Система охлаждения что такое: что это, неисправности, уход :: Autonews

Содержание

что это, неисправности, уход :: Autonews

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Autonews

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

adv. rbc.ru

Фото: Shutterstock

adv.rbc.ru

Читайте также

Система охлаждения — одна из ключевых в конструкции двигателя внутреннего сгорания. Что нужно знать, чтобы поддерживать ее в хорошей форме?

  • Что это
  • Типы
  • Устройство
  • Неисправности
  • Уход

adv.rbc.ru

Что такое система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Перегрев способен вывести ДВС из строя, поскольку его компоненты сохраняют заданные характеристики только до определенного температурного порога. Излишки тепла отводятся в атмосферу.

Переохлаждение также вредно для ДВС. В этом случае масло не может эффективно смазывать трущиеся детали, что ведет к их быстрому износу. Кроме того, снижается мощность двигателя и повышается расход топлива. Поэтому в системах охлаждения ДВС имеются устройства, позволяющие ускорить прогрев двигателя при низкой температуре «за бортом».

Какие еще функции может выполнять система охлаждения двигателя?

  1. Для снижения токсичности выхлопа в ДВС с системой рециркуляции отработавших газов система охлаждения уменьшает их температуру перед подачей в цилиндры.
  2. В наддувных ДВС для повышения отдачи снижает температуру сжатого компрессором воздуха перед его подачей в цилиндры.
  3. В температурно нагруженных высокомощных ДВС в систему охлаждения может быть встроен масляный радиатор для предотвращения потери маслом смазывающих свойств.
  4. Обеспечивает работу отопителя салона.

Типы системы охлаждения

Теплообмен между работающим ДВС и атмосферой может выполняться двумя способами:

  1. Напрямую. Такие ДВС называются двигателями воздушного охлаждения. Атмосферный воздух по системе воздуховодов подается к головке блока цилиндров (ГБЦ) и собственно блоку ДВС, которые имеют оребрение для увеличения площади теплообмена. Обеспечить необходимую степень обдува такого ДВС помогает вентилятор, срабатывающий по сигналу датчика. Несомненный плюс воздушной системы охлаждения — простота и надежность. Минус двигателей-«воздушников» — шумность. ДВС с воздушной системой охлаждения на легковых авто перестали устанавливать в конце прошлого века.
  2. Через посредника. В этом качестве выступает охлаждающая жидкость (антифриз), которая циркулирует по каналам внутри ГБЦ и блока ДВС. Жидкостная система имеет гораздо более сложное устройство, но за счет двойных стенок основных охлаждаемых элементов ДВС позволяет существенно снизить шумность двигателя. Сегодня ДВС всех легковых моделей имеют жидкостные системы охлаждения, поэтому более подробно остановимся на их устройстве.

Устройство жидкостной системы охлаждения

Первая задача, которую решает такая система, — максимально быстрый вывод холодного ДВС в режим оптимальной температуры. Для этого используют принцип переключения между контурами охлаждения:

  1. Чаще всего ДВС имеют два круга/контура охлаждения. Малый включает в себя рубашку охлаждения ГБЦ и блока двигателя, термостат, помпу и радиатор отопителя. При достижении температуры 80–90 °С антифриз начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения.
  2. В более совершенных, экологичных ДВС имеются два подконтура системы охлаждения: для ГБЦ и блока. При запуске двигателя «на холодную» содержащийся в подконтуре антифриз не перекачивается и быстрее нагревается, тогда как через температурно нагруженную ГБЦ охлаждающая жидкость сразу же начинает циркулировать и, забрав тепло, поступает в теплообменник отопителя. По мере прогрева такого ДВС подконтуры соединяются, а когда антифриз в объединенной системе достигает рабочей температуры, начинается его циркуляция через радиатор охлаждения.

Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
(Фото: dr1ver. ru)

Теперь поговорим об основных компонентах системы охлаждения ДВС более подробно:

Охлаждающая жидкость (антифриз)

Используемая в качестве переносчика тепла смесь воды и этилен- или пропиленгликоля с температурой замерзания ниже -40 °С и температурой кипения (на уровне моря) +120 °С. Антифриз содержит присадки, которые ограничивают коррозию и препятствуют пенообразованию.

Водяная рубашка

Система каналов для циркуляции антифриза в сильнее всего нагревающихся элементах ДВС: ГБЦ и блоке.

Помпа

Насос, обеспечивающий циркуляцию антифриза в системе охлаждения. Чаще всего помпа приводится от коленвала двигателя, а у некоторых двигателей — от распределительного вала. В конструкции современных ДВС все шире используются электрические помпы. Управляемые электроникой, они включаются по требованию, что позволяет быстрее прогреть остывший двигатель и снизить расход топлива.

Расширительный бачок

Резервуар, компенсирующий расширение антифриза при нагреве. Изготовленный чаще всего из полупрозрачной пластмассы, расширительный бачок также позволяет контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе. Для этого на бачке имеются отметки MIN/MAX.

Расширительный бачок позволяет контролировать уровень охлаждающей жидкости
(Фото: Shutterstock)

Пробка расширительного бачка

Крышка, закрывающая горловину для заливки антифриза. Кроме того, при работе помпы пробка позволяет создать в системе охлаждения избыточное давление, которое отодвигает порог кипения антифриза.

Встроенный в пробку клапан при прогретом двигателе позволяет стравить избыточное давление, способное нарушить герметичность системы, а при выключенном ДВС открывается, чтобы не допустить чрезмерного разрежения в системе. В ряде случаев в крышке для этих целей устанавливают два отдельных клапана, выпускной и впускной. Также существуют модели, у которых бачок с обычной пробкой только компенсирует расширение антифриза при нагреве, а за регулировку давления в системе отвечает снабженная клапаном/клапанами пробка основного радиатора.

Патрубки

Система шлангов, связывающих элементы системы охлаждения ДВС.

Термостат

Управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза открывающий или закрывающий ему путь в радиатор охлаждения.

Радиатор

Устройство для отвода избыточного тепла в атмосферу. Конструктивно радиатор представляет собой два бачка, между которыми размещен набор вертикальных трубок из меди или алюминия для циркуляции нагретого антифриза. Для увеличения площади теплоотдачи трубки соединяются тонкими горизонтальными пластинами.

Радиатор находится в «зоне обстрела» камнями и принимает на себя «душ» из реагентов
(Фото: Shutterstock)

Вентилятор охлаждения радиатора

Предназначен для принудительного охлаждения радиатора в условиях недостаточного естественного обдува. В современных автомобилях используются в основном электрические вентиляторы, которые включаются по требованию и не отбирают постоянно мощность ДВС.

Датчик температуры

Устройство для контроля температуры антифриза и передачи этих данных на приборную панель автомобиля.

Радиатор отопителя

Компактный радиатор, подключенный к выходному патрубку водяной рубашки, устанавливается в салоне и служит для его обогрева.

Неисправности системы охлаждения

Компоненты жидкостной системы охлаждения ДВС достаточно просты, но это не делает их вечными, особенно в условиях постоянного воздействия высоких температур. Какого рода проблемы возникают чаще всего?

  1. С возрастом появляются протечки резиновых шлангов и стянутых хомутами их соединений. Допустимо использование как винтовых, так и проволочных (пружинных) хомутов. Последние лучше справляются со своей задачей: в достаточных пределах компенсируют тепловое расширение патрубков, обеспечивают практически равномерное давление обжима, долговечны. Минусы? Дороговизна, а также необходимость демонтажа патрубков и слива антифриза для установки.
  2. Течь радиатора. Здесь может сказаться не только возраст. Радиатор, как правило, находится в зоне обстрела камнями и принимает на себя душ из антигололедных реагентов. В качестве крайней меры для герметизации теплообменника можно добавить в антифриз сухой горчицы, которая закупорит микротрещины. Однако затем систему охлаждения необходимо тщательно промыть, чтобы горчичные пробки не закупорили каналы, по которым циркулирует антифриз. Тот же эффект наблюдается при использовании специальных герметиков, эффективность которых различается в зависимости от компании-производителя. В любом случае такие составы дают лишь достаточно кратковременный эффект. Это относится и к герметизации радиатора отопителя.
  3. Течь сальника помпы ведет не только к снижению уровня антифриза, но также к «кончине» подшипника насоса, из которого вымывается смазка. Об износе подшипника свидетельствует характерное подвывание.
  4. Клапан термостата зависает в каком-либо крайнем или промежуточном положении. Если клапан постоянно закрыт, то ДВС от неизбежного перегрева грозит выход из строя. Последствия постоянно открытого клапана немногим лучше: интенсивный износ постоянно непрогретого двигателя, увеличенный расход топлива, неработающая печка.
  5. Зависание в каком-либо крайнем положении клапана в крышке расширительного бачка. Открытый клапан не позволит создать в системе избыточное давление, а антифриз закипит при значительно более низких температурах. Намертво закрытый клапан приведет к созданию в системе чрезмерного давления при работающем ДВС, что чревато протечками и даже разрывом патрубков, а то и расширительного бачка. В той же ситуации при остывании выключенного двигателя в системе возникнет разрежение достаточно сильное, чтобы вызывать подсос воздуха через прокладки и различные соединения. Возникшие паровоздушные пробки нарушат циркуляцию антифриза. Не допустить подобного поможет периодический осмотр крышки на наличие грязи, накипи, ржавчины, а также проверка работоспособности клапана на слух. При сжатии клапана должен быть слышен свист, а при отпускании — шипящий звук.

Охлаждающую жидкость меняют раз в пять лет
(Фото: Shutterstock)

Уход за системой охлаждения

Поддерживать систему охлаждения в форме поможет следование простым правилам:

  1. Соблюдать периодичность замены охлаждающей жидкости. Единых нормативов для антифризов, произведенных по различным стандартам, не существует. Но в среднем охлаждающую жидкость, теряющую свои качества в процессе эксплуатации, меняют раз в пять лет.
  2. Регулярно проверять компоненты системы на наличие протечек антифриза.
  3. Контролировать состояние крышки расширительного бачка.
  4. При замене помпы менять и охлаждающую жидкость.
  5. Промывать систему перед заменой охлаждающей жидкости, если ДВС перегревался, а отопитель работал недостаточно эффективно. Эту же процедуру следует провести, если использовалась некачественная охлаждающая жидкость или герметики.

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Система охлаждения двигателя. Как часто менять антифриз и как проводить профилактику системы

15.04.2020

При сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500 °С, а в среднем при работе двигателя составляет около 900 °С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению подшипников и другим неисправностям.

Чтобы этого не происходило, в двигателе необходимо поддерживать определенный тепловой режим. Его обеспечивает система охлаждения. Разбираемся, как она работает, и что будет, если она выйдет из строя.

Воздушная и жидкостная системы охлаждения


Существуют две разновидности систем охлаждения двигателя: воздушная и жидкостная. В современном автотранспорте, как правило, применяют жидкостную систему охлаждения — воздушную же используют в мототехнике и небольших генераторных установках.

Воздушная система охлаждения


Как следует из названия, в такой системе для отвода излишнего тепла от двигателя используется поток воздуха. Это конструктивное решение широко применяли в 60-70-х годах ХХ века такие производители как Fiat, Volkswagen и другие — в том числе, отечественный «Запорожец».

При воздушной системе охлаждения тепловой режим двигателя определяют температурой масла в системе смазки, которая должна находиться в пределах 70-110 °С.

Основные недостатки воздушной системы охлаждения:

  • значительные затраты мощности на привод вентилятора;

  • повышенный уровень шума при работе;

  • ухудшение наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью;

  • воздушные потоки направляются неравномерно — это может привести к локальному перегреву;

  • большая тепловая напряженность отдельных деталей может привести к перегреву двигателя.


Именно поэтому современные производители отдают предпочтение жидкостной системе охлаждения.

Жидкостная система охлаждения


Эту систему охлаждения устанавливают на современные автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Детали двигателя, подвергающиеся нагреву, охлаждаются при помощи жидкости. В отдельных случаях это может быть вода или тосол, но самое распространенное решение — антифриз.

Для предупреждения неполадок обычному автовладельцу достаточно знать несколько ключевых моментов.

Первые признаки неисправности системы охлаждения


 Очевидные признаки неисправности одного из агрегатов системы охлаждения:

  • утечка охлаждающей жидкости;

  • резкий сладковато-едкий запах в салоне автомобиля при включении системы отопления;

  • плохой прогрев двигателя в холодную погоду;

  • перегрев двигателя.


Столкнулись с чем-то из вышеописанного — пора на станцию техобслуживания. Там проведут диагностику и определят неисправный узел.

Что же может пойти не так в работе системы охлаждения?

Сломался термостат


Начнем с неисправности термостата — самой неявной среди очевидных проблем системы охлаждения.

Основная роль термостата — это регулирование циркуляции охлаждающей жидкости по одному из «кругов»: малому, минуя радиатор охлаждения при первоначальном прогреве двигателя, или большому, по достижении его рабочей температуры.

Когда клапан термостата открыт, охлаждающая жидкость движется по большому кругу, когда закрыт — по малому. Обычно эта деталь меняет свое положение в зависимости от температуры двигателя. Сломанный же термостат «заклинивает» в одном из этих двух состояний.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. Но хуже, если Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины.

Если индикатор температуры двигателя неохотно двигается вверх при прогреве либо зашкаливает в красной зоне, вероятнее всего, возникла проблема с термостатом.

Нарушилась герметичность системы охлаждения


Система охлаждения имеет множество патрубков, шлангов, стыковых соединений и уплотнительных прокладок. Каждое из таких соединений может стать брешью в системе — тогда охлаждающая жидкость будет протекать.

Последствия варьируются от траты средств на покупку охлаждающей жидкости «на долив» до перегрева и капитального ремонта двигателя.

Основные причины нарушения герметичности системы охлаждения:

  • эксплуатационный износ деталей;

  • некачественный ремонт;

  • заводской брак.


Увидели под машиной водянистую жидкость, а уровень антифриза в расширительном бачке уменьшается? Нужно искать течь.

Сломалась водяная помпа


Поломка водяной помпы может быть выявлена по схожим с предыдущими неисправностями признакам. Однако такой дефект быстрее других приведёт к печальным последствиям.

Если помпа сломана, охлаждающая жидкость не будет циркулировать по двигателю, регулируя его температуру. Индикатор температуры будет в красной зоне, и даже при самой краткосрочной эксплуатации неизбежен перегрев двигателя.

«На глаз» проблему определить сложно, но некоторые первичные признаки можно обнаружить на плановом техническом осмотре:

  • посторонние шумы из подкапотного пространства;

  • течь охлаждающей жидкости из-под корпуса водяной помпы;

  • повышенная температура двигателя.


Перегрев двигателя — проблема, которая может обернуться самыми печальными последствиями:

  • эмульсия (смешивание) охлаждающей жидкости и моторного масла в результате разрыва прокладки ГБЦ от перегрева;

  • капитальный ремонт цилиндро-поршневой группы, замена коренных и шатунных вкладышей.


Предупредить такие поломки помогает регулярный технический осмотр и своевременная замена узлов.

Как часто нужно менять антифриз в автомобиле


Срок службы антифриза в автомобиле зависит от многих факторов:


  • свойства охлаждающей жидкости


  • исправность системы охлаждения


  • условия эксплуатации авто


  • особенности двигателя авто


  • и др.


 


При нормальных условиях эксплуатации автомобиля антифриз рекомендуется менять 2-3 года или каждые 50000 км пробега.


При этом нужно обращать внимание на состояние жидкости в автомобиле.


Если в бачке с антифризом образовалась пена, появились масляные разводы, цвет поменялся на рыже-бурый или появился черный оттенок, то необходимо заменить антифриз в течение 1-2 недель. Также при появлении таких признаков рекомендуем проверить исправность системы охлаждения.

Профилактика системы охлаждения


Регламент проверки, обслуживания и замены узлов системы охлаждения зависит от производителя и прописан индивидуально под каждый автомобиль в сервисной книжке.


Конкретный пробег или период замены жидкостей и агрегатных узлов нужно уточнять в инструкции по эксплуатации или в сервисной книжке. 


Регулярно осматривайте все узлы системы охлаждения на предмет дефектов. Своевременная замена отслуживших свой срок деталей спасет вас от больших затрат в будущем.

К списку статей

Почему выходит из строя система охлаждения двигателя и как это предотвратить

Упражнения — это занятие, которое может быстро согреть вас. Вы начинаете в медленном темпе, но по мере увеличения интенсивности тренировки ваше тело начинает нагреваться. Ваше сердце быстро перекачивает кровь, ваше лицо краснеет, и вы начинаете потеть. Вы можете бороться с жарой, выпивая воду, чтобы сохранять прохладу и не перегреваться. Как и вы, ваш двигатель начинает работать в холодном состоянии, но когда он начинает двигаться, он начинает выделять много тепла и, как и вам, нуждается в воде для охлаждения. Но вода воздействует на металлические детали двигателя, вызывая ржавчину и другие повреждения. Таким образом, охлаждающая жидкость, также известная как антифриз, была введена, чтобы помочь предотвратить замерзание воды в двигателе зимой и в то же время защитить его с помощью смазочных материалов. Неисправность системы охлаждения может привести к серьезному и необратимому повреждению двигателя. Узнайте, как работает система охлаждения двигателя вашего автомобиля, почему это важно и что происходит, когда она выходит из строя, из наших ответов на распространенные вопросы о системе охлаждения двигателя.

Как работает система охлаждения двигателя?

Система охлаждения состоит из нескольких компонентов и каналов в блоке цилиндров и головках, которые предназначены для охлаждения двигателя. Эти компоненты включают:

  • Водяной насос – для циркуляции охлаждающей жидкости
  • Термостат – для регулирования температуры охлаждающей жидкости 
  • Радиатор – для охлаждения охлаждающей жидкости
  • Крышка радиатора – для контроля давления в системе и повышения точки кипения воды за счет повышенного давления
  • Шланги – для подачи охлаждающей жидкости от двигателя к радиатору и обратно, а также к системе отопления для прогрева салона автомобиля при необходимости.

Система охлаждения представляет собой систему под давлением, управляемую крышкой радиатора, которая предназначена для сброса давления по мере необходимости. По мере того, как охлаждающая жидкость течет по двигателю, она притягивает тепло от двигателя. Затем теплая жидкость проходит через резиновый шланг к радиатору в передней части автомобиля. Протекая через ребра радиатора, горячая жидкость охлаждается потоком воздуха, поступающим в двигатель от решетки радиатора автомобиля и вентиляторов охлаждения. После охлаждения процесс начинается снова, возвращаясь к двигателю для поглощения тепла. Термостат, расположенный между радиатором и двигателем, обеспечивает поддержание температуры охлаждающей жидкости ниже определенного значения. Если температура охлаждающей жидкости падает ниже определенной температуры, термостат перекрывает проход, перекрывающий поступление охлаждающей жидкости к радиатору, и направляет ее обратно в двигатель. Как только температура вернется к заданной температуре, термостат снова откроет клапан, позволяющий охлаждающей жидкости течь к радиатору.

Что вызывает перегрев автомобиля?

Большинство проблем, связанных с перегревом, связаны с каким-либо препятствием или неисправностью, которая препятствует прохождению охлаждающей жидкости к радиатору для выделения тепла. Эта проблема может быть вызвана неисправным термостатом, препятствием в радиаторе, неисправностью вентилятора или водяного насоса, что препятствует протеканию охлаждающей жидкости и рассеиванию тепла, как предполагалось.

Как узнать, вышла ли из строя система охлаждения моего автомобиля?

Когда что-то в системе охлаждения не так, ваша первая подсказка будет прямо у вас под носом. Стрелка на датчике температуры начнет подниматься с импульсом. Может загореться индикатор проверки двигателя, и если вы не остановились в этот момент и не выключили двигатель, из-под капота начнет выходить дым.

Как перегрев повреждает двигатель?

Перегрев — одна из худших вещей, которые могут случиться с вашим двигателем. Когда стрелка поднимается, а указатель температуры начинает нагреваться, есть несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы предотвратить перегрев автомобиля. Если вам не удастся предотвратить перегрев, вы рискуете навсегда повредить двигатель. К наиболее частым повреждениям двигателя относятся:

  • Повреждение прокладок головки блока цилиндров – Перегрев повреждает уплотнения между головкой блока цилиндров и двигателем.
  • Трещины в блоке цилиндров — Перегрев может привести к поломке блока цилиндров, который не подлежит ремонту, или, если он поддается ремонту, приведет к дорогостоящему ремонту.
  • Обожженные поршни – Перегрев может привести к прогоранию и расплавлению отверстий в верхней части поршней. Добраться до поршней сложно, и для их обнаружения требуется разборка двигателя.
  • Заклинивший двигатель — Громкий удар — это звук двигателя, когда он выключается и перестает работать. Когда это происходит, замена часто является единственным решением.

Как защитить двигатель от перегрева?

Охлаждающая жидкость является героем защиты двигателя от перегрева. Двигатель без охлаждающей жидкости может привести к срабатыванию индикатора проверки двигателя или указателя температуры, остановке двигателя для предотвращения каких-либо повреждений или, если вы продолжите движение при перегреве, к серьезному повреждению двигателя. Вы можете предотвратить перегрев двигателя, часто проверяя уровень охлаждающей жидкости (особенно в летние месяцы) и промывая охлаждающую жидкость каждые 30 000 миль.

Если вы подозреваете наличие других проблем в вашей системе охлаждения, обратитесь к доверенному специалисту для выполнения следующих действий:

  • Найдите утечки в радиаторе, блоке цилиндров, водяном насосе или шлангах
  • Осмотрите ребра радиатора или вентилятор охлаждения на наличие засоров
  • Осмотрите крышку радиатора и/или уплотнение
  • Осмотр водяного насоса и поликлинового ремня

система охлаждения

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя предназначена для отвода избыточного тепла от двигателя, поддержания его работы при наиболее эффективной температуре и доведения двигателя до правильную температуру как можно скорее после запуска. В идеале система охлаждения поддерживает работу двигателя при наиболее эффективной температуре независимо от условий эксплуатации.

При сгорании топлива в двигателе около одной трети энергии топлива преобразуется в мощность. Еще треть уходит в выхлопную трубу неиспользованной, а оставшаяся треть становится тепловой энергией.

Любому двигателю внутреннего сгорания необходима система охлаждения. Если бы не было системы охлаждения, детали плавились бы от тепла горящего топлива, а поршни расширялись бы настолько, что не могли двигаться в цилиндрах (так называемое «заедание»).

Система охлаждения двигателя с водяным охлаждением состоит из: водяной рубашки двигателя, термостата, водяного насоса, радиатора и крышки радиатора, вентилятора охлаждения (электрического или с ременным приводом), шлангов, радиатора отопителя и обычно расширительный (переливной) бачок.

Двигатели, работающие на топливе, выделяют огромное количество тепла; температура может достигать 4000 градусов по Фаренгейту, когда горит воздушно-топливная смесь. Однако нормальная рабочая температура составляет около 2000 градусов по Фаренгейту. Система охлаждения отводит около трети тепла, выделяемого в камере сгорания.

Выхлопная система отводит большую часть тепла, но детали двигателя, такие как стенки цилиндров, поршни и головка цилиндров, поглощают большое количество тепла. Если часть двигателя становится слишком горячей, масляная пленка не может ее защитить. Недостаток смазки может испортить двигатель.

С другой стороны, если двигатель работает при слишком низкой температуре, он неэффективен, масло загрязняется (добавляя износ и уменьшая мощность), образуются отложения, расход топлива снижается, не говоря уже о выбросах выхлопных газов! По этим причинам система охлаждения спроектирована таким образом, чтобы оставаться в стороне до тех пор, пока двигатель не прогреется.

Существует два типа систем охлаждения; жидкостное охлаждение и воздушное охлаждение. Большинство автомобильных двигателей охлаждаются по жидкостному типу; воздушное охлаждение чаще используется для самолетов, мотоциклов и газонокосилок.

Двигатели с жидкостным охлаждением имеют каналы для жидкости или охлаждающей жидкости через блок цилиндров и головку. Охлаждающая жидкость должна иметь непрямой контакт с такими деталями двигателя, как камера сгорания, стенки цилиндров, седла и направляющие клапанов. Проходя через каналы в двигателе охлаждающая жидкость нагревается (она поглощает тепло от деталей двигателя), а проходя через радиатор охлаждает ее. После того, как радиатор снова «остыл», охлаждающая жидкость возвращается через двигатель. Этот процесс продолжается до тех пор, пока работает двигатель, при этом охлаждающая жидкость поглощает и отводит тепло двигателя, а радиатор охлаждает охлаждающую жидкость.

Тестер давления в системе охлаждения используется для проверки давления в системе охлаждения, что позволяет механику определить наличие в системе медленных утечек. Затем утечку можно найти и устранить до того, как она вызовет серьезную проблему.

Сердцевина нагревателя

Сердцевина нагревателя представляет собой уменьшенную версию радиатора, которая используется для согрева пальцев ног, когда на улице холодно.