Устройство земляного полотна: Автомобильные дороги. Устройство земляного полотна автомобильных дорог.Тематическая подборка. Журнал Строительная техника и оборудование

Содержание

Устройство земляного полотна автомобильной дороги

Определение

земляное полотно – один из самых основных конструктивных слоев дорожной одежды от которого, в значительной степени, зависит долговечность, как вышележащих слоев, так и всей конструкции в целом. Это искусственно возведенное сооружение из грунтов различной плотности, прочности и происхождения.

Основное назначение

выравнивание профиля земной поверхности с целью экономии нерудных материалов и придания будущей автомобильной дороге заданных горизонтальных и вертикальных уклонов.

Основные два типа конструкций земляного полотнанасыпь, которая устраивается в тех случаях, когда поверхность будущей трассы необходимо поднять относительно уровня земной поверхности (низины, болота, овраги и прочее)

выемка, устраиваемая на возвышенностях (холмы, горы, косогоры и др.), когда лишний грунт земляного полотна необходимо «срезать».

Высота насыпи и глубина выемки зависит от категорийности автомобильной дороги.

Основные строительные машины, используемые при устройстве земляного полотна – бульдозер, грейдер, скрепер и экскаватор.

Выбор в пользу той, или иной техники зависит от:

— длины захватки и дальности перемещения грунта;

— грунтово-гидрологических условий места проведения работ;

— высоты/глубины будущей насыпи/выемки.

Особенности возведения земляного полотна на косогорах:

​1. Очень большое количество объемов работ (нарезка уступов, разработка въездов).

2. Снижение производительности работ.

3. Неравномерный износ рабочих органов и ходовой части дорожных машин.

​Если соотношение воображаемого прилежащего катета к противолежащему составляет 1 к 5 (1:5) и положе, то используется автогрейдер. При откосе 1:2,5 до 1:5 насыпь возводят бульдозерами. На особенно крутых косогорах возведение земляного полотна производят комбинированным способом: сначала бульдозером, затем экскаватором.

Особенности возведения земляного полотна в горных условиях:

1. Наличие буровзрывных работ.

2. Отсутствие подъездных и смежных.

3. Резкая смена погодных условий.

4. Необходимость устройства защитных сооружений от камнепадов и оползневых процессов.

Сооружение земполотна в скальных породах грунта производят в 3 стадии:

​- устройство тропы;

— строительство рабочего проезда (предусматривает проезд трактора) с использованием минимум двух бульдозеров. Во время устройства возводят подпорные стенки из подручных каменных материалов.;

— возведение земляного полотна в соответствии с проектом.

​Толщина слоя составляет около 30-40 см, максимальный размер камня не более 25 см. На первом этапе уплотнение производится решетчатыми катками, заканчивается — на пневматических шинах. шинах.


Грунт земляного полотна или естественный грунт

Наименьшее возвышение низа дорожной одежды (в наиболее низком месте поперечного профиля) над уровнем воды, м

II зона

III зона

IV зона

V зона

Пески средние и мелкие, супеси легкие

0,7

0,6

0,5

0,4

Пески пылеватые, супеси тяжелые

1,2

0,8

0,8

0,7

Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие, суглинки легкие пылеватые, суглинки тяжелые пылеватые

1,9

1,7

1,4

1,3

Суглинки тяжелые, глины пылеватые, глины песчанистые, глины жирные

1,9

1,4

1,1

1,0

Грунты земляного полотна

Наименьшее возвышение низа дорожной одежды (в наиболее низком месте поперечного профиля), м

II зона

III зона

IV зона

V зона

Пески средние и мелкие, супеси легкие

0,50

0,40

0,30

0,20

Пески пылеватые, супеси тяжелые

0,60

0,50

0,40

0,30

Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие, суглинки легкие пылеватые, суглинки тяжелые пылеватые

0,80

0,60

0,50

0,40

Суглинки тяжелые, глины пылеватые, глины песчанистые и глины жирные

0,70

0,60

0,40

0,40