Толщина асфальта: Какой должна быть толщина асфальта

Особенности технологии укладки асфальта

Укладка асфальта — сложный процесс, который требует знаний всех основ этого дела. Благоустройством дорог должны заниматься специалисты, а заказчику стоит знать особенности технологии укладки асфальта. Так владельцу будет проще оценить профессионализм работников, качество конечного результата и разбираться в последовательности действий подрядчиков.

 

Мероприятия по укладке асфальта начинаются с разметки территории. Специалисты определяют, где будет располагаться материал и находиться бордюры, а также в каком месте лучше разместить сток и сбор для дождевых потоков.

Также на первом этапе стоит выбрать состав смеси для покрытия, толщину щебеночного основания и число слоев асфальта. Для мест перемещения пешеходов и дорог с нечастым движением легкового транспорта достаточно основания толщиной 10-15 см и одного слоя асфальта 4-5 см. При постоянном движении транспорта и перемещении тяжелых грузовых автомобилей по асфальту рекомендуется выбирать основание от 25 до 35 см, в 2-3 слоя.

Работа по обустройству дороги начинается с устройства земляного корыта. Новое асфальтобетонное покрытие необходимо выкладывать на уровне с остальной поверхностью так, чтобы слои щебня и асфальта ушли внутрь углублений. Для этого по всей территории грунт укладывают на глубину, которая равна общей толщине покрытия. После подбора типа грунта дно делают прочнее путем обработки дорожным катком или виброплитой.

Следующий этап — устройство щебеночного основания. От размеров укладываемой поверхности зависят объемы используемого щебня. Для основания в 10-15 см чаще всего берут щебень фракции 20-40 мм. Для получения более основательного результата лучше уложить 2 или 3 слоя материала.

  1. Нижний слой рекомендуется укладывать крупным щебнем фракции 40-70 мм для максимальной защиты при подъеме грунтовых вод.
  2. Для второго слоя достаточно щебня фракции 20-40 мм, ведь его основная функция — равномерное распределение нагрузки по территории.
  3. Третий слой создают щебнем фракции 5-20 мм. Сырье минимальной толщины подходит для заполнения пустот между зернами щебня в верхней части. Более значительная толщина до 10 см отвечает за правильное размещение нагрузок. После укладки каждого слоя его рекомендуется уплотнять катком, распределяя каждое место по 5-6 раз.

Чтобы уложить покрытие для прохождения автомобилей с высокой нагрузкой, основание и асфальтобетон уплотняют, а после применяют катки 6-10 т и более. Для минимальных нагрузок достаточно катков массой 2-4 т. Однако стоит учитывать, что уплотняющая способность катков в 3-4 раза уступает их вибрационной опции.

Для обработки труднодоступных областей кроме катков для уплотнения используют виброплиты и вибротрамбовки. Уплотнение будет проходить лучше, если поверхность предварительно увлажнить. Для удобства эту процедуру можно провести с использованием поливальной техники.

При устройстве основания на всей асфальтируемой территории задают уклон в сторону, которая предназначается для сбора жидкости после дождя. Обычно он составляет 5-10 мм на 1 м. Специалисты применяют нивелиры, чтобы создать необходимый уклон, отрегулировать толщину слоя щебня и асфальтобетона.

До размещения асфальта на поверхности необходимо разместить бордюры, оборудовать ливневую канализацию, создать новые или отреставрировать старые канализационные или дренажные колодцы, а также установить или поднять люки и провести другие подготовительные работы по обустройству территории.

После проведения всех доукладочных работ стоит начинать проводить асфальтирование дорог. Толщина покрытия, как и размер щебеночного основания, напрямую зависит от предполагаемой нагрузки на поверхность.

Для стандартных дворовых участков и дорожек у дома достаточно залить один слой мелкозернистого асфальта толщиной 4-5 см. Более мощные нагрузки требуют уже два слоя асфальта: нижний — из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 4-5 см, верхний — из мелкозернистого 4-5 см. Третий слой способен гарантировать 100% прочности даже при передвижении габаритной техники.

Смесь для заливки доставляется на необходимую территорию на самосвалах. Эти автомобили в зависимости от вида предназначены для перевозки от 7 до 20 т асфальта. 1 т асфальта дает около 10 м2 асфальтобетонной поверхности толщиной 4 см. После транспортировки полученного материала его распределяют по территории вручную или при помощи асфальтоукладчиков. Покрытие выравнивается, а после уплотняется специальными инструментами — катками, виброплитами и трамбовками.

Плотное соединение одного слоя асфальта с другим, а также старого покрытия с новым обеспечивает битум. На уже существующий асфальт специалисты разливают специальные вяжущие материалы, чтобы на него впоследствии лучше лег свежий материал.

Мероприятия по укладке асфальта напрямую зависят от погодных условий. Эксперты не советуют заниматься асфальтоукладочными мероприятиями при дожде.

Асфальт — материал, который требует быстрой работы. После его создания на асфальтобетонном предприятии сырье необходимо немедленно привезти на ремонтируемую территорию, разгрузить и раскатать еще до остывания. Особенно важно соблюдать технологию процесса при низкой температуре. Остывшая смесь хуже ложится и, вероятнее всего, не будет отличаться долгим сроком службы и надежностью.

При соблюдении всех правил укладки и дальнейшей эксплуатации асфальта этот материал будет служить около 7-10 лет и выдержит максимальные нагрузки, не потеряв при этом привлекательный вид.

Технология укладки асфальта (дорожного покрытия) — ГНБ «Кузнецк» — горизонтально направленное бурение.

Благоустройство территории – дело серьезное. И хотя почти наверняка заниматься укладкой асфальта у вас во дворе или на производстве будут специалисты-асфальтировщики, вам как хозяину-заказчику будет полезно знать основные принципы и этапы работы по благоустройству с тем, чтобы оценить профессиональный уровень ваших подрядчиков и чтобы просто ориентироваться в процессе.

Дизельный генератор 30-50 кВт

Итак, начинается все с разметки или разбивки территории – нужно определить, где будет лежать асфальт, где будут стоять бордюры, где и как будет устроен сток и сбор дождевых вод. Нужно также с самого начала определиться с составом асфальтобетонного покрытия. В зависимости от предстоящего режима эксплуатации выбирается толщина щебеночного основания и количество слоев асфальта. Если на благоустраиваемой территории ожидаются лишь пешеходные нагрузки и эпизодическое движение легкового транспорта (тротуары, дворовые территории, парковки), то можно ограничиться щебеночным основанием толщиной 10 – 15 см и одним слоем асфальта 4 – 5 см. Если же движение транспорта будет систематическим и возможно даже движение тяжелых грузовиков (участки автодорог, АЗС, промышленные территории), то щебеночное основание должно быть 25 – 35 см, асфальт в 2 – 3 слоя.

Непосредственно работы начинаются с устройства, так называемого земляного корыта. Новое асфальтобетонное покрытие, как правило, должно быть на одном уровне со всей остальной поверхностью, поэтому все слои щебня и асфальта должны уйти вглубь. Поэтому по всей территории осуществляется выбор грунта на глубину, равную совокупной толщине будущего покрытия. После того, как был выбран грунт, дно корыта желательно уплотнить, для этого пройтись по нему катком дорожным или виброплитой.

Следующим этапом благоустройства является устройство щебеночного основания. Если у вас основание будет 10 – 15 см, то для него обычно берут щебень фракции 20-40 мм. Более серьезное основание рекомендуется сделать двух- трехслойным. Для нижнего слоя берется крупный щебень фракции 40-70 мм. Функция этого слоя – дренаж воды в случае подъема грунтовых вод. Для второго слоя берется щебень фракции 20-40 мм, он служит для более равномерного распределения нагрузки на основание. Для третьего слоя щебеночного основания необходим щебень фракции 5-20 мм. В зависимости от толщины, он выполняет ряд функций. Если его толщина 2-5 см, то здесь можно говорить о расклинцовке верхней части. При толщине третьего слоя до10 см речь идет уже не только о расклинцовке, но и опять же о равномерном распределении нагрузки на все основание. При укладке каждый слой щебня необходимо тщательно уплотнять катком. По одному месту каток должен пройти 5-6 раз.

В случае устройства асфальтобетонного покрытия, предназначенного для высоких нагрузок, для уплотнения основания, а затем и асфальтобетона, нужно использовать катки 6-10 т и выше. Для меньших нагрузок достаточно катков 2-4 т. Следует помнить, что у современных катков функция вибрации значительно повышает способность к уплотнению (примерно в 3-4 раза!). Также в труднодоступных местах для уплотнения возможно применение виброплит, вибротрамбовок. Для повышения качества уплотнения основание следует увлажнять. На крупных объектах для этого используют поливальные машины.

На этапе устройства основания по всей асфальтируемой территории должен быть задан уклон в том направлении, где планируется сбор дождевой воды. Обычно задают уклон 5-10 мм на 1 м. Для выведения уклона, контроля толщин слоев щебня и асфальтобетона используют нивелиры.

Перед укладкой асфальта необходимо также, если предусмотрено, установить бордюры, провести ливневую канализацию, построить или отремонтировать канализационные или дренажные колодцы, установить или поднять люки и пр.

После того, как подготовительные работы проведены, можно приступать непосредственно к асфальтированию. Толщина асфальтобетонного покрытия так же, как и толщина щебеночного основания, зависит от интенсивности планируемой эксплуатации. Для придомовой территории обычной жилой многоэтажки, где движение фур не планируется, можно прекрасно обойтись одним слоем мелкозернистого асфальта толщиной 4-5 см. Для более серьезных условий необходимо уложить два слоя асфальта – нижний слой из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 4-5 см, а верхний – из мелкозернистого тоже 4-5 см. Третий слой асфальта снимет все вопросы о прочности будущего покрытия (конечно, случай взлетно-посадочных полос мы сейчас не рассматриваем).

Готовая асфальтобетонная смесь на объект доставляется самосвалами. В зависимости от марки самосвала он способен привезти от 7 до 20 т асфальта. Из 1 т асфальта получается в среднем 10 м2 асфальтобетонного покрытия толщиной 4 см. Итак, асфальт привозят, затем вручную или с помощью специальных машин – асфальтоукладчиков – распределяют по заданной территории, разравнивают, планируют и уплотняют с помощью катков, виброплит, трамбовок.

Для сцепления асфальта с асфальтом (верхний и нижний слой, старый и новый асфальт) используют битум. Так называемый розлив вяжущих материалов осуществляется по имеющемуся асфальту перед укладкой свежего.

Процесс укладки асфальта является довольно метеозависимым. Например, в сильный дождь укладывать асфальт не рекомендуется. Кроме того, асфальтобетонная смесь – продукт горячий. В горячем состоянии ее отгружают на асфальтобетонном заводе. И как можно быстрее, не давая ей остыть, ее нужно довезти, выгрузить, распланировать и укатать. Особенно это актуально для холодного времени года. Укатывать остывший асфальт дело гиблое и неблагодарное. У заказчиков будет потом много вопросов по поводу качества покрытия.

И в заключение добавим, что при соблюдении выбранного режима эксплуатации качественно уложенное асфальтобетонное покрытие прослужит 7-10 лет.