Содержание
Коробки передач семейства двигатель ЯМЗ-238М
Основные модели коробок передач ЯМЗ 238
Модель коробки передач
|
Предприятие изготовитель
|
Предприятие потребитель
|
236М
|
МАЗ
| |
238К
|
ОАО «Автодизель»
|
КрАЗ
|
238У
|
УралАЗ
| |
238Л
|
ЗИЛ
| |
238ВМ
|
МАЗ
| |
238ВК
|
ОАО «ТМЗ»
|
КрАЗ
|
238ВУ
|
УралАЗ
| |
238ВЛ
|
ЗИЛ
|
Предупреждение
Исправная работа коробки передач и срок ее службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящей инструкцией.
Применение смазочных материалов, не указанных в настоящей инструкции, не разрешается (см. раздел 5 дополнения).
Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускается включение низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 35 км/час.
Соблюдать правила буксировки автомобиля.
Характеристики коробки передач
Коробка передач ЯМЗ-238М механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки
передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.
Коробки передач ЯМЗ-238К, ЯМЗ-238У, ЯМЗ-238Л отличаются от коробки передач ЯМЗ-238М наличием наконечника рычага переключения передач. В коробке передач ЯМЗ-238У, кроме того, отсутствуют детали привода спидометра, а коробка передач ЯМЗ-238Л комплектуется электропневмоклапаном блокировки рассчитанным на напряжение 12В.
Коробки передач производства ОАО «ТМЗ» (обозначаются буквой «В» в маркировке) отличаются от коробок передач производства ОАО «Автодизель» материалом картера демультипликатора (алюминиевый сплав и чугун соответственно), наличием дополнительной детали — опора штока переключения демультипликатора и изменено расположение включателя сигнализатора переключения демультипликатора.
Передаточные числа коробки передач
Передача
|
Передача в основной коробке
|
Диапазон в демультипликаторе
|
Передаточное число
|
1
|
1
|
Низший
|
7,30
|
2
|
2
|
Низший
|
4,86
|
3
|
3
|
Низший
|
3,50
|
4
|
4
|
Низший
|
2,48
|
5
|
1
|
Высший
|
2,09
|
6
|
2
|
Высший
|
1,39
|
7
|
3
|
Высший
|
1,00
|
8
|
4
|
Высший
|
0,71
|
Задний ход
|
Задний ход
|
Низший
|
10,49
|
Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25-30 км/час.
Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости на 3,5.
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора. Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного также может использоваться контрольное отверстие.
Рис. 8. Схема положений рычага переключения передач
Примечания:
1. При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.
2. При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.
Рис. 9. Продольный разрез коробки передач.
1 — картер сцепления; 2 — прокладки регулировочные первичного вала; 3 — сапун картера; 4 — вал вторичный; 5 — сапун воздухораспределителя; 6 — воздухораспределитель; 7 — кольцо центрирующее; 8 — муфта включения низшего диапазона; 9 — болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 — включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 — прокладки регулировочные вторичного вала; 12 — сателлиты; 13 — вилка переключения демультипликатора; 14-цилиндр переключения демультипликатора, 15 — муфта включения высшего диапазона; 16 — датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 — регулировочные прокладки выходного нала; 18 — болт крепления в фланца выходного вала, 19 — вал выходной; 20 — кольцо упорное солнечной шестерни; 21 — картер демультипликатора; 22 — коронная шестерня; 23 — солнечная шестерня; 24 — проставка; 25 — крышка заборника насоса с сеткой; 26 — пробка сливная с магнитом; 27 — шестерни отбора мощности; 26 — картер основной коробки; 29 — вал промежуточный; 30 — насос масляный; 31 вал первичный.
Эксплуатация коробки передач
Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производите перемещением рычага переключения в соответствующее положение (Рис. 8).
Для переключения с четвертой на пятую передачу переместите кнопку переключения демультипликатора в положение включения высшего диапазона при включенной четвертой передаче в основной коробке передач (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля). Затем переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Задержите пока не погаснет лампа сигнализатора и включите пятую передачу.
Для перехода с пятой на четвертую передачу переместите кнопку переключения демультипликатора на включение низшею диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач переведите в нейтральное положение, задержите, пока не погаснет лампа сигнализатора, к включите четвертую передачу в основной коробке.
В момент перехода рычага переключения передач через нейтральное положение происходит автоматическое переключение диапазонов в демультипликаторе. Затухание сигнальной лампы свидетельствует о завершении процесса переключения диапазонов.
Внимание! Трогание груженого автомобиля с места производится на первой передаче. Трогание на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля. Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.
Правила буксировки автомобиля
Буксировку автомобиля с неработающим двигателем при выключенных передачах в коробке передач допускается производить на расстояние не более 20 км и только при включенном высшем диапазоне в демультипликаторе со скоростью не более 30 км/час.
Буксировку автомобиля на большее расстояние следует производить одним из следующих способов:
1. С отсоединенным карданным валом.
2. Установить орган управления раздаточной коробкой автомобиля в нейтральное положение, е ли это не запрещено инструкцией по эксплуатации автомобиля.
3. Включить седьмую передачу и выключить сцепление, Буксировка автомобиля с нарушением изложенных правил,
может привести к выходу из строя коробки передач.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание после обкатки автомобиля
После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
1. Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
2. Проверить работу узлов АСБП. Низший диапазон в коробке передач не должен включаться при скорости транспортного средства соответствующей частоте вращении.
выходного более 1000 мин-1.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
1 Выполнить все операции первого технического обслуживания.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля (если опора предусмотрена конструкцией автомобиля).
3. Наполнить смазкой муфту выключения сцепления до появлении смазки в зазоре между втулкой подшипника и отражательной шайбой.
4. Смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем по 2 хода.
Дополнительно через одно ТО-2
5. Сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита.
При отсутствии системы регламентированного технического обслуживания автомобилей смену масла производите о зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
— автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более через 50 тыс.км;
— автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местностьили жаркий, сухой климатический район и т. п.) — через 30-40 тыс. км.
Масло из коробки передач сливайте сразу после работы в горячем состоянии. Промывку картера производите жидкими индустриальными маслами, например И-12А или И-20А ГОСТ 20799-88. Запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином во избежание отказа в работе масляного насоса.
6. Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки № 158 по ТУ 38.101.320-77. Допускается применение Литола 24).
7. Произвести очистку и смазку манжет поршня и стенок цилиндра переключения демультипликатора.
Рис. 10. Регулировка осевого люфта первичного вала:
1 — уплотнительная прокладка; 2 — прокладки регулировочные
Замерить размер «А» глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки с точностью до 0,1 мм (рис. 10).
Замерить размер «Б» от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном до упора подшипнике с точностью до 0,1 мм.
Подобрать суммарную номинальную толщину регулировочных прокладок 8 из условия:
5 = [А-Б-(0,2…0,3)]мм
Рис. 11. Регулировка осевого люфта вторичного вала:
1 — кольцо центрирующее; 2 — прокладке уплотнительная; 3 — проставка; 4 — кольцо пружинное: 5 — регулировочные прокладки; 6 — зубчатая муфта
Особенности сборки коробки передач
Перед установкой демультипликатора с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.
При установке крышки подшипника первичного вала (рис. 10), демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рис.11), крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора (рис. 12) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:
Замерить размер «А» (рис. 11) от торца наружного кольца-подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центрирующему кольцу.
Замерить размер «Б» глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и прокладки с точностью до 0,1 мм.
Подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок
6 из условия:
S=[Б-А-(0,2…0,3)] мм
Замерить размер «В» (рис. 12) от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.
Замерить размер «Г» от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.
Подобрать суммарную номинальную толщину регулировочных прокладок 5 из условия:
S=[Г-В-(0,15…0,2)]мм
Рис. 12. Регулировка осевого люфта выходного вала:
1 — уплотнительная прокладка; 2 — упорное кольцо; 3 — регулировочные прокладки
Рис. 13. Последовательность затяжки болтов крепления картера демультипликатора:
1 электромагнит; 2 — пневмоцилиндр; 3 — оси вилки переключения демультипликатора; 4 — воздухораспределитель; 5 — выходной фланец, 6 — заливная пробка
При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечить разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:
1. Включить высший диапазон в демультипликаторе, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8-8,5 кгс/см2) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли а полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть и фланец кропления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки
2. Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивление провороту). Повторить операцию несколько раз убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головкибота.
3. Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая в этом положении застопорить контргайкой затянув ее крутящим моментом 137-156 Н•м (14-16 кгс•м). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360?.
Затяжку болтов крепления картера демультипликатора производит в два приема (см. таблицу «Моменты затяжки») Последовательность затяжки согласно рис. 13
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач
|
137-15704-16)
|
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12
|
70-80(7-8)
|
Болты креплений проставки к картеру основной коробки
|
123-157(12,5-16)
|
Болты креплений картера демультипликатора к проставке
| |
предварительная затяжка
|
20-30(2-3)
|
окончательная затяжка
|
79-98(8-10)
|
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки
|
35-49 (3,6-5)
|
Оси вилки переключения демультипликатора
|
118-128(12-13)
|
Болты крепления крышки первичного вала
|
23,5-35(2,4-3,6)
|
Болты креплений муфты зубчатой низшею диапазона к проставке
|
49-55(5-5,6)
|
Болт крепления фланца выходного вала
|
431-490(44-50)
|
Внимание! Неправильная регулировка вызывает перегрузку сухарей вилки включения диапазонов, что приводит к быстрому их разрушению.
4. Установку демультипликатора на коробку передач производить при вертикальном положении осей валов основной коробки передач. Выходной вал демультипликатора должен проворачиваться от руки при любом включенном диапазоне и выключенных передачах в основной коробке.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений. Н•м (кгс•м)
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения
Неисправность
|
Способ устранения
|
Затрудненное переключение передач
| |
Неполное выключение сцеплений (сцепление «ведет»)
|
Отрегулировать свободный ход педали сцепления или, если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, заменить поврежденные детали
|
Износ или повреждение синхронизатора
|
Заменить неисправный синхронизатор
|
Повреждены зубья зубчатых муфт
|
Заменить поврежденные детали
|
Повышенный шум при работе коробки передач
| |
Недостаточно масла в коробке передач
|
Залить масло до уровня контрольного отверстия
|
Износ подшипников валов коробки передач
|
Заменить неисправные подшипники
|
Повышенный износ зубьев шестерен
|
Заменить изношенные шестерни
|
Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля
| |
Неравномерный износ зубьев зубчатых муфт
|
Заменить неисправные детали
|
Повышенный износ подшипников валов коробки передач
|
Заменить неисправные подшипники
|
Неисправности фиксаторов штоков механизма переключения передач
|
Заменить неисправные детали
|
Самопроизвольное выключение диапазонов в демультипликаторе
| |
Поступление сжатого воздуха а полость цилиндре, противоположную включенной передаче
|
Заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускного клапана воздухораспределителя
|
Повышенный износ сухарей вилки
|
Заменить сухари и отрегулировать ход штока
|
Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага основной коробки. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя
| |
Износ резины впускного клапана
|
Заменить изношенный клапан
|
Поломка пружины впускного клапана
|
Заманить неисправную пружину
|
Износ уплотнительного кольца впускного клапана
|
Заменить уплотнительное кольцо
|
Неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу
|
Заменить неисправные детали
|
Заедание впускного клапана в отжатом положении
|
Очистить и смазать стержень впускного клапана, при необходимости отполируйте
|
Износ или затвердение манжет поршня рабочего цилиндра
|
Заменить манжеты поршня
|
Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки
| |
Повреждение мембраны воздухораспределителя
|
Заменить поврежденную мембрану
|
Износ или затвердение уплотнительных колец рабочего цилиндра в отверстии под шток вилки переключения
|
Заменить уплотнительное кольцо
|
Коробки передач МАЗ в Миассе: 613-товаров: бесплатная доставка, скидка-31% [перейти]
Партнерская программаПомощь
Миасс
Каталог
Каталог Товаров
Одежда и обувь
Одежда и обувь
Стройматериалы
Стройматериалы
Текстиль и кожа
Текстиль и кожа
Здоровье и красота
Здоровье и красота
Детские товары
Детские товары
Продукты и напитки
Продукты и напитки
Электротехника
Электротехника
Дом и сад
Дом и сад
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство
Мебель и интерьер
Мебель и интерьер
Промышленность
Промышленность
Все категории
ВходИзбранное
24 547
Коробка маз отбора мощности оао маз — арт. 64228-4202010 Производитель: МАЗ
ПОДРОБНЕЕ
Вал первичный КПП 236Н-1701027 Б(МАЗ.краз) Производитель: МАЗ, Назначение: вала первичного КПП
ПОДРОБНЕЕ
Вал КПП ЗИЛ-433360,ПАЗ-4230,МАЗ-4370 первичный скоростной z=24 Тип: вал, Назначение: КПП, Модель
ПОДРОБНЕЕ
Вал КПП ЗИЛ-433360,ПАЗ-4230,МАЗ-4370 первичный z= 22 Производитель: МАЗ, Назначение: вала КПП,
ПОДРОБНЕЕ
46 000
Коробка переключения передач ПАЗ-3206, 4230, 4234, 32053, МАЗ-4370 скоростная Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
82 600
Коробка передач КПП ЯМЗ, 236П-1700004 Производитель: ЯМЗ, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
199 000
КПП 12JS160TA Шакман 12 ступка Производитель: JS
ПОДРОБНЕЕ
340 000
Коробка передач 2BS315A Назначение: КПП, Модель автомобиля: BMW 3 series
ПОДРОБНЕЕ
573 415
2393.1700025-20 — Коробка передач ЯМЗ-2393-20 Тип: синхронизатор, Производитель: ЯМЗ, Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
2,2-70*92*10-1 Сальник вторичного вала коробки передач 210-1701210-А для а/м МАЗ, краз,375-2402052-07 урал ГОСТ 8752-79 (ЧзРТД)
ПОДРОБНЕЕ
Чехол для рычага КПП МАЗ Тип: накладка на ручку КПП, ручка КПП, чехол на рычаг КПП, Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
124 536
236П-1700004 Коробка передач (МАЗ) Производитель: МАЗ, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
Рычаг коробки передач МАЗ-64229 — KR арт. 1830 Тип: рычаг, Производитель: KR, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
Запчасти МТЗ AMZ Втулка р/вала задняя Д-243, Д-245, МТЗ-82, ГАЗ, ПАЗ, МАЗ, ЗиЛ (А) 240-1002068 / 240-1002068-А
ПОДРОБНЕЕ
43708 ступенчатая с делителем500 схема переключения передачу9 ступенчатая с делителем устройство
Рычаг переключения передач МАЗ-5551,5336 в сборе спецмаш Тип: рычаг, Производитель: Спецмаш,
ПОДРОБНЕЕ
Хвостовик автоштамп ПКФ Хвостовик МАЗ КПП под механизм 64227-1703325 (АШ) Тип: КПП, Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
Хвостовик автоштамп ПКФ Хвостовик МАЗ КПП под механизм 5551-1703325 (АШ) Тип: КПП, Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
97 090
КПП МАЗ-4370 дв.ММЗ Д245.30Е2 (вал первичный 24 зуба) спецтехориентир № Тип: вал, Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
13 570
Рычаг переключения передач МАЗ-5440А9,6430А9 в сборе ОАО МАЗ Тип: рычаг, Производитель: МАЗ,
ПОДРОБНЕЕ
Механизм переключения передач МАЗ (озаа) Тип: механизм переключения передач, Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
20 528
Комплект сцепл. в сб. для КАМАЗ-6520, МАЗ-6312, 5440 (КПП ZF) (корз 71566+диск 71441+муфта 71642) ТА
ПОДРОБНЕЕ
37 968
Вал КПП ЗИЛ-433360,ПАЗ-4230,МАЗ-4370 вторичный в сборе (скоростной) полимикс СААЗ Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
Ключ гайки КПП МАЗ Car-Tool CT-U0904 Производитель: Car-tool
ПОДРОБНЕЕ
89 000
Коробка переключения передач 3206-1700004-10 (Д245 ЗИЛ/ПАЗ/МАЗ) Производитель: СААЗ Комплект,
ПОДРОБНЕЕ
360 392
239-20 Коробка передач 9-ступенчатая Производитель: ЯМЗ, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
10 921
Механизм переключения передач МАЗ (MAZ) — Maz арт. 533742-1703325 Тип: подшипник, Производитель:
ПОДРОБНЕЕ
25 870
Корзина сцепления маз 5516 (кпп-zf-16s-221 дв. deutz Trialli FS1202 Astra: 114300. Bova: 193853 20257128 257128. Daf:
ПОДРОБНЕЕ
42 096
ЯМЗ Маховик 1-дисковое сцепление МАЗ,урал ОАО Автодизель 132зуб. но ЯМЗ-236, Тип: маховик,
ПОДРОБНЕЕ
35 785
Коробка отбора мощности КОМ ZF S5-42/7,55 для КАМАЗ, МАЗ, Mercedes, Volvo, MAN, DAF, IVECO, Renault, Ford — A. M.P hydraulic арт. CTM339AC1
ПОДРОБНЕЕ
-31%
762
1110
42205 (NJ205) Подшипник роликовый радиальный 25х52х15/Коробка передач ВАЗ 2108-12 ОКА Масляный насос МАЗ
ПОДРОБНЕЕ
Балка МАЗ КПП задней опоры (КПП Китай) ОАО МАЗ Тип: опора, Производитель: МАЗ, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
13 420
Генератор МАЗ,краз,урал дв.ЯМЗ-236,238 28В 50А(45 7371 0528) автодизель Производитель: ЯМЗ,
ПОДРОБНЕЕ
22 050
Турбокомпрессор ЯМЗ-7511 (урал, МАЗ, краз), ЯМЗ-238НД3,-НД4,-НД5 (Кировец К-700А, К-744А, К-744Р1) (ан.
ПОДРОБНЕЕ
Ключ гайки КПП МАЗ Car-Tool CT-U0904 Тип: съемник, Производитель: Car-tool
ПОДРОБНЕЕ
2,2-70*92*10-2 Сальник вторичного вала коробки передач 210-1701210-А для а/м МАЗ, краз,375-2402052-07 урал (ЯРТИ)
ПОДРОБНЕЕ
2,2-70*92*10*10 Сальник вторичного вала коробки передач в сборе (акрилатная резина) 210-1701210-А для а/м МАЗ, краз,375-2402052-07 урал (ягрти)
ПОДРОБНЕЕ
49 900
Коробка переключения передач КПП ПАЗ-32053, 3206, 4230, МАЗ-4370 скоростная Тип: вал, Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
Рычаг переключения передач МАЗ-5551,4370 ОАО МАЗ Тип: рычаг, Производитель: МАЗ, Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
Тяга МАЗ-64302 выбора передач КПП (325мм) в сборе ОАО МАЗ Тип: тяга, Производитель: МАЗ,
ПОДРОБНЕЕ
Воздухораспределитель КПП МАЗ (китайская КПП) Тип: воздухораспределитель, Производитель: МАЗ,
ПОДРОБНЕЕ
Вал КПП ЗИЛ-433360,ПАЗ-3205,МАЗ-4370 первичный z=22 в сборе полимикс СААЗ Производитель: Полимикс,
ПОДРОБНЕЕ
Автозапчасти МАЗ ОАО 4370-1703410, Рычаг переключения передач МАЗ-5551,4370 ОАО МАЗ Тип: рычаг,
ПОДРОБНЕЕ
Автозапчасти NO NAME 320570-1701030-10, Вал КПП ЗИЛ-433360,ПАЗ- 4230,МАЗ-4370 первичный скоростной z=24
ПОДРОБНЕЕ
124 536
236П-1700004 Коробка передач (МАЗ) Производитель: МАЗ, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
575 873
2393. 1700025-150 — Коробка передач ЯМЗ-2393-150 Тип: синхронизатор, Производитель: ЯМЗ, Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
568 500
КПП ЯМЗ-239 с демультипликатором автодизель № Производитель: ЯМЗ, Назначение: КПП
ПОДРОБНЕЕ
Механизм промежуточный КПП ( в сборе ) МАЗ Тип: механизм промежуточный, Производитель: МАЗ,
ПОДРОБНЕЕ
43 500
Передача карданная Маз-4370 (короткая) -2230мм. Тип: раздаточная коробка, Назначение: КПП, Модель
ПОДРОБНЕЕ
187 500
КПП ЯМЗ-236 МАЗ (1 дисковое сцепление, вал 50.5мм) автодизель № Тип: КПП, Производитель: ЯМЗ,
ПОДРОБНЕЕ
ООО «ТрансМаш» г. Тюмень Рубин Диск ведомый КАМАЗ 4308 ; 43253 с дв. Cummins 4 ISBe-185 КПП ZF 6S-700; МАЗ-4370 (Зубренок) дв.Д-245.30Е2 КПП СААЗ-695Д; кавз дв.EQB140-20 КПП ZF 5S-6
ПОДРОБНЕЕ
Тяга МАЗ-5336 выбора передач КПП (L=155) в сборе ОАО МАЗ Тип: тяга, Производитель: МАЗ, Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
Рычаг переключения передач МАЗ-5551,4370 ОАО МАЗ Тип: рычаг, Производитель: МАЗ, Назначение:
ПОДРОБНЕЕ
23 000
М-403 Стенд для разборки-сборки ТНВД МАЗ(ЯМЗ) Тип: стенд, Производитель: МАЗ
ПОДРОБНЕЕ
Ремкомплект набор прокладок КПП 12JS (12 ступенчатая коробка передач) FAST GEAR (фастгир) 12JS160, 12JS180, 12JS200, 12JS240, 12JSD200
ПОДРОБНЕЕ
42 362
Коробка отбора мощности КОМ ZF S5-42/4,65 42/4,65 для КАМАЗ, МАЗ, Mercedes, Volvo, MAN, DAF, IVECO, Renault, Ford — A. M.P hydraulic арт. CTM338AC1
ПОДРОБНЕЕ
Тяга Коробки Передач Маз Длинная Czdp 1Шт DZC 64221703490 merchantCountBpg2: 0, cashback: 1,
ПОДРОБНЕЕ
2 страница из 19
Коробки передач МАЗ
Руководство пользователя контроллеров GuardLogix
, 1756-UM020I-EN-P
%PDF-1.4
%
5857 0 объект
>
эндообъект
5854 0 объект
>поток
приложение/pdf
Руководство пользователя контроллеров GuardLogix
2012-07-31T10:58:32ZFrameMaker 8.02012-08-03T11:30:43-05:002012-08-03T11:30:43-05:00Acrobat Distiller 10.1.3 (Windows)»1756-L61S, 1756-L62S, 175 6-L63S, 1756-LSP, 1756-L71S, 1756-L72S, 1756-L73S, 1756-L73SXT, 1756-L7SP, 1756-L7SPXT, GuardLogix, встроенная безопасность»uuid:5b008faa-5188-474f-b9be-01ade72c90e7uuid:31a427d8-fae8-4826-84fb-4d28a67dc30c
конечный поток
эндообъект
5860 0 объект
>
эндообъект
5896 0 объект
>
эндообъект
5829 0 объект
>
эндообъект
5831 0 объект
>
эндообъект
5858 0 объект
[5859 0 Р]
эндообъект
5859 0 объект
Как работает механическая коробка передач в автомобилях
Добро пожаловать обратно в Gearhead 101 — серию статей об основах работы автомобилей для новичков в автомобилестроении.
Поскольку вы читали «Искусство мужественности», вы знаете, как управлять коробкой передач. Но знаете ли вы, что происходит под капотом всякий раз, когда вы переключаете передачу?
Нет?
Что ж, сегодня твой счастливый день!
В этом выпуске Gearhead 101 мы подробно рассмотрим, как работает механическая коробка передач. К тому времени, когда вы закончите читать эту статью, у вас должно быть общее представление об этой жизненно важной части трансмиссии вашего автомобиля.
Засучим рукава и приступим.
Примечание. Прежде чем вы прочтете, как работает трансмиссия, я настоятельно рекомендую ознакомиться с нашими Gearhead 101, чтобы узнать все тонкости двигателей и трансмиссий.
Что делают коробки передач
Прежде чем мы углубимся в особенности работы механической коробки передач, давайте поговорим о том, что вообще делают коробки передач.
Как обсуждалось в нашем учебнике по работе автомобильного двигателя, двигатель вашего автомобиля создает мощность вращения. Чтобы двигать машину, нам нужно передать эту мощность вращения колесам. Это то, что делает трансмиссия автомобиля, частью которой является трансмиссия.
Но есть пара проблем с мощностью двигателя внутреннего сгорания. Во-первых, он обеспечивает полезную мощность или крутящий момент только в определенном диапазоне частоты вращения двигателя (этот диапазон называется диапазоном мощности двигателя). Двигайтесь слишком медленно или слишком быстро, и вы не получите оптимального крутящего момента, чтобы заставить машину двигаться. Во-вторых, автомобилям часто требуется больший или меньший крутящий момент, чем тот, который двигатель может оптимально обеспечить в своем диапазоне мощности.
Чтобы понять вторую проблему, нужно понять первую проблему. И чтобы понять первую проблему, нужно понимать разницу между двигателем скорость и двигателем момент .
Частота вращения двигателя — скорость вращения коленчатого вала двигателя. Измеряется в оборотах в минуту (об/мин).
Крутящий момент двигателя показывает, какое крутящее усилие двигатель создает на своем валу при определенной скорости вращения.
Автомеханик привел эту красивую аналогию, чтобы понять разницу между частотой вращения двигателя и крутящим моментом двигателя:
Представьте, что вы двигатель и пытаетесь забить гвоздь в стену:
Скорость = сколько раз вы попадаете в шляпку гвоздя в минуту.
Крутящий момент = Насколько сильно вы каждый раз попадаете в цель.
Вспомните, когда вы в последний раз забивали гвозди. Если вы били очень быстро, вы, вероятно, заметили, что не забиваете гвоздь с большой силой. Более того, вы, вероятно, утомились от такого количества безумных раскачиваний.
И наоборот, если вы выжидаете время между каждым замахом, но следите за тем, чтобы каждый замах был максимально сильным, вы бы забивали гвоздь с меньшим количеством замахов, но это может занять у вас немного больше времени, потому что вы не замахиваетесь в постоянном темпе.
В идеале вы должны найти такой темп удара молотком, который позволит вам ударять по шляпке гвоздя несколько раз с хорошей силой при каждом взмахе, не утомляя себя. Не слишком быстро, не слишком медленно, но просто правильно.
Мы хотим, чтобы двигатель нашего автомобиля делал то же самое. Мы хотим, чтобы он вращался со скоростью, которая позволяет ему создавать необходимый крутящий момент, не работая так усердно, чтобы он сам себя разрушил. Нам нужно, чтобы двигатель оставался в своем диапазоне мощности.
Если двигатель вращается ниже своего диапазона мощности, у вас не будет крутящего момента, необходимого для движения автомобиля вперед. Если он превышает свой диапазон мощности, крутящий момент начинает падать, и ваш двигатель начинает звучать так, как будто он вот-вот сломается из-за нагрузки (что-то вроде того, что происходит, когда вы пытаетесь бить молотком слишком быстро — вы попадаете в гвоздь с меньшей мощностью и очень, очень устаете). Если вы крутите двигатель до тех пор, пока тахометр не станет красным, вы интуитивно понимаете эту концепцию. Ваш двигатель звучит так, будто вот-вот заглохнет, но вы не двигаетесь быстрее.
Хорошо, значит, вы понимаете необходимость поддерживать транспортное средство в рабочем диапазоне мощности, чтобы оно работало эффективно.
Но это подводит нас ко второй проблеме: автомобилям требуется больший или меньший крутящий момент в определенных ситуациях.
Например, когда вы заводите автомобиль на месте, вам нужна большая мощность или крутящий момент, чтобы заставить автомобиль двигаться. Если вы нажмете педаль газа в пол, вы заставите коленчатый вал двигателя вращаться очень быстро, в результате чего двигатель выйдет далеко за пределы своего диапазона мощности и, возможно, разрушится в процессе. И самое интересное, что вы даже не будете двигать машину так сильно, потому что крутящий момент двигателя падает, когда он выходит за пределы своего диапазона мощности. В этой ситуации нам нужно намного больше крутящего момента, но чтобы получить его, мы должны пожертвовать скоростью.
Хорошо, а что, если просто чуть-чуть нажать на газ? Ну, это, вероятно, не заставит двигатель вращаться достаточно быстро, чтобы войти в свой диапазон мощности, в первую очередь, чтобы он мог обеспечить крутящий момент, чтобы заставить автомобиль двигаться.
Давайте рассмотрим другой сценарий. Допустим, ваша машина движется очень быстро, например, когда вы едете по автостраде. Вам не нужно передавать столько мощности от двигателя к колесам, потому что автомобиль и так движется в быстром темпе. Чистый импульс делает большую работу. Таким образом, вы можете позволить двигателю вращаться на более высокой скорости, не беспокоясь о количестве мощности, передаваемой на колеса. Нам нужно больше вращения скорость идущая на колеса, и менее вращательная мощность .
Нам нужен какой-то способ умножить мощность, вырабатываемую двигателем, когда это необходимо (начало движения с места, подъем в гору и т. д.), а также уменьшить мощность, передаваемую двигателем, когда она не нужна (при движении под уклон или очень быстро).
Войти в передачу.
Коробка передач обеспечивает оптимальную скорость вращения двигателя (ни слишком медленную, ни слишком быструю), одновременно обеспечивая колеса необходимой мощностью, необходимой для движения и остановки автомобиля, независимо от ситуации, в которой вы оказались.
Он способен эффективно передавать мощность через серию шестерен разного размера, которые используют силу передаточного числа.
Передаточные числа
Внутри трансмиссии находится ряд зубчатых шестерен различного размера, создающих крутящий момент. Поскольку шестерни, которые взаимодействуют друг с другом, имеют разные размеры, крутящий момент можно увеличивать или уменьшать без существенного изменения скорости вращения двигателя. Это благодаря передаточному числу.
Передаточные числа представляют отношение шестерен друг к другу по размеру. Когда шестерни разного размера входят в зацепление, они могут вращаться с разной скоростью и передавать разную мощность.
Чтобы объяснить это, давайте посмотрим на упрощенную версию механизмов в действии. Скажем, у вас есть входная шестерня с 10 зубьями (под входной шестерней я подразумеваю шестерню, которая генерирует мощность), соединенная с более крупной выходной шестерней с 20 зубьями (под выходной шестерней я имею в виду шестерню, которая получает мощность). Чтобы провернуть эту 20-зубую шестерню один раз, 10-зубчатой шестерне нужно повернуться дважды, потому что она в два раза меньше 20-зубчатой шестерни. Это означает, что хотя 10-зубая шестерня вращается быстро, 20-зубая шестерня вращается медленно. И хотя 20-зубчатая шестерня вращается медленнее, она обеспечивает большую силу или мощность, потому что больше. Соотношение в этой схеме 1:2. Это низкое передаточное число.
Или, скажем, две шестерни, соединенные друг с другом, имеют одинаковый размер (10 зубов и 10 зубов). Они оба будут вращаться с одинаковой скоростью, и оба будут выдавать одинаковую мощность. Передаточное отношение здесь 1:1. Это называется передаточным отношением «прямой передачи», потому что две шестерни передают одинаковую мощность.
Или, допустим, входная шестерня была больше (20 зубьев), а выходная шестерня меньше (10 зубьев). Чтобы провернуть 10-зубую шестерню один раз, 20-зубчатой шестерне нужно будет повернуться только наполовину. Это означает, что хотя входная шестерня с 20 зубьями вращается медленно и с большей силой, выходная шестерня с 10 зубьями вращается быстрее и выдает меньшую мощность. Передаточное отношение здесь 2:1. Это называется высоким передаточным числом.
Вернемся к этой концепции к цели передачи.
Ниже вы найдете диаграмму потока мощности при включении различных передач в автомобиле с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
Первая передача. Это самая большая шестерня в трансмиссии, сцепленная с маленькой шестерней. Типичное передаточное число, когда автомобиль находится на первой передаче, составляет 3,166:1. При включении первой передачи подается низкая скорость, но высокая мощность. Это передаточное число отлично подходит для запуска автомобиля с места.
Вторая передача. Вторая шестерня немного меньше первой, но все же находится в зацеплении с меньшей шестерней. Типичное передаточное число составляет 1,882:1. Скорость увеличилась, а мощность немного уменьшилась.
Третья передача. Третья шестерня немного меньше второй, но все же находится в зацеплении с меньшей шестерней. Типичное передаточное число составляет 1,296:1.
Четвертая передача. Четвертая передача немного меньше третьей. Во многих транспортных средствах к моменту включения четвертой передачи выходной вал движется с той же скоростью, что и входной вал. Такая схема называется «прямой привод». Типичное передаточное число 0,9.72:1
Пятая передача. В автомобилях с пятой передачей (также называемой повышающей передачей) она связана со значительно большей передачей. Это позволяет пятой передаче вращаться намного быстрее, чем передача, передающая мощность. Типичное передаточное число составляет 0,78:1.
Детали механической коробки передач
Итак, к настоящему моменту вы должны иметь базовое представление о назначении коробки передач: она обеспечивает оптимальную скорость вращения двигателя (ни слишком медленную, ни слишком быструю), одновременно обеспечивая колеса необходимой мощностью, необходимой для движения и остановки автомобиля, независимо от ситуации, в которой вы оказались.
Давайте посмотрим на части трансмиссии, которые позволяют это сделать:
Первичный вал. Первичный вал идет от двигателя. Это вращается с той же скоростью и мощностью двигателя.
Промежуточный вал. Промежуточный вал (также известный как промежуточный вал) находится непосредственно под выходными валами. Промежуточный вал соединяется непосредственно с входным валом через шестерню с фиксированной скоростью. Всякий раз, когда входной вал вращается, промежуточный вал вращается с той же скоростью, что и входной вал.
Помимо шестерни, принимающей мощность от первичного вала, промежуточный вал также имеет несколько шестерен, по одной на каждую из «передач» автомобиля (1-5-ю), включая задний ход.
Выходной вал. Выходной вал проходит параллельно промежуточному валу. Это вал, который передает мощность на остальную часть трансмиссии. Количество мощности, которую выдает выходной вал, зависит от того, какие шестерни на нем включены. Выходной вал имеет свободно вращающиеся шестерни, установленные на нем на шарикоподшипниках. Скорость выходного вала определяется тем, какая из пяти шестерен находится в «передаче» или включена.
1-5 передачи. Это шестерни, которые установлены на вторичном валу с помощью подшипников и определяют, на какой «передаче» находится ваш автомобиль. Каждая из этих шестерен постоянно находится в зацеплении с одной из шестерен на промежуточном валу и постоянно вращается. Это постоянно запутанное расположение — это то, что вы видите в синхронизированных трансмиссиях или трансмиссиях с постоянным зацеплением, которые используются в большинстве современных автомобилей. (Чуть позже мы рассмотрим, как все шестерни могут вращаться всегда, в то время как только одна из них на самом деле передает мощность на трансмиссию.)
Первая передача является самой большой передачей, и по мере перехода к пятой передаче передачи становятся все меньше. Помните, передаточные числа. Поскольку первая шестерня больше, чем шестерня промежуточного вала, с которой она соединена, она может вращаться медленнее, чем первичный вал (помните, промежуточный вал движется с той же скоростью, что и первичный вал), но передает большую мощность на выходной вал. По мере повышения передачи передаточное число уменьшается до тех пор, пока вы не достигнете точки, когда входной и выходной валы движутся с одинаковой скоростью и передают одинаковую мощность.
Промежуточная шестерня. Промежуточная шестерня (иногда называемая «промежуточной шестерней заднего хода») расположена между шестерней заднего хода на выходном валу и шестерней на промежуточном валу. Промежуточная шестерня — это то, что позволяет вашему автомобилю двигаться задним ходом. Задняя передача — единственная передача в синхронизированной трансмиссии, которая не всегда находится в зацеплении или вращается с шестерней промежуточного вала. Он движется только тогда, когда вы действительно переключаете автомобиль на задний ход.
Хомуты/втулки синхронизатора. Большинство современных автомобилей имеют синхронизированную трансмиссию, то есть шестерни, передающие мощность на выходной вал, постоянно находятся в зацеплении с шестернями промежуточного вала и постоянно вращаются. Но вы можете подумать: «Как все пять шестерен могут быть постоянно запутаны и постоянно вращаться, но только одна из этих шестерен на самом деле передает мощность на выходной вал?»
Другая проблема, возникающая при постоянном вращении шестерен, заключается в том, что ведущая шестерня часто вращается с другой скоростью, чем выходной вал, к которому она подключена. Как синхронизировать вращение шестерни с другой скоростью, чем выходной вал, и плавно, чтобы не было сильного шлифования?
Ответ на оба вопроса: втулки синхронизатора.
Как уже упоминалось выше, шестерни 1-5 установлены на выходном валу через шарикоподшипники. Это позволяет всем шестерням свободно вращаться одновременно при работающем двигателе. Чтобы задействовать одну из этих шестерен, нам нужно прочно соединить ее с выходным валом, чтобы мощность передавалась на выходной вал, а затем на остальную часть трансмиссии.
Между каждой шестерней находятся кольца, называемые муфтами синхронизатора. В пятиступенчатой трансмиссии есть муфта между 1-й и 2-й передачами, между 3-й и 4-й передачами, а также между 5-й и передачей заднего хода.
Всякий раз, когда вы включаете передачу автомобиля, муфта синхронизатора переключается на движущуюся передачу, которую вы хотите включить. На внешней стороне шестерни имеется ряд конусообразных зубьев. Воротник синхронизатора имеет канавки для приема этих зубьев. Благодаря отличной механике муфта синхронизатора может соединяться с шестерней с очень небольшим шумом или трением даже во время движения шестерни и синхронизировать скорость шестерни с первичным валом. Как только муфта синхронизатора входит в зацепление с ведущей шестерней, эта ведущая шестерня передает мощность на выходной вал.
Всякий раз, когда автомобиль находится в нейтральном положении, ни одно из колец синхронизатора не зацеплено с ведущей шестерней.
Ошейники синхронизатора также легче понять визуально. Вот короткий небольшой ролик, который отлично объясняет, что происходит (начинается примерно с отметки 1:59):
Gearshift. Переключение передач — это то, что вы двигаете, чтобы включить передачу автомобиля.
Тяга переключения. Тяги переключения — это то, что перемещает муфты синхронизатора в направлении передачи, которую вы хотите включить. На большинстве автомобилей с пятью скоростями есть три тяги переключения. Один конец тяги переключения передач соединен с рычагом переключения передач. На другом конце штока переключения находится вилка переключения, удерживающая муфту синхронизатора.
Вилка переключения. Вилка переключения удерживает муфту синхронизатора.
Сцепление. Муфта находится между двигателем и коробкой передач. Когда сцепление выключено, оно отключает поток мощности между двигателем и коробкой передач. Это отключение питания позволяет двигателю продолжать работать, даже если остальная часть трансмиссии автомобиля не получает мощности. Когда мощность двигателя отключена от трансмиссии, переключение передач становится намного проще и предотвращается повреждение шестерен трансмиссии. Вот почему всякий раз, когда вы переключаете передачу, вы нажимаете на педаль сцепления и выключите сцепление.
При включенном сцеплении — нога отрывается от педали — связь между двигателем и трансмиссией восстанавливается.
Как работают механические коробки передач
Итак, давайте соберем все вместе и рассмотрим, что происходит, когда вы переключаете передачу в автомобиле. Начнем с запуска автомобиля и переключения на вторую передачу.
При запуске автомобиля с механической коробкой передач перед поворотом ключа сцепление выключается нажатием на педаль сцепления. Это отключает поток мощности между входным валом двигателя и трансмиссией. Это позволяет вашему двигателю работать, не передавая мощность остальной части автомобиля.
При выключенном сцеплении вы включаете рычаг переключения передач на первую передачу. Это заставляет шток переключения в коробке передач вашей коробки передач перемещать вилку переключения в сторону первой передачи, которая прикреплена к выходному валу через шарикоподшипники.
Эта первая шестерня выходного вала находится в зацеплении с шестерней, соединенной с промежуточным валом . Промежуточный вал соединяется с входным валом двигателя через шестерню и вращается с той же скоростью, что и входной вал двигателя.
К вилке переключения прикреплена втулка синхронизатора . Втулка синхронизатора выполняет две функции: 1) она надежно крепит ведущую шестерню к выходному валу, чтобы шестерня могла передавать мощность на выходной вал, и 2) она обеспечивает синхронизацию шестерни со скоростью выходного вала.
Когда муфта синхронизатора входит в зацепление с первой передачей, шестерня прочно соединяется с выходным валом, и теперь автомобиль находится на передаче.
Чтобы заставить автомобиль двигаться, вы слегка нажимаете на педаль газа (что увеличивает мощность двигателя) и медленно отпускаете педаль сцепления (что включает сцепление и восстанавливает мощность между двигателем и коробкой передач).
Поскольку первая передача большая, она заставляет выходной вал вращаться медленнее, чем входной вал двигателя, но передает большую мощность остальной части трансмиссии. Это благодаря чудесам передаточных чисел .
Если вы все сделали правильно, машина начнет медленно двигаться вперед.
Как только вы заведете машину, вам захочется ехать быстрее. Но с автомобилем на первой передаче вы не сможете ехать очень быстро, потому что передаточное число заставляет выходной вал вращаться с определенной скоростью. Если вы нажмете на педаль газа в пол на первой передаче, вы просто заставите входной вал двигателя очень быстро вращаться (и, возможно, повредить двигатель в процессе), но не увидите увеличения скорости автомобиля.
Чтобы увеличить скорость вторичного вала, нам нужно переключиться на вторую передачу. Поэтому мы нажимаем сцепление, чтобы отключить питание между двигателем и коробкой передач и переключиться на вторую передачу. Это перемещает шток переключения, который имеет вилку переключения и муфту синхронизатора, в сторону второй передачи. Втулка синхронизатора синхронизирует скорость второй передачи с выходным валом и надежно фиксирует ее на вторичном валу. Выходной вал теперь может вращаться быстрее, без бешеного вращения входного вала двигателя для производства мощности, необходимой автомобилю.
Для остальных пяти передач промывка, промывка и повторение.