Советская техника за рубежом: 5 советских машин, заслуживших признание за рубежом

5 советских машин, заслуживших признание за рубежом

  • Наука и техника

Мастера международного класса!

7 апреля 20231

Деятели советской автомобильной промышленности часто получали от советских чиновников поощрения, награды и премии за достижения, которые порой и достижениями-то назвать было сложно. Тем ценнее куда более редкие регалии, что доставались советским тачкам за рубежом. Хотя среди них есть как крутые, так и довольно сомнительные и даже совсем несерьезные.    

«Волга» ГАЗ-21

Источник:
ТАСС

Первая же история тянет на статус детективной. Дело было так. Вскоре после дебюта 21-й «Волги» — любимой, если кто вдруг запамятовал, тачки Юрия Деточкина — машина из Горького слегка неожиданно отхватила аж Гран-при на выставке «Экспо-1958» в Брюсселе! Звучит ведь! Этим фактом компания «Автоэкспорт», занимавшаяся, как несложно догадаться, экспортом советских машин за рубеж, потом еще долго козыряла в рекламных материалах.

Вот только нестыковочка выходит… Во-первых и в-главных, «Экспо-1958» — выставка неавтомобильная. Ну и Гран-при тогда получила не только «Волга», а весь советский стенд оптом. Причем помимо «волжанки» экспозицию составляли грузовик ГА3-52, представительские «Чайка» ГАЗ-13 и ЗИЛ-111, а также малолитражный «Москвич-402». Но экспортный потенциал 21-й «Волги» «Автоэкспорт» посчитал наибольшим и свалил всю славу на ее железные крылья.    

ЗИЛ-118 «Юность»

А вот здесь все было по-настоящему. Очень красивый, элегантный и на удивление мощный советский мини-автобус с мотором V8 стал гвоздем Международной автобусной недели-1967 в Ницце. Машина, которую зиловцы по большому счету построили на личном энтузиазме и вопреки наказам высшего руководства, собрала охапку из 12 наград!

О впечатляющем экспортном потенциале «Юности» говорит тот факт, что заинтересованность в лицензионном выпуске ЗИЛ-118 якобы выказал сам Генри Форд Второй, внук того самого Генри Форда и глава Ford Motor Corporation.

Надо ли говорить, что гордые советские чиновники показали заокеанскому дедушке кукиш с маслом? При этом в СССР массовый выпуск классной машины так и не наладили. Общий тираж «Юности» едва превысил сто штук…

ВАЗ-2121 «Нива»

Редкий случай, когда международное признание советского автомобиля совпало с успешными продажами на экспортных рынках. В сентябре 1978-го знаменитая, если не сказать, легендарная «Нива» получила золотую медаль на торгово-промышленной ярмарке в Брно. 

Впереди же ВАЗ-2121 ожидала еще более впечатляющая карьера, итогом которой стало звание самого успешного экспортного автомобиля за всю историю СССР. Всего за рубеж укатило свыше полумиллиона «Нив». Вот это действительно круто!

А вот 17 советских автомобилей, среди которых ни одного советского.

БелАЗ-75710

Производитель гигантских карьерных самосвалов из белорусского города Жодино считает себя обладателем многочисленных престижных международных премий. Ну, если «многочисленные» — это две или немногим более, а престижными считать малопонятные «Международную бриллиантовую звезду качества» от Мексиканского национального института маркетинга и Золотой приз Америки «За качество», то да, наверное.

Но нам куда более ценным достижением кажется подвиг, который БелАЗ-75710 совершил в январе 2014 года. Тогда белорусский самосвал зараз провез по испытательному полигону груз весом более 500 тонн, установив тем самым официальный рекорд Гиннесса. Вот это другое дело, вот это мы понимаем! 

УАЗ-469

Хотя и Гиннесс Гиннессу рознь. Вот всем нам хорошо, можно даже сказать, слишком хорошо знакомый внедорожник УАЗ-469 тоже может похвастать сертификатом мирового рекорда. Достижение его при этом кажется слегка сомнительным: одновременно в салон вездехода, рассчитанного на пятерых, упаковались 32 человека.

Общий вес пассажиров составил без малого две тонны, но даже с такой нехилой нагрузкой уазик проехал положенные для регистрации рекорда 10 метров. И вот ведь странное дело, речь вроде о мировом достижении, а за ульяновцев испытываешь не гордость, а самый настоящий испанский стыд. Надо ж такую фигню придумать…

Автор текста:Радек Дворжак

Забытый долг: какую технику поставляли союзники в СССР

  • Новости

«Матильда», «Шерман» и другая военная техника, которая поставлялась в Советский Союз по программе ленд-лиза

Иностранная военная техника времен Второй мировой войны в параде Победы на Красной площади не участвует, хотя имеет на то полное право. Поставки союзников Советскому Союзу в 1941-1945 годах стоили более $13 млрд — это свыше $170 млрд в ценах 2015 года. Основные поставки шли по программе ленд-лиза США, которые «сдали в аренду» советским войскам технику, продовольствие и нефтепродукты на $11,4 млрд ($148,6 млрд в ценах 2015 года). По ленд-лизу уничтоженное во время войны имущество оплате не подлежало, вернуть долг за «выжившее» Советский Союз согласился в размере $722 млн ($9,4 млрд на 2015 год), соответствующее соглашение было подписано с США лишь в 1972 году.

Насколько была важна материальная помощь союзников для СССР? За время войны, например, поставки авиационного бензина от союзников превысили объемы советского производства, каждый пятый-шестой самолет в советских ВВС был импортный, поставки автомобилей за годы войны в 1,5 раза превысили объемы внутреннего производства. Что везли союзники и в каких количествах — в фотогалерее Forbes из Музея военной техники на Поклонной горе в Москве.

Макса Новикова для Forbes

Пехотный (средний) танк «Матильда» (Великобритания)

Серийное производство началось в 1939 году, с октября 1941 года начались поставки в СССР, до августа 1943 года советская армия получила 1084 «Матильды» различных модификаций. От Великобритании было получено за годы войны 5218 танков, по данным журнала «Военно-промышленный курьер», от США — 7500.  Советский Союз за этот период произвел 110 000 танков.

Макса Новикова для Forbes

Средний танк М4А2 (США)

Разработан весной 1941 года, в декабре принят на вооружение армией США. В конце 1942 года начал поставляться в СССР, получив обозначение «Шерман». До мая 1944 года было произведено более 8000 «Шерманов», 2000 из них отправлены в Красную армию. Имелся вклад союзников и в производстве легендарного советского танка Т-34.  По ленд-лизу из США было ввезено около 260 000 тонн первичного алюминия, который использовался в производстве моторов для «тридцатьчетверки».

Макса Новикова для Forbes

Самоходная артиллерийская установка СУ-57 (США)

За годы войны было произведено около 1000 САУ, 650 из них были отправлены в Советский Союз.  Союзники, по данным журнала «Военно-промышленный курьер», отправили в СССР почти 5000 противотанковых орудий,  более 8000 зенитных пушек, 376 000 снарядов, 136 000 пулеметов и 320 000 тонн взрывчатых веществ.

Макса Новикова для Forbes

90-мм зенитная пушка М1А1 (США)

Разрабатывалась в 1939-1940 годах для армии США в качестве основного зенитного орудия среднего калибра, в конце 1940 года была модернизирована, что увеличило скорострельность с 20 до 24 выстрелов в минуту. Зенитные орудия были наиболее дефицитными для Красной Армии, поэтому, возможно, из США поставлялся только этот вид артиллерии. В книге Эдварда Стеттиниуса «Ленд-лиз — оружие победы» говорится, что за годы войны СССР получил почти 8000 зениток. Объемы их производства в СССР не раскрывались.

Макса Новикова для Forbes

Истребитель «Харрикейн» (Великобритания)

Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной был разработан в 1934-1935 годах, с 1936 по 1944 год было выпущено 16 750 таких самолетов, в сентябре 1941 года начались поставки в СССР, который получил почти 2000 «харрикейнов». Всего за годы войны Советский Союз получил от союзников 22 195 самолетов, на советских заводах за этот период было произведено 143 000 самолетов.

Макса Новикова для Forbes

Плавающий автомобиль-амфибия «Форд ГПА» (США)

Летом и осенью 1941 года СССР лишился почти 60% грузового автомобильного парка, что крайне отрицательно сказалось на мобильности армии. Исправить положение удалось ленд-лизовскими поставками. Союзники, главным образом США, отправили в Советский Союз более 430 000 автомобилей различных моделей («студебекеры», «доджи», «виллисы», «форды») и более 35 000 мотоциклов. «Студебекеры», кстати, использовались не только для перевозки грузов и личного состава, но и стали базой для реактивных систем залпового огня «Катюша».

ТАСС

От подлодок до еды

Советский ВМФ получил по ленд-лизу более 500 боевых кораблей и катеров, в том числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 охотников за подлодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных, 43 десантных судна.

Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 1900 паровозов (в 2,4 раза больше внутреннего производства за годы войны) и 66 дизель-электровозов (в 11 раз больше внутреннего производства), более 11 000 вагонов (в 10 раз больше внутреннего производства), более 35 000 радиостанций, около 6000 приемников и 348 локаторов. 25% всего ленд-лиза пришлось на продовольствие.

вех: 1953–1960 гг. — Управление историка

вехи: 1953–1960 гг. — Управление историка

  1. Дом
  2. Вехи
  3. 1953-1960
  4. Спутник, 1957 г.

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Вехи истории международных отношений США» был
выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

4 октября 1957 года Советский Союз запустил земной
первый искусственный спутник Спутник-1. Успешный
запуск стал шоком для экспертов и граждан в Соединенных Штатах
Соединенные Штаты, которые надеялись, что Соединенные Штаты добьются
это научное достижение в первую очередь.

Российская марка, посвященная путешествию спутника

Тот факт, что Советы добились успеха, подпитывал опасения американских военных
в целом отстали в разработке новых технологий. В результате запуск
Спутник служил для интенсификации гонки вооружений и повышения
Напряженность холодной войны. В 1950-е годы и США, и Советский Союз
работали над созданием новой техники. Нацистская Германия была близка к
разработка первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) вблизи
конец Второй мировой войны, и немецкие ученые помогали исследованиям в обоих
стран после этого конфликта. Обе страны также занимались
разработка спутников в рамках цели, поставленной Международным советом
Научные союзы, призывавшие к запуску спутниковых технологий
в конце 1957 или 1958. В течение десятилетия Соединенные Штаты
испытали несколько разновидностей реактивных снарядов и реактивных снарядов, но все эти испытания закончились
в неудаче.

Советский запуск первого спутника был одним из
достижение в ряду технологических успехов. Мало в США
ожидали этого, и даже те, кто ожидал, не знали, насколько впечатляющим
это было бы. При весе 184 фунта российский спутник был намного тяжелее всего на свете.
США развивались в то время, и ее успешный запуск был
Вскоре последовал запуск двух дополнительных спутников, в том числе того,
унес собаку в космос. Вместе они совершали оборот вокруг Земли каждые 90 минут и
создавало опасения, что США сильно отстали в технологическом
способность. Эти опасения усугубились, когда Соединенные Штаты узнали, что
Советский Союз испытал первую межконтинентальную баллистическую ракету.
год.

Хотя президент Дуайт Эйзенхауэр пытался преуменьшить
значение запуска спутника для американского
человек, он влил дополнительные средства и ресурсы в космическую программу в
усилие догнать. Правительство США потерпело серьезное поражение в декабре
1957, когда его первый искусственный спутник, названный Vanguard,
взорвался на стартовой площадке, служа очень наглядным напоминанием о том, насколько
стране еще предстояло добиться того, чтобы иметь возможность конкурировать в военном отношении с Советами.
Наконец, 31 января 1958 года Соединенным Штатам удалось запустить свой первый
спутник, проводник. «Эксплорер» был еще легче «Спутника», но
его запуск отправил его глубже в космос. Советы ответили еще одним
запуск, и космическая гонка продолжилась.

Успех спутника оказал большое влияние на холодную войну
и Соединенные Штаты. Опасения, что они отстали, заставили американских политиков
ускорить космические и оружейные программы. В конце 1950-х советский премьер
Никита Хрущев похвастался советской технологичностью
превосходство и растущие запасы МБР, так США работали
одновременно разрабатывать свои собственные межконтинентальные баллистические ракеты, чтобы противостоять тому, что, по ее мнению, было растущим
запас советских ракет, направленных против США. С обоими
страны, исследующие новые технологии, говорят о заключении договора о запрещении ядерной
тестирование заглохло на несколько лет. Таким образом, запуск спутника подпитывал
как космическая гонка, так и гонка вооружений, вдобавок к обострению холодной войны
напряженности, поскольку каждая страна работала над подготовкой новых методов нападения на другую.
В конце концов, законодатели и политические активисты в Соединенных Штатах
успешно использовал опасения по поводу «ракетного разрыва» между США и
Советские ядерные арсеналы в 1960 президентских выборов, которые принесли
Джон Ф. Кеннеди возьмет верх над пороком Эйзенхауэра
президента Ричарда Никсона. Кубинский ракетный кризис 1962 г.
служил для напоминания обеим сторонам об опасности оружия, которое они использовали.
развивающийся.

русских общин за рубежом | Wilson Center

Чтобы понимать, что происходит в пределах России, нужно знать русские общины за рубежом», — заявил Джон Глэд, бывший директор Института Кеннана, на лекции в Институте Кеннана 3 мая 19 г.99. Рад подробно рассказал о своем систематическом изучении этой темы, охватывающей как царский, так и советский периоды.

Рад разделил отливы русской эмиграции на три отчетливые волны. Первая волна, носившая преимущественно аристократический характер, пришлась на 1920–1930-е годы. Эта волна состояла в основном из военнослужащих Советской армии, которые считали, что вернутся в Россию вскоре после своего перемещения.

Вскоре после этого последовала вторая волна эмиграции, большинство из которых были менее образованными крестьянами. Они принесли с собой пессимизм и разочарование. Их прибытие за границу последовало за началом холодной войны.

Глэд утверждал, что, поскольку интеллектуальный и художественный диалог был так строго ограничен в советский период, только русские сообщества за границей могли дать глубокое понимание глубинных течений российской культуры и политики. Это стало особенно очевидным в разгар холодной войны, когда начала формироваться третья волна эмиграции. Эта эмиграция, начавшаяся в 1970-е годы, была в основном экономической эмиграцией — россияне покидали родину в поисках денег. Советское правительство пыталось поддерживать отношения с этими эмигрантами посредством публикаций и радиопередач, но главным интересом режима было следить за деятельностью эмигрантов.

В то время как русские постоянно находились за границей на протяжении столетий, внутри эмиграции не было преемственности. Писателей второго поколения практически не существовало, а экспатрианты и эмигранты одного поколения очень мало знали своих предшественников за границей. Русские эмигранты быстро ассимилировались в культурах стран своего нового проживания.

Глад заявил, что между эмигрантами и диссидентами, оставшимися дома, существовала непостоянная, но постоянная враждебность. У русских очень общительная философия — они хотят быть физически и духовно близки друг другу, и, по словам Глэда, домоседы не могли не возмущаться теми, кто покинул их родину.

С распадом СССР русские за границей оказались в более или менее «нормализованной» ситуации, в которой они могут свободно въезжать в Россию и выезжать из нее, как и русские до 1917 года. Рад, что сравнил статус россиян, живущих сегодня за границей, к американцам, живущим за пределами США. Их считают скорее эмигрантами, чем эмигрантами или изгнанниками. По словам Глэда, изгнание больше не является проблемой, а интерес к культуре русской эмиграции быстро снижается. В то же время возникают новые проблемы; особенно важен вопрос о россиянах, находящихся в бывших советских республиках, также известных как «ближнее зарубежье». В советское время население этих республик в значительной степени обрусело. Теперь, когда республики стали независимыми, всплеск национализма. Русские, которые никогда не считали себя эмигрантами, теперь в своих общинах рассматриваются как иностранцы.

Исследование Глада охватывает россиян по всему миру, в том числе тех, кто в Китае впервые прибыл для обслуживания Китайской Дальневосточной железной дороги. Многие другие прибыли позже, чтобы поселиться в Харбине, который некоторое время был практически русским городом. Когда японцы оккупировали Маньчжурию, русские перебрались в Шанхай и оставались там до тех пор, пока в конце 1940-х годов к власти не пришли коммунисты. Тогда русские были эвакуированы в Тубабао на Филиппинах, а затем рассеяны по всему миру.

Кроме того, Рад обсудил россиян, поселившихся в Югославии. Около 73 тысяч россиян прибыли туда через Турцию после крымской эвакуации. Они были тепло встречены сербами из-за их исторических связей, но внезапно были вынуждены бежать из страны в конце войны, поскольку во время оккупации они в значительной степени встали на сторону немцев.

Обсуждалось и поселение русских в Израиле. Глад описал консервативный характер и кризис идентичности российских эмигрантов, а также ту большую роль, которую они сейчас играют в нынешнем израильском правительстве. Глад также упомянул, что официальный запрос был направлен израильским правительством Соединенным Штатам в 1987 с просьбой отказать советским евреям в статусе политического беженца в Соединенных Штатах, чтобы они были вынуждены эмигрировать в Израиль, где, по утверждению израильского правительства, они принадлежали.