Законы :: от 0000-00-00 N 58
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА N 58
См. Организация и методика проведения лабораторно-практических занятий и Правила техники безопасности
Задание. Транзисторные коммутаторы ТК-102, ТК-200, выключатель зажигания ВК-350, свечи зажигания, установка зажигания.
Цель. Закрепить знания по устройству и работе транзисторных коммутаторов, выключателя и свечей зажигания; изучить последовательность установки зажигания на двигателе ЗМЗ-53.
Задание рассчитано на 3 ч.
Инструмент и приспособления. Ключи: плоские 9, 11, 12, 14, 17 мм; торцовый свечной 24 мм, отвертка 10х190 мм, рукоятка пусковая, пластинчатый и круглый щупы, ключ для регулировки зазора между электродами свечи, плоскогубцы 200 мм, контрольная лампа.
Последовательность выполнения задания | Технические условия и указания к выполнению | |
Коммутатор ТК-102 контактно-транзисторной системы зажигания | ||
1. | Снять крышку с корпуса монтажного коммутатора. | |
2. | Определить расположение транзистора ГТ701А. | |
3. | Определить место установки германиевого диода Д220 и кремниевого стабилитрона Д817В. | |
4. | Определить расположение резистора и конденсаторов, импульсного трансформатора. | |
5. | Выяснить назначение основных частей коммутатора. Рассмотреть на его корпусе расположение четырех зажимов. | Транзисторный коммутатор имеет четыре зажима с обозначениями Р, К, М и один — без обозначения. |
6. | Рассмотреть на монтажной схеме подсоединение коммутатора к другим узлам системы зажигания. | |
7. | Изучить по схеме работу контактно-транзисторной системы зажигания. | |
Коммутатор ТК-200 бесконтактной транзисторной системы зажигания | ||
1. | Рассмотреть расположение четырех клеммных разъемных соединений (внешним осмотром). | Коммутатор имеет два соединения: ВК-12 — для подсоединения в цепь аккумуляторной батареи; КЗ — для подключения катушки зажигания, Д — датчика распределителя; винтовой зажим М — для соединения с корпусом автомобиля. |
2. | Рассмотреть на монтажной схеме соединение коммутатора с другими узлами системы зажигания. | |
Выключатель зажигания ВК-350 | ||
1. | Отвернуть гайку с корпуса выключателя зажигания и вынуть запорный цилиндр. | |
2. | Снять с корпуса пластмассовую панель и вынуть из корпуса ротор, а из ротора — шарики и пружину фиксатора. | |
3. | Рассмотреть расположение и обозначение зажимных клемм на пластмассовой панели выключателя зажигания. | На наружной поверхности панели располагаются клеммы: AM — центральная; КЗ — катушка зажигания; СТ — стартер. |
4. | Собрать выключатель зажигания в последовательности, обратной разборке, изучить его работу и порядок подсоединения к общей схеме электрооборудования. | |
Свечи зажигания | ||
1. | Вывернуть свечу из двигателя и осмотреть ее. | |
2. | При наличии пескоструйного аппарата вставить свечу в отверстие аппарата и, поворачивая, очистить за 5…10 с. Обдуть свечу в положении аппарата «обдувка». | |
3. | Проверить величину зазора между электродами. Отрегулировать его подгибанием бокового электрода. Установить свечу на двигатель. | Зазор должен быть 0,6…0,7 мм, проверять его круглым щупом. Не допускать изгибания центрального электрода, так как это вызывает повреждение изолятора. |
Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя на двигателе ЗМЗ-53 | ||
1. | Освободить пружинные защелки и снять крышку распределителя. Осмотреть и при необходимости зачистить контакты. | |
2. | Установить кулачок так, чтобы между контактами был полный зазор (проверить щупом). | Щуп должен входить в зазор (0,3…0,4 мм), не отжимая рычажка. |
3. | Если зазор больше или меньше нормального, ослабить винт крепления стойки неподвижного контакта и, вращая регулировочный эксцентриковый винт, установить нормальный зазор. | |
4. | Завернуть винт и вторично проверить зазор между контактами. Установить и закрепить крышку распределителя. | |
Установка зажигания на двигателе ЗМЗ-53 автомобиля ГАЗ-53А | ||
1. | Снять крышку распределителя и ротор, проверить величину зазора между контактами прерывателя. В случае необходимости отрегулировать зазор. | |
2. | Поставить ротор на место. | |
3. | Вывернуть свечу первого цилиндра и закрыть пальцем ее отверстие; повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой до момента начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия в первом цилиндре. | |
4. | Убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать коленчатый вал двигателя до совпадения четвертого деления указателя с меткой на шкиве коленчатого вала. | Размыкание цепи прерывателем должно происходить в момент, когда поршень в первом цилиндре при такте сжатия не дойдет до в.м.т. |
5. | Убедиться, что ротор находится против внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, который направлен к свече первого цилиндра. | |
6. | Гайками плавной настройки установить шкалу октан-корректора на нулевое деление. | |
7. | Ослабить гайку крепления колонки привода распределителя и немного повернуть его корпус по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись. | |
8. | С помощью дополнительного провода (идет к распределителю) к клемме низкого напряжения на катушке зажигания подсоединить подкапотную лампу. | |
9. | Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус-распределителя против часовой стрелки, пока не загорится лампочка. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент загорания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить. | |
10. | Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть гайку, поставить крышку и центральный провод на место. | |
11. | Проверить правильность присоединения проводов от свечей (начинать с первого цилиндра). | Провода должны быть присоединены в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8 (считать по ходу часовой стрелки). |
Контрольные вопросы
1. Чем вызвано применение транзисторной системы зажигания? 2. Объяснить принцип действия контактно-транзисторной системы зажигания. 3. Как отличить (по внешнему виду) транзистор от диода? 4. Объяснить действие выключателя зажигания ВК-350. 5. Почему зазор между контактами свечи проверяют круглым, а не плоским щупом? 6. Как проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя? 7. В какой последовательности производится установка зажигания на двигателе ЗМЗ-53 автомобиля ГАЗ-53А?
Контактно-транзисторная система зажигания | Автоклуб «М-20 Победа»
04.2011″ data-time-string=»15:14″ title=»25.04.2011 в 15:14″>25.04.2011
#1
Вообщем, второй раз у меня такая беда — горят контакты со страшной силой, как следствие — тупо не заводится, причем в самый неподходящий момент, на трассе например, или на платной стоянке
Я сам в автоэлектрике не силен. Двигатель 2401, контактный трамблер.
Электрик сказал, что бесконтактный ставить в мою машину не стоит — и я ему верю, с электрикой полный бардак и передовой колхоз «Заветы Ильича» у меня.
А стоит, наоборот — воткнуть в цепь транзистор, дабы контакты не горели.
Нашел даже транзистор, но все схемы в интернете, какие то неправильные.
На транзисторе 3 клеммы и буквенные обозначения «Д», «КЗ» и «+»
Как я понимаю + это плюс КЗ — катушка, а вот что такое Д?
И куда энтот самый транзистер впендюривать?
Подскажите, понимающие люди
Expand signature
куплю DeLorean в ХТС
04.2011″ data-time-string=»16:47″ title=»25.04.2011 в 16:47″>25.04.2011
#2
Freeman сказал(а):
В
Я сам в автоэлектрике не силен. Двигатель 2401, контактный трамблер.
Электрик сказал, что бесконтактный ставить в мою машину не стоит — и я ему верю, с электрикой полный бардак и передовой колхоз «Заветы Ильича» у меня.
А стоит, наоборот — воткнуть в цепь транзистор, дабы контакты не горели.
Нашел даже транзистор, но все схемы в интернете, какие то неправильные.
И куда энтот самый транзистер впендюривать?
Подскажите, понимающие людиНажмите, чтобы раскрыть…
У меня тоже 24 01 . Контактный. Контакты не горят. Но периодически их требуется регулировать. Буду ставить б.контактный распределитель.
Транзисторно-контактные системы есть несколько видов. Что за *транзистор*? Надо знать модель.Там ставят еще доп.сопротивление. Блок на 3 клеммы. А прибор ТК 102.
Expand signature
газ м21и 61 г.в. bmw 340-0 50 г.в. газ 3102 96 г.в.
#3
а может катушка скомутирована напрямую, без допсопротивления?
Expand signature
Мы красим автомобили в любой оттенок, при условии что это цвет «Победы»!
04.2011 в 17:27″>25.04.2011
#4
Электрик сказал, что бесконтактный ставить в мою машину не стоит — и я ему верю, с электрикой полный бардак и передовой колхоз «Заветы Ильича» у меня.
А стоит, наоборот — воткнуть в цепь транзистор, дабы контакты не горели.Нажмите, чтобы раскрыть…
Что ж это за электрик такой, что не сказал куда именно транзистор воткнуть?
А контактное зажигание, имхо, просто прошлый век, история, так сказать. Зачем его использовать, если можно поставить лучшее, более надежное и качественное?
Вот схема с жигулевским коммутатором для БСЗ http://t.ua/auto/i/761s.gif
А вот для волговского http://www.vtnauto.com/images/131_s.jpg
Expand signature
Потихоньку восстанавливаю ГАЗ М20 1953 г. в. (ЗМЗ-24Д, 4ст. КПП, ЗМ ГАЗ-21)
#5
Freeman сказал(а):
Электрик сказал, что бесконтактный ставить в мою машину не стоит — и я ему верю,
Нажмите, чтобы раскрыть…
Makc сказал(а):
А контактное зажигание, имхо, просто прошлый век, история, так сказать. Зачем его использовать, если можно поставить лучшее, более надежное и качественное?
Нажмите, чтобы раскрыть…
Спор какое зажигание лучше — контактно транзисторное или бесконтактное,аналогичный на что первое появилось, яйцо или курица? Сколько людей, столько и мнений. .
Я поставил лет 10 назад коммутатор электронный ТК 102,предназначен для работы в контактной системе зажигания автомобилей УАЗ, ГАЗ-53А, ЗиЛ-130, ПАЗ и других.Кроме ТК 102 нужнна катушка Б 114-17 kV , еще нужен и вариатор(добавочное сопротивление) СЭ 107 и наконец из схемы надо обязательно исключить конденсатор трамблера.ТК 102 и СЭ 107 я скрыл под торпедой,изолировал на место крепления провод конденсатора,сейчас внешне можно трудно угадать что у меня на Победе работает контактно- транзисторная система зажигания.
Кстати,в Инете все доступно и довольно много, есть схемы Зил 130,ГАЗ 53,2401,Яндекс поиск рулит.
#6
у меня тоже стояла тк-102 все от зила. пока доволен..зазор в свечах 0,9 сделал.сейчас коммутатор от волги стоит…
Expand signature
Браться за восстановление Победы без приличной материальной базы, бокса, проф. инструмента — настоящее безумие!
#7
pobedovod сказал(а):
А контактное зажигание, имхо, просто прошлый век, история, так сказать. Зачем его использовать, если можно поставить лучшее, более надежное и качественное?
Нажмите, чтобы раскрыть…
Спор какое зажигание лучше — контактно транзисторное или бесконтактное,аналогичный на что первое появилось, яйцо или курица? Сколько людей, столько и мнений. .
[/quote]
Мне кажется не совсем корректное сравнение. Контакты — механика. Износ , зазор. Безконтактное лишено этого анахронизма. А коммутатор присутствует в обоих (КТЗ и БКТЗ) системах. И безконтактная появилась вслед контактно-транзисторной. Которая нашла применение взамен контактно-конденсаторной. Тут шла эволюция без вариантов.
Expand signature
газ м21и 61 г.в. bmw 340-0 50 г.в. газ 3102 96 г.в.
#8
Коректно-некоректно споры то есть.Обычно из за долговечность елементов БСЗ и дорогостоящего ремонта блочной заменой вышедших из строя изделий.
Споры есть и на вопрос как улучшить характеристики автомобиля с контактной системой зажигания. Можно путем установки БСЗ от более новой модели данной марки. Но этот способ относительно дорог — требуется полная замена всех элементов системы зажигания, включая трамблера. К тому же не на каждую модель старого образца можно подобрать подходящие элементы от более новых моделей. Тем не менее, значительно улучшить качество зажигания простой контактной системы можно, применяя контактно-транзисторная система зажигания.Вот такие споры ведутся.
А безконтактная система зажигания является конструктивным продолжение контактно-транзисторной системы зажигания и шла эволюция, спор об этом невозможен и никто не спорит.
#9
Если катушка исправна и включена правильно (с сопротивлением или без) то контакты обгорают только из за недостаточной ёмкости конденсатора. Она зависит от тока через первичную обмотку катушки. У нас емкость кондёра толком не нормируется,а это очень важная величина.
В прошлом году 3 дня не мог выловить такую же неисправность на Мерсе -115 Поменял 5 кондёров,2 катушки и 3 трамблёра в сборе,толку нет…. Контакты как обгорали,так и обгорают…. Пока не поднял теорию и посчитал ёмкость кондёра по формулам,ничего понять не мог. Оказалось,что на BOSCH — ёмкость кондёра примерно в 2 раза БОЛЬШЕ! чем на наших системах зажигания…. Поставил в паралель 2 кондёра от жигулей и забыл про все проблемы….
Expand signature
Отреставрированы:
Мерседес 170-39г.в.
БМВ-321-49г.в.
Мерседес 115-69г.в.
Куплена Победа-кабриолет -50г.в.
#10
Электрик — спец по японцам, в русских машинах разбирается слабо
А про БСЗ — он сказал, что там тоже что-то отгорает, бывает
А в моей машине — это запросто, я же писал — там такой колхоз — всю проводку надо перекидывать, пока не по финансам мне это.
Я тут имел удовольствие поставить себе усилитель и внедрить в него МР3 плеер, так он проработал ровно 2 недели и сгорел.
Поэтому я боюсь в нее втыкать что-либо современное.
Чем старше деталь — тем она отказоустойчивее )))
Этим транзистором убить можно человека )
Всем спасибо за схемы и ответы.
Expand signature
куплю DeLorean в ХТС
#11
pobedovod сказал(а):
Тем не менее, значительно улучшить качество зажигания простой контактной системы можно, применяя контактно-транзисторная система зажигания. Вот такие споры ведутся.
А безконтактная система зажигания является конструктивным продолжение контактно-транзисторной системы зажигания и шла эволюция, спор об этом невозможен и никто не спорит.
Нажмите, чтобы раскрыть…
Да я и по первому высказыванию не спорю.
Expand signature
газ м21и 61 г.в. bmw 340-0 50 г.в. газ 3102 96 г.в.
#12
10 лет у меня стоит на «Победе» «Октан-4»
для контактной системы зажигания.
Работает отлично — машина не узнать.
Контакты не подгорают, т. к. в инструкции сказано,
что по ним пропускается ток в обратном направлении.
И всегда можно перейти на штатную систему- только клац тумблером
и всё.
#13
А на массе плюс или минус?
Expand signature
Сто раз упасть — не позор, позор — один раз не подняться.
#14
У меня стоит импульс-700, и тоже контакты уже 5 сезонов (40 000) не трогал не разу, работает чётко без збоев и проблем.
Expand signature
Тюнинг, выхлоп, зажигалка, микрометр, ромбаба, балка, жижа, ГОСТы, апельсин,
круг, соски и глицерин, долото, два вантуза — вот такие мысли в голове у Манкуса.
#15
vottaktak сказал(а):
А на массе плюс или минус?
Нажмите, чтобы раскрыть…
У «Октана» масса минус.
Перевести массу в машине с плюса на минус не проблема.
Подключаем массу на минус , на генераторе замыкаем Я и Ш, снимаем ремень
и подключаем к плюсу аккумулятора.
Генератор начинает вращаться как электродвигатель и одновременно перемагничивается.
Потом меняем местами провода на амперметре, чтоб в нужную сторону отклонялся.
Убираем перемычку и всё- масса минус.
#16
Freeman сказал(а):
Вообщем, второй раз у меня такая беда — горят контакты со страшной силой, как следствие — тупо не заводится, причем в самый неподходящий момент, на трассе например, или на платной стоянке
Я сам в автоэлектрике не силен. Двигатель 2401, контактный трамблер.
Электрик сказал, что бесконтактный ставить в мою машину не стоит — и я ему верю, с электрикой полный бардак и передовой колхоз «Заветы Ильича» у меня.
А стоит, наоборот — воткнуть в цепь транзистор, дабы контакты не горели.
Нашел даже транзистор, но все схемы в интернете, какие то неправильные.
На транзисторе 3 клеммы и буквенные обозначения «Д», «КЗ» и «+»
Как я понимаю + это плюс КЗ — катушка, а вот что такое Д?
И куда энтот самый транзистер впендюривать?
Подскажите, понимающие людиНажмите, чтобы раскрыть…
Это не транзистор наверное, а транзисторный коммутатор для безконтактного зажигания!
Вот тут почитайте http://www.autorestavration.com/4room/v … 0%A1%D0%97
И ставить БСЗ на двигатель ЗМЗ 401 Вам сама судьба велит!
У меня двигатель 21-й, пока не поставил БСЗ убили с ребятами кучу времени на регулировку старого трамблера, а нормально йработы на холостых так и не добились! Заводилась машина как ей хотелось. Глохла вообще ни с того ни ссего, пропуски постоянные в зажигании были. Как только смонтировали БСЗ сразу и холостые держать начала, и заводиться с 1 или максимум 2-го оборота стартера. И это при том что карб и зажигание пока сами регулировали кое как — на слух …
В общем не валяй дурака а ставь БСЗ! Как ставить — в темке выше все написано. И готовая рабочая схема подключения там есть. Я тоже не особо в электронике рублю, но ниче — где сам разобрался, где ребята подсказали. Мудренного там ниче нет.
А так — играйся с зазорами контактов, что б небыло искрения от большого зазора, проверяй конденсатор и сопротивление …
Expand signature
Украинский клуб любителей автомобилей СССР «ГАЗ-20 plus» http://autorestavration.com/4room/
….. восстанавливаю М-20А 1953г. — Ленинградское такси
#17
А, еще в катушке межвитковое замыкаие может быть
Expand signature
Украинский клуб любителей автомобилей СССР «ГАЗ-20 plus» http://autorestavration. com/4room/
….. восстанавливаю М-20А 1953г. — Ленинградское такси
#18
Mankus сказал(а):
У меня стоит импульс-700, и тоже контакты уже 5 сезонов (40 000) не трогал не разу, работает чётко без збоев и проблем.
Нажмите, чтобы раскрыть…
Дело не в том как долго может работать контактная группа — у меня самого стоит простая контактная система. И особых проблем не создает. И проста до невозможности.Просто контакты — механика. Поясню: износ от кулачка пластмаски и отсюда требуется регулировка зазора. А она требуется не от личных качеств владельца , а по конструкции.