Содержание
Система охлаждения МАЗ
Система охлаждения двигателя (рис.1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Она состоит из следующих основных элементов; радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра
При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.
Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестерен распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров.
Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров ч. поглощая тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам выпускным клапанам и стаканам форсунок.
Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором.
Охлажденная в радиаторе жидкость вновь поступает к водяному насосу.
Водяной насос (рис. 2). Лопастный, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 8 из маслобензостойкой резины, которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.
Радиатор трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки.
На расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапаном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, что соответствует закипанию воды около 119˚ С.
Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 0,13 кгс/см2.
Термостаты служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения в пути.
Когда температура жидкости системы охлаждения снижается до 70˚ С, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают благоприятные условия для ее быстрого прогрева.
Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и управляется из кабины водителя.
Вентилятор шестилопастной, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:
- — заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью тосол — А 40 (состав по объему: тосол-А — 56%, чистая вода — 44%) или тосолА65 (тосол-А — 65%, чистая вода — 35%).
- — заливать жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой;
- — следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 75—98 ˚ С;
- — регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину пробки на расширительном бачке и при необходимости доливать. Замер производить при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть 10 мм от днища расширительного бачка;
- — в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха; - — своевременно смазывать подшипники водяного насоса.
Проверка герметичности системы
Значительная часть неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости.
Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также спускные краники.
Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно.
При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажное отверстие на корпусе, что предохранит подшипники вала насоса от разрушения.
Не разрешается устранять течь жидкости из насоса закупоркой дренажного отверстия. Насос с неисправным сальником необходимо ремонтировать.
Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутиков, а при повреждении шлангов — их заменой.
Регулировка натяжения приводного ремня водяного насоса.
Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 3 кгс должен прогибаться на 10 — 15 мм.
Натяжение ремня регулируют прокладками.
При слабом натяжении ремня нужно отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять одну — две регулировочные прокладки, поставить их на наружную сторону боковины и завернуть гайки, проворачивая после подтяжки каждой гайки, затем проверить натяжение ремня.
Регулировочные прокладки снимать со шкива не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива.
Проскальзывание ремня может происходить из-за попадания на него масла. В этом случае замасленный ремень протирают тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Промывка системы охлаждения
С целью удаления накипи, ржавчины и осадков систему охлаждения необходимо промывать. Когда отложения накипи незначительны, для промывки можно использовать промывочный пистолет.
Двигатель и радиатор промывают отдельно. Чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор, термостаты перед промывкой с двигателя снимают.
Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной циркуляции.
Перед промывкой радиатора следует убедиться в том, что он не засорен, так как в противном случае сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора.
При промывке шланги радиатора отсоединяют от двигателя и при закрытой пробке подводят воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем изменяют направление потока воды на обратное и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.
Накипь из системы охлаждения удаляют раствором технического трилона Б (ТУ 6431-71) в воде (20 г трилона на 1 л воды).
Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагревании и кипении.
Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.
Раствор трилона заливают в систему охлаждения.
После 1 дня работы двигателя (не менее 6 — 7 ч) отработавший раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4 — 5 дней.
При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1,0 кг на 10 л воды.
Раствор залейте в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слейте раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промойте систему охлаждения чистой водой.
Устройство системы охлаждения автомобиля МАЗ-500
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.
Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.
Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос / (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим от- верстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается. Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока.
Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора.
Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.
Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.
Рис. 26. Система охлаждения:
Л — к отопителю кабины; Б и В — к радиатору; Г —к компрессору; Д — от от радиатора; Е — от пускового подогревателя; 1 — место установки датчика термометра; 2 — краник для спуска воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат; 4 — перепускная трубка: 5—вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос
Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98е С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными износами.
27. Схема охлаждения двигателя:
1 -водяной насос: 2 — водяная рубашка правого ряда цилиндров; 3 — указатель температуры жидкости; 4— датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндра; 7 — термостаты: 8 — перепускная трубка; 9 — верхний бачок радиатора; 10 — трубки радиатора; 11— нижний бачок радиатора: 12—вентилятор.
При температуре ниже 70° С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает неполностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.
При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка блока).
Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, управление которыми осуществляется рукояткой из кабины водителя.
Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным на щитке приборов в кабине водителя.
Емкость системы охлаждения 32 л. Систему охлаждения заполняют через горловину радиатора, закрываемую пробкой.
Водяной насос (рис. 28) центробежного типа установлен с правой стороны крышки распределительных шестерен и приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива, укрепленного на переднем конце коленчатого вала двигателя.
Внутри корпуса 8, изготовленного из алюминиевого сплава, вращается крыльчатка 6, отлитая из серого чугуна. Крыльчатка напрессована на вал 4, на котором с противоположной стороны крепится с помощью шпонки и гайки разборной регулируемый шкив, состоящий из ступицы 12 и боковины 13 шкива. Между ступицей и боковиной установлены стальные регулировочные прокладки 14 толщиной 1 мм, с помощью которых регулируется натяжение ремня привода насоса.
Вал насоса вращается в двух однорядных шарикоподшипниках, установленных в корпусе.
Через пресс-масленку вводят смазку шарикоподшипников до тех пор, пока она не появится в контрольном отверстии.
Рис. 28. Водяной насос:
1 — прокладка; 2 — крышка корпуса; 3—пружина; 4 — вал насоса; 5—манжета: 6 — крыльчатка; 7— уплотнительная шайба; 8 — корпус; 9 — штуцер: 10 — стопорное кольцо; 11— втулка; 12 — ступица шкива; 13 — — боковина шкива: 14 — регулировочные прокладки
Для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой на часть вала, находящегося внутри крыльчатки, установлен сальник торцового типа (манжета 5).
Текстолитовая шайба 7 имеет четыре выступа, входящие в соответствующие прорези крыльчатки, и таким образом вращается вместе с валом 4. Шайба прижимается пружной 3 к полированному торцу втулки И из нержавеющей стали, запрессованной в корпус, и создает подвижное уплотнение.
Манжета 5 из маслобензостойкой резины с одной стороны обоймами прижимается к валу, а с другой — пружиной 3 к шайбе 7 и тем самым уплотняет зазор между шайбой и валом.
Манжета, пружина и шайба, вставленные в крыльчатку, зафиксированы стопорным пружинным кольцом 10.
Корпус насоса закрывается крышкой 2, уплотняемой прокладкой 1 из паронита. Через отверстие корпуса, закрываемое этой крышкой, производится сборка и разборка насоса.
В корпус насоса ввернут штуцер 9, соединяющий насос с перепускной трубой, через которую перепускается жидкость из блока при закрытых термостатах в процессе разогрева двигателя.
Термостат предназначен для поддержания постоянной температуры жидкости в системе охлаждения во время эксплуатации двигателя.
При работе двигателя, в зависимости от нагрузки, числа оборотов и температуры окружающего воздуха, температура охлаждающей жидкости постоянно изменяется. Выше упоминалось, что наивыгодней температурой охлаждающей жидкости является 75—98° С. Для поддержания указанной температуры жидкости на двигателе служат термостаты, которые автоматически регулируют поступление охлаждающей жидкости из головок блока в радиатор.
Двигатель имеет два термостата, установленных в водосборных трубопроводах обеих частей блока.
Термостат (рис. 29) двухклапанный, гармошечного типа. Основные детали термостата: корпус 2, баллон 8, центральный клапан 4 и кольцевой клапан 3.
Рис. 29. Термостат:
1 — обойма баллона; 2 — корпус термостата; 3 — кольцевой клапан; 4 — центральный клапан: 5 — шток; 6 — окно в корпусе; 7 — крышка; 8 — баллон
Гофрированный баллон 8 заполнен легкокипящей жидкостью и запаян. Дно баллона прикреплено к корпусу термостата обоймой; с противоположной стороны на крышке 7 баллона укреплен шток 5, соединенный одновременно с кольцевым клапаном 3.
На конце трубки навернут центральный клапан 4, который при сжатом баллоне плотно прижат к седлу корпуса 2, перекрывая его выходное отверстие.
Корпус термостата, изготовленный из латуни, имеет два боковых окна 6, которые закрываются кольцевым клапаном при полном открытии центрального клапана.
Термостат установлен в коробке 2 (рис. 30), прикрепленной винтами к водосборному трубопроводу 1. Между трубопроводом и коробкой термостата установлена уплотняющая прокладка.
Коробка термостата разделена перегородкой 5 на две части.
Одна часть (полость Б) сообщается с перепускной трубкой, а другая (полость А) —с верхним бачком радиатора.
Термостат работает следующим образом. Когда температура жидкости в системе охлаждения ниже 70° С, центральный клапан закрыт, и жидкость, поступающая из блока в водосборные трубопроводы, проходит между гофрированным баллоном и корпусом термостата, выходит через два окна 4 и заполняет внутреннюю полость Б коробки термостата.
Отсюда жидкость поступает в перепускную трубку 4 (см. рис. 26) и в водяной насос.
Рте. 30. Верхний водяной трубопровод с термостатом:
А и Б — полости термостата: 1 — водосборный трубопровод: 2 — коробка термостата; 3 — термостат; 4 — окно; 5 — перегородка
Таким образом, жидкость, минуя радиатор, циркулирует в блоке двигателя по так называемому малому кругу. Это создает благоприятные условия для быстрого нагрева жидкости. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 70° С баллон вследствие нагревания и расширения содержащейся в нем легкокипящей жидкости удлиняется настолько, что центральный клапан термостата начинает открываться, и жидкость может поступать в полость коробки термостата, сообщающуюся с верхним бачком радиатора. В интервале температур 70—85° С жидкость циркулирует через радиатор и перепускную трубку.
Интенсивность циркуляции жидкости через радиатор в этом случае зависит от степени открытия центрального клапана.
Когда температура жидкости повысится до 85° С, центральный клапан открывается полностью, окна в корпусе термостата закрываются кольцевым клапаном и жидкость циркулирует только через радиатор (по «большому кругу»). При высоких температурах окружающего воздуха, если двигатель перегревается, можно временно снять термостаты, заглушив при этом перепускную трубку.
Вентилятор предназначен для создания интенсивного потока воздуха между радиаторными трубками, в которых охлаждается жидкость, перетекающая из верхнего бачка радиатора в нижний.
Привод вентилятора (рис. 31) шестеренчатый, осуществляется непосредственно от шестерни 10 распределительного вала.
Рис. 31. Вентилятор:
1 — ступица муфты; 2—резиновое кольцо; 3 — корпус муфты: 4 — сальник; 5 — шкив: 6 — вал вентилятора: 7 — корпус вентилятора; 8 —ведомая шестерня; 9 — крышка распределительных шестерен; 10 — ведущая шестерня; 11 — крыльчатка
Чугунный корпус 7 вентилятора крепится к крышке 9 распределительных шестерен болтами.
Вал 6 вентилятора вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в корпусе.
На переднем конце вала имеется упругая муфта, к которой болтами крепится шестилопастная крыльчатка 11, вращающаяся в кожухе радиатора. Кожух закреплен на рамке радиатора и увеличивает количество проходящего воздуха.
Упругая муфта состоит из корпуса 3 и ступицы 1, которые приклеены с разных сторон к резиновому кольцу 2.
Таким образом, при пуске двигателя и при резком изменении числа оборотов коленчатого вала сила инерции, возникающая от массы крыльчатки, будет поглощаться упругостью резинового кольца, вследствие чего вал вентилятора разгружается от излишних скручивающих усилий.
На валу с помощью шпонки крепится шкив 5 для привода компрессора и генератора. На заднем конце вала на шлицы насажена ведомая шестерня 8 привода вентилятора.
Для предотвращения вытекания масла из корпуса вентилятора в его выходное отверстие запрессован сальник 4.
Радиатор трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, состоит из верхнего и нижнего бачков, которые соединены между собой трубками сердцевины радиатора, а также боковыми стойками, образующими рамку.
Трубки впаяны в бачки. Верхний бачок имеет горловину, закрываемую герметичной пробкой и снабженную пароотводящей трубкой. Бачки имеют патрубки, соединяющие посредством гибких резино-тканевых шлангов радиатор с остальными агрегатами системы охлаждения.
Рис. 32. Пробка радиатора:
1 — пароотводная трубка; 2 — корпус пробки; 3 — запорная пружина; 4 — пружина выпускного клапана; 5 — горловина радиатора; 6 — выпускной клапан; 7 — впускной клапан; 8 — пружина впускного клапана
Радиаторы могут устанавливаться на автомобиль с тремя (трехрядные) или четырьмя (четырехрядные) рядами трубок.
Трубки радиатора подвергаются лужению для улучшения теплоотдачи и предохранения трубок от коррозии.
Для увеличения поверхности охлаждения между трубками по всей их длине установлена гофрированная латунная лента (ширина ее равна толщине радиатора), которая припаяна к трубкам в местах соприкосновения.
В пробке радиатора (рис. 32) имеются два клапана, соединяющие систему охлаждения с атмосферой во избежание повреждения радиатора вследствие повышения давления при кипении жидкости или наличия разряжения внутри него в результате конденсации пара.
Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления пара в системе до 0,7—1 кГ/см2 и выпускает наружу пар через пароотводную трубку 1. Впускной клапан 7 открывается при разряжении 0,01—0,13 кГ/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Выпускной клапан, открывающийся при повышенном давлении, дает возможность повысить точку кипения.
Автомобиль МАЗ-500 65 жидкости в системе до 119° С и, следовательно, работать на повышенном тепловом режиме.
Радиатор устанавливается на кронштейны рамы на резиновых подушках и дополнительно крепится растяжками к лонжеронам.
Жалюзи радиатора пластинчатого типа. Пластины могут фиксироваться в любом положении. В зависимости от степени открытия пластин, через радиатор проходит большее или меньшее количество воздуха, отчего вода в радиаторе охлаждается с большей или меньшей интенсивностью. Управление жалюзи осуществляется с места водителя с помощью рукоятки тросового привода. При вытягивании рукоятки на себя жалюзи закрываются, при вдвигании — открываются.
Car Talk Service Консультация: Охлаждающая жидкость
<< Тормоза | Пыльники ведущего моста >>
Что это такое?
Охлаждающая жидкость — это жидкость, которая поглощает тепло от двигателя и затем рассеивает его через радиатор. Он также рассеивается через теплообменник в салоне, когда вы запускаете тепло зимой.
Охлаждающая жидкость, которую обычно называют антифризом, представляет собой смесь этилен- или пропиленгликоля и воды, обычно в соотношении 50/50.
Обслуживание охлаждающей жидкости включает слив и/или промывку системы охлаждения вашего автомобиля, а затем замену старой охлаждающей жидкости на свежую.
Должен ли я воспользоваться этой услугой, когда она рекомендована?
В большинстве автомобилей имеется пластиковый бачок для регенерации охлаждающей жидкости (вверху на фото), соединенный с радиатором шлангом, поэтому нет необходимости открывать саму крышку радиатора (оранжевая этикетка внизу).
Уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке MAX или HOT в бачке, когда двигатель горячий, и ниже, когда он холодный.
Да. Слив охлаждающей жидкости и повторное заполнение системы удаляют грязь и частицы ржавчины, которые могут засорить систему охлаждения и вызвать проблемы зимой и летом.
Почему я должен это делать?
Поскольку охлаждающая жидкость работает в жаркой агрессивной среде, со временем она разрушается. Самое главное, ингибиторы ржавчины охлаждающей жидкости израсходованы, оставляя небольшие охлаждающие каналы в вашем двигателе и радиаторе уязвимыми для коррозии. Даже при использовании этих ингибиторов коррозии неизбежна некоторая коррозия, загрязняющая охлаждающую жидкость мусором.
Что произойдет, если я этого не сделаю?
Если ингибиторы коррозии перестанут работать, система охлаждения будет ржаветь изнутри. Самым большим источником ржавчины в системе охлаждения автомобиля является блок двигателя.
Со временем эти кусочки ржавчины также забьют крошечные проходы в радиаторе и обогревателе, вызывая перегрев двигателя.
Когда двигатель перегревается, результатом является премиальная оплата яхты вашему механику, которую должен платить кто-то другой.
Требуется ли техническое обслуживание между интервалами?
Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости. В руководстве по эксплуатации указан рекомендуемый интервал проверки уровня охлаждающей жидкости.
Если вы проверяете уровень охлаждающей жидкости при холодном двигателе, уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке «минимум» или «заполнение» на прозрачном контейнере для доливки или выше нее. Если вы проверяете уровень охлаждающей жидкости при горячем двигателе, уровень охлаждающей жидкости должен быть на отметке «max» или чуть ниже нее.
Исчезновение охлаждающей жидкости может быть вызвано как внешней, так и внутренней утечкой, причем последняя является более дорогостоящей. Любой из них следует решать быстро, так как низкий уровень или отсутствие охлаждающей жидкости может привести к катастрофическому отказу двигателя и большому количеству выплат вашему механику.
Если вы живете там, где температура опускается ниже нуля, мы рекомендуем вам попросить механика проверить концентрацию охлаждающей жидкости. Разбавленная или слабая охлаждающая жидкость может замерзнуть, когда температура упадет ниже 32 градусов по Фаренгейту.
Обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы узнать, используется ли в вашем автомобиле охлаждающая жидкость с длительным сроком службы. В течение первых 100 000 миль необходимо проверять уровень охлаждающей жидкости просто для того, чтобы убедиться, что охлаждающая жидкость не протекает и не сгорает.
Car Talk Совет: Антифриз имеет сладкий аромат и вкус, которые особенно нравятся домашним животным. Всего половина чайной ложки вещества может убить кошку среднего размера, а восемь унций достаточно для собаки весом 75 фунтов. Нет вещества, которое можно добавить в антифриз, чтобы сделать его менее привлекательным для животных, но антифриз, изготовленный из пропиленгликоля вместо обычного этиленгликоля, примерно на треть токсичнее.
Пропиленгликоль продается под торговыми марками Sierra, Prestone Low Tox и Texaco PG.
>фотография Джо Визенфельдера, Cars.com
<< Тормоза | Пыльники ведущего моста >>
Главная страница рекомендаций по обслуживанию
Rotary Tech Tips: водяное охлаждение
Конфигурация генератора с двойным шкивом и шкивом главного привода.
Система водяного охлаждения
Роторный двигатель Mazda отводит большее количество тепла через масляную и водяную системы охлаждения, чем поршневые двигатели аналогичной мощности. Это в значительной степени связано с относительно высоким отношением поверхности к объему, характерным для роторных двигателей, по сравнению с поршневыми двигателями — роторные двигатели имеют большую площадь поверхности, подверженную воздействию продуктов сгорания. Поскольку в рубашки водяного и масляного охлаждения передается больше тепла, в водяном и масляном охладителях должно отводиться больше тепла.
Система водяного охлаждения отвечает за отвод примерно двух третей тепла двигателя, а система масляного охлаждения отводит оставшуюся примерно одну треть тепла двигателя. Для обеспечения максимального срока службы двигателя необходимо использовать большой, хорошо спроектированный радиатор.
В прошлом стандартных охладителей Mazda было более чем достаточно не только для стандартных автомобилей, но и для слегка модифицированных уличных двигателей, при условии, что компоненты охлаждения находятся в хорошем состоянии. Однако, начиная с 1993 года, мощность стандартной системы охлаждения была разработана Mazda таким образом, чтобы едва удовлетворять потребности серийного автомобиля без избыточной мощности для очень сложных ситуаций или модификаций, увеличивающих тепловую нагрузку на двигатель. Основываясь на ряде тестов, мы считаем, что основной причиной этой проблемы является аэродинамика. В обоих 1993-95 RX-7 и RX-8 путь воздуха из радиатора запутан и ограничен, что приводит к высокой температуре воды и масла.
Мы пробовали более крупные радиаторы, и на сегодняшний день они не помогли. Мы заметили некоторое улучшение за счет улучшенной герметизации и направления воздуха в радиатор (используя кромку спойлера под автомобилем) для создания зоны более низкого давления под автомобилем для удаления горячего воздуха.
При использовании любого роторного двигателя целесообразно контролировать температуру воды и масла в двигателе. Это особенно сложно в RX-8, потому что Mazda решила использовать датчик температуры воды, который не дает линейных, пропорциональных показаний. Это означает, что когда фактическая температура воды поднимается примерно до 170°, указатель перестает двигаться, а когда температура охлаждающей жидкости двигателя достигает 205°, он снова начинает двигаться! Это создает ложное впечатление об охлаждении двигателя в тех случаях, когда знание о повышении температуры двигателя может заставить вас ехать, чтобы уменьшить тепловую нагрузку на систему. Мы не согласны с таким подходом к информированию водителя! По этой причине мы разработали модуль для RX-8, который включает в себя набор калиброванных датчиков воды, давления масла и температуры масла.
Насадки для водяного охлаждения
1. Заменяйте шланги радиатора, шланги обогревателя и ремни вентилятора каждые восемнадцать месяцев. Одновременно промойте систему охлаждения и замените смесью 50/50 фирменного антифриза и, желательно, дистиллированной воды (чтобы свести к минимуму загрязнение минералами).
2. Нижний шланг радиатора должен иметь внутри стальную проволоку «пружинной формы», чтобы предотвратить его разрушение при высоких оборотах из-за низкого давления (всасывания) на входе водяного насоса. Сожмите нижний шланг, чтобы определить, установлена ли пружинная форма. Если нет, замените шланг другим, имеющим эту важную функцию. Верхний шланг не требует пружинной формы.
3. Не снимайте стандартный кожух вентилятора или переднюю панель днища — они способствуют охлаждению в уличных условиях.
4. Муфты вентилятора иногда выходят из строя. Проверьте муфту вентилятора на прогретом двигателе. Если вентилятор свободно вращается вручную, обратитесь к дилеру Mazda для проверки устройства или обратитесь к заводскому руководству по обслуживанию для получения инструкций по проверке.
5. Избегайте использования каких-либо средств, препятствующих утечке, за исключением экстренных случаев. Если вы вынуждены использовать такой продукт, замените или восстановите радиатор как можно скорее.
6. Mazda использует водяной термостат байпасного типа. Если вы собираетесь использовать водяной насос в гонках, этот термостат необходимо снять, а отверстие под ним заткнуть. С этой задачей справится отвод с трубной резьбой 2″ NPT и соответствующая заглушка.
Термостат должен быть удален, а байпас должен быть заглушен для гонок, но НИКОГДА не для уличного использования. Не используйте «ограничители потока» в системе охлаждения, свободный поток
7. Перегрев двигателя часто является результатом выхода из строя водяного уплотнительного кольца, что в роторном двигателе эквивалентно выходу из строя прокладки головки блока цилиндров поршневого двигателя. так как вода будет просачиваться в корпус ротора и смачивать свечи, белый «дым» (пар) в выхлопе и потеря охлаждающей жидкости.
Проверка охлаждающей жидкости на загрязнение угарным газом является довольно точным показателем неисправности водяного уплотнительного кольца. Если какое-либо из водяных уплотнительных колец вышло из строя, единственным выходом является полная переборка двигателя.
8. Осмотрите состояние крышек системы охлаждения, чтобы убедиться, что они хорошо прилегают. Если они не могут адекватно сдерживать давление, охлаждающая жидкость, скорее всего, закипит, особенно на больших высотах.
9. Стандартный заводской термостат открывается примерно при 180°F (82°C). При нормальных условиях вождения температура воды не должна превышать 185°F. Если температура достигает 200°F довольно медленно, повреждение двигателя маловероятно. Если подъем довольно быстрый, например, из-за обрыва шланга или ремня вентилятора, более вероятно повреждение двигателя.
Мы настоятельно рекомендуем использовать высококачественные датчики для считывания температуры охлаждающей жидкости двигателя, причем механические варианты, по нашему мнению, более надежны и легче калибруются.
Чтобы откалибровать датчик, просто вскипятите кастрюлю с дистиллированной водой и поместите датчик температуры в воду. Не допускайте контакта отправителя со стенками или дном чаши. Манометр должен показывать 212°F (100°C) или очень близко к нему. Если это не так, следуйте инструкциям производителя для повторной калибровки.
В большинстве роторных моделей 1995 года и более ранних моделей датчик температуры воды должен быть установлен сзади водяного насоса, сразу под термостатом. В исходном отверстии с метрической резьбой можно нарезать трубную резьбу 4 дюйма или 1 дюйм, чтобы упростить установку «американских» манометров. В RX-8 такое положение нецелесообразно, поэтому мы разработали специальный штуцер-переходник, который можно монтировать в шланг отопителя.
10. Если вы планируете использовать двигатель для шоссейных гонок, лучшим выбором для радиатора будет либо алюминиевый радиатор Mazda Factory Race, либо аналогичный, принимая во внимание требования к сантехнике.
11.
Водяная кавитация представляет собой серьезную проблему для двигателей, работающих на более высоких оборотах. Кавитация водяного насоса возникает, когда вода больше не может течь плавно, а вместо этого вокруг крыльчатки водяного насоса образуются крошечные пузырьки водяного пара. Когда возникает эта кавитация, скорость потока воды уменьшается, а охлаждение ухудшается. Возникновение кавитации сначала постепенное и ухудшается по мере увеличения оборотов двигателя и температуры.
Примечание. Мы не рекомендуем устанавливать одиночный или двухшкивный главный приводной шкив на двигатели, которые обычно используются для уличного движения с частыми остановками: однако, если ваш двигатель обычно работает со скоростью до 8000 об/мин, наш двойной Шкив главного привода окажется полезным.
Как правило, не используйте наш главный приводной шкив с двойным шкивом на двигателях Turbo II 1987-91 гг., если не были внесены модификации — более короткие впускные направляющие. и т.д. — существенно увеличить диапазон оборотов двигателя.
Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;