Содержание
Система охлаждения двигателя ямз 650 схема
Характеристики ЯМЗ-536
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 536 |
Годы выпуска | 2012-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 128 |
Диаметр цилиндра, мм | 105 |
Степень сжатия | 17.5 |
Объем двигателя, куб.см | 6650 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 202/1900 219/1900 240/2300 240/2300 262/1900 270/2300 275/2300 285/2300 312/2300 330/2300 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 935/1100-1400 985/1200-1500 900/1300-1600 1049/1300-1600 1100/1200-1500 1166/1300-1600 1177/1300-1600 1130/1300-1600 1226/1300-1600 1275/1300-1600 |
Экологические нормы | Евро 4 Евро 5 |
Турбокомпрессор | ТКР 80 |
Вес двигателя, кг | 640 |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-6501) | 30 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0. 1 0.2 (5362, 5364) |
Масло в двигатель | 5W-40 10W-40 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 22.5 |
Замена масла проводится, км | 15000 (1-й раз) 30000 |
Размеры, мм: — длина — ширина — высота | 1298 759 972 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике | 1 000 000 — |
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса | 300+ — |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501 ЛиАЗ-5256, 5292, 5293, 6212, 6213 Урал-NEXT, 3255, 4320, 4420, 5551, 5557, 5831, 6370 Катера КС-162, 164, 165, 169, 950, 951 Катера Флагман, Амета ЧСДМ ДЗ-98 RM-Terex WX200, TX270, TG200, TG180 |
2 Описание ЯМЗ 652
ЯМЗ 652 представляет собой 6-цилиндровый силовой агрегат, функционирующий на дизельным топливе. Его технические характеристики такие:
- расположение цилиндров рядами;
- 4-тактный турбонаддувс наличием воспламенения топлива от сжатия;
- впрыск топлива прямо в двигатель, после чего оно поступает в ТНВД;
- промежуточное охлаждение системы двигателя, работающее в системе «воздух-воздух»;
- соответствие установленным ГОСТам по выбросу токсичных веществ в атмосферу.
Базовые детали двигателей ЯМЗ
ЯМЗ-652 используется на большом количестве специальной техники и оборудования.
2.1 Описание ЯМЗ-656
Двигатели системы ЯМЗ-656 считаются наиболее технологичными V-образными 6-цилиндровыми двигателями отечественного производства, работающими на дизельном топливе.
Относятся к стандарту Евро-3, модернизированы до Евро-4. Характеризуются улучшенными техническими характеристиками благодаря тому, что в них используется топливный аппарат нового поколения, оснащенного электронным управлением.
Главные технические характеристики:
- В двигателях представленной системы заменена конструкция некоторых деталей и узлов.
- Предназначены для установки на шасси охладителя наддувочного воздуха типа «воздух-воздух».
- Характеризуются замкнутой системой вентиляции картерных газов.
- Используется заслонка аварийной остановки мотора с механизмом управления.
Система подачи топлива двигателей ЯМЗ 650
Представленные двигатели являются одними из самых популярных на рынке, а потому, если потребуется найти какую-либо запчасть для их починки, в случае необходимости, сделать это можно будет легко в любом магазине автомобильных запчастей.
Ямз 650 регулировка клапанов за 2 оборота коленвала
Рис. 119. Регулировка клапанов.
Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы. Величина зазора «А» (см. Рис.119) должна быть: — на впуске 0,40 ± 0,05 мм, — на выпуске 0,70 ± 0,05 мм. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их. Момент затяжки должен быть 80 — 100 Нм.Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо: 1. Отсоединить и вывернуть датчик частоты вращения двигателя из картера маховика (1) (см. Рис. 120).2. Вращая вал коленчатый с помощью поворотного устройства, по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия (I положение (см. Рис. 121)).3. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и вывернуть винт на полоборота. 4. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом (регулировка производится как для впускных, так и для выпускных клапанов).5. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом Мкр = 40 ± 8 Нм (при последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием (≤ 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске — свободно, без приложения усилия).6. Далее, поворачивая вал коленчатый
последовательно на 120 от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.7. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.
Рис. 120. Снятие датчика частоты вращения двигателя.
Рис. 121. ВМТ первого и шестого цилиндров
Источник
2 Запчасти (устройство) к двигателям ЯМЗ для грузовых автомобилей
2.
3 Сцепление ЯМЗ
Сцепление ЯМЗ-238 – двухдисковое, фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа. Устанавливается на следующие модели грузовых автомобилей: МАЗ-64229, МАЗ-5516, МАЗ-6303, Краз-6510, Краз-255, Краз-65101. Диаметр ведомых дисков сцепления – 400 мм. Муфта выключения сцепления оснащена радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.
Основные характеристики сцепления ЯМЗ-238:
- крутящий момент двигателя максимальный – 920 Нм;
- масса вращающихся частей – 70 кг;
- момент инерции ведомого диска – 0,09×2 кг/кв.м.;
- размеры шлиц ведомого диска – 42×34х6 мм.
2.5 9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ — 239
Конструкция КПП 239 ЯМЗ предусматривает:
- установку электронного датчика спидометра;
- блокирование запуска стартера с включенной передачей;
- применение ходоуменьшителя;
- применение электропневматического управления;
- установку пневмоусилителя переключения передач;
- дополнительный отбор мощности до 100 л. с.
Коробка передач ЯМЗ — 239
2.6 Регулировка клапанов ЯМЗ
Регулировка клапанов моторов ЯМЗ очень актуальна в связи с широким распространением этого вида продукции. Регулировка позволяет определить оптимальный тепловой зазор. Величина теплового зазора должна быть одинаковой для впускного и выпускного клапанов. Зачастую эта величина равняется 0,25 – 0,3 мм. Для того, чтобы установить такое небольшое расстояние, используют щуп на холодном моторе.
Для начала снимите с головок БЦ верхние крышки
При этом степень затяжки креплений оси коромысел должна быть в рамках 12-15 кГм, что очень важно. Затем начните поворачивать коленвал по часовой стрелке до момента, пока впускной клапан первого цилиндра не будет закрыт. После этого поверните коленчатый вал еще на треть оборота
Таким образом вы закроете клапаны
После этого поверните коленчатый вал еще на треть оборота. Таким образом вы закроете клапаны.
После проведения всех этих действий проверьте получившийся зазор между коромыслом и носком клапана с помощью щупа. При надобности, отрегулируйте величину зазора. Для этого отпустите контргайку на регулировочном винте. Вставьте щуп в зазор и доведите последний до нужного размера, вращая регулировочный болт с помощью отвертки. Зажмите контргайку и еще раз сделайте замеры теплового зазора.
Последовательность регулировки клапанов в моторе ЯМЗ: сначала 1,5,4,2, затем 6,3,7,8
После завершения процедуры следует обратить внимание на состояние прокладок крышек на цилиндрах. При надобности их надо заменить. И наконец проверьте весь мотор
На этом регулировка клапанов ЯМЗ на топливо закончена
И наконец проверьте весь мотор. На этом регулировка клапанов ЯМЗ на топливо закончена.
Ошибки МАЗ по протоколу OBDII
Двигатели ЯМЗ
17 — Ошибка аналого-цифрового преобразователя — напряжение ниже допустимого
20 — Ошибка аналого-цифрового преобразователя — неизвестная неисправность
24 — Ошибка аналого-цифрового преобразователя — неизвестная неисправность
99 — Неисправность в цепи датчика частоты вращения распределительного вала — нет сигнала с датчика
100 — Неисправность в цепи датчика частоты вращения распределительного вала — некорректный сигнал с датчика
103 — Неисправность в цепи датчика частоты вращения коленчатого вала — нет сигнала с датчика
104 — Неисправность в цепи датчика частоты вращения коленчатого вала — некорректный сигнал с датчика
425 — Внутренняя неисправность ЭБУ — ошибка сторожевого таймера контроллера
426 — Внутренняя неисправность ЭБУ — низкое напряжение питания
427 — Внутренняя неисправность ЭБУ — повышенное напряжение питания
454 — Ошибка электронного процессора времени — ошибка системного времени контроллера
801 — Рассогласование между сигналами датчиков частоты вращения коленчатого и распределительного валов — работа в резервном режиме
849 — Рассогласование между сигналами датчиков частоты вращения коленчатого и распределительного валов — неправильная установка шестерни распределительного вала
1644 — Неисправность в цепи силового каскада управления реле стартера — замыкание на Массу
1645 — Неисправность в цепи силового каскада управления реле стартера — разрыв цепи
1646 — Неисправность в цепи силового каскада управления реле стартера — замыкание на «+» АКБ
1717 — Неисправность в цепи силового каскада управления реле стартера — замыкание на «+» АКБ
1718 — Неисправность в цепи силового каскада управления реле стартера — замыкание на Массу
Электронная система управления распределительными топливными насосами с дозирующим электромагнитным клапаном
При использовании таких насосов (рис. «Аксиально-поршневой распределительный топливный насос высокого давления с управлением при помощи электромагнитного клапана«) количество подаваемого топлива дозируется электромагнитным клапаном высокого давления, который перекрывает камеру насосного элемента. Это дает еще большую гибкость дозирования топлива и возможность регулирования момента начала впрыска топлива. Кроме того, за счет уменьшения нерабочих объемов повышается потенциал рабочего давления насоса.
Основными узлами насоса являются электромагнитный клапан высокого давления, электронный блок управления и инкрементный датчик угла поворота для управления электромагнитным клапаном.
Закрытие электромагнитного клапана определяет начало подачи топлива, которая продолжается до момента открытия клапана. Количество впрыскиваемого топлива зависит от времени, в течение которого клапан остается закрытым. Управление при помощи электромагнитного клапана позволяет быстро открывать и закрывать камеру насосного элемента независимо от частоты вращения коленчатого вала. Такой метод обеспечивает быстрое регулирование подачи топлива независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя, улучшение герметизации полостей высокого давления и в конечном итоге увеличение эффективности насоса.
Насос снабжен собственным блоком управления для точной установки момента начала подачи топлива и его дозирования. В памяти ЭБУ хранится программа работы конкретного насоса и информация о данных его калибровки.
Электронный блок управления работой двигателя определяет начало впрыска топлива и его подачу на основе рабочих характеристик двигателя и отправляет эту информацию по каналу связи в блок управления насоса. С использованием такой системы можно управлять как моментом начала впрыска, так и началом нагнетания.
Блок управления насоса также получает сигнал о количестве впрыскиваемого топлива через шину данных. Этот сигнал затем обрабатывается в блок управления двигателя в соответствии с сигналами, поступающими от педали подачи топлива, и другими параметрами, определяющими потребное количество топлива. В блок управления насоса сигналы о количестве впрыскиваемого топлива и скоростном режиме работы насоса на момент начала подачи топлива принимаются в качестве входных переменных для диаграммы рабочих характеристик насоса, на основании которых соответствующий период срабатывания сохраняется в виде угла поворота кулачковой шайбы.
И наконец, момент срабатывания электромагнитного клапана высокого давления и продолжительность его закрытия определяются по данным угла поворота датчика, интегрированного в топливный насос распределительного типа (VE). Этот датчик используется для регулирования по углу поворота/времени. Датчик состоит из магниторезистивного сенсора и кольцевого элемента, обладающего магнитным сопротивлением и имеющего метки, расставленные через 3°, для каждого цилиндра двигателя. Датчик с высокой точностью определяет угол поворота приводного вала, при котором электромагнитный клапан открывается и закрывается. Это позволяет блок управления насоса преобразовывать данные по моменту начала подачи топлива в данные по соответствующему этому моменту углу поворота кулачкового вала и наоборот.
Мягкое протекание процесса подачи топлива в начале впрыскивания, которое зависит от конструктивных особенностей насоса распределительного типа, еще больше реализуется при использовании форсунки с двумя пружинами. При работе прогретого двигателя с турбонаддувом такое протекание топливоподачи позволяет снизить уровень шума работающего двигателя.
Предварительный впрыск
Обеспечивает дальнейшее снижение шума от сгорания топлива без ухудшения работоспособности всей системы, которая должна обеспечивать максимальную эффективную мощность при минимально возможном эксплуатационном расходе топлива. Для получения предварительного впрыска дополнительных конструктивных изменений не требуется. В течение нескольких миллисекунд ЭБУ заставляет срабатывать электромагнитный клапан дважды. Электромагнитный клапан с высокой точностью и быстродействием регулирует количество впрыскиваемого топлива. Типичные значения количества впрыскиваемого топлива составляют 1,5 мм3.
Об особенностях производства
Технологический процесс сборки ЯМЗ-65О происходит на напольном сборочном конвейере. Он состоит из 2-х последовательных нитей, разделенных по принципу: три четверти – одна четверть. Сборка двигателя производится поэтапно на автоматизированных постах конвейерной линии. Перемещение от поста к посту делается на специальных тележках-подставках, и по мере сборки агрегата грузоподъёмность тележек и способ установки силового агрегата изменяются.
На первом посту робот-манипулятор производит гильзовку блока цилиндров, потом будущий мотор, располагаясь в горизонтальном положении, комплектуется деталями поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. После монтажа коленвала осуществляется автоматическая проверка на проворачивание.
Далее блок цилиндров переводится в вертикальное положение, и после монтажа шестерён распределительного механизма, передней крышки и заднего картера ставятся шкив, маховик и топливный насос высокого давления Bosch. На последующих операциях технологического процесса поэтапно устанавливаются предварительно укомплектованная клапанами и форсунками головка блока цилиндров, далее штанги, коромысла и клапанная крышка. После чего двигатель снова переворачивается и крепится на финальную конвейерную тележку. Сборка снизу завершается монтажом поддона мотора.
Первые 3/4 конвейера завершаются его промежуточным испытанием. Герметичность полостей мотора контролируют на стенде воздухом, подаваемым под избыточным давлением в масляную магистраль. Дальше ЯМЗ-65О переводится на последнюю четверть конвейера. Там происходит установка навесного оборудования; коллекторов впускного и выпускного коллекторов, турбины, жгутов электропроводки и деталей электрооборудования. ЯМЗ-650, в отличие от стандартной комплектации Renault DCi11, имеет некоторую адаптацию к российским условиям: на впускном коллекторе предусмотрены спирали подогрева воздуха для холодного пуска.
Вторая контрольная опрессовка, целью которой является окончательная проверка качества сборки, завершает сборочный конвейер
Особое внимание уделяется системе охлаждения и герметичности установленных патрубков и соединений. Строжайший контроль качества на всех этапах сборки соответствует высоким стандартам, принятым в мировой автоиндустрии и автомобилестроении
Перед отправкой заказчику каждый двигатель подвергается горячей обкатке на стенде. Для этого на ТЭРЗе оборудована специальная лаборатория. Двигатель заправляется заранее подогретым моторным маслом и охлаждающей жидкостью, а затем работает в разных режимах порядка 20 минут.
Двигатель ЯМЗ-650 (651, 652, 653)
Характеристики ЯМЗ-650
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 650 |
Годы выпуска | 2007-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 156 |
Диаметр цилиндра, мм | 123 |
Степень сжатия | 16.4 |
Объем двигателя, куб.см | 11120 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 311/2000 320/2000 362/1900 362/1900 367/1900 412/1900 412/1900 422/1900 |
Крутящий момент, Нм/об. мин | 1215/1100-1300 1569/1100-1400 1670/1100-1300 1765/1100-1400 1800/1100-1300 1870/1100-1300 1911/1200-1400 2000/1100-1300 |
Экологические нормы | Евро 3 Евро 4 Евро 5 |
Турбокомпрессор | ТКР 90-2 ТКР 90-3 |
Вес двигателя, кг | 970 1030 (ЯМЗ-651) |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-А9) | 35 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.1 |
Масло в двигатель | 5W-30 10W-30 10W-40 15W-30 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 34 |
Замена масла проводится, км | 30000 (1й раз) 40000 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике | 1 000 000 — |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501 Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902 Тонар-5422, 6528 МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007 |
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя ЯМЗ 650 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов. Основная техническая характеристика ДВС 650 ЯМЗа.
Наименование | Характеристика |
Тип | Дизель, турбированный дизель |
Объем | 11 литров (11 120 см куб) |
Конфигурация, параметр | V-образная |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 24 |
Эконорма | Евро 3 Евро 4 Евро 5 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 311/2000 320/2000 362/1900 362/1900 367/1900 412/1900 412/1900 422/1900 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1215/1100-1300 1569/1100-1400 1670/1100-1300 1765/1100-1400 1800/1100-1300 1870/1100-1300 1911/1200-1400 2000/1100-1300 |
Диаметр цилиндра | 123 мм |
Степень сжатия | 16,4 |
Охлаждение | Жидкостное |
Клапанный механизм | OHV |
Материал исполнения блока и головки | Чугун |
Ресурс | 800 000 — 1 000 000 км пробега |
Топливо | Дизельное топливо |
Применяемость | МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501 Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902 Тонар-5422, 6528 МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007 |
Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-650
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке. Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.
На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели).Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.
Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.
Модификации ЯМЗ 650 и их отличия
1. ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501. — ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501. — ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин. 2. ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007. — ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин. — ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин. 3. ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007. — ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин. 4. ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин. — ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.
Неисправности ЯМЗ-650
Это нормальный мотор без глобальных конструкторских просчетов, при соответствующем обслуживании, все работает долго и больших проблем не вызывает. Лейте нормальное топливо, регулярно меняйте масло, вовремя обслуживайте. Завод-изготовитель рекомендует менять масло каждые 40000 км, а при содержании серы в топливе более 0.2%, — в 2 раза чаще.
Номер двигателя ЯМЗ-650
Ищите номер справа на блоке цилиндров.
Распространенные неисправности системы охлаждения ЯМЗ
Поломки системы приводят к перегрузкам, перегреву или переохлаждению двигателя. Возникают течи охлаждающей жидкости через отверстия и уплотнения.
Неисправности:
- Поломка, заедание термостата, неисправность жалюзи.
- Обрыв/слабое натяжение ремня привода водяного насоса.
- Утечка охлаждающей жидкости вследствие загрязнений, отложений накипи, повреждений радиатора, износа уплотнителей, втулок, шайб.
Нередко происходит образование воздушной пробки из-за засорений в клапане трубы перепускной ЯМЗ или термостате.
Предотвращение проблем и техобслуживание системы охлаждения на ЯМЗ
Для предупреждения поломок система нуждается в регулярной диагностике. Обнаруженные неисправности срочно устраняют.
Техобслуживание включает следующие операции:
- Проверка герметичности, промывка, прочистка отверстий.
- Систематическое удаление накипи раствором технического трилона в воде. Промывку продолжают в течение 4-5 дней.
- Своевременное заполнение тосолом. Всесезонную жидкость заливают при помощи воронки. Чистая посуда и сетка предотвратит попадание посторонних элементов в систему.
- Своевременная смена тосола. Если жидкость получила красно-бурую окраску, она становится агрессивной к конструктивным элементам силового агрегата. Тосол меняют после промывки. При каждой смене рекомендовано проводить очистку от магнитных пробок. Смешивание разных типов жидкости и разных основ недопустимо.
- Контроль температуры и уровня охлаждающей жидкости (75-98С, 10 мм от днища расширительного бачка). Замеры проводят на холодном двигателе.
- Обработка подшипников водяного насоса смазочными материалами.
- Контроль состояния и своевременная чистка воздушных каналов радиатора.
- Проверка исправности термостатов и прокладок. Неисправные элементы подлежат ремонту.
- Регулировка натяжения приводных ремней системы. Ремни должны прогибаться на 15-22 мм. иной прогиб требует корректировки.
Периодически требуется отрегулировать вентилятор ЯМЗ 536, проверить его режим работы, проинспектировать его привод.
Применяемость
Модель, комплектация | Назначение |
ЯМЗ-650.10-01 (-11, -21, -31, -61) | «Урал» грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 8х4, 8х8, 10х8, 10х10 массой до 41 т, автопоезда до 54 т; в т. ч. «Урал-63674», «Урал-690222» |
ЯМЗ-650-101 (-111, -121, -131, -201, -211, -221, -231, -241) | «Урал» грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 8х4, 8х8, 10х8, 10х10 массой до 41 т, автопоезда до 54 т; в т. ч. «Урал-63674», «Урал-690222» |
ЯМЗ-650. 10 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) | МАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 52 т, автопоезда до 65 т; в т.ч. тягачи МАЗ-5440А9, МАЗ-6430А9, самосвалы МАЗ-6501А9, МАЗ-6516А9, бортовые, шасси МАЗ-5340А9, МАЗ-6312А9, МАЗ-6516А9 |
ЯМЗ-650.10-03 (-13) | КрАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 52 т, автопоезда до 65 т |
ЯМЗ-650.10-04 (-14) | «Тонар» грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, массой до 31,5 т, автопоезда до 64,5 т; в т. ч. «Тонар-6428» |
ЯМЗ-650.10-05 (-15, -25, -35) | МЗКТ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8, 10х4, 10х6, 10х8, 10х10 массой до 52 т, автопоезда до 65 т; в т. ч. специальные шасси МЗКТ-700600 (8х4) |
ЯМЗ-6501. 10- 01 (-11, -21, -31) | «Урал» грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 8х4, 8х8, 10х8, 10х10 массой до 41 т, автопоезда до 54 т; в т. ч. «Урал-63674», «Урал-6470», «Урал-63685», «Урал-6563» |
ЯМЗ-6501-101 (-201, -211, -221, -231) | «Урал» грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, 8х4, 8х8, 10х8, 10х10 массой до 41 т, автопоезда до 54 т; в т. ч. «Урал-63674», «Урал-6470», «Урал-63685», «Урал-6563» |
ЯМЗ-6501.10 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) | МАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 44 т, автопоезда до 52 т |
ЯМЗ-6501.10-03 (-13) | КрАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 44 т, автопоезда до 52 т; в т. ч. КрАЗ С20.0 (6х4) |
ЯМЗ-6501. 10-04 (-14) | «Тонар» грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 6х4, массой до 18 т, автопоезда до 55 т |
ЯМЗ-6501.10-05 (-15, -25, -35) | МЗКТ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 44 т, автопоезда до 52 т |
ЯМЗ-6502.10 | МАЗ грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 массой 36 т, автопоезда до 44 т |
ЯМЗ-6502.10-03 (-13) | КрАЗ грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 массой до 36 т, автопоезда до 44 т |
ЯМЗ-6502.10-05 (-15, -25, -35) | МЗКТ грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 массой до 36 т, автопоезда до 44 т |
Конструктивные особенности
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
О французском происхождении
Ярославский моторный завод занимается выпуском двигателей DCi11 / ЯМ3-650 самостоятельно, используя для этого французскую технологическую линию и оснастку, т.е. не является сборочным производством. В соответствии с соглашением, ЯМ3 получил оборудование с завода в Лионе, и группа специалисов завода прошла стажировку во Франции.
В качестве производственной площадки использовали подразделение ЯМЗ – Тутаевский экспериментальный ремонтный завод (ТЭР3) – не путать с Тутаевским моторным заводом (ТМ3) – самостоятельным производством, не входящим в «Группу ГА3».
Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом (Группа масел ЯМЗ-2-97 ~ ЯМЗ-3-02)
ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-850.10
Марка масла | Номер стандарта | Предприятие-изготовитель |
М-10-Д2(м) М-8-Д2(м) | ГОСТ 8581-78 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», АО «Азмол» г. Бердянск ОАО «Ангарская нефтехимическая Рязанский НПЗ», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка» |
Consol М-10-Д2(м) Consol М-8-Д2(м) | ГОСТ 8581-78 | ООО «ВИАЛ ОЙЛ», г. Москва |
Омскойл-Турбо 2 (М-10-Д2(м)) | ТУ 38.301-19-110-97 изм. 1-4 | ОАО «Омский НПЗ» |
Сам-Ойл-4126 М-10-Д2(м) | ТУ 38.301-13-008-97 | ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» |
Сам-Ойл-4127 М-6з/14-Д(м) | ТУ 38.301-13-008-97 | ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» |
ЛУКойл-Супер (SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е | ТУ 0253-075-00148636-99 изм. 1 | ООО «НОРСИ», г. Кстово |
ЛУКойл-Супер (SAE 15W-40, АРI СD/SF) М-5з/14Д(м) | ТУ 0253-004-00148599-00 с изм. 1 | ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка» |
М-16-ДР | ТУ 38.401.642-87 | ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт» |
Castrol Formula RS Rasing Syntec (SAE 20W-60, API SH/CF) | — | |
Titan GT (SAE 20W-50, API SG/CD) | — | |
Titan Supersyn SL (SAE 5W-50, API CF/SI) | — |
Примечание
: Для двигателей с турбонаддувом допускается использование масел групп ЯМЗ-4-02, ЯМЗ-5-06.
Масла для двигателей без турбонаддува (Группа масел ЯМЗ-1-97)
ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2
Марка масла | Номер стандарта | Предприятие-изготовитель |
М-10-Г2(к) М-8-Г2(к) | ГОСТ 8581-78 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Норси», ОАО «Рязанский НПЗ», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Ангарская нефтехимическая ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
М-6з/10-В | ГОСТ 10541-78 | ОАО «Норси», ОАО «УфаНефтехим» |
М-6з/12-Г | ТУ 0253-011-00151742-95 | АО «Кременчугский НПЗ» |
Славол М-3042У (М-10-Г2у) Славол М-2042У (М-8-Г2у) | ТУ У 13932946.015-96 | НПП «Присадки» |
Лукойл Стандарт SAE 10W-30, АР SF/CC | ТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
Примечание
: Для двигателей без турбонаддува допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 — ЯМЗ-5-06 с увеличенным в два раза сроком смены.
Особенности конструкции
На двигателе установлена топливная система аккумуляторного типа Common Rail System 2-ого поколения (CRS 2) c микропроцессорным блоком управления подачей топлива EDC7 UC31 производства .
CRS 2 Bosch с электронным управлением обеспечивает давления впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см 2 ), а также:
- точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима;
- регулировку углов опережения впрыска топлива в зависимости от оборотов, нагрузки, температуры;
- легкий запуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу при любых температурных условиях;
- корректировку процесса топливоподачи в зависимости от условий окружающей среды с целью снижения выбросов вредных веществ;
- совместимость с электронным блоком управления автомобиля (АВS, ASR, круиз контроль).