как правило, небольшая относительно общей длительности ее работы. При перемещении в городских условиях техника едет равномерно лишь 15…30% времени, 40…45% - с ускорением и 30…40% - с замедлением.
Топливная система, предназначенная для питания ГАЗ-542 дизтопливом, его хранения и очищения, включает два вида насосного оборудования: низкокомпрессионный поршневой инжектор для топлива и высококомпрессионный, механический, регулируемый, 2-хрежимный, центробежный инжектор рядного типа. Топливоподкачивающая помпа – плунжерная, с возможностью подкачивать топливо вручную. Двигатель 542 имеет следующие фильтры для топлива: грубой очистки – фильтровальный сепаратор с сетевым компонентом; тонкой очистки – сменный фильтровальный компонент сделан из бумаги. Воздушное фильтрование относится к сухой категории, имеет сменные фильтры и датчик уровня замусоренности. Воздушное охлаждение осуществляется посредством шестеренной вентиляторной передачи с использованием гидромуфты.
Трансмиссия представлена 1-дисковым замкнутым сцеплением сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравликой. КПП ГАЗ 4301 – механическая, 5-ступенчатая, 3-ходовая, синхронизированная на всех передачах, кроме первой и задней. Карданная передача осуществляется парой открытых валов с опорой в промежутке и тремя шарнирами на подшипниках.
ГАЗ-4301 оснащен современной 2-х контурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночных). Тормозные узлы смонтированы в каждом колесе, имеется 2 автономных привода для работы с ними. Для совершения процесса торможения техники с максимальной эффективностью без снижения управляемости и устойчивости требуется рациональное соответствие тормозного усилия и припадающей на каждое колесо энергией. При оптимальном соответствии этих сил обеспечивается одновременная блокировка всех колес при любых дорожных факторах. В связи с этим соответствие тормозных нагрузок всех колес определяется так, чтобы при осуществлении наибольшего торможения предотвратить преждевременное блокирование передних колес, приводящее к ухудшению управляемости, или блокирование задних колес, обуславливающих занос транспорта.
При плавной остановке ГАЗ 4301 с замедлением 0,60 м/с происходит перераспределение, из-за которого на передний мост припадает около 60 % массы, на задний мост – оставшиеся 40 %. Поэтому продуктивность передних колес следует повышать в 1,5 раза. В связи с этим самосвал ГАЗ 4301 оснащается 2-хконтурными тормозами с двумя пневмоусилителями, с разрозненным тормозом осей, с гидравлическим приводом. Также грузовик этой модели имеет 2-хпроводный пневматический агрегат, управляющий тормозным механизмом прицепа.
Тормозные барабаны каждого колеса цельные, чугунные, литые. Передние барабаны центруют и монтируют на кромках ступиц, задние – на кромках полуосей. Для облегчения контроля их производят съемными. Кроме этого, тормозная система ГАЗ 4301 оборудована прибором автоматического регулирования величины зазора в системе «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные узлы задних колес, оборудованных механическим приводом.
В машинах ГАЗ 4301 внедрены оригинальные запчасти, позволяющие увеличить потребительские характеристики техники – электрофакельный механизм для легкого запуска дизеля, кабина оборудована подрессоренным водительским креслом с функцией регулирования положения, имеется рациональная отопительная и вентиляционная система, механизм для обдувания и обмыва частично панорамного переднего стекла.
Отличительные технические характеристики автомобилей ГАЗ 4301 заключаются в уникальных колесных дисках, имеющих среди 4-х удлиненных вентиляционных окошек еще 4 небольшие дополнительные отверстия. Колеса такой конструкции не подходят к другим маркам машин, поскольку только у ГАЗ-4301 дисковый обод центрируют на ступице не конической частью колесных крепежей, а отверстием в центре. Колеса оснащены 2-хкомпонентным ободом с разделенным бортом недеформирующегося сердечника из стальной нити, который прочно фиксирует соединение шины диском и способствует герметизации.
Шины у автомобилей этой марки – радиальные, с пневматикой, серии 8,25Р20, класса слойности – НС12, с компрессией в передних колесах 370 кПа, задних – 540 кПа; развал-схождение – от 0 до 3 мм. Разноплановая унификация по механизмам и оборудованию грузовика способствует снижению их стоимости и вместе с тем упрощает техобслуживание и капитальный ремонт ГАЗ 4301.
Самосвал ГАЗ 4301 оснащен широкой модернизированной 2-хместной, 2-хдверной стальной кабиной с ремнями безопасности. В левой части кабины расположена длинная труба воздухозаборника. Отопительная система кабины – масляная, имеет два радиатора, которые питаются из смазочной системы мотора. Кроме этого, есть автономный воздушный 2-хрежимный обогреватель, работающий на дизтопливе. Водительское и пассажирское кресла – раздельные. Оперение кабины – стальное, с аллигаторовым капотом и отбрасывающейся облицовочной решеткой радиатора.
Рулевое оборудование представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. В отличие от прототипов в рулевом аппарате ГАЗ 4301 используется гидравлический усилитель для облегчения поворота, что заслужило надлежащие отзывы о данной модели. Гидроусилитель способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого оборудования, вследствие чего водителю не нужно для проведения маневра вращать руль 5-6 раз по направлению поворота и назад, что особенно ценно при движении транспорта в ограниченных условиях.
Гидравлика гладко снижает удары на рулевой механизм от неровностей на дорогах и способствует улучшению управляемости техники при контакте с громоздкими булыжниками или в случае прострела шины. Другой отличительной особенностью ГАЗ-4301 является наличие в левой части рамы за кабиной, спереди бака для топлива – пары основных тормозных цилиндров с пневмоусилителями.
Для увеличения устойчивости грузовика полностью изменена конструкция большинства узлов, обновлена КПП, задняя ось с дистанционным управлением блокировкой дифференциала через пневматический кран, передний мост и ряд других агрегатов. Повышению устойчивости также способствует достаточная по ширине колея колес и размещенный снизу центр тяжести.
Остов автомобиля образует рама, которая отличается прочностью, износоустойчивостью и долговечностью. Передняя подвеска ГАЗ 4301 представляет собой комплекс узлов и механизмов, соединяющих опорные части колёс с корпусом техники. Ее главное назначение – уменьшение уровня нагрузок и ровная их передача на опорные части в ходе движения, а также увеличение тяговых характеристик автомобиля. В данной модели ГАЗа она включает в себя пару фронтальных полуэллиптических пружин с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска помимо пары фронтальных пружин оснащена вспомогательными рессорами.
Амортизаторы данной марки ГАЗа эффективно трансформируют динамическую работу в тепловую, продуктивно гасят колебания и поглощают толчки на раме автомобиля. Амортизаторы модели 4301 – гидравлические, телескопические, 2-стороннего эффекта, устанавливаются на переднюю ось, используются в комплексе с упругими узлами.
Автомобиль оснащен 1-проводным электрооборудованием, негативные выводы источников питания присоединены к корпусу. Оптимальное напряжение – 24 В. Силовой агрегат для выработки переменного тока марки 5101.3701 оснащен вмонтированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Имеется пара аккумуляторов серии 6СТ-110А по 110 А∙ч, пусковое устройство марки 3002.3708.
Бесспорно, автомобиль этого семейства явился новым витком в производственной деятельности завода. Но слабый спрос, объяснявшийся посредственным качеством дизелей и, как результат, их неудовлетворительной работой, не давал наладить массовый выпуск горьковских силовых агрегатов. Другим фактором, обуславливающим малый объем выпуска этой техники – ее низкая проходимость.
Это объясняется тем, что грузовик часто застревал на раскисшем грунте из-за утяжеления переднего моста в результате установки мощного двигателя. Помимо этого, сказался экономический кризис 90-х гг., который ликвидировал госзаказ на сельхозтехнику, в связи с чем себестоимость мотора ввиду малых объемов производства в разы превысила себестоимость грузовика. Эти факторы обусловили вынужденное решение об отмене выпуска дизелей и полного прекращения производства ГАЗ-4301 в 1994 г.
Вопреки тому, что выпуск грузовиков этой модели уже 20 лет прекращен, он заслуженно востребован и эффективно конкурирует с зарубежной техникой. Это связано с тем, что цена ГАЗ модели 4301 значительно ниже импортных аналогов данной категории. Машина отличается стабильной работой, надежностью, проходимостью в условиях бездорожья.
promplace.ru
ГАЗ-4301 был выпущен в начале 1980 года, когда вышло постановление ЦК КПСС о постановление задачи на производство отечественных грузовых автомобилей, который можно использовать в рабочих целях.
Так выглядит классический грузовик Газ 4301
Вернуться к оглавлениюВыпускать грузовики стали на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ занялся разработкой модели с кодовым названием 4301. работала над ним ведущая группа инженеров-проектировщиков. В строительстве этого автомобиля фигурируют такие фамилии, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка автомобиля ГАЗ грузового типа. Целый год грузовик тестировался на посевных и уборочных работах.
Затем, грузовик ожидал маршрут длинной в 9 тыс. км. Вернуться к оглавлениюОсновным отличием от предыдущих моделей было то, что ГАЗ-4301 — дизель. Также в него была заложена возможность использования техники в качестве состава автопоезда. Технические характеристики у автомобиля просто потрясающие. Так, в нем установлен двигатель ГАЗ-542 типа V-6, мощность 125 л/с. Это был первый мощный мотор типа дизель, который собрали на производстве завода Горькова.
Подача топлива осуществляется за счет двух насосов. Низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Присутствует возможность подкачки дизеля в ручном режиме, для этого установлена специальная помпа.
Двигатель для грузового автомобиля Газ 4301
Имеются 2 фильтра:Есть система сухого фильтра, которая оснащена датчиком загрязнения. Воздушное охлаждение производится за счет подачи вентилятора воздуха с гидромуфты.
Вернуться к оглавлениюЧто касается коробки передач, то она состоит из сцепления сухого замкнутого типа, с наличием пружины, диафрагмы и гидравлики. Сама трансмиссия пятиступенчатая, 3 хода. Все передачи синхронизированы, кроме первой и задней.
Вернуться к оглавлениюТормозная система двухконтурная, состоит из встроенных в колеса узлов с двумя независимыми приводами. Тормозное усилие грамотно распределяется на все 4 колеса, что позволяет выполнять плавное торможение, но при этом достаточно эффективное. Независимо от того, какие условия предоставляет дорога, все 4 колеса блокируются.
Во время экстренного торможения, передние и задние колеса остаются свободными, что предотвращает занос и обеспечивает оптимальное управление.
Если остановка грузовика происходит плавно, то происходит перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям. При этом продуктивная работа передней пары колес удваивается. Тормозная система имеет 2 гидропривода и пневматических усиления. Более того, прицеп управляется автономной тормозной системой.
Сами тормозные барабаны являются литыми и сделаны из чугуна, что обуславливает высокую прочность и износостойкость. Спереди они устанавливаются на кромках ступиц, сзади на полуосях. Можно автоматически регулировать зазор между барабанами.Технические характеристики отличаются использованием только оригинальных деталей, которые улучшают потребительские качества автомобиля. Дополнительными опциями можно назвать электрофакельный механизм, который помогает просто запустить дизель; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.
Вернуться к оглавлениюОтзывы на данный автомобиль просто впечатляют. Особенно владельцев радует наличие оригинальных дисков, что кроме 4 продолговатых вентиляционных окон, имеют еще 4 небольших отверстия, находящиеся между ними.
Диски ГАЗ невозможно установит на другой автомобиль, так как их строение разработано специально для ГАЗ-4301. Еще одним преимуществом является наличие двух главных тормозных цилиндров с пневмотическим усилителем, который находится слева от рамы между кабиной и топливным баком. В комплекте к автомобилю идут специальные износостойкие шины, которые имеют класс слойности НС12. Техобслуживание и ремонт Газели несильно затратные, что не может не радовать владельцев.Рулевая имеет гидроусилитель, что значительно улучшает вождение. Такое приспособление радует всех водителей, так как большой грузовик замечательно входит в повороты. Более того, наличие такого приспособление снизило количество кручений руля, что значительно облегчило жизнь владельцем аппарата. Больше всего наличие гидроусилителя проявляет себя во время маневров в ограниченном пространстве.
Так выглядит рулевая колонка для Газ 4301
За счет такого механизма проглатываются удары на механизм руля от дорожных изъянов, а также улучшается управляемость аппарата при контакте с крупными ухабами, либо в случае прокола колеса. Устойчивость автомобиля достаточно высокая. Этого удалось добиться инженерам завода за счет установки дистанционного управления блокировкой дифференциала посредством пневматического крана. Более того, обновленная трансмиссия и мосты дали свой положительный эффект.Основу ГАЗа составляет рама из высокопрочного материала, которая считается износоустойчивой и прослужит достаточно долгое время. Передняя подвеска значительно снижает нагрузки, распределяя их равномерно на все пары колес. Улучшает тяговые показатели ТС.
Так выглядит рама для Газ 4301
Имеется установленная пара передних пружин полуэллиптического вида с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска состоит из пары пружин и дополнительных рессор. Все эти характеристики значительно выше, чем у других моделей автомобилей такого же типа. Преимущества ГАЗ-4301 налицо. Однако из-за того, что все детали на грузовик ГАЗ подходят лишь оригинальные, то запчасти придется поискать. Чаще всего на помощь приходит автомобильная разборка. Именно на ней и можно встретить все необходимые детали.Лучше всего искать запчасти у владельцев таких грузовиков. Многие при ремонте или разборе автомобиля оставляли их про запас или специально на продажу. Так что если поискать, то найти детали можно.
Вернуться к оглавлениюЧто касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.
Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.
В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.
Поднятый кузов самосвала Газ 4301
То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.
Насос гидроусилителя руля для газ 4301
Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.Вернуться к оглавлениюВпоследствии были выполнены некоторые доработки автомобиля. Для лучшей устойчивости были изменены и обновлены узлы. Коробка передач стала совершенно другой, появилась блокировка дифференциала при помощи пневматики. Передний мост был так же улучшен. Но на него был установлен более мощный силовой агрегат, который увеличил нагрузку. После этого автомобиль стал застревать в зыбком грунте. В последствие, во времена кризиса, грузовик потерял свою актуальность. Так, в 1995 году он был снят с производства.
Сейчас такой грузовик найти достаточно тяжело. Но во многих селах он до сих пор выполняет свое предназначение. Если же, кто-то собирается провести ремонт автомобиля, то запчасти на него найти будет нелегко. Для этого лучше всего обратиться на разборку или к тем, кто продает оставшиеся детали.Если захочется переоборудовать такой автомобиль, то для этого потребуется получить разрешение инспекции ГИБДД.
avtomobilgaz.ru
Одним из первых дизельных среднетоннажных грузовиков советского производства стал автомобиль ГАЗ-4301. За всё время было выпущено чуть более 28 000 экземпляров, хотя путь данного грузовика к конвейерному производству был очень долгим. Несмотря на небольшое количество выпущенных дизельных грузовиков, именно ГАЗ-4301 дизель стал той машиной, которая дала толчок к развитию дизельных среднетоннажных грузовиков отечественного производства.
Первый дизельный грузовик ГАЗ-4301 был выпущен в 1982 году. Он появился благодаря постановлению ЦК КПСС, которое обязало руководство Горьковского автомобильного завода в кратчайшие сроки разработать среднетоннажные грузовики, работающие на дизельном топливе. Небольшая партия первых дизельных автомобилей была отправлена на испытания, с которых она быстро вернулась на доработку.
После первой доработки ГАЗ-4301 с дизельным двигателем были отправлены для глобальных испытаний в автоколонны и в крупные колхозы. В таком темпе грузовики испытывались и дорабатывались более 10 лет. В результате первые серийные версии ГАЗ-4301 появились только в 1993 году. Сразу после появления грузовики стали конкурировать с лидером рынка того времени – ГАЗ-53. Преимущества новой модели были очевидны:
Общая грузоподъёмность грузовика составляла 4,5 тонн. Даже с таким грузом автомобиль набирал свою максимальную скорость достаточно бодро.
ГАЗ-4301 был передовой моделью для своего времени. Благодаря тому, что машина дорабатывалась в течение 10 лет, в её конструкцию инженеры успели внедрить все новшества тех лет. В схеме технических характеристик ГАЗ-4301 были внедрены следующие дополнения:
Многие считают, что существовал ГАЗ-4301 самосвал. На самом деле, это не совсем так. Самосвал на шасси ГАЗ-4301 действительно существовал, так как мощная рама машины могла выдерживать значительные нагрузки, но назывался он ГАЗ-4509.
Благодаря тщательности и целого десятилетия доработок, ГАЗ-4301 и его модификации отличались надёжностью, что неоднократно подтверждалось водителями, некоторые из которых до сих пор эксплуатируют эти грузовики. Самой большой проблемой на сегодняшний день является отсутствие в продаже оригинальных запчастей, которые в силу особенностей первого горьковского дизельного грузовика не подходят от других моделей ГАЗ. Единственным спасением становятся разборки, хотя найти даже бывшие в употреблении запчасти на ГАЗ-4301 с каждым годом становится всё сложнее.
В грузовиках ГАЗ-4301 впервые был использован дизельный двигатель. Так как отечественная промышленность никогда не делала подобных дизелей для среднетоннажных автомобилей, было решено приобрести лицензию у Deutz. Сам двигатель, который получил индекс ГАЗ-542, был разработан австрийской компанией Steyr. Новый дизельный двигатель отличался экономичностью, а поршневая система ГАЗ-4301 могла выхаживать вдвое больше до капитального ремонта, чем поршневая бензиновых двигателей ГАЗ.
Двигатель ГАЗ-542 имеет два топливных насоса. Один из них — поршневой низкокомпрессорный. Его задачей является поддержание низкого давления в системе. Второй насос – высококомпрессионный. Его задачей является сжатие высокого уровня. Кроме того, в топливной системе имеется и ручная помпа, с помощью которой водитель может осуществлять подкачку топлива.
Так как дизельное топливо в Советском союзе было низкого качества, на машине было решено установить три типа фильтров для его очистки.
Коробка передач для нового грузовика была подвергнута значительной модернизации, в результате чего она получилась более надёжной и ресурсной. Кроме того, удалось избавиться от громкого шума, который был непременным атрибутом всех газоновских КПП при переключении передач. Механическая коробка передач была пятиступенчатая. Все передачи, кроме первой и задней, были синхронизированы. Сцепление у грузовика было однодисковое, сухого типа.
Тормоза ГАЗ-4301 имеют двухконтурную систему. На колёсах имеются независимые друг от друга приводы. Благодаря этому торможение может быть эффективно произведено даже в случае выхода одного привода из строя. В случае плавного торможения, 60 процентов тормозного усилия распределяется на передние колёса, а 40 процентов на задние. Тормозные барабаны каждого из колёс съёмные. Это позволяет устранять дефекты тормозной системы или осуществлять замену тормозов в полевых условиях, при минимальном наличии инструментов.
Все тормозные барабаны ГАЗ-4301 сделаны из чугуна и обладают огромным запасом прочности. Система торможения оснащена специальным устройством на каждом из тормозных барабанов. Это помогает автоматически регулировать зазоры между тормозными колодками и тормозными барабанами. Колёсные диски имеют вентиляционные отверстия, обеспечивающие отличную вентиляцию тормозных барабанов во время движения автомобиля.
Дизельные грузовики Горьковского автомобильного завода получили эффективные гидроусилители руля. Благодаря этому удалось не только облегчить процесс поворота колёс, но и уменьшить передаточное число рулевого механизма. Теперь для совершения поворота не стоит так сильно крутить рулевое колесо. Также удалось добиться маневренности в узких переулках. В механизме поворота рулевого колеса имеется червячная передача и гребневое колесо на подшипнике. Это позволило снизить удары на руль при движении по ухабистой дороге.
Подвеска ГАЗ-4301 тоже была значительно усовершенствована, а также передний и задний мосты грузовика. Задний мост ГАЗ-4301 получил дистанционное управление блокировкой дифференциала. Передняя подвеска грузовика состоит из двух фронтальных пружин и комплекта резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя рессоры ГАЗ-4301, пружины, гидравлические амортизаторы.
Несмотря на то, что первый серийный дизельный грузовик Горьковского автомобильного завода был надёжным и достаточно высокотехнологичным, его производство было свёрнуто в 1995 году. Этому способствовало несколько причин:
Совокупность всех этих причин привела к тому, что многострадальный ГАЗ-4301, который дорабатывался более 10 лет, сняли с конвейера.
Несмотря на то, что последние грузовики ГАЗ-4301 сошли с производственной линии в 1995 году, они до сих пор эксплуатируются в России и СНГ. Главной проблемой при выборе этого грузовика становится отсутствие запасных частей.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
warways.ru
Создание ГАЗ-4301 самосвал началось в начале 90х годов прошлого столетия. Первые опытные образцы автомобиля появились в 1982 году. Их отправили на практические испытания, в ходе которых техника прошла более 9 тысяч километров по всем видам дорог при всевозможных погодных условиях. Так же машину испытали во время посевных и уборочных работ.
Развитие данной модели шло медленно. В 84-м году конструкторы подготовили первую промышленную партию, но до серийного выпуска дело дошло только в 1992 году. Сборка осуществлялась по лицензии немецкой компании в течение двух лет. За это время из стен Горьковского автомобильного завода вышло чуть более 28 тысяч экземпляров. От первых опытных образов серийная версия отличалась рядом конструкционных решений.
Технические характеристики ГАЗ-4301:
Автомобиль оснащали силовой установкой ГАЗ-542, которая развивала до 125 лошадиных сил. Она имела шесть цилиндров и дополнялась воздушной охладительной системой. Мотор собирали по лицензии немецкого предприятия. 4301 дизель — первый и последний агрегат этой категории, который собирался инженерами на горьковском предприятии. Потребители характеризовали его как ходкий с высоким запасом рабочего ресурса и ремонтопригодностью.
Топливная система выполняла несколько задач: питала силовую установку, хранила и очищала дизельное топливо. Она состояла из двух насосных механизмов:
За подкачививание топлива отвечала специальная помпа, которая позволяла делать это водителю вручную. Систему очищения реализовали на высоком уровне. Она состояла из двух топливных фильтров (грубого и тонкого) и приспособления для избавления воздуха от пыли и грязи. К последнему прилагался датчик, информирующий шофёра о степени загрязнённости. Шестерённый вентилятор осуществлял воздушное охлаждение двигателя.
Состояла из сухого сцепления с одним диском. Её устройство дополнили пружинной диафрагмой и гидравликой. Коробка передач механического типа состояла из пяти ступеней: четырёх передних и одной задней. Для улучшения качества работы КПП ГАЗ-4301 инженеры оснастили её синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой и задней. Пара открытых валов и промежуточная опора составляли карданную передачу. В её конструкцию так же входили три шарнира на подшипниках.
Тормозная система ГАЗ-4301 состояла из двух контуров. Было три механизма: рабочий, запасной и стояночный. Каждое колесо оснастили тормозными механизмами, благодаря чему автомобиль ГАЗ-4301 обладал хорошим торможением. Для их активации использовались два автономных привода. Годы эксплуатации показали, что транспорт серьёзно не отклонялся от траектории движения при резком торможении. Этого удалось достигнуть за счёт блокировки всех колёс после активации тормозного механизма (все колёса получали одинаковую степень нагрузки).
При плавном торможении (замедление 0,6 м/с) нагрузки распределялись по-другому. Передний мост ГАЗ-4301 получал 60%, а задний — 40%. Такого результата конструкторам удалось достичь за счёт использования в тормозах ГАЗ-4301 двух пневмоусилителей и гидравлического привода. Тормозные цилиндры находились в задней части рамы.
Цельные барабаны, которыми оснащали каждое колесо, изготавливали из чугуна. Спереди их устанавливали на кромки ступиц, а сзади — на кромки полуосей. Их можно было демонтировать в полевых условиях подручными средствами для устранения дефектов или полной замены. Зазоры между колодками и барабанами регулировались автоматической системой. Стояночный тормоз оказывал воздействие на задние колёса. Это осуществлялось за счёт работы механического привода.
Строение автомобиля для повышения удобства эксплуатации оснастили следующими конструкционными решениями:
Благодаря этим комплектующим разработчики улучшили эксплуатационные условия грузовика.
Первая уникальная черта — колёсные диски, которые отличались от аналогов и других разработок Горьковского автомобильного завода. Они состояли из продолговатых вентиляционных окошек и дополнительных отверстий (каждого в количестве по четыре). Колёса от 4301 нельзя было устанавливать на другие машины, так как только у этой модели дисковый обод центрировался на ступице отверстием в центре, а не конической частью крепежей. Каждую шину комплектовали двухкомпонентным ободом с раздельным бортом, сердечник которой делали из стальной нити. Это обеспечивало надёжное крепление и полную герметизацию.
Радиальные шины комплектовали пневматическим механизмом. Компрессия передних и задних колёс разнилась. Развал-схождение устанавливали в диапазоне 0-3 миллиметра. Унификация основных технических узлов позволила снизить стоимость запчастей и упростить ремонтные работы.
Кабина в свои годы получила современный дизайн. Она состояла из двух дверей и вмещала в себя водителя и пассажира. Каждый человек, находящийся в салоне, мог воспользоваться ремнём безопасности. Трубу воздухозаборника расположили в левой части. Масляное отопительное оборудование состояло из двух радиаторов. Материал поступал из смазочной системы. В дополнение к основному отопителю шёл автономный, питающийся дизельным топливом. Диван в салоне был раздельным. Оперение сделали из стальных элементов. Капот откидывался вперёд, что обеспечивало полный доступ к техническим агрегатам транспорта.
В основу рулевого механизма положили глобоидального червяка с трёхгребневым колесом. Он устанавливался на шарикоподшипнике. Бесспорное преимущество над основными конкурентами — наличие ГУРа. Это упрощало поворот рулевого колеса. Вращения благодаря гидроусилителю с 5-6 оборотов сократились до 3. С таким механизмом транспорт стал более манёвренным в городских условиях.
Управляемость повысили за счёт установки гидравлики. Она снижала удары на рулевое колесо, возникающие от неровностей на дороге или наездов на крупные булыжники и другие предметы. Так же она упрощала движение в случае прокола шины.
Для повышения качества самосвала инженеры внесли ряд серьёзных доработок в конструкцию:
Рама получилась прочной и долговечной. Она выдерживала серьёзные механические воздействия. Передняя подвеска исполняла роль соединителя опорных частей колёс с корпусом за счёт специальных запчастей. Благодаря особой конструкции (две фронтальные полуэллиптические пружины с резиновым комплектом сжатия) удалось снизить нагрузки и равномерно распределить их между всеми опорами передних колёс. Это негативно сказалось на проходимости техники. Задняя подвеска имела точно такое же устройство, только была дополнена вспомогательными рессорами ГАЗ-4301.
Переднюю ось оснастили гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Они смягчали нагрузки на раму, возникающие из-за неровностей дорожного покрытия.
Электрооборудование 1-проводного типа соединяли с корпусом. Напряжение в сети — 24 В. Для обеспечения стабильной работы электрики, её дополнили выпрямителем и стабилизатором напряжения. Схему проводки данного автомобиля можно легко найти в интернете. С её помощью легко проводится ремонт электрооборудования.
ГАЗ-4301 в свои годы оказался новым путём развития Горьковского автомобильного завода. Транспорт опередил своё время, так как в 80-90х годах прошлого века дизель имел низкое качество. Это привело к низкому спросу, так как из-за плохого топлива двигатель быстро ломался и требовал серьёзного ремонта.
Ещё одним значимым минусом была низкая проходимость по сравнению с бензиновыми аналогами. Основной проблемой стала высокая масса переднего моста. Она повысилась из-за большого веса силовой установки. Это приводило к застреванию автомобиля на грязи.
Из-за кризиса в 90-х годах государство сократило заказы на сельскохозяйственную технику. Грузовики модели 4301 собирали маленькими партиями. Такие объёмы производства повысили себестоимость дизельных моторов, что сделало выпуск данного продукта нерентабельным. Это привело к закрытию проекьа в 1994 году.
Спустя 20 лет в эпоху качественного дизельного топлива эти грузовики обрели вторую жизнь. Ввиду низкой стоимости (по сравнению с зарубежными аналогами), распространения комплектующих и ремонтопригодности они имеют высокий спрос в сельском хозяйстве и других отраслях. Если отремонтировать старые экземпляры, заменить проблемные технические узлы, машина будет работать долгое время стабильно и без серьёзных поломок. Экономическая окупаемость не превышает 2-3 лет.
militaryarms.ru