Содержание
ГОСТ Р 58401.15-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом выжигания
Текст ГОСТ Р 58401.15-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом выжигания
ГОСТ Р 58401.15-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
Определение содержания битумного вяжущего методом выжигания
Automobile roads of general use. Asphalt mixtures and asphalt concrete for road pavement. Determination of binder content by ignition method
ОКС 93.080.20
Дата введения 2019-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр метрологии, испытаний и стандартизации» (ООО «ЦМИиС») совместно с Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2019 г. N 272-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 93-2016
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации«. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные дорожные смеси и асфальтобетон и устанавливает метод определения содержания битумного вяжущего в асфальтобетонных смесях методом выжигания.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия
ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия
ГОСТ 12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 58401.9 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы сокращения проб
ГОСТ Р 58407.4 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные. Методы отбора проб
ГОСТ Р 58407.5 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка или без него) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. [ГОСТ Р 58401.1-2019, пункт 3.1] |
3.2
асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь. [ГОСТ Р 58401.6-2019, пункт 3.2] |
3.3
номинально максимальный размер минерального заполнителя, мм: Размер минерального заполнителя, соответствующий размеру ячейки сита, которое на один размер больше первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10%. [ГОСТ Р 58401.1-2019, пункт 3.8] |
3.4
максимальный размер минерального заполнителя, мм: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, который на один размер больше, чем номинально максимальный размер минерального заполнителя. [ГОСТ Р 58401.1-2019, пункт 3.9] |
4 Требования к средствам измерений, вспомогательным устройствам и материалам
4. 1 При выполнении испытаний применяют следующие средства измерений, вспомогательные устройства и материалы.
4.1.1 Печь муфельная, способная поддерживать температуру, равную (540±10)°С. Размеры камеры печи должны быть достаточными для размещения в печи образца массой не менее 3500 г. Вентиляция печи должна быть сконструирована таким образом, чтобы образующийся при выжигании дым выводился за пределы лаборатории.
4.1.2 Корзины для выжигания асфальтобетона с размером ячеек сетки от 0,5 до 2,0 мм. Размер корзины должен быть таким, чтобы в ней полностью помещалась испытуемая проба асфальтобетонной смеси.
4.1.3 Лоток металлический или керамический длиной и шириной более корзины для выжигания.
4.1.4 Весы, обеспечивающие измерение массы пробы с относительной погрешностью 0,1% от определяемой величины.
4.1.5 Шкаф сушильный с принудительной конвекцией, обеспечивающий поддержание температуры от 110°С до 165°С, с погрешностью 3°С.
4.1.6 Щипцы металлические для вынимания лотка из печи.
Примечание — Допускается применение автоматических конвекционных печей, в том числе со встроенными весами и программным управлением, а также с ИК-лучами.
5 Метод испытаний
Сущность метода заключается в определении количества битумного вяжущего в составе асфальтобетонной смеси путем выжигания вяжущего из смеси и сравнения масс смеси до и после выжигания. Оставшуюся после выжигания минеральную часть смеси применяют для проведения анализа зернового состава асфальтобетонной смеси.
6 Требования безопасности и охраны окружающей среды
При работе с асфальтобетонами используют специальную защитную одежду по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки по ГОСТ 12.4.252.
При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности по ГОСТ 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.
7 Требования к условиям испытаний
При выполнении измерений соблюдают следующие условия для помещений, в которых испытывают образцы:
— температура (22±3)°С;
— относительная влажность не более 80%.
8 Подготовка к выполнению испытаний
При подготовке к выполнению испытаний проводят следующие работы.
8.1 Отбирают и подготавливают пробу асфальтобетонной смеси в соответствии с ГОСТ Р 58407.4, ГОСТ Р 58407.5 и ГОСТ Р 58401.9.
В том случае, если при подготовке асфальтобетонной смеси к испытаниям на нее попала вода, то асфальтобетонную смесь высушивают до постоянной массы в сушильном шкафу при температуре (110±5)°С.
Минимальная масса испытуемой пробы зависит от номинально максимального размера заполнителя в асфальтовой смеси и должна соответствовать требованиям таблицы 1. Масса испытуемой пробы не должна превышать требуемые значения более чем на 500 г.
Примечание — Если размер пробы превышает вместимость используемого оборудования, то ее можно разделить на несколько частей и испытать раздельно, приняв за окончательный результат среднеарифметическое значение нескольких определений.
Таблица 1 — Минимальное количество испытуемой пробы в зависимости от номинально максимального размера заполнителя
Номинально максимальный размер заполнителя, мм | Минимальная масса испытуемой пробы, г |
8,0 и менее | 1200 |
11,2 | 1500 |
16,0 | 2000 |
22,4 | 3000 |
31,5 и более | 4000 |
8. 2 Разогревают муфельную печь до температуры (540±10)°С.
9 Порядок выполнения испытаний
Определяют и фиксируют массу пустой корзины для выжигания и лотка с точностью до 0,1 г.
Помещают корзину для выжигания в металлический лоток, помещают испытуемую пробу, разогретую до температуры от 135°С до 165°С, в корзину, равномерно распределив ее по всей площади.
Определяют и фиксируют массу лотка и корзины для выжигания со смесью с точностью до 0,1 г и рассчитывают первоначальную массу испытуемой пробы, обозначив ее как (общая масса минус масса корзины для выжигания и лотка).
Затем помещают корзину с лотком и смесью в муфельную печь при температуре (540±10)°С и обжигают в течение не менее 45 мин.
По истечении заданного времени необходимо вынуть корзину с лотком и смесью из печи и остудить до температуры (22±3)°С в течение не менее 30 мин, после чего определяют их массу с точностью до 0,1 г.
Далее помещают корзину с лотком и смесью в муфельную печь при температуре (540±10)°С и обжигают в течение не менее 15 мин.
По истечении заданного времени необходимо снова вынуть корзину с лотком и смесью из печи и остудить до температуры (22±3)°С в течение не менее 30 мин, а затем определить их массу с точностью до 0,1 г.
Повторяют вышеописанную процедуру до тех пор, пока массы по результатам двух последних последовательно проводимых взвешиваний будут различаться не более чем на 0,01%.
Определяют массу пробы после выжигания, обозначив ее как (общая масса после выжигания минус масса корзины для выжигания и лотка).
Примечания
1 При необходимости проведения зернового анализа оставшейся после выжигания минеральной части пробы ее остужают до температуры (22±3)°С и аккуратно выкладывают на противень, очищая корзину от прилипших мелких частиц с помощью мягкой щетки.
2 При применении муфельной печи со встроенными весами необходимо следовать правилам эксплуатации данного оборудования.
10 Обработка результатов испытаний
10.1 Содержание битумного вяжущего , %, в 100% смеси вычисляют по формуле
, (1)
где — масса асфальтобетонной смеси до выжигания, г,
— масса асфальтобетонной смеси после выжигания, г.
За результат испытания принимают среднеарифметическое значение двух параллельных определений. Расхождение между полученными значениями не должно превышать 0,2%.
10.2 Содержание битумного вяжущего , %, сверх 100% смеси вычисляют по формуле
. (2)
За результат испытания принимают среднеарифметическое значение двух параллельных определений. Расхождение между полученными значениями не должно превышать 0,2%.
11 Оформление результатов испытаний
Результаты оформляют соответствующим образом с указанием следующей информации:
— обозначение настоящего стандарта;
— дата проведения испытания;
— наименование организации, проводившей испытание;
— вид (тип) асфальтобетонной смеси;
— содержание битумного вяжущего, %.
12 Контроль точности результатов испытаний
Точность результатов испытаний обеспечивается:
— соблюдением требований настоящего стандарта;
— проведением периодической оценки метрологических характеристик средств измерений. Весы, применяемые при испытаниях по настоящему стандарту, должны иметь действующий знак поверки и/или свидетельство о поверке;
— проведением периодической аттестации оборудования.
Лицо, проводящее измерения, должно быть ознакомлено с требованиями настоящего стандарта.
УДК 625.7/.8:006.3/.8:006.354 | ОКС 93.080.20 |
Ключевые слова: асфальтобетон, муфельная печь, выжигание, гранулометрический анализ, содержание вяжущего |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019
Содержание битума в асфальтобетонной смеси
А знаете ли Вы вопрос, который задается чаще всего начальником дорожно-строительной лаборатории и начальником АБЗ в рабочее время? Совершенно верно – точное количество материала необходимое при производстве асфальтобетонной смеси (далее по тексту абс). В данной статье мы попытаемся объяснить: сколько битума содержится в тонне асфальта.
Действительно, сколько нужно битума, чтобы уложенное покрытие, как это принято говорить, «не потекло» в случае переизбытка вяжущего (типичный пример — образование на поверхности покрытия битумных пятен) и не было слишком «сухим» в случае недостатка.
Много битума – плохо, так как уменьшается способность сопротивления сдвигающим нагрузкам от колес автомобилей, как следствие – высокая подверженность пластическим деформациям, т.е. процессу колееобразования.
Мало битума – тоже плохо, так как в данном случае происходит увеличение показателя водонасыщения асфальтобетонного покрытия. Зерна щебня в каркасе не полностью обволакиваются органическим вяжущим, образуя пустоты, что в последующем приводит к разрушению покрытия и уменьшению межремонтных сроков.
Количество материалов для производства абс огромное. Количество карьеров исчисляется десятками и сотнями. Не существует точной нормы расхода битума при производстве одной тонны смеси, т.к. стоит поменять всего одну составляющую и количество битума может измениться кардинально.
Поэтому, чтобы произвести оптимальную по составу и физико-механическим свойствам асфальтобетонную смесь принято руководствоваться государственными стандартами: ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 31015-2002 согласно которым содержания битума в 1-ой тонне смеси составляет:
Для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей:
— ЩМА-10 расход составит от 65 до 75 кг;
— ЩМА-15 расход составит от 60 до 70 кг;
— ЩМА-20 расход составит от 55 д 60 кг.
Для плотных и других асфальтобетонных смесей:
битум, норма расхода битума, расход битума, сколько битума в асфальте, сколько битума в тонне асфальта, сколько нужно битума, содержание битума в асфальтобетонной смеси
- Главная org/ListItem»>Блог
- Заметки
- Содержание битума в асфальтобетонной смеси
Модификаторы битума в РФ
>
10 февраля 2017
Объемы производства нефтяных дорожных битумов (БНД) в Российской Федерации по годам*: 2012 г. — 5,54 млн.т., 2013 г. – 5,6…
Битум нефтяной дорожный БНД — что это такое?
>
2 декабря 2016
Битум – строительный материал, используемый в различных сферах человеческой деятельности: от гидроизоляции кровли и фундамента в промышленном и гражданском строительстве,…
Что такое асфальтобетонная смесь?
>
19 ноября 2019
Сокращенно АБС – искусственно созданный и рационально подобранный состав, получаемый в результате смешения различных минеральных: щебень различных пород (изверженные, метаморфические,…
Чем пахнет асфальт?
>
2 июля 2019
Асфальт, или асфальтобетонное покрытие — это искусственно созданный строительный материал, получаемый путем уплотнения рационально подобранной асфальтобетонной смеси, отвечающий всем сопутствующим…
Состав дорожного битума
>
3 декабря 2016
В предыдущей заметке мы уже рассматривали вопрос о том, что такое битум и какие его разновидности существуют в природе, или…
Дробление щебня
>
1 декабря 2019
Добываемый на карьере каменный материал (будь то гравий, гранит или известняк) должен пройти несколько стадий дробления, прежде чем на выходе…
Содержание вяжущего — Pavement Interactive
Обзор
Содержание вяжущего в асфальте влияет на характеристики смеси HMA в таких областях, как жесткость, прочность, долговечность, усталостная долговечность, растрескивание, колейность и повреждение от влаги. Следовательно, это важно для обеспечения качества HMA, судебно-медицинских исследований дорожного покрытия и исследований HMA.
Испытание на воспламенение является наиболее распространенным методом, используемым для определения содержания битумного вяжущего HMA. В методе воспламенения HMA нагревается в печи (рис. 1) в достаточной степени, чтобы сжечь битумное вяжущее в смеси. Разница в весе до и после обжига в печи для розжига дает меру содержания битумного вяжущего. Оставшийся заполнитель также может быть проанализирован на градацию.
Стандартная процедура испытания на воспламенение приведена в:
- AASHTO T 308 и ASTM D 6307: Определение содержания битумного вяжущего в горячей асфальтовой смеси (HMA) методом воспламенения
Рисунок 1. Максимальный теоретический удельный вес образца.
История вопроса
Количественное определение содержания битумного вяжущего в смесях HMA и образцах дорожных покрытий необходимо по многим причинам, в том числе: для контроля качества, принятия спецификаций и исследований по оценке смеси. HMA со слишком большим содержанием битумного вяжущего может иметь такие проблемы, как кровотечение, пониженное сопротивление скольжению и пониженное сопротивление остаточной деформации (колейность и толкание). HMA, в котором слишком мало битумного вяжущего, может иметь пониженную усталостную прочность и проблемы с растрескиванием и зачисткой.
Методы определения
Существует несколько методов определения содержания битумного вяжущего HMA. Методы экстракции растворителем используются для отделения, а затем удаления составного битумного вяжущего из заполнителя. Затем массы до и после сравнивают для определения содержания битумного вяжущего. Эти методы также производят заполнитель, на котором можно провести градационный тест. Ядерный метод использует ядерный источник и детектор для определения содержания битумного вяжущего.
Метод зажигания
Метод воспламенения для определения содержания битумного вяжущего позволяет сжигать битумное вяжущее в образце HMA в печи (рис. 2) при температурах выше температуры воспламенения вяжущего. Затем рассчитывают содержание асфальтового вяжущего путем вычитания массы заполнителя, оставшегося после выгорания битумного вяжущего, из исходной массы испытуемого образца. Этот метод устраняет необходимость в хлорированных растворителях, используемых в методах экстракции растворителем.
Первоначально 1969 Исследование Антрима и Бушинга показало, что содержание битумного вяжущего в образцах HMA может быть определено «методом возгорания», который предполагает практически полное сгорание битумного вяжущего при высокой температуре. Исследования в Национальном центре асфальтовых технологий (NCAT) в начале 1990-х годов продолжили эту идею и улучшили оборудование и методы. На сегодняшний день испытание на воспламенение является наиболее распространенным методом определения содержания и градации битумного вяжущего HMA.
Рис. 2: Запальная печь с открытой дверцей.
Поправочный коэффициент
Антрим и Бушинг (1969 [1] ) заметили, что в процессе горения битумного вяжущего часть заполнителя теряет массу. Следовательно, разница в массе до и после обжига отражала не только содержание битумного вяжущего, но и небольшое количество заполнителя. Если бы не учитывалась потеря массы заполнителя, метод воспламенения имел бы тенденцию к завышению содержания битумного вяжущего. Эта потеря массы заполнителя, вероятно, связана с:
- Небольшая часть заполнителя фактически сгорает или теряет вес вместе с асфальтовым вяжущим.
- Истирание заполнителя при смешивании ТМА. Заполнитель с более низкими значениями абразивного износа имеет тенденцию демонстрировать большую потерю массы при методе воспламенения. Вероятно, это связано с образованием большего количества мелких частиц из-за истирания заполнителя в процессе смешивания.
Для учета потери массы заполнителя к результатам применяется поправочный коэффициент для получения наилучшей оценки содержания битумного вяжущего. Этот поправочный коэффициент обычно составляет от 0 до 0,5 и, как правило, выше для заполнителей, более подверженных истиранию, таких как известняк.
Точность и надежность
Испытания NCAT (Brown et al., 1995 [2] ) показывают, что точность, прецизионность и надежность этого метода испытаний, по крайней мере, не уступают методам экстракции.
Методы экстракции растворителем
Методы экстракции растворителем (описанные в AASHTO T 164 и ASTM D 2172) используют растворитель для удаления асфальтового вяжущего из заполнителя в смеси HMA. Затем рассчитывают содержание асфальтового вяжущего путем вычитания массы заполнителя, оставшегося после удаления битумного вяжущего, из исходной массы испытуемого образца. Эти методы надежно использовались в течение многих лет, но использование в них хлорированных растворителей создает проблемы с утилизацией.
Как правило, удаление битумного вяжущего достигается путем погружения незакрепленного образца HMA в один из нескольких утвержденных растворителей (типичными являются трихлорэтилен, 1,1,1-трихлорэтан или метиленхлорид) на определенный период времени, чтобы растворитель разрушил образец. После этого смесь растворителей отделяют от оставшегося заполнителя с использованием различных методов, довольно популярным является разделение на центрифуге (рис. 3 и 4).
Рисунок 3: Центрифуга без крышки, используемая в методе экстракции растворителем. | Рисунок 4: Центрифуги для использования в методе экстракции растворителем. |
Измеритель содержания ядерных асфальтов (NAC)
Измеритель содержания ядерных асфальтов (NAC) (рис. 5) использует источник нейтронов, например, америций-241:бериллий, расположенный внутри датчика. Источник испускает «быстрые» нейтроны высокой энергии, которые затем сталкиваются с различными ядрами в образце. Из-за сохранения импульса те нейтроны, которые сталкиваются с ядрами водорода, замедляются намного быстрее, чем те, которые сталкиваются с другими, более крупными ядрами. Датчик-детектор подсчитывает только тепловые (низкоэнергетические) или «медленные» нейтроны, благодаря чему подсчет детектора пропорционален количеству атомов водорода в дорожном покрытии. Поскольку асфальтовое связующее содержит много атомов водорода, показания детектора пропорциональны содержанию асфальта. Калибровочный коэффициент используется для соотнесения количества тепловых нейтронов с фактическим содержанием влаги. Обратите внимание, что вода (h3O) также содержит атомы водорода и будет влиять на измерения NAC. Кроме того, датчики NAC не могут напрямую измерять градацию, поскольку они не разделяют битумное вяжущее и заполнитель. Обычно растворитель используется для отделения заполнителя для измерения градации.
Рис. 5: Измеритель содержания асфальта ядерной установки.
Описание теста
Следующее описание представляет собой краткий обзор теста. Это не полная процедура, и ее не следует использовать для выполнения теста. Полную процедуру испытаний можно найти в:
- AASHTO T 308 и ASTM D 6307: Определение содержания битумного вяжущего в горячей битумной смеси (HMA) методом воспламенения
Резюме
Незакрепленный образец HMA раскладывают в сетчатой корзине и помещают в печь с принудительной подачей воздуха. Печь нагревает HMA и сжигает компонент битумного вяжущего (так называемый «зажигание»). Сравнение массы образца ТМА до воспламенения и массы заполнителя после воспламенения дает массу битумного вяжущего, сгоревшего во время воспламенения. Поправочный коэффициент необходим для учета общей потери массы при воспламенении. На рис. 6 показано основное испытательное оборудование.
Рисунок 6: Основное оборудование метода зажигания
Приблизительное время испытания
Приблизительно 1 час.
Основная процедура
- Получите образец сыпучего HMA, произведенного в лаборатории или на заводе.
- Разделите образец на четыре части, чтобы получить необходимое количество HMA (рис. 7). Размер испытуемого образца определяется номинальным максимальным размером заполнителя, как показано в таблице 1. При необходимости образец можно нагревать в печи при 257°F (125°C) до тех пор, пока он не станет пригодным для обработки.
Рисунок 7: Подготовка образца для четвертования.
Таблица 1: Требования к массе образца
Номинальный максимальный размер заполнителя | Минимальная масса образца, г | |
США | Метрическая система | |
1,5 дюйма | 37,5 мм | 4000 |
1,0 дюйма | 25,0 мм | 3000 |
0,75 дюйма | 19,0 мм | 2000 |
0,5 дюйма | 12,5 мм | 1500 |
0,375 дюйма | 9,5 мм | 1200 |
№ 4 | 4,75 мм | 1200 |
- Определите поправочный коэффициент для заполнителя в смеси. Поправочный коэффициент учитывает разрушение заполнителя в процессе горения.
Поправочный коэффициент IA должен быть определен для каждого типа смеси до завершения любых испытаний в печи для розжига (AASHTO, 2000b).
- Подготовьте 2 калибровочных образца с расчетным содержанием битумного вяжущего.
- Испытание образцов в печи для прокаливания и определение в них содержания битумного связующего, измеренного в печи для прокаливания.
- Выполните анализ градации остаточного заполнителя и сравните эту градацию с контрольным образцом, чтобы оценить степень деградации заполнителя.
- Определите разницу между содержанием битумного вяжущего в готовом виде и измеренным в 2 образцах. Калибровочный коэффициент представляет собой среднее значение этих разностей.
- Если коэффициент калибровки больше 0,5 процента, уменьшите температуру испытания до 900°F (482°C) и повторите процедуру калибровки.
- Предварительно нагрейте печь до желаемой температуры, обычно 1000°F (538°C).
- Высушите образец HMA в печи при температуре 221°F (105°C) до достижения постоянной массы или определите содержание влаги в образце.
- Введите поправочный коэффициент HMA, определенный на шаге 3, в контроллер печи зажигания.
- Взвесьте пустые корзины для проб и приемный поддон (с установленными защитными кожухами для проб).
- Равномерно распределите образец в корзине для образцов (рис. 8) и выровняйте шпателем или кельмой.
Рис. 8. Собранная корзина для проб.
- Взвесьте вместе образец, корзину и поддон.
- Рассчитайте исходную массу образца, вычитая массу, полученную на шаге 7, из массы, полученной на шаге 9. Введите эту сумму в контроллер печи для розжига.
- Поместите корзину с образцами в печь (рис. 9), закройте дверцу и начните тест, нажав кнопку «Старт».
Рисунок 9: Помещение образца в печь для горячего розжига.
- Дайте образцу сгореть до тех пор, пока изменение массы образца не превысит 0,01 процента в течение трех минут подряд. Большинство печей рассчитывают это автоматически и уведомляют пользователя световым и звуковым индикатором. Это также можно сделать вручную, периодически вынимая образец из печи, дожидаясь, пока он остынет, а затем взвешивая его. Первое удаление происходит через 45 минут, а последующие удаления — с интервалом не менее 15 минут.
- Запишите скорректированное содержание битумного вяжущего в процентах из распечатанного из печи талона (обычно чек напоминает кассовый чек).
- Достаньте образец из печи и дайте ему остыть до комнатной температуры.
Видео 1: Краткое описание метода розжига.
Результаты
Измеренные параметры
Содержание битумного вяжущего в образце HMA. На оставшемся заполнителе также можно провести градационный тест.
Спецификации
Спецификации, напрямую связанные с испытанием на содержание битумного вяжущего, отсутствуют. Спецификации обычно связаны с содержанием битумного вяжущего в рецептуре рабочей смеси (JMF) и диапазоном допусков около i
Типовые значения
См. типовые значения содержания битумного вяжущего.
Расчеты (интерактивное уравнение)
Рассчитайте скорректированное содержание битумного вяжущего по следующей формуле:
Где:
- Pb = содержание битумного вяжущего (в процентах)
- WS = масса пробы HMA до воспламенения
- WA = общий вес после зажигания
- CF = поправочный коэффициент (в процентах)
Если печь розжига предоставляет распечатанный талон, его следует приложить к акту. It
Сноски (↵ возвращается к тексту)
- Антрим, Дж. Д. и Бушинг, Р. В. (1969). Определение содержания асфальта методом прокаливания. Отчет о дорожном исследовании № 273: Битумные материалы и смеси .↵
- Brown, E.R.; Мерфи, Северная Каролина; Ю, Л. и Магер, С. (1995). Историческое развитие определения содержания асфальта методом воспламенения . Национальный центр асфальтовых технологий, отчет № 95-2. http://www.eng.auburn.edu/center/ncat/reports/rep95-2.pdf.↵
Устранение неполадок в асфальтобетонных смесях — журнал Asphalt
Джон Д’Анджело, доктор философии, P.E.
Вы только что завершили разработку асфальтобетонной смеси и готовы провести пробную установку. Все свойства смеси выглядят хорошо, воздушные пустоты в норме, VMA (пустоты в минеральном заполнителе) и VFA (пустоты, заполненные асфальтом) хорошие. Во время заводских испытаний смесь выглядит сухой, но содержание вяжущего и градация соответствуют целевому значению. Это может быть очень неприятной ситуацией.
Все должно быть на высоте, но смесь неправильная. Если бы это была смесь с высоким содержанием РАП (восстановленного асфальтового покрытия), первая мысль была бы о низком содержании вяжущего РАП или о большем количестве РАП. Если это не смесь с высоким РПД, вероятной причиной того, что смесь выглядит сухой, является плотность заполнителя. Если плотность заполнителя неверна, все основные свойства смеси будут отключены.
Фон
Состав смесей Superpave и Marshall основан на оптимизации объема заполнителя, асфальтового вяжущего и воздушных пустот. Здесь главное объем, а не вес. В то время как вес используется для контроля количества материала, дозируемого в смесь на асфальтовом заводе, определение того, каким должен быть этот вес, основано на объеме. Основными элементами являются воздушные пустоты и объем связующего вещества, которые в совокупности образуют пустоты в минеральном заполнителе (VMA). Это все объемные пропорции смеси и битумного вяжущего, а пропорции заполнителя устанавливаются для оптимизации этих объемов.
Состав смеси
Состав смеси — это основной процесс комбинирования заполнителя и битумного вяжущего для получения прочной и долговечной смеси. Отношение объема компонентов смеси к массе показано на рисунке 1. Преобразование массы в объем осуществляется через удельный вес отдельных компонентов смеси.
Удельный вес – это отношение массы материала к объему. Удельный вес обычно выражается в граммах на кубический сантиметр или фунтах на кубический фут. Проблема заключается в том, что не все заполнители имеют одинаковый удельный вес. Некоторые камни тяжелее других. Текстура поверхности камня варьируется от одного типа заполнителя к другому. Кусок ловушечной породы будет весить больше, чем кусок известняка точно такого же размера, но количество битумного вяжущего, необходимого для покрытия обоих, будет одинаковым, даже если вес разный. Для измерения удельного веса заполнителя его вес сравнивают с материалом с известным отношением массы к объему, например с водой. Заполнитель взвешивают на воздухе, затем взвешивают под водой, и это обеспечивает прямое отношение веса заполнителя к известному объему, определяемому количеством вытесненной воды. Спасибо, Архимед.
Определение удельного веса заполнителя кажется простым и понятным, за исключением того, что заполнители не имеют простой формы. На рис. 2 показано изображение куска заполнителя. Почти все заполнители имеют много пустот, некоторые из которых могут быть проницаемы для воды и асфальта, а некоторые нет. Объемный удельный вес камня (Gsb) включает в себя объем камня и поверхностные пустоты. Вот тут-то и появляются ошибки в расчетах. Если пустоты не определены должным образом, удельный вес заполнителя может быть намного выше или ниже заявленного. Когда это происходит, объемные расчеты для смеси могут быть отключены.
Определить, когда есть проблемы с общей гравитацией, может быть очень сложно. Если плотность заполнителя на самом деле ниже, чем используемая в объемных расчетах, эффективное содержание вяжущего и VMA будут ниже заявленных. Это можно увидеть в некоторых выборочных расчетах свойств смеси с использованием неточного и точного объемного удельного веса заполнителя.
Данные в таблице 1 показывают измеренные свойства для одного состава смеси. Единственная разница между двумя столбцами заключается в объемном удельном весе заполнителя. Эти данные взяты из реальной 25-миллиметровой базовой смеси, используемой для мощения. В исходном дизайне микса использовалось неправильное значение Gsb, равное 2,631. Используя этот неправильный Gsb, VMA удовлетворяет минимальным требованиям в 12 процентов при поглощении битумного вяжущего 0,4 процента. Когда компоненты смеси были проверены, было установлено, что фактическая Gsb заполнителя была ниже и составляла 2,59.1. С изменением Gsb VMA снизилась до 11,1%, а количество абсорбированного битумного вяжущего в заполнителе увеличилось до 0,98%. Для этого сравнения изменились только Gsb, измеренные свойства смеси: максимальный удельный вес смеси и объемный удельный вес уплотненной смеси остались прежними.
Сравнение свойств смеси образцов одной и той же уплотненной смеси с разным объемным удельным весом заполнителя показывает, насколько важно иметь правильные данные. Разница всего в 0,041 в значениях Gsb дает разницу почти в 1 процент в VMA и снижение эффективного содержания вяжущего с 3,6 до 3,1 процента, потерю вяжущего в смеси на 0,5 процента. Смесь выглядит очень старой и высохшей. На новое покрытие не похоже. Поверхность уже начинает трескаться. Низкое содержание связующего и VMA могут иметь очень негативное влияние на усталостные характеристики и долговечность.
Известно, что смеси с низким содержанием связующего имеют более короткий срок службы и повышенное растрескивание. Более низкое содержание связующего может повлиять на уплотняемость смеси. Смесь может стать очень трудно уплотняемой во время укладки. Могут возникнуть проблемы с большими воздушными пустотами на месте. Высокие воздушные пустоты на месте еще больше уменьшат долговечность и срок службы дорожного покрытия. Это также может увеличить шероховатость поверхности дорожного покрытия. В этом примере показана проблема, когда фактическая совокупная плотность ниже, чем используемая в объемных расчетах. Обратное также может произойти, если гравитация выше. Когда это происходит, может возникнуть совершенно другой набор проблем. Когда фактическая плотность заполнителя выше, чем используемая в расчетах состава смеси, сообщаемая VMA будет ниже фактической. Это может привести к проблемам только с тем, чтобы дизайн микса соответствовал минимальным требованиям. Эффективное содержание вяжущего будет выше заявленного, и это может снизить жесткость смеси, что может сделать ее склонной к колееобразованию.
Правильная плотность заполнителя имеет решающее значение для определения правильных свойств асфальтобетонной смеси. Без правильной плотности объемные показатели смеси не будут рассчитаны должным образом, что затруднит понимание причин возникновения проблем в полевых условиях. Будут затронуты конструируемость и общая производительность смеси.