Камаз 44108 тягач В наличии!
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
евро3, новый, дв.КАМАЗ 740.55-300л.с., КПП ZF9, ТНВД ЯЗДА, 6х6, нагрузка на седло 12т, бак 210+350л, МКБ, МОБ
 
карта сервера
«ООО Старт Импэкс» продажа грузовых автомобилей камаз по выгодным ценам
+7 (8552) 31-97-24
+7 (904) 6654712
8 800 1005894
звонок бесплатный

Наши сотрудники:
Виталий
+7 (8552) 31-97-24

[email protected]

 

Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
+7 (904) 6654712

[email protected]

 

Фото техники

20 тонный, 20 кубовый самосвал КАМАЗ 6520-029 в наличии
15-тонный строительный самосвал КАМАЗ 65115 на стоянке. Техника в наличии
Традиционно КАМАЗ побеждает в дакаре

тел.8 800 100 58 94

Техника в наличии

тягач КАМАЗ-44108
Тягач КАМАЗ 44108-6030-24
2014г, 6х6, Евро3, дв.КАМАЗ 300 л.с., КПП ZF9, бак 210л+350л, МКБ,МОБ,рестайлинг.
цена 2 220 000 руб.,
 
КАМАЗ-4308
КАМАЗ 4308-6063-28(R4)
4х2,дв. Cummins ISB6.7e4 245л.с. (Е-4),КПП ZF6S1000, V кузова=39,7куб.м., спальное место, бак 210л, шк-пет,МКБ, ТНВД BOSCH, система нейтрализ. ОГ(AdBlue), тент, каркас, рестайлинг, внутр. размеры платформы 6112х2470х730 мм
цена 1 950 000 руб.,
КАМАЗ-6520
Самосвал КАМАЗ 6520-057
2014г, 6х4,Евро3, дв.КАМАЗ 320 л.с., КПП ZF16, ТНВД ЯЗДА, бак 350л, г/п 20 тонн, V кузова =20 куб.м.,МКБ,МОБ, со спальным местом.
цена 2 700 000 руб.,
 
КАМАЗ-6522
Самосвал 6522-027
2014, 6х6, дв.КАМАЗ 740.51,320 л.с., КПП ZF16,бак 350л, г/п 19 тонн,V кузова 12куб.м.,МКБ,МОБ,задняя разгрузка,обогрев платформы.
цена 3 190 000 руб.,

СУПЕР ЦЕНА

на АВТОМОБИЛИ КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) 2 220 000
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) 2 300 000
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) 2 200 000
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 2 350 000
44108 (дв.740.30-260 л.с.) 2 160 000
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) 2 200 000
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) 1 880 000
6460 (дв.740.50-360 л.с.) 2 180 000
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) 2 180 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) 2 190 000
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) 2 295 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.) 2 610 000
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) 2 700 000
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) 3 190 000


Перегон грузовых автомобилей
Перегон грузовых автомобилей
подробнее про услугу перегона можно прочесть здесь.


Самосвал Форд Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02.

КАМАЗы в лизинг

ООО «Старт Импэкс» имеет возможность поставки грузовой автотехники КАМАЗ, а так же спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг. Продажа грузовой техники по лизинговым схемам имеет определенные выгоды для покупателя грузовика. Рассрочка платежа, а так же то обстоятельство, что грузовики до полной выплаты лизинговых платежей находятся на балансе лизингодателя, и соответственно покупатель автомобиля не платит налогов на имущество. Мы готовы предложить любые модели бортовых автомобилей, тягачей и самосвалов по самым выгодным лизинговым схемам.

Контактная информация.

г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».

тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда



статья транспортная психология Крючек АЛ.docx. Транспортная психология


Транспортная психология

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

СОДЕРЖАНИЕ

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.2. Направленность транспортной психологии 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.2. Направленность внимания: 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32

3.3.3.2. Зона нечувствительности 33

3.3.3.3. Холостой ход 33

3.3.3.4. Гистерезис 34

3.3.3.5. Общий подход к выбору параметров статической характеристики 34

3.3.4. Динамическая характеристика 34

3.3.4.1. Типовые динамические звенья 34

3.3.4.2. Системы управления автомобилем 36

3.3.4.2.1. Тормозное управление 36

3.3.4.2.2. Рулевое (траекторное) управление 37

studfiles.net

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - это... Что такое ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

 ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление исследований психологии труда, основной задачей которого является поиск возможностей рационализации труда работников разных отраслей транспорта. Наибольших успехов Т. п. достигла на железнодорожном и автомобильном транспорте, несколько меньших — на морском и речном транспорте. Наибольшее внимание Т. п. уделяет изучению труда водительского состава, хотя не остаются в стороне и работники других профессий. Основная цель Т. п .— улучшение условий и повышение производительности труда работников транспорта. Т. п. стремится во всех производственных помещениях и линейных подразделениях транспорта, в кабинах транспортных средств создать условия, в которых человек может производительно работать без лишних психических и физических нагрузок и не испытывать на себе неблагоприятного воздействия внешней среды. Особое внимание уделяется снижению психических нагрузок, которые непрерывно возрастают в связи с увеличением скорости и интенсивности движения транспорта. Основные причины психологических нагрузок — увеличение объемов информации, перерабатываемых оперативным персоналом (водителями, машинистами, диспетчерами и др.), повышение напряженности их труда, дефицит времени, отказы и неисправности подвижного состава и т. п. Для уменьшения отрицательных последствий этих явлений Т. п. разрабатывает специальные меры. Другое направление исследований в Т. п. связано с психологической рационализацией кабин транспортных средств, пультов централизованного управления, рабочих мест работников различных транспортных профессий, рабочего инструмента и пр. Большое внимание уделяется аспектам работы с кадрами. Здесь решаются вопросы профессиональной ориентации, отбора и обучения работников транспорта и прежде всего водительского состава, изучаются вопросы взаимодействия в рабочих коллективах. Актуальная проблема для всех видов транспорта — повышение безопасности движения и снижение уровня аварийности за счет психологического фактора. Совместно с психологией безопасности Т. п. принимает активное участие в решении этих задач. Помимо общих психологических проблем, характерных для всех видов транспорта, Т. п. решает специфические для каждого вида транспорта проблемы.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Транспортирование чувств
  • ТРАНССЕКСУАЛ

Смотреть что такое "ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" в других словарях:

  • Психология труда — – раздел психологии, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности. * * * отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне …   Википедия

  • ТЕХНОСФЕРА —         область действительности, для к рой характерно применение техники. В более узком смысле понятие Т., появившееся в 40 50 е гг. в работах заруб, сайентологов и социологов техники как отклик на НТР, употребляется при характеристике совр.… …   Энциклопедия культурологии

  • Формирование (военное дело) — У этого термина существуют и другие значения, см. Формирование (значения) …   Википедия

  • Логистика — Логистика  профессия , предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными… …   Википедия

  • Военная логистика — Логистика  стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также… …   Википедия

  • Логистик — Логистика  стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также… …   Википедия

  • Материально-техническое обеспечение — Логистика  стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также… …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Транспортная психология в профессиональной деятельности

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Транспортная психология

Транспортная психология в профессиональной деятельности

Взгляд в историю транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных. Начало практическому аспекту в транспортной психологии было положено в первых двух десятилетиях нынешнего столетия. Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов. В центре внимания на этом начальном этапе стояла проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами на железной дороге, а также трамваями и конными экипажами. Хотя при этом и выдвигались первые критерии «пригодности к управлению транспортным средством» и разрабатывались предпосылки для его применения, но при этом еще совершенно отчетливо выдвигались на передний план прежде всего практические интересы. Таким образом термин «транспортная психология» был еще не совсем уместным, так как речь шла скорее о специальной психологической проверке профессионального соответствия.

Тем не менее значение этого начального этапа в истории транспортной психологии нельзя недооценивать для дальнейшего развития. В масштабе всей экономики профессиональный отбор играет незначительную роль по сравнению с другими психологическими задачами. Через 40 лет вернулись к обсуждению этой проблемы.

До середины 50-х годов термин «транспортная психология» охватывал только медицинскую проверку водителей транспортных средств. Во второй половине 50-х годов были созданы такие учреждения, как медико-психологический институт при Союзе работников технадзора в Федеративной Республике Германии и Транс-портно-психологический институт при Попечительском совете по безопасности дорожного движения в Австрии. Решение задач психофизиологического соответствия вождению транспортных средств занимало и сейчас занимает значительное место в деятельности всех этих учреждений. Но одновременно с этим все отчетливее проявлялась нехватка методологических исследований в специальных областях знаний, например, проблема выбора объективных критериев для проверки психологического соответствия вождению транспортных средств. Это еще более обострило разногласия между другими аспектами транспортной психологии. Примерно к тому же периоду времени относится и становление транспортной психологии как научной дисциплины, которая теперь как предмет введена на кафедрах в некоторых университетах.

В 1953 г. была основана секция транспортной психо-югии при Союзе немецких психологов (ФРГ) под руководством Винклера, а в 1967 г. был учрежден научный кружок по изучению транспортной психологии под руководством Зандера в качестве общепрофессионального органа Немецкого общества психологии и Союза немецких психологов (ФРГ).

Развитие транспортной психологии за последние 20 лет явилось конкретизацией нового подхода к прикладной психологии: отсутствие ярко выраженного противопоставления научных исследований и практики, все более тесное взаимодействие между ними. Специалист по транспортной психологии все чаще обращается к научно-исследовательским работам и к практическому воплощению в жизнь результатов научных исследований. Такие специалисты в настоящее время работают, например, в органах технадзора в немецкоговорящих странах или в Федеральном ведомстве дорожного хозяйства в ФРГ, Попечительском совете по безопасности дорожного движения в Австрии, в Консультативном комитете по профилактике дорожно-транспортных происшествий в Берлине, в транспортно-медицинской службе в ГДР, а также в университетах, где имеется кафедра транспортной психологии. С другой стороны, психологи, которые занимаются транспортной психологией при университетах, наряду со своей преподавательской и научной деятельностью все чаще обращаются также к решению практических задач, например, по проверке психологического соответствия вождению транспортного средства.

Чем шире транспортная психология рассматривается как профессиональная деятельность, тем непосредственнее ее воздействие на поведение конкретных лиц в реальной дорожной обстановке. Эту функцию специалист по транспортной психологии выполняет так же, как и все другие психологи, которые выражают на практике содержание своей деятельности.

Читать далее: Транспортная психология и ее взаимосвязь со смежными дисциплинами

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных. Начало практическому аспекту в транспортной психологии было положено в первых двух десятилетиях нынешнего столетия. Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов. В центре внимания на этом начальном этапе стояла проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами на железной дороге, а также трамваями и конными экипажами. Хотя при этом и выдвигались первые критерии «пригодности к управлению транспортным средством» и разрабатывались предпосылки для его применения, но при этом еще совершенно отчетливо выдвигались на передний план прежде всего практические интересы. Таким образом, термин «транспортная психология» был еще не совсем уместным, так как речь шла скорее о специальной психологической проверке профессионального соответствия [4,с.7].

В современном понимании, транспортная психология — это дисциплина, которая изучает роль человеческого фактора в обеспечении эффективности и безопасности работы транспорта. Это отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Транспортная психология оправдывает свое назначение лишь в тесной взаимосвязи со всеми другими специальными психологическими дисциплинами. Но с точки зрения стоящих перед ней задач она тесно переплетается с транспортно-дорожной и автомобильной техникой, транспортной медициной и транспортной социологией, а также с транспортным правом. У истоков транспортной психологии стоял немецкий психолог Гуго Мюнстенберг, который опубликовал в 1910 г. первую работу по профессиональной оценке действий водителей городского транспорта и их водительского соответствия требованиям безопасности дорожного движения. В начале ХХ века он впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека [1, с. 8].

Вопросами изучения влияния индивидуальных качеств водителя на безопасность дорожного движения посвящены работы В. И. Коноплянко, В. М. Мишурина, А. Н. Романова, А. И. Вайсмана, М. А. Котика, Е. М. Лобанова, В. Н. Пушкина, В. С. Мерлина, Т. А. Поляновой, Р. В. Ротенберга, К. Марбе, У. Бингема, Р. Дональда, В. Кроуфорда, Ф. Маккена, Г. Майергофера и др.

Еще в начале прошлого столетия был составлен довольно обширный перечень различных качеств человека, отражавшихся на безошибочности и безопасности его труда, которые в то время уже учитывали критерии профессионального отбора на опасные виды профессий. Однако психологические исследования были направлены на выявление, посредством эксперимента лишь отдельных поведенческих качеств человека, сказывающихся на безошибочности работы. Отсутствие общей теории, связывающей глубинные психические проявления человека с его поведенческими коррелятами и фактическими результатами его работы, естественно, вызывало у них неудовлетворенность.

Карл Марбе пришел к выводу, что в предметной деятельности человека могут складываться полосы (периоды) хороших и плохих результатов, обусловленные соответственно положительной и отрицательной установками. Способность к переключению установки не коррелирует с показателями уровня интеллекта, работоспособности, не зависит от скоростных качеств. Люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы “отставать” в своём приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям. Исходя из теоретических предпосылок о ведущей роли установок, Марбе заключил, что как ранние, так и более поздние травмы возникают по одной и той же причине — из-за плохой установки к работе и низкой переключаемости установок. Способность же к переключению установок он рассматривал как врождённое природное качество человека. Повторность несчастных случаев трактовалась как результат природной расположенности, вытекающей в основном из низкой врождённой способности к переключению установок. Эта теория вызвала сомнения по ряду принципиальных вопросов [2].

Отечественный ученый Т. А. Полянова исследовала индивидуальный стиль деятельности оператора применительно к работе водителя автомобиля: было введено понятие интегральной индивидуальности. Она установила, что индивидуальные особенности водителей отражаются на стиле вождения и выделила два стиля: в одном предпочтение отдавалось ориентировочному аспекту деятельности, а в другом — исполнительскому. Как показали исследования, второй стиль оказался более опасным и связан с большим числом дорожно-транспортных происшествий. В своих работах В. С. Мерлин приходит к выводу, что индивидуальный стиль деятельности является связующим звеном между разными уровнями индивидуальности — от биохимического до социально-психологического, т. е. выполняет системообразующую функцию по отношению к индивидуальности как морфологической системе. Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам [5].

Австрийский ученый Е. Миттенекер считал, что основной причиной возникновения эмоциональных помех является конфликт между двумя совместно действующими диспозициями — достижение заданной цели и недопущение при этом ошибки (сохранение безопасности). Элерс по этому поводу высказал мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям, по всей вероятности, следует искать в том, как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлён к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая. Д. Клебельсберг также выявил две общие диспозиции в поведении водителей: стремление к удовольствию от быстрой и удачной езды и стремление к автономии, соперничеству [4].

Большую известность в начале ХХ века получили исследования американского ученого Гуго Мюнстерберга. Он разрабатывал основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей. Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний, клинической психологией, психологией образования. Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить производительность труда — подбирать работникам должности, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям, в частности характерологическим и интеллектуальным. Была разработана специальная инструментальная методика, предназначенная для оценки способностей к водительскому труду. Его исследования в своих работах продолжал К. Трамм, который добавил к профессионально-важным качествам водителя следующие: хорошее зрение и слух, хорошая память, способность противодействовать усталости, способность к работе с техникой [1].

Американский ученый У. Бингем, изучая аварийность у водителей автомобилей, обнаружил, что небольшая группа водителей за 2–3 года «набирала» столько несчастных случаев и аварий, сколько не набирали все остальные водители большого автомобильного предприятия [6]. Он выделил три характерные особенности водителей, склонных к авариям: эти люди чаще других совершали общественно-неприемлимые поступки, имели больше дефектов в состоянии здоровья, отличались худшими способностями (по результатам тестирования).

В нашей стране проблеме дорожной аварийности и адаптивного поведения участников движения также уделялось немало внимания. В 1928 году Ж. М. Лям исследовал профессиональную пригодность водителей автомобилей. С. М. Василевский опубликовал труды по совершенствованию квалификации водителей. В 40-ые годы профотбору были посвящены работы Ф. Н. Браиловского и П. В. Венециана, а психологическими характеристиками профессии водителя занимались Г. М. Левигурович, В. Н. Арбузов, В. Н. Ланина, К. В. Старкова и др. [4].

Значительное место в развитии транспортной психологии занимают творческая переработка и взаимообогащение аналогичных направлений на железнодорожном, морском транспорте и авиации. Во всем мире известны имена советских ученых Д. Ф. Горбова, Е. А. Деревянко, В. Д. Небылицина, К. К. Платонова, Е. А. Милеряна, М. А. Котика, К. М. Гуревича и многих других [4, с. 10].

Заслуженный деятель науки и техники проф. Л. Л. Афанасьев, к.м.н. Н. А. Игнатов и Ю. Боровер в своих работах указывают на многообразие психофизиологических особенностей водителя и зависимость их от условий деятельности, создающие определенные трудности в оценке влияния человеческого фактора на безопасность дорожного движения. Наиболее фундаментальные исследования психофизиологических характеристик водителя провели в нашей стране В. Н. Пушкин, Л. Н. Нерсесян и Н. А. Игнатов. Основные идеи этих работ заключаются в разработке рекомендаций и методик для проведения психофизиологических исследований водителя [5,7,10].

В наше время вопросы влияния водителей различных транспортных средств на безопасность движения продолжают широко изучаться.

В работах В. М. Мишурина и А. Н. Романова раскрывается сущность влияния психофизиологических и личностных качеств водителя на безопасность движения. В частности, указывается, что психологическая устойчивость субъекта зависит от таких особенностей как: ощущение и восприятие, скорость и точность сенсомоторных реакций, внимание, мышление, память, эмоции, а также от таких качеств личности, как: темперамент и характер, морально-нравственные качества. Ошибки водителя обусловлены различными негативными факторами: плохими дорогами, неудовлетворительной организацией дорожного движения, техническим несовершенством или неисправностью автомобиля, неблагоприятными погодными условиями [2]. И как следствие, одним из направлений снижения количества ошибок по этим причинам является максимальный учет психофизиологических особенностей водителей. Причем, психологическая надежность водителя достигается целенаправленно, путем тренировки профессионально-важных качеств, в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

Р. В. Ротенберг основной причиной дорожно-транспортных происшествий называет психическую инертность водителя при переходе с одних условий движения к другим. Водитель упускает тот момент, когда необходимо снизить скорость, тем самым не обеспечивается достаточный контроль над движением автомобиля. А. И. Вайсман с коллегами разработал теоретические основы методики психофизиологического профотбора водителей, которая включает в себя определение времени и точности простых дифференцированных реакций, способности к оценке пространственно-временных соотношений, способности к вероятностному прогнозированию, эмоциональной устойчивости, оперативной и долговременной памяти и ряд других показателей. Надежность водителя может снижаться в результате его повышенной склонности к риску, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, неадекватной реальности иерархии ценностей, ощущения превосходства над другими [8].

В. И. Коноплянко в своих работах отмечает, что значительное влияние на надежность работы водителя оказывает такие качества, как время сложной реакции, показатели внимания, скорость переработки информации [3].

М. А. Котик и А. М. Емельянов, раскрывая сущность природы человека при управлении движущимися объектами, выделяют следующие аспекты этой проблемы: влияние его индивидуальных психических качеств, влияние его текущих психических состояний, влияние психических процессов, возникающих при его управляющей деятельности [9]. В работах В. Д. Небылицына и Е. А. Милеряна исследуют силу нервной системы, внимание, распределение внимания, сенсомоторную реакцию. Анализируя различные точки зрения о связи темперамента и свойств нервной системы, авторы приходят к выводу, что свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности не тождественен темпераменту, а составляет лишь природную основу, на которой формируется темперамент. В. Д. Небылицын ввел понятие «надежность человека-оператора» и развивал представление о том, что ведущая роль в «человеческом факторе» принадлежит природным свойствам нервной системы [5, с.15]. В. Д. Небылицын всегда настаивал на том, что исследование отдельных свойств нервной системы, их структуры и комбинаций должно предшествовать выделению типов нервной деятельности. Анализируя различные точки зрения о связи темпepaмeнтa и свойств нервной системы, он пришел к выводу, что свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности не тождественен темпepaмeнту, а составляет лишь природную основу, на которой формируется темпepaмeнт.

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах, где автомобилизация достигла высокого уровня. Введение такого отбора позволяет повысить надежность водителей, снизить количество ДТП, уменьшить материальные потери и человеческие жертвы. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

Транспортная психология освещает проблему, как с помощью перестройки дорожного поведения сократить транспортную аварийность, сделать процесс управления автомобилем более безопасным. Стремиться к совершенствованию дорожного движения и не учитывать при этом человеческий фактор — означает заранее обрекать всю работу системы на неудачу. Транспортная психология в процессе своего становления, как научной дисциплины, обозначила очень острые проблемы взаимодействия человека и техники, она изучает основные формы участников дорожного движения и способы воздействия на них, позволяет применять результаты фундаментальных исследований для решения прикладных задач. Актуальность современных прикладных исследований в области транспортной психофизиологии во многом определяется современными требованиями к безопасности, направленными на сохранение жизни и здоровья человека в современном обществе.

Литература:

  1. Жирков, P. A. Аппаратно-программный комплекс для психофизиологического отбора водителей/Р. А. Жирков, П. А. Колпаков, В. Ю. Ветлужских; Отраслевой фонд алгоритмов и программ. — М.,- 2003.-116с.

  2. Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов. — М.: Академия, 2002.- 224 с.

  3. Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2005. — 271 с.

  4. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; пер. с нем. М.: Транспорт, 1989. — 367 с.

  5. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. Москва — Воронеж, 2000.

  6. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Наука», 1976

  7. Пушкин В. П., Нерсесян J1.C. Психология водителя. М.: Знание, 1969.- 32 с.

  8. Вайсман А. И. Ещё раз о психофизиологическом профотборе//Автомобильный транспорт № 12, 1992, С. 9.

  9. Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М.: Транспорт, 1933. — 252с.

  10. Нерсесян JI. C. Психологические аспекты повышения надёжности управления движущимися объектами. М.: Промедэк, 1992.— 287 с.

moluch.ru

Транспортная психология и ее взаимосвязь со смежными дисциплинами

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Транспортная психология

Транспортная психология и ее взаимосвязь со смежными дисциплинами

Смежные дисциплины. Традиционно под «транспортной психологией» понимается психология участников движения в улично-дорожной сети и почти никогда в это понятие не включается участие в железнодорожных и воздушных перевозках. В то время как различие между транспортной и авиационной психологией (видимо, не в последнюю очередь из-за довольно большого разно образин соответствующих форм поведения) представля ется относительно отчетливо, между транспортной и же лезнодорожной психологией имеется больше общих точек, так как несмотря на существующие различия в проблематике обеих дисциплин, в них все же обнаружи вается много общего. Правда, современное поле деятель ности железнодорожной психологии (по крайней мере в ФРГ и Австрии и значительно меньше в ГДР) является недостаточно исследованным по сравнению со стоящими здесь проблемами. Это можно объяснить относительно невысокой долей взаимного проникновения железнодо рожной психологии и транспортной психологии.

Различными по убедительности являются исходные предпосылки в трактовке транспортной психологии как подраздела психологии труда. Это объясняется тем, что многие из основных проблем трудового поведения (условия, формы проявления и поведение в трудовых отношениях) встречаются, например, и при вождении транспортного средства. Тогда поведение связывают с работоспособностью при определенных условиях и в данной обстановке.

Сложнее аргументировать сопоставление транспортной психологии с психологией труда в тех областях, где нет аспекта труда как деятельности, например, в поведении пешеходов, водителей личного транспорта.

В остальном же транспортная психология в большей степени является прикладной научной дисциплиной, нежели «бытовой психо логией».

Смежные дисциплины вне рамок психологии. Профилирование транспортной психологии нельзя абсолютизировать, поскольку оно соответствует такому пониманию, которое редко встречается за пределами немецкоговорящих стран. В этой связи имеется противопоставление специальных аспектов и решаемых задач: к какой специальной дисциплине относится решение поставленных задач или какая специальная дисциплина может больше всего способствовать решению поставленных задач. Аспект определения компетентности в основном способствовал проведению актуальных полемических споров и обсуждений по специальности и лишь незначительно — конструктивному решению поставленных задач. При этом совершенно очевиден оптимальный компромиссный вариант: компетентен тот, кто способствует решению задачи.

Эта ориентация на поставленные задачи утвердилась в немецкоговорящих странах лишь после длительного периода развития, преодолев значительные профессиональные предубеждения, тогда как, например, в Великобритании и США она с самого начала была характерна для соответствующих научно-исследовательских учреждений. Это отличие не в последнюю очередь выражается в том, что для традиционного в немецкоговорящих странах термина «транспортная психология» в других странах нет соответствующего эквивалента, будь то обозначение специальной дисциплины или название учреждения. Научно-исследовательские центры, институты и лаборатории именуются там в основном в соответствии с решаемыми задачами и гораздо реже по профессиональному образованию своих сотрудников.

Если на передний план выдвигать аспект ориентации на решаемые задачи, то становится ясно, что цель изучения поведения участника движения на улицах , и автодорогах может достигаться исходя из совершенно различных профессиональных отправных точек. Если при этом необходим выбор системы для проведения перспективных научных исследований, то предполагается такое деление: условия поведения, формы поведения и надинди-видуальные цели поведения.

Смежные дисциплины, которые затрагивают главным образом надиндивидуальные условия дорожного поведения, включают в себя технические средства управления дорожным движением; автомобильную технику.

Дисциплины, которые изучают главным образом условия и формы поведения и состояния участников дорожного движения, состоят из: транспортной психологии; транспортной медицины; транспортной социологии.

Специальной дисциплиной, которая занимается главным образом надиндивидуальными целями дорожного поведения, является транспортное право (совокупность правовых норм, регулирующих работу транспорта).

Общим для всего вышеназванного является потребность во взаимном дополнении знаний.

Обобщение

Итак, транспортную психологию как научную дисциплину можно отнести к одному из новых разделов прикладной психологии, которая вовсе не означает простого применения на практике результатов психологического исследования, ее следует понимать как систему получения знаний в определенных сферах поведения людей. Принципиальное противопоставление прикладной психологии и неприкладной представляется малоконструктивным, даже если в некоторых аспектах (целевые установки, методические аспекты, обработка результатов) можно усмотреть существенные различия. Транспортная психология объективно изучает особенности поведения и эмоциональную сферу участников дорожного движения, а также возможности использования результатов для решения практических вопросов.

Еще до начала становления транспортной психологии как научной дисциплины стала развиваться транспортная психология водительского труда. При этом в центре внимания находилось прежде всего изучение профессиональной пригодности к управлению транспортным средством. По мере прогресса в деле создания научных основ транспортной психологии в начале 50-х годов неизменно расширялось поле деятельности транспортной психологии в направлении психологических особенностей участия людей в дорожном движении.

Транспортная психология оправдывает свое назначение лишь в тесной взаимосвязи со всеми другими специальными психологическими дисциплинами. Но с точки зрения стоящих перед ней задач она тесно переплетается с транспортно-дорожной и автомобильной техникой, транспортной медициной и транспортной социологией, а также с транспортным правом.

Читать далее: Дорожное поведение как микроситуация

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Автотранспортная психология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей

Набережные Челны

2014

Автотранспортная психология: Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей. /Составитель к.п.н. Бурганова Н.Т. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ КФУ, 2014. – 48стр.

Методические указания составлены на кафедре "Социальных наук" НЧИ КФУ. Включают основные психологические и физиологические тесты, позволяющие установить профессиональную пригодность и предрасположенность к управлению транспортным средством, определить надежность и работоспособность в различных ситуациях, методику выполнения практических работ в области автотранспортной психологии и обработки полученных результатов.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Л.М. Закирова,

кандидат технических наук, доцент И.Р. Мавлеев

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Казанского государственного федерального университета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автотранспортная психология - наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ (среда-человек-машина), называется инженерной психологией. Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный психолог А.Н.Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука, инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т.е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

Автотранспортная психология формирует у студентов знания по инженерной психологии на автомобильном транспорте и предполагает их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей. Изучает особенности поведения и эмоциональной сферы участников дорожного движения, занимается разработкой научно обоснованных режимов труда и отдыха, для учета психофизиологических и личностных особенностей человека при эксплуатации автомобилей, дорог и организации дорожного движения.

Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Сегодня статистика дорожно-транспортных происшествий стала осязаемой для любого из читателей журнала – всякий без труда найдет знакомых, которые попали в аварию, если эта неприятность не произошла с ним самим. Анализ приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Стало быть, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения.

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов помогут закрепить теоретические основы курса, получить навыки тестирования и исследования психофизиологических особенностей личности, научиться определять с помощью тестов профессионально важные качества водителя, такие как темперамент, внимание, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация, скорость реагирования, свойства зрения и др.

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты. Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей – это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге. Немногие знают, что в военных вузах тестирование – это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы. Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

studfiles.net

статья транспортная психология Крючек АЛ.docx - Статья на тему:" Автотранспортная психология"

9внимания очень важно и для мастера производственного обучения, которомунужно держать в поле своего зрения ситуацию на дороге, действие учащегосяза рулем и другими участниками движения.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить вниманиена значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видовдеятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что,когда речь идет о распределении внимания между разными видамидеятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле словавыполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатлениесоздается за счет способности человека быстро переключаться с одного видадеятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванногодо того, как наступит забывание. Данное свойство зависит от психологического и физиологическогосостояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видовдеятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область егораспределения обычно сужается. (Например – однообразная длительнаяпоездка на дальние расстояния)4. Переключаемость внимания

Переключаемость внимания заключается в способности быстровыключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующиеизменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как егоперевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, скоторой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой,причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что­либотакое, что его случайно заинтересовало, а во втором ­ сознательно, усилием

znanio.ru


© 2007—2018
423800, Набережные Челны , база Партнер Плюс, тел. 8 800 100-58-94 (звонок бесплатный)