Режим эксплуатации транспортного средства: что это значит и как правильно понять, коммерческая эксплуатация, транспортные условия

Транспортные условия и режим использования автомобиля


Строительные машины и оборудование, справочник

Транспортные условия и режим использования автомобиля

По данным испытаний, проведенных отделом главного конструктора Московского автомобильного завода им. Лихачева, в зависимости от режима эксплуатации был получен следующий износ 1 цилиндров двигателей ЗИС-5 на 1000 км пробега:
1) группа автомобилей, совершивших в течение большей части испытаний большие среднесуточные пробеги с балластом по дорогам с твердым покрытием, имела средний максимальный износ цилиндров 8,3 мк;
2) группа автомобилей, совершивших короткие рейсы с небольшими среднесуточными пробегами по дорогам с твердым покрытием и по грунтовым дорогам, имела износ цилиндров 15,8 мк;
3) группа автомобилей (автобусы), совершивших значительные среднесуточные пробеги при частых пусках и остановках двигателя, имела износ цилиндров 16,4 мк.

Транспортные условия и режим эксплуатации автомобиля зависят от типа автотранспортного предприятия и его производственных функций, дорожных и климатических условий и определяются объемом и расстоянием перевозок, видом груза, способом погрузки и разгрузки транспортных средств, интенсивностью эксплуатации автомобиля (средней и максимальной скоростью движения, степенью использования мощности двигателя, суточным, сезонным и годовым пробегом автомобиля).

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают повышенный износ автомобильного двигателя в процессе его пуска (особенно при низких температурах), а также в период прогрева.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Повышенное изнашивание двигателя в процессе его пуска обусловливается недостаточным поступлением масла к трущимся поверхностям и работой их при граничном трении с развитием коррозионно-механического изнашивания. Этот процесс интенсифицируется усиленным смыванием смазки со стенок цилиндров и поршневых колец топливной пленкой и жидкой фазой топ-” лива, содержащейся в большом количестве в горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя.

Маслонасос в процессе пуска не может обеспечить подачу масла к трущимся поверхностям в количестве, достаточном для образования масляной пленки требуемой толщины. Сначала масло должно заполнить корпус маслонасоса и маслофильтра, главную магистраль, масляные каналы и зазоры между деталями, и только после этого оно начнет вытекать из подшипников и попадать на нижнюю часть цилиндров. Поэтому подача масла в верхнюю часть цилиндров и к поршневым кольцам осуществляется с запаздыванием на несколько минут (в зависимости от вязкости масла, его температуры, пусковых оборотов).

Опыты, проведенные Е. А. Чудаковым, который применял принудительную подачу масла в систему смазки двигателя ЗИС-5 за одну минуту до начала пуска и без предварительной родачи масла, показали, что в первом случае износ цилиндров снизился примерно в 7 раз, поршней — в 2 раза, поршневых колец — в 1,8 раза. Износ шеек коленчатого вала в обоих случаях оставался почти одинаковым.

Эффективным средством уменьшения пускового износа двигателя достигается максимальное сокращение периода работы трущихся поверхностей деталей при недостаточной смазке.

Это достигается:
1) принудительной подачей масла в систему смазки перед пуском двигателя;
2) применением маловязких масел, обладающих хорошей прокачиваемостью и имеющих благоприятную температурно-вязкостную характеристику;
3) предварительным подогревом картерного масла перед пуском двигателя;
4) сокращением периода прогрева двигателя в процессе пуска;
5) улучшением процесса распыления топлива. Не следует допускать больших оборотов двигателя и переобогащения горючей смеси в процессе пуска и разогрева двигателя.

Для уменьшения пускового износа и облегчения пуска автомобильного двигателя в условиях низких температур применяют масла типа АКЗ-6, АКЗ-10, АС-6, АС-8, бензин АС-66, а также аккумуляторные батареи повышенной емкости.

Режим эксплуатации автомобиля, как было отмечено выше, оказывает также значительное влияние на износ агрегатов силовой передачи, ходовой части и механизмов управления. В автомобилях, работающих преимущественно в городе, быстрее изнашиваются шестерни коробок передач, выжимной подшипник сепления, ведомый диск сцепления, торцовый подшипник коленчатого вала, фрикционные накладки тормозов. На автомобилях-самосвалах наибольшему износу подвержены рамы, рессоры, пальцы и втулки рессор, шины, шестерни I передачи, подшипники карданного вала. В легковых автомобилях-такси быстро изнашиваются сидения, дверные замки и ручки.

Исключительно большое влияние на надежность и долговечность рамы, ходовой части, элементов подвески автомобиля, особенно автомобилей-самосвалов и шин оказывают способы погрузки. Подконтрольная эксплуатация автомобилей КрАЗ-256 в одном из железнорудных карьеров в Кривом Роге показала, что автомобили-самосвалы, погрузка которых производилась экскаваторами с большой емкостью ковша (за 1,5—2 цикла), имели пробег до капитального ремонта на 22—27% меньше, чем автомобили, погрузка которых осуществлялась за 3—4 цикла. В первой группе автомобилей наблюдались также повышенные объемы текущих ремонтов рессор, амортизаторов, осей балансира и шин.

Исследования, проведенные в НИИАТе, показали, что при постоянной работе автомобиля ЗИЛ-150 с одним трехтонным прицепом износ цилиндров двигателя увеличивается примерно на 30%. Увеличивается также износ агрегатов силовой передачи и шин. Однако из этого нельзя делать вывод о нецелесообразности применения прицепов. Наоборот, при увеличении износа цилиндров на 30% производительность автомобиля при работе с прицепом увеличивается на 60—70% и, естественно, относительный износ автомобиля на единицу транспортной работы при использовании прицепа будет значительно ниже, чем при работе одиночного автомобиля. Применение прицепов повышает производительность труда шофера, снижает расход топлива, ведет к резкому снижению себестоимости перевозок.

Рекламные предложения:



Читать далее: Влияние вождения, технического обслуживания, ремонта и хранения на надежность и долговечность автомобиля

Категория: —
Техническая эксплуатация автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль

  • Главная
  • Статьи
  • С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

Автор:
Алексей Кокорин

Все знают, что нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправными тормозами, рулевым управлением и фарами. Некоторые получали штрафы за отсутствие штатных брызговиков и теперь знают, что такая вероятность есть. Но многие ли помнят, что на машине нельзя ездить, если у нее нет заднего бампера или не работает механизм подъема-опускания запасного колеса? А меж тем, это чистая правда. Однако не все неисправности полностью запрещают движение: для многих в ПДД есть важная оговорка. Давайте вспомним все неисправности, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, и выделим жирным курсивом самые неочевидные и малоизвестные. А заодно разберемся, когда ехать нельзя совсем, а когда «если очень нужно, то можно».

Где указан список «запретных» неисправностей?

Чтобы ознакомиться со списком неисправностей, при которых запрещена эксплуатация, достаточно открыть ПДД: этот Перечень вынесен в отдельное приложение к Правилам. Остается лишь выбрать из них те, что относятся к легковым автомобилям – давайте этим и займемся.

При каких неисправностях ехать запрещено всегда, а при каких можно с ограничениями?

Важное замечание содержится в пункте 2. 3.1 ПДД. Он ссылается на вышеупомянутый Перечень неисправностей, но делит их на две категории: критические неисправности, с которыми ехать нельзя, и те, с которыми движение возможно с ограничениями.

Итак, согласно пункту 2.3.1 «запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада». Обратите внимание, что для некоторых неисправностей есть дополнительные условия: например, не запрещено двигаться без работающей оптики днем при хорошей видимости или с неисправными стеклоочистителями при отсутствии дождя или снега.

Таким образом, вышеуказанные неисправности запрещают ехать на машине в любом случае: даже если тормоза отказали в 100 метрах от гаража или сервиса, водитель обязан немедленно остановиться и транспортировать машину на эвакуаторе. А вот к остальным неисправностям из Перечня правила более лояльны. В пункте 2.3.1 указано, что «при возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

А еще в Перечне есть и такие неисправности, которые водитель может обнаружить и устранить перед выездом – например, разница колес на одной оси или нарушающие ПДД световые приборы. Для полноты картины укажем это замечание для тех неисправностей, к которым оно применимо.

Какие неисправности полностью запрещают передвижение на машине?

Итак, приведем список неисправностей, при которых ехать на машине полностью запрещено, с указанием номера пункта в официальном Перечне.

Тормозные системы

  • Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

Ссылка на ГОСТ для автовладельца, само собой, ни о чем не говорит: стандарт слишком большой, чтобы знать его наизусть. Однако стоит ориентироваться как минимум на собственные ощущения: снижение эффективности торможения, изменения в откликах на педаль тормоза, провалы педали, посторонние шумы при торможении и другие очевидные проблемы – повод остановиться, проверить тормоза на наличие проблем и при необходимости вызвать эвакуатор.

  • Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

Это нужно проверить до начала движения: подтеки на колесах и на земле около колес явно указывают на негерметичность как минимум одного из тормозных контуров. При движении на разгерметизацию привода тормозов укажет провал педали тормоза.

Рулевое управление

  • Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля превышает 10 градусов
  • Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

Если ехать с незатянутыми креплениями рулевого управления не станет никто, то об обязательной исправности механизма фиксации помнит не каждый. Однако если руль в автомобиле регулируется по высоте и/или вылету, механизм фиксации в выбранном положении должен работать – иначе ехать тоже нельзя.

  • Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

Не все помнят, что ехать с неработающим усилителем руля запрещено. То же самое касается машин, где штатный усилитель руля отключен или демонтирован: Правила такие переделки запрещают.

Внешние световые приборы

  • Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Движение в таком случае запрещено в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

  • Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.

  • Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.

Какие неисправности запрещают эксплуатацию, но позволяют доехать до места стоянки или ремонта?

Ну а теперь обозначим неисправности, с которыми водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Обратите внимание: все они тоже запрещают эксплуатацию автомобиля и дают лишь возможность доехать до места стоянки или ремонта сразу после возникновения неисправности при условии, что водитель не может устранить ее самостоятельно.

Тормозные системы

  • Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:​

транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно;

легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно.

Внешние световые приборы

  • Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.​

Простой пункт указывает, что вся оптика должна работать в штатном режиме. Для этого пункта есть знакомое многим примечание: «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». Однако стоит учитывать, что установка незаводских световых приборов не отменяет необходимости их соответствия требованиям ГОСТ.

  • Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

Далеко не все водители вообще помнят, когда они в последний раз регулировали свет фар. А меж тем, неправильная регулировка запрещает эксплуатацию автомобиля.

  • Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Если водитель движется днем в условиях хорошей видимости, то с неисправной оптикой можно доехать до места ремонта, соблюдая максимальные меры предосторожности.

  • На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
  • На транспортном средстве установлены:

спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;

сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Требования этого пункта относятся к тем, которые нужно проверить и устранить перед поездкой: незаконные световые приборы не появляются на автомобиле сами по себе. И за это можно не только получить штраф, но и лишиться прав.

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

  • Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.

  • Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.

Колеса и шины

  • Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не менее 1,6 мм, для зимних шин – не менее 4 мм.
  • Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

Многие годами ездят на шинах, имеющих небольшие повреждения – однако Правилами любые видимые повреждения запрещены.

  • Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

Отсутствие даже одной колесной гайки или болта – повод для запрета эксплуатации до устранения причины.

  • Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

Установить колеса побольше и шины пошире – страсть многих автовладельцев. Однако нужно держаться в рамках дозволенного производителем, иначе эксплуатировать машину будет нельзя.

  • На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Само собой, установка запасного колеса при проколе относится к ситуации, когда водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Однако продолжать ездить на запаске, отличающейся от других колес, запрещено.

Двигатель

  • Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
  • Нарушена герметичность системы питания.

Если под машиной перед поездкой водитель обнаружит капли бензина, то ехать ему можно только к месту ремонта – до устранения утечек топлива эксплуатация запрещена.

  • Неисправна система выпуска отработавших газов.

Под неисправностью подразумеваются повреждения, прогары или отсутствие части выхлопа: с такой проблемой тоже можно доехать только до места ремонта.

  • Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

Если езда без глушителя – вполне очевидный повод для запрета эксплуатации, то неисправность системы вентиляции картера будет сюрпризом для многих.

  • Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

Прочие элементы конструкции

  • Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

Нельзя ездить не только без штатных зеркал заднего вида, но и без стекол, включая боковые.

  • Не работает звуковой сигнал.

Пользоваться звуковым сигналом можно только в ограниченных случаях, но без него ездить нельзя.

  • Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Практика показывает, что инспектор может обратить внимание не только на тонировку, но и на предметы, ухудшающие обзор водителю, в том числе видеорегистраторы и антирадары, установленные в зоне обзора. Кроме того, для этого пункта есть официальное примечание: «На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

  • Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, <…>, механизм регулировки положения сиденья водителя, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

Если у машины не работает замок двери, механизм регулировки водительского сиденья или спидометр, это тоже означает, что на такой машине ездить нельзя до устранения неисправности.

  • Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

Без переднего бампера ездить можно, а вот без заднего – нельзя, равно как и без брызговиков, предусмотренных конструкцией.

  • Отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Формально проверить наличие аптечки и огнетушителя инспектор может лишь при досмотре автомобиля, но это не значит, что возить их с собой необязательно. И дело даже не в том, что без них эксплуатация автомобиля запрещена, а в том, что они могут спасти жизнь, в том числе самому водителю.

  • Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
  • Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
  • Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
  • Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема – опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

Мало кто помнит, что в число неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля, входит сломанный механизм подъема и опускания запасного колеса, расположенного под днищем. Проверять его работоспособность стоит и с точки зрения логики: оказаться с проколом на трассе без возможности поменять колесо – сомнительная перспектива.

  • Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

Проще говоря, любые подтеки из двигателя, коробки передач, мостов и других узлов должны устраняться немедленно. Наружу может течь только конденсат из системы кондиционирования.

  • Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
  • В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

популярные вопросы

 

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы

Как правильно трогаться в горку на ручной коробке передач и каких ошибок нужно избегать

Для водителей-новичков старт с места на подъеме иногда остается сложным приемом достаточно долго, пока они не отработают технику быстрой работы со сцеплением. При этом в автошколе этому навы…

641

1

0

15.05.2023

Статьи / Автопробег

Мыс Челюскина снова взят, теперь на китайском пикапе

Челюскин – место, желанное для многих путешественников. Самая северная точка России и Евразии, самое суровое место на континенте и единственное место, где никогда в истории не жили люди. Тол…

234

0

27

15. 05.2023

Статьи / Интересно

5 причин покупать и не покупать Toyota Land Cruiser Prado 150

С Prado у нас сложилась немного странная ситуация: вроде бы его называют «крузаком для бедных», а с другой стороны, цены на эти автомобили никак не назовёшь низкими (причём в большей степени…

9110

5

2

14.05.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?

В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…

11592

8

9

07. 04.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв

Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3

Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс…

7362

17

2

23.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300

Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…

7155

11

4

02. 03.2023

PC3167_FinalPaper_2016-11-03_23.31.19_ONJZOO

%PDF-1.4
%
2 0 объект
>>>]/ON[54 0 R]/Order[]/RBGroups[]>>/OCGs[54 0 R 103 0 R]>>/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences 52 0 R>>
эндообъект
102 0 объект
>/Шрифт>>>/Поля 107 0 R>>
эндообъект
53 0 объект
>поток
приложение/pdf

  • Администратор
  • PC3167_FinalPaper_2016-11-03_23.31.19_ONJZOO
  • 2016-12-08T22:28:18+08:00pdfFactory Pro www.pdffactory.com2016-12-21T14:18:41+01:002016-12-21T14:18:41+01:00pdfFactory Pro 3.50 (Windows XP Professional) UUID: d0a86b6e-c86e-449a-b415-4d1823be0314uuid:608429a6-fc70-4578-be41-3809f173af7b

    конечный поток
    эндообъект
    3 0 объект
    >
    эндообъект
    52 0 объект
    >
    эндообъект
    5 0 объект
    >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Тип/Страница>>
    эндообъект
    13 0 объект
    >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC]/XObject>>>/Тип/Страница>>
    эндообъект
    16 0 объект
    >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC/ImageI]/XObject>>>/Type/Page>>
    эндообъект
    29MխRvZ%!Iy,[OmeT[(dC»|hTT7Т#5Ac1m`>d5+
    H/.