Содержание
Как снять подшипник съемником и без
22 ноя 2018
Подшипник – важный элемент машин и механизмов, предназначенный для снижения силы трения и продления срока службы деталей оборудования. Чтобы снять подшипник в случае необходимости без повреждения поверхности вала, крышки, корпуса, рекомендуется воспользоваться инструментами, специально предназначенными для этой цели – съемниками. Как правильно выбрать съемник? Для удобного проведения…
Подшипник – важный элемент машин и механизмов, предназначенный для снижения силы трения и продления срока службы деталей оборудования. Чтобы снять подшипник в случае необходимости без повреждения поверхности вала, крышки, корпуса, рекомендуется воспользоваться инструментами, специально предназначенными для этой цели – съемниками.
Как правильно выбрать съемник?
Для удобного проведения работ по демонтажу подшипника необходимо правильно выбрать соответствующий инструмент.
По типу привода различают устройства механические и гидравлические. Первые имеют более простую конструкцию, но работать гораздо удобнее с гидравлическими моделями. Функциональное назначение у них одинаковое, но гидравлические съемники могут обеспечить гораздо большее усилие. Для аккуратного выполнения работ подходят устройства с предохранителем, который разрушается при приложении чрезмерного усилия. Гидравлические инструменты имеют два типа гидропривода – выносной и встроенный. Модели второго типа удобны в работе, но стоят несколько дороже аналогов с выносным гидроприводом. Съемная рукоятка, способная вращаться на 360°, значительно повышает удобство проведения работ и позволяет находить наиболее удобное положение для захвата.
При выборе подходящего инструмента учитывают размеры детали, от которых зависят требования к съемнику по диаметру и глубине захвата, а также способ захвата – внутренний, внешний, комбинированный. Каждый инструмент имеет определенное количество и тип захватов, и именно от этих параметров зависит устойчивость конструкции при захвате.
Различают инструменты двух- и трехзахватные. Удобны модели с регулируемым углом Г-образных захватов. Для демонтажа деталей, установленных с натягом, для которых не требуется значительное усилие, незаменимы винтовые самоцентрирующиеся съемники, двухзахватные модели которых часто используют, чтобы снять подшипники ступицы.
Если форма деталей не позволяет использовать съемники обычной конструкции (с Г-образными захватами), то применяют гидравлические модели с хомутом, обеспечивающим надежный захват.
Этапы работы со съемником
После выбора подходящего типа инструмента приступают к работе:
- Подносят съемник к изношенному подшипнику.
- Зажимают деталь съемником.
- Приступают к плавным вращательным движениям. Особый нажим должен отсутствовать, поскольку он может повредить элементы системы.
Таким способом решают проблему, как снять подшипники с помощью съемника с коленчатых валов, барабанов (в стиральных машинах), якорей генераторов и других элементов машин и механизмов.
Как снять подшипник с вала без съемника?
Один из способов снятия подшипника без использования специализированного инструмента – нагрев металла. При повышении температуры, благодаря расширению металла, появляется возможность извлечь деталь без применения физической силы, которая может негативно сказаться на работоспособности всего оборудования. При нарушении температурного режима по краю подшипника может образоваться окалина. Для успешного продолжения демонтажных работ окалину необходимо удалить (сбить).
При необходимости демонтажа подшипника с вала вне мастерской (например, в случае ремонта автомобиля в дороге) часто пользуются двумя рожковыми ключами. Снять подшипник с вала без съемника с помощью одного ключа сложно, поскольку при этом происходит его подклинивание. Если захватить деталь двумя ключами, то усилие распределяется равномерно. Таким способом можно демонтировать даже прикипевшие обоймы, но только при условии, что под головками ключей должна располагаться опорная площадка.
Для снятия узлов со стороны, на которой расположена контактная группа щеток, монтируют временные опоры, например, устанавливают торцевые головки одного диаметра.
В случаях, если сохранность подшипника коленвала не требуется, то его можно быстро и достаточно просто снять, разбив его на куски зубилом.
При проведении демонтажа деталей, установленных с натягом, необходимо соблюдать правила техники безопасности, иначе, даже при использовании специализированного инструмента, эта операция может быть травмоопасной.
Назад к списку
Как снять подшипник с любого вала без съемника
Неисправности автомобильного генератора условно разделяются на две группы: электрические и механические. Во втором случае, это, как правило, износ подшипников роторного вала.
Казалось бы, вопрос не стоит выеденного яйца: снять и заменить узел на исправный. Однако подшипники, запрессованные в заводских условиях, демонтируются с применением специального оборудования — съемника. В гаражных условиях не всегда есть подходящий инструмент, не говоря уже о ремонте в дороге или в поле. Как снять подшипник с вала без съемника? Перенимаем опыт у доморощенных умельцев.
Как разобрать корпус генератора?
Первая сложность, с которой вы столкнетесь – снятие шкива ручейкового ремня. Вал свободно крутится, даже при неисправных внутренних подшипниках. Необходимо завести шестигранник в отверстие на торце вала, и с помощью торцевой головки открутить гайку шкива.
После этого надо снять половинки корпуса: начинать следует с задней крышки.
Далее возможны варианты:
Внешняя обойма прикипела к корпусу, и подшипник генератора остался в крышке
В этом случае он легко выпрессовывается (или аккуратно выбивается) с помощью куска трубы или торцевой головки подходящего диаметра.
На практике, чаще всего так получается с задним подшипником.
Совет.
Чтобы снять внутреннюю обойму с вала, надо брызнуть WD-40 именно на это место. Тогда узел останется в корпусе.
Вы сняли заднюю крышку – подшипник остался на валу
По закону подлости, при срочном ремонте именно так и случается. Мало того, оба шарикоподшипника могут остаться на якоре, и снять из с помощью трубы не получится.
Если позволяет конструкция, снять подшипник с якоря без съемника можно с помощью двух мощных шлицевых отверток. Главное – чтобы было во что упереться, и не повредить контактный блок или обмотку.
Разумеется, перед началом работ следует обработать вал проникающей жидкостью, типа WD-40. Тогда снять узел будет легче. Следите, чтобы раствор не попал на контактные площадки и в обмотку. Иначе со временем может раствориться лаковая изоляция, и произойдет межвитковое замыкание.
Такой же метод применяется к якорю электродвигателя: например, на стартере.
Использование подручных инструментов автослесаря
Снять подшипник без съёмника не удалось, как поступить? Не торопитесь бежать в мастерскую, осмотрите якорь генератора.
Если упорной площадки нет, придется воспользоваться сварочным аппаратом.
Способ № 1
На внешнюю обойму приваривается металлическая проушина из прута 4-5 мм, к ней крепится трос или цепь. Узел все равно выбрасывать, главное – при сварке не повредить контакты и обмотку. Для этого уязвимые части следует обмотать хотя бы малярным скотчем.
Далее, закрепляем второй конец цепи, и работаем по принципу обратного молотка. За счет веса якоря, получается хороший момент инерции: чтобы снять подшипник, достаточно пару раз резко дернуть.
Единственный недостаток методики – если нет сварочного аппарата, такой способ снять подшипник с генератора не подойдет.
Способ №2
Данная техника применяется как в гаражных условиях, так и в путешествии (разумеется при условии, что у вас есть запасной подшипник, или вы купили его в придорожном ларьке с авто товарами). В качестве импровизированного съёмника выступают обычные рожковые ключи. Округлая форма губок ключа представляет собой идеальный рычаг, на котором можно создать нешуточное усилие.
Практика показывает, что работать одним ключом неудобно. Перекос внутренней обоймы подклинивает подшипник на валу, снять его тяжело. А захватив узел двумя расположенными ключами, можно распределить усилие равномерно.
Если вы работаете в гараже – зажмите вал в тисках (лучше с деревянными прокладками под губки, чтобы не повредить якорь). А в дорожных условиях понадобится помощник, который будет придерживать ротор.
Таким способом снимаются даже сильно прикипевшие обоймы. Главное, чтобы под головками ключей была упорная площадка. А как снять узел с другой стороны, где установлена контактная группа для щеток? Необходимо установить временные опоры: например, торцевые головки одинакового диаметра.
Таким же способом можно снять подшипник с компрессора кондиционера или даже с коленвала.
Итог:
Ремонт генератора без съемника возможен, даже в полевых условиях. И все-таки, лучше обзавестись этим полезным приспособлением: тем более, что стоимость его невелика.
Как снять подшипник без съемника с любого вала — видео примеры
Снимаем подшипник с цапфы коленвала
Как снять подшипник для ремонта
Печать
Твитнуть
Компания Тимкен
Прежде чем отправить подшипник на обслуживание, его сначала необходимо снять с корпуса вала. При снятии важно соблюдать большую осторожность, чтобы не повредить подшипник, вал и корпус.
Снятие подшипника лучше всего выполнять с помощью съемника для стандартных наружных и внутренних колец, который можно приобрести у многих производителей. При снятии подшипников, опорный буртик которых выходит за пределы большого выступа конуса, следует использовать съемник, протягивающий ролики. Гидравлическое давление — еще один доступный метод снятия подшипников. Съемники или клинья можно использовать для снятия подшипника после того, как гидравлическое давление расширит обойму. Вместе со съемниками или клиньями можно использовать горячее масло или тепло.
Когда съемник помещен на подшипник и приложено давление, обойма подшипника должна расшириться и легко сняться.
Всегда соблюдайте крайнюю осторожность при работе с горячим маслом или паром. Контакт с горячим маслом или другими источниками тепла может привести к серьезным телесным повреждениям. Необходимо постоянно носить защитную одежду и защитные очки.
Существует ряд допустимых методов, которые вы можете использовать для снятия подшипника с вала.
Независимо от того, какой метод используется, следите за тем, чтобы никакая поверхность подшипника не подвергалась воздействию пламени горелки. Любое повреждение от нагрева факела превращает подшипник в металлолом. Твердость и металлургическая структура подшипника резко изменяются под действием тепла факела. Когда необходимо выбить внутреннее или наружное кольцо, будьте предельно осторожны, чтобы не повредить посадочное место подшипника, повреждение заплечика или заусенцы на любой поверхности. Повреждение этих поверхностей будет препятствовать правильной посадке подшипника и его новых компонентов при повторной сборке в приложении.
Несоблюдение следующих предупреждений может привести к серьезным телесным повреждениям:
Надлежащее техническое обслуживание и методы обращения имеют решающее значение. Следуйте инструкциям производителя оборудования по установке. Несоблюдение инструкций по установке и обеспечение надлежащей смазки может привести к выходу из строя оборудования.
Никогда не вращайте подшипник сжатым воздухом. Компоненты могут быть принудительно удалены.
Для получения дополнительной информации посетите сайт www.timken.com.
Статьи по Теме
Понимание важности зазора подшипника
Почему и как следует измерять биение подшипника
12 причин выхода из строя подшипников
Как измерить и установить зазор сферического подшипника
Избранные технические документы
Магнитная фильтрация OEI снижает затраты на техническое обслуживание и повышает устойчивость вращающегося оборудования
Почему машины выходят из строя и что можно сделать, чтобы этого избежать
Как снять подшипник для ремонта
Печать
Твитнуть
The Timken Company
Прежде чем отправить подшипник на обслуживание, его необходимо снять с корпуса вала.
При снятии важно соблюдать большую осторожность, чтобы не повредить подшипник, вал и корпус.
Снятие подшипника лучше всего выполнять с помощью съемника для стандартных наружных и внутренних колец, который можно приобрести у многих производителей, включая Timken. При снятии подшипников, опорный буртик которых выходит за пределы большого выступа конуса, следует использовать съемник, протягивающий ролики.
Гидравлическое давление — еще один доступный метод снятия подшипников. Съемники или клинья можно использовать для снятия подшипника после того, как гидравлическое давление расширит обойму. Вместе со съемниками или клиньями можно использовать горячее масло или тепло.
Примечание: Всегда соблюдайте крайнюю осторожность при работе с горячим маслом или паром. Контакт с горячим маслом или другими источниками тепла может привести к серьезным телесным повреждениям. Необходимо постоянно носить защитную одежду и защитные очки.
Когда съемник установлен на подшипник и приложено давление, кольцо подшипника должно расшириться и легко сняться.
