Спг и снг это: СПГ и СНГ | EKC.AG

Что такое СНГ и КПГ на маршрутных автобусах типа газель

Вопрос: Что такое СНГ и КПГ на маршрутных автобусах типа газель.

Ответ можно найти в техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011

Раздел 9

9. Требования к двигателю и его системам

….

9.8. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка должны соответствовать следующим требованиям:

9.8.1. На каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем.

9.8.2. На каждом газовом баллоне, установленном на транспортном средстве, должны быть четко нанесены нестираемым образом, по меньшей мере, следующие данные: серийный номер; обозначение «СНГ» или «КПГ». 

9.8.3. Газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве.

9.8.4. Внесение изменений в конструкцию и комплектность установленного газобаллонного оборудования при эксплуатации не допускается. Изменения, вносимые при ремонте газобаллонного оборудования (замена редуктора или баллона), оформляются специально уполномоченными организациями свидетельством о соответствии газобаллонного оборудования требованиям безопасности.

9.8.5. Единые для государств – членов Таможенного союза формы документов, упомянутых в пунктах 9.8.1, 9.8.3 и 9.8.4 выше, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Указанные документы предъявляются при проведении проверки технического состояния транспортного средства.

9.8.6. Не допускается:

9.8.6.1. Использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования.

9. 8.6.2. Нарушения крепления компонентов газобаллонного оборудования.

9.8.6.3. Утечки газа из элементов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.

11. Требования к комплектности транспортных средств

11.8. На транспортные средства категорий М2 и М3, использующие в качестве топлива сжиженный нефтяной газ (СНГ) или компримированный природный газ (КПГ), наносятся опознавательные знаки, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 67 и № 110, в виде ромба зеленого цвета с каймой белого цвета. В середине знака располагаются буквы: «СНГ» или «КПГ» (рисунок 11.1). Горизонтальная диагональ ромба 110-150 мм, вертикальная диагональ ромба 80-110 мм, ширина каймы 4-6 мм, высота букв более 25 мм, ширина букв более 4 мм. Опознавательные знаки размещаются спереди и сзади, а также по правому борту транспортного средства снаружи дверей.

 

Рисунок 11.1. Образец опознавательного знака для транспортных средств категорий М2 и М3, использующих в качестве топлива сжиженный нефтяной газ (СНГ) или компримированный природный газ (КПГ)

Проектирование регазификационного терминала СПГ в России и СНГ: EPC контракт

Транспортировка природного газа потребителям — очень сложная и дорогостоящая задача.

Принимая во внимание, что 71% поверхности Земли занимает вода, становится понятным, что потребовало перехода от традиционного способа транспортировки газа по трубопроводам к сжиженному природному газу (СПГ).

Использование СПГ в качестве источника энергоснабжения становится все более распространенным во многих регионах Европы и мира, поэтому технологии сжижения, транспортировки, хранения и регазификации природного газа в настоящее время достаточно известны и отработаны.

Использование газа в качестве источника топлива менее вредно для окружающей среды по сравнению с другими видами ископаемого топлива, такими как уголь или нефть.

Импорт СПГ также позволяет многим компаниям диверсифицировать источники поставок энергоносителей и обеспечить энергетическую безопасность на многие годы.

По сравнению с началом 2000-х годов десятки новых стран начали импортировать сжиженный природный газ для собственных нужд, расширив географию и разнообразие рынков.

В некоторых странах, таких как Южная Корея и Япония, СПГ полностью покрывает потребности в газе, тогда как другие страны используют импорт СПГ для покрытия разрыва между местным производством и пиковыми потребностями экономики.

СПГ является ценным инструментом для транспортировки газа в регионы, не обслуживаемые газопроводами.

Он может стать дополнительным источником поставок газа для миллионов потребителей при условии строительства новых регазификационных терминалов и соответствующей инфраструктуры.

Таблица: объем торговли СПГ в мире с 2009 по 2019 год (миллиарды кубометров в год)




Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017


2018

2019

Объем

235

250

302

328

325

327

334

337

358

393

431

485


СПГ — это нетоксичная, негорючая и некоррозионная жидкость без запаха, которую необходимо хранить при очень низких температурах.

Разлитый СПГ быстро испаряется как обычный метан, не оставляя осадка на почве или в воде. Поскольку сжиженный природный газ весит приблизительно половину веса воды, разлитый в море газ всплывает на поверхность, а затем испаряется в атмосферу.

В случае аварийной утечки сжиженного природного газа в воду или на землю загрязнения окружающей среды не происходит.

Основные этапы переработки сжиженного природного газа включают:

Сжижение природного газа из его естественной формы на заводе СПГ путем охлаждения до температуры около — 160 ° C. В ходе конденсации газ сжимается почти до 1/600 первоначального объема. Заводы по производству СПГ располагаются преимущественно в странах-экспортерах газа и их акваториях.

Транспортировка по морю. СПГ транспортируют судами, называемыми метановозами, со специальными резервуарами, где газ хранится в охлажденной жидкой фазе.

Погрузка и разгрузка метановозов. Для погрузки и разгрузки танкеров-метановозов на пристани необходимо построить специальные портовые сооружения.

Регазификация СПГ. Для контролируемого превращения СПГ в газообразное состояние строятся регазификационные терминалы, где газ хранится в охлаждаемых резервуарах, а затем, когда потребителям требуется газ, расширяется до газообразного состояния и закачивается в трубопровод. СПГ можно транспортировать по суше автомобильными и железнодорожными цистернами.

В настоящее время в мире насчитывается более восьми десятков регазификационных терминалов СПГ.

В частности, в Европе десятки терминалов были оборудованы вдоль побережья Бельгии, Франции, Греции, Италии, Испании и Великобритании.

По данным Международного энергетического агентства, в ближайшие десятилетия количество регазификационных терминалов и танкеров-метановозов будет динамично расти.

В частности, они будут нужны американским экспортерам, которые постоянно производят СПГ из природного газа сланцевых месторождений. Согласно этим прогнозам, в 2040 году мировой флот метановозов должен приблизиться к тысяче единиц.

Инженерное проектирование регазификационных терминалов СПГ представляет собой комплексную профессиональную услугу, которая требует привлечения инжиниринговых компаний, обладающих соответствующим опытом и технологиями.

ESFC с партнерами предлагает услуги в области финансирования и проектирования инфраструктуры СПГ в России и республиках СНГ, используя передовые европейские технологии.

Технические аспекты транспортировки, хранения и регазификации СПГ


Чтобы четко понимать технологические аспекты обращения со сжиженным природным газом и инженерного проектирования регазификационных терминалов СПГ, предлагаем посмотреть на его жизненный цикл от сжижения до использования.

Отрасль СПГ в значительной степени подвержена тем же рискам, которые существуют в любой промышленной деятельности.

Специалисты осуществляют инженерное проектирование всех видов оборудования для транспортировки, регазификации и хранения СПГ в любых масштабах, индивидуальные технологические решения для каждого проекта.

Природный газ, содержащий 98% метана, в сжиженном виде занимает всего 0,17% от объема того же количества в газообразном состоянии. Это соответствует примерно 1/600 объема газа. Уменьшение объема в сотни раз — это преимущество при транспортировке и хранении.

Процесс сжижения природного газа включает очистку путем отделения определенных компонентов, таких как пыль, диоксид углерода, сероводород, гелий, вода и тяжелые углеводороды, которые способны вызвать трудности при преобразовании газа в жидкость.

Следующим шагом является конденсация при давлении, близком к атмосферному.

После предварительной очистки с целью соответствия нормативным требованиям качества природный газ сжижается при температуре порядка −162 ° C (точка кипения СПГ зависит от его состава и колеблется от −166 ° C до −157 ° C). Это позволяет подготовить газ к рациональному хранению и транспортировке потребителю.

Из-за низкой температуры СПГ обычно не хранят под давлением. Это экологически чистое топливо с октановым числом 130. Сжиженный природный газ бесцветен, не имеет запаха, не вызывает коррозии металлических трубопроводов и цистерн.

Природный газ (метан), а следовательно, и СПГ, нетоксичен и безопасен для человека.

Плотность СПГ зависит от его состава и составляет от 430 кг / м³ до 470 кг / м³, поэтому сжиженный природный газ разливается на воде, плотность которой составляет около 1000 кг / м³. Метан практически не растворяется в воде.

Плотность метана при низкой температуре, близкой к конденсации (-160 ° C), составляет примерно 1,75 кг / м³, то есть больше, чем у воздуха. Во время распыления этот газ может накапливаться над поверхностью земли. Метан при повышении температуры до значения -110 ° C (- 113 ° C для чистого метана) становится легче воздуха и выветривается.

В случае утечки СПГ из танкеров или трубопроводов под давлением он будет выброшен в атмосферу. Этот процесс связан с активным физическим перемешиванием СПГ с воздухом. На начальном этапе большая часть газа будет содержаться в выпущенном облаке в виде аэрозоля. Затем в результате смешивания с воздухом СПГ постепенно испарится, практически не влияя на экосистему.

Промышленная инфраструктура сжиженного природного газа состоит из оборудования для сжижения, погрузочного терминала, метановозов и регазификационных терминалов СПГ, на которых происходит регазификация до газообразного состояния.

На терминалах СПГ хранится в специально разработанных резервуарах.

После сжижения газ транспортируется на метановозах к месту назначения.

В свою очередь, работу разгрузочного терминала можно разделить на три основных этапа — этап разгрузки, хранения и регазификации для получения готового к использованию продукта.

Под этапом разгрузки следует понимать операцию, когда пришвартованный в портовой части приемного терминала метановоз подсоединяется к резервуару для хранения СПГ с помощью рукава. Насосы, расположенные на метановозе, перекачивают СПГ из внутренних резервуаров танкера в портовые резервуары хранения.

Резервуары должны быть сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать безопасное хранение СПГ в криогенном температурном диапазоне. Стадия регазификации заключается в нагревании сжиженного природного газа в теплообменниках (испарителях) для преобразования СПГ в газовую фазу с параметрами, соответствующими местным нормативам и обеспечивающими дальнейшую транспортировку газа.

Регазификационный терминал СПГ подключается к газотранспортной сети, которая передает природный газ после подтверждения его параметров качества конечному потребителю.

Оборудование для хранения сжиженного природного газа


Инжиниринговой компании важно обеспечить безопасное хранение СПГ как на этапе его загрузки, так и на этапе регазификации.

Для этого следует использовать надежные материалы для изготовления резервуаров и устройств, а также предоставить соответствующий технический проект на каждом технологическом этапе.

При инженерном проектировании регазификационных терминалов СПГ наиболее важно правильно выбрать конструкцию резервуаров. Они различаются в зависимости от объема, рабочего давления, конфигурации, систем контроля и используемых стандартов, определяющих технологию строительства.

В целом, резервуар СПГ конструктивно напоминает термос, установленный на фундаментной плите, которая должным образом изолированной и обогретой. Конструкция резервуара зависит от геологии местности, на которой он построен. Резервуар должен быть оборудован системой контроля и защиты для обеспечения безопасной эксплуатации.

Резервуары для хранения сжиженного природного газа разделяют на надземные резервуары, полуподземные (полупогруженные) резервуары и подземные (погруженные) резервуары.

В инжиниринговой практике используются следующие типы надземных резервуаров:

Стальной резервуар без внешнего защитного кожуха (single containment tank, SCT). Внешний кожух выполняется из углеродистой стали, а внутренний — из никелевой стали, не меняющей своих свойств при низких температурах. Резервуар помещается в специальную яму на случай утечки сжиженного газа в окружающую среду.

Стальной резервуар с дополнительным бетонным защитным покрытием (double containment tank, DCT). По сути, эта конструкция представляет собой резервуар SCT, окруженный специальным кожухом из предварительно напряженного железобетона с открытым верхом, который должен обеспечить безопасное хранение сжиженного газа в случае выхода из строя внутреннего резервуара.

Стальной резервуар с внешним герметичным бетонным кожухом (full containment tank, FCT ). Оборудование данного типа аналогичное двум предыдущим с той разницей, что конструкция внешнего резервуара представляет собой кольцо и куполообразную крышу из предварительно напряженного железобетона.

Наиболее часто используемые материалы включают аустенитные нержавеющие стали, алюминиевые сплавы, а также специальные никелевые сплавы с определенной ударной вязкостью при температурах ниже — 60 ° C.

Также можно использовать полимерные материалы, такие как тефлон и эпоксидные смолы, армированные стекловолокном.

Сталь, из которой изготовлены внутренние резервуары для СПГ, должна быть устойчива к трещинам при очень низких температурах, а также обладать способностью препятствовать распространению трещин. Эта сталь отличается низким содержанием фосфора, серы и углерода, что позволяет избежать снижения ударной вязкости в зонах термического воздействия при сварке.

Изнутри резервуары герметизируются тонкой гофрированной мембраной. Благодаря своей форме, такой резервуар может легко переносить напряжения, возникающие из-за разницы температур между окружающей средой и хранящимся сжиженным газом. Алюминий используется для строительства подвесных крыш внутренних резервуаров.

Внешние резервуары обычно изготавливаются из углеродистой стали или предварительно напряженного железобетона.

Правильный подбор строительных материалов и использование соответствующих способов их соединения определяют безопасную и длительную эксплуатацию емкостей.

Важным элементом резервуара СПГ является его теплоизоляция.

Используемые изоляционные материалы должны обеспечивать минимально возможную теплопроводность. Дно резервуара утепляется пеностеклом или другим подходящим материалом. Пространство между цилиндрической частью внутреннего и внешнего резервуаров заполняется вспученным перлитом.

Стекловолокно или же вспученный перлит используют для обеспечения теплоизоляции крыши внутреннего резервуара.

Особенности разгрузки танкеров-метановозов


Перекачка СПГ из танкеров-метановозов в резервуары приемного терминала в порту — это один из важнейших элементов системы транспортировки сжиженного газа.

Данный процесс осуществляется при помощи насосов, находящихся на борту танкеров.

Каждый такой метановоз оснащен насосами двух типов. Это высокопроизводительные главные насосы, используемые для перекачки СПГ в резервуары для хранения, и насосы меньшей мощности, поддерживающие низкую температуру в резервуарах.

Производительность этих устройств превышает 1000 м³ / ч для основных насосов и 40 м³ / ч для так вспомогательных насосов. Вместимость резервуара типичного метановоза составляет около 130-150 тысяч кубометров. Для перекачки такого количества жидкости потребуется около 3000 кВтч энергии. Почти вся эта энергия превращается в тепло и поглощается СПГ.

Такое количество поглощенного тепла вызывает нагревание накопленной жидкости на 0,5 ° C.

Пары, образующиеся при кипении, обладают более высокой энергией, чем криогенная жидкость, остающаяся в резервуаре, поэтому температура стабилизируется.

Таким образом, чтобы поддерживать постоянную температуру, часть СПГ должна испаряться.

Сжиженный природный газ транспортируется по трубопроводам в систему стационарных резервуаров-хранилищ, расположенных на расстоянии до 1000-1500 м. Расположенные на эстакадах трубопроводы обычно оснащены компенсаторами, воспринимающими механические напряжения, возникающие из-за разницы температур. Трубопроводы теплоизолированы полиуретаном или вакуумом по типу «труба в трубе».

Зона выгрузки с резервуаром-накопителем приемного терминала соединяется системой из двух разгрузочных трубопроводов.

Согласно технологии, процессу разгрузки предшествует дополнительное охлаждение трубопровода.

Обычно это достигается путем отправки небольшого количества сжиженного газа в зону разгрузки по одному трубопроводу и возврата его в зону подготовки газа по второму трубопроводу.

Разгрузочный трубопровод имеет хорошую теплоизоляцию.

Количество тепла, которое проникает через каждый квадратный метр поверхности этого трубопровода, крайне мало. Однако, учитывая его многокилометровую протяженность, суммарные теплопотери оказываются довольно существенными. Количество метана, испаряющегося в результате теплопотерь на каждый 1 км длины такого трубопровода, в зависимости от типа теплоизоляции, может составлять несколько тонн в час.

Пары, возвращающиеся в цистерны метановозов, влияют на скорость выкипания.

Когда танкер выгружается на приемном терминале, из его резервуаров за очень короткое время выдавливается значительное количество сжиженного газа, что создает локальное отрицательное давление. Чтобы противодействовать этому и поддерживать постоянное рабочее давление в резервуарах, выдавленный СПГ заменяется метаном.

Часть газа, необходимого для заполнения цистерн, покрывается парами, испарившимися во время поездки, а остальная часть должна подаваться извне. Это называется BOG (кипящий газ). На начальном этапе разгрузки метановозов, после подключения разгрузочных рукавов к судовым манифольдам, BOG используется для охлаждения разгрузочных рукавов и вспомогательных устройств на причале.

На этом этапе используется резервуар для конденсата, расположенный на разгрузочной платформе, и охладитель, в котором источником холода является СПГ.

Эти же устройства используются для обеспечения надлежащей, достаточно низкой температуры паров, возвращающихся на корабль.

Недостающее количество газа доставляется с приемного терминала по трубопроводу, известному как линия возврата пара. В отличие от разгрузочного трубопровода, в этом трубопроводе не поддерживается низкая температура, поэтому протекающий по нему газ необходимо охладить до соответствующей температуры дополнительно, прежде чем он попадет в резервуары судна.

Процесс регазификации сжиженного природного газа


Регазификация — это заключительный этап жизненного цикла сжиженного природного газа.

Здесь жидкий продукт переводится в газообразное состояние и закачивается в наземную газопроводную сеть.

Регазификация СПГ выполняется в три последовательных этапа:

Природный газ доставляется метановозами и разгружается в резервуары в жидком состоянии. СПГ может храниться в порту неопределенное время и использоваться в соответствии с изменяющимися потребностями потребителей.

Регазификация предполагает нагрев СПГ до температуры выше 0 ° C. Этот процесс осуществляется при давлении порядка 60-100 бар. Нагрев осуществляется в группах теплообменников с использованием морской воды как теплоносителя. Это наиболее энергоэффективный метод при наличии воды с требуемыми качествами. Проблемой этого типа нагрева остается сложность использования морской воды из-за большого количества примесей и ее высокой коррозионной активности. В случае аварии в теплообменниках газ направляется в резервный испаритель, который использует сгорание части топлива для выработки необходимой тепловой энергии.

На выходе из регазификационного терминала газообразный метан очищается и перерабатывается для соответствия стандартам качества. Переработка может включать изменение теплотворной способности продукта путем добавления примесей азота, бутана или путем смешивания с другими газами. Важным действием после регазификации является обработка газа одорантом, чтобы обеспечить меры безопасности при использовании газа в быту и на производствах.

При инженерном проектировании регазификационных терминалов СПГ необходимо учитывать конкретные потребности заказчиков.

Регазификация может осуществляться как на традиционных наземных терминалах, так и на автономных плавучих платформах. Плавучие регазификационные баржи обладают преимуществом мобильности и могут создавать новые рынки для сжиженного природного газа.

Помимо получения доступного газообразного топлива, преимущества при регазификации можно получить за счет выделяемой энергии. Холод, выделяемый при превращении метана из жидкости в газ, используется для производства кислорода и азота из воздуха.

Энергетические компании могут получить дополнительные выгоды путем строительства регазификационных терминалов СПГ в непосредственной близости с металлургическими заводами или другими промышленными предприятиями.

Основное оборудование для регазификации СПГ


Инженерное проектирование регазификационных терминалов сжиженного природного газа опирается на выбор самого подходящего оборудования, в том числе криогенных резервуаров, испарителей, редукторов и измерительного оборудования.

Список основного технологического оборудования для регазификации включает:

Криогенные резервуары для хранения сжиженного газа. Эти резервуары соответствующего типа, объема и конструкции обеспечивают долгосрочное хранение СПГ, минимизируя потенциальные риски при внештатных ситуациях на терминале.

Испарители ORV, SCV или других типов предназначены для контролируемого перехода жидкого газа в газообразное состояние с высокой производительностью.

Редукционно-измерительная станция. Эта часть регазификационного терминала СПГ отвечает за уменьшение давления газообразного метана до требуемых параметров, а также контроль поставляемого газа по различным показателям.

Оборудование одоризации. Поскольку сжиженный природный газ не имеет запаха, поставщики должны придать ему резкий запах для безопасности использования.

Среди важнейшего оборудования можно назвать испарители, где происходит наиболее технически сложный процесс фазового превращения газа.

На регазификационных терминалах СПГ устанавливается два типа испарителей, а именно ORV или SCV. В последние годы они являются самыми популярными конструкциями.

ORV испарители (open rack vaporizers)


ORV, или испарители с открытой стойкой, представляют собой теплообменники, нагреваемые морской водой.

В этих теплообменниках морская вода протекает самотеком по оцинкованным алюминиевым трубам, выделяя тепло и нагревая СПГ, протекающий вокруг панелей.

Вода, вытекающая из алюминиевых труб, накапливается в резервуаре, откуда по трубопроводу сбрасывается в море.

Перед использованием в теплообменниках морскую воду следует очистить от всех видов взвесей или твердых примесей. Она также должна соответствовать строгим требованиям качества, то есть не должна содержать тяжелых металлов, а pH воды должна быть в диапазоне 7,5-8,5 с минимальным содержанием ионов хлора. Также важно обеспечить поддержание температуры морской воды выше + 5 ° C.

Вода, сбрасываемая обратно в море, обычно на несколько градусов ниже температуры в море, что в общем количественном балансе не должно представлять угрозы для окружающей среды.

Для предотвращения образования биологических форм в трубах необходимо хлорировать воду невысокими дозами хлорсодержащих веществ.

Благодаря простоте технологии и низкой частоте отказов ORV испарители являются одними из самых широко используемых на регазификационных терминалах СПГ в Европе и в мире. Несмотря на более высокую стоимость строительства, эксплуатационные расходы относительно низкие среди всех подобных установок.

SCV испарители (submerged combustion vaporizers)


SCV, или испарители горения погружного типа — это теплообменники, использующие температуру выхлопных газов.

Принцип действия этих теплообменников заключается в сжигании газового потока, чаще с использованием одной большой горелки. Затем горячие выхлопные газы проходят по стальным трубам, погруженным в водяную баню.

Продукты сгорания после охлаждения выбрасываются в атмосферу.

Использование одной большой газовой горелки в этой системе вместо нескольких меньших горелок связано с большей эффективностью и меньшими выбросами NOх и CO.

Испарители других типов на регазификационных терминалах СПГ используют значительно реже. К наиболее известным относятся STV (shell and tube vaporizers), CHP – SCV (combined heat and power unit – submerged combustion vaporizers), AAV (ambient air vaporizers) и AAV – HTF (ambient air vaporizer – heat transfer fluid).

В каждом случае строительство регазификационных терминалов требует индивидуального подхода, учитывая конкретные условия реализации проекта, требования заинтересованных сторон, бюджет проекта и предполагаемые сроки сдачи в эксплуатацию.

Наша команда готова предложить гибкие финансовые и технические решения под специфические требования вашего бизнеса.

Финансирование и проектирование регазификационных терминалов СПГ


Тема транспортировки сжиженного природного газа по водным путям становится актуальной по всему миру.

Используя действующую портовую инфраструктуру, инвесторы могут развивать сети регазификационных терминалов в существующих портах и рассматривать дополнительные места в новых прибрежных районах.

Помимо хранения и распределения топлива железнодорожным или наземным транспортом, важнейшей функцией терминала является регазификации СПГ и его подача по газопроводам вглубь суши.

Несмотря на множество преимуществ, связанных с развитием рынка СПГ, возможности внедрения мультимодальной цепочки поставок в настоящее время ограничены.

К основным препятствиям на пути развития относятся все еще недостаточно развитая железнодорожная инфраструктура во многих регионах России, несудоходные участки рек, высокие затраты на этапе реализации инфраструктурных проектов и недостаточная осведомленность властей о новых решениях, связанных с транспортировкой СПГ.

Тем не менее, реализация небольших индивидуальных решений по СПГ может принести существенную выгоду вашему бизнесу.

ESFC с партнерами предлагает все виды финансовых, инженерно-технических и консультативных услуг, связанных с развитием сетей сжиженного природного газа. Мы разрабатываем инвестиционные и технологические схемы, выбираем и поставляем передовое оборудование, выполняем монтаж и обеспечиваем бесперебойную работу регазификационных терминалов СПГ для вашего бизнеса.

Инжиниринговые услуги включают, но не ограничиваются:

• Проектирование, строительство, обслуживание и модернизация регазификационных терминалов СПГ в России и республиках СНГ по ЕРС-контракту.

• Проектирование, строительство, техническое обслуживание и модернизация заводов по сжижению природного газа по всему миру под ключ.

• Поставки, монтаж, обслуживание и замена газовых компрессоров для заводов по производству сжиженного природного газа.

• Проектирование и строительство компрессорных станций для газопроводов.

• Проектное финансирование нефтегазовых проектов.

Единый генеральный подрядчик дает заказчику существенные преимущества заказчику в виде единого центра ответственности. Комплексный и профессиональный подход гарантирует соблюдение строгих стандартов, а также оптимальную стоимость и сроки реализации проекта.

Мы с партнерами участвовали в реализации проектов в странах Европы, Латинской Америки, Африки и Азии.

Среди наших партнеров и заказчиков известные мировые компании и финансовые институты, включая крупнейшие банки Испании.

Если вы планируете инвестиции в регазификационный терминал СПГ, обратитесь к консультантам ESFC для обеспечения успеха вашему нефтегазовому проекту.

Как рыночные факторы могут формировать спрос на более чистый газ

Сокращение выбросов метана в результате операций, связанных с ископаемым топливом, может помочь миру достичь своих целей в области климата. В своем сценарии «Чистый ноль к 2050 году» Международное энергетическое агентство (МЭА) показывает, что выбросы метана сократятся на 77 процентов в период с 2020 по 2030 год, и это сокращение сыграет большую роль в сдерживании повышения температуры. 1 Как добиться такого сокращения выбросов – вопрос государственной политики первостепенного порядка. Сокращение выбросов в странах-производителях будет иметь решающее значение, но также важно изучить политические рычаги и рыночные инновации, которые могут помочь уменьшить выбросы в странах-потребителях газа и сформировать спрос на более чистый газ.

Одна из набирающих популярность идей состоит в том, чтобы обрабатывать природный газ по-разному в зависимости от его метаноемкости — отношения выбросов метана к объему произведенного природного газа. Этого можно добиться путем установления порога интенсивности выбросов, которому газ должен соответствовать для поступления на рынок, или путем привязки цены к его интенсивности. Эта политика может помочь создать рынок «дифференцированного» или «более чистого» газа. Вместе с нормативными актами и техническими инновациями такие меры могут обеспечить минимально возможную интенсивность производства, транспортировки и потребления газа. Меры государственной политики такого рода могут сопровождать и, возможно, ускорять эволюцию рынка, при которой покупатели будут постепенно платить больше за низкоуглеродистый газ.

Однако для того, чтобы обращаться с газом по-другому, необходимо сотрудничество различных правительств, компаний и других заинтересованных сторон. Это потребует коллективных усилий как стран-производителей, так и стран-потребителей, включая внутреннее регулирование и, возможно, импортные стандарты. До сих пор политические амбиции в отношении метана исходили от стран, на долю которых приходится всего 40 процентов мировых выбросов метана в результате операций с ископаемым топливом, но политический ландшафт быстро меняется. 2

Политический дискурс, как правило, сосредоточен на громких инициативах, таких как метановая стратегия Европейского союза, но Европейский союз потреблял всего 12 процентов мирового газа в 2020 году, и спрос на него упал за последнее десятилетие. Европа остается основным местом назначения для международной торговли трубопроводным газом, но на нее приходится небольшая доля рынка сжиженного природного газа (СПГ): в среднем около 20 процентов в период с 2011 по 2020 год. Европа также не импортирует СПГ из Азиатско-Тихоокеанского региона. регион, который произвел 36 процентов мирового СПГ в 2020 году. Таким образом, стратегия Европейского союза по метану является позитивным шагом, но ее глобальное влияние будет ограниченным, если другие регионы не будут проводить свою собственную политику по ограничению выбросов.

Тем более, что в 2020 году две трети мирового газа потреблялось в стране, где он был добыт. Газ является менее глобальным товаром, чем, например, нефть (в 2020 году две трети мировой нефти пересекли границу). Поэтому усилия по снижению метаноемкости глобального газа должны различать газ, который пересекает границы, и газ, который потребляется дома.

Несколько аспектов газового рынка облегчат или усложнят взлет «дифференцированного газа» и помогут сократить выбросы метана в мировой газовой промышленности. На уровне страны важными соображениями являются доля газа в энергетическом балансе страны; используется ли газ исключительно крупными потребителями (такими как промышленность и энергетика) или также в зданиях и транспортируется по распределительным сетям; инфраструктура производства, импорта, экспорта, транспортировки и потребления; структура рынка; как устанавливаются цены; и количество задействованных игроков.

Несколько других важных факторов касаются характера мирового газового рынка. Важно определить крупных производителей, потребителей, импортеров и экспортеров газа и проанализировать, где производство и потребление растут и падают. Также важно учитывать основные торговые коридоры и условия торговли газом в разных частях мира.

В данной статье рассматриваются два основных вопроса: какие аспекты мирового газового рынка могут способствовать возникновению рынка более чистого газа и каковы проблемы, связанные с нынешней организацией этого рынка?

Использование природного газа во всем мире

В 2020 году почти четверть мировой энергии приходилось на природный газ, и эта доля неуклонно росла за последние полвека. 3 Регионами, которые больше всего зависят от газа, являются Содружество Независимых Государств (СНГ) и Ближний Восток, где в 2020 году на газ приходилось более половины первичной энергии. С другой стороны, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2020 году всего на 12 процентов энергетического баланса. Между этими крайностями в порядке убывания находятся Северная Америка (34 процента), Африка (30 процентов), Европа (25 процентов) и Южная Америка (20 процентов).

Судьба газа в мире тоже разная. В СНГ доля газа остается неизменной на протяжении двух десятилетий. В Европе и Южной Америке плато возникло совсем недавно; доля газа в первичной энергии в 2010 году примерно такая же, как и в 2020 году. В Северной Америке газ восстанавливает позиции, которые он занимал в 1970-х годах, по мере роста его доли на рынке. На Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе доля газа неуклонно и неуклонно растет, хотя и на совершенно разных уровнях.

За этим глобальным средним значением могут скрываться значительные различия на уровне страны. Есть несколько стран, в которых на долю газа приходится более 50% потребления первичной энергии, включая второй и четвертый по величине потребители газа в мире (Россия и Иран соответственно). Сильная зависимость от природного газа является полезным индикатором ряда проблем, связанных с сокращением выбросов метана.

Во-первых, доля газа в первичной энергии может коррелировать с объемом и досягаемостью газа в энергосистеме. Перекрытие не точное, но страна, которая удовлетворяет, например, 50 или более процентов своих потребностей в энергии за счет газа, вероятно, использует газ не только в промышленности и производстве электроэнергии, но также в зданиях и даже на транспорте. В странах с таким диверсифицированным использованием газа обычно больше участников и потребителей, чьи взгляды на дифференцированное использование газа имеют значение. Страна с одним крупным игроком может изменить курс на дифференцированный газ, если этот один игрок изменит свое поведение; рынок с большим количеством игроков потребует другой стратегии. Регулирование также может быть проще или сложнее для принятия и обеспечения соблюдения на рынке в зависимости от его размера и сложности. Страны, которые используют газ в экономике, также обычно имеют больше газовой инфраструктуры, что имеет значение для измерения и сокращения выбросов метана. Кроме того, система, которая в значительной степени зависит от природного газа, может иметь меньше разработанных альтернатив и, следовательно, может быть более склонной к риску любой политики, которая может нарушить энергоснабжение. Все эти факторы могут повлиять на рост и охват дифференцированного газа на конкретном рынке.

География спроса и предложения

В 2020 году две трети мирового газа потреблялось в стране, где он был добыт. 4 Остальные пересекли границу по трубопроводу или на судне, перевозили как СПГ. Большая часть международной торговли по-прежнему осуществляется по трубопроводам: в 2020 году экспорт по трубопроводам составил 756 млрд кубометров (млрд кубометров) по сравнению с 488 млрд кубометров СПГ. Однако рост рынка СПГ был более быстрым. В 2000 году на рынок СПГ приходилось 6 процентов от общего потребления газа, но в 2020 году эта цифра увеличилась более чем вдвое и составила почти 13 процентов9.0005

Эта география имеет большое значение для размышлений о выбросах метана. Меры, нацеленные на газ, торгуемый на международном уровне, не приведут автоматически к изменениям в странах, которые не торгуют с другими. Конечно, большинство стран так или иначе связаны с международной торговлей (Саудовская Аравия — единственный крупный потребитель газа, который не импортирует и не экспортирует природный газ). Но торговля часто составляет небольшую часть баланса страны и может вестись только с одним или двумя контрагентами. Политика, влияющая на торговлю газом, может распространяться по всей системе, воздействуя на газ, который потребляется только локально, но такой процесс не является ни автоматическим, ни гарантированным.

Несколько других факторов показывают, почему важно сосредоточиться на внутреннем потреблении независимо от торговли. Например, Китай сам по себе является крупным производителем; в 2020 году он произвел больше газа, чем Катар, Канада, Австралия, Саудовская Аравия, Норвегия, Алжир, Малайзия, Индонезия и любая другая страна, кроме США, России и Ирана. 5 Другими словами, сосредоточение внимания на китайском импорте может упустить значимость собственного производства страны.

Ближний Восток — еще один регион, где местное и региональное потребление не должно заслоняться исключительной ориентацией на экспорт. В 2020 году спрос на газ на Ближнем Востоке был на 22 процента выше, чем в Европейском союзе (ЕС-27) и Великобритании. Кроме того, спрос на газ в регионе вырос на 45 процентов в период с 2010 по 2020 год, в то время как в Европейском союзе он сократился на 14 процентов. 6 К 2020 году Саудовская Аравия и Иран вместе потребляли больше газа, чем Китай. Акцент на ближневосточных экспортеров важен, но не менее важно и взаимодействие с производителями.

Например, в период с 2010 по 2020 год рост спроса на газ в США (184 млрд м3) был почти таким же высоким, как рост в Китае (222 млрд м3). Иран и Саудовская Аравия были третьим и четвертым по величине центрами роста по объему. Следующими были Канада и Мексика — на самом деле Мексика сейчас потребляет больше газа, чем Индия, Южная Корея, Турция или Великобритания, и почти столько же, сколько Германия. Алжир, Египет, Ирак и Туркменистан замыкают первую десятку стран, когда речь идет об абсолютном росте в период с 2010 по 2020 год. Эти рынки обычно не приходят на ум при разговоре о дифференцированном газе, но именно здесь растет спрос на газ.

Конечно, акцент на внутреннем потреблении не должен затмевать международные аспекты газовой промышленности. Глобальная газовая система состоит из пяти регионов нетто-экспортеров — СНГ, Ближнего Востока, Северной Америки, Африки и Южной Америки, которые поставляют газ в два региона нетто-импортеров — Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. Большинство торговых коридоров существуют для того, чтобы соединить один из этих избыточных регионов с одним из основных дефицитных регионов.

Со временем эта торговая система усложнилась, особенно когда речь идет о СПГ. В 2005 г. 15 стран импортировали СПГ, а 13 стран экспортировали его; торговая система была простой. Более 90% импорта СПГ в Европу приходится на Алжир, Нигерию, Катар, Египет и Ливию. В Азии только Япония, Южная Корея, Тайвань и Индия импортировали СПГ, около 80 процентов которого поступали из Индонезии, Малайзии, Катара и Австралии. В Северной и Южной Америке Соединенные Штаты по-прежнему были крупным импортером, в значительной степени зависящим от Тринидада и Тобаго, который в 2005 г. поставлял 70% СПГ в Америку. В 2020 году СПГ экспортировали 20 стран, а получили 43 страны. 8 Торговые пути также стали длиннее: в 2020 году 15 процентов импорта СПГ в Азию приходилось либо на Америку, либо на Африку. Аналогичная доля импорта в Центральную и Южную Америку поступила из-за пределов региона, в том числе из стран Ближнего Востока, Африки и даже Австралии. 9 В период с февраля 2016 г. по август 2021 г. СПГ из США поступил в 36 стран. В прошлом большая часть газа продавалась на основе долгосрочных контрактов, при этом цена часто была привязана к цене на нефть. Однако к 2020 году рынок краткосрочных и спотовых сделок вырос и составил почти 40 процентов от общего объема экспортируемого СПГ. 11 Тем временем цена на газ все больше зависит от фундаментальных показателей в реальном времени (а не от нефти) в так называемой конкуренции «газ против газа». 12

Несмотря на это, некоторые страны и торговые пути продолжают доминировать. В 2020 году на пять стран приходилось 58 процентов мирового экспорта: Россия, США, Катар, Австралия и Норвегия. Что касается импорта, то на 10 стран приходилось 58% всего мирового импорта газа (по порядку: Китай, Япония, Германия, США, Италия, Мексика, Южная Корея, Великобритания, Турция и Франция). 13

Что еще более важно, существуют ключевые коридоры, по которым движется газ в мире. Что касается трубопроводной торговли, то почти три четверти мирового экспорта попадают либо в Европу, либо в Северную Америку. Трубопроводная торговля в остальном мире — в Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Южной Америке и СНГ — по сравнению с этим незначительна. Для СПГ важнее всего два коридора: торговля внутри Азиатско-Тихоокеанского региона и торговля с Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. Остальная часть торговли СПГ делится на несколько равновеликих потоков.

Таким образом, создание рынка дифференцированного газа требует признания того факта, что большая часть газа никогда не пересекает границы. Стратегии, использующие международную торговлю, должны также иметь какие-то правдоподобные рычаги влияния на производство и потребление внутри страны. Что касается импорта и экспорта, то система трубопроводной торговли и торговли СПГ значительно выросла по объему и сложности. Однако большая часть трубопроводной торговли вращается вокруг Европы или происходит в Северной Америке. Большая часть СПГ попадает в Азию либо из Азиатско-Тихоокеанского региона, либо с Ближнего Востока. Эта структура означает, что можно добиться значительных успехов, сосредоточив внимание на нескольких ключевых рынках.

Заключение

Развитие рынка дифференцированного газа требует стратегии, учитывающей несколько важных особенностей мировой газовой промышленности. В этой статье выделено несколько.

Во-первых, Европейский Союз является важным игроком на международном газовом рынке, особенно на международном рынке трубопроводного газа, но его охват недостаточно широк, чтобы стимулировать глобальные изменения. Доля Европейского союза на рынке СПГ невелика (от 11 до 20 процентов за последнее десятилетие), он потребляет всего около 12 процентов мирового газа, а спрос на газ в Европе снижается. Стратегия Европы в отношении метана является важным шагом на пути к повышению рыночного спроса на более чистый газ, но другие страны, особенно крупные производители, могут быть менее склонны принимать такие стандарты.

Во-вторых, две трети мирового газа потребляется в той же стране, где он производится, поэтому стратегия, ориентированная только на газ, торгуемый на международном уровне, может не затронуть основные области производства и потребления. Даже стратегии, основанной только на СПГ, будет недостаточно; объемы, продаваемые по трубопроводу, по-прежнему на 50 процентов превышают объемы, продаваемые в виде СПГ.

В-третьих, основные центры роста находятся в неожиданных местах. Азиатско-Тихоокеанский регион является центром притяжения, когда речь идет об энергетических рынках. Но большая часть роста в Азии приходится на Китай, четвертого по величине производителя газа в мире. За пределами Китая рост потребления был более скромным, в основном в странах с более высоким уровнем дохода, таких как Южная Корея, Австралия, Тайвань, Сингапур и Япония. Другие регионы тоже важны. С 2010 по 2020 год рост спроса в Северной Америке был выше, чем в Китае; Ближний Восток является еще одним растущим рынком, как и Северная Африка.

В-четвертых, система становится все более сложной, но крупные игроки по-прежнему имеют значение. В настоящее время все больше стран импортируют и экспортируют газ; маршруты также становятся длиннее, при этом значительные объемы перевозятся между регионами; и сделки все чаще происходят вне долгосрочных контрактов. Несмотря на это, на долю пяти экспортеров и десяти импортеров приходилось почти 60 процентов экспорта и импорта соответственно. Таким образом, несмотря на то, что система большая, сложная и растущая, она по-прежнему формируется горсткой крупных игроков.

Наконец, структура спроса имеет значение. В отличие от угля (который в основном используется в производстве электроэнергии) или нефти (которая в основном используется в транспорте), газ является универсальным топливом, используемым во всей энергетической системе — в энергетике, промышленности, строительстве и на транспорте. Таким образом, газовый след значительно варьируется от страны к стране. В некоторых местах потребление газа сосредоточено всего у нескольких пользователей, в то время как в других газовая система распространяется на тысячи километров трубопроводов. Чтобы привлечь покупателей газа к усилиям по сокращению выбросов метана из газа, потребуется определить основных действующих лиц и влияние отрасли в каждой стране.

Вместе эти наблюдения обрисовывают контуры стратегии для дифференцированного газа. Ориентация на крупных производителей, потребителей, импортеров и экспортеров имеет значение, поскольку система сосредоточена в их руках. Но список основных игроков выходит за рамки тех, которые часто обсуждаются в политических дискуссиях. Регулирование международной торговли газом станет важным средством перемен, стимулируя страны-производители газа и отдельных производителей к регулированию выбросов метана. Параллельно важно сосредоточиться на снижении метаноемкости газа, добываемого и потребляемого в границах. Прежде всего, структура спроса будет определять то, что возможно: сколько игроков задействовано на рынке, какую роль играет газ и каков его след. Гранулярность имеет первостепенное значение.

Никос Цафос, заведующий кафедрой энергетики и геополитики Джеймса Р. Шлезингера в Программе энергетической безопасности и изменения климата в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия 

Запущена программа CSIS по энергетической безопасности и изменению климата многоэтапная исследовательская инициатива по привлечению глобальных участников рынка газа к метану для анализа того, как глобальная газовая система может развиваться таким образом, чтобы снизить выбросы метана. CSIS расскажет о структуре мирового газового рынка, движущих силах для отдельных компаний и более широкой экосистеме, которая влияет на их приоритеты в области климата и устойчивого развития. В исследовании также будут проанализированы региональные модели текущего и прогнозируемого спроса и предложения на природный газ с уменьшенным выбросом метана, а также то, как новые данные о выбросах метана со спутников и других источников могут повлиять на рынок.

Этот отчет стал возможным благодаря поддержке Фонда защиты окружающей среды.

Этот отчет подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частной, освобожденной от налогов организацией, занимающейся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

© 2021 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Ссылки см. в PDF-файле.

Ежеквартальный обзор нефти и газа России и СНГ

Б1 Московский Энергетический Центр

Представляем вашему вниманию новый выпуск Ежеквартального Обзора Нефти и Газа России и СНГ, подготовленный Московским Энергетическим Центром Б1. Чтобы получить полную версию обзора, пожалуйста, заполните форму ниже.

В этом выпуске:

  • В последние месяцы мировая экономика находилась под беспрецедентным давлением, поскольку геополитическая напряженность ввергла мир в более глубокий энергетический кризис и инфляцию.
  • Деловая активность снизилась, составной PMI упал ниже 50 в августе и сентябре по сравнению с 50,8 в июле.
  • Инфляция теперь находится в центре внимания регулирующих органов. Центральные банки во всем мире ужесточают свою денежно-кредитную политику в попытке обуздать инфляцию. ФРС, например, повысила базовую ставку в конце сентября третий раз подряд на 75 б.п., доведя ее до целевого диапазона 3–3,25%.
  • В то время как в октябре прогноз роста мировой экономики МВФ на этот год оставался неизменным с июня на уровне 3,2% в годовом исчислении, прогноз на 2023 год был снижен с 2,9% до 2,7%.
  • Перспективы рынка остаются неопределенными на фоне ослабления экономики и в большей степени из-за предстоящих ограничений ЕС на морской импорт нефти из России и ограничений на российскую нефть.
  • Цена Brent ожидается на уровне $94 в 2023 году, согласно медианному прогнозу на середину октября. Минэкономразвития России ожидает, что баррель нефти Urals будет стоить 80 долларов в 2022 году, 70 долларов в 2023 году и 65 долларов в 2025 году9.0150
  • В первой декаде октября цены на природный газ на основных рынках сбыта снизились по сравнению с пиковыми уровнями, наблюдавшимися в августе.
  • Газохранилища ЕС заполняются быстрее, чем планировалось (90% вместимости в начале октября по сравнению с целевым показателем 80%, установленным на 1 ноября). Это дает надежду на то, что газовый рынок региона сбалансируется, но пока неизвестно, каковы будут темпы отбора газа в зимние месяцы.
  • Импорт СПГ в Европу, хотя и растет 92% г/г в сентябре имеют тенденцию к снижению. В том же месяце поставки СПГ из США в Европу были на 60% выше, чем год назад, но продолжали снижаться из месяца в месяц. В результате доля США в импорте региона снизилась с 52% до 31% в период с мая по сентябрь, а доля Европы в экспорте СПГ из США за тот же период сократилась с 77% до 48%.