Сцепление ямз 236 устройство: Сцепление ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238

Сцепление ЯМЗ-236К (устанавливается на двигатель с маховиком 236-1005120-Е) МАЗ-500А схема и установка

  1. Установка и применение
  2. МАЗ
  3. МАЗ-500А
  4. Сцепление ЯМЗ-236К (устанавливается на двигатель с маховиком 236-1005120-Е)

Данные каталоги размещены на сайте исключительно в информационных целях

zoom-inzoom-outenlargeshrinkcircle-rightcircle-leftfile-text2infocart

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

23

24

25

26

26

27

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

Можно заказать у нас

Позиция на иллюстрацииЗаводской номер деталиНазвание детали
20236-1601230Шланг смазки муфты выключения сцепления в сбореПерейти в каталог
25236-1601180-Б2Муфта выключения сцепления в сбореПерейти в каталог
38236-1601203-Б2Вилка выключения сцепленияПерейти в каталог
54238-1601131Диск сцепления ведомый задний в сбореПерейти в каталог

Перейти к списку запчастей на МАЗ

Полный список запчастей узла

Позиция на иллюстрацииЗаводской номер деталиНазвание детали
236-1601232236-1601232Шланг смазки муфты выключения сцепления
236-1601203-Б236-1601203-БВилка выключения сцепления
236-1601283236-1601283Штифт установочный
236-1601282236-1601282Штифт со стопорным кольцом установочный в сборе
9588214К1С99588214К1С9Шарикоподшипник
312538-П2312538-П2Шайба
200-1601187200-1601187Сухарь муфты выключения сцепления
236-1601224-А2236-1601224-А2Стакан нажимной пружины направляющий
236-1601150236-1601150Пружина демпфера сцепления
314639-П29314639-П29Ниппель шланга смазки правый
314659-П29314659-П29Ниппель шланга смазки левый
236-1601185-Б2236-1601185-Б2Муфта выключения сцепления
236-1601143236-1601143Кольцо демпфера сцепления фрикционное
200-1601237200-1601237Вкладыш шланга смазки
236-1601216236-1601216Втулка вала вилки выключения сцепления
238К-1601169238К-1601169Втулка кожуха сцепления
250511-П29250511-П29Гайка
236К-1601090236К-1601090Диск нажимной сцепления с кожухом в сборе
238-1601010238-1601010Картер сцепления в сборе
316500-П2316500-П2Кольцо стопорное
236-1601125-В4236-1601125-В4Кожух сцепления
236-1601132-Б2236-1601132-Б2Диск с фрикционными накладками ведомый в сборе
238-1601007238-1601007Картер сцепления с крышками в сборе
1238-1601130-БДиск сцепления ведомый в сборе
2238-1601102-БПружина ведущего среднего диска отжимная
3238-1601094-ВДиск сцепления ведущий средний
4236-1601117Шайба подкладки нажимной пружины
5236-1601093-ГДиск нажимной сцепления
6236-1601118-БПодкладка нажимной пружины
7238-1601115-А2Пружина сцепления нажимная
8236-1601270-БРолик игольчатый
9236-1601095-БРычаг оттяжной нажимного диска сцепления
10236-1601113Ось рычага нажимного диска сцепления
10236-1601113Ось рычага нажимного диска сцепления
11312702-П29СШайба замковая
12236-1601273-АПружина упорного кольца оттяжных рычагов
13236-1601108-А2Вилка рычага нажимного диска сцепления
14236-1601275-АПетля пружины упорного кольца оттяжных рычагов
15236-1601109-БГайка вилки рычага нажимного диска регулировочная
16236-1601110-Б2Пластина регулировочной гайки опорная
17201472-П29Болт крепления опорной пластины
18312558-П29СШайба стопорная
19236-11601120Кольцо оттяжных рычагов упорное
20236-1601230Шланг смазки муфты выключения сцепления в сбореПерейти в каталог
21252139-П2Шайба
22250636-П29Гайка
23264030-П8Пресс-масленка
24236-1601188-АПружина муфты выключения сцепления
25236-1601180-Б2Муфта выключения сцепления в сбореПерейти в каталог
26201454-П29Болт
27252135-П2Шайба
28236-1601030Крышка люка верхняя
29238-1601015Картер сцепления
30312585-П29СШайба стопорная
31310214-П29Болт крепления коробки передач с картером сцепления в сборе к картеру маховика
32314004-П2Шпонка вилки выключения сцепления сегментная
33236-1601215-БВал вилки выключения сцепления
34236-1601022-БКрышка люка картера сцепления нижняя
35236-1601288Планка стопорная нижняя
36236-1601286Планка стопорная верхняя
37310223-П29Болт крепления картера сцепления к коробке передач
38236-1601203-Б2Вилка выключения сцепленияПерейти в каталог
39252136-П2Шайба
40201681-П29Болт
41201499-П29Болт
42236-1601122-ДКожух сцепления в сборе
43238К-1601168-АВинт регулировочный сцепления
44250613-П29Гайка
45238-1601142-БСтупица ведомого диска сцепления
46236-1601158-Б3Штифт демпфера сцепления упорный
47236-1601161-А2Обойма пружины демпфера сцепления
48313015-ПЗаклепка фрикционной накладки
49236-1601153-ВДиск демпфера сцепления
50236-1601168-В2Болт крепления тарельчатой пружины
51236-1601167Пружина демпфера сцепления тарельчатая
52236-1601138-АНакладка ведомого диска сцепления фрикционная
53236-1601133-Б2Диск сцепления ведомый
54238-1601131Диск сцепления ведомый задний в сбореПерейти в каталог

Перейти к списку запчастей на МАЗ

Название:

Номер:

Примечание:

Диск сцепления ямз 236 в категории «Авто — мото»

Кольцо упорное диска сцепления ЯМЗ 236-1601120. Новое.

На складе в г. Львов

Доставка по Украине

210 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ 236/238 ведомый задний | 238-1601131

На складе в г. Днепр

Доставка по Украине

2 500 грн

Купить

Ось рычага диска нажимного сцепления ЯМЗ 236-1601113

Доставка по Украине

по 52 грн

от 2 продавцов

52 грн

Купить

Рычаг оттяжной диска сцепления ЯМЗ 236-1601095

Доставка по Украине

по 183 грн

от 2 продавцов

183 грн

Купить

Рычаг оттяжной диска сцепления ЯМЗ в сборе 236-1601095-Б2, 236-1601086

Доставка по Украине

по 255 грн

от 2 продавцов

255 грн

Купить

Накладка диска сцепления ЯМЗ завод 236-1601138

Доставка по Украине

по 285 грн

от 2 продавцов

285 грн

Купить

Диск сцепления нажимной (корзина) ЯМЗ 236 в сб. с кожухом (пр-во Украина) 236-1601090

Доставка по Украине

по 13 380 грн

от 2 продавцов

13 380 грн

Купить

Диск сцепления ведомый (400мм) универсальный ЯМЗ-236, 238

На складе в г. Киев

Доставка по Украине

1 999 грн

Купить

Диск зчеплення ЯМЗ \ корзина \ 236-1601090 КрАЗ, МАЗ, Т-150. Новий.

Заканчивается

Доставка по Украине

5 800 грн

Купить

Диск сцепления нажимной ЯМЗ-236ДК5 Енисей-950

Доставка по Украине

от 6 600 грн

Купить

Диск сцепления ведомый ЯМЗ-236ДК9 Енисей-950

Доставка по Украине

от 6 700 грн

Купить

Диск сцепления нажимной ЯМЗ-236ДК9 Енисей-950

Доставка по Украине

от 8 750 грн

Купить

Диск зчеплення ведений 236, 238-ЯМЗ універс. (ТМЗ) 238-1601130

Доставка по Украине

4 781 грн

Купить

Диск зчеплення нажимний корзина 236, 238-ЯМЗ (ЯМЗ) з кожухом 238-1601090-Г3

Заканчивается

Доставка по Украине

17 067 грн

Купить

Диск зчеплення нажимний корзина 236, 238-ЯМЗ (Б/У) з кожухом

Заканчивается

Доставка по Украине

5 544 грн

Купить

Смотрите также

Диск зчеплення ведений 236, 238-ЯМЗ універс. (Триал) (б/асб.) 238-1601130-01

Доставка по Украине

4 463 грн

Купить

Диск зчеплення ведений 236, 238-ЯМЗ універс. (ДК) 238-1601130

Доставка по Украине

2 079 грн

Купить

Ось рычага диска нажимного сцепления ЯМЗ 236 (пр-во ЯМЗ) 236-1601113

Доставка по Украине

120 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ-236 (универс.) (238-1601130) (dk-Дорожная Карта)

Доставка по Украине

2 502 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ-236 задний (238-1601131) (dk-Дорожная Карта)

Доставка по Украине

1 706 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ-236 передний (238-1601130) (dk-Дорожная Карта)

Доставка по Украине

2 768 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ 236/238 (передний)

Доставка по Украине

1 205 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ 236/238 (задний)

Доставка по Украине

820 грн

Купить

Диск сцепления 236, 238-ЯМЗ универс. (ТМЗ)

Доставка по Украине

по 3 896 грн

от 2 продавцов

3 896 грн

Купить

Диск сцепления ЯМЗ-236-238 (универсальный) Венгрия, кат. № 238-1601130

Доставка из г. Чернигов

3 290 грн

Купить

Чернигов

Ось рычага диска нажимного сцепления ЯМЗ 236 (пр-во ЯМЗ) 236-1601113

На складе в г. Киев

Доставка по Украине

109 грн

Купить

Маховик ЯМЗ-236 (2-х диск. сцепл. 132 зуб.), 236-1005115-Л

Доставка по Украине

11 799 грн

Купить

Диск сцепления ведомый МАЗ дв. ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 Z=10

Доставка по Украине

1 750 грн

Купить

Диск сцепления нажимной (корзина) ЯМЗ 236 в сб. с кожухом 236-1601090

Доставка по Украине

13 620 грн

Купить

описание, устройство, замена и отзывы

Автомобили, работающие на дизельном топливе, очень требовательны к его качеству. Некачественное топливо может привести к поломке насоса и засорению форсунок. Ремонт этих элементов очень дорог. Для исключения возможных рисков в систему устанавливается топливный фильтр. Камаз «Евро-2» тоже ими оснащается. Элемент поглощает все имеющиеся засорения. Сегодня мы рассмотрим, как работает топливный фильтр КамАЗ на автомобиле и как его заменить.

Особенности

Процесс очистки дизельного топлива осуществляется в несколько этапов. Первый – это предварительная фильтрация в самом баке. Второй – грубая очистка топлива. И завершающий этап – тонкая фильтрация. Основное отличие фильтров дизельных двигателей от бензиновых – высокая эффективность первых при защите камеры сгорания от проникновения воды. Кстати, на некоторых грузовиках топливный фильтр подогревается. КамАЗ не исключение. Этот элемент препятствует образованию парафиновых отложений на стенках. В результате перепадов температур, особенно в осенне-зимний период, дизельное топливо замерзает, выделяя при этом конденсат. Подогрев и сам фильтр не позволяют воде и парафину проникать дальше по магистрали в камеру сгорания. Мельчайшие частицы этих компонентов могут повредить форсунки и насос.

Разновидности

На данный момент дизельные автомобили Камского автозавода комплектуются двумя типами элементов. Это топливный фильтр тонкой очистки (им, в том числе, оснащается КамАЗ-5411) и грубой очистки. Как работает и работает каждый элемент? Давайте рассмотрим.

Грубая очистка

На какие автомобили устанавливается топливный фильтр? КамАЗ оснащается ими с начала производства. Первые образцы были на моделях 5320. Этот элемент состоит из металлического корпуса. К нему с помощью фланца и болтов крепится стакан-отстойник со сливной горловиной. Также для герметизации используется прокладка. В корпусе имеется распределитель топлива, успокоительное устройство, а также сетчатый фильтрующий элемент. При работающем двигателе топливо поступает по трубкам к распределителю через форсунку. Далее топливо попадает в отстойник, где очищается от крупных парафиновых примесей и воды. После этого топливо поднимается по сетке и, проходя через топливоотводный патрубок, попадает в насос.

На автомобилях с двигателем ЯМЗ-236 этот фильтр состоит из крышки с корпусом. Внутри сетчатый металлический каркас с хлопковым шнуром. Топливо поступает через корпус в штуцер и, избавляясь от примесей, проникает в насос низкого давления. Также при этой операции топливо проходит между витками шнура. Если в системе имеется воздушная пробка, ее удаляют, откручивая фильтр. А удаляется шлам через специальную горловину, расположенную внизу корпуса.

Тонкая очистка

Этот фильтр предназначен для окончательной очистки топлива перед его подачей в насос высокого давления. Элемент располагается над остальными в системе. Из-за этого в нем скапливается воздух. На автомобилях КамАЗ фильтр тонкой очистки топлива предусматривает наличие клапана-жиклера. Через него можно эвакуировать скопившийся в системе воздух. Как устроен топливный фильтр КамАЗ Cummins? Его конструкция предполагает наличие двух бумажных элементов. Они изготовлены из специальной пористой бумаги и расположены параллельно друг другу. Фильтрующий элемент закреплен в корпусе на штоке и поджимается с помощью пружины. Со стаканом этот корпус соединяется при помощи болта и уплотнительной шайбы. Во избежание протечек предусмотрены резиновые прокладки. Пробка для слива шлама расположена в сердцевине элемента. Кстати, прокачку воздуха на автомобилях КамАЗ топливный фильтр производит автоматически, если давление достигает 0,04 МПа. Расплавленное топливо возвращается обратно в бак.

Как работает процедура очистки? Принцип действия следующий. Насос подачи топлива проталкивает топливо в корпус фильтра, откуда оно направляется в стакан. Проходя через поры бумажных элементов, она очищается и попадает далее в центральный стержень. Далее он через штуцеры поступает к ТНВД, а затем к форсункам. Так работает топливный фильтр КамАЗ «Камминз». Считается, что такая конструкция позволяет произвести максимально полную очистку топлива от грязи и отложений.

Ресурс

Отзывы автомобилистов говорят о том, что в зависимости от условий эксплуатации эти элементы нужно менять через 7-12 тысяч километров пробега. Что касается фильтров грубой очистки, то их можно просто продуть высоким давлением воздуха и слить. Промытый элемент снова пригоден к использованию. Кстати, на топливный фильтр КамАЗ цена от 900 до 1200 рублей (имеется в виду тонкая очистка). Но при длительном периоде эксплуатации все же необходимо заменить элемент грубой очистки. Ниже мы расскажем, как это сделать своими руками.

Замена

Когда ресурс элемента подошел к концу, необходимо заменить фильтр очистки топлива. Для этого нужна головка на 12 и WD-40. Последним замачивают болты крепления фильтра, если они заржавели. На автомобилях КамАЗ элемент крепится на четыре болта. Далее снимаем крышку и извлекаем фильтр грубой очистки. Как правило, на его дне будет остаток грязного топлива. Сливаем его со сливным отверстием внизу. Само стекло следует тщательно промыть от твердых частиц, особенно на дне. Далее нужно поставить новый фильтр и залить снизу 100-200 миллилитров солярки.

Если крепежные болты сильно заржавели и их трудно ослабить, замените их новыми. Чтобы в дальнейшем можно было легко откручивать, обработайте резьбу «Литолом» или графитной смазкой. Также при замене обратите внимание на состояние штуцеров и патрубков. Если на них есть трещины, их необходимо заменить.

Как заменить фильтр тонкой очистки

Если вы хотите заменить его, вам нужно закрыть кран топливного бака. Это необходимо для того, чтобы не пролить топливо при демонтаже элемента. Затем тщательно промойте наружные плоскости от скопившейся грязи. Не игнорируйте этот момент, так как при замене есть риск загрязнения полости элементов, из-за чего грязь забьет патрубки. Тщательно очистив фильтр и прилегающие к нему элементы от пыли, приступайте к разборке.

Готовим небольшой контейнер. Откручиваем сливной кран на 1,5-2 оборота. После этого выльется небольшое количество топлива. Далее снимаются болты крепления топливного фильтра тонкой очистки вместе с резинками и пружиной. Изнутри тщательно ополаскивается, чтобы пыль не проникала дальше по линиям. Кстати, сделать это можно куском тряпки, протертой в том же соляре. Далее устанавливаем новый элемент на место и собираем сборку в обратном порядке. Как и в предыдущем случае, осмотрите все уплотнительные и соединительные элементы. Если они потрескались или расползлись, их необходимо заменить на новые.

Как определить износ?

Отзывы автовладельцев КамАЗ говорят о том, что засорение топливного фильтра определить несложно. По мере загрязнения автомобиль будет терять сцепление с дорогой. Машина дергается на скорости. Также может наблюдаться повышенный расход топлива. Ездить с грязным элементом крайне не рекомендуется. По статистике 40 процентов всех отказов дизельных агрегатов происходят из-за грязных фильтрующих элементов. Помните, что от надежности этих деталей зависит надежность всего двигателя, в том числе топливного насоса, стоимость которого начинается от 200 долларов. Всегда держите про запас новые фильтры, чтобы в случае необходимости вовремя их поменять, особенно если грузовик идет на большие расстояния.

Техническое обслуживание топливной системы КамАЗ

Топливный фильтр в местах его соединения не должен иметь следов протечки. Перед выездом из парка проверяются все трубопроводы системы. Зимой необходимо долить топливо до полного бака перед стоянкой (даже на одну ночь). В противном случае на его стенках образуется конденсат, который снизит фильтрующую способность элемента. Периодически необходимо сливать отстой из фильтра грубой и тонкой очистки (не реже чем каждые 5000 км пробега).

Данная операция выполняется на прогретом двигателе. Для этого открутите сливные пробки и замените отстойник. Сливайте его, пока не закончится чистое топливо. После этого закрутите пробку и прокачайте систему, чтобы не образовались пузырьки воздуха. Последний можно выпустить через верхний клапан. Также каждые 2 года рекомендуется промывать топливный бак от скопившегося осадка. А для более тщательного обращения автомобилисты поставили дополнительный элемент.

Итак, мы выяснили, что представляют собой топливные фильтры грубой и тонкой очистки, устанавливаемые на автомобили отечественного производства КамАЗ.

Корпус колокола Муфты отбора мощности

Описание серии кожуха колокола:

Корпус привода колокола Logan с пневмо/жидкостным приводом ВОМ TM саморегулирующиеся муфты 62 ТМ и разработан для установки непосредственно на маховик дизельного или бензинового двигателя.

Пакеты фрикционных дисков предназначены для работы всухую. Приведение в действие осуществляется либо через стационарную цилиндропоршневую схему, либо через внутренние каналы вала и муфты.

Муфта имеет отверстия и шпоночную посадку для установки на валу. Крутящий момент передается от пакета дисков на зубчатое ведущее кольцо, прикрепленное к маховику двигателя.

Сцепления Logan – как они работают

Давление в цилиндре заставляет поршень зажимать и блокировать фрикционные и стальные разделительные диски. Когда давление снимается, расцепляющие пружины разъединяют фрикционные и стальные диски, сохраняя рабочий зазор при расцеплении.

Кнопочное управление — устраняет механические связи  

Саморегулирующаяся TM   и кокетки) . Величина применяемого гидравлического или пневматического давления регулирует величину крутящего момента, передаваемого через сцепление. Теперь возможно нажатие кнопки, дистанционная активация с панели управления, морской рулевой рубки или кабины.

Стандартные характеристики:

Стандартные МОМ корпуса Logan Bell доступны в размерах SAE Bell от № 00 до № 7 с номинальным входным крутящим моментом от 159 фунт-футов (216 Нм) до более 7 473 фунтов. футов (10133 Нм). Logan использует коэффициент безопасности 1,4 в наших спецификациях крутящего момента.

Диапазон рабочих давлений воздуха/жидкости от 100 (6,9 бар) до 200 фунтов на кв. дюйм (13,8 бар) для моделей поколения I и поколения III; и 320 фунтов на квадратный дюйм. (23 бар) для моделей поколения II.

Диапазон рабочих скоростей от 1 до 3000 об/мин.

Модифицированные стандарты:

Более высокая мощность, диапазоны крутящего момента, скорости, давление срабатывания и конфигурации конструкции доступны для удовлетворения конкретных требований заказчика.

 

Применение:

  • Промышленное
  • морской
  • Сельское хозяйство
  • Внедорожник
  • Мобильное оборудование
  • Гибридные автомобили

Преимущества:

  • Воздушный или гидравлический привод для дистанционной активации
  • Саморегулирующийся дисковый блок – зацепление регулятора потока
  • Устраняет механические связи, ручные рычаги и вилки
  • Предлагается с направляющим подшипником или без него
  • Доступны модели с боковой загрузкой для тяжелых условий эксплуатации
  • Доступны модифицированные стандарты

Logan Bell Корпус МОМ являются саморегулирующимися и приводятся в действие через вал с помощью воздуха или гидравлики. В механизмах отбора мощности с колоколообразным корпусом поколения I используется опорный подшипник, и их можно модернизировать или установить в пределах того же пространства, что и большинство механических муфт отбора мощности со смещенным центром. Включение сцепления Logan плавное и надежное, исключая механические ручные рычаги, вилки и втулки. Поскольку ВОМ Logan имеют гидравлический или пневматический привод, теперь возможно дистанционное включение с мостика, рулевой рубки или панели управления двигателем.

Читать далее

Logan  Generation III Bell Корпус МОМ не требует вспомогательного подшипника. Муфты являются саморегулирующимися и приводятся в действие через вал с помощью воздуха или гидравлики. Включение сцепления Logan плавное и надежное, исключая механические ручные рычаги, вилки и втулки. Поскольку ВОМ Logan имеют гидравлический или пневматический привод, теперь возможно дистанционное включение с мостика, рулевой рубки или панели управления двигателем.

Читать далее

Logan  Generation II Bell Корпус МОМ не требует направляющего подшипника. Муфты являются саморегулирующимися и приводятся в действие сквозным валом с помощью воздуха или гидравлики. Включение сцепления Logan плавное и надежное, исключая механические ручные рычаги, вилки и втулки. Поскольку ВОМ Logan имеют гидравлический или пневматический привод, теперь возможно дистанционное включение с мостика, рулевой рубки или панели управления двигателем.

Читать далее

Logan предлагает гидравлические силовые агрегаты, коллекторы и комплекты для запуска, которые предназначены для упрощения установки сцепления Logan и обеспечения надежного включения сцепления Logan.

Читать далее

ВОМ Logan подходят для буксиров, рабочих лодок, рыбацких лодок, гидроциклов, патрульных катеров и прогулочных судов. Активация упрощается, поскольку ВОМ Logan приводятся в действие жидкостью или воздухом, что позволяет дистанционно включаться с мостика или рулевой рубки, а также являются саморегулирующимися™, не требующими механической регулировки.

Читать далее

Частые ремонты механической муфты ВОМ могут вывести из строя рубительную машину на несколько часов или целый день, что приведет к упущенной выгоде и увеличению эксплуатационных расходов. ВОМ Logan Bell Housing приводятся в действие гидравлически и саморегулируются, что устраняет необходимость в механических рычагах, штифтах, вилках и других элементах, подверженных износу, на измельчителе. Никаких рычагов!

Читать далее

Отказ механической муфты ВОМ и капитальный ремонт могут привести к выходу из строя водоструйной машины на несколько часов или целую неделю, что приведет к упущенной выгоде и увеличению эксплуатационных расходов. Большинство водоструйных установок находится в арендном парке, что усугубляет проблему безотказной работы и простоев из-за отказа механических муфт.

Читать далее

Очистка взлетно-посадочных полос в аэропортах является первоочередной задачей во время зимних штормов. Эта мощная снегоуборочная машина (на фото справа), оснащенная двигателем CAT C-18 и валом отбора мощности Logan LC-314 Bell Housing в составе системы воздуходувки, способна отбрасывать 5000 тонн (4,535 кг) снега в час. , более 200 футов (60,96 метров). Это примерно 1,4 тонны (1270 кг) в секунду.

Читать далее

ВОМ Logan используются в качестве соединения-разъединения между дизельными двигателями и водяными насосами, используемыми на насосных станциях. Активация упрощается, поскольку ВОМ Logan приводятся в действие жидкостью или воздухом, что обеспечивает дистанционное включение. Поскольку сцепления Logan являются саморегулирующимися™, механическая регулировка сцепления не требуется.