Содержание
Снятие и ремонт головки блока цилиндров двигателя УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки между головкой и блоком цилиндров, а также для ремонта
Подготавливаем автомобиль для выполнения задания
Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя
Снимаем карбюратор
Снимаем промежуточный рычаг с тягами управления карбюратора
Отсоединяем шланг вакуумного усилителя тормозов
Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора
Отсоединяем шланг от крана отопителя
Вынимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания
Снимаем ремень привода со шкива насоса гидравлического усилителя тормозов
С помощью ключа на 13 откручиваем гайку заднего крепления кронштейна насоса ГУР
Ключом на 17 откручиваем две гайки переднего крепления
Снимаем кронштейн вместе с насосом
Отсоединяем наконечник провода от датчика указателя температуры и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости
Снимаем верхний шланг радиатора
Отсоединяем шланги от корпуса термостата
Снимаем ось коромысел и вынимаем штанги толкателей
С помощью головки на 17, в последовательности обратной затяжке, равномерно откручиваем гайки крепления головки блока цилиндров
Снимаем со шпилек кронштейн крепления корпуса воздушного фильтра
Снимаем монтажную проушину
Снимаем головку блока цилиндров
Вынимаем прокладку головки блока цилиндров и тщательно прочищаем ее
С помощью линейки и щупа проверяем плоскостность головки блока.
Прикладываем линейку к плоскости головки в двух направлениях по диагоналям
Зазор при измерении должен составлять не более 0,1 мм
Если зазор превышает этот размер, то ее нужно шлифовать, либо заменить
При установке головки нужно ставить новую прокладку, натерев ее с обеих сторон графитовым порошком
Резьбу шпилек нужно смазать графитной смазкой или ШРУС-4
Затягиваем головку согласно рисунку. Момент затяжки 9-9,4 кгсм
Снимаем головку блока цилиндров, как уже описывалось выше
Снимаем впускной трубопровод и выпускной коллектор, как описано в статье «Как снять впускной и выпускной коллектор двигателя»
С помощью ключа на 13 откручиваем две гайки крепления корпуса термостата
Снимаем корпус термостата
Снимаем прокладку
Ключом на 24 откручиваем кран отопителя
Снимаем кран отопителя
Откручиваем четыре болта ключом на 12 крепления задней крышки головки блока
Снимаем крышку с прокладкой
Рассухариваем клапана и снимаем маслоотражательные колпачки
Вынимаем клапана из направляющей втулки
Притирка клапанов
Притираем клапана при их замене или установке в новую головку блока цилиндров
На фаску клапана наносим притирочную пасту и устанавливаем в соответствующую втулку головки
Закрепляем на ножке клапана приспособление для притирки и, прижимая клапан к седлу, поворачиваем его в обе стороны
Притирку продолжаем до тех пор, пока уплотняющая фаска клапана полностью по всей ширине и длине не станет матовой и чистой
Также должна выглядеть фаска на седле клапана
Стираем ветошью с клапана и седла остатки пасты
Устанавливаем клапан и детали его крепления на место и заменяем маслоотражательный колпачок
Таким же образом притираем все клапана
Ремонт ГБЦ ЗМЗ-409 УАЗ Патриот
В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке или замене седел клапанов
При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.
Вам потребуются: шестигранник «на 8», ключ «на 10», приспособления для сжатия клапанных пружин и притирки клапанов.
Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора
Снимите головку блока цилиндров (см. «Прокладка ГБЦ ЗМЗ-409 УАЗ Патриот»).
Снимите впускную трубу.
Снимите выпускной коллектор (см. «Прокладка выпускного коллектора ЗМЗ-409 УАЗ Патриот»).
Выверните болты 1 и снимите заднюю крышку 2 головки блока.
Снимите прокладку крышки.
Извлеките гидротолкатель из гнезда головки блока цилиндров.
Примечания
Гидротолкатели удобнее вынимать с помощью магнита или присоски.
Гидротолкатели нельзя менять местами, поэтому перед снятием их нужно промаркировать, чтобы при сборке установить на свои места.
Хранить гидротолкатели следует в том же положении, в каком они установлены на клапанах, чтобы из них не вытекло масло.
Установите на головку блока приспособление для сжатия пружин клапанов.
Сжав пружины клапанов с помощью приспособления, выньте сухари клапана.
Затем, постепенно ослабляя нажатие на ручку приспособления, полностью разожмите пружины клапана.
Снимите приспособление с головки блока. Выньте тарелку пружин клапана.
Затем выньте наружную и внутреннюю пружины клапана.
Снимите специальным съемником маслосъемный колпачок клапана.
Подденьте отверткой и выньте опорную шайбу 1 пружин клапана.
Выньте клапан со стороны камеры сгорания.
Аналогично извлеките остальные клапаны.
Примечание
Перед снятием промаркируйте все клапаны, чтобы при сборке установить их на прежние места
После разборки головки блока цилиндров промойте все детали в бензине, протрите и высушите.
Очистите камеры сгорания и клапаны от нагара.
Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.
Удалите с привалочной поверхности головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.
После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.
Проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами.
Зазор вычисляют как разность диаметров отверстия во втулке и стержня клапана.
Предельно допустимый зазор 0,2 мм.
Если зазор превышает указанное значение, замените клапан и направляющую втулку.
Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.
Устанавливают новые втулки с надетыми на них стопорными кольцами до упора стопорного кольца в поверхность головки блока со стороны отверстия под гидротолкатели.
Перед установкой втулки нужно охладить до —40…—45 °С, а головку блока нагреть до температуры +160…+175 °С.
Втулка должна вставляться в головку блока свободно или с незначительным усилием.
В запасные части поставляют направляющие втулки клапанов трех ремонтных размеров.
Втулки 1-го ремонтного размера — это втулки с увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром, 2-го — с наружным диаметром, равным 14,2+0,053 +0,040 мм, 3-го — с увеличенным на 0,02 мм диаметром второго размера.
При установке втулок 1-го ремонтного размера отверстие под втулку в головке блока растачивать не нужно.
При установке втулок 2-го и 3-го ремонтных размеров нужно расточить отверстие до диаметра 14,2+0,023 —0,050 мм.
После установки новых втулок разверните в них отверстия.
Заменять направляющие втулки клапанов следует в автосервисе, располагающем специальным оборудованием.
Проверьте с помощью металлической линейки и щупов плоскостность привалочной поверхности головки.
Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров посередине, вдоль и затем поперек, а затем щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, замените головку.
Проверьте зазоры в подшипниках распределительных валов (см. Распредвалы УАЗ Патриот).
Проверьте зазоры между гидротолкателями клапанов и каналами под гидротолкатели в головке блока.
Зазор вычисляют как разность диаметров канала и гидротолкателя.
Номинальный диаметр канала под гидротолкатель 35,0+0,025 мм, предельно допустимый — 35,1 мм.
Номинальный диаметр гидротолкателя 35,0—0,025 —0,041 мм, предельно допустимый — 34,95 мм.
Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Если зазор превышает указанное значение, замените гидротолкатель. Если и это не даст положительного результата, замените головку блока.
Осмотрите клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, при короблении головки клапана, прогорании и деформации стержня клапан необходимо заменить.
Незначительные риски на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой (см. Притирка клапанов УАЗ Патриот).
Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные и с трещинами пружины замените.
Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора.
Проверьте на наличие деформаций фланцы для впускной трубы и выпускного коллектора, деформированную головку замените.
Отремонтируйте поврежденные резьбовые отверстия прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).
Профиль седла клапана двигателя ЗМЗ-409.10: А — седло впускного клапана; В — седло выпускного клапана
Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и пр. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской.
Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и др.) можно вывести притиркой клапанов
Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием. Работу следует проводить в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование.
Если значительные дефекты седел не удается устранить шлифовкой, замените седла.
После шлифования проверьте биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.
Притрите клапаны. Затем тщательно очистите и продуйте сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.
Следует учесть, что после шлифования седло клапана глубже садится в седло. Поэтому после шлифования нужно измерить расстояние между торцом стержня клапана, прижатого к седлу, и осью распределительного вала.
Если это расстояние меньше 35,5 мм, замените головку блока, так как в этом случае нарушается нормальная работа гидротолкателей клапанов.
Проверьте соосность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте клапан в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните.
По следам краски на фаске седла можно судить о соосности расположения клапана и седла.
Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.
Замените маслосьемные колпачки независимо от их состояния.
Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.
Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию.
Примечание
Проверьте герметичность клапана. Установите его в головку блока вместе с пружинами и сухарями.
После этого положите головку блока набок и залейте керосин в канал, закрываемый клапаном.
Если в течение 10 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.
Всегда заменяйте новыми прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы (ресивера) и выпускного коллектора, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.
Снятие и ремонт ГБЦ двигателя УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Снимаем ГБЦ для замены прокладки между головкой и блоком цилиндров, а также для ремонта
Подготовка автомобиль под задачу
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя
Снятие карбюратора
Снятие промежуточного рычага с тягами управления карбюратором
Отсоединение шланга вакуумного усилителя тормозов
Отсоединить выхлопную трубу от выпускного коллектора
Отсоединить шланг от крана отопителя
Снять наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания
Снять приводной ремень со шкива насоса усилителя тормозов
Ключом на 13 отвернуть гайку заднего крепления кронштейна насоса ГУР
Ключом на 17 отвернуть две гайки переднего крепления
Снять кронштейн вместе с насосом
Отсоединить наконечник провода от датчика указателя температуры и индикатора перегрева охлаждающей жидкости
Снять верхний шланг радиатора
Отсоединить шланги от корпуса термостата
Снять ось коромысла и вынуть толкатели
Головкой на 17 в обратной последовательности затяжки равномерно отвернуть гайки крепления ГБЦ
Снять кронштейн крепления корпуса воздушного фильтра со шпилек
Снять монтажную проушину
Снять головку блока цилиндров
Снять прокладку ГБЦ и тщательно очистить ее
С помощью линейки и щупа проверяем плоскостность головки блока.
Приложите линейку к плоскости головки в двух диагональных направлениях
Измерительный зазор должен быть не более 0,1 мм
Если зазор превышает этот размер, то его необходимо отшлифовать или заменить
При установке головки необходимо поставить новую прокладку, притерев ее с обеих сторон графитовым порошком
Резьбу шпилек необходимо смазать графитной смазкой или ШРУС-4
Затянуть головку согласно картина. Момент затяжки 9-9,4 кгсм
Снять головку блока цилиндров, как описано выше
Снять впускной и выпускной коллекторы, как описано в статье «Как снять впускной и выпускной коллектор двигателя»
с использованием 13 -х гаечного ключа, открутите две гайки, обеспечивающие корпус термостата
Снимите корпус термостата
Снимите прокладку
Используйте 24 ключ для некраси кран отопителя
Откручиваем ключом на 12 четыре болта крепления задней крышки головки блока
Снимаем крышку с прокладкой
Просушить клапана и снять маслосъемные колпачки
Снять клапан с направляющей втулки
Притирка клапанов
Притирку клапанов при замене или установке в новую ГБЦ
Нанесение притирочной пасты к фаске клапана и устанавливаем в соответствующую втулку головки
Закрепляем притирочный инструмент на стержне клапана и, прижимая клапан к седлу, поворачиваем его в обе стороны
Продолжаем притирку до тех пор, пока уплотнительная фаска клапана полностью по всей ширине и длине не станет матовой и чистой
Фаска на седле клапана тоже должна выглядеть как клапан и седло
Устанавливаем клапан и детали его крепления на сотку и заменяем сальник
Таким же образом притираем все клапана
Ремонт ГБЦ УАЗ-3151
Основные дефекты цилиндра головки, подлежащие ремонту, включают: коробление плоскости контакта с блоком цилиндров, износ седел и направляющих клапанов
Непрямолинейность плоскости головки, соприкасающейся с блоком, при проверке ее на контрольной пластине щупом не должна быть более 0,05 мм.
Устранить незначительное коробление головки (до 0,3 мм) зачисткой рубанка по краске. При короблении более 0,3 мм головка должна быть отшлифована.
Восстановление герметичности клапанов и замена втулок клапанов
Нарушение герметичности клапанов при правильных зазорах между стержнями клапанов и коромыслами, а также при правильной работе карбюратора и системы зажигания выявляется по характеристике хлопает из глушителя и карбюратора.
Двигатель работает с перебоями и не развивает полную мощность.
Восстановить герметичность клапанов путем притирки рабочих фасок клапанов до седла.
При наличии раковин, кольцевых выработок или отметин на рабочих фасках клапанов и седел, которые невозможно удалить притиркой, шлифовать фаски и затем притирать клапаны к седлам. Замените клапаны с деформированными головками.
Рис. 1. Притирка клапанов
Притирка фасок клапанов пневматической или электродрелью модели 2213, 2447 ГАРО или вручную с помощью скобы.
Притирку следует производить возвратно-вращательными движениями, при которых клапан поворачивается в одну сторону немного больше, чем в другую.
На период притирки под клапан установить спусковую пружину с небольшой упругостью.
Внутренний диаметр пружины должен быть около 10 мм. Пружина должна немного приподнять клапан над седлом, и при легком нажатии клапан должен сесть на седло.
Прибор соединяется с клапаном с помощью резиновой присоски, как показано на рис. 2.
Для лучшего прилегания присоски к клапану их поверхности должны быть сухими и чистыми.
Для ускорения притирки используйте притирочную пасту, состоящую из одной части микропорошка М20 и двух частей моторного масла.
Тщательно перемешать перед использованием.
Притирка до появления равномерной матовой фаски на рабочих поверхностях седла и тарелки клапана по всей окружности.
Ближе к концу притирки уменьшить количество микропорошка в притирочной пасте.
Завершить притирку только чистым маслом. Вместо притирочной пасты можно использовать наждачный порошок № 00, смешанный с моторным маслом.
Для шлифования рабочих фасок клапанов рекомендуется использовать шлифовальные станки типа Р-108 или ОПР-1841 ГАРО.
При этом зажать шток клапана в центрирующем патроне передней бабки, который устанавливается под углом 44°30′ к рабочей поверхности точильного камня.
Уменьшение угла наклона головки клапана на 30 футов по сравнению с углом наклона седла ускоряет приработку и улучшает герметичность клапана.
Снимите минимальное количество металла с головки клапана при шлифовке.
Высота цилиндрического пояска рабочей фаски клапанной тарелки после притирки должна быть не менее 0,7 мм, а соосность рабочей фаски относительно штока — в пределах 0,03 мм от суммарных показаний индикатора.
Биение штока клапана — не более 0,02 мм. Заменить клапаны с большим биением на новые.
Не перетачивайте стержни клапанов на меньший размер, так как потребуется изготовление новых сухарей для пружин клапанов.
Рис. 2. Шлифовальный станок для седел клапанов
Срежьте фаски на седлах под углом 45°, коаксиально отверстию во втулке. Ширина фаски должна быть 1,6–2,4 мм.
Рекомендуется использовать инструмент, показанный на рис. 2.
Отшлифуйте седло без притирочной пасты или масла, пока камень не покроет всю рабочую поверхность.
После черновой обработки замените камень на более мелкий и закончите шлифовку седла.
Биение фаски относительно оси отверстия втулки клапана не должно превышать 0,03 мм.
Замените изношенные седла новыми.
Запасные части поставляются с седлами клапанов, имеющими наружный диаметр больше номинального на 0,25 мм.
Снимите изношенные седла с головки с помощью зенковки.
После снятия седел расточить головку с гнездом для выпускного клапана до диаметра 38,75+0,025 мм и для впускного клапана до диаметра 49,25+0,25 мм.
Перед прессовкой сидений нагрейте головку блока цилиндров до 170°C и охладите сидения сухим льдом.
Быстро запрессуйте фитинг, не допуская нагрева седла. Охлажденная голова плотно охватывает седла.
Для увеличения прочности седла загерметизируйте наружный диаметр седла плоской оправкой, чтобы заполнить скос седла.
Затем отшлифуйте до нужного размера и притрите.
Если износ стержня клапана и направляющей втулки настолько велик, что зазор в их соединении превышает 0,25 мм, то восстановить герметичность клапана можно только после замены клапана и его втулки.
Клапаны номинальных размеров поставляются в качестве запасных частей, а направляющие втулки поставляются с уменьшенным на 0,3 мм внутренним диаметром для последующей их рассверловки до окончательного размера после запрессовки в головку блока цилиндров.
Запрессованные втулки рассверлить до диаметра 9+0,022 мм.
Стержень впускного клапана имеет диаметр 9 -0,050 -0,075 мм, выпускной клапан 9 -0,075 -0,095 мм, поэтому зазоры между штоками впускных и выпускных клапанов и втулками должны быть 0,050-0,097 мм и 0,075-0,117 мм соответственно.
Рис. 3. Выбивание втулок клапанов: А — закалить указанную поверхность
Выпрессовать изношенные направляющие втулки из головки блока цилиндров с помощью выколотки, показанной на рис. 3.
Надавите на новую втулку со стороны коромысла тем же кернером, пока она не упрется в стопорное кольцо на втулке.
В этом случае, как и при запрессовке седел клапанов, головку блока цилиндров нагреть до температуры 170°С, а гильзу охладить сухим льдом.
После замены втулок клапанов отшлифуйте седла (центрируя отверстия во втулках), а затем притрите к ним клапаны.
После притирки седел и притирки клапанов тщательно промойте все каналы и места, куда мог попасть абразив, и продуйте сжатым воздухом.
Втулки клапанов — металлокерамические, пористые.
После отделки и мытья пропитать их маслом. Для этого вставьте в каждый рукав войлочный фитиль, пропитанный веретенным маслом, на несколько часов.
Перед сборкой смажьте стержни клапанов тонким слоем смеси, приготовленной из семи частей масляного коллоидно-графитового препарата и трех частей моторного масла.
Замена пружин клапанов
Возможными неисправностями пружин клапанов, проявляющимися в процессе эксплуатации, могут быть: снижение эластичности, обрывы или трещины в витках.
Проверить упругость клапанных пружин при разборке клапанного механизма.
Усилие, необходимое для сжатия новой пружины клапана высотой до 46 мм, должно быть 267–310 Н (27,3–31,7 кгс), а до 37 мм – 686–784 Н (70–80 кгс).
Если усилие сжатия пружины высотой до 46 мм менее 235 Н (24 кгс), а до 37 мм менее 558,6 Н (57 кгс), то такую пружину заменить на новую.
Пружины с разрывами, трещинами и следами коррозии заменить на новые.
Замена толкателей
Направляющие отверстия в блоке для толкателей немного изнашиваются, поэтому восстановите номинальный зазор в этом сопряжении заменой изношенных толкателей.
В качестве запасных частей поставляются толкатели только номинального размера.
Подобрать толкатели к отверстиям с зазором 0,040–0,015 мм.
Толкатели в зависимости от величины наружного диаметра делятся на две группы и маркируются клеймением: № 1 — при диаметре толкателя 25 -0,008 -0,015 мм и № 2 — при диаметре толкателя 25 -0,015 -0,022 мм.
Правильно подобранный толкатель, смазанный жидким минеральным маслом, должен плавно опускаться под собственным весом в гнездо блока и легко в нем поворачиваться.
Заменить толкатели при радиальных задирах, износе или выкрашивании рабочей поверхности на торцах пластин.
Рис. 4. Порядок затяжки гаек головки блока цилиндров
Подтягивать гайки головки блока цилиндров следует после обкатки автомобиля, через 1000 км пробега и после каждого снятия головки.
Затягивать гайки только на холодном двигателе в последовательности, указанной на рис. 4 в два приема.
Окончательный момент затяжки 71,5–76,5 Нм (7,3–7,8 кгс·м). При необходимости очистите головку цилиндров, днища поршней и впускные клапаны.
На исправном, неизношенном двигателе при использовании качественного топлива и масла и соблюдении надлежащего теплового режима нагар небольшой.