Содержание
устройство, тех. обслуживание, самостоятельный ремонт
Буксировка прицепа массой почти тонну? Легко! Вооружённые силы уважают УАЗ 469 за его надёжность. Внедорожник отечественного производства пришёл на замену ГАЗ-69. Удачная конструкция основных узлов, схемы электрооборудования УАЗа 469 обеспечивает безотказность и выносливость автомобиля при любых погодных условиях.
Содержание
Электросхема УАЗ 469
Проводка УАЗа объединяет более 50 обязательных компонентов и устройств автомобиля. По схеме видно, что узлы автомобиля УАЗ 469 хорошо продуманы и подлежат самостоятельному ремонту даже в полевых условиях.
Генератор уазика
Генератор крепится на правой боковине картера силового агрегата. Между шкивами натягивается ремень для привода. Опора снизу для перемещения узла на небольшое расстояние обеспечивает его натяжение.
Внешний корпус на ранних моделях производился из стали, в новых сериях главным материалом является легкий сплав.
По бокам расположены крышки с подшипниками качения. На большинстве моделей задняя крышка используется для установки выпрямительного блока, щеток и регулятора напряжения.
Внутренняя схема генераторов начинается со статора, который используется для генерации тока. Он состоит из стальных листов, обмотанных проводом для формирования трехфазной обмотки. На внешней стороне статора есть вал с выемкой под шпонку для монтажа приводного шкива. Внутри на подшипниках вращается ротор. Это устройство из стальных втулок и обмоток. Вывод проводов для подключения генератора УАЗа прикреплён к коллектору. Крыльчатка, установленная перед шкивом, обеспечивает подачу холодного воздуха в прибор. Детали зафиксированы при помощи гаек. Щёточный пружинный узел используется, чтобы подвести напряжение возбуждения.
Замеры амперметром показывают, что ранние модели генераторов серии Г12 вырабатывают ток силой до 20А. Мощность модифицированного Г250 достигает 350 Вт.
Регулятор напряжения
Штатные советские модели регулятора РР 132А-0 в оригинале найти практически невозможно. Если произошла поломка, автовладельцы рекомендуют проложить к новому реле новую проводку, а старое переоборудовать на разъемы и штекеры, чтобы всегда можно было вернуть исходное состояние.
Популярный список запчастей для сбора электросхемы:
- реле ЗИЛ-131, УАЗ-ЭМ 67370227023702;
- электромагнитное реле 12В с кронштейном и пятью контактами;
- распределительный короб Gusi 8;
- недостающие провода.
АКБ
Учитывая возраст автомобиля, ему понадобится пусковой ток со значением не менее 750 А, номинал ёмкости 70-90 Ач в европейском корпусе от проверенных производителей.
Оптимальным выбором станет Pb/Sb или Sb/Sb аккумуляторы, потому что класс автомобиля славится нестабильным напряжением электропроводки.
АКБ меньшей ёмкости приведёт к постоянным перезарядкам генератора, в результате схема зарядки нарушится, и батарея будет хуже справляться с задачей электропитания. Аккумулятор большей ёмкости будет часто сталкиваться с недозарядкой, что приведёт к потере выгодных характеристик.
При правильной эксплуатации на автомобиль подойдёт АКБ любой ремонтопригодности. Вся разница заключается в стоимости обслуживании. 90% водителей не беспокоятся по этому поводу и ставят необслуживаемые аккумуляторы.
Система зажигания УАЗ 469
Запуск двигателя автомобиля возможен благодаря воспламенению горючей смеси в цилиндрах силового агрегата. Исправное зажигание на УАЗе позволяет завести машину в любых погодных условиях и температурных режимах.
Схема контактного зажигания УАЗ 469 надёжна, ей пользуются со времён появления первого автомобиля, но она не сравнится с возможностями бесконтактной модели. Автовладельцы стараются перенастроить отечественный механизм, чтобы улучшить работу силового агрегата.
Достигаются хорошие результаты:
- устойчивая работа двигателя на всех режимах;
- быстрый пуск охлаждённого двигателя;
- нормализация расхода топлива;
- возврат мощности к заводским показателям.
У схемы замка зажигания УАЗ есть особенность: без предварительного выключения зажигания повторный запуск стартера блокируется. Также замок оснащён противоугонным запорным устройством.
У замка зажигания есть 3 положения:
- зажигание выключено (0). Работает только аварийка, сигнализация и габаритные огни.
- питание системы управления мотором (1). Работают генераторы возбуждения, мотор, фары и другие компоненты, требующие подачу электричества;
- подача питания 1-2 секунды на стартер для запуска двигателя (2) с последующим переходом ключа в исходное положение (1).
Стартер УАЗ 469
Электрический УАЗ имеет электродвигатель, установленный с левой стороны мотора.
Потребляя постоянный ток, стартер обладает последовательной обмоткой возбуждения, оснащен тяговым реле и приводом с муфтой свободного хода.
Электрическая энергия от аккумулятора поступает в первичную обмотку, в это время реле толкает приводной механизм. Происходит зацеп с маховиком двигателя, и совершается вращательное движение. Маховик движется, все рабочие части перемещаются и силовой агрегат запускается.
Проверку удерживающей и тяговой обмоток производят измерением сопротивления с помощью омметров.
Реле с неисправной катушкой быстро изнашивается. Концы клеммных болтов должны быть чистыми. Если наконечник успел чрезмерно перегореть, его следует повернуть на 180°. Также следует исключить сильный износ контактных дисков электрооборудования.
Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ
Концепцию системы освещения, световой сигнализации машины составляют поворотные фары, передние фонари, боковые поворотники, задние фонари, сигналы заднего хода, подсветка номерного знака, приборов, кабины, подкапотного пространства, а также переключателей для управления этими устройствами.
Фара имеет полуразборный оптический компонент с двухнитевой лампочкой. Нижняя нить лампы мощностью 50 Вт расположена в фокусе отражателя, она обеспечивает дальний свет. Верхняя нить мощностью 40 Вт отвечает за ближний свет.
Несмотря на хорошую герметичность, пыль со временем может проникнуть внутрь оптики. Обслуживание фар состоит в регулировке и замене неисправных ламп, удаления пыли с корпусов фар и оптических элементов. Для очистки необходимо снять фару, не разбирая ее, тщательно промыть чистой водой с помощью ватного тампона через отверстие и высушить.
Нужно регулярно проверять чистоту проводов и надежность соединений в цепях освещения, состояние центрального и ножного переключателей.
Контрольно-измерительные приборы УАЗ
Для обеспечения надежной и долговечной работы необходимо контролировать состояние и работу отдельных механизмов автомобиля. Основные механизмы управления УАЗа 469 объединены панелью приборов, установленной на передней панели кузова (амперметры, вольтметры уаза, датчики давления масла, датчики температуры воды в блоке цилиндров, датчики уровня топлива и реле поворотов одинковы с УАЗом буханка).
Указатель работает в паре с датчиками давления масла, температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Спидометр определяет скорость и пройденное расстояние, учитывает работу и износ деталей, узлов, агрегатов автомобиля. Контрольные лампы сигнализируют о перегреве жидкости радиатора и аварийном давлении масла.
Техническое обслуживание электрооборудования
Таблица 1 — Техническое обслуживание основного электрооборудования
| Электрооборудование | Рекомендации по ТО |
| Аккумулятор | Батарея всегда должна содержаться в чистоте. При подготовке АКБ к эксплуатации ее утепляют, доводят плотность электролита до нормы проверяют напряжение под нагрузкой. |
| Генератор | Проверка и регулировка натяжения приводного ремня генератора. Осмотр и очистка наружной поверхности. При необходимости подтягивание креплений. |
| Реле стартера УАЗа | Осмотр и очистка наружной поверхности. При необходимости подтягивание крепления. |
| Переключатель света фар, стоп-сигнала | Очистка поверхности и клемм от грязи. |
| Фары | Проверка установки, крепления и действия фар. При необходимости регулировка направление светового потока. |
| Катушка зажигания | Недопустимо загрязнение или замасливание контактов и проводов, необходимо периодически их протирать. |
Чтобы система зажигания работала нормально, особенно при низкой температуре, дополнительно нужно следить за чистотой проводов высокого напряжения. Нельзя допускать их окисления в местах соединений.
Возможные неисправности и способы их устранения
Таблица 2— Устранение основных неисправностей УАЗа
| Неисправность | Устранение |
| Нет заряда аккумуляторной батареи | Проверка натяжения ремня привода генератора и состояния щеток. Проблема может возникать из-за износа контактных колец или задевания ротора.![]() |
| Шум при работе генератора | Износ подшипников или их посадочных мест на крышках. Изношенные и поврежденные детали требуют замены. |
| Закоротил провод включения кондиционера | Предохранители УАЗ 469 — самая уязвимая часть автомобиля. Для ремонта нужно удалить штатные контакты гнезда предохранителя, разогрев место их припоя, и выдернуть их плоскогубцами. Место верхнего контакта в блоке предохранителей рассверлить под размер провода и впаять его. |
| Дребезжащий звук при работе клаксона | Возникает из-за плохого контакта или появления трещин на мембране. Для ремонта требуется проверить состояние проводки и точек соединения. |
| Замыкания в цепи | Потребуется пройти по всем элементам, подключенным к данному проводу. Каждый потребитель отсоединяется от сети и отдельно проверяется на работоспособность. При обгорании изоляции на жгутах проводки требуется замена. |
| Отсутствие искры | Связано с пробитой катушкой или крышкой, а также некорректной регулировкой угла опережения. Возможна поломка коммутаторного устройства. Для ремонта требуется заменить поломанные узлы и произвести настройку момента подачи искры. |
Заключение
До середины 80-х годов применялась упрощенная схема электропроводки, но после проведенной модернизации обозначение автомобиля сменилось на УАЗ 3151. Приходилось сталкиваться с проблемами или недочётами схемы электрооборудования УАЗ 469? Расскажите подробнее о своём опыте в комментариях.
Электронное, контактное, двухконтурное и бесконтактное зажигание на УАЗ: настройка системы своими руками
02.03.20232 244 0 3 УАЗ
Автор:Иван Баранов
Правильная работа системы зажигания влияет на функциональность автомобильного двигателя в целом.
Неполадки в работе хотя бы одного элемента системы приведут к проблемам в функционировании мотора, что отразится на комфорте во время движения. Как работает бесконтактное зажигание на УАЗ, какие бывают виды систем и как произвести регулировку угла опережения? Об этом читайте ниже.
Содержание
- 1 Принцип работы системы зажигания
- 1.1 Порядок зажигания
- 2 Основные элементы СЗ
- 3 Виды СЗ на УАЗовских авто
- 4 Руководство по настройке зажигания
- 4.1 Фотогалерея «Самостоятельная корректировка УОЗ»
- 5 Видео «Пошаговая инструкция по установке электронного зажигания на УАЗ»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Принцип работы системы зажигания
Отличительной особенностью бесконтактного зажигания является то, что функциональность такой системы не зависит от размыкания контактов. Основную функцию формирования и преобразования искры исполняет транзисторное коммутаторное устройство, а также дополнительный датчик.
Благодаря тому, бесконтактная система не зависит от качества и чистоты поверхности контактов, формирование искры будет более эффективным. Но, как и в контактной системе, конструкция БСЗ подразумевает использование распределительного механизма. Назначение последнего заключается в своевременной подаче напряжения на свечи.
Принцип действия состоит в следующем:
- При запуске мотора в первую очередь вращается коленчатый вал.
- Во время вращения распределяющий механизм образует сигналы напряжения, которые передаются на коммутирующее устройство. Последний предназначен для образования тока в первичной обмотке.
- Когда происходит прерывание во вторичной обмотке, формируется ток повышенного напряжения. Этот ток поступает на основной контакт распределителя, откуда подается на свечи по высоковольтным кабелям.
- Свечи зажигания подают искру для возгорания горючей смеси. Если обороты вращения коленвала увеличиваются, в работу вступает центробежный регулятор, которые корректирует угол опережения.
Если меняется нагрузка на двигатель внутреннего сгорания, то корректировкой УОЗ занимается вакуумный регулятор.
Порядок зажигания
Порядок такой:
- сначала искра поступает на первый цилиндр;
- затем на цилиндр 2;
- потом на четвертый цилиндр;
- в завершение — на третий.
Основные элементы СЗ
Как устроено контактное или электронное двухконтурное зажигание:
- Аккумулятор и генераторный узел — это два основных источника питания. АКБ работает при попытке запуска мотора, а генератор вступает в работу после старта ДВС.
- Замок, может быть механическим или электрическим, зовется выключателем. Замок используется для подачи импульса напряжения в электросеть и СЗ, а также для передачи напряжения на втягивающее реле.
- Накопительный узел, допускается использование индуктивных и емкостных устройств. Из названия понятно, что этот механизм используется для скопления и последующего преобразования сигнала для образования разряда на свечах.

- Сами свечи. Устройство изделия включает в себя корпус с двумя или большим количеством электродов, которые расположены относительно друг друга на расстоянии 0.15-0.25 мм. Электрод — это фарфоровый изолятор, установленный на стальную резьбу. Посредине располагается центральный проводник, это и есть электрод, а функцию второго электрода выполняет резьба.
- Распределительный механизм или коммутатор, возможно одновременное использование этих устройств. Назначение заключается в передаче энергии в определенный момент времени на свечи. На УАЗ в основном используются трамблеры, к ним подключаются высоковольтные провода, по которым подается напряжение.
Если автомобиль оборудован коммутатором, то этот узел представляет собой электронное устройство для формирования сигналов катушкой. Коммутатор устанавливается в цепь питания первичного обмоточного устройства, когда на него поступает импульс от управляющего модуля, происходит разрыв питания. Это способствует образованию напряжения самоиндукции.
Современные системы оборудуются блоком управления системой. БУ — это микропроцессорный девайс, позволяющий определить момент подачи сигнала на катушку, при этом основываясь на информации, полученной от кислородного, температурных датчиков, а также контроллеров распредвала и положения коленчатого вала. - Вне зависимости от системы, для соединения распределителя и свечей используются высоковольтные провода. Кабеля оснащаются проводников спиралевидной формы с повышенной изоляцией (автор видео — BOB4iK90).
Виды СЗ на УАЗовских авто
Виды систем:
- Контактная. В такой СЗ используется механический распределитель, осуществляющий накопление и распределение импульсов по цилиндрам. Данный тип систем считается морально устаревшим, она используется на более старых авто. Впоследствии контактные системы стали оснащаться транзисторными коммутирующими устройствами, из-за чего они стали зваться контактными транзисторными.

- Бесконтактные. Устройство таких СЗ подразумевает использование коммутатора и бесконтактного контроллера, которые взаимодействуют между собой. В качестве прерывательного механизма используется коммутатор, напряжение распределяется по свечам с помощью трамблера.
- Современный вариант — электронные СЗ. В таких системах применяется электронный управляющий модуль, который осуществляет управление процедурой скопления и распределения тока. В первых электронных системах на УАЗах использовался модуль, позволяющий одновременно управлять не только СЗ, но и системой впрыска горючего (видео опубликовал Олег Левашов).
Руководство по настройке зажигания
Предлагаем ознакомиться с процессом настройки на примере бесконтактной СЗ своими руками:
- Для начала нужно отключить зажигание и открыть капот. Найдите коленвал и выставьте его в такое положение, которое будет соответствовать моменту опережения в пять градусов.
При выставлении коленчатого вала нужно добиться совпадения средней отметки, расположенной на шкиве, с отметкой на крышке блока. В таком положении на цилиндре под номером 1 окончится такт сжатия, это считается верхней мертвой точкой. Если трамблер не демонтирован с мотора, то верхнюю мертвую точно можно определить в результате демонтажа крышки трамблера.
Бегунок устройства необходимо выставить напротив внутреннего контакта, он подключен к высоковольтнику, идущему на свечу цилиндра 1. Если вы не знаете, как правильно выставить коленвал, то можно по-другому найти положение ВМТ. Для этого свечным ключом выкрутите свечу из первого цилиндра и демонтируйте ее, а технологическое отверстие закройте бумажной пробкой. Затем с помощью ключа покрутите коленвал. Когда из отверстия пойдет воздух, который вытолкнет пробку, это говорит о том, что цилиндр попал в ВМТ. - После этого вам понадобится ключ на 10, этим инструментом надо ослабить болт октан-корректора и выставить его шкалу на ноль, это примерно середина.
Тем же ключом необходимо ослабить болт, который крепит пластину корректора. Далее, корпус распределителяющего механизма проворачивается до момента, пока не совпадут метки. В частности, имеются в виду отметка на статоре, а также красная метка на роторном механизме. При совмещении отметок распределитель нужно зафиксировать в этом положении и закрутить болт. - Перед регулировкой удостоверьтесь в том, что бегунок располагается напротив контакта цилиндра 1. В соответствии с порядком зажигания, убедитесь, что провода от трамблера правильно подключены к свечам.
- Теперь надо проверить, правильно ли вы выполнили все действия, диагностика производится во время движения. Вам нужно прогреть автомобильный мотор до температуры около 80-90 градусов, сесть за руль и начать движение. Машину следует разогнать до скорости 60 км/час на третьей передаче, затем включить четвертую и резко нажать на газ. В результате вы услышите, как из-под капота стала раздаваться детонация, металлический стук, похожий на стучание клапанов.
Детонация должна исчезнуть спустя 1-3 секунды после появления.
Если все произошло так, то УОЗ откорректирован верно. Если же детонация длится более трех секунд, то УОЗ выставлен слишком большой, тогда с помощью октан-корректора его надо уменьшит на одну метку. При полном отсутствии детонации желательно увеличить УОЗ. После дополнительной корректировки нужно еще раз произвести диагностику выполненных действий.
Фотогалерея «Самостоятельная корректировка УОЗ»
Загрузка …
Видео «Пошаговая инструкция по установке электронного зажигания на УАЗ»
Вкратце о том, как самостоятельно произвести установку электронной системы, вы можете узнать из ролика, опубликованного ниже (материал снят и обнародован каналом Auto Garage).
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (75.
00%)
Нет (25.00%)
Регулятор напряжения в сборе РР132А-3702010 к а/м УАЗ-469
Я согласен с пользовательским соглашением
Я согласен получать новости
Отзывы клиентов (0)
Добавить отзыв
Качество обслуживанияОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно
Удобство использования веб-сайтаОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно
Качество товараОтличноеХорошееНормальноПлохоеУжасно
ДоставкаОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно
Загрузить
КАТЕГОРИЯ
- показать все автозапчасти
- Кузов 18
- Пол кузова 6
- Детали пола 6
- Body 5
- Ventilation of cabin UAZ 2
- Awning assembly 1
- front and rear door windows 2
- ront and rear door hinge and seals 1
- Ventilation and heating 1
- Двигатель 28
- Двигатель 10
- Блок цилиндров 4
- Головка блока цилиндров 1
- Распределительный вал 1
- Смазочный масло.
Поддон бензобака 1 - Бензонасос 2
- Карбюратор 3
- Педаль акселератора и дроссельная заслонка 1
- Air filter 1
- Carburetor K131 1
- Coarse fuel filter 1
- Burnt gases exhaust system 2
- Muffler 2
- COOLING SYSTEM 4
- Radiator 3
- Водяной насос 1
- Трансмиссия 22
- Сцепление 5
- Сцепление 1
- Привод выключения сцепления 4
- Трансмиссия 7
- Трансмиссия 6
- Механизм контроля скорости 1
- Корпус 4
- поворотные кулаки УАЗ 469 1
- Задний мост 3
- ЗАДНИЙ МОСТ 3
- Ходовая часть
- Frame, bumpers and engine splash shields 2
- Front bumper 1
- Towing device 1
- Suspension 4
- Front springs 2
- Front Suspension Shock Absorbers 1
- Амортизаторы задней подвески 1
- Передний мост 1
- Стяжки 1
- Колеса 2
- Control
mechanisms 12 - Steering 3
- STEERING 3
- Brakes 9
- Brake Master Cylinder 1
- Hand (propshaft) brake 1
- Wheel brakes 3
- Трубопроводы гидравлических тормозов 2
- Тормоза задние и барабаны тормозные УАЗ 3151 2
- Электрооборудование
18 - Electrical equipment 17
- Generator 1
- Voltage control box 1
- Storage Battery 1
- Induction coil 2
- Distributor 1
- Headlamps 2
- Cowl lamp 1
- Фонарь задний 1
- Соединительные электрические провода 2
- Электроприборы 5
- Devices and sensors 1
- ACCESSORIES 6
- Tools and equipment 1
- Driver’s Tools 1
- Repair kits 5
- Window 6
- Window, assy 2
- Стеклоочиститель 4
- Детали по запросу
- документация
30022 1
.
2
СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОДУКТЫ
Уплотнение поворотного кулака (комплект)
69-2304052 69-2304053 69-2304055
6,30 долл.
США на покупку
Master Cylinder из тормоза и сцепления
21A-3505010
$ 131,25 до покупки
.
200-мерс
Подшипник опорной части промежуточного карданного вала (ГПЗ-530206)
12-2202083-А
18,90 $ Купить
Уплотнительная крышка люка
469-5304200-11
$ 6,65, чтобы купить
Уплотнение нижней двери (установка)
469-6107020
$ 28,98, чтобы купить
$ 21. 25 Купить
Распределитель зажигания УАЗ в защищенном исполнении
Р100
63 $ Купить
Цилиндр колеса переднего тормоза — левый
12-3501041
22,05 $ в распределителе зажигания, исполнение AZ
6 AZ, защищенный набор
P100 (SET)
$ 151,20, чтобы купить
Набор вмешательства по подавлению сопротивления (Cэ02)
80-14311
$ 5,04, чтобы купить
Уплотнение дверного удлинения
469-6117020-02
$ 25.
При необходимости подтягивание крепления.
Возможна поломка коммутаторного устройства. Для ремонта требуется заменить поломанные узлы и произвести настройку момента подачи искры.
Неполадки в работе хотя бы одного элемента системы приведут к проблемам в функционировании мотора, что отразится на комфорте во время движения. Как работает бесконтактное зажигание на УАЗ, какие бывают виды систем и как произвести регулировку угла опережения? Об этом читайте ниже.
Если меняется нагрузка на двигатель внутреннего сгорания, то корректировкой УОЗ занимается вакуумный регулятор.
Современные системы оборудуются блоком управления системой. БУ — это микропроцессорный девайс, позволяющий определить момент подачи сигнала на катушку, при этом основываясь на информации, полученной от кислородного, температурных датчиков, а также контроллеров распредвала и положения коленчатого вала.
При выставлении коленчатого вала нужно добиться совпадения средней отметки, расположенной на шкиве, с отметкой на крышке блока. В таком положении на цилиндре под номером 1 окончится такт сжатия, это считается верхней мертвой точкой. Если трамблер не демонтирован с мотора, то верхнюю мертвую точно можно определить в результате демонтажа крышки трамблера.
Тем же ключом необходимо ослабить болт, который крепит пластину корректора. Далее, корпус распределителяющего механизма проворачивается до момента, пока не совпадут метки. В частности, имеются в виду отметка на статоре, а также красная метка на роторном механизме. При совмещении отметок распределитель нужно зафиксировать в этом положении и закрутить болт.
Детонация должна исчезнуть спустя 1-3 секунды после появления.
Поддон бензобака 1 