|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Газоструйные вакуумные аппараты устанавливают в системе выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания АЦ или АНР.
ГСВА состоит из корпуса с заслонками, струйного газового насоса и газовой сирены.
Блок газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис. 1) состоит из корпуса 5 и крышки 10, изготовленных из серого чугуна. К корпусу 5 присоединены резонатор 1 и распределитель 2, составляющие газовую сирену, и струйный насос 12. Внутри корпуса на осях 6 установлены заслонки 3 и 14. На концах осей закреплены рычаги 7 и 11. Пружиной 13 заслонки прижаты к своим седлам. В этом положении отработавшие газы проходят от двигателя к глушителю.
Условия работы ГСВА очень тяжелые. Все его детали омываются горячими отработавшими газами двигателя. Поэтому большой и малый диски заслонок выполнены из жаростойкой легированной стали и приварены к стальным цилиндрам.
Заслонки 3, 14 устанавливаются так, что могут отклоняться от их осей на 5 – 6о. Этим обеспечивается плотное прилегание заслонок к седлам. Рычаги 4 жестко соединены с осями 6, поворачивающимися в стальных втулках. Струйный насос 12 крепится к фланцу ГСВА. К фланцу 8 диффузора присоединяется трубопровод от вакуумного крана.
Герметичность в месте соединения корпуса и крышки обеспечивается прокладками из асбостального полотна и подмоткой шнурового асбеста в выточках осей. Оси заслонок собирают на графитной смазке.
Включение ГВСА производят из насосного отделения при заднем размещении насоса. При этом заслонка 14 займет вертикальное положение и будет открыт путь отработавшим газам в струйный насос 12.
Сирену включает водитель в кабине. При этом заслонка 3 займет вертикальное положение, отработавшие газы будут проходить через распределитель 2 в резонатор 1. Изменяя обороты двигателя и, следовательно, количество выходящих отработавших газов, изменяют силу и тон звука, издаваемого сиреной.
Работу системы всасывания рассмотрим по схеме, представленной на рис. 2. При вертикальном положении заслонки 7 ГСВА и включенном вакуумном кране 4 отработавшие газы двигателя Qp поступят в струйный насос 9. В его камере будет создано разрежение и из полости насоса 3 и всасывающих рукавов 2 начнется удаление воздуха Qэ. Под влиянием разности атмосферного давления Ра и разрежения поднимется обратный клапан во всасывающей сетке 1 и вода заполнит всасывающую линию. При выключении вакуумного крана камера струйного насоса будет соединена с атмосферой. Это позволит ГСВА удалить воду из трубки 10, если она туда попала при несвоевременном выключении вакуумного крана.
Производится по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время. Его величина 0,073–0,0076 МПа должна достигаться за 20 с. Герметичность насоса оценивается по падению разрежения в насосе. Оно не должно превышать 0,013 МПа за 2,5 мин.
Проверка осуществляется в такой последовательности. Всасывающий патрубок насоса должен быть закрыт заглушкой, вакуумный кран включен. Запустив двигатель, увеличивая его обороты, создают вакуум, оцениваемый по мановакуумметру. Выключив вакуумный кран, по секундомеру фиксируют время падения вакуума. Если в течение 2,5 мин оно будет меньше 0,013 МПа, насос и всасывающая система исправны и работоспособны.
Демонтаж газоструйного вакуумного аппарата, его разборка,очистка, сборка и установка на автомобиль.
Для снятия газоструйного вакуумного аппарата с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:
№ | Содержание операции | Инструмент |
1 | Снять пружину 12 | Отвертка, плоскогубцы |
2 | Отвернуть гайки М10 крепления 5. Снять шайбы 6, шайбу 13, рычаг оси заслонок 14 Снять крышку 10, кронштейн II, прокладку 18, диффузор 21, фланец 7, прокладки 8 | Ключ S=17мм, молоток, отвертка |
3 | Вывернуть шпильки 4,9,20 из корпуса вакуумного аппарата (только в случае их ремонта или замены) | Ручной шпильковерт |
4 | Выпрессовать оси заслонок 16 в сборе | Молоток, оправка |
5 | Отвернуть винт 3 и выпрессовать втулку 2 из корпуса (при необходимости) | Отвертка, молоток, оправка |
6 | Выпрессовать втулку 15 из крышки 10 вакуумного аппарата (при необходимости) | Молоток, оправка |
7 | Выпрессовать сопло 19 из корпуса диффузора 21 | Молоток, оправка |
8 | Вывернуть стержень заслонит из оси заслонки | Отвертка, тиски |
9 | Срезать заклепку, снять заслонки с рычага (в случае необходимости) | Тиски, зубило, молоток |
10 | Снятые детали промыть в очистительном растворе, детали покрытые нагаром очистить с помощью металлической щетки и скребка |
Сборку газоструйного вакуумного аппарата и его установку на автомобиль производить в обратной последовательности. Новые асбометаллические прокладки перед оборкой (монтажом) следует смазать графитной смазкой.
Предлагаем ознакомиться с полезным видео по теме вакуумные системы
fireman.club
poleznayamodel.ru
Газоструйный вакуумный аппарат (газоструй) — это запчасть к пожарной технике, иначе называемый насос вакуумный струйный 137А-11-20-00, обязательный элемент комплекта пожарных цистерн на шасси ЗИЛ. Полное определение газоструя представлено здесь...
Из-за возможности подключения газоструйно-вакуумного аппарата к выхлопной системе пожарного автомобиля через насос проходят выхлопные газы и его полость наполняется водой. Газоструйный вакуумный аппарат изготавливается из чугуна, что обеспечивает дополнительную его прочность.
Насос вакуумный струйный соответствует техническим требованиям ГОСТ 5197-85. Вакуумная техника. Термины и определения
Газоструй - Газоструйный вакуумный аппарат – технические характеристики:
Наименование |
Габариты газоструя, мм |
Масса, кг |
Материалы |
Газоструйный вакуумный аппарат (ЗИЛ) - газоструй |
305*215*485 |
19 |
чугун |
Поставка и продажа газоструйно-вакуумных аппаратов – газоструев производится по всем регионам России: Москва, Омск, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Волгоград, Абакан, Нижний Новгород, Воронеж, Барнаул, Липецк, Вологда, Мурманск, Самара, Красноярск, Арзамас, Казань, Армавир, Уфа, Томск, Екатеринбург, Калиниград, Челябинск, Киров, Петрозаводск, Салехард, Сургут, Волжский, Ханты-Мансийск, и др.
газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй, газоструйно-вакуумный аппарат, газоструй,
*Обращаем Ваше внимание, что минимальный заказ в Магазине пожарного оборудования от 10 тыс. руб.
01161.ru
Категория:
Пожарные автомобили
Вакуумная системаПринципиальная схема вакуумной системы показана на рис. 4.10. Корпус вакуум-аппарата имеет заслонку, которая перекрывает поступление отработавших газов либо к струйному насосу, либо к глушителю. Струйный насос соединен трубопроводом с вакуумным клапаном. Вакуумный клапан установлен на насосе. Внутри корпуса вакуумного клапана к седлам пружинами прижимаются два клапана. При перемещении рукоятки с осью эксцентрик отжимает клапаны от седел. Работа системы происходит следующим образом.
Рис. 4.10. Схема вакуумной системы:1 — корпус вакуумного аппарата; 2 — заслонка; 3 — струйный насос; 4 — трубопровод; 5 — насос; 6 — пружина; 7 — клапан; 8 – эксцентрик; 9 — ось эксцентрика; 10 — рукоятка; 11 — вакуумный клапан; 12 — отверстие вакуумного клапана; 13 — глушитель
Исходное положение — двигатель работает, насос выключен (рис. 4.10, а). Заслонка в горизонтальном положении. Клапаны пружинами прижаты к седлам. Отработавшие газы двигателя проходят через корпус, глушитель и выбрасываются в атмосферу.
Заполнение насоса водой происходит с помощью всасывающих рукавов, которые присоединяют к насосу. Рукояткой вакуумного клапана отжимают нажимной клапан вниз (рис. 4.10, б). При этом полость насоса через полость вакуумного клапана и трубопровод соединяется с полостью струйного насоса. Заслонку переводят в вертикальное положение. Отработавшие газы будут направлены в струйный насос. Во всасывающей полости насоса будет создаваться разрежение, и насос будет заполнен водой под атмосферным давлением.
Выключение вакуумной системы происходит после заполнения насоса водой, перемещая рукоятку, отжимают от седла верхний клапан. При этом нижний клапан будет прижат к седлу. Всасывающая полость насоса, таким образом, будет отключаться от атмосферы. Но теперь с атмосферой через отверстие будет соединен трубопровод и струйный насос удалит воду из вакуумного клапана и соединительных трубопроводов. Это особенно необходимо проделать на зимний период для предотвращения замерзания воды в трубопроводах. Затем рукоятку и заслонку ставят в исходное положение.
Вакуумный клапан (рис. 4.11). Вакуумный клапан предназначен для соединения всасывающей полости насоса с газоструйным вакуум-аппаратом при заборе воды из открытых водоемов и удаления воды из трубопроводов после заполнения насоса. В корпусе клапана, отливаемого из чугуна или алюминиевого сплава, размещены два клапана. Они прижимаются пружинами к седлам. При положении рукоятки, указанном на рисунке, эксцентрик на валике отжимает от седла верхний клапан. В этом положении насос отсоединен от струйного насоса. Перемещая рукоятку в крайнее левое положение, можно отжать от седла нижний клапан и всасывающая полость насоса соединится со струйным насосом. При вертикальном положении рукоятки оба клапана будут прижаты к своим седлам.
Рис. 4.11. Вакуумный клапан:1 — глазок; 2 — платик; 3 —упор рукоятки; 5, 7, 12 — гайки; 6 — корпус электролампочки; 8 — верхний клапан; 9 — рукоятка; 10 — уплотнение; 11 — кулачковый валик; 13 — нижний клапан; 14 — пружина
В средней части корпуса выполнен платик с отверстием для присоединения фланца соединительного трубопровода. В нижней части расположены два отверстия, закрытые глазками из органического стекла. К одному из них прикрепляется корпус 6 лампочки. Через глазок контролируют заполнение насоса водой. Вакуумные клапаны на различных машинах мало отличаются Друг от друга. Так, в некоторых конструкциях [например, на автонасосе АН-40(130)-127 ] контроль заполнения насоса осуществляется с помощью электрического датчика и указателя.
На автоцистерне АЦ-40(131)-42Б в вакуумном клапане устроена камера с поплавком. При заполнении насоса вода заполняет камеру, а поплавок перекрывает трубопровод к струйному насосу. Это предотвращает попадание воды в трубопровод и ее замерзание зимой.
Рис. 4.12. Газоструйный вакуум-аппарат (а) и схема привода (б): 1 — резонатор; 2 — распределитель; 3, 14 — заслонки; 4 — корпус; 5, 9 — рычаги; 6 —фланец для присоединения трубопровода от вакуумного клапана; 7 — ось; 8 — крышка; 10 — пружина; 11 — сопло; 12 — диффузор; 13 — рычаг заслонки; 15 — рычаг рукоятки; 16 — тяги; 17 — рычаг привода
Газоструйные вакуум-аппараты (рис. 4.12) предназначены для создания разрежения в полости всасывающих пожарных рукавов и насосов при заборе воды из открытых водоемов, их делают совмещенными с газовыми сиренами или раздельными.
Пожарные автомобили на базе ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375» оборудуются газоструйными вакуум-аппаратами в одном блоке с газовой сиреной. Пожарные автомобили на базе ГАЗ-66 и ГАЗ-бЗА оборудуются раздельными конструкциями вакуум-аппаратов и газовых сирен. Блок газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис. 4.12, а) состоит из корпуса и крышки, изготовленных из серого чугуна. Внутри корпуса на осях установлены заслонки. На концах осей закреплены рычаги. Пружиной заслонки прижаты к своим седлам. В этом положении выхлопные газы свободно проходят по трубопроводам к глушителю. К корпусу присоединены распределитель и резонатор газовой сирены. Условия работы газоструйного вакуум-аппарата очень тяжелые. Все его детали омываются горячими отработавшими газами. Поэтому большой и малый диски заслонок выполнены из легированной стали и приварены к стальному кольцу. Заслонки установлены на рычагах так, что могут отклоняться от их осей на 5—6°. Этим обеспечивается плотное прилегание заслонок к седлам. Рычаги жестко соединяются с осями, поворачивающимися в стальных втулках. Сопло и диффузор крепятся к фланцу корпуса газоструйного вакуум-аппарата. Герметичность в месте соединений корпуса и крышки обеспечивается постановкой прокладок из асбостального полотна и подмоткой шнурового асбеста в выточках осей. Оси заслонок собирают на графитной смазке Б8Н-1. Они должны свободно вращаться без заеданий. К фланцу диффузора присоединяется трубопровод от вакуумного клапана.
Включение газоструйного вакуум-аппарата производят из насосного отделения при заднем размещении насоса. Схема привода на АЦ-40(131)-137 приведена на рис. 4.12, 6. В кабине водителя установлены рычаг рукоятки, соединенный тягами и рычагами привода с рычагом от газоструйного вакуум-аппарата. При перемещении рычага на себя заслонка устанавливается в вертикальное положение. Отработавшие газы, проходя через сопло, создадут в вакуум-камере разрежение. По трубке, идущей от вакуумного клапана, будет удаляться воздух из насоса, и в насос начнет поступать вода из водоема. При среднем размещении насоса привод осуществляется из кабины водителя.
Сирену включает водитель в кабине. При этом заслонка займет вертикальное положение, отработавшие газы будут проходить через резонатор. Изменяя обороты двигателя и, следовательно, количество выходящих отработавших газов, изменяют силу и тон звука, издаваемого сиреной.
На пожарных автоцистернах АЦ-30(53А)-106А и АЦ-30(66)-146 применяются раздельные конструкции газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис. 4.13). На этих машинах струйный насос используется не только для заполнения всасывающей линии и насоса при заборе воды из открытых водоемов. В случае работы от цистерны или гидранта вакуумный насос используется для ускорения заполнения насоса водой. Корпус и крышка аппарата изготовлены из серого чугуна, диффузор — из стали. Эти детали соединены шпильками и уплотнены прокладками из асбостального полотна. Внутри диффузора находится сопло из стали. Заслонка из ковкого чугуна с помощью рычага закреплена на оси. Ось посредством рычага поворачивается закрывая отверстие корпуса или струйного насоса заслонкой.
При вертикальном положении заслонки отработавшие газы проходят, как показано стрелкой. Вследствие разрежения в диффузоре по трубе отсасывается воздух из насоса при открытом вакуумном клапане. Труба от вакуумного клапана соединяется с трубой штуцером. Если заслонка перекрывает отверстие в крышке, то газы проходят через корпус аппарата в глушитель и далее в атмосферу. Газовая сирена по существу устроена так же, как и описанный вакуум-аппарат, только вместо диффузора и сопла на крышке корпуса устанавливаются распределитель газа и резонаторы. Распределитель газа и резонаторы однотипны во всех газовых сиренах.
Рис. 4.13. Раздельная конструкция газоструйного вакуум-аппарата:1 — камера смешения; 2 — диффузор; 3 — сопло; 4 — прокладка; 5 — корпус; 6 — пружина; 7 — рычаг; 8 — штуцер; 9 — труба; 10 — фланец; 11 — кронштейн; 12 — ось заслонки; 13 — рычаг заслонки; 14 — заслонка; 15 — крышка
Читать далее: Пеносмеситель
Категория: - Пожарные автомобили
stroy-technics.ru
Для подачи воды центробежными насосами их рабочие полости и всасывающие рукава необходимо заполнить водой. Это осуществляется вакуумными системами. Их основу составляют вакуумные насосы и краны, трубопроводы и приводы управления.
На АЦ, АНР и мотопомпах в качестве вакуумных насосов применяют газоструйные, шиберные, поршневые и иногда водокольцевые насосы. Приводы к ним могут ручными и комбинированными: ручными и автоматическими. Последние обеспечивают автоматический забор воды при пуске насоса и восстановление обрыва водяного столба.
В их систему входят газоструйные вакуумные аппараты (ГСВА), вакуумные краны, трубопроводы.
Вакуумный кран предназначен для соединения внутренней полости насоса с газоструйным вакуумным аппаратом. Он устанавливается на коллекторе насоса. Его устройство показано на рис.2.44, а принципиальная схема – на рис.2.45. На этом рисунке показано положение, когда кулачковый валик 11 отжал нижний клапан 13. В этом положении пружина верхнего клапана 8 прижмет его к седлу и разобщит полости Б и В. При таком положении клапанов 8 и 11, отсасываемый из насоса ГСВА воздух, пройдет в полость А и Б и по трубке «б» к струйному насосу. Это показано сплошными стрелками. По заполнении насоса водой кулачковый валик поворачивают так, чтобы нижний клапан 13 разобщил полости А и Б, а верхний клапан 8 соединил полость Б и В. В этом положении струйный насос отсосет из полости Б и трубки, соединяющей вакуумный клапан с ГСВА, попавшую туда воду. Воздух по отверстию «а» поступит в полость В и Б и в трубку «б».
В нижней части крана имеются два отверстия, закрытые глазками 1 из органического стекла (см. рис.2.44). К одному из них крепится корпус 4 электрической лампочки. Через глазок контролируют заполнение насоса водой.
Газоструйные вакуумные аппараты устанавливают в системе выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания АЦ или АНР.
ГСВА состоит из корпуса с заслонками, струйного газового насоса и газовой сирены.
Блок газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис.2.46) состоит из корпуса 5 и крышки 10, изготовленных из серого чугуна. К корпусу 5 присоединены резонатор 1 и распределитель 2, составляющих газовую сирену и струйный насос 12. Внутри корпуса на осях 6 установлены заслонки 3 и 14. На концах осей закреплены рычаги 7 и 11. Пружиной 13 заслонки прижаты к своим седлам. В этом положении отработавшие газы проходят от двигателя к глушителю.
Условия работы ГСВА очень тяжелые. Все его детали омываются горячими отработавшими газами двигателя. Поэтому большой и малый диски заслонок выполнены из жаростойкой легированной стали и приварены к стальным цилиндрам.
Заслонки устанавливаются на рычагах 4 так, что могут отклоняться от их осей на 5-60. Этим обеспечивается плотное прилегание заслонок к седлам. Рычаги 4 жестко соединены с осями 6, поворачивающимися в стальных втулках. Струйный насос 12 крепится к фланцу ГСВА. К фланцу 8 диффузора присоединяется трубопровод от вакуумного крана.
Герметичность в месте соединения корпуса и крышки обеспечивается прокладками из асбостального полотна и подмоткой шнурового асбеста в выточках осей. Оси заслонок собирают на графитной смазке.
Включение ГВСА производят из насосного отделения при заднем размещении насоса. При этом заслонка 13 займет вертикальное положение и будет открыт путь отработавшим газам в струйный насос 12.
Сирену включает водитель в кабине. При этом заслонка 3 займет вертикальное положение, отработавшие газы будут проходить через распределитель 2 в резонатор 1. Изменяя обороты двигателя и, следовательно, количество выходящих отработавших газов изменяют силу и тон звука, издаваемого сиреной.
Работу системы всасывания рассмотрим по схеме, представленной на рис.2.47. При вертикальном положении заслонки 7 ГСВА и включенном вакуумном кране 4 отработавшие газы двигателя Qp поступят в струйный насос 9. В его камере будет создано разряжение и из полости насоса 3 и всасывающих рукавов 2 начнется удаление воздуха Qэ. под влиянием разности атмосферного давления Ра и разрежения поднимется обратный клапан во всасывающей сетке 1 и вода заполнит всасывающую линию. При выключении вакуумного крана камера струйного насоса будет соединена через отверстие «а» с атмосферой. Это позволит ГСВА удалить воду из трубки 10, если она туда попала при несвоевременном выключении вакуумного крана.
Проверка работоспособности вакуумной системы производится по величине создаваемого разряжения в насосе за нормативное время. Его величина 0,073…0,0076 МПа должна достигаться за 20 с. Герметичность насоса оценивается по падению разряжения в насосе. Оно не должно превышать 0,013 МПа за 2,5 мин.
Проверка осуществляется в такой последовательности. Всасывающий патрубок насоса должен быть закрыт заглушкой, вакуумный кран включен. Запустив двигатель, увеличивая его обороты, создают вакуум, оцениваемый по мановакуумметру. Выключив вакуумный кран, по секундомеру фиксируют время падения вакуума. Если в течение 2,5 мин оно будет меньше 0,013 МПа, насос и всасывающая система – исправны и работоспособны.
Вакуумные системы с пластинчатыми насосами. Эти системы предназначены для обеспечения забора воды из открытых водоемов, автоматического восстановления подачи воды при обрыве водяного столба и проверки работоспособности системы и герметичности пожарного насоса. Включение ее в работу может осуществляться вручную или автоматически. Геометрическая высота всасывания этих систем до 7,5 м. Время всасывания 40 с. такие системы используются на пожарных насосах ПЦНН-40/100, ПЦНВ-20/200.
Вакуумная система ПЦНН-40/100. Эта система включает пластинчатый вакуумный насос, вакуумный шаровой кран и гидроблок. Гидроблок служит для передачи давления напорной полости насоса в рабочую полость механизма автоматического отключения вакуумного насоса и вакуумного затвора.
Механизм отключения (рис.2.48) предназначен для автоматического отключения и включения вакуумного насоса при заборе воды из открытых водоисточников. Он работает следующим образом. При увеличении давления в коллекторе насоса будет деформироваться мембрана 6. Гидравлическая жидкость, заполняющая пространство между корпусом 1 и сильфоном 4, воздействуя на основание 5 сильфона 4, поднимет шток 3 и рычаг 7 вверх. При уменьшении давления в насосе пружина 2 преодолеет усилие сильфона, и механизм займет исходное положение.
Вакуумный затвор (рис.2.49) предназначен разъединения и соединения полостей вакуумного насоса и пожарного насоса. Его устройство и работа отличается от механизма отключения наличием дополнительного клапана 3 с пружиной 4. При повышении давления в корпусе 1 шток 2, поднимаясь, будет сжимать пружину, а затем плотно прижмет клапан к его седлу. При уменьшении давления в корпусе механизма шток постепенно обеспечит перемещение клапана и разъединяемые полости будут соединены.
Стабильная работа вакуумной системы обеспечивается тем, что порог срабатывания механизма отключения выше, чем порог срабатывания вакуумного затвора. Это обеспечивается регулированием затвора D на рис.2.50.
Принципиальная схема вакуумной системы ПЦНН-40/100 представлена на рис.2.50. Шкив вакуумного насоса 5 силой собственного веса и пружиной 16 прижат к шкиву 2 пожарного насоса. Шкивы можно разобщить вручную, что показано стрелками. В разобщенном состоянии шкивов рычаг стопорится (на рисунке не показано). Разобщение шкивов 2 и 5 и их соединение может осуществляться также и автоматически. При заборе воды из цистерны или от пожарного водопровода вакуумный насос выключается вручную. Работа в автоматическом режиме осуществляется следующим образом. После установки рукавной всасывающей линии включают вакуумный кран 16 и включают пожарный насос. От шкива 2 к шкиву 5 будет передаваться крутящий момент. Пластинчатый насос будет создавать вакуум во всасывающей системе. В вакуумный насос непрерывно будет подаваться масло из резервуара 6. Под влиянием давления воды, поступающей из пожарного насоса по трубопроводу 8, в вакуумном затворе 10 клапан отключит вакуумный насос. Затем сработает механизм отключения 12 и системой рычагов 11 и 4 разобщит шкивы 5 и 2. В случае прекращения подачи воды насосом (обрыв водяного столба) механизм отключения примет исходное положение и шкив 5 вакуумного насоса под тяжестью собственного веса и силой пружины 16 будет прижат к шкиву 2 насоса. Процесс всасывания воды восстановится.
Из изложенного выше (рис.2.47) следовало, что вакуумные системы пожарных насосов серии ПН включаются в работу от двигателя внутреннего сгорания и центробежный насос заполняется водой при невращающемся валу с рабочим колесом.
В случае пожарных насосов серии ПЦН вакуумные системы включаются в работу от привода центробежного насоса. Следовательно, вал и рабочее колесо на нем должны приводиться во вращение от КОМ, при незаполненном насосе водой, т.е. элементы торцевого уплотнения не охлаждаются. В таком положении их нормальная работа допускается в течение не более одной минуты, как указывалось раньше. Это требует жесткой проверки работоспособности вакуумных систем.
Проверка работоспособности вакуумной системы осуществляется по двум параметрам.
Во-первых, проверяется герметичность насоса включением вакуумного насоса, при скорости вращения вала насоса 2000…2500 об/мин. Вакуум должен создаваться в течение 20 с. равным 0,073…0,076 МПа. Его уменьшение на 0,0198 МПа не должно превышать 3,5 мин. Превышение этого времени свидетельствует о наличии в системе неплотностей. Их обнаруживают по утечкам воды при работе или опрессовкой избыточным давлением 0,6 МПа.
Во-вторых, производится проверка производительности вакуумного насоса. Ее проводят в такой последовательности:
к всасывающему патрубку присоединяют два всасывающих рукава с заглушкой на свободном конце;
отключают вакуумный насос и открывают вакуумный кран;
запускают двигатель и при оборотах 2700±100 об/мин плавно включают вакуумный насос и секундомер;
отмечают время достижения разрежения 0,074 МПа; оно не должно превышать 40 с.
Если время разрежения будет больше 40 с, а его падение не превышает 3,5 с (см. п.1), то это свидетельствует о потере производительности вакуумного насоса.
В этом случае следует проверить целостность трубопроводов вакуумной системы. При необходимости разбирают вакуумный насос, проверяют состояние лопаток, гильзы и уплотнительные кольца. Обнаруженные неисправности устраняют.
Производится также проверка элементов привода вакуумного насоса. Рабочие поверхности шкивов должны быть гладкими, без выкрашивания и признаков неравномерного износа. Усилие прижатия шкивов проверяется динамометром при неработающем насосе. Усилие размыкания, измеренное на рычаге, должно быть в пределах 18±3 кг. Регулирование его осуществляется путем поджатия или ослабления пружины на рычаге.
Вакуумная система насоса ПЦНВ-20/200. Она предназначена для включения пластинчатого вакуумного насоса, гидрокамеры, водоотделителя, механизма отключения, вакуумного затвора и вакуумного шарового крана.
Гидрокамера предназначена для управления элементами автоматической вакуумной системы: вакуумным затвором (ВЗ), механизмом автоматического отключения (МО) вакуумного насоса и управления клапаном пеносмесителя (ПС).
Гидрокамера (рис.2.51) работает следующим образом. При повышении давления в пожарном насосе и в полости между корпусом 1 и сильфоном 2 он будет, преодолевая усилие пружины 4, сжиматься. При этом давление гидравлической жидкости в полости 5 будет через тройник 3 подаваться в МО, ВЗ и клапан ПС.
Исходное положение сильфон займет при уменьшении давления в пожарном насосе.
Механизм отключения по устройству и принципу аналогичен МО ПЦНН 40/100. Различие состоит в том, что сильфон деформируется не под давлением воды из пожарного насоса, а под влиянием гидравлической жидкости, передающей давление из гидрокамеры.
Водоотделитель (рис.2.52) предназначен для задержания воды, поступающей в вакуумную систему на конечной стадии заполнения водой центробежного насоса. При этом будет повышаться давление в ГК, поплавок 2 поднимется по стержню 3 и закроет проход к вакуумному затвору.
Вакуумный затвор (рис.2.53) предназначен для автоматического разобщения вакуумного насоса со всасывающей полостью ПЦНВ-20/200 при появлении избыточного давления в его напорной полости.
В исходном положении золотник 3 отжат пружиной 4, при этом открыт проход от ВО к ВН. При повышении давления в гидрокамере ГК мембрана 2 сожмет пружину 4 и золотник 3 перекроет проход от ВО к ВН.
Порог срабатывания вакуумного затвора, равный 0,74 МПа (7,5 кгс/см2) обеспечен конструкцией. Он меньше порога срабатывания механизма отключения.
Принципиальная схема вакуумной системы ПЦНВ-20/200 представлена на рис.2.54. Она функционирует следующим образом.
Вручную рычагом 8 возможно разобщить шкивы 2 и 4. В этом положении вакуумный насос будет выключен и забор воды возможно осуществлять из цистерны или водопроводной сети.
При заборе воды из открытых водоисточников необходимо установить всасывающие рукава, включить вакуумный кран 12, а затем пожарный насос. Крутящий момент будет передаваться шкивами 2 и 4. Вакуумный насос начнет откачивать воздух из всасывающего патрубка насоса 1, через струйный насос 16 пеносмесителя 15, вакуумный кран 12, трубку «в», водоотделитель 10, вакуумный затвор 9 и через вакуумный насос 4 в атмосферу. Насос начнет забирать воду и она будет поступать в гидрокамеру 11. Когда давление воды достигнет 0,74 МПа (7,5 кГс/см2) сработает гидрокамера 11. При этом водой будет заполняться трубопровод «в» и водоотделителе 10 поплавок закроет ее доступ в вакуумный затвор. Повышенное давление и гидрокамере обеспечит срабатывание вакуумного затвора 9. Система всасывания будет отключена. Затем штоком механизм отключения 7 будет поднят рычаг 6. Шкивы 2 и 4 будут разъединены. При обрыве столба воды или уменьшении давления в пожарном насосе придут в исходное положение механизмы 7 и 9 и автоматически начнется процесс заполнения насоса водой. Работа вакуумного насоса сопровождается эжектрированием масла из резервуара 5.
Порог срабатывания, равный 0,74 МПа, регулируется величиной зазора Г. Она должна быть в пределах 1,5±5 мм.
Проверка работоспособности вакуумной системы этого насоса производится аналогично тому, как это делается для насоса ПЦНН-40/100.
Вакуумная система насоса частично задействована для регулирования подачи пенообразователя. В пеносмеситель 15, включающий дозатор 17, струйный насос 16, кран включния пеносмесителя 19 и сливной кран 18, пенообразователь поступает из пенобака через обратный клапан 14 к клапану пеносмесителя 13. При уменьшении напора в насосе давление от гидрокамеры 11 выключит клапан 13. При увеличении напора в насосе он будет включен.
Схема вакуумной системы МАВ 200 IVEKO (рис.2.55).
Вакуумный водокольцевой насос 3 автоматически включается при включении пожарного насоса 1. При этом на пульте управления насосом включается сигнализатор. При достижении в напорной линии достаточного давления вакуумный насос автоматически отключается и лампочка сигнализатора гаснет.
Для работы вакуумного насоса необходимо питание его водой из бачка 6. Бачок заполняется водой не менее, чем на 1/3 своего объема.
Зимой бачок заполняется смесью, состоящей из 20% глицерина и 80% воды. Можно использовать антифриз.
Работает система следующим образом. При включении вакуумного насоса 3 проходит его заполнение водой из бачка 6 по трубопроводу 4. При образовании водяного кольца в насосе 3, начнется образование вакуума в насосе 1. Воздух из насоса 1 будет поступать по трубопроводу 2 в насос 3, а затем по трубопроводу 5 и воздухоотводящей трубе 7 в атмосферу.
studfiles.net
4.3.1. Общие положения и основы теории струйных насосов. Струйные насосы относятся к классу динамических насосов (см. рис. 4.6). По природе преобладающих сил, действующих на жидкость при работе струйных насосов, они относятся к смешанному виду. Перекачиваемая жидкость получает энергию в струйных насосах за счет действия на нее как массовых сил, так и сил трения.
В пожарной технике применяют два типа струйных насосов по состоянию рабочей среды, подводимой к насосу: газоструйныс и водоструйные.
Струйные насосы характеризуются следующими основными параметрами:
коэффициентом эжекции
я-Qa/Qi. (4-25) коэффициентом подпора
р=/^//Л, (4.26) коэффициентом площади сечений
m=uV(Of t4'27) коэффициентом полезного действия
11=сф,. (4,28)
гдеqs)—подача эжектируемой жидкости, мУс; Qi—подача рабочей жидкости, мУс; Н<г—напор за диффузором, м; //i—напор перед соплом, м; йа—площадь сеченнп горловины диффузора, м2; (b|— площадь сечения сопла, м.
Параметры струйных насосов зависят от конструктивных особенностей, рода и температуры рабочей жидкости, шероховатости поверхностей и во многом от соотношения площадей cd] и (1)2.
4.3.2. Газоструйные насосы. При рассмотрении центробежных пожарных насосов было отмечено, что для их работы необходимо предварительное заполнение внутреннего объема насосов и всасывающей линии водой. Для
этих целей применяют вакуумные системы, при помощи которых создается разрежение в насосе, а вода под атмосферным давлением на поверхности жидкости в водоеме заполнит всасывающую линию и насос водой.
На рис. 4.35 представлена схема газоструйной вакуумной системы, работающей от выхлопных газов двигателя пожарной автоцистерны АЦ-40(130)63. Она состоит из газоструйного вакуумного аппарата //', установленного перед выхлопной трубой; вакуум-кран /, установленного на пожарном насосе; трубопровода 10, соединяющего вакуумный аппарат с полостью насоса через вакуум-клапан /; рычага управления 5 газоструйным вакуумным аппаратом и рычага включения 12 тревожной сирены ПА.
.' Газоструйные вакуумные аппараты. Эти аппараты наиболее распространены в вакуумных системах пожарных автомобилей с карбюраторными двигателями (рис. 4.36).
Корпус // (распределительная камера) предназначен для распределения потока выхлопных газов от двигателя к вакуумному насосу или к резонатору газовой сирены /. Крышку корпуса 13 и корпус 11 изготовляют из чугуна (С4 15-32) и соединяют межд собой шпильками. Внутри распределительной камеры предусмотрены приливы, которые обработаны механическим способом под седла поворотных заслонок 12. Корпус имеет фланцы для крепления к выхлопной трубе, а также для крепления вакуумного насоса и газовой сирены /,
Заслонки 12, изготовленные из жаропрочной стали (Х18Н9Т), плотно прилегают к седлам за счет их свободного поворота на рычагах в пределах 5...6°. Рычаги с заслонками жестко закреплены на оси 6, которые поворачиваются в стальных (Х6С) втулках 5, зафиксированных винтами в корпусе 11 и крышке 13. На квадратные окончания осей насажены рычаги 2, стянутые пружинами 8.
Струйный вакуум-насос состоит из чугунного (СЧ 15-32) диффузора 9 и стального (Х6СМ) сопла 10. Кроме фланца для крепления к распределительной камере на вакуум-насосе имеется фланец для присоединения трубопровода, который соединяет вакуумную камеру струйного насоса с полостью пожарного насоса через вакуумный клапан (кран). Газовая сирена / состоит из распределителя выхлопных газов и резонатора, собранного из шести трубок различной длины,
При включении газоструйного вакуумного аппарата рычагом в насосном отсеке заслонка 12 перекрывает выходное отверстие в распределительной коробке. Выхлопные газы проходят через сопло 10, и создается разрежение в вакуумной камере, соединительном трубопроводе и в полости насоса при включенном вакуум-клапане насоса (рукоятка вакуум-клапана в положении «на себя»). Происходит подъем воды из водоема в насос. Время всасывания воды вакуумным аппаратом с высоты 7 м 35...40 с.
Одним из недостатков данной конструкции вакуумного аппарата является то, что оси заслонок при длительной эксплуатации подвергаются коррозии и износу в местах крепления к корпусу и крышке. Это приводит к заеданию осей при повороте заслонок.
В настоящее время некоторые заводы изготовляют распределительные камеры вакуумных аппаратов с шаровым клапаном (рис. 4.37). Газовая сирена в такой кон-струкции вакуумного аппарата не предусмотрена. Корпус 5 распределительной камеры имеет три фланца: для подсоединения выхлопной трубы /; подсоединения вакуумного насоса 3; подсоединения к выхлопной трубе от выпускного коллектора двигателя 4. Шаровой клапан перекрывает при включении вакуумного аппарата отверстие 2 и выхлопные газы поступают к вакуумному насосу через отверстие фланца 3. Вакуумный струйный насос аналогичен по конструкции блоку газоструйного аппарата, показанному на рис. 4.40.
На пожарных автомобилях с дизельным двигателем АЦ-40(43202) 102, АКТ-2/2,5(133) 197 и т.д. устанавливают в вакуумных системах струйные насосы двухступенчатого типа, работающие от выхлопных газов.
Двухступенчатый газоструйный вакуумный аппарат обеспечивает наиболее высокие параметры при давлении 0,16 МПа (1,6 кгс/см2), что согласуется с противодавлением,кратковременно допускаемым для дизельных двигателей.
Двухступенчатый струйный вакуум-насос для пожарных автомобилей с дизельным двигателем показан на рис. 4.38. Вакуум-насос прифланцован к корпусу / распределительной камеры.
Вакуум-насос состоит из воздушного сопла 8, промежуточного сопла 3, приемного сопла 4, диффузора 2, промежуточной камеры 5, камеры разрежения 7, соединяю-
щепся с атмосферой, через воздушное сопло 8, а через промежуточное сопло—с приемным соплом и диффузором. В камере разрежения предусмотрено отверстие 9 для соединения ее с полостью центробежного насоса.
При включении вакуум-насоса поворачивают на 90° заслонку в распределительной камере /. Заслонка перекрывает выход выхлопных газов в атмосферу. Выхлопные газы поступают в промежуточную камеру 5 и, проходя через приемное сопло 4, создают разрежение в про» межуточном сопле 3. Под действием разрежения в про-межуточном сопле 3 атмосферный воздух проходит через воздушное сопло и повышает вакуум в камере разрежения 7. Одновременно с включением или выключением вакуум-насоса необходимо включать или выключать вакуумный клапан на насосе.
В промежуточной камере предусмотрено отверстие с поворотной крышкой (на рис. 4.38 не показано), предназначенное для регулирования противодавления, возникающего в выхлопном коллекторе двигателя при включении вакуум-аппарата.
Достоинствами данной конструкции газоструйного вакуум-аппарата являются то, что он может работать при невысоком давлении рабочего (активного) газа, а также наличие охлаждения сопла и диффузора струёй атмосферного воздуха.
Большинство пожарных автомобилей имеют шасси, на которых смонтирована пневматическая система тормозов. В этой связи представляет несомненный интерес создание вакуум-насосов, работающих от сжатого воздуха.
В настоящее время проходят опытную эксплуатацию пожарные автомобили с вакуумными системами, в которых в качестве вакуум-насосов использованы автоматические газоструйные вакуумные аппараты, работающие от сжатого воздуха (рис. 4.39).
От ресивера со сжатым воздухом 16 сжатый воздух поступает по трубопроводу 17 к соплу 3 и далее через камеру смешения 2 к диффузору /. В камере 2 и трубопроводе 10 образуется разрежение, под действием которого воздух из всасывающей полости 15 насоса 14 откачивается через трубопровод, на котором установлен шаровой обратный клапан/2. После забора воды возникает избыточное давление в трубопроводе 13, которое передается в управляющую камеру 7 вакуум-насоса. Мембраны 6 и 8 прогибаются, подпружиненный регулирую
щий клапан 5 перекрывает входное отверстие 4 в сопле 3, а управляющий клапан 9 перекрывает отверстие //, по которому воздух из насоса по трубопроводу 10 поступал в камеру разрежения вакуумного насоса. При срыве столба жидкости падает давление в напорной полости насоса и, следовательно, в управляющей камере 7 вакуум-насоса. Под действием пружин мембраны 6 и 8 возвращаются в исходное положение. Отверстие // и входное отверстие сопла 3 открываются. Происходит повторный забор воды из водоисточника. Таким образом достигается автоматизация забора воды.
Наряду с достоинством данный вакуум-насос имеет недостатки. Опытная эксплуатация показывает, что в зимнее время в малом отверстии сопла 3 может замерзнуть конденсатная жидкость. Кроме того, оно может засоряться при попадании посторонних частиц.
Эксплуатация вакуумных аппаратов. Для заполнения пожарного насоса от водоема необходимо открыть вакуум-клапан, включить газоструйный вакуумный аппарат, увеличить частоту вращения вала двигателя. Когда вода заполнит всасывающую линию и насос, в глазке вакуум-клапана появится вода. Вакуум-клапан следует закрыть,
уменьшить частоту вращения и выключить вакуумный аппарат. Если обратный клапан на сетке работает хорошо, то вода будет удерживаться в насосе длительное время. Необходимо при этом следить, чтобы веревка от обратного клапана всасывающей сетки была в свободном положении (не натянута), иначе происходит срыв столба жидкости и возникает необходимость повторного заполнения насоса водой.
При ежедневном обслуживании проверяют работу газоструйного вакуумного аппарата, вакуум-клапана и регулировку привода управления.
Для проверки насоса на разрежение надо:
закрыть все задвижки, вентили и сливной краник на насосе;
заглушить всасывающий патрубок;
включить вакуумную систему, не включая насос, и создать разрежение в насосе до 73...76 кПа (0,73...0,76 кгс/ /см2) по вакуумметру;
перекрыть вакуумный клапан и выключить вакуумный аппарат;
по падению разрежения проверить герметичность насоса.
При нормальной герметичности насоса и его коммуникаций вакуум должен падать не более чем на 13 кПа (0,13 кгс/см3) за 2,5 мин.
При ТО-1 разбирают газоструйный вакуум-аппарат и смазывают его графитной смазкой. Производят разборку вакуумного клапана, его смазку и при необходимости замену изношенных деталей.
При ТО-2 проверяют работу вакуумных систем на специальных стендах станции (поста) технической диагностики.
На рис. 4.40 представлен стенд для испытания вакуумных систем пожарных автомобилей. Стенд состоит из вакуумной емкости 7, вместимость которой примерно равна вместимости насоса и двух всасывающих рукавов длиной 4 м. На стенде смонтированы вакуумный электроклапан 6, вакуумметры / и 5. Газоструйный вакуумный аппарат 4 соединяется со стендом при помощи гибкого шланга 3 и соединительной головки 2.
При испытании вакуум-аппаратов отсоединяют трубопровод от вакуумной камеры газоструйного насоса и к этому фланцу подсоединяют шланг 3. Включают вакуумный аппарат ПА. По показаниям вакуумметра 5 оп
ределяют величину наибольшего создаваемого разрежения и сравнивают его с нормативным.
Кроме того, на данном стенде определяют техническое состояние вакуумного аппарата по величине создаваемого разрежения в вакуумной емкости 7 за нормативное время, которое измеряют при помощи реле времени. Срабатывает реле времени при включении вакуумного электроклапана 6. Величину разрежения в вакуумной емкости 7 за нормативное время определяют по вакуумметру / на вакуумной емкости и сравнивают с нормативным.
Все измерительные приборы, контрольные лампы и кнопки управления данного стенда выведены на пульт управления, который установлен на вакуумной емкости, выполненной в виде металлической трубы.
При эксплуатации вакуумных аппаратов могут возникнуть неисправности. Признаки неисправностей и причины их появления перечислены ниже.
Признак
Не переключается заслонка вакуумного аппарата или затруднен ее поворот
При включении вакуумной системы вода в насос не поступает
Причина
Нагар на заслонке, корпусе и крышке вакуум-аппарата; приго-ранио, износ оси заслонки или втулок; нарушена регулировка тяг управления
Неплотно закрыты задвижки и краны на насосе; неплотности в местах уплотнения вала сальниками, и соединительных элементах насоса или во всасывающей линии: засорение или неполное погружение ц воду всасывающей сетки; засорение сопла или диффузора вакуумного аппарата; засорение (или замерзание воды зимой) в соединительном трубопроводе; высота всасывания больше допустимой
4.3.3.Водоструйные насосы. В водоструйных насосах рабочей жидкостью является вода или раствор пенообразователя в воде. В пожарной технике водоструйные насосы применяют в пеносмесителях и гидроэлеваторах. Работают "водоструйные насосы но принципу эжекции.
В пожарной технике используют пеносмесители двух типов: предвключенные и проходные. Предвключенные пеносмесители устанавливают на пожарных насосах. Рабочая жидкость под давлением поступает из напорной полости к соплу пеносмесителя и далее к всасывающей полости насоса. Дозировку пенообразователя осуществляют дозаторы, установленные на пеносмесителях. Подача раствора к пенным стволам регулируется напором насоса.
При работе предвключенньгх пеносмесителей часть подачи насоса (до 25%) расходуется на работу пеносмесителя. Подача насоса в этом случае определяется как сумма подачи раствора через пенные стволы и пено-смеситель.
Дозаторы на пеносмесителях бывают ручные или автоматические. Недостатком ручных дозаторов является то, что они производят дозировку пенообразователя только увеличением (уменьшением) сопротивления, т.е. изменением положения рукоятки дозатора. При изменении давления на насосе и, следовательно, подачи к пенным стволам наблюдается некоторое несоответствие между количеством воды и пенообразователя, что приводит к снижению качества пены,
Во всасывающей полости насоса при работе на пожарах с подачей пенных стволов может быть как глубокий вакуум, так и подпор воды (при работе от гидрантов). Величина подпора не должна превышать 250 кПа (2,5 кгс/см2). Для получения качественной пены разница давлений в напорной и всасывающей полости насоса должна быть не менее 0,5 МПа (5 гкс/см2). При большом подпоре во всасывающей полости насоса необходима регулировка давления на входе в насос. Эта регулировка производится путем перекрытия запорной арматуры на пожарных колонках.
Проходные пеносмесители устанавливают в рукавных линиях к пенным стволам. Для каждого ствола или группы стволов должен быть предусмотрен пеносмеситель, установленный соответственно в рабочей или магистральной рукавной линии. Проходные пеносмесители соз
дают сопротивление в напорной линии и поэтому необходимо увеличивать напор на насосе. При работе проходных пеносмесителей возможно от одного насоса подавать и воду, и пену.
Пеносмеситель ПС-5 находит наибольшее применение на пожарных насосах ПН-40 и относится к пред-включенньш пеносмесителям. Максимальная подача пенообразователя 1,8 л/с. Пеносмеситель ПС-5 (рис. 4.41) состоит из корпуса /, дозатора 2, сопла 3, корпуса 5, пробки 4 крана, шкалы 13, стрелки 9, маховичка 12, обратного клапана 10, крышки // клапана и ручки 8. Пробка 4 крана и дозатор 2 уплотнены кольцами 6 и 7. Пеносмеситель присоединен корпусом 5 крана к напорному коллектору, а корпусом /—к крышке насоса посредством стакана и хомута.
Для включения пеносмесителя следует повернуть кран ручкой 8 против часовой стрелки до упора. Вода из напорной полости насоса поступит в сопло 3 и диффузор корпуса /. При этом в полости вокруг сопла образуется разрежение, пенообразователь из емкости начнет поступать в пеносмеситель. В диффузоре пенообразователь смешивается с водой, затем раствор поступает во всасывающую полость насоса и далее в пенные стволы.
Дозатор 2 осуществляет регулировку подачи пенообразователя в пяти рабочих положениях пробки 4 крана. Цифры на шкале пеносмесителя обозначают число стволов ГПС-600, работающих от данного насоса. Для подачи пенообразователя маховичка 12 поворачивают до совпадения стрелки 9 с нужным делением шкалы 13.
Пеносмеситель оборудован обратным клапаном, предотвращающим попадание воды в емкость для пенообразователя во время работы насоса с подпором. Обратный клапан состоит из крышки 11 и клапана 10. Уплотнение пробки 4, дозатора 2 и корпуса 1 обеспечивается резиновыми кольцами. В местах соединений пеносмесителя проложены паронитовые прокладки. Пеносмесители пожарных насосов комплектуют прорезиненным шлангом с накидной гайкой под подсоединения к приставной емкости с пенообразователем.
Во время работы насоса с пеносмесителсм напор на насосе должен быть 0,7...0,8 МПа (7...8 кгс/см2) (в зависимости от длины и диаметра рукавных линий), подбор во всасывающей полости насоса — не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см3).
При эксплуатации пеносмесителя необходимо следить за его герметичностью, состоянием прокладок и резиновых колец, своевременно подтягивать крепежные детали. По окончании работы пеносмсситель необходимо промыть водой.
Пеносмеситель ПС-12 устанавливают на пожарном насосе ПН-НОВ прицепных насосных станций и автомобилях ПНС-110. Максимальная подача пенообразователя 4,3 л/с, что обеспечивает одновременную работу 12 стволов ГПС-600. Напор перед пеносмесителем должен быть не менее 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), подбор во всасывающей полости и насоса—не более 0,15 МПа (1,5 кгс/см3).
Пеносмеситель ПС-12 (рис. 4.42) состоит из диффузора /, сопла 2, пробки 3 крана, уплотнительных колец 4 и 10, корпуса 5 крана, рукоятки дозатора 6, кронштейна 7, ручки крана 8, фиксатора штока 9, штока //, пробки 12, дозатора.
Пеносмеситель подсоединен корпусом крана к напорному патрубку насоса, а диффузор через резиновый армированный стакан—к крышке насоса. Дозатор выполнен в виде ступенчатой пробки, которая закреплена на стержне, имеющем три фиксированных положения: на 6, 9 и 12 пенных стволов ГПС-600. Фиксация стержня обеспечивается подпружиненным шариком, а перемещение— рычагом. На лыске стержня нанесены цифры, указывающие положение дозатора.
Дозировка пенообразователя изменяется в зависимости от расположения пробки относительно отверстия. В положении, изображенном на рис. 4.42, отверстие полностью открыто, что обеспечивает питание 12 пенных стволов ГПС-600. Для питания девяти стволов в отверстие вводят первую ступень пробки, шести стволов — вторую.
В рассмотренных конструкциях пеносмесителей применены ручные дозаторы, однако они не позволяют достаточно точно поддерживать требуемую дозировку пенообразователя, так как перепад давления между напором и всасывающей полостью насоса поддерживать точно в заданных значениях довольно трудно.
В настоящее время разработаны и изготовляют автоматические дозаторы пенообразователя для пеносмесителей ПС-5.
Автоматический дозатор для пеносмесителяПС-5
позволяет производить точную дозировку пенообразователя благодаря применению наряду с ручным дозатором автоматического устройства и автоматически перекрывать или открывать перепускное окно дозатора при изменении подачи насоса.
Автоматический дозатор (рис. 4.43) состоит из корпуса, разделенного на нижний 14 и верхний 20 стаканы, соединенные между собой через посадочный поясок. В нижнем стакане имеется гильза 8 с расточкой по внутреннему диаметру под дозирующий стакан 9 с хвостовиком 13, который установлен соосно нижнему стакану 14. В стакане 14 предусмотрено боковое отверстие для прохода дозируемой жидкости, а в стакане 9 по его цилиндрической части — отверстия различной площади (окна) 12, расположенные по углу. На хвостовике 13
предусмотрены шлицы, на которых установлены шайба 15 и рукоятка 17, являющиеся корректором дозатора. От осевого перемещения шайба 15 ограничена буртиком стакана 14 и проточкой в верхнем стакане 20. В верхнем стакане имеется камера 18 с центральным отверстием, через которое пропущена ось 19, связывающая эластичную мембрану 21 с хвостовиком 13 и в целом со стаканом 9. Кроме того, на.боковой поверхности стакана 20 есть паз 16. позволяющий поворачивать рукоятку 17 совместно с шайбой 15 и стаканом 9 вокруг оси 19 на значительный угол (до 180° и более).
Мембрана 21 установлена в разъеме между крышкой 22 и верхним стаканом 20, образуя при этом камеру /. В верхнем стакане и крышке выполнены отверстия 2 для подвода жидкости. На оси 19 предусмотрен буртик, на который опирается ограничитель 6 хода дозирующего органа. Пружина 5 установлена между ограничителем и дном камеры 18. Гайка 7 является фиксатором стакана 9 на оси 19. Кольцо 4 предназначено для уплотнения корпуса. Дозатор прикреплен к насосу фланцем //.
Автоматический дозатор работает следующим образом. В крайнем положении дозирующего стакана 9 ограничитель хода дозирующего органа 6 упирается в шайбу 15, а окна в дозирующем стакане не совпадают с боковым окном на стакане/4. При включении управляющей системы жидкость поступает через отверстие 2 в камеру / и если давление над и под камерой различное, она деформируется и, преодолевая сопротивление пружины 5, поднимает ось 19 и стакан 9 на некоторую величину. При этом одно из окон 12, находящееся против окна в корпусе в зависимости от угла поворота рукоятки 17, частично совпадает с ним, приоткрывая проходное отверстие для дозируемой жидкости. Через окно в стакане 14 откфьттое сечение окна 12 и отверстие 10 дозируемая жидкость поступает далее к центробежному насосу.
При повороте рукоятки 17 можно совместить с отверстием в стакане 14 меньшее или большее отверстие 12 на стакане 9, обеспечив при этом другую дозировку.
Таким образом, вращением рукоятки достигается ручная дозировка пенообразователя в зависимости от числа стволов ГПС-600, а вертикальная с перемещением штока и стакана в зависимости от величины подачи позволяет
автоматически и достаточно точно регулировать дозировку пенообразователя во всех режимах работы насоса.
Эксплуатация пеносмесителей. После работы пеносмесителя необходимо промыть систему водой от приставной емкости или цистерны пожарного автомобиля. Про' мывку пеносмесителя осуществляют при открытом положении крана и установке стрелки дозатора на максимальное деление. Промывка должна продолжаться не менее 5 мин. При этом не должно быть подтекания воды.
При проведении ЕО проверяют внешним осмотром состояние пеносмеснтеля и пенных коммуникаций. Рукоятка крана и маховичок дозатора должны поворачиваться без заеданий. Подтекание пенообразователя из емкости и через соединения крана на трубопроводе от емкости к пеносмесителю не допускается.
При проведении ТО-1 иеносмеситель необходимо разобрать, прочистить и смазать детали, при необходимости заменить или отремонтировать изношенные детали. После сборки произвести подкраску пеносмесителя и проверить его работоспособность.
ТО-2 выполняют в отрядах (частях) технической службы. На станциях (постах) технической диагностики существуют установки для проверки подачи пеносмеси-гелей. Для примера на рис. 4.44 представлена схема установки, на которой проверяют подсасывающую способность пеносмесителей.
Установка состоит из мерной емкости /, на которой установлена прозрачная мерная трубка 2. На трубке размещены датчики верхнего и нижнего уровней 3, которые подключены к электрическому секундомеру 4. Пеносме-ситель 7 подсоединен через штуцер для приставной емкости и шланг 5 к мерной емкости /. Для заливки емкости водой из водопровода предусмотрена заливная труба 8, а на случай перелива воды из емкости — переливной трубопровод 9 с прозрачной трубкой.
На такой установке можно измерить время опорожнения мерной емкости. При известной вместимости (20... 25л) определяют подачу эжектируемой жидкости и сравнивают полученные значения с нормативными величинами. Испытания разрешается производить на воде. Нормативные значения по времени опорожнения мерной емкости с водой вместимостью 25л и подача эжектируемой жидкости приведены в табл. 4.5 для пеносмесителя
ПС-5. Разница давлений жидкости в напорной и всасывающей полости при испытаниях должна быть 0,5МПа (5кгс/см2), а подача насоса должна примерно соответствовать подаче раствора через пенные стволы по положению стрелки на шкале пеносмесителя.
Возможно выполнять проверку подачи эжектируемой жидкости пеносмесителя без специальной установки. При этом достаточно иметь мерную емкость, шланг, пенный
ствол и секундомер. Методика испытаний остается
той же.
На постах (станциях) технической диагностики при проверке насоса на герметичность производят одновременно проверку герметичности пеносмесителя и пенных коммуникаций.
При эксплуатации пеносмесителей могут возникнуть неисправности и отказы, которые необходимо выявить и устранить. Ниже приведены признаки и основные причины неисправностей пенных коммуникаций на примере пеносмесителя ПС-5.
Признак
Пробки кранов, дозаторы, вентили трубопроводов не поворачиваются Течь воды в соединениях
Причина
Затвердел осадок пенообразователя, повреждены детали
Изношены уплотнительные кольца, прокладки, слабо затянуто соединение, повреждены или изношены детали
Пеносмеситель не подсасывает пенообразователь
Пена низкого качества(кратность мала)
Засорены трубопроводы или дозатор, большой подпор во всасывающей полости насоса при работе от гидранта или вперекэчку Количество эжектируемой жидкости не соответствует норме, перепад напора до и после пеносмеси-теля мал (менее 50 л), неверно собран пеносмеситель, перекошен обратный клапан, нарушено поло. жение стрелки на маховичке
stydopedia.ru
270169 и -М
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 29.VI1.1968 (№ 1260209/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Кл. 27d, 1
45f, 25/08
4ба-, 18
МПК F 04f
А 01о
Г 02b
УДК 621.694:621.43 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете тлинистров
СССР
Опубликовано 08. т .1970. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 11.Х1.1970
Авторы изобретения
Б. Д. Козачок, В. В. Блюммер, В. Г. Гацкий и А. П. Орехов
Заявитель Специальное конструкторское бюро Херсонского комбайнового завода имени Г. И. Петровского
ГАЗОСТРУЙНЫЙ ВАКУУМНЫЙ АППАРАТ
Изобретение относится к газоструйным вакуумным аппаратам, работающим на отработавших газах двигателя внутреннего сгорания, оборудованного циклонным воздухоочистителем. Оно может найти применение на различных сельскохозяйственных машинах для отсасывания воздуха и заполнения рабочей жидкостью всасывающей линии, насоса или рабочих полостей машины перед запуском в работу. Газоструйные вакуумные аппараты получили широкое применение в дождевальных машинах и опрыскивателях.
Известны газсструйные вакуумные аппараты, содержащие корпус, установленный на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания и подключенный .к эжектору для отсоса газов из циклонного воздухоочистителя.
Корпус снабжен соплом с диффузором, соединенным, например, с рабочей полостью дождевальной машины, в которую под действием атмосферного давления устремляется жидкость, заполняя ее.
Аппарат включает также поворотную заслонку для направления выхлопных газов то . a эжектор, то в сопло.
При включении такого аппарата происходит нарушение нормальной работы циклонного воздухоочистителя, так как эжектор двигателя в это время из-за прекращения доступа отработавших газов перестает создавать вакуум. В результате чего пыль из бункера воздухоочистителя не удаляется через его отсосную трубку. Через открытую полость отсосной трубки пыль и абразивные частицы свободно проникают непосредственно из атмосферы внутрь воздухоочистнтеля, что вызывает преждевременный износ двигателя.
Для увеличения срока службы двигателя и обеспечения непрерывного удаления газов из
10 воздухоочистителя на линии связи воздухоочистителя с эжектором предлагаемого аппарата установлен запорный орган, например пробковый кран, а перед ним к линии подсоединен трубопровод, подключенный другим концом к
15 полости разрежения диффузора и снабженный запорным устройством, сблокированным с заслонкой и пробковым краном.
На фиг. 1 схематически изображен предла20 гаемый аппарат в сочетании с эжектором двигателя в положении, когда аппарат отключен п идет нормальный процесс удаления пыли эжектором дзигателя через отсосную трубку циклонного воздухоочистителя; на фиг. 2—
25 то же, когда аппарат включен в работу, открытая полость отсосной трубки циклонного воздухоочистителя перекрыта запорным устройством, а удаление пыли из воздухоочистителя осуществляется, самим аппаратом; на
«ч0 фиг. 3 — сечение по А — А на фиг. 2.
2701Ы
Корпус 1 укреплен на выхлопной трубе 2 двигателя. Внутри корпуса, размещена,поворотная заслонка >, жестко закрепленная на соединительном валике 4 и служащая для направления потока отходящих газов либо в эжектор 5 двигателя (монтируют в верхней части корпуса аппарата), либо в сопло б. Последнее располо>кено внутри диффузора 7, который имеет камеру разрежения. Камера разрежения диффузора имеет два выхода, Один 10 выход с помощью трубопровода 8, через запорное устрой ство 9 (пробковый кран) соединяется с полостью отсосной трубки 10 воздухоочистителя. Другой выход этой камеры каналом 11 сообщается с всасывающей линией, 15 насосом или рабочей полостью машины. К корпусу аппарата прикреплен запорный орган
12 (пробковый кран), который расположен в канале 18, соединяюще,",I отсосную трубку цик,лонного воздухоочистителя с эжектором двп- 20 гателя, и предназначен для перекрытия от.крытой полости отсосной трубки воздухоочи;стителя во время включения аппарата в рабо ту.
Управляют заслонкой и кранами от одного 25 привода — рычага 14. Проходные каналы
:кранов располо>кены так, что при открытии проходного канала запорного устройства 9 проходной канал запорного органа 12 закрывается и наоборот. 30
Аппарат работает следующим образом.
Включают аппарат в работу путем поворота рычага 14, в результате чего заслонка перекрывает свободный выход отработавших газов в эжектор двигателя. Отработавшие газы 35 устремляются в сопло б и вызывают разрежение в полости диффузора 7. Эжектор двигателя,при этом прекращает работу, Вследствие наличия взаимной блокировки между заслонкой и пробковыми кранами в момент включе- 40 ния аппарата в работу проходной канал запорного органа 12 закрывается. Этим исключается возможность проникновения пыли и абразивных частиц в открытую по l0cTb отсосной трубки воздухоочистителя, а проходной 45 канал запорного устройства 9 открывастся.
При этом отсосная трубка с помощью трубопровода 8 сообщается с полостью разрежения диффузора 7. Таким образом, продолжается удаление пыли нз циклонного воздухоочистителя самим аппаратом.
Одновременно отсасывается воздух из всасывающей линии, насоса или рабочей полости машины через канал 11, соединяющий полость разрежения диффузора с рабочими органами.
После заполнения всасывающей линии насоса или рабочей полости машины жидкостью аппарат поворотом рычага 14 выключается.
При этом заслонка 8 .перекрывает вход газов в сопло и открывает свободный проход отработавших газов через эжектор двигателя, который включается в работу, проходной канал запорного органа 12 огкрывается, соединяет
oTcocII) трубку с эжектором двигателя, а проходной капал запорного устройства 9 закрывается, перекрывая канал. Начинается нормальная работа циклонного воздухоочистптеля, при которой удаление пыли осущесгвляется с помогцыо эжектора двигателя через открытую полость отсосной трубки воздуvoочистителя.
Предмет изооретени я
Газоструйный вакуумный аппарат, содержащий установленный на выхлопной труб двигателя внутреннего сгорания корпус, подключенный к эжектору для отсоса газов из циклонного воздухоочистьтеля двигателя и снабженный соплом с диффузором, соединенным, например, с рабочей полостью до>кдевальной машины, и поворотную заслонку для направления выхлопных газов то в эжектор, то в сопло, отли LcLIGLLLLLILcsl тем, гг, с целью увеличения срока службы двигателя и обеспечения непрерывного удаления газов из воздухоочистителя, иа линии связи последнего с эжектором уcTBviGBëàí запорный орган, например пробковый кран, а перед ним к линии подсоединен трубопровод, подключенный другим концом к,полости разре>кения и снаб>кснный за порным устройством, сблокированным с заслонкой и пробковым краном.
270169
Составитель Г. Рабчук
Редактор А. Просвирин Текред А. А. Камышникова Корректоры: В. Петрова и А. Николаева
За к аз 3034, 9 Тираж 480 Подписно
Ц1!ИИГ1И Комитета но делам пзобрстсппй и открытий при Совсте Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4)5
Типография, пр. Сапунова, 2
www.findpatent.ru