Содержание
Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402
На двигателе типа ЗМЗ-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания
Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.
Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя.
В бегунке установлен помехоподавительный резистор.
Датчик-распределитель зажигания: 1 — корпус; 2 — грузик центробежного регулятора; 3 — винт крепления подшипника; 4 — вакуумный регулятор; 5 — пружина вакуумного регулятора; 6 — диафрагма; 7 — штуцер; 8 — магнитопровод ротора; 9 — постоянный магнит ротора; 10 — ротор; 11 — крышка; 12 — помехоподавительный резистор; 13 — выводы; 14 — центральный контакт; 15 — бегунок; 16 — фильц; 17 — винт крепления ротора: 18 — обмотка статора; 19 — винт крепления статора; 20 — статор; 21 — магнитопровод обмотки статора; 22 — опора статора; 23 — подшипник; 24 — пружина грузика; 25 — упорные шайбы; 26 — втулка; 27 — валик; 28 — пластина октан-корректора; 29 — шайба; 30 — пружинное кольцо; 31 — штифт; 32 — муфта привода.
Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°.
Для этого на двигателе ЗМЗ-402 (рис. 1) совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).
Для двигателя УМЗ-4215 (рис. 2) выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.
Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра (рис. 3).
В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра.
Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал.
Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия.
Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора (рис. 4).
Устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы) (рис. 5).
Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора (рис. 6).
Поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре).
Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт (рис. 7).
Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров – считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1–2–4–3.
После того как вы все сделали, проверьте правильность установки момента зажигания на ходу автомобиля.
Заводим двигатель, прогреваем и когда уже переключили на четвертую передачу при скорости 50 – 60 км/час, резко нажимаем на газ.
Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно – на 1–3 с – момент зажигания выбран правильно.
Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление.
Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.
Техническая характеристика системы зажигания
Порядок работы цилиндров 1–2–4–3
Направление вращения ротора распределителя против часовой стрелки
Угол опережения зажигания max, град:
- — центробежный регулятор 15–18
- — вакуумный регулятор 8–10
Зазор свечи зажигания, мм 0,8
Сопротивление резистора бегунка*, кОм 5–8
Сопротивление наконечника свечи, кОм 4–7
Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм 8–13
Сопротивление обмотки статора, кОм 0,4–0,45
* На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом
Регулировка зажигания при помощи стробоскопа
Правильно выставленный угол опережения зажигания — залог стабильной устойчивой работы всего мотора. Более того, от зажигания напрямую зависит и расход топлива. В данной статье предлагаю рассмотреть вариант оптической настройки мотора вашего автомобиля с применением стробоскопа.
Для этой процедуры вам потребуются следующие инструменты:
1. Стробоскоп.
2. Обычный набор автомобильных инструментов.
3. Перчатки диэлектрические.
Теперь более подробно.
Прежде всего, необходимо выгнать машину из гаража. Желательно, чтобы не было никаких световых помех, к примеру, слепящего или бликующего солнечного света, лучше всего делать данную работу во второй половине дня. Внимательно осмотрите стробоскоп на предмет отсутствия на его корпусе каких-либо механических повреждений. Следует понимать, что от контакта с цепью высоковольтного преобразователя стробоскопа вы можете получить серьезные травмы.
Далее заглушите мотор, после чего используя зажимы (обязательно соблюдайте полярность), подсоедините прибор к аккумулятору. Будьте внимательны, чтобы не дай Бог не произошло короткого замыкания, это может произойти в случае неправильного подключения контактных проводов. Для того чтобы избежать неприятностей ознакомьтесь с инструкцией, которая прилагается к прибору. Затем закрепите сигнальный кабель на проводе, который соединен со свечей первого цилиндра, образовав тем самым емкостную связь с устройством.
Провода необходимо расположить таким образом, чтобы исключить их попадание во вращающиеся части машины. Теперь вам необходимо найти на шкиве или маховике коленвала отметку, сделанную белой краской. После этого необходимо определить такую же маркировку на корпусе силового агрегата. Соблюдайте технику безопасности, снимите с себя любые металлические предметы: цепочка, браслет, часы, и т.д. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Далее оденьте приготовленные ранее диэлектрические перчатки. Убедитесь в отсутствии любого контакта движущихся механизмов с частями тела или какими-нибудь элементами одежды. После этого произведите запуск двигателя автомобиля и позвольте ему поработать, дождитесь стабилизации оборотов на холостом ходу. Затем немного ослабьте крепежный болт, который предотвращает поворот трамблера.
Едем дальше. Возьмите стробоскоп и направляйте его лампу на шкив коленвала, чтобы осветить метку на корпусе и риску, имеющуюся на двигателе. Медленно, не спеша поверните корпус трамблера, добиваясь максимального совпадения маркировочных меток. Когда все совпало мотор можно заглушить и отключить стробоскоп. Теперь произведите фиксацию корпуса трамблера, при помощи затяжки болта крепления.
Теперь можно испытать машину в действии. Для того чтобы проверить правильность регулировки зажигания, разгоните машину до 50 км/час на ровном участке дороги. Затем резко нажмите на газ, в случае появления детонационных стуков, которые будут длиться не дольше двух секунд, можно смело сделать заключение, что работа по регулировке зажигания стробоскопом — удалась. Закрываем капот, складываем инструмент и наслаждаемся положительным результатом.
Как снять и установить датчик распределителя зажигания УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Снимаем датчик распределителя зажигания для ремонта, а также для замены
Снятие высоковольтных проводов с крышка
Чтобы не перепутать, отмечаем их положение. Гнездо в крышке для провода первого цилиндра помечено цифрой 1
Освободите два пружинных фиксатора и снимите крышку
Снимите ползунок, потянув его вверх
Установите новый ползунок и крышку на место.
Подсоединяем высоковольтные провода к крышке, соблюдая порядок работы цилиндров 1-2-4-3, начиная с вывода «1» против часовой стрелки.
Крышку можно установить только в одном положении.
При сборке проверить совмещение выступа крышки с прорезью на корпусе распределителя.
Смазка датчика распределителя
Снимите крышку и ползунок датчика распределителя, как описано выше.
Снимите войлок со втулки ротора.
Добавьте четыре-пять капель моторного масла на втулку ротора. датчик-распределитель
Снятие датчика-распределителя
Снять крышку распределителя с высоковольтными проводами
Снять шланг вакуумного регулятора
Ключом на 7 отвернуть гайку крепления наконечника низковольтного провода
Ключом на 10 отвернуть болт крепления октан-корректора
И вынуть распределитель
Установить датчик-распределитель в обратном порядке
Прорезь в упорной втулке приводного вала смещена относительно оси вращения и совмещена с муфтой датчика-распределителя только в одном положении
Разборка датчика распределителя
Снимите датчик-распределитель, как описано выше
Снимите ползунок с датчика-распределителя и отверните три винта
Вытащите изолятор из паза корпуса
Снятие статора
Мы откручиваем два винта, снимаем вакуумный регулятор
Откручиваем два винта опоры статора
Отмечаем взаимное расположение ротора и муфты на ролике
Извлеките фильтр
Удерживая вал за муфту привода от проворачивания, отверните винт
Снимите ротор с вала опора двигателя в сборе с подшипником
Поддеваем отверткой и снимаем пружинное кольцо
С помощью бородки выталкиваем штифт из отверстия ролика
И, сняв муфту с шайбами, вынимаем ролик в сборе с центробежным регулятором
Перед сборкой датчика-распределителя смажьте валик и его подшипники смазкой ЦИАТИМ-201 или № 158, на фильтр нанесите 1–2 капли моторного масла.
Датчик собираем в следующем порядке: устанавливаем ролик и опору статора в корпус датчика.
Надеваем шток регулятора вакуума на опорный штифт
Устанавливаем статор и, следя за тем, чтобы шток регулятора не отрывался от штифта, затягиваем два винта крепления статора
Дальнейшая сборка осуществляется в обратном порядке
Проверить совпадение меток на роторе и муфте, при необходимости повернуть муфту на ролике на 180°
Ремонт пластины разности токов ползуна
При ремонте изношенный бегунок в распределителе зажигания путем напайки латунной полоски на токопроводящую пластину, трудно определить необходимый размер от оси бегунка до его края.
Если полоска окажется короче, то эффекта от ремонта мы не получим, а если длиннее, то пластина будет касаться штифтов крышки.
Для определения этого размера перед ремонтом положите на торец токоведущей пластины кусочек пластилина и после установки крышки трамблера проверните коленчатый вал.