Технология укладки асфальтобетонной смеси: Укладка асфальтобетонной смеси

Укладка асфальтобетонной смеси

1.  Схема организации работ
Асфальтобетонное покрытие укладывается в один или два слоя. Технологическая последовательность состоит из:

1. Подготовительных работ;
2. Укладка асфальтобетонного покрытия асфальтоукладчиком;
3. Уплотнения уложенной смеси катками;

2. Порядок работ по подготовке основания

— Асфальтобетонная смесь укладывается на высушенное, чистое  и не остывшее основание при температуре окружающей среды не ниже 5 С° весной и при 10 С° осенью.
— Для обеспечения хорошего сцепления покрытия с основанием последнее перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть очищено от пыли и грязи механическими щетками, путем продувки сжатым воздухом от передвижного компрессора или при помощи других средств.
Влажные основания можно высушить нагретым до 250-300 С° песком или мелким щебнем, а также с помощью специальных обогревающих устройств.
— Для обеспечения  наилучшего сцепления с основанием, а также между слоями асфальтобетонной смеси необходимо до укладки асфальтобетонной смеси произвести первичную обработку поверхности разжиженным либо жидким битумом, или же битумной эмульсией.
В этих случаях расход разжиженного битума должен составлять 0,2-0,3 л на кв. метр.
— Предварительное нанесение связующих веществ можно не производить, если основание является свежим и было использовано одно из этих связующих веществ, а после укладки подстилающего асфальтобетонного слоя прошло не более двух дней и по нему не проезжали транспортные средства.

3. Подготовка оборудования

— Машинист асфальтоукладчика при подготовке машины к работе осматривает питатель и шнеки укладчика,  бункер и убеждается в том, что там нет остатков застывшей смеси или иных недостатков, затем проводит соответствующее регулирование находящихся в кормовой части асфальтоукладчика устройств, регулирующих толщину питающего слоя питателя, включает нагревающие устройства и выглаживающую виброплиту, убеждается в общей работоспособности машины.
— Выглаживающая плита приводится в рабочее состояние, под нее для получения проектных значений подкладывается  брус, которым регулируется толщина укладываемого слоя.
Этот параметр должен составлять путем добавления 15-20% к проектному, поскольку в результате прохода катками смесь уплотняется и достигает проектной толщины.


4. Укладка асфальтобетонной смеси

— Используемая в горячем виде асфальтобетонная смесь типа А марки I должна соответствовать требованиям ГОСТА 9128-97.
— Не разрешается его укладка на основания или на подстилающий а/б слой  без разрешения инженеров-контролеров.
— Инженеры-контролеры должны проверять чистоту, гладкость основания и подстилающего а/б слоя, обработку трещин, недостатки по широте, сухость поверхности, соответствие окружающей температуре и иные недостатки, которые могут помешать укладке асфальтобетонной смеси или повлиять на ее качество.
— При укладке асфальтобетонной смеси ее температура должна составлять 130 С° для горячей смеси типа А и 115 С° для горячей смеси с использованием поверхностно-активных веществ.
А/б смесь должны быть однородной, рыхлой, не должна прилипать к кузову машины. При возникновении сомнений проба направляется в лабораторию.

 

— При укладке а/б смеси ее минимальная температура должна составлять

Вид смесиМарка битумаТемпература смеси перед укладкой, в С°
Типа А, Б, когда содержание гравия выше 40%В, Г, Д, когда содержание гравия меньше 40%
ГорячаяБНД: 40/60, 60/90 90/130 БН: 60/90, 90/130120-160100-130
ХолоднаяБНД: 130/200 200/300 БН:. 200/300100-14080-110
АГ: 130/200 МГ: 130/20070-100

— Укладка а/б смеси производится асфальтоукладочными  машинами. Оптимальна укладка по всей ширине дорожного полотна, поскольку в таком случае исключается наличие боковых швов.
В исключительных случаях при строительстве подстилающего слоя допустимо производить  укладку смеси автогрейдером.

5. Уплотнение асфальтобетонной смеси

— Уплотнение а/б смеси С°  следует начинать немедленно после ее укладки, сохраняя требуемый для укладки тепловой режим. 
—  Уплотнение а/б смесей типа А и Б, в которых содержание щебня выше 40%, производится гладкими катками весом 10-13 т, после чего – резиновыми катками весом 16 т, а окончательную укатку – гладкими катками весом 11-13 т, во всех  случаях делая 4-6 проходов.  
— Уплотнение а/б смесей, в которых содержания щебня ниже 40%, первоначально производится  гладкими катками весом 6-8 т. в 2-3 прохода, затем гладкими катками весом 10-13 т в 6-8 проходов, после чего пневмошинами весом 16 т в 4-6 проходов, а окончательную укатку – гладкими катками весом 11-18 т в 4 прохода по каждому участку.    
Скорость катков в начале не должна превышать 5 км/ч, пневмошинами – 10 км/ч и виброплитами – 5 км/ч.
— Во время первых проходов ведущие катки должны находиться впереди.
— Если а/б смесь укладывается параллельными полосами, если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край следует прогреть на ширину 10-20 см.
— Если а/б смесь  укладывается по всей ширине дорожного полотна двумя укладчиками, то по всей длине первой полосы вдоль осевой линии смесь на ширину до 10 см не уплотняют: она уплотняется при укладке второй полосы. Стык полос должен быть уплотненным и ровным.
— Поперечные швы полос должны быть перпендикулярны осевой линии дороги.
— Если работа по укладке а/б смеси производится поверх ранее существовавшего покрытия, то оно должно быть предварительно отремонтированным, а работы по уплотнению покрытия должны производится с соблюдением всех вышеперечисленных требований.

6. Требования, предъявляемые к покрытию

— При строительстве а/б покрытий необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Автомобильные дороги».
— Готовое а/б покрытие должно соответствовать положениям действующего порядка «Приемка работ во время строительства автомобильных дорог».
— Ширину и поперечный профиль покрытия проверяют через каждые 100 м.
— Ровность покрытия в продольном и поперечном направлениях проверяют через каждые 20—30 м шаблоном  (рейкой).
— Просвет между рейкой и покрытием должен составлять не более 5 мм.
— Допустимые отклонения от проекта могут составлять:
1) по ширине покрытия – не более 5 мм;
2) по толщине покрытия —  ± 10% от проектного;
3) по поперечному уклону —  ± 0,5% от проектного.

Технология укладки асфальта, мнение, рекомендации, советы.

    Марк Банчер — директор инженерных служб Асфальтового института.