Технические характеристики татра 815: Татра-815 (самосвал): технические характеристики

Татра-815

История фирмы «Татра» ведет свое начало с каретной мастерской в г.Копрживнице, которую основал в 1850 году шорник Игнац Шустала. Он изготавливал всевозможные коляски, повозки, телеги, дорогие кареты. В 1858 году, объединившись с двумя земляками и получив соответствующие разрешения областных властей, Шустала построил еще одно предприятие — фабрику. Вскоре компаньоны приобрели первую паровую машину, с помощью которой приводились в движение токарные и шлифовальные станки, механические пилы и другой инструмент. Дела фабрики резко пошли в гору. Так, в 70-е годы выпуск составлял 1200 экипажей в год. Причем продукция продавалась не только внутри страны, но и завоевывала все новые позиции на рынках сбыта за рубежом: в Турции, на Балканском полуострове, в Пруссии. Открывались дилерские конторы во Львове, Берлине, Вене и других городах.

Огромное значение для роста фирмы имел тот факт, что в 1881 году г. Копрживнице включили в железнодорожную сеть, и для компаньонов открылись возможности в совершенно новой, доселе неизвестной области промышленности — в производстве подвижного состава для железной дороги. Уже начиная со следующего года из ворот завода стали выкатывать вагоны — сначала грузовые, а с 1887 года и пассажирские. Кроме того, предприятие благодаря своему большому опыту в разработке и изготовлении экипажей «люкс» стало основным поставщиком вагонов высшего класса для руководителей ряда государств Европы и Азии. Экспортировались они в Канаду, Америку и даже в Австралию. Производство подвижного состава продолжалось 70 лет, и за этот срок было выпущено более 70 тысяч вагонов различного типа.

К концу XIX века появились все предпосылки для создания заводом Nesselsdorfen Wagenbaufabrikgesel-Ischaft (сокращенно NW) своего собственного «самобеглого» экипажа. Ведь кузова делались очень хорошие, ходовая часть тоже не была загадкой для конструкторов. Дело оставалось за двигателем. Но поскольку разработать собственный двигатель не было возможности, решили использовать двигатель фирмы «Бенц» (Benz), к тому времени уже запатентованный.

Так, в 1897 году появился автомобиль, названный «Президент» (President). За основу конструкции взяли дорогую карету типа «милорд» и над задней осью установили двухцилиндровый двигатель водяного охлаждения «Бенц» объемом 2714 см3 и мощностью 6,6 л.с.

Как раз в это время на NW пришел молодой талантливый инженер Ганс Ледвинка, в будущем предложивший и воплотивший в конструкции ряд принципиально новых технических решений в области автомобилестроения. В «Президенте» ему пришлось принять участие только в разработке ходовой части, но школу он прошел хорошую и даже сумел внедрить на первенце фирмы большое количество своих идей.

Через год завод NW выпустил грузовик оригинальной конструкции, а начало XX века отметил новой разработкой — гоночным автомобилем, который оказался не только конкурентоспособным, но по ряду характеристик превосходящим своих современников. К сожалению, первая мировая война отодвинула на время экспериментальные работы,., над новыми двигателями и агрегатами, а тем более автомобилями. NW, переименованный в «Татру», выпускал простейшие транспортные средства для армии и военных нужд.

Но в послевоенное время «Татра» заставила говорить о себе весь автомобильный мир.

В 1921 году временно работавший на фирме «Штайр» (Steyr) Ганс Ледвинка возвратился на «Татру» с проектом, поначалу показавшимся абсурдным. Дело в том, что предложенный им автомобиль не имел традиционной рамы. Вместо нее вдоль автомобиля проходила труба — так называемая хребтовая рама с закрепленными на ней узлами и агрегатами. Кроме того, задняя подвеска была независимой, с качающимися полуосями, двухцилиндровый двигатель — воздушного охлаждения.

Эта оригинальная конструкция полностью оправдала себя на плохих дорогах 20-х годов. Автомобиль прославился невероятной долговечностью и надежностью. Вывести из строя его было практически невозможно.

Экспериментировали с хребтовой рамой и «Мерседес-Бенц», и «Аустро-Даймлер», и даже наш НАМИ, но верной этой концепции по сей день осталась, пожалуй, лишь «Татра». На протяжении почти 80 лет она выпускает автомобили такой конструкции — легковые, грузовые и специального назначения.

Особенно бурное развитие пережила фирма после второй мировой войны. В ее номенклатуре появились тяжелые грузовые автомобили (капотной компоновки) и даже легковые автомобили высшего класса. А резкий подъем народного хозяйства, увеличивающийся экспорт (особенно грузовиков) в связи с широко развернувшимся послевоенным строительством, причем в совершенно разных климатических и природных условиях, заставили фирму более грамотно подойти к стратегии создания нового грузового автомобиля. Не секрет, что иногда решающим фактором в реализации многих промышленных и строительных задач является именно наличие большегрузного автотранспорта. В конце 60 — начале 70-х годов Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) принял решение о специализации в выпуске автотранспортных средств. То есть одни страны, члены СЭВ, должны были больше производить легковых автомашин, другие сориентированы на выпуске мало- и среднетоннажных грузовиков, в частности, тяжелые грузовые автомобили достались Чехословакии, точнее, заводам «Татра».

К тому времени «Татра» выпускала на предприятиях, расположенных в четырех городах страны, грузовики серии 148 (ка-потные) и вагонные тягачи серии 813. Оба автомобиля отличали исключительно высокие эксплуатационные качества, надежность, неприхотливость и работоспособность как в условиях Крайнего Севера, так и в знойных пустынях. Тысячи грузовиков «Татра-148» работали на стройках в самых разных уголках СССР.

Логичным продолжением семейства грузовиков серий 148 и 813 стало создание более современного грузового автомобиля серии 815. Его отличала высокая степень унификации и возможность решать любые задачи транспортников. В 1971 году было принято окончательное решение о финансировании этого проекта и передаче производства национальному предприятию «Татра». Две трети кредита, предоставленного Международным инвестиционным банком, направили на технологическое дооборудование и капитальную перестройку заводов, так как с началом производства 815-й серии Чехословакия собиралась удвоить количество выпускаемой продукции для обеспечения грузовиками как стран — членов СЭВ, так и других рынков.

Первые 815-е сошли с конвейера в 1979 году. Тогда же была предложена вся гамма грузовиков. После некоторых доработок и всесторонних испытаний новичок пошел в серию. Годом начала его промышленного производства считается 1983-й.

Что же представляет собой семейство «Татра-815»?

Главные характерные черты нам уже известны:

— 4-тактный дизельный двигатель воздушного охлаждения;
— жесткая хребтовая рама с кронштейнами для крепления узлов, агрегатов и кузовов;
— независимая подвеска всех колес с качающимися полуосями;
— привод на все колеса с возможностью отключения переднего моста и колесными формулами 4×4, 6×6, 8×8 и т.д.

Полный перечень семейства включает в себя семь типов самосвалов, два типа бортовых, четыре седельных тягача, двенадцать шасси и десять разновидностей специальных автомобилей. Плюс четыре типа двигателей и два типа мостов (с колесными редукторами и без них). Таким образом, при наличии других узлов количество вариантов практически не ограничено. Благодаря этому каждая транспортная фирма может решить свою задачу.

В качестве силового агрегата используются дизели только воздушного охлаждения. Их преимущества очевидны: простота обслуживания, лучшая адаптация к климатическим условиям, меньшая склонность к механическим повреждениям и более простая конструкция (отсутствие «водяной рубашки», радиатора, помпы, патрубков и т.д.). Для сверхтяжелых версий был создан 12-цилиндровый двигатель с турбонаддувом. Диапазон мощностей от 170 до 235 кВт. Крутящий момент передается на коробку передач (с делителем) с 10 — 20 передачами вперед и 2 — 4 назад. Наличие делителя позволяет оптимально выбирать скорость в зависимости от дорожных условий. Сцепление для всех версий одно и то же — дисковое (диаметр 420 мм), сухое, с гидравлическим приводом и пневмоусилителем.

Жесткая хребтовая рама позволяет создать пространственную конструкцию, обеспечивающую благодаря герметичности соединений и минимуму зубчатых пар долгий срок службы дифференциалов и приводов. Кроме того, уменьшение числа трущихся поверхностей снижает общие потери и, как следствие, повышает экономичность автомобиля (как показали расчеты, иногда до 20%).

Передняя подвеска решена оригинальным способом:продольные торсионы с поперечными рычагами и мощными амортизаторами. Такая конструкция дает возможность (что в некоторых случаях очень важно!) сместить передний мост вперед, обеспечив лучшую развесовку по осям, увеличение базы при той же длине автомобиля и облегчение подключения ведущего моста к трансмиссии.

Задняя подвеска представляет собой качающиеся полуоси, подпружиненные листовыми рессорами. Передача крутящего момента от трансмиссии производится промежуточными карданными валами через межосевой дифференциал. Кстати, для тяжелых дорожных условий дифференциалы задних мостов и межосевой имеют блокировку.

Кабина водителя на всех версиях автомобиля — вагонного типа, модульная. Последнее позволяет изготавливать из одних и тех же элементов пять различных вариантов кабины: от вынесенной вперед (для кранового шасси) до многоместной (различного рода специальные и армейские автомобили). Для удобного доступа к основным агрегатам и двигателю она откидывается вперед с помощью гидросистемы. Усиление ее пространственными штампованными элементами повышает пассивную безопасность (компоновка-то вагонная). Большое внимание уделено экологическим и эргономическим проблемам. Впервые так серьезно конструкторы отнеслись к шумопоглощению. Уровень шума двигателя, ощущаемый снаружи,  снижен почти на 15%, а в кабине — почти в три раза! И все благодаря специальному капотированию двигательного отсека. Размещение всех основных органов управления, приборов соответствует новым требованиям по безопасности и эргономике ЕЭК ООН. В автомобиле предусмотрены места для крепления ремней безопасности, имеется независимый отопитель нового типа, трехщеточный стеклоочиститель, сиденье с пневматическим подрессориванием и многое другое.

Для повышения безопасности эксплуатации применены три независимые системы тормозов: рабочий двухконтурный, с пневматическим приводом, действует на все колеса; аварийный и стояночный (ручной) действует на оба задних моста; дополнительный электро-приводной тормоз-замедлитель (моторный) непосредственно связан с тормозной системой возможного прицепа.

Наиболее распространенные версии грузовых «татр» — это самосвалы с односторонней разгрузкой (только назад) к трехсторонней (на три стороны), буксирное устройство которых позволяет эксплуатировать автомобиль в составе автопоезда с общей массой прицепа 18 т.

Как уже говорилось, «Татра» создавала семейство грузовиков, призванное решать самые разные задачи, а в таком случае многофункциональность диктует свои законы внешнему виду и, как правило, не в лучшую сторону. Однако это обстоятельство не помешало специалистам фирмы создать автомобиль с рациональным и эстетичным для своей времени дизайном.

Технические данные автомобиля-самосвала «Татра-815» с трехсторонней разгрузкой

ТАТРА-815

Грузоподъемность, кг 15 300
Масса, кг:
снаряженная 300
общая 36 600
: Длина, мм 6980
; Ширина максимальная, мм 2500
Высота порожнего автомобиля по кабине, мм 2900
Наибольшая высота, мм 3130
I при кузове, поднятом назад 5680
в сторону 4160
Дорожный просвет под главными
передачами задних мостов, мм 300
Площадь платформы, м2 9,9
Объем без бугра, м3 9
Распределение общей массы по осям, кг:
на переднюю ось макс. 6200
на задние оси макс.2×10 200
Глубина брода,
включая водяную волну, мм до 800 
Диаметр поворота по колее
наружного колеса максимальный, м 20
Ёмкость топливного бака, л 230
Двигатель T 3-929 десятицилиндровый, дизельный,
с непосредственным впрыском топлива и воздушным охлаждением
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 120/140
Рабочий объем цилиндров, см3 15 825
Чистая мощность при 2200 об/мин, кВт 208
Чистый крутящий момент при 1400 об/мин, Нм 1010

Самосвал «Татра-815» с трехсторонней разгрузкой. На чертеже:

1—воздухозаборник, 2— козырек защитный, 3 — колесо запасное, 4 — кузов трехсторонний, 5 — устройство буксирное, 6 — рессоры задней подвески, 7—ресивер, 8—глушитель, 9 — кожух двигателя задний, 10 — бампер, 11—кабина водителя, 12 — зеркало заднего вида, 13 — брызговик боковой, 14 — фары передние, 15 — брус противоподкатный, 16 — блок задних фонарей, 17 — фильтр воздушный, 18 — ящик инструментальный, 19 — бак масляный, 20 — бак топливный.

ТАТРА-815

Ходовая часть автомобиля Татра-815:

1 — бампер, 2 — двигатель, 3 — подрамник, 4 — вал карданный, 5 — коробка передач, 6—делитель, 7 — элемент хребтовой рамы, 8 — полуось качающаяся, 9 — пыльник картера моста, 10 — кронштейны установки кузова, 11 — картер моста, 12 — поперечный рычаг передней подвески, 13 — торсион, 14 — кронштейн крепления тор-сиона, 15 — барабаны тормозные, 16 рессоры задней подвески.

Схема ходовой части:
1 — двигатель, 2 — сцепление, 3 — вал карданный, 4 — коробка передач, 5—делитель, 6 — дифференциалы межколесные, 7 — муфта отключения переднего моста, 8 — дифференциал межосевой.

ТАТРА-815

Конструктивные элементы снижения уровня шума:

1 —капотирование двигателя специальное, 2 — заборник воздуха (акустический фильтр), 3 — шторки резиновые экранирующие, 4 — оребрение картера двигателя, 5 — система забора воздуха, 6 — кожух двигателя задний, 7 — система выпуска, 8 — листы шумопоглощающие.

Рабочее место водителя:

I — сопло системы «вентиляция — отопление» боковое, 2 — сиденье водителя, 3 — переключатель стеклоочистителей, 4 — указатели параметров работы двигателя, 5 — педаль сцепления, 6 — лампы контрольные, 7 — колесо рулевое (показано условно), 8 — спидометр с тахографом, 9 — педаль тормоза, 10 — замок зажигания,

II — переключатель света центральный, 12 — педаль «газа». 13 — блок управления вентиляцией и отоплением, 14 — места дополнительных приборов, 15 — рычаг переключения передач, 16 — кожух двигателя.

Аренда экскаватора-планировщика УДС 114 на базе Татра 815 в ООО Кимберлит Строительные

Автокран TEREX-DEMAG AC-120

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK 5120-L

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Zoomlion QY120V

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1120

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1150

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран GROVE GMK 5150

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Zoomlion ZTC1500V

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK4090

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Zoomlion QY90V

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1090

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Zoomlion ZTC800V

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1080

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK 4080

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Галичанин КС-65721-2

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1060

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK 3060

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Zoomlion ZTF 600

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Zoomlion ZAT3000V

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран GMK 6300L-1

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1300

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Demag AC 350-6

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK 6350

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1350

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK5250L

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Liebherr LTM 1250

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Demag AC 250

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK5200

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Terex-Demag AC 200

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран LIEBHERR LTM 1200-5. 1

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран LIEBHERR LTM 1500-8.1

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Terex-Demag AC 500-2

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран ZOOMLION QAY500V733

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран LIEBHERR LTM 1100-5.2

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран ZOOMLION ZTC1000V

В наличии

Подробнее

Заказать

Автокран Grove GMK 4100L

В наличии

Подробнее

Заказать

Автовышка DAEWOO NOVUS 60 м

В наличии

Подробнее

Заказать

Автовышка Horyong E-SKY 600

В наличии

Подробнее

Заказать

Автовышка Ruthmann TTS-590

В наличии

Подробнее

Заказать

Автовышка Jinwoo 750N

В наличии

Подробнее

Заказать

Автовышка Palfinger P750 на базе Scania

В наличии

Подробнее

Заказать

Tatra T815 AV-15 Эвакуационная машина

Цена от (+ НДС)

21 500 EUR

В наличии имеется один автомобиль, первоначально принадлежавший AFCR. Тело не полностью функционально. Должен быть отремонтирован покупателем.
АВ-15 Краново-эвакуационная машина на шасси 8-колесного грузовика Tatra с опцией 8х8. Предназначен для подъема застрявшего оборудования или подъема грузов массой до 15 т. Экипаж состоит из: командира, водителя. Его главными достоинствами являются высокая прочность, надежность и очень хорошие характеристики на всех типах поверхностей.

Первые опытно-конструкторские работы были начаты в 1972 г., тем не менее серийное производство началось не ранее 1984 г. на ЗТС н.п. Кошице с крановым оборудованием производства VSS Košice.
В данный момент корпус не рабочий, ремонт должен осуществить покупатель.

Параметры

Имя параметра Значение
Общая информация
Макс. скорость 80 км/ч
Длина (стрела сзади) 12,3 м
Ширина 2,57 м
Высота 3,24 м
Собственная масса 30 т
Просвет 0,32 м
Вертикальное препятствие 0,36 м
Траншейный переход 1,6 м
Глубина преодоления брода 1,3 м
Ось, колесная база 1,65 м + 2,97 м + 1,45 м
Трек Спереди 1996 м / сзади 1,94 м
Рабочее устройство
Кран Грузоподъемность
С основной стрелой 3 м на опорах / с удлинителем 11,4 м Нагрузка 15 т / 4 т
Бульдозерное устройство БЗ 815
Основная лебедка С вертикальной осью вращения — на подшипнике поворотного крана
Тяговое усилие при прямой тяге 147 кН
Тяговое усилие на двух шкивах 442 кН
Рабочая длина каната 150 м
Вспомогательная лебедка
Длина троса 320 м
Максимальная масса прицепа 15 км / 65 км (местность/дорога)
Экипаж Водитель + командир
Привод
Двигатель Т3-930-50
Мощность привода 265 кВт при 2200 об/мин
Максимальный крутящий момент 1295 Нм при 1400 об/мин
Количество цилиндров 12
Цилиндры объем 19000 см3
Другие параметры V-образный двигатель с наддувом, зажиганием, воздушным охлаждением
Емкость топливного бака 480 л
Дальность действия 800 км — 1000 км

2010 Tatra T 815 Пожарная машина

Tatra->ke4257 высоко ценится за свои прочные и надежные грузовики. Несмотря на то, что существует множество пожарных машин, не так много моделей, которые могут с уверенностью конкурировать с моделью 815, построенной Tata.

Самое важное оружие, необходимое при тушении пожаров, это, без сомнения, грузовик с водой. Объем воды, который может перевозить пожарная машина, может составлять разницу между несколькими кусками сгоревшего дерева или полномасштабным адом, и в этой части грузовик Tatra получает высокие оценки, способные перевозить до 9000 л воды.

Водный тендер Tatra->ke4257 T 815 построен компанией THT, s.r.o. Polička, ведущий центральноевропейский специалист по пожарным автомобилям. Используя новейшее шасси Tatra, пожарная машина предназначена для перевозки большого количества огнетушащих веществ и пожарной бригады 1+3.

Specifications

  • Model: tatra-t-815-fire-truck

Specifications

  • Model: 2010 Tatra T 815 Fire truck
  • Engine/Motor: V8
  • Мощность: 206 @ 1800
  • Крутящий момент: 1800 @ 1000

Грузовик основан на шасси TATRA T 815-731R32/411 и имеет простую и прочную конструкцию с кабиной вперед.

Спереди расположен центральный логотип компании и большое ветровое стекло, разделенное на две прямоугольные секции, которые легко заменить в случае частичного повреждения.

Автомобиль имеет современную противопожарную надстройку с рамой из алюминиевого профиля и алюминиевым покрытием. Танкер может перевозить до 9000 л воды и 540 л пенообразователя, что весьма внушительно. Кроме того, он может работать при низком давлении воды (3000 л/мин при 1,0 МПа) или при высоком давлении воды (300 л/мин при 4,0 МПа). 9№ 0003

Пожарная машина TATRA->ke4257 815 позволяет устанавливать различные надстройки без необходимости использования дополнительной межрамной рамы.

Благодаря этой особенности водный тендер имеет низкий центр тяжести и общую высоту. Это приводит к отличной управляемости и ходовым качествам на пересеченной местности, а также устраняет необходимость в платформах для посадки и высадки из автомобиля и, следовательно, время простоя пожарной бригады при работе.

Интерьер

Интерьер довольно практичен и предлагает акры пространства, позволяя вам свободно перемещаться по салону. Приборная панель слегка наклонена к водителю, что облегчает доступ к различным элементам управления, расположенным на центральной консоли.

Рулевое колесо можно отрегулировать как по вылету, так и по углу наклона, поэтому найти подходящее положение для вождения не составит труда. С другой стороны, руль немного тонковат и мог бы быть с лучшим сцеплением.

К счастью, сиденья довольно удобные, учитывая утилитарный характер автомобиля. Они также предлагаются с различными регулировками, которые помогут вам удобно устроиться за рулем. Конфигурация сидений 1+3, и все пассажиры имеют достаточно места для головы и ног, не чувствуя себя некомфортно.

Благодаря большому дорожному просвету и широкому ветровому стеклу водитель получает прекрасный обзор дороги. Боковые зеркала также довольно большие и не подведут в любой ситуации.

Кабина оснащена всевозможными нишами и различными консолями, так что есть много мест для хранения разных вещей.

В целом кабина очень практичная и идеально соответствует утилитарному характеру грузовика, но ей не хватает изысканности, она скорее спартанская, чем комфортная. Материалы относятся к классу твердых материалов, но фурнитура выглядит долговечной.

Двигатели и трансмиссии

Пожарная машина Tatra->ke4257 815 оснащена дизельным двигателем Euro 5 V8 с максимальной мощностью 280 кВт и крутящим моментом 1800 Нм уже при 1000 об/мин. Мощный двигатель TATRA с непосредственным воздушным охлаждением обеспечивает этому 25-тонному автомобилю высокую удельную мощность 13 кВт на тонну и максимальную скорость 110 км/ч.

Благодаря мощному двигателю грузовик может с легкостью выдерживать максимальную полезную нагрузку 9495 кг и обеспечивает достаточную проходимость даже на склонах. Также стоит упомянуть огромный крутящий момент, поскольку он обеспечивает постоянное сцепление независимо от условий местности.

Двигатель крепится к полуавтоматической системе переключения передач TATRA-NORGREN, которая передает мощность на все четыре колеса, обеспечивая довольно комфортное вождение. Коробка передач также работает плавно и требует минимального ручного вмешательства, не уступая конкурентам.

Tatra 815 Fire truck Engines specifications

Engine emission norms

kw@rpm

Nm@rpm

Euro 5

280 @1800

1800@1000

Плавность хода и управляемость

Благодаря относительно низкому дорожному просвету и небольшой высоте (всего 2,85) грузовик остается на своих колесах, а крены кузова очень незначительны. Для выдающихся ходовых качеств в шасси грузовика используется хребтовая рама, независимые полуоси с пневматической подвеской.

Кроме того, стандартная система пневматической подвески на всех полуосях позволяет очень просто регулировать базовый дорожный просвет (360 мм) до +90/-120 мм с помощью удобной 3-позиционной кнопки.