Содержание
Инструмент для регулировки ТНВД
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — один из узлов дизельных двигателей, который неподготовленному автовладельцу лучше лишний раз не трогать и не регулировать. Однако есть одна операция, с которой может справиться каждый — это установка угла опережения впрыска топлива. А поможет в этом деле специальный набор инструментов, о котором пойдет речь в предлагаемой читателю статье.
Даная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.
Зачем нужно опережение впрыскивания топлива
Основная функция топливного насоса высокого давления (ТНВД) в дизельных двигателях — подача топлива под давлением в форсунки цилиндров. Главная задача насоса состоит в том, чтобы топливо поступило в цилиндр точно отмеренными дозами, в строго определенные моменты времени и под достаточным для самовоспламенения давлением.
Ключевой момент здесь — впрыск в установленные моменты времени. Если впрыск будет произведен слишком рано или слишком поздно, двигатель будет работать неровно, топливо в нем будет сгорать не полностью, упадет мощность, повысится токсичность и т. д. Опыт и расчеты показывают, что оптимальное время впрыска должно несколько опережать достижение поршнем своей верхней мертвой точки. И вот именно этот параметр — опережение угла впрыскивания топлива — можно регулировать.
-
Насос топливный ЯМЗ-238ДЕ2-2,3,5,8,19,20,21,22 МАЗ,КРАЗ высокого давления ЯЗДА №
175 500 ₽ -
Насос топливный КАМАЗ ЕВРО-4 высокого давления BOSCH
361 950 ₽ -
Насос топливный КАМАЗ-ЕВРО-5 высокого давления Common Rail АЗПИ №
81 880 ₽ -
Насос топливный КАМАЗ высокого давления дв.
740.31-240Е2 ЯЗДА №
141 590 ₽ -
Насос топливный ЯМЗ-7511.10-01,02,06,09,10,11,12,16 высокого давления (МАЗ,МЗКТ) ЯЗДА №
131 800 ₽ -
Насос топливный Д-243,МТЗ высокого давления с двумя рычагами НЗТА №
63 090 ₽ -
Насос топливный ЯМЗ-238Д,Д-1,2,8,13,18,30 КРАЗ,МАЗ высокого давления (вместо 806.1111006-40) ЯЗДА №
72 070 ₽ -
Насос топливный КАМАЗ высокого давления дв.
740.11-240Е1,7405.10 ЯЗДА №
102 980 ₽ -
Насос топливный Д-260.2С,МТЗ-1220,1221,1523 высокого давления ЕВРО-1 MOTORPAL №
121 990 ₽ -
Насос топливный ММЗ ЕВРО-3 высокого давления (Д-245.7Е3) BOSCH
100 131 ₽
Показать все товары
Необходимо отметить, что для каждого типа ТНВД и для каждого двигателя установлены свои оптимальные углы опережения впрыска — производители автомобилей обычно дают рекомендации по оптимальному опережению и приводят эту информацию в руководстве к машине.
Инструмент для регулировки ТНВД
Для грамотного выставления угла опережения необходимо использовать специализированное приспособление, которое собирается из нескольких деталей, поставляемых в наборе. Обычно такие наборы содержат индикатор перемещения (часового типа — стрелочный), адаптеры для индикатора и удлинительные стержни разной длины. Многие наборы (например, комплекты от JTC) содержат переходники с одной резьбы на другую, а также угловой переходник, значительно повышающий удобство применения инструмента при не очень удачном расположении ТНВД.
Такие наборы достаточно универсальны и могут использоваться для регулировки разных типов и моделей топливных насосов.
Принцип работы инструмента очень прост. Опережение впрыскивания топлива обеспечивается специальным узлом в ТНВД, который представляет собой поршень, толкающий и проворачивающий на некоторый угол кулачковую шайбу насосной секции. От положения шайбы зависит положение плунжеров в каждый момент времени, а значит — моменты подачи топлива в магистрали высокого давления. Специальный инструмент как раз и необходим для того, чтобы отследить положение поршня и по индикатору установить необходимый угол опережения впрыска.
Использование набора для регулировки насоса
Процесс установки опережения впрыскивания топлива для разных моделей ТНВД отличается, однако в общем случае он сводится к установке прибора для регулировки на корпус насоса, поиску нулевой отметки (от которой отсчитывается опережение или запаздывание впрыска) и выставлению необходимого угла опережения (достигается поворотом корпуса насоса или его шкива — зависит от конкретной модели ТНВД). Отсчет угла производится по индикатору.
Перед использованием приспособление необходимо собрать и установить на ТНВД. Делается это следующим образом: в зависимости от доступности насоса выбирается длинный или короткий удлинительный стержень, он приворачивается к индикатору, и получившаяся конструкция вставляется в адаптер соответствующей длины; адаптер вкручивается в корпус насоса вместо вывернутой заглушки, расположенной между нагнетательными штуцерами. Удлинительный стержень упирается в поршень устройства опережения впрыскивания топлива, и его продольное смещение отображается на стрелочном индикаторе.
Набор инструментов для регулировки ТНВД крайне удобен и полезен, так как позволяет максимально точно выставить оптимальный угол опережения впрыска топлива и добиться наилучшей работы двигателя. С помощью методик «на глаз» и «на слух», когда опережение выставляется без применения приборов, такого результата добиться невозможно.
2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
Цель
и содержание работы.
Надежность и экономичность работы
дизельного двигателя обеспечивается
в основном работоспособностью топливного
насоса высокого давления (ТНВД), который
должен подвергаться регулярной
диагностике и регулировке. Сложность
конструкции ТНВД требует современных
диагностических средств и высокой
квалификации обслуживания. Основная
цель работы — научить учащихся
практическому диагностированию ТНВД
как на двигателе, так и на специальном
стенде с одновременной их регулировкой
и восстановлением нормальной
работоспособности.
Содержание работы:
проверка и регулировка начала подачи
топлива секциями насоса; измерение,
регулировка равномерности подачи
топлива; проверка и регулировка угла
опережения впрыска топлива; проверка
топливоподкачивающего насоса на
производительность.
Оборудование
рабочего места.
Стенд с работающим дизельным двигателем;
стенд для испытаний ТНВД, снятых с
двигателя; моментоскоп; анализатор
топливной аппаратуры модели К261; набор
ключей и приспособлений; ТНВД, установленные
на специальных подставках для разборки,
сборки и регулировки; набор приспособлений.
Состав
и порядок выполнения работы.
На работающем двигателе ТНВД проверяется
переносным прибором-анализатором
топливной аппаратуры модели К261 (см.
рис. 35) с подключенным к нему осциллографом
модели Э206, позволяющим определять
следующие параметры: частоту вращения
коленчатого вала двигателя; установочный
угол опережения впрыска топлива; работу
регулятора частоты вращения; давление
в топливопроводе. Порядок работы:
включить вилку 12 в сеть питания (220 В, 50
Гц), а преобразователь давления 11
подключить к топливопроводу высокого
давления первого цилиндра; включить
клавиш 9 «Сеть»; установить клавиш 6 на
200Р и нажать на клавиш 7. Медленно
поворачивая коленчатый вал, измерить
прибором 4 давление начала подачи топлива
к форсунке и по его значению (3,5—4,5 МПа),
определить техническое состояние
плунжерной пары и нагнетательного
клапана первой секции ТНВД. Затем,
подключая преобразователь 11 к другим
топливопроводам согласно порядку работы
цилиндров двигателя, определить
работоспособность всех секций ТНВД.
Герметичность нагнетательных клапанов
определяется по остаточному давлению
0,15—0,2 МПа в течение 2 мин после
дополнительного; проворачивания
коленчатого вала. Давление топлива в
магистрали на входе в ТНВД должно быть
0,05—0,1 МПа при 1300 мин-1
кулачкового вала насоса. Оно определяется
подключением преобразователя 11, который
при работе двигателя вырабатывает
импульсы напряжения, пропорциональные
давлению распределительного вала, за
один оборот распределительного вала
вырабатывается один импульс.
Для измерения угла
опережения впрыска топлива необходимо
установить минимальную частоту вращения
коленчатого вала двигателя, включить
клавиш 6 на 15° и с помощью осветителя 1
проверить совмещение контрольных меток
на картере двигателя и на шкиве, а затем
на приборе 4 измерить угол опережения
впрыска.
Испытания ТНВД на
специальных стендах моделей СТДА или
СТАР-12, НС-101 (108) (рис.37) производятся по
следующим параметрам: производительность
топливоподкачивающего насоса; начало,
величина и равномерность подачи топлива
секциями насоса высокого давления,
работа муфты опережения впрыска.
Стенд состоит из
двух основных частей: гидравлической
и электромеханической, смонтированных
на рабочем столе 10, где к шпинделю 8
крепится испытуемый ТНВД. На стенде
установлены измерительные приборы:
тахометр 4; манометры 5 и 3, указывающие
давление топлива на входе в ТНВД; мерные
колбы 7; электрический пульт 11; ручка
регулировки частоты вращения шпинделя
1; вакуумметр 2; комплект эталонных
форсунок 6; кран управления гидросистемой
стенда; рычаг переключения 9.
Последовательность работ:
1.
Испытания топливоподкачивающего насоса
производятся при частоте вращения
кулачкового вала 1300 мин-1.
Его производительность должна быть не
менее 2,5 л/мин при разрежении на всасывании
не менее 0,022 МПа и противодавлении 0,08—
0,01 МПа, а создаваемое давление не менее
0,4 МПа при полностью перекрытом сечении
нагнетательного топливопровода и
разрежении не менее 0,052 МПа при полностью
перекрытом сечении всасывающего
топливопровода.
Таблица
2.3.
Порядок
подачи топлива секциями ТНВД
Модель двигателя | |||||||
ЗИЛ-645 | ЯМЗ-740 | ЯМЗ-238 | ЯМЗ-236 | ||||
№ секций | Угол | № секции | Угол | № секций | Угол | № секций | Угол град |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
2 | 45 | 8 | 45 | 3 | 45 | 4 | 45 |
8 | 90 | 4 | 90 | 6 | 90 | 2 | 120 |
4 | 135 | 5 | 135 | 2 | 135 | 5 | 165 |
3 | 180 | 7 | 180 | 4 | 180 | 3 | 240 |
6 | 225 | 3 | 225 | 5 | 225 | 6 | 285 |
5 | 270 | 6 | 270 | 7 | 270 | — | — |
7 | 315 | 2 | 315 | 8 | 315 | — | — |
2. Начало подачи
топлива секциями ТНВД определяется
углом поворота кулачкового вала насоса
и началом движения топлива в моментоскопе,
установленном на штуцере первой секции.
Момент начала движения топлива в
моментоскопе фиксируется на лимбе
стенда. Если угол, при котором начинается
подача топлива первой секцией ТНВД,
условно принять за 0°, то остальные
секции должны начинать подачу топлива
в следующем порядке (табл. 2.3).
Неточность интервала
между началом подачи топлива любой
секции насоса относительно первой
допускается не более ±30′.
Регулировка начала
подачи топлива производится на двигателях
ЗИЛ-645 и ЯМЗ-740 регулировочными прокладками
пяты толкателя за 40 + 41° до оси симметрии
профиля кулачка, а на Двигателях ЯМЗ-236
и -238 регулировочным болтом толкателя
за 37—38° до оси симметрии профиля кулачка.
3. Равномерность
подачи топлива ТНВД определяется в
следующей последовательности: проверить
герметичность нагнетательных клапанов
при выключенной подаче в течение 2 мин
под давлением 0,15-0,2 МПа;
проверить давление
топлива на входе в насос высокого
давления (0,05-0,1 МПа) при максимальных
оборотах его кулачкового вала, в течение
1 мин измерить значение величины и
определить равномерность подачи топлива
каждой секцией насоса.
Средняя
цикловая подача должна быть равной
1024-104 см3/
мин для ТНВД модели 33 и 33-01 двигателей
ЯМЗ-740 и ЗИЛ-645, а для двигателей ЯМЗ-236 и
ЯМЗ-238—106,-110,2 см3/мин
при соответствующих частотах вращения
кулачкого вала 1300 и 1030 мин. Значение
величины подачи топлива регулируется
путем поворота корпуса секции (ЯМЗ-740)
относительно корпуса насоса или смещением
поворотной втулки (ЯМЗ-236).
4. Установка угла
опережения впрыска топлива для двигателей
ЯМЗ-236 производится по совмещению меток
на шкиве коленчатого вала и крышке
шестерен распределения (рис. 38, а), а
также меток на маховике и его картере
(рис. 38, б). При этом должны совместиться
метки на торце муфты опережения впрыска
с риской на указателе крышки ТНВД.
Установочный угол опережения должен
быть 21° (для ЯМЗ-238—14°). Его регулировка
производится поворотом муфты за счет
овальных отверстий на фланце полумуфты
при отпущенных гайках их крепления. На
двигателе ЯМЗ-740 угол опережения впрыска
топлива определяется фиксатором и
отверстием на маховике.