Система охлаждения что такое: Система охлаждения двигателя – назначение, виды систем, устройство, принцип работы

Система охлаждения двигателя. Принцип работы

Система охлаждения двигателя. Принцип работы:

У каждого современного автомобиля обязательно имеется система охлаждения двигателя. В данную систему входит несколько элементов: расширительный бачок, термостат, вентилятор, насос, соединительные шланги, датчик температуры, рубашка охлаждения блока цилиндров, охлаждающая жидкость, и, конечно же, радиатор.

Радиатор – наиболее главный элемент всей системы охлаждения. Благодаря нему поддерживается рабочая температура двигатели. Он также предотвращает перегрев. Если же рабочая температура двигателя будет превышать допустимые нормы, он может заклинить, и без капитального ремонта двигателя тут не обойтись.

Принцип работы охлаждающей системы заключается в том, что жидкостный насос качает воздух по кругу, таким образом, чтобы охлаждающая жидкость омывала стенки блока цилиндров. Постоянная циркуляция отводит тепло от горячих элементов двигателя. После этого нагретая жидкость перетекает в радиатор, и уже в нем отдает тепло наружу в атмосферу. Далее, уже охлажденная жидкость повторяет этот цикл. Радиатор является своеобразным устройством охлаждения жидкости. Для того чтобы процесс охлаждения жидкости происходил быстрее, устанавливается вентилятор, благодаря которому воздух нагнетается на поверхность радиатора. Данный вентилятор включается в тот момент, когда рабочая температура двигателя повышается.

Как правило, роль охлаждающей жидкости играют тосол и антифриз. Многие водители, ради экономии на охлаждающей жидкости, в систему охлаждения заливают просто дистиллированную воду. Хотя делать этого вовсе не стоит. От постоянного использования воды в качестве охлаждающей жидкости, в системе охлаждения могут образовываться отложения и коррозия. А это приводит к снижению срока службы всей системы охлаждения. Поэтому рекомендуется применять только специальные жидкости. Объем необходимой жидкости зависит от общего объема системы охлаждения.

Радиаторы могут иметь различные конструкции. Наиболее распространенные из них – это ленточные и пластинчатые радиаторы. Так как пластинчатые радиаторы имеют значительно больший вес, они постепенно уходят в прошлое. Современные производители все чаще отдают свое предпочтение ленточным радиаторам. Обычно такие радиаторы изготавливаются из алюминия. Это связано с тем, что он имеет хорошо проводить тепло, улучшая работу всей охладительной системы. А благодаря легкости таких радиаторов, капот автомобиля не перегружается лишней тяжестью, тем самым происходит экономия топлива.

Ниже представлена иллюстрация с описанием деталей системы охлаждения двигателя:
1 — Салонный отопитель
2 — «Горячие шланги» для салонного отопителя
3 — Клапан избыточного давления (заливная горловина)
4 — Термостат
5 — Верхний патрубок (с горячей ОЖ)
6 — Радиатор
7 — Вентилятор
8 — Водяной насос
9 — Охлаждение трансмиссии
10 — Нижний патрубок (с охлажденной ОЖ)
11 — Расширительный бачок.

Система охлаждения 4HK1, 6HK1- Isuzu (Исузу)


 


Предоставляем по запросу консультации и осуществляем бесплатную техническую поддержку и консультации


пишите info@mobile-mechanics. ru


звоните 8 929 5051717


             8 926 5051717


 


Меры предосторожности при проведении технического обслуживания


 


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:


Не снимайте крышку радиатора при высокой температуре охлаждающей жидкости. Пар и кипящая охлаждающая жидкость могут вырваться и причинить ожог. Чтобы открыть крышку радиатора, после того как жидкость охладится, накройте крышку куском толстой ткани, снимите давление, медленно поворачивая крышку, и после этого снимите крышку.


 


Принцип работы


Водяная система охлаждения


Водяная система охлаждения, которая является системой принудительной циркуляции, включает: водяной насос, термостат и радиатор, в качестве основных компонентов. Масло в автоматической коробке передач охлаждается водой, которая содержится в радиаторе. 


 


4НК1


Позиции


1. Водяная рубашка


2. Сливная пробка


3. Маслоохладитель


4. Водяной насос


5. Сливной кран


6. Радиатор


7. Вентилятор


8. Крышка радиатора


9. Обогреватель


10. Расширительный бачок


11. Пробка выпуска воздуха


12. Верхний шланг радиатора


13. Термостат (2 блока)


14. Датчик температуры


15. Перепускной путь


16. Турбонагнетатель


17. Охладитель системы EGR


 


6HK1


Позиции


1. Водяная рубашка


2. Сливная пробка


3. Маслоохладитель


4. Водяной насос


5. Сливной кран


6. Радиатор


7. Вентилятор


8. Крышка радиатора


9. Расширительный бачок


10. Верхний шланг радиатора


11. Термостат (2 элемента)


12. Датчик температуры


13. Перепускной путь


14. Охладитель системы EGR 


 


Водяной насос


Водяной насос, в котором используется центробежный эффект лопастного колеса, приводится в действие от ремня привода вентилятора.


*В качестве примера показан двигатель 4НК1.


Позиции


1. Ступица вентилятора


2. Подшипник


3. Лопастное колесо


4. Уплотнение 


 


Термостат


Термостат, с парафиновыми элементами состоит из двух блоков, один из которых (нижний перепускной) имеет температуру начала открывания клапана 82°С, и второй (линейный) имеет температуру начала открывания клапана 85°С. Такая конструкция обеспечивает точное регулирование температуры воды, и выполнена в едином корпусе.


Позиции


1. Маятниковый клапан


2. Штампованные метки (температура начала открывания клапана)


3. Клапан 


4. Прокладка


5. Поршень


 


Функциональная проверка 


Проверка уровня охлаждающей жидкости


• Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и уровень считается нормальным, когда жидкость находится между метками MAX (максимальный уровень) и MIN (минимальный уровень). Если уровень охлаждающей жидкости неlостаточный, снимите крышку расширительного бачка и долейте смесь водопроводной воды и антифриза в соотношении 1:1 до метки MAX.


 


4HK1


 




Нормальный уровень


Уровень охлаж­дающей жидкости


14 л


(между метками MIN и MAX)


 


6HK1


 




Нормальный уровень


Уровень охлаж­дающей жидкости


14,5 л


(только двигатель)


 


Проверки


 


Проверка течи охлаждающей жидкости


• Пользуясь специальным прибором, кото­рый устанавливается на место крышки ра­диатора, подведите давление 200 кПа и проверьте нет ли течи в местах, которые указаны ниже. Проверьте и убедитесь, что шланг радиатора и шланг обогревателя не повреждены и не имеют признаков старе­ния, и что хомуты шлангов не ослаблены.


Места проверки


• Радиатор, в сборе, водяной насос, в сборе, шланг радиатора, шланг обогревателя.


Охлаждающая жидкость


1. Концентрация охлаждающей жидкости в двигателе


• Принимайте уровень концентрации, который соответствует минимальной температуре окружающего воздуха, поскольку от концентрации охлаждающей жидкости в двигателе зависит температура замерзания.


• Применяйте только фирменный антифриз Isuzu.


• Содержание антифриза в охлаждающей жидкости должно быть в пределах 30…60%, потому что при концентрации более 60% может быть перегрев двигателя, и при концентрации менее 30% может развиваться коррозия.








Температура за­мерзания


Пропорция (литры)


Концентрация антифри­за


Антифриз


Водопроводная во­да


-18°С


4,2


7,8


35%


-25°С


5,0


7,0


42%


-35°С


6,0


6,0


50%


-40°С


6,4


5,6


53%


 


2. Измерение плотности охлаждающей жидкости в двигателе


Метод измерения плотности


• Измерьте плотность и температуру охлаждающей жидкости, пользуясь плотномером и термометром. Соблюдайте меры предосторожности, поскольку может хлынуть кипящая охлаждающая жидкость, если открыть крышку радиатора.


• Пользуйтесь сосудом, вместимость которого соответствует вместимости колбы плотномера.


Позиции


1. Плотномер для антифриза


2. Радиатор


• Установите температуру охлаждающей жидкости в пределах 0.50 °С.


• Измерьте температуру и плотность, и определите концентрацию, пользуясь указанной ниже таблицей. 


Метод отбора пробы


• Измерьте плотность, отобрав пробу. 


 


Перечень возможных неисправностей


• Перегрев двигателя


• Переохлаждение двигателя


 


Перегрев двигателя
















Состояние


Вероятная причина


Устранение


Двигатель перегревается


Недостаточный уровень охлаждающей жидкости


Долейте


 


Неисправен датчик температуры


Замените


 


Неисправен термостат


Замените


 


Неисправен водяной насос


Замените


 


Радиатор закупорен


Очистите или замените


 


Неисправна крышка радиатора


Замените


 


Недостаточный уровень масла в двигателе или применяется не рекомендуемое масло


Долейте или замените масло в двигателе


 


Повреждена прокладка головки цилиндров


Замените


 


Ослаблен ремень привода вентилятора


Отрегулируйте


 


Закупорка в системе выпуска отработавших газов


Очистите или замените


 


Чрезмерное количество впрыскиваемого топлива


Проведите диагностику системы охлаждения двигателя


 


Неправильный угол опережения впрыска топлива


Проведите диагностику системы охлаждения двигателя


 


Низкое давление впрыска топлива


Проведите диагностику системы охлаждения двигателя


 


Переохлаждение двигателя




Состояние


Вероятная причина


Устранение


Двигатель переохлаждается


Неисправен термостат


Замените


 


Основные технические данные и характеристики


 


 




Основные технические данные и характеристики


Центробежный принцип лопастного колеса 0,950


Термостат


1. Температура начала открывания клапана °С


2. Температура полного открывания клапана °С


Система парафиновых элементов


1. Смаятниковым клапаном 85 Без маятникового клапана 82


2. С маятниковым клапаном 100 


Без маятникового клапана 95


 


Предоставляем по запросу консультации и осуществляем бесплатную техническую поддержку и консультации


пишите [email protected]


звоните 8 929 5051717


             8 926 5051717


 


 


 


 


 

Когда и как обслуживать систему охлаждения вашего автомобиля

Поддержание системы охлаждения вашего автомобиля в хорошем состоянии может сэкономить ваши деньги в долгосрочной перспективе.

от Ronan Glon 21 сентября, 2022

Manuel Carrillo III/Capital One

Статья QuickTakes:

. Поддержание системы охлаждения вашего автомобиля в хорошем условии является одним из наиболее эффективных способов. дорогостоящее повреждение двигателя. Почти каждый компонент в системе является изнашиваемой деталью, а это означает, что в конечном итоге он потребует замены — автопроизводители рекомендуют периодически промывать и доливать охлаждающую жидкость, протекающую через него.

Вот основные сведения о том, когда и как обслуживать систему охлаждения вашего автомобиля.

Что делает система охлаждения?

Система охлаждения представляет собой замкнутый контур, поддерживающий работу двигателя при безопасной температуре. Охлаждающая жидкость, хранящаяся в расширительном бачке, подается водяным насосом к двигателю по шлангам. Когда охлаждающая жидкость проходит через каналы в блоке цилиндров, она поглощает тепло и затем возвращается в радиатор. В радиаторе жидкость охлаждается и снова начинает свой путь. Охлаждающую жидкость иногда называют антифризом, потому что она предотвращает обледенение системы при низких температурах. Охлаждающая жидкость также циркулирует к радиатору отопителя вашего автомобиля, который, в свою очередь, может нагревать воздух, поступающий в салон, чтобы согреть вас.

Мануэль Каррильо III

Как часто следует заменять охлаждающую жидкость?

Срок службы охлаждающей жидкости вашего автомобиля во многом зависит от того, на чем, где и как вы ездите. Toyota рекомендует проверять охлаждающую жидкость в RAV4 каждые 15 000 миль или 18 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше) и заменять ее через 100 000 миль или 120 месяцев. Ford рекомендует заменять охлаждающую жидкость F-150 через 200 000 миль пробега. Вы можете найти график обслуживания вашего автомобиля в его руководстве по эксплуатации. При осмотре охлаждающей жидкости к признакам необходимости ее промывки относятся изменение цвета и отложения в расширительном бачке.

Сколько берут магазины за эту услугу?

Поскольку большая часть затрат на промывку охлаждающей жидкости приходится на оплату труда, а не на саму жидкость, место вашего проживания оказывает наибольшее влияние на сумму, которую вы заплатите. Дилеры взимают более 180 долларов, а в сетевых ремонтных мастерских цена колеблется от 175 до 250 долларов.

Могу ли я сделать это дома?

Если у вас есть необходимые инструменты и вы чувствуете себя комфортно при работе с автомобилем, вы можете заменить охлаждающую жидкость самостоятельно. Перед началом работы убедитесь, что двигатель холодный, чтобы избежать серьезных травм, таких как ожоги, и припаркуйте автомобиль на ровной поверхности. Снимите крышки радиатора и расширительного бачка, поместите большой поддон под радиатор, ослабьте сливную пробку радиатора (проверьте руководство пользователя, чтобы определить, нужен ли вам гаечный ключ), и дайте охлаждающей жидкости стечь в поддон.

Если вы промываете систему, следуйте инструкциям, написанным на используемом продукте для промывки. Если нет, заполните радиатор охлаждающей жидкостью того типа и количества, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, и имейте в виду, что вам может потребоваться разбавить ее дистиллированной водой. Следуйте процедуре прокачки, также описанной в руководстве пользователя, чтобы удалить воздух из системы.

Что еще следует учитывать?

Рекомендуется периодически проверять различные части системы охлаждения вашего автомобиля и при замене охлаждающей жидкости. Например, шланги со временем высыхают, и в них появляются утечки. Признаки неисправного шланга охлаждающей жидкости включают вздутие, трещины, отверстия или утечки; вы также можете обнаружить остатки охлаждающей жидкости возле соединения шлангов. Остатки и следы охлаждающей жидкости могут появиться вокруг водяного насоса, если деталь вот-вот выйдет из строя. Когда двигатель остынет, вы также можете снять крышку радиатора на многих автомобилях, чтобы осмотреть резиновую прокладку на нижней стороне крышки. Если резина потрескалась или кажется очень твердой, лучше заменить ее до того, как деталь выйдет из строя.

ТЕГИобслуживание автомобилясистема охлаждения автомобиляобслуживание автомобиля2022toyotarav4

Этот сайт предназначен только для образовательных целей. Перечисленные третьи лица не связаны с Capital One и несут единоличную ответственность за свое мнение, продукты и услуги. Capital One не предоставляет, не поддерживает и не гарантирует какие-либо сторонние продукты, услуги, информацию или рекомендации, перечисленные выше. Информация, представленная в этой статье, считается точной на момент публикации, но может быть изменена. Показанные изображения предназначены только для иллюстрации и могут не соответствовать продукту. Материалы, представленные на этом сайте, не предназначены для предоставления юридических, инвестиционных или финансовых рекомендаций или указания на доступность или пригодность какого-либо продукта или услуги Capital One для ваших уникальных обстоятельств. Для получения конкретных советов о ваших уникальных обстоятельствах вы можете проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Ронан Глон

Ронан Глон — американский журналист и автомобильный историк, проживающий во Франции. Ему нравится возиться со старыми автомобилями и проводить время на свежем воздухе в поисках автомобиля для своего следующего проекта.

Советы по уходу за системой охлаждения автомобиля

Самые теплые периоды лета и самые прохладные периоды зимы — это когда система охлаждения вашего автомобиля работает с максимальной нагрузкой, чтобы двигатель работал при надлежащей температуре. В условиях избыточной летней жары и влажности перегрев всегда является проблемой.

Система охлаждения состоит из нескольких жизненно важных компонентов, включая радиатор, охлаждающую жидкость (охлаждающую жидкость), водяной насос, вентилятор, термостат, сердцевину нагревателя, рубашку охлаждения и различные шланги, по которым охлаждающая жидкость перемещается по системе. Эта сложная система предотвращает перегрев двигателя. Если что-то ослаблено, повреждено или не работает должным образом, у вас начнутся проблемы с перегревом, и это может серьезно повредить ваш двигатель.

Вот почему техническое обслуживание и мониторинг системы охлаждения так важны, особенно в это время года. Вот несколько советов по летней системе охлаждения от Fox Run Auto:

1. Проверка уровня охлаждающей жидкости

Когда двигатель полностью остынет, вы можете проверить уровень жидкости в радиаторе. Убедитесь, что жидкость выглядит чистой и находится на желаемом уровне заполнения. Если жидкость полная, но грязная или сгоревшая, возможно, вы захотите в ближайшее время отремонтировать систему охлаждения. Если жидкость чистая, но ее мало, вы можете долить жидкость (также обратите внимание на совет № 2 ниже). Просто убедитесь, что вы используете правильное соотношение охлаждающей жидкости и воды. Многие безрецептурные охлаждающие жидкости предварительно смешиваются.

2. Проверка на наличие утечек охлаждающей жидкости

Если вы заметили утечку охлаждающей жидкости из радиатора под автомобилем или если уровень охлаждающей жидкости подозрительно низок, это повод для беспокойства. Это может быть просто незначительная проблема, такая как слабый шланг или ослабленный фитинг, или это может быть что-то гораздо более серьезное, например, треснувший радиатор. При обнаружении каких-либо утечек охлаждающей жидкости как можно скорее обратитесь к автомобильному эксперту.

3. Следите за датчиком температуры

Все автомобили позволяют легко следить за рабочей температурой двигателя. Если у вас немного горячее, чем обычно, когда вы за рулем, внимательно следите за датчиком. При первых признаках перегрева остановитесь и дайте двигателю полностью остыть, прежде чем продолжить движение. Если проблема не устранена, пусть ваш механик выяснит, в чем проблема. Большинство современных автомобилей имеют очень сложные и чувствительные датчики системы охлаждения, которые заранее сообщат вам о проблемах.