Требования безопасности при работе с гсм: Меры безопасности при работе с ГСМ

Меры безопасности при работе с ГСМ

В данной статье хотелось бы напомнить вам о правилах хранения горюче-смазочных материалов и обращения с данными продуктами. Ведь вам приходится иметь дело с ГСМ ежедневно. Кому-то всего пару минут в день, а кому-то в течение всего рабочего дня. Стоит вспомнить о том, как простыми способами обеспечить себе здоровое и безопасное существование на рабочем месте. Все помнят о том, что уставы пишутся кровью. Стоит быть чуть внимательнее к содержанию данных документов, чтобы избежать негативных последствий, возникающих вследствие несоблюдения существующих норм.

Итак, приступим. Постараемся не усыплять ваше внимание техническими выражениями.

Как следует расположить склад ГСМ?


Ваше складское помещение – будь оно закрытым или открытым – должно соответствовать нескольким требованиям:


• Автотранспорт должен иметь максимально удобный подъезд к вашему складу;


• Автомобили должны иметь возможность свободно маневрировать в процессе погрузочно-разгрузочных работ;


• Рядом с местом хранения должна быть оборудована специальная разгрузочная площадка;


• Доставка ГСМ к местам пользования должна быть лёгкой;


• Вы должны иметь возможность вскрыть любую ёмкость и отлить из неё материал в чистом месте;


• Пустые бочки и возвратная тара должна храниться отдельно – в специально отведённом месте;


• Вы должны иметь возможность визуально контролировать состояние всех ёмкостей со смазочным материалом, а также без сложностей провести инвентаризацию.

Как складировать ГСМ на открытых площадках?


В течение короткого промежутка времени большую часть горюче-смазочных материалов разрешено складировать на открытых площадках, не боясь за их состояние. Повлиять на качество смазочных материалов могут сложные погодные условия в виде критически низких или высоких температур, проникновение воды в виде осадков. Тара с продуктом должна храниться на поддонах, в боковом положении, чтобы предотвратить попадание влаги внутрь. Исключение составляют бочки с пластичными смазками, которые следует располагать вертикально во избежание утечек из заливного отверстия. Малые ёмкости с ГСМ, при вынужденном хранении на воздухе, обязательно должны располагаться под навесом или защищаются от осадков куском брезента. Категорически запрещено хранение на открытых площадках материалов, имеющих в своём составе воду. Обратите внимание, что ряд продуктов следует складировать только в помещении. К данному ряду причисляются продукты, имеющие пищевой допуск, медицинские и белые масла, холодильные и электроизоляционные масла, пластичные смазки и чистые СОЖ.

Все ёмкости должны периодически осматриваться, чтобы не допустить течь тары, её коррозию, изменение состояния маркировки.

Как складировать ГСМ в закрытых помещениях?


Помещение для складирования смазочных материалов обязательно должно быть сухим, тёплым, хорошо проветриваемым. Следует помнить, что всё электрооборудование должно быть исправным, заземлённым.




Если площадь помещения невелика, то следует использовать его для складирования ёмкостей малого объёма и тех ГСМ, что нельзя хранить на открытом воздухе. Мы их перечислили в предыдущем разделе.


При расположении товара на полках следует избегать перегрева от близко расположенных источников тепла. Перегрев приводит к разрушению структуры самого материала, к испарению некоторых веществ и риску возгорания.

Как правильно принимать и работать с ГСМ?


Вы получили ёмкости со смазочными материалами? Вначале тщательно осмотрите их, чтобы исключить течь, коррозию тары. Проверьте маркировку, имеющуюся на таре и герметичность самой тары. Если вас смущает цвет продукта, его запах, консистенция или состояние тары, в которой данный продукт находится, отставьте его в сторону, а затем изолируйте. Обратитесь в представительство компании-поставщика с претензией.




Работая с ГСМ, используйте специальные чистые ёмкости. Пустые же ёмкости следует тщательно закупоривать, чтобы исключить случайное попадание в них смазочных материалов. Запрещается повторное использование пустой тары, в которой находился ранее смазочный материал. Ошибочное использование находящегося в использованной таре вещества может быть крайне опасным.


Ветошь, используемая вами в ходе работы, должна храниться в специальных закрывающихся ёмкостях. Чистая и использованная – раздельно.


Если вы случайно разлили масло, как можно скорее засыпьте место разлива адсорбентом или песком, чтобы предотвратить возникновение несчастного случая. После того, как масло впитается в агент, следует удалить его в специальный резервуар.

Представляют ли смазочные материалы опасность для окружающей среды и здоровья человека?


Соблюдение правил применения и перевозки смазочных материалов практически полностью исключают опасное воздействие материалов на внешнюю среду и состояние здоровья человека.


При работе с ГСМ следует соблюдать правила личной гигиены, требования к рабочей одежде. Не пренебрегайте необходимостью пользования перчатками, респираторами, очками. Конечно, следует избегать попадания материалов в дыхательные пути, в пищевой тракт и в избыточном объёме – на кожу. При малейшем недомогании после незащищённого контакта с ГСМ, обращайтесь за помощью к медработникам.


Нельзя сливать ГСМ на землю, в водоёмы, так как это крайне негативно отразится на состоянии окружающей среды. При возникновении утечек следуйте существующим инструкциям. При невозможности предотвратить беду своими силами – обращайтесь по телефону экстренной службы в МЧС.

Какие меры противопожарной безопасности необходимо соблюдать при работе с ГСМ?


В норме, если смазка хорошо упакована, она не является источником пожарной опасности. Но вы знаете, что большинство данных материалов могут воспламеняться, гореть, а порой и взрываться при определённых обстоятельствах.




Постараемся избежать критических ситуаций. Внимательно осмотрите всё используемое оборудование. Оно в обязательном порядке должно быть исправно, и заземлено с целью предотвращения образования статического электричества. Вся тара должна находиться на удалении от источников тепла. В местах складирования ГСМ строго запрещено разводить огонь, курить, проводить сварочные работы.


Опилки, ветошь, бумагу, пропитанные маслами в ходе работ, следует собирать в специальных контейнерах из негорючего материала. Эти контейнеры непременно должны плотно закрываться, чтобы избежать контакта с огнеопасными материалами.

В местах складирования ГСМ оборудуются обозначенные места, оснащённые ящиками с песком или специальными адсорбентами. Там же должны находиться огнетушители, содержащие пену, порошок или углекислоту. Нельзя пытаться тушить возникший на складе ГСМ пожар при помощи воды. Горящее масло не перестаёт гореть, а будет просто плавать по поверхности воды, таким образом, распространяя пламя.

Вот мы и рассмотрели вкратце правила, соблюдение которых сохранит наше здоровье и жизнь. Помните о них! Желаем вам успехов в труде и крепкого здоровья!

XII. Общие требования охраны труда при эксплуатации складов горючих и смазочных материалов, пенообразователей и порошка \ КонсультантПлюс

XII. Общие требования охраны труда при эксплуатации

складов горючих и смазочных материалов, пенообразователей

и порошка

77. Складирование горючих и смазочных материалов (далее — ГСМ), пенообразователя и порошка осуществляется в отдельно стоящих помещениях.

В подразделениях пожарной охраны назначаются лица, ответственные за состояние, хранение, учет и использование горючих и смазочных материалов, пенообразователя и порошка.

78. Доставка пенообразователя и порошка на склады горючих и смазочных материалов, пенообразователя и порошка подразделений пожарной охраны осуществляется наиболее безопасными и удобными для погрузки и разгрузки способами в целях предупреждения травматизма, загрязнения тела, дыхательных путей человека и окружающей территории.

Емкости для хранения пенообразователя изготавливаются с антикоррозийной защитой и оборудуются удобной и безопасной сливо-наливной аппаратурой.

В помещениях складов вывешивается инструкция по охране труда при работе с порошками, горючими и смазочными материалами, пенообразователями.

79. ГСМ в металлической таре (бочках) хранятся в один ярус на деревянных подкладках (поддонах). Укладка бочек производится осторожно, пробками вверх, без ударов их одной о другую.

Пробки металлической тары завинчиваются ключами, исключающими возможность искрообразования. Запрещается открытие пробок металлической тары при помощи молотков, зубил и другого инструмента, не предназначенного для этого.

Не допускается хранение в помещении складов пустой тары, спецодежды, обтирочного материала.

80. Пролитый бензин удаляется с применением песка, опилок, хлорной извести или теплой воды.

81. Заправка пожарных автомобилей горюче-смазочными материалами производится при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков.

Запрещается заправка из канистр, ведер и других емкостей.

Во время заправки пожарных автомобилей личный состав пожарной охраны должен находиться за пределами кабины пожарного автомобиля. Заправка производится при помощи насосов в оборудованных для этого местах (площадках).

82. Площадка для заправки пожарных автомобилей должна иметь твердое покрытие из материалов, противостоящих воздействию нефтепродуктов и масел. Уклон площадки составляет не менее 0,02 м, но не более 0,04 м.

83. При заправке пожарного автомобиля пенообразователем личный состав пожарной охраны обеспечивается защитными очками (щитками для защиты глаз). Для защиты кожных покровов используются рукавицы и непромокаемая одежда. С кожных покровов и слизистой оболочки глаз пенообразователь смывается чистой водой или физиологическим раствором (2% раствор борной кислоты).

84. Заправка пожарных автомобилей порошком и пенообразователем осуществляется механизированным способом.

В случае заправки пожарных автомобилей вручную применяются мерные емкости, навесные (съемные) лестницы или передвижные площадки. Заправка пожарного автомобиля порошком и загрузка цистерны с помощью вакуумной установки и вручную осуществляются в соответствии с порядком, установленным технической документацией завода-изготовителя.

85. Вакуумная установка для заправки пожарных автомобилей порошком монтируется в проветриваемом помещении.

86. При использовании вакуумной установки для заправки пожарных автомобилей порошком проводится:

1) проверка крепления электродвигателя, электропроводов и вакуумнасоса, состояния полумуфты;

2) включение вакуумной установки только после подсоединения шланга загрузки порошка к крышке люка цистерны.

87. Загрузку порошка в цистерну вручную личный состав пожарной охраны осуществляет в респираторах и защитных очках.

88. Запрещается:

1) заправка пожарных автомобилей порошком в помещении гаража при работающем двигателе, соединение вакуумной установки с коммуникациями пожарного автомобиля металлическими трубами или шлангами с металлической спиралью, поскольку при нарушении изоляции проводов личный состав пожарной охраны может быть поражен электрическим током;

2) использование промежуточных емкостей для заправки пожарных автомобилей пенообразователем;

3) применение вблизи места заправки открытого огня, курение во время заправки.

Безопасная работа с нефтепродуктами

Группа управления безопасностью

Как и многие удобства современной рабочей площадки, нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и масло, настолько знакомы, что мы не дать им вторую мысль. Но это знакомство маскирует неотъемлемую опасность, связанную с этими продуктами.

При мысли об опасностях, связанных с нефтепродуктами, сразу приходит на ум возможность взрыва и возгорания. Однако это не единственные опасности. Контакт с парами нефтепродуктов или проглатывание их может быть очень опасным по ряду причин. Кроме того, случайное попадание этих продуктов в грунтовые воды или водоемы может привести к значительным экологическим последствиям.

Поэтому имеет смысл добавить работу с нефтепродуктами в список «знакомых» опасностей, к которым периодически возвращаются специалисты по технике безопасности. Без напоминаний о неотъемлемых опасностях и обзора шагов, которые можно предпринять для снижения опасностей, работникам слишком легко успокоиться и увеличить вероятность инцидента. В этой статье будет представлен краткий обзор опасностей, связанных с нефтепродуктами, превентивных мер и действий, которые необходимо предпринять в случае аварии.

Опасность пожара и взрыва
Воспламеняемость нефтепродуктов является одной из их основных опасностей. Пары, выделяемые этими продуктами, особенно опасны, поскольку они тяжелее воздуха и имеют тенденцию «скапливаться» в низменных местах, таких как раскопки, подвалы и ямы. Как правило, эти пары остаются в этих местах до тех пор, пока не появится достаточная вентиляция для их удаления.

Вот почему так важно хранить нефтепродукты в плотно закрытой таре, а разливать их только в помещениях с достаточной вентиляцией. Резервуары должны иметь соответствующие предупреждающие надписи, находиться на безопасном расстоянии от любых источников воспламенения или других резервуаров, содержащих легковоспламеняющиеся или реактивные материалы, а курение в непосредственной близости должно быть запрещено.

При заправке транспортных средств или оборудования рабочий должен оставаться на месте для защиты от переполнения или других потенциальных опасностей, которые могут вызвать утечку. Двигатели и другие потенциальные источники воспламенения, такие как вентиляторы и электроинструменты, должны быть полностью отключены во время заправки, и никто не должен курить в пределах 25 футов от места заправки.

Опасность для здоровья человека
Бензин и другие нефтепродукты могут повредить дыхательные ткани и повредить кожу и глаза. Как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие может привести к проблемам со здоровьем, которые могут усугубляться добавками, используемыми в топливе.

Многие из этих продуктов могут удалить защитный жир с кожи. В краткосрочной перспективе это может вызвать растрескивание и высыхание, но по мере того, как эти эффекты становятся более серьезными, они могут привести к ожогам и инфекциям (а при использовании топлива со свинцовыми добавками — к отравлению свинцом). Одежда, пропитанная топливом, будет постоянно подвергать воздействию топлива любую кожу, к которой она прикасается. Вот почему важно мыть все открытые участки кожи водой с мылом после контакта и часто менять одежду (или носить одноразовую одежду). Одной из лучших защитных мер является ношение устойчивых к топливу перчаток.

Нефтепродукты очень легко могут попасть в глаза при случайном трении или вытирании глаз после контакта с нефтью. Это еще одна веская причина часто мыть руки при работе с этими материалами. Если топливо попало в глаза, избегайте трения. Вместо этого промойте глаза, используя ванночку для глаз или бутылку с водой, и обратитесь за медицинской помощью.

Если рабочий проглотил нефтепродукты, не вызывать рвоту. Вместо этого немедленно доставьте пострадавшего в больницу или другое медицинское учреждение. Употребление бензина и других нефтепродуктов может серьезно повредить нервную систему и вызвать пневмонию.

Воздействие разливов на окружающую среду
Вы можете думать о разливах нефти с точки зрения того, что происходит, когда терпит крушение супертанкер или взрывается буровая установка, но даже крошечные разливы могут иметь огромные последствия. Даже медленная капля может отправить сотни галлонов в грунтовые воды или близлежащий ручей, а небольшое количество топлива может загрязнить питьевую воду, используемую целым сообществом. Вот почему федеральный закон о чистой воде требует, чтобы многие владельцы зданий и другие лица разработали планы реагирования на разливы нефтепродуктов.

Профилактика всегда является наиболее эффективным подходом, особенно потому, что большинство разливов происходит из-за невнимательности или других форм человеческой ошибки, или из-за отказа механических систем. Ключевой концепцией профилактики является регулярный осмотр резервуаров для хранения, клапанов, шлангов и трубопроводов, чтобы убедиться в отсутствии утечек или коррозии. Регулярное отслеживание поставок топлива и сравнение их с использованием может предупредить вас о небольших утечках.

В случае разлива быстрое реагирование с использованием правильных процедур может защитить имущество и воду. Первый шаг — остановить разлив, закрыв клапаны, поставив контейнеры вертикально и выполняя аналогичные действия. Затем ограничьте распространение разлива, используя абсорбирующие материалы или предметы, специально предназначенные для блокирования движения материала. Обо всех разливах следует сообщать руководителям, которые могут определить, должны ли быть уведомлены службы экстренного реагирования и государственные учреждения. После устранения разлива очистите участок, используя надлежащие процедуры. Использованные абсорбенты и другие материалы, возможно, потребуется утилизировать как опасные отходы.

1917.156 — Обращение с топливом и его хранение.

  1. По стандартному номеру
  2. 1917.156 — Обращение с топливом и его хранение.

1917.156 (а)

Жидкое топливо.

1917.156(а)(1)

Заправку топливом должны проводить только назначенные лица.

1917.156 (а) (2)

В случае утечки крышки заливных горловин должны быть заменены, а утечка утилизирована до запуска двигателей.

1917.156(а)(3)

Двигатели должны быть остановлены, и операторы не должны находиться на оборудовании во время операций по дозаправке.

1917.156(а)(4)

Курение и открытое пламя должны быть запрещены в местах, используемых для заправки топливом, хранения топлива или закрытого хранения оборудования, содержащего топливо.

1917.156(а)(5)

Оборудование должно заправляться только в специально отведенных местах.

1917.156(а)(6)

Жидкое топливо, не перекачиваемое насосом, должно обрабатываться и транспортироваться только в переносных контейнерах или эквивалентных средствах, предназначенных для этой цели. Переносные контейнеры должны быть металлическими, иметь герметичные крышки с винтовыми или пружинными крышками и должны быть снабжены носиками или другими средствами, позволяющими наливать, не расплескивая. Протекающие контейнеры не должны использоваться.

1917.156(а)(7)

Слив легковоспламеняющихся жидкостей на открытом воздухе из цистерн или других транспортных средств, оборудованных для подачи топлива на другое транспортное средство, допускается только в том случае, если:

1917.156(а)(7)(и)

Длина раздаточных шлангов не превышает 15,24 м (50 футов); и

1917.156(а)(7)(ii)

Все используемые раздаточные пистолеты с электроприводом относятся к автоматически закрывающемуся типу.

1917.156(а)(8)

Устройства для раздачи жидкого топлива должны быть снабжены легкодоступным и четко обозначенным запорным устройством, таким как выключатель или автоматический выключатель, для отключения питания в аварийной ситуации.

1917.156(а)(9)

Устройства для раздачи жидкого топлива, такие как насосы, должны быть установлены либо на бетонном острове, либо иным образом защищены от повреждений при столкновении.

1917.156(б)

Топливо сжиженный газ

1917.156(б)(1)

Места заправки.

1917. 156(б)(1)(и)

Оборудование, работающее на сжиженном газе, должно заправляться только в специально отведенных местах.

1917.156(б)(1)(ii)

Оборудование со стационарно установленными топливными баками должно заряжаться на открытом воздухе.

1917.156(б)(1)(iii)

Запрещается заправлять или хранить оборудование вблизи подземных входов, шахт лифтов или других мест, где может скапливаться газ или пары.

1917.156(б)(2)

Емкости для топлива.

1917.156(б)(2)(и)

При использовании съемных топливных контейнеров утечка топлива при замене контейнеров должна быть сведена к минимуму посредством:

1917. 156(б)(2)(я)(А)

Соединения автоматические быстроразъемные (замыкающиеся в обоих направлениях при отсоединении) в топливопроводах; или

1917.156(б)(2)(и)(Б)

Закрытие клапанов топливных баков и обеспечение работы двигателей до полного выработки остаточного топлива.

1917.156(б)(2)(ii)

Отверстия клапана сброса давления должны находиться в постоянном контакте с паровым пространством (верхней частью) баллона.

1917.156(б)(2)(iii)

Топливные контейнеры должны быть закреплены, чтобы предотвратить их расшатывание, соскальзывание или вращение.

1917.156(б)(2)(iv)

Контейнеры должны быть расположены таким образом, чтобы предотвратить повреждение контейнера. Если он находится внутри отсека, этот отсек должен быть вентилируемым. Контейнеры рядом с двигателем или выхлопной системой должны быть защищены от прямого теплового излучения.

1917.156(б)(2)(в)

Установка контейнера должна обеспечивать контейнеру, по крайней мере, дорожный просвет транспортного средства при максимальном отклонении пружины, которое должно быть до дна контейнера или до самого нижнего штуцера на контейнере или корпусе, в зависимости от того, что ниже.

1917.156(б)(2)(vi)

Клапаны и соединения должны быть защищены от повреждения при контакте. Для фитингов на съемных контейнерах должна быть предусмотрена постоянная защита.

1917.156(б)(2)(vii)

Дефектные контейнеры должны быть выведены из эксплуатации.

1917.156(б)(3)

Заправочные операции.

1917.156(б)(3)(и)

В той мере, в какой это применимо, операции по заправке сжиженным газом также должны соответствовать параграфу (а) настоящего раздела.

1917.156(б)(3)(ii)

Использование спичек или пламени для проверки герметичности запрещено.

1917.156(б)(3)(iii)

Контейнеры должны быть проверены перед перезарядкой и снова перед повторным использованием на следующее:

1917.156(б)(3)(iii)(А)

Вмятины, царапины и выбоины на сосудах под давлением;

1917. 156(б)(3)(iii)(Б)

Повреждение клапанов и указателей уровня жидкости;

1917.156(б)(3)(iii)(С)

Мусор в предохранительных клапанах;

1917.156(б)(3)(iii)(Д)

Утечка в клапанах или соединениях; и

1917.156(б)(3)(iii)(Е)

Износ или потеря гибких уплотнений в заправочных или сервисных патрубках.

1917.156(б)(4)

Хранение топлива.

1917.156(б)(4)(и)

Хранящиеся топливные контейнеры должны быть расположены таким образом, чтобы свести к минимуму воздействие чрезмерных температур и физические повреждения.

1917.156(б)(4)(ii)

Контейнеры не должны храниться вблизи выходов, лестниц или мест, обычно используемых или предназначенных для эвакуации.

1917.156(б)(4)(iii)

Выпускные клапаны контейнеров при хранении или транспортировке должны быть закрыты. Предохранительные клапаны должны соединяться с паровыми пространствами.

1917.156(б)(5)

Хранение и обслуживание автомобилей.

1917.156(б)(5)(и)

Транспортные средства, работающие на сжиженном газе, могут храниться или обслуживаться в гаражах или магазинах только при отсутствии утечек в топливной системе.