Содержание
ЯГ-10 бортовой грузовик повышенной проходимости — Каталог К.В.Х.
Как правило, рассматривая грузовики Ярославского автозавода, обращаешься к трудам М. Соколова. А здесь приведу выдержки из статьи Н. Маркова «ЯГ-10: первая серийная «трехоска» в СССР» на zen.yandex.ru. Интересен и его взгляд на эту тему.
Самым простым путем повышения проходимости считалась замена стандартного заднего ведущего моста на двухосную тележку. Именно по такой схеме и был построен ЯГ-10 – первый советский грузовик с колесной формулой 6х4, выпускавшийся серийно.
На заводе не стали ждать, когда проект такой машины закончат делать в столичном институте (НАМИ/НАТИ), и подкатили третий мост под свой серийный грузовик Я-5 самостоятельно. Причем ярославские конструкторы смогли сохранить серийные мосты от Я-5, лишь незначительно реконструировав в них коническую ступень двойной главной передачи. Эта переделка потребовалась для того, чтобы превратить средний мост в проходной и организовать от него отбор мощности для привода заднего моста.
А вот ряд деталей балансирной подвески задней тележки и даже карданные валы при постройке первого опытного образца ЯГ-10 позаимствовали у американского тяжелого грузовика Moreland. … в первой половине прошлого века она имела широкое распространение в мире. Если в современных балансирных подвесках применяются всего две продольные рессоры, то эта состояла из четырех: двух верхних и двух нижних. Центральной частью эти рессоры крепились к балансирам, качающимся взад-вперед на своей оси: соответственно, с каждой стороны одна рессора ставилась над балансиром, а другая – под ним. А чулки ведущих мостов зажимались между концами верхней и нижней рессор.
Прочих отличий автомобиля ЯГ-10 от серийного грузовика Я-5 набралось немного. Например, на «трехоске» усилили дополнительным швеллером раму и переделали тормозную систему, применив трансмиссионный стояночный тормоз. Соответственно, с задних колес убрали колодки, на которые прежде передавалось усилие от ручного рычага, оставив только колодки, приводимые от педали. Но при этом привод рабочей тормозной системы дополнили вторым вакуумным усилителем Bosch Dewandre. Грузовую платформу приподняли повыше, чтобы на пересеченной местности за нее не задевали колеса. А силовой агрегат американского производства оставили точно таким же, как и на двухосном грузовике: он состоял из 6-цилиндрового карбюраторного двигателя Hercules YXC объемом 7 литров и мощностью 93 л.с., многодискового сцепления Long и 4-ступенчатой коробки передач Brown-Lipe 554.
Сборку опытного образца грузовика ЯГ-10 на заводе завершили к торжественной дате 7 ноября 1931 года. Сразу же его откомандировали в Москву, в институт НАТИ, где затем испытывали в период с 16 по 27 ноября. Испытания подтвердили, что новый ярославский грузовик вполне справляется с 8-тонным грузом на шоссейных дорогах и может работать с 5-тонной нагрузкой на проселке. По завершении испытаний опытный образец вернули на завод для исправления недочетов. А уже через два месяца на Ярославском государственном автозаводе (ЯГАЗ) построили первую опытно-промышленную партию из пяти доработанных грузовиков ЯГ-10. Подобная оперативность оказалась возможной благодаря тому, что освоение трехосных грузовиков не требовало приобретения заводом какого-либо нового технологического оборудования или постройки дополнительных цехов.
К 1932 году закончил разработку своей версии «трехоски» для ЯГАЗа и институт НАТИ. Причем конструкторами института грузовик 6х4 создавался не как вариация двухосного автомобиля Я-5, а как одна из модификаций целого семейства перспективных большегрузных автомобилей. В связи с загруженностью ЯГАЗа до постройки опытных образцов «трехосок» по московской документации дело дошло лишь в 1933 году. Эти машины обозначались как Я-9Д или Я-НАТИ-9Д, где литера «Д» означала наличие демультипликатора: такого же, каким стали оснащаться и серийные грузовики ЯГ-10 (с двумя передачами, высшая из которых была прямой, а низшая имела передаточное число 1,4). Грузоподъемность Я-9Д осталась точно такой же, как и у ЯГ-10. Более того, несильно поменялся и внешний вид.
Но на самом деле, разница между этими машинами была весьма серьезной. Начать с того, что в основу Я-9Д была положена оригинальная, более технологичная рама со штампованными лонжеронами, а ведущие мосты получили червячные редукторы с передаточным числом 9,33. Кроме того, поменялись колесные диски, передний мост, радиатор. У новой грузовой платформы в передней части были выкроены карманы под вертикальную установку двух запасных колес. Наконец, на Я-9Д поставили и более мощные карбюраторные двигатели Continental 21R с отдачей в 102 л.с. и Hercules YXC-3 мощностью 103 л.с. Однако мотор Hercules в процессе испытаний был тоже заменен на Continental.
С учетом более высокой мощности и увеличенного передаточного числа ведущих мостов тягово-динамические качества автомобилей Я-9Д стали немного лучше, чем у ЯГ-10: их максимальная скорость возросла до 50–55 км/ч. Однако никакого серийного воплощения проект московской «трехоски» впоследствии так и не получил, поскольку в распоряжении Ярославского автозавода даже спустя несколько лет так и не появилось технологического оборудования ни для выпуска новых рам со штампованными лонжеронами, ни для изготовления червячных главных передач.
Имея самые скромные производственные возможности из всей тройки советских «грузовых» автозаводов, именно ЯГАЗ сумел первым освоить выпуск «трехосок». Вот только по распространенности они на два порядка уступили московским и горьковским машинам: в общей сложности с 1931 по 1940 год с конвейера сошли всего 323 грузовика модели ЯГ-10, преимущественно ушедших на нужды РККА. Такие скромные показатели в первую очередь были обусловлены острым дефицитом американских силовых агрегатов. В период 1929–1932 годов двигатели Hercules закупались в больших количествах для установки на грузовики Я-5, но потом регулярный импорт прекратился. Часть ввезенных агрегатов законсервировали и потихоньку использовали в последующие годы для комплектования грузовиков ЯГ-10. Небольшую партию двигателей Hercules докупили еще в 1936-м. Когда же в 1940 году запасы американских агрегатов иссякли, полностью прекратился и выпуск ярославских «трехосок».
С годами грузовики ЯГ-10, несмотря на неизменный индекс, пережили внедрение целого ряда мероприятий по текущей модернизации. А внешний вид «трехосок» трансформировался сообразно с изменениями внешности базовой двухосной модели, которая за то же десятилетие успела несколько раз поменяться: Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-6. В частности, у этих автомобилей менялись детали оперения кабины, бампер и колесные диски, пересматривалась конструкция грузовой платформы.
Что характерно, практически все выпущенные образцы «трехосок» ЯГ-10 достались РККА. В силу ограниченности запасов силовых агрегатов, эти машины имели стратегическое значение!
Подводя итоги, стоит сказать, что добавление еще одной ведущей оси сделало все советские довоенные трехосные грузовики (ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и ЯГ-10) весьма дорогими, но так и не наделило серьезными вездеходными качествами. Для работы в условиях распутицы на колеса «трехосок» приходилось надевать резинометаллические гусеницы типа «Оверолл», однако они помогали лишь до определенного предела: в густой липкой грязи шины просто начинали пробуксовывать по внутренней поверхности гусениц. Уже к концу 1930-х годов проходимость этих «трехосок» стала оцениваться основным заказчиком как недостаточная, и в дальнейшем грузовики с колесной формулой 6х4 в СССР создавали лишь с целью повышения грузоподъемности и снижения осевых нагрузок, но не повышения проходимости.
ЯГ-10 – первый советский тяжелый грузовик
Car.ru
В Советском Союзе старались создавать такие автомобили, которые могли бы перевозить увеличенное количество груза.
© Car.ru
В 30-е годы тяжелых грузовых автомобилей на территории СССР было мало. Наибольшую степень известности среди приобрел грузовой автомобиль ЯГ-10, о котором и пойдет речь.
Видео дня
Начало разработок. Идея создания была реализована в 20-х годах. Главным заказчиком на тот момент были вооруженные силы, где ощущался недостаток в тяжелой технике. В 1929 году на Ярославском автомобильном заводе в сотрудничестве с Научным автомобильным и моторным институтом был презентован новый грузовой автомобиль под названием Я-НАТИ-10.
Серийное производство модели началось в 1931 году. Грузоподъемность нового автомобиля составляла 8 тонн, а его название изменили на ЯГ-10. Отличительными чертами стала трехосная конструкция и усиленная рама, которая могла выдерживать высокую нагрузку. Помимо этого, среди намерений создателей была унификация с облегченной версией Я-5. В конструкции машины от нее взяты передняя часть и мотор, объемом 7 литров, мощностью 94 л.с.
Выявление отрицательных сторон и их устранение. Найденные недостатки устранялись ярославскими машиностроителями в процессе проведения испытаний нового автомобиля, местом для которых были междугородние дороги и военные полигоны. По завершении доработки основными моментами его использования стали военные нужды. Помимо стандартных кузовов открытого типа, на ЯГ-10 производилась установка и зенитных орудий, а также фургонов.
ЯГ-10 демонстрировал отличное поведение на бездорожье, мог брать на буксир тяжелую пушку и танк Т-26 весом 10 тонн. Машины этой марки сумели поучаствовать в параде на Красной площади в Москве.
Производился ЯГ-10 вплоть до 1940 года. Общее количество выпущенных экземпляров составило 333 единицы. Причиной остановки производства стала установка импортного мотора, поставлявшегося в СССР в малых количествах. В комплектацию отдельных автомобилей входило слияние моторов от ЗИС-5 московского выпуска, но подобное решение не прижилось.
На протяжении Великой Отечественной Войны большая часть произведенных автомобилей оставалась на вооружении советской армии. В условиях непосредственного участия в боевых действиях, грузовые автомобили стали подвергаться ускоренному износу, поэтому к окончанию войны их все же пришлось списать.
Ни одному экземпляру не удалось дожить до наших дней, и этот автомобиль напоминает о себе только устаревшими фотоснимками и коллекционными модельками.
ЯГ-10 являлся малоизвестным соратником грузовых автомобилей 30-х годов, выпущенных в Советском Союзе – «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5. Этот грузовой транспорт сумел отметиться в автомобильной промышленности, как первый тяжелый грузовик, отличившийся верной службой в советской армии и внесший небольшой, но весомый вклад в одержанную победу.
Автоэксперт
Car.ru: главные новости
В Китае провели краш-тест нового «Москвича»
Geely начнет продажи кроссоверов Tugella в новом исполнении в России
«Москвич»: как развивался отечественный автомобильный бренд
ЯГ-10, 76-мм зенитная САУ 29-К
8-тонный ЯГ-10, выпускавшийся на Ярославском государственном автомобильном заводе (ЯГ или ЯГАЗ) с 1931 года, долгое время был самым тяжелым грузовиком Советского Союза. . Неудивительно для того времени, когда отечественное производство грузовиков только начиналось, отчасти приходилось опираться на зарубежную технику. 96 л.с. Двигатель Herkules YXC был импортирован из США, а задняя подвеска была скопирована с гениальной британской конструкции WD, что дало новому грузовику отличные характеристики. Производство ЯГ-10 закончилось в 19 г.40, всего 333 машины, часть из них использовалась как база для 76-мм зенитной пушки 3-К обр. 1931 г., из которых 61 переделка была произведена.
28 августа 1930 г. фирма «БУТАСТ» (фронт-офис фирмы «Рейнметалл») подписала контракт на поставку в СССР четырех опытных образцов и технологии изготовления 7,5-см зенитных автоматов (7,5 cm Flak L/59), которые в то время еще проходили испытания. 7 июня опытный образец был доставлен на Научно-испытательный артиллерийский полигон, и уже на следующий день были начаты стрельбы с целью подбора заряда для достижения заданной начальной скорости снаряда 820-830 м/с.
На основе технологии, полученной от «Рейнметалла», завод № 8 изготовил опытные образцы зенитной установки, получившей заводской индекс 3-К. Рабочие чертежи подготовили Г. П. Тагунов и Н. Горохов. В феврале-апреле 1932 года оригинальные образцы германского производства прошли испытания на Научно-исследовательском зенитном полигоне совместно с образцами, изготовленными на заводе № 8. В том же году орудие было принято на вооружение под наименованием 76-мм зенитная пистолет мод. 1931.
В 1934 году КБ завода № 8 им. Калинин получил заказ на установку 76-мм зенитно-артиллерийской системы 3К на шасси трехосного грузовика ЯГ-10, который в тот момент осваивал Ярославский автомобильный завод. ЗСУ был присвоен индекс 29К. В то же время АНИА было поручено разработать мобильный ПУАЗО на шасси этого же автомобиля.
В течение 1934-1936 годов работы были завершены, и завод выпустил первую партию ЗСУ в количестве 20 единиц и получил заказ на вторую такую партию. В августе-сентябре 1936, испытания ЗСУ проводились на полигоне НИАП. Первые машины поступили на вооружение частей Московского военного округа.
В корпусе ЯГ-10 с усиленным днищем на штатной тумбе, опущенной относительно платформы на 85 мм для повышения устойчивости при стрельбе, устанавливалась качающаяся часть 76,2-мм зенитной установки 3К. Борта заменены полукруглыми бронещитками, которые в боевом положении откидываются, образуя площадку для обслуживания орудия. На досках предусмотрено место для четырех чисел расчета (два на доске). В передней части корпуса, за кабиной водителя, расположены два боеукладки по 24 унитарных патрона в каждой. Для повышения боковой устойчивости при стрельбе ЗСУ оснащается четырьмя откидывающимися опорами.
годы выпуска | 1935-1937 |
годы эксплуатации | 1936-1941 |
3-К 76-мм пушка | |
Корпус | 76,2 558 мм. р |
Калибр | 76,2 мм (3 дюйма) |
Высота | от -3 до 82 |
Траверса | 360 |
Скорострельность | 10-20 выстрелов в минуту |
Начальная скорость | 815 м/с |
Прицел | оптический прицел |
29К образца 1936 г.![]() | |
БОЕВОЙ ВЕС | 10550 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 1 + 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 6970 |
Ширина, мм | 2470 |
Высота, мм | ? |
Зазор, мм | ? |
БРОНЯ | — |
ДВИГАТЕЛЬ | Herkules YXC, карбюраторный, 93,5 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
СКОРОСТЬ | ~ 40 км/ч |
ДАЛЬНОСТЬ НА ШОССЕ | ~ 270 км |
ПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Уклон, град. | 20 |
Высота стены, м | ? |
Глубина брода, м | 0,65 |
Ширина рва, м |
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.![]() |
Введите свой адрес электронной почты |
моделейUA > АРТИЛЛЕРИЯ 1:72 > Советская 76,2-мм зенитная артиллерийская установка 29К на Яг-10 1:72 Zebrano ZB72017
- Дом
- БРОНЯ
- АРТИЛЛЕРИЯ
- АРТИЛЛЕРИЯ 1:72
- Советская 76,2-мм зенитная артиллерийская установка 29К на грузовике ЯГ-10 1:72 Zebrano ZB72017
Покупатели, купившие этот товар, также купили
Гусеницы легкого танка Т-26 — 1/72
Bell RP-63G (Операция Пинбол) 1/72 AMG 72408
Т-72, Т-55 позже, Т-62М, М-84, ТОС-1, Т-90 гусеницы, направляющее колесо и ведущая звездочка (для комплектов АСЕ) — 1/72 ACE PE7233
T-54/55, T-59, Tiran 4/5 ранние гусеницы и ведущая звездочка (для комплектов ACE/PST) — 1/72 ACE PE7224
XA2D-1 Skyshark 1:72 Clearpropmodels CP72005
Max Henschel немецкий аэросан (транспортный) 1:72 AMG 72304
Сопутствующие товары
СГ-122 советская САУ ВОВ Артштурм 1:72 UM 285
САУ СУ-76И Масштаб 1:72 УМ 286
ЗиС-41 Советская противотанковая САУ Второй мировой войны 1:72 Zebrano SEA035
Средний танк Т-54-2 Масштаб 1:72 Зебрано 72068
Тяжелый танк КВ-3 Масштаб 1:72 Зебрано SEA004
Скорая помощь ГАЗ-55 (1942 г.
) Масштаб 1:72 Зебрано 72081
Реактивный танк КВ-1К Масштаб 1:72 Зебрано SEA005
Тяжелый танк КВ-1С-152 Масштаб 1:72 Зебрано SEA009
Артиллерийский танк БТ-7А с пушкой Л-11 Масштаб 1:72 Зебрано SEA012
Тяжелый танк КВ-2, первая опытная серия Масштаб 1:72 Zebrano SEA015
Сверхтяжелый танк КВ-5 Масштаб 1:72 Zebrano SEA025
Танк Лебеденко (Царь-танк) Первая мировая война 1:72 Зебрано SEA031
СУ-1 легкая САУ 1:72 Zebrano SEA028
ГАЗ-ААА с ДШК м.