Содержание
Проверка генератора Уаз Хантер, его регулятора, ротора и статора
В процессе эксплуатации Уаз Хантер работа генератора контролируется с помощью вольтметра и контрольной лампы разряда аккумуляторной батареи на приборной панели. Нестабильная, по причине каких то неисправностей, работа генератора не обеспечивает нормальную зарядку аккумуляторной батареи, что может послужить поводом для выхода ее из строя. Проверка генератора включает в себя : его внешний осмотр и дефектовку, проверку контактных колец, выпрямительного блока, регулятора напряжения, ротора и статора.
Проверка генератора Уаз Хантер.
Основные типы генераторов устанавливаемые на Уаз Хантер и их возможные неисправности рассмотрены в предыдущем материале. Для проверки и поиска неисправностей генератора его необходимо снять с автомобиля и разобрать.
Осмотр и дефектовка.
Проверка генератора начинается с его внешнего осмотра, в ходе него надо особо тщательно проверить обе крышки генератора — со стороны привода и контактных колец, и их подшипники.
Если в крышках обнаружены трещины, особенно в местах крепления генератора, то надо их заменить в сборе.
Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, обнаружаться повреждения защитных колец, потеки смазки, то подшипник необходимо заменить. Если на уплотнительной прокладке подшипника крышки со стороны контактных колец обнаружаться признаки старения, то ее надо заменить.
Проверка контактных колец.
Незначительно загрязненнные контактные кольца надо протереть чистой тряпкой смоченной в бензине. Если при осмотре контактных колец обнаружены задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и тому подобное, то кольца необходимо прошлифовать.
Если повреждение колец не удается сразу вывести шлифовкой, то можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать. После проточки надо проверить биение колец с помощью индикатора. Предельно допустимое биение 0.08 мм. Если величина биения превышает указанную, то статор надо заменить.
Проверка выпрямительного блока.
Для проверки исправности диодов выпрямительного блока генератора надо подсоединить один провод тестера к массе, а второй к выводу диода, а затем поменять их местами. Диод должен пропускать ток только в одну сторону, если он пропускает ток в обе стороны, то значит неисправен.
Проверка регулятора напряжения.
Исправность регулятора проверяется контрольной лампой на 12 Вольт, которая подсоединяется к щеткам. Напряжение 12 Вольт подается : «+» на клемму, «-» на массу щеткодержателя. При этом контрольная лампа должна гореть. Если она не горит, то регулятор напряжения необходимо заменить.
На исправном регуляторе щетки в щеткодержателе должны перемещаться легко. Если их заклинило, то необходимо заменить щеткодержатель в сборе. Замене также подлежат щетки со сколами, трещинами или другими дефектами.
Величина выступания щеток из щеткодержателя в свободном состоянии должна быть не менее 4.5 мм, в противном случае необходимо заменить щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.
Проверка ротора генератора.
Сопротивление обмотки ротора генератора проверяется тестером, подключив его к контактным кольцам. Если тестер покажет бесконечность, то значит в обмотках обрыв и ротор нужно заменить. Для проверки наличия замыкания обмотки на корпус ротора, надо один щуп тестера подсоединить к корпусу ротора, а второй поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях должно показывать бесконечность.
Проверка статора генератора.
На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания ротора об статор. В противном случае надо заменить подшипники вала ротора или крышки генератора. Наличие замыкания обмоток статора на корпус проверяется с помощью контрольной лампы на 12 или 220 Вольт.
Один вывод контрольной лампы подсоединяется к выводу обмотки статора, а второй — через источник тока к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, это означает, что в обмотке есть замыкание и необходимо заменить статор или обмотку. Проводимость обмоток статора проверяется тестером, подсоединив его провода к выводам обмотки.
Если тестер покажет сопротивление, то обрыва нет.
Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
На автомобиле может быть установлен генератор одного из трех типов:
Г250П2 — со щеточным узлом, встроенным выпрямителем и выносным регулятором напряжения
Генератор Г250П2: 1 — крышка подшипника; 2 — втулка; 3 — задний шарикоподшипник; 4 — вывод «III»; 5 — щеткодержатель; 6 — щетки; 7 — обмотка статора; 8 — статор; 9 — обмотка ротора; 10 — ротор; 11 — передняя крышка; 12 — крыльчатка; 13 — шкив; 14 — шпонка; 15 — втулка; 16 — передний шарикоподшипник; 17 — передняя крышка; 18 — крышка подшипника; 19 — втулка; 20 — вал ротора; 21 — контактные кольца; 22 — выпрямительный блок; 23 — задняя крышка
665.3701-01 (и др. модификации) или 161.3771 — со щеточным узлом, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения
Г700А.30 или 957.3701-10 — бесщеточные, со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения
Генератор 665.
3701: 1 — шкив; 2 — шпонка; 3 — крыльчатка; 4 — втулка; 5 — передний шарикоподшипник; 6 — передняя крышка; 7 — обмотка статора; 8 — статор; 9 — обмотка ротора; 10 — ротор; 11 — выпрямительный блок; 12 — контактные кольца; 13 — задний шарикоподшипник; 14 — кожух; 15 — регулятор напряжения; 16 — вывод «+»; 17 — конденсатор; 18 — вывод; 19 — кожух регулятора напряжения; 20 — задняя крышка; 21 — вал ротора; 22 — стяжной болт; 23 — втулка; 24, 25 — крышки подшипника
Генератор представляет собой электрическую, трехфазную, синхронную машину переменного тока.
Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Генератор шарнирно установлен на блоке цилиндров двигателя и имеет натяжное устройство для регулировки натяжения приводного ремня.
Статор и крышки генератора стянуты между собой четырьмя болтами с гайками.
Вал ротора вращается в двух закрытых шариковых подшипниках, установленных в крышках.
Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора.
Выпрямительный блок состоит из шести диодов, запрессованных в две алюминиевые пластины, закрепленные на задней крышке генератора.
Встроенный регулятор напряжения — интегральный, ремонту не подлежит. Он закреплен внутри генератора под кожухом
Автомобили с генератором Г250П2 комплектуются выносным регулятором напряжения 2702.3702, который имеет переключатель, позволяющий менять регулируемое напряжение
На заводе переключатель устанавливают в среднее положение.
Напряжение от регулятора подводится к обмотке ротора через две щетки и медные контактные кольца.
Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках.
Поток воздуха создается центробежным вентилятором, установленным на валу ротора.
Включаем зажигание (не пуская двигатель). Вольтметр при этом будет показывать напряжение на выводах аккумуляторной батареи.
Пускаем двигатель — напряжение должно увеличиться.
Если это не так, может быть неисправен регулятор напряжения, повреждены обмотки генератора (обрыв или замыкание), окислены или замаслены контактные кольца, изношены или «зависли» щетки.
Чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, включаем мощные потребители тока (фары, вентилятор отопителя, аварийную сигнализацию и очиститель ветрового стекла).
При изменении оборотов коленчатого вала двигателя от средних до высоких, с исправным регулятором напряжение должно оставаться в пределах 13,5–14,8 В.
Снятие генератора. На примере генератора 6631.3701
Отключаем аккумуляторную батарею
Отворачиваем болт верхнего крепления генератора и снимаем ремни привода агрегатов
Записываем или запоминаем порядок подсоединения проводов к генератору
Откручиваем ключом на 10 гайку крепления наконечника провода к выводу «В»
Снимаем наконечник провода с вывода «В»
Откручиваем ключом на 10 гайку крепления наконечника провода, удерживая гайку вывода «+»
Снимаем наконечник
Откручиваем ключом на 17 гайку переднего болта нижнего крепления генератора, удерживая болт ключом на 14
Также откручиваем гайку другого болта нижнего крепления генератора
Вынимаем болты и снимаем генератор
Устанавливаем генератор в обратном порядке
Возможные неисправности генератора и методы устранения
Нет зарядки аккумулятора
— Проскальзывание ремня привода генератора
Отрегулировать натяжение ремня
— Износ или зависание щеток генератора
Очистить щеткодержатель от пыли, проверить усилие щеточных пружин.
Поврежденные или изношенные щетки заменить
— Подгорание контактных колец
Зачистить или при необходимости проточить контактные кольца
— Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения
Устранить обрыв цепи
— Задевание ротора за полюса статора
Проверить подшипники и их посадочные места. Изношенные и поврежденные детали заменить
— Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
— Обрыв проводов от клемм «+» или «В» (Ш)
Устранить неисправность
— Обрыв или короткое замыкание на «массу» обмотки возбуждения
Заменить ротор
— Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока
Заменить неисправные диоды или выпрямительный блок
— Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора
Заменить статор
Перезарядка аккумулятора
— Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
— Большое падение напряжения в цепи запитки интегрального регулятора напряжения
Проверить надежность контактов в цепи запитки регулятора (цепь к клемме «В» (Ш) генератора)
Нет полной отдачи генератора (несмотря на разряженный аккумулятор)
— Проскальзывание ремня привода генератора
Отрегулировать натяжение ремня
— Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
— Межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз обмотки статора
Заменить статор с неисправной обмоткой
— Повреждение одного из диодов выпрямительного блока
Заменить неисправные диоды или выпрямительный блок
Быстрый износ щеток и контактных колец
— увеличение биения контактных колец
Проточить и прошлифовать контактные кольца
— попадание масла на контактные кольца
Протереть контактные кольца и щетки тканью смоченной в бензине
Повышенный шум генератора
— Ослабла гайка шкива генератора
Подтянуть гайку
— Износ подшипников
Заменить подшипники
— Задевание ротора за полюса статора
Заменить изношенные и поврежденные детали
— Выработка в крышке посадочного места под подшипник
Заменить крышку генератора или генератор
Ускоренный износ ремня привода генератора
— Увеличенный дисбаланс шкива или ротора
Проверить и устранить дисбаланс, если он превышает 10 г•см
— Повреждения шкива коленчатого вала или генератора
Заменить поврежденный шкив (вы)
— Смещение шкива генератора по оси относительно шкива коленчатого вала
Отрегулировать положение кронштейна генератора на двигателе или заменить кронштейн
— Чрезмерное натяжение ремня
Отрегулировать натяжение
Устройство и снятие генератора автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Автомобиль может комплектоваться одним из трех типов генератора:
Г250П2 — со щеточным узлом, встроенным выпрямитель и внешний регулятор напряжения
Генератор Г250П2: 1 — крышка подшипника; 2 — втулка; 3 — задняя шаровая опора; 4 — выход «III»; 5 — щеткодержатель; 6 — щетки; 7 — обмотка статора; 8 — статор; 9 — обмотка ротора; 10 — ротор; 11 — передняя крышка; 12 — рабочее колесо; 13 — шкив; 14 — шпонка; 15 — втулка; 16 — передняя шаровая опора; 17 — передняя крышка; 18 — крышка подшипника; 19- втулка; 20 — вал ротора; 21 — контактные кольца; 22 — блок выпрямительный; 23 — задняя крышка
665.
3701-01 (и другие модификации) или 161,3771-с сборкой щетки, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения
G700A.30 или 957,3701-10-без кисти, со встроенным ректакрием и регулятором напряжения
Generator 665.3701: 1- шкив; 2 — ключ; 3 — рабочее колесо; 4 — втулка; 5 — передняя шаровая опора; 6 — передняя крышка; 7 — обмотка статора; 8 — статор; 9 — обмотка ротора; 10 — ротор; 11 — блок выпрямительный; 12 — контактные кольца; 13 — задняя шаровая опора; 14 — кожух; 15 — регулятор напряжения; 16 — вывод «+»; 17 — конденсатор; 18 — вывод; 19- кожух регулятора напряжения; 20 — задняя крышка; 21 — вал ротора; 22 — стяжной болт; 23 — втулка; 24, 25 — крышки подшипников
Генератор представляет собой электрическую трехфазную синхронную машину переменного тока.
Ротор генератора приводится в движение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Генератор шарнирно закреплен на блоке двигателя и имеет натяжитель для регулировки натяжения приводного ремня.
Крышки статора и генератора скреплены четырьмя болтами и гайками.
Вал ротора вращается в двух закрытых шарикоподшипниках, установленных в крышках.
Подшипники смазываются на весь срок службы генератора.
Выпрямительный блок состоит из шести диодов, запрессованных в две алюминиевые пластины, закрепленные на задней крышке генератора.
Встроенный регулятор напряжения — интегральный, неремонтопригодный. Крепится внутри генератора под кожухом
Автомобили с генератором Г250П2 комплектуются выносным регулятором напряжения 2702.3702, имеющим переключатель, позволяющий изменять регулируемое напряжение
На заводе переключатель установлен в среднее положение.
Напряжение от регулятора подается на обмотку ротора через две щетки и медные контактные кольца.
Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках.
Поток воздуха создается центробежным вентилятором, установленным на валу ротора.
Включить зажигание (без запуска двигателя). Затем вольтметр покажет напряжение на клеммах аккумулятора.
Запускаем двигатель — напряжение должно увеличиться.
Если это не так, возможно, неисправен регулятор напряжения, повреждены обмотки генератора (обрыв или короткое замыкание), окислены или замаслены контактные кольца, изношены или залипли щетки.
Для проверки работы регулятора напряжения включите мощные потребители тока (фары, вентилятор отопителя, сигнализацию и стеклоочиститель).
При изменении оборотов двигателя со средних на высокие при исправном регуляторе напряжение должно оставаться в пределах 13,5–14,8 В.
Снятие генератора. На примере генератора 6631.3701
Отключение аккумулятора
Откручиваем болт верхнего крепления генератора и снимаем приводные ремни агрегатов
Записываем или запоминаем порядок подключения проводов к генератору
Откручиваем гайку наконечника провода к клемме «В» ключом на 10
Снимаем наконечник провода с контакта «В»
Откручиваем гайку наконечника провода ключом на 10, удерживая гайку клеммы «+»
Снимаем наконечник
Откручиваем гайку переднего болта нижнего крепления генератора ключом на 17 ключ, удерживая болт ключом на 14
Также откручиваем гайку другого болта нижнего крепления генератора
Откручиваем болты и снимаем генератор
Устанавливаем генератор в обратной последовательности
Возможные неисправности генератора и способы устранения
Аккумулятор не заряжается
— Проскальзывание ремня привода генератора
Регулировка натяжения ремня
— Износ или примерзание щеток генератора
Очистить щеткодержатель от пыли, проверить усилие пружин щеток.
