Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя: Схема, устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя

Содержание

Система охлаждения автомобиля: диагностика, уход и ремонт

Любой двигатель внутреннего сгорания во время работы генерирует не только полезную кинетическую энергию, но и тепловую. Она образуется за счёт трения деталей и сгорания топлива. Чтобы ДВС мог нормально работать, его температура должна оставаться в довольно узком диапазоне — +70…+100 градусов Цельсия. За выполнение этой задачи отвечает система охлаждения автомобиля. Она нуждается в периодическом обслуживании не меньше, чем другие системы и узлы. В чём оно заключается — вы узнаете из этого материала.

Что такое система охлаждения и зачем она нужна

Система
охлаждения двигателя
— это система, которая в
автоматическом режиме поддерживает номинальный температурный режим двигателя
независимо от того, в каких условиях он работает. Важно понимать, что
оптимальная температура для ДВС не та, которая как можно ниже. Холодный мотор
работает нестабильно и неэффективно. Поэтому в круг задач системы охлаждения
входит также максимально быстрый вывод двигателя на рабочую температуру.

Основные режимы работы:

  1. Быстрый прогрев двигателя.
  2. Охлаждение в случае перегрева.
  3. Поддержка
    температурного режима в номинальном диапазоне.

Система охлаждения далеко не только охлаждает.
Она также способствует прогреву холодного двигателя и не допускает его
переохлаждения во время работы. То есть, выводит ДВС на номинальную температуру
и далее поддерживает её в пределах 70…100 градусов. Именно в этом диапазоне
двигатель максимально приёмистый, развивает заявленную мощность, экономично
потребляет топливо, сохраняет ресурс.

В случае отказа системы охлаждения ДВС очень
быстро выходит за пределы номинального температурного диапазона. Если
продолжить его эксплуатацию в таком режиме — он выйдет из строя. Температурное
расширение приведёт к заклиниванию поршней в цилиндрах и деформации картера с
головкой ГРМ. Как правило, когда такое случается, двигатель подлежит либо
чрезвычайно дорогостоящему капитальному ремонту, либо замене.

Типы систем охлаждения:
жидкостная и воздушная

Системы охлаждения ДВС существуют двух
основных видов — жидкостные и воздушные. Первый вариант более надёжный,
стабильный, эффективный. Реализован на всех современных серийных авто.
Воздушное охлаждение проще и дешевле, но менее эффективное. Потому сегодня
почти не применяется. Разве что на простой технике — мопедах, маломощных
мотоциклах, скутерах и некоторых малолитражных автомобилях.

Устройство жидкостной системы
охлаждения

Классическая жидкостная система охлаждения
состоит из двух контуров: малого и большого. Последний представляет собой малый
контур плюс радиатор и охлаждающий его вентилятор. Чтобы понять принцип работы, нужно разобраться с
устройством и основными компонентами.

Охлаждающая жидкость (антифриз)

Циркулирует в системе охлаждения. Отбирает
теплоту от двигателя и утилизирует её во внешнюю среду. Зимой часть этого тепла
используется для обогрева салона автомобиля. В качестве охлаждающей жидкости
(ОЖ) можно использовать дистиллированную воду. Но поскольку в морозы она
замерзает, более удобно применять антифриз. Данный охладитель представляет собой смесь воды с
этиленгликолем или пропиленгликолем в точной пропорции.

Водяная рубашка

Представляет собой полости и каналы в ДВС, по
которым циркулирует ОЖ, поддерживая номинальный температурный режим работы.
Называется водяной в силу традиции, так как раньше повсеместно в роли ОЖ
использовалась обычная вода.

Помпа

Насос, который прокачивает ОЖ по системе,
обеспечивая её циркуляцию. Приводится в действие за счёт отбора части мощности
у двигателя.

Расширительный бачок

Расположен в верхней точке системы. Выполняет
три функции:

  1. Заправка и дозаправка ОЖ.
  2. Контроль уровня.
  3. Отвод
    воздуха.

Для контроля уровня расширительный бачок
делается из полупрозрачного материала и имеет две метки — максимум и минимум.
Оснащается горловиной с крышкой, которые нужны для манипуляций с ОЖ.

Патрубки

Соединяют водяную рубашку с остальными
элементами системы. Выполняются из термостойкой армированной резины.

Термостат

Термозависимый клапан, который открывается при
повышении температуры ОЖ, и закрывается при понижении. Открывание и закрывание
происходит плавно, что позволяет более точно и стабильно поддерживать рабочую
температуру ДВС. При холодном моторе полностью закрыт. За счёт этого ОЖ
циркулирует только по малому контуру, что способствует быстрому прогреву. Когда
ДВС перегревается, термостат открывается, и происходит сброс ОЖ в радиатор,
откуда она возвращается в малый контур менее горячей.

Радиатор

Элемент большого контура, в котором происходит
утилизация отобранного у двигателя тепла. При движении автомобиля обдувается
встречным потоком воздуха, за счёт чего и происходит охлаждение.

Вентилятор охлаждения радиатора

Включается только тогда, когда встречного потока
воздуха недостаточно для охлаждения, либо он отсутствует вовсе (на стоянке, в
пробке). За включение отвечает датчик, встроенный в радиатор. На некоторых авто
устанавливается по два вентилятора и датчика, которые срабатывают при разных
температурах.

Датчики температуры ОЖ

Устанавливаются недалеко от термостата. На
современных автомобилях их, как минимум, два. Один служит для работы стрелки
или цифрового термометра на панели приборов. Сигналы со второго используются
ЭБУ для коррекции впрыска топлива.

Радиатор отопителя салона

Элемент малого контура, по которому всегда
циркулирует ОЖ, даже если обогрев салона не требуется. Чтобы тепло не попадало
в салон в тёплое время года, радиатор отопителя изолируется от него задвижкой.

Устройство воздушной системы охлаждения

Воздушное охлаждение бывает пассивным и
активным. При пассивном охлаждении никакой системы нет, как таковой. Отвод и
утилизация тепла осуществляется за счёт рёбер на цилиндрах, которые обдуваются
набегающим воздухом во время движения. Повсеместно применяется на малолитражных
мотоциклах и мопедах. В активном охлаждении дополнительно есть вентилятор,
который принудительно обдувает оребрение ДВС. Встречается в маломощных старых
авто.

Неисправности системы охлаждения
и их устранение

Существует несколько типовых неисправностей
системы охлаждения, у которых есть свои симптомы (признаки), возможные
последствия и методы устранения.

Перегрев двигателя

Основной признак — зашкаливание показателей
температуры ДВС на приборной панели. Также может мигать (гореть) сигнальная
лампа. Если ничего из этого не было замечено, при перегреве происходит
разгерметизация системы охлаждения с характерным шипением и выбросом пара.
Также перегретый двигатель может просто заклинить без внешних признаков.
Например, если показометры не работают, а система выдержала перегрев, и не
разгерметизировалась.

Методика устранения неисправности зависит от
того, на какой стадии был замечен перегрев. Если на ранней, то проводится
диагностика термостата и вентилятора радиатора. Если мотор заклинил,
дополнительно потребуется его капитальный ремонт.

Утечка охлаждающей жидкости

Основные признаки:

  • следы ОЖ на элементах системы;
  • понижение уровня ОЖ в расширительном бачке;
  • сигнализация о перегреве на панели приборов.

Незамеченная своевременно утечка ОЖ приводит к
перегреву двигателя и последующему капитальному ремонту. Устранение зависит от
причины. Течь чаще всего образуется на радиаторе и в местах соединений
патрубков. Реже происходит утечка ОЖ во внутрь двигателя из-за прогорания
прокладки между картером и головкой ГРМ.

Плохая работа вентилятора
охлаждения

Симптомы: двигатель перегревается при езде на
малых скоростях или во время стоянки. Вентилятор может либо включаться с
опозданием, либо не делать этого вообще. В первом случае виноват датчик,
который отслеживает температуру в радиаторе и включает вентилятор. Во втором
случае проблема может быть как в датчике, так и в самом вентиляторе.

Проблемы с термостатом

Термостат может:

  1. Заклинить в открытом
    положении
    — двигатель долго прогревается или не
    прогревается до нормы никогда.
  2. Открываться слишком рано — не достигается номинальная рабочая температура.
  3. Открываться слишком
    поздно
    — двигатель перегревается.
  4. Заклинить в закрытом положении — из системы исключается радиатор, что приводит к быстрому
    перегреву даже без нагрузки.

Ремонту термостат не подлежит. Однако он
достаточно просто диагностируется вне автомобиля. В случае некорректной работы
деталь меняется на новую.

Другие неисправности и их решение

К не типовым неисправностям системы охлаждения
можно отнести:

  • Завоздушивание — снижается эффективность, возможен перегрев. Происходит из-за недостаточного уровня ОЖ, при систематической её доливке. Устраняется поиском разгерметизации и удалением воздуха через расширительный бачок.
  • Снижение фактической эффективности — в целом система работает исправно, на приборной панели перегрев не регистрируется, но по факту двигатель работает в критическом температурном режиме. Причина в засорении системы. Устраняется промывкой.
  • Несвоевременное закрытие термостата — если клапан закрывается слишком рано, двигатель перегревается, а при позднем закрытии, наоборот, переохлаждается. Лечится заменой детали.

Важно! При замене термостата следует учитывать, на какие температуры
срабатывания он рассчитан. Это обычно указано прямо на детали. У каждого
двигателя свой номинальный температурный диапазон, рекомендуемый
производителем. Термостат должен в точности соответствовать этим рекомендациям.

Необходимость обслуживания
системы охлаждения

Система охлаждения автомобиля нуждается в
периодическом обслуживании, которое
выполняется по следующей схеме: регулярная проверка,
замена ОЖ, промывка.

Регулярная проверка и
обслуживание

В рамках ежедневного ТО (перед каждым выездом)
необходимо проверять уровень ОЖ и отсутствие утечек. Также полезно
контролировать состояние антифриза — он не должен быть мутным, непонятного
тёмного цвета, с посторонними вкраплениями и взвесями.

Замена охлаждающей жидкости

Должна выполняться в соответствии с
регламентом ТО, составленным производителем. Обычно ОЖ меняется каждые 40 тыс.
км или раз в два года (что наступит первым).

Промывка системы охлаждения

Промывать нужно в случае обнаружения признаков снижения фактической эффективности
охлаждения. Частично об этом свидетельствует необоснованный перегрев двигателя
и ухудшение работы салонного отопителя. Для промывки существуют специальные
средства. Но есть и народные. Например, лимонная кислота.

Рекомендации по обслуживанию
системы охлаждения в разное время года

Система охлаждения нуждается в регулярном
обслуживании и осмотре независимо от времени года. Однако наиболее важна её
работоспособность и эффективность в летний период.

Обслуживание системы охлаждения
перед летним сезоном

В зимнее время года даже частично неисправная
система охлаждения способна обеспечить адекватный температурный режим работы
ДВС. С наступление летней жары ситуация может кардинально ухудшиться, если
накануне не провести обслуживание надлежащим образом.

Проверка уровня охлаждающей
жидкости

Проверять уровень ОЖ следует не только перед
летним сезоном. Делается это проще и быстрее, чем проверка уровня моторного
масла. А потому не забывайте поглядывать на расширительный бачок каждый раз,
когда открываете капот для ежедневного ТО.

Замена охлаждающей жидкости

После каждой зимы менять ОЖ не нужно, если
автомобиль не проходит за год более 40 000 км. Если же по истечении двух лет
пробег составил меньше указанной в регламенте цифры, то антифриз подлежит
обязательной замене. В ряде случаев для того, чтобы открутить закисшую сливную
пробку, может пригодиться универсальное  смазочное
средство БИГ ДИ-40.

Уход за
радиатором

Грязный радиатор работает неэффективно, что
может приводить к систематическому перегреву ДВС. Зимой в его сотах
скапливается грязь, песок и прочий мусор. В течение тёплого времени года туда
попадают насекомые, листья, сорняки. Для быстрой очистки радиатора существуют
специальные средства, которые наносятся на его поверхность перед мойкой.

Проверка работы вентилятора
охлаждения радиатора

Чтобы проверить работоспособность вентилятора,
достаточно дать двигателю выйти за номинальный температурный диапазон.
Контролировать этот момент можно по штатному термометру (стрелке) на панели
приборов. Для более точных показаний можно воспользоваться внешним прибором
(например, пирометром или мультиметром с термопарой), которым измеряется
температура на патрубках возле термостата. Вентилятор должен включаться при
температуре, указанной в мануале к автомобилю.

Когда необходима замена
термостата?

Замена термостата выполняется при любых его
неисправностях, перечисленных выше. Восстановлению этот элемент не подлежит.

Проверка других компонентов
системы охлаждения

Перед каждым летним сезоном обязательно
проверьте:

  • герметичность системы охлаждения;
  • состояние патрубков;
  • целостность крепежей в местах соединения;
  • цвет и чистоту антифриза;
  • состояние вентилятора (зимой он может не включаться вообще, из-за чего происходит закисание).

Автомобиль нельзя продолжать эксплуатировать в
случае выхода из строя сигнализации перегрева и указателя температуры двигателя
на панели приборов.

Обслуживание системы охлаждения
перед зимним сезоном



С наступлением холодов требования к системе
охлаждения не такие жёсткие, как летом. Однако следует иметь в виду, что от её
состояния напрямую зависит эффективность работы отопителя салона. Чтобы зимой
не пришлось систематически мёрзнуть в машине, а также постоянно страдать из-за
запотевающих стёкол, система должна быть чистой, а термостат работоспособным.

Лекция «Система охлаждения» | Учебно-методический материал:

Лекция «Система охлаждения»

Система охлаждения предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя.

При работе двигателя температура в его цилиндрах поднимается выше 2000 градусов, а средняя составляет 800 – 900градусов. Если не отводить тепло от «тела» двигателя, то через несколько десятков секунд после запуска, он станет холодным, а безнадежно горячим. Следующий раз вы сможете запустить свой холодный двигатель только после его капитального ремонта.

Система охлаждения нужна для отвода тепла от механизмов и деталей двигателя, но это только половина ее предназначения, правда — большая половина. Для обеспечения нормального рабочего процесса также важно — ускорять прогрев холодного двигателя. И это вторая часть работы системы охлаждения.

Как правило, применяется жидкостная система охлаждения, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком.

Схема системы охлаждения двигателя
а) малый круг циркуляции
а) большой круг циркуляции
1 — радиатор; 2 — патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бачок; 4 — термостат; 5 — водяной насос; 6 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 — рубашка охлаждения головки блока; 8 — радиатор отопителя с электровентилятором; 9 — кран радиатора отопителя; 10 — пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 — пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 — вентилятор

Система охлаждения состоит из:

  рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров,

  центробежного насоса,

  термостата,

  радиатора с расширительным бачком,

  вентилятора,

  соединительных патрубков и шлангов.

На рисунке без труда можно различить два круга циркуляции охлаждающей жидкости. Малый круг циркуляции (стрелки красного цвета) служит для скорейшего прогрева холодного двигателя. А когда к красным стрелкам присоединяются синие, то, уже нагревшаяся жидкость, начинает циркулировать и по большому кругу, охлаждаясь в радиаторе. Руководит этим процессом автоматическое устройство — термостат.

Для контроля за работой системы, на щитке приборов имеется указатель температуры охлаждающей жидкости. Нормальная температура охлаждающей жидкости при работе двигателя должна быть в пределах 80О- 90О.

Рубашка охлаждения двигателя состоит из множества каналов в блоке и головке блока цилиндров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.

Насос центробежного типа заставляет жидкость перемещаться по рубашке охлаждения двигателя и всей системе. Насос приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя. Натяжение ремня регулируется отклонением корпуса генератора или натяжным роликом привода распределительного вала двигателя.

Термостат предназначен для поддержания постоянного оптимального теплового режима двигателя. При пуске холодного двигателя термостат закрыт, и вся жидкость циркулирует только по малому кругу для скорейшего ее прогрева. Когда температура в системе охлаждения поднимается выше 80 — 85О, термостат автоматически открывается и часть жидкости поступает в радиатор для охлаждения. При больших температурах термостат открывается полностью и уже вся горячая жидкость направляется по большому кругу для ее активного охлаждения.

Радиатор служит для охлаждения проходящей через него жидкости за счет потока воздуха, который создается при движении автомобиля или с помощью вентилятора. В радиаторе имеется множество трубок и `перепонок`, которые образуют большую площадь поверхности охлаждения.

Ну а бытовой пример автомобильного радиатора — знают все. У каждого в доме есть радиаторы (батареи) центрального или местного отопления. Они тоже имеют специальную конфигурацию, и чем больше суммарная площадь сложной поверхности радиатора, тем теплее у вас в доме. А в это время, вода в системе отопления — активно охлаждается, то есть отдает тепло.

Расширительный бачок необходим для компенсации изменения объема и давления охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении.

Вентилятор предназначен для принудительного увеличения потока воздуха проходящего через радиатор движущегося автомобиля, а также для создания потока воздуха в случае, когда автомобиль стоит без движения с работающим двигателем.

Применяются два типа вентиляторов: постоянно включенный, с ременным приводом от шкива коленчатого вала и электровентилятор, который включается автоматически, когда температура охлаждающей жидкости достигает приблизительно 100 градусов.

Патрубки и шланги служат для соединения рубашки охлаждения двигателя с термостатом, насосом, радиатором и расширительным бачком.

В систему охлаждения двигателя включен также и отопитель салона. Горячая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя и нагревает воздух, подающийся в салон автомобиля. Температура воздуха в салоне регулируется специальным краном, которым водитель прибавляет или уменьшает поток жидкости, проходящий через радиатор отопителя.

Основные неисправности системы охлаждения.

Подтекание охлаждающей жидкости может появиться из-за повреждений радиатора, шлангов, уплотнительных прокладок и сальников.

Для устранения неисправности необходимо подтянуть хомуты крепления шлангов и трубок, а поврежденные детали заменить на новые. В случае повреждения трубок радиатора, можно попробовать `залатать` дырки и трещины, но, как правило, все заканчивается заменой радиатора.

Перегрев двигателя может происходить по причине недостаточного уровня охлаждающей жидкости, слабого натяжения ремня вентилятора, засорения трубок радиатора, а также при неисправности термостата.

Для устранения неисправности следует восстановить уровень жидкости в системе охлаждения, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, промыть радиатор, заменить термостат.

Нередко перегрев двигателя случается и при исправных элементах системы охлаждения, когда машина движется с малой скоростью и большими нагрузками на двигатель. Это происходит при движении в тяжелых дорожных условиях, таких как проселочные дороги и всем надоевшие городские `пробки`. В этих случаях стоит подумать о двигателе своего автомобиля, да и о себе тоже, устраивая периодические, хотя бы кратковременные `передышки`.

Помните о том, что даже одноразовый перегрев двигателя нарушает структуру металла, при этом значительно уменьшается продолжительность жизни `сердца` автомобиля.

Эксплуатация системы охлаждения.

При эксплуатации автомобиля следует периодически заглядывать под капот. Даже если вы филолог по образованию и не забили в этой жизни ни одного гвоздя, все равно кое-что вы сможете увидеть и своевременно предпринять меры для продления жизни своего автомобиля.

Если уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке понизился или жидкость вообще отсутствует, то для начала необходимо долить ее, а затем и разобраться (самостоятельно или с помощью специалиста) с тем, куда она делась.

В процессе работы двигателя жидкость нагревается до температуры близкой к точке кипения, а это означает, что вода, входящая в ее состав будет понемногу испаряться. Если за полгода ежедневной эксплуатации автомобиля уровень в бачке немного понизился, то это нормально. Но если вчера был полный бачок, а сегодня в нем только на донышке, то тогда надо искать место утечки охлаждающей жидкости.

Подтекание жидкости из системы, можно легко определить по темным пятнам на асфальте или снегу после более-менее продолжительной стоянки. Открыв капот, вы без затруднений сможете найти место утечки, сопоставляя мокрые следы на асфальте с расположением элементов системы охлаждения под капотом.

Необходимо контролировать уровень жидкости в бачке хотя бы раз в неделю и если есть утечки, то надо доливать, находить и устранять причину снижения уровня. Иными словами, надо приводить в порядок систему охлаждения своего двигателя. А иначе он может серьезно `заболеть` и потребовать `госпитализации`.

Практически во всех отечественных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется специальная низкозамерзающая жидкость с названием TOCОЛ А-40. Цифра (минус 40о показывает температуру, при которой жидкость начинает замерзать (кристаллизоваться). В условиях крайнего севера применяется ТОСОЛ А-65, и соответственно замерзать он начнет при температуре минус 65о.

ТОСОЛ А-40 представляет собой смесь воды с этиленгликолем и присадками. Такой раствор сочетает в себе массу достоинств. Кроме того, что он начинает замерзать лишь после того, как уже замерзнет сам водитель (шутка), ТОСОЛ обладает еще антикоррозионными, антивспенивающими свойствами и практически не дает отложений в виде обыкновенной накипи, так как в его состав входит чистая дистиллированная вода. Поэтому и доливать в систему охлаждения можно только дистиллированную воду.

При эксплуатации автомобиля необходимо контролировать не только натяжение, но и состояние ремня привода водяного насоса, так как его обрыв в дороге всегда неприятен. Рекомендуется иметь в возимом с собой комплекте запасной ремень. Если не вы сами, то кто-нибудь из `джентльменов` на дороге поможет вам его поменять.

Охлаждающая жидкость может закипеть и привести к поломке двигателя в том случае, если вышел из строя датчик электропривода вентилятора. Так как электровентилятор не получил команды на включение, жидкость продолжает нагреваться, приближаясь к точке кипения, не имея остужающей помощи. А ведь у водителя перед глазами есть прибор со стрелкой и красным сектором! Мало того, практически всегда при включении вентилятора ощущается некоторая вибрация и небольшой дополнительный шум. Было бы желание контролировать, а способы всегда найдутся.

Если в пути (а чаще в `пробке`) вы заметили, что температура охлаждающей жидкости приближается к критической, а вентилятор работает, то и в этом случае есть выход из положения. Надо включить в работу системы охлаждения дополнительный радиатор — радиатор отопителя салона. Полностью открывайте кран отопителя, на все обороты включайте вентилятор отопителя, опускайте стекла дверей и `потейте` до дома или до ближайшего автосервиса. Но продолжайте внимательно следить за стрелкой указателя температуры двигателя. Если она зайдет в красную зону, немедленно останавливайтесь, открывайте капот и `остывайте`.

Со временем может доставить неприятность термостат, если он перестанет пускать жидкость по большому кругу циркуляции. Определить работает ли термостат нетрудно. Радиатор не должен нагреваться (определяется рукой) до тех пор, пока стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не дошла до среднего положения (термостат закрыт). Позже, горячая жидкость начнет поступать в радиатор, быстро его нагревая, что говорит о своевременном открытии клапана термостата. А вот если радиатор продолжает оставаться холодным, то тогда есть два пути. Постучать по корпусу термостата, может быть, он все-таки откроется или сразу, морально и материально, готовиться к его замене.

Немедленно `сдавайтесь` механику, если на масляном щупе вы увидите капельки жидкости, попавшей из системы охлаждения в систему смазки. Это означает, что повреждена прокладка головки блока цилиндров и охлаждающая жидкость попадает в масляный поддон картера двигателя. Если продолжить эксплуатацию двигателя с маслом, наполовину состоящим из ТОСОЛА, то износ деталей двигателя приобретает катастрофическую скорость. А это, в свою очередь, уже связано с весьма дорогим ремонтом.

Подшипник водяного насоса не ломается `вдруг`. Сначала появится специфический свистящий звук из-под капота, и если водитель `думает о будущем`, то своевременно заменит подшипник. А иначе, его все равно придется менять, но уже по факту опоздания в аэропорт или на деловую встречу, из-за `внезапно` сломавшейся машины.

Каждый из водителей должен знать и помнить о том, что на горячем двигателе система охлаждения находится в состоянии повышенного давления! Если двигатель вашего автомобиля перегрелся и `закипел`, то, конечно же, надо остановиться и открыть капот машины, но не советую открывать пробку радиатора. Для ускорения процесса охлаждения двигателя это практически ничего не даст, а вот получить сильнейшие ожоги можно.

Все знают, чем оборачивается для нарядно одетых гостей, неумело открытая бутылка с `Шампанским`. В автомобиле все намного серьезнее. Если быстро и бездумно открыть пробку горячего радиатора, то оттуда вылетит фонтан, но уже не вина, а кипящего ТОСОЛА! При этом могут пострадать не только водитель, но и оказавшиеся рядом пешеходы. Поэтому, если вам когда-нибудь придется открывать пробку радиатора или расширительного бачка, то предварительно стоит предпринять меры предосторожности и делать это не спеша.

принцип работы чиллерной системы охлаждения

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Основной функцией системы охлаждения является своевременное рассеивание части тепла, поглощаемого нагретыми деталями, для обеспечения работы двигателя в наиболее подходящем температурном режиме. Охлаждение двигателя бывает двух видов: водяное и воздушное. Система водяного охлаждения представляет собой систему водяного охлаждения с принудительной циркуляцией, то есть использование водяного насоса для повышения давления охлаждающей жидкости, чтобы заставить охлаждающую жидкость циркулировать в двигателе.

Во-первых, принцип работы системы охлаждения.

Как охлаждается двигатель? Охлаждающая жидкость, обтекающая водяную рубашку цилиндра, в основном разгоняется водяным насосом, а охлаждающая жидкость охлаждается в радиаторе естественным ветром и электрическими вентиляторами во время движения. Охлажденный теплоноситель снова и снова вводится в водяную рубашку. Добейтесь охлаждения двигателя.

Принцип работы чиллера

Помимо охлаждения двигателя, система охлаждения также выполняет функцию «изоляции», поскольку «переохлаждение» или «перегрев» влияет на нормальную работу двигателя. Этот процесс в основном осуществляется через термостат для достижения переключения «цикла охлаждения» системы охлаждения двигателя. Каков размер цикла системы охлаждения? Можно просто понять, что ОЖ малой циркуляции не проходит через радиатор, а ОЖ большой циркуляции проходит через радиатор.

Охладитель — это устройство, используемое для охлаждения воды с целью получения охлажденной воды. Это осуществляется за счет отвода тепла от двигателей холодильных циклов конденсатор водяного охлаждения с воздушным охлаждением конденсаторов окружающий воздух отводит тепловые расширения.

Принцип работы чиллерной системы с водяным охлаждением можно разбить на три этапа:

– Тепло из окружающей среды поступает в змеевик конденсатора, где оно преобразуется в жидкий хладагент и испаряется сжатым газом

– Хладагент проходит через расширительный клапан, который снижает его давление и превращает его обратно в газ – Хладагент

Принцип чиллера можно применять ко многим различным системам, таким как холодильник, который использует его для отвода тепла изнутри и охлаждения содержимого холодильника.

Принцип чиллера — это принцип термодинамики, который используется для описания эффективности чиллера. Принцип чиллера гласит, что эффективность чиллера можно определить, рассчитав отношение отводимого тепла к подводимому теплу.

Чтобы КПД был 100 %, все тепло, удаляемое чиллером, должно исходить из окружающего воздуха. Это означает, что в окружающей среде не будет других источников тепла, таких как люди, свет и машины.

Охладитель — это расширительный клапан, используемый в процессе охлаждения. Он помогает передавать тепло из одного места в другое, и делает это с помощью змеевика трубы с проходящей через него охлаждающей жидкостью. Теплопередача происходит потому, что когда теплоноситель проходит через змеевик, он охлаждается, а затем снова нагревается, когда выходит.

малый цикл охлаждения

полный цикл охлаждения

Перейти к началу

Как работает термостат в системе охлаждения автомобиля?

«»

Термостат снижает износ двигателя, отложения и выбросы, позволяя двигателю быстро прогреваться. Джекенджойфотография / Getty Images

Любой автомобильный двигатель с жидкостным охлаждением имеет небольшое устройство, называемое термостатом , которое находится между двигателем и радиатором. Термостат в большинстве автомобилей имеет диаметр около 2 дюймов (5 см). Его работа заключается в блокировании потока охлаждающей жидкости к радиатору до тех пор, пока двигатель не прогреется. Когда двигатель холодный, охлаждающая жидкость не проходит через двигатель. Как только двигатель достигает своей рабочей температуры (обычно около 200 градусов по Фаренгейту, 95 градусов С) открывается термостат. Позволяя двигателю прогреться как можно быстрее, термостат снижает износ двигателя, отложения и выбросы.

Advertisement

Если у вас когда-нибудь будет возможность протестировать термостат, это будет удивительная вещь, потому что то, что он делает, кажется невозможным. Вы можете положить один в кастрюлю с кипящей водой на плите. Когда он нагревается, его клапан открывается примерно на дюйм, по-видимому, по волшебству! Если вы хотите попробовать это сами, зайдите в магазин автозапчастей и купите один за пару долларов.

Секрет термостата кроется в маленьком цилиндре, расположенном со стороны двигателя устройства. Этот цилиндр заполнен воском , который начинает плавиться примерно при 180 градусах по Фаренгейту (разные термостаты открываются при разных температурах, но 180 по Фаренгейту/82 по Цельсию является обычной температурой). В этот воск вдавливается шток, соединенный с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выталкивает шток из цилиндра, открывая клапан. Если вы читали «Как работают термометры» и проводили эксперименты с бутылкой и соломинкой, вы видели тот же процесс в действии. Воск расширяется намного больше, потому что он переходит из твердого состояния в жидкое в дополнение к расширению от тепла.

Этот же метод используется в автоматических открывателях тепличных форточек и световых люков. См. пример на этой странице. В этих устройствах воск плавится при более низкой температуре.

Реклама

  • Как работают автомобильные системы охлаждения
  • Как работают домашние термостаты
  • Как работают термометры
  • Как работает проект Eden
  • Видеоролики GM Goodwrench

 

900 02 Реклама

Автомобильный термостат Часто задаваемые вопросы

Каковы явные признаки неисправного термостата?

Признаки включают очень высокие показания температуры, перегрев двигателя, утечку охлаждающей жидкости и неустойчивые изменения температуры.